Гендерные стереотипы в семье

Сегодня обсуждаем тему: гендерные стереотипы в семье с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

1.1 Представления о гендерных стереотипах

Наша галактика необъятна. С каждым годом ученные все дальше продвигаются в ее изучении. Но мало кто знает, что в ней есть такая замечательная планета, которая называется Гендер. На этой планете очень много стран, например Идентичностия, Ролия, Неравенствия, Асимметрия. Но мне хочется вам рассказать о другой стране. Называется она Стереотипия. Все улицы этой страны делятся на женские, которые окрашены в розовый цвет, и мужские, которые окрашены в голубой. И в определенном месте эти улицы пересекаются.

Существа, живущие на этой планете, называются стереотипы. Все стереотипы женского пола живут на женских улицах, а все мужского — на мужских. У каждого из этих существ свое уникальное и неповторимое имя. Имена их очень отличаются от тех, которые мы с вами привыкли слышать. Согласитесь, вы бы никогда не назвали ребенка Женская Логика. А тут такой житель есть, правда говорят, что она очень сильно скрывается от мужских глаз.

А теперь давайте пройдемся по мужской улице и заглянем в первый дом. Там мы увидим маленького жителя Мужские Слезы. Его очень редко кто видит, но он есть, и ему порой очень обидно, что люди нашей планеты говорят, что его быть не должно.

На пересечении мужской и женской улицы живет молодая пара. Мужчину зовут Ты же Мальчик, а женщину — Ты же Девочка. Как и в любой семье у них есть свои обязанности и запреты. Ты же Мальчик должен работать, обеспечивать семью. Он не должен возить колясочку, играть в девичьи игрушки. Ты же Девочка должна быть замечательной домохозяйкой, отличной матерью. Она не должна бегать с мальчиками по улицам и водить машину. Когда на нашей планете кто-то из мальчиков или девочек ведет себя не так, как хотелось бы их родителям, то взрослые зовут этих двоих.

Все эти жители очень маленькие, они имеют свойство вырастать до неимоверных размеров. Как говорят самые старшие жители, раньше на этой планете жил стереотип, которого звали Женщины Слабый Пол. Однако он рос и в один день ему стало слишком тесно на своей планете, и он переехал жить на нашу, на которой ему свободнее и просторнее, на которой его принимают, как своего родного.

Многие стереотипы перекочевали к нам со своей планеты и прочно засели в наших умах. Но не пора ли с ними бороться? Не пора ли ломать стереотипы? …

Трансляция гендерных стереотипов в семье

Для современных исследователей является очевидным, что функционирование семьи, отношения и качество жизни в ней в значительной мере зависят от общей системы взаимоотношений в семье, ее структуры и состава, ее внешних и внутренних границ, сплоченности, стадии жизненного цикла, видов коммуникаций в семье и многого другого.

Среди факторов, влияющих на семейную систему, большую роль играют те, которые определяются полом. Трудно переоценить значение пола для понимания психологических особенностей и характеристик жизненного пути человека как части семейной системы. При этом в данном качестве для людей характерны полоролевые стереотипы семейного функционирования. Речь идет об устойчивых особенностях сознания и поведения, вытекающих из половой принадлежности.

Гендерные стереотипы охватывают практически все стороны взаимоотношений в семье. Становление психологического пола, то есть принятие мальчиками и девочками мужской и женской роли, осуществляется в процессе половой идентификации. Пол новорожденного задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества. Сюда входит система стереотипов маскулинности и фемининности, то есть представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины. В течение жизни человека биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Вырастая, человек ведет себя в соответствии с заложенными в него моделями и стереотипами, а, став родителем, передает имеющуюся у него полоролевую систему следующим поколениям.

В отечественной науке достаточно много глубоких исследований

как по гендерной социализации, так и по психологии семьи, но очень мало исследований по передаче гендерных стереотипов из поколения в поколение.

Анализируя имеющиеся на эту тему работы, можно проследить и обозначить различные обстоятельства, под влиянием которых складываются гендерные стереотипы: кросс-культурный механизм (передача полоролевых моделей поведения в соответствии с культурными и национальными традициями) — в работах Шуховой Н.А., Давлетовой А.Д., Репиной Т.А.; механизмы детско-родительского и партнерского взаимодействия в семье (полоролевая идентификация детей с родителями, приводящая к формированию у детей половой идентичности) — в трудах Берн Ш.; механизм влияния семейных мифов (динамика формирования гендерных стереотипов детей во взаимодействии с их семейной историей, генеалогией и межгенерационной передачей) — Шадура А., Михайлова Е., Бережная М.С.; дидактический механизм (прямое педагогическое воздействие, осуществляемое в рамках обучения, воспитания и образования ребенка его родителями и воспитателями).

Предметом данного исследования является изучение процессов трансляции гендерных стереотипов из поколения в поколение. Автору представляется, что наибольшую роль в процессе передачи полоролевых стереотипов от родителей детям играет детско-родительское и партнерское взаимодействие в семье. Нами выдвигается гипотеза, что в качестве механизмов передачи гендерных стереотипов выступают: вербальные способы передачи, поведенческие способы (общение с ребенком в зависимости от пола ребенка и от пола воспитывающего его взрослого), игра как передача стереотипов («маскулинные» игры с мальчиками и «феминные» игры с девочками), моделирование ситуаций в процессе воспитания (просьба к девочке о помощи в «женских» делах, например, в приготовлении пищи, а к мальчику — в «мужских», например, предложение понести сумку) и личный пример старшего поколения (то, что ребенок видит в своей повседневной жизни).

