Детские неврозы и семья как фактор их возникновения

Сегодня обсуждаем тему: детские неврозы и семья как фактор их возникновения с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Детские неврозы и семья как фактор их возникновения

Библиографическая ссылка на статью:
Россова Ю.И. Влияние неблагополучного семейного воспитания на развитие детского невроза // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/05/10700 (дата обращения: 27.03.2019).

С каждым годом здоровых и гармоничных детей становится все меньше и возрастает число детей, которые страдают тем или иным нервным заболеванием. К окончанию начальной школы здоровых учащихся меньше половины, а в среднем звене диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей.

Детский невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и источником его развития являются несовершенство семейных отношений и ошибки воспитания.

Психическое состояние детей во многом зависит от родителей, их духовности, взаимоотношений, от того, какую атмосферу в доме они смогли создать.

Детский невроз порождает атмосфера незрелой, неблагополучной семьи и несостоятельные, инфантильные родители, семья, где нарушаются принципы эффективного семейного воспитания.

В незрелой семье ее члены живут исключительно по обязанности, не улыбаются дуг другу, они скованы и напряжены, сутулятся и прячут глаза в пол. Юмор заменяется сарказмом и насмешкой, а по разным вопросам высказываются категорическим тоном. Неблагополучная семья старается направить все усилия на попытку жить без проблем. Понимая, что на проблемы нельзя не реагировать, члены такой семьи злятся, перекладывают друг на друга вину и ответственность. Нередко дело заканчивается уходом в алкоголизм, наркотики, страхом перед будущим, недоверием к людям, ожиданием обмана, унижения. Ссоры и конфликты родителей, постоянные «выяснения отношений», безусловно, невротизируют детей.

Каковы же ошибки семейного воспитания, которые ведут к неблагополучию в психическом развитии ребенка, способствуют его невротизации?

Исследователь детских неврозов А.И. Захаров в качестве психотравмирующих ситуаций в течение первых двух лет жизни, способствующих развитию невроза, называет частичное или полное отлучение от матери, передача ребенка на воспитание няне, родственникам, помещение в ясли, стационар, неуверенность матери в прочности брака, незрелость материнских чувств [Захаров, 1998]. К сожалению, современные родители в силу субъективных или объективных обстоятельств стремятся переложить воспитание своего малыша на детские дошкольные образовательные организации, занимаясь собственным карьерным ростом или удовлетворением своих потребностей и интересов.

К развитию неврастении, наиболее частой формы невроза, может привести предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих их возможностям и потребностям (по данным А.И. Захарова, некоторые родители употребляют в день до 300 противоречивых требований и приказов по отношению к своему ребенку). Нередко случается, что каждый родитель требует от ребенка чего-то своего, не считаясь с другими и с ним тоже. Это может привести к полной потере цельности личности ребенка. Часто такие родители также больны неврозом.

Негативным фактором в семейном воспитании, ведущим к невротизации личности и повышенному риску возникновения психосоматических заболеваний, является эмоциональное отвержение и неприятие ребенка. Проявляется оно в отсутствии материнской заботы, внимания, ласки и нежности (материнская депривация), раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми угрозами, физическим наказаниями, в критике ребенка, в сравнении его с другими детьми.

Родитель может в открытой форме продемонстрировать отвержение («Я тебя больше не люблю», «Ты мне такой не нужен», « Почему у Пети все пятерки, а у тебя только одна? У нас в семье еще не было таких учеников»). Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителями, что он «не такой», не «тот». В качестве наказания родители могут избегать физического и эмоционального контакта с ребенком, подчеркнуто с ним не разговаривать, уходить из помещения, в котором он находится.

Эмоциональное отвержение и безразличие приводят к общему нарушению психического развития ребенка, его личностной незрелости, чувству внутренней пустоты, потере чувства безопасности, ослаблению его духа. Испытывая отвержение со стороны родителей, маленький человек это глубоко переживает, испытывая ряд негативных эмоций и чувств.

В психологии бесспорным является факт о связи эмоциональной жизни и психологического развития ребенка в целом, о влиянии различных чувств на психофизиологическое состояние. Еще в начале XX многие педагоги и психологи говорили о том, что с традание, горе, подавленность, угнетенность наносят вред телесным и душевным силам ребенка.

В работах известного педагога-гуманиста В.П. Вахтерова конца XIX – начала XX веков содержатся рассуждения о том, что положительные чувства (восторг, радость, надежда) повышают энергичность и жизнедеятельность организма, усиливают работоспособность, возбуждают волю. Негативные чувства (страх, недовольство, горе, скорбь, отчаяние, уныние и др.) угнетают человека, ослабляют жизнедеятельность и функционирование организма, снижают работоспособность, нарушают протекание психических процессов. Отрицательные чувства, по мнению ученого, могут вызвать неврастению, истерию, афазию, Базедову болезнь [2, с. 103].

