Что дает психологам знание типологии характеров

Сегодня обсуждаем тему: что дает психологам знание типологии характеров с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Психологические типы личности человека

Большинство людей, за всю жизнь, хоть раз интересовал вопрос: почему каждый человек отреагировал в той или иной ситуации по-разному, и вообще, исходя из чего, он совершает свои действия, поступки тем или иным образом.

Что такое психотип личности? Это явление объясняет такой феномен, как психотипы личности человека. Дело в том, что каждый имеет свой психотип (или психологический тип) личности. В зависимости, какой этот психотип, человек и совершает действия, думает, ведет общение «по-своему».

Знание психотипа наделяет рядом преимуществ. Понимая тип людей, можно знать, что от них ожидать, и как они себя будут вести. Благодаря этому, можно наладить отношения, и вызвать доверие по отношению к себе.

Итак, сколько всего существует психотипов людей? Специалисты могут выделить еще множество подтипов и видов, но в данном случае мы подразделим людей на восемь психотипов:

Шизоид – человек, относящийся к данному типу, живет мыслями. Проще говоря, он не склонен к совершению действий. Такие люди выбирают «спокойные» профессии, ничем не выделяются, ведут неспешный образ жизни.
Истероид – данный вид людей, прямая противоположность шизоиду. Такой человек склонен ко всему нестандартному, яркому. Также это выражается и в манере одеваться, в характере. Профессия для данного типа больше всего подходит творческая, будь то художник или артист.

Эпилептоид – такой тип людей любит во всем порядок, ведут себя расчетливо. Они не любят неуверенность в решениях, довольно педантичны, больше всего подвержены агрессии, и ставят себя выше других, в связи с чем, эгоистичны. Пример профессии: учитель, строгий и требовательный.

Гипертим – своего рода, гиперактивный тип. Им присуще качества лидера, они непредсказуемы, и склонны к необдуманным действиям. В провессиях могут зарекомендовать себя в числе военных, и журналистов, работающих в экстремальных ситуациях.
Астеник – обратная сторона гипертима. Они очень скромны, и неуверенны в своих поступках, стараются избегать общения с людьми. Боятся критики, и что их неправильно поймут. По профессии, такие люди занимают те места, где или не нужно контактировать с людьми, или нужно в малой степени.

Неустойчивый психотип – такие люди, проще говоря, «плывут по течению». Они не оказывают никакого сопротивления, им легко навязать свое мнение, и «загрести» под свое влияние. Ленивы, и выбирают профессию «по указке», например, по слову родителей.

Лабил – все его душевное состояние, поведение зависит от его настроения, который может в любой момент измениться в ту или иную сторону. Они зачастую, ведут себя как дети, радуются по мелочам, и могут впасть в дикую «ярость», или депрессию на пустом месте.
Сензитив – данный тип людей наиболее склонен к эмоциям. Они плохо воспринимают критику, обижаются на грубость, и зачастую не могут «настоять на своем», жутко закомплексованы.

[2]

Типы характера

Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде – тип характера человека. При определении типа характера мы выделяем то существенное и сходное в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности.

На этой основе нами выделяются следующие типы характеров:

1. Гармонически целостный тип – отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему своих ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам – таков способ адаптации этих людей

2. Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой – отличается противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты.

Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности.

Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних тактических перестроек, психологической защиты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности личности, но не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.

3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией – отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий.

Психика таких индивидов не обременена большим опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных трудностей. Основной механизм их жизнедеятельности – удовольствие (гедонизм). Все трудные ситуации люди такого типа воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите – искаженному отражению действительности (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний)

4. Вариативный тип характера – внешне приспосабливающийся к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности, свидетельствует о низком уровне развития личности, об отсутствии у нее устойчивого общего способа поведения.

Бесхарактерность, постоянное приспособленчество – суррогат пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения основных целей, не отступая при этом от социальных норм и требований.

Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений и колебаний в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий – внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами «технического» характера – как добиться, как достичь возможно большего количества сиюминутных благ. Это тип «реалистов»: свои потребности подобные люди пытаются максимально полно удовлетворить в пределах реально существующих возможностей. Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам – таков общий способ адаптации этих людей.

В основу типологической характерологии может быть положена и ведущая направленность личности. Так, известный немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882–1963) выделяет следующие типы личности по их ведущей направленности.

1. Научный человек. В чистом виде знает лишь одну страсть, страсть к проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания – истина любой ценой. Мир для него – это бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости. В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности, и, возможно, на них гораздо отчетливее выступают структурные особенности типа, чем у больших ученых, которые часто являются очень сложными натурами.

Читайте так же:  Секреты крепкого брака - и почему ваш брак обречен

2. Экономический человек. Это необязательно человек, связанный с производством. Самое главное то, что основным мотивом, определяющим самые различные сферы личности и характер ее бытия, является мотив полезности.

‘В самом общем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время – только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте.

