Ещё раз о границах

Сегодня обсуждаем тему: ещё раз о границах с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Новый Лаокоон еще раз о границах искусства слова и

Таким аниматором может быть только сам адресат направленного на него послания, записанного на бумаге, на холстах, на графических листах, выгравированного на деревянной или металлической пластине, высеченного в каменных конфигурациях или конструкциях, сложенных из разных материалов. И если анимация произойдет, то в колоннах античного храма оживет ритуал, посвященный божеству этого храма; в статуе начнет трепетать живая плоть, воскрешенная магическими прикосновениями резца ваятеля; массив талантливо спроектированного и умело отстроенного здания гостеприимно протянет рукава корпусов навстречу своему будущему обитателю; живописное полотно развернется сольным концертом автора, выступившего в качестве маэстро красочной симфонии. Оправдается призыв К.Брюллова к молодым художникам: «Делайте с карандашом то же, что делают настоящие артисты со смычком, с голосом. Чувствуйте каждое движение сами, будьте актером».(Цит. по Кривцун О.А. Феномен артистизма в современном искусстве. М.: Индрик.2008 С.9)
Тогда станет понятно, что космос искусств скроен не механически, он един потому, что в каждом искусстве заложены семена других искусств, каждое произведение есть «всеобщее», «тотальное» произведение – Gesamtkunstwerk,несущее в себе собранный воедино художественный мир – Gesamtkunstwelt.

***
Итак, необходимо отметить, что способом бытия произведений как формативных, так и перформативных искусств является исполнение, имеющее пространственно-временной хронотоп. Совершенно другое дело — их хранение, которое может происходить при условии превращения арт-процесса (художественного опыта) в арт-продукт, обладающий только пространственными габаритами. Хранение замысла происходит в знаковых структурах — текстах; хранение свершившегося художественного процесса – в записи исполнения. В перформативных искусствах им является типографский текст, электронная аудио-видео-запись; в формативных искусствах — «мануальная запись», фиксирующая в вязком или твердом материале следы продуктивных жестов творца произведения, после чего возможно также техническое репродуцирование овеществленного творения.

Ещё раз о границах

Написать эту статью меня побудило обсуждение с моим коллегой личных границ. Беседа была по поводу его отношений с постоянным клиентом.

Итак, уж сколько на эту тему было написано и сказано. Споры не умолкают до сих пор.

Где эта граница?
Как её выстраивать?
И каково влияние на эту границу культурных особенностей клиента и терапевта?

У нас на постсоветском пространстве, а именно в Казахстане, в отличие от Европы, не принято обращаться к психологу. И само обращение рассматривается под другим углом. Работа психолога с клиентом в нашей культуре во многом отличается от работы в культуре европейских стран. В чем же это отличие?

В восточных странах, в таких как, например, Япония или Китай, так называемых коллективистских культурах, учитель или наставник (пусть даже учитель по вязанию) воспринимается как учитель и в других областях, вплоть до вопросов семейной жизни. Считается, что если он знает больше в одной области, то должен быть знатоком и в других областях. В общем, если он учитель, то учитель во всем.

В западной же культуре, напротив, понимают и разделяют компетентность учителя в тех или иных областях жизни. Если ты мастер чайных церемоний или отношений внутри семьи, то комментарии такого гуру по поводу работы ученика будут рассматриваться как нарушение личных границ.

Отсюда и разный подход к оплате:
на востоке – это дар в знак благодарности учителю, в Европе это покупка услуги.

А что же мы, постсоветское пространство? Территория России и Казахстана?
А мы, как вы уже догадались, находимся посередине между двумя этими крайностями.
И часто рискуем скатиться в ту или иную крайность.

В чем мы видим здесь проблему? Наши психологи, воспитанные на западных школах Фрейда, Юнга, Перлза, и перенявшие их отношение к оплате и клиенту, где психолог — это скорей человек, оказывающий услугу, бывает, не могут понять, что многие наши клиенты начинают видеть психолога в процессе терапии либо как учителя и мудреца, некоего гуру, либо как друга, в зависимости от разницы в возрасте и стиля его терапии.

На тренинге одного известного психотерапевта мы очень серьезно разбирали вопрос с собственной идентификацией — кто мы по отношению к клиенту в свете всего вышесказанного. Его точка зрения на этот счет, да, в общем-то, и вся парадигма терапии строилась, исходя из положения о том, что мы для клиента должны быть «гуру», мудрым наставником и учителем. Именно в этом он видит успех метода своей терапии.

Даже способ оплаты в этом методе очень важен, он должен быть именно как некий дар своему учителю и наставнику, и не даваться в руки, а класться в специальное место.

