Что это – соматизированный контрперенос

Сегодня обсуждаем тему: что это – соматизированный контрперенос с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Типы контрпереносов

Бессознательный Сознательный
Исходящий от терапевта I II
Индуцированный пациентом III IV

Традиционно отклик бессознательный и исходящий от терапевта (тип I) являлся основным типом контрпереноса, вызывающим наибольшие страхи, и является истинным трансферным откликом на пациента — единая реакция (Gitelson, 1952), ставящая проблему симбиотических отношений (Tower, 1956). Разрешение контрпереноса типа I, по-видимому, требует дополнительного анализа и/или аналитически ориентированной супервизии. Основная проблема в том, что терапевт, из-за бессознательной природы конфликта, не осознает реальной ситуации. Терапевт отыгрывает в союзе с пациентом, и его может насторожить только то, если он узнает такие признаки, как перечисленные у Меннингера (Menninger, 1958, с.88) и Спотница (Spotnitz, 1969, с. 170). Другие признаки, применимые к детям и подросткам, приводятся ниже:

1. Очень много игры и очень мало разговора;

2. Быстрое подчинение требованиям;

3. Балование ребенка, в особенности кормлением и подарками;

4. Любые сильные чувства, в особенности сопровождаемые виной или тревогой;

5. «Убаюкивание» (Sarnoff, 1976,, с.243 — 246). «Процесс изменения внимания . когда ребенок проигрывает по много раз похожие фантазии».

6. Импульсивная речь или действие;

7. Физический контакт;

8. Разрешение родителям использовать время ребенка;

9. Консультации с родителями или другими без участия или согласия ребенка;

10.Сильные неразрешенные чувства по отношению к родителям;

11.Неспособность должным образом включить в работу родителей;

12.Озабоченность тем, чтобы изменить поведение, в особенности в соответствии с желаниями родителей или школы.

Некоторые из этих факторов, когда они находятся под сознательным контролем, можно использовать в качестве параметров.

В детской терапии, когда ситуация более лабильна, и когда ребенок терпим к ошибкам, контрперенос типа 1 может иметь место в течение более длительных периодов, чем со взрослыми. Отражение контрпереноса типа 1 можно иногда найти в качестве отношений с родителями юного пациента. То есть, если терапевт имеет слишком мало или слишком много контакта с родителями, или если терапевт/консультант родителей испытывает затруднения, терапевту следует поискать контрперенос типа 1.

Контрперенос типа 2 (сознательный, исходящий от терапевта) менее вредоносен, но его может быть сложно разрешить. В этой ситуации терапевт «знает» о проблеме, но не может ее преодолеть. Здесь существует показание к аналитически ориентированной супервизии.

Контрперенос типа 3 обычно вызывает застой или неясности в терапевтической ситуации. Хотя во время сессии может, казалось бы, происходить многое, не происходит никакого реального движения, потому что пациент контролирует терапию. Стрин (Strean, 1970), Лангз (Langs, 1975) и Серлз (Searls, 1975) пишут об этой сфере. Может помочь супервизия любого рода, включая обсуждение с коллегами. Часто контрперенос типа 3 разрешается в контрперенос типа 4.

Контрперенос типа 4, который является центром клинического материала данной главы, означает, что пациент изначально несет ответственность за то что индуцировал мысли и чувства (но не действия) у терапевта, которые находятся полностью в пределах осознания и понимания терапевта.

Основной задачей терапевта является изучить поле взаимодействия и подобрать правильные интервенции. Многие поддерживают ту мысль, что контрперенос типа 4 не только неизбежен, но и является необходимым предварительным условием для успешной терапии, в особенности с теми пациентами, которые функционируют в первую очередь на примитивных уровнях. Например, Спитц (Spitz, 1956) говорит о трех шагах понимания аналитиком пациента.

1. Терапевт осознает явления, происходящие в результате его собственного бессознательного отклика на бессознательное пациента.

2. Он определяет лежащие у него в основе этого процессы.

3. Он создает временную идентификацию с пациентом.

Аккерман (Ackerman, 1959) уверен, что если избегать контрпереноса, это может защищать терапевта, но не излечит пациента. А.Райх (1951) объявляет: «Контрперенос является необходимым предварительным условием анализа. Если он не существует, значит отсутствует необходимый талант и интерес».

Что это – соматизированный контрперенос?

