Феноменология прокрастинации

Сегодня обсуждаем тему: феноменология прокрастинации с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Феноменология прокрастинации

Прокрастинация (от лат. pro — вместо, впереди и crastinus — завтрашний) означает склонность к постоянному откладыванию «на потом» неприятных дел.

Каждый человек хотя бы раз в жизни отказывался от быстрых действий и откладывал их, особенно когда надо было делать что-либо под принуждением или под давлением обстоятельств или же когда были сомнения в нужности и полезности задуманного. Но при прокрастинации человек медлит даже тогда, когда на 100% уверен в необходимости действий. И у него нет никаких сомнений в том, что это нужно, полезно, необходимо и задуманное должно было сделано «еще вчера». Но он сознательно откладывает намеченное дело, несмотря на то что это повлечет за собой определенные проблемы и осложнения. При этом он может выполнять малые и незначительные дела, которым придает большую значимость, чем действительно важному.

По данным психологов, устойчивая прокрастинация имеется у 15–25% людей. Причем, как показано в лонгитюдном исследовании, за последние 25 лет уровень прокрастинации у населения повысился (Kachgal et al., 2001).

В научный оборот термин «прокрастинация» ввел в 1977 году П. Рингенбах в книге «Прокрастинация в жизни человека». В этом же году была опубликована книга А. Эллиса и В. Кнауса (Ellis, Knaus, 1977) «Преодоление прокрастинации», в основу которой легли клинические наблюдения. Затем появилась научно-популярная книга Дж. Бурка и Л. Юэн (Burka, Yuen, 1983) «Прокрастинация: что это такое и как с ней бороться». И опять в основу этой книги легла обширная консультативная практика ее авторов. Наконец, в середине 1980-х годов начал осуществляться научно-академический анализ феномена прокрастинации (Solomon, 1984; Lay, 1986; Rothblum, Solomon, 1986). Были разработаны опросники для изучения прокрастинации (Aitken, 1982; Lay, 1986; McCown et al., 1987; Tuckman, 1991). В конце XX — начале XXI века эта проблема привлекла внимание и российских психологов (Шухова Н., 1996; Михайлова Е. Л., 2007; Варваричева Я. И., 2008, 2010).

Ряд ученых во главе с П. Стиллом (Steell, 2006) отмечают, что «синдром завтра» существовал в истории человечества всегда, что доказывают документы древности. Просто ученые не уделяли ему внимание.

Согласно имеющимся данным, прокрастинация является одним из существенных факторов, порождающих трудности в обучении. От 46 до 95% учащихся средних и высших учебных заведений считают себя прокрастинаторами.

Прокрастинация объясняется наличием у человека ряда субъективных причин: нерешительности, страха неудачи и неодобрения со стороны окружающих, неуверенности в себе, перфекционизма. В связи с этим выделяют напряженных прокрастинаторов. Однако имеются и расслабленные прокрастинаторы, соответствующие житейскому пониманию лени. Они сосредоточиваются на выполнении таких дел, которые доставляют удовольствие «здесь и сейчас».

Н. Милграм с соавторами (Milgram et al., 1993) первоначально выделили пять видов прокрастинации:

1) ежедневная (бытовая), т. е. откладывание домашних дел, которые должны выполняться регулярно;

2) прокрастинация в принятии решений (в том числе незначительных);

3) невротическая, т. е. откладывание жизненно важных решений, таких как выбор профессии или создание семьи;

4) компульсивная, при которой у человека сочетаются два вида прокрастинации — поведенческая и в принятии решений;

5) академическая, т. е. откладывание выполнения учебных заданий, подготовки к экзаменам и т. д.

Позже Милграм и Тенне (Milgram, Tenne, 2000) объединили эти виды в два: откладывание выполнения заданий и откладывание принятия решений.

Выделяют также прокрастинацию, связанную со стремлением избежать неприятного дела и с получением острых переживаний в условиях дефицита времени. В связи с этим выделяют два типа прокрастинаторов — пассивных и активных.

Активный прокрастинатор стремится к нагнетанию напряжения. Откладывание дел «до последнего» создает остроту момента, связанного с крайней близостью срока завершения работы. Когда времени для окончания работы остается мало, человек переживает мобилизацию сил, полную концентрацию, повышение активности психических процессов. По сути, это приводит к штурмовщине, а если это касается подготовки студентов к экзаменам, часто, как показано в одном исследовании, заканчивается провалом. Поэтому не всякая мобилизация приводит к успеху: человеку может не хватить времени на выполнение задания.

Имеется несколько подходов к объяснению причин этого явления. Одно объяснение прокрастинации дается в теории снижения напряжения. Заниженная самооценка, неуверенность в себе, опыт прошлых неудач в выполнении данной работы вызывают у человека тревогу, страх, особенно если результаты деятельности будут оцениваться, да еще публично. Поэтому человек стремится избежать напряжения, связанного с выполнением деятельности, которая ему неприятна, неинтересна или чрезмерно сложна и «тянет время». Человек приступает к выполнению задания только тогда, когда страх перед последствиями невыполнения задания перевесит страх неудачного его выполнения.

