Экзистенциальный взгляд на психосоматику

Сегодня обсуждаем тему: экзистенциальный взгляд на психосоматику с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

../../ Семинар Ирины Глуховой «Философский взгляд на бытие телесным и на феномен психосоматики»

Новый семинар из цикла «Философия и психотерапия». Философский взгляд на бытие телесным и на феномен психосоматики.

Человеческое тело и телесные недуги всегда считались сферой приложения медицинского естественнонаучного знания. Термин «психосоматика» тоже появился в медицине — им стали обозначать телесные расстройства, которые пытались объяснить при помощи психологических теорий.

Философы же о человеческой телесности задумывались мало, принимая таковую как само собой разумеющуюся основу человеческого бытия и мышления. Если в античности мы еще можем найти философов, размышлявших о телесном здоровье, то на протяжении последовавших за ней веков в центре внимания был всепобеждающий человеческий дух.

Экзистенциальная философия снова обращается к телесному бытию человека.

Хайдеггер и Ясперс, Сартр и Мерло-Понти, Бодрийяр и Фуко — чем их идеи могут помочь нам в нашей повседневной практике психотерапевтов и психологов-консультантов?

[2]

Семинар как всегда будет учебно-практическим. Изложение теоретического материала будет сочетаться с выполнением и обсуждением практических заданий, с использованием личного и профессионального опыта участников семинара.

Организационный взнос: до 15 октября — 40 евро; до 30 октября — 50 евро; в день семинара — 60 евро.

Экзистенциальная психология – что такое экзистенциальный подход в психологии?

Экзистенциальная психология изучает жизнь, бытие человека в его становлении и развитии, и происходит от слова existentia – существование. Человек приходит в этот мир и решает проблемы одиночества, любви, выбора, поиска смыслов и столкновения с реальностью неизбежности смерти.

Экзистенциальная психология – определение

Экзистенциальная традиционная психология – направление, выросшее из экзистенциальной философии, которое рассматривает человека как уникальное создание, и вся его жизнь неповторима и обладает большой ценностью. Экзистенциальное направление в психологии стало активно развиваться два столетия назад, и является востребованным в современном мире.

История экзистенциальной психологии

Основатель экзистенциальной психологии – сложно назвать одного конкретного человека, целая плеяда философов и психологов оказала влияние на развитие этого направления. Экзистенциальная традиционная психология берет свое развитие с феноменологии и идей российских писателей Л.Н. Толстого и Ф.И. Достоевского. В начале XX в. немецкий психолог и философ К. Ясперс пересматривая традиционные подходы психиатрии привнес в них идеи экзистенциализма.

Людвиг Бинсвангер, швейцарский врач, изучая труды Ясперса и Хайдеггера вносит экзистенциализм в психологию. Человек становится уже не простым управляемым вместилищем психологических механизмов и инстинктов, но цельной, уникальной сущностью. Далее происходит бурное развитие экзистенциальной психологии и ее ответвлений, в которые входит и знаменитая логотерапия В. Франкла.

Основные идеи экзистенциального подхода в психологии

Экзистенциально-гуманистическая психология опирается на ключевые аспекты:

  • сознание и самосознание;
  • свобода;
  • ответственность;
  • поиск смысла;
  • выбор;
  • осознание смерти.

Экзистенциальная психология, ее идеи и принципы взяты из экзистенциальной философии, являющейся «праматерью»:

  • свободная воля человека помогает ему находится в постоянном развитии;
  • познание своего внутреннего мира – ведущая потребность личности;
  • осознание своей смертности и принятие этого факта – мощный ресурс для раскрытия творческой составляющей личности;
  • экзистенциальная тревога становится тем пусковым механизмом для поиска собственного уникального смысла в кажущемся бессмысленном существовании.

Экзистенциальная психология – представители

Экзистенциальная психология В. Франкла – самый ярчайший пример не опускать руки, найти в себе желание жить дальше. Франкл вызвал к себе огромное доверие тем, что его все его психотерапевтические методы были опробованы на себе и тех людях, которые по роковому стечению обстоятельств находились в застенках фашистского концлагеря. Другие известные экзистенциальные психологи:

  • Ролло Мэй;
  • Ирвин Ялом;
  • Джеймс Бьюдженталь;
  • Альфред Ленгле;
  • Алис Хольцхей-Кунц;
  • Босс Медард;
  • Людвиг Бинсвангер.

