Деревья помогают решать жизненные проблемы взрослым и детям

Сегодня обсуждаем тему: деревья помогают решать жизненные проблемы взрослым и детям с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Все проблемы родом с детства или дети как жертвы проблем родителей

Присказку о том, что все проблемы и комплексы родом из детства наверняка хотя бы раз в жизни слышал каждый из нас. Однако многие родители, зная эту простую истину, все же регулярно своими руками взращивают комплексы и страхи в своих детях, применяя разрушающие детскую психику методы «воспитания» и впутывая ребенка в проблемы собственных взаимоотношений с супругом. Ссоры и скандалы в семье, использование ребенка для манипулирования своей второй половинкой, а также «холодная война» между взрослыми членами ячейки общества — все это травмирует психику, а порой и здоровье ребенка и искажает его представление о том, какие взаимоотношения являются нормой в семье.

Дети как жертвы родительских проблем

К сожалению, многие взрослые забывают, как сами были детьми, и считают, что малыши ничего не понимают и самостоятельно не могут сделать никаких выводов из того, что видят вокруг. Родители считают, что ребенок не обращает внимание на их ссоры, не замечает, что мама с папой неделями не разговаривают или что мама постоянно грустная и плачет, а папы часто не бывает дома. Некоторые женщины даже уверены, что продолжая жить с изменяющим мужем, мужем-алкоголиком или мужем-тираном, действуют во благо ребенка, ведь «детям нужен отец».

На самом деле дети очень тонко чувствуют психологическую атмосферу в семье и замечают малейшие изменения настроения родителей, а особенно — матери. Дело в том, что жизнь маленьких детей, в отличии от жизни взрослых, неразрывно связана с родительской семьей, и родители для малыша — главные люди, которых он очень любит и при этом полностью зависит от них. Ребенок дошкольного или младшего школьного возраста, в отличии от его родителей, не может уйти на несколько дней к друзьям или подругам, «окунуться» в работу либо хобби или отвлечься от неблагоприятной атмосферы в семье какими-либо привычными для взрослых способами.

Очень редко бывает так, что родители прямо или опосредовано не втягивают в свои проблемы ребенка. В неблагополучных и несчастливых семьях дети зачастую выступают не просто свидетелями, а жертвами родительских проблем, так как измученные и недовольные родители часто изливают свои негативные эмоции на ребенка. Также не редкость, когда один или оба родителя пытаются манипулировать друг другом, используя детей, либо жалуются детям друг на друга.

Неблагоприятная, напряженная атмосфера в семье не может не сказываться на эмоциональном состоянии и психике ребенка, и со временем в детей, которые растут в несчастливых семьях и становятся свидетелями ссор, а иногда и драк между родителями, могут появиться следующие психологические проблемы и болезни:

В несчастливых неблагополучных семьях редко вырастают гармоничные и целостные личности, поэтому родители должны делать все, чтобы психологическая атмосфера в семье была благоприятной. И если супруги не могут решить проблемы в своих взаимоотношениях и оба понимают, что любовь и взаимоуважение безвозвратно ушли из их отношений, то им лучше развестись, ведь, как говорится, «ужасный конец лучше, чем бесконечный ужас».

Как помочь ребенку пережить развод родителей

Сохранять семью только ради детей однозначно не следует, ведь развод папы и мамы скажется на психике ребенка гораздо меньше, чем годы жизни в атмосфере тревоги, недовольства и вербальной или даже физической агрессии. Многие психологи даже считают, что развод родителей для ребенка не так страшен, как это представляют большинство далеких от психологии людей. Чтобы морально не травмировать детей и помочь им принять развод родителей, и папе, и маме нужно придерживаться нескольких простых правил:

  • Не настраивать ребенка против другого родителя
  • Не отводить ребенку роль арбитра или судьи в разваливающихся отношениях родителей
  • Объяснить ребенку причину развода, учитывая его возраст, однако не посвящать его во все подробности ситуации (к примеру, ребенку 4-5 лет можно просто сказать, что папе и маме грустно вместе и теперь они будут жить отдельно, но он сможет видеться с отцом, когда захочет; детям постарше уже можно сказать, что отец (мать) встретил другого человека и полюбил его, однако он все равно любит ребенка и всегда будет рад его видеть)
  • Дать ребенку понять, что папа и мама любят его так же сильно, как и до развода
  • Не делать из развода трагикомедию с публичными скандалами, обоюдными обвинениями и делением кружек и половичков
  • Не препятствовать общению ребенка с тем родителем, который после развода будет жить отдельно от уже бывшей семьи
  • Постараться наладить с бывшим супругом дружеские или хотя бы просто ровные доброжелательные отношения.

