Где взять адекватную самооценку

Сегодня обсуждаем тему: где взять адекватную самооценку с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Как сформировать адекватную самооценку у ребенка

Комментарии

Мне нравится

2

Сaмooцeнкa – этo пpeдcтaвлeниe чeлoвeкa o ceбe, cвoeм мecтe в oбщecтвe.

Кaк я yжe пиcaлa, фopмиpoвaниe caмooцeнки нaчинaeтcя в дeтcтвe, и ключeвoe мecтo в этoм пpoцecce зaнимaeт ceмья peбeнкa.

Я хoтeлa бы пpивecти caмыe pacпpocтpaнeнныe пpимepы нeгaтивнoгo влияния ceмьи нa фopмиpoвaниe дeтcкoй caмooцeнки:

1. Heгaтивныe oцeнки и cpaвнeния

Чacтo oт poдитeлeй мoжнo ycлышaть пoдoбныe фpaзы: «Boт y coceдeй дoчкa мoлoдeц, в шкoлe oтличницa, и пoeт, и тaнцyeт, cпopтoм зaнимaeтcя, a ты нeyмeхoй pacтeшь». Я, нaвepнoe, никoгдa нe cмoгy пoнять cмыcлa пoдoбных выcкaзывaний, вpяд ли взpocлый вepит в тo, чтo кaким –тo чyдecным oбpaзoм eгo peбeнoк вдpyг нaчнeт пeть, тaнцeвaть, и yчитьcя нa oтличнo. Дa и пpoбyдить здopoвyю кoнкypeнцию нe пoлyчитcя, пoтoмy чтo итoг yжe пoдвeдeн: «Сoceдcкaя дeвoчкa мoлoдeц, a я нeyмeхa».

Сpaвнeния c дpyгими, нeгaтивныe oцeнки («ты глyпый, paз нe cмoг peшить зaдaчy», «ты бeзpyкий, paз paзбил тapeлкy» и тaк дaлee) мoгyт лишить peбeнкa жeлaния paзвивaтьcя, тaк кaк мoтивaция к дocтижeниям oтcyтcтвyeт — нa нeм yжe виcит яpлык «глyпый», «бeзpyкий», нeyмeхa». Тo ecть poдитeли, чacтo yкaзывaющиe peбeнкy нa eгo нeдocтaтки, oшибки и нeyдaчи, фopмиpyют y нeгo низкyю caмooцeнкy и нeyвepeннocть в ceбe.

Для нaчaлa, нa мoй взгляд, poдитeлям нeoбхoдимo paзoбpaтьcя в ceбe, кaких измeнeний oни хoтят дoбитьcя oт peбeнкa и пo кaким пpичинaм. Haпpимep, ecли мaть вceгдa хoтeлa зaнимaтьcя бaлeтoм, и peшилa peaлизoвaть cвoю мeчтy в дoчepи, cтoит cпpocить y peбeнкa, мeчтaeт ли oнa тaкжe cильнo o бaлeтe, или eй этo нe интepecнo. Дa, мaмы чacтo гoвopят мнe o тoм, чтo peбeнoк нe мoжeт eщe пoнять, чeгo oн хoчeт, нo, нa мoй взгляд, пocлe нecкoльких зaнятий, oн cмoжeт cкaзaть, нpaвитcя eмy тaм, или нeт.

Чтo кacaeтcя yчeбы, тo кoнeчнo, вce мы хoтим, чтoбы дeти yчилиcь хopoшo, нo нe cтoит зaбывaть oднy coвpeмeннyю шyткy: «Учиcь нa oтличнo, зaкoнчи инcтитyт c кpacным диплoмoм, и тoгдa тpoeчник, кoтopoмy ты дaвaл cпиcывaть, вoзмoжнo, пpимeт тeбя нa paбoтy». B кaждoй шyткe ecть дoля шyтки, вcпoмним Биллa Гeйтca и Стивa Джoбca.

Еcли жe нeoбхoдимo мoтивиpoвaть нa чтo-либo peбeнкa, тo мoжнo cкaзaть: «Haшa coceдкa в твoeй шкoлe yчитcя, и нa oдни пятepки, я дyмaю, y тeбя тoжe пoлyчитcя, дaвaй пoпpoбyeм?».

Пoдoбнaя фpaзa дacт cвoбoдy выбopa peбeнкy, пpи этoм вoзникнeт жeлaниe пpoявить ceбя, «вeдь я нe хyжe ee», зapyчившиcь пoддepжкoй и, пpи нeoбхoдимocти, пoмoщью poдитeлeй.

2. Дoмaшниe пpинцы и пpинцeccы

Дpyгaя кpaйнocть влияния нa caмooцeнкy – пocтoяннaя пoхвaлa и вocхищeниe peбeнкoм. Maлыш c paннeгo дeтcтвa cчитaeт ceбя в ceмьe глaвным, жизнь poдных кpyтитcя вoкpyг нeгo, пpoщaютcя вce шaлocти, a мaлeйшиe ycпeхи вызывaют бypнyю paдocть.

