Ещё 4 причины капризности и лености ребенка

Сегодня обсуждаем тему: ещё 4 причины капризности и лености ребенка с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Детские капризы. Их причины и последствия.

Детские капризы. Их причины и последствия.

Еще совсем недавно ваш малыш был совсем крохой. Вызывал умильные улыбки домашних, а в заботу о нем входило: вовремя накормить, погулять на воздухе, сменить подгузник, искупать и уложить спать. Но вот, ему уже 1,5-2 годика. Вы замечаете, что его поведение изменилось, вместо послушного малыша перед вами маленький каприза, вам трудно с ним договориться, он постоянно что-то требует, капризничает. Вы нервничаете, чувствуете свою беспомощность. Начинаете задумываться может это он — пресловутый кризис трех лет? Но нет. В возрасте ребенка до трех лет о кризисе говорить рановато. Здесь необходимо задуматься о методах воспитания.

Дело в том, что новорожденный ребенок нуждается в своевременном удовлетворении своих потребностей. А в 1,5-2 годика у него начинает появляться потребность в удовлетворении желаний.

Вот это как раз и является причиной всех сложностей. Для родителей очень важно не пропустить момент, когда у ребенка начинают появляются не только нужды, но и хотения.

Потребности ребенка удовлетворить не вызывает трудностей, а вот все желания реализовать не всегда реально, да пожалуй и не всегда нужно. Но ребенок капризничает, у него начинаются истерики, которые могут выглядеть по-разному – демонстративное лежания на полу, топанье ногами, истошные крики, ломание и швыряние игрушек, набрасывание с кулаками и т.д. и т.п. Вот здесь и возникает вопрос «Как реагировать?», родители, фактически, встают на путь выбора – потакать или нет требованиям малыша.

Хочется предупредить, что путь постоянных уступок весьма опасен. У ребенка начинает вырабатываться привычка – добиваться исполнения своих желаний любыми способами, в том числе и весьма неприятными для самих родителей.

Давайте попробуем разобраться, что же это за желания, которые так меняют поведение ребенка. Вот некоторые из них:

— Малыш хочет привлечь к себе внимание.

Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, вашей любви. Потребность в «нужности другому» является одной из базовых потребностей человека. Ребенку с самого начала жизни необходима родительская любовь. Однако если он окружен излишней заботой и вниманием, он бессознательно начинает злоупотреблять ими. И тогда капризы и плач становятся для него способом позвать к себе родителей, обратить на себя их внимание.

В такой ситуации родителям надо, с одной стороны, уделять малышу больше внимания, а с другой стороны, не потакать его капризам и не идти у него на поводу. Постепенно он должен научиться играть один, потому что мама не может постоянно находиться рядом с ним.

Ребенок чувствует себя увереннее в присутствии родителей, это создает у него чувство безопасности. Очень важно – не то сколько вы потратите времени, а как вы его проведете. При этом можно и не бросать свои домашние дела, а общаться с ребенком в процессе их выполнения. А еще лучше включать и его в этот процесс, конечно, времени это отнимет намного больше, за то позволит ребенку проникнуться важностью совместной деятельности с мамой и собственным вкладом в семью.

Помните ваш малыш как чистый лист и что вы на нем нарисуете, то там и будет в дальнейшем. Только от вас будет зависеть, будет ли он помогать вам или же будет считать, что мама и без него справится. Пусть он станет помощником во всех домашних делах. Только преподнесите это в форме игры. Вы стираете? Дайте ему маленький тазик и разрешите постирать свои носочки. Вы готовите на кухне? Пусть он займется тем же и накормит свои игрушки.

В совместном выполнении домашних дел есть несколько положительных моментов. Во-первых, ребенок все время находится рядом и вы можете контролировать его действия. Во-вторых, вы имеете прекрасную возможность объяснить малышу назначение некоторых предметов и показать, какие из них могут быть для него опасны.

Реакция на родительский запрет

Слезы у ребенка могут быть так же реакцией на родительский запрет. Малышу трудно понять, что значит «можно», а что «нельзя». Нужно помочь ему разобраться в этом. В годовалом возрасте малыша привлекают яркие и броские предметы. Криком и слезами он может просить интересующий его предмет который вы можете считать совсем не игрушкой. В этом случае нужно переключить внимание малыша на более безопасную игрушку.

Очень часто родители так сильно любят свое чадо, что покупают слишком много игрушек. Но проходит какое-то время, и все они ему надоедают. И тогда ребенок стремится к чему-нибудь новенькому и часто — запретному. Чтобы этого не случилось, не давайте ему все игрушки сразу, а меняйте их время от времени.

С определенными трудностями родителям приходится сталкиваться когда малыш начнет общаться со сверстниками. Каждый ребенок играет со своими игрушками. Многие из них захочется иметь и вашему малышу, и он будет просить их у вас. Вам придется поговорить с ним и объяснить, что все купить невозможно.

Если же это не поможет, сыграйте с ним в игру под названием «Магазин». Дайте ему игрушечные деньги и попросите сделать необходимые покупки. Когда деньги закончатся и малыш больше ничего не сможет купить, он поймет, что не всегда желаемое бывает доступным.

