Эмоциональный кризис

Сегодня обсуждаем тему: эмоциональный кризис с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

«Эмоциональный кризис у подростков»
методическая разработка по теме

Личностные изменения в подростковом периоде. Психологические особенности подростков, которые делают этот возраст особенно опасным. Рекомендации по снижению риска эмоционального кризиса у подростков. Оказание помощи в ситуации эмоционального кризиса.

Вложение Размер
tekst_besedy.docx 26.44 КБ prezentaciya.ppt 2.46 МБ

Предварительный просмотр:

«Эмоциональный кризис у подростков»

Кризис – (от греч.) буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – « возможность».

Таким образом, слово «кризис» несёт в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости действовать.

Само понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально и в отношении детей и подростков. Яркой иллюстрацией этого являются данные об актах насилия в семье и обществе. Так, 30–40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске. По данным Генеральной прокуратуры РФ, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. За последние десятилетия в три раза возросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести, многие стали жертвами преступлений.

Детско-подростковый возраст подвержен целому ряду психотравмирующих факторов. В результате длительного процесса накопления психологических ударов у ребёнка возникает сужение эмоциональной сферы, увеличение агрессивности, аутоагрессивности, бегство от реальности в мир фантазий, депрессии. Случаются и крайние случаи, когда обнаруживается неспособность ребёнка противостоять жизненным трудностям.

Конфликтные ситуации для ребёнка или подростка могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать исходы ситуации, отсутствие жизненного опыта, свойственные этому возрасту, создают ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождают чувство отчаяния и одиночества. Важно знать, что депрессии могут стать причиной нежелания жить.

Личностные изменения в подростковом периоде:

  1. происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур,
  2. возникают новые образования,
  3. закладываются основы сознательного поведения,
  4. вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Негативные показатели подросткового возраста:

  1. дисгармоничность в строении личности
  2. свёртывание прежде установившейся системы интересов
  3. протестующий характер поведения по отношению к взрослым

Положительные показатели подросткового возраста:

  1. возрастает самостоятельность ребёнка
  2. значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми
  3. значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности
  4. развивается ответственное отношение к себе
  5. развивается ответственное отношение к другим людям

В современном мире отношения в семье изменились, изменилась степень поддержки, которую имеет как взрослый человек, так и ребёнок. А это служит условием возникновения разного рода пограничных расстройств, которые приводят: к депрессиям, агрессии, суицидам

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ,
КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ЭТОТ ВОЗРАСТ ОСОБЕННО ОПАСНЫМ:

  1. крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм
  2. неадекватное представление о собственной компетентности
  3. снижение настроения, тревожность
  4. легко возникающие страхи

У подростков редко встречается классическая картина депрессии, обычно у них она иная, чем у взрослых, часто замаскированная. Проявлениями депрессивного состояния у подростка могут быть нарушения поведения, снижение успеваемости, капризность и т.д, симптомы, которые расцениваются взрослыми как лень, распущенность и т.п. подростка упрекают, стыдят, наказывают…

Подобная неадекватная оценка душевного состояния подростка создаёт тяжелейшие конфликтные ситуации, служащие факторами вторичной травматизации и создающие условия для возникновения мыслей и намерений прекратить жизнь. Все эти сигналы в этом возрасте следует расценивать как истинные и относиться к ним серьёзно.

Эмоционально-оценочные симптомы неблагополучия подростка:

  1. Резкая смена эмоциональных состояний (апатия/возбуждение, недостаток сна/повышенная сонливость, нарушение аппетита)
  2. Социальная и эмоциональная изолированность (отдаление от семьи, друзей, почти полное молчание)
  3. Сильное эмоциональное напряжение (вспышки гнева, раздражительность, усиление чувства тревоги)
  4. Склонность к депрессиям (сниженное настроение, выражение безнадёжности, мысли о смерти)
  5. Неадекватные формы поведения (безразличие к своему внешнему виду—не моются, не причёсываются, неряшливо одеваются, утрата интересов, приобщение к алкоголю и курению, излишний риск в поступках)

Как снизить риск эмоционального кризиса у подростка

Важно серьёзно относиться к любому намёку на нежелание жить, даже если подросток выкрикнет сгоряча: «Я не хочу с вами жить!», «Как вы мне все надоели!», «Я никому не нужен!», «Без меня всем будет хорошо». Насторожитесь! Скорее всего, это не просто слова, а призыв о помощи, а может, и опасный сигнал. Будьте предельно осторожны в своих словах и действиях. Самое главное – покажите ребёнку, что он вам небезразличен, а именно:

  1. Как можно чаще говорите сыну/дочери о своей любви (даже в конфликтной ситуации)
  2. В ситуации конфликта помните первое правило спецназа «Не позволяй своим эмоциям влиять на твои решения»
  3. Всегда старайтесь подчёркивать всё хорошее и успешное, что присуще вашему ребёнку—это повышает уверенность в себе и укрепляет веру в будущее
  4. Не следует оказывать постоянное давление на подростка и предъявлять чрезмерные требования в отношении всё лучших результатов
  5. Принимайте подростка таким, каков он есть
  6. Принимайте самостоятельные устремления подростка. Самостоятельность и собственные умения—это главный материал для повышения самооценки
  7. Поощряйте занятия спортом и успехи среди друзей подростка
  8. Умейте доверять чувствам ребёнка и научите его доверять самому себе

Как помочь подростку

в ситуации эмоционального кризиса

  1. Относитесь всегда со вниманием к жалобам и обидам подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за его словами. Не пренебрегайте ничем из сказанного им
  1. Умейте оценить серьёзность намерений и чувств подростка
  1. Попробуйте оценить глубину эмоционального кризиса
  1. Проявите искреннее участие и интерес, не применяйте допроса с пристрастием.
  1. Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами подростка. Будьте на его стороне, не принимайте сторону людей, которым он может причинить боль или которые причиняют боль ему.

[3]

  1. Если вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте всегда рядом!
Читайте так же:  Стереотипное поведение или чего я хочу на самом деле в своих отношениях с партнером

Если состояние ребёнка становится необычным или угрожающим, не медлите, обращайтесь к специалистам: психологам, психотерапевтам, психиатрам.

Основная задача родителей состоит в том, чтобы оказать ребёнку поддержку во время кризиса, дать ему надежду на то, что ситуация изменится. Важно помнить, что именно любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки. Именно в семье ребёнок получает уроки терпимости к стрессу, овладевает навыками поиска выхода из сложных жизненных ситуаций, учится принимать несовершенство окружающего мира, становится уверенным в себе и учится любить себя и других людей.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Кризис – (от греч.) буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – « возможность».

* происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, * возникают новые образования, * закладываются основы сознательного поведения, * вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

дисгармоничность в строении личности свёртывание прежде установившейся системы интересов протестующий характер поведения по отношению к взрослым

возрастает самостоятельность ребёнка значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности развивается ответственное отношение к себе развивается ответственное отношение к другим людям

крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм неадекватное представ- ление о собственной компетентности снижение настроения, тревожность легко возникающие страхи

Резкая смена эмоциональных состояний (апатия/возбуждение, недостаток сна/повышенная сонливость, нарушение аппетита) Социальная и эмоциональная изолированность (отдаление от семьи, друзей, почти полное молчание) Сильное эмоциональное напряжение (вспышки гнева, раздражительность, усиление чувства тревоги) Склонность к депрессиям (сниженное настроение, выражение безнадёжности, мысли о смерти) Неадекватные формы поведения (безразличие к своему внешнему виду—не моются, не причёсываются, неряшливо одеваются, утрата интересов, приобщение к алкоголю и курению, излишний риск в поступках)

 Как можно чаще говорите сыну/дочери о своей любви В ситуации конфликта помните первое правило спецназа «Не позволяй своим эмоциям влиять на твои решения»  Всегда старайтесь подчёркивать всё хорошее и успешное, что присуще вашему ребёнку—это повышает уверенность в себе и укрепляет веру в будущее  Не следует оказывать постоянное давление на подростка и предъявлять чрезмерные требования в отношении всё лучших результатов  Принимайте подростка таким, каков он есть  Принимайте самостоятельные устремления подростка. Самостоятельность и собственные умения—это главный материал для повышения самооценки  Поощряйте занятия спортом и успехи среди друзей подростка  Умейте доверять чувствам ребёнка и научите его доверять самому себе

Относитесь всегда со вниманием к жалобам и обидам подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за его словами. Не пренебрегайте ничем из сказанного им Умейте оценить серьёзность намерений и чувств подростка Попробуйте оценить глубину эмоционального кризиса Проявите искреннее участие и интерес, не применяйте допроса с пристрастием. Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами подростка. Будьте на его стороне, не принимайте сторону людей, которым он может причинить боль или которые причиняют боль ему. Если вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте всегда рядом!