Если в семье не обеспечиваются потребности ребенка в родительской любви, эмоциональном принятии, это может привести к формированию девиантного поведения в подростковом возрасте. В частности, употребление подростком наркотических веществ часто обусловливается длительным эмоциональным напряжением, связанным с депривацией родительской любви, и является своеобразной формой психологической защиты, компенсирующей дефицит родительского тепла, создавая иллюзию переноса в «детский мир радостей» [Россова, 2011, с. 77-78].

Грубой родительской ошибкой в семейном воспитании является условная любовь: «Если ты будешь хорошим мальчиком, то я буду тебя любить», «Не жди от меня ничего хорошего, пока не начнешь хорошо учиться (убираться в доме, слушаться)».

К развитию истерического невроза приводит несогласованный подход к воспитанию, который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающее-разрешающим отношением у другого или введением ограничений на то, что вчера еще было разрешено. Непоследовательность может свидетельствовать о наличии истерических черт у матери и мягком, неустойчивом характере отца.

Современные психологи считают, что для нормального психического развития детей и естественной семьи нужна ласковая, жалеющая, любящая мать-жена, которая связывается с чувствами, и сильный духом отец-муж, который воплощает в себе разум, долг, ответственность. Отказ от выполнения своих мужских и женских, отцовских и материнских ролей также препятствует нормальному развитию ребенка.

Читайте так же:  Деревья помогают решать жизненные проблемы взрослым и детям

Страшное явления представляет собой собственническая, деспотическая любовь властной мамы. Такая женщина-мать является главой семьи, лишена чуткости, ласковости. Она авторитарная, вспыльчивая, раздражительная, отчужденная. Часто обладает командным голосом, тяжелым, оценивающим взглядом, подавляющим доминирующим поведением. Такая жена и мать убивает в своих домочадцах чувство собственного достоинства, не замечает их положительных качеств. Иногда она презирает отца за то, что он не «добытчик», хотя и хороший работник, что слишком честен для нашего времени («Подумаешь, бессребреник!»), что слишком мягок и добр («Тоже мне, мужик»). Когда она высказывает это при детях, то вызывает в них тоскливое ощущение неблагополучия. В нашем исследовании [Россова, 2013] анализируется психотип такой женщины-матери, показывается ее негативное влияние на формирование личности ребенка, на его жизненные выборы и нравственное становление.

Неврозом расплачиваются дети за амбиции своих родителей. Пытаясь воплотить в жизнь собственные несбывшиеся мечты и желания или упущенные возможности, такие родители рассматривают своих детей как объекты, которые необходимо использовать для осуществления своих планов и надежд (сын должен стать известным человеком или гением, дочь выйти замуж за богатого человека). Сын или дочь оказываются перед сложным выбором: или идти по траектории, заданной родителями, и потерять возможность собственного выбора (профессии, друзей, супруга, формы досуга), или лишиться их любви.

К невротизации личности ребенка может привести использование так называемых «родительских директив» (термин Р. и М. Гулдингов), или сообщений – предписаний, выражающих их (родительское) отношение (часто неосознанное) к собственным детям, к окружающим и жизни в целом. Такие фразы – директивы, как «Эх, горе ты мое», «Да что ты делаешь, у тебя все равно не получится, давай лучше я…», «Когда же ты, наконец, поумнеешь?», «Разгильдяй ты у меня» и т.д. обладают мощным влиянием на личность растущего человека, разрушающим действием на его жизнь. Также они могут способствовать принятию неосознанных решений в своей жизни. Успехи или неудачи во взрослой жизни во многом определяются теми предписаниями, которые челровек получает от своих родителей в детстве.

Такие родительские высказывания – внушения уходят в область бессознательного, и взрослеющий человек затем расплачивается за неправильный стиль общения родителей невротизаций своей личности.

К родительским директивам относятся следующие сообщения: «Не живи» «Не будь ребенком» «Не взрослей» «Не чувствуй себя хорошо» «Не делай» «Не достигай успеха» «Не будь лидером» «Не будь близким» «Не будь самим собой» «Не принадлежи» «Не думай» «Не чувствуй». В исследованиях Ю.И. Россовой, Е.Н. Трухмановой рассматриваются неэффективные способы коммуникации родителей с детьми («родительские директивы», ошибки на пути к активному (эмпатическому) слушанию), показывается их негативное влияние на формирование Я-концепции ребенка [Россова, 2011; Россова, Трухманова, 2010].