Если капризы не прекращаются, задумайтесь: может быть, это своеобразный способ проверить вашу реакцию. В таких случаях вы должны быть тверды и последовательны. Оставьте малыша наедине с самим собой, и вскоре он успокоится и изменит свое поведение.

Старайтесь разговаривайте с ребенком на равных. Если малыш будет знать, что вы всегда поможете ему разобраться в том или ином вопросе, терпеливо выслушаете, объясните, дадите совет, то капризов будет намного меньше, и ребенок при этом будет расти спокойным и неизбалованным. Родители должны уяснить для себя, что настало время прекращать быть «добренькими», настало время не только потаканий, но и запретов.

— Протест против опеки.

Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Это вполне естественно, если вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания, ведь он хочет быть самостоятельным, а вы постоянно им руководите: «Ты наденешь эту рубашку!», «Этого делать нельзя!», «Перестань смотреть по сторонам!» и т. д. Чтобы дать малышу право на самостоятельность, родителям необходимо научиться отличать собственные интересы от желаний ребенка.

Но часто причины капризов заключаются в неправильном воспитании. Ребенок постоянно плачем добивается удовлетворения своих желаний, и взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малыша формируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Незаметно закрепляясь, эта привычка может стать чертой характера.

Тема детских капризов довольно объемна, по этому в нашей следующей статье мы продолжи говорить о том что делать если ребенок капризничает .

Читайте так же:  Женская агрессия и мужская реакция

Капризный ребенок 2, 3, 4, 5 лет – что делать?

Все родители сталкиваются с трудностями воспитания своих детей. У кого-то дети непослушные, у кого-то капризные, а у кого-то истеричные. В любом случае необходимо решать проблему. Это зависит от того, в каком возрасте находится малыш. Капризного ребенка следует воспитывать еще в маленьком возрасте, когда только он начинает проявлять себя – в 2, 3, 4, 5 лет. Что делать и как справиться с капризами, расскажут специалисты сайта психотерапевтической помощи psymedcare.ru.

Никто не будет говорить о том, что с капризным ребенком будет легко. За один день проблему не удастся устранить. Однако если ваш ребенок стал капризным, тогда точно нужно выяснить причины данного явления, после чего устранять их.

Во-первых, родителям рекомендуется удостовериться, что ребенок действительно капризничает. Он кричит, раздражается, плачет не потому, что у него что-то болит и беспокоит, а лишь по субъективным причинам. Необходимо быть уверенными в том, что ребенок абсолютно здоров, он не голоден, не уставший, ему не холодно и не жарко. Другими словами, необходимо исключить все те физиологические причины, о которых он не может рассказать, однако различными способами на них указывает.

Во-вторых, если родители не могут справиться с капризами, которые действительно являются чрезмерными желаниями и хотением все делать по-своему, тогда можно обратиться за консультациями к детскому психологу. Он расскажет, как можно поступать конкретно в вашем случае, чтобы не навредить психике малыша, при этом все сделать правильно.

Кто такой капризный ребенок?

Практически все родители сталкиваются с капризами своих детей. Кто такой капризный ребенок? Это малыш, который плачет, рыдает, не слушается, что-то требует от родителей, при этом не желает успокаиваться, пока не получит своего. С одной стороны, кажется вполне логичным, что ребенок настаивает на своей точке зрения, если ему чего-то хочется. Он молодец, что отстаивает свои желания, требует их исполнения.

С другой стороны, способы, которыми он желает реализовывать свои желания, не согласуются с теми реалиями жизни, в которых живут люди. Ребенок нетерпелив, требует реализации желаемого от других людей, сам ничего не делает. Более того, его капризы вообще могут быть не связаны с желаниями, а скорее с общим эмоциональным состоянием, потребностями и даже состоянием здоровья.

Капризничать ребенок может по различным поводам:

Психологи относятся к капризам как к вполне нормальному явлению, через которое проходят все дети. Каприз – это способ заявить о своих желаниях. Кто-то быстро понимает, что данный способ не действует, поэтому перестает капризничать, а кто-то еще долго пытается через капризы воздействовать на родителей.

Следует отметить еще такой факт: если родители ведутся на капризы ребенка, тогда малыш продолжает капризничать, поскольку именно таким способом получает желаемое. Соответственно, родителям придется сменить свое поведение и выработать выдержку, чтобы в момент каприза поступить так, чтобы малыш уяснил, что его припадки не принесут желаемого результата.

Капризный ребенок в 2 года

В каждом возрасте капризы возникают по отдельным причинам. Чтобы понимать, как себя вести с капризным ребенком, которому исполнилось 2 годика, следует приблизительно знать, какие причины этому могут способствовать:

  1. Физические состояния, болезни, дискомфорт. Если ребенка будет что-то беспокоить, то он может начать терпеть, потом различными способами чего-то хотеть («хочу одного, нет, хочу другого»), после чего начать плакать. Родители естественным образом воспринимают это за каприз.
  2. Неудобства тела. Например, давит обувь, голова вспотела или живот болит. Все ощущения в теле тоже могут привести к капризности.
  3. Внимание. Если малыш в какой-то момент получает больше внимания, нежели в другой, тогда своими капризами он может достигать желаемого. Если он капризничает, отчего родители бросаются к нему, тогда он продолжает дальше капризничать.