Экзистенциальный подход в психологии

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии – направление, в котором личность человека является огромной ценностью в связи с ее уникальной внутренней картиной мира, ее неповторимостью. Экзистенциальная психология обучение простым техникам и упражнениям пациента в ситуациях обреченности и опустошенности от бытия помогает людям находить новые смыслы и выборы, выйти из позиции жертвы, когда ничего нельзя сделать для улучшения.

Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология является ответвлением гуманистической психологии, поэтому многие центральные понятия о личности человека имеют сходное описание. Гуманистическая и экзистенциальная психология основные положения:

  • открытость личности человека миру, переживание себя в этом мире и ощущение мира в себе – главная психологическая реальность;
  • природа человека такова, что он постоянно нуждается в самораскрытии и непрерывном развитии своих потенций;
  • человек обладает свободой, волей и возможностью выбора в рамках своих ценностей;
  • личность – это творческая, активная сущность;
  • жизнь отдельно взятого человека должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Личность в экзистенциальной психологии неповторима, уникальна и аутентична. Экзистенциальная психология не ставит рамки человеку, запирая его в настоящем, но дает ему расти, меняться. При описании личности экзистенциалисты пользуются категорией процессы, а не базируются как другие направления классической психологии на описании черт характера и состояния. Личность обладает свободой воли и выбора.

Методы экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология как наука должна опираться на конкретные методы, техники, эмпирические исследования, но здесь можно наткнуться на ряд противоречий. Самым основным методом является выстраивание таких отношений между клиентом и терапевтом, которые можно описать словами: аутентичность, преданность и присутствие. Аутентичность предполагает полное раскрытие психотерапевта перед пациентом для создания доверительных отношений.

Читайте так же:  Конфликты в семье или как прийти к диалогу

Методы работы экзистенциального психолога со страхом смерти:

  1. «Разрешение терпеть» – чтобы работать с осознанием смерти, терапевт сам должен проработать свои страхи в этой области и стремиться во время терапии поощрять пациента говорить о смерти как можно больше.
  2. Работа с защитными механизмами. Терапевт подводит пациента к изменениям его представлений о смерти мягко, но настойчиво, прорабатывая и идентифицируя неадекватные механизмы защиты.
  3. Работа со сновидениями. Кошмары часто содержат в себе неосознаваемые подавляемые страхи смерти.

Проблемы экзистенциальной психологии

Основные идеи и теории экзистенциальной психологии были сведены специалистами этого направления к общему ряду проблемных областей, с которыми сталкивается экзистенциальная психология. Ирвин Ялом выделил 4 ряда ключевых проблем или узлов:

  1. Проблемы жизни, смерти и времени – человек осознает что он смертен, что это неизбежная данность. Желание жить и страх умереть формируют конфликт.
  2. Проблемы общения, одиночества и любви – осознание одиночества в этом мире: человек одиноким приходит в этот мир и таким же одиноким его покидает, осознания себя одиноким в толпе.
  3. Проблемы ответственности, выбора и свободы – стремление человека к свободе и отсутствию шаблонов, сдерживающих, упорядоченных структур и одновременно страх перед их отсутствием порождает конфликт.
  4. Проблемы смысла и бессмысленности человеческого существования — проистекают из первых трех проблем. Человек постоянно находится в познании себя и окружающего мира, творит свои смыслы. Утрата смысла происходит от осознания своего одиночества, изолированности и неизбежности смерти.

Экзистенциальный кризис в психологии

Принципы экзистенциальной психологии исходят из наличия проблем возникающих у личности. Экзистенциальный кризис настигает любого человека с юности и до преклонных лет, каждый хоть раз задавался вопросом смысла жизни, своего существования, бытия. У кого-то это обычные размышления, у других кризис может протекать остро и мучительно, приводить к равнодушию и отсутствию дальнейшей мотивации к жизни: все смыслы исчерпаны, будущее предсказуемо и однообразно.

Экзистенциальный кризис может проникать во все сферы жизнедеятельности человека. Считается, что этот феномен присущ людям развитых стран, которые удовлетворили все свои базовые потребности и есть время анализа и размышлений о собственной жизни. Человек потерявший своих близких и мысливший категорией «Мы» сталкивается с вопросом: «Кто я без них?»

