Два компонента уверенности в себе

Сегодня обсуждаем тему: два компонента уверенности в себе с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Два компонента уверенности в себе

Глава 2 Что такое уверенность?

Как я уже написала выше, часто под уверенностью понимают наглость или дерзость. Когда я составляла программу своего первого тренинга уверенности, я всерьез и глубоко задумалась над тем, что обычно мы воспринимаем явление уверенности как некое состояние, непонятно из чего складывающееся. И разобрала его по косточкам. Оказалось, что уверенность — это целый комплекс черт, навыков, умений и способов жить и общаться. Например, в резюме вы можете увидеть такую фразу: «уверенный пользователь ПК». Кто этот «уверенный пользователь»? В чем он, собственно, уверен? Это тот, кто умеет быстро стучать по клавишам; знает, где искать документы, как их создавать, редактировать, удалять и сохранять; может оказать первую помощь компьютеру в виде перезагрузки; отличает адрес веб-сайта от адреса электронной почты и так далее. То есть выучил последовательность шагов и расположение кнопок и иконок на своем компьютере.

Можно, например, быть уверенным изготовителем яичницы: умело и без сомнений ставить сковороду на огонь, легким движением фокусника наливать масло, одним ударом ножа разбивать яйцо и жестом опытного сеятеля посыпать блюдо солью. Тоже — выученная последовательность действий, привычка к их выполнению, доведенная до автоматизма.

Уверенность — это выученная последовательность действий, привычка к их выполнению, доведенная до автоматизма.

А мы с вами будем учиться быть Уверенным Жителем и Уверенным Коммуникатором. Итак, из чего же состоит уверенность?

Во-первых, это привычка замечать то, что видимо и слышимо в реальности, не приукрашивая факты своими фантазиями, ожиданиями катастрофы или необоснованными надеждами. А также умение использовать эту информацию.

Во-вторых, это умение быть недвусмысленным в своих посланиях другим. Например, если вы человек очень стеснительный и робкий, то в случае, если вам предлагают перекусить, когда вы голодны, вы можете истекать слюной, но говорить при этом: «Спасибо, я сыт». Если вы делаете так, то ваше послание двойное: ваше тело говорит одно, а ваша речь — другое. Вот он и внутренний конфликт: я хочу, но как это воспримут другие? Другие обычно теряются, не зная, чему верить: вашему голодному взгляду или вашим словам.

Кроме того, если вы не сообщаете ясно, чего вы хотите, что вам подходит, а что точно — нет, вы вводите ваших партнеров в заблуждение и часто можете вызывать недоверие. У нас, у гештальтистов, есть пословица: «Не мое собачье дело, что обо мне подумают другие. Я — не полиция мыслей». Мало того, вы и правда никогда не сможете узнать, что думают другие, если только не спросите у них об этом. Потому что на самом деле, открою большой секрет, ни у кого из нас нет в голове машинки, которая считывает мысли или чувства других людей. Мы гораздо менее могущественны, чем нам кажется.

В-третьих, это умение быть разным в разных ситуациях, а не придерживаться одного и того же набора черт и действий; умение отказываться от неудачных, непродуктивных, неэффективных решений и искать новые, пробуя другие способы и стратегии поведения.

[3]

В-четвертых, это умение ставить перед собой задачи, разбивать их на маленькие кусочки и последовательно решать их одну за другой.

В-пятых, это умение ценить достигнутое и опираться на опыт, извлекая из него ресурсы для движения вперед, и умение руководить направлением своей жизни.

В-шестых, это осознавание своей правоты, своих знаний, своих вкусов и потребностей, предпочтений, а также четкое понимание, что вам совершенно не подходит.

В-седьмых, это искусство диалога и конфронтации, умение критиковать и реагировать на критику, расширять свои границы, отстаивать свое мнение и потребности, при этом не оскорбляя и не унижая других.

В-восьмых, это умение различать вину и ответственность — свою и чужую, рамки ролей, прав и обязанностей, границы возможностей — своих и чужих.

[3]

В-девятых, это умение реагировать на манипуляции других, переходя к честному диалогу и сохраняя свои позиции в коммуникации.

В-десятых, понимание законов взаимодействия между людьми и умение ими пользоваться.

Уверенность опирается на смелость быть собой, знание своих целей и способов их достижения, знание своих сильных и слабых сторон, способность изменить неэффективные способы действия на эффективные.

Для того чтобы понять, как у вас обстоят дела с этими составляющими уверенности, сделаем следующее упражнение.

3. Возьмите лист бумаги и нарисуйте круг на весь лист. Разделите его на 12 частей, как пирог или циферблат часов.

