Эмпирические исследования любви

Сегодня обсуждаем тему: эмпирические исследования любви с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Эмпирическое исследование показателей любви и симпатии

курсовая работа.doc

Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой — достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа,— собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. п. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив считала аффективным центром жизни старшего школьника. В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. В основе готовности к самоопределению лежит формирование устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр.

Отношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские. В раннем юношеском возрасте возникают не только дружеские связи, но появляется и новое чувство: любовь. Появление предмета любви – высоко значимое событие в жизни молодого человека, вызывающее «бурю» эмоций, напряженные переживания. Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Любовь — высокая степень эмоционально-положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов. Зачастую юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости.

В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. Готовность к семейной жизни часто выражается в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному партнеру.

Глава 2. Эмпирическое исследование показателей любви и симпатии

2.1. Организация и методы исследования

Исследование проводилось со студентами Туймазинского медицинского колледжа группы 311, бригада № 1, количество принявших участие в исследовании составило 10 человек. Для исследования был применен опросник «Шкала любви и симпатии». Автором методики является Зик Рубин, модификация выполнена Л. Я. Гозманом и Ю. Е. Алешиной (приложение 1).

Цель методики — выяснить, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.

Изначально шкалы любви и симпатии 3. Рубина представляли собой 2 набора высказываний, в каждый из которых входило 13 пунктов, затем по мере работы над созданием методики количество утверждений было уменьшено до 9. При составлении шкал опросника 3. Рубин исходил из определенных теоретических представлений о внутренней структуре измеряемых феноменов.

[3]

Важными для измерения представлялись три компонента любви: привязанность, забота и степень интимности отношений.

Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.

При проведении теста испытуемым дается инструкция:

«Вашему вниманию представляются утверждения. К каждому утверждению необходимо подобрать тот вариант ответа, который, по Вашему мнению, наиболее соответствует сложившимся отношениям с ним (ней). Варианты ответа следующие: «Да, это так»; «Вероятно, это так»; «Вряд ли это так»; «Это совсем не так». Постарайтесь отвечать как можно откровенней. Не задерживайтесь долго над обдумыванием какого-либо утверждения. И помните: нет правильных и неправильных ответов».

Ответы оцениваются следующим образом:

    • ответ «Да» — 4 балла;
    • ответ «Вероятно, это так» — 3 балла;
    • ответ «Вряд ли это так» — 2 балла;
    • ответ «Это совсем не так» — 1 балл.

Баллы, присвоенные ответам на каждое из утверждений, суммируются отдельно по шкале любви и по шкале симпатии. Итоговые оценки могут варьировать от 7 до 28 баллов.

2.2.Анализ результатов тестирования

После того, как студенты ответили на вопросы, их ответы были обработаны и все результаты помещены в таблицу 1.

Результаты исследования показателей шкал любви и симпатии (в баллах)

Показатели
шкала любви шкала симпатии
1.

Из таблицы 1 видно, что у большинства студентов во взаимоотношениях преобладает чувство симпатии.

Результаты исследования в % соотношении можно увидеть в таблице 2.

Результаты исследования показателей шкал любви и симпатии (в %)

Показатели
шкала любви шкала симпатии
Количество студентов 40 60

На гистограмме наглядно видно соотношение показателей шкал любви и симпатии (рис. 1).

Рис. 1. Гистограмма показателей шкал любви и симпатии

Результаты исследования показали, что в исследуемой группе 40% студентов испытывают к своему избраннику чувство любви, а 60% — чувство симпатии.

У большинства студентов есть человек противоположного пола, к которому они испытывают мало осознанное влечение — симпатию, связанное или с внешней привлекательностью и манерой поведения, или с общностью взглядов и интересов. В большинстве случаев любовь начинается с чувства симпатии. Истинная любовь включает в себе доброту, отзывчивость, дружбу, симпатию, душевное тепло, мягкость, нравственную близость.

Выводы по второй главе

[2]

Любовь — непосредственное, интимное и глубокое чувство, предметом которого, прежде всего, выступает человек.

