Этические принципы психотерапевта

Сегодня обсуждаем тему: этические принципы психотерапевта с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Этические принципы играют роль регуляторов деятельности профессионала, закрепляют права и ответственность, тип отношений участников психотерапевтического процесса. Проблемой является то. Что права клиента не защищены законодательно. В этой ситуации особенно возрастает значение этических норм, хотя они и носят лишь рекомендательный характер.

Наиболее общими принципами, обеспечивающими соблюдение профессиональной этики в психотерапевтическом процессе, являются:

1. Ответственность. Психотерапевт принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат психотерапии. Его работа строится на основе учета интересов клиента. Не вся ответственность за решение проблемы возлагается на психотерапевта. С самого начала клиент должен понимать, что его продвижение будет зависеть прежде всего от него, и этот путь он должен пройти сам, опираясь на знания, опыт и поддержку психотерапевта. Под когнитивной ответственностью понимается, что психотерапевт отвечает за свои знания и понимает границы своей компетентности. Например, установление точного психиатрического диагноза требует участия врача.

2. Конфиденциальность. Соблюдение интересов клиента требует хранить в тайне все, что происходит во время сеанса. Он не должен предоставлять информацию о клиенте какому-либо должностному лицу. Не следует говорить о содержании работы родителям ребенка. Среди прочих факторов соблюдение этого принципа вызывает доверие к специалисту и способствует установлению хороших отношений. Конфиденциальность имеет свои границы, и о них следует предупредить клиента в начале работы. Это касается информации о возможной опасности для жизни, здоровья, благополучия клиента или других людей. Что касается принципа конфиденциальности при работе в группе, то психотерапевт отвечает за формирование таких групповых норм, которые могли бы создать атмосферу доверия, когда происходящее в группе не выходит за ее рамки.

3. Отношение к клиенту. Оно должно базироваться на принятии клиента таким, какой он есть. Тогда он становится способным принять себя. Только приняв себя, человек способен изменяться. Позиция психотерапевта состоит не в оценке тяжести греха, не в оправдании клиента, а в помощи личностному росту, в приобретении навыков быть самостоятельным и самостоятельно принимать решения. Поэтому неэтичными и непрофессиональными являются советы и манипуляции.

Этические основы психотерапии и психологического консультирования.

В работе психотерапевтов существуют ряд этических принципов и требований, следование которым является обязательным. В основе этических принципов лежит набор моральных предписаний, задающих ориентиры корректного поведения профессионала.

Каждый человек имеет определенные жизненные ценности и установки. Ценности — это система убеждений и приоритетов, которые выражаются в предрасположенности людей действовать определенным образом. Психотерапевт должен хорошо осознавать собственные установки и с уважением относиться к ценностям своих клиентов. Психотерапевт должен уметь устанавливать имеющие различия в собственных представлениях и взглядах клиента и признавать право последнего на личные убеждения и верования.

Вместе с тем, одна из задач психотерапии — помочь клиенту переосмыслить свои установки и представления: сохранить те, которые ему дороги и отбросить те, которые устарели и создают ему сложности. Это трудная задача для клиента, требующая доверия специалисту. Первая составляющая этого доверия — его абсолютная вера в то, что информация доверенная специалисту никогда не будет безответственно передана кому-то другому.

[3]

Конфиденциальность является важнейшим условием оказания психотерапевтической помощи. Это значит, что любая информация, которую вы сообщили психологу, не может быть кому-либо передана без вашего согласия. Из этого правила существует некоторые исключения. Таким исключением можно считать ситуации, когда существует реальная угроза здоровью или жизни человека.

Одна из серьезных этических проблем связана с неравенством позиций, которое имеет место в отношениях между психотерапевтом и клиентом. Эта же проблема существует в отношениях учителя и ученика, врача и пациента, адвоката и его подопечного — в любых отношениях, где есть неравное распределение власти и когда один может предоставить другому то, в чем он нуждается. Ни в одной профессии специалистам не разрешается намеренно или ненамеренно эксплуатировать свое влияние на клиента в личных целях. Использование психотерапевтом информации и возможностей клиента с личной выгодой также считается неэтичным.

Психотерапевт также не имеет права поменяться с клиентом ролями и начать рассказывать ему о своих жизненных переживаниях и проблемах. Время контакта с психотерапевтом — это время, которое принадлежит клиенту; оно предназначено для обеспечения профессиональной помощи последнему.

