Гештальт-терапия как наука и искусство

Сегодня обсуждаем тему: гештальт-терапия как наука и искусство с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Творческие методы в гештальт-терапии. Теоретический реферат

Творчество рождает творца. Максим Звонарев

Творческие методы в терапии не только и, порой, не столько часть ее – сама терапия может рассматриваться как творчество. В таком контексте можно проследить становление терапевта как творца, развитие клиента как его «второе рождение» и взросление. Но любое творчество начинается с ремесла, которое необходимо освоить. Изучить принципы гештальт-терапии, развить навыки консультирования, научиться учитывать контекст и подбирать соответствующие методы работы с клиентом, создавая творческое пространство для него.

Творческие методы в терапии используются во многих направлениях: психодрамма Морено, экспрессивная терапия Н. Роджерс, арт-терапия, методика построения скульптуры в системной семейной терапии и т.д. И, если психоанализ больше базировался на естественнонаучной методологии, то привнесение творческих методов скорее результат (и с другой стороны – характеристика) работы в рамках гуманистических направлений терапии [5].

Хотя, признать терапию творчеством каким-то новым веянием, открытием, будет кощунственно. Терапевтический эффект искусства наблюдался людьми веками, пожалуй, с незапамятных времен возникновения самого искусства. Можно даже поразмышлять, что сама потребность в терапевтическом проживании каких-то невозможностей, родила в человеке желание творить: рисовать на стенах пещер. Удивительно, что терапевтический эффект возникает не только у самого художника, творца, но и у его зрителей и слушателей.

Произведения искусства вызывают у наблюдателя вовлеченность в «историю», суть сотворенного, переживания чувств такой силы, которая способна привести к катарсису. Наблюдая картину, сцену, любуясь скульптурой, слушая музыку и пение, человек находит в себе, своей душе те чувства, потребности и осознавания, которые помогают ему сформировать целостность образа восприятия им себя и окружающего мира [4].

Таким образом, творчество становится терапией. А терапия, в конечном итоге приводит клиента к развитию творческого приспособления, предоставляя возможность для проявления всех основных принципов гештальт-терапии:

  1. Непрерывность осознавания: через творческое чувствование рождаются инсайты – спонтанный поток содержания переживаний возвращает индивида к собственному опыту и отказу от бесконечных интерпретаций ситуации.
  2. Принцип субъективизации высказываний: в процессе творчества ярко проявляется причастность клиента к происходящему, легче обратить внимание на то, как клиент обходится с собственной ответственностью и границами.
  3. Принцип Я и Ты: творчество помогает выстроить доверительное, открытое, спонтанное пространство для диалога, встречи двух Я.
  4. Принцип «здесь и теперь»: творчество, особенно совместное творчество клиента и терапевта (например, техника совместного рисунка), помогает концентрировать внимание на происходящем, отвечая на вопрос «как это ты делаешь, как это у тебя происходит сейчас?». И этот опыт анализа в здесь и теперь клиент легче переносит в другие области своей жизни, отношений [1].

И в этом смысле возможности творческих методов в гештальт-терапии ограничены, пожалуй, только полетом фантазии терапевта и клиента. Все же для более структурированного понимания темы, попробуем составить список направлений творчества, используемых в качестве терапевтических [3].

  1. Рисуночная.
  2. Имаготерапия (терапия образами).
  3. Сказкотерапия (сюда же, пожалуй, можно отнести работу со сновидениями и фантазиями).
  4. Игровая терапия.
  5. Маскотерапия.
  6. Драматерапия.
  7. Фототерапия.
  8. Песочная терапия.
  9. Данс-терапия (танцевально-двигательная терапия).
  10. Музыкотерапия.
  11. Библиотерапия (терапия чтением).
  12. Терапия поэзией [9].
  13. Лепка, скульптура.
  14. Метафорические ассоциативные карты.

Терапевтическая составляющая использования творческих методов в гештальт-терапии основана на принципах работы с метафорой и состоит из следующих основных частей [1]:

  1. Прояснение фона, ощущений и чувств во время повествования о метафоре (для примера рассмотрим работу со сном: клиент рассказывает, о чем был сон, а терапевт обращает внимание на отклик клиента на сам сон и манеру рассказа);
  2. Работа с внешними полярностями: исследуется противоречие между реальностями (я боюсь конфликтовать, но и людей, с которыми можно поконфликтовать, чтобы почувствовать себя уверенным, около меня нет);
  3. Работа с внутренними полярностями (перевод внешнего проявления конфликта с конкретным человеком/людьми на внутренние потребности: хочу и не хочу быть/приближаться к этому конкретному человеку/людям). На этом этапе важно придавать каждому аспекту жесты, интонации – таким образом осознается травма, которая в свое время привела к расщеплению: человек «завис» и не может двигаться дальше.
  4. Работа с интеграцией, ассимиляцией: каждая полярность занимает свою «территорию», перестает «конкурировать» за главенство – становится «разрешенной» и «признает» право на существование другого полюса. Возрастает собственная витальность (энергия жизни, жизненноспособность), клиент принимает себя в более целостном образе.