Благоприятные условия для духовного роста ребенка и нормального психического развития может создать только семья, основанная на взаимном уважении интересов, ценностей, позиций, мнений детей и родителей, характеризующаяся равенством во взаимоотношениях, доверием, порядочностью, откровенностью, открытостью. Именно такая семья становится сферой абсолютной защищенности, абсолютного при­нятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и является надежной опорой, психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления душевных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях.

Тема: Семья как фактор возникновения детских неврозов .

Тема работы: Тема: Семья как фактор возникновения детских неврозов .
Предметная область: «Другие работы по: Психология
Краткое содержание: 1. Теоретические аспекты исследования влияния семьи на возникновение неврозов у детей

1.1 Понятие и проявление неврозов у детей
1.2 Влияние семьи на возникновение детских неврозов

Объём работы: 27 страниц Цена: 300 рублей Замечания:

И Контрольная «Тема: Семья как фактор возникновения детских неврозов .» будет доступна для скачивания

А. И. Захаров Происхождение детских неврозов и психотерапия

Название А. И. Захаров Происхождение детских неврозов и психотерапия
страница 23/38
Дата публикации 31.03.2013
Размер 7.29 Mb.
Тип Монография

uchebilka.ru > Психология > Монография

Глава 2. СЕМЬЯ КАК ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ФАКТОР НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

^ Обследование семьи детей с неврозами
При изучении семьи детей с неврозами применяется клинико-анамнестический метод, дополненный психологическим и социально-психологическим методами. Разделение их условно, так как вместе они составляют клинико-психологический метод изучения неврозов.

Вначале для беседы приглашается мать, а отец остается с ребенком в холле, где имеются игрушки и детские книжки. Само ожидание приема выступает в качестве естественного эксперимента, когда обнаруживается неумение родителей занять ребенка, наладить с ним взаимоотношения, эффективность и непоследовательность в обращении. В процессе непродолжительной беседы с матерью удается составить представление об основных проблемах, связанных со здоровьем ребенка и отношениями в семье. После ее ухода в кабинет приглашается отец, который также излагает свое мнение о беспокоящих его и других членов семьи вопросах. Беседа с отцом менее продолжительна, так как нет вопросов, касающихся раннего анамнеза.

Поочередное выслушивание жалоб обоих родителей, как и раздельное получение от них анамнестических сведений, имеет ряд преимуществ. Каждый из родителей вне зависимости от отношений в семье может высказать мнение о сложившейся ситуации и раскрыть некоторые из своих личных проблем. Таким образом, удается составить более полное представление об отношениях в семье и об индивидуальном понимании ее проблем. Возможность свободно поделиться некоторыми из наболевших вопросов в уверенности, что собеседник поймет и окажет помощь, имеет исключительное значение в плане создания у родителей психотерапевтически ориентированной мотивации, искренности и доверия в процессе последующих диагностических и психотерапевтических встреч.

^ Прародительская семья и ее влияние на родительскую семью
Со стороны ребенка семью можно представить как семь «я», т. е. в виде семи человек, из которых четверо образуют две прародительские семьи (бабушка и дедушка ребенка по линии матери и отца), двое — родительскую семью (мать и отец ребенка), седьмым является сам ребенок (рис. 2).

Читайте так же:  Что я получу от психотерапии

Рис. 2. Семья ребёнка.
Данные о прародительской семье мы узнаем из интервью с родителями. Их надежность обеспечивается психологическим контактом с врачом. Ввиду этого стандартизированное интервью проводится в конце исследования, когда родители уже имеют некоторый навык заполнения личностных опросников и бесед с врачом, доверяют ему и видят первые успехи от психотерапевтического контакта врача с ребенком.

В настоящем и последующем разделах представлена только часть полученных результатов, объем которых более значителен. Статистические данные приводятся только в некоторых, наиболее заслуживающих внимания случаях. Следует отметить, что далеко не все родители обращаются за психотерапевтической помощью даже при наличии тяжелого невротического состояния у ребенка. Вызвано это разными причинами, в том числе выраженной психопатологической отягощенностью самих родителей, злоупотреблением алкоголем, наличием патологической ревности, асоциальными установками или низкой культурой семьи. Кроме того, в поле зрения врача не попадает семья отца ребенка, если родители разведены. Поэтому полученные нами данные не претендуют на абсолютную полноту.

