Четыре условия для формирования самоуважения

Сегодня обсуждаем тему: четыре условия для формирования самоуважения с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Статья «Педагогические условия формирования самооценки младшего школьника»

Вложение Размер
Педагогические условия формирования самооценки младшего школьника 23.09 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

учитель Моисеева Валентина Николаевна

Российские школы всегда оценивались по успеваемости учеников. Недостаток этого – цена, которой оплачивается результат. [4] То есть ребенка с первого класса начинают загружать так, что ресурсы его здоровья находятся порой на грани истощения. Учитель старается вложить многое, а ученик хочет, но не может сразу вместить в себя много информации, так как не учитывается его желание и возможности. Преподавание большого объема информации не приводит к росту усвоения материала.

Детям младшего школьного возраста трудно в школе. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно, благополучно. Дети седьмого года жизни могут сосредоточено заниматься одним делом десять – двадцать минут, так как их внимание отличается малым объемом, восприятие недостаточно дифференцированно а основной вид мышления – образное мышление.[6]

Маленький ученик попал на незнакомую территорию со своими порядками и ему сложно подчинять себя новым правилам, поэтому ему необходимо время для адаптации. Он надолго остается без своих домашних, и к этому ему нужно привыкнуть.

Все дети разные, и если до школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, то в школе происходит стандартизация условий жизни ребенка. [ 2 ] Начинают выявляться множество отклонений: гипервозбудимость, гипердинамия, отсутствие психологической готовности к школьному обучению (дети продолжают оставаться на уровне игровой деятельности), страх перед школой и т. д.

Особой сферой проявления способности к педагогическому обучению является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи ученика особенно тогда, когда поощрения и наказания справедливы.

Приведем развернутые характеристики эффективных поощрений:

  1. Осуществляются систематически.
  2. Сопровождаются объяснением учителя того, что именно в действиях ученика заслуживает поощрения.
  3. Связанны с личной заинтересованностью учителя в успехах ученика.
  4. Соотносятся с достижением учеником определенных результатов.
  5. Предполагают информирование учащегося о значимости достигнутых им результатов.
  6. Развивают у учащегося умение организовывать свою работу с расчетом на достижение хороших результатов.
  7. Сравниваются прошлые и настоящие достижения учащегося.
  8. Соизмеримы с затраченными учеником усилиями.
  9. Сопоставляются достигнутое учащимся, с приложенными с его стороны усилиями, показывая, что при желании ученик может достигать успехов и в будущем.
  10. Воздействует на мотивационную сферу учащегося, опираясь на внутренние стимулы: интерес цели саморазвития, удовлетворенность от учения и др.
  11. Концентрирует внимание учащегося на том, что его успех зависит от его самого, от собственных способностей и возможностей.
  12. Способствует проявлению интереса учащегося к новым заданиям, когда прежние задания уже выполнены.

Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если он станет поощрять их за хорошие поступки, и не будет наказывать и обращать слишком пристальное внимание на допущенные ими ошибки.

Способность педагога к воспитанию детей младшего школьного возраста – это особый класс способностей, он включает в себя:

1. Правильно оценивать внутреннее состояние ребенка, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).

  1. Быть примером и образцом для подражания в мыслях, чувствах, и поступках.
  2. Вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких и нравственных целей.
  3. Приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.

Вселять в ребенка уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

5. Находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

6.Вызывать к себе уважение со стороны ребенка, пользоваться неформальным признанием с его стороны.

  1. Иметь авторитет у детей.

Так как учитель становится непререкаемым авторитетом и образцом для подражания, он должен формировать в себе способности воспитателя, а быть хорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. [3]

Детство должно быть детством, но именно в нем должна постепенно вызревать взрослость. Педагог должен помнить, что готовить ребенка к успехам в будущем – не значит набивать его знаниями. Важнее знаний умение с ними обращаться: ставить цели, формулировать задачи и решать их, исправлять ошибки, не бояться неизвестности и не кичиться успехами.

Роль, функции и методы работы педагога в системе Монтессори.

Особенности организации педагогического процесса в системе Монтессори состоит в том, что центр тяжести активности смещается с учителя на ребенка. [7]

Какова же роль учителя в Монтессори–педагогике? Он становится партнером, коллегой, старшим товарищем ребенка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной средой.

К основным функциям Монтессори педагога мы относим: посредническую, руководящую, обучающую, организующую, диагностическую, и наконец, защитную.

Учитель должен уважать детей и верить, что они способны ответственно относиться к процессу учения. Он должен внимательно наблюдать за детьми, ненавязчиво направлять их и оказывать им необходимую помощь по всем разделам.

