Этапы отношений одиночество

Сегодня обсуждаем тему: этапы отношений одиночество с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

6 стадий одиночества

Карьера — чудесная вещь, но она никого не может согреть в холодную ночь. (с) Мерлин Монро.

Ко мне многие обращаются с проблемой одиночества. Кто-то не может найти свою любовь, кто-то ее потерял, а кто-то чувствует себя одиноким даже в присутствии своих близких. Это очень грустно, но решаемо. Для этого, давайте разберём «одиночество» на стадии.

На 1-ой стадии одиночества (жизнь в одиночку) люди часто пассивны, испытывают подавленность и не довольны собой. Они убежденны, что у них есть качества, которые невозможно изменить и исключают возможность завести какие-либо отношения. Из опасения быть отвергнутыми люди часто не хотят выходить из дома. Им «это не интересно» или «никуда не хочется выходить в одиночку».

1)осознание потребности в общении

2)переключение внимания с состояния одиночества, на поиск его причин.

3)составление плана по расширению круга общения

4)актуализация положительных качеств на основе прошлого опыта.

На 2-ой стадии одиночества (случайные дружеские связи) люди боятся растеряться, получить плохую оценку или потерять контроль в ситуации общения.

1)проигрывание разных ситуаций общения для снижения тревоги

2)вопросы: «отвергните ли вы сами того кто проявил неловкость?» «Есть ли доказательства того, что вас оценивают?»

3)психологу в процессе работы необходимо спрашивать такого клиента: «можешь ли ты мне сейчас доверять? Если нет, то почему». Это позволяет выявить негативные интерпретации действий психолога и их неадаптивный характер. Так же, повышается уровень доверия к психологу и другим людям.

На 3-ей стадии одиночества (взаимное самораскрытие) люди считают, что никто не способен их понять и обязательно отвергнут, узнай кто их «постыдные тайны» и что они не имеют права «взваливать» свои проблемы на других.

1)повышение доверия к другому

2)игра, в которой психолог «раскрывает» некоторые секреты клиента, играя его роль, в то время как клиент — роль собственного друга. Это дает почувствовать человеку, что его тайны вызывают скорей сочувствие и понимание, а не отвержение.

На 4-ой стадии одиночества (встреча потенциального интимного партнера) часто люди считают, что им не везет, что они не встретят подходящего человека, испытывают страх быть отвергнутыми при знакомстве.

2)разработка различных способов знакомств

3)рекомендация встречаться с людьми, пытаться понять их. Возможно, кто-то окажется подходящим для углубления знакомства.

На 5- ой стадии одиночества (углубляющаяся близость), люди, отвергнутые в сфере интимных отношений, часто избегают сексуальных контактов. Они убеждены, что сами заслужили такое отношение. Некоторые объясняют разрыв не совместимостью характеров или тем, что партнёр изменился.

1)перестать судить о будущем на основании своего прошлого

2)пересмотреть отношение к сексу как к экзамену. Смысл сексуальных отношений не во взаимной оценке, а в возможности получать и давать наслаждение.

3)осознание неадаптивных установок

На 6-ой стадии одиночества (долгосрочные эмоциональные обязательства) люди имеют потребность в стабильности имеющихся интимных отношений, но бояться взять на себя эмоциональные обязательства. Появляется страх, что они пойманы в ловушку, что не смогут ответить любовью на любовь, что потеряют свободу или индивидуальность. Некоторые ведут себя излишне пассивно, не открывая своих негативных чувств.

1) убедить, что идеал равных обязательств достигается на поздних стадиях союза. Никто не обязан соответствовать требованиям другого.

2)осознание, что можно высказывать свои желания без страха отвержения. Что гнев — это одна из составляющих любых долгосрочных отношений, а не сигнал к разрыву.

Узнали себя на какой-то стадии? Как тут показано – всё это решаемо и поддается коррекции. Осталось обратиться к хорошему психологу, что бы вместе сделать свою жизнь менее одинокой.

Использованые матерериалы: «Суицидология и кризисная психотерапия» Г.Старшенбаум.

Причины возникновения одиночества

Формирование самосознания в юношеском возрасте

В юношеском возрасте люди пытаются как-то систематизировать представления о своем одиночестве, а не просто представить перечень возможных его причин. Подобным же образом и одинокие люди пытаются систематизировать собственные объяснения их неудовлетворительной социальной жизни.

Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1. Открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется и чувство одиночества.

[3]

2. Появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно, из мечты, все возможно, и идеала, как абстрактного, но часто недосягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбрать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана — важный элемент самосознания.

3. Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки часто бывают, противоречивы («Я в своем представлении гений + ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, самоанализа своих качеств и способностей у юноши формируется самоуважение — обобщенное отношение к себе.

ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА

Эволюция отношения к одиночеству в исторических и философских трудах

Одиночество как состояние существует столько, сколько люди помнят себя. Но само отношение к одиночеству претерпело некоторую эволюцию. Это заметно даже в поговорках, аккумуляторах народной мысли: от старорусской «на миру и смерть красна», до современной «каждый умирает в одиночку».

Другими словами, «не всегда состояние одиночества воспринималось индивидом как личная проблема» [9,107].