Предлагаемое исследование призвано установить и всесторонне изучить иерархию гендерных стереотипов, а также механизмы их воздействия и передачи в семье из поколения в поколение.

1. Роль гендерных стереотипов в семейных отношениях

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

Глава І Роль психотерапевта, как объективного обозревателя семейных ситуаций. Причины, которые вызывают необходимость в семейной психотерапии

«Развитие семейной психотерапии происходит в тесном взаимодействии с другими отраслями психотерапии, прежде всего индивидуальной и групповой, что вполне закономерно. Сходны цели указанных отраслей психотерапии — лечение профилактика.

1.1 Формирование гендерных стереотипов

Дж. Уильямс и Д. Бест (J. Williams, D. Best, 1990) предложили испытуемым из 25 стран использовать 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающих личностные черты, для характеристики мужчин и женщин. Они выявили, что мужчинам приписывались 48 слов.

1.2 Негативная роль гендерных стереотипов в обществе

В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин.

1.3 Определение понятия гендерный стереотип. Основные виды гендерных стереотипов.

Гендерные стереотипы — это социальные представления о личных качествах и о поведении мужчин и женщин, а также о гендерной неповторимости социальных ролей. [11, c.61] Свойства гендерных стереотипов [9, c.6]: 1.

Читайте так же:  Дело не в силе воли

1.4 Происхождение гендерных стереотипов

На протяжении многих веков общество отбирало свои образы мужественности и женственности. Оно выделяло такие феминные качества, как мягкость, уступчивость, гибкость, вариативность в поведении, эмпатия, нравственность, стремление к миру.

Глава II. Исследование гендерных стереотипов в руководстве организации.

3. Исследование гендерных стереотипов поведенческих норм в семье

А теперь я предлагаю вам увлекательное путешествие. Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, как мы переносимся к нашим предкам, чтобы посмотреть какие же семьи были у наших прародителей.

2. Маскулинность как проявление гендерных стереотипов в профессиональном спорте

Как уже отмечалось выше, гендерные стереотипы в спорте практически не рассматривались в трудах отечественных социологов и психологов. Поэтому рассмотрим, как тема маскулинности в профессиональном спорте исследовалась в трудах зарубежных.

§3. Социально-психологические характеристики и функции эмпатии. Роль эмпатии в межличностных отношениях

Существуют различные подходы к рассмотрению функций эмпатии. Как сложное социально-психологическое явление, эмпатия выполняет множество функций: эмоциональную, когнитивную, поведенческую, сигнальную, регуляторную, отражательную.

3.2 Исследование гендерных стереотипов

В. Е. Каган (1989) опрашивал школьников VII-X классов трех регионов страны, какими они представляют себе большинство мужчин и женщин. Стереотипы мужественности, описываемые девочками, и женственности, описываемые мальчиками.

2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей

воспитание дети семейный.

2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей

1. ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Исследование гендерных стереотипов с использованием фразеологического материала русского языка

Термин «стереотип» был введен американским публицистом Вальтером Липпманом в 1922 г. в значении «картина, образ в голове человека» и впоследствии проник в различные области знания.

2. Совместимость и конфликтность в семейных отношениях

Психологический уровень супружеских отношений имеет много общего с интимно-исповедной формой дружбы и любовными отношениями (например, добрачными отношениями молодоженов). Известно.

Исследование гендерных стереотипов поведенческих норм в семье

А теперь я предлагаю вам увлекательное путешествие. Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, как мы переносимся к нашим предкам, чтобы посмотреть какие же семьи были у наших прародителей.

Центральной осью жизни наших далёких предков был род — огромная семья во главе со старейшиной, свято чтящая своих прародителей и ставящая интересы своей общины на первое место. Человек без семьи в те времена был сродни мертвецу, ибо без поддержки рода выжить было более чем трудно.

В Древнерусской традиции семейные пары подбирались Кудесниками по совместимости чувств и характеров. Брак был сакрален и удивителен, потому что в нем два человека становились одним целым.

[3]

К отцу в древнеславянской семье относились очень уважительно, он был глава, добытчик. Он был суров и строг, занимался тяжелым трудом, которым потом будет заниматься его сын. Жена берегла домашний очаг, заботилась о семье, была нежной и ласковой. Заботилась о быте, о детях. Передавала свои знания дочери. Дочь с детства учили готовить, вести хозяйство, шить, ткать, вышивать, печь и другим женским премудростям. Сына учили труду: пахать, колоть дрова, строить, пасти скот.

В некоторых современных семьях все еще сохранились традиции стародавних времен, но все-таки в большей степени работают оба родителя, а говорить о каком-либо домашнем очаге и вовсе не приходится.

Представьте, ваш отец — директор большой строительной фирмы, а ваша мать — педиатр. В шесть утра ваши родители закрывают за собой двери квартиры и удаляются на работу, вы встаете в семь, сами себе готовите завтрак, сами гладите свои вещи, сами заплетаетесь, сами идете в школу. Потом приходите, разогреваете обед, самостоятельно выполняете домашнее задание, после делаете работу по дому, например, моете посуду и пылесосите, занимаетесь своими делами и после чего ложитесь спать. И вот, когда вы уже в постели и крепко спите, домой возвращаются с работы ваши родители. Не очень радостная картина, но, к сожалению, именно так происходит в большинстве случаев. Вы спите и вам сниться сон.… Рано утром вас по голове гладит нежная мамина рука, вы слышите ее ласковый голос, который говорит вам, что уже пора вставать. Вы просыпаетесь и идете на кухню, где вас ждет вкуснейший завтрак, приготовленный матерью. Отец одобрительно похлопывает вас по плечу, и за завтраком вы с ним обговариваете семейные планы на эти выходные.