Дeти, выpocшиe в пoдoбнoй ceмьe, cчитaют ceбя caмыми yмными и кpacивыми, нo кoгдa тaкoй peбeнoк пpихoдит в шкoлy или дeтcкий caд, y нeгo нacтyпaeт шoк. Beдь тaм тaких жe кaк oн – caмых, caмых, aж 20 чeлoвeк. Кaкиe-тo дeти (c ycтoйчивoй пcихикoй), пoдcтpaивaютcя пoд жизнь в кoллeктивe, и зaнимaют тaм cвoю нишy, дpyгим жe oчeнь cлoжнo aдaптиpoвaтьcя. Этo пpoиcхoдит пoтoмy чтo, в ceмьe eгo хвaлили пpocтo тaк, нe нyжнo былo ничeгo дeлaть, ничeгo дoкaзывaть, eгo oбoжaли пpocтo пoтoмy, чтo oн ecть. Тeпepь жe пpихoдитcя бopoтьcя зa мecтo в кoллeктивe, пpoявлять ceбя, a кaк этo дeлaть — никтo нe yчил.

Peкoмeндaции:

Paзyмeeтcя нyжнo любить peбeнкa и paзвивaть в нeм пoзитивнyю caмooцeнкy, нo нe cтoит зaбывaть o вocпитaнии. Peбeнoк живeт нe тoлькo в ceмьe, oн нaхoдитcя в coциyмe, и для тoгo, чтoбы eмy былo кoмфopтнo в нeм cyщecтвoвaть, нeoбхoдимo пpивить eмy ocнoвныe coциaльныe пpaвилa и нopмы. Тe дeти, кoтopыe paнo ( c 10-12 мecяцeв) нaчинaют вoвлeкaтьcя в coциaльнyю жизнь, кoнтaктиpyют co cвepcтникaми, пoceщaют oбщecтвeнныe мecтa (гpyппы paннeгo paзвития, игpoвыe кoмнaты, дeтcкиe плoщaдки) гopaздo cпoкoйнee пepeнocят aдaптaцию к дeтcкoмy caдy, pacтyт бoлee yвepeнными в ceбe.

Памятка «Как сформировать адекватную самооценку у ребенка»

1. Ребенок должен выполнять посильные и доступные для его возраста поручения. Нельзя перегружать его тем, что ему пока еще сложно. Но также не стоит излишне оберегать его от сложностей и делать за него все дела и решать все проблемы. Ребенок должен сам учиться справляться со сложностями, чтобы оценить свои силы в борьбе с различными проблемами. Давая ему посильные задания, вы будете способствовать тому, что у него закрепится мысль, что ему многое по плечу, главное только начать. Слишком трудные задания могут развить комплекс неполноценности и утвердить в голове малыша мысль, что он неумеха и неудачник. Чересчур легкие задания могут сформировать у малыша завышенное самомнение.

2. Ставьте перед сыном или дочерью реально достижимые цели и задачи. Тогда, при достижении их, у него будет повышаться уверенность в своих силах и желание ставить новые цели и продвигаться на пути к их реализации. Недостижимые цели могут сформировать ребенка-неудачника.

3. Похвалы должны соответствовать выполненному заданию. Нельзя чересчур перехваливать, либо, наоборот, недооценивать работу ребенка. Излишние похвалы и поощрения могут способствовать воспитанию эгоиста с чувством собственного превосходства над другими людьми. Недостаток поощрений приведет к превращению вашего чада в зажатого и неуверенного в себе ребенка.

4. Поощряйте в ребенке инициативу, учите его брать на себя ответственность и становиться лидером в тех делах, где он дока. Но в то же время учите его уступать там, где он не может похватать большими успехами. Малыш должен знать, что есть дети, которые тоже могут быть лидерами и что-то делать лучше, чем он.

5. Учите ребенка замечать в других положительное и оценивать это по достоинству. Хвалите при нем других малышей, учите и его самого говорить сверстникам комплименты.

6. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Помните, ваш малыш уникален и не нужно ставить ему в пример соседа или одноклассника. Сравнивать ребенка можно только с ним же самим: «вчерашним» или «завтрашним». Например, «Еще неделю назад ты этого не умел, а сегодня справляешься с этим без моей помощи». Или «Ничего страшного, что сейчас у тебя это не получается. Вот увидишь, через некоторое время ты научишься это делать с легкостью».

7. Чаще говорите ребенку, что вы его любите, цените и верите в него. Положительное отношение окружающих поможет ребенку осознать собственную ценность и сформирует установку на позитивное восприятие самого себя и других людей.

Памятка для родителей «Как повысить самооценку»

· Простите себя за все неудачи и промахи, совершенные в прошлом, и признайте, что они бесценный капитал Вашего опыта, Ваших знаний, которыми можно эффективно пользоваться в жизненных ситуациях.

Читайте так же:  Работа с проблемой избыточного веса или ещё раз о деструктивных установках

· Осознайте свои достижения, победы, успехи, сколь бы малыми они на первый взгляд ни казались. Может быть, вам захочется даже завести дневник, в который Вы начнете ежедневно записывать их.

· Постарайтесь больше прислушиваться к собственным потребностям и интересам, не обесценивая их. Они могут послужить мотивацией к вашей деятельности.

· И конечно, все напутствия, и советы хороши, но рекомендуем вам не заниматься «самоисправлением».

Рекомендации по формированию адекватной самооценки

Адекватная самооценка, уровень притязаний играют важнейшую роль в формировании личности ребенка. Особенно велико значение адекватного уровня притязаний детей и подростков. Но так же известно, что ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье.

Родители должны помнить основные правила воспитания:

1. Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т.д.» В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, своих силах, способностях. С переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается невротическое развитие ребенка.

2. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности ребенка блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.

3. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

4. Недопустимо сравнивать ребенка, его дела и поступки с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять. Такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм, упрямство, зависть.

5. Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно. Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.

6. Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.

7. В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Как воспитать адекватную самооценку.

Как воспитать адекватную самооценку?

Рубрика «Воспитание и образование детей»

Счастливый человек тот, кто способен делать правильный выбор в любой ситуации, выбрать то, что действительно ему подходит и чего он действительно хочет и не зависеть от мнения других людей. Такой человек обладает внутренней свободой, которая даёт большие преимущества на жизненном пути. Даже, если он и ошибётся, то способен двигаться дальше, не ища виноватых и не опуская руки.

Для этого надо хорошо знать самого себя, понимать чего ты хочешь достичь и что не потерять. Ну и конечно же, иметь соответствующий для этого характер и адекватную самооценку, чтобы не спутать эгоизм с настоящей внутренней свободой.

Важно помнить, что истиная внутренняя свобода неотделима от чувства. ответственности.

Так что же что мы можем сделать, чтобы вырастить ответственного человека, знающего себя, с адекватной самооценкой?

Достаточно рано дети начинают четко понимать, кто они и как они «вписываются» в окружающий мир. Дети оценивают себя, в первую очередь, благодаря тому, что их ценят и бескорыстно любят наиболее важные для них люди. Если дети живут в атмосфере принятия их такими, какие они есть, то, вырастая, не боятся высказывать свое мнение, принимать решения, пользоваться шансами и справляться с жизненными трудностями.

Как сделать детей счастливыми?

1. Находите время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребенку все свое внимание, не деля его ни с чем и ни с кем. Ни с телевизором, ни с телефоном, ни с какими-либо людьми, даже самыми близкими. Каждому хочется иногда быть самой важной личностью для дорогих ему людей.

2. Не только любите детей внутри сердца или словами, но и показывайте детям в действиях свою бескорыстную любовь. Дарите иногда им небольшие подарочки просто так, без причины. «Вот, хотела (хотел) сделать тебе приятно, порадовать.» Но не переборщите, чтобы каждый ваш приход домой не был соединён в голове ребёнка с подарком. Обнимайте детей. Если простили за проступок, больше им не поприкайте.

3. Покажите ребенку, что вы признаете и понимаете его чувства, даже если не согласны с ним. Объясните, что разные люди могут иметь разные чувства. Но помните, что признавать чувства ребенка, даже негативные, не значит оправдывать их или позволять ему неприемлемое поведение. У поведения должна быть граница, не нарушающая границы других людей. Признавать чувства – понимать, допускать их существование возможным и не осуждать .

Мальчик сильно капризничал вечером. Несмотря на время идти спать, ему хотелось смотреть мультфильм и есть печенье. На желание матери успокоить его, он начал махать руками и плакать. Маме так и хотелось выссказаться о невозможности больше выносить его выходки. Но отец взял себя в руки: «Сынок, я понимаю тебе нравяться эти мультфильмы и ты злишься, что мы с мамой не соглашаемся, чтобы ты их продолжал смотреть. Но ведь ты знаешь, что пришло время идти спать. Если ты не выспишься, то завтра утром будешь усталый и в садике будешь усталый и без настроения. И тебе от этого будет тяжело и нам. Поэтому, досмотри мультфильм, выключи сам телевизор, сьешь последнее печенье и ложись в кровать. Если ты продолжишь не слушаться, то я выключу телевизор сам и отнесу тебя в твою комнату. При этом, учти, всем нам будет грустно.

4. Установите в доме последовательные, твердые ограничения, это позволит ребенку понять, что окружающий мир предсказуем и всему есть последствия.

Ребёнок (часто даже взрослый человек) не способен справиться с желаниями, эмоциями, которые могут повредить морально или физически ему самому и окружающим, Например, с гневом,раздражением. Также ценности в детстве окончательно не сформированы. Поэтому некоторый «закон», учитывающий ценности семьи, правила уважения, социальные нормы поведения обязан быть в доме для ощущения ребёнком безопасности, покрытия, любви и ответственности за свою часть в обществе и семье. Претворение правил и ограничений в жизнь требует выработки соответствующих последствий за плохое поведение. Маленькие дети обязательно, и не раз, проверят крепость этих ограничений, и все равно, зная, что родители их контролируют, чувствуют себя в безопасности.

5. В то же время интересуйтесь мнением ребёнка по поводу общих семейных планов, спрашивайте его мнение по тому или иному вопросу. По возможности, предложите ему пару альтернатив – выбор. Дайте ему шанс предложить свои идеи.
Читайте так же:  Симуляции и жизнь

Это не только приучит ребенка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят, а это дает ребенку чувство контроля над ситуацией. (Такой подход особенно эффективен, если ситуация сложная или вам нужно какое-то время, чтобы самому обдумать свой ответ).

Но не играйте с ребёнком в демократию. Если он с чем-то не согласен, то он может предложить свою идею и, если эта идея не нарушает правила семьи и её ценности. В тоже время предложите ему взять ответственность за её выполнение. Иначе он будет обязан принять ваш вариант. Не позволяйте детям манипулировать вами и заставлять идти на поводу их эмоций или же ваших страхов .