В древние времена, когда само существование людей было сугубо общинным, мы находим три основные формы одиночества.

1. Обряды и ритуалы, так называемое воспитание одиночеством. Одиночество здесь — необходимое условие становления личности и не несёт в себе трагической окраски.

2. Наказание одиночеством — изгнание. Собственно, на всех уровнях развития общества не было большего наказания, чем насильственная социальная изоляция. Причина особой тяжести наказания в том, что «подвергается отчуждению не просто тот или иной поступок индивида, а он сам как таковой, его личность» [34, с. 26].

Читайте так же:  Новогодний невроз – как его пережить

3. Добровольное уединение — отшельничество. Цель такого уединения — самосовершенствование, преодоление плотского начала духовным. Отшельничество предполагало внутреннюю сосредоточенность, внимание к своему внутреннему миру.

В средневековье христианство вытеснило языческие верования и обряды. Основой средневекового менталитета стало христианское сознание. Одиночество принимает форму разговора с богом. Человек постепенно осознаёт свою связь с родом людским, а также всю катастрофичность для себя её утраты. Далеко не всегда эта катастрофа получает наименование «одиночество», но неизменно играет важную роль в духовном развитии человечества. То жизненно необходимое человеку общение, в котором ему отказывало общество, нередко обреталось в мире веры. «Христианство, рождённое в горниле социальной борьбы и обращённое к сердцам униженных и оскорблённых, с самого начала восприняло и аккумулировало в себе чувство щемящего одиночества, превращённого в идейный «нерв» своего учения» [33, с. 191-192]. В свою очередь протестантизм фактически освящал одиночество как облегчающее путь к истинной вере.

Однако в средние века существовал и противоположный, светский взгляд на одиночество. Здесь одиночество воспевается как источник вдохновения, свободы, радости.

Эту линию развили романтики. Именно с расцветом романтизма появился интерес к одиночеству как социально-психологическому феномену. Романтики в XVIII веке делают одиночество своим программным лозунгом: от байроновского вызова и бунта до пассивного поиска убежища от жестокости окружающего мира. Ведущим мотивом творчества становится рефлексия истоков уединения, противостоящего конформному обществу и помогающего сохранить свою индивидуальность.

Таким образом, полная физическая изоляция человека, перестаёт быть единственным условием возникновения одиночества.

Наиболее глубокое теоретическое осмысление проблемы одиночества начинается с середины девятнадцатого века. В психологическом словаре дается следующее определение одиночества: «Одиночество — один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. Как только люди попадают в условия одиночества обусловленного экспериментальной, географической или социальной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются, что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребность в общении» [ ].

В XIX веке своеобразно преломленные мотивы протестантского одиночества стали одной из исходных точек развития философской концепции трансцендентализма, ведущую роль здесь играет философ, писатель, натуралист Генри Торо. Он рассматривал принцип уединения как первую ступень на пути к уединению высшему, духовному. Трансцендентализм — «. . .философский принцип, утверждавший бесконечное духовное богатство человеческой личности, которой достаточно лишь замкнуться, сосредоточиться на себе, чтобы найти мощные силы, необходимые для противостояния внешнему, враждебному окружению «толпы», то есть мещанско-обывательской массы» [33, с. 193]. Трансценденталисты первыми стали проводить различия между одиночеством — продуктом «полной отчаяния» городской жизни и уединением — необходимой для самосовершенствования человека концентрация на своих внутренних духовных потенциях. Уединение рассматривается как средство защиты личности, поскольку оно укрепляет человека духовно, способствует личностному и социальному становлению.

Иную концепцию одиночества и уединения выдвинул современник Торо, Сёрен Кьекегор. Его взгляд на судьбу личности уже не так оптимистичен. Одиночество по Кьекегору — «…замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме бога» [33, с. 193]. Он признавал веру в бога, но нетрадиционную, отвергающую официальную церковь. Главный тезис данной философии сводится к утверждению, что верить в бога абсурдно, вера претит разуму, но сам мир абсурден, поэтому верить надо. «Духовному человеку» по Кьекегору не нужно уединяться для самосовершенствования, ибо в этом нет никакой необходимости. Человек с самого рождения «посторонний» по отношению к обществу и к жизни в целом.

Идеи Кьекегора были восприняты европейским экзистенционализмом, а конкретно философской теорией Эдмунда Гуссерля, чьи работы относятся к концу XIX — началу XX века. В основе их представление о сознании как непрерывном потоке переживаний, совершенно отдельного от всего внешнего, материального мира. Гуссерль считал, что сознание должно быть очищено от всего, что вне его и называл этот процесс редукцией. Весь оставшийся вне субъекта мир Гуссерль считал лишь проекциями сознания субъекта. Таким образом, между субъектом и миром возникала непреодолимая преграда отчуждения и одиночества.

Уже в XX веке один из главных идеологов экзистенционализма Жан Поль Сартр последовал за Гуссерлем, превратив одиночество и абсурдность бытия в главные темы своего творчества. Согласно Сартру человек, стремясь познать себя, выходит за рамки своего «я», но рамки жизни не дают ему такой возможности. Человек теряет надежду и веру, он одинок во враждебном ему мире, его социальные связи, если они есть, поверхностны. Чувство одиночества, в противовес им, глубоко и является основой всего человеческого бытия.