Проявление любви в юношеском возрасте может принимать форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь — это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности.

Симпатия — это устойчивое положительное отношение к кому — или чему-нибудь, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи.

Для исследования был применен опросник «Шкала любви и симпатии». Цель методики — выяснить, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.

Важными для измерения представлялись три компонента любви: привязанность, забота и степень интимности отношений. Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.

Исследование проводилось со студентами Туймазинского медицинского колледжа группы 311, бригада № 1, количество принявших участие в исследовании составило 10 человек. Результаты исследования показали, что в исследуемой группе 40% студентов испытывают к своему избраннику чувство любви, а 60% — чувство симпатии.

Читайте так же:  Что должна знать каждая женщина про отношения с мужчинами

Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой — достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному. Юность — период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны — от 15-16 до 21-25 лет).

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа,— собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. п. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив считала аффективным центром жизни старшего школьника. В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. В основе готовности к самоопределению лежит формирование устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр.

Отношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские. В раннем юношеском возрасте возникают не только дружеские связи, но появляется и новое чувство: любовь. Появление предмета любви – высоко значимое событие в жизни молодого человека, вызывающее «бурю» эмоций, напряженные переживания. Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Любовь — высокая степень эмоционально-положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов. Зачастую юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости.

В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. Готовность к семейной жизни часто выражается в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному партнеру.

Любовь — непосредственное, интимное и глубокое чувство, предметом которого, прежде всего, выступает человек. Проявление любви в юношеском возрасте может принимать форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь — это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности.

Симпатия — это устойчивое положительное отношение к кому — или чему-нибудь, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи.

Эмпирическое исследование показателей любви и симпатии

курсовая работа.doc

В юношеском возрасте развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми также идет раздельно. Данные отношения становятся более сложными, юноши и девушки начинают играть множество социальных ролей, отношения, в которые они включаются, внешне и внутренне становятся похожими на отношения между взрослыми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.

В этот период времени обычно меняются отношения юношей и девушек со взрослыми, они становятся более ровными, менее конфликтными, чем были в подростковом возрасте. В ответ на требования взрослых, касающиеся их внешнего вида, работы по дому, учения в школе, влюбленные юноши и девушки нередко демонстрируют значительную покладистость. В эти годы большинство юношей и девушек проникаются сознанием того, что взрослые желают им добра [13].

Отношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские. Среди сверстников пользуются уважением те, кто обладает такими качествами, как отзывчивость, сдержанность, жизнерадостность, добродушие, уступчивость, развитое чувство юмора. Дружба является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Дружба измеряется степенью избирательности, устойчивости и интимности.

Психологическая ценность дружбы заключается в том, что она одновременно есть школа и самораскрытия, и понимания другого человека. Психология юношеской дружбы тесно связана с половозрастными различиями. В раннем юношеском возрасте возникают не только дружеские связи. Появляется новое чувство: любовь [12].

1.2. Переживание любви в юношеском возрасте

Любовь — более сложное явление, чем привязанность, а значит и более трудное для определения и изучения. Люди жаждут любви, живут ради нее, умирают из-за нее. Когда у людей спрашивают, почему они дружат с кем-либо, то они с готовностью обосновывают свой ответ. Такие же тенденции молодые люди обнаруживают и в отношении любимых людей, объясняя, что те полны достоинств. Люди старших возрастов отмечают, что любят, скорее «вопреки», чем за что-то. Источником любви они осознают себя, а не партнера. Еще более очевидной становится ситуация, если любовь безответна. Для юноши или девушки любовь – это, чаще всего, незнакомое чувство. Они пока не знают, как она приходит, и как уходит. Появление предмета любви – высоко значимое событие в жизни молодого человека, вызывающее «бурю» эмоций, напряженные переживания. «Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Самые большие открытия в таких отношениях делаются о себе самом» [13].

Проявление любви в юношеском возрасте обычно принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь — это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности.