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое «КОНТРПЕРЕНОС» в других словарях:

Контрперенос — Фрейд определил контрперенос как эмоциональную ответную реакцию аналитика на пациента, возникающую в результате воздействий, которые анализируемый оказывает на бессознательные чувства врача. Из этого можно сделать логический вывод, что Фрейд… … Википедия

Контрперенос — При проведении психоаистиза терапевт может неосознанно проецировать на пациента чувства или конфликты, возникающие в его собственной жизни. Абсолютно необходимо. чтобы терапевт осознавал такую возможность и не допускал ее осуществления.… … Большая психологическая энциклопедия

КОНТРПЕРЕНОС — (Counter transference; Gegenhbertragung) частный случай проекции, используемый для описания бессознательного эмоционального ответа реакции аналитика на анализанда в терапевтическом взаимоотношении (см. также перенос). Например, аналитик с… … Словарь по аналитической психологии

Контрперенос — (countertransference) явление в психотерапии, когда собственные чувства, биография и ценности терапевтов скрытым образом влияют на их интерпретацию проблем пациента … Общая психология: глоссарий

[1]

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЛАЗЕРА, ХАЙМА, РИНГЕРА, ТОММЕНА — Проблемно ориентированная психотерапия, разработанная в начале 80 х гг. швейцарскими психотерапевтами из Бернского университета Блазером, Хаймом, Рингером, Томменом (Blaser A., Heim E., Ringer Ch., Thommen M.), представляет собой… … Психотерапевтическая энциклопедия

ПСИХОТЕРАПЕВТ — Это подготовленный специалист, умеющий диагностировать и лечить заболевания, преимущественно психогенного происхождения, целенаправленно применяя в качестве лечебного средства психологическое воздействие. Из за специфики психотерапии он в той или … Психотерапевтическая энциклопедия

Истерическое расстройство личности — Эта статья о расстройстве личности. О неврозе см. Истерия. Истерическое расстройство личности МКБ 10 F60.460.4 МКБ 9 … Википедия

Читайте так же:  Карьерный кризис или пора что-то менять

Учебный Анализ — психоаналитическая процедура, служащая целям образования высоко квалифицированных психоаналитических кадров. Будущий психоаналитик участвует в консультировании своего преподавателя в качестве пациента (Goodman S. (Ed.) Psychoanalitic Education… … Психологический словарь

Психоанализ (psychoanalysis) — Термин П. используется в трех случаях: а) для обозначения слабо связанной совокупности идей о природе челов. разума, в частности, о развитии личности и психопатологии; б) для описания методики терапевтического вмешательства при определенном… … Психологическая энциклопедия

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — Психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового… … Психотерапевтическая энциклопедия

Типы контрпереносов

Дефиниции

II.

Хотя этот термин можно использовать обобщенно для описания всех реакций терапевта на его пациента, в таком понимании контрперенос становится слишком туманным и общим, чтобы от него было много толку. А.Райх (Reich A., 1960) указывал, что это «тоталистическое» определение, которое предпочитают многие, имеет ограниченную ценность и столь же бесполезно, что и определение переноса как “всей совокупности реакций пациента на терапевта”. Однако у «тоталистического» определения есть то достоинство, что оно отчасти снимает с человека пятно за то, что он «вошел в контрперенос». Возможно, «тоталистическое» определение удержало исследователей от того, чтобы видеть различие типов контрпереноса, тем самым скрыв и часть их результатов их воздействия (Fiedler, 1953; Cutler, 1958; Horwitz, 1974).

Выражаясь более точным и функциональным образом, можно различить два способа приблизительно сгруппировать контрпереносы. При одном способе классификации основной характеристикой, определяющая принадлежность к той или иной группе, будет источник контрпереноса; терапевта или пациента. То есть один тип контрпереноса является реакцией терапевта, которая индуцируется в первую очередь внешним поведением (пациента). Это реакция, которую большинство терапевтов испытает в той или иной ситуации. Другой тип контрпереноса — это реакция терапевта, которая составлена в первую очередь из внутренних побуждений терапевта. Первый тип сходен с «объективным контрпереносом» Винникотта (1949). «. любовь и ненависть аналитика в ответ на конкретную личность и поведение пациента». Второй тип контрпереноса, который сродни истинному неврозу переноса, Спотниц (Spotnitz, 1969) назвал «субъективным контрпереносом».

Типы контрпереноса могут быть разграничены еще в одном измерении — по степени осознанности. С одной стороны этого континуума не существует никакого признания реакции на пациента. На противоположном полюсе терапевт полностью осознает свои реакции и может определить, откуда исходит основной стимул. Эта факторная модель в двух измерениях дает четыре типа контрпереноса, как показано в таблице 1.