[3]

И, скорей всего, он прав. Прав, так как ему уже 70 лет, а в прошлом большой опыт работы психиатром, для него это действительно наиболее работающая модель терапии, наилучший способ общения с клиентом. Если сказать проще, он так видит себя и людей, характер у него такой.

[3]

Но, как говорится: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть». Я думаю, что при планировании терапии надо учитывать не только культурные особенности социума, в котором действует человек, но и обязательно возраст клиента по отношению к своему собственному.

Практически невозможно быть конгруэнтным гуру по отношению к старшему человеку в коллективистских культурах. А в данном случае я говорю про Казахстан, да, думаю, что и в России во многих регионах та же ситуация.

Так в чем же заключалась проблема моего знакомого?
Его клиенты, а таких было немало, настойчиво пытались втянуть его в отношения, не связанные с терапией: либо просто дружеские, либо дружеско-коммерческо-деловые. И при том начинали искренне не понимать, почему им приходиться платить деньги просто, как они думали, за общение с ним.

И ведь действительно, как можно платить другу за разговор с ним?
А если платить, то какой же он тогда друг, и разве можно делиться своими проблемами, то есть быть искренним и открытом. В конце концов мой знакомый, хоть и не без труда, но все же решил эту задачу. Прекратив полностью общение с кем-то и став гуру кому-то. И вынес для себя их этих ситуаций определенные уроки. И теперь действует с учетом этих знаний и определяет свой подход в зависимости от возраста и культурных особенностей клиента.

Читайте так же:  Психологический мазохизм

Какое резюме я хочу подвести в этой статье?
Что нужно учитывать индивидуальные и культурные особенности каждого человека, а не пытаться «стричь всех под одну гребенку». Стандарты стандартами, правила правилами, но работать надо в картине мира клиента, уважая свои границы в этой же культуре.

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

«Я» и «ты» — мы разные или еще раз о границах.

Сегодня на одной из консультаций мне задали вопрос.

— Я не позволю обманывать себя и не буду поддерживать ложь.

— Я не буду вызволять кого-то из последствий безответственного поведения.

Я не буду врать, защищая твое поведение.

— Я не дам никому испортить мой день, мою неделю, мою жизнь.

— Вот это то, что я буду делать для тебя, а вот этого я не буду терпеть.

Важно говорить и не обещать того, что не готовы исполнить. если хотите, чтобы вас воспринимали всерьез.

На установление границ, на то чтобы самому привыкнуть к ним и не пропускать их нарушения и окружаюшие также приняли ваши новые границы и правила общения с вами необходимы усилия и время. Но результат вас порадует!

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Ещё раз о границах и личном пространстве.

Ещё раз о границах и личном пространстве.

В практике я часто сталкиваюсь с нарушением границ в семье. Ни взрослые, ни дети не имеют понятия о том, что у каждого из них может быть какое-либо личное пространство. То место, где они могут быть наедине с самим собой и, которое они могут защищать. А также, что они вполне спокойно могут чего-то не хотеть, например, делиться своим совочком и ведром в песочнице или поехать на отдых в одиночестве.

Начну с того, что у каждого человека есть персональное пространство, это та территория, которую он считает своей, это продолжение его физического тела. Родоначальником области изучения личного пространства и пространственных потребностей ещё в 1960г. стал американский антрополог Эдвард Холл.

Личную пространственную территорию принято делить на четыре зоны:

— Интимная зона (15 — 46см) — в неё могут проникать самые близкие, те, с кем человек находится в эмоциональном контакте. Зона, в которую пускают ненадолго и только с разрешения, иначе человек испытывает дискомфорт, расценивая это вторжение как насилие. Это могут быть нежелательные телесные контакты, поглаживания, касания, взятие за руку, объятия без спроса и предупреждения.

— Личная зона (46см — 1,2м) — в это пространство допускаются друзья, приятели, коллеги, те, с кем у человека дружественные отношения. Это безопасное пространство, куда он пускает людей, которым доверяет. Все остальные могут расцениваться как враги.

— Социальная зона (1,2 — 3,6м) — то пространство вокруг человека, в котором безопасно находиться в социуме.

— Общественная зона (более 3,6м) — на этом расстоянии спокойно можно общаться с незнакомым человеком. Безопасное общение с большой группой людей.

Величина личного пространства зависит от места проживания, национальных особенностей, социального положения, пола, особенностей воспитания. Конечно, в условиях мегаполиса его сложно сохранять. Постоянное нарушение персонального пространства приводит к негативным чувствам и переживаниям. Поэтому человеку необходимо время от времени уединение, и место, где он чувствует себя в безопасности.

Понятие границы в психологии очень хорошо и понятно даётся в телесноориентированном подходе. Именно отталкиваясь от ощущения своей телесности, можно начать формировать свои психологические границы. Формирование границ начинается в детстве. С этого начинается знакомство с собой.