Для более детального рассмотрения метода работы с полярностями, следует вспомнить о парадоксальной теории изменений: изменения в жизни клиента происходят тогда, когда он становится тем, кто он есть, а не тогда, когда он пытается быть кем-то другим [8]. Т.е. терапевтический эффект заключается в принятии в себе полярностей, создавая целостный образ своего Я (восстановление функции self).

Итак, методы работы с полярностями содержат такие элементы, как:

  1. Идентификация качеств, которые клиенту не нравятся, неприятны (мне не нравится моя лень);
  2. Озвучивание (легализация, обозначение) самой возможности существования полярности (если есть бессилие, значит, есть и сила);
  3. Предложение «побыть» обеими этими полярностями (представить себя на месте бессилия и силы) и составить «послание» друг другу (бессилие «говорит» силе: иногда ты должен быть слабым и бессильным, чтобы отдохнуть и набраться сил). Здесь уместно использовать технику двух стульев (на одном клиент находится в позиции одной полярности, пересаживаясь на другой – «становится» проявлением противоположности);
  4. Интеграция, ассимиляция полярностей: признание в себе возможности проживать «взаимоисключающие» чувства, иметь противоположные потребности, придавая этим полярностям значение, составляющее для клиента ответ на вопрос – «для чего мне это?».

Говоря о показаниях к работе с творческими методами, важным моментом будет также понимание цикла контакта и механизмов его прерывания. Если в процессе терапии клиент долго остается на стадии пре-контакта (ему сложно выделить фигуру потребности из фона переживаний), когда на стадии контакта клиенту сложно выбрать форму проявления потребности и поиска вариантов ее удовлетворения (я понимаю, что хочу, но не знаю, как это выразить или как это сделать), а во время фазы полного контакта у клиента нет возможности удовлетворить потребность (например, проживание нереализованной «встречи», близости с умершим человеком), творчество становится тем инструментом, который позволяет в наиболее полной мере допрожить, осознать и реализовать то, что было невозможным. Безусловно, творчество может стать полезным инструментом и на фазе пост-контакта – ассимиляции, осмысления свершившегося контакта (удовлетворения потребности): когда клиенту недостаточно вербальных навыков выражения своего чувства удовлетворения или грусти от невозможности реализовать потребность желаемым способом.

Творческие методы работы в терапии, на мой взгляд, полезны практически при всех механизмах прерывания контакта. Так, склонность клиента к рационализации, уводящая от чувственного проживания контакта, может быть решена с помощью творческого процесса.

[3]

По остальным механизмам прерывания контакта и возможности творческих методов ограничусь частичным перечислением [1]:

  1. Слияние: творчество помогает выстраивать границы через наглядные физические ограничения (лист рисунка, набор цветов, музыка, собственное тело – все имеет физические границы).
  2. Интроекция: в процессе творчества есть возможность «прочувствовать» свой истинный отклик на «правило», не принимать его сразу, а для начала «распробовать».
  3. Проекция: собственно, работа с метафорой в основном и строится на легализации «отверженных», перенесенных на других частей личности клиента.
  4. Ретрофлексия: процесс творчества создает пространство для «извлечения» (размещения) способа удовлетворения потребности из внутреннего мира клиента во внешнюю среду.
  5. Дефлексия: пожалуй, даже при этом механизме прерывания контакта можно выстроить работу с творческим методом таким образом, чтобы клиент выразил само свое уклонение от контакта или, наоборот, нашел таким образом способ выразить свою потребность в прямом контакте с собой (нарисуй то, что ты избегаешь мне говорить прямо). Во втором варианте работы наиболее важной становится часть интеграции – обсуждения с клиентом того, что он нарисовал (выразил другим творческим способом) из «скрываемого».
Читайте так же:  Как понять другого человека

В качестве одной иллюстрации работы с творчеством приведу пример из периода моей работы в Женской Консультации (гинекология). Клиентка N, 24 года, беременность 32 неделя, пришла на разовую консультацию по рекомендации гинеколога, «фасадный» запрос звучал как страх перед родами. Попытки выделения фигуры, потребности рациональной беседой ни к чему не привели: все знаю, все понимаю, верю, что все будет хорошо (беременность протекала без осложнений, наблюдающий гинеколог не предполагала никаких осложнений в будущих родах). Поэтому клиентке было предложено нарисовать рисунок-послание своему ребенку.

Я осознанно не предложила рисовать свой страх, предполагая, что это будет лишь способом сброса напряжения. Моя гипотеза состояла в том, что тревога клиентки связана с тревогой за благополучие ребенка и, связанным с этим образом себя как заботливой мамы. В некотором смысле это могло быть и страхом перед своим родительским бессилием – дать все самое лучшее, родить наиболее «полезным», «здоровым» способом. Гипотеза строилась на предыдущем прояснении клиентки о том, как она готовилась к родам, читала и посещала курсы «здоровых родов».

Итак, клиентке было предложено, слушая мелодию Marc Enfroy «The Magic Garden», рисовать о том, какой мир она хочет показать ребенку, которого ждет. Рисовать она начала настороженно, словно выверяя правильны ли краски и линии. Примерно со 2-й минуты в теле клиентки уже можно было наблюдать некоторое расслабление, появилась улыбка. К концу рисования клиентка плакала (продолжая рисовать, т.е., не прервав свое творчество).

