Четыре шага к утрате взаимопонимания

Сегодня обсуждаем тему: четыре шага к утрате взаимопонимания с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Практическое пособие по исполнению желаний

Практическое пособие по исполнению желаний

Как получить то, что хочешь, и полюбить то, что имеешь

Жизнь устроена так, что получить желаемое легче, чем сохранить желание радоваться приобретенному. Многие люди научились получать то, чего хотят. Но обретенное перестает удовлетворять их. Сколько бы благ у них ни было — все им мало; их гложет ощущение, что чего-то еще недостает. Они недовольны собой, родственниками, здоровьем, работой. Всегда есть что-то, что лишает их покоя.

На другом конце психологической шкалы находятся те, кто не знают, как получить больше, чем у них есть, но все же гораздо более удовлетворены собой, своей работой и благосостоянием. Их сердца открыты жизни, однако мечты все еще не нашли реального воплощения. Из своей жизненной ситуации они извлекли максимум возможного, но удивляются, почему другие имеют больше. Большинство людей занимают по отношению к этим крайностям промежуточное положение.

“Личный успех” — центральное место, пребывая в котором вы обретаете желаемое и не теряете к нему интереса. Личный успех зависит не от того, кем вы стали, чем обладаете и чего достигли, а от того, насколько вам хорошо с собой и с тем, что вы делаете и имеете. Достижение личного успеха — всецело в вашей власти. Следует только ясно представлять себе, что это такое, и стремиться его обрести.

“Личный успех” — не что иное, как получение желаемого без потери к нему интереса.

Однако личный успех не исчерпывается ощущением удовлетворенности своей жизнью или счастьем. Он приносит чувство уверенности в том, что вы можете обрести желаемое, и побуждает действовать в нужном направлении. Личный успех требует от вас ясного понимания того, как сделать жизнь такой, какой вам хочется ее видеть. Для одних личный успех — это обучение тому, как получать больше; для других — понимание того, как стать счастливее. Многим необходимо научиться воплощать оба этих важных аспекта.

В достижении личного успеха не надо полагаться на случай, судьбу, удачу или везение. Некоторые люди имеют врожденную склонность добиваться личного успеха, однако большинству необходимо предварительное обучение и тренировка. К счастью, вы можете научиться добиваться личного успеха. Возможно, вы намного ближе к нему, чем вам кажется. Чтобы жизнь обрела желаемую полноту, большинству из вас нужно всего лишь осуществить небольшие (но важные) изменения в стиле мышления, восприятия и действия.

Небольшие, но важные изменения в способе мышления могут открыть путь к достижению большего личного успеха.

Применив на практике одну-две новые идеи, можно буквально за один вечер преобразить свою жизнь. Хотя обстоятельства временно будут оставаться теми же, что и раньше, ваш новый взгляд на ситуацию даст возможность мгновенно все изменить. Если вас ослепляет мишура жизни, зашторенные окна позволят расслабиться и вновь увидеть мир таким, каков он есть. Подобным образом, осуществленные вами определенные приготовления не только помогут жить счастливо с тем, что у вас есть, но и принесут уверенность в том, что вы стоите на пути к обретению желаемого.

Четыре шага к личному успеху

Достичь большего успеха в жизни позволяют четыре шага. В данной книге они рассматриваются весьма подробно.

Шаг первый: поставить перед собой цель. Посмотрите, где вы сейчас находитесь, и четко представьте себе, где вам нужно быть, чтобы добиться желаемого баланса между внутренним и внешним успехом. Как бы упорно вы ни трудились, если вы движетесь в неверном направлении — встретитесь в жизни только с преградами и никогда не осуществите свои мечты. Действуя же не просто в согласии с желаниями ума, сердца и чувств, но в гармонии с устремлениями души, вы заложите фундамент как внутреннего, так и внешнего успеха.

Шаг второй: получить то, что вам нужно. Научитесь получать то, что вам необходимо для того” чтобы быть действительно самим собой. Недостаточно просто сказать: “Я хочу быть собой”. Чтобы узнать себя и на самом деле быть собой, вам нужно узнать о тех десяти видах любви и заботы, в которых нуждается каждый человек. Поняв, чего вам недостает, и осознав, как это обрести, вы начнете автоматически приближаться к внутреннему успеху. С вашим автомобилем может быть все в порядке, но вы никуда не поедете, если не залили в бак бензин. Подобным образом, вы не сможете обрести свое истинное “я”, если не удовлетворена ваша потребность в любви.

Шаг третий: получить то, чего вам хочется. Узнайте секрет достижения внешнего успеха (не теряя при этом свое истинное “я”) — и вы начнете получать из внешнего мира все, что хотите. Осознайте важность сильных желаний, уверенности и устремленности, привлекающих то, что вам хочется. Научитесь придавать силу своим желаниям посредством выявления и преобразования негативных ощущений и эмоций.

Шаг четвертый: устранить то, что препятствует личному успеху. Узнайте о двенадцати разновидностях препятствий, не дающих вам обрести желаемое, и начните расчищать путь, ведущий как к внутреннему, так и к внешнему успеху. Научитесь устранять каждое из потенциальных препятствий: склонность к упрекам, депрессию, беспокойство, безразличие, предвзятость, нерешительность, медлительность, придирчивость, обиду, жалость к себе, растерянность и комплекс вины. Обретя способность избавляться от всего этого, вы осознаете, что ничто внешнее не сможет вам мешать.