Каждый отрезок, идущий от центра к окружности, является шкалой от нуля до ста. Нарисуйте в центре круга ноль, а снаружи -100. Подпишите каждый отрезок следующими названиями:

Восприятие, Конкретность, Рамки и границы, Прагматичность, Гибкость, Стабильность, Надежность, Опора на картину мира, Умение конфронтировать, Ответственность, Выносливость к реакции других, Мотивация к изменениям.

Прислушайтесь к себе и поставьте жирную точку на каждом отрезке, оценив себя: как вам кажется, где на этом отрезке от нуля до ста вы обнаруживаете себя в текущий момент вашей жизни? Вот описание критериев.

• Восприятие. Насколько объективно вы видите ситуацию, в которой вы находитесь, и способны распознать, что именно делает ваш партнер/противник, с которым связана эта ситуация? Например, ваш партнер говорит: «Что-то ты сегодня неважно выглядишь». Вы можете услышать в его словах: а) критику; б) ревность; в) зависть или что-то еще. Но вам также может показаться, что ваш партнер хочет вам помочь. Это зависит от того, насколько ваши отношения наполнены взаимоуважением.

• Конкретность. Насколько полно и недвусмысленно вы умеете дать другому понять, что вам нужно, с тем чтобы это получить? Здесь хорошей иллюстрацией может послужить пример, приведенный выше (о предложении перекусить).

Читайте так же:  Препятствия на пути к свадьбе и их последствия

• Рамки и границы. Насколько вы умеете поддерживать то, что вам подходит, и отвергать то, что вам не подходит, говорить «да» и «нет», «мне нужно», «я хочу» и «мне не подходит», «я не буду»?

• Прагматичность. Насколько вы способны планировать свои жизненные цели и последовательно их реализовывать?

• Гибкость. Насколько гибким вы можете быть в решении задач, отвергая неудачные решения и находя новые, более подходящие; выбирая новые способы поведения, когда старые не подошли?

• Стабильность. Насколько вы стабильны в своих решениях и действиях, чтобы не сворачивать на важном для вас пути? Насколько вы способны не бросаться в крайности? Например, если вы решили, что вам необходимо создать семью, но после первой же неудачной попытки вдруг решили: «А, черт с ним, буду карьеру делать», — трудно говорить о вашей стабильности.

• Надежность. Насколько вы надежны для других людей в действиях и договоренностях?

• Опора на картину мира. Какова ваша картина мира? Насколько вы можете опираться на ваши представления о мире, о людях, о закономерностях жизни? Есть ли у вас какая-то своя философия или парадигма жизни (например, религиозная или ка-кия-либо другая)?

• Умение конфронтировать. Умеете ли вы вести конфронтацию, не унижая другого? Умеете ли вы доносить информацию о своих чувствах? Пример неудачной конфронтации: «Ну, ты плохой и делаешь мне плохо!» Удачная конфронтация: «Я злюсь и раздражаюсь, когда ты делаешь то-то. Я хочу, чтобы ты этого не делал».

• Ответственность. Насколько вы сами чувствуете свою собственную ответственность за события вашей жизни и ваши конкретные действия? Например, если вы часто говорите: «Да, это потому что я Овен» или «Это потому что меня так воспитали», или «С таким начальником далеко не продвинешься», то вряд ли вы несете ответственность за свою жизнь сами.

• Терпимость к реакциям других. Насколько вы выносливы к эмоциям и требованиям других людей, к их реакциям на ваши действия и слова? Насколько легко вас уговорить, шантажировать, сбить с толку? Насколько легко вас заставить почувствовать себя виноватым за чувства других людей? Чем легче — тем ближе к центру будет ваша точка на диаграмме, соответствующей этому критерию уверенности.

• Мотивация к изменениям. Насколько вы хотите поменять свою жизнь и себя? Насколько вы готовы к тому, что ваша жизнь, ваше общение с другими изменятся?

Когда вы будете проставлять точки, ориентируйтесь на общую картину вашей жизни, а не на какие-то конкретные ситуации, на свое самоощущение, а не на то, что думают о вас другие.

Когда вы расставите все точки на отрезках, соедините их одной линией. Получится Антарктида вашей уверенности. Прислушайтесь к своим чувствам: что рождается у вас, когда вы смотрите на эту Антарктиду? Вы чувствуете больше грусть, отчаяние и упадок сил или, наоборот — подъем, энергию, радость, любопытство, интерес? Если вы ощущаете больше уныние и бессилие — похоже, что вы не верите в свои силы изменить свою жизнь, не чувствуете ответственность за нее и преувеличиваете величину препятствий.

