Беседы о супружеской жизни

Сегодня обсуждаем тему: беседы о супружеской жизни с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Беседа «Семья ‒ главная ценность в моей жизни»

Класс:

Коли семья вместе, то и душа на месте.

Цели:

  • Расширить знания о семье как социальной единице.
  • Заставить учащихся задуматься о семейных ценностях, настоящих и мнимых.
  • Воспитывать уважение, любовь к своим близким.
  • Подготовить старшеклассников к созданию будущей семьи

Мотивация:

Как известно, семья – начало всех начал. В кругу родных и близких ребенок произносит первое слово, делает первые шаги. Младший школьник еще тесно связан с домом, семьей. Но как только ребенок взрослеет, мир его расширяется: школа, друзья, спортивная секция, клуб. Старшеклассник уже не чувствует той тесной кровной связи с семьей, какая была прежде. Зачастую он смотрит на дом как на помещение, в котором его накормят, оденут, дадут ночлег. Мы, учителя, часто слышим от родителей старшеклассников: он живет своей жизнью, мы ему не нужны, помогите наладить контакт с сыном. Вот поэтому назрела необходимость поговорить с ребятами о главной ценности в их жизни, которую они еще не осознают,– семье.

Оборудование: проектор, выставка книг, семейные фотографии.

Понятия урока: семья, функции семьи, семейные роли, ценность семьи

Предварительная подготовка:

  • За 3 дня до классного часа учащиеся писали сочинение по одной из предложенных тем:
  • «За что я люблю своих родителей?»
  • «Будни и праздники моего дома»
  • «Законы семьи»
  • Анкета.
  • Подобрать пословицы и поговорки о семье.
  • Нарисовать родословное древо своей семьи (или герб семьи).

1. Вступительное слово учителя

Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то им малышей растить,
Все предчувствовать и пережить,
И побывать и в «стариках» и в «предках».

– Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью. Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной,– покажет время. Сегодня мы поговорим о том, какой должна быть семья, чтобы человек был счастлив.

2. Историческая справка (ученик)

Семья возникла еще во времена неолита. Конечно, она была мало похожа на современную, но человечество к этому времени уже осело на одном месте, и у него появился дом. Каждая цивилизация вносила свои коррективы в понятие «семья». В Древней Греции и Древнем Риме семья была моногамна. Государство регулировало семейные отношения (бракосочетание, развод, рождение детей). Кстати, многие семейные ритуалы, известные нам сегодня, берут начало в древности. Так, спартанский жених должен был украсть невесту. В Древнем Риме семьи часто устраивали семейные обеды, когда за большим столом собиралась вся фамилия: отец, мать, их дети и их семьи. На Руси семью издавна берегли и почитали. Семейное воспитание корнями уходит в христианство. В «Поучении Владимира Мономаха» говорится: «Старых чти как отца и мать, а молодых как братьев».

3. Филологическая справка (ученик)

– Слово «семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением семьи. Латинское слово «фамилия» – «общее имя для членов семьи». Семья бывает:

  • Полная (2 родителя)
  • Неполная (1 родитель)
  • Простая (одно поколение)
  • Сложная (несколько поколений)
  • Моногамная (2 партнера)
  • Полигамная (несколько партнеров)
  • Авторитарная (господство одного из супругов)
  • Эгалитарная (равенство супругов)

Задания:

– Подберите рифмы: семья –друзья –моя –родня…
– Вспомните семьи из истории и литературы (2 команды: кто больше)

4. А какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?

(по цепочке – одно – два слова). Вот примеры: любовь, забота, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь, единое целое, мир, покой, тепло, очаг, своя история, дом, род, династия. Все эти слова можно выписывать на доске.

5. Какова ваша семья? (анализ сочинений)

На доске слайды с цитатами из ученических сочинений. Учитель комментирует их (см. Приложение 1).

6. Как складываются отношение в вашей семье

7. Заполните таблицу: При каких условиях, на ваш взгляд, не может существовать семья?