Во время дальнейшего анализа ее переживаний, она выделила два основных чувства – умиление и грусть. Умиление было связано для клиентки с радостью материнства, ожидания встречи с ребенком и желания показать малышу всю красоту окружающего мира. Грусть же для нее была в том, что она представляла малыша настолько беззащитным и крохотным, что боялась причинить ему боль, вред. Таким образом, благодаря творческому методу (здесь стоит отметить, что это был симбиоз музыкальной и рисуночной терапии), выбранному для выявления фигуры из фона тревоги, мы смогли выделить потребность клиентки в поддержке ее уверенности в себе как в заботливой маме. Далее работа была построена на интеграции «материнского» опыта клиентки в процессе вынашивания беременности (забота о своем здоровье, умение просить и получать помощь) и опыте общения с другими мамами и младенцами (ее старшая сестра родила два года назад, и клиентка имела возможность ухаживать за племянником). Т.е. работа с функцией-Self: personality – представление клиента о самом себе [Моя работа была построена в т. ч. на источнике литературы п. 10, 11].

Подводя итоги, хочу вернуться к цитате в начале статьи: «Творчество рождает творца» (М. Звонарев). Как терапия сама становится творческим процессом, требуя и в то же время предоставляя терапевту необходимость и возможность поиска, сотворения для каждого клиента своей, индивидуальной терапии, так и клиент в процессе творчества становится более гибким, целостным и витальным.

Гештальт и искусство. Рудольф Арнхейм как основатель современной психологии искусства

Гештальт и искусство. Рудольф Арнхейм как основатель современной психологии искусства

1. «Искусство и визуальное восприятия» (2000)
2. «Новые очерки по психологии искусства» (1994)
3. «В параболах солнечного света. Заметки об искусстве, психологии и прочем» (2012)

Рудольф Арнхейм (1904 — 2007) — писатель, киновед и кинокритик, эстетик, психолог искусства. Автор многих работ по теории и психологии искусства. Главная тема его работ связана с изучением познавательного значения восприятия, в частности восприятия искусства. Этому посвящена основная работа Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие», в которой он исследует структуру и познавательное значение визуальных образов. Ему принадлежит термин «визуальное мышление», обоснованный в книге на эту тему. Работы Арнхейма оказали большое влияние на развитие современного искусствознания, в частности на исследования Э. Панофского, Г. Зедльмайра, Э. Гомбриха и других известных искусствоведов.

В наше время искусство является предметом активного исследования множества дисциплин: социологии, эстетики, антропологии, теории и истории искусства, философии и теории культуры и т.д. Но только один единственный аспект изучения искусства остается в тени. Это — психология искусства. Пожалуй, единственным психологом искусства, который завоевал авторитет психолога искусства и при этом счастливо сочетал теоретическую и экспериментальную методику исследования, в прошлом столетии был американский ученый Рудольф Арнхейм.

В течение своей длительной творческой жизни Арнхейм занимался различными областями науки: искусствознанием, кинокритикой, художественным воспитанием, эстетикой, психологией. Сам Арнхейм иронично сравнивал себя с крабом. «Стоять на многих ногах, как я делал всю жизнь, было весьма плодотворно, но небезопасно». Но главной областью знания, в которую Арнхейм внес весомый вклад, была психология искусства. Именно в этом качестве он фигурирует во многих словарях и энциклопедиях мира.

Читайте так же:  Комплементарный брак общая характеристика

Сегодня наследие Рудольфа Арнхейма изучается во многих странах мира. В странах Европы и Америки появляются исследования, посвященные визуальной теории Арнхейма. Прежде всего его книги переводятся на многие языки мира. Помимо книг, Арнхейм в течение своей жизни написал огромное количество статей. Далеко не все они вошли в книги, изданные при жизни. Поэтому они издаются в новых тематических сборниках его последователями. Наконец, появляются содержательные монографии, в которых исследуется жизнь и творчество ученого.

«Искусство и визуальное восприятие»

Среди исследований Арнхейма книга «Искусство и визуальное восприятие» занимает особое место. Она относится к числу наиболее значительных его сочинений, регулярно переиздается и переводится на многие языки.

Книга Арнхейма привлекает к себе внимание исследователей, прежде всего тем, что содержит богатый экспериментальный материал. Она является итогом многолетнего педагогического опыта автора, преподававшего историю и психологию искусства в американских университетах, обобщения его собственных наблюдений и исследований процесса зрительного восприятия. Арнхейм широко использует эмпирические данные: психологические эксперименты, достижения физиологии, психологии и педагогики. Он приводит большое количество рисунков, схем, диаграмм, анализы произведений классического и современного искусства. Все это придает книге Арнхейма известную фундаментальность и фактологичность. В этом одна из причин того, что работа Арнхейма до сих пор остается одной из основных исследований в области психологии искусства.