Затем снова прислушайтесь к себе и, не торопясь и задумываясь, поставьте жирные крестики на тех же отрезках в том месте, где вы хотите оказаться. Некоторые на тренингах ставят крестики немного не доходя до границы окружности, некоторые на самой окружности, некоторые — там же, где стоит точка, а некоторые спрашивают: «А можно снаружи круга поставить крестик?»

Теперь следует обосновать ваши точки и ваши крестики.

Возьмите для анализа один из критериев, который при взгляде на диаграмму вызывает у вас наибольшее беспокойство, волнение, возбуждение. Опишите ясную картину вашей ситуации, в связи с которой вы поставили точку именно здесь, а не в другом месте. Скажем, вы поставили точку на 30 %. Как вы поняли, что именно 30? По каким признакам и событиям вашей жизни? Опишите эти признаки и события в вашем дневнике.

Теперь посмотрим на крестик. Допустим, он стоит у вас на 70 %. Опишите подробно, что это может быть за ситуация или ряд ситуаций и событий, по которым вы сможете определить, что у вас по этому критерию — 70 %. Как вы это поймете? По каким признакам? Как вы узнаете, что пришли к своей цели? При описании этой позиции мобилизуйте ваше воображение и фантазию. Часто бывает достаточно подробно увидеть, к чему вы хотите прийти, чтобы начать менять жизнь.

Гораздо труднее увидеть проблему, чем решить ее. Для первого нужно воображение, а для второго лишь умение.

Оценив ясно вашу сегодняшнюю ситуацию и определив место на диаграмме, в которое вы хотите прийти, ответьте письменно на два вопроса.

1. Что вам мешает двигаться от точки к крестику? Опишите все внешние обстоятельства и внутренние причины, которые мешают вам продвигаться в этом направлении.

2. Что вам помогает двигаться от точки к крестику? Опишите все внешние обстоятельства и внутренние причины, которые мешают вам продвигаться в этом направлении.

Разобрав один аспект уверенности, вы можете проделать это и с другими аспектами.

4. После этого составьте два списка. В одном из них выпишите все препятствия на пути развития уверенности, в другом — все, что вам помогает, ваши внутренние и внешние ресурсы. Какие чувства, мысли и впечатления посещают вас, когда вы читаете эти списки? Что кажется преодолимым, а глядя на что, вы чувствуете бессилие? Что нужно вам для того, чтобы вы могли двигаться дальше? Запишите все ответы на вопросы этого упражнения в ваш дневник самонаблюдений.

И диаграмму, и списки отложите и сохраните. Благодаря им мы с вами узнали, как у вас обстоят дела с уверенностью на сегодняшний день. И теперь эти материалы пригодятся вам для дальнейшей работы над собой. Периодически вы будете ими пользоваться.

Читайте так же:  Что ждать от работы с психологом

Уверенность — это в первую очередь знание себя и владение собой. Это знание стартовой точки и видение будущего результата.

Что такое уверенность в себе

Уверенность в себе есть первое условие великих предприятий.
Самуэль Джонсон

Синонимы слова “Уверенность” – убежденность, вера, твердость, авторитетность, доверие, убеждение, решительность, победаностность: антонимы – неуверенность, колебание, сомнение, тревожность.

В данной статье рассматривается: различные подходы к изучению уверенности в себе, понятие уверенности, составляющие её компоненты, свойства, а также личностные характеристики, уверенного в себе человека.

Интерес исследователей к проблеме уверенности в себе остаётся актуальным и на сегодняшний день в связи с тем, что уверенность как свойство личности, обеспечивает эффективность в выполняемой деятельности: в общении, успешности адаптации в социальной среде, и конечно же, способствует реализации способностей и самоактуализации человека.

Для более глубокого понимания феномена уверенности в себе, на мой взгляд, желательно ознакомиться с работами разных исследователей и психологических направлений.

Наиболее известными среди них являются труды Н.Ю. Будич (2004), Ж.М. Бизук (2003), Е.В. Кочневой (2005), А.М. Прихожан (2009), Б.И. Рзаева (1984), В.Г. Ромека (1997), М.А. Селиверстовой (2007), Е.А. Серебряковой (1955), Е.П. Щербакова (1981) и др.

В них можно выделить следующие компоненты, составляющие уверенность:

  • личностный;
  • когнитивный;
  • эмоциональный;
  • поведенческий.