Некоторые ученые объясняют возникновение прокрастинации ситуативными факторами. Чем дальше во времени отстоит некое событие от настоящего момента, тем меньшее влияние оно оказывает на принимаемые решения. В частности, ученые говорят, что человек откладывает важные дела ради врожденного стремления к получению сиюминутного удовольствия, особенно если в отношении этого важного дела у него имеется негативный опыт. Однако другие исследователи не подтвердили этот факт.

Есть ученые, которые видят в прокрастинации стремление противостоять установленным извне правилам и срокам. Этот механизм запускает прокрастинацию тогда, когда человек своей волей не может изменить существующую систему, но переживает недовольство этой системой. Нарушая сроки осуществления деятельности, он создает иллюзию доказательства своей независимости и таким образом на время устраняет внутренний диссонанс, связанный с невозможностью проявления своей воли.

Роль личностных факторов. Показано, что некоторые личностные особенности облегчают возникновение прокрастинации. Например, наличие страха неудачи и стремление к ее избеганию, боязнь успеха и перспективы стать объектом всеобщего внимания (застенчивость), нежелание выделиться и вызвать зависть у других. В отношении роли тревожности мнения ученых расходятся. Одни предполагают, что тревожные люди в большей степени склонны к прокрастинации, другие утверждают, что тревожный человек стремится быстрее завершить задание, чтобы избежать волнений, связанных с приближением срока выполнения работы.

Читайте так же:  Любовь с первого взгляда – глазами психоаналитика

Наличие у человека перфекционизма тоже может обусловливать прокрастинацию (Ellis, Knaus, 1977; Flett et al., 1992). Однако с этим согласны не все ученые, так как, по некоторым данным, выраженность прокрастинации одинаковая у перфекционистов и неперфекционистов (Enns, Cox, 1995; Slaney et al., 2002). Объяснение этому противоречию можно найти, если учесть результаты исследований других ученых (Slaney, Johnson, 1996): так называемые адаптивные перфекционисты, т. е. те, которые не считают свой перфекционизм серьезной проблемой, менее склонны к прокрастинации, а неадаптивные перфекционисты, у которых перфекционизм приводит к стрессу, депрессии, показывают высокий уровень прокрастинации.

С. Бранлоу и Р. Ризингер (Brownlou, Reasinger, 2000) выявили зависимость прокрастинации от внешней мотивации, внешнего локуса контроля и внешнего атрибутивного стиля.

Процесс преодоления прокрастинации можно условно разделить на три основных блока:

1) всесторонний анализ проявлений, источников и последствий прокрастинации у субъекта, выявление основных предпосылок, имеющих решающее значение для появления желания отложить выполнение дела;

2) работа с представлениями прокрастинатора о своих способностях и успешности, с его самооценкой и уровнем притязаний;

3) формирование у субъекта навыков адекватного распределения времени, постановки и достижения целей, умения трезво оценивать сложность задания, усилия, требующиеся для его выполнения, и т. п.

Работа по преодолению прокрастинации может выполняться как в рамках индивидуальной терапии, так и в группе. Кроме того, практически ориентированные пособия, посвященные проблеме прокрастинации, рассчитаны на побуждение читателя к самостоятельной борьбе с привычкой откладывать дела «на потом». Наиболее эффективными техниками, которые используются западными специалистами при работе с прокрастинаторами, считаются приемы бихевиоральной и когнитивной терапии (Walker, Stewart, 2000; Wohl et al., 2010). Эти приемы включают в себя использование стимулов и подкреплений, индуцирующих адаптивное поведение, использование релаксационного тренинга в стрессовых ситуациях, замену негативных представлений о личной неэффективности позитивными и интеграцию последних в поведение, ранее приводившее к прокрастинации.

С возрастом прокрастинация снижается, что, как предполагают, связано с выработкой каких-то ее ограничителей. Четких половых различий в проявлении прокрастинации не найдено, хотя в ряде публикаций отмечаются различия в конкретных ее проявлениях, так как женщины более склонны к тревожности, страху неудачи.

Источник: Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. М.: Питер. 2011

Феноменология прокрастинации

Феномен откладывания дел на потом, к которому привлечено внимание большого количества людей во всем мире, связан с тем, что люди, ставящие цели и задачи, строящие планы в обучении, бизнесе, семье сталкиваются с нехваткой мотивационной энергии, направленной на реализацию этих целей и планов. Люди могут иметь достаточно оформленную ясную мечту, но почему-то мечта, даже если и мотивирует, то на непродолжительное время, вынуждая откладывать на потом последовательное выполнение задач, необходимых для достижения.

Говорят о незрелости контактных функций, из-за чего не получается делать осознанный выбор, нести за него ответственность, о слабости воли, о недостаточной развитой системе внутренней поддержки, самомотивации, самоубеждении. Есть люди изначально осторожные, нерешительные, им трудно собраться, есть люди, которые действуют решительно, но не приближаются к завершению деятельности. И то, и другое называется прокрастинацией.

