Болезнь — наказание или спасение

Сегодня обсуждаем тему: болезнь - наказание или спасение с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Болезнь — наказание или спасение

Батюшка, подскажите, пожалуйста, за нарушение каких заповедей Господь посылает определенные болезни, например, рак? Или скажите где можно об этом почитать. Спасибо.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Часто в постигающих нас болезнях ясно видна рука Божия. Любящий нас Господь желает всем блаженство в Царствии Небесном. Но многие люди не хотят идти путем спасения, пренебрегают заповедями, упорно коснеют в грехе. Знаки Божьего внимания они упорно не видят, человеческую помощь отвергают. Для больной души таких людей самым действенным лекарством являются тяжелые болезни. По учению святых отцов: Недуги посылаются Богом для здравия души (преп. Исаак Сирин). Св. Иоанн Лествичник пишет, что он видел страждущих, которые через телесный недуг избавились от страсти душевной. Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости (свят. Игнатий Брянчанинов). Людям, ведущим греховную жизнь и нерадеющим о своем спасении, Господь посылает болезни как жгучий, но целебный пластырь. Милосердный Господь не посылал бы нам никаких скорбей, но вся беда в том, что большинство из нас иначе и спасаться не умеет. Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы, если бы они были здоровы (Свят. Феофан Затворник).

Почему не всем грешникам посылаются тяжелые болезни? Потому, что Господь знает сердца людей. Некоторые противятся истине даже после постигших их испытаний. К имеющимся грехам они могут прибавить новые, еще более тяжелые: уныние, отчаяние, озлобление, ропот. Господь не желает усугублять их участь. В отношении и к таким людям ясно видно проявление Божественной любви.

Особо нужно сказать о телесных болезнях, которые нередко посещают святых и праведников. В этом проявляется забота Божия об их духовном совершенстве. Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то через сие от меньшего преуспеваешь на большее. Ты золото, – и через огонь сделался чище (Св. Синклитикия). В Отечнике рассказывается об одном старце, который часто подвергался болезням. Случилось ему в течение одного года не болеть. Старец очень скорбел, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня».

Здоровым людям надо всегда помнить, что болезни людей, с которыми мы связаны жизненными узами, имеют отношение и к нам. Господь дает нам возможность спасаться через дела любви и милосердия к страждущим и болящим. Никто не должен упускать такой возможности, которую дает нам Бог для спасения: был болен, и вы посетили Меня (Мф.25:36).

При постигшей нас болезни мы не должны пытаться объяснить ее каким-либо конкретным грехом. Во-первых, можем ошибиться. А самое главное – это неполезно. Нужно покаянно испытать свою совесть. Проверить всю нашу жизнь, прошлую и настоящую. Только исправление всей жизни поможет нам стяжать врачующую благодать. Если почувствуешь, что смущается болезнью душа. То скажи ей: эта болезнь не легче ли гиены, в которую впадешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении (Преп. Исаия Отшельник).

Истинные причины болезней

— В наше время, как известно, здоровых людей нет. Все мы в той или иной степени больны. Что такое болезнь с духовной точки зрения, батюшка?

Человек сотворен Богом безгрешным и бессмертным. Это значит, что болезнь (и происходящая от неё смерть) не создана Богом. Но поврежденность души человека, отпадение его через грех от Бога явились причиной болезни и смерти. Таким образом, болезнь – это не естественный процесс, а недостаток целостности человека, отсутствие единства человека с Богом и с самим собой, ведь даже слово «исцелиться» означает «стать целым».

— В чем причина болезней – это наказание, расплата за личные грехи?

Это не совсем и не всегда так. В Евангелии есть и такая история: когда при виде слепорожденного «ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан. 9, 2-3). И исцелил слепорожденного. То есть болезнь не всегда является следствием личных грехов.

— Многие говорят, что все болезни от нервов. Так ли это?

А что такое нервы? В первую очередь это проявления наших страстей, то есть постоянная готовность, удобопреклонность ко греху. Если человек легко впадает в раздражение, в нем действует страсть гнева; если он никак не может оторваться от сигареты, от бутылки, в нем властвует страсть чревоугодия, пьянства… И многие болезни происходят от страстей, как их естественное следствие.
Человек со страстями может либо бороться, побеждать духовной жизнью, либо потакать им, и тогда страсти разрастаются, а человек делается их рабом. Как нет предела совершенству в добре, так и грех может довести человека до крайней степени рабства, когда у него не остается никакой духовной свободы. И сегодня повсюду мы видим, как «цивилизованный мир», средства массовой информации постоянно обманывают людей, призывая к «свободе». Что имеется в виду под свободой? Удовлетворение всех желаний и прихотей, потакание своим страстям. Но если только человек попытается преодолеть, победить грех, он тут же увидит, в какой тяжкой зависимости от своих страстей он находится.

Дело не в нервах, не в том, что у нас такая слабая нервная система, а в том, что мы сами даем волю своим страстям, не боремся с ними, и поэтому рано или поздно такая жизнь дает свои горькие плоды.

— За что же страдают малые дети, которые ещё не успели потерять свою свободу, став рабами страстей?

Дети не оторваны от человеческого общества. Даже удалившись на необитаемый остров, человек несет на себе печать этой всеобщей поврежденности грехом, и как следствие, склонность к болезням. У апостола Павла есть такие слова: «страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12-26). Мы знаем, что заражение крови в одном пальце может привести к заражению всего организма и даже к смерти человека.

Прежде всего, ребенок не оторван от своих родителей. Когда младенец находится в утробе матери, он связан с ней телесно, он дышит и питается тем, чем дышит и питается мать. Если она курит, выпивает, смотрит непристойные фильмы и т.д., этот не может не отразиться на малыше. Когда ребеночек появляется на свет, связь с родителями не прерывается. Образ жизни родителей, их внутрисемейные отношения влияют не только на душевное развитие детей, но и на их телесное здоровье.

