Азы взаимопонимания или искусство хорошего слушателя!

Сегодня обсуждаем тему: азы взаимопонимания или искусство хорошего слушателя! с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Приемы управления аудиторией

Аудитория ораторской речи представляет собой сложную социально-психологическую общность людей, характеризующуюся рядом признаков (степень однородности, количественный состав, основной мотив действия, чувство общности и др.). Кроме того, каждый член аудитории – это личность со своими особенностями характера, темперамента, состояния нервной системы. Перед оратором стоит очень трудная задача – заинтересовать слушателей, настроить их на восприятие речи, установить с ними контакт, удержать внимание аудитории до конца выступления.

Следует иметь в виду, что только интересные, содержательные речи слушаются с большим вниманием. «Никогда, никакими словами вы не заставите читателей познавать мир через скуку», – писал Алексей Толстой. Эти слова в полной мере можно отнести и к публичному выступлению. Однако как бы ни интересна была речь, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать. В зале начинается шум, движения, разговоры и т.д. Поэтому выступающему необходимо знать приемы управления аудиториейи умело пользоваться ими в процессе речи. Эти приемы описаны теоретиками ораторского искусства, учеными-методистами, опытными практиками красноречия.

Например, известный судебный деятель XIX в. П.С. Пороховщиков (П. Сергеич) в своей книге «Искусство речи на суде» такими приемами считает прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом.

Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. Для того чтобы заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не обозначается. Вот что пишет об этом приеме П. Сергеич: «…Внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее».

К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории относят вопросно-ответный ход. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Нередко в серьезную по содержанию речь вводят шутки, каламбуры, анекдоты и т.п. Юмор является очень действенным средством разрядки, оживления внимания аудитории. Один из чеховских героев рассказа «Скучная история» вспоминает: «Читаешь четверть, полчаса, и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям… Это значит внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолго гул моря… я тоже смеюсь. Внимание оживилось. Я могу продолжать».

Оживляют выступление и примеры из художественной литературы, пословицы и поговорки, крылатые слова и фразеологические выражения.

Переключению и удержанию внимания аудитории помогает обращение к ней. Важно продумать слова обращения. В зависимости от ситуации общения, характера аудитории, ее состава, количества слушателей используются самые разнообразные обращения: «Товарищи!», «Уважаемые (глубокоуважаемые, дорогие) товарищи!», «Друзья!», «Уважаемые (глубокоуважаемые, дорогие, юные) друзья!», «Дамы и господа!», «Уважаемые (глубокоуважаемые) дамы и господа!», «Коллеги!» и т.п. Целесообразно время от времени повторять эти обращения, использовать их разные формулировки. Удачно найденные слова обращения позволяют оратору расположить к себе аудиторию.

Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы, т.е. повышение или понижение тона голоса, изменение его громкости, темп речи и др. Например, если высота звука на всем протяжении речи неизменна, то речь становится монотонной и «усыпляет» слушателей. Очень быстрая речь требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, перестать слушать выступающего. Замедленная речь тоже расхолаживает слушателей, ослабляет их внимание. Действенным средством управления аудиторией может быть и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказано.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Как заинтересовать слушателей? Азы ораторства

Заинтересовать слушателей – непосредственная задача оратора. Именно она зачастую бывает камнем преткновения для новичков. Как же заинтересовать слушателей?

Немного истории

В человеческой истории ораторское искусство сыграло отнюдь не последнюю роль. Им в совершенстве владели такие великие философы, как Демосфен, Цицерон, Вудро Вильсон, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг.

Почему же непревзойдёнными ораторами становились именно философы? Наверно, потому, что искусство это требует некой человеческой мудрости и упорядоченности всех видов мышления.

А ещё потому, что философ, как никто другой, понимает: хорошее ораторство требует кропотливой внутренней работы, непрерывного самосовершенствования и настроя на успешность публичного выступления.