Книги по экзистенциальной психологии

Ролло Мэй «Экзистенциальная психология» – одно из уникальных изданий авторитетного экзистенциального терапевта, написанная простым языком будет полезна к прочтению как обычным читателям интересующимся психологией, так и опытным психологам. Что еще можно почитать в рамках этой тематики:

  1. «Экзистенциальная психология глубинного общения» С.Л. Братченко. В книге подробно рассмотрена история возникновения экзистенциально-гуманистического подхода в психологии, много внимания уделено консультированию.
  2. «Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии». В.Н. Дружинин. Проблемы жизни и смерти, как найти во всем этом смысл уставшему человеку и чем может помочь экзистенциальный психолог – все эти вопросы освещены в книге.
  3. «Экзистенциальная психотерапия» И. Ялом. Книги этого знаменитого психоаналитика можно перечитывать до бесконечности, автор талантлив не только в своей профессии помогающей людям, но и как писатель. Эта книга фундаментальный труд с набором действующих техник и приемов.
  4. «Психотехника экзистенциального выбора». М. Папуш. Научиться качественно и плодотворно жить, радоваться и трудиться это так же реально, как научиться чему-то, например, игре на пианино – сложно, но с практикой все приходит.
  5. «Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования». А. Лэнгле, Е. Уколова, В. Шумский. В книге представлен целостный взгляд на экзистенциальный анализ и его ценностный вклад в развитие экзистенциальной психологии.

Экзистенциальный анализ и логотерапия В. Франкла

Что такое экзистенциальный анализ и логотерапия

Определение

Экзистенциальный анализ может быть определен как феноменологически личностно-ориентированная психотерапия, которая ставит своей целью помочь человеку свободно и полно проживать свою жизнь, выйти на аутентичные установки и актуализировать собственную ответственность по отношению к собственной жизни и миру.

Сфера применения экзистенциального анализа: случаи нарушения восприятия и поведения, имеющие психосоциальные, психосоматические или психологические причины, такие душевные проблемы человека, как страхи, депрессии, зависимости, психосоматические заболевания, психозы.

Психотерапевтический процесс осуществляется с помощью феноменологического анализа эмоциональных переживаний, и сочетает работу с биографическим материалом и эмпатическую установку терапевта.

Логотерапия — это метод консультирования по проблемам смысла.

Краткое описание

Экзистенциальный анализ представляет собой психотерапевтический подход, соединяющий величайшее уважение к свободе человека принимать решения относительно его собственной жизни с эффективными терапевтическими приемами. Феноменологический подход позволяет исследовать весь диапазон переживаний клиента.

Современная антропология, разработанная Альфридом Лэнгле на основе представлений Виктора Франкла, сочетает теоретическую глубину с методологичностью и практичностью. Она исходит из представления о том, что человеком движут четыре фундаментальные мотивации, к которым относится возможность принять условия жизни, потребность проживать нечто ценное и строить отношения с другими людьми, быть аутентичным и привносить в мир что-то значимое и имеющее смысл. Эта концепция экзистенциальных мотиваций обеспечивает структуру для диагностики и устранения всех типов психических проблем.

Целью экзистенциально-аналитической психотерапии является освободить человека от фиксаций, искажений, односторонности и травматизаций, которые влияют на его переживания и поведение. В результате работы клиент становится свободен для осуществления целей, задач и достижения ценностей, которые воспринимает как аутентичные его жизни и ради которых он хочет жить.

Читайте так же:  Если женщина вам постоянно жалуется

Основные понятия экзистенциального анализа

Person глубинная духовная сущность человека, свободная и уникальная. Именно реализация ее потенциала придает жизни человека качество экзистенции. Антропологическими предпосылками для экзистенции Франкл считал самодистанцирование и самотрансценденцию: человек должен дистанцироваться от самого себя, что делает его более открытым, чтобы затем оказаться способным выйти за пределы себя и отдаться внешнему миру с его предложениями и задачами. Третьим основополагающим элементом экзистенции для Франкла выступал смысл, или призыв часа: человек даёт ответ на обращённые к нему запросы бытия, распознавая, что в данных обстоятельствах надлежит сделать.

Диалогическая открытость и диалогический обмен с внутренним и внешним миром являются теми средствами, благодаря которым достигается исполнение экзистенции. Персональной основой экзистенции является решимость, актуализация свободной воли, что находит выражение в жизни, сопровождающейся внутренним согласием. Без принятия решений и их воплощения, без свободы и ответственности исполнение экзистенции немыслимо. Ни один человек не может быть счастлив без своего на это согласия.