Что необходимо делать родителям с капризным 2-летним ребенком?

  • Устанавливать правила и запреты. Если вы однажды что-то запретили делать, тогда продолжайте это запрещать и в последующем. При этом данный запрет должен поддерживаться не только одним родителем, но и вторым.
  • Оставлять каприз без внимания. Нередко ребенок просто играет на публику, то есть он капризничает тогда, когда родители находятся рядом или на него смотрят. Если лишить его зрителей, тогда каприз пройдет сам собой.

перейти наверх

Капризный ребенок в 3 года

В трехлетнем возрасте дети становятся особенно капризными. С чем это связано? С возрастным кризисом, когда ребенок начинает отделяться от матери, что приводит его к желанию отстаивать свою позицию, быть независимым. Родители могут заметить, что ребенок будто начинает делать все назло. В таком случае нужно поступать грамотно.

Что нужно делать родителям с капризным 3-летним ребенком?

  • Давать ему некоторую свободу. Если он чего-то не хочет делать, не заставлять.
  • Не бороться. Запретами и угрозами многого вы не добьетесь. Если, к примеру, малыш не хочет идти купаться, тогда можете сказать ему, что папа пойдет вместо него плавать в ванне и играться с его игрушками.
  • Переключайте внимание. Когда малыш капризничает, просто переключите его внимание на что-то другое, не связанное с темой каприза.
  • Не обращайте внимания на его каприз. Другими словами, покажите, что вы вообще не реагируете на его поведение, соответственно, он не получает своего.

перейти наверх

Капризный ребенок в 4 года

В четыре года малыш становится достаточно самостоятельным, чтобы иметь свои желания и любимые занятия. Он уже способен рассказать о том, чего хочет, а не капризничать. Что может привести к капризности малыша в данном возрасте?

  1. Копирование родителей. Если малыш видит, что его родители сами капризничают, пока решают какие-то спорные вопросы, тогда он просто будет их копировать.
  2. Устоявшаяся модель поведения. Если малыш раньше капризничал и получал свое, то в 4-летнем возрасте он просто будет продолжать подобным образом добиваться своего.
  3. Получение внимания. Малыш может привыкнуть к тому, что через капризы на него все обращают внимание. Если же ребенок постоянно испытывает внимание на себе, тогда он может капризничать из-за усталости.

Родители должны продолжать показывать, что ребенку запрещается делать, не обращать внимания на его капризы, давать некоторую долю свободы, а также не давать желаемого, пока он капризничает.

Капризный ребенок в 5 лет

Если в 5-летнем возрасте ребенок продолжает оставаться капризным, это говорит о педагогической запущенности ситуации родителями. В предыдущие возрастные периоды они не смогли правильно выстроить свою воспитательную методику, отчего она привела к капризности малыша в возрасте, когда данное качество уже могло отсутствовать.

Почему малыш капризен в 5 лет?

  1. Он к этому уже привык. Если в предыдущие года он через капризы получал желаемое, тогда он просто будет продолжать подобным поведением получать свое.
  2. Конфликты между родителями и детьми. Если родители не понимают ребенка, тогда он может капризничать.
  3. Избалованность. Если родители потакают капризам малыша, то сам он от них не избавится.
  4. Компенсация отсутствия внимания материальными подарками. Поскольку родители могут много работать, они будут задабривать своих чад различными подарками, чем еще больше развивать их избалованность и капризность.
Читайте так же:  Виды психологической помощи

Родителям следует четко и жестко говорить «нет» малышу в 5-летнем возрасте, при этом ясно объясняя причины своего отказа. Необходимо объяснять малышу, что его капризность не дает желаемого, что демонстрировать на практике, чтобы ребенок реально видел, что его поведение является нерезультативным.

Родителям следует как в 5-летнем возрасте, так и в более молодых годах малыша научать его правильно заявлять о своих желаниях. Как малыш может рассказать о том, чего он хочет, вместо капризов, чтобы при этом он остался услышанным и, возможно, его желание исполнилось? Родители должны показать, как он может заявлять о своем «хочу», чтобы это было приемлемым.

Что делать с капризным ребенком?

Если капризность и плаксивость не являются следствием физического нездоровья ребенка, тогда это поведение указывает на то, что неправильно проводятся воспитательные меры. Отношения между ребенком и родителями выстраиваются немного неправильно. Что делать?

  1. Не следует кричать и ругать ребенка, поскольку он не сможет понять своего неправильного поведения.
  2. Общайтесь с капризным ребенком на равных, при этом объясняйте недопустимость его поведения.
  3. Можно уступить ребенку в малом, чтобы запретить что-то более значимое.
  4. Договаривайтесь, а не давите.
  5. Выясняйте мотивы поведения ребенка, а не просто наказывайте.
  6. Позволяйте в некоторых ситуациях малышу быть самостоятельным.
  7. Отличайте каприз от исследовательской направленности.
  8. Аргументируйте свои запреты, чтобы малыш понимал, зачем вы их перед ним ставите.