Следует отметить, что в случае, когда бывший супруг (супруга) — явно асоциальнаяличность(запойный алкоголик, наркоман, домашний тиран) и общение ребенка с ним не пойдет малышу на пользу, нужно оградить дитя от такого общения и сделать все, чтобы ребенок поскорее забыл тот кошмар, что происходил до развода. Однако даже в этом случае не стоит постоянно говорить детям плохое об отце (матери), а лучше обойтись одной обстоятельной беседой и затем навсегда оставить прошлое в прошлом.

Стоит ли помогать взрослым детям?

Искреннее стремление помочь, предостеречь, защитить своего ребенка порой приводит к скандалам, непониманию и даже разрыву отношений с родителями. Почему семейные отношения дают трещину и самые близкие люди становятся врагами?

Человеку свойственно бояться. Когда ты один — боишься только за себя, когда у тебя есть семья — страха становится больше. Основное средоточие твоего беспокойства, конечно же, дети. Ты заботишься о них, когда они умеют только есть и пачкать пеленки, когда делают первые шаги, бегут в школу, страдают от первой несчастной любви, поступают в техникум или вуз, ищут работу, выбирают спутника жизни, влезают в долги, чтобы купить квартиру, рожают тебе внуков, подбрасывают «на время» ошалевшую от жизни в квартире кошку, начинают болеть и задумываться о пенсии.
Каждый сам решает, где ставить точку в родительской опеке. Некоторые вообще не делают этого никогда. Кое-кто хотел бы поставить, но сами дети требуют все нового участия в их жизни — помощью, советом, деньгами. И очень часто семейные отношения дают трещину, и самые близкие люди наносят друг другу обиды, раны от которых не заживают годами.

История вторая
Есть и обратные примеры. Артему (имя изменено) 35 лет. Я знаю его через общих друзей. Парень неглупый, но какой-то вялый и нерешительный. Несколько лет говорит о своих планах сменить место работы — он учитель математики в школе. Но все никак не соберется. Друзья, знающие его родителей, говорят, что те всегда его опекали. Из-за слабого здоровья запрещали заниматься спортом, не отпускали в походы с классом, потому что однажды он потерялся в лесу, запрещали дружить с «хулиганами и троечниками», сами выбрали, на какую специальность ему поступать, потом устроили в школу, и даже. женили на дочке своих коллег, которая ушла от него через пару лет жизни в одной квартире со свекровью. Не сказать, чтобы парень этой опеке сопротивлялся. Но как профессионал, как муж и отец Артем не состоялся. И, кажется, это уже навсегда.
В последние годы стал выпивать, и если бы не забота матери, и то, что в квартире он живет не один, по-моему, уже давно опустился бы. Его родителям — за 70 лет. И главная их печаль — что будет с сыном, когда обоих не станет.

Читайте так же:  Глубинные схемы и убеждения резюме на основе концепции джеффри янга

История третья
Она произошла у моих дальних родственников. Катя — первый ребенок. Мать и отец в молодости строили карьеру, было не до нее, пропадали по командировкам, и росла она с бабушками-дедушками. Когда через 15 лет родился второй сын, папа и мама уже вплотную приблизились к отметке 40 лет, упрочили финансовое положение и уж с ним-то они дали волю родительскому чувству. Холили, лелеяли — для Славы всегда все было самое лучшее. Карьеру парню строили обеими семьями — и родители, и Катя с мужем. Оплачивали учебу в Москве, несколько лет платили за съемную квартиру, пока не встал на ноги. Сейчас он стоит на них довольно твердо — начальник крупного отдела в какой-то иностранной торговой фирме. Все бы ничего, но когда болела мать, по врачам возила ее Катя, когда умерла — похороны организовывала и оплачивала тоже она. Теперь у нее на руках прикованный к постели отец. Вячеслав не собирается перебираться в Краснодар из столицы, чтобы быть ближе к старику. Ведь было бы неправильно бросить свою карьеру, на алтарь которой так много положила его семья.

История четвертая
У моих знакомых пару лет назад женился сын. Только что окончил университет, его супруга — тоже, денег не было — и свадьбу организовывали «предки». Свекор со свекровью настаивали на кафе с тамадой и родственниками, чтобы все было «по-людски», тесть с тещей говорили о том, что нет смысла влезать в долги и лучше ограничиться скромной домашней вечеринкой. Так в итоге и поступили.
Через год свекры подкопили деньжат и предложили родне скинуться, чтобы помочь молодым взять «однушку» в ипотеку. И на этот раз сваты отказались — нет денег. А через полгода — поменяли свою отечественную машину на иномарку тысяч за 600.
С тех пор в семье разлад. Родители мужа требуют, чтобы молодые заключили брачный договор, по которому квартира принадлежит только парню. А то вдруг развод — у девчонки же по закону есть право на половину имущества. Тесть с тещей недоумевают: «Да разве мы обязаны помогать, если у нас свои планы? На машину несколько лет копили!» И советуют дочери бросить мужа, пока нет детей — мол, и он таким же крохобором станет, яблоко от яблоньки недалеко падает.