Экзистенцию характеризует то, что человек видит обращённый к нему запрос во всём, что он воспринимает и переживает, запрос, который призывает его занять персональную позицию. С этой точки зрения, всё становится для него задачей: он сам, окружающий мир, какая-то его проблема. Всё это бросает ему вызов и требует от него созидающего способа действий.

Чем глубже человек соотносится с данностями бытия и проникает в их суть,

  • тем больше он становится самим собой (аутентичным, уверенным в себе);
  • тем более исполненным становится его бытие;
  • тем более зрелым он становится как Person.

Основные разделы теории экзистенциального анализа

  • Антропология
  • Теория экзистенциальных мотиваций
  • Теория личности (Person)
  • Феноменология
  • Теория ценностей
  • Теория эмоций
  • Теория смысла

Антропология

Человек в своей целостности может быть описан в трех ракурсах: он одновременно тело, психика и дух

Эти три измерения в действительности неразделимы и находятся в сложной взаимосвязи. Каждое из них имеет собственные содержания и движущие силы, которые могут конфликтовать с устремлениями другого измерения.

Ноэтическое измерение содержит в себе такие духовные опоры как надежда, верность, правда и вера, которые позволяют стремиться к смыслу, добру и справедливости иногда даже вопреки физическому нездоровью и психическому неудовольствию.


Экзистенциальная теория мотивации

Экзистенциальный анализ как эмпирическое направление имеет дело только с опытно познаваемыми данностями экзистенции, ибо только они приводят к страданию (если речь идёт об отрицательном опыте), или к исполнению (если возникает внутреннее соответствие между содержанием опыта и глубинной сущностью личности).

Фундаментальные условия исполненной экзистенции постоянно и везде пронизывают наше бытие, все его сферы, в том числе и мотивационную. Человек постоянно занят тем, чтобы поддерживать эти фундаментальные условия в равновесии, по возможности хорошо их исполнять, им соответствовать и отвечать на них. Поэтому эти четыре фундаментальных условия экзистенции одновременно представляют собой и четыре экзистенциальные фундаментальные мотивации человека.

Помимо физических и психических мотиваций каждый человек движим и четырьмя экзистенциальными мотивациями, которые включают в себя и физические и психические мотивации (драйвы, копинговые реакции). Они включают в себя, кроме описанного Франклом стремления к смыслу, еще три составляющие, которые глубинно и постоянно делают человека активным:

  • мотивация к физическому выживанию и духовному преодолению бытия, т.е. к тому, чтобы мочь быть (Sein-Konnen);
  • мотивация к получению психической радости от жизни и переживанию ценностей, т.е. к тому, чтобы нравилось жить (Leben-Mogen);
  • мотивация к персональной аутентичности и к справедливости, т.е. к тому, чтобы иметь право быть таким, какой ты есть (So-sein-Durfen);
  • мотивация к экзистенциальному смыслу и созданию того, что имеет ценность, то есть к тому, чтобы долженствовать действовать (Handeln-Sollen).

Если Мочь, Нравится, Иметь право и Долженствовать присутствуют в жизни человека, то, значит, речь идёт об истинно персональном, экзистенциальном волеизъявлении.

Практика экзистенциального анализа

Видео (кликните для воспроизведения).

Экзистенциальный анализ исследует и помогает устранить препятствия на пути проживания экзистенции:

  • блокирующие развитие непроработанные травматические эпизоды прошлого
  • незнание и неспособность использовать свои собственные возможности и ресурсы
  • ощущение бессмысленности существования.

Для этих целей разработан широкий арсенал терапевтических методов как неспецифического и так проблемноориенированного характера. К ним относятся персональный экзистенциальный анализ, биографический экзистенциальный анализ, метод нахождений позиции, нахождения смысла, метод усиления воли, нахождения мужества, методики работы со страхами, депрессиями и другими психическими расстройствами. Экзистенциальный анализ использует классические методики, разработанные В. Франклом: парадоксальную интенцию и дерефлексию

Основные шаги Персонального Экзистенциального Анализа

В современном экзистенциальном анализе дешифровка чувств стала центральной составляющей психотерапевтической работы. Человеку надлежит их ощутить как радость, так и печаль, ненависть, мужество, надежду. Следует также понять, что отражают чувства, о чём они говорят, что они означают. Далее психотерапевтический процесс проходит через этап, на котором клиент или пациент занимает определенную позицию по отношению к самому себе или окружающему миру. При этом должно быть выявлено Собственное, которое выступает в форме оценочного суждения, обосновывающего персональную позицию. По мере того, как человек устанавливает связь со своим Собственным, он становится настоящим партнёром по диалогу. И, наконец, экзистенциально важно целенаправленно и соответственно ситуации привносить себя во внешний мир: на этом этапе терапии речь идёт о поступке как осуществлении экзистенции.

Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистическом подходе, основные экзистенциальные проблемы и их проявление при психических расстройствах.

Гуманистические психологи считают, что люди обладают врожденной тенденцией к дружбе, сотрудничеству и созиданию. Люди стремятся к самоактуализации — реализации этого потенциала добра и роста. Однако они могут этого добиться, только если наряду со своими достоинствами честно признают и примут свои недостатки и определят удовлетворительные личностные ценности, на которые следует ориентироваться в жизни.

Читайте так же:  Почему подросток такой разный

Самоактуализация — гуманистический процесс, в котором люди реализуют свой потенциал добра и роста.

Экзистенциально-ориентированные психологи соглашаются, что люди должны иметь точное представление о самих себе и жить содержательной «аутентичной» жизнью, с тем чтобы быть психологически хорошо адаптированными. Однако их теории не предполагают, что люди от природы склонны жить в позитивном ключе. И гуманистический и экзистенциальный взгляд на патологию восходят к 1940-м годам. В это время к. роджерс разработал клиент-центрированный метод терапии, принимающий клиента и обеспечивающий поддержку подход, который резко контрастировал с психодинамическими приемами того времени. Он также выдвинул теорию личности, которая не придавала большого значения иррациональным инстинктам и конфликтам.

Экзистенциальный взгляд на личность и патологию возник в тот же самый период. Многие из его принципов опираются на идеи европейских философов-экзистенциалистов xix века, которые считали, что люди постоянно определяют свое существование посредством своих действий, и таким образом придают ему смысл.

Факторы возникновения невротических расстройств по К.Роджерсу, принципы и методы экзист. психотерапии (Л.Бинсвангер, И.Ялом, Р.Мэй)

Принципы и методы экзист. психотерапии (л.бинсвангер, и.ялом, р.мэй)С этим подходом связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В. Райх), сенсорное осознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (Р. Ассаджиоли), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бугенталя, и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М.Е. Бурно), музыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.

1. Работа с осознанием смерти.изучение людей, побывавших в экстремальных ситуациях, переживших опыт клинической смерти, а также хронических больных неопровержимо свидетельствует, что углубление осознания смерти может вести к более высокой оценке жизни.

А) техника «разрешения терпеть» состоит в том, чтобы дать пациентам понять, что обсуждение проблем, связанных со смертью, высоко ценится в консультировании.

Б) техника работы со сновидениями заключается в том, что экзистенциальные психотерапевты побуждают пациентов рассказывать о своих сновидениях.

В) техника напоминания о недолговечности (бренности) существования.

Г) техника использования вспомогательных средств для углубления осознания смерти состоит в том, что пациента просят написать собственный некролог и т.п.

Д) техника уменьшения сензитивности к смерти.

2. Работа с ответственностью и свободой. При наличии у пациентов предельного беспокойства, связанного со свободой, психотерапевты сосредоточиваются на повышении осознания пациентами их ответственности за свою жизнь и на оказании пациентам помощи во взятии на себя этой ответственности.

А) техника определения видов защиты и способов уклонения от ответственности.

Б) техника столкновения с ограничениями реальности, направлена на изменение точки зрения пациента.

в) техника высвобождения способности хотеть.

Г) техника фасилитации принятия решений

Работа с изоляцией.

А) техника конфронтирования пациентов с изоляцией. Психотерапевт может помочь пациенту понять, что в конечном счете каждый человек рождается, проживает жизнь и умирает в одиночестве. б) техника идентификации механизмов защиты. В) использование отношений психотерапевт-пациент с целью выявления патологии. Г)исцеляющие отношения. Отношения психотерапевт-пациент могут способствовать самоутверждению пациентов, т. к. для них важно, что кто-то, принимает их.

Работа с бессмысленностью.

А) техника переопределения проблемы. Б) техника определения видов защиты от тревоги бессмысленности. В) техника содействия пациентам в их более активном участии в жизни.