Труд Арнхейма обращает на себя внимание критическим отношением к эстетике и практике модернистского искусства. В нем даются довольно реалистические и трезвые характеристики таких, модных на Западе течений, как абстракционизм, формализм и сюрреализм. В основе всякого полноценного и жизненно важного искусства, по мнению Арнхейма, лежит органическая связь с действительностью. Но современное искусство (а под этим термином Арнхейм подразумевает буржуазное искусство Запада) характеризуется «отдаленностью от изображаемой действительности», разрывом между объектом и его значением, идеей и реальностью.

«Глубочайшая сущность искусства, пишет Арнхейм, — заключается в единстве идеи и ее материального воплощения. Современное искусство не является материалистическим. Некоторые из его представителей подвержены фатальному расколу между идеей и ее конкретным воплощением. В частности, некоторые «абстракционисты» принижают значение своих принципов и достоинство своих произведений, утверждая, что заинтересованы только в чувстве удовольствия, получаемого от «формальных отношений». Те художники, для которых круги, кубы и другие геометрические фигуры являются всего лишь «щекоткой» для нервов, уподобляются продавцам автомобилей, для которых машина — всего-навсего подлежащее продаже средство передвижения. Подобные примеры говорят об отходе не только от самого объекта, но и от его смысла».

Не менее важны и высказывания Арнхейма о формализме. В отношении к формализму опять-таки проявляется критическая и трезво-реалистическая позиция американского ученого, смело выступающего против художественной моды. По словам Арнхейма, формалисты не просто используют геометрическую форму. Смысл формализма состоит в том, что он отрывает форму от содержания, которому она должна служить. «Вместо того чтобы слиться с содержанием, — пишет Арнхейм, — форма становится между зрителем и темой произведения. Определенная категория художников, охваченная страхом отступничества, стремится втиснуть богатство жизни в прокрустово ложе геометрии. Тем самым формализм является выражением трагической ограниченности человека».

Приведенные выше высказывания составляют не столько текст, сколько подтекст книги Арнхейма. Сам автор рассматривает свою работу не как эстетическое исследование. Напротив, он говорит о специальных, сугубо психологических целях своей книги: исследовать некоторые принципы организации художественной формы и ее восприятия в процессе визуального познания мира. Но, несмотря на эти оговорки, Арнхейм не в состоянии пройти мимо целого ряда важнейших философско-эстетических проблем. И действительно, в ходе анализа психологических факторов восприятия он вступает в дискуссию по кардинальным вопросам эстетики с представителями различных направлений современной западной эстетики, и, прежде всего с представителями эстетики психоанализа.

Книга Арнхейма написана на основе принципов и методологии гештальтпсихологии. Эта ориентация на гештальтпсихологию особенно ощутима во «Введении» и первых трех главах: «Равновесие», «Очертание», «Форма». Во «Введении» Арнхейм специально подчеркивает, что методология его исследования базируется на экспериментальной и теоретической базе гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология относится к одному из влиятельных направлений в современной психологии на Западе. Ее основы были заложены еще в 20-х годах в работах немецких психологов, которые выдвинули теорию так называемого гештальта. Термин «гештальт» не поддается однозначному переводу на русский язык. Он обладает целым рядом значений, таких, как «целостный образ», «структура», «форма». В научной литературе это понятие чаще всего употребляется без перевода, означая целостное объединение элементов психической жизни, несводимое к сумме составляющих его частей. В своих работах гештальтпсихологи уделяли большое внимание проблемам восприятия. Они выступили, прежде всего, против ассоциативной теории восприятия, господствовавшей в психологических теориях XIX века. В противоположность этой теории они стремились доказать, что восприятие носит целостный характер и строится на основе создания целостных структур, гештальтов.

Необходимо отметить, что в своем стремлении раскрыть целостный структурный характер восприятия гештальтпсихологи часто приходили к чисто идеалистическим выводам, к признанию того, что факты зрительного восприятия объясняются не только свойствами объектов восприятия, но и врожденной, имманентной структурой феноменального поля, действием электрических полей головного мозга.

«Психологи-гештальтисты, — отмечает Р. Л. Грегори, — считали, что внутри мозга имеются картины. Они представляли восприятие как модификацию электрических полей мозга, причем эти поля копируют форму воспринимаемых объектов. Эта доктрина, известная под именем изоморфизма, оказала пагубное влияние на теорию восприятия. С тех пор существует тенденция приписывать гипотетическим мозговым полям свойства, якобы «объясняющие» такие явления, как искажение зрительного образа, и другие феномены».

Аналогичную оценку философского смысла гештальтпсихологии дает В. П. Зинченко. «Становясь на позиции психофизического параллелизма, гештальтпсихология рассматривала процессы формирования перцептивного образа как простое отражение. физиологических процессов структурообразования, якобы происходящих внутри нервной системы. Положение гештальтпсихологов о том, что перцептивные гештальты являются не отражением внешнего мира, а структур внутренних, продуцированных мозгом, представляет собой лишь новый вариант старой идеалистической концепции физического идеализма» .