Педагогическая практика, соответствующая возрасту детей, должна учитывать универсальные, научно установленные законы физического, эмоционального, социального и когнитивного развития ребенка на протяжении первых 8 лет жизни. На основании этих законов педагог создает обучающую среду и планирует виды деятельности детей, посещающих дошкольное учреждение. Индивидуальное соответствие предполагает признание уникальности личности каждого ребенка, учет в работе его индивидуального темпа развития, способностей, интересов, склонностей, характера учебы, а также стиля жизни и качеств, заложенных в его семье.

Основные методы работы педагога включают: руководство детьми с помощью ясных, четких и справедливых правил поведения в школьном учреждении; отношение к ошибкам как к возможности обучения; переключение детей на более приемлемое поведение и виды деятельности; выслушивание рассказа детей об их чувствах и огорчениях; помощь в разрешении конфликтных ситуаций, моделирование навыков поведения, полезных детям при решении их проблем; терпеливое напоминание о правилах поведения и необходимости их выполнения.

Один из принципов Монтессори — педагогики – это принцип содействия естественному развитию, который связан с пониманием природы ребенка и особенностей его развития. В процессе саморазвития у ребенка нет ни конкретных целей, ни заранее заданных пределов развития, ни известных путей. Эти пути ему приходится искать, руководствуясь внутренними побуждениями, импульсами интереса к той или иной деятельности.

«Каждый индивид становится творцом своих собственных способностей… Не нужно мешать авторитарными педагогическими воздействиями свободно расти и развиваться ребенку».[1] Но мы не можем просто предоставить ребенка самому себе, в надежде на его созидательный природный потенциал. Без воспитательного воздействия, без педагогического руководства потенциал ребенка может не реализоваться полностью, его характер может не правильно сформироваться.

Процессу естественного развития нужно помогать и в этом состоит сущность воспитания. Авторитарное воспитание, систематически навязываемые действия подавляют спонтанные импульсы ребенка и способны вызвать его сопротивление и отвращение к созидательной деятельности. Такое воспитание объективно не помогает, а тормозит естественное развитие. Не менее вредна и гиперопека, попытки выполнить за ребенка то, что он уже способен делать сам: « любая ненужная помощь является препятствием на пути естественного развития ». Таким образом, помощь саморазвитию должна быть « дозированной » и ненавязчивой, т.е. носить характер содействия.

Читайте так же:  Как хвалить и ругать правильно

« Любая учительница может изучить все теории и все принципы воспитания, но уровень их приложения зависит только от нее » ( Монтессори М. «Дисциплина» ).

В основе педагогической системы М. Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком. [5] Ребенок для нее – целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию.

Столетний юбилей Монтессори педагогики отмечался в 2007 году. Уникальный метод воспитания и развития детей М.Монтессори, помогает детям стать умными, талантливыми, любознательными, творческими, яркими и сильными личностями.

  1. Головнева Е. Г. Теория и методика воспитания. – М.: Высшая школа, 2006.
  2. Дик Н. Ф. Практическое руководство для учителя. — М.: Феникс, 2006.
  3. Дик, Н. Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – М.: Феникс 2007.
  4. Леонтьев Д. Все лучшее детям. // Журн. Психология. – 2008. — № 24. — С. 98.
  5. Линник Н. Уроки Монтессори. // Журн. Психология. – 2007. — № 16. — С.47.
  6. Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика. – М.: Академия, 2003.
  7. Фаусек Ю. И. Педагогика Марии Монтессори. – М.: Генезиз, 2007.
  8. Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. – М.: Айрис – Пресс 2007.

Формирование самооценки у детей

Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя.
— Франклин Рузвельт

Нередко родителям приходится слышать от детей «я не смогу», «у меня не получится», «я не знаю, как это сделать». Оценивая себя, свои способности, возможности, свое место в мире, ребенок порой ошибается, занижая или наоборот, завышая самомнение. Когда речь заходит о самооценке, мы говорим о важном личностном образовании, которое нельзя оставлять без внимания.

Отношение ребенка к себе складывается из двух ключевых факторов: собственные достижения («что я умею», «что я могу», «что я делаю хорошо») и оценка его личности окружающими. Но не стоит забывать и о такой важной особенности, как индивидуальность. Индивидуальные особенности влияют на самооценку, определяя, насколько важно качество или действие, которое совершается самой личностью.

Изучением самооценки занимались известные психологи и ученые. Среди них, такие имена, как У.Джемс, З.Фрейд, К. Роджерс. Важный вклад внесли Б.Г, Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон. Это далеко не весь список великих имен, которые уделяли пристальное внимание самооценке, ее структуре, функциям и закономерностям формирования.

Самооценка и ее функции

Самооценка — это сложная психологическая система. Совокупность психических процессов, явлений, активность человека позволяет ребенку познавать самого себя и выделять себя, как часть большого мира. Функции самооценки являются мощным стимулом для развития личности. Каковы же эти функции?