Вся семья решила в выходной день ехать на море. Накануне родители поговорили с двумя своими мальчиками о поведении и важности хороших отношений во время отдыха.Утром, когда пришло время выходить из дома, один из мальчиков сказал, что он не поедет, вышел из машины и пошёл домой. Вся семья была растроена.

Конечно,данное поведение должно быть наказуемо. Решение было принято, он об этом знал и проявил непослушание. Также он нарушил границы других людей: родителей и брата, и тем самым вынудил их поступать против их желания. Это эгоистично и безответственно.

Как же можно было попробовать заранее избежать или хотя бы облегчить эту ситуацию. Вынести на обсуждение семьи желание поехать в субботу всем вместе на море. Объяснить цели этого: отдохнуть , поообщаться, побыть всей семьёй. Если все, кроме одного не согласны, то этот один предлагает другие варианты времяпровождения всей семьёй. Скажем: «А давайте поедем в луна-парк». Все согласны, отлично. Можно перебрать ещё несколько мест (ведь так хочется всей семьёй). Нет, значит ребёнку предлагаются варианты где бы он мог побыть один, без семьи (жаль, но что делать). Например, у друга, у бабушки. Ребёнок может сам внести предложение, если его приёмлют родители. Но предложениями дело не кончается. Если мальчик выбирает один из вариантов, он должен сам позвонить другу, бабушке, всё выяснить и договориться. Ему важно осознать, где его выбор, там и его и ответственность .

6. Если ребёнок плохо себя ведёт, относитесь к поступкам, а не к личности ребёнка.

К моей дочери пришли подружки. Заренее она спрятала все хорошие игрушки, так как их уже часто гости ломали. Она спросила меня: « Я что жадная? Воспитательница говорит, кто всем не делится, тот жадный». Я сказала ей: «Доченька, ты совсем не жадная. Я тебя понимаю, никому не хочется, что бы их вещи ломали. Но те игрушки которые, ты оставила и не убрала, давай поиграть подружкам. Не держи их около себя. Это будет доброта»

Делясь тем,чем она способна на данную минуту, она училась быть доброй. И постепенно получала от этого удовольствие и росла в этом.

[2]

7. Замечайте хорошие поступки ребенка с искренним вниманием.

Замечайте его способности и черты характера. Не хвалите только в соответствии с поступком, но ,чтобы ребёнок получал удовлетворения от открытия в себе особенностей и способностей.

Когда пятилетняя Ноа пекла с бабушкой оладьи, бабушка заметила, что она делает всё очень аккуратно. Муку не рассыпала, молоко не разлила, ложку положила в тарелку, из которой взяла. Когда оладушки были готовы, бабушка говорит: « Спасибо, солнышко, ты мне помогла. Вместе получилось быстрее и веселее. Да к тому же ты такая аккуратная, всё на место кладёшь, стараешься не насорить лишний раз. Это хорошее качество характера»

Помните, что неконкретная или неискренняя похвала может привести к тому, что будет утерян позитивный эффект настоящих похвал.

8. Используйте ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или незнакомых ситуаций заранее, чтобы, сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно и комфортно, зная, что делать и чего ожидать.

Моей дочери через три дня надо было выступаить перед классом, рассказывать историю из книги. Она волновалась, бояласть, что что-нибудь забудет. Или потом не сможет ответить на какой нибудь вопрос.

Мы предложили ей выступить перед нами. Кроме нас , мы пригласили её тётю, двоюрдного брата, бабушку и дедушку. Всех тех, чья любовь и отношение к ней не зависят от её успеха или провала. Мы расселись по местам и захлопали, приглашая её начать. Когда она рассказала историю, мы начали задавать всевозможные вопросы. Даже несколько раз захихикали специально, чтобы она нашлась как себя повести (ведь разные люди бывают).

Таким образом, дочь морально подготовилась к выступлению и проиграла несколько возможных сценариев.

Воспитание адекватной самооценки у ребенка

  • Воспитание адекватной самооценки у ребенка
  • Как поднять самооценку подростку
  • Как вырастить уверенного в себе ребенка

Что же такое самооценка? Ответ заложен в названии, самооценка — это возможность индивидуума оценить себя. Ее формирование закладывается с самого детства, все окружающие люди, контактирующие с ребенком, капля за каплей вносят свой вклад. С рождения у ребенка нет такого понятия, и оно формируется, благодаря взрослым.

Низкая самооценка формируется у тех деток, в чей адрес можно услышать постоянные упреки и неприятные слова, очень часто им ставят в пример соседских детей. Плохо отражается любое, даже самое незначительное, телесное наказание. При таком отношении у ребенка появляется страх и неуверенность в себе, если самые главные люди в мире для него — родители недовольны им, тогда и мнение окружающих ему кажется аналогичным. Ребенок формирует свое мнение о себе, если меня обижают — значит, я плохой, не достоин любви.

Завышенная самооценка формируется у детей, которых постоянно хвалят по поводу и без него. Любые проступки ребенка оправдываются, сломал игрушку — она не качественная, получил плохую оценку — учитель занизил.

При таком раскладе мнение о себе слишком хорошее, ребенку кажется, что он все может и делает все правильно. В данной ситуации родителям важно понять, что в случае какой-либо неудачи, ребенок будет искать виновных, даже если виноват только он сам.