Книга Арнхейма может привлечь внимание не только ученых, изучающих проблемы психологии и эстетики. Она представляет интерес и для тех специалистов, которые интересуются искусством в самом широком смысле слова. И это не случайно. Книга Арнхейма содержит богатый художественный материал, главным образом по истории классической и современной живописи. Делая произведения искусства предметом научного анализа, Арнхейм не анатомизирует их, а сохраняет целостность и оригинальность их художественной формы. Некоторые примеры из области искусства, приводимые Арнхеймом, обнаруживают довольно высокий уровень искусствоведческого анализа, свидетельствуют о высокой эстетической культуре автора.

Читайте так же:  Дикая сексуальная пустыня

И хотя книга не ставит перед собой цели осветить историю искусства, внимательный читатель может найти в ней ответы на многие вопросы о судьбе искусства в современном обществе. Книга Арнхейма заканчивается следующими словами: «Мы не знаем, на что будет похоже искусство будущего. Но мы знаем, что «абстракция» не есть кульминация искусства. Абстрактным художественный стиль никогда не будет». Эти слова — выражение принципиальной позиции автора, они вполне соответствуют содержанию всей его книги. Именно поэтому книга Арнхейма представляет большой интерес для читателя и принесет несомненную пользу исследователям искусства и психологии.

1. «Искусство и визуальное восприятия» (2000)

Данный труд американского ученого Р. Арнхейма использует богатый экспериментальный материал из области гештальтпсихологии, педагогики, физиологии для исследования искусства и художественной деятельности. Множество рисунков, схем, анализы произведений классического и современного искусства придают данному труду фундаментальность. Книга на протяжении многих лет остается одной из основных в области психологии искусства. (подробнее выше)

2. «Новые очерки по психологии искусства»

Статьи и очерки известного американского эстетика и психолога искусства, собранные в этом сборнике, объединены общими методологическими принципами. Разнообразны проблемы, которые анализирует автор: композиция, обратная перспектива, художественное образование, терапевтические функции искусства, стиль, образность, колорит, визуальное восприятие.

Методологической основой работ Рудольфа Арнхейма является гештальпсихология. В целом это оригинальная и целостная книга, внесшая несомненный вклад в изучение актуальных проблем психологии искусства и эстетики.

3. «В параболах солнечного света. Заметки об искусстве, психологии и прочем» (2012)

Впервые публикуются дневниковые заметки знаменитого американского психолога искусства Рудольфа Арнхейма. В ней содержатся краткие афоризмы об искусстве, рассуждения о психологических принципах фрейдизма, бихевиоризма и гештальтпсихологии. Книга рассчитана на всех, кто интересуется вопросами искусства и философии культуры.

Материал подготовлен и составлен сообществом Art Traffic. Культура. Искусство

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества education

Кратко об основных положениях и идеях гештальтпсихологии

Гештальтпсихология зародилась в Германии в начале 20-го века.

Данное направление основано на идее о целостности сознания человека.

Что такое эмоциональная терапия Н.Линде и А.Эллиса? Узнайте об этом из нашей статьи.

Гештальт — определение простыми словами, значение слова

Гештальт — это теория восприятия.

Само слово «гештальт» переводится как «фигура», «форма», «структура», «образ».

Но подобный перевод не отображает глубинной сути понятия, описывающего обширную категорию.

Слово «гештальт» является ключевым элементом в гештальтпсихологии. Оно обозначает определенную форму организации отдельных частей или структуру, посредством которой сумма индивидуальных элементов превращается в целое.

Пример: Завидев кошку, человек воспринимает ее как единое целое, называемое «кошкой». Он не делит ее на лапки, усы, хвост, голову и т.д.

Что это за направление в психологии?

Гештальтпсихология — это одно из самых неоднозначных и обсуждаемых направлений на Западе.

Суть его заключается в том, что индивидуум воспринимает окружающую реальность не как набор отдельных фрагментов или единиц, а как мир упорядоченных сочетаний взаимно расположенных предметов и/или их частей.

Исходя из этого, к работе с сознанием и его изучению следует подходить целостно, не расчленяя его (сознание) на элементы.

Предмет исследования

Когда научная школа находилась на этапе становления, предметом гештальтпсихологии было феноменальное поле.

Затем внимание сместилось с восприятия на попытки объяснить мыслительные механизмы.

Основатель

Основоположником данного направления стал немецкий психолог Макс Вертгеймер, гештальтпсихология для которого была новой и эффективной формой психоанализа. Работали над развитием гештальтпсихологии такие представители, как Курт Левин, Вольфганг Келлер и Курт Коффки.

Основные идеи, положения, принципы, понятия

Центральный тезис или идея гештальтпсихологии: «Целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей».

Отец-основатель гештальтпсихологии рассматривал мышление как последовательную смену гештальтов, т.е. видение одной и той же проблемы под разными углами. Из этого вытекают основные положения направления психологии:

  1. Все психические процессы имеют определенную структуру и такое качество, как целостность. Структуру можно разбить на элементы, но они будут вторичны по отношению к целому. Т.е. сознание — это сложная структура, где все единичное тесно связано между собой и образует цельность.
  2. Константность восприятия. Как бы ни менялись условия восприятия, некоторые объекты/явления/предметы и присущие им свойства будут восприниматься одинаково и неизменно по отношению к самим себе.