Мартин Бубер в статье «Проблема человека. Перспектива» делает следующий вывод: «Человеческая личность одновременно воспринимает себя в качестве человека, изгнанного из природы (подобно отвергнутому нежелательному ребенку), так и в качестве личности, изолированной от остальных среди бушующего человеческого мира» [ ].

Оди Дж. Рэлф, продолжая глубокий анализ этого феномена, в своей работе «Человек-существо одинокое: биологические корни одиночества» говорит о необходимости различия между периодами простого одиночества и его длительными состояниями. По Оди Дж. Рэлф, периоды простого одиночества являются нормальными реакциями, если они не часты или непомерно интенсивны, а последние (то есть длительные состояния) — всегда психопатологичны. Периоды уединений необходимы человеку, и он будет их искать. Некоторые люди могут научиться уходить в себя и размышлять в присутствии других. Однако уединение должно уравновешиваться общением. Лимит общения, воспринимаемый как одиночество, означает не просто разобщение в среде людей, но нехватку близких отношений с ними. Присутствие людей, которые не способны дать ощущение близости и теплоты, усугубит одиночество вместо того, чтобы его облегчить. «Патологическое одиночество — добровольный разрыв с обществом, обычно трактуемый как исключение или изгнание, часто сопровождающийся жалостью к себе и ведущий ко всевозрастающей жажде осмысленных человеческих взаимоотношений. Оно может выражаться в уходе в себя, в вялости, неактивности, индифферентности, депрессии и унынии» [ ].

Следует отметить, что приведенные выше авторы в своих работах склонны к рассмотрению данного феномена как отрицательного в жизни человека. Они объясняют его в большей степени эмоциональной и социальной изолированностью человека в связи с развитием определенных экономических отношений, когда человек вынужден придти к индивидуализму как типу мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление себя обществу. Однако, Мустакас в своей книге «Одиночество» считает: «Человек движется вперед, обращаясь к небесам, ищет реализацию своих способностей. Пребывая в состоянии одиночества, человек обретает полноту внутреннего мира» [ ].Следует отметить, что Мустакас не отрицает, что одиночество может иметь болезненный характер, но рассматривает его как продуктивное, творческое состояние. Так, он пишет: «Когда человек становится одиноким и изолированным, то каждый момент является для него чистым, каждый звук — сладким каждая составляющая вселенной начинает приобретать ценность и значение, изысканную красоту» [ ].

Читайте так же:  Размышления о любви к себе

Философские концепции во многом обусловили социологические и социально-психологические подходы к проблеме одиночества, разрабатываемые в ХХ веке. В целом в ХХ веке на Западе осмысление человеческих отношений складывалось под влиянием развития индивидуализма. Само понятие одиночества находилось в постоянном развитии. Индивидуализм порождал некоммуникабельность как крайнюю форму взаимного отчуждения индивидов, распада многих социальных связей. Постоянное состояние одиночества может привести человека к аномии — общему состоянию бытия, что является само по себе разрушительной силой человеческой жизни. Поэтому этой серьезной проблемой заинтересовался ряд специалистов, пытавшихся реально разрешить ее, вследствие угрозы человеческой жизни. Многие ученые на Западе занимались исследованиями в этой области, анализируя этот феномен с разных позиций: от философско-религиозной до социально-психологической.

Практически все философские школы и направления в соответствии со своими мировоззренческими принципами освещали феномен одиночества. Проблему одиночества исследовали Фромм Э., Хорни К., Франкл В., Сартр Ж.П., Камю А., Къеркегор А., Ясперс К. и др. Их работы представляют особый интерес, поскольку обуславливают особый современный интеллектуальный потенциал в отношении разработки теории этой проблемы, несмотря на то, что их интерпретации феномена одиночества лежат совершенно в разных плоскостях. Так, согласно Паскалю Б., «…человек совершенно одинок и заброшен в бессмысленное бытие». Следующую трактовку одиночества мы находим у Къекегора: «Одиночество, в соответствии с мыслью этого философа, — это замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаем ни кем, кроме Бога». Человек обречен на страдание и одиночество. Человек, согласно Къекегору, существует лишь для бога, поскольку Бог существует для него. Концепция Яспера К. гласит, что для вступления в подлинную коммуникацию (то есть социальные отношения) индивид должен порвать свои социальные связи и противопоставить себя «другим и своему миру». Исходя из этого высказывания, мы можем заключить, что условием коммуникации оказывается одиночество человека, трактуемое Яспером К. как социально-психологическая изолированность.

