Балинтовская группа как способ борьбы с эмоциональным выгоранием

Сегодня обсуждаем тему: балинтовская группа как способ борьбы с эмоциональным выгоранием с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Методы борьбы с эмоциональным выгоранием

Проблема эмоционального выгорания является, на сегодняшний день, очень актуальной. Современная жизнь сопряжена с увеличением контакта человека с большим количеством знакомых и незнакомых людей, в том числе в сфере производства. Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности работника. Нервная система имеет определенный лимит, поэтому человек за день может уделить внимания только ограниченному количеству людей. Так же подобный лимит имеют и другие психические процессы: внимание, решение задач, восприятие. На проявление выгорания сильно влияют окружающие люди. Их негативная оценка труда работника может привести к понижению его самооценки и кризису профессиональной мотивации.

Объектом нашего исследования стало эмоциональное выгорание людей, связанное с профессиональной деятельностью, а также различные методы борьбы с выгоранием, которые позволяют его сгладить или вообще избежать. В качестве эмпирического объекта мы выбрали четыре нескольких производственных коллективов из разных сфер деятельности (торговля, строительство, сфера ресторанного бизнеса). Во всех названных сферах важным способом решения проблем эмоционального выгорания и их предупреждения является создание руководством коллектива дружественной, но в тоже время рабочей обстановки с соблюдением субординации. Так же для избегания эмоционального выгорания используются обучение, повышение квалификации, ротация персонала. Эти методы обусловлены потребностью человека к саморазвитию, преодолению трудностей и смене деятельности. Менее распространенным среди организаций и работников является обращение к психологам и их богатому арсеналу психотерапии и различных психотренингов. Во время опроса выяснилось, что для многих работников очень важна оценка и поощрение их положительной трудовой деятельности.

Синдром выгорания

Специалисты, чья профессиональная деятельность теснейшим и неразрывным образом связана с живым человеческим общением, замечают через какое-то время, что их отношение к себе, к своей профессиональной деятельности меняется. Это касается самых разных сфер деятельности: обслуживания пассажиров (в кассах и на транспорте), приёма посетителей в государственных учреждениях и общественных приёмных, сервиса в сфере ресторанного бизнеса, ателье и магазинов. Это затрагивает работу врачей, психологов, учителей и воспитателей. И многих других.

Работа стюардессы

[3]

Уровень самоубийств среди стюардесс – в три раза выше, чем среди остальных людей. Возраст покончивших с собой составлял от 23 до 44 лет. Почему?

Профессия стюардессы не столь романтична, достойна, познавательна и привлекательна, как может показаться на первый взгляд.
Полеты в разные страны и встречи с интересными людьми не могут компенсировать отсутствие регулярного графика работы, постоянные недосыпания и недовольство со стороны членов семьи, а также агрессию и сексуальные домогательства со стороны пассажиров.

Так, были опрошены 2000 стюардесс авиакомпании Alitalia. Более 20% сказали, что они подвергались сексуальным домогательствам со стороны пассажиров. Более 50% признались, что им приходится мириться с непристойными репликами или развязным поведением их коллег или начальников. Гнев пассажиров на задержку рейса, провоцируют их на неподчинение стюардессам, и даже оскорблениям в их адрес.

Стюардессы считают, что при их работе очень трудно быть хорошей матерью – на время работы детей приходится пристраивать, что нарушает их близость с детьми, а также снижает удовлетворенность от работы.

Ученые из университета Бристоля использовали ядерную магнитно-резонансную томографию для изучения стюардесс, которые работают на международных авиарейсах. Выяснилось, что частые авиаперелёты, связанные со сменой часовых поясов и нарушением биоритмов, приводят к уменьшению объема мозга и проблемам с памятью и вниманием. Оказалось, что у стюардесс височные доли мозга, в которых располагаются зоны, ответственные за память, уменьшены в объеме. Кроме того, у них был повышен уровень гормона стресса – кортизола.

Позитивный аспект исследования: влияние смены часовых поясов значительно ослабевается, если между перелетами персонал получает больше времени для отдыха.

Истощение

Однако полноценный отдых – это одна сторона проблемы. Вторая – эмоциональная усталость и нежелание возвращаться в привычный круг обязанностей. Просто отдых не даёт полной разрядки и остаётся некое внутреннее напряжение. Он не растворяется даже после приличного времени вне работы, или возвращается вновь через время.

Везде, где есть рабочий аспект «Человек-Человеку» рано или поздно, но возникает изменение отношения к клиентам с позитивного на негативное. Оно проявляется в том, что клиент (или посетитель, потребитель и т.п…) начинает вызывать у специалиста-профессионала раздражение, злость, гнев, брезгливость и другие, отсутствовавшие ранее негативные чувства.
Следствием эмоциональной усталости является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей.