— Получается, что дети расплачиваются за грехи родителей? Справедливо ли это?

Так тоже нельзя говорить. Дело в том, что такая проблема, как болезнь детей, неразрешима с точки зрения человеческой справедливости. Поэтому на ней постоянно спекулируют безбожные люди, для них эта проблема является камнем преткновения. У Бога нет ничего бесполезного и бессмысленного. Всякое Божественное деяние раскрывается в перспективе Вечности, Вечной Жизни, благого Промысла Божия. Для каждого конкретного человека это означает заботу о спасении его души, исцеление и ограждение от греха. Часто болезнь маленького человека является тем спасительным щитом, который в наших непростых условиях может оградить человека от многих грехов и соблазнов. Ведь часто мы просто по здоровью не можем принимать участие в каких-то греховных делах.

Кроме того, когда в семье появляется больной ребенок, родители начинают переосмысливать свою жизнь, осознавая её греховность, они начинают с большим пониманием относиться друг к другу. С безбожной точки зрения страдания младенца — несправедливость, бессмыслица, но с точки зрения Божественного Промысла в них есть глубокий смысл. Как и в истории о слепорожденном, рядом с больным ребенком является слава Божия: соединяются разрушенные семьи, супруги обращаются к Богу, отходят от греховной жизни. Видя усердие родителей, внимая их молитвам, Господь может и исцелить ребенка. Но если Он видит, что эта болезнь ведет к общему спасению, что без неё семья снова обратится к погибели, Он может и оставить болезнь.

Читайте так же:  Созависимость сценарии отношений и треугольник карпмана

— По учению святых отцов, болезнь – это время посещения человека Богом; Он приносит человеку недуг телесный, как горькое лекарство от недуга душевного и духовного. Значит ли это, что люди здоровые, живущие благополучно, не страдают душевными и духовными недугами? Или Господь оставил их, и они не спасутся?

Действительно, в житиях святых есть рассказы о том, как монахи горько плакали и сокрушались, что у них уже долгое время все идет хорошо, и даже болезни не посещают их. Но, конечно, без скорбей ни один человек не живет. Это только в кинофильмах можно увидеть людей, которые здоровы, богаты, счастливы и живут припеваючи. В нашем мире это дело невозможное. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится», – сказано апостолом Павлом (Рим. 8,22). А богатство, по слову одного из святых, – как соленая вода, которую пьешь, но пить хочется еще больше.
Невозможно убежать, спрятаться от Бога, как пытался спрятаться от Него Адам. Любовь Божия нас везде настигнет. Ему не нужно, чтобы все были здоровы, сыты и богаты, хотя Он мог бы это сделать, как накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек. Богу нужна наша душа, а она не становится чище от благополучной жизни.

— Скажите, батюшка, у кого Церковь не благословляет лечиться?

Человек, прикоснувшийся к церковной жизни, интуитивно понимает, к кому не надо ходить. Во-первых, совершенно очевидно, что к разного рода колдунам ходить нельзя, это прямые слуги сатаны. К ним относятся и разнообразные маги и чародеи. Раньше, если человек прибегал к услугам мага или колдуна, он подвергался строгому церковному наказанию, его на несколько лет отлучали от причастия и т.д. Сегодня, если священник видит, что человек искренно раскаивается, решает больше не обращаться к подобным целителям, ему делается снисхождение.

Во-вторых, нельзя обращаться к так называемым народным целителям и прочим знахарям, которые лечат свечами, народными средствами, заговорами и т.п. Ведь они, в отличие от обычных врачей, претендуют на некое духовное водительство: «порчу снимут», «ауру подправят», заговоры почитают. Кстати, эти заговоры даже могут иметь вид православных молитв: «Отче наш…», «Богородице, Дево…», но для них это не обращение к Богу за помощью, а таинственный набор слов, заговор. После подобного лечения может появиться временное облегчение симптомов, но потом болезнь обязательно возвращается, и в гораздо более тяжелом виде. Не говоря уже о душе, которая просто гибнет от такого лечения.

— Батюшка, если человек заболел, куда ему следует идти – в Церковь или стоит все-таки обратиться в поликлинику?

Не нужно избегать обращаться к врачам. Врачи – слуги Божии, и в Библии об этом говорится достаточно ясно: «Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя». (Cир. 38. 4,6-10).

— А если человек не хочет ходить по врачам, ведь, кроме всего прочего, далеко не всем по карману найти квалифицированного врача, даже сдать анализы, не говоря уже о лекарствах? Если человек живет, не обращаясь к врачам, не лечится, и запускает таким образом болезни, он совершает грех?

Конечно, это грех. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа…, и вы не свои?», — говорит апостол Павел (1 Кор. 6,19). Каждый должен заботиться о своём «храме», настолько, чтобы не быть в тягость другим, а напротив, быть полезным ближним, приносить людям радость и любовь. Понятно, что возможности у всех разные: один может лечиться в Швейцарии, а другой – только травами с огорода, или стоит в очереди за талоном к участковому врачу. Но пренебрежительно относиться к своему здоровью нельзя, нужно заботиться о своем теле – настолько, насколько это возможно.

Другое дело, что телесное исцеление невозможно без духовного, и лечение у обычных врачей должно сопровождаться исцелением души, ведь нужно лечить не просто симптомы, но всего человека. А врачевание души происходит через церковные таинства: Покаяние, Причащение, и, конечно, Соборование…

[1]

— Батюшка, а для чего проводится Соборование? Что это за таинство?

Это таинство, которое совершается над болящим человеком, в котором испрашивается особая благодать Божия, врачующая телесные недуги.

— Иглоукалывание, дыхательная гимнастика, гомеопатия, лечение травами – какие из этих методов не благословляются Церковью, батюшка?