[3]

В середине ХХ века в США становится популярной концепция «социального характера» Рисмена Д., которую он излагает в книге «Одинокая толпа». Рисмен описывает один из способов избежания человеком одиночества и определяет следующие симптомы социальной изолированности: «Первыми симптомами социальной изолированности являются скука, чувство алиенации, аномии, оторванности, маргинальности» [ ]. Он выделяет три основных типа характера, соответствующие трем типам общественного устройства. «Традиционно-ориентированный», соответствующий средневековью; «изнутри — ориентированный», — соответствующий эпохе капиталистического свободного предпринимательства и связанный с инициативой и активностью личности, и «извне — ориентированный». Последний относится к монополистической стадии развития капитализма, когда человек превращается в индивидуалиста, в объект манипулирования со стороны государства. Такая личность оказывается подверженной различным видам отчуждения и самоотчуждения, обусловленных самой системой организации всей социальной жизни. Ризмен считает, что автоматизация в условиях капитализма видоизменяет, развращает такие формы общения, как семейная жизнь, любовь, дружба и ведет к одиночеству человека.

Халмос П. в своей книге «Изолированность и уединение» объясняет человеческое одиночество следующим образом: «Человеческой природе с биологической точки зрения свойственно быть зависимой в первую очередь от отношения группы. Человеку присущ стадный инстинкт, побуждение как идентификация с родом — спасительным объединением или скорее воссоединением» [ ]. Он использует термин «разобщение» (dissocialization), обозначающий уменьшение возможностей человека участвовать в социальный связях и значимых для него отношениях.

Наряду с осознанием трагического одиночества человека в XX веке многие гуманистические течения выразили свой протест против одиночества как состояния, чуждого человеческой природе. Одним из ярких глашатаев «антиодиночества» стал философ и социальный психолог Эрих Фромм. Он указывал на свойство человеческой психики испытывать ужас перед изоляцией. В своей книге «Побег от одиночества» он пишет следующее: «Затруднительное положение человека является само по себе моментом, когда человек осознает, что он одинок и в то же время у него нет возможности создания новых эмоционально удовлетворяющих его социальных связей. У него возникает страх перед одиночеством: ощущение полной изолированности и одиночества ведет к психическому разрушению, так же, как голод к смерти» [ ]. Он также перечислил и рассмотрел ряд социальных потребностей, формирующих резко отрицательное отношение личности к одиночеству: потребность в общении, связях с людьми, потребность самоутверждения, привязанности, в объекте поклонения. «Чувство одиночества, фрагментирующее личность, раскалывающее её на дискретные части, по мысли Фромма, ведёт подчас к агрессивности, насилию, терроризму, анархии» [12, с. 19].

Таким образом, от состояния одиночества, возникающего лишь в периоды изоляции, а также одиночества как разговора с богом или возможности самосовершенствования и духовного становления, человеческая мысль развила данную проблему до пессимистического понимания одиночества, как единственно возможной формы бытия человека и, в свою очередь, также до негативного отношения к одиночеству как противоречащему всей природе человека.

Одиночество – испытание или время для собственного развития

Одиночество всегда было и остается спорной темой. Кому-то видится в этом страдание, кому-то – свобода и наслаждение. Одиночество для каждого свое. В прошлые времена одиночество пугало. Это было связано с тем, что в одиночку невозможно было прожить: убить мамонта, завоевать землю, уничтожить врагов и просто прокормить семью. Кланы, племена, общины – все это создавалось для того, чтобы никто не был одиноким. В настоящее время все кардинально изменилось: одиночество стало атрибутом гениев, помощником в творчестве и самосовершенствовании. Все больше людей стараются отгородиться от мира. Хорошо это или плохо – каждый решает для себя сам.

Жизненная пауза

Современный темп жизни не позволяет нам пребывать долгое время наедине с собой, а это очень важно для человека. На работе вы находитесь в компании коллег, затем вас ждут семья, друзья. У нас не остается времени побыть в тишине. Поэтому многие стараются ограничить контакты не в ущерб уровню жизни: они не отказываются от работы, которая приносит доход, но решают жить в одиночестве.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Зачастую одиночество является лишь паузой в жизни. Это время, которое нужно посвятить только себе, набраться сил перед новым рывком. Пауза – это возможность восстановить силы, чтобы вновь броситься в бой.

Причины одиночества

Если вас тяготит одиночество, вам необходимо отыскать его причину.

  1. Нередко причиной одиночества становится неумение быть интересным. Прежде всего, интересным для самого себя. Если вам скучно и плохо наедине с собой, это тревожный сигнал личной дисгармонии и недостаточности собственного развития.
  2. Причиной одиночества также может быть желанием разобраться в себе. Многие из тех, кто постоянно находится в центре событий, «перегорают» и вынуждены расставлять приоритеты заново, чтобы понять, что же для них особо важно, а что можно отложить.
  3. Природная стеснительность или детская закомплексованность тоже часто становятся причинами одиночества. Если вы чувствуете себя неуютно в компании людей, но при этом хотите избавиться от одиночества, вам поможет только работа над собой: улучшайте коммуникабельность, учитесь находить общий язык с самыми разными людьми, участвуйте в командных событиях. Преодоление себя – путь к собственной свободе.
Читайте так же:  Недоверие в отношениях

Конечно, у каждого могут быть свои причины для одиночества. Сюда можно также отнести расставания, потерю близкого человека, личное видение сути одиночества и так далее.

Как избавиться от страха одиночества

Если вы боитесь оставаться один на один с собой – это плохо. Дело в том, что одиночество позволяет развиваться, дает для этого время. Но у каждого есть своя точка зрения, а потому если вы решили избавиться от поглощающего страха одиночества, приступайте немедленно.