Чем проповедь выслушать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут всё без труда. Слова порой запутаны Пример же – никогда. Тот лучший проповедник – Кто веру в жизнь провёл. Добро увидеть в действии – Вот лучшая из школ. И если всё мне показать – Я выучу урок. Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить И мыслям и словам Но я уж лучше погляжу, Что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живёшь, По правде или нет.

Психологические особенности переживания кризиса

Кризис (от греческого kreses — решение, поворотный пункт, исход) в психологии определяется как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни.

Китайская пиктограмма слова кризис отражает идею кризиса. Она состоит из двух основных радикалов: один изображает возможность, другой опасность.

В целом, обычно выделяются три группы кризисов:

1. Кризис в больших группах (социуме, общественных системах). Как правило, в этом случае имеются в виду политические, идеологические, экономические, национальные (расовые, этнические) кризисы. Подобными кризисами в наибольшей степени занимаются политология, конфликтология больших групп, социология

2) кризис в малых социальных группах (семейные кризисы, кризисы в коллективах

3) кризис личности.

Кризисы различаются по длительности и интенсивности этого состояния. Психологи выделяют три типа кризиса, которые имеют разные причины: это кризисы развития, травматические кризисы и кризисы утраты.

Под кризисным состоянием мы имеем в виду пролонгированный во времени личностный кризис.

Ситуации, приводящие к определенному кризисному состоянию, традиционно подразделяются на:

1. стрессовые события (травмы, катастрофы, войны, потеря близких и т.п.), провоцирующие различные виды кризисных реакций (острая реакция на стресс вплоть до реактивного психоза), отсроченная реакция на стресс от 2 месяцев до 1 года (посттравматическое стрессовой расстройство) и сверхотсроченная реакция на стресс (шоковая травма)

2. переход на следующую возрастную ступень (возрастные кризисы)

Читайте так же:  Дисциплина ребёнка

3. переход на новый этап индивидуации (экзистенциальные кризисы)

Кризис является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития, в том числе и развития личности, группы, общества. Следовательно, с одной стороны, кризис — необходимая часть жизни индивида и общества, человечества в целом как организма. Кризис — это всегда момент выбора из нескольких возможных альтернатив, момент выбора регрессивного или прогрессивного решения в дальнейшем развитии. От того, какой именно выбор будет сделан, зависит вся последующая жизнь индивида.

Отечественный психолог, известный своими работами по психологии переживания, Ф.Е. Василюк, описывая критическую ситуацию, выделяет четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации: это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Любой кризис жизни психологически всегда является сильной фрустрацией для личности: изменяется все привычное, наработанное годами (ценности, смыслы, поведение, окружение, оценки и т.п.), все то, что служило несомненными и, как казалось, непоколебимыми опорами. Следовательно, кризис задевает внешние и внутренние структуры существования:

— внешние аспекты жизни (работа, профессиональная деятельность, положение в обществе, семья, социальные роли, социальные нормы, коммуникации как характер взаимодействия с другими и пр.), все то, что можно выразить следующим образом: как я себя ощущаю среди других людей

— внутренние аспекты жизни, или экзистенциальная ситуация индивида (восприятие и опознавание себя как уникальной личности, ответы на экзистенциальные вопросы — кто я, что я, куда я, зачем я), все то, что можно выразить словами следующим образом: как я себя ощущаю в мире

В кризисные моменты жизнь меняется по основным четырем измерениям:

— внутреннее ощущение себя в мире

— течение времени, его субъективная характеристика (в кризисной ситуации время либо «останавливается», либо возникает острая нехватка времени)

— физическое состояния (спад всех функций и рост тревоги)

Каждый кризис имеет свое течение, начало и основные фазы. Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса.

[1]

1-я стадия. Первичный рост напряжения, при котором стимулируются обычные, привычные способы решения проблемы.

2-я стадия. Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными.

3-я стадия. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников сил.

4-я стадия. Если все оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувством беспомощности, безнадежности и в конечном случае дезорганизации личности.

Кризис может оборваться на любой стадии, если исчезает опасность или обнаруживается решение.

Процесс преодоления этого кризиса отечественный психолог Ф.Е. Василюк назвал переживаниями.