Дебора находит мужа

Когда Дебора начала изучать методику достижения личного успеха, она боролась за внешний успех и уже отчаялась выйти замуж. Переключив свое внимание на обретение внутреннего покоя и гармонии, она смогла расслабиться. Эта перемена позволила ей понять, что она обделена заботой. Раньше она не позволяла себе расслабляться и делать то, что хочется. Теперь она почувствовала себя лучше, а в результате — обрела способность создавать желаемое и привлекать его к себе.

Дебора не только нашла замечательную работу, но и встретила мужчину своей мечты, за которого вышла замуж. Чтобы начать новый этап жизни и создать семью, ей пришлось устранить три препятствия на пути к личному успеху. Когда в прошлом ей приходилось решаться на что-то, она терялась, была скованна и нерешительна. Избавившись от внутренних препятствий, Дебора вновь захотела встретить мужчину, который бы полюбил ее. Сделав четыре шага к обретению личного успеха, она воплотила свои мечты в реальность.

Том открывает пекарню

Том всегда хотел иметь собственную пекарню, но сложилось так, что трудился он на телевизионной станции. Работа ему не нравилась, и он нередко осуждал тех, с кем работал, и обижался на них. Первым шагом Тома к личному успеху стало стремление быть счастливым вне зависимости от обстоятельств. Он стал заниматься медитацией. В результате — обрел ощущение внутренней гармонии.

Читайте так же:  Близкий мне человек неизлечимо болен - как мне быть

Работа перестала быть основным источником его неудовлетворенности. Получив в медитации необходимую опору, он начал воображать то, чего бы ему хотелось. Том стал постоянно что-то получать. Его жизнь наполнилась маленькими чудесами. Он хотел поехать в командировку, и его направили за рубеж. Он хотел похвалы и признания — и получил их. Его уверенность в том, что он может создавать и привлекать к себе желаемое, возросла.

Эта уверенность дала ему свободу, и он последовал за своей мечтой: уволился с работы и открыл булочную. Чтобы совершить эту перемену в своей жизни, ему пришлось освободиться от некоторых внутренних преград. На прежней работе Том часто обижался и осуждал людей. По мере того как душевные барьеры рушились, он избавлялся от медлительности и нерешительности. Со временем это позволило ему открыть свое дело (ныне весьма успешное).

Роберт находит общий язык с детьми

Когда Роберт начал применять на практике принципы достижения личного успеха, он уже был мультимиллионером. Внешнего успеха он достиг, но при этом вовсе не чувствовал себя счастливым. Он три раза разводился и никак не мог найти общего языка со своими детьми. У него было все, кроме понимания близких. Никто из его помощников и бывших жен не представлял, как он несчастен. Люди, у которых денег не густо, не могут вообразить, что можно горевать, обладая миллионом долларов. Однако такое случается сплошь и рядом.

Работа с утратой близкого человека.

В последнее время широкое распространение получил новый взгляд на работу с синдромом утраты, предложенный Дж. Ворденом. Концепция Вордена, хотя и не единственная, сейчас остается самой популярной среди людей, работающих с утратой (Сидорова, 2001).

Она очень удобна для диагностики и работы с актуальным горем, а также если приходится иметь дело с чувством утраты, не пережитым много лет назад и вскрывшимся во время терапии, начатой по совершенно другому поводу.

Предложен вариант описания реакции утраты не по стадиям или фазам, а через четыре задачи, которые должны быть выполнены горюющим при нормальном течении процесса. Эти задачи, по сути, схожи с теми, которые решает ребенок по мере взросления и отделения от матери.

Хотя формы течения синдрома утраты и их проявления очень индивидуальны, однако неизменность содержания процесса позволяет выделить те универсальные шаги, которые должен сделать горюющий, чтобы вернуться к нормальной жизни, и на выполнение которых должно быть направлено внимание терапевта. Задачи утраты неизменны, поскольку обусловлены самим процессом, а формы и способы их решения индивидуальны и зависят от личностных и социальных особенностей горюющего человека. Четыре задачи утраты решаются субъектом последовательно. Если задачи не будут решены, горе не будет развиваться дальше и стремиться к завершению, следовательно, могут возникнуть проблемы в связи с этим даже через много лет. Реакция утраты может блокироваться на любой из стадий, и за этим может стоять разный уровень патологии. Остановка реакции на этапе решения каждой из задач имеет определенную симптоматику.

Первая задача – признание факта потери. Когда кто-то умирает, даже в случае ожидаемой смерти, нормально возникновение чувства, будто ничего не случилось. Поэтому прежде всего нужно признать факт утраты, осознать, что любимый человек умер, он ушел и никогда не вернется. В этот период, так же как потерявшийся ребенок ищет мать, человек машинально пытается войти в контакт с умершим: машинально набирает его телефонный номер, «видит» среди прохожих на улице, покупает ему продукты и т. д. Это поведение «поиска» направлено на восстановление связи. В норме это поведение должно сменяться поведением, направленным на отказ от связи с умершим. Человек, который совершает описанные выше действия, спохватывается и говорит себе: «Что я делаю, ведь он умер». Нередко встречается противоположное поведение – отрицание произошедшего. Если человек не преодолевает отрицания, тогда «работа горя» блокируется на самых ранних этапах. Отрицание может использоваться на разных уровнях и принимать разные формы, но, как правило, включает в себя либо отрицание факта потери, либо ее значимости, либо необратимости.