Психологические

Материальные

Нравственные

Создать семью нелегко, а сохранить – еще труднее. Конфликты неизбежны. Как их нужно разрешать? Назовите основные трудности, с которыми сталкивается человек, играющий ту или иную роль

8. Работа в парах

Выработайте правила общения между людьми, играющими данные семейные роли: «ребенок – родитель», «муж – жена», «бабушки, дедушки – внуки», «старший – младший».

Перечислите наиболее важные, на ваш взгляд, функции семьи (не более 5). Например, воспроизводство населения, воспитательная функция, хозяйственно-бытовая…

9. Конкурс «Угадай пословицу»

– А теперь обратимся к народной мудрости.

Ребята зачитывают заготовленные дома пословицы. (одна группа инсценирует, а вторая – угадывает пословицу).

10.

– Итак, взаимоотношения в семье непросты. Вы побывали и в роли ребенка, и в роли родителя. Чтобы в семье царили мир и согласие, нужно соблюдать законы семьи (обратимся к вашим сочинениям темы №3)

Слайды на экране с законами семьи:

  • Уважение к каждому члену семьи
  • Помощь друг другу, взаимопонимание
  • Любовь

– Законы должны устраивать каждого, а не ущемлять права отдельных ее членов.

11. Заповеди семьи:

  • Храни честь семьи
  • Дари близким радость
  • Будь внимательным и чутким к своим близким
  • «Понимание – начало согласия» (Спиноза)

12. Родословное древо моей семьи

Ученики рассказывают о своей семье, комментируют изображенное древо. Главное в этом задании: что нового я узнал о своей семье?

13.

– Семья – это маленькое государство. А у государства должен быть герб.

Учащиеся делятся на 4 команды и в течение 5-7 минут рисуют герб семьи с учетом всех знаний, полученных на уроке.

14. Презентация «Реликвии моей семьи»

Ученик:

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно вчетвером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой ласковой земле!

15. Рефлексия

Читайте так же:  Контакт в гештальт-терапии

– Прикрепите сердечки рядом с теми понятиями, которые вам ближе всего:

  • Семья – это самое главное в жизни человека.
  • Семья – это дом, крепость, тыл.
  • Семья – это союз единомышленников и близких людей.
  • Семья – это моя гордость.

Рождение семьи. Элективный курс для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни»

Класс:

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.

Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально- психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Представленный в статье урок представляет собой первое занятие из программы элективного курса для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». Программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи. Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.

Программа рассчитана на 16 учебных часов.

Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами тренинга

[3]

Срок бучения: 8 учебных недель

[3]

Режим занятий: 2 часа в неделю

Цели курса: активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы учащихся, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.

Задачи курса:

  • формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия;
  • расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности; формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
  • способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся;
  • способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.

Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами тренингов, самодиагностика.

В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

Формы контроля уровня достижений уч-ся и критерии оценки.

Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии, беседа с уч-ся, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий.

Формы итогового контроля: презентация проектов, анализ портфолио ученика, т.е. совокупности самостоятельно выполненных работ по программе. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «незачтено». Возможно использование и балльной шкалы. В таком случае итоговая оценка является накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг.

Предполагаемый результат

  • повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни,
  • формирование ценностей семьи и личностного роста;
  • первичное самоопределение в семейной сфере;
  • повышение социально-психологической компетентности учащихся.

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

Советы старца Паисия Афонского о семье и семейной жизни

Старец Паисий Святогорец (1924-1994)

«Единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье». И в другой раз он сказал: «Когда разрушится семья, будет разрушено все: и духовенство, и монашество».

«Нужно терпение, а не злоба в сердце. Один человек во Фракии стал христианином. Однако его жена не только не последовала его примеру, но и сильно препятствовала ему и жестоко с ним обращалась. Но он терпел и отвечал ей любовью. Со временем жена склонилась перед его терпением и любовью и сказала: «Должно быть, истинен и велик Бог, в Которого он верит». И тоже стала христианкой.

«Супруги должны иметь одного и того же духовника. Чтобы две деревяшки идеально подходили друг к другу, их нужно остругать одним рубанком».

«Супруги должны иметь духовника, потому что без арбитра не бывает состязаний».