Таблица 1.

Бессознательный Сознательный
Исходящий от терапевта I II
Индуцированный пациентом III IV

Традиционно отклик бессознательный и исходящий от терапевта (тип I) являлся основным типом контрпереноса, вызывающим наибольшие страхи, и является истинным трансферным откликом на пациента — единая реакция (Gitelson, 1952), ставящая проблему симбиотических отношений (Tower, 1956). Разрешение контрпереноса типа I, по-видимому, требует дополнительного анализа и/или аналитически ориентированной супервизии. Основная проблема в том, что терапевт, из-за бессознательной природы конфликта, не осознает реальной ситуации. Терапевт отыгрывает в союзе с пациентом, и его может насторожить только то, если он узнает такие признаки, как перечисленные у Меннингера (Menninger, 1958, с.88) и Спотница (Spotnitz, 1969, с. 170). Другие признаки, применимые к детям и подросткам, приводятся ниже:

1. Очень много игры и очень мало разговора;

2. Быстрое подчинение требованиям;

3. Балование ребенка, в особенности кормлением и подарками;

4. Любые сильные чувства, в особенности сопровождаемые виной или тревогой;

5. «Убаюкивание» (Sarnoff, 1976,, с.243 — 246). «Процесс изменения внимания . когда ребенок проигрывает по много раз похожие фантазии».

6. Импульсивная речь или действие;

7. Физический контакт;

8. Разрешение родителям использовать время ребенка;

9. Консультации с родителями или другими без участия или согласия ребенка;

10.Сильные неразрешенные чувства по отношению к родителям;

11.Неспособность должным образом включить в работу родителей;

12.Озабоченность тем, чтобы изменить поведение, в особенности в соответствии с желаниями родителей или школы.

Некоторые из этих факторов, когда они находятся под сознательным контролем, можно использовать в качестве параметров.

В детской терапии, когда ситуация более лабильна, и когда ребенок терпим к ошибкам, контрперенос типа 1 может иметь место в течение более длительных периодов, чем со взрослыми. Отражение контрпереноса типа 1 можно иногда найти в качестве отношений с родителями юного пациента. То есть, если терапевт имеет слишком мало или слишком много контакта с родителями, или если терапевт/консультант родителей испытывает затруднения, терапевту следует поискать контрперенос типа 1.

Контрперенос типа 2 (сознательный, исходящий от терапевта) менее вредоносен, но его может быть сложно разрешить. В этой ситуации терапевт «знает» о проблеме, но не может ее преодолеть. Здесь существует показание к аналитически ориентированной супервизии.

Контрперенос типа 3 обычно вызывает застой или неясности в терапевтической ситуации. Хотя во время сессии может, казалось бы, происходить многое, не происходит никакого реального движения, потому что пациент контролирует терапию. Стрин (Strean, 1970), Лангз (Langs, 1975) и Серлз (Searls, 1975) пишут об этой сфере. Может помочь супервизия любого рода, включая обсуждение с коллегами. Часто контрперенос типа 3 разрешается в контрперенос типа 4.

Контрперенос типа 4, который является центром клинического материала данной главы, означает, что пациент изначально несет ответственность за то что индуцировал мысли и чувства (но не действия) у терапевта, которые находятся полностью в пределах осознания и понимания терапевта.

Основной задачей терапевта является изучить поле взаимодействия и подобрать правильные интервенции. Многие поддерживают ту мысль, что контрперенос типа 4 не только неизбежен, но и является необходимым предварительным условием для успешной терапии, в особенности с теми пациентами, которые функционируют в первую очередь на примитивных уровнях. Например, Спитц (Spitz, 1956) говорит о трех шагах понимания аналитиком пациента.

Читайте так же:  Потребность в любви

1. Терапевт осознает явления, происходящие в результате его собственного бессознательного отклика на бессознательное пациента.

2. Он определяет лежащие у него в основе этого процессы.

3. Он создает временную идентификацию с пациентом.

Аккерман (Ackerman, 1959) уверен, что если избегать контрпереноса, это может защищать терапевта, но не излечит пациента. А.Райх (1951) объявляет: «Контрперенос является необходимым предварительным условием анализа. Если он не существует, значит отсутствует необходимый талант и интерес».

Дата добавления: 2015-06-28 ; Просмотров: 1048 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Что это – соматизированный контрперенос?