Я лично знаю священников, которые лечились иглоукалыванием и гомеопатией. Насколько мне известно, ничего греховного в этих методах нет. Дыхательной гимнастикой тоже вполне можно заниматься. Вообще, если метод не связан с поклонением каким-то чуждым духовным сущностям или с их призыванием, если нет при этом никаких заклинаний, заговоров, то такое лечение не противоречит православию.

— Следует ли снимать с себя крестик на время некоторых процедур, операций, если на этом настаивает медперсонал, врачи?

Конечно, можно и нужно попросить оставить крестик для укрепления сил. Но это не всегда возможно. В самом факте снятия креста для оказания медицинской помощи ничего крамольного нет. Главное, чтобы крест был в сердце. Но без необходимости лучше не расставаться со святыней. В крайнем случае можно начертать себе крестик йодом или зеленкой.

— В каких случаях можно вызвать к себе батюшку?

Батюшку вызывают на дом в случае тяжелой болезни, немощи, когда человек не может дойти до храма. Нужно помнить, что не позвать священника в случаях, когда есть угроза для жизни, когда состояние больного резко ухудшается, – преступление для ближних. Человек должен быть напутствован Святыми Тайнами в Жизнь Вечную. Поэтому не позвать к умирающему священника – преступление и большой грех.

— Батюшка, как научиться христианскому отношению к болезням, к смерти, ведь человеку невозможно с этим смириться?

Святой Иоанн Златоуст говорил: «Кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости». Взращивайте в себе христианское отношение к болезням, к скорбям, к смерти, ведь все это неизбежно в нашей жизни. А относиться к терпению скорбей по-христиански – значит верить в помощь Божию, смотреть на любое явление в плане вечности, осознавая себя орудием Его Благого Промысла . Господь никогда нас не оставляет, и, может быть, в болезни мы ещё сильнее Его чувствуем. Народ выразил это пословицей: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Не потому, что Бог удаляется от нас или приближается, просто в скорбных жизненных обстоятельствах душа особенно открывается для Бога. Скорби естественным образом отгоняют страсти, а к такой душе, очищенной от страстей, Бог может приблизиться и исполнить её Своей благодати, открыть утраченный смысл жизни, назначение страданий. Понимая так всякую скорбь, видишь, что болезнь – поистине посещение Божие, удивительное духовное лекарство, которым врачуется самое главное в человеке – его душа.

Болезнь — наказание или спасение

Таким образом, как видим, и любовь может быть грехом и страданием, приводящим к душевным и телесным недугам, вплоть до самоубийства и убийства.

Реакция человека на болезнь может быть разной и по этой реакции можно определить посылается ли болезнь как наказание или как вразумление.

Если человек в болезни страдает, тяготится ею, ропщет на судьбу свою, на близких, на Бога, то ясно, что для больного эта болезнь — наказание.

Я помню одну больную, которая страдала болезнью Реклингаузена — множественными доброкачественными опухолями по ходу нервных стволов (нейрофиброматоз Реклингаузена). Она впервые пришла в храм, уверенная в том, что там она непременно получит исцеление. Во время службы она сидела на теплой, даже горячей, отопительной батарее. У нее были единичные фибромы, не очень-то мешавшие ей жить и она даже работала. Храм она посетила с целью магического получения исцеления, так как у нее не было большой веры и вера ее носила характер магии: раз Бог, то Он все может и, посетив храм, она получит там исцеляющую силу. С таким же успехом она могла пойти и к колдуну, но считала, что в храме исцеляющая сила гораздо сильнее.

Читайте так же:  Как знакомиться он-лайн

Но после посещения храма болезнь сразу же приобрела необычайно острое течение: у нее появились множественные нейтрофибромы на всех участках тела и даже на голове и лице. Жизнь ее стала невыносимой. Она не однократно звонила мне и горько сожалела, что пошла в храм. Ведь если бы не пошла в храм и не сидела бы на горячей батарее (от тепла опухоли действительно могут ускорять свой рост), болезнь так и протекала бы медленно и она могла бы терпимо жить. А теперь жизнь для нее превратилась в ад! Сколько горя, отчаяния, сожаления, ропота она выливала мне по телефону и невозможно было никакими средствами утешить ее! «Почему же Бог такой злой и бесчеловечный, если он послал мне такие страдания, хотя я пришла к Нему в храм за исцелением. Он же вместо исцеления послал мне невыносимые страдания»! Бедная женщина! Она требовала от Бога исцеления вместо того, чтобы признать себя грешницей и покаяться в грехах.

Но вот можем ли мы в болезнях видеть какой-то нравственный смысл? Или болезни это — наказание, кара Господня, месть Его за грехи наши?

Апостол Яков говорит: «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Ибо каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь похотью. Похоть же, зачавше, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (1, 13 — 15).

Итак, из этих слов апостола Якова видно, что не Бог искушает человека злом (грехом), а сам человек искушается им и за это получает смерть, а смерти как известно, предшествуют болезнь и страдания.

И апостол Павел в послании к римлянам говорит: «Возмездие за грех смерть» (6, 23)

«Таким образом, не бесконечно милостивый Бог наказывает человека разнообразными бедами, а человек карает сам себя плодами своего же поведения, лишая себя Источника всякого блага. И как упрекнуть Бога в том, что Он не делает для нас то, что хотелось бы нам, если мы не делаем то, что угодно Ему?» Уже в самом грехе заложено наказание, страдание, болезнь, смерть, ибо «грехом вошла в мир смерть». Сам согрешающий обрекает себя на страдания и болезнь: пусть они проявятся не сразу, порой через долгое время, но проявиться.

Это — одно значение греха в развитии наших болезней: мы, греша, сами себя наказываем болезнью и страданием за грех.

Но вот апостол Павел говорит: «Господь, кого любит наказывает. Если вы терпите наказания, то Бог поступает с Вами как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр., 12, 6- 7).

