Единственный критерий готовности к семейной жизни

Сегодня обсуждаем тему: единственный критерий готовности к семейной жизни с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Экспериментальное изучение готовности к семейной жизни у юношей

Экспериментальное исследование проходило на базе Муниципального Общеобразовательного Учреждения средней общеобразовательной школы № 2 г. Вяземского.

Учитывая сложность организации и проведения запланированных мероприятий, нами был определен механизм эксперимента, включивший в себя три этапа.

На первом этапе эксперимента (констатирующем), нами было проведено анкетирование респондентов, с целью выяснения сущности и критериев готовности к семейной жизни с позиции юношества.

На втором этапе (формирующем) осуществлялось формирование готовности к семейной жизни в аспекте репродуктивной функции.

На третьем (контрольном) этапе эксперимента проводилось исследование готовности к семейной жизни в аспекте репродуктивной функции.

Изучение уровня готовности к семейной жизни

С целью изучения уровня готовности к семейной жизни юношества нами было проведено анкетирование, по результатам которого был осуществлен качественный и количественный анализ полученных данных.

Анкетирование проводилось в индивидуальном порядке, инструкция предусматривала, что ответы на вопросы будут даваться искренне (Приложение 1)

В анкетировании приняло участие 25 респондентов. Соотношение представителей обоих полов представлено 7 девушками (28%) и 18 юношами (72 %). 15 — респондентов 1989 года рождения, 8 — 1990 года рождения, 2 — 1991 года рождения. Соотношение возрастных групп участников эксперимента можно представить рисунком 2.

Рисунок 2. Процентное соотношение возрастных групп

Все участники опроса указали, что в школе осуществлялось начальная психологическая работа и консультирование, однако она не включала в себя аспектов подготовки к семейной жизни и больше концентрирует свое внимание на профконсультировании, межличностных конфликтах, индивидуальных способностях.

Анализ первого вопроса, в котором респондентам предлагалось дать определение готовности к семейной жизни показал наличие разнообразных взглядов. Их обобщение приведено в таблице 2.1.

Подходы к определению готовности к семейной жизни

Осуществление разнообразных функций

Понимание социальных функций

Возрастной критерий готовности

Готовность к вступлению в брак

Из представленных в таблице данных видно, что позиции юношей и девушек на проблему готовности к семейной жизни различны. С нашей точки зрения это определяется следующими факторами:

1. Различным подходом к понятиям «семья», «готовность к семейной жизни».

2. Различными социальными установками (опора на опыт семейной жизни в родительской семье, социальные стереотипы).

Так, к примеру, показательным является взгляд юношей и девушек на такой компонент готовности как понимание необходимости реализации семьей социальных функций (критерий 1,3). Большая осознанность при этом проявляется у девушек, поскольку предстоящая семейная жизнь связывается у них не только с обретением иного социального статуса, но и вытекающих из этого обязательств. Мы отметили, что именно девушкам свойственна позиция, в соответствии с которой осуществление различных семейных функций (экономической, культурной, репродуктивной, психологической, сексуальной и др.) не возможно без их осознания. По мнению девушек именно это и характеризует высокий уровень готовности к семейной жизни.

Наиболее важными из них является деторождение, ответственность за воспитание подрастающего поколения, его социализацию.

Положительным при анализе мнения юношей можно назвать их отношение к собственному социальному статусу и материальному положению. Оба названных компонента в большей степени должны быть сформированы именно у юношей, поскольку в нашем обществе распространена социальная установка на доминирующую роль мужчин в материальном обеспечении семьи. Данная позиция свойственна всем юношам данной выборки, не зависимо от места проживания (городской или сельский микро социум).

Значение психологической готовности (компонент 2) отмечают как юноши, так и девушки. Однако, она имеете разные основания, по мнению юношей это больше связано принятием на себя ответственности за других («это новая обязанность», «новые проблемы», «забота о близких», «перед кем-то обязательства»). У девушек же психологическая готовность связана с принятием решения о выборе постоянного партнер, созданием с ним семьи, («найти свою вторую половину», «готовность любить человека до конца жизни»). Это, прежде всего, для девушек связывается с любовью, комплексом чувств обеспечивающих психологический комфорт в семейной жизни: взаимоуважение, доверие, умение уступать (компонент 4).

Для юношей чувственный компонент так же имеет значение, однако он отождествляется в большей степени с взаимными чувствами. Что касается возрастного критерия (компонент 5), он значим в основном для юношей. Мы ,связываем это, в первую очередь, с психологическими особенностями развития юношей, во-вторых, с более длительным социальным становлениям (получение профессии, прохождение службы в армии, обретение материальной независимости). 90% опрошенных юношей, при этом, особо подчеркивают значимость независимости от родителей, как психологической, так и материальной. Исходя из этого, юноши считают, что такой критерий, как готовность к вступлению в брак (компонент 8), то есть к официальной регистрации брачных отношений, формируется гораздо позже, чем готовность к гражданскому сожительству. Эту позицию разделяют 30 % девушек. Готовность к вступлению в брак — это высшая степень ответственности, по мнению юношей, но в отличие от них девушки выделяют и духовный компонент готовности к семейной жизни (компонент 9). Под ним они понимают необходимость отказа от привычного уклада жизни, от многих индивидуальных проявлений.

Исходя из рассмотренного понимания содержания понятий «готовность к семейной жизни» респондентам предлагалось проанализировать собственный опыт взаимодействия с родителями и указать, ведется ли работа по подготовке к предстоящей семейной жизни в их семье. Положительные ответы получены у 12 респондентов (48%), отрицательные у 8 (32%). Об эпизодичности подобной подготовки можно судить по ответам 4 респондентов (16%), 1 — затруднился ответить на данный вопрос (4%).