Многолетний опыт работы позволяет с уверенностью сказать, что алкоголизм, психопатия и психические заболевания не типичны для изучаемых семей. Чаще речь идет об отдельных невротических и характерологических проявлениях, а также о соматической патологии.

В прародительских семьях характерологические нарушения встречаются чаще, чем в родительских и тем более — у ребенка с неврозом. Это не означает, что в прародительских семьях нет неврозов, но они встречаются не так часто. В отличие от прародительских в родительских семьях чаще имеют место нарушения невротического круга, достигающие своего клинического апогея в заболевании ребенка.

Таким образом, на протяжении жизни трех поколений (прародители — родители — ребенок) происходит снижение выраженности характерологических изменений и накопление изменений невротического круга. Центром психопатологического перекреста будут родители, у которых сочетаются характерологические и невротические нарушения. Существование этого перекреста не позволяет сделать однозначного сравнения невроза ребенка с «психопатическим осколком» прародительской семьи, так как эта взаимосвязь носит более сложный и опосредованный характер. Главным патогенным фактором, проходящим «красной нитью» через все поколения, является психотравмирующий опыт межличностных отношений. Основным звеном передачи этого опыта для ребенка является родительская семья.

Иллюстрируем данные о прародительской семье статистическими выкладками. В поколении прародителей детей с неврозами неполная семья по линии матери (84 семьи) и отца ребенка (66 семей) встречается в 39%, несколько чаще (60%) при неврозе страха у детей. Смерть одного из членов прародительской семьи при этом заболевании отмечается достоверно чаще, чем при остальных неврозах (t=2,l; p 23 24 25 26 . 38

Предпосылки возникновения неврозов у детей и подростков

Все те дурные наклонности, которые родители стараются уничтожить в своих детях, гнездятся в них самих.

Формирование невроза происходит на фоне субъективного представления личностью действительности, приводящее к расстройству психических функций. Как негативная, так и позитивная характеристика событий формируется исключительно субъективным отношением личности к ней, при этом само событие носит абсолютно нейтральный характер.

Главную роль в развитии невроза играет психологический внутренний конфликт, состоящий из несовместимых, противоречивых отношений личности к проблеме, событию.

Длительное внутреннее патологическое напряжение, когда человек не может найти продуктивный выход из возникшего положения становится источником заболевания.

«К безвыходным положениям», являющимися наиболее частыми источниками невроза, относятся страх смерти, как самого больного, так и членов его семьи, а так же боязнь потерять контроль над ситуацией, «сойти с ума».

К биологическим предпосылкам развития невроза относятся наличие соматических заболеваний, общий низкий тонус организма, недостаточная вегетативная регуляция.

[1]

У детей с врожденными или приобретенными физическими недостатками часто наблюдаются патологические психические изменения в развитии личности. Невротические реакции могут также возникать на фоне задержки психического развития

Стойкое нарушение сна – верный спутник неврозов.

К возрастным особенностям возникновения неврозов у детей относятся

резкие изменения в жизни ребенка в период кризиса 3-х лет (переезд, детский сад, изменение состава семьи и др.), далее в 6-7 лет – поступление в школу, 10-11 лет начало подросткового периода, 14-16лет бурные гормональные изменения в теле подростка, 16-17 лет – поступление в высшие учебные заведения, ответственность за выбор жизненного пути.

Невротические реакции характеризуются повышенной возбудимостью ребенка, нарастанием внутренних конфликтов, нервозностью характера, повышенной требовательностью к себе, формированием самооценки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Говоря о, так называемом, врожденном неврозе, следует отметить возможные его причины: эмоциональный стресс у матери во время беременности, угроза выкидыша, трудные роды, нежелательный ребенок, хронические заболевания у матери женской половой сферы.

Сущность невроза заключается в несоответствии между возможностями личности и требованиями социальных установок (значимых для ребенка людей). Можно говорить так же о плохой социальной адаптации. Невроз носит внутренний, чаще неосознанный характер и сопровождается чувством вины, страха, беспокойства, связанными с травмирующим опытом и страхом изменения «Я».

Преобладающими факторами для развития неврозов являются неразрешимые семейно-бытовые конфликты между членами семьи. Основными конфликтами являются: соперничество за власть в семье, неправильные стили воспитания, завышенные требования к одному из супругов или ребенку, неосознанное родительство (нет четкого понимания родительской задачи), возрастные, семейные кризисы.

При анализе развития людей страдающих неврозом, часто присутствует такое нарушение воспитания как гиперопека, приводящее к неразвитой самостоятельности ребенка, инфантильности, неуверенности к себе. В таких семьях взрослый, чаще всего испытывает безосновательный панический страх за своего ребенка по малейшему поводу, складируя в детскую незрелую личность свои страхи и опасения, заражая ребенка напряженной тревогой.