Первый этап формирования границ происходит ещё во внутриутробном периоде со второго триместра до 1,5 лет. Он формируется в состоянии слияния с матери и дитя. Все границы ребёнка, вся концентрация энергии, весь центр — это мама. Через неё, с помощью неё происходит рост и питание. От качества этой связи зависит благополучное отделение ребёнка от матери. Здоровое слияние — это единение с другим, не теряя себя. Далее, это формирование телесных или физических границ, ощущения кожи как границы тела, внутренние ощущения тела. Помните, как малыш изучает своё тело, рассматривает ручки и ножки, пробует на вкус. Это является самым ранним самовосприятием человека, телесные ощущения, ощущения от внутренних органов, ощущение от поступления пищи, сенсорные ощущения. Различные манипуляции с младенцем в это время дают ему разный опыт взаимодействия, какие-то могут быть не очень приятны, и тогда малыш может плакать и капризничать, другие, такие как поглаживания, мамины прикосновения, очень приятны и успокоительные для малыша. Адекватное восприятие собственных физических (телесных) границ является фундаментом для формирования самоидентичностии является основой принятия себя и понимания того, что «Я — есть».

Второй этап — это формирование личных или энергетических границ, возраст 1,2 — 3 лет. Освоение внешнего пространства и нахождение себя в нём, формирование возможности сказать «Нет», возраст «Я — сам», » Я — могу» и «Я — хочу». Тестирование границ взрослых, освоение правил и ограничений. Движение и познание. Возраст автономии и воли. Способность выражать свои чувства и эмоции. Возможность отстаивать себя в контакте с родителями и с другими взрослыми. Личные границы укрепляются за счёт умения ребёнка отстаивать своё личное мнение. Поэтому важно уметь слышать ребёнка и уважать его мнение. Для ребёнка активная зона удовольствия — это оральная зона, и поэтому когда мамы заставляют есть ребёнка полезную, но невкусную еду, это похоже на сексуальное насилие. У ребёнка всегда должен быть выбор! Всё это темы для личной терапии в будущем, если границы нарушались.

Третий этап формирования границ — возраст 3 — 12 лет- это территориальные границы. Территория ребёнка важна с рождения — кроватка, коляска, полка с игрушками, комната. То место, где ребёнку необходимо побыть одному. Освоение пространства, понятие зоны своего влияния и понимание роли в семье. Освоение своей полоролевой идентификации. Освоение границ, связанных с чувствами и сексуальностью. Человек осваивает границы изнутри наружу, ощущая свой центр. В психотерапии этот процесс происходит наоборот от внешнего к внутреннему, через осознавание. В песочной терапии, например, это уважительное отношение к тому, что построил человек в песочнице, психотерапевт не трогает фигурки и не убирает при клиенте мир построенный клиентом.

Читайте так же:  Про машу и пашу или как страх управляет нашей жизнью

Далее формируются социальные границы, чувство принадлежности к группе, осваивание разных ролей. Расширение себя как личности, своего влияния, узнавание себя с помощью других, таких же как и я. Новый всплеск отстаивания своих личных границ, только уже не детскими способами, желание быть не таким, как все и в тоже время страх быть инаким.

Разрыв симбиотических отношений — первый шаг к построению своих границ. Кода ребёнок пытается отделиться от родителей, он первым делом пытается построить свою границу. И это один из важных этапов работы в психотерапии. Именно это происходит с подростками, разрыв старых способов и выстраивание новых способов взаимоотношений.

Первое, чему учится человек, приходя ко мне на терапию, это телесному осознаванию. Постепенно он принимает себя целиком и полностью, и ощущает свои границы, как гибкие и подвижные, способные меняться в зависимости от состояния мира, укрепляться при необходимости и быть нейтральным, когда всё спокойно.

Для осознавания и полноценного ощущения своих границ человеку необходимо понимать, что входит в его зону ответственности, какие его потребности, есть ли у него право выбора, каково его отношение к людям, миру, событиям. Какие чувства он испытывает и как он их выражает.

Понятие границ, важное и основное не только в работе психотерапевта, но и в любых отношениях.

Берёзкина-Орлова В.Б. — Телесная психотерапия. Бодинамика.

Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. Работа с телом. в психотерапии. Практическое руководство.

http://bodynamic.by/margins.html Ст. Бодинамика. Личные границы

Человек: анатомия, физиология, психология. Энциклопедический словарь.

Ещё раз о границах

Написать эту статью меня побудило обсуждение с моим коллегой личных границ. Беседа была по поводу его отношений с постоянным клиентом.

Итак, уж сколько на эту тему было написано и сказано. Споры не умолкают до сих пор.

Где эта граница?
Как её выстраивать?
И каково влияние на эту границу культурных особенностей клиента и терапевта?