Отрицание факта потери может варьировать от легкого расстройства до тяжелых психотических форм, когда человек проводит несколько дней в квартире с умершим, прежде чем замечает, что тот умер.

Чаще встречающаяся и менее патологичная форма проявления отрицания была названа «мумификацией». В таких случаях человек сохраняет все так, как было при умершем, чтобы все время быть готовым к его возвращению. Это нормально, если продолжается недолго, таким образом создается своего рода «буфер», который должен смягчить самый трудный этап переживания и приспособления к потере. Но если такое поведение растягивается на годы, переживание горя останавливается и человек отказывается признать те перемены, которые произошли в его жизни, «сохраняя все, как было» и не двигаясь с места в своем трауре, – это проявление отрицания. Еще более легкая форма отрицания, когда человек «видит» умершего в ком-нибудь другом – например, овдовевшая женщина видит мужа в своем внуке.

Другой способ, которым люди избегают реальности потери, – отрицание значимости утраты. В этом случае они говорят что-то вроде «мы не были близки», «он был плохим отцом» или «я по нему не скучаю». Иногда люди поспешно убирают все личные вещи покойного, все, что может о нем напомнить, – это поведение, противоположное мумификации. Таким образом, пережившие утрату оберегают себя от того, чтобы столкнуться лицом к лицу с реальностью потери. Те, кто демонстрируют такое поведение, относятся к группе риска развития патологических реакций утраты.

Другое проявление отрицания – «избирательное забывание». В этом случае человек забывает что-то, касающееся покойного.

Третий способ избежать осознания потери – отрицание необратимости утраты. Вариант этого поведения – увлечение спиритизмом. Иррациональная надежда вновь воссоединиться с умершим нормальна в первые недели после потери, когда поведение направлено на восстановление связи, но если эта надежда становится устойчивой – это ненормально. У религиозных людей такое поведение выглядит немного иначе, поскольку у них другая картина мира. Тогда нормой будет критичное отношение горюющего к происходящему, он понимает, что в этой жизни уже никогда не будет вместе с покойным и воссоединится с ним, только прожив свою жизнь в этом мире так, как ее должен прожить добрый христианин или добропорядочный мусульманин. Это ожидание воссоединения после смерти не нужно разрушать, поскольку оно входит в нормальную картину мира глубоко религиозных людей.

Вторая задача горя состоит в том, чтобы пережить боль потери. Имеется в виду, что нужно пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате.

Если горюющий не может почувствовать и прожить боль потери, которая есть всегда, она должна быть выявлена и проработана с помощью терапевта, иначе боль проявит себя в других формах, например через психосоматику или расстройства поведения.

Читайте так же:  Ну что ему надо

Реакции боли индивидуальны, и не все испытывают боль одинаковой силы. У горюющего часто нарушается контакт не только с внешней реальностью, но и с внутренними переживаниями. Боль утраты ощущается не всегда, иногда утрата переживается как апатия, отсутствие чувств, но она должна обязательно быть проработана.

Выполнение этой задачи осложняется окружающими. Часто находящиеся рядом люди испытывают дискомфорт от сильной боли и чувств горюющего, они не знают, что с этим делать, и сознательно или бессознательно сообщают ему: «Ты не должен горевать». Это невысказанное пожелание окружающих часто вступает во взаимодействие с собственными психологическими защитами человека, пережившего утрату, что приводит к отрицанию необходимости или неизбежности процесса горя. Иногда это даже выражается следующими словами: «Я не должна о нем плакать» или: «Я не должен горевать», «Сейчас не время горевать». Тогда проявления горя блокируются, не происходит отреагирования и эмоции не приходят к своему логическому завершению.

Следующая задача, с которой должен справиться горюющий, это организация окружения, где ощущается отсутствие усопшего. Когда человек теряет близкого, он теряет не только объект, которому адресованы чувства и от которого чувства получаются, он лишается определенного уклада жизни. Умерший близкий участвовал в быту, требовал выполнения каких-то действий или определенного поведения, исполнения каких-либо ролей, брал на себя часть обязанностей. И это уходит вместе с ним. Эта пустота должна быть восполнена, и жизнь необходимо организовать на новый лад.

Организация нового окружения означает разные вещи для разных людей, в зависимости от тех отношений, в которых они были с умершим, и от тех ролей, которые умерший играл в их жизни. Горюющий может этого и не осознавать. Даже если клиент не осознает роли умершего, терапевту нужно для себя наметить, что клиент потерял и как это может быть восполнено. Иногда стоит это обсудить с клиентом. Часто клиент спонтанно начинает делать это сам во время сессии. Горюющий должен приобретать новые навыки. Семья может оказать поддержку в их приобретении. Часто у горюющего вырабатываются новые способы преодоления возникших трудностей и перед ним открываются новые возможности, так что происходит переформулирование факта потери в нечто, имеющее также позитивный смысл. Это частый вариант успешного завершения третьей задачи.

