Эмоциональная устойчивость личности и как её достичь

Сегодня обсуждаем тему: эмоциональная устойчивость личности и как её достичь с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Эмоциональная устойчивость

Одной из последних во времени тенденции в современной психологии эмоций является возрастание интереса к проблеме фрустрации и эмоциональной устойчивости подростков. Во многом этом интерес обусловлен процессами осознания важности изучения данной проблемы, которые происходят в современном обществе. Однако очень мало исследователей указывают на тендерные различия в эмоциональном реагировании.

Обращаясь к истории развития общества, заметим, что эмоции с давних времён привлекали к себе внимание. Древнегреческий философ Аристотель говорил, что там, где налицо ощущения, появляются эмоции.

Задачей современного общества является выявление наиболее важных аспектов развития личности. Каждый человек реагирует на событие по своему. Одни переживают его с лёгкостью, другие — фрустрируются и не могут найти выход из сложившейся ситуации. И важную роль в этом отводится проблеме эмоциональной устойчивости личности.

На наш взгляд, именно знания специфики личности и способов её реагирования на фрустрирующую ситуацию, а также дальнейшее применение этой информации на практике, помогут в решении острых проблем вставших перед обществом. Это пьянство, наркомания, суицид, являющиеся зачастую результатом негативного замещения или невозможностью удовлетворения потребности в самореализации, а также неумением адекватно реагировать на создавшуюся проблему.

Из всего этого можно сделать вывод: общество должно обеспечить максимально эффективные условия для развития личности. И одну из главных ролей в этом играет эмоциональная сфера личности, глубокое изучение которой способствует помощи подростку адекватно оценивать свои возможности. Благодаря

Несмотря на большой интерес таких ученых как Б.Г. Ананьев, А.Н Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонова, данная проблема остается малоизученной.

Теоретический и методологический инструментарий в изучении эмоциональной саморегуляции подростков. Изучение эмоциональной устойчивости и её роли в деятельности человека проводилось исследованиями для решения конкретных задач ( Т. С. Кириленко, Э.Н. Куряева, Н.И. Наенко, О.А. Черникова, Ф.В. Василюк, С.Л. Рубинштейн, Я.Л. Коломинский и др).

Характеризуя эмоциональную особенность как способность и сдерживать астенические эмоции, К.К. Платонов подразделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую, эмоционально-моторную, эмоционально-сенсорную. Существенно, что понятие «эмоциональная устойчивость» в данном контексте включает диаду дополнительных моментов. Во-первых, имеется в виду свойство личности, проявляющееся в степени нарушения сенсорных действий; во-вторых, свойство психической регуляции, проявляющееся в степени нарушения психомоторики под влиянием эмоций. Второй подход основывается на том, что для психических процессов характерна интеграция, результатом которой являются сложные психические образования.

П.Б. Зибельман утверждал, что эмоциональная устойчивость определяется как особенностями нервной системы и уровнем физического развития, так и особенностями сознания личности, её интеллектом, мотивационно — волевой сферой и сферой высших чувств. Б.Х. Варданян обосновано полагает, что эмоциональную устойчивость можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоничное отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенной ситуации.

С данной позиции, эмоциональная устойчивость является продуктом взаимодействия эмоциональной реактивности и эмоциональной адаптации, которые в свою очередь зависят от возбудимости нервной системы.

Нельзя не согласиться с Я. Рейковским, что эмоциональная устойчивость – это явление, определяемое многими разнородными факторами. Мы придерживаемся той точки зрения, что эмоциональная устойчивость выражается в способности личности обеспечить возможность сохранения определнной направленности своих действий в эмоциогенной ситуации при помощи саморегуляции и самоконтроля и тем самым содействовать устойчивости.

М. Тышкова выделяет близкое понятие эмоциональной устойчивости, используя термин «психологическая устойчивость» и понимает под ним целостную характеристику личности, обеспечивающую её устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию.

Можно определить, что наиболее полная характеристика эмоциональной устойчивости содержится в тех определениях, которые раскрывают сущность и ее сожержание через регуляторные структуры личности, свойства нервной системы и поиск особого механизма в виде саморегуляции и самоконтроля.

1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. -М.: Казанск.ун-т, 1987. -261с.

2. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский . — М.: Изд. ЭКСМО-ПРЕСС. 2000. — с.155-160

3. Абульханова — Славская К А. Деятельность и психология личности // Проблемы психологии личности. М.: АН СССР, Ин-т Психологии, 1980. -С.92-98.