Во всех этих историях, как и в тысячах им подобных, есть одна общая черта: хотели как лучше, а получилось как всегда. Итог, вроде бы, благих побуждений: несамостоятельность и зависимость детей от родителей или взаимное недовольство, ссоры вплоть до полного разрыва отношений.

Ради него или ради себя?

2
СКАЗАНО!
Если хотите чему-нибудь научить детей, сперва научитесь этому сами.

3
Подсчитано
22% браков в России, по данным статистики, распадается из-за материальных проблем.

4
Случай из жизни
11-классник спрашивает у отца, который изучает брошюрку вуза для будущих абитуриентов: «Папа, ты уже выбрал, какую я хочу получить профессию?»

Материальная помощь взрослым детям — это типичное явление для российских родителей?

Воспитание – это наука, обучающая наших
детей обходиться без нас (Э.Легуве)

[1]

Эта фраза французского прозаика и драматурга Эрнеста Легуве как нельзя лучше подходит к нашей теме. Меньше всего родители, которые продолжают помогать своим великовозрастным детям, задумываются о том, что они идут наперекор основным принципам воспитания. Материальная помощь взрослым детям – это прямой путь к тому, что они на радость родителям так и останутся детьми, даже перевалив 40-летний рубеж.

Почему это плохо?

Сначала рассмотрим, какие издержки имеет такое воспитание, кстати, совершенно не типичное для Европы и Америки. На Западе подросшие дети не могут рассчитывать не только на стабильную финансовую поддержку родителей, но и на проживание в отчем доме дольше положенного. В России, да и во многих странах СНГ, взрослые дети нередко так и продолжают жить с родителями, даже обзаведясь своими семьями.
Объяснения этому звучат очень гуманно и убедительно: как можно оставить одних престарелых родителей? На самом деле, ребенок просто не хочет отказываться от вкусной маминой еды, ее всепоглощающей заботы и готовности отдать последнюю копейку. Зачем суетиться, оплачивать квартиру и работать по ночам, когда можно прекрасно сосуществовать всем вместе? Даже неизбежные конфликты поколений и проблемы со свекровями и тещами далеко не всех способны сподвигнуть на перемены в своей жизни.

Родительская опека над детьми, которые проживают на своей отдельной территории, тоже считается у нас абсолютной нормой. К возрасту бабушек и дедушек родители уже приобретают проблемы со здоровьем и сами вынуждены жить на мизерную пенсию. Но даже из этого минимума они умудряются выделять своим детям и их семьям материальную помощь. Для многих детей это тоже является абсолютной нормой, и мало кто задумывается о том, что родители часто жертвуют ради них самым необходимым.
В результате человек становится законченным эгоистом и продолжает что-то требовать даже тогда, когда сам уже должен стать опорой для родителей. При самом плохом раскладе родителям приходится оплачивать долги своего ребенка и вытаскивать его из серьезных передряг, в которые, возможно, он бы и не попал, если бы рассчитывать ему было не на кого.

Другое типичное последствие такого воспитания – это инфантильность. Человек становится взрослым только тогда, когда начинает сам решать свои проблемы без какой-либо материальной поддержки со стороны. Пока ребенок уверен в том, что родители выручат его в любой ситуации, он так и не станет взрослым.

К сожалению, многие дети начинают по-настоящему взрослеть только тогда, когда теряют родителей. А с возрастом учиться жить самостоятельно становится все сложнее – отсюда и глубочайшие депрессии, и сильнейшие стрессы. Вывод один: если не хотите сделать своему ребенку еще хуже, то перестаньте решать за него все проблемы! Настанет день, когда вас уже не будет с ним рядом, и столкновение с реальностью лицом к лицу станет для него очень болезненным.

Наш век тотальной занятости и нацеленности на карьеру породил еще одну ситуацию – деньги вместо заботы. Родители, которые вечно на работе или в разъездах, начинают снабжать своих детей деньгами чуть ли не с младенческого возраста. Пытаясь восполнить пробелы в воспитании и общении, они покупают подросшим детям квартиры и машины, открывают им банковские счета и убеждают себя, что делают для своего ребенка всё.

До определенного возраста ребенок действительно наслаждается такой жизнью, но когда становится взрослым, вдруг прекращает общение с родителями или затаивает на них обиду на всю оставшуюся жизнь. Посмотрите, сколько таких примеров в звездных семьях, когда дети известнейших артистов чуть ли не публично отказываются от своих родителей. Оказывается, больше всего на свете им хотелось родительской заботы. Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить, – говорила американская писательница Перл Бак, и к этому стоит прислушаться.