Симпатия — это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому — или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи. Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и мало осознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым — внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п., т. е. аттракция. Симпатия — это мало осознанное отношение или влечение одного человека к другому [6].

Любовь приходит с формированием эмоциональной зрелости. Именно поэтому первые юношеские или даже подростковые порывы души мы в последствии называем влюбленностью. Половое влечение зачастую является одним из «китов» входящих в состав сложного чувства – любовь.

Читайте так же:  Зачем мы смотрим сериалы

Возникновение любви обусловлено:

1) половым созреванием, завершающимся в ранней юности;

2) желанием иметь близкого друга, с которым можно говорить на самые сокровенные темы;

3) потребностью в сильной эмоциональной привязанности, понимании, душевной близости [11].

Юноша и девушка — каждый сам по себе — стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. У каждого чувство любви индивидуально не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие — поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних — это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других — выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности [2].

«Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, каким он фактически является, побуждая не столько выбирать любимого, сколько придумывать его» [10].

Подлинная интимность отношений в юности, то есть совмещение жизненных целей и перспектив влюбленных при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможна только на основе относительно стабильного образа «Я». Пока его нет, юноша часто мечется между желанием полностью слиться с другим человеком и страхом потерять себя в этом слиянии.

Для понимания психологических отличий любви взрослых людей от юношеской особенно важны три момента: относительное завершение формирования самосознания; расширение и дифференциация сферы общения и деятельности; появление новых интимных привязанностей.

Любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Любовь — высокая степень эмоционально-положительного отношения субъекта, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр своих жизненных потребностей и интересов. Если в начале юности главным конфидентом (лицом, с которым обсуждаются личные проблемы) обычно бывает друг своего пола, то позже это место девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности — одна из главных причин юношеского одиночества.

Психология юношеской дружбы тесно связана с половозрастными различиями. Потребность в глубокой, интимной дружбе у девочек возникает на полтора-два года раньше, чем у мальчиков. Девичья дружба более эмоциональна, они чаще испытывают дефицит интимности, более склонны к самораскрытию, придают больше значения межличностным отношениям. Это связано с тем, что девочки быстрее созревают, у них раньше начинает развиваться самосознание, поэтому и потребность в интимной дружбе возникает раньше, чем у мальчиков. Для юношей-старшеклассников значимой группой остаются сверстники своего пола и «поверенным всех тайн» также является друг своего пола. Девушки мечтают о друге противоположного пола. Если таковой появляется, то он, как правило, старше свой подруги. Дружба между юношей и девушкой со временем может перерасти в любовь [12].

Зачастую юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические.

Несмотря на демократизацию и упрощение взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажется некоторым взрослым. «Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, во время свидания, когда можно целоваться и т.д.» [7].

Наиболее разработанная, опирающаяся на эмпирические данные современная классификация (по К. Хендрик и С. Хендрик) различает шесть стилей любви;

1) эрос — страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;


2) людус — гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3) сторге — спокойная, теплая и надежная любовь-дружба;

4) прагма — рассудочная, совмещающая людус и сторге, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

5) мания — иррациональная любовь- одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения;

б) агапе — бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге [7].

Любовные переживания молодых мужчин содержат больше эротических и особенно людических компонентов, тогда как у женщин ярче выражены прагматические, сторгические и маниакальные черты. Маниакальные увлечения типичнее для подростков и юношей, нежели для взрослых». Исследователями было обнаружено, что некоторые стили, например, эрос, предполагают высокую степень удовлетворенности отношениями, другие – такие, как людус – чаще приносят меньшее удовлетворение. Некоторые любовные стили характерны для всех любовных пар: взаимопонимание, взаимоподдержка, удовольствие от общения друг с другом. Некоторые элементы являются отличительными чертами. Если мы испытываем страстную любовь, мы выражаем это физически. Мы считаем эти отношения исключительными, просто очарованы нашим партнером, это можно увидеть по нашим глазам. Сильно любящие пары почти не обращали внимания на окружающих и главным образом не сводили глаз друг с друга.