У нас на постсоветском пространстве, а именно в Казахстане, в отличие от Европы, не принято обращаться к психологу. И само обращение рассматривается под другим углом. Работа психолога с клиентом в нашей культуре во многом отличается от работы в культуре европейских стран. В чем же это отличие?

В восточных странах, в таких как, например, Япония или Китай, так называемых коллективистских культурах, учитель или наставник (пусть даже учитель по вязанию) воспринимается как учитель и в других областях, вплоть до вопросов семейной жизни. Считается, что если он знает больше в одной области, то должен быть знатоком и в других областях. В общем, если он учитель, то учитель во всем.

В западной же культуре, напротив, понимают и разделяют компетентность учителя в тех или иных областях жизни. Если ты мастер чайных церемоний или отношений внутри семьи, то комментарии такого гуру по поводу работы ученика будут рассматриваться как нарушение личных границ.

Отсюда и разный подход к оплате:
на востоке – это дар в знак благодарности учителю, в Европе это покупка услуги.

А что же мы, постсоветское пространство? Территория России и Казахстана?
А мы, как вы уже догадались, находимся посередине между двумя этими крайностями.
И часто рискуем скатиться в ту или иную крайность.

В чем мы видим здесь проблему? Наши психологи, воспитанные на западных школах Фрейда, Юнга, Перлза, и перенявшие их отношение к оплате и клиенту, где психолог — это скорей человек, оказывающий услугу, бывает, не могут понять, что многие наши клиенты начинают видеть психолога в процессе терапии либо как учителя и мудреца, некоего гуру, либо как друга, в зависимости от разницы в возрасте и стиля его терапии.

На тренинге одного известного психотерапевта мы очень серьезно разбирали вопрос с собственной идентификацией — кто мы по отношению к клиенту в свете всего вышесказанного. Его точка зрения на этот счет, да, в общем-то, и вся парадигма терапии строилась, исходя из положения о том, что мы для клиента должны быть «гуру», мудрым наставником и учителем. Именно в этом он видит успех метода своей терапии.

Даже способ оплаты в этом методе очень важен, он должен быть именно как некий дар своему учителю и наставнику, и не даваться в руки, а класться в специальное место.

И, скорей всего, он прав. Прав, так как ему уже 70 лет, а в прошлом большой опыт работы психиатром, для него это действительно наиболее работающая модель терапии, наилучший способ общения с клиентом. Если сказать проще, он так видит себя и людей, характер у него такой.

[2]

Но, как говорится: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть». Я думаю, что при планировании терапии надо учитывать не только культурные особенности социума, в котором действует человек, но и обязательно возраст клиента по отношению к своему собственному.

Практически невозможно быть конгруэнтным гуру по отношению к старшему человеку в коллективистских культурах. А в данном случае я говорю про Казахстан, да, думаю, что и в России во многих регионах та же ситуация.

Так в чем же заключалась проблема моего знакомого?
Его клиенты, а таких было немало, настойчиво пытались втянуть его в отношения, не связанные с терапией: либо просто дружеские, либо дружеско-коммерческо-деловые. И при том начинали искренне не понимать, почему им приходиться платить деньги просто, как они думали, за общение с ним.

И ведь действительно, как можно платить другу за разговор с ним?
А если платить, то какой же он тогда друг, и разве можно делиться своими проблемами, то есть быть искренним и открытом. В конце концов мой знакомый, хоть и не без труда, но все же решил эту задачу. Прекратив полностью общение с кем-то и став гуру кому-то. И вынес для себя их этих ситуаций определенные уроки. И теперь действует с учетом этих знаний и определяет свой подход в зависимости от возраста и культурных особенностей клиента.

Видео удалено.
Читайте так же:  Два муравейника
Видео (кликните для воспроизведения).

Какое резюме я хочу подвести в этой статье?
Что нужно учитывать индивидуальные и культурные особенности каждого человека, а не пытаться «стричь всех под одну гребенку». Стандарты стандартами, правила правилами, но работать надо в картине мира клиента, уважая свои границы в этой же культуре.

Ещё раз о границах

Прочитав ответ по поводу границ Земли отданной Все-ним Израилю. В Берешит написано следующие:

ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ОТДАЛ Я ЭТУ СТРАНУ, ОТ РЕКИ ЕГИПЕТСКОЙ ДО РЕКИ ВЕЛИКОЙ, РЕКИ ПРАТ : Берешит, 15:18.

То есть Всевышний обещает землю от Нила (река Египетская) до Ефрата. А это весь Синайский полуостров, вся территория современной Иордании, почти вся Сирия, Ливан. Как вы это прокомментируете?