Когда материальная помощь детям необходима

И все же западный опыт отправлять ребенка в свободное плавание, как только он достигает более-менее вменяемого возраста, у нас не приживется. И это совсем неплохо, ведь бывают ситуации, когда помощь родителей не только желательна, но и обязательна. В жизни бывают самые разные ситуации, из которых даже взрослый человек не сможет выйти без помощи близких людей. И здесь сакраментальная фраза «Ты уже взрослый, решай все сам» может иметь самые непредсказуемые последствия.

Читайте так же:  Воспитание детей и родительская жестокость

Сколько было случаев, когда нечуткость родителей и их запоздалая воспитательная работа просто становились для детей последней каплей. Мы сейчас не будем говорить о страшных зависимостях, из-за которых дети начинают тянуть из родителей деньги и продавать ценные вещи из дома. Но ведь каждый человек может оступиться или попасть в неприятную историю, и задача родителей – протянуть ему руку помощи, отдать последние деньги и даже продать квартиру, если это спасет ситуацию.

Поговорим, однако, о более приятных вещах, а именно о финансовых вложениях родителей в будущее и настоящее своего ребенка. Есть немало примеров, когда родители отдавали последнее, чтобы их дети получали отличное образование или достигали больших спортивных высот. Конечно, не всем это удавалось, но без серьезной финансовой поддержки у ребенка не было бы даже такого шанса.

И если уже взрослому человеку требуется помощь для карьерного роста или открытия своего дела, то первыми ему должны помочь именно родители. Великовозрастным детям из очень обеспеченных семей родители нередко помогают реализовывать их давние мечты – например, стать звездой эстрады. Другое дело, что многие такие звезды горят не очень ярко и совсем недолго, но зато на одну несбывшуюся мечту у них становится меньше. Кто-то скажет, что это блажь, но если у родителей есть такая возможность, то почему бы не сделать своих детей счастливыми?

Для решения текущих и более прозаичных проблем материальная помощь родителей тоже может стать неоценимой. Если ребенок просит деньги на своевременную выплату кредита или оплату репетитора для внука, то кому, как не родителям, ему в этом помочь? Вместо того чтобы регулярно снабжать ребенка мелкими суммами на карманные расходы, лучше собирать деньги на такие случаи.

Если позволяет ваше материальное положение, то можно сделать своим детям подарок, отправив их в путешествие или купив новую мебель. От таких приятных сюрпризов ребенок не станет вдруг эгоистом, не впадет в инфантилизм и не начнет требовать подарки по каждому удобному и неудобному случаю. Если он, конечно, правильно воспитан и в своей обычной жизни уже научился обходиться без вас.

И тогда для вас тоже настанет время научиться жить своими собственными радостями и проблемами, ведь процесс воспитания – он всегда обоюдный!

Детские проблемы. Проблемы воспитания и развития детей

Специалисты в области психологии выделяют следующие общие стили воспитания детей. Это диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои особенности, но все, несомненно, оказывают серьезное влияние на формирование личности ребенка. Рассмотрим каждое из этих взаимодействий родителей и детей в отдельности.

Стремление родителей полностью контролировать жизнь ребенка – едва ли не главная проблема воспитания. Воспитываясь под диктатом, ребенок находится под жёстким контролем со стороны взрослых, полностью лишаясь инициативы. Детские психологи считают такие взаимоотношения с малышом наиболее неблагоприятными для формирования его личности. Дети, выросшие в обстановке семейного диктата, как правило, страдают низкой самооценкой, замкнуты, имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Гиперопека

Это система взаимоотношений выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защищать его даже при отсутствии реальной опасности. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже трезво их оценивать. Последствия в данном случае обычно легко предсказуемы. У ребенка формируются такие качества, как зависимость, инфантилизм, несамостоятельность, неуверенность в своих силах.

Невмешательство

Родители, практикующие данный стиль воспитания детей, уверены, что он способствует развитию инициативности и самостоятельности ребенка. Однако это не всегда так. Нежелание матери и отца участвовать в жизни ребенка вызывает не меньшие проблемы воспитания, чем излишняя опека с их стороны. Подобный подход опасен возможностью развития у малыша «синдрома отчуждения от родителей». Став взрослее, таким людям будет трудно строить отношения с окружающими, в том числе, близкими людьми.

Сотрудничество

Согласно последним исследованиям, сотрудничество является наиболее эффективным стилем воспитания ребенка. В его основе лежит принцип объединения всех членов семьи ради общих целей и задач, который подкрепляется взаимной поддержкой друг друга во всех сферах жизни. Ребенок, которого воспитывают в духе сотрудничества, вырастет отзывчивым и уверенным в себе.

О том, как воспитывают своих детей представители шоу-бизнеса вы узнаете, посмотрев передачу «Мы-родители!».