Василюк рассматривает переживание как внутреннюю работу по восстановлению душевного равновесия, наполнение новым смыслом человеческой деятельности после преодоления критической ситуации. Он выделяет следующие четыре типа переживаний.

Гедонистическое переживание игнорирует свершившийся факт и отрицает его — «ничего страшного не случилось», «ну уволили и уволили, найду новую работу», формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохранности нарушенного содержания жизни. Если можно так выразиться, это нарушенная защитная реакция инфантильного сознания.

Реалистическое переживание подчиняется принципу реальности. Человек трезво относится к тому, что происходит, принимает случившееся, приспосабливая свои интересы к новому образу и смыслу жизни. При этом ранее содержавшееся в его жизни отношение к вещам уже невозможно, человек бесповоротно отбрасывает прошлое и полностью находится в настоящем и будущем.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ценностное переживание полностью признает наличие критической ситуации, но отвергает пассивное принятие ударов судьбы. Ставшее невозможным жизненное отношение не сохраняется и не изгоняется. Ценностное переживание строит новое содержание жизни с учетом понесенной утраты. Например, человек, потерявший близких, строит свою жизнь так, чтобы заменить оставшимся близким того, кого он потерял, сохранить, например, семейное дело или продолжить традиции.

Творческое переживание — этот тип характерен для сложившихся волевых личностей. Поскольку такой человек имеет опыт волевого поведения, то в критических ситуациях он сохраняет способность сознательно искать выход из сложившегося критического положения.

Кризисное состояние выражается определенной симптоматикой. Можно выделить следующие аспекты воздействия стресса:

1. На личность (возникновение тревоги, агрессии; депрессивные состояния, апатия; чувства вины, одиночества, стыда, растерянности; повышенная раздражительность, постоянное напряжение, низкая самооценка и пр.)

[2]

2. На поведение в целом (высокий процент травматизма, развитие зависимого поведения самых различных видов — наркомании, алкоголизм, азартные игроки и др., эмоциональные срывы, нарушения пищевого поведения, нарушения сне, нарушения речи, импульсивное поведение, внезапные приступы тремора всего тела и пр.)

3. На здоровье (развитие целого ряда психосоматических заболеваний, которые в зависимости от вида и тяжести кризисного состояния могут носить лавинообразный характер развития: бронхиальная астма, аменорея, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертония, сахарный диабет и т.п.; постоянные боли в спине и груди невыясненной этиологии, обмороки и головокружения, хроническая бессонница, головные боли мигренозного характера, и пр.

4. Когнитивные аффекты (неспособность принимать решения, неспособность сосредоточиться, выраженное ухудшение памяти, чрезмерная чувствительность к критике, умственная заторможенность

5. Физиологические аспекты (повышение артериального давления, повышение уровня катехоламинов и кортикостероидов в моче и крови, повышение глюкозы в крови, сухость во рту, усиленное потоотделение, приступы жара и озноба, затрудненное крови, сухость во рту, усиленное потоотделение, приступы жара и озноба, затрудненное дыхание, ощущение кома в горле и иголок в конечностях, частичное онемение в конечностях вплоть до анальгезии и пр.

В состоянии кризиса меняется эмоциональная сфера человека. Человек может испытывать одно из трех доминирующих чувств: депрессию, деструктивное чувство или одиночество.

Депрессивная реакция проявляется в таких чувствах, как апатия, равнодушие, разочарование, усталость, тоска, подавленность, безразличие.

К деструктивным чувствам относится раздражительность, злость, обида, агрессия, ненависть, досада, упрямство, придирчивость, мнительность, зависть.

Одиночество выражается в таких переживаниях, как чувство ненужности, непонимания, тупика, безнадежности, пустоты рядом.У человека, находящегося в кризисе, изменяется объем общения: он либо резко ограничивается (уход в себя), либо резко возрастает (одиночество в толпе). Человек как бы ищет забвения в частоте поверхностных контактов с другими людьми.

Читайте так же:  Почему так сложно выйти замуж по любви

Р.А. Ахмеров (1994 г.) ввел в психологию такое понятие, как биографические кризисы личности. Под биографическим кризисом он понимает такую особенность внутреннего мира человека, которая проявляется в различных формах переживания человеком непродуктивности своего жизненного пути. В своем исследовании он обнаружил, что источником возникновения подобного кризиса является неоптимальная жизненная программа, которая проявляется в таких явлениях, как излишняя категоричность в оценке вероятности событий, отсутствие конфликтности, т. е. игнорирование межсобытийных связей. Риск кризиса тем выше, чем меньше человек рационален и стратегичен.