В любых человеческих отношениях могут возникать симпатии и желания сделать отношения более близкими. Несмотря на то, что доверие и эмоциональная близость является важным условием психологической помощи (особенно в ходе длительной психотерапии) отношения между психотерапевтом и клиентом изначально ограничены профессиональными рамками, делающими невозможным вступление в личные или двойные отношения (т.е. иметь какие-либо взаимоотношения помимо взаимодействия в рамках психотерапии).

Консультир-я;

Анонимность и конфиденциальность

Понимание границ профессиональной компетенции

Психолог-консультант не дает советов.

Ориентация на ценности клиента; доброжелательное, безоценочное отношение к клиенту

Разграничение личных и профессиональных отношений.

Определение консультативного контакта и его параметры. Психотерапевтический климат.

Консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни

1. Два лица находятся в психологическом контакте.

2. Первый персонаж, назовем его «клиентом», пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.

3. Второй персонаж, назовем его «консультантом», активно участвует в общении.

4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.

5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять.

6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности

Климат

Качество консультативного контакта зависит от двух важных факторов: терапевтического климата, навыков консультанта (вербальных и невербальных) в поддержании общения.

Терапевтический климат в свою очередь включает несколько эмоционально значимых компонентов. Из физических составляющих упомянем оборудование места консультирования, расположение консультанта и клиента в пространстве (дистанция, манера сидеть и т.п.), структурирование выделенного для консультирования времени. К собственно эмоциональным компонентам терапевтического климата относят создание атмосферы обоюдного доверия, искренность консультанта, его способность к эмпатии и безусловному уважению клиента.

Читайте так же:  Девственность взгляд мужчин

Кабинет должен быть не очень большим, окрашенным в спокойные тона, уютно обставленным и не слишком вычурным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необходим стол, удобные стулья Для проведения занятий по релаксации желательно иметь кушетку. На стенах можно повесить несколько картин, на полках расположить книги, но интерьер не должен быть перегружен, чтобы не отвлекать внимание клиента. На рабочем месте не стоит держать слишком личные вещи или предметы, отражающие убеждения консультанта .

Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет чувствовать себя безопаснее.

При этом следует придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому

С проблемой дистанции тесно связан вопрос о терапевтическом смысле и возможности физического прикосновения к клиенту. Прикосновение означает очень близкий, интимный контакт Он более всего уместен при:

  • консультировании социально и эмоционально незрелых клиентов;
  • консультировании людей, находящихся в кризисе после психической травмы, особенно связанной с утратой близких;
  • стремлении продемонстрировать эмоциональную поддержку

. Традиционные 50 минут, регламентирующие консультативную встречу, позволяют продуктивно обсудить несколько вопросов, а затем 10 минут уделить записи основных аспектов прошедшей беседы или просто отдыху за чашечкой кофе. Это также важно при приеме нескольких клиентов подряд. Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента. George и Cristiani (1990) указывают, что беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним — около 30 минут, а с детьми старше 12 лет консультативная беседа может продолжаться до 1 часа.

Создавать обоюдное доверие — значит создавать терапевтический климат, способствующий обсуждению значимых проблем:

1.необходим искренний интерес к людям и подлинное желание помогать им

2.во время консультирования все внимание следует уделять клиенту, нельзя заниматься посторонними делами (например: разговаривать по телефону, разрешать входить в кабинет коллегам и обсуждать с ними какие-то, пускай даже важные вопросы, витать в мыслях за стенами кабинета и т.п.);

3надо предоставить клиенту максимальную возможность высказаться

4не следует проявлять излишнее любопытство

5необходимо соблюдать профессиональную тайну

6 следует помочь клиенту почувствовать себя непринужденно во время консультативных встреч. Для этого консультант должен проявлять дружелюбие, искренность, естественность, суметь войти в положение клиента

7 к проблемам клиента необходимо относиться без осуждения. Консультант должен не оценивать, а слушать, слышать и понимать

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Читайте также:

  1. I. Этические принципы психолога
  2. II. Дидактические принципы.
  3. III.5.1. Принципы организации и порядок работы телефона доверия.
  4. IV. Работа живого вещества в биосфере и биогеохимические принципы
  5. IX. Выбор психотерапевта.
  6. V. ПРИНЦИПЫ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЕ И ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ПРЕДАННОМУ СЛУЖЕНИЮ
  7. Адвокатская деятельность в РФ: понятие и направления. Понятие и принципы деятельности адвокатуры в РФ.
  8. Анализ художественного текста как этап изучения литературного произведения. Принципы, содержательные компоненты и приемы школьного литературного анализа.
  9. Банковская деятельность и ее принципы
  10. Биогенная миграция химических элементов и биогеохимические принципы
  11. БОЖЬИ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ
  12. БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ И ПРИНЦИПЫ ИХ ВЗИМАНИЯ

В системе регуляции деятельности профессионала существенную роль играют этические принципы. Они закрепляют права и ответственность, тип отношений участников психотерапевтического процесса. Профессиональные сообщества санкционируют систему норм, которые обязан знать и на которые ориентируется в своей работе психотерапевт. В нашей стране пока нет достаточно авторитетного сообщества, которое может выполнять такие функции. Консультационная практика непрофессионалов, а также игнорирование этических норм отдельными психологами во многом дискредитируют имидж психотерапевта в нашей стране.

Особой проблемой является то, что права клиента не защищены законодательно. Полностью отсутствует судебная практика рассмотрения дел о нарушении прав обоих участников психотерапевтического процесса. В этой ситуации особенно возрастает значение этических норм, хотя они и носят лишь рекомендательный характер. Ниже будут описаны наиболее общие принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики в психотерапевтическом процессе.

1. Ответственность.Психотерапевт принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат психотерапии. Его работа должна строиться на основе учета интересов клиента. Важно правильно понимать эти интересы. Например, клиент может развивать позитивный трансфер и требовать заботы и утешения. Если трансфер не прорабатывается и консультант не понимает истинной природы чувств и потребностей клиента, трудно ожидать продвижения в психотерапии. Клиент будет получать лишь частичное удовлетворение своих инфантильных потребностей.

Возможна другая ситуация: клиент сопротивляется (молчит или, напротив, имитирует работу). Тогда психотерапевтическая фрустрация будет соответствовать правилу абстиненции и окажется адекватной и обоснованной. Однако не вся ответственность за решение проблемы возлагается на психотерапевта. С самого начала клиент должен понимать, что его продвижение будет зависеть прежде всего от него, и этот сложный путь он должен пройти сам, опираясь на знания, опыт и поддержку психотерапевта.

Специального рассмотрения требует когнитивная ответственность. Под этой нормой понимается, что психотерапевт отвечает за свои знания и понимает границы своей компетентности. Например, установление точного психиатрического диагноза и коррекционная работа на его основе требуют участия психиатра. Будучи специалистом в определенной области, психотерапевт должен осуществлять квалифицированные действия на основе профессиональной подготовки, а не произвола. Это не противоречит творческому подходу, поиску. Однако для того, чтобы поиск был не стихийным, а продуктивным, необходимо глубокое понимание ситуации, невозможное без специальной подготовки.

Как правило, психотерапевты имеют сертификат, удостоверяющий их право на практику. Специализация в психотерапии предполагает наличие знаний в области общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской психологии, патопсихологии, психодиагностики и т. п. Помимо теоретической подготовки, от психотерапевта требуются специальные навыки и умения. Наконец, он должен обладать определенными личностными характеристиками. Прежде всего психотерапевт должен осознавать и уметь решать собственные проблемы, так как они провоцируют ошибки в работе. Если психотерапевт компенсирует свои проблемы, он оказывается закрытым для понимания клиента и попадает в ловушку контртрансфера. Например, консультант, не имеющий раннего опыта принятия, все время ждет признания и с удовольствием будет участвовать в игре «замечательный доктор». Психотерапевт является моделью для клиента, И поэтому его состояние во многом определяет существо происходящих изменений.

Читайте так же:  Урок бабочки

Психологу важно развивать умение понимать и удовлетворять адекватным способом свои глубинные потребности.

2. Конфиденциальностьявляется вторым важным принципом в работе психотерапевта. Соблюдение интересов клиента требует хранить в тайне все, что происходит во время сеанса. При этом следует учитывать позицию и статус психотерапевта в системе профессиональной коммуникации. Он не должен предоставлять информацию о клиенте какому-либо должностному лицу. Не следует говорить о содержании работы и родителям, даже если они явились инициаторами обращения ребенка за помощью. Прежде всего психотерапевт отстаивает права своего клиента, и конфиденциальность является их существенной частью. Среди прочих факторов соблюдение этого принципа вызывает доверие к специалисту и способствует установлению хороших терапевтических отношений.