Если говорить об уверенности, как личностном компоненте, то следует отметить, что Е.А. Серебрякова связывает уверенность с самооценкой и самоуважением; Л.Е. Прангишвили — с установкой и объективацией. М.И. Володарская понимала уверенность как интеллектуальное психическое состояние. М. Аргайл рассматривает уверенность как способность контролировать любую ситуацию и называет её чувством внутреннего контроля. К.А. Абульханова-Славская затрагивает проблему уверенности в соотношении с активностью, притязаниями и саморегуляцией, и наконец, личностный компонент уверенности включает личностную позицию человека, осознающего свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны, стремящегося к самодостаточности.

Когнитивный компонент отражает силу убеждённости человека в собственной эффективности и по мнению В.Г. Ромека, представляет собой «убеждение человека в том, что он способен успешно осуществить поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов в какой-нибудь деятельности». Подтверждением служит концепт «общей самоэффективности» Альберта Бандуры, заключающийся в предположении знания понятия уверенности, чем она может быть полезна в жизни, а также понимания преимуществ уверенного поведения. Иными словами, человек осознаёт свою уверенность, воспринимая себя уверенным человеком, концентрируя внимание на таких мысленных установках как: я смогу, у меня получится, я это сделаю и т.д. Это то, что мы думаем о себе .

Эмоциональный компонент характеризует «смелость» человека в социальных контактах, что по утверждению В.Г. Ромека, является противоположным социальным страхам и отражает позитивный эмоциональный фон личности, включая умение управлять своими реакциями, сдерживаться, проявлять спокойствие, стабильность и уравновешенность. Шаши эмоции и чувства.

Поведенческий компонент, объединяет вышеперечисленные составляющие, обеспечивает внешнюю реализацию поведенческого репертуара уверенности в себе. Примером может служить «инициатива» человека, проявляемая в межличностном взаимодействии. Отмечается, что поведенческий компонент подразумевает использование конкретных правил, складывающихся из отдельных навыков демонстрации уверенности. Это:

  • соответствующая осанка;
  • постановка головы;
  • движения;
  • походка;
  • жесты;
  • мимика;
  • взгляд;
  • манера говорить и др.

Сюда же относится применение отдельных техник, позволяющих позиционировать себя как уверенного человека.

С точки зрения В. Г. Ромека, уверенное поведение — это репертуар навыков, обеспечивающий самореализацию человека в соответствующей социальной среде. Он считает, что низкая степень уверенности является результатом множества негативных оценок со стороны родителей, близких людей и учителей.

Обобщённый портрет уверенного человека характеризуется откровенным и безбоязненным выражением своих чувств, достижением своих целей, оставаясь довольным самим собой, не унижая и не подавляя при этом другого, и не вызывая отрицательных эмоций по отношению к себе.

Уверенные люди:

  • говорят громко и ясно, не переходят на крик;
  • смотрят в глаза собеседнику;
  • выдерживают оптимальную дистанцию в общении;
  • умеют держать паузу в разговоре;
  • редко перебивают партнёров;
  • способны ясно и чётко выражать свои мысли;
  • открыто говорят о своих желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и чётким обоснованием;
  • часто используют местоимение «Я»;
  • не боятся выражения личного мнения;
  • высказывая претензии к окружающим, они редко используют упрёки и оскорбления.

К. А. Абульханова — Славская рассматривает уверенность в связи с притязаниями, саморегуляцией и активностью. С её точки зрения, уверенность — неуверенность является параметром саморегуляции. Чем выше уверенность человека, тем он более независим, автономен от внешних оценок своей деятельности.

Уверенность в себе, согласно Н. Ю. Будич, представляет собой структурное образование, ядром которого выступает устойчивое позитивное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, проявляющимся в общении и предполагающим его личную вовлечённость.

Е. А. Серебрякова, отождествляет уверенность в себе с самооценкой, которую можно измерить по трем основаниям: устойчивости (устойчивая, неустойчивая), адекватности (адекватная, неадекватная) и уровню (высокая, средняя, низкая). По её мнению, уверенность — это высокая стабильная самооценка, относящаяся одновременно к операционально-технической и ценностной сторонам собственного «Я».

С позиций многомерно — функционального подхода, разработанного А. И. Крупновым и М. А. Селиверстовой, уверенность рассматривается как системное свойство личности, содержащее в своей структуре восемь основных компонентов:

  1. Установочно-целевой.
  2. Мотивационный.
  3. Когнитивный.
  4. Продуктивный.
  5. Динамический.
  6. Эмоциональный.
  7. Регуляторный.
  8. Рефлексивно-оценочный.

К базовым свойствам А. И. Крупнов и М. А. Селиверстова относят следующие:

  • уверенность;
  • общительность;
  • ответственность;
  • настойчивость;
  • организованность;
  • любознательность;
  • инициативность;
  • трудолюбие и др.