Все эти симптомы носят название «Эмоционального сгорания» или «Синдром выгорания».

Это сложный социо-психо-физиологический феномен. Он является показателем профессиональной дезадаптации и определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Феномен «сгорания» является кризисным состоянием и характеризуется душевной и физической усталостью, утратой веры в свои силы и, как следствие, невозможностью работать эффективно. Может быть нарушение режима сна и бодрствования. Могут быть психосоматические реакции, чаще со стороны сердечно-сосудистой системы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, колебания артериального давления, реже – со стороны желудочно-кишечного тракта, неврологические расстройства (в частности, описаны нарушения по типу поясничного радикулита). У женщин могут возникнуть нарушения менструального цикла. Настроение снижено, легко возникает тревожность или раздражительность.

Меры профилактики: Организационные меры профилактики этого состояния предусматривают соблюдение следующих принципов:

  • Соблюдение графика работы с возможностью составления собственного графика.
  • Чередование видов деятельности, в которых присутствуют фазы активного общения с клиентами и фазы работы, когда сотрудник находится в изоляции от других людей.
  • Возможность общения с другими коллегами, что необходимо для немедленного эмоционального отреагирования, для обсуждения трудного проблемного случая, для разрядки при множественности жалоб от различных клиентов или после разговора с агрессивным посетителем.
  • Рабочее помещение должно быть максимально удобным для длительного пребывания, иметь все бытовые удобства. Оно должно быть защищено от проникновения посторонних и изолировано от шума.
  • Важна общая дружеская атмосфера принятия, поддержки и взаимопонимания в коллективе.

[2]

Однако всего этого будет недостаточно, если сотрудники не будут иметь возможность проработать свои профессиональные и личные проблемы на систематически проводимых сеансах индивидуальной или групповой психотерапии или психокоррекции. Поэтому для предотвращения «синдрома сгорания» обычно проводятся Балинтовские группы или психодраматические тренинги.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

К сожалению, на нашем постсоветском пространстве, Балинтовские группы, как превентивная форма профилактики феномена «сгорания», прижились только в среде психологов и психотерапевтов. Хотя изначально они создавались врачом Микаэлем Балинтом (чьё имя и носят) для персонала больницы. А очень жаль! Представители всех профессий, в которых присутствует аспект «Человек-Человек», не меньше психологов нуждаются в психологической поддержке.

Читайте так же:  Как понять нравлюсь ли я ему

Лидия Рублёва – практикующий психолог, гештальт-терапевт, супервизор, ассоциированный тренер ВОПП ГП. Индивидуальные консультации – с 1998 г. Ведение групп — с 1999 г. Психотерапевтическая практика с 2000 г. Работает индивидуально, с группами и семьями. Специализируется на работе со сновидениями, психосоматическими заболеваниями и по поводу отношений. Руководитель психологического центра «Контакт»

Презентация: БАЛИНТОВСКИЕ ГРУППЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Первый слайд презентации: БАЛИНТОВСКИЕ ГРУППЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ

Авагимян А.А. Москва, старший преподаватель кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова медицинский психолог ПКБ № 1 им. Н.А. Алексеева ДЗМ п резидент Московского Балинтовского общества БАЛИНТОВСКИЕ ГРУППЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ

Эмоциональное выгорание включает в себя три основных составляющих, проявляющихся поэтапно: эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных достижений.

Слайд 4: М. Балинт (1896-1970)

Балинтовские группы – это метод групповой тренинговой исследовательской работы. Основной принцип формирования группы: добровольность объединения профессионалов, готовых к пересмотру стереотипов в своей работе и заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи. В группу входят: 6-15 человек (оптимально 8-10), работающих в одном или различных медицинских учреждениях, но не связанных служебно-иерархическими отношениями.

Слайд 6: Работа в балинтовской группе направлена :

на повышение компетентности в профессиональном межличностном общении; осознание личностных «слепых пятен», блокирующих профессиональные отношения с пациентом; расширение представлений о лечебном процессе ( в противовес «апостольским» установкам врача); на психопрофилактику участников группы, основанную на возможности проработки «неудачных» случаев в ситуации коллегиальной поддержки

Слайд 7: СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ :

— конфиденциальность, — искренность, — личная ответственность, — уважение к мнению других, — правило «стоп», — не использование психологических и медицинских терминов, — не критиковать, не советовать.