Л. Бинсвангер

предложил психотерапевтическую концепцию экзистенциального анализа, изложив принципы феноменологического описания внутреннего мира пациента. Цель психотерапии методом дазайн-анализа состоит в том, чтобы содействовать индивиду в познании своих возможностей, что необходимо для решения задач, с которыми он столкнулся.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Экзистенциальный взгляд на психосоматику

ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Часть Первая
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Экзистенциальная парадигма, как уже было подчеркнуто, имеет очень древние и разнообразные исторические корни. Можно выделить как минимум три основные группы источников : литературные, философские и психологические ( Schneider, May , 1995).

[1]

Литературные истоки , возможно, самые многочисленные и самые древние. Кирк Шнайдер и Ролло Мэй приводят в качестве примера одного из первых документально зафиксированных проявлений экзистенциальных взглядов ассирийско-вавилонский текст «Гильгамеш» , написанный около пяти тысяч (!) лет назад ( там же , р. 11). Экзистенциальные мотивы – особенно такие, как стремление к свободе, осмысление своего места в мире, поиск смысла жизни и другие – можно найти в творениях всех эпох и народов. Очень остро звучат экзистенциальные вопросы в древнегреческих трагедиях, в «Божественной комедии» Данте, шекспировских «Гамлете» и «Макбете», «Фаусте» Гете и ряде других произведений. Великие писатели «золотого века» русской литературы – особенно Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов – также уделяли много внимания этим проблемам.

Философская традиция . Как философский взгляд на мир экзистенциальный подход насчитывает много веков и несколько десятков имен известных мыслителей из разных стран. Трудно дать исчерпывающий перечень, достаточно назвать Демокрита, Сократа, Аристотеля , философов итальянского Возрождения, Шеллинга, Канта , в определенном смысле Гегеля и многих других.

[3]

Своеобразно, но вполне отчетливо звучат экзистенциальные мотивы в восточной философской традиции (особенно индийской, китайской) – как древней, так и современной.

Но наиболее мощное влияние на становление ЭГП оказали философские поиски мыслителей XIX-XX веков. Джеральд Корэй (Corey , 1986а, р. 74) в качестве наиболее влиятельных фигур, заложивших философский фундамент экзистенциализма, называет Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881), Серена Кьеркегора (1813-1855), Фридриха Ницше (1844-1900), Мартина Хайдеггера (1889-1976) и в особенности – Жан-Поля Сартра (1905-1980) и Мартина Бубера (1878-1965).

Читайте так же:  Целительное одиночество пустыни

Например, Ирвин Ялом , один из современных лидеров ЭГП, считает, что на его собственные взгляды наибольшее влияние оказали попытки этих авторов осмыслить следующие идеи и проблемы (Yalom , 1980):

  • у Достоевского – творчество, бессмысленность и смерть;
  • у Кьеркегора – творческая тревога, отчаяние, страх и трепет, вина и ничто;
  • у Ницше – смерть, самоубийство и воля;
  • у Хайдеггера – аутентичное бытие, забота, смерть, вина, индивидуальная ответственность, одиночество;
  • у Сартра – бессмысленность, ответственность и выбор;
  • у Бубера – межличностные отношения, Я-Ты перспективы в терапии и самотрансценденция.
  • Влияние этих мыслителей на развитие ЭГП, разумеется, не ограничивается данным перечнем проблем и каждый представитель экзистенциального направления выбирает свои темы и ориентиры, проставляет свои акценты.

    Психологические корни ЭГП также многообразны. Экзистенциальные идеи (с различной степенью последовательности и полноты) оказались близки многим психологам – в том числе и тем, кто не причислял себя к явным сторонникам ЭГП. Поэтому влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления – очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Эриха Фромма, Фредерика Перлза, Карен Хорни , уже упоминавшегося С.Л.Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом «семействе» экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция.

    [3]

    Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) в психологии и психотерапии именовалось «экзистенциально-феноменологическим» или «экзистенциально-аналитическим» и представляло собой чисто европейский феномен.

    Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине XX века на стыке двух тенденций : с одной стороны – это неудовлетворенность многих психологов и психотерапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, «научный» анализ человека; с другой стороны – это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение – экзистенциальное, представленное такими именами, как Карл Ясперс (1883-1969), Людвиг Бинсвангер (1881-1966), Медард Босс (1903-1990), Виктор Франкл (1905-1997) и др.