Первым, кто серьёзно занялся изучением неуверенности в себе и нашёл пути коррекции, лечения или ослабления её невротизирующего влияния, был Андре Сальтер. Обобщая свой терапевтический опыт, Сальтер назвал шесть характеристик здоровой и уверенной в себе личности:

1. Эмоциональность речи: открытое, спонтанное и подлинное выражение всех испытываемых чувств.
Под открытостью Сальтер понимал умение давать точное название испытываемым чувствам с указанием конкретного человека, который эти чувства испытывает. Подлинность заключается в умении точно обозначать степень, глубину испытываемых чувств — без того, чтобы их преувеличивать или преуменьшать, а спонтанность возникает в силу того, что чувства выражаются в момент их возникновения, а не спустя, например, неделю — другую.

Читайте так же:  Желаемая стройность!

2. Экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи: ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением.
Сальтер у своих депрессивных клиентов часто видел застывшее выражение лица и настаивал на том, чтобы на лице была написана любовь, если говорят о любви, и злость — если разговор идёт о злости.

3. Умение противостоять и атаковать как прямое и честное выражение собственных мнений и желаний.
Часто встречающийся у застенчивых людей страх кого-либо задеть или обидеть, Сальтер предлагал заменить на веру в себя и предоставить другим людям право самим о себе позаботиться.

4. Использование местоимения «я» во всех его языковых формах как отражение того, что за человек стоит за словами, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.

[1]

5. Принятие похвалы, как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств.
Это качество, у Сальтера, означало умение с улыбкой сказать «спасибо» в ответ на комплимент. В современных программах это понимают несколько шире — как способность к самопохвале и смелость сказать другому, что в нём нравится, или что такого он сделал для нас, хорошего.

6. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот.
Ну, и наконец, спонтанность и импровизация также были целью «условно — рефлекторной терапии» Сальтера. Способность к импровизации он рассматривал в качестве главного критерия успеха терапии.

Представители бихевиорального направления представляют уверенного в себе человека как обладателя со следующими умениями:

  • умением выстраивать межличностные отношения;
  • умением попросить о чём-либо;
  • ответить отказом на чью-либо просьбу.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Что касается неувереннсти человека, то бихевиористы объясняют её недостатком социальных навыков и наличием социальных страхов.

Таким образом, бихевиористы пришли к заключению, что отсутствие или неразвитость той или иной способности (умения) приводит к снижению уверенности в себе. Поэтому, уменьшить или снять барьеры, мешающие человеку быть уверенным в себе, можно с помощью обучения его навыкам уверенного поведения, а также простым тренингом уверенности.

В соответствии с когнитивно-бихевиористским подходом, уверенность, либо неуверенность связаны со способом самовосприятия, с мысленными установками в отношении себя, самооценками, с помощью которых человек оценивает свои личностные качества, способности, поступки и т. д.; иначе говоря, что думает о себе, как оценивает себя, так и поступает.

Исследователи социально-когнитивного подхода, представителем которого является А. Бандура, объясняют уверенное или неуверенное поведение тем, что человек использует стереотипы поведения, преобладающие в его социальной среде. Если родители демонстрируют уверенное поведение, то ребёнок подражая им, будет вести себя тоже уверенно, а соответственно, у неуверенных родителей, дети перенимают неуверенный поведенческий репертуар.

А. Лазарус, описывая феномен уверенности в себе, выделил четыре фактора:

  • способность сказать «нет»;
  • способность призвать на помощь и обратиться с просьбой;
  • способность выражать негативные и позитивные эмоции;
  • умение инициировать общение (способность начинать, продолжать или заканчивать разговор).

Из выше изложенного материала, можно сделать следующие выводы.

Истоки формирования уверенности или неуверенности находятся в детстве, а именно, зависят от той социальной среды, в которой воспитывается ребёнок.

Уверенность в структуре личности находится не изолированно, а связана с разными личностными свойствами, а точнее всего, выступает, как совокупность этих свойств: личностный компонент, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Уверенный в себе человек имеет устойчивое позитивное отношение к собственным навыкам, умениям и способностям. Он более независим, автономен от внешних оценок своей деятельности.

Уверенность порождает успех, а успех порождает уверенность. Здесь существует положительная взаимосвязь. Постепенно, наращивая внутреннюю уверенность в себе, человек начинает проявлять и более высокую степень уверенности в своём поведении.

[2]

Стержень уверенности — это вера в себя, как доверие к себе!

Уважаемый читатель, мне важно ваше мнение о статье!

Большая просьба оставлять комментарии, они дают возможность с разных точек зрения посмотреть на данный вопрос.