Самооценка выполняет три функции:

  • Регуляторная – возможность регулировать свое поведение и свою деятельность
  • Защитная — возможность сохранять свою личность стабильной и независимой
  • Функция развития, познавая себя, давая оценку своему поведению через призму оценки себя окружающими, происходит развитие.

Формирование самооценки

Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного общения и взаимодействия. От того, насколько объективно оценивается ребенок и его поступки, зависит адекватность самооценки. От самооценки зависит активность ребенка и его стремление к самосовершенствованию. Чем раньше будет сформирована адекватная самооценка, тем больших успехов он сумеет достичь в жизни.

Придерживайтесь перечисленных пунктов, это поможет сформировать адекватную самооценку.

  • Любовь и принятие
  • Больше поощрений, меньше наказаний
  • Позвольте ребенку быть успешным
  • Детская самостоятельность, как необходимость
  • Объясняйте ребенку свои требования
  • Не перегибайте с властью, которая у вас есть
  • Правила есть правила, их необходимо соблюдать
  • Прислушайтесь к мнению ребенка, но не руководствуйтесь только его желаниями
  • Научите ребенка прислушиваться к мнению окружающих, но иметь свою точку зрения
  • Обучите навыкам неагрессивного поведения в случаях критики
  • Учите относиться с уважением к чувствам и желаниям других детей
  • Обращайтесь к ребенку с просьбами о помощи или за советом как старшему или равному (особенно важным данный пункт является при воспитании мальчиков в системе отношений «мама-сын»)
  • Будьте объективны к поступкам ребенка и его поведению

Заключение и обратная связь

Итак, самооценка занимает важное место в становления личности. Самооценка может быть завышенной, заниженной, адекватной и неадекватной. Но важно понимать, что от того, насколько адекватной будет самооценка ребенка, зависит его способность правильно и верно оценивать свои умственные, физические способности, а также осуществлять выбор личностных качеств, которые требуют особого внимания и развития. Особого внимания требует подростковый и юношеский возраст, когда происходит активное формирование личности.

Как вы считаете, может ли низкая самооценка быть стимулом для саморазвития и самосовершенствования? Поделитесь своей точкой зрения в комментариях.

Автор: Алла Нагинайло, психолог

Развитие механизмов самоконтроля и самооценки как необходимого условия успешности учащихся
статья на тему

Данный материал является обобщением работы над темой по самообразованию. Формируясь в учебной деятельности и в процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на весь дальнейший ход его развития и формирования.

Вложение Размер
Razvitie_mehanizma_samoocenki_kak_neobh._usloviya_uspeshnosti.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие механизмов самоконтроля и самооценки как необходимого условия успешности учащихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Маслянская средняя общеобразовательная школа

Основной стратегией современного образования является повышение его качества. Современные концепции начального образования исходят из приоритета воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Каждый ребёнок, придя в школу, стремится к знаниям, хочет, чтобы у него всё получалось. Но некоторые психологические и личностные особенности не дают ребёнку полностью раскрыться.

Одна из актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребёнка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмом самоконтроля и самооценки, поэтому постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении.

Ребёнок должен научиться оценивать свои действия, их результаты, своё продвижение вперёд. Не имея способностей контролировать и оценивать свои действия, у ребёнка не создаётся мотивация для самостоятельного совершенствования своих действий. Полная передача оценочного компонента взрослому порождает неверие ученика в свои силы, держит его в состоянии постоянной тревожности. Систематическое использование самоконтроля положительно влияет на качество знаний младшего школьника [1].

Если научить детей разным способам самооценки и самоконтроля, то возрастёт познавательная активность и как следствие качество образования.

Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определённым образцом- эталоном [2].

Основными средствами самооценки человека являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчёт, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качество, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимоотношения с людьми.

Читайте так же:  Чем полезно семейное консультирование

Конечно, самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов деятельности индивида. Но всё дело в том, что оценку этих результатов всегда дают окружающие. Вот почему оценка окружающих определяет самооценку. Чувства к самому себе формируются и подкрепляются благодаря реакциям других. Если окружающие постоянно относятся к ребёнку с уважением, то и он начинает считать себя заслуживающим уважения. Если, наоборот, ребёнком постоянно пренебрегают, заостряют внимание на его недостатках, ему ничего не остаётся, как заключить, что он недостоин уважения. По мере того, как формируются оценки самого себя, они становятся всё более независимыми от реакции окружающих и даже реальных результатов деятельности. Как только сформировалась устойчивая самооценка, она имеет тенденцию к самоподкреплению.