«Чтобы подчиняться кому-либо, нужно или благоговеть перед ним, или бояться его. Подчинение от благоговения является духовным, от страха же — военной дисциплиной».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Синдром гогена кардинальное изменение своей жизни

«Как-то ко мне пришел скорбный отец, сын которого болел белокровием, и просил помолиться. Я сказал ему: «Я буду что-нибудь делать, но должен и ты помочь. Конечно, ты не опытен в духовном, но брось хотя бы курить». Он с готовностью принял мой совет и уходя благодарил меня. Здоровье ребенка стало улучшаться день ото дня. Отец увидел чудо, но со временем забылся и снова начал курить. В результате возобновилась болезнь ребенка. Через два года отец его снова приехал и рассказал мне о случившемся. Я спросил, почему он оставил свой духовный подвиг, и сказал, что Бог желает видеть некоторое старание и с нашей стороны. Вот так. Недостаточно молитвы другого человека Нужно, чтобы и мы сами проявляли старание и молились».

«Часто мы просим у Бога то одно, то другое, но Он не отвечает нам. Чтобы Он ответил на наше прошение и дал нам то, что просим, мы прежде всего должны иметь смирение. Все мы, и дети, и взрослые, имеем много эгоизма и не принимаем ни указаний, ни замечаний. Все мы знаем сами, все мы мудрецы. Когда в нас господствует эгоизм, то достаточно и малого повода, чтобы случилась большая ссора. Мы открываем дверь сатане, и он входит в нашу семью и разрушает ее. Оставьте незамеченным то, что вы видите и слышите в тот момент. Ваш совет не помогает, а еще больше разжигает огонь. Только немного потерпите, помолитесь, и, когда другой успокоится, тогда только будет возможно взаимопонимание. Рыбак не рыбачит в шторм, а ждет, когда успокоится море».

Из беседы старца с его посетителями-мирянами.

— Отче, мы боремся со множеством семейных проблем.


— Мы сами себе сильно затрудняем жизнь погоней за материальными благами. Мы не догадываемся о том, что чем больше благ цивилизации мы имеем, тем больше проблем прибавляем себе и своей семье.

— Отче, какие проблемы, создаваемые погоней за благами, ты имеешь в виду?

— Мы вдаемся в чрезмерную суету, теряя при этом драгоценное спокойствие. Мы распыляемся. Женщина вынуждена работать потому, дескать, что нам не хватает денег. А в результате дети лишаются своей матери. Ради чего-то незначительного мы теряем смысл и цель создания семьи.

— Однако большинство из нас пребывает в иллюзии, что мы не сводим концы с концами, поэтому все больше и больше женщин работает.

— Мы не сводим концы с концами, потому что хотим иметь видео, телевизор, новую машину, множество украшений. Нас засасывает суета, и мы никак не можем остановиться, мы желаем все большего и большего, а в результате дети остаются без внимания. Это огромная ошибка — вот что мы должны понять. Будем довольствоваться немногим. Тогда проблема перестанет существовать.

— Что означает «жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 33)?

— Это значит, что она боится его огорчить, обидеть, боится разрушить его любовь. Любить — это жалеть любимого и бояться неправильно повести себя по отношению к нему.

— А муж должен бояться своей жены?

— Он должен Бога бояться и при этом «любить свою жену, как самого себя» (Еф. 5, 33). В этом-то иерархия и заключается, что муж боится Бога, жена боится мужа, а дети чтут родителей своих. Дети спасаются через почитание родителей, жена — через послушание мужу, а муж — через послушание Богу. Это тоже особый крест, который мы не выбираем. Не все мужчины хотят быть главой семьи, а хоть плачь; но будь, не все женщины хотят смиряться, но смиряться надо, потому что нахождение совместного правильного поведения в семье по отношению к Богу — это угождение Ему.

Памятна и достойна внимания беседа, которую имел старец с одним моим хорошим другом о религиозном воспитании детей. Здесь я помещаю ее главные моменты.

— Много искушений и опасностей сегодня для молодежи, батюшка.