Любовь-страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Э.Хатфилд определяет ее как «состояние непреодолимого желания соединиться с любимым» [8].

Ожидание любви и ее переживание у юношей и девушек неизбежно связано с сексуальным поведением, которое, в свою очередь, определяется у них, как скоростью полового созревания, так и социальными факторами.

Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы:

  1. Идеальный образ любимого предшествует образу реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. У молодых людей этот идеальный образ расплывчат и содержит множество нереалистичных деталей;
  2. Бессознательная идеализация предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле;
  3. Свойства реального объекта любви определяют идеал влюбленного.
Читайте так же:  Психоанализ бесплодия или ожог материнства

«По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой известные основания. В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других – имеет место идеализация, в третьих – идеал формируется или трунсформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах – наука сказать не может» [7].

В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. Она несколько «запаздывает» по отношению к сексуальной мотивации. И.С. Кон отмечает, что у юношей вообще часто бывает расхождение между возвышенной любовью к определенной девушке и сексуальными устремлениями к женщинам вообще. Готовность к семейной жизни часто выражается в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному партнеру [14]. Также готовность проявляется «в реалистичных представлениях о материально-финансовой стороне жизни семьи, сформированности чувства долга по отношению к супругу и семье в целом» [5].

Выводы по первой главе

Юность — период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны — от 15-16 до 21-25 лет).

Эмпирическое исследование показателей любви и симпатии

курсовая работа.doc

Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, преобразования, продолжающиеся сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. Сама жизнь вырабатывает у большинства современных юношей и девушек такую психологию, которая во многом отличается от психологии юношей, живших несколько десятков лет назад. Это и более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблем морально-этического характера, и самостоятельность.

Если изменения детского самосознания большей частью выглядят плавными и постепенными, то отрочество и юность издавна считаются эпохой скачка, «второго рождения», возникновения нового качества, и в первую очередь открытия собственного «Я». Существенные изменения наблюдаются в стиле общения и межличностных отношений у юношей и девушек.

Интимно-личностное общение, как камерное, доверительное, сопереживающее, в юношеском возрасте занимает существенное место. На основе откровенности и доверия выстраивается юношеское общение. Поэтому желание дружбы и любви в этом возрасте очень высоко, так как является проявлением возрастных потребностей.

Актуальность исследований в области психологии любви обусловлена значимостью данного феномена для жизни и развития человека. В любви как чувстве и высшей психической функции проявляется и формируется личность и индивидуальность человека, иерархия его ценностей и смысложизненных установок, половая и тендерная идентичность. Субъектность человека, его возможности реализации творческой и неадаптивной активности, альтруизма, свободы характеризуют любовь как специфическую форму межличностного взаимодействия. Любовь играет огромную роль в становлении отношения к другим людям и самоотношения, выступая высшей формой их реализации.

Цель: определить , что преобладает во взаимоотношениях студентов: любовь или симпатия.

Гипотеза исследования: у студентов медицинского колледжа во взаимоотношениях преобладает симпатия.

  1. Теоретический анализ чувства любви в юношеском возрасте;
  2. Подобрать диагностическую методику для исследования;
  3. Провести диагностическое исследование;
  4. Обработать и интерпретировать результаты исследования.

Объект исследования: студенты медицинского колледжа.

Предмет исследования: совестливость.

Эмпирическая база: студенты группы 311, бригады № 1, Туймазинского медицинского колледжа.

[1]

Глава 1. Теоретический анализ чувства любви в юношеском возрасте

Юность — период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны — от 15-16 до 21-25 лет). Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст определяется как 17-21 год — для юношей и 16-20 лет — для девушек. Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления [2].

Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других — фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.

Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой — достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному.

Юношеский возраст представляет собой в буквальном смысле слова »третий мир», существующий между детством и взрослостью. Социальное положение юношества неоднородно. Ведущие потребности юности – это потребности в социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.