В то же время конфиденциальность имеет свои границы, и о них следует предупредить клиента в начале работы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психотерапевт примет меры для ее предотвращения. Это может потребовать вмешательства других лиц и разглашения информации. Например, психотерапевт не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве или побеге ребенка из дома. О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, прежде всего с супервизором, также сообщается на начальной стадии работы. Особого рассмотрения требует соблюдение конфиденциальности при работе в группе. Психотерапевт отвечает за формирование таких групповых норм, которые могли бы создать атмосферу доверия, когда происходящее в группе не выходит за ее рамки.

3. Отношение к клиентудолжно базироваться на принятии клиента таким, какой он есть. Тогда он становится способным принять себя. Парадоксальность этой ситуации состоит в том, что, только приняв себя, человек способен изменяться. Позиция психотерапевта состоит не в оценке тяжести греха, не в оправдании клиента, не в даче советов, а в помощи личностному росту. При этом за клиентом остается право выбора и темпа, и характеристик психотерапии.

Психотерапевт и как человек, и как профессионал, и как гражданин имеет свои ценности и идеалы. Но, даже будучи убежденным в общечеловеческой значимости своих ценностей, он не осуществляет индоктринации, не обращает в свою веру, не манипулирует мнениями и установками клиента. Психотерапевт не обучает и не указывает «праведного пути», хотя каждое направление строится на целостном мировоззрении, на специфическом понимании путей развития личности и имеет свой идеал здорового функционирования.

Сформированные убеждения служат ориентиром в работе, на них основаны техники. Но от психотерапевта требуется не идеологизация, а помощь в личностном росте, в приобретении навыков быть самостоятельным и самостоятельно принимать решения. Поэтому неэтичными, непрофессиональными и неэффективными являются советы и манипуляции. Главное, к чему стремится психотерапевт, — чтобы клиент сам принимал на себя ответственность за свои потребности и поведение.

Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 441 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Этические принципы психотерапевта

Этические принципы призваны способствовать безопасности и благополучию клиентов. Вот основные этические принципы, принятые в Европе.

Цель работы психотерапевтов защита благополучия, того, кто прибегает к их услугам, его окружения (если это не идёт вразрез с нуждами клиента).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Психотерапевты не дозволяют сознательного злоупотребления своим мастерством.

Психотерапевты принимают на себя ответственность за личную компетентность, объективность в применении навыков и действие в лучших интересах клиента и общества в целом.

[1]

Принцип ответственности

Оказание психотерапевтических услуг должно проходить на высочайшем профессиональном уровне. Психотерапевты принимают на себя ответственность за возможные последствия своих действий и прилагают все усилия, чтобы гарантировать соответствующее применение своих услуг. Они действуют осторожно и подавляют действия, могущие привести к злоупотреблению их влиянием.

Принцип компетентности

Достижение высокого уровня компетентности — обязательство, принимаемое всеми психотерапевтами в интересах общества и профессии в целом. Психотерапевты осознают сферу своей компетентности и ограничения техник. Они оказывают только такие услуги и используют только такие техники, которые им позволяет использовать опыт и образование. В тех областях, где ещё не существуют общепризнанные стандарты, психотерапевты принимают меры предосторожности для защиты благополучия своих клиентов. Психотерапевты предоставляют клиентам точную информацию о своей компетентности, образовании, обучении и опыте. Психотерапевты осознают необходимость продолжения обучения, личного развития. Психотерапевт признаёт, что личные проблемы и конфликты могут влиять на эффективность работы. Так же они воздерживаются от деятельности, в которой их личные трудности могут привести к случайному причинению вреда пациенту.

Принцип конфиденциальности

Первейшая обязанность психотерапевтов соблюдать конфиденциальность в процессе работы в качестве психотерапевта. Они передают профессиональную информацию другим только с согласия клиента, или его официального представителя, за исключением особых обстоятельств, в которых утаивание этой информации может нанести вред клиенту или остальным людям. Психотерапевты извещают своих клиентов об юридических ограничениях конфиденциальности.