3. Эстетический человек. Чисто эстетическому поведению несвойственно вожделение. Непосредственное соприкосновение с миром всегда болезненно, связано с борьбой за существование. Но есть второй мир, где боль так же сладка, как и веселье, страдания так же одухотворены, как и радость: это мир фантазии. Мы знаем, что есть люди, окружающие себя подобными фантазиями, сквозь которые они и воспринимают действительность.

. При рассмотрении эстетического типа мы имеем в виду не столько деятелей искусства, создающих материальные произведения, сколько людей, творящих самих себя, обладающих внутренней структурой эстетического типа.

4. Социальный человек. Особая жизненная форма, которую назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью.

Социальная направленность в своем высшем проявлении – это любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие. Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины, или красоты, или святости. Сродни такой любви страстное стремление обрести ценности жизни, нам уже известные. Но суть самой любви еще глубже: она остается чем-то в себе, обращенным к другой жизни ради ценностей, заключенных в этой жизни. Понятийно определяя то, что в конечном счете не поддается формулировке, можно сказать, что любовь открывает в другом человеке – в одном, нескольких или многих – потенциальных носителей определенных ценностей и находит смысл своей собственной жизни в преданности этим людям.

5. Политический человек. Особый случай, когда главным для человека становится могущество само по себе.
. Здесь мы имеем тотальность мироощущения: самоутверждение, достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия.
Они стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте.

6. Религиозный человек. Религиозный человек – это тот, чья духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего смысла жизни, постулированного религией.

В поведении религиозных людей доминирует альтруистическая направленность. Высший смысл своего существования они видят в благородном безвозмездном служении людям – в помощи пострадавшим, раненым, покалеченным, немощным, униженным и одиноким. Поведение таких людей значительно превышает норму социальной ответственности.

Религиозные догматы прочно внедряются в сферу сверхсознания религиозного человека, охватываются сложным интуитивным механизмом человеческой психики – механизмом веры. Поведение религиозного человека модифицируется – в его психике начинают доминировать идеи добра, любви к человеку. Оно характеризуется стремлением к безгреховности, а возможное его виновное поведение реорганизуется посредством глубокого раскаяния и искупления вины добрыми делами.

Все основные религиозные конфессии мира утверждают духовность, нравственность, высшие идеалы человеческого бытия, мобилизуют человека на достойное прохождение своего земного пути, постулируют незыблемые законы жизни человека среди людей.

Типология психологического знания

Очень важной задачей практической психологии является определение структуры психологического знания. Решение этой задачи в значительной степени осложнено параллельным существованием различных психологических школ и направлений, ориентирующихся на разные концепции и разговаривающих на разных “языках”. Это проявляется уже на уровне используемых словарей терминов и содержания отдельных терминов и приводит к тому, что обилие локальных положительных результатов трудно поддается сопоставлению, обобщению и дальнейшему осмыслению. В то же время можно говорить о типологии психологического знания, имея в виду объединение в один тип знаний, формулировки которых имеют подобные структуры

Вариант типологии психологического знания предложен А. И. Зеличенко /1990/. Автор считает, что данная типология приемлема в качестве первого приближения для определения возможной синтаксической структуры языка представлений психологических знаний.

Этот тип знания характерен для исследований позитивистской направленности. В общем виде в модельном знании можно выделить: язык описания модели, правила перехода от одного состояния модели к другому.

Знание о механизмах

Разновидность или часть модельного знания- правила перехода от одного состояния к другому.

Знания о процессах

Также разновидность модельного знания – знания о последовательности сменяющих друг друга состояний. По существу, типы 1-3 являются во многом одним типом, однако в психологической литературе их родственность не всегда подчеркивается. Точно так же не всегда акцентируется гносеологический характер этих типов знания, то есть их производность от познавательной активности исследователя.

В общем виде этот тип знания может быть формализован как знание о том, что определенное психотехническое воздействие, направленное на субъект, характеризуемый определенными индивидуальными особенностями и находящийся в определенном состоянии, приводит к известному эффекту, который в свою очередь, может быть представлен в виде нового состояния субъекта. В последнее время в литературе часто отмечается значимость для психологии именно этого типа знания, вплоть до его примата над другими типами. В принципе с этим мнением можно согласиться, однако при этом необходимо учитывать, что формулировка психотехнического знания требует привлечения знаний других типов.

Знание психологических законов

Тип знаний, близкий к психотехническому. В общем виде психологический закон можно представить в форме правил перехода от описания актуального состояния и актуальных условий к описанию будущего состояния. Такая формализация психологического закона требует специального акцентирования роли описания актуальных условий, задающих зону применимости закона и ограничивающих его претензию на универсализм. Это обстоятельство особенно важно, так как попытки формулировать закон, не задаваясь вопросом об области его применимости, часто приводили и продолжают приводить к непродуктивным спорам сторонников того или иного закона с его критиками, когда первые отстаивают абсолютную истинность закона, а вторые стремятся опровергнуть его, указывая на прецеденты, когда закон оказывается несправедлив. Как правило, для любого психологического закона такие прецеденты легко отыскиваются, что приводит к появлению экстремистских утверждений о принципиальной невозможности позитивного знания в психологии.