4. Агафонов Т.И. О волевых проявлениях личности в затрудненных условиях // Вопросы психологии. 1956. — № 5. — С.28-37.

5. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. — М., 1984. — С.172-177.

Resource not found

org.apache.cocoon.ResourceNotFoundException: Unable to locate bitstream
— context:/file:///dspace/webapps/xmlui/sitemap.xmap — 287:70

Cocoon stacktrace [hide]

Unable to locate bitstream

context:/file:///dspace/webapps/xmlui/sitemap.xmap — 287:70
context:/file:///dspace/webapps/xmlui/sitemap.xmap — 278:60
context:/file:///dspace/webapps/xmlui/sitemap.xmap — 257:70

Java stacktrace [hide]

The Manakin interface of the DSpace digital repository software.

Эмоциональная устойчивость

Есть такие люди, которые при всех своих невзгодах, могут найти решение любой проблемы, даже из той из которой, казалось бы, нет выхода. О таких говорят, что они эмоционально устойчивы. Что же это такое эмоциональная устойчивость. Это способность людей не вешать нос даже в самые тяжелые дни в своей жизни. Несмотря на все невзгоды, эмоционально устойчивые личности держаться на высоте по жизни, на работе и во взаимоотношениях с людьми. Преодолевая все новые трудности они становятся все сильнее и устойчивее к следующим ударам судьбы. Это не значит, что эмоционально устойчивые личности перестают испытывать боль. Они просто не паникуют, а рассуждают здрава. Наша эмоциональная устойчивость растет с каждым пережитым негативным моментом.

Эмоциональная устойчивость способна адаптироваться и быстро восстанавливаться от каждого удара судьбы, будь то травма, болезнь, потеря, несчастный случай и т.д. Это позволяет формировать нашу волю и характер. Порог эмоциональной устойчивости у всех разный. Одни просто сядут и распустят нюни, а другие попытаются найти решение проблемы. Хотя один и тот же эмоционально устойчивый человек может повести себя по-разному в разных жизненных ситуациях. Все зависит от опыта, который к нам приходит со временем. У каждой эмоционально устойчивой личности свой жизненный опыт. Вот поэтому и эмоциональная устойчивость у каждого своя. Эмоционально устойчивый человек не лишен способности испытывать боль, он просто может контролировать свои эмоции и быстро восстанавливаться.

Читайте так же:  Как избавиться от боли техники работы с болью

Эмоциональная устойчивость растет с каждым годом, по мере пережитых моментов. Выработка эмоциональной устойчивости зависит от некоторых привычках. Что же надо дельта чтобы стать эмоционально устойчивой личностью.

Во-первых, нужно научиться распознавать свои слабости и научиться брать над ними верх.

Во-вторых, если ваши недостатки мешают вам достигнуть намеченной цели, то вам необходимо начать развивать в себе те качества, которых у вас нее.

В-третьих, подумайте, нет ли у вас таких мыслей, которые могли бы помешать осуществлению вашего плана. Если таковы имеются, то поступить надо так. Представьте, что ваши мысли это песни, которые звучат у вас в голове. Если песня вам не нравится, то вы ее обязательно выключите. Так надо делать и с отрицательными мыслями. Конечно, поначалу это сделать будет очень сложно, но попробуйте отвлечь себя от таких мыслей: займитесь уборкой по дому, сходите в магазин и т.п. Отвлекайте себя каждый раз, как поймаете себя на негативных мыслях.

В-четвертых, иногда с нами случаются всякие неприятности, и все сразу идет «наперекосяк». В такие дни все зависит от того как вы воспримете эти трудности. Есть люди, которые пускают все на самотек, они днем и ночью думают, о том, что неспособны справиться с трудностями. А есть такие, которые не прячут голову в песок, а начинают обдумывать дальнейшие действия. для того что бы найти выход из сложившейся ситуации.

Окружающая вас обстановка и ваш круг общения являются главным фактором, который формирует вашу эмоциональную устойчивость. Самое главное, говорите о своих проблемах со своими близкими, ведь они могли столкнуть с похожей ситуацией. Они могут вам помочь советом или просто поддержать, что тоже немало важно. Ищите все, что может быть связано со сложившимися обстоятельствами, Это поможет вам лучше понять происходящее, и поможете найти оптимальное решение.