Цели работы Балинтовских групп: — поощрять врачей ценить свои навыки межличностных отношений и учиться понимать их пределы, — улучшить восприятие и понимание коммуникации пациента врачами, — позволить врачам осознавать свои «слепые пятна» в общении с пациентами, — психопрофилактика синдрома выгорания. Балинтовская группа помогает ответить на вопросы: — почему во взаимоотношениях с пациентами врачи многое игнорируют? — почему часто они не в состоянии разобраться в своих чувствах, возникающих в ходе этих взаимоотношений? — как проявляются у врачей сопротивление, защита и перенос, возникающие под влиянием чувств и переживаний, касающихся пациентов? и как это влияет: — на коммуникацию с пациентами ; — на эффективность терапевтического контакта ; — на профессиональное самочувствие врача.

Слайд 9: Результаты работы в Балинтовской группе:

— улучшение восприятия и понимания коммуникации с клиентом/пациентом, — осознание терапевтической значимости межличностных отношений и их границ, — расширение репертуара коммуникативных стереотипов, — осознание собственных «слепых пятен», психологических защит. Переносов и контрпереносов, защита от «эмоционального выгорания», — личностный рост.

Слайд 10: Балинтовские группы с врачами и медсестрами психиатрических больниц

277 участников 150 сессий 100 участников исследования

Балинтовские группы и предупреждение профессионального выгорания в работе клинических психологов (доклад Васильевой Н.Г.)

Доклад с Балинтовской конференции 2018 (Санкт-Петербург).
Автор: Васильева Надежда Геннадьевна, кандидат психологических наук, медицинский психолог ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева»
Минздрава России.

Мое выступление посвящено теоретическим основам и практическому опыту использования балинтовских групп для предупреждения профессионального выгорания.

В нем я исхожу из результатов психологического исследования эмоциональных особенностей представителей помогающих профессий и
трехлетнего опыта работы балинтовской группы в институте Бехтерева.
Мы рассмотрим характерные для нашей профессии симптомы выгорания и то, как балинтовский процесс может им противостоять.

Я хочу обосновать нашу позицию, которая заключается в следующем: мы считаем, что именно балинтовские группы наряду с рефлексивным психодинамическим и социально — психологическим тренингами являются эффективным средством противодействия профессиональному выгоранию.
Мы рассмотрим структуру эмоциональных способностей специалистов и я постараюсь аргументировать, почему именно этот комплекс мер мы предлагаем для защиты их эмоций.
Также я расскажу об опыте организации балинтовской группы, содержании ее работы и трудностях, с которыми мы столкнулись.
Скачать полную версию доклада в формате .PDF.

Балинтовская группа как способ борьбы с эмоциональным выгоранием

БАЛИНТОВСКИЕ ГРУППЫ – ПРИНЦИПЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, ОГРАНИЧЕНИЯ
(Балинтовская конференция, Санкт-Петербург, декабрь-2010)

В.А. Винокур (Санкт-Петербург)

Винокур Владимир Александрович

– член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

– доктор медицинских наук, профессор кафедры медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, Президент Санкт-Петербургского Балинтовского общества, член консультативного совета Международной Балинтовской Федерации.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Санкт-Петербургское Балинтовское общество и кафедра медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования в декабре 2010 года провели традиционную российскую конференцию, которая в этом году называлась «Балинтовские группы – принципы, возможности, ограничения». В конференции приняли участие психиатры, психотерапевты и клинические психологи из Санкт-Петербурга и многих других российских регионов. В ее программе были представлены доклады:

Профессор В. А. Винокур. «Балинтовские группы – широкие возможности и отдельные ограничения»;

А. А. Чечик. «История супервизии и балинтовских групп»;

Доцент Н. В. Андрущенко. «Росийские и зарубежные балинтовские группы – опыт участника и ведущего»;

Доцент Л. И. Гущина, доцент Е. А. Марковская «Балинтовская группа как фактор безопасности и развития образовательной среды».

Суммируя разные ресурсы и возможности балинтовской группы, можно отметить, что она дает ее участникам:

– обеспечивает ее участникам возможность (среду, пространство) для более глубокого и осознанного анализа врачами своей работы и ее коммуникативных аспектов;

– пробуждают у врача интерес и внимание к пациентам, которые до этого представлялись ему во всех смыслах «трудными», надоедливыми, раздражающими, досаждающими, вызывающими тревогу и беспокойство. В работах самого М. Балинта и его коллег по этому поводу часто употребляется выражение “upsetting patient” – пациент, в эмоциональном отношении «опрокидывающий» врача и контактов с которым хочется всячески избегать. Группа помогает врачу работать с такими пациентами значительно успешнее;

– обеспечивает выход («сток») для тревоги и других фрустрирующих чувств, возникающих у врача в процессе работы;

– открывает в мышлении врача новые аспекты и подходы, стимулирующие новое понимание пациента и более успешный терапевтический процесс;

– обеспечивает врачу эмоциональную поддержку и связанное с этим улучшение коммуникации с пациентами и другими профессионалами;

– положительно влияет на то, как сами пациенты воспринимают проводимую терапию и взаимодействие с врачом;

– повышает у врача его профессиональную самооценку и степень удовлетворенности своей работой, тем самым способствуя предупреждению профессионального «выгорания».

