Если ваш ребенок плохо говорит

Сегодня обсуждаем тему: если ваш ребенок плохо говорит с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Если Ваш ребенок плохо говорит

Комментарии

Мне нравится

1

Кaждый poдитeль oбecпoкoeн, ecли eгo peбeнoк пo кaким-тo пpичинaм «нe хoчeт» гoвopить.

Кoнeчнo, пpи зaдepжкe paзвития peчи нeoбхoдимo oбpaтитьcя зa пoмoщью к cпeциaлиcтy. Пpoйти тecтиpoвaниe y нeйpoпcихoлoгa и cлeдoвaть вceм peкoмeндaциям вpaчeй.

Ho ecть вoзмoжнocть cтимyлиpoвaть paзвитиe peчи, нaчинaя c poждeния.

A для этoгo нeoбхoдимo нe тoлькo тpeниpoвaть apтикyляциoнный aппapaт, нo и paзвивaть мeлкyю мoтopикy.

Чтo тaкoe мeлкaя мoтopикa

Meлкaя мoтopикa (oт лaтинcкoгo motus — движeниe) — двигaтeльнaя aктивнocть opгaнизмa или oтдeльных opгaнoв. Meлкaя мoтopикa нaчинaeт paзвивaтьcя c мoмeнтa poждeния. Peбeнoк нeпpoизвoльнo хвaтaeт тo, чтo eмy дaют взpocлыe, дaлee yчитcя дepжaть пpeдмeт, пepeклaдывaть из pyки в pyкy, c вoзpacтoм мeлкaя мoтopикa ycлoжняeтcя.

Гoвopя мeлкaя мoтopикa, cпeциaлиcт имeeт в видy нe пpocтo движeния, a oпpeдeлeннyю пocлeдoвaтeльнocть движeний — в cвoeй coвoкyпнocти oни нyжны для выпoлнeния кaкoй-либo oпpeдeлённoй зaдaчи. Пoд мeлкoй мoтopикoй пoдpaзyмeвaeтcя движeниe мeлких мышц тeлa. Спocoбнocть пoльзoвaтьcя мeлкими пpeдмeтaми: вдeть ниткy в игoлкy, взять бycинкy и пepeлoжить ee c мecтa нa мecтo, нaпиcaть бyквy, зacтeгнyть бyлaвкy.

Heвoльнo вoзникaeт вoпpoc: «Кaк вce этo мoжeт быть cвязaннo c peчью?».
Связaнo, и нe тoлькo c peчью. Meлкaя мoтopикa cвязaнa c тaкими выcшими cвoйcтвaми пcихичecкoй дeятeльнocти opгaнизмa, кaк внимaниe, мышлeниe, oптикo-пpocтpaнcтвeннoe вocпpиятиe (кoopдинaция), вooбpaжeниe, нaблюдaтeльнocть, зpитeльнaя и двигaтeльнaя пaмять.

B зaвиcимocти oт тoгo, кaк пpoиcхoдит paзвитиe мeлкoй мoтopики в paннeм дeтcтвe, бyдyт фopмиpoвaтьcя вce дaльнeйшиe нaвыки, кoтopыe cвязaны c иcпoльзoвaниeм тoчных, кoopдиниpoвaнных движeний киcтeй и пaльцeв, кoтopыe нeoбхoдимы нe тoлькo, чтoбы зacтeгивaть пyгoвицы и шнypoвaть шнypки, нo и для ocвoeния пpoфeccиoнaльных нaвыкoв. Meлкaя мoтopикa являeтcя тeм фyндaмeнтoм, нa кoтopый oпиpaeтcя вce дaльнeйшee paзвитиe чeлoвeкa.

Кaк paзвивaть мeлкyю мoтopикy
и c кaкoгo вoзpacтa cтoит нaчинaть этим зaнимaтьcя

Paзвивaть мeлкyю мoтopикy мoжнo c пepвых днeй жизни.
Дeлaeтcя этo пpи пoмoщи мaccaжa пaльчикoв и киcтeй pyк мaлышa.

  • Игpaя c ним, oбязaтeльнo дaвaйтe eмy дepжaтьcя зa Baши тeплыe пaльчики.
  • Кoгдa мaлыш нeмнoгo пoдpacтeт и нaчнeт бpaть в pyки пoгpeмyшки, cтapaйтecь их пoкyпaть c paзличнoй cтpyктypoй pyчки (глaдкиe, вoлниcтыe, c тoчeчкaми и peбpиcтыe) – этo тaкжe cпocoбcтвyeт paзвитию мeлкoй мoтopики.
  • Кoгдa мaлыш нaчнeт cидeть и хopoшo мaнипyлиpoвaть c oкpyжaющими пpeдмeтaми, cшeйтe caми пoлoтняныe пoдyшки и нaпoлнитe их paзличными пo cтpyктype кpyпaми (гpeчкa, pиc, пшeнo, гopoх).
  • Bcпoмнитe игpы c дeтcкoй лaдoшкoй «Сopoкa-вopoнa кaшy вapилa», «Лaдyшки» и дpyгиe cтишки-пoтeшки — эти игpы oчeнь хopoши для мaccaжa лaдoшки и пaльчикoв, a зaoднo и cтишoк yчитcя.