Таких детей сразу можно выявить по плохой адаптации к детскому саду. Из-за расхождения между требованиями родителей соблюдать повышенную осторожность, которая проявляется в замкнутости, отстраненности, безынициативности и требованием социума, детского коллектива, где приветствуется проявление веселости, общительности, смелости. У ребенка появляется капризность, страхи, нежелание идти в детский сад.

Довольно четко прослеживается нарастание невротических реакций у членов семьи, начиная с предыдущих поколений. Нарушения невротического характера достигают своего апогея в заболевании ребенка.

Можно заметить, что на протяжении трех поколений (прародители — родители — ребенок)

Читайте так же:  Как определить истинное желание

внешнее проявление конфликта снижается, он уходит вовнутрь. Так, например, в следующем поколении женщина, не проявляет такой же силы авторитарность как ее мама, но у нее возрастает уровень невротизма.

Главным патогенным фактором, проходящим «красной нитью» через все поколения, является психотравмирующий опыт межличностных отношений.

Основная трагедия для личности ребенка разворачивается в родительской семье. Жена, не имея хорошей эмоциональной близости со своим отцом, подсознательно старается восполнить ее с мужем, но это абсолютно невозможно, формируя здоровую психологическую атмосферу семьи. Так же как и для мужа, который хочет видеть в жене заботливую, безусловно любящую свою мать. (Подробнее о материнском комплексе в статье « 8 сокровенных мужских травм»). Не получив желаемого, отец, пытается сблизиться с дочерью, мать с сыном, образуя, таким образом, эмоциональные браки со своими детьми. Эта патологическая эмоциональная привязанность делает невозможным полноценное развитие личности ребенка, что является почвой для развития делинквентного поведения, а так же неврозов.

Неврозом навязчивых состояний, неврозом страха чаще страдают дети, в прародительских семьях которых не было достаточно эмоционального тепла. Недостаток тепла и заботы приводит к ощущению одиночества и тревоги у ребенка (в данном контексте мамы, папы ребенка, болеющего неврозом). В дальнейшем, уже в своей семье, будучи родителем, такой недолюбленный ребенок старается компенсировать то, что не было у него, гиперопекой по отношению к своим детям, защищая себя, таким образом, от чувства одиночества и отчуждения. (Подробнее в статье «Условия формирования неврозов у детей и подростков»).

Из этого следует, что в гиперопеке нуждаются не столько дети, сколько сами родители, для которых она выполняет своеобразную психотерапевтическую роль.

[3]

Одним из подтверждений данного феномена является явное ухудшение эмоционального состояния матери, при явном улучшении психического состояния ребенка в процессе психотерапии. Уменьшение проявлений страха, тревоги у ребенка делают менее актуальную чрезмерную заботу о нем. При этом невротическая потребность матери в заботе о своем ребенке становится неудовлетворенной. Привычный путь избавления от внутренней необъективной тревоги блокирован. «Вылазит» наружу ощущение собственной ненужности, отсутствие смысла жизни. Это часто приводит к тому, что мать отказывается от дальнейшего лечения ребенка и уходит из терапии, находя множество поводов и объяснений для этого. Поэтому, я абсолютно согласна с коллегами, которые считают, что лечение невроза у ребенка должно быть комплексным с психотерапией всей семьи. И «тревожной» матери, в индивидуальном порядке. (Более подробно о том, как проходит лечение неврозов, я опишу в одноименной статье «Психотерапия неврозов у детей и подростков»).

Материал взят из А.И.Захаров.

«ПСИХОТЕРАПИЯ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Роль семьи в возникновении невротических расстройств у младших школьников


Читая «мамские» форумы, я очень часто сталкиваюсь с тем, что мамы, обращаясь туда за советами, как справиться с ребенком, с детскими истериками, с непослушанием, с детской депрессией и другими трудностями успокаивают друг друга подобными сообщениями: «Да у нас тоже самое было в этом возрасте – само прошло», «не переживайте, запаситесь успокоительными — это кризис» и т.д.

Есть здесь, конечно, доля истины, но не всегда все так радужно. Нельзя искать причину изменений в детском поведении, в психическом здоровье, рассматривая исключительно возрастные особенности ребенка, не учитывая влияния об­щественной среды и условий воспитания.