На конференции были также проведены демонстрационные балинтовские группы, позволившие участникам конференции увидеть различные стилистические особенности ведения этих групп разными ведущими и получить собственный опыт аналитической супервизии сложных клинических случаев из своей практики психотерапии и психологического консультирования.

Ссылка для цитирования

Винокур В.А. Балинтовские группы – принципы, возможности, ограничения (Балинтовская конференция, Санкт-Петербург, декабрь-2010). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Еще раз о профессиональном выгорании.

Еще раз о профессиональном выгорании….

«Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов сотрудника» — такое определение данному явлению дают официальные словари. С этим трудно не согласиться. Любой человек, сталкивающийся в работе с состоянием внезапной потери интереса, непонятной раздражительности, вялости, апатии, нетипичной злобы и цинизма в сторону коллег и клиентов сочтет его близким к реальности.

О профессиональном выгорании написано много книг, статей, диссертаций и тд. Информацию легко можно получить в интернете, поэтому подробно останавливаться на детальном описании причин, свойств и особенностей этого феномена нет смысла (в конце статьи я укажу основные признаки и стадии выгорания). И в тоже время, когда страна быстрыми темпами движется в сторону экономического кризиса, следует посмотреть на него чуть внимательнее, поскольку риск выгорания увеличивается.

Во-первых, напомню, что само понятие профессионального выгорания появилось относительно недавно, по меркам современной науки буквально позавчера. В 1974 году Герберт Фрейденберг ввел его для обозначения состояния, в котором находятся психически здоровые люди, которые: а) интенсивно работают с другими: б) в эмоционально напряженной атмосфере. В 1981 году Э. Морроу предложил яркий эмоциональный образ для описания этого состояния — «запах горящей психологической проводки». Действительно, более точного определения профессиональному выгоранию, пожалуй, трудно придумать. Профвыгоревший человек испытывает чувство неосознанного беспокойства, повышенной тревожности, легко раздражается по мелочам, у него учащаются вспышки гнева и проявляется много других неприятных вещей.

Как ни грустно, но профессиональное выгорание не является особенностью определенной профессии. Существует мнение, что профвыгоревшие люди в большинстве работают в сфере человек-человек, но, по сути, мы имеем дело с кризисом, а кризис обязательная составляющая любого развития и профессионального тоже. У кого-то он затягивается, кому-то удается прожить этот этап и, найдя новую мотивацию, продолжить профессиональный путь на старом месте. Кто-то сдается и существует в таком состоянии долгие годы. Каждый по-разному реагирует на кризис.

Но что делать, если кризис в профессии совпал с кризисом в стране? Как справится с выгоранием в этом случае?

Прежде всего, нужно вспомнить, что кризис — не важно, где он случился – временное явление, хотя и неприятное, и жертвовать собой, своим здоровьем ради работы как минимум недальновидно. Кризис закончится, а здоровье уже не вернешь. Конечно, это не отменяет дополнительную работу или обязанности, но так же не отменяет отдых и время на семью, другие дела. Профессиональное выгорание прежде всего истощение ресурсов, а человек без ресурсов не сможет качественно выполнять свои профессиональные обязанности и риск остаться безработным в разы увеличивается! Поэтому найдите время и возможность ресурсы восстанавливать. Можно спланировать поездку загород на выходные или просто посидеть 20 минут в тишине, общаться с друзьями, читать анекдоты – делать-то что-то «нерабочее».

Второе, если выгорание все же настигло Вас до кризиса или во время, то возможны варианты. Либо кризис станет Вашим спасение, когда клин вышибет клином, либо Вы рискуете окончательно сгореть. Чтобы этого не допустить следует вспомнить о двух аспектах профвыгорания – медицинском и психологическом и проводить восстановительную работу одновременно по двум фронтам.

Медицинский – в первую очередь реабилитация и восстановление физического здоровья.

  1. Массаж.
  2. Релакс.
  3. Салон красоты.
  4. Спорт. (фитнес, йога, бег и др.)
  5. Витамины (по совету врача).
  6. Изменение режима питания (при котором Вы будете чувствовать себя здоровее и бодрее, по совету специалистов).