Проснувшись, вы понимаете, что вся ваша идеальная семья была всего лишь сном, что нет у вас отца, который бы был строгим и ласковым одновременно, что ваша мать слишком устала, чтобы готовить в выходной день с утра. Вы понимаете, что ваши родители настолько погружены в работу, что у них абсолютно не хватает времени ни на вас, ни на семью.

Современная семья утратила свое сакральное значение. Утратила те ценности, которые веками берегли наши предки. Мама — уже не самое главное слово на земле, уже не самое родное и не самое любимое. Большинство матерей сейчас слишком озабочены своей карьерой, а на своих родных детей, на поддержание домашнего очага времени не хватает. Отцы — уже не защитники, уже не главы семейства, да что там говорить, в большинстве семей они попросту отсутствуют, а если все-таки «семья» полная, то отец большую часть времени посвящает своей работе, а не семье. Гендерные стереотипы, безусловно, загоняют нас в рамки, но возможно, если бы мы больше прислушивались к ним, то наши семьи бы были такими, какими мы видим их в своих мечтах…

Маленький Петя из детского дома №3 рассказывал своим друзьям по несчастью, что его отец был космонавтом, а мама учителем в школе. Он рассказывал, что у мамы были нежные руки и ласковый голос, что мама заботилась о нем и кормила его с ложечки. Он рассказывал, что его отец был сильным и смелым, что он катал его на плечах и водил на выходных в парк, запускать бумажные кораблики. А еще Петя верил, что однажды его родители вернутся за ним и заберут его в семью.

У каждого из нас есть семья. У меня, у вас. И даже у мальчика Пети. В этом и заключается актуальность этой темы. Предметом исследования будет то, что сопутствует нам от рождения и до самой старости — это семья. Работа написана для того, чтобы показать насколько важно, иметь семью, насколько необходимо иметь опору и поддержку. И своей главной целью, я считаю — показать какова идеальная семья, и выяснить применимо ли это на практике. Но, чтобы прийти к цели, нужно решить несколько задач:

1. Изучить особенности гендерных стереотипов

2. Показать значимость гендерных стереотипов при формировании семейных отношений

3. Проанализировать предмет работы на примере исследования гендерных стереотипов поведенческих норм в семье.

Объектом моего исследования являются гендерные стереотипы и их влияние на взаимоотношения в семье.

Роль гендерных стереотипов в семейных отношениях

Представления о гендерных стереотипах

Наша галактика необъятна. С каждым годом ученные все дальше продвигаются в ее изучении. Но мало кто знает, что в ней есть такая замечательная планета, которая называется Гендер. На этой планете очень много стран, например Идентичностия, Ролия, Неравенствия, Асимметрия. Но мне хочется вам рассказать о другой стране. Называется она Стереотипия. Все улицы этой страны делятся на женские, которые окрашены в розовый цвет, и мужские, которые окрашены в голубой. И в определенном месте эти улицы пересекаются.

Читайте так же:  Общая цель как способ разрешения конфликта

Существа, живущие на этой планете, называются стереотипы. Все стереотипы женского пола живут на женских улицах, а все мужского — на мужских. У каждого из этих существ свое уникальное и неповторимое имя. Имена их очень отличаются от тех, которые мы с вами привыкли слышать. Согласитесь, вы бы никогда не назвали ребенка Женская Логика. А тут такой житель есть, правда говорят, что она очень сильно скрывается от мужских глаз.

А теперь давайте пройдемся по мужской улице и заглянем в первый дом. Там мы увидим маленького жителя Мужские Слезы. Его очень редко кто видит, но он есть, и ему порой очень обидно, что люди нашей планеты говорят, что его быть не должно.

На пересечении мужской и женской улицы живет молодая пара. Мужчину зовут Ты же Мальчик, а женщину — Ты же Девочка. Как и в любой семье у них есть свои обязанности и запреты. Ты же Мальчик должен работать, обеспечивать семью. Он не должен возить колясочку, играть в девичьи игрушки. Ты же Девочка должна быть замечательной домохозяйкой, отличной матерью. Она не должна бегать с мальчиками по улицам и водить машину. Когда на нашей планете кто-то из мальчиков или девочек ведет себя не так, как хотелось бы их родителям, то взрослые зовут этих двоих.

Все эти жители очень маленькие, они имеют свойство вырастать до неимоверных размеров. Как говорят самые старшие жители, раньше на этой планете жил стереотип, которого звали Женщины Слабый Пол. Однако он рос и в один день ему стало слишком тесно на своей планете, и он переехал жить на нашу, на которой ему свободнее и просторнее, на которой его принимают, как своего родного.

Многие стереотипы перекочевали к нам со своей планеты и прочно засели в наших умах. Но не пора ли с ними бороться? Не пора ли ломать стереотипы? …

Гендерные стереотипы в семье

Полоролевые установки или гендерные стереотипы поведения (от англ. gender «род» — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается) в значительной степени определились уже в далеком прошлом. В примитивном обществе в доисторическое время в обязанности мужчины входило выполнение работы, требующей большой физической силы: земледелие, охота, война. Женские обязанности были сосредоточены вокруг домашнего очага (рукоделие, приготовление пищи, уход за детьми). Деятельность мужчины, соответственно, на протяжении долгих веков была построена на сильных размашистых движениях, обеспечивающей им превосходство в крупной моторике, в то время как женская сфера деятельности влияла в большей степени на развитие мелкой моторики, т.е. мелких движений рук и пальцев. История уходит в прошлое, но гендерные стереотипы поведения остаются. Мальчики среди наиболее интересных и уважаемых школьных предметов до сих пор считают физкультуру и труд.