Читайте так же:  Рожденные после смерти

Типология психологического знания

Очень важной задачей практической психологии является определение структуры психологического знания. Решение этой задачи в значительной степени осложнено параллельным существованием различных психологических школ и направлений, ориентирующихся на разные концепции и разговаривающих на разных “языках”. Это проявляется уже на уровне используемых словарей терминов и содержания отдельных терминов и приводит к тому, что обилие локальных положительных результатов трудно поддается сопоставлению, обобщению и дальнейшему осмыслению. В то же время можно говорить о типологии психологического знания, имея в виду объединение в один тип знаний, формулировки которых имеют подобные структуры

Вариант типологии психологического знания предложен А. И. Зеличенко /1990/. Автор считает, что данная типология приемлема в качестве первого приближения для определения возможной синтаксической структуры языка представлений психологических знаний.

Этот тип знания характерен для исследований позитивистской направленности. В общем виде в модельном знании можно выделить: язык описания модели, правила перехода от одного состояния модели к другому.

Знание о механизмах

Разновидность или часть модельного знания- правила перехода от одного состояния к другому.

Знания о процессах

Также разновидность модельного знания – знания о последовательности сменяющих друг друга состояний. По существу, типы 1-3 являются во многом одним типом, однако в психологической литературе их родственность не всегда подчеркивается. Точно так же не всегда акцентируется гносеологический характер этих типов знания, то есть их производность от познавательной активности исследователя.

В общем виде этот тип знания может быть формализован как знание о том, что определенное психотехническое воздействие, направленное на субъект, характеризуемый определенными индивидуальными особенностями и находящийся в определенном состоянии, приводит к известному эффекту, который в свою очередь, может быть представлен в виде нового состояния субъекта. В последнее время в литературе часто отмечается значимость для психологии именно этого типа знания, вплоть до его примата над другими типами. В принципе с этим мнением можно согласиться, однако при этом необходимо учитывать, что формулировка психотехнического знания требует привлечения знаний других типов.

Знание психологических законов

Тип знаний, близкий к психотехническому. В общем виде психологический закон можно представить в форме правил перехода от описания актуального состояния и актуальных условий к описанию будущего состояния. Такая формализация психологического закона требует специального акцентирования роли описания актуальных условий, задающих зону применимости закона и ограничивающих его претензию на универсализм. Это обстоятельство особенно важно, так как попытки формулировать закон, не задаваясь вопросом об области его применимости, часто приводили и продолжают приводить к непродуктивным спорам сторонников того или иного закона с его критиками, когда первые отстаивают абсолютную истинность закона, а вторые стремятся опровергнуть его, указывая на прецеденты, когда закон оказывается несправедлив. Как правило, для любого психологического закона такие прецеденты легко отыскиваются, что приводит к появлению экстремистских утверждений о принципиальной невозможности позитивного знания в психологии.

Знание генезиса

Разновидность знания закона, относящегося к формированию психического новообразования. В общем виде может быть представлено как цепочка переходов от некоторого начального состояния и начальных условий к некоторому конечному состоянию.

Необходимо отметить, что на формальном уровне типы знания 4—6 близки типам 1—3, отличаясь от них, быть может, большей фрагментарностью. Принципиально все эти шесть типов знания можно было бы рассматривать как один тип. Разделение их в данной классификации объясняется как традицией, так и тем, что если знания типов 1—3 главным образом являются результатом теоретической активности и объектом экспериментальной проверки в духе естественнонаучной парадигмы, то знания типов 4—б по своему генезису скорее эмпирические, берущие начало в наблюдениях и осмыслении практики прикладной психологии (прежде всего, психотехнической). Следует отметить также, что систематизация психотехнического знания только начинается, хотя это направление представляется одним из наиболее приоритетных.

[3]

Знание о том, что наблюдается в психике “непосредственно” — на поведенческом уровне внешним наблюдателем или во “внутренней жизни” при интроспекции.

Этот тип знания является основным для обыденной, или “наивной”, психологии, носителем которой является каждый человек. Подобный тип знания, по-видимому, превалирует в произведениях литературы и, шире, искусства, которые называют психологическими. Представляется, что в “количественном” отношении феноменологического знания значительно больше, чем теоретического. Вопрос о структуре феноменологического знания осложнен тем, что в сильной мере оно невербально и часто трудно вербализуемо, так как многое из представлений человека о психике существует в форме более или менее смутных образов, воспоминаний (обычно фрагментарных) о пережитых чувствах, ощущениях и т. п. Вместе с тем какая-то часть феноменологического знания представима и в языковой форме. Более того, по мере развития психологического (феноменологического) языка удельный вес вербальных феноменологических знаний увеличивается, хотя исчерпывающие вербализованные представления, по-видимому, невозможны.

