Где грань между уязвимостью и позицией жертвы

Сегодня обсуждаем тему: где грань между уязвимостью и позицией жертвы с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Где грань между унижением и смирением?

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Это вопрос не простой, и ответ на него может быть разным, но в любом случае он приходит не в абстрактном рассуждении, а в каждой конкретной ситуации, которая сегодня может быть одна, а завтра совершенно другая, и действовать в обоих случаях придётся по-разному. Совершенно очевидно, что Иисус не смирялся перед злом и грехом. Он мог жёстко обличить лицемерие как главный признак «закваски фарисейской». И, кстати, советовал, как можно поступать в случае согрешающего против нас брата (сестры) во Христе, что касается прежде всего внутрицерковной общины (см. Матфея 18: 15-17). А если дело касается не христиан и не верующих, то придётся поступать с рассуждением, отчасти тоже пытаясь применять хотя бы выборочно те же рекомендации Иисуса. И предварительно стоит попытаться помолиться и внутри себя получить ответ от Бога, как лучше поступить (поскольку с одним типом людей более эффективнее смириться и потерпеть, а с другими, наоборот, дать отпор, чтобы они себя не почувствовали совсем безнаказанными). Если такой ответ ясно не появляется, то действуем в любом случае по обстоятельствам.

Право на оружие: где грань между убийством и необходимой обороной?

Травматическое оружие постепенно становится частью нашей жизни. Его покупают все чаще, но даже ключевые пункты закона об оружии изучить не пытаются. В результате попытка защититься от преступника при помощи оружия самообороны для жертвы нередко заканчивается тюремным сроком. Почему? Постараемся разъяснить ситуацию и рассказать, как в экстремальной ситуации не переступить черту между необходимой самообороной и убийством.

Травматический пистолет – вещь серьезная и перед тем, как его купить, следует внимательно изучить все аспекты ее применения, включая пределы необходимой обороны и осознать, готовы ли вы отвечать по закону.

Когда можно применять травматический пистолет для самообороны?

Слепая самоуверенность, которая появляется у владельцев травматов, зачастую приводит к беспечности и оборачивается не самыми лучшими последствиями.
Очень важно осознать, что самооборона всегда начинается еще до того, как кулак нападающего направляется в вашу голову. И чтобы не угодить за решетку, не превысить пределы необходимой обороны, нужно четко понимать, где находится черта безопасности и когда пора использовать оружие самообороны для своей защиты. Определить эту черту помогают «Коды безопасности» — известная в кругах самооборонщиков прикладная система, разработанная Джеффом Купером. Предложенная им схема помогает принять правильное решение в опасной ситуации.

1.Белый код – состояние абсолютной безопасности, когда человек не готов реагировать на опасность. Вы идете, доверившись судьбе, по темной улице с плеером в ушах и набираете смс на телефоне.
2.Желтый код – состояние сосредоточенности. Вы внимательно осматриваете окружающее вас пространство, например, парковку или вход в подъезд, но при этом вы не «на взводе» и готовы распознать потенциальную угрозу.
3.Оранжевый код – состояние оперативного поиска способов защиты. Вы увидели угрозу, оценили ее и начали думать, как вам спастись (убежать, достать травматическое оружие, заблокировать двери автомобиля), вы находитесь в рыжем коде.
4.Красный код – состояние защиты. На вас напали, вы ощущаете опасность и готовы использовать все возможные средства самообороны для обеспечения собственной безопасности и сохранения своей жизни.

Итак, уже в «оранжевом коде» можно готовиться к защите с применением оружия ограниченного поражения. Здесь следует рассказать об условиях необходимой обороны и случаях, при которых жертва может оказаться на скамье подсудимых.

Условия правомерности необходимой обороны

Согласно уголовному кодексу РФ, превышением пределов необходимой обороны признаются те действия, которые степени и характеру преступного посягательства явно не соответствуют, т.е. если защита не была сопряжена с опасным для жизни жертвы или других лиц насилием. Недопустимо причинение тяжкого вреда, если оно не вызвано очевидной необходимостью. Правда, вопрос об очевидности несоответствия и решение по нему остается в компетенции суда.
Превышением пределов необходимой обороны будут считаться и те действия, которые нападению явно не соответствуют. В случае защиты малоценных благ причинение серьезного вреда расценивается как преступление, поэтому убийство преступника будет признано умышленным. Например, если в ваш сад забралось двое грабителей и в ходе погони за ними вы нанесли ему травму, не совместимую с жизнью, вы будете признаны виновным.
При отсутствии эффекта неожиданности нападения самооборона с оружием, которая привела к летальному исходу нападающего, будет расцениваться как нарушение условий необходимой обороны и тоже грозит тюремным сроком.

Использование животных, а также приспособлений и защитных механизмов для предотвращения опасных посягательств возможно, однако, следует исключить вероятность причинения вреда невиновным людям и тяжких увечий преступнику.

Какой прогноз, если при самообороне жертва убила преступника?