Полоролевые установки передаются из поколения в поколение, устойчивы во времени и не имеют исторических ограничений. Принятые в обществе гендерные стереотипы поведения транслируются преимущественно семьей и ближайшим окружением ребенка. В процессе воспитания мальчиков, как правило, призывают быть самостоятельными и активными, а девочек ориентируют на честность, ответственность и послушание. Интересное наблюдение было сделано американскими психологами, которые провели следующий эксперимент. Женщин просили посидеть с незнакомыми детьми. Если ребенок выглядел как девочка, т.е. был одет в платье или в одежду розового цвета, то его больше ласкали, держали на руках, успокаивали, если же ребенок выглядел как мальчик, то с ним более активно играли и заставляли проявлять инициативу. Таким образом, женщины, определив для себя анатомический пол младенца, тут же начинали внушать ему соответствующие его полу нормы поведения.

Родители каждый день ориентируют своего ребенка на действия и ценности, присущие его полу. Даже очень маленькому мальчику обычно говорят: «Не смей плакать! Ты, что, девчонка?», тем самым приучая его сдерживать слезы, потому что это по-мужски. Девочке объясняют: «Не лазай на деревья, не дерись, покорми куклу, положи Мишку спать» и т.д. Игрушки и игры для девочек способствуют в большей степени развитию чуткости, а игрушки и игры для мальчиков способствуют формированию исследовательского подхода как способа решения задач, развивают понимание пространственных отношений.

Не только семья, но и школа способствуют сохранению и укреплению половых различий, а соотвественно, устоявшихся гендерных стереотипов поведения. Девочек в школе, как правило, не стимулируют на интеллектуальный поиск. Если нужно продемонстрировать какие-либо опыты в классе, к этому обычно привлекают мальчиков, а девочек сажают делать записи. В ходе учебного процесса мальчикам уделяется на 20 % больше внимания и времени, чем девочкам. Если вдруг не хватает приборов и пособий, вероятность того, что их получат мальчики, а не девочки, более высока. Установлено, что педагоги более высоких результатов ожидают именно от мальчиков, в особенности там, где необходимо абстрактное мышление. Девочек обычно хвалят за точность выполнения заданий, аккуратность и соблюдение правил. Вследствие такой ситуации, девочки лучше справляются с решением стандартизированных задач и примеров, а мальчики превосходят в творчестве и в теоретическом мышлении.

Мальчики и девочки склонны по-разному оценивать свои успехи в области точных и естественных наук. Девочки уже в средних классах приходят к выводу, что физика и математика вряд ли будет являться сферой их деятельности, так как считают, что на этом поприще им не удастся добиться успеха. В ходе социологических опросов установлено, что имея высокие показатели в математических тестах, мальчики говорят, что так должно и быть, а девочки склонны объяснять свои успехи везением или другими случайными факторами. Напротив, в случае неудачи, девочки объясняют свой неуспех низкими способностями, а мальчикам свойственно ссылаться на внешние обстоятельства.

Выбор профессии также определяется гендерными стереотипами поведения. Девочки довольно редко выбирают карьеру ученого-исследователя. По данным, которые приводят европейские психологи в своих работах, большинство опрошенных мальчиков (в возрасте от 9 до 12 лет) считают, что девочки, мечтающие стать учеными, не такие, как все. Большинство опрошенных английских студентов мужского пола не хотели бы иметь жену с техническим или естественным образованием. Наука мыслится как преимущественно мужское дело, где женщина не способна себя проявить и играть какую-то значительную роль.

Обществом очень поощряется, если женщина выбирает профессию педагога Эта традиционно женская сфера, поскольку женщина уже биологически предопределена заниматься детьми, их появлением на свет воспитанием и обучением. Мужчины в массе своей считают профессию учителя несерьезной и слишком заурядной, чтобы ею заниматься.

Гендерные стереотипы и традиционные ценности в современных семьях

реферат социология.doc

1 Рис Н. Гендерные стереотипы в российском обществе: взгляд американского этнографа // Этнографическое обозрение. — 1994. — №5. — С. 44-45.

2 Рис Н. Гендерные стереотипы в российском обществе: взгляд американского этнографа // Этнографическое обозрение. — 1994. — №5. — С. 49-50.

3 Здравомыслова О.М. Российская семья в 90-е годы: жизненные стратегии мужчин и женщин // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под ред. М.М. Малышевой. — М., 2001. — С. 474.

4 Гафизова Н.Б., Королева Т.В. Гендерные стереотипы в современной провинциальной семье (на примере Ивановской области) // Женщина в российском обществе. — 2001. — №3/4. – С. 23-28.

Читайте так же:  Современный человек и его отношение к отдыху

5 Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай — 96». М., 1997. – С. 56-57.

6 Берн Ш. Гендерная психология. — М., 2001. – С. 318.

7 Берн Ш. Гендерная психология. — М., 2001. – С. 321.

8 Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. — 2004. — №5. — С. 32.

9 Клецина И. Гендерная социализация. — СПб., 1999. – С. 40.

10 Мезенцева Е.Б. Гендерные стереотипы и изменение повседневности (семья, поколения, религия) // Женщина в российском обществе. — 2005. — №5. – С. 28.