— За детей, с малого возраста напоенных благочестием, не бойтесь. Если они и отойдут немного от Церкви с возрастом или из-за искушений, то потом вернутся опять. Они словно дверные косяки, которые мы смазываем маслом, и их не берет гниль.

— Как ты считаешь, отче, с какого возраста дети становятся восприимчивыми, и как мы, родители, должны поступать, чтобы не бояться нечаянно повредить им своими крайностями?

— Прежде всего дети копируют нас самих, и, конечно, с самого младенчества. Вот с этого времени и должны мы обращаться с ними, как с часами. Как только у них ослабнет пружина, будем сразу их заводить, но внимательно и потихоньку, чтобы она не лопнула от чрезмерного усилия.

— Часто, батюшка, дети противятся различным благочестивым обычаям.


— Когда что-то не в порядке, этому всегда есть причина. Может быть, вы подаете им плохой пример? Может быть, причина в каких-то недолжных зрелищах, дурных поступках, плохих словах в доме? Во всяком случае будем давать детям благочестие в виде молока, а не сухой и твердой пищи. Никогда нельзя давить на них или приказывать им, но прежде всего — быть самим примером для детей.

— В случае плохих поступков приносит ли пользу телесное наказание?

— Будем, насколько возможно, избегать этого. Если же и допускаем его, то это ни в коем случае не должно быть постоянным. Телесно наказывать нужно так, чтобы ребенок понял, за что мы его наказываем. Только тогда это принесет пользу.

— Батюшка, несмотря на то, что мы все это исполняем, дети наши становятся необузданными. Иногда они переходят все границы. Мы не знаем, что нам делать.

— Будем давать иногда отвертку в руки Христа, чтобы Он Сам навел порядок, подкрутив некоторые винтики. Не будем думать, что со всем мы можем справиться сами.

— Если, батюшка, ребенок ходит в церковь, но с какого-то возраста поведение его начинает изменяться и он убегает из храма, как мы должны действовать?

— Спокойно. Если же будет что-то серьезное, то вмешайтесь. Но будем внимательны, чтобы ребенок не ожесточился и не случилось еще чего-нибудь худшего.

Читайте так же:  Про внутреннего хищника

— Когда ребенок свяжется с дурными компаниями и покинет свой дом, еще не стяжав даже немного Христовой благодати, есть ли надежда на его возвращение?

— А вынес ли он оттуда любовь? Когда в доме любовь и самого ребенка мы окружаем любовью, то если он и уйдет и свяжется с дурными компаниями, в один прекрасный момент увидит, что там нет любви. Он увидит, что повсюду лицемерие, и вернется домой. Но если он будет помнить о враждебности и ненависти в доме, то его сердце не заставит его направить свои стопы обратно.

— Если мы познали Христа поздно, когда дети наши уже выросли, что нам делать, чтобы наставить их на путь Божий?

— Здесь только молитва приносит плоды. Мы должны со многой верой просить у Бога милости для этих детей, которые невиновны в своем неверии. Признаем, что ответственность лежит только на нас, смиримся и покаемся искренно, и Бог им поможет. Он все же бросит им какой-нибудь спасательный круг, чтобы спаслись и они».

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец

Беседы о супружеской жизни

Протоиерей Илия Шугаев

Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

Эти беседы возникли как крик отчаяния при виде того, что происходит с современной семьей. Если задуматься, откуда молодые люди черпают познания о семье и браке, то окажется, что нередко источником этих познаний становятся западные фильмы и сцены из жизни вечно скандалящих родителей. Ни будничный уклад, ни современное искусство не способны дать подростку образцов настоящей любви и верности. О том, что брак может быть вечным ему остается только мечтать. Задача, которую я ставил себе, идя на лекции к одиннадцатиклассникам, была очень простой: свидетельствовать о том, что истинная любовь существует, что надо только потрудиться, чтобы научиться любить по-настоящему; что есть незаметные на первый взгляд ошибки, которые могут привести к трагедии: убить в человеке способность любить; но от этих ошибок можно уберечься – об этом я тоже старался рассказать.