Убийство подразумевает взятие жертвы под стражу, при этом последняя обязана вызвать скорую и полицию на место происшествия. И если будет доказано превышение установленных законом пределов допустимой обороны, жертва превратиться в преступника. Почему так происходит?

Согласно 37-й статье УК РФ в случае опасности для жизни можно причинять любой вред нападающему. С одной стороны все предельно просто и понятно. С другой стороны, однозначное определение «насилия, опасного для жизни» в ней отсутствует. Отсюда вытекает серьезная проблема правоприменительной практики. Так, по мнению юристов, неопровержимое доказательство самообороны – наличие синяков и ссадин, а также порванной одежды (зафиксированный правоохранительными органами факт). Однако даже показания экспертов и свидетелей по тому или иному делу не будет основополагающим для принятия решения. Судья по своему усмотрению будет определять, было ли превышение пределов необходимой обороны, и была ли реальная угроза жизни. Нередко заключением судебного разбирательства может стать признание жертвы виновной и фраза об отсутствии необходимости обороняться и возможности поступить другим образом. При наличии трупа преступника жертву обвиняют по статье 105 УК РФ, т.е. по статье умышленное убийство, а не по статье 108 УК РФ, убийство при превышении необходимой самообороны.

Как поясняют эксперты, грань между убийством и необходимой самообороной, которая к нему привела, очень тонкая. В ходе судебного разбирательства учитывается все, начиная от материалов дела, заканчивая поведением подсудимого. Если человек осознает, что не отдавал отчета в своих действиях во время защиты, поскольку его жизни угрожала опасность, ему могут вынести оправдательный приговор. Если же подсудимый пытается уйти от тюремного заключения и настаивает исключительно на самообороне, судья, скорее всего, вынесет обвинительный вердикт. Фактически исход дела напрямую зависит от профессионализма судьи и его желания докопаться до истины.

Читайте так же:  А какое ваше отношение

Безусловно, в нашей стране есть презумпция невиновности. Но если обвиняемым является одинокий человек, его слова о соблюдении условий необходимой обороны и действия в ее пределах должны быть убедительными. А все выводы должны быть сделаны исключительно в пользу жертвы. Однако на практике данный принцип зачастую игнорируется.

Немаловажно знать, что любое решение суда можно изменить, настояв на переквалификации статьи. А при задержании разговаривать с правоохранителями только в присутствии адвоката, поскольку в шоковом состоянии человек не может корректно описать случившееся.

Алексей Ильич Осипов

Профессор Московской Православной Духовной Академии

Как определить грань между смирением и человекоугодием?

Вопрос: «Смирение и человекоугодие – как найти границу?»

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Вопрос этот проистекает из того, что мы не понимаем, что такое – смирение. Мы видим внешние формы смирения, но не понимаем его сути и часто не отличаем смирение от «смиренничания». У аввы Дорофея, замечательного подвижника, есть такая запись: «Однажды я был поражен молодым монахом, которого отчаянно ругали его собратья, а он, что называется – и бровью не повел. Обычно, в такой ситуации человек хоть что-нибудь, но ответил бы. Я был поражен тем, что такой молодой человек – и достиг такого потрясающего смирения. Я подошел к нему и спросил: «Как ты достиг этого?» А монах и ответил: «Чтобы я этой скотине еще и отвечал что-то?» И я понял, с чем я соприкоснулся».

Так что же такое смирение? Я принял решение: не грешить. Но вот меня кто-то толкнул или обманул, и я ему: «Ах, ты, такой-сякой!» Сел за стол – и объелся. Я же принял решение – не грешить! И тут я начинаю видеть, насколько я не могу справиться с самыми элементарными вещами. Я же решил? Решил. Ну, давай! В чем же дело? Но тут же согрешаю. И так на каждом шагу…

Есть высказывание одного великого подвижника: «Понуждение себя к тщательному исполнению Евангелия открывает человеку его полную немощность». Пока я не принимал решения – я думал, что я хорош. Я могу! Просто я не хочу. А захочу – я буду святым в мгновение ока! Смирение – это реальное видение реального состояния того, что находится в моей душе и того, что я могу на самом деле сделать. Не мечтательно, а на самом деле! Вот это понуждение себя и эта решимость жить по заповедям показывает мне – кто я есть и создает атмосферу души, в которой я понимаю, кто я – на самом деле. Вот это и есть смирение.

Причем, это замечательное качество закрывает мне рот, чтобы мне не осуждать других людей. Когда я вижу, что ни с чем не могу справиться, то как я могу осуждать другого? Разве в больнице больные осуждают друг друга? У меня рука болит, а у этого негодяя – нога! У меня – печенка, а у него – селезенка! Разве такое бывает?

Так вот, оказывается: когда человек встает на путь христианской жизни и желает действительно жить по-христиански, он очень скоро приходит к пониманию того, кто он – на самом деле. Почему смирение так ценится? Потому что я начинаю понимать, что я не просто не могу, но что если Бог мне не поможет, если Бог меня не спасет – я не знаю, что со мной будет. Я приобретаю величайшее состояние веры во Христа, Который есть – Спаситель! Вот когда начинается христианство в человеке, а не тогда, когда его крестили двух дней от роду! Христианство начинается тогда, когда я убедился в том, что мне нужен Спаситель! Вот что такое – смирение.

