Гендер и эдипов комплекс

Сегодня обсуждаем тему: гендер и эдипов комплекс с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

:: Негативный Эдипов комплекс по Фрейду

Амбивалентность

В мифе о царе Эдипе, который Фрейд использует как символ феномена Эдипова комплекса, Эдип вступает в сексуальную связь с матерью, не зная, что она его мать, и убивает отца случайно, не зная о том, что это его отец. Это убийство происходит в соответствии с пророчеством, именно из-за которого Эдип и покидает свой дом, желая оградить от исполнения пророчества своего приемного отца, которого он считал родным. Мораль этой легенды в духе царящего в Древней Греции фатализма заключается в том, что невозможно изменить то, что предначертано богами, как ни старайся человек избегнуть своей судьбы. Фрейд видел в этом символический смысл: бессознательное не обмануть, Эдипов комплекс неотвратим. «Всем нам, быть может, суждено направить наше первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание на отца…» (“Толкование сновидений” Фрейд)

Анализу трагедии Софокла “Царь Эдип” я посвящу одну из следующих статей из цикла об Эдиповом комплексе, а пока я хочу только подчеркнуть, что в нормальной ситуации отец мальчика эдипова периода известен, и мальчик к нему испытывает противоречивые чувства. Иногда, когда отец препятствует безраздельному владению мальчика матерью ‒ он может его ненавидеть. Но мальчик одновременно любит своего отца и очень в нем нуждается. Также это верно и для девочек. Вот как сам Фрейд описывает такие противонаправленные чувства:

«Одна способная, очень живая девочка восьми лет, обнаружившая особенно ярко признаки этой черты детской психологии, говорит даже прямо: “Пусть мамочка умрет, папочка женится на мне, я буду его женой”. В детской жизни желание это отнюдь не исключает того, что ребенок нежно любит свою мать. Если маленький мальчик может спать с матерью, как только отец уезжает, а после его возвращения должен вернуться в детскую к няньке, которая нравится ему гораздо меньше, то у него очень легко может возникнуть желание, чтобы отец постоянно находился в отсутствии и чтобы он сам сохранил бы свое место у дорогой, милой мамы; одним из средств для достижения этого желания является, очевидно, то, чтобы отец умер, потому что ребенок знает: «мертвых», как например дедушки, никогда нет, они никогда не приходят
(“Толкование сновидений”)

Этим Фрейд подчеркивает специфику «желания смерти» ребенком: для ребенка это не имеет ничего общего с настоящей смертью, потому что в этом возрасте ребенок еще не может понять, что же такое смерть, это только желание совершенно и окончательно устранить соперника. При этом, ребенок одновременно может горячо любить родителя, которого хочет устранить, и очень нуждаться в нем.

Такое существование противоположно направленных чувств Фрейд назвал амбивалентностью. Это означает, что мальчик не убивает отца не потому, что не может его убить, потому что тот сильнее, а потому что любит его, хотя и ненавидит. Так Фрейд считал первоначально:

«Идентификация известна в психоанализе как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. Она играет определенную роль в развитии Эдипова комплекса. Маленький мальчик проявляет особый интерес к своему отцу. Он хотел бы стать и быть таким, как он, быть на его месте во всех случаях. Мы говорим с уверенностью: отец является для него идеалом. Это отношение не имеет ничего общего с пассивной или женственной установкой к отцу (и к мужчине вообще), оно является, наоборот, исключительно мужским. Оно отлично согласуется с Эдиповым комплексом, подготовке которого оно способствует.»
(“Массовая психология и анализ человеческого Я”)

То есть мальчик, подражая отцу, идентифицируется с его мужественностью, в конце концов, мужской агрессивностью, которая же потом и оборачивается против отца в расцвете Эдипова комплекса. Но отец, по-прежнему, остается идеалом для мальчика, попросту говоря, мальчик продолжает его любить.

«Ребенок замечает, что отец стоит на пути к матери; его идентификация с отцом принимает теперь враждебный оттенок и становится идентична желанию занять место отца также и у матери. Идентификация амбивалентна с самого начала, она может служить выражением нежности, равно как и желания устранить отца.»
(там же)

Бисексуальность

Фрейд следующим образом описывает формирование выбора сексуального объекта или, говоря иначе, полового предпочтения, в рамках позитивного Эдипова комплекса:

«Выбор сексуального объекта находит свое выражение обычно уже по отношению к родителям; естественное предрасположение устраивает так, что отец балует дочь, а мать ‒ сына, в то время как оба они там, где влияние их пола не омрачает чистоты их суждения, с одинаковой строгостью относятся к воспитанию детей. Ребенок замечает предпочтение и восстает против того из родителей, который противится такому баловству.»
(“Толкование сновидений ”)

Соответственно, если папа балует сына, а мать ‒ дочь, формируется противоположная ориентация, названная Фрейдом негативным Эдиповым комплексом.

Но Фрейд не удовлетворяется «просто» баловством родителей при формировании сексуальных предпочтений ребенка и идет дальше. Еще в Очерках по теории сексуальности Фрейд обосновывает возможность гомосексуального выбора или, как он выражается, инверсии, которая и создает возможность для формирования негативного Эдипова комплекса. Исходя из умозаключения, что «половое влечение, вероятно, сначала не зависит от объекта и не обязано своим возникновением его прелестям», Фрейд делает вывод «об общем бисексуальном врожденном предрасположении высших животных».