Научитесь принимать такие ситуации, которые мы не можем изменить. Оказывая помощь, вы сами увеличиваете свою способность справиться с трудностями. Пускай ваша жизнь идет своим чередом. Покажите всем, что никакие трудности не могут сломить вас. Займитесь каким-нибудь новым делом, пусть новые интересы заполнят ваше свободное время. Улучшайте свое физическое здоровье, занимайтесь спортом, и самое главное не забывайте про отдых и достаточный сон.

Подпишись на ежедневную рассылку лучших статей!

Эмоциональная устойчивость

Важным фактором, способствующим безошибочной и безаварийной работе, является эмоциональная устойчивость. Под эмоциональной устойчивостью субъекта понимают его способность сохранять самообладание и работоспособность при воздействии на него различных эмоциональных факторов высокой значимости (связанных с его жизнью и деятельностью). Эмоциональная устойчивость определяется такими психофизиологическими свойствами, как эмоциональная возбудимость и степень устойчивости нервной системы. В работоспособности выделяют интеллектуальную, эмоциональную, двигательную стороны. Эмоциональная сторона — чувства, которые сопровождают подготовительную деятельность работника (бодрость, уверенность в себе, трудовой подъем или усталость, вялость, подавленность, нежелание работать и др.).

В системе «человек-машина» качество переработки информации компьютером или другим техническим устройством не зависит от смыслового значения сообщений. Например: качество работы телефонного аппарата никаким образом не зависит от того, что передается с его использованием – радостная новость или драматическое известие. В отличие от этого, деятельность оператора и все связанные с нею информационные процессы подчинены содержанию решаемой задачи. Значимость информации определяется уровнем переживаний, которые порождаются у человека ее смыслом в связи с решаемой задачей. При этом эмоциональная реакция человека на поступившее сообщение будет различна в зависимости от того, способствует ли оно достижению цели или предупреждает о предстоящих трудностях. Информацию первого рода можно охарактеризовать термином «значимость-ценность», а второго – «значимость-тревожность».

Для опытного оператора достижение цели в управляющей деятельности является повседневным, привычным событием и не вызывает особых эмоций. Недостижение цели – редкое явление в деятельности оператора, оно обычно сопровождается либо порицанием начальства, либо другими негативными последствиями и вызывает значительные переживания. Поэтому информация, значимость которой субъективно оценивается оператором как значимость-тревожность, обычно побуждает более сильную реакцию человека, чем информация, характеризующаяся значимостью-ценностью.

В условиях деятельности, ограниченной по точности, значимость-тревожность информации оценивается по величине уклонения от заданного значения регулируемого параметра, которое может быть допущено в данных условиях. Чем более жесткие требования предъявляются к точности поддержания регулируемого параметра, тем выше уровень значимости-тревожности информации об отклонении от этого параметра.

При действиях с ограничениями по времени оператор оценивает значимость информации по возникающему в связи с ее получением представлению о времени, которым он располагает для предотвращения отклонения регулируемого параметра за допустимые пределы.

Ошибки оператора

Детальный анализ ошибок оператора является одним из основных путей решения инженерно-психологических задач. Ошибки оператора составляют один из важнейших разделов инженерной психологии, их изучению посвящено множество отечественных и зарубежных работ.

Ошибка — это результат действия, совершенного неточно или неправильно. Это отклонение от намеченной цели, несовпадение полученного с намеченным, несоответствие достигнутого результата намеченной цели, поставленной задаче. Последствия ошибки различны. Во многих видах труда операторов цена ошибки чрезвычайно велика. Следствием ошибки оператора может быть травма, несчастный случай, авария, катастрофа, экологическое бедствие.

Об ошибке оператора можно говорить только в том случае, если он совершал сознательное действие. Ошибка должна быть определена как действие, выполненное вопреки плану. По месту в структуре деятельности можно выделить следующие виды ошибок:

ошибки восприятия — не успел обнаружить, не сумел различить, не узнал и пр., например, это контроль скорости, удаления препятствий, обнаружение опасных ситуаций, географическое ориентирование;

Читайте так же:  Свобода или контроль подростка

ошибки внимания — не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал и пр.;

ошибки памяти — сохранение, воспроизведение оперативной или долговременной информации; забыл, не успел запомнить, не сумел удержать в памяти, сохранить, восстановить, воспроизвести и пр.;

ошибки мышления и принятие решения — не понял, не предусмотрел, не разобрался, не проанализировал, не объединил, не обобщил, не сопоставил, не выделил и пр.;

ошибки ответной реакции – управление двигателями, автопилотом, навигационными устройствами, ведение радиосвязи.