Информация, полученная на консультации, данные тестирований, касающиеся детей, студентов, персонала, обсуждается только в профессиональных целях, и только с людьми, имеющими непосредственное отношение к данной ситуации. Все усилия должны быть направлены на избежание посягательств наличную жизнь.

Психотерапевты, предоставляющие информацию личного характера, полученную в процессе профессиональной работы, в докладах, лекциях и других формах публичных выступлений либо заранее получают соответствующее согласие, либо должным образом скрывают все идентификационные данные.

Читайте так же:  Ахи-страхи или что делать когда боишься

Благополучие клиента

Психотерапевты уважают целостность и оберегают благополучие людей и групп, с которыми они работают. Принуждение людей прибегнуть к услугам психотерапевта или продолжать ими пользоваться считается неэтичным.

Они избегают злоупотребления доверием и зависимостью клиентов. Психотерапевты прикладывают все усилия для избежания двойных отношений, которые могут навредить их профессиональному суждению или увеличить риск злоупотребления. Примеры таких двойных отношений включают в себя, профессиональное лечение близких друзей, родственников. Сексуальные связи с клиентами считаются неэтичными.

Психотерапевты прекращают терапевтические или консультационные взаимоотношения сразу, когда становится ясно, что они не приносят пользы клиенту, или по требованию клиента. Они предлагают клиенту помощь в определении альтернативного источника поддержки.

Моральные и юридические стандарты

Моральные и этические нормы поведения имеют для психотерапевтов такое же значение, как и для остальных людей, за исключением тех случаев, когда это может воспрепятствовать выполнению их профессиональных обязанностей или может уменьшить веру в психотерапию и психотерапевтов.

Принципы профессиональной этики психолога

Главный принцип врачебной практики — «Не навреди» — в точности применим к практике оказания психологической и психотерапевтической помощи. К сожалению, нередки случаи нарушения этого правила, и тогда некорректное поведение специалиста становится еще одним источником страданий пациента. Теряется изначальное доверие ко всякому психологу и психотерапевту. Надежды на исцеление тают.
Чтобы избежать этих или иных неблагоприятных последствий, следует убедиться, что избранный вами специалист следует принципам профессиональной этики психолога.

I. Профессиональная компетентность. Психотерапевт должен оказывать только профессионально компетентную помощь и осознавать пределы собственной компетентности. Психотерапевту следует прилагать усилия, чтобы обогащать свои знания и совершенствовать практические навыки. Жизненные стрессы и болезни психотерапевта, ослабляющие его профессиональную компетентность, должны быть им своевременно осознаны; в связи с ними должны быть предприняты соответствующие меры. Следует воздерживаться от оказания профессиональных услуг, когда актуальное состояние психотерапевта может оказать негативное влияние на терапевтический процесс.

II. Уважение личности и отсутствие дискриминации. Психотерапевт должен осознавать собственные ценности и убеждения, и не навязывать их пациентам. Психотерапевту следует оказывать психотерапевтическую помощь пациентам, а также способствовать профессиональному развитию студентов и коллег, с уважением и заботой. Дискриминация на основании возраста, нетрудоспособности, национальной или религиозной принадлежности, пола, сексуальной ориентации или социально-экономического положения, а также на других основаниях — противоречит этике психотерапии.

III. Информированное согласие. Терапевтические отношения между пациентом и психотерапевтом основываются на доверии и информированном согласии. В ходе первичных интервью пациентов следует проинформировать об особенностях психоаналитической психотерапии и других видах помощи. Психотерапевт должен в тактичной форме достичь согласия с пациентом по поводу времени встреч, оплаты и других правил и обязательств. Если пациентом является ребенок, то, принимая во внимание его возраст, необходимо достигнуть дополнительных соглашений с родителями или опекунами.

IV. Конфиденциальность. Конфиденциальность информации, раскрытой пациентом в общении с психотерапевтом, является основным правом пациента и неотъемлемой частью эффективной психотерапии и исследовательской деятельности. Психотерапевт должен предпринять все необходимые меры, чтобы не нарушить права пациента (в том числе бывшего) на конфиденциальность. Психотерапевт не имеет права обсуждать полученную от пациента информацию вне рамок терапевтического, консультативного, супервизорского и образовательного контекста. Если психотерапевт использует материал случая в обсуждениях с коллегами с консультативными, образовательными или научными целями, данные о личности и жизни пациента должны быть существенно изменены для того, чтобы пациент не мог быть узнан. При презентации случая в письменной форме следует получить разрешение пациента посредством открытого обсуждения целей такой презентации, ее пользы для пациента и вероятности быть узнанным; при этом пациента следует проинформировать о праве на отказ.