Итак, ораторство сродни философии: это разные ипостаси одного искусства, разные грани одной науки — о человеке и его предназначении.

Советы от Дейла Карнеги

Дейл Карнеги в книге «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» представляет комплекс рекомендаций-«подсказок» от мастеров ораторского искусства:

  • Публичная речь должна быть построена логично и четко, согласно выбранному направлению.
  • При подготовке к выступлению необходимо тщательно продумать его план. Нельзя перепрыгивать с одной мысли на другую. Это может запутать, а не заинтересовать слушателей, в результате будет утеряна нить выступления и оратор останется непонятым.
  • Факты, используемые в докладе, подлежат обязательной проверке, изучению и систематизации. Лучше всего представить их наглядно (в виде иллюстраций, схем, графиков и т.п.). Тогда они «отпечатаются» в сознании слушателей и произведут на них желаемое впечатление.
  • Из перечня сделанных выводов требуется выбрать наиболее ценные и акцентировать внимание аудитории именно на них.
  • В процессе подготовки к выступлению можно записать его текст на диктофон и прослушать. Это даст возможность выявить недочеты и шероховатости.
  • Желательно несколько раз повторить выступление перед воображаемой публикой. Это добавит уверенности, когда выступать придётся перед реальной аудиторией.
  • Чтение «с листа» значительно снижает интерес к выступлению и утомляет слушателей. Поэтому нужно свести его к минимуму. Если всё-таки потребуется «подглядеть» в текст, то сделать это лучше незаметно.
Читайте так же:  Смысл в работе

Психологическая настройка оратора перед выступлением. Приемы привлечения и удержания внимания аудитории

Читайте также:

  1. A) Свобода передвижения и судебная процедура
  2. Gкс — группа показателей прочности защиты информации в каналах связи системы передачи информации (кроме абонентского шифрования).
  3. He является препятствием рас­хождение в отношении ккауза» передачи и получения.
  4. HTTP post — метод, разработанный для передачи больших объемов информации по протоколу HTTP.
  5. II. МЕТОДЫ (МЕТОДИКИ) ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ
  6. II. Требования охраны труда перед началом работы.
  7. III этап. Определение предельного объема привлечения заемных средств.
  8. III. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА ШИЗОФРЕНИЯ 1 страница
  9. III. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА ШИЗОФРЕНИЯ 2 страница
  10. IV этап. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников.
  11. IV. Исследование внимания
  12. NB! Перед буквосполученням йо апостроф не ставиться: серйозний, Воробйов, курйозний.

Вопрос 1

Барьеры в общении и их преодоление.

Основные типы коммуникабельности людей.

[3]

Эго-состояние и речевое общение.

Использование индивидуальных особенностей и возможностей говорящего.

Контакт с аудиторией.

Психологическая настройка оратора перед выступлением. Приемы привлечения и удержания внимания аудитории.

«Когда я впервые поднялся на кафедру, чтобы прочитать лекцию, я почувствовал, что рот у меня словно набит ватой, а пульс такой, как будто я участвую в каком-нибудь состязании на кубок».

Жан Жорес, самый выдающийся французский политический оратор своего поколения, в течение года заседал в палате депутатов, не произнеся ни слова, пока, наконец, не собрался с мужеством, чтобы произнести свою первую речь. Когда он впервые попытался выступить перед аудиторией, то находился в ужасающем состоянии. Первоначально он не мог произнести ни слова. То же самое, возможно, будет происходить и с вами. Для того чтобы ваше стремление стать хорошим оратором быстро и успешно претворилось в жизнь, вам необходимо соблюдать 4 правила:

1. Начинать речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели. Подумайте о том, что это может дать вам в финансовом и социальном отношении и в смысле роста вашего влияния, занятия руководящих постов.