По виду нарушенных закономерностей выделяются следующие виды ошибок:

несоответствие процесса переработки информации (чрезмерный поток информации, недостаток информации, недостаток исходных данных; несоответствие интенсивности сигналов пороговым характеристикам анализаторов – органов чувств и соответствующих областей коры головного мозга; неправильная оценка вероятности появления информации, ее значимости);

несоответствие навыка (перенос навыка в условия, где он неприменим, недостаточный навык);

недостатки внимания (неправильное распределение внимания или его переключение, недостаточная концентрация, чрезмерная концентрация).

Причины, способствующие возникновению ошибки, вытекают из фундаментальных свойств личности оператора, состояния его здоровья, системы его подготовки, общей организации труда, условий его жизни и деятельности, взаимоотношений в коллективе и т.п.

влияние эмоционального состояния оператора на возможность возникновения ошибки.По месту в структуре деятельности ошибка может быть ошибкой ответной реакции – неправильное удержание заданного параметра; по виду нарушенной закономерности – недостаток внимания, недостаточная его концентрация; главная причина ошибки – психическое состояние оператора; причина, способствующая возникновению ошибки – взаимоотношения с руководителем.

Ошибка предполагает выбор и ответственность. Субъект, выполняющий профессиональную деятельность в сложной системе, должен предвидеть последствия и необходимость нести ответственность. Переживание вины за прошлые ошибки должно предупредить ошибки в настоящем.

Изучение труда операторов-профессионалов показывает, что он идет большей своей частью автоматически, а сознательное планирование и исполнение профессионал ведет только в наиболее сложных участках. Именно там вероятнее всего ошибки, ошибочные действия. Действие предполагает точное исполнение. Но точное исполнение почти невозможно. Понятие точного исполнения предполагает допуски — пространственные и временные. Чем сложнее задача, тем с большей вероятностью можно утверждать, что профессионал оказывается на грани, где переход от правильного действия к ошибочному становится почти неуловимым.

Известно требование абсолютной безошибочности, которое предъявляет к оператору администрация. При всей ясности тех причин, которыми определяется такое требование, оно выражает увеличение давления на специалиста и соответственно ведет к возрастанию тревожности, возрастанию напряженности операторского труда.

Контроль самого субъекта за исполнением своего действия — одна из важных функций сознания. По мере профессионального совершенствования сознание высвобождается. Сознательный контроль ведется не подряд, а только в наиболее сложных местах. В остальном контроль ведется автоматически, бессознательно. Двигательный автоматизм является отличительной чертой профессионального труда.

В устойчивых, неизменных условиях деятельности, при отсутствии признаков опасности или усложнения, двигательные автоматизмы выполняют основную часть трудовых процессов. В меняющихся, нестабильных обстоятельствах двигательные автоматизмы отступают назад, большее значение приобретают мыслительные процессы. В напряженных, сложных, крайних ситуациях значение двигательных автоматических процессов значительно снижается. Существенный вес приобретают сознательные действия.

За ошибки можно наказывать только в тех случаях, если выполнение задач не требует выхода за естественные пределы восприятия, памяти, мышления, внимания. Наказуемость, вменяемость зависит от того, насколько человек владеет этими функциями и соответствующими операциями. степень владения зависит от сознания и выражается в тех психических процессах, которые ему подвластны. Напротив, ошибки, обусловленные психическими процессами и функциями, которые проходят помимо воли субъекта и его сознания, не должны быть наказуемы.

велико влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствование действия. Путь к профессиональному мастерству лежит через преодоление ошибок. Опыт не может возникнуть из одних только знаний правил. Попытки исполнения действия в соответствии с правилами обязательно влекут за собой ошибки. Ошибка здесь — результат активности по освоению границ, пределов, внутри которых результат может считаться нормальным. Такого рода ошибки обязательны — они источник опыта любого человека.

Но когда специалист достиг потолка своего профессионального уровня, его профессиональное развитие прекращается. Если сложность задач выше этого потолка — специалист не может действовать так же успешно, как при решении простых задач. Это именно та ситуация, когда можно сказать, что на ошибках учатся не все, на ошибках учатся не всегда. Новичок может оставаться на месте, не развиваясь, не двигаясь вперед из-за того, что изо дня в день выполняет простые задачи и не имеет возможности накапливать опыт. Крайние, экстремальные ситуации чрезвычайно редки, поэтому не может быть речи о накоплении опыта действий в экстремальных ситуациях. По отношению к ним всякий выступает как новичок.