Исследования показали, что представления о себе тесно связаны с отношением к себе, т. е. самооценкой. Выявлены три группы детей по степени сформированности у них представлений о себе.

К первой группе относятся учащиеся, у которых представления о себе относительно адекватны и устойчивы. Дети этой группы характеризуются умением анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думать о себе. В деятельности эти дети больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.

Вторая группа характеризуется тем, что представления у входящих в эту группу учащихся о себе неадекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения выделять у себя существенные качества, анализировать свои поступки. Число осознанных ими собственных качеств мало. Лишь в некоторых ситуациях дети этой группы могут оценить себя адекватно. Они требуют особого руководства по формированию навыков самоконтроля.

Для третьей группы учащихся характерно то, что их представления о себе сводятся к характеристикам, данным другими, особенно взрослыми. Эти дети имеют низкий уровень представления о себе.

Исследования показали, что у младших школьников обнаруживаются следующие виды самооценок: адекватная устойчивая, заниженная, завышенная.

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив задачу, выбирают такую же или более трудную. Их прогнозы на своё будущее становятся всё более обоснованными.

Заниженная самооценка младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Если таким детям предложить проверить свою работу, они перечитывают молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что всё равно ошибок не найдут. Эти дети выбирают только лёгкие задачи — как в жизни, так и в экспериментальной ситуации. Деятельность других переоценивают. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредотачивать на них своё внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своём или тут же переключаются на самую лёгкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют всё, что делают другие, критичны к другим. Высокомерие, бестактность, чрезмерная самоуверенность — эти черты личности формируются у детей с завышенной самооценкой.

[2]

Экспериментальная перестройка самооценки обнаружила, что длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребёнок, несмотря на неуспех, всё – таки получает от кого – либо положительную оценку или когда он обладает способностями, которые обеспечивают ему частичный и временный успех. Если у детей не успела возникнуть устойчивая завышенная самооценка, если в процессе изучения таких детей выяснились источники, породившие и поддерживающие их неадекватную самооценку, то самооценку удаётся изменить, сняв одновременно и аффективные переживания таких детей, и привести их поведение к норме.

Сложным является процесс формирования самооценки.

Самооценка, как отношение ребёнка к своим возможностям, складывается и меняется в процессе воспитания, деятельности. Она определяет отношение ребёнка ко всем его жизненным задачам и, прежде всего, к учению.

Проблемы, связанные с педагогическим воздействием на учебную деятельность ребёнка, могут быть успешно решены только с учётом особенностей его самооценки.

Поэтому, в первую очередь, необходимо выявить – какая же самооценка присуща тому или иному ребёнку. Как это сделать?

Существуют 2 пути выявления самооценки: наблюдение и дополнительная диагностика, тестирование.

[3]

Мастер – педагог сразу определит по внешним признакам, какой это ребёнок. Как правило, дети с заниженной самооценкой редко поднимают руку, а если поднимают, то очень редко, тихо говорят, никогда не претендуют на лидерство в играх, взгляд у них потухший, во всех движениях неуверенность.

Чтобы результат наблюдения подтвердить, можно провести два популярных теста, которые предлагают психологи.

1.Тест «Лестница» (психолог К. Клюева);

2. Тест – рисунок « Какой я есть и каким хочу быть» (авт.Шадриков)[3 ]

Результаты тестов, проведённые мной в первом классе следующие: учеников, с завышенной самооценкой – 1, с адекватной самооценкой – 14, с заниженной самооценкой – 4 .

Т. к. самооценка играет важную роль в обучении и способна изменяться под влиянием соответствующих условий, то необходимо вести постоянную работу по развитию этих качеств.

Самооценка не присваивается извне, она вырабатывается самой личностью на основе нравственных норм.

Для развития адекватной самооценки в своей работе использую следующие приёмы работы – речевые разминки, творческие работы, задания «Найди ошибку», не исправление ошибок, а указывание на слова или строчки, в которых допущены ошибки, слова одобрения, обмен впечатлениями, групповые дискуссии, рефлексии при подведении итогов урока. Учащимся предлагаю дать доброжелательную оценку достижений другого, личных качеств, поступков. А так же оценить свои достижения, чувства, состояние, познавательный интерес, межличностные отношения.

Наблюдения и повторные тесты учащихся во втором классе позволяют заключить, что, используя данные приёмы работы у двух учеников заниженная самооценка изменилась на объективно адекватную. У учащихся появилось состояние внутреннего покоя, они стали более свободны и раскованны, активны. У детей возросла познавательная активность, они оптимистичны по поводу своих успехов, уверены в своих знаниях.

Итак, формируясь в учебной деятельности и в процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на весь дальнейший ход его развития и формирования.