Контрперенос — Фрейд определил контрперенос как эмоциональную ответную реакцию аналитика на пациента, возникающую в результате воздействий, которые анализируемый оказывает на бессознательные чувства врача. Из этого можно сделать логический вывод, что Фрейд… … Википедия

КОНТРПЕРЕНОС — (Counter transference; Gegenhbertragung) частный случай проекции, используемый для описания бессознательного эмоционального ответа реакции аналитика на анализанда в терапевтическом взаимоотношении (см. также перенос). Например, аналитик с… … Словарь по аналитической психологии

КОНТРПЕРЕНОС — Совокупность бессознательных реакций аналитика на личность анализируемого и особенно на его перенос. В этом правильном значении К. является мешающим, искажающим фактором в лечении. В расширенном значении К. эмоциональное отношение… … Психотерапевтическая энциклопедия

Контрперенос — (countertransference) явление в психотерапии, когда собственные чувства, биография и ценности терапевтов скрытым образом влияют на их интерпретацию проблем пациента … Общая психология: глоссарий

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЛАЗЕРА, ХАЙМА, РИНГЕРА, ТОММЕНА — Проблемно ориентированная психотерапия, разработанная в начале 80 х гг. швейцарскими психотерапевтами из Бернского университета Блазером, Хаймом, Рингером, Томменом (Blaser A., Heim E., Ringer Ch., Thommen M.), представляет собой… … Психотерапевтическая энциклопедия

ПСИХОТЕРАПЕВТ — Это подготовленный специалист, умеющий диагностировать и лечить заболевания, преимущественно психогенного происхождения, целенаправленно применяя в качестве лечебного средства психологическое воздействие. Из за специфики психотерапии он в той или … Психотерапевтическая энциклопедия

Истерическое расстройство личности — Эта статья о расстройстве личности. О неврозе см. Истерия. Истерическое расстройство личности МКБ 10 F60.460.4 МКБ 9 … Википедия

Учебный Анализ — психоаналитическая процедура, служащая целям образования высоко квалифицированных психоаналитических кадров. Будущий психоаналитик участвует в консультировании своего преподавателя в качестве пациента (Goodman S. (Ed.) Psychoanalitic Education… … Психологический словарь

Психоанализ (psychoanalysis) — Термин П. используется в трех случаях: а) для обозначения слабо связанной совокупности идей о природе челов. разума, в частности, о развитии личности и психопатологии; б) для описания методики терапевтического вмешательства при определенном… … Психологическая энциклопедия

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — Психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового… … Психотерапевтическая энциклопедия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТРПЕРЕНОСА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Я упоминал второй подход к пониманию того, что происхо­дит при анализе, проводимом аналитическими психологами, ко­торые, как и их коллеги психоаналитики, изучают детали взаи­модействия переноса — контрпереноса в ходе анализа. Фактиче­ски, несмотря на то, что Юнг никогда этого не подчеркивал, он одним из первых увидел клинически положительную сторону контрпереноса аналитика, говоря о нем как о «чрезвычайно важ­ном органе информации» в 1929 г. и эксплицитно утверждая:

«Нельзя оказать влияния, не будучи подверженным влия­нию. Пациент влияет на аналитика бессознательно. Одним из наиболее известных симптомов этого является контрпе­ренос, вызванный переносом» (CW 16, para. 163, выделено мною).

Юнг также противопоставлял свой подход попыткам Фрей­да избежать влияния контрпереноса (CW 16, para. 358n). Для иллюстрации влияния невротического контрпереноса Юнг использовал образ «психической инфекции», сосредоточиваясь в особенности на тех клинических ситуациях, когда вследствие схожести природы их личных ран аналитик идентифицируется с пациентом (CW 16, paras 358, 365). В целом, Юнг просто принимает, что благие и дурные формы контрпереноса являются соответственно профессиональными достижениями и неудачами (там же).

Использование «контрпереноса членами постьюнги Школы Развития в особенности интересно. В то же самое время, когда Ракер впервые работал с контрпереносом, но об этой работе, Фордхам ввел и развил свои понятия и иллюзорного и синтонического контрпереноса (1957).

Коротко говоря, иллюзорный контрперенос подобен тому, что Ракер называет невротическим контрпереносом, и его можно наблюдать в различных формах, которые я перечислял (см. вы­ше, с. 295—296). Фордхам отмечал, что иллюзии в действи­тельности являются симптомами аналитика, но говорить о них как о таковых означает подвергнуться риску патологизирования всего контрпереноса (1960, с. 244). Кроме того, иллюзии контрпереноса можно исправить.