5 способов улучшить взаимоотношения с ребенком

Чаще всего проблемы воспитания возникают из-за отсутствия взаимопонимания между родителями и детьми. Существует несколько способов поведения, которые помогут улучшить взаимоотношения с ребенком.

1. Разглядите в ребенке личность

Относитесь к ребенку как к личности со своим характером, склонностями, желаниями и правами. Предоставьте детям возможность самим принимать решения и решать проблемы, уважая их выбор. Поступая таким образом, вы повышаете самооценку ребенка и развиваете в нем самостоятельность.

2. Применяйте диалоговые методы воспитания

Не кричите на ребенка и, тем более, не бейте его, даже если он делает то, что вам не нравится. Принимайте его таким, какой он есть. Помните, наилучший способ добиться от детей того, что вы хотите – это заинтересовать их. Если вы слишком амбициозны, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями малыша.

3. Будьте для ребенка авторитетом

Научитесь понимать своего отпрыска, чтобы видеть реальные мотивы его поступков. Дети слишком часто остаются один на один со своими проблемами, не умея выразить своих чувств или не веря в возможность «достучаться» до взрослых. Для того чтобы ребенок мог попросить о помощи или поговорить на волнующую тему, ему нужно доверять родителям, а это во многом зависит от поведения папы и мамы.

4. Общайтесь с ребенком

Уделяйте больше времени для общения с ребенком. Детские психологи утверждают, что совместные занятия, такие, как спортивные игры, хобби, походы и чтение вслух, лучше всего подходят для укрепления взаимоотношений между родителями и детьми. Если у вас несколько детей, постарайтесь находить время для общения с каждым ребенком, пусть в каждом случае это будут личные отношения.

5. Пересмотрите свой стиль воспитания

Пересмотрите те методы воспитания, которые вы используете в настоящее время. Оставьте из этого арсенала только самое лучшее и начните использовать новое, более эффективное. Для того чтобы не ошибиться в выборе методов, вы можете воспользоваться следующим способом. Поставьте себя на место ребенка и представьте, понравились бы вам эти новшества. Помните, успешно решать проблемы воспитания можно только в том случае, если вашей целью является создание по-настоящему дружеских и доверительных взаимоотношений с ребенком.

Большинство пап и мам, имеющих проблемы воспитания ребенка, связывают их, как правило, с плохим характером своего чада. В то время как дети становятся «трудными» под влиянием многих причин, в частности, из-за предвзятого отношения к ним родителей. О том, как научиться ценить индивидуальность своего ребенка, вы можете узнать, посмотрев передачу из цикла «Мы-родители!» с участником музыкального дуэта «ДаКи» Кириллом Попельнюком и его мамой Ириной.

Тест дерево с человечками: две картинки + интерпретация

Тест дерево с человечками выглядит достаточно легкомысленно. Схематичное изображение бесполых созданий не соответствует серьезности исследования. А зря! Тест Уилсона «дерево с человечками» создавался для важной цели – исследования эмоционального состояния детей в период его учебы. Как оказалось позже, результаты тестирования актуальны и для взрослых людей.

Психологический тест человечки на дереве

Суть теста бесконечно проста.

Есть рисунок дерева. На нем человечки на разной высоте и в разных позах. Надо найти такого, которой вызывает стойкие ассоциации с собой любимым. В текущий момент времени, конечно. Далее следует интерпретация теста дерево с человечками.

Читайте так же:  Карьерный рост во время кризиса

Смотрим картинку. Думаем и выбираем. Где Вы на этом дереве?

Для контроля можно посмотреть и художественный аналог тест дерева с человечками. Здесь уже присутствует некоторая расшифровка характеров, эмоций, возраста и настроения. Если результат неизменен, читаем дальше.

Тест человечки на дереве: интерпретация

Чтобы расшифровать тест, достаточно прочитать описание к выбранному персонажу.

1 и 3, 6 и 7 – поза целеустремленного человека, который ничего не боится – ни препятствий, ни преград на пути.

2, 11 и 12, 18 и 19 – коммуникабельная личность, нацеленная на помощь друзьями и близким.

4 – устойчивая жизненная позиция помогает достигать высоких результатов в делах, особенно если на пути не возникают серьезные трудности.

5 – характерна быстрая утомляемость, слабость из-за небольшого запаса энергии и жизненных сил.

9 – просто очень веселый по жизни человек, любитель развлечений.

13 и 21 – тревожность и замкнутость ведут к минимизации круга общения и снижению коммуникабельности.

8 – любит погружаться в свой мир, уходить в себя, мечтать и размышлять.

10 и 15 – нормальная адаптация к текущей жизненной ситуации, полный комфорт и довольство окружающим миром.

14 – на лицо внутренний кризис, эмоциональные проблемы и даже начало депрессии.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

20 – завышенная самооценка лидера требует максимального внимания окружающих к себе любимому.