Исходя из своей «старой» идеи о бисексуальности Фрейд меняет свой взгляд на природу амбивалентности:

«Возможно, что и амбивалентность, констатированную в отношении к родителям, следовало бы безусловно отнести к бисексуальности, а не к развитию из идентификации вследствие установки соперничества, как я это изложил ранее.»
(“Я и Оно”)

Так Фрейд отходит от определения амбивалентности как «просто» ситуации любви и соперничества . Этим Фрейд последовательно продолжает свою линию примата сексуальности, которую он назвал либидо. Исходя из выше сказанного, следует сделать вывод, что если сказать: мальчик испытывает противоречивые, амбивалентные чувства к отцу, с одной стороны ненависть, а с другой любовь ‒ то под любовью теперь Фрейд понимает только сексуальную любовь, то есть либидо.

«Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный Эдипов комплекс, который является двояким ‒ позитивным и негативным, в соответствии с бисексуальностью ребенка. Например, у мальчика, не только амбивалентная установка к отцу и нежное отношение к матери, но одновременно он и ведет себя как девочка ‒ проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери.»
(Там же)

Так Фрейд, исходя из природы врожденной бисексуальности, выводит понятие полного Эдипова комплекса. При этом, уже получается, что мальчик испытывает к отцу пассивно-гомосексуальные стремления: «ведет себя как девочка ‒ проявляет нежную женственную установку», ‒ а не «просто» испытывает любовь и восхищение.

Читайте так же:  Впечатлительность - хорошо или плохо

Для девочек гомосексуальный выбор не оказывается конфликтным, о чем мы будем говорить в одной из следующих статей. Но для мальчика «любовь» к отцу вызывает новую волну кастрационного страха (описанного в предыдущей статье), по той причине, как считает Фрейд, что это мальчика наводит на мысль, что для того, чтобы его «любил» отец, он должен лишиться пениса.

На этом этапе развития истории мальчика и девочки радикальным образом расходятся.

Поставьте, пожалуйста, оценку статье:

Комплекс Электры и эдипов комплекс у детей

Мы часто слышим словосочетание эдипов комплекс или комплекс Эдипа, а иногда, правда, намного реже, комплекс Электры. Что такое эдипов комплекс и комплекс Электры, согласно теории Фрейда, и когда они возникают?

Как известно, Эдип – это персонаж древнегреческих мифов и трагедии Софокла «Царь Эдип». Основной нерв трагедии заключается в том, что главный герой случайно убивает своего отца и, не зная правды, вступает в кровосмесительную (или как говорят психоаналитики, инцестуозную) связь с матерью. Так вот, Фрейд полагает, что подобного рода действо разыгрывается внутри каждого мальчика, достигшего возраста трех лет. Не стоит волноваться, комплекс Эдипа, как правило, вымещается из сознания ребенка к шести годам.

Эдипов комплекс по Фрейду: его сущность и проявления

Эдипов комплекс – это в психологии бессознательное сексуальное влечение ребенка к матери.

На определенной стадии развития человека энергия (либидо) дает новый виток в своем развитии, согласно теории «австрийского шамана» (так называл З. Фрейда В.В. Набоков). Раньше, до 3 лет, малыш удовлетворял свои сексуальные потребности, поглощая пищу или избавляясь от отходов своей жизнедеятельности. Эдипов комплекс возникает на стадии, которая во фрейдовской периодизации психосексуального развития получила название фаллической. В возрасте же 3 лет мальчик впервые отделяет себя от матери, и она же становится его первым сексуальным объектом. Естественно, что при таком положении вещей отец становится первым соперником на любовном фронте.

Эротические стремления мальчика по отношению к матери могут проявляться по-разному: например, он может демонстрировать ей свой орган воспроизводства, как бы привлекая ее на свою сторону. Кстати, такое поведение характерно для некоторых приматов, которые соблазняют самку демонстрацией своего полового члена.

При этом мальчик инстинктивно понимает, что у его отца шансов больше на благосклонность матери, так как у отца член больше, а значит, он более предпочитаем матерью, чем сын.

Кроме того, ребенок полагает, что отец как полноценный соперник будет стараться вывести его из игры, т.е. обезвредить – кастрировать. Так у ребенка появляется страх кастрации, который в будущем в районе 6 или 7 лет послужит основой для разрешения комплекса Эдипа.

Несмотря на почти вагнеровскую мистерию, разыгрывающуюся внутри каждого представителя мужского пола в возрасте от 3 до 7 лет, такого явления, как эдипов комплекс бояться не стоит и думать о том, как преодолеть эдипов комплекс тоже. В норме комплекс Эдипа окончательно переходит в бессознательную сферу психики к 7 или 8 годам.