2. Нужно твердо знать то, о чем вы собираетесь говорить. Выступать только в том случае, если есть что сказать и вы хорошо это знаете. Вам будет легче избавиться от смущения, если вы сможете что-то делать перед аудиторией, например, взять в руки что-нибудь, написать что-либо на доске, показать какой-нибудь пункт на карте, переложить с места на место какие-нибудь книги, бумаги. Любое физическое действие, имеющее определенную цель, может помочь почувствовать себя более непринужденно. Не всегда легко найти повод для таких действий, но пользуйтесь им лишь первые несколько раз — ребенок не цепляется за стулья после того, как научится ходить.

3. Проявлять уверенность.

4. Практиковаться! Практиковаться! Практиковаться!

Выступая перед аудиторией, прежде всего надо настроиться психологически.

Оратору необходима хорошая психологическая подготовка. Мастерство устного выступления приходит с опытом. Для каждого оратора очень важно психологически настроиться перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением. Однако многие молодые ораторы испытывают скованность и страх перед публичным выступлением, чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос.

К основным причинам возникновения скованности и страха перед выступлениемотносятся следующие:

1. Чрезмерное погружение в собственные переживания

. Рекомендуется сконцентрировать свое внимание на содержании речи.

2. Недооценка собственных возможностей

. Следует заставить себя поверить, что вы хорошо подготовлены к выступлению и можете сообщить слушателям нечто важное и полезное, что собранный по теме материал весьма информативен и должен произвести на слушателей нужное впечатление.

3. Недостаток опыта

. Рекомендуется использовать любую возможность для развития своей коммуникативной компетенции в целом: как можно чаще выступать на семинарах, дискуссиях, особенно среди хорошо знакомых людей.

4. Воспоминание о провале

. Неудачные выступления бывают даже у опытных ораторов, не говоря уже о том, что далеко не каждое выступление приносит полное удовлетворение. Поэтому нужно смириться с мыслью, что одно из выступлений может оказаться неудачным, реагировать на это спокойно, сделать скрупулезный анализ выступления, способов изложения информации и аргументации основных положений, манеры изложения, невербального поведения в ходе выступления (мимики, жестов, поз и т.д.).

5. Ошибочная оценка слушателей

. Некоторые молодые ораторы склонны видеть в любом негативном поведении аудитории предвзятое отношение к нему. Иногда это действительно так, но в большинстве случаев аудитория нейтрально или доброжелательно настроена по отношению к оратору, особенно начинающему. Поэтому необходимо приучить себя видеть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров.

6. Недостаточная подготовленность оратора к выступлению

. Известный судебный деятель 19 в. А. Ф. Кони писал: «Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду… Невидимый ни для кого предварительный труд – основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас повышается во время самой речи, как только лектор почувствует, что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать». Ни один оратор, как бы тщательно он ни готовился к выступлению, не застрахован полностью от неудач. Но опытного оратора отличает быстрое и четкое реагирование на различные неполадки в процессе речи.

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. Д. Карнеги писал: «Многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь». Но важно не только настроиться психологически перед выступлением, но и знать приемы привлечения и удержания внимания аудитории.

Как бы ни было интересно выступление, внимание слушателей со временем притупляется и человек перестает слушать. Вступление способно захватить слушателей. Но как сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления?

Борьба с утомлением внимания – важная задача, о которой не должен забывать оратор, продумывая структуру своей речи. Выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей и заранее планировать их при работе над композицией выступления. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой прием использовать в том или ином месте.

Читайте так же:  Что может психолог

Чтобы достичь взаимопонимания со слушателями, в публичном выступлении используются следующие ораторские приемы привлечения и удержания внимания аудитории:

1. Логическая организация речи (последовательность, обоснованность).

2. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается подача фактов и идей в противопоставлении; ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.

3. Содержательность выступления (новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы).

4. Показ практической значимости информации.

5. Прием новизны информации, гипотез (заставляет аудиторию предполагать, размышлять).

6. Привести примеры, затрагивающие непосредственные интересы слушателей, рассказать короткую забавную историю.