В ответе, на который Вы ссылаетесь ( « Граница Израиля — по Торе» ; см. на сайте), я попытался очертить границы Израиля как Земли Обетованной. То есть — страны, территория которой предназначена для того, чтобы еврейский народ реализовал в своей жизни законы Торы.

Как следствие этого (в ближайшее время, во всяком случае — не позже, чем через 230 лет) будет построен Третий Храм, все человечество будет ориентировано на Тору и произойдет возрождение умерших (см. на сайте также ответ на вопрос — « Что будет, когда придет Машиах?» ).

Уже на этом этапе (незадолго до и в период возрождения умерших) «политическая география» исчезнет. Земля Обетованная превратится в «Страну Всевышнего» (термин — мой, и не надо фиксировать на нем внимание), с границами, простирающимися «от Нила до Ефрата».

Подробнее об этом сказано в пророчестве Иехезкеля. В Танахе, в книге Иехезкель , в «предварительной модели» описываются и возрождение умерших (гл. 37), и — довольно подробно — строительство и устройство Третьего Храма (гл. 40 и далее), и границы страны, которая будет дана всем 12-ти коленам после того, как они (надъестественным путем) соберутся вместе (гл. 47).

О границах, в частности, сказано, что Страна займет территорию, границы которой будут: на севере — от Средиземного моря и на восток — до Хамата (чуть южнее Турции) и до верхних рукавов Ефрата; на юге — от Негева, к западу — через Синайский полуостров до Нила.

Об этом и говорит Всевышний Аврааму во фразе, которую Вы процитировали. Это было сказано в контексте пророческого состояния, в которое Творец ввел Авраама — на фоне рассеченных животных (см. в Торе). Чтобы он смог увидеть всю историю человечества — до того кульминационного момента, о котором шла речь выше. Аврааму давалась возможность увидеть все — до конца. И это было для него тяжелым испытанием. Но это уже — другая тема.

Надеюсь, с двумя вариантами границ мы разобрались.

МЕТОД ПАРНЫХ ПРОДАЖ. ЕЩЕ РАЗ О ГРАНИЦАХ ПРИМЕНИМОСТИ

Результат исследований : Научные публикации в периодических изданиях › статья › научная

Язык оригинала не определен
Страницы (с-по) 6-14
Журнал ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Номер выпуска 12 (159)
Состояние Опубликовано — 2014

Цитировать

Результат исследований : Научные публикации в периодических изданиях › статья › научная

T1 — МЕТОД ПАРНЫХ ПРОДАЖ. ЕЩЕ РАЗ О ГРАНИЦАХ ПРИМЕНИМОСТИ

JO — ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

JF — ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОД ПАРНЫХ ПРОДАЖ. ЕЩЕ РАЗ О ГРАНИЦАХ ПРИМЕНИМОСТИ

Research output : Contribution to journal › Article › Research

Original language Undefined
Pages (from-to) 6-14
Journal ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Issue number 12 (159)
State Published — 2014

Research output : Contribution to journal › Article › Research

T1 — МЕТОД ПАРНЫХ ПРОДАЖ. ЕЩЕ РАЗ О ГРАНИЦАХ ПРИМЕНИМОСТИ

JO — ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

JF — ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ещё раз о границах России.

Российский истребитель Су-35С совершил одиночный полет до Гибралтара

Как сообщила испанская газета «Diario de Sevilla» , в ночь с 16 на 17 ноября и утром 17 ноября 2016 года одиночный истребитель Су-35С ВКС России совершил облет всей Европы с севера Норвегии до Гибралтарского пролива, следуя в сопровождении самолета-заправщика и совершив несколько дозаправок в воздухе. Пройдя близ Кадиса и испанской (и американской) военно-морской базы Рота, недалеко от входа в Гибралтарский пролив самолет Су-35С развернулся и проследовал в обратном направлении. На протяжении полета Су-35С сопровождался норвежскими, британскими, французскими и португальскими истребителями, а при приближении к воздушному пространству Испании дважды (у Хихона и Кадиса) сопровождался поднимаемыми на его перехват истребителями F/A-18 из состава 15-го крыла ВВС Испании в Сарагосе.

Истребитель Су-35С (бортовой номер «09 красный») ВКС России. 2016 год

Раздел «МНИМЫЙ МОДЕРНИЗМ (ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О ГРАНИЦАХ ЦЕРКВИ)»

Вызов экуменизма

Когда я был семинаристом, вопрос о границах Церкви Христовой мне представлялся простым. Церковь одна. Христос не разделяется. А потому от Его Церкви можно лишь отделиться; Церковь же не разделяется. Границы Церкви, как казалось, легко провести по церковным канонам: те общины, что их признают и те люди, что их исполняют, и составляют Церковь, при этом находясь во взаимном общении таинств.