Итак, и Господь может наказать нас за грехи наши, и в том числе болезнями. Но это наказание во исцеление души и в прощение грехов. Хорошо, если мы осознаем цену этого наказания и без ропота, но с любовью к Богу примем его как должное. Плохо, если мы не осознаем ни грех, ни наказание за него и оставим грех незамеченным, тем более, если начнем оправдывать свой грех любыми внешними и внутренними обстоятельствами. Нераскаянный грех — пища демона, осознанный и раскаянный грех — нам во спасение.

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостию, а печалью, но после наученный чрез него доставляет мирный плод праведника» (Евр., 12, 11).

Когда человек осознает истинный смысл своей болезни, посланной ему как наказание, наученному чрез это наказание, вразумленному, к нему приходит истинное покаяние. Мне приходится служить в больничном храме, где лечат тяжелейшие недуги хирургическим путем. В нашем больничном храме люди, осознавая свои грехи, впервые в жизни исповедуются, и причащаются и так, чрез страдания и болезни, находят Бога и остаются с ним. Сколько слез радости и благодарности Богу за посещение Им их страждущих душ и наставления этим на путь истины пришлось мне видеть! Многие и многие люди в своей болезни и страдании осознали греховность своей жизни и этим обрели Бога, мир и покой.

Эта болезнь им во исправление или научение, ибо они ищут причины болезни в мире духовном и силы духовные для преодоления болезни.

Болезнь – спасение или наказание? Мнение по ту сторону

Мнения по поводу причины различных болезней давно разделились на выводы врачей традиционной медицины и целителей нетрадиционной медицины. Взглянем на эту ситуацию с нетрадиционной точки зрения.

Болезнь – это прежде всего сигнал, который подает наш организм в случае сбоя отлаженной системы жизнедеятельност и. Боль – всего лишь нервная реакция, показывающая, на чем следует заострить внимание. Но современный человек при малейших признаках боли сразу же старается заглушить его таблетками, не пытаясь понять, что она хочет сказать. Привычка искать причины вовне, и отказ брать на себя ответственность за возникновение болезней прочно поселилась в наших сердцах. Легче всего переложить ответственность за свое здоровье на врачей и в случае осложнений обвинять медицину. Но так ли это на самом деле? Неужели наши болезни имеют только внешнее воздействие и никак с нами не связаны?

В 19-м веке впервые появилось такое понятие как «психосоматика». Оно выросло на стыке медицины и психологии. Психосоматика изучает влияние внутренних психологических факторов (эмоций, действий, страхов, болезненный опыт прошлого) на причину возникновения заболеваний. Считается, что любой недуг – всего лишь отражение внутреннего состояния, неосознанных мыслей и поступков. В итоге, получается, что организм посылает нам болезнь как некий сигнал того, что необходимо заглянуть внутрь себя, найти причину и исправиться. А что мы делаем с этим сигналом? Правильно, заглушаем таблетками и стараемся делать вид, что все нормально.

Прежде чем приступить к лечению, следует изменить свое отношение к болезни. Не стоит воспринимать свой недуг как зло или наказание. Наш организм любит нас и заботится, если болезнь появилась, значит, на то были причины. Откажитесь от идеи мгновенного решения проблемы через таблетки. Поблагодарите свой организм за болезнь, которую он вам послал. Да, именно так, просто поблагодарите. Попытайтесь понять, что из вашего поведения могла спровоцировать симптомы. За помощью можно обратиться к сводным психосоматически м таблицам заболеваний. Их легко найти на просторах интернета. Такие таблицы обычно созданы на основе учений авторитетных врачей-гомеопато в и остеопатов. Таблица представляет собой список заболеваний и причины, по которым они возникают. Внимательно проанализируйте их. Если нашли корень своих проблем, следует подумать, как изменить свою жизнь или свое отношение к каким-либо вещам. Это будет первый и важный шаг на пути к исцелению.

Современная медицина, безусловно, достигла больших высот и спасла множество человеческих жизней. Обращаться к врачам, проходить диагностики можно и нужно. Однако, не забывайте, что ваше здоровье – это только ваша ответственность. А любое медикаментозное лечение будет работать на 100% только при собственной осознанной включенности в причину и следствие возникновения.

Храм Владимирской иконы Божией Матери

с.Анат-Киняры

Болезнь – это не наказание Божье

«Любая болезнь, в особенности длительная и представляющая угрозу для жизни, часто является непонятной и нежелательной, становится потрясением, приносит беспокойство, волнение, страх и скорбь. Главным образом, сегодня, в современную эпоху, в обществе гиперпотребления, в мире, полном комфорта, неугасимой жажды наслаждений, удовлетворения материальных благ и поиска легких решений, различных “обезболевающих”, великое таинство боли становится неудачей, несчастьем, наказанием, проклятием, и мы подходим к нему лишь со страхом и ужасом. А порой и с огромным недоумением, множеством сложнейших вопросов и сомнений. Даже ум мудрого человека мучается размышлениями и думами, из-за чего боль его усиливается, вместо того чтобы уменьшиться: “потому что во многой мудрости много печали”.

Выходом из этой ситуации становится духовный путь, христианская вера, православная традиция. Евангелие освещает общечеловеческую драму, не оставляя человека в одиночестве, отчужденности и отчаянии. Святой Иоанн Златоуст характерно подчеркивает: “Нет человека, который, проводя эту изменчивую жизнь, был бы без горестей; если не сегодня, то завтра, если не завтра, то после, горести приходят. Как невозможно человеку не испытать смерти, так и – прожить без скорбей”.»

Читайте так же:  О стопроцентном позитиве и ценности душевных страданий

«Болезнь не является, как некоторые полагают, наказанием разгневанного, раздраженного, карающего и мстительного Бога, посылаемым согрешившему. Ведь мы знаем и больных святых. Существует некий ошибочный взгляд, что Бог посылает лишь дары, богатство, здоровье, долголетие и безоблачное счастье. Даже для христиан перипетии, испытания, искушения, болезни и страдания являются соблазном. Имеет место и закладываемая в нас неправильная установка, что в жизни мы всегда будем первыми, не испытаем волнений, трудностей, страданий, несчастий и даже каким-то образом – это мы говорим тихим голосом – не умрем. Но спустившись на землю, став объективными реалистами, мы должны признать, что неудачи все же преобладают в нашей жизни.»