    После второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в числе его наиболее ярких представителей оказались некоторые лидеры третьей, гуманистической «революции» в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма) – Ролло Мэй, Ирвин Ялом, Джеймс Бюджентал и др.

    Видимо, поэтому некоторые из них – в том числе и Дж.Бюджентал – предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм, безусловно, – не одно и то же, хотя имеют много общего. Название «экзистенциально-гуманистический» фиксирует не только их нетождественность , но и принципиальную общность , которая заключается прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому (подробнее об этом – см. ниже).

    Однако, признавая ведущую роль европейских, а затем американских экзистенциалистов, следует отметить еще две важные линии развития экзистенциальных идей, о которых говорилось выше – восточную и российскую.

    Восточная философско-психологическая традиция оказала большое влияние на многие психологические школы, не избежал этого влияния и ЭГП. Правда, у экзистенциальных психологов прямые ссылки на восточных авторов более редки, чем, скажем, у А.Маслоу, К.Роджерса или Ф.Перлза , и некоторые историки психологии считают, что именно представители ЭГП (в частности – Дж.Бюджентал ) оказались менее восприимчивы к восточной философии ( de Carvalho , 1996, p. 50). И все же, прямо или косвенно, «восточный след» можно найти и у Р.Мэя ( Schneider, May , 1995, p. 164) и у Бюджентала – особенно очевидна близость его концепции «Я-процесса» и основополагающих идей дзен-буддизма (см. Bugental , 1965 и др.).

    Российская линия развития экзистенциализма, к сожалению, не оказала прямого существенного воздействия на становление экзистенциальной парадигмы в мировой психологии и даже в отечественной культуре не стала пока влиятельной силой. Исключение составляет, конечно, Ф.М.Достоевский , которого хотя и нельзя назвать последовательным экзистенциалистом, но многие идеи которого – отстаивание «человеческого в человеке», ответственности личности за свои поступки, за поиск смысла своего существования и т.п. – и сегодня вызывают большой интерес у философов и психологов экзистенциальной ориентации.

    На рубеже XIX-XX веков экзистенциальные мотивы явно прослеживаются у многих российских философов – особенно у Н.А.Бердяева (1874-1948), Л.И.Шестова (1866-1938) и др. Особо следует отметить выдающихся отечественных мыслителей С.Л.Рубинштейна (1889-1960) и М.М.Бахтина (1895-1975).

    Сергей Леонидович Рубинштейн долгое время был среди главных идеологов и теоретиков советской психологии. Он – один из создателей теории деятельности, автор многих основополагающих принципов отечественной психологии. В то же время именно он развивал «личностный подход» , который нашел свое воплощение в фундаментальном философско-психологическом труде «Человек и мир» (Рубинштейн , 1976), имеющем ярко выраженную экзистенциальную направленность. В нем были подробно рассмотрены такие классические для экзистенциализма (но совсем не традиционные для тогдашней официальной советской науки) понятия как «бытие», «существование», «свобода», «я и другой человек», «любовь», «человек как субъект жизни» и т.п. И хотя формально в тексте содержится критика экзистенциализма (возможно – из идеологических соображений), его дух присутствует очень явно.

    Читайте так же:  О сексуальности

    Михаил Михайлович Бахтин , блестяще знавший европейскую философию (в том числе, конечно, и экзистенциальную) и многое из нее почерпнувший, создал свою, особую «философскую антропологию», которая в большой мере опирается также и на взгляды Достоевского. Особенно сильно экзистенциальное начало проявилось в концепции поступка Бахтина, в центре которой – идея «не-алиби-в-бытии» личности, ее онтологической ответственности (Бахтин , 1986).

    Еще более явно экзистенциальный пафос звучит во взглядах Бахтина на личность и общение, в его знаменитой концепции диалога (во многом перекликающейся с идеями М.Бубера). А его определение человека как личности – «конкретность (имя), целостность, ответственность и т.п., неисчерпаемость, незавершенность, открытость» ( Бахтин , 1979, с. 343) – может считаться классически экзистенциальным (подробнее об этом см. Братченко , 1991). Не случайно именно идеи Бахтина легли в основу одного из самых экзистенциально ориентированных подходов в современной отечественной практической психологии – диалогического подхода к консультированию Андрея Феликсовича Копьева (Копьев , 1996 и др .).