Конкретное содержание юности как возрастного этапа развития человека определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодого человека в обществе, объем знаний, которыми ему надлежит овладеть и которыми он имеет возможность овладеть, доступность культурных ценностей, характер социального окружения, общения и ряд других факторов. В настоящее время в нашей стране 15-17-летние юноши и девушки могут либо учиться в школе (государственной или негосударственной, частной), в профессионально-техническом училище или техникуме (воспитанники этих учебных заведений уже сделали свой первый профессиональный и жизненный выбор), либо работать или работать и учиться. Психологические и социологические исследования показывают, что таким образом различающиеся группы молодых людей отличны и по многим психологическим и социально-психологическим свойствам, хотя и находятся в одном и том же возрастном периоде, решая, соответственно, близкие в своей основе задачи развития.

Читайте так же:  Почему мы зеленеем от зависти

В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчиваются формирование и функциональное развитие тканей и органов. В плане полового развития большинство юношей и девушек этого возраста находятся уже в постпубертатном периоде.

Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития. Если понимать социальную ситуацию развития не просто как обстановку развития, а как «то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу», то современную социальную ситуацию развития в юношеском возрасте можно описать следующим образом. Общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем сделать это не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реального выбора [4].

Сегодня решения относительно выбора будущей профессии школьник по существу принимает дважды: первый раз — в IX классе, когда он выбирает форму завершения среднего образования (определенная школа, гимназия, техникум и т. п.) либо же отказывается от продолжения образования; второй — в XI классе, когда планирует пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь. Отметим, что если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, в период бурных социально-экономических перемен, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка; школа также не оказывает ученику решающей помощи — отсюда востребованность репетиторов, различных курсов, психологических и профконсультационных услуг.

Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту связывается с изменением отношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего [4].

Решение этих центральных для данного возраста задач сказывается на всем процессе психического развития, включая развитие и мотивационной сферы, и познавательных процессов.

Для детей, достигших раннего юношеского возраста, благодаря опережающему развитию их интеллекта, становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и вопросы, обычно волнующие взрослых. Старшеклассники задумываются над такими вопросами, заинтересованно обсуждают их и активно ищут на них ответы. Первыми из этих вопросов, раньше, чем другие, привлекающих к себе внимание, становятся морально-нравственные вопросы. Юношей и девушек связанные с ними проблемы волнуют не столько с познавательной точки зрения, сколько в плане их собственного нравственного самоопределения в связи с началом поры любви и установлением интимных отношений с людьми противоположного пола. Их поиски, связанные с нравственным выбором, в этом возрасте обычно выходят за рамки круга непосредственного общения [13].

В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа,— собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. п. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, это требует развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций активизирует его рефлексию, а также чувство своей особенности, непохожести на других. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает характерное для ранней юности чувство одиночества или страха одиночества [9].

Юноша, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.

Уединение помогает проигрывать различные роли, которые недоступны подросткам в реальной жизни, моделирование различных ситуаций — трудных и критических. «Чувство одиночества… — нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни» — пишет И.С. Кон [8].

В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения. Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование, итожащее раннюю юность. Однако в ранней юности не завершается процесс личностного развития, процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются и в последующих возрастах, поэтому можно считать, что новообразованием ранней юности является социально-психологическая готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению. Эта «психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность непрерывного процесса роста его личности сейчас и в будущем» [15].

Читайте так же:  Стратегия безопасности ребенка дошкольного возраста

В основе готовности к самоопределению лежит формирование устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к самоопределению означает формирование у юноши, девушки таких психологических качеств, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.

Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по сути близко представлению об идентичности — понятию, наиболее часто встречающемуся при описании этого возраста зарубежными исследователями. Известный американский психолог Э. Эриксон, который ввел в обиход это понятие, понимает идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). По его мнению, идентичность — это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации. Юность он связывает с кризисом идентичности, который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие» [1].