11 Ходырева Н.В. Гендер в психологии // Вестник Санкт-Петербург. ун-та. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология, право. — 1998. — №2. — С. 76.

12 Церетели М.О. Традиционная культура, гендерные стереотипы и установка // Мир психологии. — 2004. — №3. — С. 177.

13 Церетели М.О. Традиционная культура, гендерные стереотипы и установка // Мир психологии. — 2004. — №3. — С. 181.

14 Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай — 96». М., 1997. – С. 89.

Гендерные стереотипы и традиционные ценности в современных семьях

реферат социология.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

Факультет экономики и управления

[2]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Кафедра «История, культура и социология»

по предмету «Социология»

«Гендерные стереотипы и традиционные ценности в современных семьях»

Студентка группы ______111-с_____

Преподаватель кафедры ИКС

В последние годы психологи, демографы и социологи все чаще говорят о том, что такие институты как брак и семья, уходят в прошлое, что они исчерпали свой потенциал. Трансформируются функции семьи, изменились социальные роли супругов, их ожидания, связанные с браком и семейной жизнью.

Эти проблемы приобретают особую остроту в связи с существующим в России демографическим кризисом. Решение демографических проблем часто связывают с возвратом к традиционным нормам семейных отношений и традиционным гендерным ролям мужчины и женщины. До сих пор разделение труда в семье по принципу «муж-кормилец», «жена – домохозяйка» нередко рассматривается как нечто биологически заданное. Еще одно немаловажное обоснование возврата к традиционным гендерным ролям опирается на религиозные ценности и нормы. Вместе с тем, реалии современного общества вступают в явное противоречие с подобными взглядами. Проблема гендерных стереотипов в семье приобретает в современной России особую актуальность.

Особую актуальность моей темы я вижу в том, что семья – это социальная общность, основанная на браке и родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная система взаимоотношений супругов, основанная на рождении и воспитании детей, общности быта, бюджета.

Задачи семьи – воспроизводство населения, накопление и передача опыта трудовой деятельности родителей детям, определенные формы и способы удовлетворения первичных (естественных) и вторичных (социальных) потребностей, воспитание определенных нравственных норм поведения, формирование конкретных психологических отношений.

Положение семьи, уровень ее благополучия стабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенности социально-экономических преобразований последнего десятилетия негативно повлияли на уровень населения, наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи.

Предметом — являются взаимоотношения в семье.

Объектом — гендерные стереотипы и их влияние на взаимоотношения в семье.

Гипотеза –гендерные стереотипы являются основополагающими при принятии решения в семейных конфликтах.

Для достижения цели моей семестровой необходимо решить следующие задачи:

— изучить особенности гендерных стереотипов;

— показать значимость гендерных стереотипов при формировании семейных отношений;

— проанализировать предмет семестровой работы на примере исследования гендерных стереотипов поведенческих норм в семье.

Для реализации поставленных задач в исследовании применяется комплексный методологический инструментарий, включающий в себя: теоретический анализ, обобщение и синтез информации по данной проблематике; метод опроса с использованием репрезентативной выборки.

Семестровая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена теоретическому вопросу – изучению гендерных стереотипов и их влияния на семейные взаимоотношения. Вторая глава представляет собой исследование гендерных стереотипов поведенческих норм в семье.

В процессе работы использовалась учебная литература по гендерной психологии, социологии, а также статьи из периодических изданий по данной тематике.

1. Роль гендерных стереотипов в семейных взаимоотношениях

1.1. Представления о гендерных стереотипах

Американский антрополог Нэнси Рис так «рисует» портреты мужчины и женщины: «Мужчины рациональны, женщины эмоциональны. Мужчины думают головой, женщины – сердцем»; «Мужчины — существа безрассудные, безответственные, и только женщина способна держать их в рамках»; «Мужчины по природе своей сексуально распущены, и, чтобы удержать их при себе, женщинам надо очень и очень стараться»; «Мужчины — это сила, женщины — это слабость». Это примеры распространенных среди современных россиян гендерных стереотипов 1 .

Несомненно, что господствующие иные полоролевые стереотипы причиняют вред обоим полам. Вместе с образом непрактичного и безответственного человека, который мужчины молчаливо принимают, они безропотно соглашаются и с доминированием женщин в домашнем быту. На первый взгляд, сверхактивность и сверхзаботливость женщин освобождают мужчин от беспокойства о семье и от домашней работы. Но если взглянуть глубже, то такое охранительное поведение женщин воспитывает в характере мужчин свойство зависимости и не дает им почувствовать в себе уверенность, смелость, самоуважение, столь необходимые для того, чтобы противостоять давлению могущественных сил в других сферах общественной жизни. В результате мужчины, которых описанные выше отношения женщин как бы уподобляют детям, оказываются не в состоянии ни сопротивляться неблагоприятным социальным условиям, ни работать в полную силу в своей собственной профессии. И вся власть мужчин в обществе на деле оказывается столь же иллюзорной и хрупкой, как и их власть и превосходство над женщинами 2 .

В последнее время семья как социальный институт и как малая группа становится объектом изучения представителей различных гуманитарных дисциплин. Это вызвано двумя взаимосвязанными процессами. Во-первых, трансформация современного российского общества, как отмечает ряд исследователей, привела к формированию нового «постсовременного» типа семьи, который характеризуется отсутствием патриархальной субординации и выдвижением на первый план эмоциональных отношений и индивидуальных стремлений 3 . Одним из характерных признаков современной российской семьи выступает воспроизводство традиционных отношений, типичных для семьи «двух работающих супругов», то есть семьи советского периода 4 .