Вообще больше всего готовых ответов — у выпускников средней школы, больше всего вопросов и недоумений — у седых академиков. Вот и по мере моего отхода от школьной скамьи, по мере знакомства с жизнью, историей и учением Церкви число вопросов начало расти.

Один из этих вопросов — можно ли все, переживаемое христианами других конфессий однозначно характеризовать как «прелесть», как безблагодатные переживания?

Есть две группы церковных писателей, у которых наготове ответы столь ясные и однозначные, что в их присутствии и вопрос-то перестает быть вопросом и начинает казаться какой-то глупостью, которую стыдно и вспоминать…

Для одних в инославии нет ничего похожего на духовную жизнь православия. Для других, напротив, в духовных глубинах православия нет ничего такого, что не было бы доступно людям, воспитанным в других конфессиях.

Издательство «Лествица» весной 1999 года выпустило сочинение архимандрита Рафаила (Карелина) “Вызов новомодернизма. Об искажениях истины в богословских опытах диакона Андрея Кураева”. Знакомство с этой книгой доставило мне определенную радость — оказывается, еще возможен спокойный богословский диспут.

Труд о. архимандрита посвящен разбору моей книги “Вызов экуменизма”. Внимательно ознакомиться с его доводами имеет смысл потому, что о. Рафаил — самый талантливый [yyyyyy] представитель вполне определенной и громко-требовательной церковной партии. Это партия «ревнителей», полагающих, что Московская Патриархия, ее иерархи и официальные богословы погрязли в экуменизме и стремятся к растворению святоотеческого православия в надконфессиональном «христианстве». Собственная позиция «ревнителям» кажется строго консервативной, позиция их оппонентов представляется им «новомодернистской».

Читайте так же:  Исцеление цветом что важно знать

Поскольку речь идет именно о партии, причем диссидентствующей — в полемике с ней я буду защищать не экуменизм. По правде сказать — я просто защищаю свое право пребывать в Русской Православной Церкви. Ведь если и в самом деле наши иерархи «погрязли в сверхъереси экуменизма», то оставаться в общении с ними просто нельзя. И обратно — если в этой ереси погряз я сам, то мне в Церкви не место. Отсюда вытекает методика данной работы: свои суждения я буду сравнивать с суждениями «официальной Церкви», а последние — с фактами церковной традиции и истории.

По сути, только один тезис моей книги «Вызов экуменизма» вызвал несогласие и критику архим. Рафаила: мое предположение о том, что и неправославные христианские сообщества не до конца закрыты для действия благодати [zzzzzz].

Чтобы ясно представить суть возникшей дискуссии, сначала скажу, чего не утверждает ни одна из сторон. Вне дискуссии — вопрос о том, можно ли спастись вне Церкви. Вне всяких споров — тезис о том, что в Православной Церкви есть полнота благодатных Божиих даров. Вне сомнения для нас и то, что эта полнота в нашей Церкви уникальна, единственна. Согласны мы и в том, что слова Символа Веры о «Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви» относятся к семье православных поместных автокефальных церквей, а не к некоей будущей «экуменической» общине или к некоему невидимому братству «истинных христиан», разбросанных по разным конфессиям и не имеющих м прямого общения друг с другом в общей Литургии. Церковное единство может быть только единством в истине, которое запечатлевает себя единством в Причастии, причем Причастие не может быть «интеркоммунионом»: общая Чаша не может быть средством для декларации экуменических чувств, не может быть вообще средством. Совместное Причастие может только венчать собою уже пройденный путь к церковному единству.

И вполне единодушно с о. Рафаилом «мы говорим и утверждаем на основании всей церковной каноники, что причащаться православным вместе с еретиками нельзя. Общение с еретиками в таинствах — это мистическое восприятие ошибок и заблуждений ереси в таком насильственном единстве. А что касается еретиков, то без отречения от метафизической лжи ереси и присоединения к Церкви причастие будет для них „чужим, похищенным огнем“, который не освящает, а опаляет, не согревает, а сжигает. Поэтому те, кто причащают еретиков, причиняют одновременно зло и себе и им» [308].

Поскольку же единение возможно лишь на почве согласия с учением и преданием Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, Церкви Вселенских Соборов, то, полагаю, что с отцом Рафаилом мы разделяем пессимистическое возрение о возможности такого исхода экуменического движения. Любой же иной исход или явится предательством, или же просто не будет иметь собственно церковного значения, оставаясь частью этикета и «культуры диалога».

По правде сказать, и о. Рафаил, и я будем только рады, если наша Церковь не вернется во Всемирный Совет Церквей (последние несколько лет наше членство там «приостановлено»).

Наверно, одинаковую боль мы испытываем, встречая в устах как бы православных как бы богословов декларации типа: «Сегодня мы должны понять, что католики и православные — это две части одной единой Церкви, как это подтверждается уже существующим евхаристическим общением» [309].