Синтонический контрперенос соответствует «дополнительно­му» контрпереносу Ракера. Термин «синтонический» использует­ся в радиокоммуникации для описания точной настройки прием­ника, так что можно принимать передачи от одного конкретного передатчика. У Фордхама бессознательное аналитика настраива­ется на то, что издается передатчиком пациента. Его собственное бессознательное, говорит Фордхам вслед за Юнгом, становится «органом информации» для аналитика (1960, с. 247).

Так же, как Кохуту пришлось провести различие между эмпатией и интуицией (подчеркнув, что эмпатия подвергнется пониманию на рациональном уровне), Фордхам провел различие между синтоническим контрпереносом и интуицией, сделав упор на том, какую роль играют эмоции и проективно-интроективные процессы, об этом невозможно говорить с уверенностью приме­нительно к интуиции.

При синтоническом контрпереносе чувства и поведение ана­литика соответствуют или созвучны внутреннему миру пациента.

Читайте так же:  К чему должен быть готов вчерашний студент

«с помощью интроекции аналитик видит бессознательные процессы пациента в себе, и таким образом, переживает их за­долго до того, как пациент начинает осознавать их» (Fordham, 1969b, с. 275).

Фордхам признавался, что решающим шагом в эволюции этого понятия для него было осознание того, что необходимо включить содержание синтонического контрпереноса в то, как аналитик понимает материал пациента и в перенос. Таким обра­зом, можно избежать чрезмерного внимания к субъективным аспектам ощущений контрпереноса. При этом синтонический контрперенос становится частью непрерывного цикла проекции и интроекции, бессознательной частью всего процесса коммуника­ции.

Развивая это дальше, можно сказать, что если аналитик чувствует, что проецирует что-то на пациента, что, возможно, у него возникает фантазия по поводу пациента, ему не следует спешить снять свою проекцию из боязни причинить ею вред пациенту. Достоинство такой концепции, каковой является концепция синтонического контрпереноса, состоит в том, что она позволяет аналитику допустить, что это чувство по отношению к пациенту — нечто такое, что пациент, возможно, вызвал в нем, и, возможно, чувствовал ранее в связи с фигурами внутреннего мира или внешнего мира. Таким образом, проекция аналитика проявляется в новом свете.

Чтобы придти к этому, Фордхаму пришлось преодолеть преобладающие ортодоксальные психодинамические взгляды своего времени, согласно которым проекция аналитика на паци­ента считалась ужасным грехом и если пациент вызывал у ана­литика какое-то чувство, это считалось проявлением белого пят­на, которому аналитику следовало уделить внимание.

Следовательно, синтонический контрперенос состоит из чрезвычайно быстрых аффективных процессов. Они имеют место и любом случае. Вопрос состоит в том, правильно ли понимает­ся, что они собой представляют, а представляют они собой коммуникации. Но синтоническому контрпереносу нельзя учить как методу, хотя его можно передавать ученикам как часть этики или как отношение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Следует отметить, что Фордхам основывал свою идею на функционировании самости, а не на функционировании эго. Са­мость в своем межличностном облике (см. выше, с. 165) обеспе­чивает основной контекст и условия для синтонического контрпереноса. Понятие самости в аналитической психологии, воз­можно, способствовало учащению попыток рассмотреть, что же связывает аналитика и пациента. Фордхам подчеркивал, что несмотря на то, что контрперенос — не единственный источник информации о бессознательном функционировании пациента, аналитик может использовать этот род информации «в качестве одного из методов» (1969b, с. 286).

Прежде чем перейти к рассмотрению долее поздних взгля­дов Фордхама, мне хотелось бы подчеркнуть одно замечание, которое он сделал в связи с личными качествами аналитика, так акцентированные Юнгом. С точки зрения Фордхама, при опре­деленном допущении, менее важно определить эти личные качс ства, чем заметить как ими управляют. Именно осознаши этого помогло Фордхаму использовать аффекты аналитика как реакцию на пациента, а не просто как источник знания о себе, весь процесс в целом стал менее субъективным и интроспектив­ным (там же, с. 267).

Позднее (1979b) Фордхам предложил следующий вопрос в качестве логического развития своей мысли: если взаимодействие — это основа анализа, если аффект и поведение аналитика явля­ются частью этого взаимодействия, тогда почему мы по-прежнему говорим о стороне процесса, связанной с аналитиком, как о контрпереносе? Возможно, Фордхам имеет в виду, что само слово «контрперенос» носит оттенок иллюзии, делюзии и фантазии, в то же время как фактически это просто нормальная часть анализа. Фордхам предложил ограничить употребление термина «контрперенос» тем, что теперь обычно называется ил­люзорным или невротическим контрпереносом.