Формирование профессионального опыта и совершенствование действия идет через преодоление ошибок к мастерству. Высший профессионализм предполагает высокую требовательность специалиста к себе, критическое отношение к совершенным ошибкам, усиление контроля за своими действиями после допущенной ошибки.

Повышение устойчивости к ошибкамсвязывается с осуществлением комплекса инженерно-психологических мероприятий, которые предусматривают три уровня решения проблемы.

1. автоматизмы поведения. Навык представляет собою автоматизированный способ совершения действия, закрепленный его многократным воспроизведением. Если поведение управляется структурой навыков, сохраняемых в нервной системе, автоматически, без активного участия сознания, то оно подчиняется физиологическим законам, в результате чего понятие ошибки теряет смысл. Требование работать усерднее, в строгом соответствии с инструкцией, не может привести к снижению числа ошибок. Если необходимо получить ровное, заученное поведение с низкой вероятностью ошибок, следует так спроектировать рабочую ситуацию, чтобы оператор мог легко различать признаки, побуждающие к включению автоматизмов: например, эти признаки должны определять ситуацию целиком и непосредственно, а не через ключи и условные знаки.

2. Определяемое правилами целенаправленное поведение. Это поведение типично для относительно редких задач, возникающих в знакомой трудовой обстановке. Последовательность действий или стандартных операций управляется заранее составленными рабочими инструкциями, правилами, сохраняемыми в памяти человека: они связывают состояние системы со знакомыми действиями, осуществляемыми при активном участии сознания. ошибка проявляется в этих задачах как сознательное действие. В таких ситуациях разработчик инструкций несет ответственность за правильность последовательности действий оператора и должен снабдить оператора соответствующими ключами для контроля последовательности действий. Очень важно — не создавать помех из-за неправильной интерпретации ответа, выданного автоматикой.

Читайте так же:  Что позволено любимому

3. Поведение,управляемое целью и основанное на знаниях. Это уровень «умного» решения задачи, который и объясняет присутствие оператора на автоматизированном производстве. Поведение оператора запускается незнакомыми событиями в системе, не прописанными детально в инструкциях. Содержание деятельности оператора состоит в том, чтобы оценить ситуацию и спланировать подходящую последовательность целенаправленных действий. Действия оператора зависят от знаний о процессах, функциях и структуре системы. В связи с этим возникает проблема: каким образом можно обновить знания оператора большой сложной системы и как поддерживать их в состоянии готовности к ответам в необычных, экстремальных ситуациях. Во многих случаях это потребовало бы изменений в структуре обучения, да и во всей организации деятельности операторов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

А,4. Эмоциональная устойчивость 231

В данных высказываниях за эмоциональную устойчивость по существу принимается способность подавлять эмоциональные реакции, т. е. «сила воли», проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), ведущих к стабильности эффективности деятельности.

Не случайно К. К. Платонов (1984) подразделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владения человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость психомоторики) и эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий).

Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости имеется у П. Б. Зиль-бермана (1974), который под этим понятием понимает «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» (с. 152). Сходна и позиция Б. X. Варданяна (1983), который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности» (с. 542).

М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990) понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, обеспечивающее целесообразное поведение в экстремальных ситуациях. По мнению авторов, «такой подход позволяет вскрывать предпосылки эмоциональной устойчивости, кроющиеся в динамике психики, содержании эмоций, чувств, переживаний, а также диалектически устанавливать зависимость ее от потребностей, мотивов, воли, подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач» (с. 112).

Однако этот подход имеет и слабые стороны, которые отмечают М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко. По этому поводу они пишут: «Считая эмоциональную устойчивость интегральным свойством личности или свойством психики, очень важно определить место и роль в нем собственно эмоционального компонента. В противном случае трудно избежать отождествления эмоциональной устойчивости с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности, обеспечивающие успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Другими словами, соотнося результаты деятельности с эмоциональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех выполнения необходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не только ею, но многими личными качествами и опытом человека» (с. 107).

Можно согласиться с необходимостью интегральной характеристики человека, действующего в напряженной эмоциональной ситуации. Однако для такой характеристики имеется другое название — надежность.