В целом, с нашей точки зрения, полученные данные не могут свидетельствовать о систематической и качественной подготовке к семейной жизни. Наглядно эти данные представлены в рисунке 3.

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что большая часть респондентов не включены в подобную работу. Исходя из предположения о том, что возраст испытуемых предполагает уже определенную информированность о семейной жизни, сформулирован вопрос 3, связанный с оценкой собственной готовности к семейной жизни по шкале от 0 до 5.

Анализ показал высокую самокритичность, как юношей, так и девушек. В 5 баллов свою готовность к семейной жизни оценил лишь 1 респондент (4%). На 4 балла собственную готовность оценили 4 респондента (15%), удовлетворительной ее сочли 13 человек (49%), на 2 балла «готовы» 3 человека (12%), 1 балл в качестве оценки своей готовности к семейной жизни себе поставили 2 человека (8%). Интересным является тот факт, что 3 респондентов оценили собственную готовность к семейной жизни в 0 баллов (12%). Графически это соотношение представлено на рисунке 4.

С нашей точки зрения среди участников анкетирования не должны были доминировать высокие баллы, поскольку: 1) как уже указывалось, под сомнение ставится эффективность работы в данном направлении в семье; 2) возраст участников анкетирования и незначительный социальный опыт не позволяет им оценивать себя как готовых к семейной жизни людей.

На наш взгляд значимой является тенденция более высокого оценивания собственной готовности к семейной жизни у девушек, о чем свидетельствует то, что 5 девушек (71%), из 7 участвующих в анкетировании оценили свою готовность на 5 и 4 баллов, то есть выше среднего. Объясняется это тем, что в воспитании девушек больший акцент ставится на хозяйственной деятельности, они привлекаются к решению экономических задач (распределение денежных средств, экономия и т.д.). Кроме того, девушки могут создавать семьи с более опытными и социально зрелыми партнерами, поэтому проблема собственного статуса для них не столь значима и не является определяющей в готовности к семейной жизни.

Читайте так же:  Энурез - кто виноват

Особый интерес для нас представляют данные об источнике получения необходимой информации, которая, по мнению респондентов должна способствовать их подготовке к семейной жизни (вопрос 4).

Полученные данные свидетельствуют о том, что школа, к сожалению, являются слабым информатором в этом плане. На эпизодичность получаемой в учебном заведении информации указали 17 человек (68%). Практически все из этой группы респондентов указали, что это происходит не часто, иногда случайно или спонтанно. В большинстве случаев этому уделяется внимание на классных часах, отчасти на факультативах. Оставшиеся 8 респондентов (32%) вообще не считают, что школа решает эту задачу.

Рисунок 3. Оценка подготовки к предстоящей семейной жизни в родительской семье

Рисунок 4. Оценка собственной готовности к семейной жизни

Таким образом, мы вынуждены констатировать, что подготовка к семейной жизни не только не достаточно эффективна в семьях, но и практически не ведется в школе. И если перед школой, как перед образовательным учреждением, обеспечивающим получение среднего образования, не стоит специальная задача по работе в исследуемом направлении, то семья, нарушает функцию выполнения этой важной задачи.

Изменение подобной ситуации, по мнению самих респондентов возможно будет, если в семье будут созданы социальные условия (вопрос 5). Среди важнейших из них они назвали психологический комфорт во внутрисемейных отношениях, дефицит которого обнаруживают в родительских семьях 12 человек. С психологической точки зрения мы хотим подчеркнуть важность этого уровня.

Улучшение материального положения семей отмечено 10 респондентами. Вероятнее всего этот факт подчеркнут из-за того, что у большинства семей нестабильное материальное положение, которое вынуждает родителей искать дополнительные заработки, что в свою очередь еще больше сокращает количество времени затраченное на общение с детьми. Негативной тенденцией, с нашей точки зрения, является то, что только у 4 респондентов (16%), в качестве значимых условий обозначено половое воспитание и сексуальная культура. Это свидетельствует не только о потребности в просвещении по данному направлению, но и восприятию семьи как транслятора образцов сексуального поведения и формирования половой культуры. Мы допускаем то обстоятельство, что велика вероятность не совсем правдивого ответа на этот вопрос. Возможно, гораздо большее количество, как юношей, так и девушек считают это условие наиболее важным, но либо не решаются признавать этот факт, либо предпочитают не вступать в обсуждение столь тонкой проблемы. При этом подавляющее большинство — 21 человек (84%), указывают на сложность обсуждения вопросов полового воспитания с родителями и в целом их общую занятость, считают необходимым внедрения спецкурса по подготовке к семейной жизни в программу школьного обучения (вопрос 6).

Наиболее интересным в этом спецкурсе (или факультативе) будет обсуждение вопросов представленных в таблице 2.2.

Темы для обсуждения на спецкурсе (факультативе)

Модель социально-психологической готовности к семейной жизни

Читайте также:

  1. Conjunctive model -конъюнктивная модель
  2. II. ХОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  3. Lexicographic model -лексикографическая модель
  4. Аксиология. Религиозные, эстетические и нравственные ценности и их роль в человеческой жизни. Смысл человеческого бытия.
  5. Актуальной также является проблема развития творчески активной личности, формирования креативного подхода учащихся к собственной жизни и деятельности.
  6. Американська модель
  7. Американська модель формування соціальної відповідальності
  8. База социально-психологической практики
  9. Базовая модель Web-процесса
  10. Базовая модель.
  11. Безделье—это часть движения в потоке жизни, тогда как медлительность блокирует этот поток. Впрочем, даже от нее порой бывает польза.
  12. Беременность. Ведение здорового образа жизни.

Традиционно понятие «готовность» рассматривается как активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович). Оно впервые появилось в экспериментальной психологии в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, Д.Н. Узнадзе, а затем было перенесено в сферу социально-психологических исследований, в том числе исследований семьи.