С давних пор ученые говорили о решающей роли социально-психологических факторов в возникновении эмоциональных нарушений у детей. С профессиональной точки зрения к проблемам семьи одним из первых обратился Зигмунд Фрейд. В своей работе «Введение в психоанализ» он говорил о наиважнейшем компоненте психического аппарата Сверх-Я или Суперэго, который является не только преемником родительской инстанции, но законным прямым их наследником. К шести годам, по словам Фрейда, ребенок обретает Суперэго, прежде всего благодаря взаимодействию с родителями, учителями (воспитателями) и другими «формирующими» его фигурами. Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем.

Далее в работе Фрейд упоминает о двух подсистемах Суперэго: о Совести и Эго-идеале. Совесть, как негативный аспект, приобретается посредством родительских наказаний и включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Эго-идеал – это позитивный аспект Суперэго. Он формируется как идеальное представление о себе самом, к которому человек стремится как сознательно, так и бессознательно. Эго-идеал основан на идентификациях, главным образом с родителями.

Также хочу упомянуть еще о двух факторах, на которых основывается логика теоретических построений Фрейда: о фрустрации и сверхзаботливости. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка, например такие, как сосание, кусание или жевание и т.д. пресекаются родителями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей самому управлять своими внутренними функциями, например такими, как осуществлять контроль над выделительными функциями и др. По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В результате, как полагал Фрейд, происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость.

[2]

Несмотря на то, что многие ученые часто критиковали теорию Фрейда,почти все их работы, касающиеся семейных взаимоотношений и воспитания детей, основываются на приведенных выше идеях.

Таким образом, Фрейд полагал, что предрасположенность к неврозу исходит из окружения. Это же подтверждают работы его последователей.

Карл Г. Юнг в работе «Конфликты детской души» видел источники детских неврозов в семейной ситуации. Он говорил, что «как организм ребенка в эмбриональном состоянии есть почти исключительно только часть материнского тела и всецело зависит от состояния этого тела, так и психика раннего детства есть в известном смысле только часть материнской психики, а позже, вследствие общности психологической атмосферы в семье, также и отцовской психики». Он утверждал, что первое психическое состояние есть состояние слитности с психологией родителей, и что собственная психология ребенка существует только в зачаточном виде. Поэтому нервные и психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраст, на его взгляд, основаны только на нарушениях психической сферы родителей. Родительские конфликты обязательно отражаются на психике ребенка и могут вызвать в ней патологические нарушения. Юнг К.Г. подчеркивал, что ребенок бессознательно отождествляет себя с родителями, чувствует, когда происходят конфликты между родителями и страдает от них.

Читайте так же:  Чем опасен внутренний ребенок

Работы известных психологов и психиатров показывают, что наряду с хронической психотравмирующей ситуацией и неблагоприятными социальными условиями, аномалии семейного воспитания оказывают большое влияние на невротические расстройства у детей. Захаров А.И. в своей работе «Психотерапия неврозов у детей и подростков» отмечает, что ведущий психогенный фактор невротизации связан с нарушенными семейными отношениями и неблагоприятным воздействием со стороны родителей.

Также у него в работе упоминается, что на основе статистического анализа, значение патогенных факторов в возникновении неврозов у детей распределились следующим образом:

  1. хроническая психотравмирующая семейная ситуация;
  2. дефекты воспитания;
  3. школьные конфликты;
  4. острая психическая травма;
  5. бытовое пьянство и алкоголизм родителей.

По мнению еще одного известного психоаналитика и психолога Карен Хорни, главным злом неизменно является отсутствие подлинной теплоты и привязанности. Если ребенок чувствует себя любимым, он способен вынести многое из того, что часто относится к травматическим факторам – внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве. Ребенок очень тонко чувствует, является ли любовь подлинной, его обмануть нельзя. Да, ребенок хочет, чтобы его любили.

В заключение хочется сказать, что разбираться в детской психологии можно бесконечно долго. Хвала тем, кто пытается найти ответ на вопрос: что же мне с ним/ ней делать. Как говорится, «Ищущие да обрящут». Но, пока вы находитесь в поиске подхода к своему ребенку, ищите, «где же у этого парня кнопка» и пытаетесь сделать его жизнь лучше, не забывайте о том, что самое важное – это не допустить психотравмирующую ситуацию в вашей семье и избежать дефектов воспитания, о которых подробнее в следующей статье.

Семья как фактор возникновения детских неврозов. (часть курсовой)

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ
2.1 Организация и методики исследования
Методики исследования
Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин

2.2 Описание результатов исследования

2.3 Обсуждение результатов исследования и выводы

К работе прилагаются результаты исследования.

2.1 Организация и методики исследования

Методики исследования
Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
Назначение теста: определение уровня тревожности ребенка.
Описание теста
Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное.
Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, дается инструкция (Приложение 1).