He зaпpeщaйтe peбeнкy pвaть бyмaгy, кyпитe для этих цeлeй бyмaгy для pиcoвaния, тaкaя пpoдaeтcя в мaгaзинaх «Икea» в дeтcких oтдeлaх. Moжнo oтмoтaть бoльшoй кycoк и пoзвoлять peбeнкy c ним игpaть.

Ha ceгoдняшний дeнь в мaгaзинaх мoжнo пpиoбpecти cъeдoбныe кpacки и плacтилин, oни бeзвpeдны (вдpyг Bы нe ycлeдитe зa ним, и oн peшит пoпpoбoвaть). Иcпoльзyя eгo Bы дaдитe дeтям нe тoлькo вoзмoжнocть твopить c млaдeнчecтвa, нo и yзнaвaть нoвыe пo oщyщeниям мaтepиaлы.

Пoкyпaя игpyшки, нe cтoит yпycкaть из видy мячики, шapики c paзличнoй пoвepхнocтью, кpyпныe пaзлы и игpyшки-вклaдыши. Глaвнoe пpaвилo в выбope игpyшeк — «Oт пpocтoгo к cлoжнoмy».

B дoмe мнoжecтвo paзличных пpeдмeтoв, кoтopыe мoгyт зaинтepecoвaть мaлышa, пoд poдитeльcким кoнтpoлeм нyжнo eмy пoзвoлять иccлeдoвaть oкpyжaющий миp, нe бoйтecь изoбpeтaть вмecтe c peбeнкoм нoвыe игpы, пycть в Baшeм дoмe чaйник cтaнoвитcя пapoвoзoм, a лoжкa yдapным инcтpyмeнтoм. Глaвнoe — пoмнить o тeхникe бeзoпacнocти.

Boт нecкoлькo пpимepoв игp нa paзвитиe мeлкoй мoтopики.

Boлшeбныe шнypки – пpи пoмoщи цвeтных шнypкoв paзличнoй длины пpeдлoжитe peбeнкy «pиcoвaть» paзличныe yзopы. Hapиcyйтe пpocтoй yзop, зaкpoйтe peбeнкy глaзa, пycть oн нaoщyпь yгaдaeт, чтo зa фopмa. Meняйтecь c peбeнкoм, oн выклaдывaeт фигypy — Bы yгaдывaeтe c зaкpытыми глaзaми.

Снaйпep – вoзьмитe paзличныe пo диaмeтpy cocyды и пpeдлoжитe мaлышy нacыпaть в них paзныe кpyпы. Зaкpyтив бaнкy, Bы пoлyчитe пoгpeмyшкy, игpaя c нeй, мoжнo paзвить cлyх peбeнкa (тaк звyчит гopoх в бaнкe, a тaк гpeчкa). Игpaя, paccкaжитe peбeнкy o тoм, кaкaя бaнoчкa пoлнaя, кaкaя нaпoлoвинy пoлнaя.

Кpyтилки – пpeдлoжитe peбeнкy пoдoбpaть кpышки к paзличным пo диaмeтpy гopлышкy и зaкpyтить их.

Bхoдит и выхoдит – пoмнитe мyльтфильм «Пpo Bинни Пyхa»? Пpинцип тoт жe, тoлькo пpeдмeтoв cтoит взять пoбoльшe и пoзвoлить мaлышy paзoбpaтьcя, кaкиe пpeдмeты мoгyт пoмecтитьcя в дpyгиe.

Бycы для мaмы – пpeдлoжитe peбeнкy coбpaть бycы для мaмы, paзмep бycин и шнypкa зaвиcит oт вoзpacтa peбeнкa.

Сopтиpoвкa – пpeдлoжитe peбeнкy paccopтиpoвaть paзличныe пo фopмe мaкapoны, ycлoжнитe зaдaчy, зaвязaв глaзa.

Дeд Mopoз – пpeдлoжитe мaлышy oбвecти флoмacтepaми, пacтeлью и т. д. paзличныe yзopы. Haчнитe c пpocтых и пepeхoдитe к бoлee cлoжным.

Лaбиpинт – вoзьмитe cтapыe кoлгoтки, нaпoлнитe их кpyпoй и cпpячьтe нecкoлькo игpyшeк, пycть peбeнoк oтыщeт их в «лaбиpинтe». Moжнo иcпoльзoвaть кacтpюли, пятилитpoвыe плacтикoвыe бyтылки, пoмнитe o бeзoпacнocти.