А человекоугодие – когда я знаю, что я – хороший, но он, дрянь такая – начальник… Ну, уж ладно, похожу перед ним немножечко на цыпочках… Человекоугодие – это лукавство и лицемерие, а не смирение.

Сила уязвимости

Написать этот материал меня подтолкнула книга «Дары несовершенства». Ее автор — психолог и исследователь Брене Браун — узнает секреты людей, живущих полноценной и счастливой жизнью, и приходит к выводу, что признание и принятие собственной уязвимости — один из них.

Я много об этом думаю, думала и до прочтения книги. Потому что для меня признавать и демонстрировать свою уязвимость — шаг, требующий огромных усилий и смелости. Это не всегда получается. Чаще не получается совсем. Но я пробую, потому что уверена, что уязвимость — это ключ к самости и индивидуальности, а еще — во многом залог настоящих близких отношений.

Я хочу поговорить об этом, но чтобы не потеряться в собственных рассуждениях и не породить бесплодных дискуссий, начну со скучных, но необходимых для понимания всего текста определений.

Перелопатив весь интернет, нашла определения Ожегова и Ефремовой слову «уязвимый», но не нашла «уязвимость». И «уязвимый» оба словаря определяют через синонимы «ранимый» и «слабый», что мне кажется, упрощает суть, и не раскрывает её.

А вот определение Википедии мне показалось очень точным:

Живучесть же, в свою очередь, определяется как «способность технического устройства, сооружения, средства или системы выполнять основные свои функции, несмотря на полученные повреждения».

Мне понравились эти определения, потому что вместе они отражают глубинную суть уязвимости. Это не слабость, не чувствительность и даже не ранимость.

Уязвимостьэто неотъемлемая часть, сущность человеческого организма, жизненность. Уязвимость означает, что этот организм живой и разные внешние средства могут нанести ему повреждения. Но другой неотъемлемой частью человеческого организма это очень важно!) является живучестьспособность восстанавливаться, жить, выполнять основные функции несмотря на полученные повреждения.

Очень часто можно встретить использование слов «слабость», «чувствительность», «ранимость», «незащищенность», «открытость» как синонимов уязвимости, но терминологически в контексте этого материала это неверно. Человек может не обладать ни одним из перечисленных качеств в их обыденном понимании, но он останется уязвимым, дело лишь в качестве и количестве наносимых ему повреждений.

Помните прекрасную древнегреческую легенду об Ахиллесе, которого его мать — морская богиня Фетида — купала в водах священной реки, чтобы таким образом сделать его неуязвимым и бессмертным. И только пятка, за которую она держала младенца, окуная его в воду, не получила волшебной защиты. Так и у каждого из нас есть «ахиллесова пята», и не одна — места, в которые как тщательно мы бы их не защищали, нас можно ранить и даже убить.

Мне кажется, ни у кого не должно остаться сомнений, что человек уязвим, как и любое живое существо. Только человек уязвим еще сильнее, потому что кроме потери своей физической полноценности и силы, ему есть еще чем рисковать — чувствами, эмоциями, рассудком.

[1]

Однако каждый уживается со своей уязвимостью по-своему — один не признает её, другой тщательно скрывает и защищается от уязвимости, третий учится демонстрировать её в безопасном пространстве.

Читайте так же:  Полимодальная арт-терапия в работе с психологической травмой

Я бы сказала, что уязвимость живет на трех уровнях.

Первый уровень — это полное её отрицание. Знаете таких людей, которые верят в то, что держат все под контролем? В зону контроля попадают не только сторонние люди, предметы и обстоятельства, но и сам человек с его эмоциями и чувствами.

Второй уровень — признание своей уязвимости, но наличие внешнего контроля. То есть человек понимает, что он уязвим, знает свои слабости и несовершенства, но не готов открывать и демонстрировать их окружающему миру.

Так живем почти все мы, даже те, кто отлично продвинулся в самопознании. Мы понимаем, кто мы, но когда речь идет о том, чтобы демонстрировать это окружающим, нас что-то останавливает. Страх боли, риск не понравиться и не полюбиться столь привычному миру, боязнь одиночества.

Демонстрировать окружающимблизким и чужим людямсвои больные точки, тонкие места, свою «ахиллесову пяту»это огромный риск. Это требует смелости, искренности, базовой уверенности в себе. Для меня это почти недостижимый третий уровень бытия уязвимости.

На этом уровне мы чаще всего подходим очень избирательно к тому, что демонстрировать, кому и когда. Близкие люди получают чуть большую порцию нас настоящих. Коллеги по работе — маленькие кусочки. Друзья в Facebook — почти ничего, если только вы не начинающий блогер, поставивший перед собой цель — покорить свой виртуальный мир своей искренностью и человечностью. Я утрирую, конечно.