  1. В первую очередь, переосмыслите понятия одиночества. Это период в вашей жизни, когда вы можете уделить время себе, наслаждаться любимыми фильмами, книгами, хобби. Не воспринимайте одиночество негативно – любые отрицательные эмоции и мысли сказываются на самочувствии и здоровье.
  2. Отыщите причину одиночества. Помимо описанных выше, можно также отметить слишком низкую или слишком высокую самооценку. Вы достойны хорошего человека, но не забывайте о том, что идеальных людей просто не существует.
  3. Старайтесь больше общаться с людьми. Запишитесь на какие-либо курсы, занятия – в автошколу, кружок по вышиванию крестиком, театральную студию и так далее. Как и в любом другом деле, в общении с людьми нужна исключительно практика.
  4. Заведите себе домашнее животное. Вы будете заботиться и любить его. Благодаря этому вы не только получить море положительных эмоций, но и сможете не так остро переживать свое одиночество.
  5. Подумайте над своей незаменимостью. Вы нужны друзьям, близким, коллегам и даже самому строгому начальнику. Вы нужны, потому что уникальны.

Этапы отношений: одиночество

Р.В. Шмелев отмечает, что объективные факторы, связанные с научно-техническим прогрессом и урбанизацией способствуют появлению чувства одиночества. Достижения научно-технического прогресса, появление новых средств коммуникации, создание быстроходного транспорта повлияли на усиление изоляции человека, в первую очередь, в городах. Концентрация населения в большом городе (так называемое одиночество в толпе), создает анонимность общения. Пространственное единство остается в городе принудительной, разъединенной, мнимой общностью. Разобщенность людей в городе не может быть преодолена. Несмотря на то, что люди рядом друг с другом, они в то же время социально отделены, ибо их разобщение предопределено глубоким различием их социальных интересов. Для подавляющего большинства горожан состояние социальной изолированности и разобщенности остается жесткой реальностью.

Несмотря на то, что воспитание детей в большом городе имеет свои преимущества, мы вынуждены констатировать односторонность развития городских детей: развитие получают только те способности, которые заданы рамками жизни в большом городе. Им явно недостает жизненного опыта, общения с природой, занятий физическим трудом. Эти условия только обрекают городского ребенка на известную пассивность, но и создают предпосылки возникновения раннего переутомления, поэтому выросший в таких условиях человек лишен возможности правильно расходовать свои физические и нравственные силы.

В связи с этим следует отметить некоторые предпосылки возникновения одиночества у детей в семейных отношениях и проблемах, в частности — развод родителей. Разве имеет очень сильное влияние на формирование одиночества, как у детей, так и у взрослых. Ребенок чувствует, что с распадом семьи ослабевает его чувство общности с родителями, к смену ему приходит чувство ненужности, беспомощности. Нередко причину развода ребенок видит в себе и винит себя. Он замыкаете в себе, озлобляется. Нравственные устои семьи, ее ценности теряют для него всякую значимость. И даже повзрослев, он не сумеет избавиться от своего чувства одиночества, будет бояться контактов с другими людьми и ожидать от них предательства, объясняя все социальные затруднения своей жизни низкой оценкой в обществе. Следовательно, процесс развода резко прерывает непрерывность развития ребенка, а это, в свою очередь, приводит к нарушению социального и психологического функционирования ребенка, к его низкой самооценке [42].

В числе причин, ведущих к возникновению одиночества, можно назвать наличие конфликтных отношений с окружающими и глубокие эмоциональные переживания как главные признаки кризиса взросления (Л.С. Выготский); узость социальных контактов и отсутствие деятельности компенсаторного характера, субъективно проявляющиеся как состояние неудовлетворенности, скуки, тоски, поисков себя (Н.А. Безбородова, О.В. Лишин), недостаток социальных навыков (Х. Салливан); преобладание индивидуализации, персонализации над адаптацией (В.К. Калиненко, И.С. Кон, В.А. Петровский).

Переживание одиночества подростками сопровождает развитие ряда личностных новообразований и является обязательной составляющей комплекса психоэмоциональной реакций в ситуациях конфликта; в ряде личностных процессов одиночество служит психологическим стабилизатором или дестабилизатором эмоциональных реакций и т.д. Благодаря одиночеству подросток учится быть независимым от постоянного социального подкрепления.

В то же время одиночество затрудняет общение, препятствует установлению интимно — личностных отношений, затрудняет полноценные доверительные контакты, формирует негативный тип самовосприятия и приводит к ощущению психического надрыва, душевного нездоровъя. Ощущение одиночества у подростков часто сопровождается чувством собственной никчемности некомпетентности, ненужности, застенчивостью, неуверенностью в себе, низким уровнем самоуважения, склонностью к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, часто отнюдь не добровольному, появлением чувства, что тебя никто не понимает, повышенной конфликтностью.

Таким образом, большинство психолого-педагогических проблем оказывается так или иначе связанным с трудностями общения, деформации, которого ведут к появлению неадекватных форм поведения. Изучая общение и деформации личностного развития, исследователи недостаточно вниманию уделяют одиночеству, которое имплицитно присутствует в качестве важнейшего переживания подростка, возникающего в результате деформаций его взаимоотношений с окружающими.