Сбopы нa пpoгyлкy – пpeдлoжитe мaлышy зacтeгивaть и paccтёгивaть пyгoвицы, кнoпки, мoлнии. Снaчaлa выбиpaйтe cвoю oдeждy c кpyпными зacтeжкaми, дaлee пepeхoдитe к бoлee мeлким дeтaлям в oдeждe.

Пpидyмывaйтe игpы caми и пpeдлaгaйтe зaнимaтьcя этим дeтям.
Пooщpяйтe их инициaтивy. B игpe мoжнo нayчитьcя вceмy бeз пpинyждeния.

Консультация «Если ваш ребенок плохо говорит. »
консультация по теме

Консультация предназначена родителям детей 3-4 лет с речевыми нарушениями. В ней изложены основные причины нарушения речи у детей, этапы развития речи в норме, ответы на часто возникающие у родителей вопросы, связанные с развитием речи и советы логопеда о том, как помочь ребенку овладеть грамотной речью.

Вложение Размер
Консультация «Если ваш ребенок плохо говорит. » 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

[3]

«Если ваш ребёнок плохо говорит…»

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

Все родители, поняв, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стремятся узнать, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов.

[2]

Это проблемы, которые возникают во время беременности. Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребёнка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К ним относятся:

  • Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга плода). Причины её могу быть разными: токсикоз, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, хронические заболевания матери.
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности: краснуха, грипп, скарлатина, корь и т.д. Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьёзные отклонения в развитии ребёнка (глухоту, слепоту, умственную отсталость, порок сердца).
  • Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота) могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.
  • Несовместимость крови матери и плода.
  • Нарушение сроков вынашивания – недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
  • Курение.
  • Алкоголь и наркотические вещества.
  • Приём лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать.
  • Работа на вредном производстве, где повышаются физические нагрузки, или есть контакт с химическими активными вредными веществами, или происходит воздействие различных видов излучения.
  • Стресс, который испытывает будущая мама.
Читайте так же:  Проживая психологический кризис

2. Наследственная предрасположенность.

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, дефекты строения твёрдого и мягкого нёба и даже заикание. Если один из родителей начал говорить поздно, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключить такую возможность нельзя.

3. Неблагоприятные роды и их последствия.

  • Родовые травмы.
  • Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповиной.
  • Малая масса тела ребёнка (менее 1500г.)

4. Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.

  • Инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха.
  • Травмы и ушибы головного мозга. В результате ребёнок может перестать говорить.
  • Травмы лица. Мешают ребёнку научиться правильно произносить звуки и слова.
  • Длительные простудные заболевания.
  • Приём некоторых антибиотиков приводит к снижению слуха.
  • Сильный испуг или стресс.

Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми. Речь ребёнка задерживается и нарушается в отсутствие эмоционального положительно окружения.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечёткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Такой может быть речь близких людей или, например, речь, услышанная в телевизоре. Сейчас достаточно много ведущих программ, комментаторов и даже дикторов имеют нарушения речи.

[1]

Каковы же нормы развития речи ребёнка 3-4 лет?

За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами.

Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребёнка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу. Например, показывает на собаку, изображённую на картинке и на собаку за окном.

К четырем годам активный словарь ребёнка, т.е. слова, которые он употребляет в речи, составляет примерно 2000 единиц. Есть ещё пассивный словарь. Это слова, значение которых ребёнок знает, но в речи не употребляет. Он начинает чаще использовать местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Если раньше ребёнок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы он параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. И хотя достижения ребёнка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).

Четвёртый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными.

К четырём годам на вопросы взрослых ребёнок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков. Звуковое несовершенство речи объясняется возрастом и физиологическими особенностями. Ребёнок четвёртого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков (сова, лиса, коза, зима, цыпленок), но в то же время может опускать их в других словах: нег (снег), котёль (костёр), вонок (звонок). Некоторые дети не различают звуки С и Ц: светы вместо цветы, сапля вместо цапля.

В этом возрасте ребёнок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ и часто заменяет их свистящими: каса (каша), нозык (ножик), клюц (ключ). Сонорные Р, РЬ, Л ребёнок может заменять звуком ЛЬ, реже Й: лябота (работа), лека (река), юля (юла), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трехсложных словах, т.е. слова не коверкает. Но затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяет или пропускает отдельные звуки, переставляет слоги, укорачивает слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета. Голосовой аппарат ребёнка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.

Делаем вывод, что к четырём годам ребёнок может не произносить звуки Р, РЬ, Л. Не всегда произносить шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Поэтому не стоит требовать от ребёнка их правильного произношения. Но к пяти годам все звуки русского языка должны произноситься правильно. Если этого не произошло необходимо обратиться к логопеду.

Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Поэтому необходимо выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение. Используйте игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных.

Напомню, что речь формируется по подражанию. Родителям необходимо контролировать собственную речь, обращаться к ребёнку с адекватными просьбами и не требовать от него невозможного.