Тема работы: Семья как фактор возникновения детских неврозов. (часть курсовой)
Предметная область: «Другие работы по: Педагогическая психология
Краткое содержание:
Объём работы: 18 страниц
Цена: 400 рублей
Замечания:

И Курсовая «Семья как фактор возникновения детских неврозов. (часть курсовой)» будет доступна для скачивания

Основные предпосылки возникновения неврозов у детей

​Невроз — сложное, многокомпонентное заболевание, развивающееся на основе множества причин и предпосылок. Основные из них мы уже называли. Это инициирующая психологическая травма или длительно действующие стрессорные факторы, истощающие адаптационные возможности организма; особенности психологической защиты ребенка, его темперамент, его характер; а также — наличие индивидуально значимого внутреннего конфликта.

Часто среди дилетантов, а иногда и от не слишком квалифицированных психологов можно услышать упрощенное толкование механизмов развития невроза, практически ограничивающееся первым пунктом вышеприведенного списка, то есть психотравмирующей ситуацией. У ребенка невроз, потому что его отдали в ясли или потому, что он долго лежал в больнице и перенес тяжелую операцию и разлуку с родными. Или (и это встречается еще чаще) невроз ребенка объясняется тем, что в семье сложные отношения между родными, часто бывают скандалы, папа приходит домой пьяным и т. д.

Отдают в ясли множество детей, многие дети тяжело болеют и лежат в больницах, к сожалению, в огромном числе семей эмоциональная обстановка далека от стабильности и благополучия. Да и вообще, если взглянуть на обстоятельства трезво, то любой из пунктов приведенного выше списка встречается в жизни чуть ли не на каждом шагу. В чьей жизни не было психотравмирующих ситуаций (особенно подобных упомянутым)? Кто может поручиться за исключительную силу своих психологических защит и утверждать, что они нигде и никогда не дают сбоев? У какого человека нет никаких внутренних конфликтов между осознаваемой и неосознаваемой частью психики? Но невроз развивается далеко не у всех. Почему?

И кто же подвержен наибольшему риску? Возможно ли это определить заранее, так, как практические врачи определяют группы риска по развитию заболеваний сердца, желудка, развитию сахарного диабета? Ведь, предвидя и зная, куда «подстелить соломки», гораздо легче предотвратить нежелательное развитие любых событий (в нашем случае — развитие невроза). Отчасти подобное предвидение возможно.

Невроз, как и любое другое тяжелое заболевание, редко развивается на пустом месте. Так же как и всем другим серьезным расстройствам функционирования организма (инфаркт, онкологические заболевания, язва желудка), ему предшествуют расстройства менее серьезные, как бы предвестники. Такие предвестники известны врачам практически для всех распространенных заболеваний. Изменение кислотности и гастрит (предвестник язвы желудка), ишемическая болезнь сердца и другие нарушения его функции (предвестник инфаркта), состояние «предрака» (предвестник онкологических заболеваний) — все это серьезные поводы для тревоги и немедленного начала лечения. Если лечение правильно, своевременно и эффективно, то страшный «исход», как правило, удается предотвратить.

Читайте так же:  Зачем нужны психологи

Все это верно и для невроза. Выделяют так называемое предневрозное состояние и даже предневрозный характер. Что же это такое?

Предневрозный характер формируется из более или менее полного сочетания следующих черт:

  • ребенок мнителен, робок, неуверен в себе;
  • как следствие этого, не доверяет другим;
  • ребенок чрезмерно зависим от значимых лиц, перекладывает на них всю ответственность за свою жизнь и поступки;
  • он тревожен, предрасположен к перестраховкам;
  • повышенно внушаем;
  • ребенок малоактивен, опаслив, избегает игр со сверстниками или, наоборот, повышенно активен, но это активность тревожная, с элементами демонстрационности;
  • обидчив, постоянно ждет насмешки, нападения;
  • он склонен долго и тяжело «переживать» собственные неудачи и вообще все события своей жизни и жизни семьи. И радость, и горе легко выбивают его из равновесия.

С формирования такого характера и начинается путь ребенка к неврозу. Если среди приведенных черт преобладает педантичность, обостренный инстинкт самосохранения, боязливость, тревожность и мнительность, и при этом ребенок внимателен к мелочам, дотошен и рассудителен, то, скорее всего, у данного ребенка разовьется невроз навязчивых состояний.

Если ребенок легко сдается перед трудностями, мнителен, робок, с удовольствием играет роль «больного и слабого», то здесь наблюдается явная предрасположенность к заболеванию неврастенией.