В общем-то понятно, что прокрастинатор – человек, который откладывает, уклоняется от чего-то, по причине, в том числе, страха неудачи или страха успеха (другие причины мы пока рассматривать не будем). Естественно, с этих позиций, он обладает слабостью воли, невозможностью выбора и отсутствием навыков присваивать себе какую-то часть реальности, являющийся результатом значимой деятельности, например, обучение и т.д.

Пример из моего опыта:

Собака просится на руки, чтобы вцепиться мне в бороду. Я понимаю, что ей важно меня захватить и удержать, как ребенку. Бывает так в мире людей, когда мама наклоняется к ребенку, и тот хватает ее за нос или за волосы. Дальше следует или наказание, или запрет, а чаще и то, и другое. Подавляется какой-то импульс, направленный в реальность, и на месте этого подавленного импульса остается след в памяти, и в результате мы можем не помнить откуда взялись эти многочисленные “нельзя”, за которыми следует другой фрагмент воспитания, связанный с “должен” (“Ты должен научиться!”).

Кстати, в итоге этого воспитательного абсурда появляется очень странная фраза: «Ты должен заставить полюбить, принять себя». И это про то, что импульс любви, который мог бы быть направлен внутрь, на каком-то уровне разваливается и рассыпается, не достигая “себя”.

“Я” делает усилие, чтобы полюбить “Себя” – это какое-то “безумие”. Потому что любовь – это такое ценностное отношение к внутренним и внешним процессам (когда “Я” наблюдает за тем, как на ветке появляются почки, из почек появляются листья и раскрываются цветы ), которое вдохновляет.

Переживание вдохновения близко к переживанию любви. С любовью относится к себе – это значит получать удовольствие от того, что я есть, я двигаюсь, развиваюсь и живу в независимости от того, соответствую ли я каким-то картинкам из журнала. Это про “моё” измерение, “моё” пространство и “моё” время. Это не то пространство, где мне надо что-то делать, это то пространство, где я могу быть в связи с собой и со всем миром. Это переход Здесь и Сейчас в Вечное и Бесконечное.

Оговорюсь, что есть еще договорное время, и оно отвечает договорной реальности. Люди договорились по поводу того, что правильно и что неправильно, единственное что меняется – это парадигма (объяснительный аппарат, включающий в себя различные теории, которые помогают нам объяснить реальность). Парадигмы меняются и появляется новый объяснительный аппарат и новые теории. Исходя из парадигмы люди организуют свою жизнь понятным способом, таким, каким их научили.

Но вот несостыковка: одна научная парадигма меняет другую и предполагается, что люди тоже меняются вместе с объяснительной системой, и с тем как открывается мир. Предполагается что они обучаются тому, чтобы замечать что-то новое, и в этом есть некая эволюция сознания, мышления и восприятия. Но на самом деле эволюция тормозится, потому что кроме этого понятного линейного развития есть еще другой путь, связанный с повторяющимися реакциями, ответами, выборами людей, создающих одни и те же ситуации и попадающих в них (сценарий эмоционального реагирования).

Читайте так же:  Почему у нас что-то не получается

Например, кто-то идет учиться в университет — понятно желание, понятен интерес, особенно если человек прошел путь преодоления жизненных трудностей, и ему хочется разобраться в себе, и использовать накопленный опыт, который сложится в мировоззрение, чтобы в том числе помогать другим людям. По идее можно предполагать, то что внутри — те ценности и смыслы создали достаточную мотивационную базу. На самом деле тут как раз и происходит сбой мотивационной энергии — ее не хватает, что-то начинает буксовать внутри.

У этого человека есть мыслительная схема, которая значительным образом связана с идеей танатоса и катастрофизацией происходящего, которая сбрасывает мотивационную энергию. Трудно чувствовать себя укорененным в чем-то, что не является «моей родиной».Это не может восприниматься как «Моё». «Я» где-то не там и не в это время. А где тогда? Часто прошлое настигает будущее, а настоящее связано с действием (ответом из прошлого).

Любой сигнал, который приходит к нам, обрабатывается нашей субъективностью. Тогда, когда в дело включается язык, то сразу увеличивается время реакции на сигнал, и когда мы говорим о настоящем, на самом деле мы уже находимся в будущем и переживаем настоящее, которое уже находится в прошлом.

Сигнал, который мы ловим из внешней среды, сливается с нашей субъективностью, в итоге мы видим перед собой самих себя или то, что внутри нас.