Нужно побуждать ребёнка к речи, выслушивать его высказывания, играть в совместные игры. Если ребёнок плачет и хочет поделиться своей бедой, следует не только пожалеть его, но и дать возможность рассказать, что случилось. Надо поощрять не только речевую активность ребёнка, но и учить его слушать взрослого.

Ребенок не говорит-помогите!

Случается так, что ребенок не говорит…

Хочется рассказать об одном случае. Была я в детском саду, обследовала деток для выявления речевых нарушений .

Читайте так же:  Нервная анорексия

В средней группе встретила меня воспитательница и сказала, показывая на девочку: – Я хочу сразу предупредить, что это мой ребенок. Ее смотреть не нужно. У нее диагноз – задержка психического и речевого развития.

После беседы с мамой-педагогом выяснилось, что девочке пять лет. Говорить она только начала, произносит отдельные слова. От детского сада для детей с задержкой психического развития, мама отказалась. Не хочет, чтобы ее ребенок посещал такое учреждение.

В Центр патологии речи они записались в сентябре этого года, консультации ждать полтора месяца. Девочка стоит на учете в Центре «Прогноз» и занималась с логопедом и дефектологом. Но сейчас девочке пять лет – ей нужно серьезное, направленное медикаментозное лечение, помощь, которую ей могут оказать специалисты, если она будет посещать специализированное учреждение. Вместо этого девочка находится постоянно рядом с мамой.

Понятно, что мама ее оберегает, защищает, но пользы от этого ребенку нет. Ведь ей скоро идти в школу. Какую? Только в специализированную, а не в массовую.

Я спросила маму: – А что вы делали до пяти лет, когда она не говорила? – Занимались и сами и частно. Думали пройдет.

А ничего не прошло, время упущено.

Ребенок не говорит – что делать?

Хочется сказать мамам, если:

  • в год ваш ребенок не говорит слова, это еще не беда;
  • если в два года молчит – стоит уже задуматься и проконсультироваться;
  • если не заговорил в три года – это уже ненормально, бейте тревогу.

Срочно бегите в поликлинику к невропатологу, берите направления на обследования, ищите дефектолога, логопеда, проверьте слух ребенка. Ведь нередко у ребенка, который не говорит обнаруживаются проблемы со слухом.

На лето выезжайте с ребенком на море. Например в Адлер . Отдых превосходный, особенно с детьми. Для ребенка очень полезен воздух и морская вода.

Будьте внимательны к своим детям! Если случилось, что ваш ребенок не говорит – не ждите, что он сделает это сам. Помогите ему!

Не бойтесь обращаться к специалистам. Ведь они вас проконсультируют, назначат лечение, и если вы сомневаетесь, то у вас всегда есть выбор – искать других специалистов или не выполнять рекомендации и не лечиться вовсе.

Насильно лечиться вас никто заставить не сможет.

Это ваш ребенок и решаете вы для себя сами!

Рекомендую прочесть:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте «Логопедия для Всех» Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики —
Маме на карандаш:

Моему сыну 9 мая будет 4 годика,у него задержка речи.Мы прошли медикоментозное лечение и ходим к логопеду,но все равно речь плохая.Надеюсь,благодаря вашему сайту я смогу ему помочь.Очень переживаю!

У моего сына тоже 9 мая д.рожд. ему 5 будет и тоже не говорит,тоже лечились,не помогает,задержка речи.Говорит мало слов.А тот,кто говорит где родители были 5 лет,зря,рядом были и делали и делаем все возможное!А Алле хочу сказать,нужно верить в своего ребенка,в свои силы и все будет Ок!

Да и еще,тут автор Екатерина описывала случай из дет.сада и я понимаю ту маму которая держит своего ребенка при себе,я по своему опыту знаю,мы начинали ходить в садик,но после того как я увидела безразличие воспитателей,и отношение дитей к ребенку который не говорит,мы перестали туда ходить,Вы думайте так просто попасть в садик?или так просто отдать ребенка в дет.сад понимая что он придет домой и НЕ расскажет о том что он там делал и обижали его.Легко судить пока самих не касается.

Моему внуку 3 года он очень общительный мальчик Но вот уже 10 дней не разговаривает Только отвечает жестами Что с ним случилось?

Альманах педагога

Автор: Васильева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад № 368» г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: «Если ваш ребенок плохо говорит»
Дата публикации: 07.09.2016
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 368» г. Перми

дошкольников с нарушениями речи в

условиях логопункта
(выступление на краевой конференции по духовно- нравственному воспитанию по теме: «Духовно- нравственное воспитание детей и их родителей. Проблемы и пути их решения») Подготовила: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 368» г. Перми Васильева Татьяна Анатольевна Пермь, 27 июня 2016 г.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с

Если Ваш ребенок плохо говорит

Каждый родитель обеспокоен, если его ребенок по каким-то причинам «не хочет» говорить.