1. Сергеева Е.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников [Текст]/ Е.В. Сергеева// Нач. шк. плюс: До и После.- №6, 2006.

2. Стародубова Е. А. Эмоционально – нравственное развитие личности младшего школьника в процессе образования [Текст]/ Е.А.Стародубова // Нач. образование.- №5, 2007.

3. Строганова Л.В. Поощрение и самооценка младшего школьника: учеб. пособие [Текст]/ Л.В.Строганова.- М.: Педагогическое общество России, 2005.

4 Самоуважение и самоэффективность

Глобальной самооценкой личности является уважение к самой себе. Самоуважение — это почтительное отношение к самому себе, основанное на признании своих достоинств. У. Джеймс (1842—1910) вывел формулу самоуважения, согласно которой самоуважение зависит от успехов, уровня притязаний личности и определяется отношением ее успешности к уровню ее притязаний.

Еще одним компонентом самосознания выступает самоэффективность — осознание человеком своей успешности и компетентности, связанное с предполагаемыми будущими успехами (А. Бандура, 2000). Самоэффективность включает два компонента: компетентности, необходимые для достижения успеха, и самооценку компетентностей (Г. Лефрансуа, 2003). Несмотря на очевидную взаимосвязь, самоэффективность и самооценка не тождествены. Самооценка — широкое и общее понятие, тогда как самоэффективность является более определенной и относится к конкретным навыкам или способностям, считает А. Бандура. Так, уверенный в собственной эффективности студент проявляет решительность, преодолевает сопротивление на пути к достижению цели только при наличии необходимых способностей и побуждений.

Читайте так же:  Внимание 1 сентября!

Самоэффективность человека зависит от вида деятельности, уровня сложности одной и той же деятельности, от ситуативных обстоятельств. К примеру, ученик может иметь высокую самоэффективность в спортивной деятельности и низкую в учебно-познавательной. Ученики с высокой самоэффективностью добиваются более серьезных успехов, чем ученики с низким уровнем самоэффективности, даже при одинаковых способностях. Вера в собственную эффективность заставляет их учиться, ставить сложные, но реалистичные задачи, преодолевать трудности, исправлять ошибки, быстрее отвергать неправильные решения, достигать цели. Будучи однажды установленной, самоэффективность распространяется на другие ситуации, сходные и отличные, поведение в которых ранее было малоэффективным (А. Бандура, 2000; Г. Лефрансуа, 2003).

Вопросы для самопроверки

Какие вопросы изучает гуманистическая психология?

Что находится в центре внимания феноменологической психологии?

Дайте определение Я-концепции.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Назовите структурные компоненты Я.

Дайте определение самооценки и уровня притязаний.

Назовите пути достижения и поддержания самоуважения.

Дайте характеристику механизмам защиты, которые личность использует для поддержания самоуважения.

[3]

В чем отличия самооценки от самоэффективности?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Самосознание, феноменальное поле, Я-концепция (Я, самость), Я-реальное, Я-идеальное, Я-фантастическое, Я-должное, Я-динамическое, самоактуализация, конгруэнтность, самооценка, уровень притязаний, самоуважение, механизмы защиты, искажение, проекция, рационализация, самоэффективность.

Четыре условия для формирования самоуважения

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Консультации

    • санёчек к записи Безответная любовь
    • Марина к записи Кахексия
    • Нисен к записи Клиническая депрессия
    • Анастасия Джага к записи Как поднять настроение девушке
    • Елена к записи О чем говорить с девушкой
  • Пройдите наш опрос

    Самоуважение

    Самоуважение — это одна из важных психологических характеристик личности. Являясь наивысшим чувством собственного достоинства, самоуважение выступает в виде положительного мнения о самом себе. Уважающая себя личность наделена адекватной объективной самооценкой. Степень самоуважения определяет успешность индивида и его уровень счастья. Высокое самоуважение приводит к успеху, а также высоким достижениям в любых областях жизни, и напротив, низкое самоуважение предваряет большинство огорчений и неудач.

    Самоуважение и самооценка

    Самоуважение, являясь устойчивой личностной чертой, выступает очень значимой для человека особенностью. Оно определяется отношением личных достижений к тем целям, которые перед собой ставит индивид. Совокупность этих целей представляет уровень притязаний личности.

    Уровень притязаний является тем практическим результатом, которого субъект желает достичь в работе. В практической деятельности индивид зачастую стремится к достижениям, которые согласуются с его личной самооценкой, способствуют ее нормализации и укреплению.

    Как фактор, определяющий неудовлетворенность или удовлетворенность деятельностью, уровень притязаний представляет значимое значение для личностей, имеющих ориентацию не на достижение успехов, а на избегание неудач. Значительные изменения в самооценке возникают в том случае, если неудачи или успехи субъект связывает с отсутствием у него необходимых способностей. Поэтому функции самоуважения и самооценки психической жизни индивида состоят в том, что они являются внутренними условиями регуляции деятельности и поведения человека.