В результате мы отклоняемся от линейного измерения, потому что не можем удержать настоящее. Если я не могу поймать настоящее, то все мои процессы могут быть внутренне мотивированы моими воспоминаниями из прошлого: о рисках этой жизни, о несправедливости этого мира, о том, что миру нельзя доверять, о том что нужно “линять”, когда испытываешь опасность, о том что мне нужно много пространства, чтобы взаимодействовать с людьми, о том что я великий или ничтожный. Это может быть ключами к пониманию того, как функционируют рамки, искажающие сигнал. Потому что слово “надо” (готовиться к экзамену или двигать бизнес) может сталкиваться с “нельзя” (запретом на какую-то активность).

Прошлое – это память во всех ее проявлениях, а в памяти заложена аналоговая матрица языка. Если в этой матрице встречаются импульсы долженствования, принуждения и запрета (я должен то, что я не хочу, а то, что я хочу- мне запрещено), то в результате появляется парадоксальная формульровка, останавливающая действие — “я должен, но мне запрещено!” Эта система вырастает из глубин памяти и связана с нашим развитием. Поэтому главный вопрос для человека, который, готовясь к экзаменам, еще не прикасался к книгам: что он себе запрещает и какой в этом смысл?

И тогда, если человек откладывает, то это про то, что он запрещает в этом месте преодолеть какое-то препятствие: надо напрягать память и запоминать много умных слов и связывать их в систему. Но, например, если в младенчестве его мама читала как агрессию дерганье за волосы и кусание за грудь, и останавливала ее, то в памяти остается след, в котором заложена некоторая информация, что все, что идет от него, его активность – она неправильная и запрещена. Его непосредственный интерес к изучению мира, других объектов подвергается сомнению.

У ребенка, так же как и у щенка, нет сомнений, для них мир – это то, что можно тыкать пальцем и кусать. Рамки, которые накладывает воспитание, ограничивают свободу внутри познавательного инстинкта. И поэтому очевиден вопрос: если кто-то из ваших близких откладывает какие-то дела, как Вы участвовали в этом процессе, и кто ответственен за это откладывание?

Проблема откладывания – эта проблема взрослых людей, ребенка можно заставить двигаться в чужом фарватере. Взрослые люди, в той или иной мере, запрограммированы своими мечтами и у взрослого человека есть выбор: можно остаться в привычной повторяющийся “реальности”, рефлексируя о возможностях, которые не были задействованы в реализации мечты, или выйти из рамки откладывания в “другое измерение”.

Возвратимся к тому, с чего мы начинали: “Я должна полюбить себя”, и попробуем изменить это долженствование и принуждение на: “Я пытаюсь найти путь к себе и надеюсь, что на этом пути изменится мое отношение к себе и я обрету любовь”.

В этой фразе “Я” пытается полюбить “Я” , где “Себя” принадлежит “Я” (т.е. субъект и инструмент нераздельны или стремятся к объединению) и тогда “Я”=”Я”. В этом переживании ослаблена языковая матрица, но в нем заключается полнота, согласованность и завершенность.

По сути прокрастинация — это использование воли, которая выражается в долженствовании и принуждении, которые в свою очередь поддерживаются представлением о том, как надо и должно, и увязываются с бессознательными сценариями эмоционального и когнитивного реагирования, блокирующего эту волю. Другое измерение, предполагающее выход из пространства и времени прокрастинации, предполагает возврат к подлинности, полноте, целостности относительно тех задач, которые встают перед нами, и тогда появляется возможность новых выборов и усилий, истекающих непосредственно из “Я”.

Прокрастинация. Причины возникновения прокрастинации. Методы борьбы с прокрастинацией , страница 3

Разновидности прокрастинации.

Согласно классификации, предложенной в 1993 году Н. Милграмом, Дж. Батори и Д. Моурером, выделяют пять основных видов прократинации:

1) ежедневная (откладывание выполнения обыденных, ежедневных дел);

2) прокрастинация в принятии решений (откладывание принятия решений по самым разнообразным вопросам);

3) невротическая (откладывание принятия жизненно важных решений);

4) компульсивная (совмещает в себе откладывание выполнения дел и откладывание принятия решений);

5) академическая (перенос времени выполнения учебных заданий).

Позже было решено, что эта классификация имеет прикладное значение. Перечисленные в ней виды взаимосвязаны и могут сосуществовать в одном человеке, а так же они пересекаются (прокрастинация в принятии решений может включать в себя невротическую прокрастинацию).

Читайте так же:  Что важно знать родителям о летнем отдыхе детей в лагере

В общей классификацией подвидов прокрастинации принято делить ее на два подвида:

1) откладывание выполнения заданий;

2) откладывание принятия решений.

Усовершенствование классификации принадлежит Милграму и Тенне в 2000 году [5].

Предметом научных дискуссий является выделение прокрастинации, связанной со стремлением избежать неприятного дела, и прокрастинации, связанной с получением острых ощущений в условиях дефицита времени [6].

Прокрастинация объясняется наличием у человека ряда субъективных причин: нерешительности, страха неудачи и неодобрения со стороны окружающих, неуверенности в себе, перфекционизма. В связи с этим принято выделять «активных» прокрастинаторов и «пассивных». «Пассивные» прокрастинаторы сосредоточиваются на выполнении дел, доставляющих удовольствие «здесь и сейчас», а «активные» — стремятся к нагнетанию напряжения. Когда времени для окончания работы остается мало, человек переживает мобилизацию сил, полную концентрацию, повышение активности психических процессов.