Я убеждена, что жизнь на полной мощности эмоций и чувств, счастливая полноценная настоящая жизнь, возможна только на третьем уровне. Как сильно открываться и кому — это уже решать вам. Но признавать свою уязвимость и демонстрировать её окружающему миру просто необходимо, для того, чтобы любить, для того, чтобы быть собой, для того, чтобы выжить.

Мой призыв к демонстрации уязвимости был бы однобоким, если бы я не взялась за смелость написать про «золотые слитки», которые дают признание и демонстрация своей уязвимости. Но я сразу оговорюсь, что не претендую на научность и на исследовательский характер своих выводов. Во многом я опираюсь на книгу «Дары несовершенства», но не скопировала из нее ни строчки, правда. Я пишу как человек, который делает свои шаги к полноценной жизни, человек со своей историей отношений с уязвимостью, человек, который учится быть собой и который знает о том, как важен и одновременно труден этот путь.

  • Признаватьи демонстрироватьсвоюуязвимостьединственныйспособоставатьсясобой, обрестисамостьи индивидуальность.

Мы живем в мире хорошо придуманных и разыгранных масок. С экранов телевизоров на нас смотрят мужчины и женщины, поражающие своим умом, красноречием, исключительной моложавостью и красотой.

Социальные сети демонстрируют нам профили успешных, высокоэффективных, востребованных, ведущих здоровый образ жизни — исключительных — людей.

Нам хочется соответствовать. Причем соответствовать даже за закрытой дверью в туалете, где нас никто не видит и не слышит. Нам хочется быть особенными, сильными, интересными людьми без слабостей и заморочек.

И мы живем так, надев на себя маску приличного симпатичного во всех отношениях человека, или повернувшись к миру всего одной своей лучшей, по нашему мнению, стороной.

Я не стану писать о том, как все мы прекрасны, и как здорово и важно демонстрировать каждую частичку себя. Есть качества, которые я в себе считаю неприемлемыми, и ни что на свете не убедит меня в том, что они заслуживают публичности и открытости.

Но очень часто мы знаем недостаточно о себе и окружающих нас людях, демонстрируя им ошибочно выбранный образ.

Мы утрачиваем себя, свою индивидуальность, яркость, характер, исключительность, пытаясь нравиться этому миру не такими, какие мы на самом деле есть.

И только демонстрируя свою уязвимость, свои недостатки, тонкие места своей операционной системы, которой, увы, можно навредить, мы становимся собой. Мы даем возможность миру прикоснуться к нам настоящим. И только так мы можем не потерять яркость и не слиться с тусклой массой «неуязвимых», только так можем завязывать и создавать настоящую дружбу и эмоционально близкие отношения.

  • Признаниеи демонстрациясвоейуязвимостиобязательны в близкихотношениях.

Настоящие близкие отношения всегда возникают там, где нет страха уязвимости перед партнером. Близость сама по себе предполагает, что мы подпускаем к себе другого человека настолько близко, что не боимся открыть и показать ему самые болезненные наши места.

Я уже не говорю о том, что любовь может жить только там, где люди могут оставаться собой, предъявляя друг другу себя настоящего.

Эмоционально обнажаться всегда страшно, не менее страшно делать это перед близкими людьми. Не знаю, как вам, но мне самые страшные и жестокие раны наносили именно близкие люди. Но это не отменяет того, что, создавая близкие отношения, невозможно снова не идти на риск.

Признавать и демонстрировать свою уязвимость — единственный способ создать близость, почувствовать, услышать, понять друг друга.

  • Уязвимостьключк понимаюлюдей, состраданию и сопереживанию.

Непринятие собственной уязвимости делает нас требовательными и не чувствительными не только к себе, но и к другим людям. Сопереживать потерю другого человека, оплакивать с ним горе, почувствовать опустошенность и боль, можно только обнажившись самому. Если мы всецело заняты тем, чтобы ретушировать свои раны, нам сложно будет услышать плач другого человека.

Наконец, мы не можем быть достаточно терпимы и чутки к другим людям, если нам не хватает мудрости разглядеть свои собственные недостатки и принять их.

  • Признаниеи демонстрациясвоейуязвимостиединственныйспособставитьпередсобойвысокие исложнодостижимыецели.

Боязнь совершить ошибку и быть публично распятым за нее еще никого не сделала сильнее и храбрее ни в постановке, ни в достижении цели.

Анализируя себя, я вдруг осознала, что мой перфекционизм — желание всегда оставаться на высоте и достигать во всем совершенства — никогда не помогал мне достигать целей. Он всего лишь заставлял меня выбирать самые реалистичные и самые легкие цели, не достичь которых у меня не было шанса. Я обнаружила, что все, чем я предпочитаю заниматься по жизни, почти не связано с риском ошибиться и упасть.

Сколько всего я могла бы сделать, если бы так сильно не боялась совершить ошибку, продемонстрировав миру свою неспособность добиваться целей. Какие бы грандиозные и смелые планы я рисовала бы себе, если бы так сильно не зависела от окружающего мнения.