Наше разногласие с архим. Рафаилом в одном: полноте благодати в православии — противостоит ли сразу и четко ничтожество (в духовном смысле, в смысле отсутствия Божией благодати) всего остального мира. Сколь резка и определенна граница Церкви и не-церкви?

Это вопрос не об экуменизме. Это вопрос о Церкви и о понимании ее предания. О. Рафаилу церковное предание по вопросу о церковных границах ясно и столь же определенно, как и сами границы Церкви. Но то, что мне известно из жизни и истории нашей Церкви, убеждает меня, что ради такой легкости придется слишком многое из мира церковных преданий подвергнуть критическому пересмотру и просто отрицанию. И задача моей статьи — не в том, чтобы дать ответ, а в том, чтобы не дать заслонить вопрос.

На мой взгляд, исповедание того, что полнота даров Духа есть в православии, не требует своего восполнения в виде негативной формулы, заверяющей, что в неправославном христианстве нет вообще ни проблеска Духа. Кроме того, И, об ратно — признание наличия не есть свидетельство о полноте. Богословский тезис о том, что «вне Церкви нет спасения» не требует в качестве дополнения утверждения, что ничего Христово не может быть за пределами Православной Церкви. Но и признание добротного в чужом духовном опыте не влечет за собой признания духовной равноценности православного и инославных духовных путей.

О. Рафаил с этим не согласен. Он полагает, что представление о “частичном” присутствии Духа в некоей части творения Божия есть “странное учение”, “насмешка”, “абсурд” [310].

Зна и чит, вопрос, с которого стоит начать наш разговор — а можно ли вообще говорить о «полноте» и «неполноте» Божией благодати. Не уместнее ли сказать, что «Бог не мерою дает Духа», и что этот дар или есть всецело, или же столь же всецело отсутствует? Может ли Дух Святой пребывать где-либо не полностью?

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки

Вход Регистрация Donate FAQ Правила Поиск

Еще раз о границе Вселенной и зеркалах

myhand писал:»Вы удивитесь, то «трехмерный» мир вполне такая же «модель». То, что он для Вас (и меня) нагляднее — следствие биологии человека, развившихся у него в итоге органов чувств и т.п. Ваше восприятие не обязательно совпадет с другими биологическими видами, даже на Земле
«

Я конечно не специалист в биологии и др. био. но мне кажется, что все виды, живущие и приспособленные к ВЫЖИВАНИЮ в нашем 3-х мерном мире прекрасно воспринимают все 3 измерения, каким бы образом они его ни получали — ультразвуком, в ИК диапазоне, фасетчатыми глазами, одним или тремя органами восприятия — все равно, НО ОНИ ПРЕКРАСНО ОРИЕНТИРУЮТСЯ И ПРЕКРАСНО СЕБЯ ЧУВСТВУЮТ В 3-х мерном мире — иначе бы они не выжили в 3-х мерном мире.
И для них, тек же как и для нас с Вами, это вовсе не модель, а реальность.

Читайте так же:  О зависти
Заблокирован
Заблокирован

Хорошо. Более конкретный пример «неверных» представлений о геометрии «трехмерного» мира. Ночные бабочки летят на свет — замечали? С их точки зрения «достаточно яркая лампа» = «бесконечно удаленный источник света». Это работает хорошо для навигации, когда источником служит Луна. Но бабочек можно жесто обмануть и заставить выписывать забавные кривые, если воспользоваться достаточно ярким источником света (подробности исследования можно посмотреть в обзоре на elementy.ru).

Достаточно «странное» с нашей точки зрения представление о геометрической оптике и «трехмерном пространстве» Так что разрешите мне отказаться от интерпретации представлений бабочки о «мерности» окружающего пространства.

Ну а для нас пока дополнительные пространственные измерения — экзотика. Хотя предложено уже очень много моделей «многомерных» теорий, причем как с «маленькими», компактными дополнительными измерениями (свернуты в «колечко», планковского масштаба) — так и с «большими» (мы живем на «листе»). «Прямым» экспериментальным доводом в пользу подобных представлений были бы эффекты типа «исчезновения» заряда, энергии в процессах взаимодействия частиц. Например, на энергиях, доступных LHC.

Заслуженный участник
Заблокирован

Чушь какая-то. Как связано искривление риманова/псевдориманова пространства с его размерностью? Никак.

Конечно, мы знаем, что «искривленное» риманово пространство можно изометрически «вложить» в евклидово пространство достаточно большой размерности. Собственно, дифференциальная геометрия зародилась как геометрия гладких поверхностей в трехмерном пространстве. Тем не менее, кривизна — внутренний инвариа

И что?
Двухмерная сфера, с Вашей точки зрения, в дифференциальной геометрии — искривленное пространство?
А двухмерный цилиндр?
А тор?