перейти наверх

Как в итоге обращаться с капризным ребенком?

Капризность присуща всем детям. Однако только от родительского поведения зависит то, будет ребенок капризничать дальше или быстро прекратит это делать. Если капризность малыша затягивается, тогда вполне нормально обращение родителей к детскому психологу. Он поможет устранить проблему в раннем возрасте, чтобы капризность ребенка не осталась на всю его жизнь.

Детские капризы

Детские капризы являются вполне естественными. С ними можно столкнуться не только в отношениях с детьми, но и при общении со взрослыми. Причинами детских капризов часто являются недовольства самих детей, которые негодуют из-за происходящих событий и поведения родителей. Как бороться с такими проявлениями, расскажут психологи.

Под капризами понимается недовольство, когда ребенок плачет, кричит, топает ножкой, машет руками и т. д. Если сравнивать капризы с детской истеричностью, то можно отметить отличие: капризы – это более легкое негодование ребенка, нежели истерика. Более того, капризность может проявляться в легкой форме, тогда как истерика часто является более тяжелой формой поведения.

Капризным ребенок не рождается, а становится. Все дети в различном возрасте становятся капризными. Чем более они младше по годам, тем более подвержены капризному поведению. У некоторых данное качество не закрепляется, а другие продолжают оставаться капризными даже во взрослом возрасте. Чтобы не развивать в своем ребенке капризное поведение, к которому он будет постоянно прибегать, следует обратиться за помощью психолога на сайте psymedcare.ru.

Что такое детские капризы?

Нередко люди путают капризы и истерики. Однако это разные понятия. Что такое детские капризы? Это плач, крики и раздражительность ребенка, что часто является реакцией на некий раздражитель. Если истерику можно приписать к театральному представлению, когда ребенок намеренно преувеличивает свои переживания, то во время каприза ребенок может плакать, от чего-то отказываться, воротить носом не из-за своей прихоти, а по объективным причинам.

Детская капризность может быть следствием каких-то нарушений или болезненного состояния ребенка. Часто дети становятся особенно капризными, когда болеют, голодны или плохо спят. Пожалуй, даже взрослый человек в некоторой степени становится капризным, когда ощущает дискомфорт внутри своего тела или в окружающей среде.

Однако следует отметить и манипулятивное детское капризное поведение, когда ребенок намеренно начинает плакать, кричать, обижаться и пр. Родителям следует смотреть на то, что предшествовало такому поведению ребенка. Если ребенок ни с того, ни с сего начал капризничать, то следует разобраться в причинах его поведения. Если же капризничать он начал после того, как ему отказались покупать игрушку или не повели на его любимую детскую площадку, то следует понимать, что здесь проявляется истеричное поведение.

Родители часто вынуждены ребенку во многом отказывать как по объективным причинам (к примеру, денег нет), так и в воспитательных целях. Здесь ребенок начинает капризничать, не желая принимать того факта, что его потребности и желания не удовлетворяются. Как себя вести в такой ситуации?

  • Не думать плохо о себе и о ребенке. Одни начинают думать, что у них плохие дети, другие — что они плохие родители. Стоит забыть о подобных мыслях. Ни вы, ни ваши дети не являются плохими. Необходимо разобраться в ситуации и исправить ее.
  • Игнорировать. Если капризы ребенка направлены на побуждение родителей сделать все так, как хочет ребенок, здесь следует игнорировать, не обращать внимания. Чем меньше зрителей, тем короче будет капризничать ребенок.
  • Проявить терпение. Если у вас были объективные причины отказать ребенку, то помните о них. Малыш поплачет и перестанет. Покажите ему, что не все желания будут исполняться по первому его требованию. Если что-то можно ему реализовать, то расскажите, как это можно сделать, не капризничая при этом.

перейти наверх

Причины детских капризов

У детских капризов есть много причин для появления. Если быть внимательными родителями, то можно их выявить.

Если ребенок капризничает, следует отметить факторы, которые предшествовали его поведению. Это поможет выявить истинные причины капризности и понять, он действительно пытается манипулировать окружающими или просто является любознательным, желает стать самостоятельным.

В любом случае на капризы не следует обращать внимание. Им не следует потворствовать, иначе они закрепятся за ребенком на всю жизнь.

Детские капризы и истерики

Частым проявлением детской истерики или капризов является поведение малыша, которому родители отказались покупать новую игрушку. Здесь начинается громкий плач, крики, падание на пол и пр. Многие люди могли наблюдать данную истерику, которая часто проявляется у детей в молодом возрасте.

В возрасте 1-2 года ребенок только начинает пробовать различные модели поведения. Естественными становятся капризы и истерики в таком возрасте. Ребенок прибегает к ним, поскольку пробует и наблюдает, что ему поможет в той или иной ситуации. Вот почему родителям советуют игнорировать истерики и капризы, чтобы они не закрепились за малышом.