V. Честность. Честность лежит в основе терапевтических отношений в психоаналитической психотерапии. Осознавая сложности человеческого общения и терапевтических отношений, психотерапевт должен взаимодействовать с пациентами и их семьями (в случае, когда пациентом является ребенок или подросток), студентами и коллегами честно и достаточно открыто.

VI. Запрет на эксплуатацию пациента. В связи с тем, что пациент достаточно уязвим в неравных отношениях с психотерапевтом, психотерапевт не должен каким-либо образом эксплуатировать пациента и членов его семьи. Психотерапевт должен избегать двойных отношений с пациентами. Сексуальные отношения между психотерапевтом и пациентом или членами семьи последнего являются грубым нарушением профессиональной этики.

VII. Научные обязательства. Психотерапевту следует способствовать развитию научных и клинических знаний и повышению образовательного уровня студентов и коллег. Исследования следует проводить в соответствии с принципами клинического и научного исследования. При проведении исследований особую осторожность следует соблюдать при использовании клинического материала. Данные предосторожности касаются соблюдения прав пациента на конфиденциальность и сведения к минимуму возможности вреда пациенту.

VIII. Охрана профессионального сообщества и общества в целом от некомпетентности. Психотерапевту следует постоянно оценивать свою способность к осуществлению профессиональной деятельности, прибегать к консультациям коллег в ситуации серьезных сомнений и затруднений и давать обратную связь относительно состояния и способностей к профессиональной деятельности своих коллег.

IX. Социальная ответственность. Психотерапевту следует осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с законами, которые действуют в интересах пациента и общественного блага в целом.

из Этического кодекса Общества психоаналитической психотерапии

(по материалам Журнала практической психологии и психоанализа, #4 декабрь 2006 г.)

Профессиональная этика психолога, психоаналитика, психотерапевта:

Этические принципы

Этика является одним из важных принципов регуляции психотерапевтического процесса. Согласно Этическим положениям Европейской ассоциации психотерапии, действующим с 1995 г, «психотерапия является особой научной профессией. Она имеет дело с диагностированием, комплексным, научно обоснованным и спланированным лечением расстройств поведения или болезней психосоциального или психосоматического происхождения с помощью научных и психотерапевтических методов. Психотерапевтический процесс базируется на взаимодействии между одним или несколькими пациентами/клиентами и одним или несколькими психотерапевтами с целью способствования позитивным изменениям и дальнейшего развития». Психотерапевт обязан ответственно выполнять свой профессиональный долг.

Перечислим некоторые этические принципы из указанного положения.

1. Профессиональная компетентность. Психотерапевты обязаны вести практику компетентно и с соблюдением этических требований. Они обязаны следить за научными достижениями и развитием психотерапии. Для этого практикующие специалисты нуждаются в постоянном профессиональном усовершенствовании.

Читайте так же:  Как достигать поставленных целей правильно

Психотерапевты обязаны ограничить свою практику теми областями и методами лечения, в которых может быть доказано получение ими достаточных и подтвержденных знаний и опыта.

2. Конфиденциальность. Психотерапевтов, а также весь вспомогательный персонал обязывает принцип конфиденциальности относительно всей информации, полученной во время психотерапевтической практики. Это же касается супервизии.

3. Рамки психотерапевтической деятельности. Перед началом психотерапевтического лечения психотерапевты обязаны ознакомить пациента/клиента с его правами, сделав акцент на следующем:

◊ метод психотерапии, который будет использования (соответствующий и адекватный процессу психотерапевтического лечения) и условия (включая возможности отказа от лечения);

◊ объем и возможная продолжительность психотерапевтического лечения;

◊ финансовые условия терапии (приблизительная стоимость, страховые гарантии, оплата за пропущенные сессии и т. п.);

4. Пациенту/клиенту должна быть предоставлена возможность решать, хочет ли он приобщаться к психотерапевтической процедуре и если да, то с кем.