Психологический – восстановление психологического гармоничного состояния. В этом помогут:

  1. Хороший отдых.
  2. Разговор с начальником об изменении функционала.
  3. Обновление рабочего места (да-да! перестановка сама по себе как нечто новое является ресурсом).
  4. Повышение образовательного уровня – учеба.
  5. Обращение к психотерапевту.
  6. Психологические группы и тренинги (сейчас существует большое разнообразие подобных групп – от телесно-ориентированных до «просто поговорить»). Один из вариантов — Балинтовские группы. Изначально они были направлены на «исследование» эмоциональной и бессознательной части технологии работы врача, но хорошо зарекомендовали себя для представителей других профессий и восстановление, защита, предупреждение профессионального стресса и выгорания. В балинтовской группе уделяют большое внимание эмоциям, коммуникациям, чувствам, иррациональным идеям и установкам, психологичеким защитам, а дидактическое обучение, методическую оценку работы и личности оставляют за рамками группы.
  7. Поездки загород, смена обстановки.
  8. Переход на другую работу. Пожалуй, самое радикальное средство, но иногда бывает лучше пожертвовать местом работы, чем с жизнью.

Итак, от профессионального выгорания не удалось ускользнуть ни одному человеку, но благодаря этому появилось большое количество способов борьбы с ним. Главное, напомнить себе, что существуют другие приятные периоды в жизни, которые последуют за кризисом, и ко встрече с которым тоже нужно быть готовым J

И… дорогу осилит идущий.:)

P/S/ Напоследок вспомнит еще раз основные признаки и стадии профессионального выгорания.

— безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

— повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

— частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);

— постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

— чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

— чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;

— общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

— ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;

— заметное изменение своего рабочего режима дня (человек начинает рано приходить на работу и поздно уходить либо, наоборот, поздно приходить и рано уходить);

— вне зависимости от объективной необходимости человек начинает брать работу на дом и не делать ее;

— чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

— невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

— злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.

1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом.

2. Вторая стадия («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Профилактика эмоционального выгорания (супервизия, балинтовская группа, группа эмоциональной разгрузки).

46. Гидродинамическая модель алкоголизма в России (по Р.Р. Галияхметову).

В нашей стране употребление алкоголя разрешено с 18 лет. Возьмем за 100% все взрослое население России старше 18 лет. Из опрошенных только 2 человека никогда в своей жизни не пробовало алкоголь ни в каком виде. Нарисуем эти 99.9% взрослого населения, хотя бы однократно пробовавшего алкоголь

Число тех, кто полностью отказался от алкоголя не по причине алкоголизма, не превышает 1 %, значит, как минимум 99 % взрослого населения перешло от первой пробы к эпизодическому употреблению алкоголя.

58 % взрослого населения имеют пограничный уровень употребления алкоголя, т.е они подошли вплотную к той самой «стене», за которой уже алкоголизм.

Возьмем средний показатель по числу страдающих от алкогольной зависимости в 20% .

Рассмотрим, что происходит с этими 20% в дальнейшем. По стадиям алкоголизма они примерно распределяются следующим образом 1-я стадия — 9,8% 2-я стадия — 4,7 % 3-я стадия — 0,5 % Такое распределение по стадиям означает, что 14,5 % (это более 90% от общего числа алкоголиков) не дошли до 3-й стадии. Значительная часть из них не дошла до этой стадии не в связи с выздоровлением, а в связи со смертью!

Возьмем усредненный показатель эффективности для всех видов помощи в 20%, это означает, что в среднем 2% от общего числа алкоголиков в результате полученной помощи остаются трезвыми на протяжении длительного периода (не менее 2 лет).

Стрелки на схеме (от широкой части к узкой и наоборот) показывают, что есть возможность входа в выздоровление практически на любой стадии, но на последней стадии алкоголизма этот переход наименее вероятен. Точно также на любом сроке трезвости выздоравливающего алкоголика возможен срыв и возвращение к употреблению, а также возвращение назад в выздоровление.

Далее обозначим предложения помощи и т.н. входы в нее:Наркологические услуги, Реабилитационные центры и программы, Группы взаимопомощи, работающие по программе «12 шагов», Религиозные общины, Групповая психотерапия, Общества трезвости и тд.

Помощь у нас имеет т.н. высокий порог, т.е. ее получение затруднено разными обстоятельствами. Например, чтобы обратиться в организацию «Матери против наркотиков», надо себя так назвать: «Мой сын (дочь) наркоман(-ка), я его (ее) мама». Чтобы прийти на прием к наркологу, надо признать: «Я допился до нарколога…» И так далее.

Далее сделаем общий рисунок и уберем из него все пояснительные надписи. Это изображение похоже на трубу или воронку. Гидродинамика – это раздел физики, изучающий движения жидкостей. Рассмотрим движение воды в нашей трубе, при этом для большей достоверности повернем ее по часовой стрелке на 90? (рис.8). Тогда это будет больше напоминать воронку, а на воду будет действовать атмосферное давление и сила тяжести. Они будут символизировать склонность человека к употреблению неполезного, к легким способам изменения своего состояния, а также информационное давление со стороны алкогольной индустрии.