Возникновение в подростковом возрасте острого чувства одиночества влечет за собой дефицитное и дефектное общение, причем не всегда удается установить, что здесь является причиной, а что— следствием. Такие явления могут приводить к уходам из дома, бродяжничеству, школьным прогулам или отказу от обучения, лжи, агрессивному поведению, увлечению граффити (настенными рисунками и надписями непристойного характера), субкультурным девиациям (употреблению сленга, нанесению шрамов, татуировки и проч.). Подобные формы, по мнению Е.В. Эмановской, могут быть определены как асоциальное поведение.

Анализируя данные о подростках с отклоняющимся поведением, Е.Е. Рогова отмечает, что остро переживаемое чувство одиночества формирует субъективные предпосылки для возникновения асоциально — криминальных групп. Одиночество подростка является результатом неправильной организации общения взрослыми и ведет к деформациям развития личности, побуждая подростка искать группы, компенсирующие дефицит общения [28].

[1]

Подросток реализует чувство взрослости, усваивает социально — моральные нормы отношений через дружбу со сверстниками, через стремление испытать настоящее чувство любви. Но поскольку и дружба, и «любовь» носят поверхностный характер, эти стремления удерживают подростков большими группами (9 — 12 человек), в которых партнеры могут меняться по нескольку раз, резкие слова об изменах, подлости и др. сменяются признаниями в верности и любви.

Читайте так же:  Обесценивание по инерции

Психологи Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова такое поведение или деятельность по поиску друга или любимого характеризовали как «ориентировочно пробовательное». Максимализм в оценке отношений друг с другом и с родителями приводит к субъективному чувству одиночества. Например, друг уехал, жизнь потеряла смысл или отец уже неделю не пишет, значит я ему не нужен и т. п. Обособление, отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального отношения к жизни. Таким образом, переживание одиночества (уединение, обособление, отчуждение) детьми в возрасте 11—14 лет столь поверхностно, что можно говорить о старшем дошкольнике как о более насыщенном психологически в этих своих переживаниях. Именно поэтому родители, даже если замечали за своим ребенком в дошкольном возрасте некоторые сложности в контактах с другими, его переживания, высказывания относительно непонимания и отвержения другими, то в подростковом возрасте проявления этих переживаний носят совершенно другой характер [22].

В контексте этих рассуждений несомненный интерес представляет биологическая трактовка феномена одиночества. Американский биолог Р. Оди задался вопросом, имеет ли то, что кажется глубоко человеческим переживанием одиночества, свои аналоги и корни среди животных. И выяснил, что биологические корни — наиболее существенные. Тем не менее, человек может быть более одинок, чем животное, т. к. у него есть разные способы испытать одиночество.

В качестве подхода для определения биологических корней одиночества Оди указывает на сенсорную депривацию и приводит примеры вынужденной изоляции. Оказывается, что изоляция даже на несколько часов вызывает заметное психическое расстройство: помрачается сознание, человек легче поддается внушению, становится более подавленным, у него уменьшается способность ясно мыслить.

Короче говоря, нормальное функционирование мозга зависит, оказывается, от достаточного уровня и разнообразия воздействующих раздражителей, позволяющих находиться в постоянном контакте с внешним миром, реальностью.

Есть много данных, свидетельствующих о том, что животные очень страдают, будучи изолированными.

У приматов, находящихся в условиях сенсорной депривации, наблюдалось психическое расстройство, и такие особи становились совершенно неполноценными.

Видимо, индивидуальное сознание, делает вывод Оди, хотя бы отчасти является продуктом составляющих психики, находящихся во взаимодействии.

В этой связи отметим, что у человека и животных существуют индивидуальные различия в потребностях в обратной связи с обществом (у человека) или в знакомой среде и запахах (у животных). Потребности различаются в «зависимости от психического типа или национальной культуры человека. Так, человек в Японии постоянно чувствует себя частью какой-то группы: то ли семьи, то ли общины, то ли фирмы. Он не выносит уединения, отрешится всегда быть вместе с другими [36].

Дети привыкли видеть в родителях опору и не всегда вовремя замечают, что наступил новый этап отношений, новое распределение ролей, когда они должны заботиться о своих родителях.

Некоторые видят причину всех бед в «разрушении» больших семей и вспоминают о прежнем патриархальном укладе семьи, где не было одинокой старости. На данный момент, в науке мало изучены вопросы, касающиеся людей пожилого возраста, большинство исследований посвящены детям, юношам, периоду зрелости. Но остро встает проблема приспособления пожилых к новому социальному статусу, проблема существования данной категории людей без родственников, и значит — острее будет ощущаться проблема одиночества людей пожилого возраста.

Этaпы oтнoшений: oдинoчествo.

(Этo втopaя из сеpии стaтей oб этaпaх oтнoшений. Лучше их читaть oт пеpвoй к пoследней, и вoт ссылкa нa пеpвую: «Oтнoшения: любoвь или зaвисимoсть?»)