Отец как носитель социальных норм и установлений общества

Как уже сказано выше, комплекс Эдипа так устроен, что некоторое время он есть движущая сила психики человека, затем либидо сбрасывает с себя его грубые одежды и перевоплощается. Страх перед кастрацией и сексуальное влечение к матери вытесняются в бессознательное. От них остается только уважение к отцу и нежность к матери. Как кажется, мало кто будет спорить с тем, что мы любим наших родителей по-разному: маму всегда ласково и нежно, а отношения с отцом стоят, скорее, на взаимном уважении и отцовском авторитете, чем на непосредственно любви. Мальчик преодолевает свои детские комплексы, выбирая мужскую роль, соотнося себя с отцом не столько в сексуальном смысле, а сколько в смысле социальном. Отец теперь не соперник, а пример. У процесса идентификации с отцом есть три положительных момента:

  • Ребенок через отца усваивает основные ценности того общества, в котором живет семья. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?» Заметьте, что ребенок пришел именно к отцу, а не к матери.
  • Принятие отца как союзника помогает ребенку сохранить свою близость и любовь к матери, пусть и в несколько изменой форме.
  • С этого процесса начинается формирование такого очень важного внутриличностного института, как совесть. Разумеется, ее качество складывается не только из образа отца, но и из окружения ребенка и его характерологических особенностей.

Однако хватит о мальчиках, поговорим о девочках.

Комплекс Электры: его сущность и проявления

Названием своим это психическое явление обязано так же, как и Эдипов комплекс, греческой мифологии. Согласно ей, Электра убеждает своего брата отомстить за смерть отца и убить их мать и ее любовника.

Маленькие представительницы прекрасного пола также первоначально избирают объектом своей любви мать, но когда наступает время фаллической стадии, то девочка осознает, что у нее нет пениса. Поэтому у нее развивается зависть к пенису, а всю вину за его отсутствие она возлагает на мать, которая почему-то родила ее без члена. Может быть, даже мать была столь коварна, что отняла пенис за какие-то проступки дочки? В любом случае это неизвестно. Как компенсация чувства ненависти и соперничества по отношению к матери рождается стремление обладать отцом. Еще бы, ведь у него есть такая заветная для дочки штука, как пенис.

Комплекс Электры, как нетрудно догадаться, разрешается так же, как и комплекс Эдипа через идентификацию с одним из родителей, только, естественно, девочка соотносит себя с матерью и примеряет на себя женскую роль.

В дальнейшем комплекс Электры обнаруживает себя в форме чаяния девушки встретить юношу, похожего на своего отца. Также разрешение этого комплекса позволяет девочке, так или иначе, бесконфликтно находиться рядом с отцом и любить его в асексуальной форме.

Стоит ли говорить, что женщины, тяготеющие к феминизму, не принимают теорию Фрейда? Но сделаем старине Зигмунду скидку, во-первых, он ученый, стоящий прежде всего на естественно-научной основе, а во-вторых, сам он дитя ХIX века со всеми предрассудками последнего.

[3]

Надеемся, наша статья победила некоторые страхи и суеверия родителей о том, что эдипов комплекс у детей – это плохо.

Почему разница между детьми в одной семье должна быть от 5 до 7 лет минимум

Ссылаясь на психосексуальное развитие человека, Фрейд полагал, что оптимальная разница между детьми в одной семье – от 5 до 7 лет. Как нетрудно догадаться, при такой разнице старший ребенок уже взрослый, он прошел пик ревности в своем развитии и может быть «надежой и опорой» младшему ребенку. У старшего ребенка просыпаются даже родительские чувства по отношению к маленькой сестре или брату.

Когда разница между детьми небольшая (соответственно, 1-3 года), то в основу их отношений ложится принцип соперничества. Прежде всего, они соперничают за внимание родителей. И хорошо, если формы соперничества не носят насильственного характера. Потому что бывали случаи, когда старшие дети физически устраняли младших из-за ревности.

Читайте так же:  От печали до радости – реки и горы

Конечно, необязательно, что все так плачевно. Многое зависит от родителей, от того, насколько правильно они смогут распределить свое время между всеми имеющимися у них отпрысками. Правильное воспитание, разговоры со старшим ребенком, убеждение его в том, что он теперь «мамин / папин помощник» в нелегком деле воспитания младшенького брата или сестры – и любых эксцессов можно избежать. Только не надо забывать одного из детей, бросая все силы и внимание на занятия с другим. Дети это не жизненные задачи и не планы по бизнесу. Здесь приоритеты невозможны. Родительское внимание должно быть поделено поровну между детишками, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным.

Автор статьи: Мануковский Валентин Владимирович

[1]

Словарь гендерных терминов

посвящен основной терминологии в области гендера и феминизма

Эдипов комплекс — одно из основных понятий классического психоанализа, использованное Зигмундом Фрейдом для обозначения амбивалентного (двойственного) отношения ребенка к своим родителям. Под эдиповым комплексом понимается проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям.

Впервые представления об эдиповом комплексе были выражены З. Фрейдом в 1897 г. в одном из писем к берлинскому врачу В. Флиссу (1858–1928). На основе самоанализа, включающего детские воспоминания, он выявил в себе ранние смешанные чувства любви к матери и ревности к отцу. При этом основатель психоанализа соотнес свои личные переживания с древнегреческим мифом, содержание которого было отражено в древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип». В трагедии Софокла повествовалось о несчастной судьбе Эдипа, который, не ведая того, сперва убил своего отца Лая – царя Фив, потом женился на своей матери Иокасте, затем, узнав от оракула о совершенных им непреднамеренных деяниях, он ослепил себя.