Понятие «готовность к семейной жизни» в обыденном сознании нередко сводится к желанию молодых людей создать семью, что не всегда соответствует реальности. В то же время, попытка концептуализировать данную проблему в психологических исследованиях продолжает оставаться, на наш взгляд, открытой задачей, решение которой, несомненно, имеет важное прикладное значение.

Л.Б. Шнейдер (2007) определяет готовность к семейной жизни как систему социально-психологических установок личности, определяющую эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества и семьи.

[1]

Е.И. Зритнева (2005) подчеркивает, что готовность к браку – не набор психических функций, а целостная система свойств личности, являющаяся результатом действия разносторонних факторов ее развития. Она выделяет в структуре готовности к семейной жизни два уровня:

· уровень системных качеств, характеризующих готовность к семейной жизни в целом, в ее существенных чертах;

· уровень функциональных свойств, характеризующих отдельные компоненты выполнения роли семьянина.

На наш взгляд, несмотря на широкое распространение взглядов о внутренней детерминированности готовности к семейной жизни, ряд эмпирических фактов свидетельствует также в пользу ее внешней детерминации и связи с параметрами ситуации и отношений (Л.Я. Гозман, 1987). В качестве таких параметров можно рассматривать особенности функционирования расширенной семьи, а также влияние более широкого социального контекста. Соответственно, целесообразно рассматривать феномен готовности к семейной жизни через призму системного подхода, что позволяет обеспечить множественность перспектив как при его описании, так и при разработке методов формирования. В связи с этим, для анализа проблемы готовности к семейной жизни адекватным является многоуровневый подход к социально-психологическому функционированию семьи (Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента, 2006).

Готовность к семейной жизни

рассматривается нами как многофакторный феномен, формирующийся под влиянием семейной и социальной среды (микро-, макро- и мегасистемный уровни), и проявляющийся на индивидуальном уровне в виде комплекса когнитивных, эмоциональных и поведенческих характеристик личности, определяющих способность к построению семейных отношений. Таким образом, можно говорить о факторах микро-, макро- и мегасистемного уровней функционирования семьи, которые обусловливают готовность к семейной жизни, а также о показателях готовности к семейной жизни, относящихся к индивидуальному уровню (табл. 2.2). Действительно, готовностью обладает отдельная личность, а семейная и социальная среда может способствовать либо препятствовать ее обретению.

Таблица 2.2. – Модель социально-психологической готовности к семейной жизни[3]

Данная модель не исчерпывает всего многообразия показателей и факторов, детерминирующих формирование готовности молодежи к семейной жизни. Изменения, произошедшие в обществе и институте семьи за последние 50-60 лет, привели к росту значимости индивидуальных показателей при выявлении готовности к вступлению в брак, в то время как еще недавно определяющим было влияние микро-, макро- и мегасистемных факторов. Однако ни один из компонентов такого комплексного образования, как готовность к семейной жизни, не обладает определяющим характером и самодостаточностью. Уровень готовности к семейной жизни определяется через взаимосвязь всех вышеописанных характеристик.

Дата добавления: 2015-05-29 ; Просмотров: 885 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Воспитание будущих супругов, подготовка студентов к семейной жизни ̶ важное условие формирования личности будущего гражданина. В данном контексте нами рассматривается превентивная, то есть предварительная удовлетворенность браком, отражающая ожидания молодых людей, связанные с будущей семейной жизнью. Ожидания как представления молодых людей о том, какой должна быть их будущая семья, их соответствие у будущих супругов являются важными условиями прочности брака. На формирование превентивной удовлетворенности браком оказывает влияние множество разноплановых социальных факторов. Мы выделили среди них в качестве определяющего фактора взаимоотношения в родительской семье. Выявление влияния взаимоотношений в родительской семье на превентивную удовлетворенность браком в системе отношений «родители — дети» составило цель проведенного нами исследования.

Мы исследовали превентивную удовлетворенность браком у студентов КубГТУ при помощи теста-опросника удовлетворенности браком

Таким образом, несмотря на то, что девушки при проведении исследования оказались превентивно немного более удовлетворенными будущими семейными отношениями, по ряду положений, определяющих успешность будущих отношений, они дали ответы, раскрывающие меньшую готовность к гибкости и толерантности в отношениях.

Читайте так же:  5 заблуждений на пути к женскому счастью

На следующем этапе исследования мы пытались установить связь между превентивной удовлетворенностью браком у студентов и их отношением к жизни в семье на примере родительской семьи. С этой целью мы использовали методику немецкого психолога Т. Шрайбера. Мы получили следующие данные: положительное отношение к жизни в семье выявлено у 83 % опрошенных девушек и 77 % юношей, что было напрямую связано с их оценкой взаимоотношений в родительской семье. Эти данные коррелируются с результатами предыдущего исследования и говорят о более высоком уровне положительного отношения к жизни в семье у девушек, что необходимо учитывать при организации и проведении воспитательных мероприятий, направленных на формирование готовности студентов к семейной жизни.

Исследование психологических ожиданий современных студентов в области семейных отношений необходимо продолжать, так как эта область психологии семейных отношений является малоисследованной и представляет как теоретический, так и практический интерес в системе психологических знаний о современной семье, связанных с формированием гражданской позиции современных студентов и воспитанием будущего семьянина.

Ключевое слово: «психологическая готовность к семейной жизни»

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций.

Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-61196
Научно-методическому журналу присвоен международный код ISSN 2304-120X

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons С указанием авторства 4.0 Всемирная.

Единственный критерий готовности к семейной жизни

Влюбленные люди наивно предполагают,
что раз они друг друга любят –
то значит они готовы к семейной жизни.

Но это далеко не так.

Я вам расскажу об одном очень простом критерии, который является главным. Главным в семейной жизни, благодаря которому у вас будем намного меньше проблем.