Ключевые принципы гештальтпсихологии, определяющие научную школу:

[2]

  • близости (все, что находится рядом, воспринимается в совокупности);
  • схожесть (все, что имеет сходство по форме, цвету и объемам воспринимается в совокупности);
  • целостность (восприятие стремится упростить и довести до цельности);
  • замкнутость (фигуры должны обладать формой);
  • смежность (близкое расположение стимулов во временном и пространственном поле);
  • единая зона (гештальт формирует актуальное восприятие ровно, как и пережитый опыт вместе с научением).
  • О становлении психологии, как науки о сознании человека, читайте здесь.

    • закон фона и фигуры (фигуры воспринимаются как единое и завершенное, а фон как нечто непрерывное, расположенное на последующем за фигурой плане);
    • закон транспозиции (психика реагирует не на единичные раздражители, а на их соотношение);
    • закон прегнантности (при наличии альтернативных вариантов человек склоняется к восприятию самой элементарной и стабильной фигуры);
    • закон константности (все стремится к постоянству);
    • закон близости (стремление к объединению в единое целое объектов, смежных в пространстве и времени);
    • закон замыкания (когда человек встречается с непонятным, мозг пытается преобразовать данный объект во что-то доступное).

    к содержанию ↑

    Достоинства и недостатки

    К плюсам гештальтпсихологии можно отнести проработку таких важных проблем, как восприятие, память, мышление и межличностных коммуникаций.

    Также были затронуты и подробно рассмотрены проблемы творческого мышления.

    Был выявлен феномен «инсайта» как концентрации на целостности структуры ситуации.

    Через исследование восприятия были выявлены законы «фигуры», «транспозиции» и т.д.

    Основной минус гештальтпсихологии — это небольшой теоретический потенциал, который был исчерпан уже к 30-ым годам.

    Читайте так же:  Депрессия и стоит ли ее лечить
    Видео (кликните для воспроизведения).

    При этом не все выводы и интерпретации в направлении обоснованы (например, вопрос изоморфизма). Часть положений гештальтпсихологии имеет достаточно нечеткую формулировку.

    Кто такой гештальт-терапевт?

    Гештальтист — кто это? Гештальт-терапевт — это специалист, который помимо базового психологического образования обучился также по направлению гештальтпсихологии.

    Гештальт-терапевт или гештальтист помогает клиентам:

    • осознать повторяющиеся механизмы поведения, которые блокируют успех в том или ином вопросе;
    • отследить, как повторяющиеся модели поведения проявляются в ситуациях;
    • научиться менять свои привычные модели поведения, т.е. выбирать между привычной и замещающей моделью;
    • нести ответственность за собственный выбор;
    • получать положительные эмоции от совершенного выбора.

    Отцом гештальт терапии является ученый Фриц Перлз.

    Каковы основные направления и задачи социальной психологии? Ответ вы найдете на нашем сайте.

    Описание метода терапии

    Гештальттерапия акцентирует внимание человека на текущем моменте и на процессах, протекающих в данную минуту в данном месте.

    Терапия развивает осознанность, ответственность и возвращает способность к переживанию внутренних чувств и эмоций, зачастую подавленных.

    Она развивает образ индивидуума на базе пяти сфер:

    • физическая;
    • эмоциональная;
    • рациональная;
    • социальная;
    • духовная.

    Гештальттерапия берет на вооружение самые различные методы, включая словесные и практические, подключая речь, чувства, фантазию, сновидения, двигательную активность, тело и т.д.

    Целью терапии является снятие внутренних блоков и стимулирование развития, «включение» саморегуляции.

    Базой для этого становится осознанное восприятие цикла контакта с внутренним и окружающим миром, а также полноценное «проживание» эмоций.

    Гештальт-терапевты считают нормальным, если длительность терапии составляет 2 года. Далее сеансы следует прекратить.

    Гештальтпсихотерапия помогает справиться с непережитым горем, за счет принятия и проработки сильных страданий. Она помогает решить проблемы коммуникации с детьми и родителями, избавиться от разрушающих установок, пережить конфликтные ситуации.

    По своей сути гештальттерапия и гештальтпсихотерапия идут в неразрывной связке, сообщаясь методами и подходом.

    Гештальт-консультирование также рассматривают в рамках гештальт-подхода. Технику работы с человеком при этом разделяют на технику диалога и проективную технику (работа с фантазией, снами, воображением и т.д.).

    Методики и техники

    Благодаря гештальт-подходу можно разрушить невротические механизмы.

    [1]

    Борьба с ними происходит по определенным правилам.

    И большую роль в этом играет разбор определений, которые становятся отправной точкой для начала терапии:

    Все эти понятия — формы прерывания контакта в гештальт терапии.

    Психотерапевтический процесс в гештальттерапии требует соблюдения некоторых условий:

    1. Употребление местоимения «Я» и отказ от «мы», «он», «она», «они».
    2. Отказ от глаголов «не могу» и «не хочу» в пользу «должен» и «предпочитаю».
    3. Раскрытие потенциала и смысла слова «это».
    4. Прямое обращение вместо описаний людей в третьем-лице.
    5. Отказ от вопроса «почему» и замена его на вопрос «как», чтобы из рассуждений уйти в чувственную сторону.
    6. Замена вопросительных формулировок на утвердительные.