Почерпнутая из древнегреческого мифа тема отцеубийства и запрета на инцестуозную связь переросла у З. Фрейда в идею эдипова комплекса, присущего каждому человеку. Согласно З. Фрейду, сновидения человека убеждают в том, что, вероятно, всем суждено направлять свое первое сексуальное чувство на мать и первое насильственное желание – на отца.

Наблюдения за детьми и изучение воспоминаний взрослых о своем детстве подвели З. Фрейда к выводу о всеобщем, универсальном проявлении эдипова комплекса. Мальчик эротически привязан к матери, хочет обладать ею и воспринимает отца как помеху ему в этом; девочка испытывает нежные чувства к отцу и потребность в устранении матери, чтобы занять ее место в отношениях с отцом.

В своем понимании эдипова комплекса З. Фрейд исходил из того, что бисексуальность (мужское и женское начало) человека приводит к такому положению, когда ребенок может занимать как активную, так и пассивную позицию. Сексуальное предпочтение родителя противоположного пола и ненависть к родителю того же пола составляют, с точки зрения З. Фрейда, позитивную форму эдипова комплекса. Любовь к родителю того же пола и стремление устранить из жизни родителя противоположного пола характерны для негативной формы этого комплекса. В процессе психосексуального развития ребенка проявляются обе формы, образуя так называемый полный эдипов комплекс.

Данный комплекс характеризуется двойственным отношением ребенка к своим родителям. Он одновременно любит и ненавидит каждого из них, боготворит их и желает им смерти; хочет быть похожим на них и боится быть наказанным за свои бессознательные желания. Мальчик не только проявляет эротические чувства к матери и стремится устранить отца, но и испытывает свойственные девочке нежность к отцу и враждебность к матери. Аналогичная картина наблюдается и у девочки: она не только имеет сексуальное влечение к отцу и ревностное чувство к матери, но и враждебно настроена к отцу и испытывает сильную эмоциональную привязанность к матери.

В представлении З. Фрейда эдипов комплекс проявляется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, и перед каждым ребенком встает жизненная задача, связанная с развитием и преодолением этого комплекса. Разрушение и гибель эдипова комплекса в процессе психосексуального развития ребенка, характеризующегося переходом от фаллической (символизирующей значение пениса) фазы детской сексуальности к ее латентному (скрытому) периоду – нормальный путь развития человека: «в норме в конце этого раннего сексуального периода эдипов комплекс должен быть преодолен, основательно смягчен и переформирован, а результатом такого превращения будет возможность хороших успехов в последующей душевной жизни». Вытеснение же эдипова комплекса и сохранение его в бессознательном чревато невротизацией ребенка, впоследствии сказывающейся на психических расстройствах взрослого: благополучное преодоление этого комплекса, как правило, не осуществляется основательно, и тогда «пубертатный период вызывает реанимацию комплекса, что может иметь плохие последствия».

[3]

З. Фрейд считал, что, несмотря на универсальность эдипова комплекса, развитие и изживание его у мальчика и девочки проходят по-разному. Угроза кастрации и страх мальчика перед возможностью наказания за инцестуозные влечения приводит к отвращению его от эдипова комплекса. Связанные с этим комплексом эротические влечения мальчика десексуализируются и сублимируются, то есть переключаются на социально приемлемые цели. В случае идеального осуществления этого процесса эдипов комплекс разрушается и упраздняется. Стало быть, эдипов комплекс у мальчика погибает вследствие угрозы кастрации.

Развитие и преодоление эдипова комплекса у девочки имеет иной характер. Обнаружив, что в отличие от мальчика она не имеет пениса, девочка воспринимает кастрацию как уже свершившийся факт. Это приводит к тому, что «в то время как эдипов комплекс мальчика погибает вследствие кастрационного комплекса, эдипов комплекс девочки становится возможным и возникает благодаря кастрационному комплексу».

[2]

По мнению З. Фрейда, девочка испытывает зависть к тому органу, который у нее отсутствует. Она переходит символическим путем от пениса к ребенку, желает получить его в подарок от отца. Это желание сохраняется на протяжении длительного времени, в результате чего девочка медленно расстается с эдиповым комплексом. В форме желания обладать пенисом и родить ребенка эдипов комплекс девочки долгое время сохраняет свою действенность и способствует подготовке женщины к ее половой роли. Преодоление этого комплекса у девочки связано с угрозой утраты родительской любви.

В процессе гибели эдипова комплекса внешний авторитет родителей как бы перемещается вовнутрь детской психики. Он становится внутренним достоянием ребенка, приводя к образованию такой психической инстанции, как Сверх-Я. Так, по мнению З. Фрейда, Сверх-Я становится наследником эдипова комплекса. Отныне Сверх-Я выступает в роли недремлющего ока или карающей совести, вызывая у человека чувство вины. По выражению основателя психоанализа, эдипов комплекс оказывается одним из самых важных источников сознания вины, доставляющей особое беспокойство невротикам.


Согласно З. Фрейду, в эдиповом комплексе завершается инфантильная сексуальность. Кто оказывается не в состоянии нормальным образом пройти эдипову фазу психосексуального развития, тот заболевает неврозом. Эдипов комплекс составляет ядро неврозов.

Видео удалено.
Читайте так же:  Как определить и усовершенствовать свой темперамент
Видео (кликните для воспроизведения).