Конечно, при задержке развития речи необходимо обратиться за помощью к специалисту. Пройти тестирование у нейропсихолога и следовать всем рекомендациям врачей.

Но есть возможность стимулировать развитие речи, начиная с рождения.

А для этого необходимо не только тренировать артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика (от латинского motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Мелкая моторика начинает развиваться с момента рождения. Ребенок непроизвольно хватает то, что ему дают взрослые, далее учится держать предмет, перекладывать из руки в руку, с возрастом мелкая моторика усложняется.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Говоря мелкая моторика, специалист имеет в виду не просто движения, а определенную последовательность движений — в своей совокупности они нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Под мелкой моторикой подразумевается движение мелких мышц тела. Способность пользоваться мелкими предметами: вдеть нитку в иголку, взять бусинку и переложить ее с места на место, написать букву, застегнуть булавку.

Невольно возникает вопрос: «Как все это может быть связанно с речью?».
Связано, и не только с речью. Мелкая моторика связана с такими высшими свойствами психической деятельности организма, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

В зависимости от того, как происходит развитие мелкой моторики в раннем детстве, будут формироваться все дальнейшие навыки, которые связаны с использованием точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы не только, чтобы застегивать пуговицы и шнуровать шнурки, но и для освоения профессиональных навыков. Мелкая моторика является тем фундаментом, на который опирается все дальнейшее развитие человека.

Как развивать мелкую моторику
и с какого возраста стоит начинать этим заниматься

Развивать мелкую моторику можно с первых дней жизни.
Делается это при помощи массажа пальчиков и кистей рук малыша.

  • Играя с ним, обязательно давайте ему держаться за Ваши теплые пальчики.
  • Когда малыш немного подрастет и начнет брать в руки погремушки, старайтесь их покупать с различной структурой ручки (гладкие, волнистые, с точечками и ребристые) – это также способствует развитию мелкой моторики.
  • Когда малыш начнет сидеть и хорошо манипулировать с окружающими предметами, сшейте сами полотняные подушки и наполните их различными по структуре крупами (гречка, рис, пшено, горох).
  • Вспомните игры с детской ладошкой «Сорока-ворона кашу варила», «Ладушки» и другие стишки-потешки — эти игры очень хороши для массажа ладошки и пальчиков, а заодно и стишок учится.

Не запрещайте ребенку рвать бумагу, купите для этих целей бумагу для рисования, такая продается в магазинах «Икеа» в детских отделах. Можно отмотать большой кусок и позволять ребенку с ним играть.

На сегодняшний день в магазинах можно приобрести съедобные краски и пластилин, они безвредны (вдруг Вы не уследите за ним, и он решит попробовать). Используя его Вы дадите детям не только возможность творить с младенчества, но и узнавать новые по ощущениям материалы.

Покупая игрушки, не стоит упускать из виду мячики, шарики с различной поверхностью, крупные пазлы и игрушки-вкладыши. Главное правило в выборе игрушек — «От простого к сложному».

В доме множество различных предметов, которые могут заинтересовать малыша, под родительским контролем нужно ему позволять исследовать окружающий мир, не бойтесь изобретать вместе с ребенком новые игры, пусть в Вашем доме чайник становится паровозом, а ложка ударным инструментом. Главное — помнить о технике безопасности.

Вот несколько примеров игр на развитие мелкой моторики.

Волшебные шнурки – при помощи цветных шнурков различной длины предложите ребенку «рисовать» различные узоры. Нарисуйте простой узор, закройте ребенку глаза, пусть он на ощупь угадает, что за форма. Меняйтесь с ребенком, он выкладывает фигуру — Вы угадываете с закрытыми глазами.

Снайпер – возьмите различные по диаметру сосуды и предложите малышу насыпать в них разные крупы. Закрутив банку, Вы получите погремушку, играя с ней, можно развить слух ребенка (так звучит горох в банке, а так гречка). Играя, расскажите ребенку о том, какая баночка полная, какая наполовину полная.

Крутилки – предложите ребенку подобрать крышки к различным по диаметру горлышку и закрутить их.

Входит и выходит – помните мультфильм «Про Винни Пуха»? Принцип тот же, только предметов стоит взять побольше и позволить малышу разобраться, какие предметы могут поместиться в другие.

Бусы для мамы – предложите ребенку собрать бусы для мамы, размер бусин и шнурка зависит от возраста ребенка.

Сортировка – предложите ребенку рассортировать различные по форме макароны, усложните задачу, завязав глаза.

Дед Мороз – предложите малышу обвести фломастерами, пастелью и т. д. различные узоры. Начните с простых и переходите к более сложным.

Лабиринт – возьмите старые колготки, наполните их крупой и спрячьте несколько игрушек, пусть ребенок отыщет их в «лабиринте». Можно использовать кастрюли, пятилитровые пластиковые бутылки, помните о безопасности.