«Я полагаю, что теория контрпереноса выполнила свою ос­новную функцию. Она оказала необходимое воздействие на аналитиков, выведя их из башен из слоновой кости и дав им возможность обменяться мнениями о том, что они действи­тельно делают в ходе анализа. Я назвал бы оставшуюся часть диалектикой взаимодействия» (1979а, с. 208, под­черкнуто мною).

В случае, описанном в главе 10, можно найти различные примеры контрпереноса.

Несмотря на то, что эти идеи относительно контрпереноса были сформулированы в основном представителями Школы Развития, они имели большое влияние на аналитическую психо­логию в целом. Как писал Мак Керди (аналитик, прошедший подготовку в Германии и в Цюрихе, но работающий в Соеди­ненных Штатах) комментируя работу Фордхама,

«Эти наблюдения привели к большей точности в деталях технической стороны анализа и к широкому применению и оценке явлений переноса/контрпереноса не только в качестве инструментов диагностики, но и в качестве непосредственных ситуативных структур, в которые невротическое поведение может наблюдаться, переживаться и перерабатываться»

Что касается других школ, мы уже отмечали работу Дикм-на в Германии по общим образцам при переносе-контрпереносе (см. выше, с. 200). И кроме того, несмотря на разницу в методологии, аналитики Классической Школы, например, Фирц, могут писать о «гипнотическом воздействии на аналитика проек­ции переноса». Тогда аналитику нужно выяснить, что происхо­дит и что может быть не так:

«Во время работы с трудными случаями аналитик может почувствовать заметную усталость, даже истощение, и у него может резко испортиться настроение. Это является признаком того, что какие-то важные факторы находятся вне сознательного уровня и что соответствующий комплекс привлекает энергию к себе и к бессознательному» (1977, с. 8).

Фирц любопытным образом сосредоточивается на том, как теория аналитика может быть использована негативно. Это осо­бый случай невротического контрпереноса. Аналитик может слиться с пациентом, когда этот пациент пытается справиться со своей дезориентацией и одиночеством, выясняя что-то о школе анализа, приверженцем которой является аналитик, и становясь ее сторонником. Идея Фирца состоит в том, что такая привер­женность школе — это ложная попытка справиться с болезнен­ной проблемой человека, которая состоит в том, что ощущение принадлежности к группе ослабляет ощущение изоляции. Мне кажется, что это в особой степени относится к психологически «ученым» пациентам и в особенности к обучающимся. Именно эта приверженность идеям фигуры родителя (в том виде, в ка­ком они понимаются пациентом или бывшим пациентом), а не развитие самостоятельной точки зрения делает аналитическое обсуждение стерильным или жестким.

Читайте так же:  Место хороших чувств и мыслей или как лишить себя беспокойства

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

[3]

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

КОНТРПЕРЕНОС

В результате освоения материала этой главы студент должен: знать

  • • принципиальные положения теории контрпереноса;
  • • историю открытия феномена и трансформации представлений о нем; уметь
  • • охарактеризовать основные проявления контрпереноса;
  • • выявлять контрпереносные феномены в бытовых межличностных отношениях; владеть навыками
  • • изложения основных концепций контрпереноса;
  • • теоретического анализа коитрпереноса; быть компетентным
  • • в профессиональном анализе описания случаев по проблеме коитрпереноса.

В наиболее общем виде термином «контрпереиос» определяется совокупность бессознательных реакций аналитика на личность пациента и на его перенос. Подобный объективный контрперенос следует отличать от так называемого субъективного контрпереноса (то есть собственного переноса аналитика), когда терапевт реагирует на своего пациента так же, как на значимую личность из предшествующей истории своей жизни. С этой точки зрения контрнеренос может стать фактором, препятствующим успешной терапии, и должен активно выявляться и контролироваться терапевтом.

[2]

Что это – соматизированный контрперенос?

Контрперенос – на сегодняшний день считается одним из самых важных инструментов психоаналитика.

Кляйнианский психоаналитик Ракер связал контрперенос с таким явлением, как психологическая защита проективной идентификацией. В этом контексте контрперенос становится взаимодействием аналитика с проективной идентификацией анализанта. Он различает конкордантный и комплиментарный контрперенос. В первом случае терапевт функционирует в контрпереносе как отщепленная часть пациента, а во втором – как его значимые внешние объекты.