Р.А. Ахмеров выделяет три типа биографических кризисов: кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности.

В ряде исследований было показано, что есть схемы переживания кризиса, более характерные для женщин и более характерные для мужчин. Схемы, характерные для женщин, связаны с общением. Стереотипы фемининности, существующие в общественном сознании, разрешают женщине показать себя слабой, делиться своими проблемами, просить помощи в их решении. Подобное же поведение у мужчины не одобряется, даже осуждается обществом. Поэтому схемы, характерные для мужчин, более связаны с внутренними переживаниями. Стереотип маскулинности предполагает способность самостоятельно справляться с ситуацией, независимость в принятии решений. Следовательно, мужчина вынужден совершать внутреннюю невидимую работу над кризисной ситуацией. Поэтому у мужчин внешнее отсутствие признаков кризиса не означает его действительного отсутствия. В это же время напряжение внутри человека склонно накапливаться и может проявиться в том числе аутоагрессивно, суицидально.

Исследования показали, что во время кризиса женщина более склонна к проявлению агрессивных эмоций и агрессивного поведения, чем мужчина. Традиционно считается, что мужчина более агрессивен, чем женщина, но в рамках кризиса ситуация кардинально меняется.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Эмоциональный кризис

Синдром эмоционального выгорания относится к числу самых распространенных проблем современного общества. В условиях чрезмерной занятости, когда люди вынужденно работают по 12-14 часов в сутки, это явление усугубляется. Эмоциональное выгорание всегда наступает неожиданно, заставляя личность ощущать собственное бессилие. На самом деле кажущаяся неспособность повлиять на ситуацию является обманчивой мыслью, которую люди склонны многократно прокручивать у себя в голове. Так или иначе, синдром эмоционального выгорания всегда связан с профессиональной деятельностью. Наиболее сильно развитию этого состояния подвержены люди, которые выбрали для себя помогающие специальности: врачи, учителя, психологи, спасатели и т.д. Человек творческой профессии тоже подвержен эмоциональному выгоранию, поскольку задействует собственные чувства в процессе деятельности.

Симптомы эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания характеризуется рядом симптомов, которые существенно влияют на качество жизни. Эти симптомы следовало бы принять во внимание, чтобы вовремя обнаружить признаки явного неблагополучия. В противном случае чрезвычайно велик риск не заметить собственной подавленности, прийти к внутреннему опустошению. На что следует обратить внимание? Рассмотрим подробнее сами симптомы.

Нежелание работать

Поскольку эмоциональное выгорание вызвано длительным перенапряжением, то индивид испытывает огромное отторжение от своей деятельности. Нежелание работать связано, прежде всего, с тем, что отдано слишком много сил, а результат при этом совершенно не радует. Стоит отметить, что синдром эмоционального выгорания часто появляется тогда, когда личность не видит дальнейших перспектив в профессии.

Постоянная усталость

Хроническое ощущение усталости – постоянный симптом эмоционального выгорания. Даже небольшое действие стоит порой невероятных волевых усилий. Человеку приходится в буквальном смысле заставлять себя выполнять повседневные профессиональные обязанности. Такая необходимость подтачивает его изнутри, заставляет ощущать свое бессилие. Нередко создается впечатление, что жизнь движется по замкнутому кругу и впереди не ждет ничего хорошего.

Ухудшение самочувствия

Человек при синдроме эмоционального выгорания начинает испытывать частые головные боли, которые не проходят даже после принятия обезболивающих средств. Они мучают постоянно, на протяжении длительного времени, не давая возможности заниматься работой, выполнять даже рутинные обязанности. Домашняя суета нередко вызывает раздражение и ощущение безысходности. Могут появиться также боли в спине и груди, свидетельствующие о высоком нервном напряжении. Ухудшение самочувствия ведет за собой чувство разбитости.

Страх перед неудачей

Он обязательно присутствует при синдроме эмоционального выгорания и является характерным симптомом. Порой индивид настолько боится действовать, что избегает предпринимать всякие попытки как-то изменить ситуацию. Он сдается еще до того, как начинает действовать. По этой причине достичь внутреннего равновесия не представляется возможным. Страх перед возможной неудачей останавливает любые позитивные стремления.