Во-вторых, использование гендерного подхода при изучении социологии семьи позволило раскрыть новые аспекты ее жизнедеятельности, новые характеристики взаимоотношений между ее членами. Здесь следует выделить работы ряда современных российских исследователей, осуществивших сравнительный анализ развития института семьи в крупных городах России и Европы3. Интерес представляет изучение и сопоставление мнения мужчин и женщин об их роли в семье и общественной жизни (политика, занятость и т.д.). При этом, например М.Ю. Арутюнян, выделяет три типа «профилей влияния» 5 :

— гендерно-согласованный, тяготеющий к традиционному, при котором и муж-чины и женщины стремятся скорее снизить, чем повысить влияние женщин в профес-сиональной сфере, их вполне устраивает «внутрисемейный матриархат»: женщины не хотят «делиться» влиянием в семье с мужчинами, а мужчины на него не претендуют (характерен для Венгрии);

— гендерно-согласованный, тяготеющий к эгалитарному, при котором и мужчи-ны, и женщины стремятся повысить влияние женщин в профессии и политике пример-но до 50% и снизить влияние женщины в семье (характерен для ФРГ);

Читайте так же:  Идеальная диета или путь к булимии

— гендерно-рассогласованный, при котором женщины претендуют на значитель-но большую долю «общественного пирога», чем мужчины склонны были бы им усту-пить, и более резко стряхивают со своих плеч бремя семейной власти и ответственно-сти, чем этого ожидают от них мужчины (характерен для Польши и России).

Гендерные стереотипы обладают чрезвычайной жизнестойкостью, они активно воспроизводятся благодаря институтам социализации (семья, сверстники, школа, СМИ), и все попытки что-либо изменить оказываются «обескураживающе неэффективными».

1.2. Взаимоотношения родителей и детей в семье

Гендерные отношения родителей и детей складываются, в условиях конвергенции полов: муж и жена заводят детей и должны совместно их воспитывать. Следствием конвергенции должны быть гармоничные отношения как между мужем и женой, так и между родителями и детьми (обоего пола). Но и здесь существует скрытая половая сегрегация, проявляющаяся в различном выполнении родительских ролей 6 .

По данным Э. Маккоби и цитируемых ею авторов, гендерные роли матери и отца по отношению к детям существенно различаются в следующих аспектах:

1) разделение видов ответственности за детей;

2) стили поведения матери и отца;

3) демонстрация в поведении гендерно-типичных черт своего пола;

4) различие стиля поведения по отношению к сыну и дочери;

5) желание усиливать половую сегрегацию или конвергенцию по отношению к детям.

Все эти особенности влияют на взаимоотношения, которые складываются у матери и отца с детьми. Они также влияют на супружеские отношения. Рассмотрим эти особенности более подробно.

Гендерные стереотипы влияют на следующее:

1. На то, чему родители приписывают школьные успехи своих детей (способностям или старательности).

2. На эмоциональные реакции родителей на успехи детей в разных областях знаний.

3. На то значение, которое родители придают приобретению своими детьми различных навыков и знаний.

4. На те советы, которые дают родители по поводу приобретения детьми различных навыков и знаний.

5. На те виды деятельности, в которые родители вовлекают своих детей, и на те игрушки, которые они им покупают.

При этом ожидалось, что перечисленные выше пять факторов окажут влияние:

1. На уверенность детей в своих способностях.

2. На заинтересованность детей в приобретении различных навыков.

3. На эмоциональные реакции (чувства) детей при принятии участия в различных видах активности.

4. На суммарное количество времени и сил, которые дети будут посвящать освоению и демонстрации различных навыков. Наконец, впоследствии «эти различия в самовосприятии и усвоенных навыках влияют на тот род работы, которую ищут и для которой имеют необходимую квалификацию мужчины и женщины». Эта занимательная модель постоянно подвергается все новым эмпирическим проверкам на правильность.

В большинстве культур муж и жена разделяют функции в семье. Т. Парсонс и Р. Бейлз назвали их роли инструментальной и экспрессивной соответственно (муж — добытчик, жена создает хорошую психологическую атмосферу в семье). Когда появляются дети, супруги продолжают такое разделение. Муж заботится о финансовой стороне воспитания, он должен заработать деньги, чтобы дети могли быть накормлены, одеты, получили образование и т.п. Жена выполняет домашнюю работу и воспитывает детей.

Попытки изменить этот традиционный стереотип ни к чему не привели. По данным Рассела, некоторые мужчины при рождении детей оставались дома и занимались домашней работой, но долго это не продолжалось (табл. 1).

Исследования в 15 странах, которые провел Стоун, продемонстрировали следующее 7 : хотя работающие матери проводят с детьми меньше времени, чем домохозяйки, это все же большее время, чем у работающих отцов. Матери часто остаются наедине с ребенком, в то время как отцы занимаются с ребенком в основном в присутствии матери. Также обнаружилось, что когда оба родителя находятся дома с ребенком, основное психологическое внимание ему уделяет мать: она стимулирует его активность, выражает свое эмоциональное отношение, при необходимости утешает, в то время как отец читает или смотрит телевизор. Когда дети вырастают и идут в школу, большая часть ответственности за их повседневную жизнь все равно остается на плечах матери. Существуют и другие семьи, где один супруг идет на работу, а другой остается с ребенком, и работа позволяет им делать это по очереди.