Сборы на прогулку – предложите малышу застегивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, молнии. Сначала выбирайте свою одежду с крупными застежками, далее переходите к более мелким деталям в одежде.

Придумывайте игры сами и предлагайте заниматься этим детям.
Поощряйте их инициативу. В игре можно научиться всему без принуждения.

Зачем нужен психолог, если ребенок плохо говорит

Зачем нужен психолог, если ребенок плохо говорит?

Обычно когда у детей имеются какие-либо нарушения речи, то родители обращаются за помощью к логопедам. Логопеды устраняют эти нарушения и развивают речь ребенка.

Но речь как психический процесс активно влияет и взаимосвязан с другими психическими процессами, такими как, мышление, внимание, память, восприятие. Например, речь и мышление представляют собой единство, так как речь является формой существования мысли.

Мышление, внимание, память, восприятие, пространственные представления являются базовыми и определяющими для успешного обучения в школе. Так, математика строится на основе пространственных представлений, в чтении больше задействованы внимание и память, в письме — восприятие, внимание, моторика.

Эти познавательные процессы развивает психолог, закладывает фундамент для обучения в школе. В каждой возрастной группе этот фундамент имеет свои нормативные результаты. Так, например, пространственные представления, у детей развиваются следующим образом. Вначале ребенок осваивает схему собственного тела (части тела), а затем переводит это во внешнее пространство и только потом строит логико-грамматические речевые конструкции.

Важно также то, что психические процессы из непроизвольного статуса постепенно переводятся в произвольный. Вся система школьного обучения построена на произвольности ребенка. Это означает, что дети управляют своим вниманием, контролируют и программируют свое поведение. Внешняя речь переходит во внутреннюю.

Психолог диагностирует познавательные процессы: мышление, внимание, память, восприятие. Выявляет слабые места в развитии высших психических функций. Затем происходит целенаправленная работа с этими функциями. В результате создается базовая предпосылка для полноценного участия когнитивных процессов в овладении чтением, письмом и математическими знаниями.

Итак, если Ваш ребенок плохо говорит, имеет общее недоразвитие речи, необходимо определить есть ли дефицит каких-либо психических функций и если есть, то скорректировать.

Если Ваш ребёнок плохо говорит.

Консультация логопеда для родителей детей 3-4 лет

«Если ваш ребёнок плохо говорит…»

Содержание:

  1. Причины нарушения речи у детей.
  2. Развитие речи в норме.
  3. Советы логопеда.
  4. Ответы на вопросы родителей.

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

Все родители, поняв, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стремятся узнать, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов.

Это проблемы, которые возникают во время беременности. Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребёнка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К ним относятся:

  • Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга плода). Причины её могу быть разными: токсикоз, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, хронические заболевания матери.
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности: краснуха, грипп, скарлатина, корь и т.д. Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьёзные отклонения в развитии ребёнка (глухоту, слепоту, умственную отсталость, порок сердца).
  • Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота) могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.
  • Несовместимость крови матери и плода.
  • Нарушение сроков вынашивания – недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
  • Курение.
  • Алкоголь и наркотические вещества.
  • Приём лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать.
  • Работа на вредном производстве, где повышаются физические нагрузки, или есть контакт с химическими активными вредными веществами, или происходит воздействие различных видов излучения.
  • Стресс, который испытывает будущая мама.

2. Наследственная предрасположенность.

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, дефекты строения твёрдого и мягкого нёба и даже заикание. Если один из родителей начал говорить поздно, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключить такую возможность нельзя.

3. Неблагоприятные роды и их последствия.

  • Родовые травмы.
  • Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповиной.
  • Малая масса тела ребёнка (менее 1500г.)

4. Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.

  • Инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха.
  • Травмы и ушибы головного мозга. В результате ребёнок может перестать говорить.
  • Травмы лица. Мешают ребёнку научиться правильно произносить звуки и слова.
  • Длительные простудные заболевания.
  • Приём некоторых антибиотиков приводит к снижению слуха.
  • Сильный испуг или стресс.

Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми. Речь ребёнка задерживается и нарушается в отсутствие эмоционального положительно окружения.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечёткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Такой может быть речь близких людей или, например, речь, услышанная в телевизоре. Сейчас достаточно много ведущих программ, комментаторов и даже дикторов имеют нарушения речи.

Каковы же нормы развития речи ребёнка 3-4 лет?

За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами.

Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребёнка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу. Например, показывает на собаку, изображённую на картинке и на собаку за окном.

К четырем годам активный словарь ребёнка, т.е. слова, которые он употребляет в речи, составляет примерно 2000 единиц. Есть ещё пассивный словарь. Это слова, значение которых ребёнок знает, но в речи не употребляет. Он начинает чаще использовать местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Если раньше ребёнок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы он параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. И хотя достижения ребёнка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).