Понижение самооценки

Синдром эмоционального выгорания заставляет индивида чувствовать себя неудачником. Порой кажется, что самая элементарная задача совершенно не под силу тому, кто потерял вкус к жизни. Понижение самооценки связано с тем, что постоянно приходится преодолевать в себе внутреннюю преграду для того, чтобы начать действовать. Слишком много сил уходит на поддержание душевного равновесия, которое с каждым днем становится все меньше.

Эмоциональная нестабильность

Синдром эмоционального выгорания нередко способствует тому, что человека начинают преследовать тревожные мысли. Вдруг появляются страхи, отравляющие повседневную реальность, заставляющие ощущать собственную бесперспективность. Эти думы не дают сосредоточиться на важной задаче, не позволяют почувствовать себя по-настоящему самодостаточной и самостоятельной личностью. Такой индивид нуждается в поддержке и часто не знает, как ее получить. Человек раздражается буквально по любому поводу, нередко теряет веру в себя. Чувство подавленности и бессилия может преследовать длительное время, пока изнутри не придет понимание необходимости перемен.

Потеря интереса

Она касается многих вещей: хобби, шопинга, учебы и т.д. Человек не знает, чем заполнить свободные от работы часы. Чаще всего, время у него проходит в сильных переживаниях, которые мешают думать, принимать решения и вообще действовать. В особо тяжелых случаях синдром эмоционального выгорания даже может привести к утрате интереса к жизни. Это очень нежелательно, поскольку нередко приводит к непоправимым последствиям. Когда личность полностью растворяется в своей проблеме, то не замечает ничего вокруг себя. Все ей видится в черном свете, без дальнейших перспектив.

Читайте так же:  Психопаты и психопатический тип характера

Причины эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания никогда не развивается просто так, он имеет свои видимые причины. Эти причины легко распознать, если уметь прислушиваться к себе. Нужно всего лишь оставаться внимательным к своему внутреннему состоянию.

Монотонная работа

Однообразная занятость, которая повторяется изо дня в день, из года в год не может положительно сказываться на развитии личности. Эмоциональное выгорание неизбежно, если ничем не поддерживать радость от проделанной работы. Когда личность не занимается самосовершенствованием, не стремится реализовать заложенный потенциал, то рано или поздно вера в себя уходит, начинают опускаться руки. Это основная причина, по которой люди перестают контролировать собственную жизнь.

Нереализованные мечты

Они остаются в памяти надолго и сильно ранят, если в определенный момент вдруг оказывается, что достигать их становится уже слишком поздно. У человека внутри наступает такое опустошение, какое вряд ли можно сравнить с чем-то другим. Постепенно приходит осознание того, что все усилия оказываются напрасными. По этой причине нередко люди разочаровываются в собственных перспективах, считают свою деятельность ни на что не годной.

Хронический стресс

Фактор, который провоцирует развитие синдрома выгорания эмоций. Из-за длительного напряжения человек постепенно перестает испытывать радость. Ему не хочется по утрам вставать с постели, потому что новый день в его представлении не сулит ничего хорошего. Позитивные мысли уходят, даже если присутствовали до этого времени всегда. Хронический стресс обусловливает полное погружение в проблему. Личность живет в своих переживаниях и часто не замечает того, что происходит рядом.

Стадии эмоционального выгорания

Синдром выгорания эмоций далеко не сразу достигает своего пика. Этому моменту предшествуют определенные стадии, на которых постепенно происходит утрата уверенности в себе и собственные силы. Людям не всегда удается справиться с этим состоянием самостоятельно. Часто оно подчиняет их себе, опустошает изнутри.

Эмоциональное истощение

Первая стадия характеризуется появлением чувства усталости. На данном этапе еще нет той глубокой опустошенности, похожей на открытую рану. Все начинается постепенно: потеря интереса к работе, стрессы, сильная загруженность, необходимость менять свой график в зависимости от обстоятельств. На стадии эмоционального истощения человек ощущает некоторую усталость, но у него нет возможности для того, чтобы расслабиться и отдохнуть.

Деперсонализация

Синдром выгорания опасен тем, что люди часто не обращают на него внимание. Плохое настроение многие списывают на погоду, определенные жизненные обстоятельства. Но не все так просто. Если человек не обратил никакого внимания на появившуюся усталость, то наступает вторая стадия. Она характеризуется появлением душевной пустоты. Личность перестает ощущать собственные индивидуальные потребности, строить планы на будущее. Деперсонализация нередко проявляется отгораживанием от людей, потерей социальных связей.