З. Фрейд не утверждал, что эдипов комплекс исчерпывает отношение детей к родителям, которое может быть сложным и многообразным. Более того, он считал, что этот комплекс может претерпевать изменения. Вместе с тем он исходил из того, что эдипов комплекс является значительным фактором душевной жизни ребенка и существует опасность «скорее недооценить его влияние и обусловленное им развитие, чем переоценить его».

На основе этого комплекса возникает, как полагал З. Фрейд, человеческая культура, связанная с соответствующими нормами и запретами на инцест. В эдиповом комплексе совпадают начало религии, нравственности, морали, социальных институтов общества и искусства.

Что касается возможности реализации эротических и деструктивных влечений, связанных с эдиповым комплексом, то она может находить свое воплощение в сновидениях. Не случайно в сновидениях нередко содержатся разнообразные сцены, сюжеты и образы инцестуозного характера, сопряженные с убийством и смертью родителей, родственников, близких людей.

Признание или отрицание эдипова комплекса – своего рода лакмусовая бумажка, позволяющая проводить различие между сторонниками и противниками психоанализа. Как замечал З. Фрейд, ничто другое не навредило психоанализу столь сильно в отношении к нему современников, как «рассмотрение эдипова комплекса в качестве общечеловеческой судьбоносной структуры» (Лейбин, 2010).

Лейбин, В. М. (2010). Эдипов комплекс. Словарь-справочник по психоанализу (с. 660-664). Москва: АСТ.

Значение ЭДИПОВ КОМПЛЕКС в Словаре Терминов гендерных исследований.

— по З. Фрейду, фаза раннего психологического развития индивида, когда ребенок ощущает сильное чувство любви к своей матери и одновременно чувство ненависти к своему отцу, потому что отец обладает сексуальными правами на мать. Комплекс преодолевается, когда мальчик подавляет эротическое (не сексуальное) влечение к матери и антагонизм по отношению к отцу. По мнению Фрейда, преодоление Эдипова комплекса является рубежом в развитии ребенка и означает освобождение от ранней зависимости от родителей, его становление как автономного существа. Этот период наступает в возрасте 4-5 лет (Эдипова стадия), когда большинство детей учится обходиться без постоянного присутствия своих родителей.

Oedipus complex (англ.)

Гидденс Энтони. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.

Словарь гендерных терминов

посвящен основной терминологии в области гендера и феминизма

О составителе

Доброго времени суток!

Меня зовут Шевченко Зоя.

В данный момент я являюсь доцентом кафедры философии и религиоведения ЧНУ им. Богдана Хмельницкого и сотрудником Центра гендерных исследований и коммуникаций.

Среди прочих дисциплин читаю курc «Социально-философские проблемы гендера и феминизма», чем и была вызвана идея создания данного ресурса.

Алфавитный указатель

  • А (24)
  • Б (10)
  • В (6)
  • Г (83)
  • Д (14)
  • Ж (3)
  • И (11)
  • К (11)
  • Л (4)
  • М (22)
  • Н (5)
  • О (3)
  • П (28)
  • Р (3)
  • С (29)
  • Т (8)
  • У (2)
  • Ф (43)
  • Ц (2)
  • Ч (2)
  • Э (11)

Последние записи

2013-2019 © Все права защищены. При цитировании материалов сайта ссылка на источник обязательна!

Гендер и власть. Общество, личность и гендерная политика (61 стр.)

Однако Диннерстайн отходит от этой формулы в целом ряде блестящих очерков эмоционального взаимодействия между людьми. В этих очерках она схватывает, как ни один другой социальный аналитик и лишь очень немногие писатели (например, Надин Гордимер, Патрик Уайт), амбивалентные отношения между мужчинами и женщинами и то, как впечатления детства замыкают взаимодействующих людей в стандартных моделях, которые они никогда не выбрали бы, если бы действовали рационально и осознанно. Диннерстайн нащупывает следы до-эдипова эмоциального отношения к матери в своих объяснениях сексуальности взрослых женщин, ненависти мужчин к женщинам, примирения женщин с исключением из сферы принятия решений в публичной сфере и, наконец, экологического кризиса современной цивилизации. В отличие от структуралистских трактовок психоанализа, подход Диннерстайн приводит к концепции исторической динамики и исторической оценки настоящего момента. Интереснейший фрагмент книги – ее последняя часть, где автор предлагает психодинамическое объяснение возникновения новых левых и нового феминизма в Соединенных Штатах.

Принципиальное отличие концепции Диннерстайн от структурализма – в том, что она делает акцент на рутинной практике: практике воспитания детей, с одной стороны, и практиках взаимодействия взрослых людей, с другой. Это позволяет ей рассматривать модели эмоциональных отношений как структурно укорененные, а не как структурно фиксированные, и центральную роль приписать эмоциональному противоречию, которое во фрейдистской традиции называется амбивалентностью. Этот подход позволяет ей увидеть развитие практики и ее историческую кумулятивность. Хабермас в одном из своих оптимистических высказываний рассуждает о способности формировать новые структуры как об «эволюционном процессе обучения» обществ. У Диннерстайн кумулятивность связана скорее с проблемами, имеющими всеобщий характер:

…превалирующая тенденция симбиоза между женщинами и мужчинами несет в себе какую-то обреченность… Этот симбиоз поддерживает постоянно возрастающую напряженность в обществе; он замыкает нас как вид в самоубийственной клетке существующей позиции относительно реалий, от которых зависит наше коллективное выживание.

