Арт-терапия в работе с детьми

Сегодня обсуждаем тему: арт-терапия в работе с детьми с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Арт-терапия в работе с детьми

Арт-терапи́я — метод психотерапии, использующийся для лечения и психокоррекции (художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое).

Арт-терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению — с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате ребенок правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности.

АРТ-ТЕРАПИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ:

— активизировать психические процессы (память, речь, мышление, воображение, речь, восприятие).

— отработать коммуникативные навыки (сотрудничества и взаимной эмпатии)

— снизить психоэмоциональное напряжение, тревожность

— корректировать агрессивные проявления, черт характера, препятствующих общению

— обучить способам саморегуляции эмоциональных состояний

— отработать пластику тела, развивать чувственное восприятие

В игре и работе с ребенком необходимо:

— поддерживать в нем достоинство

— говорить о ситуации, поступке, его последствиях, а не о личности и характере ребенка

— отмечать сдвиги в личностном росте ребенка посредством сравнения его с его же поступками

— избегать навязывания, вопреки желанию ребенка, способа деятельности и поведения и отказаться от негативных оценочных суждений, ярлыков (отрицательного программирования).

    — Приемы игровой терапии (Клаус Фопель «Психологические игры и упражнения»).
    — Приемы элементарной библиотерапии с использованием отечественных и зарубежных литераторов.Приемы музыкотерапии. Музыка уменьшает произвольный контроль за речью. Произведение способствует поднятию эмоционального и мышечного тонуса. Также вовлекает процесс пения в подражание известным певцам. Сопровождать голосом действия ребенка (любимая песня, созвучная его настроению). Для робких детей используется более спокойная музыка.
    — Песочная терапия.
    — Ниткография.
    — Рисование красками, лепка из глины, пластилина (рисование пальцем, рисунок негативного переживания). Поделки из соленого теста и клея ПВА, разукрашивание гуашью.
    — Сказкотерапия.«Карта сокровищ» (или доска визуализации). Лист делится на 4 сектора и выбираются любые картинки из детских журналов, открыток и клеятся на лист.

Значимые люди Кем хочет стать в будущем

Дом Увлечение, хобби

Цветотерапия. Игра «Домики» (палатки) для снятия эмоционального напряжения (8 цветов).

— Театрализация. Например, выбирается любая маска (Баба Яга, кот, Пьеро), затем следует обыгрывание ролей, затем фотографирование.

— Танцевальная терапия (дикий/плавный танец под музыку).

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ И ЗАМКНУТЫМИ ДЕТЬМИ

Изот

ерапия:
  • Восковой рисунок
  • Пластилиновая живопись
  • Изображение своего настроения
  • Рисование страхов
  • Кляксография
  • Рисование по точкам «Озорные рисунки» (упражнение в парах)

Давать ведущую роль в игре.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ:

Дать ребенку выговориться.

Работа с пластилином и глиной (вылепить гнев).

Музыкотерапия (чаще классическая музыка Моцарта и Баха).

Работа с бумагой и красками (лучше акварель):

  • рисунок на асфальте
  • наскальная живопись
  • рисунок на стекле
  • выдувание соломинкой
  • изображение своего настроения
  • пальцевая живопись

Рвать бумагу или газету.

[3]

Занятия спортом (плавание, бег, теннис). С осторожностью нужно относиться к боевым искусствам.

Побить боксерскую грушу (или любой неодушевленный предмет).

РАБОТА С ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ

Вылепить из глины или пластилина свой страх.

«Рисование «в воздухе».

Работа с глиной:

  • сжимание
  • разглаживание
  • формообразование (оберега, амулета)
  • сплющивание

Дорисовка «защитного объекта».

Уничтожение зла (скомкать, разрезать, порвать).

Дорисовка интересных, интригующих деталей (сюрприз).

превращение «страшного в «смешное» (черные кляксы).

Пазлы из рисунка страха.

Развитие (дорисовка) ситуации с возможными последующими решениями.

Украшение мрачного, преобразование в красивое.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Поделки из природного материала.

Рисование по точкам.

Рисование штрихами.

Работа с пластилином и глиной.

Музыкотерапия (спокойная классическая или инструментальная музыка, звуки природы).