Он звучит очень просто, но вот в выполнении немного трудноват. Итак, главный критерий готовности к семейной жизни, это – умение признавать разность. Признавать и смиряться. Только смиряться не со знаком «минус», а со знаком «плюс».

Пока мы находимся в состоянии влюбленности, его еще называют конфетно-букетным периодом, то мы находимся как бы в розовых очках. Мы видим только лучшее, наша похожесть в чем-либо нам очень нравится, и мы думаем, что созданы друг для друга. При этом отличия и разность как бы стираются, потому что сейчас – это не главное! Главное, что хорошо вместе, а трудности… А трудности потом… Только вот это «потом» как гром среди ясного неба.

Наша разность становится очень отчетливой тогда, когда мы начинам жить совместно. Мы проводим больше времени вместе, нам надо решать проблемы, договариваться о чем-то, уступать или мириться. И тут наша разность выходит на первый план.

Разность – это наша непохожесть в чем-либо. Если я не храплю, а партнер храпит – то мы тут разные. Если я заправляю кровать после сна, а он нет – и тут мы разные. Он спокойно относится к тому, что кошка голодная весь день, а я трясусь над ней, как над маленьким ребенком – у нас разное отношение к кормлению кошки и вообще разное отношение к животным.

Я думаю, что вы понимаете, о чем я. С этим сталкиваются и будут сталкиваться ВСЕ.

Если мы говорим о готовности, то статья больше для тех, кто готовится к семейной жизни.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для этого еще до свадьбы надо немного потрудиться. А именно – выписать все, что вы можете заметить в партнере того, что вам не очень нравится или хоть как-то напрягает:

  • его поведение;
  • манеры, жесты;
  • невыполненные обещания;
  • как он конфликтует;
  • как относится к другим женщинам;
  • как относится к детям;
  • какие у него есть «дурацкие» привычки (или вредные привычки);
  • как он ходит, смеется, одевается;
  • как ухаживает за собой, опрятен ли;
  • как часто задерживается на работе;
  • как часто опаздывает на встречи;
  • и многое, многое другое.

Когда-нибудь настанет время, и розовые очки влюбленности спадут. Так не лучше ли раньше включить трезвость и посмотреть, что в партнере не нравится?

Как это сделать?

Выписать все, что вам не нравится хоть немного. Прям составить список. Понятное дело, если вы встречаетесь всего неделю или месяц, то многого вы просто еще не знаете. А вот после двух или трех месяцев писать уже самое то. Когда выпишите, посмотрите на это с позиции того, что вам с этим жить двадцать-сорок следующих лет вашей жизни. Я, к примеру, точно бы не смогла жить с мужчиной, который постоянно ругается матом или «костерит» своего начальника. Или с тем, кто постоянно жалуется на правительство, что все сво… Это можно потерпеть недельку, ну две, но 10 лет.

Молодые люди очень часто в себе уверены не по силам. И есть такое наивное ожидание, что: «вот я-то его точно изменю». И начинается борьба с отличиями там, где на самом деле нужна работа над собой. А там, где будет борьба – там обязательно будут конфликты и ссоры, это закон. Вы никогда, никого не сможете изменить. Если человек захочет – он сам будет это делать и без вашей подсказки!

Еще один маленький нюанс.
Помимо тех качеств, которые вы в партнере видите, после заключения брака и после начала совместной жизни добавятся еще примерно столько же. И если вы не разберетесь сейчас с тем, что есть, то потом на вас может навалиться слишком тяжелая ноша, которую вы не сможете «переварить». Поэтому о себе и своем спокойствии лучше позаботиться заранее.

Понимаю, что мало кто возьмет и честно все выпишет и поработает со своим списком. Но хочу предупредить: вы или подготовитесь к семейной жизни — или будете плыть по течению. Второе, конечно же, опаснее. Потому лучше честно посмотреть правде в глаза, заранее сняв розовые очки. И будет вам счастье!

Единственный критерий готовности к семейной жизни

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Редозубова Светлана Викторовна

студент 4 курса факультета психологии Куйбышевского филиала Новосибирского государственного университета, г. Куйбышев, Новосибирской области

Петровская Вера Геннадьевна

научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета, г. Куйбышев, Новосибирской области

В современном мире всё чаще мы наблюдаем, как меняется отношение к семье. На сегодняшний день заметно падает популярность законного брака. Популярным стало жить не в традиционном браке, а, например, в «гражданском». Сегодня в Европе лишь каждая четвертая семейная пара регистрирует свой брак. В России около трети всех пар ―или трех миллионов семей ―живут в гражданском браке, и таких браков становится все больше. Интерес к изучению темы семьи до сих пор не ослабевает, и мы постараемся определить готовность молодежи к браку и семейной жизни в целом.

[3]

В научной работе всегда важна терминологическая определенность, поэтому сначала рассмотрим сущность понятия «готовность».По мнению С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, готовность ― это «состояние, при котором всё сделано, всё готово для чего–нибудь» [1]. В психологическом словаре понятие готовность рассматривают как «…активно ― действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия» [2].

Теперь выясним, что такое «психологическая готовность к браку». Многие авторы пытаются определить сущность этого понятия, так, например, И.В. Гребенников включает в это понятие различные виды готовности, такие как физическая и социальная зрелость, этико–психологическая и сексуальная готовность. Под физической зрелостью понимается половая зрелость. Социальная зрелость наиболее убедительное свидетельство вступления молодых людей в пору взрослости. Этическая и психологическая готовность вступающих в брак включает в себя большое количество факторов, которые между собой взаимосвязаны. Молодых людей не считают подготовленными к браку, если у них нет четкого представления, что такое семья, зачем они вступают в брак, какие взаимоотношения они будут строить, какие обязанности на них налагаются и т. д. Важным показателем этой готовности является осознанность мотивов вступления в брак. Например, сексуальная подготовленность подразумевает наличие соответствующих знаний.