Замечена и еще одна тенденция — «бегство отцов из семьи». Эта тенденция усиливается тем обстоятельством, что даже отец, занимающийся ребенком и проводящий с ним много времени, не освобождается от основной своей ответственности — обеспечивать семью материально, поэтому, несмотря на благие намерения, объективные требования жизни (поддержанные субъективными переживаниями по поводу своего отцовства и материнства) приводят к тому, что мужчины и женщины в разной степени вовлечены в воспитание детей.

Гендерные стереотипы в современной провинциальной семье (на примере Ивановской области)

06-05-2002 Н.Б. Гафизова, Т.В. Королева

Исследования ведутся учеными Ивановского Государственного
Университета при поддержке Минобразования РФ в
рамках научной программы «Гендерные исследования».
Работа опубликована в журнале «Женщина в российском обществе»,
2001. ¦ 3-4. При перепечатке ссылка обязательна.

В последнее время семья как социальный институт и как малая группа становится объектом изучения представителей различных гуманитарных дисциплин. Это вызвано, на наш взгляд, двумя взаимосвязанными процессами. Во-первых, трансформация со-временного российского общества, как отмечает ряд исследователей, привела к форми-рованию нового «постсовременного» типа семьи, который характеризуется отсутствием патриархальной субординации и выдвижением на первый план эмоциональных отношений и индивидуальных стремлений 1 . Одним из характерных признаков современ-ной российской семьи выступает воспроизводство традиционных отношений, типич-ных для семьи «двух работающих супругов», то есть семьи советского периода 2 .

Спецификой этих работ является определение степени воздействия социо-культурных ориентаций, ценностей, установок, идеалов и стереотипов, существующих в структуре массового сознания, на внутрисемейные отношения; роли в этих процессах гендерных стереотипов, определяемых как стандартизированные представления о мо-делях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «жен-ское» 5 . При этом подчеркивается, что гендерные стереотипы обладают чрезвычайной жизнестойкостью, они активно воспроизводятся благодаря институтам социализации (семья, сверстники, школа, СМИ), и все попытки что-либо изменить оказываются «обескураживающе неэффективными» 6 .

Отметим, что большинство указанных работ написаны на базе исследования крупных промышленных центров России, относительно благополучных в социально-экономическом отношении по сравнению с другими регионами страны. В связи с этим представляется интересным обратиться к изучению гендерных стереотипов в провин-циальной российской семье, выяснить, какие из них являются доминантными, опреде-лить степень зависимости патриархатных и эгалитарных представлений от половозра-стных характеристик, их влияние на реальные жизненные практики мужчин и женщин в различных сферах общественной жизни.

Ивановская область в течение последнего десятилетия находится в числе депрес-сивных районов страны из-за кризиса текстильного производства. Низкий уровень жизни и высокий показатель безработицы влияют на жизнь людей, вынужденных су-ществовать «в режиме выживания». Данная стратегия, безусловно, осложняет жизне-деятельность семьи. Она характерна для большинства семей в современной России, од-нако в Ивановском регионе приобретает особое звучание в связи с низким уровнем жизни населения.

При разработке программы исследования мы разделили гендерные стереотипы, возможно проявляющиеся в семейных отношениях, на три группы:

  • Стереотипы о предназначении мужчин и женщин в обществе, о специфических «мужских» и «женских» качествах;
  • Стереотипы, связанные с профессиональной деятельностью и карьерой;
  • Стереотипы о распределении обязанностей в семье.

Прежде чем перейти к непосредственному анализу выявленных групп стереоти-пов, необходимо уяснить механизм их структурирования. Как свидетельствуют полу-ченные в ходе социологического исследования данные, представления о том, что явля-ется предназначением для мужчин и женщин, сформировались у большинства опро-шенных (45,3%) под влиянием семьи. Среди социальных институтов, повлиявших на формирование представлений о роли мужчин и женщин в обществе, респонденты ука-зали: национальные традиции (10,9%), общественное мнение (8,6%), школу и СМИ (4,5%). Данные цифры свидетельствуют, что семья до сих пор играет важную роль в социализационных процессах, в том числе первостепенную роль в гендерной социали-зации. На это указывает и тот факт, что среди респондентов, выделивших семью в ка-честве главного фактора влияния, большинство составляют молодые люди (до 30 лет) — 22,5%, до 40 лет — 8,6%, до 50 лет — 8,2%, старше 50 лет — 4,8%.

Читайте так же:  Почему так важно любить своего ребенка

О высоком уровне влияния семьи на выбор жизненного пути, свидетельствуют данные социологического опроса: 27,7% респондентов указали на влияние матери, 16,1% — отца.

Рассмотрим наиболее распространенные суждения о распределении ролей в семье.

Подтверждением глубокого проникновения в массовое сознание стереотипа о том, что женщина, карьера и семья — не совсем совместимые понятия, служат ответы на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что если муж делает карьеру, то жена должна создавать ему для этого условия?». Подавляющее число участвовавших в опросе (75,2%) соглас-ны с этим утверждением. В то же время лишь 14,2% мужчин и 13,9% женщин полага-ют, что если жена делает карьеру, то муж должен создавать ей условия. Еще 40,1% до-пускают такую возможность. 21,7% опрошенных полагают, что условий создавать женщине не следует. Таким образом, в случае, если карьеру делает мужчина, считается естественным, что «создание условий» для этого ложится на плечи супруги. Ситуация, когда карьеру делает женщина, для российской действительности не типична, поэтому о создании ей благоприятных условий говорит незначительное число опрошенных.