Теории встраивания показывают следствия формирования гендера; психоанализ показывает также карты путей, ведущих к этим следствиям. Их центром является эдипов комплекс, определяемый Фрейдом как «роковое сочетание любви к одному родителю и ненависти к другому родителю как к сопернику», которое возникает в процессе формирования эротической жизни ребенка – между четырьмя и шестью годами. В психиатрической работе Фрейда с конкретными случаями эдипов комплекс предстает как ядро невроза, и главным образом на основании этих данных он стал ключевым моментом в психоаналитических теориях развития человека. Фрейд считал, что он структурируется по-разному у мальчиков и у девочек. В качестве основания этой позиции он выдвигал различие ролей матери и отца в динамике семьи. В некоторых феминистских переоценках эдипова комплекса подчеркивалось властное измерение этого отношения (Файерстоун) или разделение труда (Чодороу, Диннерстайн), тогда как у самого Фрейда эти аспекты не различаются.

Различия в структурировании эдипального кризиса служат для Фрейда основанием для понимания фемининности и маскулинности. У девочек этот процесс сопровождается запутанным и неполным отказом от желания иметь пенис, которое в конце концов трансформируется в желание иметь ребенка и иметь отношения с мужчиной, способным этого ребенка дать. У мальчиков мать остается эротическим объектом, а катексис в конце концов переносится на других женщин; но желание подавляется страхом кастрации, которую может осуществить отец. Страх провоцирует идентификацию с отцом, интернализацию запретов и формирование сильного супер-Эго. Ни один из этих процессов не способствует формированию супер-Эго у женщин. Описанные сценарии – это, так сказать, стандартные варианты развития. Но эти сценарии не всегда имеют место и зачастую идут по «неправильному» пути. Далее, при более внимательном анализе оказывается, что эти модели несут в себе следы противоположных тенденций. Завершенный (complete) эдипов комплекс, утверждал Фрейд, включает амбивалентные чувства желания и ненависти по отношению к обоим родителям.

Важность доэдипальной стадии отмечают и Чодороу, и Диннерстайн. Чодороу в своей книге говорит об эдипально окрашенных реакциях матерей на вопросы маленьких сыновей, которые толкают последних по направлению к эдипову комплексу, тогда как более тесная идентификация матерей с их маленькими дочерями ведет к более проницаемым границам самости. И Чодороу, и Диннерстайн подчеркивают половое разделение труда как решающее условие подобных доэдипальных состояний. Это означает, что психоаналитические стадии [развития] могут быть интерпретированы в терминах структур, определенных в Главе 5. Эти структуры взаимодействуют друг с другом по-разному на разных этапах развития ребенка. По мере его развития изменяется также доминирующая форма взаимодействия, влияющая на эмоциональную жизнь ребенка.

Читайте так же:  Когда нужна помощь психотерапевта

Самое важное о комплексе Эдипа: интервью с психологом

Описание Фрейдом эдипова комплекса (или комплекса Эдипа) принесло отцу психоанализа скандальную славу и прокормило не одно поколение его критиков. «Эдипов комплекс, — заявил один из приверженцев психоанализа, – это тот локомотив, который промчал триумфальный поезд Фрейда вокруг Земного шара». Этот термин с любовью популяризировали многие писатели, кино- и театральные деятели 20 века, но по факту большая часть того, что мы знаем о самом явлении — это мифы и смутные культурные аллюзии.

О том, как современные психотерапевты относятся к понятию эдипова комплекса, чего стоит ждать родителям от детей, переживающих так называемую эдипову фазу, и чем чревато невнимание к этому этапу в жизни ребенка, рассказывает психолог Александра Шарапова .

А есть ли комплекс?

— Насколько мне известно, впервые термин «эдипов комплекс» был введен З. Фрейдом (и им же описано соответствующее явление). Сейчас многие аспекты теории Фрейда критикуются за умозрительность и недоказуемость, касается ли это комплекса Эдипа?

— Конечно, теория Фрейда как таковая во многом устарела и перешла в учебники, над самим Фрейдом шутят, выставляя его харизматичным чудаком. Однако, отдав дань истории и истеричным клиенткам доктора Фрейда, надо признать, основные его теоретические положения, несмотря на огромное количество критики и, действительно, недоказуемость, до сих пор активно используются современным психоанализом как успешно работающие. В целом сейчас концепция эдипова комплекса понимается более свободно, чем она понималась Фрейдом: часто это понятие используется в самом широком смысле, например, в контексте обозначения и характеристики всей гаммы отношений ребенка с родителями.

— Подтверждена ли реальность существования комплекса какими-либо серьезными исследованиями?

— Как и большинство психологических феноменов, эдипов комплекс практически невозможно научно исследовать, поскольку все постулаты теории Фрейда, от которых он отталкивался при описании этого комплекса, не обладают параметрами научных гипотез и скорее являются умозрительными. Тем не менее определенное отношение ребенка к родителю противоположного пола, сочетающееся с напряженностью и ревностью к родителю своего пола, отмечено во многих культурах на протяжении всего существования человечества, оно описано в книгах и встречается даже в современных сводках новостей. И, конечно, в практике психолога проявления и наследие эдипова комплекса в виде особого типа личности встречается очень часто.