Формированию самооценки помогает и общество, детский сад, школа. Отношение учителей и воспитателей очень важно, иногда они, выбирая себе любимчиков, обижают других детей, раня их самооценку. Главным местом формирования остается все таки семья, даже если в школе ребенок не нашел поддержки, он должен найти ее дома.

Старайтесь быть первыми друзьями и помощниками, при необходимости сядьте и поговорите, объясните, в чем ребенок не прав и как стоило поступить. Можно привести примеры из жизни о себе или тех людях, которые знакомы чаду.

Учите ребенка принимать критику достойно, оценивая ее адекватность, это касается и различных достижений. Важно, чтобы ребенок смотрел на все реально.

Адекватная самооценка: Как ее выработать

Читайте так же:  Мифы о раке
Видео (кликните для воспроизведения).

Если все в жизни не так, как хочется, то причина может быть в том, что вы оцениваете себя неадекватно. Это зачастую мешает и в карьере, и в построении взаимоотношений с окружающими. Чтобы изменить ситуацию, вы должны понять, какой вы на самом деле. Кстати, проблемы возникают и у тех, кто обладает высокой самооценкой, и у тех, у кого она низкая…

Парадоксы самооценки

Что такое вообще самооценка? Это то, как человек оценивает себя и свои личные качества. Но есть еще и оценка, которую дают нам окружающие. Если наша личная самооценка не соответствует тому, что о нас думают другие, то мы ощущаем психологический дискомфорт и испытываем постоянные трудности в самых разных областях жизни.

Люди с завышенной самооценкой убеждены, что они лучше других — умнее, способнее, профессиональнее и проч. Такие люди часто берутся за заведомо невыполнимые для них задачи, ставят перед собой нереальные цели, лезут «не в свои сани»… Самый простой пример — графоманы, которые лишены таланта и совершенно не умеют писать стихи, но считают себя непризнанными гениями, издают за свой счет сборники и всячески «пиарят» свое творчество. А некоторые люди годами поступают в театральные или художественные вузы, не имея данных для такой профессии… Хотя выбери они что-то поскромнее, могли бы в этом вполне преуспеть.

В общении они нередко тоже не преуспевают. Высокое самомнение нередко отталкивает от них потенциальных друзей, а в личной жизни они сами могут отвергать потенциальных партнеров, имея слишком высокий уровень притязаний: например, требуют, чтобы спутник жизни был привлекателен, успешен, женщина требует от мужчины, чтобы зарабатывал много денег, мужчина от женщины — чтобы была идеальной хозяйкой или любовницей…

К сожалению, чаще всего люди с завышенной самооценкой склонны винить в своих провалах и неудачах внешние обстоятельства и других людей, только не самих себя.

Люди с заниженной самооценкой чаще всего не уверены в себе. Они мнительны, застенчивы и обычно не решаются браться за сложные задачи. Они склонны критиковать себя, но вот хвалить себя не привыкли.

Такие люди недооценивают свои возможности. Они часто не решаются заняться всерьез чем-то, к чему у них действительно есть способности, так как считают, что «не потянут». На работе они редко рассчитывают на повышение, не решаются заговорить с начальником об увеличении зарплаты, и как должное воспринимают, когда их третируют.

Человек с низкой самооценкой может позволить друзьям издеваться над собой или использовать себя без какой-либо отдачи. Он может выбрать в спутники жизни первого попавшегося, так как уверен, что не заслуживает большего.

К сожалению, очень многие «страдают» либо завышенной, либо заниженной самооценкой. Иногда это идет из детства. Если ребенку постоянно говорили: «Ты молодец, ты лучше всех!», то его мнение о себе будет выше «нормы». Если же, напротив, ребенка постоянно ругали, критиковали, говорили, что он плохой, то он так и будет считать себя хуже других…

Как же сделать свою самооценку адекватной?

Вспомните свои достоинства и достижения

Это не обязательно должно быть что-то особенное. Это могут быть школьная пятерка по математике, которая вам никак не давалась, поступление в институт, устройство на работу, создание семьи…

Перестаньте сравнивать себя с другими

Если ваша подруга в совершенстве знает английский, а вы нет, это не повод комплексовать или стараться выучить язык в ущерб другим занятиям. Поймите, чего хотите именно вы. Займитесь чем-то, что нравится лично вам, и постарайтесь в этом преуспеть, вместо того, чтобы тратить время на то, что вам не нравится и не дается.

Хвалите себя за достижения

Пусть это будет всего лишь выигранная партия в шахматы или удачно пройденный тест на IQ в интернете. Все это может стать поводом, чтобы себя похвалить. Помните: лучше добиваться успеха в мелочах, чем терпеть неудачи по-крупному. Впрочем, разрешите себе и совершать ошибки. Однако каждую из них следует анализировать: может быть, вы просто переоценили свои возможности или занялись не своим делом?

Не пытайтесь изменить окружающих и этот мир — меняйте только себя

Не вините в своих неприятностях мужа или жену, или бывшего школьного приятеля, или преподавателя в вузе, или вашего начальника… Помните, что никто не обязан за вас отвечать или решать ваши проблемы, особенно если вы уже вышли из детского возраста. Возьмите на себя ответственность за свою судьбу, проанализируйте свои сильные и слабые стороны и выработайте стратегию саморазвития. Тогда качество вашей жизни должно наконец измениться к лучшему.

Не забудьте включить Yoki.Ru в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:

Добавьте нас в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте , Фейсбуке , Одноклассниках ..