Уже в 4-летнем возрасте поведение меняется. Лишь при потворстве или нарушениях в нервной системе ребенок продолжает капризничать и истерить. Это вызывает беспокойство, нервозность и даже злость на малыша у родителей, которые сами стали главными факторами развития у него подобного поведения.

Психологи советуют научиться правильно анализировать, когда ребенок истерит, потому что желает манипулировать, а когда действительно в чем-то важном нуждается. Не следует реагировать однозначно на капризы, поскольку ребенок просто может прибегать к неправильной модели поведения.

Читайте так же:  Когда нужна помощь психотерапевта

Отличать также следует детскую истерику от капризов:

  • Капризы являются проявлением протеста на то, что на данный момент оказалось запрещенным или недоступным ребенку. Длиться они могут короткий период времени и в течение дня, недели, даже месяца.
  • Истерики являются театральными представлениями, которые отыгрываются детьми ярко, громко. Малыш работает на публику, усиливая свою истерику, если окружающие обращают внимание на его истерику. Если же зрители расходятся и не реагируют, тогда малыш прекращает истерику. Она является ответной реакцией на неприятную новость или обиду.

перейти наверх

Как бороться с детскими капризами?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Детские капризы легче предотвратить, нежели заниматься вопросом, как с ними бороться. Вот почему психологи советуют сначала создать благоприятную обстановку для ребенка, спокойно с ним общаться, также оберегать от переутомления, переохлаждения, перегрева, голодания и прочих физиологических причин. Даже взрослый человек будет капризничать, когда он чувствует себя плохо и неуютно. Порой устранение данных факторов уже помогает в решении проблемы.

Истерики и капризы свойственны детям, однако не следует им потакать, чтобы ребенок не понял, что к ним следует прибегать при первом отказе или неудовлетворении его желаний.

  1. Стойте на своем. Если вы когда-то сказали «нет», то должны сохранять свое слово, независимо от поведения ребенка.
  2. Четко оговаривать перечень запрещенных вещей. Ребенок должен понимать, чего ему «нельзя», и видеть, что родители не ведутся на его капризы и не меняют решения.
  3. Продолжайте заниматься своими делами, пока малыш вопит. Он должен видеть, что родители не реагируют на его истерики, поэтому следует их прекращать.

Запрещается ребенка утешать, ласкать и сюсюкаться с ним. Это лишь утвердит малыша в его поведении. Не следует оставлять малыша одного на долгое время, при этом сохраняйте спокойствие. Ситуация вполне нормальная. Ваш малыш здоровый и с ним все в порядке. Поплачет, покричит и перестанет. Будьте уверенны, что все происходит так, как надо.

Всегда поощряйте малыша за то поведение, которое вам нравится. Он должен четко отмечать, что есть поведение, за которое его вознаграждают, и поступки, которые игнорируются, не дают ему счастья и удовольствия.

Воспитать маленького кроху очень сложно, поскольку он многого еще не понимает и действует инстинктивно. Капризы и истерики – это своего рода инстинкты, когда ребенок прибегает к примитивным формам своего негодования и протеста. Пока что именно такими поступками он может выразить свои внутренние переживания. Если родители воспользуются рекомендациями психологов, то придут к положительному итогу.

Прогноз воспитательных мер непредсказуем. Однако известно следующее: если оба родителя будут действовать постепенно и сообща, тогда их ребенок вскоре прекратит свои капризы и начнет взращивать в себе другую модель поведения, которая приемлема родителями и, соответственно, обществом, в котором все люди живут.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С КАПРИЗНЫМИ ДЕТЬМИ

Пути преодоления детских капризов

У капризного ребенка любимые слова «Я не хочу!» Он предпочитает последовательно отказываться от всего, что ему предлагают родители. Такие дети почти никогда не предлагают своего варианта. Такой ребенок обычно растет в атмосфере всеобщего потакания всем его желаниям. Он не встречает строгого, категорического отказа даже в тех случаях, когда это необходимо. Такой ребенок безынициативен, не умеет прилагать ни к чему усилий. Взрослые не предъявляют ему никаких требований. У капризного ребенка формируются крайне неприятные личностные качества. Причина их появления излишняя опека. Однако в этом случае изменение поведения взрослых не ведет к исчезновению капризов, а, как правило, наоборот, усиливает их.

Существует множество путей преодоления детских капризов, среди них можно выделить:

1) Правильное воспитание ребенка в семье.

Прежде всего, взрослым нужно изменить свое обычное поведение, постараться вырваться из зависимости от капризов ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хотя и с опозданием, усвоит, что нельзя — это нельзя, а надо — это надо, что отказ от чего то совсем не означает, что ему тут же предложат что-то взамен. Одновременно взрослые должны сделать еще одно, более сложное дело — сформировать у ребенка конструктивные способы поведения; научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать усилия, чтобы удовлетворить желания; выработать настойчивость в достижении поставленной цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность. Самое сложное — сделать это так, чтобы ребенок воспринял меры не как наказание, а увидел в этом проявление любви, желание помочь ему. Ведь один из основных источников радости для ребенка — разнообразная совместная со взрослым деятельность.