Челoвек пpихoдит в этoт миp без сoпpoвoждения, и ухoдит тaкже oдин. Oдинoчествo – этo oднa из экзистенциaльных дaннoстей, и с этим ничегo не пoделaешь. Oнo всегдa с кaждым из нaс, дoступнoе в кaждую минуту жизни. Oдинoчествo сooтнoсится с oтнoшениями тaк же, кaк тишинa с музыкoй. Музыкa нaчинaется в тишине, звучит нa фoне тишины, и пoсле музыки oстaется тишинa. Тaк и oдинoчествo для oтнoшений: истoчник и oснoвa. Пoсмoтpим, кaк мoжнo пoвлиять нa тo, чтoбы этoт фундaмент oтнoшений был мaксимaльнo нaдежным и блaгoпpиятным.

Пpoхoдя этaп oдинoчествa, в кoнтексте oтнoшений желaтельнo пoнимaть:

  1. кaкие пpoцессы, влияющие нa пoследующие oтнoшения, пpoисхoдят в психике в этo вpемя;
  2. чтo мoжет быть пoлученo в pезультaте этих пpoцессoв;
  3. кaкие мoгут вoзникнуть тpуднoсти;
  4. кaк эти тpуднoсти себе oблегчить.

Итoгo, тpуднoсти нa этaпе oдинoчествa тaкие:

  1. Пpoшлый oпыт неудoвлетвopения пoтpебнoстей угнетaет мoтивaцию.
  2. Неудoвлетвopенные пoтpебнoсти сoздaет нaпpяжение в психике.
  3. Пpoтивopечивый oпыт пpивoдит к непoнимaнию и paстеpяннoсти.
  4. Мифы oб oтнoшениях пoдменяют сoбoй знaние и увoдят в вooбpaжaемые миpы.

Кaк же с этим мoжнo спpaвиться? Paссмoтpим кaждый пункт.

Если пoлучится все эти зaдaчи pешить блaгoпoлучнo, тo, безуслoвнo, удaстся нaчaть движение к oтнoшениям, сoхpaнив мoтивaцию удoвлетвopением и стpемлением к poсту и paзвитию. Говоря проще, сохранится возможность устроить отношения «по любви». Если не получится справиться с трудностями этого этапа, тo oтнoшения либo вoвсе не нaчинaются, либo стpoятся нa мoтивaции гoлoдoм и стpaхoм пoтеpи / уменьшения удoвлетвopения. Тo есть пo сoзaвисимoй схеме.

Нa пoследующих этaпaх oтнoшений будут дpугие зaдaчи, нo oни нaследуют те же цели, кoтopые oписaны в дaннoй стaтье. Мoжнo гoвopить oб этoм, кaк o зaдaче удеpжaться нa пути любви и не свеpнуть в бoлoтo зaвисимoсти. Пpoдoлжение oб этoм – в следующих стaтьях.

Самостоятельно это всё выполнить непросто. Это как учиться кататься на горных лыжах – можно больно удариться и потерять всякий интерес к продолжению. Зато этим весьма эффективно занимаются в психотерапевтических группах. Работа в психотерапевтической группе экономит участникам много лет жизни, которые в обычном человеческом обществе непременно тратятся на ту же самую работу.

читайте продолжение в следующей статье этой серии:
«Этапы отношений: поиск партнера»

Одиночество в отношениях. Как исправить положение

Приветствуем всех, кого интересует психология отношений!

Ошибочно думать, что чувство одиночества испытывают люди, которые не устроили личную жизнь. Это чувство может поселиться в душе глубоко семейного человека. Оно разрушает, провоцирует возникновение внутренней пустоты и никому не нужности.

Каждый человек время от времени чувствует себя одиноким, но что делать, если это ужасное чувство всегда с вами, несмотря на длительные отношения с любимым человеком? Возможно, подсознание пытается что-то сказать, а вы не хотите к нему прислушаться. Почему мы испытываем одиночество в отношениях?

См. также « Как наладить отношения в семье с мужем» Как наладить отношения в семье с мужем, — к сожалению, актуальный вопрос для огромного числа женщин. В обществе, далеком от традиционных семейных ценностей, где жена — хранительница очага, а муж — добытчик, защитник и хозяин, разногласия внутри семейных пар неизбежны.

Возможные причины одиночества при существующих отношениях

Одиночество в отношениях испытывает человек, который сознательно отказывается от эмоциональной близости с партнером. Два человека продолжают жить вместе, решать проблемы, но пустота в душе блокирует все чувства, один партнер уходит в себя.

Читайте так же:  В чем разница между мужчиной и женщиной

Внешне в паре незаметны изменения, все происходит по накатанной схеме. Но, внутренние перемены постепенно убивают такие отношения. Хорошо, если партнеры пытаются вместе исправить ситуацию или расходятся. Плохо, когда одиночество в отношениях воспринимается как должное. Люди свыкаются с этим и живут, ощущая ужасную душевную пустоту.

Одиночество, испытуемое одним партнером, свидетельствует о разладе в отношениях. Разрушается та невидимая нить, которая поддерживает тепло и любовь в паре. Эмоциональная связь исчезает, даже если вы живите бок о бок много лет. Почему так происходит?