[3]

Если мы перестанем бояться демонстрировать миру свои ошибки, свою недостаточность и неспособность добиться чего-то желаемого, мы можем стать по настоящему смелыми в своих планах и ожиданиях от жизни. Мы можем научиться ставить желанные сложнодостижимые большие цели и не бояться рисковать.

  • Принятие и демонстрациясвоейуязвимостиединственныйспособжитьэмоциональнополнойжизнью.
Читайте так же:  Экзистенциальный кризис
Видео (кликните для воспроизведения).

Попытка избежать уязвимости приводит к онемению чувств и эмоциональной сферы человека. К сожалению, психика человека не умеет быть избирательной — блокировать негативные переживания, и проживать яркие и счастливые. Онемение чувств означает, что мы перестаем проживать любые эмоции — и радостные, и горькие.

Для того, чтобы прочувствовать всю красоту вселенной, радоваться наступающему дню, улыбаться играющим детям, чувствовать жизнь, счастье и тепло — просто необходимо проживать и испытывать негативные эмоции — боль, разочарование, страх.

Если мы не боимся уязвимости, а признаем и демонстрируем её, нам не нужна спецзащита от боли и разочарования. Мы готовы испытывать разные чувства, мы знаем, что нас могут ранить и обидеть. Но это только делает нас более чувствительными ко всему диапазону предлагаемых вселенной переживаний. Теперь мы можем по-настоящему улыбаться тому хорошему, что она нам несет.

Когда мне было 18 лет, я знала, какой хочу стать. Я рисовала себе образ успешной оптимистичной общительной решительной женщины, которой когда-нибудь научусь быть. Годы ушли на то, чтобы создать это лакомый образ. Что-то въелось в кожу так сильно, что не оттереть даже с мылом. Я верила, что тогда-то я заживу настоящей счастливой жизнью. Теперь после 35 я думаю, что все не так. Настоящая жизнь — это возможность быть собой, не врать себе, на надевать образ, очистить всю шелуху и танцевать голышом.

Чтобы не проделывать такой же огромный сложный путь обратно, не заблуждайтесь. Не бойтесь быть собой и демонстрировать миру себя. Не прячьтесь от уязвимости, это то, что делаем вас особенными, настоящими, живыми. Читайте умные книжки не после 35, а до. И слушайте свое сердце.

Где грань между уязвимостью и позицией жертвы?

Часто я говорю о том, что надо чуть больше подумать о себе. Поберечь, позаботиться, полюбить себя и это не эгоизм. Лайк, если поддерживаете меня.

К кому я обращаюсь в этот момент? К женщинам, кто смыслом своей жизни сделал чужие интересы. Когда любовь к другим превращается в безжалостность к себе и женщина жертвует силами, здоровьем, счастьем ради тех, кто от неё этого даже не просит. И разумеется, ждёт, что ее жертвы оценят, как и ее саму.

Это хороший человек, который думает, что так правильно, но получает горький урок: жертв не любят, ими пользуются.

Но есть другой перегиб: личное счастье любой ценой! И если первое было тенденцией советского и постсоветского общества, то это — лицо современности.

Плевать, кто пострадает! Я хочу наслаждаться, хочу быть счастливой, поэтому:
? Буду раз в месяц знакомить своего дошколёнка с новым папой и селить его в свою комнату;
? Буду пить, курить и употреблять вещества если хочется, даже беременная;
? Уведу мужчину у лучшей подруги, у жены и пусть там хоть семеро детей! Сделаю все, чтобы им не досталось ни копейки;
? Сдам старшенького в детский дом, чтоб не делал нервы с младшеньким;
? Солгу в суде за деньги, и пусть посадят невиновного или у матери отберут детей;
? Начну строить личную жизнь на глазах родни только что умершего мужа.

[2]

Уровень моральной и нравственной планки падает все ниже. Всему этому придуманы оправдания: #радилюбви, #настоящеесчастье, #одинразживем, #почемубыинет, #несудиданесудимбудешь, #ятакхочу#ктосказалчтотакнельзя? А стоит заикнуться о достоинстве и чести, тебе тут же навесят ярлык #моралфаг

И я не буду обсуждать и осуждать непосредственно этих людей, я хочу дать ориентиры вам! Тем, для кого мои тексты не пустой звук. Ведь в наше время трудно поймать моральные ориентиры: ни семья ни школа этому не учат, а люди без совести пойдут на все, чтобы обесценить и исказить моральные принципы и внушить всем, что любая низость — это нормально и даже правильно.

УВАЖЕНИЕ И ДОСТОИНСТВО! Вот основа, на которую опирается зрелая, взрослая, осознанная личность! Уважение к чувствам других, к физическому и психическому здоровью детей, к своей личности и совести в конце концов.

«Никто никому ничего не должен» — гимн нынешнего поколения. Но он ложный. Понятие «долга»всегда было связано с понятием чести! В бесчестии нет истины и не будет. А дальше вам выбирать, что вы за человек.

Когда вы поступаете так, как не хотели бы, чтобы поступали с вами ли вашими любимыми людьми. Когда ваши действия наносят ущерб окружающим. Когда нужно сломать все до основания, чтобы построить своё, а иногда сломать чужие жизни — в этот момент НАДО остановиться.