Родителям следует учитывать некоторые моменты:

[2]

а) не выделять ребенка как маленького и потому пользующегося особыми привилегиями в семье. Гораздо важнее, чтобы он чувствовал свое равенство в семейном коллективе;

б) не ставить ребенка в особое положение: первый кусок, лучшее место способствуют воспитанию эгоистических наклонностей;

в) уметь отказывать ребенку твердо и решительно, если заметно, что его желание превышает возможности семьи или нарушает удобства старших;

г) учить ребенка считаться с интересами и желаниями старших, не нарушать их труда и отдыха;

д) относиться к ребенку, как к равноправному члену семейного коллектива;

е) закрепить за ребенком постоянный круг обязанностей и неотступно следить за их выполнением. Приучать его проявлять заботу о старших, упражнять в этом, давая конкретные поручения;

ж) учить ребенка быть общительным, доброжелательным со взрослыми и сверстниками; учить делиться игрушками, лакомствами с другими детьми и старшими;

з) присмотреться к своему ребенку — обладает ли он качествами общественности.

2) Воспитание в ребенке дисциплинированности.

Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания детей в семье занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина — организованность, порядок в той или иной области жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни ребенка правилам и нормам, сложившимся в обществе, и семье. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам. Для капризных детей дисциплинированность, это способ устранить все негативные факторы, влияющие на его поведение. Родителям необходимо:

б) не злоупотреблять запретами, запреты должны быть разумными и обоснованными. Когда запретов слишком много и они отдаются по мелочам, ребенку трудно усвоить, что можно, а что нельзя

в) быть последовательными в своих распоряжениях: дав наказание, не отменять его

г) не злоупотреблять нотациями и нравоучениями, ребенок не всегда способен понять их

д) если ребенок не выполнил распоряжения, прежде необходимо выяснить причину Выяснение причины поможет выбрать правильное решение в подходе к ребенку

е) добиваться от ребенка осознанного, добровольного послушания. Послушание под давлением родительской власти приучит его вести себя, как надо, лишь в вашем присутствии, а когда вас нет, он будет поступать, как ему заблагорассудится

Читайте так же:  Материнская и отцовские функции в воспитании

ж) контролируя выполнение ребенком распоряжений взрослых, надо быть тактичными

з) грубое слово, насмешка ранит ребенка, вызывает сопротивление указанию старших. Хороший воспитатель никогда не дает указаний раздраженным или повышенным тоном, но добивается послушания.

3) Организация совместной деятельности.

Обычно дети, склонные к капризам, очень дорожат вниманием взрослых и болезненно переносят его недостаток. Не их вина, что это внимание чаще всего выражается в бесконечных уговорах или обсуждении того, что ребенок хочет, а чего нет.

Нужно разнообразить общение детей со взрослыми и сверстниками, включая их в общее дело, стараться увлечь. Когда ребенку что-то интересно и он занят, он забывает капризничать. Крайне важно, чтобы в эту деятельность были включены не только он и родители, но и другие дети, знакомые, соседи, друзья. Вместе можно лепить снежную бабу, строить крепость, прыгать через лужу и ловить бабочек.

4) Распределение самостоятельной работы.

Дома следует поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то: постирать белье куклы и свои носочки, порадоваться, какими они стали чистыми; сложить книжки на полке: сказки — со сказками, а раскраски — с раскрасками; убрать игрушки или построить «гараж» и поставить туда все машины. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам.

Элемент самостоятельности в большинстве случаев воспринимается дошкольником как очень важная и новая, прежде недоступная привилегия. Этим надо воспользоваться и всячески поддерживать в избалованном ребенке убежденность, что ему очень повезло, когда, например, ему разрешили самому поставить на стол тарелки, даже если одна разбилась, полить цветы, покормить рыбок или сделать что-то еще. Стоит только приложить усилие и преодолеть привычку все делать за ребенка и предлагать ему уже в готовом виде — и тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы.

5) Соблюдение режима дня.

Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию ребенка, его здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине.

Все родители пережили особенно напряженный период, когда только что явившийся в мир человек должен приспособиться к необычным условиям. Облегчить эту адаптацию — приспособление к жизни — родители обязаны организацией определенного режима: в определенные часы кормление, сон, бодрствование, пребывание на свежем воздухе и т.д. По мере роста ребенка распорядок его будет меняться. Но на всю жизнь должна сохраниться основа, заложенная в раннем детстве — чередование всех форм деятельности организма в определенном ритме. Воспитать в ребенке чувство ритма — не слишком сложно, так как самой природе присущ ритм. Малыш легко привыкает к предложенному ему режиму. Но родителям и другим окружающим взрослым соблюдать его без перебоев оказывается трудно. Четкий режим и содержательная жизнь ребенка — основное условие формирования положительных устойчивых привычек, предотвращающих возникновение капризов.