Исследование показало, что большинство респондентов считает обязанностью женщины проявлять заботу о других членах семьи. Так, 69,5% опрошенных, в том чис-ле большинство женщин, согласились с утверждением, что «если женщина будет зани-маться политикой, то интересы семьи будут ущемлены». В то же время лишь 11,2% считают, что «если мужчины будут заниматься политикой, то интересы семьи будут ущемлены». Подавляющее же большинство (54%) полагают, что интересы семьи в этом случае не пострадают.

Полагаем, что ответы на эти вопросы свидетельствуют об устойчивых представ-лениях о роли и месте женщины и мужчины в семье и обществе. При этом практически не выявлено гендерных различий в суждениях респондентов. И мужчины, и женщины убеждены в том, что от женщины во многом зависит благополучие семьи. И если она сосредоточит свое внимание на карьере, то не сможет дать детям и мужу столько забо-ты и внимания, сколько традиционно требует от нее общество. Слабая включенность мужчин в жизнедеятельность семьи рассматривается как норма, поэтому семья не вы-ступает в общественном мнении препятствием для карьерных устремлений мужчины.

Подтверждение этим суждениям мы находим и в ответе на вопрос «Считаете ли Вы, что домашнее хозяйство — предназначение женщины?». 68,9% респондентов, среди них мужчины и женщины, ответили утвердительно.

85,9% опрошенных единодушны во мнении, что «женщина значительно больше занята семьей, домашним хозяйством, чем мужчина». Приведенные данные свидетель-ствуют о том, что в провинциальной семье гендерные стереотипы в значительной сте-пени влияют на характер семейных отношений.

Обратимся к анализу реальных практик распределения внутрисемейных ролей. Ниже приведены данные о распределении домашних обязанностей между супругами.

Покупка продуктов Приготовление пищи Стирка Уборка Уход за больными Воспитание детей Мелкий ремонт Работа на приусадебном участке
Занимается жена 39,3% 64,8% 78,3% 48,3% 36,3% 31,8% 2,6% 5,6%
Занимается муж 6,7% 1,5% 1,1% 3% 3,7% 0,4% 69,3% 11,2%
Занимаются вместе 45,3 26,6% 12,4% 40,1% 54,9% 57,3% 19,1% 64%

Как видим, в провинциальной семье в значительной мере сохраняется традицион-ное разделение ролей между мужчинами и женщинами при ведении домашнего хозяй-ства. Однако наметилась тенденция к повышению уровня совместного выполнения до-машних работ.

Программа исследования предполагала выявление степени устойчивости стерео-типа о том, что мужчина как «кормилец и глава семьи» обязан материально обеспечи-вать семью, внося большую долю в семейный бюджет. Как известно, подобные пред-ставления были поколеблены в советский период, поскольку принципиальным посту-латом марксистско-ленинской концепции равенства полов являлось равное участие в общественном производстве и мужчин и женщин.

Результаты опроса показали, что звучавшие в постсоветский период призывы вернуться к патриархальной семье (муж — кормилец, жена — хранительница домашнего очага) не возымели действия.

На вопрос «Какая модель формирования семейного бюджета Вам импонирует?» 57,7% ответили, что должны зарабатывать оба супруга.

Более половины опрошенных (52,1%) считают, что семейным бюджетом должны распоряжаться оба супруга, 12% отдают эту привилегию мужу, 27,7% — жене. Данные результаты показывают, что женщина чаще, чем мужчина, выступает в определении жизненной стратегии семьи. Однако власть, которой обладает женщина, носит мифиче-ский характер. Как справедливо отметили авторы монографии «Окно в русскую част-ную жизнь», именно женщина обладает способностью «растягивать семейный бюджет на покрытие всех нужд» посредством всяческой экономии, планирования расходов до мельчайших деталей и т.д. 7 Вследствие этого понимание о раскладе властных полномо-чий в семье имеет принципиально иной оттенок, чем в случае властных отношений в обществе.

В целом данные исследования подтверждают репрезентативность патриархаль-ных стереотипов о распределении ролей в семье среди жителей г. Иванова и Иванов-ской области. Складывается противоречивая ситуация — все возможности самореализа-ции женщин в публичной сфере не снимают с их плеч груза семейных обязанностей. Видимо, пока еще преждевременно говорить о формировании в средних городах Рос-сии двухкарьерного типа семей.

Женщина с молчаливого согласия своего супруга по-прежнему «властвует» в большинстве сфер внутрисемейной жизни — распоряжается бюджетом, ведет домашнее хозяйство, занимается с детьми. И в мужском, и в женском социумах такое распределе-ние ролей пока не встречает противодействия.

[3]

Список использованной литературы

Версия для печати

[an error occurred while processing this directive]

Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала «Женщина и общество» благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

панорамное остекление дома

    • грузоперевозки по россии тут
    • perevoz-gruza.com
    • Перезалог квартиры
    • Перезалог быстро, максимально выгодно и без затрат на сделку. Звоните
    • perezalog.com
    • Гидра онион
    • гидра онион
    • zfr.su
[an error occurred while processing this directive]

Этот сайт включен в 1st Women Webring — «Кольцо женских сайтов — 1» e-mail: RingMaster
[ Предыдущий | Полный список сайтов Кольца | Следующий ]

[1]

Источники


  1. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 304 c.

  2. Адизес Как преодолеть кризис менеджмента / Адизес, Ицхак. — М.: СПб: BestBusinessBoоks, 2017. — 286 c.

  3. Кичаев, Александр Как сохранить семью. Источник любви (комплект из 2 книг) / Александр Кичаев , Свагито Р. Либермайстер. — Москва: РГГУ, 2012. — 688 c.
Гендерные стереотипы в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here