Очевидно, каким образом будет двигаться вода в нашей трубе. Во-первых, основной поток воды вытекает в широкую часть трубы. Во-вторых, вход в узкую часть затруднен не только ее узостью, но и тем, что эта часть состоит из еще более узких трубочек. В третьих, барьер между узкой и широкой частями трубы имеет сквозные отверстия, давление в узкой части трубы выше, соответственно, вода будет преимущественно попадать из ее узкой части в широкую, а не наоборот. В четвертых, требуются в каком-то смысле недюжинные усилия или даже чудо, чтобы остаться у стенок в верхних частях трубы и не уйти с верхних слоев воды в нижние.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом сходны: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося эмоционального выгорания. В терапии и профилактике синдрома эмоционального выгорания можно использовать различные подходы: личностно-ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств).

В первую очередь необходимо обеспечить осознание пациентом проблемы и принятие адекватной ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Необходимо активное участие пациента в процессе терапии и сотрудничество с врачом.

Пациентам необходимо предоставить полную информацию о синдроме эмоционального выгорания: основных клинических проявлениях, закономерностях течения, предрасполагающих факторах; о стрессовом процессе и его стадиях в соответствии с учением Г. Селье об общем адаптационном синдроме (1 — реакции тревоги, 2 — стадия резистентности, 3 — стадия истощения); о физических симптомах, наблюдающихся при этом, и о мероприятиях по управлению стрессом.

На начальных стадиях синдрома необходимо обеспечение хорошего, полноценного отдыха с полной изоляцией от работы. Необходима помощь психотерапевта, психолога.

Пациентам можно дать следующие рекомендации по мерам, препятствующим развитию синдрома эмоционального выгорания и повышающим стрессоустойчивость организма:

1. Регулярный отдых, баланс «работа — досуг». «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).

2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 мин). Пациенту необходимо объяснить необходимость физических упражнений как пути выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться пациенту (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.

3. Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. У пациентов надо выяснить, сколько они обычно спят и сколько им нужно, чтобы просыпаться отдохнувшими (от 5 до 10 ч, в среднем — 7–8 ч). Если наблюдается недостаточная продолжительность сна, можно порекомендовать ложиться на 30–60 мин раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.

4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые короткие перерывы в работе (например, по 5 мин каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам. Небольшие физические упражнения полезны для пользователей компьютеров. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), так как кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции. Примерно через три недели после постепенного сокращения потребления кофеина большинство пациентов отмечают снижение тревоги и беспокойства, изжоги и мышечных болей.

5. Разъяснение необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с клиентами, учениками, пациентами). Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо делать это самому», напрямую идут к «выгоранию».

6. Наличие хобби (спорт, культура, природа). Пациенту нужно разъяснить необходимость наличия интересов вне работы, позволяющих снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).

7. Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Действия по изменению стрессогенной ситуации.

В работе с пациентами при индивидуальной или групповой терапии можно придерживаться следующих направлений:

Тренинг коммуникативных навыков. Обучение навыкам эффективного межличностного общения. Выявление и расширение значимых для пациента межличностных связей (семья, друзья, коллеги).

Позитивный взгляд на вещи. Пациенту нужно помочь осознать, что существует много вариантов интерпретации определенной ситуации. Ответ на вопрос «Стакан наполовину пуст или наполовину полон?» зависит от взгляда на вещи: у оптимистов стакан полон, хоть и наполовину, у пессимистов — пуст. Совместно с пациентом можно пересмотреть стрессогенную ситуацию и найти позитивные моменты. Это не изменит ситуации, но позволит по-другому смотреть на вещи (рационально-эмотивная терапия).

Фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема. Сознательный выбор профессии, знания о трудностях, связанных с ней, реальная оценка своих собственных возможностей может помочь избежать «выгорания» или существенно приостановить его развитие.

Тренинг уверенности в себе. Люди, подверженные синдрому эмоционального выгорания часто имеют заниженную самооценку, робки, тревожны, неуверенны в себе. Можно использовать методику «волшебный магазин». Пациенту предлагается представить, что он находится в волшебном магазине, в котором может приобрести любую недостающую ему личностную черту: примерить ее на себя, взять ее себе.