  • Работа с бумагой и красками (лучше акварель):
  • выдувание соломинкой
  • наскальная живопись
  • изображение своего настроения
  • пальцевая живопись

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ

  1. Ритмы пальцами, ладонями.
  2. Прослушивание классической музыки (В.А. Моцарт, Л. Бетховена, И.С. Баха).
  3. Музыка со звуками природы.
  4. Релаксационная музыка.

  1. Фопель К. «Психологические игры и упражнения».
  2. Огненко Н.М. «Я, ты и тигр».

Арт-терапия при работе с детьми

Арт-терапия как способ коррекции психического состояния возник давно, еще в конце 19-го века. Именно тогда врачи, наблюдая за пациентами психиатрических клиник, обратили внимание, что при кризисе больные начинали рисовать. Стало очевидно, что это простое занятие помогает им успокоиться и найти утерянный внутренний контроль и гармонию. За последние пару десятилетий техники арт-терапии значительно расширились, не ограничиваясь рисованием и сферой психиатрии. Техника стала применяться врачами при соматических заболеваниях, а также педагогами для развития и воспитания разновозрастных детей.

Читайте так же:  Слова - паразиты

Теория арт-терапии

Арт-терапия — это методика в психологии и педагогике, построенная на использовании творчества и предметов изобразительного искусства. Несмотря на все разнообразие используемых методов, их объединяют следующие признаки:

  • пациент/ребенок — это, прежде всего, личность, которая стремится к самовыражению и саморазвитию;
  • процесс создания образов на занятии — способ коммуникации между личностью и специалистом, отражение бессознательного.

Теоретическую базу техники заложил З. Фрейд, впервые высказав предположение, что творчество имеет много общего со снами. Именно в творчестве исчезают рамки сознательного, позволяя человеку опосредованно реализовать свои неудовлетворенные потребности и снять напряжение. В данном случае творчество — это естественное желание выразить самого себя, рассказать миру о своих ощущениях и мыслях. Благодаря этому, применение арт-терапии помогает:

  • выразить свои чувства, вызванные какими-либо событиями, снять психологическое напряжение;
  • найти свой способ общения с окружающим миром;
  • принять и осознать неповторимость, значимость своей личности;
  • научиться адаптироваться к изменяющимся условиям во внешнем мире.

При работе с методикой специалист анализирует не только конечный результат, но и обращает внимание на процесс, выбор материалов, технику, реакцию участников. Опытный детский психолог учитывает даже значение цветов в арт-терапии. Но первоочередная его задача — создать максимально комфортные условия для участников, чтобы они могли полностью погрузиться в процесс и не думать о художественной ценности результата.

Все занятия арт-терапии, независимо от целей, состоят из двух частей:

  • творчество,
  • интерпретация и обсуждение.

Важно: в арт-терапии итоговый результат не рассматривается с точки зрения эстетической ценности, а объект терапии не должен обладать какими-либо навыками или талантами.

Арт-терапия в работе с детьми

Основы артпедагогики и арт-терапии были заложены еще в Древней Греции. Сегодня арт-терапия в работе с детьми используется в нескольких целях:

Воспитательная
В данном случае, занятия по арт-терапии для дошкольников проводятся в групповом формате. Основная их цель — научить детей взаимодействовать, быть корректными и проявлять уважение к чужому труду. Дополнительная задача — установка контакта и взаимопонимания со взрослым Коррекционная Коррекция нежелательных форм поведения. Применяется, если из-за особенностей воспитания, эмоциональных травм у ребенка наблюдаются некоторые отклонения в развитии эмоционально-волевой стороны личности Психотерапевтическая О целебном потенциале положительных эмоций известно давно. По мнению К. Юнга, творчество запускает процесс самоисцеления психики человека Диагностические Наиболее мягкий способ определить состояние ребенка, его переживания, страхи. В процессе выявляются стороны личности и проблемы, которые требуют дальнейшей коррекции Развивающие В данном случае арт-терапия учит разбираться в самом себе, справляться с поставленными сложными задачами, видеть нетрадиционные методы решения