5. Психотерапевты обязаны действовать ответственно, принимая во внимание специфическую природу психотерапевтических отношений, которые строятся на доверии и определенной степени зависимости; злоупотребление доверием расценивается как пренебрежение профессиональными обязанностями психотерапевта по отношению к пациенту/клиенту, удовлетворение собственных интересов – сексуальных, эмоциональных, социальных или финансовых. Какая–либо форма злоупотребления является нарушением психотерапевтического кодекса. Ответственность за это лежит исключительно на психотерапевте. Уклонение от ответственности в психотерапии является серьезной ошибкой лечения.

6. Реальная/объективная и правдивая информация. Информация, которая предоставляется пациенту/клиенту должна быть реальной/объективной и правдивой. Какие–либо заведомо ложные или дезинформирующие заявления недопустимы. Примерами этой формы введения в заблуждение и недопустимых заявлений могут быть: безосновательные гарантии выздоровления или демонстрация компетентности во многих типах психотерапевтических методов (начатое и незавершенное психотерапевтическое обучение), что может создать впечатление более всесторонней психотерапевтической подготовки, чем на самом деле.

7. Профессиональные отношения с коллегами. Психотерапевты, если это необходимо, обязаны сотрудничать с представителями других специальностей для блага пациента/клиента.

8. Психотерапевтические исследования. В интересах научно–теоретического развития психотерапии, а также изучения ее эффективности психотерапевты должны принимать участи в соответствующих исследовательских проектах. Психотерапевтические исследования, а также публикации являются предметом, который подлежит вышеуказанным этическим положениям. Интересы пациента/клиента прежде всего.

Особенность осуществления психологом психотерапевтической практики в Украине состоит в том, что такая деятельность не имеет правовой базы. Согласно ведомственному указу Минздрава Украины, психотерапевтическую практику могут осуществлять только врачи, получившие специализацию в области психотерапии. Психологи же осуществлять психотерапевтическую деятельность вообще не имеют права. Дело дошло до смешного – утверждается, что медицинскими психологами в лечебных учреждениях могут работать только врачи. Следует сказать, что психологи сегодня реально осуществляют психотерапевтическую помощь. При этом нужно, чтобы не звучало слово «психотерапия». Поэтому свою деятельность психологи реально осуществляют под разными вывесками: «психоанализ», «психосинтез», «психокоррекция», «психопрофилактика», «развитие личности» и т. п. Встречается и термин «немедицинская психотерапия». Важным, на наш взгляд, является упорядочение рынка психологических услуг путем создания нормативно–правовой основы деятельности психолога–психотерапевта, а также соответствующих аттестационных комиссий.

Помимо сказанного, мы хотели бы указать на некоторые этические принципы, регулирующие работу психотерапевта не с точки зрения профессиональной этики, а с точки зрения общечеловеческих и жизнеутверждающих принципов:

1. Психотерапевт может и должен отвечать только за свою работу. За изменение клиента в равной мере отвечает сам клиент. Это положение, прежде всего, касается глубинных форм психотерапии, там, где участие клиента как творца собственной жизни является обязательным. Для симптоматической терапии данное положение не очень актуально.

2. Психотерапевт не должен подталкивать клиента к изменению – важной представляется вера в возможности клиента к самоизменению. Нельзя торопить клиента, задавать ему определенный ритм движения.

3. Движение клиента в психотерапии – это постоянный выбор, делать который должен клиент. За него этого не сделать. Нельзя брать ответственность клиента на себя. Свой путь он должен пройти сам. Если мы работаем с бессознательным клиента, то не мы должны «влезать» в это бессознательное. Клиент с помощью психотерапевта туда заходит сам.

4. Помогать психотерапевту «глубинного жанра» быть в глубине клиента с самим клиентом может наличие духовного маяка, принадлежность к определенной духовной традиции. Психотерапевт в реальном глубинном контакте сталкивается с теми реалиями, которые в полной мере не описывает ни один психотерапевтический подход. Может происходить много такого, о чем в научной психотерапии говорить и писать не принято. Технически квалифицированный, но личностно и духовно пустой психотерапевт ничего клиенту дать не может. В каждом направлении психотерапии и, что еще важнее, в каждом психотерапевте живет некоторая духовная традиция, некоторые метанавыки, которые определяют духовность психотерапии.

Вопросы и задания

1. Опишите типы присутствия психотерапевта.

2. В чем состоит особенность объектного присутствия?

3. В чем состоит особенность субъектного присутствия?