Различия в механизмах устойчивости человека к действию эмоциогенного фактора (например, однообразия впечатлений) при развитии эмоционального состояния (например, через какое время появляются скука, апатия, сопровождающие состояние монотонии) и при проявлении самообладания во время переживания страха (смелости, решительности) очевидны. Поэтому вряд ли целесообразно объединять эти, в сущности различные психологические феномены, под общим названием, что имеет место у П. Б. Зильбермана. Так, рассматривая эмоциональную устойчивость как адапта-

232 Глава в. Эмоциональные свойства человека

цию к эмоционально значимой ситуации, он выделяет две стадии. Первая — эмоциональной реактивности — характеризуется вегетативными сдвигами, возникающими в организме под влияние эмоциогенного воздействия. Вторая стадия — эмоциональная адаптация к возникшим в организме сдвигам вегетатики. Ее смысл состоит в подавлении возникших вегетативных сдвигов и саморегуляции, направленной на сохранение целесообразного поведения. Но саморегуляция — это волевой процесс и тогда становится неясным, чем является эмоциональная устойчивость — волевым свойством личности или эмоциональным.

Различия в выявленных связях объясняются, очевидно, тем, что и эмоциональная устойчивость и сила нервной системы измерялись разными способами

С моей точки зрения, об истинной эмоциональной устойчивости следует говорить в том случае, когда определяются:

1) время появления эмоционального состояния при длительном и постоянном действии эмоциогенного фактора (например, время появления состояния монотонии и эмоционального пресыщения при выполнении однообразной работы); чем позднее появляются эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;

2) сила эмоциогенного воздействия, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т. п.); чем больше должна быть сила этого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость человека.

Кроме того, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. К различным эмоциогенным факторам эта устойчивость будет разной. Поэтому корректнее было бы говорить не об эмоциональной устойчивости, а об устойчивости личности к конкретному эмоциогенному фактору (например, о монотоноустойчивости).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Эмоциональная устойчивость и толерантность

Эмоциональная устойчивость — способность человека успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциогенной обстановке, без существенного отрицательного влияния последней на здоровье и дальнейшую работоспособность.

Как свидетельствует анализ литературы, единого мнения в определении эмоциональной устойчивости нет.

Приведем классификацию существующих определений:

Эмоциональная устойчивость — это свойство, качество или особенность, характе­ризующая темперамент.

Читайте так же:  Госпожа депрессия

Эмоциональная устойчивость — это свойство личности, способствующее успешно­му осуществлению деятельности и характеризующееся увеличением работоспособности в эмоциогенной обстановке.

Эмоциональная устойчивость — невосприимчивость нервной системы к неприят­ным впечатлениям.

Эмоциональная устойчивость — константность моторных, психических функций.

Эмоциональная устойчивость — степень волевого владения излишним эмоциональ­ным возбуждением.

Эмоциональная устойчивость — устойчивость эмоций, эмоциональная стабиль­ность, отсутствие склонности к частой смене интенсивных не­гативных эмоций.

Эмоциональная устойчивость — надежное выполнение сложной задачи.

Эмоциональная устойчивость — оптимальное сочетание эмоциональных, интеллектуальных, мотивационных, волевых, психофизических и дру­гих особенностей.

Таким образом, далеко не всегда взгляд какого-либо автора можно отнести к какому-нибудь классу, множество определе­ний не имеют законченной формы, являются «рабочими».

Нервно-психическая устойчивость — способность человека посредством саморегуляции и самоуправления противостоять отрицательным факторам внешней среды (в т. ч. экстремальным), не снижая продуктивности деятельности и не нанося ущерба своему здоровью (синоним – стрессоустойчивость).

[2]

В структуру эмоциональной устойчивости (В.И. Селивановым, А.С. Чебыкиным, Е.А. Милеряном, О.В. Дашкевичем, А.В. Мирошиным и другими) было предложено включить, как способности субъекта к произвольной мобилизации и возможностей своего организма для преодоления негативных эмоциональных реакций состояний новое качество, получившее название эмоционально-волевая устойчивость.

Толерантность непосредственно связана с устойчивостью: при­обретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости или выносливости человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Большинство работ посвящено изучению толерантности как эмоциональному нереагированию на события, снижению порога чувствительности к воздействующему объекту (Г.У. Солдатова). Исследования толерантности в отечественной психологии долгое время огра­ничивались изучением эмоциональной устойчивости (А.Е. Оль-шанникова, О.А. Сиротин, О.А. Черникова, А.С. Чебыкин, Л.М. Аболин, П.Б. Зильберман, А.В. Мирошин и др.).

Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз»

Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов может уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.

Инструкция: Вам предлагается тест из 84 вопросов, на каждый из которых Вам необходимо ответить «да» или «нет». Предлагаемые вопросы касаются Вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь нет, поэтому не старайтесь долго их обдумывать – отвечайте, исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлениям о самом себе. Если Ваш ответ положительный, то закрасьте прямоугольник с ответом «да» над номером соответствующего вопроса; если ответ отрицательный, то закрасьте прямоугольник с ответом «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то закрасьте оба прямоугольника, что соответствует ответу «не знаю».

На выполнение задания отводится 30 минут.

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. Запоры у меня бывают редко (или не бывают совсем).

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывают случаи, что я не сдерживаю своих обещаний.

[1]

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что я сержусь.

10. Мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

13. Самая трудная борьба для меня – борьба с самим собой.

14. Мышечные судорога и подергивания у меня бывают редко (или не бывают совсем).

15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая. как у большинства моих знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).

25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных друзей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности.

27. С моим рассудком творится что-то неладное.

28. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.

29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек обреченный.

33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36. Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я особенно не задумываюсь, соглашаюсь с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

Читайте так же:  Гипноз и секс

38. Моя внешность меня в общем устраивает.

39. Я вполне уверен в себе.

40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.

41. Кто-то управляет моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

44. Счастливее всего я бываю, когда я один.

45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46. Я люблю сказки Андерсена.

47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

48. Меня злит, когда меня торопят.

49. Меня легко привести в замешательство.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Часто мне хочется умереть.

52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии я отношусь равнодушно, она меня не занимает.

55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывают периоды, когда из-за волнения я теряю сон.

60. Я человек нервный и легковозбудимый.

61.Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других(не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы, переход к любым новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.

70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

[3]

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79. В детстве я был капризным и раздражительным.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов, психиатров.

81. Иногда я принимаю валериану, элениум и другие успокаивающие средства.

82. Среди моих близких родственников есть лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности.

83. У меня были приводы в милицию.

84. В школе я учился плохо, бывали случаи, когда меня хотели оставить (оставляли) на второй год.

Обработка результатов. Показатель по шкале НПУ получают путем простого суммирования положительных и отрицательных ответов, совпадающих с «ключом».

Ключ для обработки

[3]

Шкала искренности Шкала нервно-психической устойчивости (НПУ)
Нет (-) Да (+) Нет (-)
1,4,6,8,9, 11,16,17, 18, 22,25, 31,34,36,43 3,5,7,10,15, 20, 26, 27, 29, 32, 33, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48,49, 50,51,52,53,56, 57, 59, 60, 62,63, 64,65,66, 67,69, 70,71,72, 73, 74, 75,76,77,78,79,80,81,82, 83,84 2,12,13,14, 19,21,23,24, 28, 30, 38, 39, 46,54,55,58, 61,68

Интерпретация результатов. Характеристика уровней НПУ по данным анкеты «прогноз»

Ключ для обработки

Баллы Заключение и рекомендации
29 и более Высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медобследование психиатра, невропатолога.
14-28 Нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении заключения о пригодности.
13 и менее Нервно-психические срывы маловероятны. При наличии других положительных данных можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ.

Методика определения НПУ

Ключ для обработки

Оценка по 10-б. шкале Сумма ответов по шкале НПУ Группа НПУ Прогноз
5 и менее Высокая НПУ Благоприятный
высокая НПУ
7-8 хорошая НПУ
9-10 хорошая НПУ
11-13 хорошая НПУ
14-17 удовлетворит.НПУ
18-22
23-28
29-32 неудовлетв. НПУ неблагоприятный
33 и более

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8199 —

| 7879 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Стивенс, Хозе От Дао – Земле. Учение Михаила, психология общения и духовный рост / Хозе Стивенс. — М.: Гелиос, София, 2016. — 320 c.

  2. Тасуева, Татьяна Королева мужских сердец. Мужчина и Женщина. Мужчина vs Женщина (комплект из 3 книг) / Татьяна Тасуева и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 784 c.

  3. Браун Дэни Книга-тренинг по системе «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» / Браун Дэни. — М.: Астрель, 2012. — 288 c.
Эмоциональная устойчивость личности и как её достичь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here