16 – устал от жизни и необходимости поддерживать других, поэтому получает сам поддержку от человечка № 17.

Тест человечки на дереве для детей

Наиболее высокого результата и понимания ощущений ребенка в мире можно достичь, если до прохождения теста обсудить со школьником какою-то конкретную жизненную ситуацию. Тогда ответ на нее невольно отразится в результатах исследования.

Также стоит помнить, что изначально рисунок создавался для младшешкольников, чтобы понять, как дети освоились в школе и насколько их мнение о себе соответствует действительности.

Тест 20 человечков на дереве удивительно точен в текущем анализе ситуации. Поэтому к нему стоит возвращаться для контроля и лучшего понимания себя. Как вариант можно сохранить ссылку на тест в социальных сетях – кнопки для лайков сбоку.

Три главных навыка самостоятельной жизни, которым надо научить ребенка

Маленький ребенок целиком зависит от взрослых людей. Нет более беспомощного существа, чем новорожденный человек. Но ребенок растет и приобретает навыки самостоятельной жизни. Чем старше ребенок, тем он самостоятельнее.

Однако понятие «самостоятельность» — это не только умение завязывать шнурки и гладить одежду. Это тонкое сочетание психологической готовности и навыков самообслуживания.

Детская самостоятельность

Все родители стараются прививать ребенку навыки самостоятельной жизни. Мы учим детей самостоятельно одеваться, следить за своими вещами, вести школьный дневник и контролировать школьную ситуацию. Кажется, что наш ребенок такой же, как все. При необходимости мы всегда поможем, подскажем, поддержим, пожалеем.

В первый раз родители задумываются над детской самостоятельностью, когда дети уезжают из дома. Это может быть небольшая экскурсия на каникулах, соревнования или конкурсы, отдых в лагере или детском санатории. Именно в этот момент возникает ряд вопросов:

бытовые ежедневные ситуации: сможет ли правильно одеться, приготовить себе чай, постирать носочки;

психологический комфорт: сумеет ли наладить отношения с другими детьми.

В голове родителей масса проблем: вдруг что-то заболит, чего-то испугается, потребуется помощь. Можно сойти с ума от проигрывания всех возможных ситуаций. Можно просто оставить ребенка дома и продолжать растить инфантильного человека, можно начать курс ежечасных «лекций» по правилам поведения вне дома. Но только ни один из этих методов не будет эффективным за несколько дней до предполагаемого отъезда.

Естественно, что в подобных ситуациях родители жалеют, что не начали раньше учить детей трем главным навыкам самостоятельной жизни:

Каждый из этих навыков содержит целый ряд разнообразных умений. Главное их отличие кроется в приставке «само», т.е. ребенок должен все делать сам.

Саморегуляция

В детской Школе искусств проходил экзамен. Родители и дети очень волновались и справлялись с эмоциями как могли: репетировали, разговаривали и даже пили успокоительные. Внимание привлекли мама с сыном, которые обсуждали что-то постороннее, не культивируя ситуацию. Прозвучала их фамилия, и мальчик твердо вошел в кабинет. Мама волновалась, но старалась не показывать виду. После того как ребенок вышел, мама задала сыну два вопроса:

На первый вопрос ребенок рассказал об экзамене, что он сыграл произведение, и его игру прокомментировали члены жюри. На второй вопрос ребенок пожал плечами и с улыбкой сказал: «Не знаю, даже не понял. Вначале волновался, но сел за фортепиано, взял первый аккорд и все ушло. Осталась только музыка. Мне кажется, я в одном месте ошибся, но экзаменаторы не обратили на это внимания». Мама выслушала и сказала: «Молодец, если оценку снизят, значит, ошибку заметили».

Эта ситуация заставила задуматься над важным моментом в воспитании: субъективность и объективность. «Как все прошло» – это значит объективность восприятия: как сыграл, что сказали, что ответил. «Как ты сам» — означает восприятие себя самого: что чувствуешь, ощущаешь, боишься. Ребенок должен уметь оценивать внешнюю ситуацию и собственные ощущения, как физические, так и психические.

Саморегуляция входит в процесс эмоционального воспитания детей. С раннего возраста ребенок должен учиться понимать причины своего эмоционального состояния.

Взрослые должны задавать ему вопросы и добиваться ответов на них:

Почему ты плачешь?

Почему тебе грустно?

Что нужно сделать, чтобы настроение поднялось?

Расскажи о своих ощущениях (физических). Где болит? Какая боль? Когда это началось?

Расскажи о своих чувствах. Что ты чувствуешь? В какой момент тебе стало обидно (неприятно, стыдно и т.д.).

[3]

Приемы формирования навыков саморегуляции.

Учите ребенка правильно называть эмоции. Он не должен путать страх с волнением, а боль с обидой. А для этого всегда четко выражайте свои эмоции сами.