Кроме утраты объекта, некоторые люди одновременно переживают чувство утраты себя, собственного «Я». Недавно проведенные исследования показали, что женщины, определяющие свою идентичность через взаимодействия с близкими или заботу о других, потеряв объект заботы, переживают чувство утраты себя. Работа с таким клиентом охватывает намного больше задач, чем просто выработка новых навыков и умения справляться с новыми ролями.

Утрата часто приводит человека к сильному регрессу и восприятию себя как беспомощного, неспособного справляться с затруднениями и неумелого, как ребенок. Попытка выполнять роли умершего может оказаться неудачной, и это ведет к еще более глубокому регрессу и снижению самооценки.

Сохранение пассивной, беспомощной позиции помогает избегать одиночества-друзья и близкие должны помогать и участвовать в жизни человека, пережившего утрату. В первое время после трагедии это нормально, но в дальнейшем препятствует возвращению к полноценной жизни. Иногда неприспособленность к изменившимся обстоятельствам и беспомощность «работают» на семью. Другие члены семьи должны сплотиться в заботе о том, по кому утрата ударила сильнее всего, и только благодаря этому чувствуют себя сильными и состоятельными. Или сохраняется статус-кво – и семье не приходится менять образ жизни.

[2]

Последняя, четвертая, задача – это выстроить новое отношение к умершему и продолжать жить. Решение этой четвертой задачи не предполагает ни забвения, ни отсутствия эмоций, а только их перестройку. Эмоциональное отношение к умершему должно перемениться таким образом, чтобы появилась возможность продолжать жить, вступать в новые эмоционально насыщенные отношения.

Иногда людям кажется, что если их эмоциональная связь с умершим ослабнет, то тем самым они оскорбят его память и это будет предательством. В некоторых случаях может возникать страх того, что новые близкие отношения могут тоже закончиться и придется снова пройти через боль утраты – такое бывает особенно часто, если чувство потери еще свежо. В других случаях выполнению этой задачи может противиться близкое окружение, например, дети могут протестовать в случае новой привязанности у овдовевшей матери. За этим нередко стоит обида: мать нашла для себя замену умершему мужу, а для ребенка нет замены умершему отцу. Или наоборот – если кто-то из детей нашел себе партнера, у овдовевшего родителя может возникать протест, ревность, чувство, что сын или дочь собирается вести полноценную жизнь, а отец или мать остается в одиночестве. Часто выполнению четвертой задачи мешает романтическое убеждение, что любят только раз, а все остальное – безнравственно. Это поддерживается культурой, особенно у женщин. Поведение «верной вдовы» одобряется социумом.

[3]

Выполнению этой задачи препятствуют запрет на новую любовь, фиксация на прошлой связи или избегание возможности вновь столкнуться с утратой близкого человека. Все эти барьеры, как правило, окрашены чувством вины.

Признаком того, что эта задача не решается, горе не стихает и не завершается период траура, часто бывает ощущение, что «жизнь стоит на месте», «после его смерти я не живу», нарастает беспокойство. Завершением выполнения этой задачи можно считать возникновение убеждения, что можно любить другого человека – любовь к усопшему не стала от этого меньше, но после смерти, например, мужа можно любить другого мужчину. Что можно чтить память погибшего друга, но при этом быть готовым к тому, что в жизни могут появиться новые друзья.

Момент, который можно считать завершением траура, неочевиден. Некоторые авторы называют конкретные временные сроки – месяц, год или два. Однако нельзя определить конкретный срок, на протяжении которого будет разворачиваться переживание утраты. Ее можно считать завершенной тогда, когда человек, переживший потерю, сделает все четыре шага, решит все четыре задачи горя. Признаком этого является способность адресовать большую часть чувств не усопшему, а другим людям, быть восприимчивым к новым впечатлениям и событиям жизни, способность говорить об умершем без сильной боли. Печаль остается, она естественна, когда человек говорит или думает о том, кого он любил и потерял, но это уже печаль спокойная, «светлая». «Работа горя» завершена, когда тот, кто пережил утрату, вновь способен вести нормальную жизнь, он чувствует себя адаптированным, когда есть интерес к жизни, освоены новые роли, создалось новое окружение и он может в нем функционировать адекватно своему социальному статусу и складу характера.

Первый приём: четыре шага к пониманию

Возможно, кого-то это шокирует, но при визите в стоматологию доктор не должен сразу же сажать вас в кресло и лезть в рот.

Примерно по той же причине, по которой порядочная девушка не потащит мужчину после первого свидания в ЗАГС. Ведь вам надо сначала как-то узнать друг друга.

Хороший доктор сперва посадит вас на обычный стул и поговорит. Для начала – познакомится, представится. Потом – спросит, что вас беспокоит. С чем пришли, какие жалобы. Какую проблему хотите решить сейчас. Какие есть жалобы помимо этого. Где что болит, в том числе – болят ли мышцы, суставы, голова, шея. Проблемы с зубами могут отдаваться эхом в самых разных частях организма. Поэтому, выслушав внимательно жалобы, надо уметь задать и неочевидные для клиента вопросы.