Хотелось бы верить, что когда-нибудь в школах вновь появится такой предмет, как «Этика и психология семейной жизни», но чтобы в отличие от старого, советского варианта, он отражал православный взгляд на семью. Недостаток подобного предмета явно ощущается. Физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя соответствующие дисциплины изучаются по нескольку лет. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом ничего не говорится, или же вводится секс-просвет.

Мои беседы были обращены к одиннадцатиклассникам города Талдом. Только в последнем перед выпуском классе можно было коснуться некоторых тем, относящихся к интимной стороне брака. Правда большинство педагогов и психологов, с кем я обсуждал возможное начало бесед, указывали на восьмой класс. Именно в это время в переходный возраст вступают и мальчики (у девочек переход начинается несколько раньше).

Текст бесед в этой книге шире каждой реальной беседы в школе. В зависимости от аудитории и вопросов, которые возникали у слушателей, рассказывалась только определенная часть темы. В книге же помещено то, что могло быть сказано.

Упоминаемые в 4-й и 6-й беседе видеофильмы распространяются в православном медико-просветительском центре «Жизнь». В первых изданиях книги к шестой беседе я рекомендовал в качестве видеоиллюстрации фильмы «Не убий» или «Безмолвный крик». Сейчас, я думаю, правильнее показывать фильм итальянских авторов «Чудо жизни». Это жизнерадостная картина о внутриутробном развитии ребенка. И хотя она отчасти повторяет фильм «УЗИ: свидетельства о ранних стадиях жизни», думаю, детям полезно посмотреть и то, и другое, поскольку оба фильма создают четкую психологическую установку на рождение детей. Тема зачатия, беременности и родов после просмотра вызывает радостное, возвышенно-торжественное чувство. Фильмы «Не убий» и «Безмолвный крик» построены на демонстрации негативной стороны беременности, связанной с абортами. Их можно показывать только тем подросткам, которые имеют установку на создание семьи и рождение детей и при этом не обладают обостренной впечатлительностью. Большинству же подростков следует показывать фильмы, рассказывающие о положительной стороне семьи.

В работе с подростками это главный принцип. Прежде чем говорить, как ужасны последствия ошибок, надо попытаться нарисовать прекрасный образ идеальной семьи с идеальными отношениями между супругами и детьми. Например, пугать девушек последствиями аборта почти бесполезно, поскольку любая и так знает, что аборт – это плохо. Тем девушкам, которые настроены на рождение детей, подобные запугивания не нужны. А у тех, которые не настроены на это, беременность и рождение детей и без того ассоциируется с негативным: токсикозы во время беременности, испорченная фигура, потом еще и грязные пеленки, бессонные ночи, проблемы в учебе и на работе и т. д. В этом случае информация об абортах не только не создает настроя на рождение детей, но, напротив, еще больше увеличивает неприятные ассоциации, связанные с беременностью и родами. Наша задача в том, чтобы каждая девушка знала, как должна правильно строиться семья, и стремилась к ее созиданию. Тогда она не согласится на отношения, которые приводят к дилемме: «Делать или не делать аборт?». Такой вопрос вообще не будет возникать, и дети станут плодом настоящей любви.

В центре «Жизнь» можно найти и много других интересных материалов. Адрес центра: 125167, Москва, Красноармейская ул., 2/2, храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Телефон: (495) 612-64-95.

Если кто-то решится выступать перед старшеклассниками с лекциями о браке, то хотелось бы упомянуть книги и видеофильмы, которые могут в этом помочь:

1) видеофильм «Церковь не молчит» (это видеозапись беседы со старшеклассниками протоиерея Димитрия Смирнова, которую можно приобрести в центре «Жизнь»; некоторые мысли из этой беседы приводятся в данной книге);

2) видеофильм «О счастье» (это видеозапись выступления о семейном счастье протоиерея Димитрия Смирнова в Минске в рамках Свято-Михайловских православных чтений в 2005 году);

3) видеофильм «Начало» (беседа педагога Авдеенко Е. А. со старшеклассниками, студия «Радонеж»);