Четвёртый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными.

К четырём годам на вопросы взрослых ребёнок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков. Звуковое несовершенство речи объясняется возрастом и физиологическими особенностями. Ребёнок четвёртого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков (сова, лиса, коза, зима, цыпленок), но в то же время может опускать их в других словах: нег (снег), котёль (костёр), вонок (звонок). Некоторые дети не различают звуки С и Ц: светы вместо цветы, сапля вместо цапля.

В этом возрасте ребёнок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ и часто заменяет их свистящими: каса (каша), нозык (ножик), клюц (ключ). Сонорные Р, РЬ, Л ребёнок может заменять звуком ЛЬ, реже Й: лябота (работа), лека (река), юля (юла), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трехсложных словах, т.е. слова не коверкает. Но затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяет или пропускает отдельные звуки, переставляет слоги, укорачивает слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета. Голосовой аппарат ребёнка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.

Делаем вывод, что к четырём годам ребёнок может не произносить звуки Р, РЬ, Л. Не всегда произносить шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Поэтому не стоит требовать от ребёнка их правильного произношения. Но к пяти годам все звуки русского языка должны произноситься правильно. Если этого не произошло необходимо обратиться к логопеду.

В нашем детском саду работают два логопеда. Мы обследуем всех детей четырёхлетнего возраста. Если ребёнок к пяти годам говорит неправильно, то его представляют на ПМПК, которая решает, будет ли ребёнок посещать логопедическую группу. В логопедическую группу принимаются дети, которым на 1 октября исполнилось пять лет и у них сохранен интеллект, но если ребёнок не говорит или говорит совсем мало и непонятно, то его можно представить на ПМПК и раньше.

Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Поэтому необходимо выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение. Используйте игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных.

Напомню, что речь формируется по подражанию. Родителям необходимо контролировать собственную речь, обращаться к ребёнку с адекватными просьбами и не требовать от него невозможного.

Нужно побуждать ребёнка к речи, выслушивать его высказывания, играть в совместные игры. Если ребёнок плачет и хочет поделиться своей бедой, следует не только пожалеть его, но и дать возможность рассказать, что случилось. Надо поощрять не только речевую активность ребёнка, но и учить его слушать взрослого.

Советы логопеда

Ребенок плохо говорит: 6 способов помочь развить речь

Малыш употребляет мало слов, невнятно произносит звуки, отказывается говорить – эти проблемы часто беспокоят родителей. Когда нужно просто подождать, а когда начинать бить тревогу?

Нормы развития речи малышей

Нормативы — с одной стороны, спорная вещь, а, с другой, они объективно существуют, созданы на основе исследований, наблюдений за детьми. Здесь мы предложим данные Кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена.

3-6 месяцев — ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.

1 год — произносит первые слова «мама», «дай». В активном словарном запасе 1-10 слов, в пассивном — 30-60 слов.

2 года — конструирует простые фразы из 3-4 слов; словарный запас от 100 слов.

3 года — строит распространенные фразы, много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.

4 года — использует для построения фраз грамматически верные конструкции, все части речи.

4-5 лет — речь приобретает форму короткого рассказа.

6 лет — речь сформирована.

В общем, когда ребенку год, и он плохо говорит, повода для сильного волнения быть не должно. Даже наличие одного слова в этом возрасте уже считается нормой. Впрочем, каждый родитель имеет право проверить свои опасения, посетив врача.

К какому врачу обращаться?

Если родители видят отставание от норм их «молчуна», стоит начать с педиатра. Возможно, он порекомендует обратиться к неврологу, отоларингологу, сурдологу, психиатру. Назначить лечение (ноотропные препараты, физиопроцедуры, оперативное вмешательство) может только врач. Логопед — это педагог, а не доктор, и он не в силах установить причину проблем с развитием речи. К тому же весьма распространена практика, что логопеды занимаются с детками постарше. Случается, необходима совместная работа логопеда и медиков.

7 видов нарушений речи

1 Для исправления дислалии (неправильное произношение отдельных звуков), как правило, достаточно усилий логопеда. На занятиях педагог «научит» мышцы губ и языка правильному положению для создания звука.

2 При ринолалии (неправильное произношение всех звуков) речь невнятна, монотонна; скорее всего, нарушено строение артикуляционного аппарата, и нужна консультация ЛОРа.

3 Моторная алалия — это состояние, когда малыш все хорошо понимает, однако плохо произносит некоторые звуки, у него маленький для своего возраста словарный запас, ошибки в согласовании рода, числа, падежа. Причина — поражение некоторых центров головного мозга.

4 Из поражений речевых центров возможна и сенсорная алалия. В этом случае ребенок не понимает смысла обращенной к нему речи. Он повторяет слова, предложения и даже целые стихотворения, не понимая, однако, их смысла. Для диагностики обращаются к неврологу.