Читайте так же:  Эскимосский переворот – или как пройти к инсайту

Всё это называется красивым греческим словом «анамнез» (воспоминание) – то есть информация, которую можно получить от самого клиента.

Второй шаг – достижение понимания, что вы хотите сделать в более отдалённой перспективе. Допустим, сейчас просто болит зуб. Но в будущем вы планируете восстановление зуба. Может быть, помимо этого зуба что-то давно беспокоит, но вы не находили времени на визит к врачу или боялись. Дело в том, что существуют разные методы лечения. И от ваших дальнейших планов может зависеть способ решения текущей задачи. Универсальный совет: решайте свои вопросы сегодня так, чтобы не создавать себе проблем завтра. Поверьте, это работает не только в стоматологии.

Но вот анамнез собран, перспективы понятны. На третьем шаге клиент наконец-то отправляется в стоматологическое кресло и начинается осмотр. При осмотре обязательно заполняется карта зубов, в которой отмечаются отсутствующие зубы, пломбы, коронки. Карта это как минимум, лично я предпочитаю сделать фотографию всех зубов. Затем приходит моя очередь рассказывать клиенту его богатом внутреннем мире, с картинками и фотографиями. Человеческая память ненадёжна, порой люди забывают, что у них происходило во рту пять лет назад. У меня было несколько случаев, когда клиент уверенно говорил «это мой зуб», показывая на имплантант.

И только рассмотрев всё как следует, мы готовы сделать четвёртый шаг к началу совместного пути, то есть составляем план лечения. Тут важно, чтобы клиент понимал, что конкретно ему предлагают. Что с ним будут делать и что он получит в итоге. Естественно, клиент не обязан понимать наши специальные термины. К счастью, современная стоматология имеет на вооружении массу наглядного материала – рисунки, муляжи и видеоролики (как реальные, так и анимированные). Лично я предпочитаю видеоролики для демонстрации медицинских процедур и муляжи для демонстрации разных видов протезов. Так, с одной стороны, удовлетворяется естественное право человека знать, что с ним собираются делать. С другой стороны, у клиента формируется чёткое понимание результата, как должны будут в итоге выглядеть его зубы.

Вот этот первый осмотр, который нужен только для того чтобы понять ситуацию и наметить решение длится у меня в среднем полтора – два часа.

Существуют клиники, где приём пациента лимитирован по времени. Чаще всего это бюджетные учреждения, где большая часть оплачивается по ОМС. Чаще всего на одного пациента отводится 30 минут. Причём за это время надо не только понять проблему, но и что-то сделать – поставить пломбу, пролечить каналы. При такой потогонной системе нет времени вникнуть в суть проблемы.

В некоторых частных клиниках на приём отводится полтора-два часа. Но ты должен успеть выполнить хотя бы одну процедуру, чтобы принести доход заведению. По сути, это скрытый лимит на общение, хотя и не такой жесткий, как в государственных учреждениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Мне как врачу подобный подход не нравится. Когда речь идёт о действительно сложном и долгом лечении очень важно достичь понимания в деталях. Часто сходных результатов можно достичь разными путями и клиенту нужно время, чтобы определиться в выборе. Задача врача – показать весь спектр возможностей современной медицины, какие варианты решения своей проблемы человек может получить, и чем эти решения будут отличаться конкретно для него. Причём показать это надо так, чтобы понял человек, не являющийся специалистом в области стоматологии. Задача непростая, но решаемая. Просто не надо врача подгонять.

Психотерапия созависимости. Избавление от психологии жертвы

Тема: «Избавление от психологии жертвы»

Цель — увидеть негативные последствия роли жертвы и сознательно отказаться от нее.

Жертва распознается по скорбно-мучительному выражению лица и заявлениям вроде: «Ах, я бедняжка», «Если бы только мой муж не пил (не изменял мне, не был бы так груб со мной и т.д.), если бы мой сын не употреблял наркотики, я была бы счастлива», «Это неважно, как я себя чувствую, лишь бы им (детям, родителям) было хорошо», «Своей жизнью я не жила, я всю себя отдала. «.

Психологические награды, вытекающие из роли жертвы:
— Сочувствие окружающих.
— Сладостное чувство жалости к самой себе.
— Обвинение других вместо попыток изменить свое положение.
— Власть и контроль над другими при помощи вызывания у них чувства вины.
— Проекция на других причин своих несчастий.
— Осознание себя почти святой.

Возможность сохранять существующее положение вещей, в котором жить хоть и больно, но привычно.

Негативные последствия психологии жертвы:
— Роль жертвы — самопораженческая роль.
— Жертвы остаются в одиночестве.
— Неизбежен переход в роль обвинителя, преследователя.
— Жертвы отталкивают от себя близких и притягивают к себе обидчиков.
— Мученицы создаютте ситуации, которых боятся (ситуации отвержения, утраты любви, социальной изоляции).
— Жертвы порождают жертвы.
— Жертвы злы.

Избавление от психологии жертвы

Необходимо взять на себя ответственность за свою жизнь. Настоящую и будущую. Перестать обвинять других в своих несчастьях. Научиться говорить другим, что тебе нужно, не наказывая других чувством вины.