Как сформировать у себя адекватную самооценку?

845 —>

Заниженная самооценка – прямой путь к постоянным неудачам, неврозам и зависимостям. Из-за неуверенности в собственных силах люди часто отказываются от амбиций, считая себя «недостойными» каких-либо благ. Если изначально «планка» невысокая, нет шансов получить больше. Единственно правильное решение в таком случае – повышать самооценку и уверенность в себе.

5 причин низкой самооценки

1.Родители с заниженной самооценкой. Первые модели поведения и коммуникации человек усваивает еще в детстве. Он во многом копирует своих родителей. Неуверенная в себе мать с большой долей вероятности воспитает такого же ребенка с заниженными амбициями. Однако во взрослом возрасте человек всегда может сам заняться развитием личности и добиться успехов.

2.Ошибки в воспитании. И снова речь пойдет о роли родителей в формировании личности ребенка. Неуравновешенность, жестокость, критика матери – прямой путь к низкой самооценке ребенка.

[3]

3.Трудности в общении со сверстниками. У детей нередко бывают проблемы в общении, и способы, которые они используют для их решения, напрямую влияют на их будущее отношение к себе. «Затравленному» подростку сложно стать уверенным в себе взрослым. Но это возможно!

4.Отношения с противоположным полом. Первая любовь, первый секс и переживания, связанные с юношеской влюбленностью, накладывают свой отпечаток на психологии личности.

[3]

5.Негативный опыт. Неудачи случаются со всеми, и каждый человек может потерять уверенность в себе, попав «в зону турбулентности». Это решаемо. Важно не опускать руки и работать над собой.

Как повысить самооценку?

Для начала осознайте проблему. Дайте себе некоторое время для наблюдения за собственным поведением. Отмечайте, как вы общаетесь с людьми, насколько сильно ругаете себя за провалы и как часто хвалите за достижения. Вам нужно получить четкую картину относительно степени уверенности в себе.

[1]

За собой трудно наблюдать со стороны, поэтому желательно обратиться за помощью к опытному психологу.

Станьте внимательнее и добрее к себе:

  • Откажитесь от понятия «норма» применительно к самооценке.
  • Старайтесь предъявлять к себе и окружающим адекватные требования.
  • Принимайте свои чувства и не осуждайте себя за них. Они просто есть.
  • Откажитесь от самоедства и постоянной самокритики.
  • Принимайте и одобряйте себя. Помните, что вы – лучшая версия себя.
  • Действуйте, получайте результаты и наслаждайтесь ими.
  • Записывайте все, даже самые мелкие признаки хорошего отношения к вам окружающих. Перечитывайте список каждый вечер.
  • Акцентируйте внимание на успехах и делайте выводы из неудач.
  • Научитесь говорить «нет» всем, кто предлагает вам что-то, чего вам не хочется делать. Не насилуйте себя ради чужого поощрения.
Читайте так же:  Чего же я хочу

Рецепты повышения самооценки для женщин

Женщине бывает сложнее работать с самооценкой, чем мужчине, ведь ее уверенность в себе во многом зависит от внешнего вида, отношений с мужчинами, успехов детей.

Как же повысить самооценку женщине? Можно воспользоваться советами француженок, которые умеют держаться с достоинством в любых ситуациях.

5 полезных советов:

1.Принимайте свою усталость. Чувство опустошенности, усталость, нежелание что-либо делать — нормальны. Не пытайтесь заглушить эмоциональную боль сладостями, беспорядочными связями или алкоголем. Отнеситесь к усталости с уважением и дайте себе время на восстановление – полежите с книгой, сходите на маникюр или к подруге. Забудьте о домашних делах, займитесь собой.

2.Наслаждайтесь красотой. Эстетично оформленная комната, изящная чашка или кружевное белье отлично поднимают настроение. Покупайте не просто полезные, а красивые вещи!

3.Вдохновляйте окружающих. Вам ничего не стоит похвалить ассортимент магазинчика или ребенка соседки, зато ответом станут сияющие глаза другого человека. Это очень заряжает позитивом.

4.Не грызите себя. У вас есть недостатки? Они есть у всех. Примите свои минусы и акцентируйте внимание на плюсах.

5.Выберите умеренность. Не отказывайте себе ни в чем, но соблюдайте меру. Слишком много сладостей, красивых вещей или секса – это тоже плохо, так как ведет к внутренней распущенности и пресыщению.

Где взять адекватную самооценку?

Самооценка бывает разной

Адекватной, неадекватной, заниженной, завышенной, адекватно заниженной и адекватно заниженной. Высокой, средней, низкой. Общей, частной, конкретно-ситуативной. Устойчивой и неустойчивой.

Можно долго рассказывать о каждом виде и уровне. Но важно не это. Важно то, какая она у вас, и как ее изменить, если она вас не устраивает.

Для начала определитесь, хотите ли вы что-то менять и почему

Если вы регулярно стоите перед зеркалом в поиске собственных недостатков, часто испытываете чувство вины, обижаетесь, пытаетесь всем понравиться, пессимистичны, постоянно недовольны собой и очень к себе требовательны – можно с уверенностью говорить, что самооценка у вас низкая. У нее еще много проявлений, снижающих качество вашей жизни, и мало преимуществ.