4. Опишите типы жалоб клиента.

5. Назовите основные этические принципы психотерапии.

[2]

Литература

Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. 3 изд. – СПб, 2001.

[3]

Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. / Пер. с англ. Под ред. В. В. Зеленского и М. В. Ромашкевича. – СПб, 1997., с. 41.

Мак–Дугалл Дж. Тысячеликий Эрос / Пер. с англ. Е. И. Замфир. Под ред. проф. М. М. Решетникова. – СПб, 1999.

Минделл Э. Психотерапия как духовная практика / Пер. с англ. И. и Л. Романен ко. – М., 1997.

Мэй Р. Р. Терапия сегодня // Эволюция психотерапии. Т. 3 / Пер. с англ. – М, 1998.

Тиллих П. Роджерс К. Диалог // Московский психотерапевтический журнал. – 1994. – № 2.

Заключение

Тем не менее, и в этом случае психотерапия часто заканчивается симптоматическим улучшением. Пациент нашел «папу» («маму»), к которому он может приходить. До психологизированных форм терапии процесс просто не доходит. Более того, при таких кратких формах психотерапии приходится считаться с тем, как пациент трактует свою болезнь. Например, некоторые пациенты рассматривают свое состояние как результат «порчи», «сглаза» и т. п. В этом случае психотерапевт, используя гипносуггестивную терапию, «снимает порчу». Этого бывает достаточно для облегчения состояния пациента. Иначе говоря, во временных рамках, скажем, 10 психотерапевтических сеансов (сессий) и при отсутствии желания пациента «входить в свою проблему» психотерапия часто становится симптоматической.

Читайте так же:  Преимущества психоаналитической психотерапии

Начинающие психотерапевты должны помнить, что их ответственность – это ответственность за свою работу, а не за выбор и решения клиента. Если человек не желает меняться, то его изменить нельзя. Существуют пациенты, которые кочуют от психотерапевта к психотерапевту, уличая каждого из них в некомпетентности, рассказывая последующему о неквалифицированности предыдущего. Вначале такой пациент всем своим видом дает терапевту понять, что тот гораздо лучше предыдущего. Но очень быстро он «разочаровывается» в психотерапевте, уличая его в непрофессионализме. Попытки «затащить» такого пациента в собственно психотерапию в большинстве случаев заканчиваются неудачей. То, что многие пациенты–невротики становятся хрониками и периодически госпитализируются в стационары, является проблемой не только эффективности психотерапии, но и готовности самого пациента к изменению.

Психотерапия – это образ жизни, а не просто профессия. Недопустима ситуация, когда психотерапевт «привязывает» к себе пациентов, получая от них ощущение собственной харизмы, величия. Это уже не психотерапия, а игра в психотерапевта, эксплуатирующая процессы переноса и контрпереноса.

В заключение хочется вспомнить слова апостола Павла: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» (Евр 13:9). Поэтому, осваивая психотерапию, пытайтесь постичь ее сердцем, душой, через собственный опыт и переживания.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Этический кодекс психолога

  1. Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.
  2. Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества.
  3. В настоящем Этическом кодексе термин «Психолог» относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование.
  4. В настоящем Этическом кодексе термин «Клиент» относится к лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к Психологу за психологической помощью.
  5. Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды деятельности психологов, определенные настоящим Этическим кодексом. Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.
  6. Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.
  7. Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.

I. Этические принципы психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

II. Нарушение Этического кодекса психолога

  1. Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.
  2. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.
  3. В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран.
  4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Настоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества.

Источники


  1. Кичаев, Александр Как сохранить семью. Источник любви (комплект из 2 книг) / Александр Кичаев , Свагито Р. Либермайстер. — Москва: РГГУ, 2012. — 688 c.

  2. Старшенбаум, Г. В. Как стать семейным психологом / Г.В. Старшенбаум. — М.: Психотерапия, 2013. — 480 c.

  3. Духовно-нравственные основы семьи: Этика и психология семейной жизни: Ч. 1: Остров духовной жизни// Ч. 2: Семья в русской литературе: Хрестоматия для учителей (сост. Кислицина Т.Г.; под общ.ред. док.филол.наук Троицкого В.Ю.) Изд. 2-е, испр.. Серия: Библи. — Москва: Огни, 2016. — 256 c.
Этические принципы психотерапевта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here