«В наши дни болезни особенно сильно беспокоят человека. Однако болезнь – это не наказание Божье. Рак сегодня мучает многих людей и часто становится причиной психологических проблем. Страх смерти больного раком усугубляет ситуацию. Лишь вера в Бога может помочь человеку терпеливо переносить болезнь и не бояться смерти. Врачи, медперсонал, родственники и пациенты должны иметь уважение к смерти и ее верное восприятие. Правильное отношение больного к своему недугу способно подарить здоровье его душе, в результате чего смерть будет видеться не как трагическое событие, но как переход от скорби к радости.»

Монах Моисей Святогорец “Святая Гора и Общество”.
Источник

Болезнь — наказание или спасение

Правда ли, что люди становятся инвалидами в качестве наказания за какие-то грехи, которые они сотворили?

Всевышний Аллах — Творец всего, о чем мы знаем, и о чем мы не ведаем. Поистине только Ему Одному принадлежит истинная власть над всем. Он Мудрый и Знающий, а наш земной разум, ограниченный определенными рамками, не в состоянии понять и оценить всю безграничность Его милости. Он не творит бесчестие и не притесняет никого, если человек не заслужил такой участи сам.

Всевышний дает людям болезни, и дарует исцеление от них. Кто-то становиться инвалидом в результате несчастного случая, кто-то является таковым с рождения. И в этом тоже кроется великая мудрость Создателя.

Однако, большинство людей, готовы воспринимать это как наказание за какие-то грехи или как проклятие кого-то, но не как Милость Творца. В то время, как возможно благодаря именно своим ограниченным физическим возможностям, своему терпению и старанию, человек может получить в последующем великую награду от Всевышнего.

Стоит помнить, что не всякая болезнь есть наказание, а скорее это испытание и возможность заслужить безграничную Милость Создателя. Физическое тело, пусть даже ограниченное в каких-либо возможностях, это всего лишь тленная оболочка. Важна душа человека и его озаренное светом веры сердце.

В некоторых случаях человек может получить тот или иной недуг в качестве наказания. Но это значит, что, скорее всего, его ошибки будут прощены еще на этом свете, а в Судный день будет пречист от них.

Человек был бы вправе обидеться и сказать: «Почему я не такой, как все?», но он лишь раб Создателя.

Миф №1: Рак — это наказание

Родители больных детей могут столкнуться с суждением, что рак дается семье как наказание. Окружающие люди вдруг начинают говорить о том, что возникновение рака у детей может объясняться психологическими проблемами в семье или быть следствием «грехов родителей». Это вызывает боль, ощущение одиночества и отвержения именно в тот момент, когда семье больше всего нужна поддержка. Мы попросили проанализировать этот миф психолога и священника — людей, к которым мы чаще всего приходим со своими проблемами и горестями.

Анна Яковлевна Варга, кандидат психологических наук, семейный психотерапевт, руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ.

Нет, не могут. Этиология рака очень сложна, это не психосоматическое заболевание. Причины возникновения рака гораздо более мощные. Например, мутации в некоторых генах резко повышают риск рака груди. Все мы знаем историю Анджелины Джоли. То есть человек может жить счастливо, быть успешным, быть любимым, но генетическая предрасположенность «сработает» все равно. Также известно, что вероятность рака повышается вследствие радиации, совершенно независимо от психологических условий существования. Не нужно психологизировать там, где нет к этому никаких оснований.

Почему существует мнение о психологических причинах рака?

Рака все боятся. Большинство считает, что любой рак — это неминуемая смерть. Мы, обычные люди, не знаем, откуда он берется и как его лечить, и от этого становится совсем страшно. Люди ищут объяснений, придумывают их как защиту от своего страха. Они как будто говорят себе: «Вот там, у них, родители ругались, ребенок и заболел». И думают при этом: «Мы живем мирно, у нас никто не заболеет». Утешаются этим. Это так называемое магическое мышление, к которому люди прибегают, когда страшно и непонятно.

[3]

Что испытывают родители больных детей, когда сталкиваются с суждением о раке как семейном наказании?

Я думаю, бывает по-разному. Некоторые родители могут быть согласны с такой причинностью. Ищут свои или чужие грехи, за которые их семью, ребенка, «наказали» болезнью. Не искать виноватых трудно. Сказать себе «это случайность» — значит признать, что нет никакого контроля, нет защиты. В то же время, когда посторонние люди видят в болезни наказание, они как бы становятся на сторону «злой силы» — вас наказали поделом. Это очень обидно и, на самом деле, совершенно несправедливо. Семья, где ребенок болеет раком, — это семья в беде. Она нуждается в поддержке, в милосердном отношении окружающих, в сочувствии. Это единственно нормальное отношение.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как родителям больных раком детей стоит реагировать на такие высказывания и как справляться с возникающим чувством вины?

Если у человека есть выбор, как реагировать (что не многим доступно), то лучше всего внутри себя понимать, что такие высказывания продиктованы страхом и чувством беспомощности. А во внешнем поведении лучше не вступать в споры, переводить разговор на другое. С чувством вины трудно справиться. Надо сказать, что чувство вины в таких травматичных ситуациях, как тяжелая болезнь ребенка, — это часть большого комплекса переживания горя. На первом этапе люди потрясены, не могут поверить, затем наступает чувство вины, подавленность, но вместе с этим и гнев. И вот этот гнев на что угодно, на себя, на судьбу — он дает энергию, которая позволяет действовать: искать помощи, использовать все возможные ресурсы. В человеке все связано. Если начать активно лечить ребенка, невзирая ни на какие свои чувства и состояния, несмотря на ощущение отчаяния и безнадежности, то силы придут и чувство вины отступит.