4) книга Авдеенко Е. А. «Переходный возраст. Как правильно выйти замуж» (она отчасти пересекается с беседой в видеофильме «Начало», но содержит много нового материала. Имеется несколько изданий; выпускался и аудиовариант этой книги);

Читайте так же:  Дружная игра

5) Все книги детских психологов Ирины Яковлевны Медведевой и Татьяны Львовны Шишовой. Основной их труд – «Разноцветные белые вороны» (иногда эта книга выходит под первым своим названием «Книга для трудных родителей»), а также книги «Дети нашего времени», «Потомки царя Ирода», «Безобразие в образовании», «Иван-царевич, он же Серый волк», «Логика глобализма», «Гарри Поттер: стоп», «Улыбка судьбы», «Убийца предупреждает: убийство опасно для вашего здоровья», «Запах серы», «Чтобы ребенок не был трудным», «Родители и дети: конфликт или союз».

6) Книга протоиерея Артемия Владимирова «Любовь и вера». Москва, 2001.

7) Книга протоиерея Максима Козлова «Последняя крепость. Беседы о семейной жизни». Москва, 2004.

8) Сборник материалов в защиту жизни на CD-ROMе с православных ресурсов Интернета (центр «Жизнь»).

9) В этом же Центре есть подборка аудиозаписей (в mp3-формате) бесед известных священнослужителей и психологов о семейной жизни. Среди этих записей я бы обратил внимание на:

[2]

– беседы Стояна Адашевича – сербского гинеколога, бывшего, по его собственному выражению, главным абортером в Белграде, но получившего вразумление от Бога и сейчас активно выступающего с интересными беседами о семейной жизни;

– беседу протоиерея Александра Ильяшенко, отца двенадцати детей, «Большая семья – большие надежды»;

– беседу протоиерея Димитрия Смирнова «О феминизме»;

– беседы И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой.

[1]

Там же можно найти и аудиозапись книги «Один раз на всю жизнь».

10) Видеозапись трех бесед психолога Ирины Леонидовны Ботневой «Как ребенка вырастить счастливым», в которых рассказывается о формировании ребенка как будущего семьянина. Каждая беседа описывает один из периодов жизни ребенка: от рождения до трех лет, от трех до восьми, а также школьный период. Фильмы записаны и издаются журналом «Толк и польза». Среди фильмов, выпускаемых этим журналом, есть и другие интересные беседы.

Протоиерей Илия Шугаев

Возможен ли брак по любви?

Все здесь сидящие, наверное, собираются вступить в брак. У православного христианина два основных выбора: или вступить в брак, или, не вступая в брак, жить в чистоте и целомудрии в миру или в монастыре. В монастырь из вас, думаю, немногие собираются, поэтому для большинства выбор ясен – вступить в брак.

беседы о семейной жизни — Самое интересное в блогах

О таинстве венчания.

Часть III. Муж и жена «Положил еси на главах их венцы»

Л юди верующие, православные в семейной супружеской жизни, конечно, не застрахованы от тех искушений, испытаний и бурь, которые подстерегают любую обычную семью. Можно сказать, что почти каждая семья проходит в своей жизни через одни и те же ошибки, в той или иной степени. Одни успешно преодолевают эти трудности, закаляются в них, приобретая, ещё большую любовь друг к другу, другие, к сожалению, ломаются.

Но каждая православная семья имеет великое оружие: веру в Бога, взаимную молитву и, конечно же, благодать и благословение, получаемое в таинстве ВЕНЧАНИЯ. Супруги уже не одни, с ними Бог.

/pavel-gumerov.ru/img/highsl >http://pavel-gumerov.ru/img/highsl >

Но давайте по порядку. Венчанию предшествует чин обручения, когда будущие супруги обмениваются кольцами, в знак любви и верности. По традиции (которая, правда не всегда соблюдается) жениху надевается серебряное кольцо, — невесте – золотое. Но это не их кольца. То есть они сделаны по размеру, но им лично не принадлежат. Ибо муж носит серебряное кольцо жены (сереб —

ро – символ луны, получающий свой свет от солнца), а жена – золотое кольцо мужа. Золото, соответственно, символизирует солнце, и муж как глава семьи сравнивается с этим небесным светилом.