Максимальная приближенность феноменологического языка к естественному и, в частности, богатство языковых средств, используемых для описания психических явлений, существенно затрудняют попытки формализации феноменологических знаний. Можно предположить, что феноменологическое знание должно характеризоваться сложной, разветвленной, многоуровневой и многовариантной структурой. Однако экспликация этой структуры — дело будущего. Пока представляется возможным ограничиться рассмотрением феноменологического знания, не раскрывая структуру описания психического явления.

Дескриптивно-феноменологическое знание — знание о том, что такое-то явление наблюдается при таких-то условиях.

Теоретико-феноменологическое знание — знание о том, что в таком-то явлении отражается определенная совокупность теоретических конструктов (свойств, состояний, процессов и т. п.).

Знание о свойствах

Важный и распространенный тип знаний о свойствах психических объектов. Этот тип знания является одним из ведущих в дифференциальной психологии и психодиагностике и в нем можно выделить два подтипа знаний о свойствах — дефинитивное и статистическое.

В этом подтипе выделяются три разновидности дефиниций (способов определения) свойств:

— конструктивные определения, состоящие в том, что свойство психических объектов определяется как то, что ответственно за различение объектов данного вида;

— феноменологические определения, состоящие в том, что задается шкала выраженности свойства, причем определенной выраженности свойства соответствует наличие определенной совокупности психических феноменов;

— логические (рекуррентные) определения, состоящие в том, что свойство определяется как логическая функция (может быть с кванторами) других свойств.

Статистическое знание о свойствах.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Это знание получается в результате эмпирических и в основном экспериментальных исследований и выражается в виде знания статистических взаимосвязей между разными свойствами. Формально с максимальной полнотой оно может быть сформулировано следующим образом: для определенной популяции и определенных методов измерения группы свойств связаны между собой определенной функциональной связью (практически всегда вероятностной).

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 541 | Нарушение авторских прав

Знание типологии личности помогает в работе с персоналом

«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2008, N 5

Читайте так же:  Как лучше относиться к несправедливой критике в свой адрес

В статье обосновывается возможность использования классических психофизиологических теорий и методик при профориентации, профотборе и обучении персонала, формировании коллектива и создании команд.

Исследования в области управления персоналом за последние годы получили значительное развитие в работах как зарубежных, так и российских ученых. Разработаны разные системы оценки личностных качеств руководителей коллективов и персонала. Анализ этих разработок показывает, что, во-первых, в них не учитываются психофизиологические особенности людей, во-вторых, не учтены интеллектуально-адаптивные способности личности, приобретающие в XXI веке доминирующий характер из-за тотальной информатизации общества, которая является мощным корректором социального поведения человека.

Знание индивидуальных психологических различий между людьми позволит глубже проникнуть в тайну строения субъективного мира человека, его поступков и поведения. Как утверждают ученые, «стиль поведения», «стиль жизни», «когнитивные стили», «стили управления» обусловлены различиями субъектов в способах взаимодействия с окружающим миром и друг с другом. [1, 5].

Индивидуальные различия выявляются уже у новорожденных. У них хорошо развита сенсорика, и они избирательно реагируют на физические контакты. По этому признаку малыши делятся на «стремящихся к объятиям» и «отстраняющихся». Возможно, эти свойства позднее трансформируются в важнейшие характеристики личности — полезависимость/поленезависимость. Полезависимые в принятии решений зависят от других людей, более эффективно используют полученную от других информацию, применяют более мягкие критерии при принятии решений, допускают некоторую неопределенность в оценках. Поленезависимые действуют с большей степенью самостоятельности, игнорируя мнение и подсказки других, принятие решений осуществляют по более жестким критериям, обладают устойчивостью в оценке признаков.

Современная наука доказывает, что имеются и индивидуальные различия между людьми в восприятии информации, воображении, представлении, эмоциях, речи. Выделены различные типы внимания, памяти, а также различные стили мышления [4, 6]. Целостной характеристикой личности является стиль поведения. Установлено, что на процесс стилеобразования существенное влияние оказывают свойства нервной системы [5].

Стили поведения описал в своей работе «Психологические типы» К. Юнг [7]. Согласно теории Юнга поведение человека не является случайным, а поддается предсказанию и классификации. Каждый человек не только индивидуален, но и является представителем определенного типа. Совокупность психологических качеств, проявляющихся в одинаковом образе мышления и поведения, определяется как психологический тип.