    Технические процедуры в гештальт-терапии называют играми.

    Это различные действия, которые активируют различные чувства и переживания, отчужденные части личности с помощью воплощения в реальности мысленных образов.

    Очень часто в гештальт-терапии встречается техника «пустого стула». Эта техника помогает выявить и усилить скрытые чувства.

    Пустой стул в этом случае как бы занимает какой-либо человек, отношение к которому для участника гештальттерапии остается не до конца объяснимым. В результате прием катализирует воображение.

    Когда происходит прерывание контакта в гешальттерапии (клиент не испытывает чувств или не замечает их, не понимает своих желаний и их природы, эмоции идут на спад) терапевт задает наводящие вопросы:

    • «Что ты ощущаешь?»
    • «Что происходит у тебя в теле?»
    • «Какие эмоции преобладают в твоей голове?» и т.д.

    Это помогает вернуть контакт.

    Терапевт также делится своими собственными чувствами, чтобы клиент мог использовать эти чувства как среду для дальнейшей реакции.

    Примеры упражнений

    «Челночное движение»

    Клиент переживает события прошлого этапами, как бы по ступенькам возвращаясь в предыдущий день.

    Человек визуализирует травмирующее событие, заново его переживает и закрывает тем самым гештальт.

    «Противоположные ассоциации»

    Клиент и терапевт поочередно называют понятие. Сначала — негативное, потом тоже понятие в связке с позитивной ассоциацией. Например, сочетание понятия «слезы» и «слезы радости».

    «Верх и низ»

    Упражнение применяется в условиях групповой терапии. Один стоит на стульчике, другой встает перед ним на корточки. Затем участники меняются местами и делятся эмоциями/ощущениями.

    «Лицо»

    Клиент ложится и пытается почувствовать свое лицо, рот, нос, лоб. Затем он, не влияя на выражения своего лица и не изменяя его, пытается осознать данное выражение. Сосредотачиваясь на нем необходимо также улавливать непроизвольные изменения в лице.

    В результате клиент переживет несколько разных настроений.

    «Антиквариат»

    Клиенту необходимо мысленно представить, как он заходит в антикварный магазин и покупает там вещь. Затем он сливается с этой вещью, представляя себя антикварным объектом. От имени этого предмета он рассказывает свои историю, раскрывает секреты бывших хозяев и описывает свои чувства/эмоции будучи антикварной вещью.

    «Два стула»

    Случается так, что человек чувствует противоречия межу собственными эмоциями.

    С одной стороны он испытывает острое раздражение, а с другой стороны раскаяние за негативные эмоции. Сценариев может быть масса. Упражнение «два стула» помогает разобраться в себе.

    Клиент поочередно садиться на «злой» и «добрый» стул, отыгрывая за каждую сторону своей личности. В процессе человек может прочувствовать противоречивые эмоции и выйти из конфликта, закрыв гештальт.

    Обучение и практика

    Гештальт тренинги и курсы гештальт-терапии очень популярны на данный момент, так как методы и техники терапии можно применять самостоятельно, без строгого контроля со стороны терапевта. Однако для этого необходимо обладать базой знаний по теме.

    Даже групповые и частные занятия дают хорошую и крепкую базу для последующей самостоятельной проработки своих чувств и эмоций. Все дело в том, что запускается процесс саморегуляции психики и развивается осознанность.

    Гештальтерапия помогает не только решать проблемы психологического и эмоционального характера. Она также способствует развитию творческого потенциала, раскрытию личности и тренировке воображения. Сегодня терапия (групповая и частная) применяется даже как профилактика.

    [3]

    Что такое гештальт-терапия? Основы гештальт-терапии в этом видео:

    Гештальтпсихология и гештальт терапия

    Гештальтпсихология возникла в 1920-х годах; создателями этого направления психологии считаются Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёлер. Эта научная школа основывается на идее, что поведение и хитросплетения разума человека не следует изучать отдельно, а нужно исследовать их как единое целое, потому что в сознании человека части опыта организуются в целую структуру, или гештальт* .
    Читайте так же:  Про силу наших убеждений и возможность невозможного

    Гештальтпсихология: поведение и разум как единое целое

    Представители этой школы считают, что целое не есть просто сумма отдельных частей. Основываясь на этой идее, гештальтпсихологи поделили перцептивный процесс, или процесс восприятия, на отдельные принципы и объяснили, как небольшие объекты группируются друг с другом, создавая более крупные. Гештальтпсихология изучает поведение, речь и восприятие человеком окружающего мира, после чего эти данные используются в терапевтических целях, чтобы помочь ему стать более цельной личностью или лучше разобраться в своей собственной личности.

    * Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — центральное понятие в гештальтпсихологии; это пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, существенные свойства которых нельзя понять путем суммирования свойств их частей. Прим. ред.