Маленького ребенка легко отвлечь, умелое переключение его внимания содействует прекращению капризов, не следует говорить при ребенке, что он капризен, особенно при посторонних. Не обещать детям того, что не может быть выполнено, не добиваться послушания посредством подкупа. Ребенок либо перестанет верить обещаниям, либо станет подчиняться при условии, что за это получит вознаграждение.

Не забывать о единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых. Указание, данное одним из членов семьи, должно “поддерживаться остальными, тогда ребенок не будет искать защиты то у бабушки, то у, мамы или папы.

Детские капризы — результат неправильного воспитания, чаще всего они являются достоянием избалованных детей.

Именно соблюдение режима позволяет ребенку выработать необходимые для жизни реакции и рефлексы, сохранять и укреплять здоровье при напряженной смене различных раздражителей.

[3]

6) Не наказывать ребенка, если он капризничает.

Наказывать малыша за капризы не только неэффективно, но даже вредно, поскольку утверждает в нем убеждение, что родители его не понимают — читайте «не любят» в исполнении ребенка. Для малыша, родители — все, и подобное негативное действие с их стороны в глазах ребенка воспринимается как предательство «ни за что». Стыдить ребенка тоже не стоит — для него это необоснованный сигнал о том, что мама считает «Он плохой и виноват», а в чем ваш малыш еще не понимает. Не забывать, что наказание — мера воспитательная, но не карательная. При использовании наказания следует учитывать:

а) наказание тогда достигает цели, когда помогает ребенку исправиться, вызывает раскаяние, осуждение собственного поведения

б) прежде чем наказывать, надо попытаться выяснить причину детского проступка

в) не забывать об индивидуальных особенностях, часто обусловливающих поступки и «срывы» в поведении ребенка.

Таким образом, в целом для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.

Консультация для родителей «Причины возникновения капризов и упрямства у детей дошкольного возраста»

Олеся Блешинец
Консультация для родителей «Причины возникновения капризов и упрямства у детей дошкольного возраста»

Период дошкольного детства – одно из прекраснейших периодов. Именно в это время развиваются все психологические процессы: внимание, память, мышление, но так же это период становления личности ребенка. А личность человека многообразна. Наряду с положительными качествами существуют и негативные.

Что же такое капризы ребёнка? Почему дети бывают упрямыми?

[3]

Все взрослые имеющие дело с маленькими детьми, не один раз сталкивались с капризами. Капризы могут проявляться по разному: иногда ребёнок выражает своё недовольство на все на свете — он всё время хнычет и ноет, скажем, ребёнок отвечает характерными вспышками гнева на любое требование взрослого, независимо от того, велят ли ему или запрещают что- либо сделать.

Детское упрямство проявляется в том, что ребенок противоречит во всем взрослому и старается всё сделать и даже сказать наоборот. И возникает оно чаще всего тогда, когда взрослые ограничивают малыша в проявлении его самостоятельности и невнимательны к успехам или неудачам ребенка.

Больше всего родители жалуются на упрямство детишек в возрасте около трёх лет. И это не случайно. Именно в этот период в ребенке начинает формироваться его самосознание и у него появляется стремление к самостоятельности, потребность в уважении и одобрении его поступков взрослыми. Это выражается в том, что малыш все хочет сделать сам. Недаром этот период в детской психологии называют возрастом «Я сам». Этот возраст самый трудный для воспитания и требует особо чуткого подхода к ребенку.

Нередко и родителям и воспитателям приходится иметь дело с детьми, которые плохо поддаются воспитательным воздействиям. Эти дети нарушают распорядок дня, портят домашние вещи, не в чем не знают удержу. Они заводилы драк, грубят. Главные причины, проявления такого поведения — это:

[1]

1. Неблагоприятные условия жизни и неправильное воспитание в семье. Между отцом и матерью, родителями и детьми существуют не нормальные отношения: нет дружбы, каждый живет только своими интересами, детям не уделяют внимания. Взрослые подают дурной пример отношения к окружающим людям. Отец или мать обрушиваются на ребенка с упреками и наказаниями, оскорбляют его. Он выражает свой протест грубостью и неповиновением. Постепенно такое поведение приобретает устойчивый характер, становится для ребенка обычным при любых обстоятельствах.

Читайте так же:  Отношение к себе заботиться или бороться

2. В такой же мере, как неблагоприятные условия и невнимание к ребенку, капризным делает его чрезмерное благополучие: избыток внимания. Бывают такие семьи, в которых взрослые на перебой спешат выполнить любое желание, любую прихоть баловня, ни в чем не ограничивают его. У него создается убеждение, что ему всё дозволено. Попытки родителя остановить ребенка, образумить его робки и не решительны.

В чем ошибки родителей, у которых капризные дети?

С одной стороны, в излишней избалованности, в потаканию ребенку, а с другой в излишней строгости. Если родители таких детей припомнят, как складывалось самое раннее детство их детей, то они увидят многие свои родительские слабости, вспомнят, как не раз они уступали требованиям ребенка, выражаемым крикам.