Литература:

19. Мануэль Дж. Смит Тренинг уверенности в себе.

Уверенность в себе как фактор взаимодействия

Уверенность — это один из важных моментов для достижения необходимой цели в жизни.

В структуре уверенности в себе можно выделить три важнейших компонента: общую уверенность в себе, социальную смелость и инициативу в социальных контактах. уверенность личность взаимодействие успешность

Общая уверенность в себе представляет собой позитивную оценку собственных навыков и способностей и очень близка по смыслу концепту общей само-эффективности Альберта Бандуры.

Социальная смелость является противоположностью социальным страхам и выражается в позитивном эмоциональном фоне, сопровождающем любые, в том числе и новые, социальные контакты.

Инициатива в контактах заключается в готовности к такого рода контактам. Для оценки уровня уверенности в себе разработан психологический тест уверенности в себе, включающий в себя 30 вопросов и дающий оценку трем названным компонентам уверенности в себе.

Существуют следующие характеристики здоровой, уверенной в себе личности:

Уверенность в себе — это способность в любой момент, в любой ситуации управлять своим состоянием, восприятием, внутренним согласием, а также убеждённость в том, что эта способность присутствует в необходимом объёме.

Но также существуют следующие проблемы уверенности в себе.

Уверенный человек имеет огромный авторитет у окружающих. Спокойная уверенность способна создать вокруг Вас ауру притяжения, которую всегда бессознательно чувствуют люди. Уверенному в себе человеку легче общаться с людьми. Уверенные в себе люди неизменно добиваются успеха. Уверенный в себе человек легче управляет, руководит людьми. Уверенный в себе человек свободней держится во время публичных выступлений и презентаций.

Они энергичны. Они независимы от обстоятельств. Они предпочитают формировать их сами.

Проблема уверенности в общении лежит на пересечении тех сфер нашей активности, которые лежат между сферами внутренних и внешних коммуникаций, на связке общения с собой и общения с другими.

Проблема коммуникативной уверенности в значительной степени сводится к проблеме выражения чувств. Освоив уверенное их выражение, можно выработать стереотип уверенного и эффективного поведения в любой конфликтной ситуации, овладеть методом эффективного разрешения конфликтов к своей пользе.

Читайте так же:  Ожидания от отношений и разочарования

Каждый человек практически ежедневно сталкивается с конфликтными ситуациями, оказывается вовлечен в них. Вроде бы в результате такого частого повторения должно произойти достаточное научение. Но практика говорит о другом — к каждой новой конфликтной ситуации обычный человек оказывается совершенно не готов.

Уверенность в себе • Два основания для уверенности в себе. • Некоторые значимые вопросы. • Уверенность и «я». Два основания для уверенности в себе 3 страница

Читайте также:

  1. A) А.Тенсли. 1 страница
  2. A) А.Тенсли. 2 страница
  3. A) А.Тенсли. 3 страница
  4. A) А.Тенсли. 4 страница
  5. A) нарушению адгезии тромбоцитов 1 страница
  6. A) нарушению адгезии тромбоцитов 2 страница
  7. A. Thalictrum minus 1 страница
  8. A. Thalictrum minus 2 страница
  9. A. Thalictrum minus 3 страница
  10. A. Thalictrum minus 4 страница
  11. A. Thalictrum minus 5 страница
  12. A. Thalictrum minus 6 страница

Как быть уверенным в себе

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 187 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

64. Какие способы измерения и коррекции неуверенности в себе существуют?

Существует достаточно много способов измерения уверенности в себе. Практически весь инструментарий психоло­гии получил применение в исследовании уверенности: на­блюдение в естественной среде, стандартизованное наблю­дение, различного рода эксперименты, тесты, Зарубежными психологами разработано более 20 тестов для измерения тех или иных (но чаще всего поведенческих) аспектов уве­ренности,

В практических целях для быстрой оценки степени уверен­ности в себе можно использовать показатели фактора Н из 16-фактррного теста Р. Кэттелла, шкалу самоуверенности из методики исследования самоотношения СР. Пантелеева или шкалу общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ёрусалема (эта шкала также хорошо подходит для кросс-культурных ис­следований — существует 17 ее согласованных национальных форм), Далее можно обратиться к вопросам теста Ратуса, но только для знакомства; тест очень популярен в США, но не адаптирован для России 1 .

Для самодиагностики уровня уверенности в себе можно ис­пользовать тест уверенности в себе, дающий оценки по трем шкалам — общей уверенности в себе, инициативы и социаль­ной смелости. Получившим по всем этим шкалам 1—3 стандартных балла мы рекомендовали бы попробовать устранить неуверенность одним из описанных ниже способов.