Классификацию личностей по типам Юнг проводил по восьми признакам — экстраверсия, интроверсия, ощущение, интуиция, мышление, чувства, рациональность, иррациональность. Согласно его представлениям в экстравертивной установке внешние факторы являются преобладающей движущей силой для формирования суждений и действий. У интровертов внутренние, или субъективные, факторы оказываются ведущей мотивацией. Мышление — это психическая функция, которая переводит информацию в понятийную связь. Ощущение — это восприятие с помощью органов чувств. Чувство — это функция субъективного суждения или оценки, а интуиция относится к восприятию с помощью бессознательного. Эти психологические функции развиты у субъекта не в равной степени. Более развитая функция является ведущей, доминирующей в восприятии и обработке информации, в то время как остальные остаются подчиненными. В зависимости от ведущей функции Юнг выделил два типа поведения: рациональное и иррациональное. Если доминирующими функциями являются мышление или чувство, то формируется рациональный тип поведения, а если доминируют ощущение и интуиция, то иррациональный.

На основе теории Юнга была разработана типология Майерс — Бригс, которая успешно работает в области организационного развития, разрешения конфликтов, совершенствования коммуникаций [4].

В нашей стране возникла наука «соционика», которая расширила и дополнила теорию Юнга. Новизна соционики состоит в том, что человек рассматривается как информационная система, имеющая каналы связи с окружающим миром. Человеческое общение, соответственно, понимается как обмен информацией. Методы соционики позволяют достигнуть значительных успехов в подборе кадров, формировании работоспособных коллективов и др. [2]. Однако как в теории Юнга, так и в соционике типология личности носит описательный характер и не основывается на фундаментальных психофизиологических исследованиях.

Словарь управления персоналом. Тип личности — абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей. Тип личности обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду.

Соционика — наука о восприятии человеком информации об окружающей реальности и информационном взаимодействии между людьми. В более узком прикладном смысле — об одной из сторон психологической совместимости.

Противоположность типов как общий психологический феномен должна иметь биологическую предпосылку. В специализированной литературе, посвященной изучению организации психологических процессов, накоплен материал, позволяющий раскрыть психофизиологические механизмы поведения различных типов [5, 6]. Это «шанс» соционике стать более точной наукой. Взаимоотношение человека с окружающим миром всегда носит приспособительный характер, так как всякое отношение между субъектом и объектом предполагает изменяющее взаимодействие одного с другим. Типологические установки (экстраверсия — интроверсия), очевидно, являются процессами приспособления. Организм человека располагает двумя способами внутреннего регулирования поступления информации из внешнего мира. Одним способом является увеличение скорости подачи информации, другим — снижение этой скорости. При этом задействованы различные мозговые структуры. При активации лобной коры увеличивается поток информации, поступающей извне, это создает эффект «открытости» нервной системы и экстравертивный тип реагирования на стимул. Активация нижней височной области коры мозга уменьшает поток поступающей информации, создает эффект «закрытости» нервной системы и определяет интровертивный тип поведения [6].

Таким образом, экстраверсия и интроверсия являются нейрофизиологическим контролем организма над воздействиями окружающей среды. У каждого человека функционируют оба способа контроля нервной системы, и только относительный перевес одного или другого определяет тип восприятия мира.

Дихотомия психологических процессов — восприятие (ощущение — интуиция), мышление (логика — чувство) может быть объяснена функциональной структурой нервной системы. Известно, что восприятие и передача информации в центральной нервной системе осуществляется двумя путями: специфический (передаются физические характеристики стимула, и информация концентрируется в определенно, четко локализированных участках мозга) и неспецифический (информация передается через ретикулярную структуру мозга, активизируя все его отделы) (рис. 1).

Схема восходящей активизирующей системы мозга

Информация, поступающая таким путем, определяет значимость стимула и формирует к нему отношение. Доминирование тех или иных структур в передаче и обработке информации формирует разные типы ее восприятия: аналитический и синтетический. У аналитиков прослеживается тенденция воспринимать скорее отдельные части и ориентироваться на их различия.

«Синтетики» воспринимают явление как интегрированное целое, выделяя сходство между частями. Из вышесказанного надо полагать, что у аналитиков доминирует сенсорное восприятие, осуществляемое специфическими путями передачи информации, а у синтетиков доминирует интуитивное, имеющее обширные связи с корой и подкорой через посредство неспецифических путей передачи информации.

Выделяют также два типа мышления: логическое и эмоциональное. Согласно теории Юнга логики реально воспринимают мир, рациональны, склонны к систематизации, планированию. Эмоции придают полученной информации ценность и формируют отношение к ней. Очевидно, при эмоциональной обработке информации доминируют неспецифические структуры мозга.

Если в обработке информации активный специфический путь, то человек пользуется объективными данными, преобладает логическое мышление и формируется рациональный тип поведения. Информация, поступающая по неспецифическим путям, вовлекая в обработку глубинные структуры мозга (ретикулярную информацию, таламус, гипоталамус, лимбическую систему), формирует эмоции и иррациональное поведение.

Таким образом, зная набор перечисленных свойств, можно характеризовать личность персонала и предполагать стиль управленческого поведения. Как показывают результаты исследований, лучшими руководителями для управления крупными фирмами являются рациональные логические экстраверты. В нестабильной ситуации лучшим вариантом являются также экстраверты, но иррационального типа поведения [3]. Это и понятно, так как иррациональные типы более адаптивные к быстро изменяющимся условиям. Для малых коллективов лучшими руководителями являются рациональные логические интроверты, а в ситуации реорганизации — иррациональные интроверты.