    Вследствие включения самооценки в структуру мотивации деятельности, индивид соотносит психические ресурсы, личные возможности с целями и средствами деятельности. Знания, которые накоплены индивидом о самом себе и глобальная самооценка, развивающаяся на основе этих знаний, дают возможность сформировать многомерное образование, составляющее ядро личности, называемое «Я – концепцией».

    Самоуважение личности

    Первой составляющей самоуважения личности выступает эмоциональный элемент – это ощущения себя и личное представление о себе.

    Второй составляющей самоуважения личности выступает ощущаемый индивидом уровень компетентности в различных областях. Когда человек чувствует, что силен в своей области, имеет успехи, достижения, то он наслаждается высоким самоуважением. Достижения способствуют укреплению самоуважения, а также росту собственной значимости. Если человек успешен в делах, то он чувствует себя хорошо, а если он чувствует себя хорошо, то хорошо делает свое дело. Одно вытекает из другого.

    Важнейшими составляющими в жизни людей выступают личные взаимоотношения. Человек с адекватной самооценкой наслаждается чувством самоуважения, он вступает и поддерживает здоровые, позитивные, конструктивные, а также насыщенные любовью взаимоотношения. Ощущение некомпетентности и дефектности во взаимоотношениях с другими индивидами подрывает самоуверенность и самоуважение, а успех во взаимоотношениях со значимым человеком укрепляет личное самоуважение. Успешность в коммуникациях с другими индивидами дает возможность чувствовать человеку себя более завершенным, компетентным, высвобождает для преуспевания в различных других областях жизни.

    Психологи отмечают прямую взаимосвязь между уровнем самоуважения, качеством взаимоотношений и самоодобрением.

    Подмечено, что индивид может нравиться лично себе только в той степени, в какой он полностью сам себя одобряет, а то, насколько сильно он нравится себе, определяется тем, насколько он чувствует, что одобряется другими людьми.

    Многие из личностей растут при условном одобрении, и зачастую при осуждении и неприятии со стороны своих родителей. Став взрослыми, индивиды ищут одобрения и безусловной любви со стороны других людей и преимущественно со стороны одного любимого человека, чтобы компенсировать недостающую любовь в детстве, от которой зависит ментальное здоровье.

    Чтобы человек начал себя уважать, он должен полностью одобрить свою личность. Индивид никогда не сможет испытывать искреннюю симпатию к самому себе, пока не одобрит себя полностью и не согласится со своими слабостями и сильными чертами. Ключ к одобрению себя находится в безусловном одобрении еще одним человеком, которым индивид восхищается, уважает и более того — любит. Когда кто-то другой способен принять индивида полностью и без прикрас – это помогает ему расслабиться и принять себя как стоящую и значимую личность.

    Для ощущения самоодобрения индивид должен развить самосознание. Человеку следует осознать, почему он чувствует, думает и действует именно так. Ему необходимо понять влияние жизненного опыта на формирование личности: как и почему он стал именно такой личностью, какой является сегодня. Только достигнув высокого уровня самосознания, можно продвигаться к высокому уровню самоодобрения. Прежде чем личность одобрит себя, она должна лучше осознать, кто она есть на самом деле. И только имея высокий уровень самоодобрения, она может наслаждаться самоуважением, а это ключ к тому, чтобы быть здоровой, счастливой личностью.

    Недостаток самоуважения

    Самоуважение индивида складывается из суммарного ощущения: как он себя ощущает, насколько он себе нравится и насколько он верит, что важен. В жизни каждой личности встречаются моменты, которые способны подорвать чувство самоуважения. При этом важно помнить, что, после жизненных падений главной задачей является умение подняться, сохранив при этом самоуважение. И совсем не важно, чем занимается и кем является человек, поскольку жизненная главная задача человека – дать жизнь самому себе и стать тем, кем потенциально он является. Самый значимый плод его усилий – это его собственная личность.

    Читайте так же:  Может ли любовь быть слишком сильной

    Недостаток самоуважения в жизни зачастую компенсируется излишней скромностью. С детства детям внушают, что скромность является хорошим качеством, но она не является практичной. Без амбиций и соревновательного духа нельзя добиться успеха, однако многие такое поведение приветствуют и им нравятся скромные люди. У скромности есть и положительные моменты: снижение уровня тревожности, хорошие межличностные отношения, низкая конфликтность, способность получать от простых радостей жизни удовольствие. Окружающим людям, зачастую бывает комфортно пребывать в компании скромного человека. Если личность излишне скромна и природа не наделила ее хорошим соревновательным инстинктом, то очень важно не позволить скромности расшатать уважение к себе.