Устанавливайте причинно-следственные связи. Это для взрослых очевидно, что от того, что ребенок поздно лег спать, у него с утра плохое настроение, а вашему сыну это непонятно. Объясняйте ребенку, приводите примеры из его собственной жизни.

Рассказывайте детям о них самих: чем болели, что их беспокоило, как волновались в сложных ситуациях.

Учите ребенка навыкам самоконтроля: дыхательная гимнастика, счет до пяти, упражнения на расслабление. Это поможет ребенку держать под контролем свои эмоции.

Процесс формирования саморегуляции требует терпения. Саморегуляция не появляется однажды и навсегда, над ней нужно работать всю жизнь.

Самообслуживание

Из чего состоит день ребенка? Проснулся, умылся, оделся, позавтракал, побыл в школе или детском саду, сделал уроки или другие занятия, выполнил домашние поручения (убрал в комнате, полил цветы, поиграл с маленьким братом или погулял с собакой). А, возможно, день построен по-другому: разбудили, подняли, отругали, что плохо умылся, одели, отвели, забрали, переодели, вместе с ребенком сделали уроки.

В первом случае ребенок максимально все сделал сам. Его навыки самообслуживания соответствуют возрасту. Конечно, родители помогли с вечера приготовить одежду, накрыли стол для завтрака, проверили уроки. Но все, что возможно, ребенок сделал сам.

Во втором случае за ребенка сделали все взрослые. Действия ребенка ограничиваются подачей ног или рук или перемещением собственного тела из комнаты в комнату. Естественно, что воспитанный таким образом ребенок не станет сам делать уроки, и вообще не будет их делать без контроля родителей.

Часто можно услышать от родителей фразы типа: «Не делай без меня уроки», «не лезь к пылесосу». Мама студента готовит сыну даже гарниры, раскладывая по контейнерам: гречка, макароны, рис. Очевидно, что родители сами воспитывают людей, непригодных к самостоятельной жизни.

Истинная забота о ребенке заключается в том, чтобы он умел заботиться о себе.

Самоподдержка

Помните лозунг всех времен и народов: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»? Скажите его своему сыну или дочери- подростку и посмотрите, насколько они поймут смысл.

Читайте так же:  Незрелое поколение или что-то ещё

Что вы делаете при возникновении проблем? Вы их решаете. Как? Как получится: звоните знакомым, просите помочь, ищите варианты решения проблем.

Что делает ребенок, если сталкивается с трудностями? Он идет к родителям. При этом мамы и папы сразу устремляют все силы на решение проблем детей. Часто они делают то, что могли сделать сами дети. Мы звоним родителям одноклассников насчет уроков, когда сын мог бы сам позвонить одноклассникам, мы пришиваем пуговицу на школьную форму, хотя с этим справится любой ученик, мы бежим убирать велосипед с улицы, потому что пошёл дождь, хотя это вполне под силу ребёнку.

Конечно, в сложных ситуациях нужно оказывать помощь и поддержку, но только если ребенок сделал все, что мог. Решать проблемы нужно вместе, а не вместо. Это важная аксиома, которую родитель должен усвоить.

Если ребенку тяжело психологически, то успокойте его, обнимите, подскажите и направьте на самостоятельные действия. Иногда ребенка нужно оставить на какое-либо время в одиночестве. Часто бессознательно ребенок находит способы саморегуляции, а затем приходят и варианты решения проблем.

Делаем выводы

Маленький человек вступает в самостоятельную жизнь мелкими шагами. Сначала он какое-то время пребывает в детском саду и школе, затем уезжает в санаторий или лагерь, а потом уезжает от родителей в другой город для учебы.

Адаптация, психологический комфорт и жизненные успехи ребенка во многом зависят от его самостоятельности, помните об этом.

Методы ТРИЗ:
учим детей решать открытые задачи

Совсем недавно возвращались с детьми из Дубны в Москву на машине. Дорога долгая – около 2 часов. Ни аудиокниги, ни музыку слушать не хотелось, и я предложила решать открытые задачи (из ТРИЗ). Но на этот раз я не стала пользоваться заготовками, а предложила Полине (9 лет) взять какую-то из ее насущных проблем и разобраться с ней.

Первым в памяти всплыл конфликт ее класса с учителем ритмики.

Классика жанра: педагог авторитарного стиля никак не мог найти общий язык с детьми, привыкшим к совсем другому обращению со стороны основного учителя. Поскольку в этом году дети перешли во второй класс, и им уже можно ставить оценки, преподаватель попросту запугивал детей двойками. Дело дошло до того, что некоторые из них (особенно девочки) стали бояться ходить на ритмику. Родительский комитет подключился к решению проблемы сразу, но на тот момент значительных результатов не добился.