Арт-терапия активно используется в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такому ребенку сложно воспринимать информацию, поступающую из внешнего мира. Из-за своих особенностей он не в состоянии увидеть целостную картину, а значит, и осознать свое место в мире. Без коррекции контакт с окружающим миром со временем станет деструктивным, а полноценная социализация будет невозможна. Технологии арт-терапии с детьми с ОВЗ помогают активизировать скрытые ресурсы и компенсировать недостающие возможности. Программа по арт-терапии для детей с ОВЗ создается индивидуально, на основе диагноза и возможностей каждого ребенка. При этом для ее реализации огромное значение имеет правильная организация среды. Стандарты, нормы, а также определение того, какая предметно-развивающая среда относится к арт-терапии, закреплены ФГОС.

Высокая результативность арт-терапии в работе с детьми объясняется тем, что эта методика задействует правое полушарие мозга. В современной жизни вербальный способ выражения превалирует, в результате чего логика и левое полушарие более развиты. Арт-терапия же задействует врожденные творческие способности, в результате чего оба полушария развиваются в одинаковой степени. Кроме того, занятия по арт-терапии для дошкольников помогают им осознать себя как личность, разобраться в своих страхах и желаниях, а значит легче приспособиться к жизни и социуму. Ребенок только учится осознавать себя и не всегда еще способен точно объяснить то, что его волнует. Арт-терапия с детьми в мягкой форме помогает разобраться в сути их переживаний. Эта особенность данного метода позволяет эффективно применять его для преодоления возрастных кризисов.

Если речь не идет о терапии или психокоррекции, то занятия с элементами арт-терапии может проводить и человек, не имеющий диплома психолога. В этом случае возможны два вида арт-терапии: работа с готовыми произведениями искусства и творческий процесс. Последний вызывает у детей наиболее сильный эмоциональный отклик.

Задачи арт-терапии в работе с детьми:

  • формирование способностей (творческих, коммуникативных);
  • раскрытие своей индивидуальности, помощь в самопознании;
  • укрепление самооценки и формирование самоуважения;
  • помощь в налаживании социальных связей в детском коллективе;
  • снижение психологического напряжения и стресса;
  • развитие органов чувств и сенсорного восприятия окружающего мира;
  • обучение незнакомым творческим приемам и получение нового опыта.

Работа с детьми по данной методике несколько отличается от арт-терапии взрослых. Особенности арт-терапии дошкольников:

  • атмосфера должна быть доброжелательной и позитивной;
  • обязательное условие для занятий: желание ребенка заниматься творчеством и доверительные отношения со взрослым;
  • педагог/воспитатель/психолог также принимает участие в процессе: рисует, лепит, рассуждает. Это помогает добиться доверия со стороны ребенка, наладить с ним контакт;
  • техники и упражнения подбираются с учетом возраста и интересов;
  • материалы, которые используются, должны быть высокого качества и яркими;
  • негативные оценки под запретом, как со стороны других детей, так и со стороны взрослого;
  • в каждом конечном результате есть что-то ценное, индивидуальное. Похвала и одобрение обязательны.

Важно! При проведении терапевтической сессии, ребенок с первого занятия должен знать продолжительность и количество встреч, правила поведения, а также дать свое согласие на их посещение.

Методы арт-терапии в работе с подростками остаются теми же, с коррекцией на индивидуальные особенности и проблемы.

Читайте так же:  Свободные отношения

Виды арт-терапии и упражнения

При выборе методов и видов арт-терапии в работе с детьми, надо исходить из целей занятий и эмоциональной открытости дошкольника.

Основные направления арт-терапии:

Это самые распространенные и популярные техники арт-терапии. Помимо указанных существует также:

  • глинотерапия,
  • сказкотерапия (арт-терапия и, особенно сказкотерапия, очень эффективна при работе с маленькими детьми в кризисные возрастные периоды),
  • библиотерапия (работа с текстом),
  • тканевая,
  • цветотерапия,
  • куклотерапия,
  • фототерапия,
  • коллаж и многие другие.

Существуют специальные программы арт-терапии, которые использует максимальный набор техник и различных упражнений. Эти программы адаптированы для применения в детских садах, специализированных группах раннего развития, но при желании, материал из них может использовать любой родитель для занятий в домашних условиях.