[3]

1. Авдеев В.В. Управление персоналом: Технология формирования команды. М.: Финансы и статистика, 2002.

Читайте так же:  Зачем нужно уделять внимание чувствам

2. Гуленко В.В. Менеджмент сложенной команды. Соционика для руководителей. М.: Аст, 2005.

3. Иванов Ю.В. Деловая соционика. М.: ООО Журнал «Управление персоналом», 2004.

4. Крегер О., Тьюсон Д. Типы людей и бизнес. М.: Персей, 1995.

5. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечение европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.

6. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975.

Что дает психологам знание типологии характеров

Типологии осужденных пенитенциарно-психологические — Востребованность типологий личности осужденных актуализируется при внедрении исправительной модели обращения с заключенными. Ранее типологизация заключенных велась преимущественно по внешним поведенческим признакам: Н.М. Ядринцевым (1872) по… … Энциклопедия современной юридической психологии

Психологические типы — характеристика человека с точки зрения психологии. В связи с тем, что психологических школ достаточно много, существуют разные классификации психологических типов. Содержание 1 Классические психотипы 2 Психотип по Юнгу … Википедия

индивидуально-психологические различия — Этимология. Происходит от лат. indiv >Большая психологическая энциклопедия

БАРЬЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ — – психические состояния, проявляющиеся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм Б. п. состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Индивидуально-психологические различия — достаточно устойчивые особенности психических процессов, по которым люди могут быть отличены друг от друга. Диапазон И. п.р. может достигать значительных значений, при этом он зависит и от возраста, и от обучения. История экспериментального… … Педагогический терминологический словарь

Аудитория СМИ: типологии — Существует множество оснований для классификации аудитории (А.) СМИ. В самом общем виде их разделяют на медиалогические, социально демографические, психологические (включая социально психологические), политологические, маркетологические и др.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Типология Майерс-Бриггс — Типология Майерс Бриггс типология личности, возникшая на базе идей Юнга в 40 х годах XX века, и получившая широкое распространение в последние десятилетия в США и Европе. Содержание 1 Мировой опыт применения типологии Майерс Бриггс … Википедия

Типология Майерс — Бриггс типология личности, возникшая на базе типологии Юнга в 40 х годах XX века и получившая широкое распространение в США и Европе. На основе этой типологии была создана система психологического тестирования Myers Briggs Type… … Википедия

Типология Юнга — … Википедия

Тип личности — Тип личности понятие, используемое в психологии индивидуальных различий и психодиагностике для описания шаблонов личностных проявлений. Ссылки Типологии личности Понимание природы личностных типологий Статьи по популярной психологии … … Википедия

Типы личностей и темпераментов в психологии

На сегодняшний день разработано несколько тысяч классификаций по типу личности в психологии, отличающихся уровнем внутренней согласованности и классификационными основаниями. При этом границы между психологическими типами при любом классифицировании довольно размыты. В каждом при определенных обстоятельствах можно увидеть проявления того или иного психотипа. Однако тщательное наблюдение за человеком позволяет заметить характерный способ эмоционального реагирования и мышления в большинстве жизненных ситуаций. Эти индивидуальные особенности и представляют интерес для психологов.

Зачем выделяют типы людей по психологии?

Проблема типологии личности была поднята еще Карлом Юнгом еще в 1921 году в труде «Психологические типы». Дифференциацией людей по психологическому типу швейцарский психиатр объяснял фундаментальные теоретические разногласия многих видных ученых. Например, стремление Зигмунда Фрейда искать причины человеческого поведения в бессознательном Юнг объяснял интроверсией психоаналитика. Попытки Альфреда Адлера рассматривать развитие психики в социальном контексте его экстраверсией.

Несмотря на то что человеку проще дается выполнение деятельности, свойственной его психотипу, научное разделение на психологические типы личности не предполагает навешивания негативных ярлыков, не накладывает ограничений на свободу выбора, не запрещает развиваться в любом желаемом направлении.

Типы людей в психологии — это лишь описание особенностей психической организации. Знание собственного типа психологии помогает увидеть свои сильные стороны и перестать себя грызть за то, что не получается несмотря на прикладываемые усилия. Умение определять психологические типы людей позволяет подобрать подходящего спутника жизни, улучшить отношения на работе и в семье, успешно разрешать конфликты. Знание психологических типологий дает понимание, что за противоположной позицией часто скрывается не упрямство характера или глупость оппонента, а другое восприятие мира, иная система координат.

Типология Юнга

Основой для разделения людей на психологические типы является склонность преимущественно направлять жизненную энергию (либидо) вовне на ситуацию или партнеров (экстраверсия) или воздерживаться от энергетических затрат и влияния на себя извне (интроверсия). Отсюда открытость, общительность выраженных экстравертных типов и замкнутость, склонность к уединению у интровертных психотипов.