Читайте так же:  Когда взрослые люди регрессируют

Близкую точку зрения высказывают такие авторы, как В.А. Сысенко, Б.А. Душков, А.Н. Сизанов, Б.Ю Шапиро и другие.

Существуют и другие представления о готовности к браку, например, Н.В. Маляров под готовностью молодежи к браку понимает систему социально-психологических установок личности, определяющую эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку ―это целостная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. формирование определенного нравственного комплекса;

2. подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству;

3. способность к самоотверженности по отношению к партнеру;

4. наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, ―эмпатийный комплекс;

5. высокая эстетическая культура чувств и поведения личности;

6. умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения» [3].

Анализирую все выше сказанные определения, мы определяем психологическую готовность как личностное образование, основными системными компонентами которого являются ценностные ориентации, брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях.

Также в литературе можно выделить два подхода к определению готовности к браку и семейной жизни. Представители первого подхода [Борлакова Б.М., Галимова Н.М., Ковалева О.Ф., Питилин С.М., Зритнева Е.И. и др.] настаивают на определении готовности молодежи к семейной жизни до их вступления в брак. Представители второго подхода [Решетов П.А. и др.] ориентируются только по установлению конечного результата ― успешности брака, гармонии межличностных отношений в семье, правильному воспитанию детей, но при таком подходе сложность заключается в отсутствии возможности оценить результаты подготовки, т. к. они отодвинуты во времени.

На разных возрастных этапах готовность различная, но особую роль в плане формирования психологической готовности к брачным отношениям играет юношеский возраст. Границами которого в след за Л.С. Выготским мы считаем17―21 год.

Следует помнить, что человек биосоциальное существо, поведение которого предопределяют природные и внеприродные (культурные) «программы поведения». И чтобы успешно справиться со всеми семейными ролями, он должен достигнуть определенной стадии зрелости в каждом из этих состояний.

Например, начало физиологической зрелости (возможность рождения ребёнка) за последние годы не снижается и держится на уровне тринадцати―четырнадцати лет. Другим показателем является зрелость социальная. Если наши предки в этом возрасте уже были социально адаптированы, то в настоящее время картина изменилась. Социальной зрелости предшествует довольно таки длительный период детства, получение образoвания общего и профессионального, служба в армии молодого человека и т. д. Так что в настоящее время человек способен стать самостоятельным лет с 22, а может и с 25. Исходя из этого, и выстраивается брачно-семейное поведение современных людей.

Если же взять современных юношей и девушек в возрасте от 18 лет, то это совершенно не готовые к самостоятельной жизни молодые люди. В их жизнь только приходит период социальной зрелости, у них высокий пик потребности в общении. Очевидно, что возникновение семьи затруднит профессиональное становление молодых супругов, весьма ограничит круг и формы общения, потребует от личности переориентации на семейные потребности. А появление малыша дополнительно обостряет все семейные напряжения.

Но опять же, если взять тот факт, что физиологически наиболее благоприятным возрастом для рождения первого ребенка является 18―25 лет, а к 30 годам женщина стремится закончить репродуктивную функцию, то природные рамки благоприятного для женщины периода образования семьи и рождения ребенка не так уж и широки.

В настоящее время продолжительность жизни увеличилась, вместе с тем верхняя граница детства и, следовательно, социального взросления, отодвинулась. Существует даже точка зрения, что затянувшееся детство и возникающая в связи с ним инфантильность молодых людей ― необходимые условия приспособления современного человека к долгой жизни, по принципу «всё ещё успеется в своё время».

Если брать общество, то это так, но природа не стремится менять свои установки вслед за людьми. У природы всё также детство заканчивается физиологическим созреванием, подростковый возраст ― это период расцвета, созревания и тренировки чувств, а юность ― наилучшее время для вступления в брак и создания гармоничной семьи. Таким образом, юность характеризуется высоким показателем физической готовности к браку и семейной жизни.

В настоящее время многие исследователи [Зацепина В.И., Андреева Т.В., и др.] указывают на ряд особенностей, которые характеризуют установки и ожидания по поводу брака и партнера. Так, например, в подростковом возрасте происходит так называемое разделение и противопоставление понятий любви и брака. Происходит явное вытеснение любви в браке на фоне предшествующего всевластия. Тем самым молодые люди могут воспринимать семью как препятствие чувствам и лишь вследствие, путем проб и ошибок, прийти к постижению психологической ценности брака.

Следующее, что характеризует брачно-семейные представления молодых людей, это их явная потребительская нереалистичность. В.И. Зацепина, указывает, что средний желаемый супруг по своим положительным качествам превосходил «среднего» реального юношу из непосредственного окружения девушек ― студенток, аналогично юношам ― студентам идеальная спутница жизни представляется в виде девушки, которая была бы не только лучше реальных, но и превосходила бы их красоте, уму, веселью, честности и трудолюбию.

Также для молодых людей свойственно некое расхождение качеств желаемого спутника жизни предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга которого этот спутник, в общем-то, и должен выбираться. Качества, которые молодые люди считают идеальными для супруга, в реальной жизни не имеет никакого значения. Анализ предбрачных представлений девушек ― студенток показал большее, чем у юношей, рассогласование между качествами предпочитаемого партнера по общению и характеристиками будущего (желаемого) супруга. Следует отметить, что студенты (и студентки) сильно отличаются по степени соответствия образов друга и мужа.