В последнее время особой популярностью пользуются семейные занятия. Совместное участие в упражнениях позволяет ребенку увидеть в родителе не авторитетного взрослого, а соратника, товарища. Это не только позволяет преодолевать внутрисемейные конфликты, но и укрепляет родственные отношения.

Журнал Педагог

Автор: Мордвинкина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» структурное подразделение им.П.А.Юдина
Населённый пункт: Волгоградская область, город Михайловка
Наименование материала: статья
Тема: «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Дата публикации: 21.09.2017
Раздел: дошкольное образование

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

[1]

Арт-терапия — это метод оказания психологической поддержки посредством художественного

Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит

удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.

Арт-терапия используется в качестве инструмента для обеспечения эмоционального

благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса.

Арт-терапия – это метод воздействия на человека с помощью рисования, танцев, сказок. Все

это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей.

Она способствует самовыражению:

застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха;

гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности.

Арт-терапевтические методы работы с детьми – это безопасный способ разрядки

разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык

подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает

утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.

Цель использования арт-терапии:

-формирование психологического здоровья детей;

психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;

-привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей развитию всех

-развитие эмоционально-нравственного потенциала;

формирование умения выражать свои эмоции;

-развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия;

-развитие творческих способностей.

Арт-терапия включает множество направлений:

Одно из направлений арт-терапии, реализуется при помощи музыки. Использование музыки

может быть активным и пассивным. Музыкотерапия помогает преодолевать внутренние

конфликты и достичь внутренней гармонии.

Предлагаем детям взять инструменты и попробовать сочинить музыку, соответствующую

Инструменты: банки с водой и горохом, с мелкими и крупными камешками, с разными крупами,

с мелким и крупным песком, разные виды бумаги, деревянные и металлические ложки,

колокольчики, расчёски, резиновые шары, бусы.

[3]

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности ребенка. В работе со сказкой,

которая позволяет решить несколько задач одновременно развивать речь, внимание, память,

воображение, активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей,

побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции,

формированию собственных ценностных ориентаций. Сказка позволяет развить у детей умение

чувствовать и понимать другого, воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать,

порадоваться за другого, а также повышает самооценку детей, их уверенность в себе.

Формы работы в сказкотерапии:

Постановка (разыгрывание) сказки

Одно из направлений арт-терапии; развивающая работа с использованием методов

изобразительного искусства. Щадящая методика такой практики позволяет успешно

использовать изотерапию в работе и с маленькими детьми.

Изотерапия помогает ребенку понять самого себя,свободно выразить свои мысли, освободиться

от переживаний. Ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, выражает различные

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого

ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его

Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства,

поэтому в своей работе необходимо применять упражнения цветотерапии, которые позволяют

Видео (кликните для воспроизведения).

снять напряжённость у детей, стабилизировать их настроение. Цветотерапия направлена на то,

чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости.

Нужно расселить «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев

разных по характеру, выражающих разные эмоции) в кружочки или домики разного цвета в

соответствии с представлениями ребенка об этом персонаже. Дети рассказывают почему

расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру,

создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает

Читайте так же:  Психолог - советчик

злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик-

драчун. Дети придумывают невероятные истории. Т.е. работая с цветом, обязательно нужно

уточнить его психологические характеристики.

Можно собраться в кружок, поприветствовать друг друга, рассказать о своем настроении, в

соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет лепестка и помещает

туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию

на другой лепесток, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом можно

провести беседу о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это

прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми,

уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен.

Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в

основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром

[2]

Цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для

него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных

жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Игра проводится для дальнейшего сближения детей и воспитания дружеских,

доброжелательных отношений в группе. В ней создается такая игровая ситуация, в которой

каждый ребёнок может выбрать тот подарок, который ему хотелось бы получить. Все остальные

дети движениями изображают этот предмет; они как бы удовлетворяют желания друг друга. Эта

ситуация создает настроение праздничности и ожидания сюрприза.

Задача ребёнка в игре — передать движениями изображаемую игрушку, сделать это красиво и

выразительно. Решение такой задачи активизирует воображение детей, воспитывает

инициативу, подготавливает к принятию роли и воображаемой ситуации.