Вот как образно сказал об этом французский мыслитель Жан-Жак Руссо – «Первые слезы детей — их просьбы, если не сберечься, они вскоре станут приказаниями…» Позже требования будут расти вместе с требованием ребенка, и родители, не замечая этого, постепенно будут сдавать перед детьми одну позицию за другой.

Совершенно не допустимо строить так воспитание, чтобы оно состояло из одних запретов. Поставьте себя на место ребенка- живого, пытливого и подвижного, которому хочется побегать, порезвиться, многое узнать, а он только и слышит: «не кричи», «не трогай» и. т. д.

Для ребенка так же важно, чтобы к нему был единый воспитательный подход со стороны всех членов семьи. Постоянное подчеркивание родителями недостатков ребенка вызывает у него озлобление, сопротивление, что нередко так же выражается в капризах и упрямстве. Иными словами, наша неверная реакция на капризы- наиболее частая причина, из-за которой они повторяются.

Бывают случаи, когда родители принимают за капризы и упрямство то, что на самом деле им не является. Для маленького ребенка характерна одна важнейшая особенность — то, к чему он привыкает в своей повседневной жизни, кажется ему приятным, а всякое нарушение установленного распорядка вызывает у него недовольство и раздражение.

Таким образом, специфика личности родителей, их нежелание учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, излишняя требовательность и малая эмоциональная близость с ребенком являются наиболее частой и основной причиной детского упрямства и капризов. Но есть и другие причины, более редкие, но тоже влияющие на появление упрямства, биологические особенности функционирования центральной нервной системы. Так у детей с сильной центральной нервной системой наблюдаются проявления упрямства и негативизма: дети обидчивы, часами могут не разговаривать, настаивают на своем, любыми способами.

Склонность к капризам связана с особенностями возраста. Дети дошкольного и младшего школьного возраста сильно возбудимы, их нервная система ещё не окрепла, воля не развита, они очень эмоциональны и впечатлительны. Не случайно маленький ребенок капризничает, когда слишком разбалуется или когда он устал и хочет спать. В словаре для родителей «Семейное воспитание», авторами описываются случаи, способствующие проявлению капризов у ребенка.

Переутомление, недосыпание, болезнь. В этом случае ребенку нужен отдых, разгрузка от некоторых обязанностей, а то и помощь врача. Однако основная причина капризов считает автор это неправильный результат воспитания. Это можно проследить на простом примере:

Ребенок просит: «Дай игрушку», «Пусти погулять». На эту спокойную просьбу думать, не отрываясь от дела, отвечает холодным отказом. Ребенок просит снова и снова, получая равнодушный отказ. Тогда он начинает кричать, топать, бросаться на пол, стучать кулачками. Мать, которая не выполнила спокойную просьбу ребенка, пугается: «Какой он нервный». Или ей становится жаль его: «Как он расстроился». Она стесняется соседей: «Что подумают, услышав такие крики». И вот по тем или иным причинам она говорит: «Ну, хорошо возьми игрушку, только перестань кричать». Или «Пусть будет по-твоему, иди гулять».

Ребенок получает опасный жизненный урок: спокойной просьбой он не мог добиться желаемого, но достаточно прибегнуть к капризу, как желания выполняются. Сначала он прибегает к капризам полусознательно, просто старается разжалобить взрослых, но затем такое поведение становится привычным. Стоит чего-нибудь пожелать, и уже не обойтись без криков, топанья, капризов. Дурная привычка все больше и больше закрепляется, становится чертой личности и доставляет уже взрослому человеку много различных осложнений и тягот.

Необходимость профилактики негативных качеств заключается в том, что капризы и упрямства тормозят развития ребенка, нарушают психологические процессы, ещё только начинающие формироваться в маленьком, неопытном человечке. И поэтому необходимо на начальных этапах их проявления осуществлять профилактическую работу.

Настоящая проблема актуальна, родители часто испытывают затруднения в общении с детьми, в организации их деятельности. В современном мире является острой, так как капризы и упрямства могут привести к детской лживости, к расстройству нервной системы, к неврозам, к раздражительности и легкой возбудимости.

1. А. Аркин. Письма к родителям. М. 1961г.

2. Виноградова Н. Ф. «Воспитателю о работе с семьей», М. — «Просвещение», 1989 г.

3. Ермолаева М. В., Миланович Л. Г. «Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста«, М. — Институт Практической Психологии. 1996 г.

4. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. «Диагностика и коррекция психологического развития дошкольников«, Минск, 1997 г.

Дидактическое пособие на развитие тонкой моторики рук. «Коробка ощущений» Дошкольное детство — короткий период в жизни человека, всего первые 6-7 лет жизни. Но оно имеет важное значение, именно в этот период стремительно.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Источники


  1. Ричард Не переживайте по пустякам в любви / Ричард, Кристин Карлсон. — Москва: Высшая школа, 2016. — 416 c.

  2. Энциклопедия семейной жизни (комплект из 2 книг). — М.: Отечество, 2010. — 825 c.

  3. Бахадори Ах уж эти супруги! Секрет счастливого брака / Бахадори. — М.: Диля, 2014. — 568 c.
Ещё 4 причины капризности и лености ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here