Личное счастье не оправдывает все. Это низкий круг счастья, когда кругом грязь и боль, но тебе хорошо, а дальше хоть потоп. Это временно. Как доза вещества: украл, убил, купил, вколол, но через час нужно снова.

Общество, в котором личное счастье стоит над достоинством безжалостно и равнодушно. Оно проходит мимо чужого горя, мимо протянутой руки, мимо упавшего на улице человека. Каждый, кто думает только о себе, остаётся сам с собой наедине. И потом будет сам себя ща косу тащить из болота вместе с конем.

Три основные роли в дисфункциональных отношениях. Треугольник Карпмана: Жертва-Тиран-Спасатель.

В семейной жизни и в любых других межличностных отношениях супруги, дети и другие лица часто разыгрывают три основные роли — Жертву, Преследователя и Спасателя.

«Три драматические роли этой игры – Спасатель, Преследователь и Жертва – являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей.

Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актеры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в ее подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли» (с) Автор теории Стивен (или Стефан) Карпман, продолжатель идей Эрика Берна.

Цель таких игр — удовлетворить эмоциональные потребности, которые, к сожалению, не осознаются участниками взаимодействия.

Таким образом, чтобы выйти из игры, важно знать и осознавать свои истинные потребности, удовлетворять их.

Как видно из рисунка выход из треугольника – это работа с собственными защитными механизмами вытеснения.

Как выходить из Жертвы:

1) Научиться активизировать собственные ресурсы, брать на себя ответственность за свою жизнь, её организацию, за управление своими эмоциями, выходить из состояния беспомощности.

Читайте так же:  Жизнь после измены

2) Если нападает Тиран – научиться защищать себя, злиться и отстаивать свои границы, если обижают, в том числе на словах. Говорить о том, что хочешь. Учиться понимать свои потребности и говорить о них. Спасать себя – принимать решения, менять свою жизнь.

Как выходить из Агрессора (Преследователя):

1) Научиться говорить о своей боли (близкие отношения). Принять тот факт, что хочется доминировать. Важно осознавать свою уязвимость и говорить о ней в семье. Под маской злости и гнева есть обиды, отчаяние, одиночество и потребность в уважении и признании. Часто есть страх манипуляций. Поведение: агрессор может игнорировать, избивать (в том числе психологически), пугать, шантажировать и т.д. вместо того, чтобы честно сказать о своих потребностях.

Грань между Агрессором и Жертвой тонкая. Жертва может провоцировать: игнорировать мнение и авторитет Агрессора, показывать всем видом «приглашение» сорвать на ней свою злость, тем самым «решая» свою проблему вытесненного гнева.

[3]

2) Если Жертва начинает свою игру – начинает манипулировать своим «плохим» настроением, «упадком сил»….т.е. играет в несчастного человека, говорит о том, что не хочет жить и т.д., то важно отследить момент появления агрессии в её адрес и честно сказать, что злость появляется и раздражение на игру, если не хочется спасать! Можно задавать Жертве вопрос: «что сейчас хочешь от меня?» Ответы сопоставлять со своими возможностями, ценностями, чувствами и далее действовать исходя из них.

Как выходить из Спасателя:

1) Научиться видеть в «Жертве» – способного решить свои проблемы человека. Научиться ценить способности и возможности «Жертвы». Если «Жертва» просит помощи, то важно прислушиваться к себе и честно отвечать – хочется ли и есть ли ресурсы помогать ей! Научиться говорить НЕТ тогда, когда хочется это сказать!

2) Заняться своей жизнью – спортом, увлечениями. Проанализировать – сколько времени своей жизни вы тратите НЕ НА СЕБЯ, а на решение чьих-то проблем и вопросов.

3) Принять свое бессилие по отношению к другим – мы не можем кого-то менять и рулить их жизнью!

Причины ролевых игр в Жертву-Преследователя-Спасателя:

1) Психологические травмы — их лечим у психотерапевта.

2) Семейные сценарии, их осознаем и меняем с помощью семейного консультанта и самостоятельно.

Как не перейти грань между христианским смирением и активной гражданской позицией?

— Как определить разницу и не перейти грань между христианским смирением и активной гражданской позицией православного человека в современном обществе?

— Судя по всему, Вы очень мужественный, решительный человек, раз задаете такой вопрос. Вы хотите и стяжать христианское смирение как основу всех добродетелей, и в то же время активно проявлять себя в современной жизни. На самом деле одно другому не противоречит, но для нас недосягаемый, непревзойденный образец, к которому в то же время надо стремиться, — это Господь наш Иисус Христос. Внимательно прочтите в Евангелии и увидите, как Себя вел Господь в каждой ситуации – когда, например, надо было очистить ветхозаветный Соломонов храм от тех, которые превратили его, мягко говоря, в рынок (там и волы, и овцы были, и столы меновщиков, и скамьи продающих голубей). «Дом молитвы превратился в вертеп разбойников» — вот слова Господа, движимого праведным гневом. Господь сделал бич из верви и выгнал всех оттуда, и никто из тех, кто это видел, не смог Ему воспрепятствовать. «Ревность по дому Божию снеде Мя», — записал святой Иоанн Богослов, который описывает это событие.