В настоящее время наблюдается приоритет личных качеств партнера, а не социальных характеристик при выборе супруга. Т.В. Андреева установила, что значительная часть молодых девушек предъявляют огромный список всех теоритически возможных качеств личности ― от красоты, ума, сильной воли и прекрасных свойств характера до финансовой обеспеченности и независимости. При всём при этом требования девушек категоричны и весь смысл сводится к тому, чтобы партнер ставил её интересы в центр своей жизни. Неудовлетворение хотя бы частью этих ожиданий приходит к разрыву отношений, не смотря на наличие детей.

Вернемся ещё раз к компонентам психологической готовности и рассмотрим их подробнее. В современном обществе принято считать, что с окончанием физического развития человека у него наступает возраст, подходящий для брачных отношений. У молодых людей в юношеском возрасте заканчивается пубертатный период, и современные исследователи считают его очень важным и ответственным в жизни человека. Это означает способность молодых людей к рождению ребёнка без ущерба для его здоровья, да и собственного здоровья тоже. Половая зрелость, несомненно, является одной из самых важных основ супружеской жизни, но она совсем не означает, что молодые люди готовы к гармонической, сексуальной жизни в браке и также не является показателем психологической и социальной готовности к браку. Ещё не менее важными являются этическая и экономическая готовности к браку и семейной жизни, не обойтись и без овладения навыками воспитания детей и в том числе самовоспитания. Поэтому зачастую сложно определить в каком возрасте молодой человек социально и морально готов к брачным отношениям, а в каком ещё смотрит на жизнь и на брак глазами ребенка.

Далее рассмотрим социальную готовность к браку. Многие авторы к социальной готовности относят следующие показатели: получение образования, устройство на работу или получение высшего образования, жизнь отдельно от родителей и начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим очень тесно связана социально-экономическая готовность к браку, которая включает в себя самостоятельное зарабатывание денег, чтобы обеспечить членов семьи и себя в том числе. Но часто молодые люди не стремятся быть финансово–независимыми. Это является препятствием на пути к созданию семьи. Социальная готовность к браку предполагает осознание девушками и юношами ответственности за семью, за супруга, за детей. Таким образом, можно сказать о несформированности это компонента у юношей и девушек.

[2]

Ключевым моментом в гармонизации отношений молодых людей является этико–психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют между собой. Молодые люди должны быть подготовлены к браку, у них должен быть сформирован некий идеал семьи, они должны знать чего ждут они от брака и семейной жизни в целом. Также оба супруга должны пытаться создать благоприятные условия для жизни в семье каждого его члена. Зачастую мы с семьей связываем своё стремление быть счастливыми, и очень важным является с раннего возраста прививать детям правильное представление о личном счастье и семье. На отношения партнеров, на семейную жизнь оказывает преимущественное влияние мотивы вступления в брак. Осознaние этих мотивов является важным компонентом этико–психологической готовности к семейной жизни.

Читайте так же:  Я боюсь мужа!

Основным мотивом вступления в брачные отношения является чувство любви. Однако существуют и иные мотивы: по рассудку (мотивы: «чтобы не засидеться в девках», «пришло время жениться» и т. п.); по материальным соображениям. Мотивационная готовность предполагает самостоятельность (наличие бытовых навыков, материальную независимость от родителей, умение решать жизненно важные вопросы) и ответственность за свою семью, готовность к рождению и воспитанию малыша. Также можно говорить о неготовности современной молодежи к браку по показателям данного компонента.

Резюмирую выше сказанное, можно утверждать, что в юношеском возрасте обнаруживается диссонанс: на достаточно высоком уровне физический компонент, остальные достигли лишь среднего, а то и низкого уровня.

Единственный критерий готовности к семейной жизни

В статье рассматривается проблема готовности молодежи к семейной жизни. Представлен анализ степени изученности данной проблемы в психологической науке, обоснована ее актуальность на данный момент, рассмотрена структура готовности к семейной жизни, и в качестве основного выделен психологический компонент. Далее акцент делается на понимании сути данного компонента, основой которого является личностная зрелость молодых людей. В статье представлены результаты эмпирического исследования личностной зрелости молодежи в аспекте психосексуальных отношений, подведены итоги исследования, сделаны выводы.

Готовность к браку — это что: суть, структура, условия. Как проходит адаптация в браке

Готовность к браку во многом определяет его успех, функционирование семьи, преодоление нормативных кризисов и предотвращение ненормативных. Согласно современным исследованиям, вступая в брак, многие молодые люди оказываются не готовы к супружеству. Что же это за готовность, как она влияет на адаптацию в браке, и какова суть самой адаптации? Давайте разберемся.

Что такое готовность к семейной жизни

Согласно теории Э. Эриксона, готовность к семейной жизни возникает при осознании человеком его подготовленности к близким интимным межличностным отношениям, без страха потерять в них себя.

Что интересно, в последнее время значительно вырос период вступления в брак. Первые браки заключаются в 30 лет и даже позже.

Социологи, психологи и педагоги сходятся на том, что стабильность и благополучие семьи в первую очередь зависит от готовности супругов к семейной жизни.

Структура готовности к семенной жизни

Готовность к семейной жизни включает в себе три компонента: социально-нравственная, мотивационная, психологическая готовность.

Социально-нравственная готовность

В свою очередь включает три элемента: гражданскую зрелость (нравственное сознание, образование, профессия, возраст), экономическую самостоятельность и здоровье. Думаю, не ошибусь, если скажу, что лишь единицы молодоженов подходят под это описание.

  • Возраст влияет на удовлетворенность браком. Согласно статистике, 69 % женщин из неуспешных (неудовлетворительных) браков вступили в него до 21 года.
  • Нравственное сознание обуславливает понимание ценности семьи, ее социальную значимость, ответственность за свой выбор, уважение и чуткость в отношении и в общении с супругом, родителями.
  • Здоровье позволяет проще переносить стрессовые и кризисные ситуации, неудачи, трудности. Способствует налаживанию контактов с внешним миром, укреплению внутрисемейных отношений, духовному развитию супругов.
  • Что касается экономической самостоятельности, то все скажут цифры: 44 % молодоженов живут с родителями (в 37 % случаях отношение родителей к этому неоднозначное), другие – в общежитиях, коммунальных квартирах или своем жилье (редко, чаще съемном). 80 % молодых людей, заключивших брак, рассчитывают на помощь родителей. В 22 % мнение женщин и мужчин о проживании расходятся.