Обучение техникам релаксации (расслабления). Возможно использование следующих техник:

– прогрессивная мышечная релаксация (метод Джекобсона). Упражнения легко осваиваются в группах либо самостоятельно. Основной целью метода является достижение произвольного расслабления поперечно-полосатых мышц в покое. Сеансы занимают до 30 мин;

– трансцендентальная медитация. Под медитацией понимают искусственно созданную ситуацию, в которой человек специально занят самосовершенствованием своих мыслительных процессов или каких-то психических особенностей, размышляя над им же созданными искусственными обстоятельствами;

– аутогенная тренировка (метод Шульца) — самовнушение в состоянии релаксации или гипнотического транса;

– произвольное самовнушение (метод Куэ) позволяет подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Может использоваться для редукции стресса перед важными встречами.

Проведение дебрифинга (обсуждения) после критического события. Обсуждение предполагает возможность выразить свои мысли, чувства, ассоциации, вызванные каким-либо серьезным происшествием. Данный метод широко используется за рубежом в правоохранительных органах. Через обсуждение после травматических воздействий (погони, стрельбы, смерти) профессионалы избавляются от затяжного чувства вины, неадекватных и неэффективных реакций и могут продолжить работу (например, дежурство).

Религиозность также рассматривается рядом исследователей как профилактический фактор, препятствующий развитию синдрома эмоционального выгорания. Религиозность ассоциируется с долгожительством и отрицательно связана с наркоманией, алкоголизмом, суицидальными мыслями, уровнем депрессии, разводами.

Проведение специальных программ среди групп риска (например, Балинтовских групп для учителей, врачей). Балинтовские группы впервые были организованы в Лондоне в середине 50-х гг. 20 в. Михаэлем Балинтом как тренинговые семинары для врачей общей практики. В отличие от традиционного клинического разбора или консилиума акцент в работе балинтовской группы делается не на клиническом анализе ведения данного пациента, а на различных особенностях взаимоотношений врача с пациентом, на реакциях, трудностях, неудачах, которые врачи сами выносят на обсуждение (аналогичной может быть группа учителей, медицинских сестер и др.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8754 —

| 7146 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Практика предотвращения синдрома эмоционального выгорания

Обычно «синдром сгорания» представляют как негативные изменения в состоянии и личности профессионала, то, что наносит вред человеку и его работе. Но Трунов Д.Г. [18] говорит в своей статьекакой статье, что нельзя однобоко подходить к данному явлению. Он представляет симптомы «сгорания» как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. Автор позитивно относится к симптомам «выгорания», как к сигналам, идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу коммуникации между «скрытым» и «понятым», неосознанным и осознанным. «В какой-то мере — это друзья профессионала, помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности» Трунов Д.Г. [18]. Другой аспект «позитивности» синдрома «выгорания» состоит в том, что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах «выгорания», являются не только не патологическими, но даже позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию. Другими словами, эти процессы дают возможность психологу понять, что с ним происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше.

Таким образом, в контексте синдрома эмоционального выгорания, неизбежно возникает такой вопрос как профилактика и коррекция данного явления. На сегодняшний день, существует много способов профилактики и предотвращения синдрома эмоционального выгорания. Это дебрифинги, балинтовские и супервизорские группы, тренинги уверенного поведения, тренинги ассертивности, медитации, трансы. Специалисты имеют возможность подобрать наиболее подходящий вид коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания

Надо отметить, что эмоциональное выгорание — процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. К. Маслач [7] считает, что «сгорание» не является неизбежным. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Она подчеркивает, что многие из причин эмоционального выгорания содержатся не только в личностных особенностях людей, но и так же в определенных социальных и ситуативных факторах.

Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни.

Р. Кочюнас [10], предлагает несколько конкретных способов преградить путь «синдрому сгорания»:

культивирование других интересов, не связанных с консультированием; наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;

внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

[3]

стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;

способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

открытость новому опыту;

умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);

чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;

хобби, доставляющее удовольствие.

Из чего можно сделать вывод, что для предотвращения «синдрома сгорания», психолог должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще — живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов.

Профилактика и лечение синдрома эмоционального выгорания в концепции транзактного анализа.

Макаров В.В. Макарова Г.А [5] предлагает методику, в основе которой лежит транзактный анализ. Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося. Первоначально с профессионалом, «пораженным выгоранием», пришедшим на терапию или групповое занятие, заключается контракт. В контракте фиксируются две активные позиции. Первая — признание существования синдрома эмоционального выгорания. Здесь «пораженный» признает существование синдрома и берет на себя ответственность за свое собственное переживание стресса. И вторая активная позиция — признание необходимости изменения и принятие решения измениться. Согласие на подписание контракта — спасательный круг для «пораженного», который позволяет остановить процесс выгорания, признать его существование и искать пути оздоровления.