Электронная инфраструктура нового поколения

Идентификация и репликация для вечного и безопасного хранения
информации в открытом доступе

30 июня 2019

Хакатон Hacknowlege II

Ассоциация интернет издателей проводит хакатон по использованию свободных данных и свободного контента

Руководство

Для пользователей и организаций

Наука и высшее образование

Научная литература, учебные работы и произведения в свободном доступе

Цифровые объекты и данные

Открытые данные, открытое ПО, 3D-модели и других объекты в свободном доступе

Культура и искусство

Художественная литература, музыка, кино, изображения и публикации в СМИ в свободном доступе

В Госдуму внесли поправки в закон об иностранном владении СМИ

Правительство внесло в Госдуму законопроект о внесении изменении в статью 19 закона «О средствах массовой информации» в части уточнения положений з.

РКН принял меры для защиты сериала «Рассказ служанки» от пиратов

Роскомнадзор (РКН) потребовал от владельцев интернет-ресурсов ограничить доступ к нелегальным копиям сериала «Рассказ служанки». Это было сделано п.

Google научил голосовой помощник читать чужие переписки

Шифрование сторонних мессенджеров больше не обеспечит конфиденциальности

Роскомнадзор заблокировал 33 сайта, защищая авторские права телеканалов

Роскомнадзор направил уведомления в адрес 39 интернет-ресурсов о необходимости удаления нелегальных трансляций телепередач, 33 сайта были внесены в.

Тест: Пират или научный издатель?

Что вы знаете об авторском праве и открытом доступе?

Тест: сдайте зачет по авторскому праву

Ответьте на 12 вопросов и выясните, что вы знаете об авторском праве

Методическое пособие «Открытое наследие»

Настоящее методическое пособие адресовано сотрудникам библиотек, музеев, архивов и галерей. Пособие содержит базовые сведения о всемирной энциклопедии Википедия и других проектах Викимедиа. В издании обобщён российский и мировой опыт взаимодействия движения Викимедиа с учреждениями культуры. Прив.

Материалы серии семинаров по открытому доступу в Казани

Опубликованы видеозаписи докладов российских и международных экспертов на тему открытого доступа и открытой науки

Материалы серии семинаров по открытому доступу в Томске

Опубликованы видеозаписи докладов российских и международных экспертов на тему открытого доступа и открытой науки.

[3]

Практика открытой публикации учебных работ в российских вузах

В исследовании приведен обзор практики публикации выпускных квалификационных работ студентов и организации университетских репозиториев российскими вузами. В результате исследования было выявлены лучшие практики университетов, которые подробно описаны в соответствующем разделе книги, включая особ.

Электронное книгоиздание в России 2016

Производство и распространение электронных книг в России: структура, проблемы, перспективы

Открытый доступ к науке

Анализ преимуществ и пути перехода к новой модели обмена знаниями

Как подключиться к Федеральной резервной системе банков знания

Требования к участникам системы и описание вариантов подключения к ней

Авторские права в интернете

Доклад группы экспертов

Принять участие в проекте

Пользователям

Узнайте больше о портале Ноосфера, его целях и принципах работы.

Организациям

Дополнительная информация для банков знаний и других организаций о партнёрстве и участии в проекте.

Даты жизни авторов

База данных с информацией о датах жизни авторов, их реабилитации и другой полезной информации о персонах.

Калькулятор правового статуса

Сервис для расчёта срока охраны авторских прав произведений науки и литературы.

Наши партнёры

Информация

Поддержка сайта осуществляется в рамках проекта «Ноосфера. Запуск». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».

Поддержка и развитие платформы осуществляются в рамках проекта Цифровая платформа «Ноосфера» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Интернет-издание «Общественное достояние». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70649.
Учредитель: Ассоциация интернет-издателей. Главный редактор: Трищенко Н.Д.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Содержимое сайта, если не указано иное, опубликовано в соответствии с лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)

Источники


  1. Каптерев, Петр Задачи семейного воспитания / Петр Каптерев. — Москва: Гостехиздат, 2005. — 192 c.

  2. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс.Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. — М.: Проспект, 2016. — 320 c.

  3. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений: моногр. / Р.Р. Калинина. — М.: Речь, 2011. — 352 c.
Эмпирические исследования любви
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here