Используется как прием частичного освобождения от страхов. Играем с 4-х лет.

Дети становятся в круг, руки свободны. Читают стихотворение В.Кудрявцевой «Страх»,

сопровождая слова движениями, мимикой:

У страха глаза велики,

У страха не зубы – клыки.

Он всех ест и всё пьёт.

У страха желание есть

Схватить, укусить, даже съесть!

Трусишка придумает страх

И жалобно ахает: «Ах!»

А я ничего не боюсь:

Придумаю страх и смеюсь!

Главное достоинство песочной терапии в том, что она позволяет реально создавать картину

мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой

личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.

Игры с песком развивают мелкую моторику, улучшается память, воображение, координация.

Для общей активизации и развития сенсорно-моторной сферы детей можно использовать

свободные движения по песку сверху вниз, слева направо,

правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;

«Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что

ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

«Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают

«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию

«Чудовище на острове». Надо обойти чудовище и не коснуться его – оно может проснуться

(поставить или закопать в песок игрушку).

«Следы на песке». Сухой и мокрый песок, оставляем следы, делаем выводы.

«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить

«Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли

«Легкий ветерок». Потихоньку дуем через трубочки для сока. Наблюдаем за песчинками.

Арт-терапевтические техники не имеют противопоказаний, безболезненны и не опасны,

приемлемы для детей и взрослых!

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она

предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру

Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции,

помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную

Арт-терапия оказывает эффективное действие на людей любого возраста. Она помогает

избавляться от негативных эмоций, повышает собственную самооценку, учит самостоятельно

находить выход из сложной ситуации, развивает творческие способности.

Начать занятия арт-терапией можно в любой момент, так как особой подготовки на это не

нужно. Различные методики применяются как индивидуально, так и в групповой терапии.

В арт-терапии множество различных методов, которые воздействуют на состояние человека,

оказывают психологическую помощь. В их основе находятся различные виды арт-терапии,

связанные с творческой деятельностью. Каждый может выбрать свой метод. Все они оказывают

хорошую помощь и при этом не требуют серьезных материальных затрат.

Если вы не можете справиться с агрессией или гневом, впали в уныние или просто хотите

поднять настроение, арт-терапия станет замечательным способом в решении ваших проблем.

Арт-терапия для дошкольников и подростков

Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками и подростками психологи используют такой метод работы, как арт-терапия. Его популярность растёт с каждым днём, а результативность не прекращает удивлять родителей и детей.

Арт-терапия для детей

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия в переводе с английского языка – «лечение искусством». Для малышей и взрослых арт-терапия представляет собой некий комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния.

Впервые арт-терапия с детьми была применена в США после Второй мировой войны. Тогда этот метод использовали для диагностики и выявления проблем у детей, которых вывезли из концлагерей. Сегодня арт-терапия не только не потеряла свою популярность, но и получила куда более широкое применение. С развитием психологической практики прогрессировали методы работы с людьми, которые нуждались в коррекции своего психологического состояния.

Читайте так же:  Персона и тень внутренняя интеграция

Задачи детской арт-терапии

Как известно, левое полушарие отвечает за логическое мышление. Правое служит пусковым механизмом для процессов, которые помогают подлинно выразить чувства и переживания с помощью искусства и творчества. Занятия арт-терапией с детьми позволяют синхронизировать работу обоих полушарий. И в итоге совместная работа полушарий мозга будет направлена на то, чтобы осознать и исправить внутренние проблемы, страхи, комплексы и другие отклонения в психологическом равновесии.

Детская арт-терапия применяется для достижения следующих целей:

  1. Диагностировать психологические проблемы ребёнка.
  2. Наименее безболезненным способом вывести наружу подавленные эмоции, чувства и мысли.
  3. Усилить эффективность осуществляемой психотерапии.
  4. Научить ребёнка концентрироваться на ощущениях и чувствах.
  5. Облегчить процесс установления контакта с ровесниками и окружающими людьми.
  6. Развить творческие способности.
  7. Развить навык самоконтроля.
  8. Повысить самооценку.