    Структурные принципы перцептивного процесса

    Чтобы продемонстрировать, что целое — это не просто сумма частей, гештальтпсихологи вывели структурные принципы организации восприятия . Эти принципы (или закономерности) представляют собой своего рода кратчайшие пути, используемые психикой для решения задач; они весьма убедительно объясняют, как объекты меньшего размера группируются друг с другом, образуя более крупные, и наглядно показывают, что между целым и разными составляющими его частями есть разница.

    Похожие по размеру, цвету, очертаниям объекты воспринимаются вместе . Например, глядя на рисунок ниже, мы видим вертикальные колонки из кружков и квадратиков.

    Целостность

    Согласно этому принципу, восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности. Например, на этой иллюстрации люди, как правило, видят не комбинацию сложных форм, а пять колец.

    Группа объектов, расположенных близко друг к другу, воспринимается вместе . На следующем рисунке кружки справа кажутся большинству людей сгруппированными в горизонтальные ряды, а кружки слева — в вертикальные колонки.

    Замкнутость

    Принцип замкнутости отражает тенденцию восприятия завершать фигуру, чтобы она приобрела полную форму. Если точки кажутся соединенными между собой изогнутыми либо прямыми линиями, человеку видится плавное соединение; а линии воспринимаются как сгруппированные, а не отдельные линии и углы. Например, на представленном ниже рисунке большинство из нас видят нижнюю часть не как отдельную кривую, а как продолжение верхнего ряда точек .

    Закон завершенности (или замыкания)

    Данный закон гласит, что мозг заполняет пробелы в образах сгруппированных объектов, создавая цельный образ.

    Так, наш мозг вполне успешно игнорирует пробелы на этой иллюстрации, замыкая контуры. Он сам предоставляет недостающую информацию и «дорисовывает» треугольники и кружки — фигуры, ему хорошо знакомые.

    Фигура и фон

    Согласно этому принципу, при восприятии объекта фигура всегда выдвинута вперед, а фон отодвинут назад . Даже если речь идет об одном образе (как на рисунке ниже), мы видим либо вазу, либо два обращенных друг к другу профиля, но никогда оба образа одновременно.

    Г ештальт — терапия

    В 1940-х годах супруги Фредерик и Лаура Перлз, основываясь на достижениях гештальтпсихологии, а также под влиянием других идей, в частности теорий Зигмунда Фрейда и Карен Хорни, основали новое направление психотерапии — гештальт-терапию.

    Подобно гештальтпсихологии, сфокусированной на идее целостности, гештальт-терапия базируется на идее о способности человеческого организма как единства всех функций и психики к саморегуляции и приспособлению к окружающей среде.

    Представители ранней школы гештальтпсихологии в своей теории рассматривали фигуру и фон отдельно. В гештальт-терапии эта идея используется для того, чтобы помочь человеку лучше осознать свою суть, понять самого себя.

    • Гештальт терапия помогает людям рассмотреть и осознать свое «я» на фоне неразрешенных ситуаций и эмоций.

    Основные методы гештальт-терапии

    Одним из основных методов гештальт-терапии считаются ролевые игры. Они помогают человеку находить выход из безвыходной ситуации или решение неразрешимой проблемы. Самая распространенная техника, придуманная Фредериком Перлзом, — это «пустой стул». При ее применении человек разговаривает с пустым стулом так, будто на нем кто-то сидит. Прием позволяет пациенту выпустить пар и найти новые решения своих проблем.

    В гештальт-терапии сильный упор также делается на анализ сновидений. Сторонники этого метода считают, что сны позволяют выявить психологические особенности личности, а также извлечь любые травмирующие переживания из прошлого . Для этого психотерапевт просит пациента на протяжении двух недель записывать свои сны, а затем, выбрав один, особенно яркий или значимый, разыграть его в реальной жизни. Считается, что таким образом человек воссоединяется с теми частями своего прошлого опыта, которые он отказывался признавать.

    Еще один распространенный гештальттерапевтический метод предполагает битье дивана палками или колотушками, чтобы, как говорится, избавиться от чувства гнева . Представляя в воображении то, что вызывает у него злость, и избивая этот образ палкой, пациент избавляется от неконструктивного гнева и сосредотачивается на своем истинном «Я».

    Поскольку в основе этого психологического направления лежит идея лучшего осознания себя, пациенту обязательно нужно повысить уровень осознанности. Этого можно достичь, произнося фразу «Я знаю, что я. », чтобы тем самым четко определить свою самость. Например:

    • «Я осознаю, что я сейчас сижу у письменного стола.»,
    • «Я осознаю, что я сейчас чувствую печаль
    Видео (кликните для воспроизведения).

    И далее в том же духе. Таким образом человек остается в настоящем и отделяет свои чувства от интерпретаций и субъективных оценок; такая техника помогает создать более четкое видение того, как пациент понимает себя. Этот метод, пожалуй, самый известный и одновременно самый простой.

    Источники


    1. Регуляция репродуктивного поведения и репродуктивное здоровье / И.С. Морозова и др. — М.: Ленанд, 2015. — 240 c.

    2. Маркова, Надежда За пределами одиночества / Надежда Маркова. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 208 c.

    3. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. — М.: Питер, 2005. — 176 c.
    Гештальт-терапия как наука и искусство
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here