Обесценивание успехов

Синдром выгорания обязательно приводит к печальным последствиям. Не зная, как бороться с ним, люди часто загоняют себя в еще большие переживания, чем те, в которых они находились изначально. На третьей стадии синдрома выгорания происходит полное погружение в проблему. Человек начинает обесценивать собственные успехи и достижения. Любые победы кажутся ему мелкими и недостойными. Постепенно индивид даже привыкает считать себя неудачником и не предпринимает никаких попыток для того, чтобы изменить ситуацию. Чувство никчемности пронзает всю его жизнь.

Как бороться с эмоциональным выгоранием

Синдром выгорания слишком опасен для того, чтобы бездействовать. Справиться с проблемой самостоятельно нелегко, особенно, когда наступила вторая и третья стадии. Как правильно работать над собой? На что следует направлять свои усилия?

Личные границы

Выстраивание индивидуальных границ поможет наладить самооценку, вернуть уверенность в себе. Нужно обязательно найти для себя интересное занятие, которое вдохновляло бы на новые свершения, заставляло чувствовать себя уютно с самим собой. Главная задача здесь состоит в том, чтобы осознать свою ценность. Тогда синдром выгорания сделается неопасным. Начинайте делать то, что приносит радость.

Наладить отдых

Нужно обязательно обратить внимание на режим дня. Недопустимо лишать себя сна, употреблять спиртные напитки или наркотики. Так вы лишь усугубите свое положение. Синдром выгорания часто появляется у тех, кто не знает никакой меры в просиживании перед компьютером или телевизором. Нужно обязательно давать себе как следует высыпаться. Имея свежий взгляд, становится проще работать, появляется уверенность и внутренние силы. Чтобы окончательно избавиться от синдрома выгорания, хорошо начать ежедневно выполнять физические упражнения. Также следует определенное количество времени бывать на свежем воздухе.

Таким образом, синдром выгорания требует к себе внимательного отношения. Следует обязательно бороться с недугом, пытаться всеми силами вернуть душевное равновесие. Если не получается самостоятельно справиться с проблемой, можно обратиться за помощью в центр психологии Ираклия Пожариского. Качественная работа со специалистом поможет пересмотреть свои приоритеты, наметить достойные пути выхода из личного кризиса.

Эмоциональный кризис. Как помочь человеку?

Психические расстройства здоровья распространены, они затрагивают десятки миллионов людей каждый год. Тем не менее, лишь часть из этих людей получает лечение. Без лечения психические расстройства могут достичь критической точки.

Некоторые примеры кризисов психического здоровья включают депрессию, травмы, расстройства пищевого поведения, алкоголя или злоупотребления псих активными веществами, самоповреждения и суицидальные мысли.

Зрительные признаки

Одним из наиболее распространенных признаков эмоционального кризиса четкое и резкое изменение в поведении. Некоторые примеры включают в себя: игнорирование личностных изменений. Изменения в привычках сна, человек может спать чаще или не спит хорошо.

Потеря веса. Проблемы с производительностью на рабочем месте или в школе. Неожиданные изменения настроения. Отдаленность и избегание рутинной деятельности и отношений.

Читайте так же:  На пути к взрослому себе

Иногда эти изменения происходят внезапно и очевидно. Такие события, как стихийное бедствие или потеря работы может привести к кризису в течение короткого периода времени. Часто, однако, изменения в поведении происходят постепенно.

Если что-то не кажется правильным с любимым человеком в течение последних нескольких недель или месяцев, нужно рассмотреть признаки перемен. Не стоит ждать. Всегда лучше вмешаться раньше, ведь эмоциональный стресс становится чрезвычайной ситуацией. Если есть ощущение, что что-то не так, вероятно, человек нуждается в помощи.

Подозревая, что любимый человек переживает кризис психического здоровья, разговор является первым шагом к предоставлению помощи, в которой он или она нуждается, чтобы поправиться. Нужно говорить в благоприятной среде, непредвзятым способом.

Можно начать разговор со случайного приглашения к беседе. Оставаться спокойными, и больше слушать, чем говорить. Показать человеку, что он может доверять. При обсуждении проблем, придерживаться фактов и стараться не обвинять или критиковать.

Обратиться за профессиональной помощью

Разговор может помочь другу или члену семьи положить начало в борьбе с эмоциональным кризисом. Но профессиональная помощь лучший способ, чтобы полностью решить проблему психического здоровья и поставить эту проблему под контроль.