Оба типа поведения биологически обоснованы. В животном мире также существует два способа приспособления к окружающей среде. Первый, «экстравертный» — стремление к неограниченному размножению в сочетании со слабой работой защитных механизмов (как у крыс, кроликов, вшей). Второй, «интровертный» — немногочисленное потомство при сильных защитных механизмах (у большинства крупных млекопитающих). Подобно животным то, чего экстраверт достигает массовыми контактами с окружающим миром, интроверт осуществляет через максимально независимую позицию.

Сначала Карл Юнг ввел понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов эго-ориентации. А позже дополнил свою психологическую типологию описанием четырех базовых психических функций:

  • мышление (логика);
  • чувство (эстетические суждения и этические ценности);
  • ощущение (восприятие с помощью органов чувств);
  • интуиция (бессознательное восприятие).

[1]

Каждая из базовых психологических функций может быть направлена как вовне, так и вовнутрь — критерий экстраверсия-интроверсия. Согласно тому, какая из функций является более развитой (ведущей), индивидуума можно отнести к мыслящему, чувствующему, ощущающему или интуитивному экстраверту/интроверту. Противоположность преобладающей функции вытесняется в бессознательное и порождает интересные эффекты. Например, мыслительный тип не любит излишние проявления эмоций, крики, пафос. Но «мыслитель» получит наибольшее удовольствие именно от общения с эмоциональным чувствующим типом.

Что такое темперамент в психологии?

Классифицируют людей в психологии в зависимости от типа темперамента. В обывательском смысле темперамент — это живость, энергичность, страстность человека. Темперамент в психологии — это совокупность психических особенностей личности, связанных с быстротой возникновения и силой возбуждения и торможения активности центров коры головного мозга. Врожденный тип высшей нервной деятельности, который практически не меняется в течение жизни человека, составляет основу темперамента.

В классическом делении по виду темперамента выделяют 4 типа людей:

Видом темперамента в психологии объясняют аспекты поведения человека, не связанные с содержанием совершаемой деятельности. Например, холерикам и сангвиникам в целом свойственно вести себя импульсивно, самоуверенно. Правда, холерик по сравнению с сангвиником отличается повышенной возбудимостью, более реактивен и агрессивен. Флегматикам свойственна некая эмоциональная отстраненность, высокая степень выносливости, способность к длительному сосредоточению внимания.

Читайте так же:  5 отличий зрелой личности от инфантильной

Меланхолический темперамент психология относит к слабому, так как меланхолики обладают высокочувствительной нервной системой и не способны долго выдерживать воздействие раздражителей даже низкой интенсивности. Они часто тревожны, теряются в незнакомой обстановке и при общении с новыми людьми.

Считается, что меланхолики страдают от аффективных и тревожных расстройства чаще, чем другие психотипы. Но не стоит расстраиваться, если вы относитесь к данному психологическому типажу. Каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны. Например, холерикам и сангвиникам трудно доводить начатое до конца. Флегматики инертны и медлительны. Им тяжело даются перемены, а их сдержанность в эмоциональных проявлениях часто принимают за равнодушие.

Меланхолики благодаря высокой чувствительности и глубине эмоциональных переживаний имеют высокие шансы добиться успехов в занятиях искусствами. А повышенная тревожность выливается в умение прогнозировать будущие события и планировать наперед оптимальный способ действий. Меланхолики искусней других выполняют работу, требующую внимания к деталям и наблюдательности. Это лучшие аналитики, аудиторы, программисты. А избавиться от чрезмерной тревожности и неуверенности в себе помогут сеансы самогипноза:

В трудовой деятельности и личных взаимоотношениях большую роль играет совместимость по типу темперамента. Считается, что легче всего уживаются люди с противоположными типами нервной системы. Идеально дополняют друг друга холерики и флегматики. Холерики компенсируют неспособность флегматиков быстро отреагировать на неожиданно изменившуюся ситуацию, а люди с флегматичным темпераментом успокаивают чрезмерно вспыльчивых и нетерпеливых холериков, помогают не бросать начатые дела на полдороге. Меланхолики нуждаются в сангвиниках, способных поднять им настроение и заразить оптимизмом. Хуже всего ладят между собой два холерика из-за неуравновешенности, недостатка выдержки и самообладания.