Кольца, как уже говорилось, есть памятка супругам, что они уже не принадлежат себе.

Когда я учился в Семинарии, молодых женатых семинаристов монахи и люди холостые в шутку называли «окольцованными». Ну, монахи вообще народ весёлый. Кольцуют, как известно, птиц и кольцо показывает, что за птицей наблюдают, она на виду и уже не свободна, кому-то принадлежит. Человек с кольцом тоже показывает, что уже не свободен, сердце его занято, и сам он уже навеки связан со своей половиной. Недаром кольца без начала и конца – символ вечности, бесконечности. Об этом обручальное кольцо напоминает супругу или супруге, а также всем окружающим.

При чине обручения священник молится о том, чтобы Господь утвердил обручение жениха и невесты «в вере и единомыслии, … истине и любви». Здесь, конечно же, имеется в виду вера в Бога, как Подателя всех благ, ибо: «Без меня не можете творить ничего». Но тут есть ещё и другой смысл. Супруги должны иметь взаимную веру. Вера – это доверие тому, кого любишь и кому доверяешь. Вера – это также верность любимому человеку.

После обручения следует само таинство венчания. Я не буду во всех подробностях раскрывать богословский смысл венчания, задача наша другая. Остановлюсь лишь на самых основных моментах.

При венчании читаются три молитвы. В них как бы описывается вся история ветхозаветного супружества от Адама и Евы и подчёркивается богоустановленность брака. Здесь вспоминаются Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, явившие нам пример истинного супружества. Также супругам испрашивается благословение на рождение детей. Священник просит, чтобы Господь благословил новобрачных чадами, как Он благословил благим плодом Захарию и Елисавету и Иоакима и Анну. Супругам испрашивается твердая вера в Бога и друг в друга, любовь и единомыслие. Упоминаются также и родители брачующихся. Говорится, что молитвы родителей утверждают основание домов их чад. Родители отпускают от себя детей, доверяют их друг другу и должны помогать своей молитвой и любовью созидать новую «Малую Церковь». Детям тоже следует помнить, что их долг любви и заботы о родителях не заканчивается с выходом из отчего дома.

Кульминацией таинства венчания является возложение на жениха и невесту венцов. Что это за венцы? Митрополит Антоний Сурожский пишет: «В древности каждый раз, когда бывал праздник, самый обыкновенный семейный, или городской, или государственный праздник – люди надевали венцы из цветов». Сейчас это практикуется и при венчании церковном, например, у греков, которые надевают венцы из живых цветов.

Читайте так же:  Каким представляется нам мир

/pavel-gumerov.ru/img/highsl >http://pavel-gumerov.ru/img/highsl >

В древней Руси в день своего венчания невеста и жених назывались князь и княгиня, почему? Потому что в древнем обществе, пока человек не был женат или замужем, он являлся членом своей семьи и был во всём подвластен старшему в семье, отцу ли, деду ли. Только когда человек женился, он делался хозяином своей жизни. Древнее государство состояло как бы из союза суверенных, то есть независимых семей. Они были свободны выбирать свою судьбу. Все вопросы решались в согласии, во взаимном понимании, но каждая семья имела свой голос и свои права» 7 . Происходило как бы венчание на новое царство. Но у этих венцов есть и другое значение. Это также венцы мученические, которыми Господь венчает своих верных рабов, выстоявших во всех страданиях и испытаниях. Брак – это не только семейные радости, это совместная ноша, иногда очень нелёгкая, крест, который несут супруги, испытания и бури, которые выпадают на их долю. В браке иногда спасаться ничуть не легче, чем в монастыре. Это ежедневное «ношение тягот друг друга». Безропотное несение жизненного креста вообще называют бескровным мученичеством.

После возложения венцов следуют два чтения из Священного Писания. Сначала читается Послание апостола Павла к Ефесянам, об обязанностях мужа и жены. К нему мы уже обращались в главе «Мужеский пол и женский». Особенно почему-то запоминаются последние слова Послания. Чаще всего какой-нибудь громогласный диакон или чтец на весь храм возглашает: «А жена да боится своего мужа!» От подобного громогласия все читанное ранее почти забывается. А ведь там заключена вся суть и объяснение последней фразы: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5. 25), — говорит апостол. То есть муж должен любить свою жену до самопожертвования, быть готовым отдать свою жизнь, пожертвовать самым дорогим.