Вот за эту «красоту» мы и взялись, используя инструменты ТРИЗ: переформулировали проблему в задачу, выделили Х-элементы и составили несколько идеальных конечных результатов (ИКР).

И далее Полина сама искала варианты решений, отталкиваясь от ИКР и поэтапно создавая многомерную модель ситуации. Сначала она предлагала сделать так, чтобы учителя ударило током и т. п. По понятным причинам эти предложения были сразу отметены, но свою пользу все же принесли – ребенок открыто выразил негативные эмоции по отношению к ситуации.

Дальше стало интереснее: благодаря инструментарию ТРИЗ Полина вышла из позиции жертвы ситуации и рассматривала ее с ракурсов, которые раньше ей были недоступны. Так она побывала на месте родителей, одноклассников, а также злосчастного учителя ритмики, в чем-то его поняв, ведь в условиях шума и гама действительно сложно вести урок.


Новое видение ситуации открыло для нее новые перспективы.
Сначала она предложила поговорить с одноклассниками, чтобы у них тоже был шанс поставить себя на место учителя и скорректировать поведение. А потом — и с преподавателем ритмики, чтобы попытаться объяснить ему, что дети тоже устают, если долго не могут выплеснуть накопленную энергию. Под конец она сделала самое удивительное открытие про себя саму. Оказалось, что учитель может кричать, а она – сохранять спокойствие! Беспристрастный анализ ситуации показал, что повышенный тон преподавателя на самом деле не имеет к ней никакого отношения. У нее действительно нет проблем с ритмикой, и конфликтный учитель на самом деле ее выделяет и хвалит. Но в гневе он обобщает и обращается не конкретно к тем, кто доставляет ему неудобство своим баловством, а к классу в целом, что и приводило Полину в состояние эмоционального ступора, т.к. она воспринимала все на свой счет.

Крутила-вертела она эту задачу минут 30, и этот процесс был настолько увлекательным, что в него быстро включилась и младшая (6 лет), а я, открыв рот, наблюдала за триумфом детской мысли.

Итогом стал подробный план действий и полное исчезновение проблемы: учитель ритмики теперь не вызывает в ней вселенского ужаса. К тому же решение актуального для нее вопроса, изначально казавшегося ей непосильным, настолько ее воодушевило, что мне было предложено немедленно найти еще проблемы и разобраться с ними.

Ребенок почувствовал, что МОЖЕТ справиться с любым вызовом. И, на мой взгляд, одно это уже стоит знакомства с инструментарием ТРИЗ, который, благодаря своей универсальности, позволяет решать не только академические (образовательные), но и жизненные задачи.

Хотите не пропустить новые интересные статьи и быть в курсе наших новостей? Подписывайтесь на рассылку! Письмо со всеми новыми материалами сайта, объявлениями и новостями будет приходить к Вам 1 раз в месяц.

Проект по экологии в старшей группе. Мы и деревья

Автор: Тухватуллина Вера Петровна, воспитатель МБДОУ «Юлдузский детский сад» Чистопольского района. Республики Татарстан.
Описание материала: Предлагаю вам свой проект для детей старшей группы, о значении деревьев в нашей жизни.

2. Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Цель: учить находить дерево по описанию.
Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)

3. Дидактическая игра «Зеленый мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого.
У какого растения есть ствол? (У дерева)
Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)
А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)
На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)
Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)
Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)
Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)

4. Дидактическая игра «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

[2]

6. Дидактическая игра «Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
— Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
— На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Читайте так же:  Духовный волонтариат

7. Дидактическая игра «Что лишнее».
Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

Подвижные игры на участке:
«Найди свое дерево». Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

«Найди такой же лист». Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.

«Лесные пятнашки». Цель: Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.

«От дерева до дерева». Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?

Наблюдения и исследовательская деятельность.

1.Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование дерева.
Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка:
«Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы:
1. «Зеленая страна» Е. Серова.
Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
2. «Мудрость дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
3. «Жизнь дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
4. «Липкины дары» А. Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Организованная деятельность:

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?».
Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья — живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше — в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?».
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты — туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.

Беседа «Красота природы бесценна».
Цель:дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую». (смотрим приложение)
Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».
Составление гербария деревьев участка.

«Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету.
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами».

[3]

Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Используемая литература:
1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973
6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010
7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », Москва 2006
8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

Источники


  1. Вебер, Патрик Как решить проблемы в молодой семье, или Е-мое, кота опять стошнило!: моногр. / Патрик Вебер. — М.: Рипол Классик, 2016. — 192 c.

  2. Зорин, П. Г. Гипнотизм и психология общения / П.Г. Зорин, Я.П. Зорин. — М.: Адити, 2018. — 288 c.

  3. Жукова, М. Н. 55 роковых ошибок, которые совершают женщины / М.Н. Жукова. — М.: Феникс, 2005. — 272 c.
Деревья помогают решать жизненные проблемы взрослым и детям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here