Помимо WMAP есть независимые данные, позволяющие судить о кривизне пространства. Например, по сверхновым определенного типа.

Может прямые прецизионные измерения углов в доступных масштабах, порядка Солнечной системы — обнаружат в итоге малое, но ненулевое значение пространственной кривизны.

Заблокирован

Никто не запрещает рассмотреть возможность такого нарущения.

Технически, ничего сложного — можно начать с рассмотрения волнового уравнения в «полосе» (пространственная координата ограничена), на «границах» которой выполняются определенные граничные условия для поля. Самая простая «игрушечная» модель. Только не видно как можно ограничить выбор граничных условий. Какую хотим экзотику — такую на границах и вводим — лишь бы в итоге сошлось с ограничениями из наблюдений/экспериментов.

Заблокирован

Помимо WMAP есть независимые данные, позволяющие судить о кривизне пространства. Например, по сверхновым определенного типа.

[1]

Может прямые прецизионные измерения углов в доступных масштабах, порядка Солнечной системы — обнаружат в итоге малое, но ненулевое значение пространственной кривизны.

Увы, по современным данным — наша Вселенная вплоть до реликтаовой
сферы — плоская.
Кривизна, если и есть, при существующей точности астрономических измерений —
не обнаружена.

Заблокирован
Заблокирован

Спасибо, я как-бы в курсе (о том, _какие_ это данные — было несколько постов выше). А вот наблюдений, _запрещающих_ ненулевое значение кривизны (пусть и косвенных) — мне неизвестно. Я бы поставил на то, что она в точности равна нулю. Но кто знает — Природа еще и не такие штуки выкидывает.

А что значит «втискивать» в данном контексте?

Заблокирован

Спасибо, я как-бы в курсе (о том, _какие_ это данные — было несколько постов выше). А вот наблюдений, _запрещающих_ ненулевое значение кривизны (пусть и косвенных) — мне неизвестно. Я бы поставил на то, что она в точности равна нулю. Но кто знает — Природа еще и не такие штуки выкидывает.

Полагаете, кривоваты руки у астрономов?
Иначе что значит:
«Может прямые прецизионные измерения углов в доступных масштабах, порядка Солнечной системы — обнаружат в итоге малое, но ненулевое значение пространственной кривизны»?

А кривая Вселенная или нет — увы, для этого нужно заглянуть за реликтовую
сферу. Ведь никто не знает, какая часть Вселенной скрыта от наблюдения
плазмой — а вдруг — большая?
Из общих соображений — если не пыжится, что мы — уникальные и попали
в исключительное событие а живем всего навсего в одном из циклов
расширения-сжатия Вселенной — она за реликтовой сферой должна быть
кривая и сильно, вплоть до замыкания.

Заблокирован

Странное заключение. Вовсе не обязательно. Что фатально плохого в идеи измерения углов в астрономически большом треугольнике, скажем между искусственными спутниками в пределах солнечной системы. Движение планет, наконец. Насколько пространство «евклидово» на масштабах порядка Солнечной системы (за вычетом локальных возмущений от Солнца, планет, etc)? Неужели это бессмысленный вопрос?

«реликтовая сфера» — несколько нестандартный термин, нет? Не поясните?

Заблокирован

Странное заключение. Вовсе не обязательно. Что фатально плохого в идеи измерения углов в астрономически большом треугольнике, скажем между искусственными спутниками в пределах солнечной системы. Движение планет, наконец. Насколько пространство «евклидово» на масштабах порядка Солнечной системы (за вычетом локальных возмущений от Солнца, планет, etc)? Неужели это бессмысленный вопрос?

Если кривизна в масштабах Солнечной системы будет измерима,
то в масштабах галактики Млечный путь она будет заметна на глаз,
в масштабах же местного скопления галактик она будет .
Заметность кривизны пропорциональна квадрату расстояния.

«реликтовая сфера» — несколько нестандартный термин, нет? Не поясните?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

А что тут нестандартного? Это тонкий слой, в котором происходит рекомбинация
плазмы. Ближе к Земле среда прозрачна, за слоем — непрозрачна для ЭМВ.
Именно этот слой излучил то излучение, которое называют реликтовым.

Источники


  1. Маргарита Заворотняя Русские семьи счастливы по-своему / Маргарита Заворотняя. — М.: АСТ, 2015. — 543 c.

  2. Василев, Стефан Психология любви / Стефан Василев. — М.: Интерпринт, 1992. — 238 c.

  3. Зберовский Андрей Викторович Если изменил или ушел муж, а вы желаете вернуть его обратно в семью / Зберовский Андрей Викторович. — М.: Поликом, 2015. — 511 c.
Ещё раз о границах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here