    Самоуважение личности состоит из следующих ключевых установок:

    — человек думает, что благодаря нему, мир стал лучше, поскольку в нем есть он;

    — у человека есть уверенность в своих способностях и самом себе;

    — он способен попросить о помощи;

    — он верит, что способен со всем справляться.

    Недостаток самоуважения характеризуется:

    — сомнениями в собственной важности;

    — хроническим неверием к другим людям;

    — ожиданием быть обманутым, притесненным, обиженным;

    — боязнью не понравиться людям и ощущением, что так и есть;

    — ощущением изолированности и одиночества.

    Недостаток самоуважения можно повысить следующим образом:

    — все делать всегда вовремя, вырабатывая при этом ощущение надежности;

    — искать решение проблемы, а не оправдания;

    — быть в порядке и чистоте, следя за безупречностью своего вида;

    — говорить о себе поддерживающие вещи;

    — поступать всегда по совести;

    — брать ответственность за свой выбор и действия;

    — забывать неприятности и прощать обиды;

    — планировать, записывать, реализовывать свои желания;

    — осознавать, что происходит хорошего и фиксировать на этом свое внимание;

    — делиться своими знаниями с людьми, которые хотят их знать;

    — делать то, что нравится, не мешая другим;

    — всегда говорить правду, не ожидая удобного момента;

    — пребывать в одиночестве и спокойном состоянии не менее получаса в день.

    Уровень самоуважения

    Самоуважение и самооценка — это два стержня, которые составляют личность. Человек представляет то, что он о себе думает. Уровень самоуважения определяется предпочитаемой мотивацией. Самоуважение и жизненные внутренние цели пересекаются, и от того, насколько человек себя уважает, будет зависеть его уровень притязаний в духовной и социальной жизни. Уважение к себе развивается благодаря действиям индивида.

    Определение уровня самоуважения можно узнать по шкале Розенберга. Цель теста диагностировать уровень самоуважения испытуемого. Данный опросник создавался, как одномерный, однако факторный анализ обнаружил два независимых фактора: самоуважение и самоунижение. Самоуважение бывает присуще личности и в отсутствие самоунижения, и вместе с ним. Показатели по тесту связывают с тревожностью, депрессией, психосоматическими симптомами, лидерством, активностью в общении, чувством межличностной безопасности.

    Развитие самоуважения у личности мотивирует к действиям, повышает удовлетворенность от жизни и рождает благодарность к самому себе. Для достижения уважения к себе очень важно развить и укрепить адекватную самооценку и совершать действия, которые приблизят индивида к подлинному себе.

    Потребность в самоуважении

    Для человека огромное значение представляют социальные потребности третьего уровня, под которыми понимаются отношения индивидов в обществе — друзья, семья, общение, привязанность, одобрение, любовь. Большинство людей хотят понимания и любви. Никто не хочет быть одиноким или покинутым, но если так случилось, то это говорит о неудовлетворении социальных потребностей. Важно не забывать о социальных потребностях индивида, даже когда он умалчивает об этом. Помогая человеку в решении его социальных проблем, можно значительно улучшить качество жизни. Тяжелая болезнь, нетрудоспособность, преклонный возраст часто создает вакуум, который нарушает социальные контакты. В этих случаях потребность в самоуважении и общении не удовлетворяется.

    Зачастую, общаясь с индивидами, мы не остаемся равнодушными к оцениванию своего успеха с их стороны. Для человека потребность в самоуважении и уважении является очень важной. Часто нетрудоспособные, больные, пожилые люди не представляют ни для кого интереса, и порадоваться их успеху некому, они не имеют возможность удовлетворить потребность в самоуважении и уважении окружающих. Поэтому очень важно таких людей не забывать и помочь им в удовлетворении этих потребностей.

    Особенности развития ребенка 4-5 лет

    Это период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному. Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.

    Развитие личности ребенка 4-5 лет.

    Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь — со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.

    Каждый ребенок по природе своей хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку. Поэтому важно как со стороны родителей, так и со стороны педагогов поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно указав за что именно его хвалят.

    Однако ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно.

    В 4 года начинается развитие и созрева­ние эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становят­ся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоций — чуткость, доброта, чувство дружбы и постепен­но — чувство долга.

    К 4-м годам закладывается новое отношение к предметному миру – созидательное, то есть ранее ребенок изучал мир в том виде, в котором мир существовал вокруг малыша. Теперь у ребенка появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка.