Профилактика психологии жертвы заключается в том, чтобы не пытаться заниматься спасательством других, отказаться от роли спасательницы, позволить другим быть ответственными за их жизни.

Тема: «Да, мы умеем думать»

Цель — укрепить уверенность у созависимых в том, что они умеют думать, «вычислять» будущее, принимать решения, строить здоровые отношения.

Когда пациенты будут спрашивать мнение психотерапевта по поводу их собственной жизни, задайте им встречный вопрос: а что Вы думаете по этому поводу?

Поскольку созависимые долго отказывались от своей жизни, то они разучились доверять своему разуму и спрашивают других, как разрешить их проблемы — с кем жить, разводиться или не разводиться с больным алкоголизмом мужем, пускать сына или дочь домой после наркотизации или нет. Иногда же они просто передоверяют другим делать важный выбор за них.

В процессе освобождения от созависимости мы учимся любить себя, доверять себе, слушать себя, понимать свои потребности.

Возможно, раньше мы, созависимые, использовали свой ум не по назначению. Мы тратили все силы на тревогу, на мысли о других. Мы устали. Мы позволили другим злоупотреблять нашим разумом. Прямо или косвенно мы могли внушать себе, что мы не умеем думать и принимать хорошие решения. Не будем верить этой чепухе!

Нижеследующие предложения могут помочь нам обрести уверенность в своих умственных способностях.

Полезные советы для улучшения умственной деятельности:
1. Дай хоть немного покоя своему разуму. Посмотри на проблемы отстраненно. Успокойся, а потом решай.
2. Попроси Бога помочь тебе все обдумать. Проси дать тебе правильную мысль, правильное слово и направить на правильное действие. Но учти, что Бог ждет, что ты сделаешь свою часть.

Читайте так же:  Как пережить боль от расставания

3. Перестань злоупотреблять своим мозгом, не трать его на тревогу, навязчивое обдумывание пьянства или наркотизации близких, на постоянное ощущение себя жертвой.
4. Подкармливай свой разум. Давай ему информацию. Собирай сведения о своих проблемах, побольше узнавай о зависимости от психоактивных веществ, об отношениях в семье при этой болезни. Вначале собери факты, рассортируй их, а потом примешь правильное решение.

5. Подпитывай свой ум здоровыми мыслями. Погружайся в деятельность, которая дает тебе положительные эмоции. Читай книги по психологии, медитации. Назови что-нибудь такое, что позволяет тебе сказать «Я могу» вместо того, чтобы говорить «Я не могу».
6. Распрямляй свой ум. Расширяй свои контакты с миром, узнавай новое, посещай занятия для созависимых.

7. Прекрати говорить плохо о своем уме. Даже в шутку не называй себя идиоткой, никогда не говори «Я глупая».
8. Используй свой ум. Принимай решения. Высказывай их. Не позволяй другим принимать за тебя решения, в этом случае ты — жертва. И не твое это дело — принимать решения за других взрослых. Тогда ты — спасательница.

Тема: «Работа с утратами»

Цель — ознакомить группу со стадиями процесса отреагирования на утрату и обсудить на примерах из жизни присутствующих продуктивные и непродуктивные стороны этого процесса.

Мы все сталкиваемся с различными утратами в жизни. Оплакивание утрат, процесс отреагирования на печальное событие может быть как здоровым, так и нездоровым. Через переживание утраты мы можем достичь большей ясности восприятия действительности.

Поскольку изменения — естественная часть жизни, то утраты неизбежны. Утраты могут быть самыми разнообразными — от утраты близких людей до утраты мечты, утраты (оставления в прошлом) счастливого детства, юности, просто своего прошлого и так далее. Все, к чему мы привязаны, может уйти от нас. Прощание с предметом своей привязанности, будь то человек, предмет или духовное явление, какое-то верование, представление об идеале, сопровождается чувством печали, утраты и нарастающей душевной болью.

[3]

Горе часто является неожиданно и каждый человек переживает его по-своему:
1. Шок, отрицание: «Не может быть».

Продуктивная часть — защита от переживания сразу, в один момент, слишком интенсивной душевной боли. Позволяет набраться сил и начать двигаться к физическому и психическому выздоровлению.

Непродуктивная часть — длительное пребывание в состоянии отрицания, использование отрицания как главного механизма психологической защиты может привести к использованию ПАВ и других форм компульсивного эскапизма (убегания от проблемы).

Помогает пройти эту стадию признание своего бессилия перед случившимся (1-й шаг Программы 12 шагов).

Продуктивная часть — помогает перестать обвинять себя и других за утрату, возвращает энергию, действует очищающе как катарсис.

Непродуктивная часть — проецирование чувств вовне, экспрессия гнева происходит за счет других чувств. Гнев может стать дисфункциональной формой управления другими чувствами.

Помогает пройти эту стадию признание чувства гнева в связи с несправедливостью утраты и возможность положиться на Высшую силу (2-й шаг из Программы 12 шагов).

Продуктивная часть — выигрывается время для физического выздоровления. Время для самосознания и глубокого размышления. Интенсивные поиски смысла жизни.