К сожалению, часто это заканчивается провалом. Поэтому не всякая мобилизация приводит к успеху: человеку может не хватить времени на выполнение задания.

Причины прокрастинации.

Существует большое количество теорий, представляющих попытки объяснить причины прокрастинации, но ни одна из них не является общепризнанной и универсальной. Изучив большое количество материалов на тему «прокрастинация» разных авторов, мной предприняты попытки систематизировать причины, выделив следующие подпункты.

Тревожность, стресс, страхи.

Большинство психологов придерживаются мнения, что основной причиной прокрастинации являются чувства страха и тревоги. Считается, что люди больше всего подверженные стрессу, чаще остальных страдают прокрастинацией. Эта связь была выявлена Л. Хэйкоком с соавторами в исследовании взаимосвязи тревожности с прокрастинацией. В ходе исследования были использованы модифицированная форма G опросника прокрастинации и опросник тревожности. В результате была выявлена значительная прямая связь между прокрастинацией и тревожностью [5].

Видео (кликните для воспроизведения).

Подобные исследования, проводимые Ж. Стобером и Ю. Юрмэном, показали, что беспокойство может отвечать за прокрастинацию и нерешительность беспокойных людей.

По результатам теоретического анализа, проблемы прокрастинации показывают, что отличительной чертой прокрастинации является эмоциональный дискомфорт. «Тревожность, как черта личности… может служить предпосылкой прокрастинации, субъективно увеличивая важность и сложность предстоящей деятельности, вызывая сомнения в собственных силах и желание отложить ее выполнение, оттягивая момент неприятного события». мохова

Дж. Бурк и Л. Юэн предлагают дифференцировать следующие виды страхов: страх неудачи, боязнь успеха, страх потери контроля над ситуацией и страх чрезмерного обособления [2].

Страх неудачи.

  • АлтГТУ 419
  • АлтГУ 113
  • АмПГУ 296
  • АГТУ 266
  • БИТТУ 794
  • БГТУ «Военмех» 1191
  • БГМУ 172
  • БГТУ 602
  • БГУ 153
  • БГУИР 391
  • БелГУТ 4908
  • БГЭУ 962
  • БНТУ 1070
  • БТЭУ ПК 689
  • БрГУ 179
  • ВНТУ 119
  • ВГУЭС 426
  • ВлГУ 645
  • ВМедА 611
  • ВолгГТУ 235
  • ВНУ им. Даля 166
  • ВЗФЭИ 245
  • ВятГСХА 101
  • ВятГГУ 139
  • ВятГУ 559
  • ГГДСК 171
  • ГомГМК 501
  • ГГМУ 1967
  • ГГТУ им. Сухого 4467
  • ГГУ им. Скорины 1590
  • ГМА им. Макарова 300
  • ДГПУ 159
  • ДальГАУ 279
  • ДВГГУ 134
  • ДВГМУ 409
  • ДВГТУ 936
  • ДВГУПС 305
  • ДВФУ 949
  • ДонГТУ 497
  • ДИТМ МНТУ 109
  • ИвГМА 488
  • ИГХТУ 130
  • ИжГТУ 143
  • КемГППК 171
  • КемГУ 507
  • КГМТУ 269
  • КировАТ 147
  • КГКСЭП 407
  • КГТА им. Дегтярева 174
  • КнАГТУ 2909
  • КрасГАУ 370
  • КрасГМУ 630
  • КГПУ им. Астафьева 133
  • КГТУ (СФУ) 567
  • КГТЭИ (СФУ) 112
  • КПК №2 177
  • КубГТУ 139
  • КубГУ 107
  • КузГПА 182
  • КузГТУ 789
  • МГТУ им. Носова 367
  • МГЭУ им. Сахарова 232
  • МГЭК 249
  • МГПУ 165
  • МАИ 144
  • МАДИ 151
  • МГИУ 1179
  • МГОУ 121
  • МГСУ 330
  • МГУ 273
  • МГУКИ 101
  • МГУПИ 225
  • МГУПС (МИИТ) 636
  • МГУТУ 122
  • МТУСИ 179
  • ХАИ 656
  • ТПУ 454
  • НИУ МЭИ 641
  • НМСУ «Горный» 1701
  • ХПИ 1534
  • НТУУ «КПИ» 212
  • НУК им. Макарова 542
  • НВ 777
  • НГАВТ 362
  • НГАУ 411
  • НГАСУ 817
  • НГМУ 665
  • НГПУ 214
  • НГТУ 4610
  • НГУ 1992
  • НГУЭУ 499
  • НИИ 201
  • ОмГТУ 301
  • ОмГУПС 230
  • СПбПК №4 115
  • ПГУПС 2489
  • ПГПУ им. Короленко 296
  • ПНТУ им. Кондратюка 119
  • РАНХиГС 186
  • РОАТ МИИТ 608
  • РТА 243
  • РГГМУ 118
  • РГПУ им. Герцена 124
  • РГППУ 142
  • РГСУ 162
  • «МАТИ» — РГТУ 121
  • РГУНиГ 260
  • РЭУ им. Плеханова 122
  • РГАТУ им. Соловьёва 219
  • РязГМУ 125
  • РГРТУ 666
  • СамГТУ 130
  • СПбГАСУ 318
  • ИНЖЭКОН 328
  • СПбГИПСР 136
  • СПбГЛТУ им. Кирова 227
  • СПбГМТУ 143
  • СПбГПМУ 147
  • СПбГПУ 1598
  • СПбГТИ (ТУ) 292
  • СПбГТУРП 235
  • СПбГУ 582
  • ГУАП 524
  • СПбГУНиПТ 291
  • СПбГУПТД 438
  • СПбГУСЭ 226
  • СПбГУТ 193
  • СПГУТД 151
  • СПбГУЭФ 145
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 380
  • ПИМаш 247
  • НИУ ИТМО 531
  • СГТУ им. Гагарина 114
  • СахГУ 278
  • СЗТУ 484
  • СибАГС 249
  • СибГАУ 462
  • СибГИУ 1655
  • СибГТУ 946
  • СГУПС 1513
  • СибГУТИ 2083
  • СибУПК 377
  • СФУ 2423
  • СНАУ 567
  • СумГУ 768
  • ТРТУ 149
  • ТОГУ 551
  • ТГЭУ 325
  • ТГУ (Томск) 276
  • ТГПУ 181
  • ТулГУ 553
  • УкрГАЖТ 234
  • УлГТУ 536
  • УИПКПРО 123
  • УрГПУ 195
  • УГТУ-УПИ 758
  • УГНТУ 570
  • УГТУ 134
  • ХГАЭП 138
  • ХГАФК 110
  • ХНАГХ 407
  • ХНУВД 512
  • ХНУ им. Каразина 305
  • ХНУРЭ 324
  • ХНЭУ 495
  • ЦПУ 157
  • ЧитГУ 220
  • ЮУрГУ 306