То есть когда надо защитить святыню, надо поступить так, а когда Господь Сам был предан на страдания, начиная от Гефсимании и до Креста, когда Он стоял перед Иродом, а тот ради любопытства хотел увидеть от Него какое-то чудо, Господь ни одного слова не произнес ни в Свою защиту, ни в обвинение окружающих людей. Когда стоял перед судом Пилата, Он тоже не осуждал людей, которые предали Его крестной смерти и кричали: «Распни Его!» Он не говорил Пилату: «За что они хотят Меня распять? Я исцелил стольких больных, прокаженных, стольких накормил пятью хлебами в пустыне, за что они хотят Меня осудить?» Господь не пытался защитить Себя. Он добровольно пошел на смерть ради спасения человеческого рода.

В то же время мы читаем в Евангелии эпизод, когда Господь в день субботний пришел в синагогу, а там была одна женщина, скорченная восемнадцать лет, — она могла видеть только землю. И хотя в субботу по иудейским законам нельзя было ничего делать, Господь ее исцеляет, и начальник синагоги с негодованием обращается к народу. А народ-то в чем виноват? Люди пришли в субботу, чтобы вместе молиться, слушать Священное Писание, а начальник с укором говорит им, что есть шесть дней для того, чтобы исцеляться, в те дни и следует приходить, а не в день субботний. Укор был направлен Христу, а обращен к народу. И Господь здесь не смолчал, когда надо было защитить честь ближних, и сказал: «Лицемер! А не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла и не ведет ли поить? А эту дщерь Авраамову, которую на восемнадцать лет связал сатана, разве не надо было исцелить в день субботний?» И нечего было на это ответить.

То есть золотое правило: быть строже к себе и снисходительнее к ближним. И как говорил мудрый старец Паисий Святогорец, в каждой ситуации есть до 10 — 15 подситуаций. Есть ситуации, когда надо решительно действовать, есть ситуации, когда надо сначала обдумать, а потом действовать и говорить, иногда надо помолчать и потерпеть. Да поможет нам всем Господь стяжать такую мудрость и рассудительность!

— Я не думаю, что человек, который стяжал душевный мир, будет активно участвовать в каких-то дебатах или спорах. Все-таки есть разные формы проявления гражданской позиции.

— Совершенно верно. Все эти «прекрасные» (в кавычках) аналитические телепрограммы, где собираются люди и ведущий дает возможность им высказаться, интересны тем, что это кипение страстей, и люди готовы часами сидеть, устремив свой взор на экран и не замечая рядом стоящих своих же близких, которые нуждаются во внимании, и слушать, как там умные дяденьки и тетеньки рассуждают о том, что и как будет, и ищут виноватых. И все слушают, хлопают и думают, что так оно и будет. Люди, которые это смотрят, сразу теряют душевный мир, и потом, когда передача закончится, они еще и между собой в семье спорят до двух часов ночи. Такого рода телепрограммы, которые якобы дают нам правдивую оценку событий, на самом деле лишают нас душевного мира и едва ли объективно освещают то, что происходит. Это всего лишь котел, где кипят человеческие страсти.

Читайте так же:  Что такое тренинги - и нужно ли их посещать

Где грань между уязвимостью и позицией жертвы?

Наша цель — создать конкурентные условия при поиске психолога. Обеспечить приток новых психологов на сайт и поощрять активность пользователей.

Как будут списываться балы:
Если у вас до 2000 баллов то списываться будет 10 баллов в день.
Если больше 2000 то будет работать правило «делителя на 100» *
Но при этом остается несгораемая сумма баллов за предыдущую активность на сайте.
Каждая опубликованная статья +5 баллов плюс +10 стартовых баллов.

* правило «делителя на 100» будет рассчитываться следующим образом:
количество баллов / 100 = целый остаток округлен в меньшую сторону до десятых.

например:
2550 / 100 = 20
18700 / 100 = 180

НОВЫЕ ПРАВИЛА ПО СПИСАНИЮ БАЛЛОВ ВСТУПИЛИ В СИЛУ С 01.01.2019г.

Как заработать балы бесплатно:

За оригинальную статью (ранее не публикуемую в Интернете) будет начислено +200 баллов. Если на момент проверки уникальности статьи, она опубликована на других ресурсах, то Вы получите +60 баллов. Проверка на уникальность и начисление баллов будет проведена на протяжении 48 часов после публикации на портале.
За 500 просмотров статьи Вам насчитывается +50 баллов;
За 1000 просмотров +50 баллов;
За 5000 просмотров +100 баллов.

Тонкая грань самообороны: где заканчивается защита и начинается преступление

В столице на 4 года осудили женщину, которая убила избивавшего ее мужа. Соседи москвички просят ее оправдать. Дела о самообороне нередко вызывают споры в обществе: определить, насколько человек действовал в рамках закона, непросто, это признают и эксперты. В вопросе разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.