Протоиерей Алексей Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах в Москве, телеведущий, член редсовета журнала «Альфа и Омега».

Можно ли считать, что болезнь ребенка — это наказание за грехи?

Мы, безусловно, люди грешные, но это не значит, что за каждый конкретный грех Бог обязательно, как мухобойкой, бьет кого-нибудь по лбу страданиями. Не Бог посылает человеку страдания: страдания обязательно встречаются в жизни каждого человека в той или иной степени. Мы живем в таком мире, где последствия грехопадения, этой духовной катастрофы, присутствуют везде. Кто-то страдает от страшных неисцелимых болезней, кто-то от ужасных жизненных условий, кто-то от несправедливости и лицемерия, коварства и иных проявлений человеческой злобы и лжи. Это любая болезнь, не только физическая, любое умирание, не только человека или животного, но и умирание человеческих отношений, любви, привязанности, дружбы.

Чтобы разрушить эту власть смерти, власть греха над человеческим родом, в этот мир пришел Господь наш Иисус Христос. В этом мире Он живет, болеет, умирает после мучительных страданий на кресте, Он сходит в ад, место, где нет Бога, и разрушает ад. И каждый, кто искренне принимает веру во Христа, тем самым принимает путь к этой победе над смертью. Эта победа для нас, христиан, лежит в вечной жизни. Не здесь мы избавляемся от последствий греха, но вступаем вместе со Христом на путь избавления от греха, от смерти, от всего того, что приносит человеку страдания. И каждый человек должен пройти своим личным путем.

И все же так сложно объяснить страдание ребенка. Каким образом стоит вести себя в подобной ситуации?

Читайте так же:  Кинотерапия измены

Когда наши безгрешные дети страдают от тяжелых болезней, вместе с ними страдают и родители, и другие близкие, если они действительно близкие, родные. Бывает, мы хотим убежать от страданий, и есть, к сожалению, масса примеров, когда мама остается с больным ребенком одна, когда самые близкие люди оказываются трусами.

Но есть люди, которые оказываются мужественными и остаются рядом с теми, кто страдает, они разделяют это страдание и наполняют его любовью. И это разделенное страдание, которое называется со-страданием, очищает не только самого человека, оно очищает весь мир, оно спасает мир, потому что так поступает Христос.

Родители больных детей испытывают острое чувство вины за болезнь ребенка. Как быть с этим?

Искать собственную вину и думать «я согрешил, как бы мне этот грех исправить, и тогда случится чудо и все исцелятся», неправильно. Люди хотят чудес, вернее, волшебства, как в сказках, но в жизни так не бывает. Чудо происходит тогда, когда человек принимает Бога и оказывается в этом страдании сильнее, чем само страдание и смерть.

Это не значит, конечно, что вы должны просто сидеть и ждать просветления, пока ваш близкий болеет. Очевидно, что надо делать все необходимые в этой ситуации и понятные каждому человеку вещи: идти к доктору, выяснять диагноз, добиваться второго мнения, если это необходимо, и лечиться, наконец. Потому что этот мир устроен и живет по своим физическим, химическим, биологическим и прочим законам. Человеческое тело подчиняется этим законам, и было бы глупо это игнорировать, как в известном анекдоте про человека, который во время наводнения отказывается от лодки, ожидая от Бога какого-то сверхъестественного способа спасения.

Правда ли, что болезнь — испытание, которое дается только тем, кто может его вынести?

Несправедливо считать болезнь испытанием, Бог никого не испытывает таким изуверским образом. Ему не нравятся человеческие страдания, к тому же испытание — вещь добровольная, нельзя взять на себя то, к чему ты не готов. А страдание всегда непосильно, особенно если ты остаешься один. Но Христос готов сойти в ад любого человеческого страдания, если человек откроет свое сердце. И тогда ад страдания, ад умирания будет просветлен светом Божественной любви. Тогда эти страдания окажутся переносимыми, и человек через страдание сможет стать другим человеком.

Наказа́ние – 1) мера воздействия, используемая в отношении кого-либо за совершенный проступок (преступление) или несовершенное действие, которое надлежало совершить; 2) отмщение; 3) возмездие за совершенный грех, или его последствия, проявляющиеся в муках совести и во внутренних страданиях человеческой души, а также внешних скорбных обстоятельствах (в т.ч. страданиях тела). Наказание попускается Богом для исправления людей и духовного совершенствования.

По временным параметрам наказания разделяются на:
– наказания в нынешней жизни;
– наказания после смерти человеческого тела;
– наказания после Страшного Суда (воскресения мертвых).

Если Бог есть любовь, то как он может наказывать человека?

«Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). Эта истина никогда не ставилась Православною Церковью под сомнение. Любовь Божья проявляется как во внутренней жизни Отца и Сына и Святого Духа, так и в Промыслительной деятельности. В отношении же человека Бог — человеколюбив. Имея это ввиду, многие недоумевают, мол, почему, если Бог отличается человеколюбием, Он подвергает людей столь тяжким наказаниям, таким, например, как истребление почти всех жителей земли водами потопа или истребление жителей Содома и Гоморры огнём?

Многие задаются вопросом, не противоречат ли наказания Божьи Божественной любви? Священное Писание даёт ответ на этот вопрос: «Господь, кого любит, того наказывает» ( Евр.12:6 ). Понимать это библейское свидетельство нужно следующим образом. Наказание Божье не есть действие мстительности или слепой ярости со стороны Бога. Наказания Господни имеют причину в Божественной благости, премудрости, любви, милосердии, справедливости. Как правило, они служат средством ограничения зла, а также средством вразумления и исправления грешников. Даже и те наказания, результатом которых бывает смерть беззаконников, могут пойти им на пользу, так как с физической смертью для них прекращается возможность коснеть во зле и, стало быть, усугублять свою посмертную участь.