Конституциональная психология

Существует теория о связи типа темперамента с телесными проявлениями. Немецкий психиатр Эрнст Кремчер и американский психолог Уильям Шелдон описали 3 типа телосложения и соответствующие им виды людей по психологии:

  1. Астеник (эктоморф) с узкими костями, неразвитой мускулатурой и почти полным отсутствием подкожного жирового слоя. Соответствующий тип темперамента — церебротонический. Предпочитает мышление непосредственному действию, отличается скованностью при социальных контактах. При возникновении проблем уходит в себя. Предрасположенность к шизофрении.
  2. Атлетик (мезоморф) — обладатель развитого скелета и мускулатуры. Тип психологии — соматонический — целеустремленный, настойчивый, энергичный, склонный к риску, несколько жесткий в общении. При попадании в проблемную ситуацию прибегает к активным решительным действиям в поисках решения. Предрасположен к заболеванию эпилепсией.
  3. Пикник (эндоморф) со склонностью к ожирению и накапливанию жира преимущественно в торсе. Висцеронический темперамент — добродушный, открытый, социальный, склонный к поиску физического комфорта, получению удовольствия от еды. В критических ситуациях склонен искать помощь у окружения. Предрасположен к депрессии.

Типология Леонгарда

Немецкий психиатр Карл Леонгард выделил 6 типов людей в психологии по темпераменту.

  1. Гипертимический темперамент: повышенное настроение, жажда деятельности, неорганизованность, нелюбовь к жестким рамкам и ограничениям.
  2. Дистимический: преобладает подавленное настроение. Склонен к уединению, медлительный. Выделяется серьезной этической позицией.
  3. Циклотимический — характеризуется периодической сменой настроения: при приподнятом развивает бурную деятельность, при сниженном работоспособность резко падает.
  4. Тревожно-мнительный — боязливый, исполнительный, долго переживающий из-за неудач.
  5. Эмотивный — мягкосердечный, сострадательный тип.
  6. Аффективно — экзальтированный темперамент: характеризуется широким диапазоном и выраженностью эмоциональных реакций. Легко приходит в восторг по незначительным поводам, и с той же легкостью впадает в отчаянье при малейшей неудаче.

Также Леонгард рассматривал 4 типа людей по психологии акцентуации. Акцентуация характера — выраженность определенных психологических черт, вследствие чего человек становится уязвимым в отношении определенных психогенных воздействий. Когда акцентуация ярко выражена, возникают однотипные затруднения и конфликты с окружающими. В запущенных случаях данные типы людей психология рассматривает как отклонение от нормы — психопатию, мешающую адаптироваться в обществе.

Если человек имеет выраженные психологические проблемы, например, страхи, фобии, панические атаки, зависимость и прочее, ему необходима помощь квалифицированного специалиста, например, психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича.

Основные черты акцентуированных личностей:

  • демонстративный тип — склонность к позерству, артистизм, стремлению возвысится в глазах окружающих, что приводит к лживости, приукрашиванию информации о себе;
  • педантичный — ригидность, медлительность, нерешительность, аккуратность;
  • застревающий — злопамятность, склонность подолгу «застревать» на определенных мыслях и чувствах, особенно когда дело касается задетого самолюбия, подозрительность, ревнивость;
  • возбудимый тип — порывистость, импульсивность, нетерпимость, невосприимчивость к критике.

В Сети можно найти множество опросников для идентификации акцентуации личности и типа темперамента. Например, тест Личко, тест Шмишека, опросник Айзенка.

5 типов людей в психологии по Фромму

Немецкий философ и психоаналитик Эрих Фромм описал продуктивный характер и 4 типа личности в психологии, которые можно отнести к деструктивным, нездоровым.

Продуктивный психотип является конечной целью развития любой личности. Это счастливый, уравновешенный, любящий и творческий человек, совершающий поступки на пользу общества.

Рецептивный тип ошибочно направлен на поиск источника удовлетворения своих потребностей во внешнем мире. Это пассивный, зависимый тип личности, стремящийся скорее принимать любовь, чем самостоятельно заботиться о ком-либо.

Эксплуатирующий тип стремится получить все, что им нужно, с помощью грубой силы или хитрости. Иногда в качестве оружия используется тактика соблазнения.

Накапливающий психотип стремятся обладать как можно большим количеством любви, власти и материальных благ. Это скупая, упрямая личность, направленная на прошлое.

Проблемы рыночного психотипа берут истоки из убеждения, что ценность его личности зависит от того, какую цену за нее готовы заплатить окружающие. Представители рыночного психотипа готовы продемонстрировать любое поведение, лишь повысить свои шансы на успех в обществе.

Типы личности: психология конфликтов

Исследователи отмечают проявления различных типов личностей в психологии человека, попавшего в конфликтную ситуацию.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Психотипы не стоит делить на хорошие и плохие. Природа редко ошибается. Каждый из видов личности незаменим в своей области. Важно научиться принимать психологические особенности окружающих и помогать им находить место, в котором они смогут проявить себя с наилучшей стороны.

Источники


  1. Воронова, Мария Клиника измены. Семейная кухня эпохи кризиса / Мария Воронова. — М.: Астрель, Полиграфиздат, Neoclassic, 2011. — 352 c.

  2. Александр Свияш 5585 советов брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться / Александр Свияш , Юлия Свияш. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 512 c.

  3. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. — 928 c.
Что дает психологам знание типологии характеров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here