Полный список ВУЗов

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Это не просто лень! 7 психологических причин для прокрастинации

Причины для прокрастинации кажутся простыми. Вы просто ленивы. Вы не можете организовать свою деятельность. Вы не цените время других людей.

Но на самом деле в основе прокрастинации часто лежат более глубокие психологические причины. Возможно, так вы реагируете на чрезмерный родительский контроль или слишком боитесь ошибиться и показать окружающим свою глупость.

Но какой бы ни была причина, первый шаг к решению проблемы заключается в том, чтобы ее определить.

Мы выяснили семь удивительных факторов, которые заставляют людей откладывать дела на потом. Не откладывайте! Прочтите эту статью сейчас, чтобы определить причины своей прокрастинации.

1. Чрезмерно строгие родители

В ходе исследования, проведенного доктором Тимоти Пихлем, выяснилось, что женщины, чьи авторитарные отцы воспитывали их в строгости, более склонны к прокрастинации в зрелом возрасте.

Пихль утверждает, что для таких людей прокрастинация — это пассивно-агрессивная попытка освободиться от внешнего контроля. Это то, что им не удалось сделать в молодости.

[2]

2. Вы боитесь преуспеть

Может показаться, что этот довод противоречит здравому смыслу, однако некоторые люди откладывают выполнение дел на более поздний срок только потому, что беспокоятся о результатах своего труда. “Они боятся брать на себя большую ответственность и опасаются, что в следующий раз окружающие предъявят к ним завышенные требования”, — сообщает доктор Памела Вигартц.

Читайте так же:  А дети ссорятся

Например, вам может показаться, что руководитель будет настолько впечатлен вашей работой, что в следующий раз поручит вам более сложный проект и будет ожидать еще больших результатов.

На 99U.com Марк Макгиннес советует читателям, оказавшимся в подобной ситуации, думать о новых ресурсах, которые появятся благодаря успеху (например, положительной репутации или уверенности в себе).

3. Вы боитесь потерпеть поражение

Если бы вы слишком боялись потерпеть поражение, вы бы тратили на работу больше времени, чем обычно. Тем не менее, иногда этот принцип не срабатывает.

Иногда страх поражения настолько силен, что человек просто не может заставить себя что-либо сделать.

Более того, чем дольше вы тянете время, тем больше вы запутываетесь и вините себя за спешку в конечном итоге. Вряд ли можно назвать такую работу эффективной.

Чтобы справиться со страхом, серийный предприниматель Джонатан Филдз советует спросить себя: “Если я провалюсь, как я буду восстанавливаться?” Иными словами, он советует сразу продумать все варианты действий, позволяющих собраться и попробовать снова.