Татьяну Кулакову осудили на 4 года. Трагедия произошла на юге Москвы. Её муж Михаил Абросимов вернулся домой в изрядном подпитии и с порога начал бить супругу — как выяснилось, не впервые. Ударил ее головой о стену, несколько раз сбил с ног. В какой-то момент под руку Татьяне попался нож, который она всадила нападавшему в ногу. Тот попал в бедренную артерию и вену. Кулакова вызвала скорую, однако спасти мужчину не удалось. Надо понимать, что грань самообороны — очень тонкая, поясняет председатель московской коллегии адвокатов «Тер-Акопов и партнеры» Георгий Тер-Акопов:

«Самозащита возможна только лишь в момент реального нападения, реально существующей угрозы. Не спустя полминуты, не спустя 15 секунд. Только в тот момент, когда твоей жизни и здоровью что-то угрожает. Второй критерий — соразмерность угрозы и ответного действия».

В Уголовном кодексе есть статья «Необходимая самооборона», где прописано, какие действия являются законными. Остальное может быть превышением необходимой самозащиты, преступлением в состоянии аффекта и так далее — квалификацией занимается следствие, говорит руководитель Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев:

«Превышение пределов необходимой обороны — это у нас статья есть. По статистике, это небольшой процент уголовных дел, я не думаю, что он превышает 1-2%. По ним просто часто возникают разногласия, потому что еще и последствия этого несоизмеримы наказанию. Потому что один человек потерял жизнь, другой максимум, что получит, — 2 года лишения свободы».

Татьяну Кулакову осудили за «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего». В блогах заговорили о том, что правоохранителям такая формулировка удобнее. Соседи женщины написали в ее защиту письмо. Нельзя голословно обвинять полицию, уверен Андрей Князев. В любом деле есть нюансы, а границы необходимой обороны прописаны четко:

«Трактовка достаточно ясная, и Верховный суд уже не раз высказывался по этому поводу. А возникают сомнения потому, что даже при обоюдной драке, при пьяной драке, первая версия, которую выдвигает убийца или тот, кто нанес телесные повреждения, — что он оборонялся. Практически это единственная версия, никто же не говорит: «Вы знаете, я сам нападал». Поэтому, наверно, и возникают разночтения, потому что надо отделить реальную самооборону от мнимой».

Прошлой осенью в Тульской области осудили на год женщину, которая, защищаясь от пьяного мужа, всадила ему нож в живот. Год исправительных работ присудили мужчине, который несколько раз в голову ударил нападавшего на него с ножом знакомого. Если смотреть сообщения в СМИ, представители обоих полов фигурируют в таких делах примерно с одинаковой частотой. В Сети — сотни объявлений о курсах самообороны. Предлагают физическую и психологическую подготовку к бою, тренинги по использованию для защиты подручных средств, о юридических аспектах, впрочем, чаще всего ни слова. Звоню по одному из номеров. 8 занятий — 5 тысяч рублей. На просьбу пояснить рамки закона инструктор Руслан говорит, что всё расскажет по ходу, так как сам бывал в таких ситуациях:

«Существует момент, когда, допустим, что-то случилось, и вы с тем же следователем будете общаться. И, естественно, они там: «Ой, как вы хорошо двигались, вы прямо отбились». Вы: «Да, я ходила, курсы посещала, я мастер спорта». Цветете вся, пахнете, они это потихонечку записывают, потом все это идет как отягчающее обстоятельство. Поэтому ничем кичиться не надо. Есть много микронюансов, их просто в ходе тренировок я подсказываю. Сам этого касался и понимаю, как это выглядит».

3 года назад оправдали женщину, которая убила преступника грибным ножом. Есть примеры, когда приговоры отменяют, как в громком деле Александры Иванниковой, которая защищалась от бомбилы-насильника. Девушка также всадила ему нож в ногу и задела бедренную артерию. Сначала ее осудили на 2 года условно, но после оправдали. Защита Татьяны Кулаковой уже подала апелляцию.

Преступники или жертвы? Вспоминаем самые резонансные дела о самообороне

В Совете Федерации хотят расширить пределы самообороны. Россиянам нужно позволить активно защищать свой дом и семью от преступников, считает член Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Александров. По его мнению, в законе и правоприменительной практике должна быть презумпция правоты потерпевшего, которому пришлось отражать нападение преступника.

«Мой дом — моя крепость» сдержит преступника

Видео (кликните для воспроизведения).

Гость — доктор юридических наук Михаил Барщевский.

Источники


  1. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. — М.: Питер, 2005. — 176 c.

  2. Станкин, М. И. Психология общения / М.И. Станкин. — М.: Институт практической психологии, 2016. — 296 c.

  3. Курпатов, А.В. 7 настоящих историй. Как пережить развод / А.В. Курпатов. — М.: Олма Медиа Групп, 2014. — 748 c.
Где грань между уязвимостью и позицией жертвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here