Непродуктивная часть: изоляция, нападки на самого себя, интернализованный (обращенный вовнутрь) гнев, чувство вины, которое может переходить в глубокое чувство стыда. Взятие на себя чувства ответственности и самообвинение может стать постоянным механизмом преодоления трудностей.

Помогает преодолеть отчаяние в духовной, эмоциональной, физической, социальной областях то, что ведет к пробуждению сознания на новом уровне. Помогает, если человек активно включается в процесс выздоровления.

Продуктивная часть — утрата признается с чувством разрешения проблемы, может быть, даже с чувством благодарности судьбе за испытания, повлекшие за собой укрепление твердости характера.

[1]

Непродуктивная часть — движение к неестественному, слишком поспешному «принятию» утраты с «пропуском» чувств, сопровождающих предыдущие стадии этого процесса.

Помогает достижению этой стадии признание того, что утрата и ее результаты признаются как события, повлекшие за собой далеко идущие последствия. Это начало духовного решения проблемы. Помогает то обстоятельство, что человек усиливает чувство ответственности за выздоровление. Важны шаги 4-й, 5-й, а также 6-12-й Программы 12 шагов.

Последовательность стадий условна. Чувства могут возвращаться на предыдущую стадию, затем снова «идти вперед», т.е. к принятию утраты. От психотерапевта, от близких требуется понимание естественности этих реакций.

Все, что окружающие могут сделать, это валидизировать чувства страдающего, подчеркнуть, что они могут быть источником поддержки страдающего; но ни в коем случае не следует пытаться побыстрее «подвести» страдающего к финальной стадии — к принятию утраты.

Страдающий будет чувствовать себя лучше, если он сможет на любой стадии выражать свои чувства и видеть, что они поняты и приняты как естественные. Отменить чувства нельзя, они реальные, они уже возникли. Их можно только выразить. Поэтому важно обсуждать предмет утраты, эмоциональное значение этого события и так далее, чтобы открыть каналы чувств.

Если мы не научимся достигать личного успеха, то чем больше будем приобретать, тем неудовлетвореннее и беспокойнее будем становиться.

Жизнеописания звезд наглядно свидетельствуют: внешний успех может принести удовлетворение только в том случае, если мы обрели внутреннее положительное самоощущение. В зависимости от степени достигнутого личного успеха внешний успех может стать как раем, так и адом.

Личный успех приходит изнутри

Личный успех приходит изнутри; его можно достичь, если вы способны не только быть самим собой, но и любить себя. Надо уметь делать то, что вы хотите, будучи уверенным, счастливым и сильным. Личный успех характеризуется не только достижением цели, но и чувством благодарности и удовлетворения, которое приходит после обретения желаемого. Кем бы вы ни были и сколько бы ни имели, без личного успеха вам вечно будет чего-то недоставать для полного счастья.

Личный успех достигнут, если вы действительно довольны собой и своим прошлым, настоящим и будущим.

Чтобы достичь личного успеха, нам нужно вначале понять тщетность попыток сделать своим высшим приоритетом достижение материального успеха. Что хорошего в том, чтобы получить нечто и почувствовать, что этого мало? Зачем получать то, чего вы всегда хотели, если после этого у вас пропадает к нему интерес? Что проку в миллионах долларов, если, глядя в зеркало, вы чувствуете неприязнь к своему отражению? Стоит ли петь песню, которая всем нравится, но ненавистна вам? Чтобы на самом деле обрести прочное счастье, нужно осуществить небольшие, но очень важные перемены в своем мышлении. Надо поставить на первое место достижение не материального, а личного успеха.

Ощущение счастья

Прочное счастье приходит изнутри. Приобретение желаемого делает вас счастливым лишь в той степени, в какой вы уже счастливы. Если вы что-то сделали хорошо или узнали что-то новое, то это придаст вам сил лишь в той мере, в какой вы уже чувствовали себя уверенным. Чья-то любовь будет поддерживать вас ровно настолько, насколько вы уже любили себя. В своей жизни вы сможете найти только то количество мира, гармонии и времени для расслабления, которое соответствует уровню вашей расслабленности и умиротворенности. Внешний мир может преисполнить нас любовью, радостью, силой и покоем лишь в том случае, если мы уже ощущаем их внутри себя.

Читайте так же:  Жизнь по привычке

Материальный успех может сделать вас счастливым лишь в том случае, если вы уже счастливы.

Если вы уже счастливы, то все, что вы получаете, позволяет вам ощущать свое счастье. Представьте, что вы с комфортом, но неподвижно лежите в теплой ванне. Не правда ли, ощущение того, что вода теплая, проходит? Если вы начнете слегка двигаться, то вновь почувствуете приливы тепла. Чтобы почувствовать тепло, необходимо наличие двух факторов: вы должны находиться в теплой воде и должны двигаться.

Похожим образом, для того чтобы ощутить волны счастья, нам нужно уже быть счастливыми и вдобавок вызывать новые волны посредством приобретения желаемого. Если мы уже счастливы, то для возникновения ласковых и нежных волн радости не потребуется экстраординарного материального успеха.