Тест уверенности в себе

Обработка теста

«Сырые» значения по шкалам теста получают простым суммированием баллов по всем вопросам шкалы. Суммируются значения, получаемые по табл. 1.

Ответ на бланке

По прямым вопросам

По «обратным вопросам»

( отмечены буквой r в табл 2)

К каждой шкале относятся 10 следующих вопросов:

Уверенность в себе

Зг; 6г; 9г; 12г; 15г; 18г; 21; 24r; 27; 30

2; 5г; 8; 1 1; 14; 17; 20; 23; 26; 29

Инициатива в социальных контактах

1; 4; 7; 10; 13; 16; 19r; 22; 25; 28

Полученные суммы служат для сравнения с показателями других тестов или с нормами, приведенными в таблице. ‘На ос­новании норм можно Также пересчитать «сырые» значения в стандартные по табл, 3:

Стандартные значения (стэны)

Уверенность в себе

Инициатива в социальных контактах

Лучше всего, конечно, не создавать условий для возникнове­ния неуверенности, повышать уровень психологической гра­мотности родителей и воспитателей. Имеет смысл также соот­ветствующим образом оснащать дошкольные учреждения и школы, с раннего детства достойно вознаграждать сложные, полезные Для общества виды деятельности, инициативу и но­вовведения. Нужно поощрять или, по меньшей мере, позволять, разнообразие личных и личностных проявлений в той мере, в какой это не вредит личным проявлениям других, Все эти меры в большой степени могут обеспечить раннее предотвращение неуверенности, что полезно для общества и каждого конкрет­ного человека, Возможно, поэтому разработка и публикация программ тренинга уверенности в себе в самых разных вариантах — для детей, взрослых, родителей с детьми, супружеских пар, небольших организаций и т.д. — и подготовка соответству­ющих специалистов поддерживаются в финансовом и органи­зационном плане правительствами и профессиональными ор­ганизациями психологов и педагогов многих стран мира.

Опыт коррекции неуверенности б достаточной степени обобщен, его эффективность, медицинская и социальная бе­зопасность теоретически и практически многократно прове­рены Можно назвать несколько способов такого рода коррек­ции.

Хорошие результаты дает систематическая работа над со­бой, В последнее время появилось много литературы теорети­ческого и практического характера, где помещено описание способов, с помощью которых можно избавиться от присуще­го вам чрезмерного волнения, страха в определенных соци­альных ситуациях, Разобравшись с сутью своих затруднений, можно попробовать на себе и затем целенаправленно трениро­вать уверенные образцы поведения, Если этот путь почему-ли­бо невозможен или для вас неэффективен, примените другой способ— запишитесь в группу тренинга уверенности и вместе с «товарищами по несчастью» тренируйте необходимые навы­ки, одновременно привыкая к новым способам оценки собственных действий и спокойствию в стрессовых ситуациях. Обычно этот путь достаточно эффективен. Большую позитивную роль играет новый опыт социального взаимодействия и влияние группы, Знания об условиях формирования уверен­ности в себе вы можете применять в воспитании собственных детей, в профессиональной педагогической деятельности, в общении с другими людьми,

XI. Психологические особенности уверенной в себе личности

Каковы характерные черты уверенной в себе личности? Что такое уверенное и неуверенное поведение? Какие объяснения формирования уверенной или не­уверенной в себе личности существуют? Какие способы измерения и коррек­ции неуверенности в себе существуют?

61. Каковы характерные черты уверенной в себе личности?

В том или ином виде проблему уверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям можно обнаружить практически в любой психологической теории, так или иначе касающейся психологии личности. Совершенно очевидно, что люди раз­личаются по степени уверенности в себе. Понятие «уверен­ность» присутствует в большинстве языков мира, в некоторых даже встречается несколько слов для обозначения этого каче­ства личности. Однако как психологическое понятие «уверен­ность в себе» (английское assertiveness, немецкое Selbstsicher-heit) появилось в учебниках психологии сравнительно недав­но в связи с задачами психологической коррекции и психоте­рапии. Экспериментальному психологическому изучению уверенности в себе предшествовала практика «тренинга уве­ренности» в клиниках неврозов и в обычных больницах. Этот факт указывает на источник интереса психологов к пробле­мам уверенности. Практические психологи и психотерапевты в ходе своей работы обнаружили, что большинство невроти­ческих больных и большая часть обычных больных (особенно с сердечно-сосудистой патологией) в той или иной степени страдают от скованности, одиночества, от неуверенности в се­бе и своем будущем.