Интересные данные я нашла о том, какие ожидания испытывают мужчины и женщины при выборе партнера.

  • Женщины ищут сплав ума, эрудиции, чуткости, такта, внешней и внутренней культуры. На втором месте – отношение к жене как к другу, забота в семье и в отношении детей. На третьем месте – воля, трудолюбие, трезвость, всестороннее самосовершенствование, чувство юмора.
  • Мужчины ищут доброту, мягкость, самоотверженность, женственность и верность. Но не меньшее значение отводят уму, деловым качествам, трудолюбию и красоте.

В современном мире существует четкая дифференциация любовных отношений и семейных. Большинство опрошенных сами признают, что далеко не во всех любовных отношениях видят потенциальных супругов.

Мотивационная готовность

Подразумевает развитое и сформировавшееся, здоровое чувство любви как таковое. И конечно, в отношении партнера. Сюда же относится готовность к самостоятельности, рождению и воспитанию детей, ответственность за семью.

Согласно статистике, 70-75 % семей создаются по любви. 15-20 % – по рассудку. И 5-10 % – с целью материальной выгоды.

Психологическая готовность

Предполагает развитые навыки общения, единство или хотя бы схожесть взглядов партнеров на жизнь вообще и на семейную жизнь; умение создать благоприятный климат в отношениях. Развитые волевые и другие личностные качества, устойчивость характера, поведения и чувств.

Факторы формирования готовности

Взаимоотношения в молодой семье во многом зависят от того, в каких условиях выросли супруги. Это влияет на благополучие семьи либо ее проблемность и распад. Так, например, дети из разведенных семей тоже чаще разводятся в будущем.

Выбор партнера и причины вступления в брак

Существует два направления относительно того, как люди выбирают партнера: возможность удовлетворить потребности и сходство ценностей. Думаю, истина находится посредине, то есть важны оба элемента. Предлагаю познакомиться с основными теориями выбора партнера.

Мотивы вступления в брак

Мотивация заключения брака включает 4 мотива:

  • хозяйственно-бытовой;
  • нравственно-психологический;
  • семейно-родительский;
  • интимно-личностный.

Если у одного супруга преобладает один мотив, а у второго – другой, то конфликта не избежать. Если у других членов семьи – третий мотив, то ситуация еще больше усугубляется. Чтобы этого избежать, нужно самому понять собственную мотивацию, честно ее признать. После обсудить мотивы с супругом.

Адаптация к браку

В процессе адаптации супругам предстоит решить такие задачи:

  • первичное понимание и распределение ролей в супружестве;
  • составление семейной иерархии;
  • разграничение и уравновешивание личных и общих потребностей;
  • определение баланса совместного времени и личного;
  • установление внешних и внутренних границ;
  • решение жилищных проблем;
  • сексуальная адаптация.

На адаптацию в браке негативно влияет:

  • неадекватная мотивация (например, желание уйти от родителей);
  • расхождение истории и традиций семей молодых людей (состав, происхождение);
  • материальная, физическая или психологическая зависимость от родителей кого-то из супругов;
  • слишком близкое или далекое проживание от родителей;
  • период ухаживания меньше полугода или свыше 3 лет;
  • брак до 20 лет или после 30 лет;
  • беременность до брака или в первый год;
  • негативные отношения с родителями;
  • несчастливое детство самих супругов.
Читайте так же:  Почему зачем или для чего

Ролевая адаптация

Адаптация к семейным ролям представляет отдельный интерес. Чтобы не возникало конфликтов, важно соответствие представлений о ролях, а значит и поведении, характере взаимодействия каждого из супругов.

Первичная ролевая адаптация предполагает знакомство с представлениями о ролях у каждого супруга и сравнении двух позиций. База этого процесса – определение целей брака и мотивов.

Существует 3 сценария супружеских ролей. Не важно, какой из них выберут супруги, но важно, чтобы они выбрали один и тот же вариант.

  1. Традиционный союз. Жена ведет хозяйство, воспитывает детей, подчиняет свои интересы мужу, проявляет покорность и терпимость. Муж обеспечивает экономическую и физическую защиту и безопасность семьи, предан ей, благодарен жене за покорность, принимает ответственные решения, то есть ведет семью.
  2. Товарищеский союз. Жена обязана сохранять внешнюю привлекательность, морально поддерживать и сексуально удовлетворять мужа, поддерживать социальные контакты мужа, интересное и духовное общение с ним и гостями, не давать скучать. Муж восхищается женой и играет роль рыцаря, проявляет нежность, романтичность, обеспечивает материально (для поддержания внешности, организации досуга и встречи гостей).
  3. Партнерство. Супруги все делят на двоих. Каждый по мере возможного вносит экономический вклад, воспитательный, бытовой; обладает равными правами и обязанностями. Сложность таких отношений в том, что мужчине нужно принять равное положение с женщиной, всегда учитывать ее мнение (дается это не всем). А женщина должна быть готова отказаться от романтики и рыцарства со стороны мужа.

Межличностная адаптация

Межличностная адаптация включает в себя эмоции, их понимание и соответствующее поведение. Брак будет успешен при эмоциональной близости, взаимопонимании и развитых умениях организовывать совместную деятельность и взаимодействие (слушать, не перебивать, уважать).

Особую роль играет общение. Оно должно быть диалогичным и субъект-субъектным. То есть общение должно быть ориентировано на цели, мотивы и установки обоих участников. Иначе не будет понимания.

