Глубинная психология на краю сцены

Сегодня обсуждаем тему: глубинная психология на краю сцены с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Научная работа: Несколько соображений по поводу перспектив соционики

Несколько соображений по поводу перспектив соционики

Умные мысли и/или эффективные дела.

[3]

(Несколько соображений по поводу перспектив соционики)

Надо отдать должное замечательной и продуктивной работе, проведенной социониками, которым удалось заново открыть большое количество системных знаний, т.е. универсальных закономерностей бытия. Одной из основных, на мой взгляд, заслуг соционики является то, что системные знания были описаны логически, аналитическим языком. Это способствует хорошему пониманию их непреходящей сути западной культурной традицией, то есть людьми, модель мира которых построена на вере в силу науки, то есть активной борьбы с природой с помощью интеллекта.

[3]

В других культурных традициях в другие времена те же самые системные знания объяснялись образно духовным языком: мифов (Руны и Эпосы скандинавских народов), средневековой мистики (Астрология и традиция Таро), китайской Книге Перемен и традиции Фен-Шуй, античных мистериях и трудах древнегреческих философов-мыслителей. Всегда стараясь понять и объяснить природу души и душу природы, ищущие знания люди замечали универсальные закономерности, действующие в жизни как одного человека, так и целых народов, постигали неявную для других взаимосвязь всего со всем (целого с частью и части с целым). И вопрос: «Что есть человек, чем он отличается от себе подобных и в чем разные люди схожи?» Всегда возникал и объяснялся по-своему, в терминах данного времени, данной культуры.

Совершенно правы люди, называющие соционику системой верований, ведь у нее уже есть собственные мифы и сленг. Все дело в том, что в настоящее время наука и религия находятся в процессе сближения, то есть религия старается быть более объективной и просвещенной, стремиться к развитию и все более уходит с ортодоксальных позиций. Наука же в свою очередь становится более этичной, то есть принимает существование духовных феноменов и не отрицает их важности и непостижимости на данном этапе развития. Вопрос веры был для людей актуален всегда, во все времена. Ведь часто только вера дает силы и наполняет смыслом существование человека, хотя она и является всего лишь жалкой заменой прямого переживания жизни. Сейчас, когда вера во внешнего бога в религиозной форме разрушена наукой — говоря словами Ницше «Бог умер», люди стараются обрести успокоение в других формах веры. В Советском Союзе коммунистическая вера, пытавшаяся заменить православие, утверждала идею рая на земле в будущем ценою жертв и лишений в настоящем. То есть объектом веры было время всеобщего изобилия и тотального равенства, а система верований строилась на идее правоты большинства, то есть стандартизации людей по некому среднему, ближе к люмпенскому, уровню.

Вообще, оценивая любую систему верований, нагляднее всего посмотреть на идеал, героя, следующего ее идеологии. Вот несколько утрированных примеров:

Монах-сектант с горящими глазами, истязающий свое тело долгими постами и всенощными бдениями.

Рабочекрестьянин, пашущий от звонка до звонка и глушащий водку, но верящий в победу мирового пролетариата и всеобщую сладкую халяву для потомков.

Потребитель, покупающий все подряд, уверовавший в рекламу, и ждущий, когда же начнут бронировать билеты в рай.

Сейчас же и в бывшем совке, да и во многих других странах, с верованиями людей творится полный ералаш. Всевозможные эзотерические направления, миссионеры многочисленных «новых церквей и общин», учителя, ашрамы, шаманы и.т.д. Традиции сдают в неравной борьбе с культурной экспансией и массовой глобализацией. С помощью рекламы и PR можно сделать за считанные месяцы то, на что уходили века миссионерства и крестовых походов.

Заметную популярность сейчас получило New AGE (Новая Эра), это культурно-религиозное течение, основанное на холистическом мировоззрении. Вкратце, цели этого культурного феномена можно охарактеризовать как поиски рая на земле, пацифизм и приветствие всеобщей интеграции и глобализацию. Большое количество попыток создать новую общемировую веру (религиозную основу) пока проваливается, но запрос имеет место быть, это факт…

Но мы слишком увлеклись.

Да, у соционики есть все предпосылки стать новой верой. Прежде всего, верой в себя, в свои силы, и в свою, нужную обществу, миссию. Также в основах соционики заложены гуманистические идеи равной значимости и важности каждого типа для человечества в целом, и идеал совершенства в виде целостной личности, достигшей трансценденции — гармонии внутри себя и с окружающим миром.

Есть даже некий аналог первородного греха. Имеется в виду то, что психотип жестко задается при рождении, и человек изначально неполноценен, т.е. урезан в возможностях в 16 раз! Он получает от создателя болевую точку (ТНС) и недостижимый идеал в виде базовой функции (некоторые соционики называют ее не иначе как «проклятие типа») — прямо-таки карма, да и только. Налицо целый пантеон потенциальных богов-покровителей — коими являются яркие личности, псевдонимами которых названы психотипы, о которых, кстати, уже бытуют легенды. Например, Жуков почитаем на «соционическом Олимпе» как весьма опасный и жестокий воин, а Гексли имеет славу легкомысленного донжуана, болтуна и повесы.