Далее святой апостол Павел призывает мужей любить жен как самих себя, как свое тело. «Никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю», — как и Господь любит Церковь, ибо она тело Его. Обязанности мужа – заботиться о жене, питать и греть ее. Муж должен свои отношения с женой рассматривать как отношения Церкви и Христа. Может ли Господь обидеть или оскорбить Церковь? Вопрос абсурдный. Вот какие требования к главе семьи. И только после этого говорится: «а жена да боится…». Как боится? Трепещет, что муж придёт усталый или пьяный с работы, и она попадёт под горячую руку? Конечно, нет. Муж – образ Христа в семье. Мы говорим: «Страх Божий», «Бойтесь не людей, а Бога» — вовсе не потому, что боимся какой-то кары от Господа. Это боязнь другого рода: обидеть любимого, расстроить его, оказаться недостойным его любви. Мне эта боязнь знакома с детства. Отец никогда не бил нас, не особо наказывал, разве что совсем маленьких. Но то, что папа расстроится из-за шалости, плохого поступка, та мысль, что сам бы он так никогда не поступил, была пострашнее ремня.

Да, апостол Павел говорит, что жены должны повиноваться своим мужьям как Господу, но и муж обязан любить свою жену как Христос любит Церковь.

После краткой ектении и пения молитвы «Отче Наш» венчающиеся пьют общую чашу . Чаша подаётся три раза сначала мужу, а потом жене. Чаша символизирует то, что в браке все радости и испытания супруги должны делать пополам, поровну. Интересно, что муж начинает пить, а жена зака нчивает и допивает до дна всё, что осталось в чаше. Как-то я венчал одну пару. И когда настало время пить вино из общей чаши, муж сказал, что не может, страдает алкоголизмом (видимо был зашит). И жене пришлось самой пить всю чашу. И я подумал, что когда супруг страдает недугом пьянства, жене приходится как бы нести двойную чашу за себя и за него.

/pavel-gumerov.ru/img/highsl >http://pavel-gumerov.ru/img/highsl >

Жених и невеста три раза обводятся священником вокруг аналоя, в знак духовной радости. Держатся они за руки, в знак того, что будут неразлучно, вместе идти и по жизни. На аналое лежит Евангелие и они совершают вокруг него круг. Этот круг есть символ жизни человеческой, которая не ограничивается временными рамками, а продолжается вечно. Если супруги сами не разорвут этот круг, их брак будет продолжаться и на небесах. Троекратное хождение венчающихся сопровождается пением тропарей: «Исаия, ликуй», «Святи мученицы» и «Слава Тебе, Христе Боже». Про то, что, перенося все тяготы и испытания вместе, супруги уподобляются мученикам, речь уже была. Но в браке открывается и великая радость и утешение. Радость взаимной любви и рождения детей. Поэтому в тропаре «Исаия, ликуй» говорится о рождении от Девы Марии Спасителя.

На этом чин венчания заканчивается. Далее следует снятие венцов с чтением специальных молитв, и отпуст.

В заключении скажу, что почти все таинство венчания супруги стоят рядом, вместе, но смотрят не друг на друга, а в одну сторону на иконы, на алтарь. Уже неоднократно говорилось, что в браке так и должно быть. Муж и жена должны не замыкаться в своём узком мирке, а идти к одной цели, ко спасению.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

/pavel-gumerov.ru/img/highsl >http://pavel-gumerov.ru/img/highsl >

Источники


  1. Мальцева, Т. В. Профессиональное психологическое консультирование / Т.В. Мальцева, И.Е. Реуцкая. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 144 c.

  2. Егоров, Т. Г. Психология. Учебное пособие для военных учебных заведений / Т.Г. Егоров. — М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 2009. — 206 c.

  3. Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 892 c.
Беседы о супружеской жизни
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here