Если же мы имеем дело с ребенком эгоистичным, с демонстративным, часто инфантильным поведением, если такой ребенок легко внушаем, капризен, вечно недоволен окружающими, постоянно требует повышенного внимания к своей особе, то такого ребенка, скорее всего, ожидает заболевание истерическим неврозом.

Понятно, что при наличии у ребенка предневрозного характера родителям целесообразно обратиться к специалисту (психологу или психоневрологу) с тем, чтобы вовремя откорректировать имеющиеся нарушения.

Как вы уже, несомненно, поняли, заболевают неврозом и дети, и взрослые. Но хотелось бы отметить, что неврозы, возникающие в детском возрасте, отличаются некоторым своеобразием. Это своеобразие заключается в том, что у детей достаточно часто наблюдаются так называемые моносимптомные неврозы, из самого названия которых явствует, что их клиническая картина проявляется всего одним, как правило, достаточно ярким симптомом. Иногда этот симптом выглядит весьма изолированным и непонятным, и только глубокий анализ анамнеза ребенка и семейной ситуации позволяет выявить все компоненты заболевания неврозом. К таким неврозам относятся невротическое заикание, тики, расстройства сна и аппетита, невротические энурез и энкопрез (недержание мочи и кала), патологические привычки, такие как сосание пальца, кусание ногтей и ногтевых валиков, онанизм, выдергивание бровей, ресниц и т. д.

Что делать, если у ребенка невроз

Невроз, как и многие другие заболевания, гораздо легче предотвратить, чем лечить. Но лечить его можно и нужно. Лечение невроза, как правило, длительное. Проводит его только специалист в тесном контакте с семьей ребенка. См. →

Невроз отличника – пример работы психолога

Если предположить, что у Василисы невроз, то должны быть налицо все его компоненты. Давайте смотреть.

Предневрозный характер — имеет место. Василиса гиперответственна, педантична, тревожна, несмотря на все свои способности и достижения не уверена в себе («Сто раз все перепроверит»). Очень зависима от мнения окружающих, боится совершить ошибку и повести себя «не так». Характер Василисы, судя по всему, результат взаимодействия воспитания и темперамента. По темпераменту Василиса, скорее всего, флегматик, склонна все делать неторопливо и как следует. А гиперответственность, высокую требовательность к себе в ней воспитали мама и бабушка. Делать много, на совесть, да еще и все делать правильно, все успевать — это тяжело. Поэтому Василиса допоздна сидит за уроками, почти не гуляет, не посещает никаких кружков. См. →

[3]

Семья как патогенетически обусловливающий фактор неврозов у детей и подростков.

Обследование семьи детей с неврозами.

При изучении семьи детей с неврозами применяется клинико-анамнестический метод, дополненный психологическим и социально-психологическим методами. Разделение их условно, так как вместе они составляют клинико-психологический метод изучения неврозов.

Вначале для беседы приглашается мать, а отец остается с ребенком в холле, где имеются игрушки и детские книжки. Само ожидание приема выступает в качестве естественного эксперимента, когда обнаруживается неумение родителей занять ребенка, наладить с ним взаимоотношения, эффективность и непоследовательность в обращении. В процессе непродолжительной беседы с матерью удается составить представление об основных проблемах, связанных со здоровьем ребенка и отношениями в семье. После ее ухода в кабинет приглашается отец, который также излагает свое мнение о беспокоящих его и других членов семьи вопросах. Беседа с отцом менее продолжительна, так как нет вопросов, касающихся раннего анамнеза.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поочередное выслушивание жалоб обоих родителей, как и раздельное получение от них анамнестических сведений, имеет ряд преимуществ. Каждый из родителей вне зависимости от отношений в семье может высказать мнение о сложившейся ситуации и раскрыть некоторые из своих личных проблем. Таким образом, удается составить более полное представление об отношениях в семье и об индивидуальном понимании ее проблем. Возможность свободно поделиться некоторыми из наболевших вопросов в уверенности, что собеседник поймет и окажет помощь, имеет исключительное значение в плане создания у родителей психотерапевтически ориентированной мотивации, искренности и доверия в процессе последующих диагностических и психотерапевтических встреч.

Источники


  1. Дитрих, фон Гильдебранд Метафизика любви / Дитрих фон Гильдебранд. — М.: Алетейя, Ступени, 2007. — 630 c.

  2. Руденко, А. М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

  3. Сергей, Александрович Муратов Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов / Сергей Александрович Муратов. — М.: Юрайт, 2016. — 773 c.
Детские неврозы и семья как фактор их возникновения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here