Арт терапия в работе с детьми

В современном мире детская арт-терапии применяется не только психологами. Во многих детских садах и школах этот метод психологической помощи применяется как часть методической программы для развития ребёнка и формирования его личности. Стоит помнить, что при работе с агрессивными детьми могут возникать некие трудности: ребёнок может проказничать, ломать что-то, рвать. Однако это вовсе не значит, что арт-терапия не сможет им помочь. Просто агрессия требует немного больше времени для коррекции.

Разновидности арт-терапии

Благодаря своему активному развитию, методы арт-терапии для детей сумели охватить практически все аспекты искусства и деятельности, имеющей отношения к творчеству. Большая их часть применима для детей разных возрастов. Главное, правильно применить ту или иную технику в зависимости от возраста детей.

На сегодняшний день широкое распространение получили следующие виды арт-терапии:

  1. Изотерапия.
  2. Цветотерапия.
  3. Библиотерапия.
  4. Данс-терапия.
  5. Музыкотерапия.
  6. Терапия с использованием ткани.
  7. Драматерапия и др.

Обилие видов арт-терапии подтверждает то, что лечение искусством необычайно универсально и результативно.

Разновидности арт-терапии для дошкольников

Изотерапия

Изотерапия направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое. Во время изотерапии взрослый просит ребёнка создать рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за за тем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.

Изотерапия — тест «Моя семья»

Монотипия – техника рисования с помощью отпечатков. Для её исполнения понадобятся краски (акварель или жидкая гуашь), чернила, тушь и гладкая поверхность, которая не впитает в себя краску. В качестве такой поверхности могут быть использованы пластиковые предметы, линолеум, бумага с плотной глянцевой поверхностью.

Монотипия – « история одного отпечатка»

На поверхность наносится рисунок из пятен, линий или нечто иного. После этого к рисунку прикладывают лист бумаги. В результате получается зеркальный отпечаток рисунка. Лист бумаги с отпечатком дают ребёнку. Его задача – описать те образы, которые он увидел на отпечатке.

Его этого упражнения очень проста – ребёнку даётся лист бумаги и фломастер, ручка или краски, карандаши. Задача малыша – не думая о конечном результате, сотворить на листе клубки линий. Уже после того, как линии сплелись в свой причудливый узор, ребёнок рассматривает то, что получилось, описывает увиденные им образы. На этой стадии можно дополнить свою работу, уточнив контуры, образы или заштриховать в какие-то участки.

Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Результаты игры с песком нельзя интерпретировать. Воспитателю нужно наблюдать за процессом, а не руководить им. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.

Песочная терапия в детском саду

Музыкотерапия

Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах. Музыкотерапия ориентирует педагога и детей на взаимное сотрудничество, на интеграцию различных видов деятельности.

Танцевальная терапия

Терапия с помощью танца – групповая арт-терапия с детьми, которая направлена на борьбу с комплексами и помощь в установке социальных контактов. Применение этого вида арт-терапии по рекомендации психотерапевта позволяет побороть комплексы и научиться выражать свои эмоции и переживания посредством движений тела.

Танцевальная терапия с детьми

С дошкольниками можно эффективно работать, используя сказкотерапию, преследуя терапевтическую коррекционную цель. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни. На сегодняшний день психологи и психотерапевты могут применять в своей работе следующие разновидности сказок:

  • Психокоррекционная сказка. В таких сказках освещается конкретная проблема, которая гложет малыша. Выполняя эту задачу, важно помнить, что ситуация в сказке не должна полностью совпадать с историей ребёнка. В ходе рассказа ребёнку необходимо принимать решения или делать выбор. Это и поможет решить существующую проблему.
  • Авторская художественная сказка. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы. Таковым может быть проблема воровства или же отношений с родителями и многое другое.
  • Сказки о превращении. Наиболее распространённым направлением применения этой разновидности сказок является коррекция деткой самооценки.
  • Сказки-страшилки. Психологами они используются для того, чтобы оказать сопротивление боязням, фобиям, детским страхам. Рассказывать их необходимо с протяжной интонацией и «страшным» голосом. Стоит помнить, что конец такой сказки должен быть смешным.
Читайте так же:  Аутичные дети и дети с зпр занятия по модификации поведения с элементами пескотерапии

Сказкотерапия подходит и маленьким, и взрослым

Игротерапия

Терапия играми используется для того, чтобы усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход.