Обиды, взаимные претензии, недопонимание – дело не одного дня, все негативные эмоции накапливаются годами и отражаются на общении между партнерами. Постепенный процесс разрушения отношений проходит порой неосознанно, поэтому сложно определить момент, когда же все пошло наперекосяк.

Одиночество вдвоем, как это происходит

Одиночество наступает в результате невнимания со стороны партнера. Когда отношения только начинаются, все внимание партнеров обращено друг к другу. Когда страсти утихают, начинается обыденность с проблемами и прочими малоприятными моментами. За решением этих проблем партнеры забывают о внимании, в котором нуждаются оба.

Развитие в паре невозможно без полноценного общения. Краткие разговоры во время ужина не в счет. Время идет, но вам кажется, что все под контролем. На самом деле ситуация накаляется с каждой минутой и в один прекрасный момент может вылиться в грандиозный скандал, ведущий к расставанию.

Если один партнер боится обсуждать существующие проблемы, то чувство одиночества непременно настигнет. Бывает, что женщина пытается вывести мужчину на разговор, но тот упирается и даже раздражается по этому поводу.

Есть два выхода, стать сторонним наблюдателем и смотреть, куда все это приведет либо взять ситуации в свои руки и попытаться договориться с любимым человеком.

Отрицание проблемы приводит к одиночеству в отношениях. Как правило, негативные перемены отражаются на обоих партнерах, но один закрывает на это глаза, а другой страдает молча. Успокаивать себя, говоря, что время лечит, не вариант. Построение отношений нуждается в участии партнеров, если этого нет, то связь прерывается.

Кардинальные перемены: избавляемся от одиночества

Плохое отношение влияет на ощущение партнера в паре. Холодность, язвительность, критика и прочие негативные моменты убивают любовь и провоцируют появление одиночества в отношениях. В гармоничных отношениях уважение стоит на первом месте.

Сказанные обидные слова останутся в памяти того, кому они были адресованы. Прежде чем сказать это любимому человеку, скажи это себе. Язвительность, раздражение и злость приводят к отдалению близких людей. Каждый замыкается в своем внутреннем мире и живет с этой болью.

Распад отношений происходит через банальную лень. Когда партнеры вместе многие годы, они расслабляются, не надо производить впечатление, поражать. Женщины перестают следить за собой, меня любят и такую, уверены они. Но, любые отношения нуждаются в подогреве, время от времени, нужно устраивать романтические вечера, задушевные беседы, подведение итогов.

Больше конкретики. Случается, что мужчина не понимает, чего от него хотят. Ему смешны претензии, так как он не видит реальной проблемы. Нужно рассказать обо всем, что на душе. Не бойтесь быть непонятыми, делайте шаги навстречу и вам удастся исправить ситуацию к лучшему.

Одиночество в отношениях не искоренить, когда ведется игра в одни ворота. Если один партнер прилагает усилия, а другой сводит его старания к минимуму, результат будет противоположный ожидаемому.

Многие пары, столкнувшиеся с кризисом, пытаются наладить отношения, подключая внешние факторы. К примеру, женщины покупают красивое белье, меняют имидж, ходят в спортзал. Мужчины оформляют путевки, в надежде, что отдых вернет былые чувства.

Но, пока вы не измените внутренний мир, все останется, как прежде. Работайте над отношениями, никогда не опускайтесь до колкостей. Есть проблемы, обсудите и вместе найдите решение. Эти советы работают, если в паре еще остались чувства и партнеры хотят сохранить их. В противном случае стоит попрощаться и попробовать начать жизнь с чистого листа.

Наладить отношения со своей второй половинкой, внести в жизнь новую нотку и начать новый виток ваших взаимоотношений, в этом вам поможет книга «Как войти в состояние потока, когда все получается и жизнь в удовольствие» Здесь собраны эффективные методы, которые вам помогут взглянуть на жизнь под другим углом.

Если в отношениях появилось одиночество, не стоит на этом зацикливаться. Внесите в жизнь эффект новизны, найдите новых друзей, развлекайтесь, необязательно все время проводить со своим партнером. Это поможет отдохнуть от изнурительных отношений и взглянуть на ситуацию по-другому. Развиваясь в разных направлениях, человек становится более интересным не только для своего партнера, но и для себя самого.

Партнеры должны быть заинтересованы в отношениях, поэтому придется изменить собственные мрачные мысли и поведение. Не пытайтесь изменить своего партнера, это не даст результатов. Если этот материал полезен вам, поделитесь им с друзьями в социальных сетях.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Принимайте отношения как дар свыше, представьте хоть на секунду, сколько людей мечтает найти вторую половинку, а вы уже справились с этой задачей. Если любите друг друга, то пройдете все испытания с достоинством.

Источники


  1. Жукова, М. Н. 55 роковых ошибок, которые совершают женщины / М.Н. Жукова. — М.: Феникс, 2013. — 272 c.

  2. Ирина Удилова История реальной любви. Спасаем отношения. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 704 c.

  3. Карнеги, Дейл Как быть счастливым в семье / Дейл Карнеги. — М.: Попурри, 2002. — 432 c.
Этапы отношений одиночество
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here