Заметим, что во времена Ветхого Завета даже и наказание сына отцом могло служить показателем любви: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» ( Притч.13:25 ). В этой связи отцам не только не воспрещалось, но и предписывалось наказывать детей: «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им» ( Сир.30:1 ).

проф. А.И. Осипов Из курса «Основное богословие», МДАиС.

Божие наказание

священник Алексий Потокин

– Фактически это вопрос о том, как Бог относится к нам. Бога мы находим душой. Она чувствует в Нем свое, родственное. Начальные слова Священного Писания подтверждают это: Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. Подобное радуется подобному. Благодаря нашей соприродности Творцу, мы ищем Его и не можем быть счастливы без Него.

В природе человека заложена некая неполнота. С одной стороны, мы созданы для блаженства – совершенно такого же, каким живет Господь.

– Человек должен искать Его, выбрать. На свете много кумиров, соблазнов. Найти самое-самое – нелегко.

Признаком здоровья человека является алкание и жажда.

– Алкание – голод. Хочешь есть и пить – значит, здоров.

– Когда душа желает полной взаимности, совершенства – это вечное алкание и жажда. Если они благочестны, то душа насыщается. Даже больше, чем мы ждем.

– Слово «благочестие» встречается в книгах афонского старца Паисия. Но точный смысл его мне не ясен.

– Это понятие высокое. Но я его немножечко приземлю. Есть лукавые, хитрые пути. Есть нетвердые, неверные, с изменой. Можно добиваться чего-то, употребляя некое насилие.

А Евангелие указывает нам путь просьбы. Ни в коем случае – не требования. И он должен сопровождаться уважением свободы другого, желанием благодарить, забывать себя. Если эти условия хоть в малейшем не соблюдаются, то полноты и совершенства не будет.

Таков благочестный путь?

– Да. Наша жизнь – это поиск забытых, утраченных возможностей находиться в Раю. Немыслимо быть в Царстве Небесном, если душа живет только земным, правда?

– Даже в хороших условиях человек испытывает некое томление. И когда совершает ошибки, переживает их как боль, утрату. Если душа жива, путь благочестен, то совесть подсказывает: никто меня не мучает специально, я сам виноват в том, что утратил благо.

– Все так. Но и внешние причины тут тоже бывают. От близких запросто услышишь: «Отстань!»

– Конечно, люди могут болеть и внешне толкаться. И ребенок бьет мать ножками, но при этом душа его просит: «Возьми меня, будь со мной!» И любой человек по существу всегда говорит: «Господи, хочу быть с Тобой! Хочу быть с другими!» Но часто его внутреннее желание не согласуется с его внешним поведением. Об этой утрате мы и говорим – об утрате целомудрия.

– При которой душа, тело и ум хотят одного и того же, а не разрываются в разные стороны.

Кстати, в болезненных состояниях мы и сами отталкиваем Бога: «Уйди! Хочу жить без Тебя!» И Он нас предоставляем самим себе.

– Не оставляет Своей надеждой, упованием. Не вмешивается в нашу жизнь, не решает за нас ничего. Но готов поддержать нас, когда это будет возможно. И ждет единения.

– Так что же получается? Мы сами себя наказываем?

– Нет, мучаем. Любой грех сразу становится болезнью. Разрешил телу попраздновать, а обратно оно уже не хочет. Душа просит: «Дай слово сказать!» А оно: «Нет!»

Превратиться в тело, в организм для человека по-настоящему мучительно. А кто виноват? Бог? Нет, сам захотел.

Причина многих неустройств кроется в нас. Но не только. Мы связаны друг с другом. И если близкая мне душа отвергла Бога, то я чувствую ее терзания. Господь меня наказывает? Нет. Это я сам выбираю путь сотрудничества.

– Да, общего жизненного труда и сострадания.

– Нам, эгоистам, конечно, больно класть душу за близкого человека. А Христу радостно было душу Свою положить за всех нас. Странно прозвучал бы вопрос: кто наказал Его? Ведь Он говорил: «Как бы Я хотел, чтобы этот огонь уже возгорелся».

Читайте так же:  Психопаты и психопатический тип характера

Ему было и больно, и трудно, и тяжко. Но когда апостол Петр стал просить, чтобы Он не шел крестным путем, Господь сказал: «Отойди от Меня, сатана!» Это значит: «Ты отнимаешь у Меня то, чем Я живу. Это Мои дети. Как Мне за них не отдать Себя?»

Одна из лукавых черт человека – самому себя мучить, а вину сваливать на другого. Это же клевета, что Господь нас обижает, наказывает. Бесчинников, деток, которые все время на Небо плюют, враждуют, бьются, требуют своего, Он только жалеет, только милует. Чудом, постоянной жертвой, умалением Себя дает возможность продолжаться жизни на земле.

– Мы живем за Его счет?

– Именно так. Если бы Бог дал каждому из нас выполнить все наши желания, жизнь прекратилась бы. Даже если не брать таких вещей, когда кто-то кому-то не нравится.

– Значит, Бог не воздает нам по нашим делам – и в этом смысле относится к людям несправедливо?

– Да, Он относится к нам милостиво. Человеческая несправедливость – убивает. А Его – животворит. За зло Он воздает благом.

Перед каждым из нас встает вопрос о путях Божией милости. Даже не в духовной, а в нашей земной жизни. Но тут важно, хочет ли сам человек знать, что он умрет, что будет с ним происходить дальше.

Мне кажется, в наше время большинство людей предпочитает жить как бы в забвении, не сообразуясь с реальностью. Не думая о многих вещах, прячась от них.

Но некоторые все-таки хотят знать правду.

– Это дает им совершенно иные силы для жизни. Отсекаются лишние, ненужные вещи. Все незначительное теряет смысл. А подлинное, настоящее (даже малое!) становится необыкновенно значимым.