Самооценка напрямую влияет на ваши отношения с окружающими. Человек с адекватной самооценкой приятен, весел, открыт, добр. Такой человек себя знает. Знает свои достоинства и недостатки и смотрит на них непредвзято. Принимает себя таким, какой он есть, и не сравнивает себя с другими. Он не боится будущего и не боится нести ответственность за свою жизнь.

Переключится из одного состояния в другое по щелчку пальцев невозможно. Поэтому прежде чем начать работать над своей самооценкой — составьте мотивационный список — почему вы хотите повысить ее и что это вам даст. К нему можно будет возвращаться, как к напоминанию о том, зачем вы все это затеяли, потому что работа над собой вам предстоит большая.

Почему она такая низкая?

Ребенок узнает о себе и своем существовании через слова родителей и их реакций на него (слова, взгляды, поглаживания, жесты). Формированию адекватной самооценки способствует похвала — т. е. отмечание заслуг, свершений ребенка с позитивным оттенком. Похвалить ребенка можно даже тогда, когда он что-то разрушил. Но тогда его нужно хвалить за его активность, а ругать за форму проявления этой активности: «Ты молодец, что такой активный, но ты разбил мою любимую вазу, и я расстроилась». Так мы разграничиваем личность ребенка и его действия. Он поступил плохо, но сам он — не плохой, а хороший.

В обратном случае, когда родитель наказывает ребенка, ребенок понимает, что он плох, и будет стараться сдерживать свою активность, потому что ему важен контакт с родителями, их любовь. Потом, когда срабатывают психологические защиты, он убеждает себя, что он уже и не хочет этого делать. Или что у него не получится. Поэтому люди с низкой самооценкой так часто отказываются от возможностей, даже когда талантливы.

Заниженная самооценка формируется на таком впечатлении о самом себе, что вы для кого-то когда-то были «плохим» в своей активности. Так формируется механизм обесценивания самого себя.

Благо, самооценка — не статична, а подвижна, то есть может меняться. Да, она формировалась годами. Сначала на это влияли ваши родители, потом одноклассники и учителя, затем ваши друзья, коллеги и знакомые. Но, в конечном счете, именно вы нашли подтверждение такому отношению к себе (и, скорее всего, продолжаете делать это ежедневно). А значит, именно вы можете свою самооценку изменить.

Что можно сделать самостоятельно?

Заполните анкету о самом себе

Вопросы для этой анкеты можно найти в любой социальной сети. Что вы любите? Какие у вас цели/желания/мечты? К чему вы стремитесь? Ваши сильные качества/таланты? Какие фильмы/книги вам нравятся и почему? Ваши достижения? Этот мини-опрос для себя проведите с пристрастием корреспондента. Чем больше Вы зафиксируете информации о себе, тем лучше. Не упускайте возможности узнавать о себе новое.

Отследите свой внутренний монолог

Внутренний монолог — это ваш внутренний голос. К сожалению, очень у многих людей он похож на внутреннего критика. Если вы заметили, что довольно часто ругаете себя (про себя или даже вслух) — значит, это про вас. Если за собой такого не замечали, попросите друзей понаблюдать за вами, ведь самому бывает сложно услышать себя.

Первое, что вам стоит сделать — это начать себя останавливать. Второе — научиться хвалить себя, даже когда вы ошиблись. Часто люди с низкой самооценкой склонны драматизировать, и превращать обычную неприятную ситуацию в «абсолютный-кошмар-и-ужас-что-теперь-будет». Если не знаете, за что похвалить — ищите, пока не найдете. Так, постепенно, через крайность, вы придете к норме, которая соответствует реальности.

Создайте окружающую среду, которая будет способствовать изменению самооценки

Сколько бы аутотренингов вы не делали, вам все равно нужно получать подтверждение своих изменений у других людей. Посещайте обучающие программы, тренинги. Ищите такое окружение, которое меняет ваше отношение к самому себе. Возможно, вам придется пересмотреть свой круг друзей, особенно это актуально в том случае, если они не будут признавать ваших изменений, или они общались с вами только из-за того, что вы к себе плохо относились (поверьте, это не редкость!).

Начните наблюдать за собой

Самый лучший вариант — начать вести дневник. Очень важна регулярность и честность с самим собой. Записывайте хотя бы раз в три дня (идеально — ежедневно) своеобразный отчет: что произошло, за что я могу себя похвалить, а за что хотел бы себя ругать. Проанализируйте, когда у вас было позитивное отношение к себе, а когда негативное. Что помогало и что мешало, почему, какие были причины — внутренние и внешние. Описывайте все как можно более подробно. Дневник поможет замечать, что дает вам энергию, где ваши ресурсы.

Читайте так же:  Про психологическую травму разве это больно!

Очень частая причина неадекватной самооценки — это то, что мы, как в школе, продолжаем оценивать себя исключительно по ошибкам, которые допускаем. Соответственно, только на них мы и сосредоточены.

Когда вы начнете отмечать хорошее, хвалить себя, поддерживать, и будете делать это ежедневно — изменения в вашей жизни не заставят себя ждать.

Я выбираю адекватную самооценку!

Почему кто-то из нас может быть подавлен небольшим стрессом, а кто-то легко справится с более сложной ситуацией? Конечно, важен и опыт, и ресурсы, и установки, с которыми мы «идем в бой» со сложными ситуациями. Но часто решающую роль играет именно то, насколько адекватно мы оцениваем себя и свои действия, то есть — наша самооценка.

Как формируется самооценка?