7. «Тайна занимательности» (предмет речи сразу не называется).

8. Доступность изложения.

9. Изменение звучания голоса (повышение или понижение тона голоса, изменение его громкости, темпа речи, интонации, силы звука и т.п.).

10. Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

11. Выразительность речи оратора (оригинальные сравнения, использование пословиц, поговорок, примеров из художественной литературы, введение в текст элементов юмора и др.). Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

12. Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».

13. Диалог с аудиторией. Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

14. Обратиться к слушателям с неожиданным вопросом.

15. Вопросно-ответный ход (оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой, ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам). Данный прием обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

16. Обращение к слушателям.

17. Драматизация речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

18. Использование речевых тактик (внесение элемента неформальности, неожиданность, усиление и др.).

19. Провокация, заявление того, что вызовет несогласие аудитории, привлечет ее внимание. Затем вместе с аудиторией прийти к конструктивным, компромиссным выводам.

20. Метод контраста. Построен на основе сравнения полярных, оттеняющих друг друга предметов, проблем, явлений, их противопоставления. Использование различных методов в одном монологе позволяет сделать его основную часть оригинальной, нестандартной.

21. Сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории (оратор выражает свое сочувствие слушателям по поводу каких-либо событий).

22. Прием соучастия (оратор ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах).

23. Доверительность (к оратору). При обсуждении каких-либо вопросов оратор обращается к своему собственному опыту, приводит собственные размышления, случаи из своей жизни, говорит о своем восприятии тех ли иных событий. Опора на личный опыт, мнения всегда интересны слушателям.

24. Использовать прием «переключения внимания» — завершив один вопрос, назвать следующий; показать наглядные пособия; предложить что-то записать, ответить на вопрос, сопоставить различные мнения и т.п.

25. Прервать речь, сделать паузу.

26. Апелляция к речи предыдущего оратора (выступающий соглашается или не соглашается с мнением предыдущего оратора по обсуждаемому вопросу, цитирует его и т.п.).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

27. Апелляция к событиям (оратор обращается к известным или неизвестным событиям, имеющим определенную значимость для аудитории, которые помогают осмыслить суть рассматриваемой проблемы).

28. Апелляция к погодным условиям (оратор, говоря о каких-то событиях, ссылается на дождливый или солнечный день, ветреную погоду и т.п.). Например, «Даже погода радуется вместе с нами».

29. Ссылка на авторитеты или известные источники.

30. Апелляция к интересам аудитории (рассматривая тот или иной вопрос, оратор подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателей, говорит о практической направленности принимаемых решений, о важности приобретения соответствующих навыков, умений и т.п.).

Дата добавления: 2014-11-29 ; Просмотров: 1224 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Азы ораторского искусства: 3 способа говорить убедительно

Очень часто получается так, что вы не можете выделить время на разговоры, не можете слушать кого-то, и не можете добиться того, чтобы слушали вас. Такой подход к делу не приемлем в бизнесе. Вам необходимо сделать так, чтобы люди вас слушали с умилением, вникали в каждое сказанное вами слово. Для достижения этого вам необходимо говорить в той манере и с той интонацией, которую приемлют ваши клиенты. Ваша манера говора должна быть максимально эффективной. Чтобы ваш слушатель был заинтересован в ваших словах, он должен быть как-то заинтригован. Например, ответом на вопрос: «Что я могу получить от этого?» будет: «Выгода или удовольствие». И слушая вашу речь, ваш собеседник или слушатель будут искать ответ на этот вопрос, как в ваших словах, так и в самом себе.

Необходимо привлечь внимание не только информацией, содержащейся в вашей речи, но и самой манерой, которой вы ее преподносите. Породить чувство интереса в человеке очень легко, а погасить интерес и того легче, поэтому на протяжении всего разговора нужно держать собеседника в поле заинтересованности, из которой он не смог выйти, и не захотел бы.