Далее Макаров В.В. Макарова Г.А.[5] проводит анализ эго-состояний личности профессионала. От силы эго-состояний зависит исход психотерапевтической работы. Обычно «пораженный» синдромом выгорания профессионал в момент прихода не имеет ресурсов для выполнения условий контракта, так как истощен и его самооценка низка. Диагностика эго-состояний позволяет активно работать с накоплением ресурсов. Эта работа по диагностике эго-состояний полезна и в профилактических целях как предупреждение синдрома эмоционального выгорания.

Первым анализируется эго-состояние Заботливый Родитель. Анализу подвергаются аспекты заботы: качество заботы о себе, способы реализации. В виде домашних заданий мы предлагаем «пораженным» профессионалам написать списки любимых занятий и реализовывать их на практике.

Далее анализируются способы реализации заботы о себе. Как «пораженный» профессионал проявляет заботу о себе? Его забота о себе направлена на здоровье, профессиональное развитие, на перемены? Как домашнее задание дается формирование банка поглаживаний.

Второе эго-состояние, которое анализируется у подверженного выгоранию профессионала, — Критикующий родитель.

Здесь анализируются аспекты самокритики. Чему профессионал уделяет предпочтение: своим промахам и просчетам или достижениям и успехам? Деструктивная самокритика создает препятствия любым успехам.. Интервенция выглядит так: «Насколько критические замечания правомерны и действенны?». Техники освобождения от «мусора» родительской критики — эффективны на этом этапе терапии.

Следующий шаг в психотерапевтической работе с синдромом выгорания — работа с Взрослым эго-состоянием. Голос внутреннего критика стал тише, позитивные эмоции создают благоприятный фон для самоанализа и размышлений.

Анализируются следующие аспекты эго-состояния Взрослый: Является ли Взрослый, или мыслящая часть личности, самостоятельной, не заражённой ни детскими страхами, ни родительскими мнениями и предрассудками? Нахождение позитивных примеров из практики успешной и эффективной работы. Нахождение смысла в синдроме эмоционального выгорания, позитивное переформирование опыта выгорания. Это материал для позитивного переформирования старых, неосознаваемых убеждений. Фрустрация, гнев, цинизм, чувства неуверенности в себе перед лицом непрекращающегося страдания и боли, должны стать стимулами для творческого, личностного и интеллектуального роста профессионала. И здесь Взрослой части личности приходит на помощь Детская.

Естественный, спонтанный Ребенок по определению, это здоровый, счастливый, живой и разумный источник ресурсов, который есть в каждом человеке. Именно Естественный Ребенок и сотрудничество с ним — залог успешной психотерапии и консультирования. Забота Родителя, творчество Ребенка и разумность Взрослого позволяют подойти к работе с Адаптивным Ребенком клиента. Именно эго-состояние Адаптивный Ребенок наиболее поражен синдромом. Находясь в Адаптивном Ребенке человек настойчив и исполнителен, одновременно, очень раним к критике и своим неудачам. В ходе терапевтической работы анализируются ранние детские решения, которые обусловливают сегодняшние проблемы выгорания.

Транзактные аналитики полагают, что каждый человек принимает в детстве важные решения в ответ на внешние предписания, исходящие от значимых фигур. Это может быть следование или отказ следовать предписанию. Если предписания приняты, индивид продолжает усиливать их в течение всей жизни. Адаптивный Ребенок имеет набор способов реализации родительских предписаний, набор драйверов. В нашей работе драйверы «Будь сильным», «Радуй других» и «Будь совершенным» — чаще всего встречались у психотерапевтов и консультантов, страдающих синдромом эмоционального выгорания.

Анализ драйверного поведения и ранних родительских предписаний позволяет подойти к основному, кульминационному моменту терапии синдрома выгорания. Клиент в своем воображении возвращается к сценам детства, чтобы отменить старые предписания и принять новые решения относительно себя и ценностей реальной жизни. Он использует свой взрослый ресурс и принимает решения более подходящие к его настоящему.

Подводя итоги по данной главе, можно сказать, что полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье. Чуткое отношение к себе, к своим потребностям и возможностям, способность жить здесь и сейчас являются ежедневной профилактикой синдрома эмоционального выгорания. Учитывая «коварность» синдрома эмоционального выгорания, необходима регулярная работа с супервизором, посещение тренингов личностного роста, т.е. требуется взгляд со стороны, особенно начинающим психотерапевтам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Зазыкин, В.Г. Психология в рекламе / В.Г. Зазыкин. — М.: ДатаСтром, 2016. — 989 c.

  2. Бахадори Ах уж эти супруги! Секрет счастливого брака / Бахадори. — М.: Диля, 2014. — 568 c.

  3. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. — М.: Владос, 2015. — 885 c.
Балинтовская группа как способ борьбы с эмоциональным выгоранием
Оценка 5 проголосовавших: 1