— Получается, что «фаза Эдипа» — это некий универсальный этап развития личности? Или все же его возникновение обусловлено социокультурными особенностями западной цивилизации? И возможно ли нормальное развитие ребенка без возникновения этого комплекса?

— Исследования этого феномена в культурах, отличных от западной, проводились, но и они, к сожалению, противоречивы. Они то подтверждают эдиповы переживания ребенка (чаще), то отрицают их. Сам Фрейд видел в истоках эдипова комплекса зависть вырастающих мужчин древних племен к своему отцу, желание его убить и страх наказания за убийство, возникающий как один из первых моральных человеческих законов.

Полагается, что эдиповы чувства (страх, зависть, влечение, вина) достаточно универсальны и сигнализируют об определенном этапе развития личности вне зависимости от культурной дифференциации.

Отделить, но не оттолкнуть

— Хорошо, раз этот комплекс заметно проявляется в поведении ребенка, расскажите немного о том, как именно.

— В период с 2 до 6 лет каждый ребенок сталкивается с более или менее выраженными чувствами (они могут быть не осознаны или осознаны частично, но могут и проговариваться в словах) к родителю противоположного пола. Мальчик будет проявлять большой интерес к матери, а девочка — к отцу (в противоположность эдипову комплексу это явление называется комплексом Электры), стараться завоевать их внимание, помогать им, делать комплименты, требовать особых выражений любви и ласки и даже высказывать желание «жениться на маме» или «выйти замуж за папу». Может иметь место ревность и желание занять место матери или отца в отношениях родителей и страх наказания за свои желания. Чаще всего родители принимают это за милые детские игры, однако именно так протекает важнейший кризис в формировании личности .

После 6 лет при благоприятном исходе эти конфликтные чувства и фантазии уходят, они могут появиться вновь в подростковом возрасте, в несколько измененном виде, а могут прорабатываться и в дальнейшем.

— Как вы посоветуете вести родителям себя с ребенком, находящимся в этой фазе?

— То есть родителям, желающим воспитывать ребенка правильно , нужно, возможно, первый раз в жизни установить дистанцию между собой и малышом? А не будет ли это травматично для его психики? Тем более что сейчас очень популярен так называемый стиль сближения в воспитании детей, который предполагает минимум психологического давления, максимальную близость (в том числе и в плане физического общения с ребенком), получается, что к 2-3 годам необходимо от него отказываться?

— То есть если родители практиковали совместный сон с ребенком, в эдиповой фазе от него лучше отказаться?

— Да, на мой взгляд, совместный сон с ребенком в это время, к сожалению, неуместен, поскольку даже при символических ритуалах (отделения лежащего ребенка от родителей игрушкой) у него появляется богатая почва для фантазий. К тому же при совместном сне для ребенка не существует «скрытой любви» в жизни родителей, которая могла бы его в дальнейшем мотивировать на взросление и серьезные отношения. Понимание того, что папа и мама могут оставаться наедине и в это время как-то по-особенному любить друг друга, и это приятно обоим, создает здоровую основу будущей сексуальности. А уж после «эдиповых» высказываний ребенка нужно среагировать сразу, четко и серьезно: мы тебя очень любим, ты наш ребенок, но мама моя жена, мы с ней спим в одной комнате, а ты — в другой. Когда ты вырастешь, ты тоже будешь спать со своей женой. Необязательно, чтобы у ребенка была отдельная комната, но кровать у него должна быть своя.

— А если у ребенка на тот момент какие-то выраженные страхи, расстройства? И как все-таки быть с современной теорией о значимости тактильного контакта мамы и малыша?

— Тут, конечно, нужно смотреть на индивидуальные потребности ребенка и на его возраст. По современным представлениям, тесный физический контакт между младенцем и мамой очень важен для того, чтобы ребенок чувствовал доверие и любовь мамы. Но этот опыт оптимально получить ребенку до начала эдиповой фазы. Опираясь на него, ребенок сам начинает постепенно отделяться, как бы насытившись, сохраняя этот позитивный опыт и возвращаясь к маме в случае какого-то неблагополучия за поддержкой — таково естественное развитие ребенка в этот период. Думаю, необходимо просто поддержать стремление ребенка к самостоятельности , стараться давать ему свободу действий и поощрять все варианты ролевого поведения соответственно полу. И, конечно, если ребенок чувствует «тыл», уверен в любви родителей к нему, никакие переживания отвергнутости, даже в эдиповой фазе, не причинят вреда его психике.

Читайте так же:  Проживая психологический кризис

— Насколько я понимаю, роли родителей и их поведение в эдиповой фазе должны отличаться? Расскажите об этом поподробнее.

О фанатах и любительницах «папочек»

— Теперь давайте поговорим о том, во что может трансформироваться комплекс Эдипа/Электры. Как я понимаю, фаза может пройти благополучно, в этом случае какие мы получаем результаты?