1. Подготовка к речи или разговору.

Подготовка речи состоит из изучения того, что вы собираетесь предложить своему слушателю. Вы не сможете внятно и четко объяснить им о положительных сторонах товара и его превосходстве по сравнению с другими, если сами не в курсе его качеств. Поэтому необходимо предварительное изучение товара или линии продукции, о которой будет идти речь.

Готовясь к разного рода встречам или презентациям, перед непосредственно выступлением, необходимо еще раз пробежаться по материалу, который подготовили. Тема, на которую вы будете говорить, должна быть изучена вами самым тщательнейшим образом, вы должны иметь в своем арсенале как можно больше аргументов, возвышающих предмет разговора, если, конечно, это ваш товар. Также нужно иметь много положительных примеров использования данного товара, потому как примеры – самое лучшее оружие для убеждения собеседника или аудитории. Знание материала, качеств и нюансов, касающихся товара, помогут вам быстро и безошибочно отвечать на возникающие вопросы слушателей.

Независимо от того, о чем вы говорите, презентация, или представление предмета разговора, имеет очень важное место. Только самим представлением, который необходимо провести до разговора, вы сможете заинтересовать и заинтриговать своих слушателей. И далее они будут с нетерпением ждать подробностей об этом товаре. Можно долго говорить и мусолить одну тему, если вы хотите усыпить своих слушателей. Представление товара должно иметь характер взрыва, а речь, сопровождающая ее, должна быть не менее интригующей и красочной. Для большего эффекта представления можно также сопроводить данное действо иллюстрированными примерами, аудиовизуальными материалами, картинками, или рекламным роликом, который вы предполагаете запустить перед началом продаж.

[1]

Для приобретения большей уверенности в себе необходимо отрепетировать свою речь. Для этого дела подойдет зеркало. Ну а для большего эффекта и придания жизненности вашим репетициям стоит протолкнуть свою речь членам своей семьи или друзьям, попробовав убедить их купить ваш товар или воспользоваться вашими услугами. Для придания большей убедительности в общении с клиентами в ежедневном порядке, представьте себе, что это непростой разговор, а ваше выступление перед большой аудиторией, которую вам непременно надо убедить на покупку данного товара.
А для начала просто удалите из своего лексикона такого рода слова-паразиты: «г-гм», «э-э», «аа-а» и т.п. — которые никоим образом не придают красочности вашим словам, а, наоборот, только захламляют вашу речь. Удалив их, вы заметите, насколько приукрасилась ваша речь, и насколько внимательней вас слушают люди.

Читайте так же:  Поколение одиночества

При разговоре не думайте, что люди только и делают, что слушают вашу речь. Они рассматривают вас, как вы одеты, как вы причесаны, следят за вашей мимикой и жестами. Вы для начала, сами как товар, и люди вас рассматривают с ног до головы. Поэтому всегда при разговоре вы должны выглядеть безупречно.

3. Ваша страсть при разговоре и манеры.

Ваша страстная и ярая настроенность при разговоре автоматически передается слушателю. Поэтому всегда при разговоре вы должны быть источником позитивной энергии. Ваш энтузиазм по отношению к предмету разговора должен заразить и побудить ваших слушателей непременно купить этот товар. Ну а если же вы не эффективны в своих речах и не можете заинтересовать товаром своих слушателей, они быстро просекут это, потому как это будет видно на вашем лице, которое будет выдавать признаки отчужденности, а ваши манеры будут только раздражать их, потому как они будут не убедительны. Уловка любой речи состоит в том, чтобы найти тот определенный баланс, чтобы не переборщить, ибо аудитория очень чутка к разного рода тенденциям и обману. Комбинирование всех трех составляющих красивой и убедительной речи помогут вам в продвижении товара и в приобретении сбалансированного общего языка с теми, кому вы говорите.