Можно объяснить, что психологи предоставляют специальную подготовку, что они знают больше о понимании и лечении сложных эмоциональных и поведенческих проблем. Эта подготовка особенно важна, когда эмоциональное расстройство достигло кризисных уровней.

Психологи используют научно проверенные методы, что выходят за рамки разговора и выслушивания. Они могут научить своих клиентов инструментов и навыков для решения проблем, управления стрессом и работы над целями. Чтобы помочь человеку найти психолога, нужно поговорить с ним.

Поощрять его желание справиться проблемой с помощью специалиста в этой области. Если рабочее место имеет программу помощи сотрудникам (EAP), которая может быть полезным ресурсом и справочной служба. Также можете найти психолога в районе с помощью психологической службы локации.

Проблемы, связанные с самоубийством или угрозой причинить вред другим. Ни один эмоциональный кризис не является более серьезным, чем суицидальные мысли и поведение, или угрозы причинить вред кому-то другому.

Это сложная тема, чтобы поднять ее. На самом деле, это не ненормально для человека, чтобы иметь мысли о самоубийстве. Это становится ненормальным, когда кто-то начинает видеть самоубийство как единственное решение проблем.

Будучи обеспокоенным психическим состоянием или личной безопасностью человека, можно поговорить с квалифицированным консультантом по телефону.

Самый эксклюзивный в мире центр по
лечению эмоционального кризиса

Эмоциональный кризис

Эмоциональный кризис может возникнуть в нашей жизни по разным причинам. Его также называют «переломным моментом» — терапевты, как правило, соотносят его с прорывом. В этот момент вы скорее всего достигли такого момента в жизни, когда нужно искать его первопричину.

Достижение эмоционального кризиса иногда описывают как «спуск на дно», это означает момент, когда человек готов сдаться и ему необходима помощь профессионала. Эмоциональный кризис часто является «переломным моментом», после которого жизнь уже не может идти как раньше и нужно попробовать что-то новое. Эмоциональный кризис часто связывают с «экзистенциальным кризисом», когда человек теряет цель жизни, и то, что раньше делало их счастливыми становится не таким уж значимым. Эмоциональный кризис может проявляться в различных формах; например отношения могут дойти до края, вы ставите под сомнения свои убеждения, вам кажется, что вы не являетесь тем, кто вы есть на самом деле. Во время эмоционального кризиса у человека пробуждаются чувства, эмоции, вспыхивают как пламя и заставляют глубже взглянуть на то, кто они и что им нужно в жизни; человек как-бы «пересматривает» свою роль в жизни.

Как Recore лечит эмоциональный кризис

Видео (кликните для воспроизведения).

В Recore мы используем холистический и индивидуальный подход к лечению, который поможет вам восстановиться от эмоционального кризиса и жить здоровой жизнью. Наши программы используют совокупность разговорных терапий, психиатрической помощи, комплементарных терапий и медицинского лечения. Всё это нацелено на расслабление и лечение вашего разума и тела от негативных эффектов эмоционального кризиса. Лечение специально разработано для того, чтобы понять, где и когда начался эмоциональный кризис в вашей жизни. Оно направлено на то, чтобы помочь вам освоить новые навыки, которые позволят вам полностью восстановится и предотвратить повторное появление еще одного эмоционального кризиса.

Мы исследуем влияние эмоционального кризиса на вашу жизнь и на то, как ваша система жизненных ценностей и образ жизни влияет на ваше здоровье и благополучие. Изучив вашу систему жизненных ценностей и образ жизни, мы обучим вас всем необходимым навыкам для того, чтобы изменить нездоровое или пагубное поведение и избавиться от привычек, которые могли выработаться в результате эмоционального кризиса. Мы называем этот метод «Метод на всю жизнь». Программы Recore помогут вам изучить важные навыки, позволяющие изменить вашу жизнь, начать заботиться о себе и жить здоровой и полноценной жизнью;

[3]

Источники


  1. Носс, И. Н. Введение в практику психологического исследования / И.Н. Носс, Н.В. Васина. — М.: Издательство Института психотерапии, 2009. — 352 c.

  2. Непопалов, В.Н. Психические процессы и личность / В.Н. Непопалов. — М.: Физическая культура, 2010. — 494 c.

  3. Василев, Стефан Психология любви / Стефан Василев. — М.: Интерпринт, 1992. — 238 c.
Эмоциональный кризис
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here