Читайте так же:  Зачем человеку нужна мечта

Психологи попытались обнаружить причины неуверен­ности в себе и найти пути коррекции, лечения или ослабле­ния ее невротизирующего влияния. Первым серьезно занялся этой проблемой Андре Сальтер, владелец и Главный врач до­вольно крупной и богатой клиники неврозов в США. Начав работу с неуверенными клиентами в 40-е гг., Сальтер обоб­щил свой опыт и попытался дать ему теоретическое обосно­вание в книге «Условно-рефлекторная терапия». Опираясь на теорию И.П. Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов тормо­жения над процессами возбуждения, приводящее к формиро­ванию «тормозной» личности, не способной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребно­стей, ограниченной в самореализации И испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нерв­ного баланса. На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности.

Эмоциональность речи, что соответствует открытому (уверенный человек называет чувства «своими именами» и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, какое именно чувство стоит за его словами; это тем более важ­но, что партнер поглощен своими собственными чувствами и будет реагировать на контекст беседы), спонтанному (уверенный в себе человек выражает чувства спонтанно, т.е. в тот мо­мент, когда они возникли) и подлинному (уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает; он не стремится скрыть или «смягчить» проявления своих как пози­тивных, так и негативных чувств) выражению в речи всех ис­пытываемых чувств.

Экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи, что означает ясное проявление чувств в невербальной плоско­сти и соответствие между словами и невербальным поведени­ем. (Психологи, занимающиеся изучением уверенности в себе, много внимания уделяют изучению особенностей невербаль­ного поведения уверенных в себе людей.)

Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямом и честном выражении собственного мнения, без ог­лядки на окружающих.

Умение не «прятаться» за неопределенными формули­ровками; чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение Я.

Неприятие самоуничижения и недооценки- своих сил и качеств, способность без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.

Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выраже­нию чувств и потребностей.

К началу 70-х гг. сформировалось представление об уве­ренности как о комплексной характеристике человека, включающей в себя эмоциональные (страх и тревожность), пове­денческие (дефицит навыков социального поведения) и когнитивные компоненты. Но общепринятого определения уве­ренности в себе на сегодняшний день не существует. Большин­ство зарубежных психологических словарей ограничивается описанием различных подходов к уверенности.

Одним из самых часто используемых определений уверен­ности в себе является определение, данное Рюдигером и Ритой Ульрих. Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимо­действии с социальным окружением и добиваться их осуще­ствления. Кроме того, к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по от­ношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (соци­альный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки),

В представлении В. Вендландта и Х.В. Хеферта неуверен­ность в себе проявляется на самых разных этапах процесса ре­гуляции поведения — при постановке цели поведения, при планировании действий, при выполнении действий, а также в результатах действий и в их оценке, Они обозначили неуве­ренность как состояние, которое возникает, если «нарушает­ся» привычный или запланированный ход деятельности или что-то происходит непривычным или незапланированным образом. Такого рода нарушения чаще всего вызываются неяс­ными формулировками целей поведения, неполноценными планами поведения, нереалистичными притязаниями, невер­ной оценкой результатов действий, неумением использовать позитивные последствия в качестве «подкреплений» и недо­статочной коррекцией планов поведения на основе результа­тов совершенных в прошлом действий,

Так, уверенность в себе есть свойство личности, ядром ко­торого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения зна­чимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Ос­новой для формирования такого рода оценок служит доста­точный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных це­лей 1 (Удовлетворения потребностей). Для формирования уве­ренности в себе важен не столько объективный жизненный успех, статус, деньги и т.д., сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки со сторо­ны значимых людей. Позитивные оценки наличия, «качества» и эффективности собственных навыков и способностей опре­деляют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек бе­рется за их выполнение. Однако позитивные оценки собствен­ного поведенческого репертуара предполагают наличие неко­торого поведенческого «фундамента» этих оценок.

1. Ромек ВГ. Понятие уверенности в себе в современной социальной психоло­гии // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1996. Вып. 1. С. 132— 138.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2.РудеСтаам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: тео­рия и практика. М., 1990. С. 291—307.

Источники


  1. Вагин Психология выживания в современной России / Вагин, Игорь. — М.: АСТ, 2016. — 352 c.

  2. Кругляк, Лев Счастье в повторном браке. В центре внимания дети / Лев Кругляк , Инна Брустинова. — М.: Диля, 2015. — 224 c.

  3. Вебер, Патрик Как решить проблемы в молодой семье, или Е-мое, кота опять стошнило!: моногр. / Патрик Вебер. — М.: Рипол Классик, 2016. — 192 c.
Два компонента уверенности в себе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here