Важный этап формирования самооценки происходит в раннем детстве, в дошкольном возрасте. Отношение родителей и близкого окружения в детстве играет решающую роль в том, как будет относиться к себе маленький человечек в дальнейшем. Немаловажна роль и тех, с кем ребенок сталкивается по мере роста — воспитателей, учителей и сверстников. Однако, если у ребенка изначально сформирована адекватная самооценка, в более старшем возрасте ему будет проще «дать отпор» или просить помощи при неадекватном отношении к нему кого-то из окружающих, чем ребенку с заниженной самооценкой. Кроме того, при заниженной самооценке человек может считать плохое отношение к нему нормой, что может только усугубить ситуацию.

О низкой самооценке

Довольно часто нам приходится видеть людей с заниженной самооценкой. Часто они обесценивают свои труды, недовольны своей внешностью (даже будучи вполне симпатичными), прислушиваются к мнению других, забывая о своем. Не сложно догадаться, что такая модель поведения не позволяет человеку жить в полном смысле этого слова. Ведь вместо того, чтобы наслаждаться своей жизнью, он находится в постоянном напряжении, переживая по самым различным поводам и постоянно прокручивая в голове вопросы, о которых человек с нормальной самооценкой и не подумал бы: «Как меня оценят?», «Как мне надо поступить, чтобы всем понравиться?», «Что скажут другие?» и так далее.

Почему важна адекватная самооценка?

Уровень качества жизни напрямую зависит от уровня самооценки.

Чем самооценка более адекватна, тем проще человеку справляться с различными жизненными ситуациями, и тем проще и лучше ощущается мир вокруг, да и сама жизнь.

В противовес человеку с заниженной самооценкой, человеку с самооценкой адекватной будет важно в первую очередь то, что делает его жизнь такой, какой он хочет, чтобы она была. И ему совсем не важно, что думают или говорят об этом другие люди. Несмотря на ровное восприятие к мнению окружающих, людей с нормальной самооценкой, как правило, принимают, уважают и любят. А как иначе? Ведь они прислушиваются к себе, хорошо знают, чего хотят и получают это. При адекватном оценивании себя человек позволяет себе наслаждаться жизнью в полной мере и, следовательно, быть счастливым.

Хорошо, когда самооценка изначально сформирована правильно. Но что делать, если что-то пошло не так и вы заметили у себя те или иные проявления заниженной самооценки? Конечно же, самооценку повышать!

Как повысить самооценку?

Предлагаю воспользоваться проверенным, действенным и довольно простым методом: «Я выбираю». Этот метод помогает переключиться с низкой самооценки на более высокую.

Как работает метод «Я выбираю»

Как правило, низкая самооценка тесно связана с отказом выбора. Человек, находясь под тяжестью угнетающих мыслей, диктуемых заниженной самооценкой, подсознательно запрещает выбирать для себя то, чего ему хочется, уступая право своего выбора другим людям. Что, в свою очередь, подкрепляет низкую самооценку.

Казалось бы, это замкнутый круг, из которого не вырваться. Но выход есть – стоит разорвать лишь одно звено, а конкретнее, вернуть себе право на выбор: позволить себе выбирать для себя именно то, что нужно для удовлетворения своих же потребностей и желаний.

Начиная делать осознанный выбор, мы учим себя другой модели поведения. Со временем, подсознание впитает в себя новый навык, начнет его использовать и, как следствие, мнение о себе начнет расти.

Итак, фразу «Я выбираю!» необходимо произносить три-пять раз в день.

Каждую фразу необходимо дополнить значением своего выбора, тем, что вы выбираете. То есть, фразы должны выглядеть примерно так: «Я выбираю пойти в этот магазин», «Я выбираю для общения этого человека» (а не «меня выбирают», что важно), «Я выбираю посмотреть этот фильм», «Я выбираю провести вечер именно так», «Я выбираю этот путь» и так далее.

Если взять себе за правило делать упражнение «Я выбираю» каждый день, уже через пару недель можно почувствовать себя более значимым человеком, появится более ощутимая «земля под ногами», расправятся плечи, поднимется голова – самооценка начнет подниматься и становиться более и более адекватной.

Еще более лучших результатов можно достичь, если замечать, что выбор делается именно для себя, а не для других. Например, если выбрать в магазине не то печенье, которое любят родственники, а то, которое больше нравится Вам, даже если его терпеть не могут остальные. К тому же, вовсе не обязательно быть эгоистом по отношению к другим, ведь можно приобрести печенье и для себя, и для семьи, если вдруг они его ждут от вас и им действительно так не нравится ваше.

Видео (кликните для воспроизведения).

Хочу предостеречь: иногда бывает так, что хочется рвануть из крайности — в крайность, из заниженной самооценки – в завышенную. Но завышенная самооценка влечет за собой другие сложности. Таким людям не так просто живется, как это может показаться со стороны. Но это уже другая история.

Источники


  1. Малин, Сюзи Любовь с первого взгляда / Сюзи Малин. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 176 c.

  2. Нескуба, И. Б. Почему уходят мужья? Анатомия замужества и одиночества / И.Б. Нескуба. — М.: Феникс, 2005. — 256 c.

  3. Гретхен Рубин Проект Счастье. Мечты. План. Новая жизнь / Гретхен Рубин. — М.: Эксмо, 2013. — 512 c.
Где взять адекватную самооценку
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here