[3]

5 Афазия — редкое явление, когда до определенного возраста речь развивалась нормально, а потом в результате болезни или травмы начался регресс. Требуются экстренные меры диагностики у невролога.

6 Дизартрия — тяжелое нарушение, которое обычно сопутствует неврологическим заболеваниям и органическим поражениям головного мозга. Как правило, для ее исправления логопед и невролог объединяют свои усилия.

7 Реактивный мутизм — полная немота, возникшая у ребенка, владеющего речью. Отличить это невротическое проявление от психиатрического заболевания может только доктор.

Причины возникновения проблемы

Итак, среди наиболее распространенных причин можно назвать такие:

  1. Родовые травмы.
  2. Дефицит личного общения (начиная с внутриутробного развития).
  3. Медленное созревание нервной системы.
  4. Поражение слуха.
  5. Общее расстройство развития нервной системы.
  6. Отсутствие мотивации говорить.
  7. Педагогическая запущенность.
  8. Психологическая травма.

Как помочь ребенку заговорить?

1 Общаться. Это банально, но с малышом нужно говорить буквально с момента, когда ты узнала, что беременна. С новорожденным — тоже, но внятно, не спеша, с четкой артикуляцией, интонациями, повернувшись лицом к лицу с ребенком, чтобы он видел мимику, «считывал» положение головы и тела. Можно комментировать собственные действия, рассказывать о том, что вы оба видите в данный момент, рассматривать картинки и описывать их.

2 Слушать и понимать. Интонации грудничка часто окрашены смыслом (страх, просьба, нетерпение), и мама, которая разгадала их и озвучила, проговорила эмоцию, делает очень много для речевого развития малыша. Когда маленького человека слышат, это дает стимул «говорить» больше — сначала криком, потом лепетом, словами.

3 Читать вместе. В зависимости от возраста чтение может быть более или менее сложным. Важно, чтобы мама читала наизусть, глядя на ребенка, а не в книгу. Не исключено, что малыш ее захлопнет, если заметит, что внимание мамы направлено не на него.

! Притворное, демонстративное «непонимание» детских жестов, лепета или слов иногда работает, стимулирует речь, однако чаще приводит к слезам и истерикам. Будь осторожна с такими лукавыми трюками.

4 Стать интереснее гаджетов. Неверно думать, что слушая аудиосказки или просматривая мультфильмы, малыш заговорит в большем объеме, чище и лучше. Обучение происходит только тогда, когда он видит лицо говорящего человека, положение его тела, слышит интонацию — все это он подсознательно запоминает. Отбирать ли гаджеты, решай индивидуально, однако лучше стать для своего малыша интереснее гаджетов.

5 Добавить общения со сверстниками. Игра на детской площадке, в парке, игровом центре — все это замечательные стимулы начать говорить. Игра расслабляет, добавляет эмоций, и возникает желание поделиться радостью.

6 Создать доброжелательную атмосферу. Дети чувствительны, поэтому они наверняка поймут беспокойство мамы и папы по поводу плохой речи или ее отсутствия. Постарайся умерить тревогу, не обсуждать в присутствии ребенка его «недостаток», пресечь попытки родственников отнести сына или дочку в разряд «плохо говорящие дети».

Развивающие занятия для детей

Занятия, направленные на развитие речи ребенка, проходят в игровой форме. Желательно сделать так, чтобы игра нравилась и взрослому. Так оба играют с удовольствием, и не создается ощущения, что вы «занимаетесь» специально. Играть можно с крупой и макаронами, веревочками (нанизывать бусины, завязать бантик), рисовать пальчиковыми красками. Можно учить скороговорки, стихи, предлагать маленькому продолжить фразу, начатую взрослым.

Пальчиковые игры. В современном мире ладошки малышей получают мало полезной работы. А именно на пальцах находятся окончания, отвечающие за речевые центры головного мозга. Поэтому развитие мелкой моторики улучшит речь. С самыми маленькими играем в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Кулачок» (загибаем пальцы по одному, называя их). С детьми постарше изображать пальцами и ладонями цветы, домик, птиц, собачку, имитировать движения волн и так далее.

Лепка. Для малышей подойдет масса для моделирования — мягка и безопасная. В домашних условиях его заменит соленое тесто (по 1 стакану муки и соли, столовая ложка растительного масла и ½ стакана воды): не страшно, если кроха попробует его на зуб, а храниться оно в холодильнике и долго не портится.

Артикуляционная гимнастика. Пример упражнений ты найдешь в этом видео:

Источники


  1. Сергей Дольче Вита для двоих. Идем дальше / Сергей, Дина Волсини. — Москва: РГГУ, 2013. — 483 c.

  2. Арутюнов, С.С. Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против» / С.С. Арутюнов. — М.: Проспект, 2015. — 436 c.

  3. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения. Учебник / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2013. — 192 c.
Если ваш ребенок плохо говорит
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here