Фигурально выражаясь, если вы находитесь в водоеме внутренней силы и уверенности, то при движении вы ощутите волны уверенности. Погрузившемуся в водоем любви и покоя движение принесет волны любви и покоя.

С другой стороны, если вы ощущаете себя несчастным, нелюбимым, неуверенным, под стрессом, то все ваши действия принесут вам волны несчастья, разочарования и страдания. И не имеет никакого значения, каких успехов вы в данный момент достигли в получении желаемого. Все равно они доставят вам лишь мучения и очередной стресс.

Радость будет бесконечной” если мы убедимся” что наше счастье не зависит от внешних обстоятельств

Счастливыми нас делают не деньги, а внутренняя вера, ощущение и желание. Получив больше денег, мы становимся счастливыми, так как верим, что теперь можем быть самими собой. В действительности нас делают счастливыми не деньги, а возможность стать самим собой. На короткий промежуток времени мы обретаем уверенность: “Теперь я волен быть собой и делать то, что хочу”.

Подобная вера делает нас зависимыми от денег. На самом деле, вне зависимости от достатка, мы всегда обладали внутренней свободой. С этого момента у вас есть силы вглядеться в себя и ощутить свою внутреннюю благость и величие. Чтобы начать ощущать истинность этого важного утверждения, вам нужно всего лишь кое-что узнать и немного попрактиковаться.

С этого момента у вас есть силы вглядеться в себя и ощутить свою внутреннюю благость и величие.

Деньги делают нас счастливыми потому, что мы верим, будто они позволяют нам быть теми, кем мы хотим быть, делать то, что хотим, иметь то, что хотим, и испытывать то, что хотим. Нам недостает способности ощущать, что мы уже полны счастья, любви, мира и уверенности.

Однако это ощущение доступно каждому человеку. Раньше очень немногие достигали такого уровня понимания. Теперь оно доступно всем, сделавшим хотя бы несколько шагов в новом направлении. То, что раньше было уделом единиц, оставивших суету жизни ради обретения внутреннего покоя, теперь может обрести любой.

Когда Джим пришел на консультацию, он пребывал в депрессии. Ему исполнилось сорок два года, и он был недоволен течением своей жизни. Видя людей, проезжающих мимо него на дорогих автомобилях, он завидовал им, ощущал себя в какой-то степени неудачником. Он не соответствовал их стандарту, не был для него достаточно хорош.

Его возмущало, что другие имеют больше, чем он. Ведь он делал все правильно: закончил школу, упорно трудился и ходил в церковь. Почему же ему не достались эти забавные игрушки? Почему его обделили? Джим обижался на богатых и осуждал их, жалея при этом себя.

После посещения занятий по достижению личного успеха его отношение к деньгам изменилось. Он понял, что в действительности никогда не уделял им надлежащего внимания и поэтому не разбогател. Хотя Джим и хотел иметь больше денег, он осознал, что живет хорошо и без излишеств. А также убедился в том, что, порицая деньги и богатство, он сам себя наказывал.

Следующей его задачей стало стремление желать большего, оставаясь счастливым обладателем того немного, что у него было. Видя дорогие автомобили, он говорил: “Такие машины для меня”. По мере избавления от зависти, преодолев отрицательное отношение к деньгам, он разрешил себе иметь больше. Джим простил себе прежние неудачи и ошибки, полагая, что они пошли ему впрок.

Он понял, что может не только получать больше, но и испытывать удовлетворение от того, что имеет. И четко осознал, что для счастья ему не нужно обладать материальными благами. Избавившись от привязанности к деньгам, он начал получать больше. Джим познал секрет обретения желаемого. Он научился хотеть большего, довольствуясь тем, что у него есть.

То, что раньше было доступно лишь немногим, оставившим суету жизни ради обретения внутреннего покоя, теперь могут обрести все.

Когда более двадцати пяти лет назад я начал обучать принципам достижения личного успеха других, результаты были хорошими. Но они не идут ни в какое сравнение с нынешними успехами моих учеников. Тем, на что мне пришлось потратить более четверти века — большую часть моей жизни, — они овладевают за выходные, на двухдневном семинаре. Сегодняшний день отличается от вчерашнего как день от ночи.

Учителя любят ставить себе в заслугу успехи учеников. Однако мои притязания скромнее. Я просто глубоко уверен в своевременности этого учения. Мы родились в час, когда человечество делает эпохальный шаг вперед. Если разум ученика включен (как при решении задачи по алгебре), совсем немного разъяснений и практики приведут его к новым открытиям и прозрениям.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как учитель с более чем двадцатипятилетним стажем, могу засвидетельствовать реальность нынешних перемен в сознании. Сегодня каждый может постигнуть: только он сам отвечает за свое самоощущение. Эту простую, но очень важную идею, которая и является секретом достижения личного успеха, в конце концов примут и начнут применять на практике все, а не только редкие счастливчики.

Источники


  1. Главная книга о кризисе. — М.: Эксмо, 2014. — 256 c.

  2. Эпштейн, Михаил Sola amore. Любовь в пяти измерениях / Михаил Эпштейн. — М.: Эксмо, 2011. — 496 c.

  3. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. — М.: СПб: Пирожкова, 2013. — 224 c.
Четыре шага к утрате взаимопонимания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here