Арт-терапия для подростков

Подростковый возраст является одним из сложнейших периодов в становлении личности человека. В пору полового созревания могут появиться и получить своё продолжение многие проблемы психического или психофизического характера. Именно поэтому психологи рекомендуют уделять этой возрастной категории детей усиленное внимание и работать с ними интенсивнее.

Арт-терапия для подростков

Значение арт-терапии для подросткового возраста

Для того чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье подростка, рекомендуется использовать гибкие методики терапии. Применять арт-терапию для подростков с девиантным поведением необходимо, поскольку её методики максимально соответствуют понятию гибкости. Например, при помощи раскрашивания можно успокоить нервы, а поделки снизят уровень агрессиии и помогут отпустить тревожную для ребёнка ситуацию.

С помощью предложенных специалистами методик и упражнений можно повысить самооценку, избавить подростка от негативных мыслей и эмоций, побороть комплексы, стресс и фобии, укрепить память и развить мыслительные процессы.

Формы работы с подростками

На сегодняшний день известны две формы арт-терапии в работе с подростками:

Как показывает практика, групповые виды упражнений оказываются более полезными и результативными, чем индивидуальные занятия. Групповая арт-терапия для детей и подростков обладает следующими преимуществами:

  1. Развивает умение слушать окружающих.
  2. Развивает способность оказать поддержку.
  3. Помогает совместно решать проблемы коллектива.
  4. Помогает сформировать положительный семейный опыт.
  5. Даёт возможность подростку ощутить свою независимость.

Правильно применённые методы и техники арт-терапии позволяют гарантировать такие процессы, как принятие себя и своей индивидуальности, развитие творческих способностей и развитие многих полезных социальных навыков.

Арт-терапия детей и подростков

Современная арт-терапия может быть использована в качестве профилактики подростковой депрессии, которая достаточно опасна при становлении личности человека.

Упражнения для групповой работы

Для устранения у подростков депрессии и прочих проблем используются различные упражнения. Из этого разнообразия можно выделить упражнения, которые пользуются наибольшей популярностью, и, соответственно, приводят к хорошим результатам.

Сотворение мира

Задача каждого участника группы – придумать свой мир, страну или государство и изобразить его на бумаге. После того как все рисунки будут закончены, необходимо презентовать свой рисунок. В презентацию мира входят:

  1. Описание населения.
  2. Описание деятельности населения.
  3. Описание традиций и культуры.
  4. Представление законодательной базы.
  5. Изображение герба и флага.

Настроение

Подросткам в группе необходимо нарисовать то настроение, в котором они пребывают в данный момент времени. Руководитель следит за тем, что изображает каждый участник группы. Если на рисунке изображено что-то негативное, то ведущий просит взять ещё один лист и нарисовать то, что могло бы исправить ситуацию. Когда все рисунки выполнены, группа занимается их совместным обсуждением.

Арт-терапия и настроение

Моё любимое животное

Участники группы должны изобразить себя в виде того животного, которое они любят больше всего. Когда рисунки закончены, их показывают остальным участникам группы, интерпреитируют, описывают. Ведётся обсуждение.

Заключение

Арт терапия – современное направление в психологии, которое позволяет решить большую часть существующих проблем детей и подростков. Одной из таких проблем может быть невроз. Широкое разнообразие упражнений арт-терапии позволяет использовать их и в детсадах, и в школах, дома. А также этот вид психологической коррекции может быть элементом программы, которую использует детский летний лагерь.

Видео (кликните для воспроизведения).

На сегодняшний день существует множество различных упражнений для детей разных возрастов. В некоторых странах для поддержания психического здоровья детей арт-терапия обязательно должна сопровождать процесс обучения.

Источники


  1. Гретхен Рубин Проект Счастье. Мечты. План. Новая жизнь / Гретхен Рубин. — М.: Эксмо, 2013. — 512 c.

  2. Альбисетти, Валерио Любовь. Как оставаться вместе всю жизнь / Валерио Альбисетти. — М.: Паолине, 2014. — 160 c.

  3. Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.
Арт-терапия в работе с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here