Чтобы лучше представлять товар, необходимо изучить его со всех сторон, определить все его положительные и отрицательные стороны. Посмотреть на сам товар с точки зрения покупателя, а не продавца. Тогда вы сможете найти убедительные аргументы для клиентов. А они в свою очередь будут поражены глубиной изучения и аргументированных мыслей, которыми вы будете их осыпать при разговоре. Они будут слышать то, чего они хотят услышать.

Помните: хороший оратор, он же еще и хороший слушатель. Не перебивайте, если ваш клиент хочет что-то вам высказать, дослушайте его вопрос или предложение. Может, он скажет какую-нибудь дельную идею, ведь гениальные идеи рождаются спонтанно. Никогда не забывайте то, о чем вас спросил тот или иной клиент, если вы не уверены в своей памяти, заведите себе блокнот для записи такого рода информации. Чтобы не перепутать вопросы и предложения этих клиентов, не стесняйтесь и спросите их имя, так вам будет легче сориентироваться в полученной информации.

Правильное пользование этими советами поможет вам стать убедительным оратором, хорошим спикером. Все эти принципы применимы не только в деловом мире, но и в повседневной жизни, когда вам, например, необходимо убедить жену отказаться от затратной покупки.

Проникновение, которое вы сможете выработать по мере тренировки и практики, поможет вам без труда убедить в правоте своей мысли толпы людей. Которые не будут даже сомневаться в присутствии хотя бы доли лжи в ваших словах, потому как сомнения отпадут сами по себе, только от вашего вида, еще до того, как вы откроете свой рот.

Оратор и аудитория (стр. 1 из 3)

1. Контакт оратора со слушателями. 3

2. Особенности аудитории. 6

3. Требования к облику оратора. 8

4. Форма изложения материала. 10

Библиографический список. 16

Что такое ораторское искусство? Кого назвать оратором? Любой ли человек, выступающий с трибуны с публичной речью или читающий лекцию, — оратор? Что подразумевается под «теорией ораторского искусства»?

А есть ли и нужна ли она? Может быть, красноречие, или ораторское искусство — это сплошной эксперимент, поэтому не имеет никаких методологических основ и принципов? Если дело обстоит именно так, то тогда, очевидно, можно сказать: любой лектор, пропагандист и агитатор в своих публичных речах не обязан следовать каким-либо правилам, а тем более законам ораторского мастерства. Каждый из них для себя и для своих слушателей и закон и метод.

Под ораторским трудом мы подразумеваем подготовку содержательной, целенаправленной публичной речи, а также умелое ее исполнение.

Каждый из нас — вузовский преподаватель, пропагандист, агитатор и студент — всегда один и не один в процессе своего труда. Он — один, пока обдумывает тему своего очередного выступления, готовит нужный материал, штудирует необходимую литературу, сидит за письменным столом и т.д. Но он и не совсем один, так как, готовясь к очередному выступлению, думает о своих будущих слушателях, а если знает их хорошо, то и живо представляет многих из них. И на трибуне говорящий — один, сам по себе, ибо всецело полагается прежде всего на себя, сознает, что именно он лично обеспечивает успех своего выступления.

Но он говорит не в пустом зале, настроение слушателей, их отношение к звучащему слову с самого начала устраняет невидимый барьер между оратором и аудиторией.

Читайте так же:  Про злость

1. Контакт оратора со слушателями

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи — это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Действительно, ведь речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается «своими» делами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.

По определению психологов, контакт — это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности, т.е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы — оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием.

Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».

Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.

Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.

Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.

Возникает вопрос: как определить, удалось установить контакт или нет?

Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора.

Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но как различна бывает эта тишина!

Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.

Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими — положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.

О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение.

Следует иметь в виду, что оратору порой удается установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией. Можно сказать, что контакт — это величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи. А для этого необходимо учитывать целый ряд факторов.

[2]

Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.

Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.

Однако в ораторской практике следует учитывать еще целый ряд моментов, требований, несоблюдение которых может свести на нет интересное содержание, снизить эффективность ораторского воздействия.

Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору.

Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступить.

Заслуженный профессор Николай Степанович, чеховский герой рассказа «Скучная история», вспоминая о своей лекторской деятельности, пишет:

Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя — победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти.

2. Особенности аудитории

Рассмотрим основные особенности аудитории ораторской речи. Прежде всего важно знать, однородна или неоднородна аудитория.

По каким же признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей: возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушное реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории — количественный состав слушателей. Кому приходилось выступать на собрании или на конференции, тот вспомнит, что приемы, используемые в той и другой аудитории, манера поведения, форма преподнесения материала, обращение к малочисленной и многочисленной аудитории были различными. Иногда интересуются, в какой аудитории легче выступать — в малочисленной или многочисленной. Каждая аудитория имеет свои особенности. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи. Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.

Читайте так же:  Единственный критерий готовности к семейной жизни

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей.

Вероятно, во время выступления все не раз наблюдали любопытные явления. Вот, к примеру, в какой-то части зала возник легкий шум, и он очень быстро распространяется по всему помещению. Сосед одобрительно кивнул выступающему головой. Это определенным образом повлияло на поведение оратора, на его отношение к словам говорящего. А вот прозвучала ироническая реплика, и на нее живо реагируют остальные слушатели. Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего.

В чем же дело? Почему это происходит? Да потому, что слушатели испытывают действие различных психологических механизмов: одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих, другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих, на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих. В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. Поэтому оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его.

8 приемов: как удержать внимание аудитории

«Никогда, никакими словами
вы не заставите читателей
познавать мир через скуку»
— Алексей Толстой

Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?

Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь — первый шаг на пути к признанию.

В этой статье мы собрали и систематизировали для вас лучшие приемы ораторского искусства:

Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления

Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.

На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.

Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям

Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».

Прием 3. Добавьте юмора

Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят шуточные высказывания, анекдоты и т.п. Юмор — лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.

Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив — критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.

Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора

Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:

  • цитируйте предыдущего оратора;
  • обыгрывайте его выражения и слова;
  • соглашайтесь или не соглашайтесь с его мнением.

Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники

Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания — как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции — вызовут доверие, увлекут слушателя.

Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки

К каждому выступлению готовьтесь тщательно — оратор, не обдумавший план выступления, часто «уходит» от главной темы доклада. Продуманный текст исключает повторений, заминок, делает речь более уверенной. Оцените, соответствует ли ваше выступление:

  • обстановке;
  • возрасту слушателей;
  • установкам аудитории;
  • уровню знаний слушателей.

Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:

  • Дорогие друзья!
  • Юные друзья!
  • Уважаемые дамы и господа!
  • Глубокоуважаемые коллеги!

Используйте разные формулировки.

Прием 7. Голосовые приемы

Монотонная речь — усыпляет. Очень быстрая речь — вызывает желание перестать слушать. Одним из интересных ораторских приемов является пауза — придает значимость сказанному, удерживает внимание.

[3]

Поддержать внимание слушателей можно и за счет всем известных голосовых приемов:

  • понижения тона голоса;
  • повышения тона голоса;
  • изменения громкости голоса;
  • изменения темпа речи.

Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы

Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.

Каждый ваш слушатель — это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача — удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого — как установить контакт с любой аудиторией.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

А какие ораторские приемы известны вам? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.

Источники


  1. Гилберт, Элизабет Самая лучшая жена / Элизабет Гилберт. — М.: Рипол Классик, 2009. — 935 c.

  2. Юрчук, В. В. Женское искусство околдовывать, соблазнять и обирать мужчин / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2008. — 480 c.

  3. Комиссаров, Валерий Семья по контракту / Валерий Комиссаров. — М.: АСТ, Алкигамма, 2009. — 320 c.
Азы взаимопонимания или искусство хорошего слушателя!
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here