— Если мы говорим о психологическом аспекте, задача маленького ребенка состоит в преодолении влечения к родителю противоположного пола и в дальнейшем идентификации с родителем своего пола, то есть мальчик должен отступиться от посягательства на мать, пережить страх наказания отцом за свои влечения и в то же время перенять у него его мужские качества, взять его за образец, чтобы стать настоящим мужчиной. Девочка, наоборот, должна от чувств восхищения отцом и зависти к его пенису переориентироваться на мать, чтобы стать полноценной женщиной и принять возможность в будущем найти себе возлюбленного и родить от него ребенка. Но и мужское в девочке, и женское в мальчике никуда не исчезает, а становится интроектом, то есть внутренним присвоенным себе образом, моделью, на которую потом человек будет ориентироваться, например, при выборе супруга. Так что в каком-то роде эдипов комплекс — это первая осознанная попытка утверждения ребенком своего Я как мужчины или как женщины. В случае если этот комплекс не разрешается, верная идентификация не происходит, в дальнейшем личность формируется с различной степенью нарушений (в нашем обществе встречается довольно часто).

Комплексы Эдипа и Электры несут в себе еще одно важное открытие для ребенка в плане семейных отношений. Почувствовав влечение к родителю, ребенок пытается встать между своими родителями, занять место родителя своего пола, и успешное разрешение этих чувств состоит в том, чтобы ребенок понял: у родителей особые, взрослые отношения и своя, взрослая любовь. Их отношения устойчивы, и он со своими чувствами не только не может их разрушить (как ему поначалу кажется), но и может быть принят и любим на своем, детском месте. С другой стороны, он получает мощный импульс — чтобы приблизиться к отношениям взрослых, ему приходится учиться взрослеть самому.

Кроме того, комплексы Эдипа-Электры несут в себе огромное значение с точки зрения формирования у человека системы ценностей и морали (супер-эго), что необходимо для успешного развития личности. Ребенок осознает, что родители не только провозглашают определенные поведенческие стандарты, но и сами живут по некоему моральному и нравственному кодексу. Поэтому он, пройдя через эдипов конфликт и внутренне принимая родителей, приходит к необходимости идеализировать и этот кодекс и выстраивает собственную мораль, идентифицируясь с моральными стандартами родителей.

— На уровне поведения ребенка как можно понять, что фаза пройдена для него благополучно?

— Ну, если ребенок проигрывает ситуации женитьбы в садике или во дворе, значит, он уже допускает мысль о том, что его партнером в любви будет сверстник. Если ребенок прямо заявляет «я буду большим и у меня будет жена, которая будет готовить сосиску на завтрак», значит, так или иначе он справился с эдиповым комплексом, даже если он добавит «и у нее будет юбка, как у тебя, мама». Если все поле внимания ребенка продолжает занимать родитель противоположного пола, это будет проявляться в его играх, рассказах, навязчивом поведении, аффектах и никак не может пройти незамеченным для здоровой семьи.

— А теперь о возможных отклонениях. К чему может привести неправильное протекание эдиповой фазы?

— Отголоски непройденного эдипового комплекса мы можем видеть в гомосексуальности, проблемах в выборе партнера, непринятии своего пола в отдельных проявлениях или в целом, трудностях взаимодействия с другими людьми, в неврозах и более глубоких нарушениях, мешающих человеку взаимодействовать с окружающими. Склонность к гомосексуализму может возникнуть, к примеру, в случае идентификации мальчика с матерью — вследствие слишком сильной любви к ней (и боязни предать ее любовью к другой женщине) или из-за неправильного поведения родителей, плохих отношений с отцом, мешающих принять его за образец.
Мазохистские тенденции в связи с эдиповым комплексом часто идут от непереносимого чувства вины за инцест, а чаще фантазийное его воплощение. Вина возникает как раз тогда, когда ребенка допустили слишком близко в отношения. Ребенок подсознательно чувствует, что не должен любить свою мать, и считает себя виноватым перед отцом; неразрешение этой ситуации ведет в дальнейшем к ощущению своей никчемности и мазохизму как попыткам самонаказания за эту вину.

Всевозможное поклонение кумирам, фанатство также связано с проекциями фантазий об идеальных образах, идущих от эдиповой ситуации.

— То есть постоянная погоня за идеальным мужчиной или совершенной женщиной — тоже из этой серии?

— Да, это тоже очень распространенная ситуация. Неразрешенный эдипов конфликт, как и все конфликты личности, ждет своего завершения, и при попытке выстраивания отношений двух, казалось бы, взрослых людей на поле битвы выходят два мира детских фантазий, воспоминаний, а самое главное — детских чувств, которые когда-то не были прожиты и отпущены. Именно поэтому многие женщины ищут себе супруга-«папочку», а мужчины «мамочку», иногда дело доходит даже до внешнего сходства с запечатленным в памяти обликом родителя. К сожалению, любовь таких удачно, казалось бы, подходящих друг другу людей, воплотившую детскую фантазию в реальность, нельзя назвать зрелой. Построить более счастливые, партнерские отношения можно, только перешагнув в своем развитии такой этап, как эдипов комплекс.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В заключение хочется сказать, что кабинет психолога — самое подходящее место разобраться в своих детских чувствах и проработать эдипов конфликт, пусть символически и с помощью психолога. Для психики не так важна конкретизация фигур, как общий баланс внутренних процессов.

Источники


  1. Пиз, А. Язык жестов в любви / А. Пиз, Б. Пиз. — М.: Эксмо, 2012. — 208 c.

  2. Организация и методика налогового консультирования: Учебно-методическое пособие / ред. Т.А. Демишева. — М.: Учебный центр МФЦ, 2011. — 160 c.

  3. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Детская литература. Москва, 2008. — 981 c.
Гендер и эдипов комплекс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here