4. Вы не хотите признать свои недостатки

Специалисты из Центра академических успехов государственного университета штата Орегон могут привести массу примеров того, как студенты снижают свои шансы на успех, отказываясь признать дефицит навыков или знаний.

Предположим, что студент медленно читает, а его попросили просмотреть несколько длинных статей. Вместо того, что признать, что ему нужна помощь, студент боится показаться глупее, чем он есть на самом деле, поэтому постоянно откладывает задание на более поздний срок.

Для решения этой проблемы необходимо взглянуть правде в глаза и обратиться за помощью к специалистам, чтобы никогда больше не чувствовать себя неловко.

5. Вы не умеете правильно рассчитывать время, необходимое для выполнения той или иной задачи

Одно из последних исследований доказывает, что люди, способные соотносить сроки с настоящим, склонны к прокрастинации меньше, чем те, у кого это умение отсутствует.

Предположим, что сейчас в июле 2015г., а проект должен быть готов к декабрю 2015г. или январю 2016г. В первом случае вы будете тянуть время меньше, потому что люди обычно мыслят годами, и срок, который подойдет в текущем году, кажется им ближе срока из будущего года, даже если фактическая разница во времени несущественна.

В следующий раз, когда вы обнаружите, что задание должно быть готово за неделю, попытайтесь мыслить настоящим. В исследовании участникам предлагалось отслеживать время по календарю, на котором текущая и целевая даты были отмечены одним и тем же цветом.

6. Вы стремитесь получить “все или ничего”

Предположим, что вы хотите сбросить десяток лишних килограммов, но уже долгое время не можете заставить себя начать.

В интервью Today Health доктор Юдифь Белмонт говорит: “Некоторые люди думают о конечной цели, не расценивая похудание как ежедневную борьбу с собой, которая постепенно приводит к желаемым результатам”.

Чтобы изменить подобный тип мышления, научитесь разбивать крупные задачи на мелкие части. В случае с похудением Белмонт советует постепенно сокращать количество калорий на несколько сотен, чтобы конечная цель казалась более реальной.

7. Вы не испытываете самосострадания

Люди, склонные к прокрастинации, подвержены большему стрессу, чем те, кто их окружает.

Согласно последним исследованиям, это происходит потому, что в их головах роятся самоуничижительные мысли вроде “Все равно я не смогу сделать больше, поэтому я просто пойду почитаю новости в Интернете”.

С другой стороны, люди, которые прощают себе ошибки, чаще способны собраться и подавить свои стремления, снижающие продуктивность работы.

Прокрастинация. Причины возникновения прокрастинации. Методы борьбы с прокрастинацией

Страницы работы

Содержание работы

нОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аржанова Снежана Александровна

Верба Елена Михайловна

Оглавление:

3) История исследования феномена прокрастинации……………………. 5

4) Разновидности прокрастинации…………………………………………..7

5) Причины возникновения прокрастинации……………………………….8

5.1. Тревожность, стресс, страхи…………………………………………. 9

в) страх потери контроля над ситуацией……………………………….….11

г) страх чрезмерного обособления………………………………………….12

5.4. Соотношение внешней и внутренней мотивации…………………….14

[3]

6) Возможные негативные последствия прокрастинации. ……………….15

7) Методы борьбы с прокрастинацией…………………………………….16

9) Используемая литература………………………………………………..18

Достаточно большая часть научных психологических исследований посвящена изучению деятельности человека, проявляющейся в самых разных сферах жизни. В современном мире, в эпоху научно-технического прогресса, обширный интерес к изучению деятельности очевиден, ведь от большинства людей требуется максимальная активность, высокая квалификация, разносторонность. Однако в последнее время все большее распространение приобретает противоположный процесс — прокрастинация. Этот процесс проявляется в склонности людей к пассивности и лени абсолютно в любом виде деятельности. Эта проблема за последнее время стала одной из самых распространенных во всем мире и перед психологической наукой встает важная задача изучения причин и предпосылок прокрастинации.

Феноменология прокрастинации достаточно обширна. Эта проблема может затронуть любую сферу деятельности человека: учебную (откладывание домашних работ, подготовки к экзаменам), трудовую (неспособность сдать работу в срок), социальную (откладывание встреч, звонков и т.д.), бытовую (откладывание ремонта, откладывание домашних обязанностей).

[1]

Все это обуславливает высокую актуальность и практическую значимость исследования феномена прокрастинации.

Я взяла тему прокрастинации для изучения и написания работы, потому что эта проблема является очень актуальной для меня, и по результатам многих исследований, для 15-25% населения. Несмотря на высокую актуальность данной темы, в большинстве случаев исследования прокрастинации основаны на опросниках и являются корреляционными. Многие вопросы по этой теме до си пор являются дискуссионными, что доказывает необходимость дальнейшего необходимость дальнейшего углубленного и развернутого анализа этого феномена [2].

Читайте так же:  Весна - время преображения!

Понятие прокрастинации.