    Следовательно, для гармоничного развития ребенка необходимо не только давать ему новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно относиться с собственным умственным поискам малыша и их результатам. На пятом году жизни ребенок способен размышлять на темы, не касающиеся непосредственной деятельности и порой приходить к неправильным выводам. Но взрослые должны проявлять интерес к первым интеллектуальным поискам ребенка и уважая их корректировать в нужную сторону.

    С этого возраста интеллект ребенка способен накапливать фактические знания об окружающем мире, никогда ими не виденные (о животных, машинах, странах и т.д.) С этими знаниями ребенок приобретает определенное отношение к описываемому миру ( страх к хищникам, любовь домашним животным и т.д.)

    В этот периода жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но неудачи порой сильно обескураживают их. И если неудач много, возможно появление чувства неуверенности.

    Общение ребенка 4-5 лет.

    У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.

    Читайте так же:  Отпусти негативный семейный сценарий!

    Отношения со сверстниками в этом возрасте носят четко разделенный характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на основании мнения взрослых (воспитателей, родителей). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

    Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

    Наступает период «почемучек»: ребенок начинает задавать массу вопросов. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения — познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет основной и непререкаемый источник знаний.

    Развитие психических процессов в 4-5 лет.

    Восприятие.

    В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко), вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).

    Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.

    Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.

    В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.

    У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.

    Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).

    Воображение.

    Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.

    К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитируют голоса животных, способны интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации). А при общении со взрослыми «внеситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, произошедшее в прошлом или будущем).

    Увеличивается словарный запас. При описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения («Блестит как золото»).

    В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов.

    Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов

    [1]

    Рекомендуемые игры с ребенком 4-5 лет.

    Игры на развитие мелкой моторики (сортеры, пазлы, лего, конструкторы разных форм).

    Игры на развитие крупной моторики – подвижные игры с крупными игрушками (машины, куклы), спортивные игры (мяч, прыгалка).

    Игры на развитие воображения: один предмет – несколько предметов (ложка: меч, лопата, машина и т.д.).

    Ролевые игры: магазин, больница, детский сад и т.д.

    Творческие игры: рисование (карандашами и красками), пластилин (предпочтительно не очень мягкий), аппликация.

    Обязательно чтение литературы по возрасту, предпочтительно сказки. Одни и те же произведения могут быть прочитаны неоднократно. Дети в этом возрасте любят повторение и в конце беседа о героях и их приключениях: что было?, что случилось и почему?. Если сказка не большая можно попросить ребенка назвать главных героев и коротко рассказать сюжет. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональную окраску героев (злой, добрый, веселый, грустный, радостный и т.д.) Этот вид вашего общения с малышом хорошо развивает все мышление и речь и внутренний эмоциональный мир.

    Компьютерные игры в этом возрасте пока не рекомендуется.

    Физиологические особенности ребенка 4-5 лет.

    Средняя прибавка в росте составляет 5-7 см в год, прибавка в весе: 1.5-2 кг. Рост мальчиков в среднем: 100,3см, девочек: 99, 7 см. Вес в среднем 15,9-17.5 кг.

    Скелет ребенка в этом возрасте остается достаточно гибким, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с эти не рекомендуется давать детям физические силовые упражнения. Длительное поддержание неправильной позы может вызвать нарушение осанки.

    Сначала развиваются крупные мышечные группы, а затем мелкие, на основании этой особенности формируется образовательная программа. Не рекомнндуется ребенку в этом возрасте длительные занятия с карандашом (большой объем раскрашивания), у ребенка быстро наступает утомление и он теряет интерес к деятельности.

    Частота сердечных сокращений в среднем 87-112 ударов в минуту. Развитие сердечно-сосудистой системы продолжается, сердечная мышца еще не окрепла и легко утомляется при сильной нагрузке. Это может выражаться в покраснении кожных покровов, учащенном дыхании, раскоординированности двиджений.

    Происходит активное развитие органов чувств.

    Нервная система в этом периоде жизни ребенка еще не совершенна, преобладает процесс возбуждения. И как результат, при изменении привычного уклада жизни, психологических и физических перегрузках часто появляются бурные эмоциональные реакции с последующим несоблюдением норм поведения. В этом возрасте еще трудно просто объяснить ребенку, что можно, а что нельзя. Необходимо постоянно упражнять их в нормативных поступках.

  • Источники


    1. Игрок в гольф и миллионер. Посланник (комплект из 2 книг). — М.: ИГ «Весь», 2013. — 480 c.

    2. Зубова, А. В. Семейная дипломатия. Между невесткой и свекровью… / А.В. Зубова. — М.: Феникс, 2015. — 224 c.

    3. Образцова, Л. Н. Энциклопедия семейного счастья / Л.Н. Образцова. — М.: АСТ, Сова, Харвест, Кладезь, 2012. — 576 c.
    Четыре условия для формирования самоуважения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here