  • Важно говорить на одном языке и быть уверенным, что партнер правильно понимает смысл сказанных слов. Это необходимо для обоюдного влияния на личности друг друга. А, как известно, в процессе общения всегда происходят личностные изменения. И хорошо, если положительные.
  • Стоит избегать двойных фраз и скрытых смыслов. Это особенно любят женщины. Например, фразу «давай куда-нибудь сходим» можно трактовать по-разному: встретиться с друзьями, побыть вдвоем, показать себя в свете.
  • Еще один важный элемент общения и взаимодействия – видеть изменения (возрастные, социальные, психологические, личностные) партнера и реагировать на них.
  • Для эффективного общения и адаптации нужно уметь поставить себя на место партнера и осознать собственный образ в глазах другого человека. И здесь снова важно учитывать особенности воспитания, родительской семьи партнера.

Индивидуальные черты

Свою лепту в семейную адаптацию вносят индивидуальные адаптационные способности супругов. В парах с высокими способностями у обоих супругов выше соответствие притязаний и ожиданий от социальных ролей. Такие пары оказываются в числе сбалансированных, то есть разъединенных.

Эмоционально-психотерапевтическая ценность тем выше, чем больше человек способен к адаптации, имеет развитое самовосприятие и эмоциональный комфорт. Чем больше человек ощущает контроль над своей жизнью и несет ответственность за нее, тем больше он готов к родительству.

Официальный и неофициальный брак: есть ли разница

Одно из существенных семейных изменений – популярность неофициальных браков. Их пик сегодня приходится на 20-30 лет. К слову, это не гражданский брак, как принято называть его, а фактический. Гражданский брак – регистрация в муниципальном учреждении, без участия церкви, то есть официальный брак.

Отношение общественности к неофициальному союзу двойственное: с одной стороны, опрошенные признают, что это форма встречается часто, с другой – считают такой брак недолговечным, несерьезным, ненадежным.

На психологическом уровне официальный и неофициальный брак имеет большую разницу. Мужчинам проще вступать в такой брак. Притом женщины в 65 % в таких условиях считают себя замужними, а мужчин – свободными, холостыми.

В психологии существует мнение, что желание вступить в фактический брак вызвано неосознанными мотивами «брать», а не «отдавать», то есть незрелостью личности, неумением выстраивать длительные отношения.

На стабильность и прочность фактического брака влияют те же факторы, что и на официальный брак: определенность ролей, психологическая совместимость (единство взглядов, эмоций, убеждений, оценки жизненных ситуаций), адекватность отношений. На психологическую совместимость влияет характер, темперамент, способность к адаптации, принятию другого человека.

В официальном и неофициальном браке значительно отличаются ценности. Для женщин в неофициальном браке иерархия такая (в порядке убывания значимости):

  • эмоции и психотерапия в отношениях;
  • внешняя социальная активность (карьера);
  • родительство;
  • хозяйство и быт;
  • интим и секс.

Для женщин в официальном браке (в порядке убывания):

  • хозяйство и быт;
  • родительство;
  • эмоции и психотерапия;
  • социальная активность;
  • интим и секс.

[3]

Для мужчин в неофициальном браке важнее внешняя привлекательность женщины, для мужчин из официального брака – хозяйственность.

Рассогласованность ожиданий встречается в обоих типах брака. Но в неофициальном она касается только одной сферы: внешней привлекательности. В официальном браке рассогласованность встречается во всех сферах: эмоционально-психотерапевтической, хозяйственно-бытовой, интимно-сексуальной, в вопросах внешней привлекательности.

Неофициальные браки чаще имеют характер товарищеских или партнерских. При переводе неофициального брака в официальный наблюдается значительное изменение иерархии женских ценностей, мужская система почти не меняется. Вместе с этим женщины стремятся перевести брак в традиционный или партнерский.

Что касается сплоченности и гибкости фактического и гражданского брака, то неофициальные относятся к сбалансированным.

  • Сожители ухитряются найти баланс между личным пространством, временем, интересами и совместным, то есть эмоциональная близость умеренна. Роли и правила в неофициальных семьях распределены четко, но при необходимости легко меняются.
  • В официальном браке ситуация на момент адаптации прямо противоположная. Для женщин официальный брак чаще оказывается хаотичным, неясным в плане ролей и лидерства, эмоционально отчужденным. Выше и сексуальная неудовлетворенность в официальном браке.

Возможно, такая разница обусловлена тем, что неофициальный брак выпадает на первую стадию отношений, когда партнеры показывают себя с лучшей стороны, а друг друга видят в искаженной форме. Не исключено, что человек даже сам себя может убедить в единстве взглядов и ожиданий. А позже, когда начинается официальный брак и новая стадия, возникают разногласия. Ведь по статистике, неофициальные браки действительно менее крепки и продолжительны, хотя и более сбалансированы.

Что говорят сами приверженцы одного (официальный брак) и другого мнения (неофициальный брак)? Узнайте из видео.

Послесловие

Интересный факт: чем больше возраст семьи, тем ниже уровень адаптации ее членов и выше подверженность влиянию внешних стрессовых факторов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не существует общепринятого срока адаптации к браку. Но в среднем на это уходит 3 года. Притом в первые год-два формируются стереотипы взаимодействия, происходит согласование ценностей и мотивов, выработка единой поведенческой концепции. Третий год уходит на закрепление результата.

Источники


  1. Никитина, Юлия Сексуальность, либидо, здоровье. Упражнения для развития чувственности / Юлия Никитина. — М.: Книжкин дом, 2011. — 809 c.

  2. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2014. — 820 c.

  3. Бахадори Ах уж эти супруги! Секрет счастливого брака / Бахадори. — М.: Диля, 2014. — 568 c.
Единственный критерий готовности к семейной жизни
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here