    Из наиболее ярких, оригинальных и перспективных направлений в современном развитии отечественной экзистенциальной психологической мысли следует прежде всего назвать «психологию переживания» Федора Ефимовича Василюка (Василюк , 1984) и «психологию смысла» Дмитрия Алексеевича Леонтьева (Леонтьев Д.А ., 1999).

    В последние годы и у многих других отечественных психологов экзистенциальные мотивы звучат все яснее, все настойчивее, ярким свидетельством чего является первая фундаментальная книга, достаточно полно представляющая передовой край «движения за» гуманистическую и экзистенциальную психологию в России (своеобразный аналог американского «Вызова гуманистической психологии» 1967 года) – «Психология с человеческим лицом» (1997).

    В целом на основании данного краткого исторического обзора можно с уверенностью утверждать, что экзистенциально-гуманистические взгляды относятся к числу наиболее древних, подробно осмысленных, выстраданных и последовательно отстаиваемых в истории человечества.

    Соответственно, можно считать, что наметившаяся в последнее время тенденция к гуманизации психологии и психотерапии не является движением по совершенно новому и неизведанному пути, а, наоборот, – соответствует фундаментальной кросскультурной гуманистической традиции (включающей, естественно, и экзистенциализм), которая имеет длительную историю и в русле которой накоплен богатейший опыт.

    В то же время очевидно, что на сегодня потенциал экзистенциального подхода далеко не исчерпан – особенно в области психологии и именно в психологии российской. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на понимание, осмысление и принятие этой традиции, использовать уже имеющийся опыт и достижения для создания нового, своего варианта (лучше – вариантов) психологии «с человеческим лицом».

    Есть надежда, что знакомство с ЭГП и конкретно с концепцией Джеймса Бюджентала будет способствовать дальнейшему развитию гуманистического и экзистенциального направления в отечественной психологии, реализации его огромных возможностей.

    ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

    Онтопсихологический подход к психосоматике: взгляд на женские проблемы

    Введение. Если раньше существовала тенденция искать линейную зависимость между причиной и заболеванием (как еще постулировал Кох в 1882 г.), то сегодня рассматривается многофакторность большинства заболеваний с характерными для них факторами риска, биопсихосоциальная модель. Гендерные различия, связанные как с биологическими (например, гормональными), так психологическими (социальные роли, особенности социализации) различиями, определяют специфику психосоматических заболеваний женщин (Каплан, Сэдок, 1998).

    Обсуждение проблемы. Согласно онтопсихологическому подходу в психосоматическом процессе выделяются три стадии: 1 стадия: перед «Я» возникает экзистенциальная проблема, полностью захватывающая субъекта, который по причине внешних обстоятельств или из-за собственной беспомощности не может решить ее и поэтому старается забыть. 2 стадия: субъект уже не только не помнит о той ситуации, но и вычеркивает из своей жизни любые моменты, способные напомнить ему о ней, иначе навязчивое присутствие проблемы в сознании постоянно поддерживало состояние стресса. Согласно законам самосохранения вытесненная из сознания проблема постепенно переводится на эмоциональный и биологический уровень, стремится формализоваться в бессознательном. 3 стадия: через определенный период времени психическая проблема достигает области соматики и проявляется вовне. Психическая проблема не исчезает, потому что сам субъект бессознательно поддерживает ее. Больной не виновен в моральном плане, а оказывается неспособен к точному пониманию себя и действию в своих интересах (Менегетти, 2007).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Для формирования болезни необходима специфическая причинность в бессознательной психической деятельности субъекта. Каждый симптом выполняет двойную функцию: а) поддерживает вытесненный, запрещенный импульс, и одновременно с этим; б) удовлетворяет на бессознательном уровне импульс или цель, не признанную субъектом. Индивид пытается выздороветь, но борьба с симптомом лишь поддерживает цензуру «Я» по отношению к запрещенному импульсу. Многие импульсы, конфликты, проблемы, чувства находят свое убежище в организме после «бегства» из психики.

    Источники


    1. Ивлева, В. В. Психология семейных отношений / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2012. — 352 c.

    2. Перель, Эстер Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт / Эстер Перель. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 240 c.

    3. Дрентельн, Е. С. Этюды о природе женщины и мужчины. Основания полового и женского вопросов в их взаимной связи / Е.С. Дрентельн. — М.: Либроком, 2011. — 304 c.
    Экзистенциальный взгляд на психосоматику
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here