Как писал Винникотт, следует различать объективный и субъективный контрпереносы. Объективный контрперенос отражает происходящее в терапевтическом поле и служит на пользу анализу, субъективный контрперенос есть собственные реакции аналитика на перенос пациента, считается, что он препятствует анализу. Одним из основных признаков субъективного контрпереноса есть его выход за пределы терапевтического поля, повторяемость в работе с различными пациентами.

Работая с психосоматическими пациентами, я отследила у себя, как у психотерапевта такое явление, как соматизированный контрперенос. Это явление заключается в разного рода недомоганиях, возникающих в одном ритме с сеттингом определенных пациентов и не свойственных организму в обыденной жизни.

Соматизированный контрперенос также можно разделить на конкордантный, когда недомогание служит символизацией конфликта, вносимого пациентом в терапевтическое поле, либо комплементарный, когда можно говорить о заболевании как о форме поведения, свойственной значимому для пациента объекту.

Соматизированный контрперенос необыкновенно ценен как регресс аналитика вместе с пациентом к самым ранним, пренатальным и младенческим переживаниям пациента, которые не поддаются реконструкции на вербальном уровне.

Можно говорить и об объективной и субъективной форме данного явления, основываясь на фиксации контрпереносного недомогания в терапевтическом поле, либо распространении и вне его. Если объективный соматизированный контрперенос безусловно полезен для анализа и должен быть немедленно исследован по его возникновению (а как вы думаете, почему я сейчас кашляю? В качестве кого я могу сейчас кашлять?), то с субъективным состоянием и его анализом дело обстоит сложнее. Безусловно, психоаналитическое поле – не место для пребывания собственных переживаний аналитика. Однако психосоматический пациент столь глобально замуровывает собственную психическую жизнь, что, с моей точки зрения, в ее поиске и реконструкции все средства хороши. И в этом случае субъективный контрперенос, как личная реакция аналитика на некое явление в психической жизни пациента может служить мотивацией к более внимательному поиску и раскрытию этого явления, может считаться его «уликой» и в таком контексте может быть использован в анализе.

Перенос и контрперенос

Специалисты по психоанализу отводят значительное время наблюдению, пониманию, а также трактовке переноса и контрпереноса в своей клинической практике. Эти понятия являются очень сложными моментами психоаналитического лечения и считаются ведущими в психоанализе как теории. Наблюдая за тем, как развязываются проблемы переноса/контрпереноса можно составить мнение о профессионализме психотерапевта.

Перенос в психотерапии

Перенос или трансфер – явление, переживаемое клиентом по отношению к аналитику. Это бессознательный процесс, при котором происходит проекция ранних детских переживаний пациента на другого человека, в частности на психолога. Важные люди первых лет жизни ребенка (родители, братья, сестры, воспитатели) считаются первичными источниками реакций переноса. В процессе сеанса клиент автоматически переносит на специалиста те чувства, которые он некогда испытывал к очень важным для себя людям и в которых сам себе не отдавал отчет.
Перенос всегда происходит неосознанно и существует в жизни человека неслучайно. Он является защитным механизмом «ленивой» психики, не желающей каждый раз приспосабливаться к новым условиям и применяющей старые шаблоны при оценке ситуации. В результате чего происходит «застревание» на образе.

Перенос невозможно контролировать. Он может быть положительным и отрицательным, индивидуальным и коллективным. В случае негативного переноса психотерапевт принимает на себя всю бурю эмоций, не выплеснутых в свое время клиентом в адрес кого-то из близких людей. Человек может сам не понимать, откуда берутся подобные ощущения.
Поскольку психоаналитику приходится напрямую работать с бессознательным, он нередко принимает поток как положительных, так и отрицательных эмоций, накопленных клиентом за всю жизнь. А это обязательно происходит, так как на сеансы психотерапии приходят люди с различными проблемами, в том числе неврологического характера. В любом случае очень важно распознать перенос, сместить эмоциональные акценты и помочь пациенту от него дистанцироваться, дать понять, что психолог не может быть тем образом, на который он похож.

Читайте так же:  Жить в своей голове

Контрперенос

Соматизированные и конверсионные расстройства

-F44 – диссоциативные и конверсионные расстройства

-Устойчивое болевое соматофорное расстройство

Конверсия как синдром.

Конверсия как механизм симптомооборазования (Фрейд)

КОНВЕРСИЯ КАК СИНДРОМ.