Конечно, на этом пути теряются друзья, которые только казались друзьями. Иногда остаешься совсем один. Но это не конец, а только начало. И можно сказать: «Господи, вот теперь я могу найти хотя бы одного настоящего друга!» Это касается любой дружбы – с Богом, людьми…

– И даже с нашими пристрастиями – столом, кошельком?

– Да-да, где обман заканчивается, происходит разочарование. Обычно это слово звучит для нас как-то грозно. Но на самом деле оно благодатно. Пропадает фальшь. Через ее утрату человек открывает живую Истину.

– Неужели это и есть Божие наказание?!

– Да, в самом настоящем смысле. Господь открывает нам нашу жизнь. Слово «наказание» происходит от глагола «казать», «показывать». Но опять же: если ты ищешь, тебе откроется. А если знать не хочешь, никто тебе ничего открывать не будет.

И когда приходит наказание (откровение о мире), можно спросить себя: разве ты этого не хотел? Разве друг – тот, кто тебе льстит и принимает твою лесть? Не лучше ли честное отношение?

Современная культура дает ничтожное количество примеров подлинной жизни. Вместо нее нам предлагают нечто похожее на жизнь.

– Вкусовые добавки, «идентичные натуральным».

– Количество подмен, обманов, лукавства, лицемерия, лжи в этом смысле – колоссальное. Все кризисы – от этого. В переводе с греческого языка «кризис» – суд. Судится наше восприятие мира. Об этом Господь говорил: «Смотрите, как вы слушаете. У кого око чисто, у того чисты и сердце, и жизнь».

– В каком смысле чисты?

– Не в том, что я не различаю хорошего и плохого. А в том, что вижу все как есть.

Какие-то вещи проще заметить в окружающих, чем в себе. Но те ошибки, которые мы видим вокруг, начинаются внутри нас. И нужно настоящее мужество, чтобы понять это. Нет ничего больнее, чем узнавать правду о себе. Поэтому слово «наказание» для нас непременно связано с болью.

Чтобы добиться в жизни чего-то достойного, всегда требуются мучения. Хотите ли вы учиться, иметь друга, семью, Родину, веру. Еще в Ветхом Завете сказано: «Где много мудрости, там много печали. Кто умножает премудрость, умножает скорбь».

Вот и нам нужно увидеть: мир наш – гибнущий. Это ад, в котором распяли Бога. Как мы еще живем? Непонятно. Потому-то наши времена называются последними.

– Впервые эти слова прозвучали из уст апостолов, переживших распятие Христа.

[2]

– У людей уже просто нет никакой иной возможности жить, как только Воскресением Господа, Его силой и милостью. Наивно ожидать, что на земле будет хорошо. Здесь происходит свободный суд души. Мы решаем, что для каждого из нас лучше: иметь хоть малую причастность к Богу (и тогда все неустройство мира – ничто!) или проклясть эту жизнь, от которой нечего ждать, и успеть схватить, потребить побольше.

– Потому и общество – потребления…

– Мы рождаемся несовершенными. И если начинаем сравнивать себя с другими, которые чего-то в жизни добились, нам наше состояние тоже представляется наказанием.

– Да. А ведь никакие возможности не закрыты от человека. Другой вопрос – как их открыть.

[3]

В Евангелии рассказывается о слепом. Господа спросили, кто виноват в его слепоте – он сам или родители. Христос сказал: «Никто. Это для того, чтобы открылась слава Божия».

Бог из небытия создает человека, Свое дыхание в него вкладывает. Растит, учит дорожить миром, беречь его. И глаза дает не за то, что человек хорошо или плохо поступает.

Часто причины нашего нынешнего состояния мы ищем в прошлом. Это верно только отчасти. Потому что прошлую жизнь и даже ее смысл можно изменить.

– Так же, как это делали люди прежде. Они ведь тоже ошибались, падали. И мы вслед за ними можем сказать: «Господи, прости! И нас, и наших близких, которые нам нужны и для нас важны!» И само существо жизни будет меняться.

Жить и считать, будто мне плохо, потому что я расплачиваюсь за грехи предков, – это эгоизм. А потерпеть, принести себя хоть в малую жертву ради другого, порадоваться ему – уже по-христиански.

Нам кажется, что наказание – это всегда плохо.

– Но, оказывается, это всегда хорошо.

– И святые люди благодарили: «Господи, Ты мне даешь потрудиться вместе с Тобой! Какое блаженство!»

Мы привыкли считать удачей, когда удается улизнуть от труда. Но это глупо. Лучше самому ходить на ногах, чем смотреть по телевизору, как кто-то бегает.

Потерпеть, чтобы жизнь дальше раскрылась – это дело именно Божие. У Бога цели и причины – в будущем. А у нас чаще всего – наоборот. Поэтому для нас наказание – удар, окрик, мучение. А для человека любящего – открытие возможностей.

– Значит, болезни, моры, войны – совсем не наказание Божие?

– Нет, это последствия нашей жизни. Мы отходим от Бога – и начинаем уничтожать сами себя, утверждаться за счет других. Надо удивляться тому, что войн и моров мало.

Видео (кликните для воспроизведения).

Земля – ад. Превратить ее в рай не получится. Но смягчить боль, страдания друг друга можно. И не надо ждать от своих близких великих подвигов. Если человек хоть чуть-чуть сдержался, тебя обидел, да не так сильно, как мог бы, – это уже труд. Мы его обычно не замечаем – и очень зря. А ведь сами-то чувствуем, когда нас не понимают именно в этом.

Источники


  1. Джон, Таусенд 21 способ сделать семейную жизнь счастливой / Таусенд Джон. — М.: Триада, 2007. — 682 c.

  2. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи. Учебное пособие-практикум / А.Г. Лидерс. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2015. — 552 c.

  3. Ижванова, Е. М. Проблемы детско-родительских отношений / Е.М. Ижванова. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 90 c.
Болезнь — наказание или спасение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here