Термин «прокрастинация» произошел от английского слова «procrastination». Прокрастинация от латинского procrastinatus: pro- (вместо, впереди) и crastinus (завтрашний) — в психологии, обозначает склонность к постоянному «откладыванию на потом» важных дел и мыслей. Прокрастинация проявляется в игнорировании индивидуумом выполнения обязательных задач, даже если он понимает всю важность этих дел. При этом он переключает свое внимание на все что угодно, лишь бы не заниматься основным конкретным делом. Так определяет прокрастинацию К.Лэй – известная исследовательница данного феномена [2].

Так же прокрастинация может являться психологической особенностью характера человека, который способен продуктивно работать лишь в состоянии стресса из-за недостатка, выделенного на работу, времени. Обычно у таких людей, страдающих прокрастинацией, всегда возникает желание отложить выполнение дела или принятия какого-либо решения на поздний срок. Эту точку зрения защищают зарубежные психологи У. Симпсон, Т. Пичил и Дж. Феррари. Они описывают «возбуждающую прокрастинацию» – осознанное откладывание дел на потом с целью получения острых ощущений от выполнения задачи непосредственно перед наступлением крайнего срока. Но эта позиция является дискуссионной, так как возбуждающая прокрастинация может быть всего лишь частным случаем самооправдания, вызванного классической прокрастинацией [6]. Прокрастинация определяется при наличии следующих проблем: потеря продуктивности выполняемой работы; отсутствие точно поставленных целей; страх перед новыми задачами; постоянное отлынивание от дел.

Но существует и другая интерпретация данного термина. Нейл Фьоре в своей книге «Легкий способ избавиться от прокрастинации» определяет ее как определенную форму поведения, выработанную для борьбы с тревожностью, возникающей в начале работы и в попытках завершить дело. Он пишет, что прокрастинация – не причина проблем, а скорее попытка разрешить другие основные проблемы, как низкая самооценка, перфекционизм, страх допустить ошибку или боязнь успеха, нерешительность, неумение распоряжаться временем или неэффективное целеполагание.

«Прокрастинация – это механизм совладания с тревогой, сопряженной с началом или завершением задания или принятием решения».

Исходя из этого определения, Фьоре говорит, что больше всех подвержены прокрастинации люди, которым сложно начать работу, которые боятся критики, ошибок, и те, кто боятся упустить другие возможности из-за одного проекта [10].

Феноменология прокрастинации

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Феноменология опыта прокрастинации у студентов ВУЗов.

Целью данной работы был ответ на вопрос: Как студенты оценивают собственную прокрастинацию; Каков субъективный опыт людей, находящихся в ситуации прокрастинации?- а также соотношение их опыта с преобладающими видами в литературе.

В рамках данной работы были освещены предыдущие исследования прокрастинации и описано собственное исследование, в котором собирали содержательные рефлексии студентов относительно ситуаций прокрастинации. В данной работе было подробно описано восприятие испытуемых, которое было получено в результате нескольких интервью и саморефлексий.

Результаты данного исследования увеличивают количество знаний о феномене прокрастинации, обеспечивают углубленный взгляд на адаптивные аспекты прокрастинации. Исследование представляет собой приближенный взгляд на феномен прокрастинации и дает возможнось испольования данных о субъективном опыте переживания ситуаций прокрастинации для дальнейших ислледований.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Прокрастинация или «сделаю потом». Как с этим жить?

Прокрастинация – феномен откладывания дел на потом, несмотря на осознание необходимости их выполнения. Это довольно неудобная привычка, влекущая за собой разные неприятные последствия: трудности в работе или учебе, чувство вины, чувство своей неуспешности, а иногда и конфликты с окружающими из-за невыполненных дел. Часто, люди склонные откладывать выполнение задач, считают, что они просто ленивы. Психологи же считают, что за этим феноменом стоит нечто другое.

У разных людей разные причины откладывания, у кого-то за этим скрывается страх не справиться с задачей или выполнить ее недостаточно хорошо, который и мешает человеку взяться за дело. А у кого-то – нежелание подчиняться давлению сверху, тогда прокрастинация становится способом бунта и отстаивания свободы. Хотя такая свобода весьма условна.

Видео (кликните для воспроизведения).

Соответственно, один из главных виновников прокрастинации – запрет на ошибку и страх, связанный с ожидаемыми последствиями ошибки, а также протест. Однако, есть у прокрастинации и «помощники» — привычки, которые помогают временно забыть об отложенном деле. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам в борьбе с прокрастинацией:

Источники


  1. Боб Идеальный брак / Боб, Шери Стритовы. — М.: АСТ, Астрель, 2006. — 288 c.

  2. Козлова, А. М. Освобождение от иллюзий. Арт-коучинг на практике. Ваш персональный коучинг успеха (комплект из 3 книг) / А.М. Козлова, Наталья Гуляева Инна , Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 690 c.

  3. Юрчук, В. В. 500 способов обольстить, привязать и удержать богатого мужчину / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2012. — 352 c.
Феноменология прокрастинации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here