· Отсутствие адекватной симптомам соматической почвы

· Симптомы являются псевдоневрологическими

-сенсорные – слепота, глухота, аносмия, аналгезия, диплопия, анестезия по типу перчаток и чулок

-Моторные – параличи, атаксия, дисфагия (глотание), рвота, афония

-Нарушения сознания – псевдоприпадки, сумерки (нарушение ориентировки)

· Можно обнаружить символическое значения симптомов (обморок только, когда кто-то есть рядом; муж ходит на сторону- привлечения внимания)

· Индивид не сожжет сознательно управлять симптомами (не специально делает)

· «тесная связь во времени между симптомами и стрессом или выраженным эмоциональным переживанием» (DSM-IV). Психогенные запускающие факторы

· Во сне, под наркозом, в состоянии гипноза симптомы исчезают

· Расстройства личности (очень редко, чтобы не было расстройство личности – обычно истерия (раньше так и называли – конверсионная истерия). Но не всегда (психогенные птоз (глаза закрываются и потом не раскрываются- расстался с девушкой; через некоторое время увидел свадьбу, а это выходит замуж его девушка – классическая конверсия у неистирички))).

· La belle indifference (равнодушие при рассказе ужасных феноменов своих жизней).

Иннервация кисти (реальная болезнь – везде иннервация есть, кроме одного нерва; а конверсия – вся отнялась).

Конверсия как механизм симптомообразования.

Первичная выгода конфликта – «решение» конфликта (не хочу видеть – не видь)

Вторичная выгода: Материальные блага, Отказ от деятельности, Получение любви.

Психологические модели объяснения соматизации

1. Психоаналитическая традиция:

· Коммуникативный смысл симптома (чтобы девушка заметила)

· Поломка защитных механизмов – отсутствие символического означивания

· Боль и соматические симптомы как расплата за прошлые повинности (часто воображаемые)

· Регрессия на самый примитивные уровень (близкий к психотическому) без разрушения Я

2. Когнитивизм. Модель Баски

Соматизация – соматическая почва, не обязательно псевдоневрологические (могут быть все остальные – психогенная икота, психогенный понос). Символического может и не быть. Тесная связь во времени –есть. Расстройство личности должно быть , Равнодушие – бывает.

Психологические модели объяснения соматизации.

ü Семейные факторы. Характеристики «психосоматической семьи»:

ü Сврехчувствительность кажого члена семьи к стрессу другого

ü Регидность в способах коммуникации (он пришел, она сказала, нет описания эмоций)

ü Низкая способность к разрешению конфликта

ü Триангуляция (использования какого-то члена семьи для решения конфликта, возникающего между другими

членами семьи), (семья держится только на энурезе ребенка- родители няшечки, когда обмочился, когда нормальный – все ругаются).

Психологические симптомов проявляется в эгоцентрических культурах, где есть нарциссические идеализации себя, интроспекция и восхваления личности, соматизация же видна там, где личность подавлена.

Факторы социального подкрепления:

-страхование по нетрудоспособности

— компенсация последствий после болезни

-страх стигматизация психического заболевания, «запрещающий» обращение к психологу или психиатру.

Другие невротические состояния, реализующиеся в соматической сфере.

Патологическая убежденность в недостатке или дефекта у индивида, часто локализует в области лица или генеталий (нос и гениталии; жалобы на гиперемию;шелушение; сальность кожи; жжение; излишнее оволосенение – все это рассматривается как дефект индивидом)

Идеи физического недостатка

Сенситивные идеи отношения

2.Расстройства примема пищи:

— булимия (Зейгарник – нарушение личности)

3. Самоповреждающие поведение, включая:

-невротические экскориации (компульсивно расчесывания, выдавления прыщей-потом зеленкой- потом обесцвечивают ее и так далее)

-патомимия (искусственные самоповреждения кожи, целью которой является разрядка (сильная душевная боль); характерно для пограничных расстройств(почувствую боль-значит существую, не почувствую не живу) ).

4. расстройства сна неорганической природы:

-невротическая инсомния (бессонница — Рассказова)и гиперсомния

-парасомнии: снохождения, кошмары

5. сексуальные дисфункции неорганической природы (психосоматика под ред. Николаевой)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9169 —

| 7340 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Дафни, Роуз Кингма Разрыв. Почему заканчиваются отношения и как пережить расставание / Дафни Роуз Кингма. — М.: АСТ, Астрель, 2012. — 192 c.

  2. Роджерс, Карл Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / Карл Роджерс. — М.: Издательство «Этерна», 2012. — 320 c.

  3. Ильин, Валерий Психология взросления. Развитие индивидуальности в семье и обществе / Валерий Ильин. — М.: Этерна, 2011. — 336 c.
Что это – соматизированный контрперенос
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here