И зачастую в соционической среде каждый неофит автоматически наделяется качествами легендарного псевдонима. И это неплохо, а зачастую бывает и очень полезно, но, к сожалению, в соционике все еще много неточностей, и часто человек получает не свой идеал для развития и еще сильнее утверждается в собственной ошибке. Я бы предложил для обозначения соционики и подобных ей систем термин «киберязычество». Это информационно и аналитически обоснованная вера в собственные силы в рамках своего психотипа, имеющего покровительствующего ему героя-бога.

Несмотря на попытки удержать соционику в рамках академической науки, она все больше становится стилем жизни и мышления, пока, правда, ограниченным узким кругом ищущих людей. Но, учитывая стойкий интерес к психологии и эзотерике, количество принимающих эту модель мира, будет неуклонно расти. Возможно, в распространении в умах победит вовсе не классическая соционика, а какая-либо ее модификация, сейчас, например, есть Психойога и Символьная соционика, либо похожая модель мира со сходной структурой.

Юнг признавался по поводу своих алхимических опусов: «Я пишу как язычник, хотя я христианин». Если монотеистическая риторика абстрактна и безобразна, то книги Юнга воплощают яркий, живой, эмоциональный стиль письма. Они являются примером языческой, политеистической риторики. Языческий космос с множеством персонажей предлагает свободу в индивидуальных верованиях. Он ничего не навязывает. Такая установка предполагает терпимость и принятие, позволяет сосуществовать множеству равноправных моделей жизни и человеческой самореализации. (Из статьи «Глубинная психология: на краю сцены», Лев Хегай)

Соционика в форме веры реально может дать Точку опоры в жизни. Многим просто необходимо во что-то верить, ведь люди считают себя слабыми, хотя и не показывают этого окружающим, не зная, что внутри каждого есть воистину бесконечные силы (возможности). Но почти все люди не слышат самих себя и, чувствуя слабость себя, которую сами и поддерживают, очень нуждаются в опоре. Это может быть нечто, что человек считает сильным и вечным. Сейчас наши современники охотнее всего верят в силу знания, новые технологии и своих кумиров. Любая раскрученная личность, будь то рок-музыкант или эзотерический гуру, в короткий срок становится объектом поклонения. Любая же, даже самая бредовая, но научно обоснованная идея безоговорочно принимается обывателями. Вера в любые чудодейственные технологии, от магических до генетических, сейчас очень сильна, и ее можно укрепить одним, двумя публичными чудесами.

Читайте так же:  Сайты знакомств – возможно ли найти свою любовь

Соционика может стать для многих поддержкой и опорой.

О глубинной психологии и ее методах

Для начала разберемся в терминологии. Поэтому приведу несколько цитат из научных источников —

«Глубинная психология – общее название для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических процессов.

Заслуга введения понятия признается за швейцарским психиатром Э.Блейлером, тесно сотрудничавшим с З.Фрейдом. Совместными исследованиями авторы заложили фундамент для изучения психических феноменов через призму бессознательного.

Психоанализ стал ведущим направлением глубинной психологии, из которого позже отпочковались многочисленные направления и течения.»

  • Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996
  • Райкрофт Ч. Критический словарь по психоанализу. — СПб., 1995
  • Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перевод с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М., 2000

«„Глубинная психология” является понятием, возникшим в современной медицинской психологии (Э.Блейлер), и обозначает ту психологическую науку, которая занимается феноменами бессознательного». (К.Г. Юнг, 1951)

К глубинной психологии относятся:

  • психоанализ З.Фрейда — движущей силой процессов, происходящих в бессознательном (переживания, чувства, не поддающиеся осмыслению на сознательном уровне) считает энергию либидо, которую трактует как сексуальную энергию;
  • аналитическая психология (К.Г.Юнг) — понимание процессов бессознательного схоже с пониманием Фрейда. В отличие от Фрейда энергию либидо понимает как психическую энергию жизненной силы;
  • индивидуальная психология (А.Адлер) — движущей силой процессов, происходящих в бессознательном и влияющих на формирование личности видит в чувстве неполноценности и беспомощности, которое возникает у маленького ребенка относительно окружающих его взрослых — т.е. стремление к власти;
  • неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливани др.),
  • логотерапия (logos — смысл) (Виктор Франкл) — движущим механизмом психического развития считает волю к поиску смысла жизни.

А теперь я хочу рассказать о методе глубинной психологии. Какова отличительная особенность направлений глубинной психологии.

Направления глубинной психологии работают с причиной проблемы. Методики, которые используются в рамках этих направлений, позволяют разрешить конфликты у истоков их возникновения, помочь клиенту посмотреть на свою проблему как бы со стороны, как сторонний наблюдатель — «Большое видится на расстоянии». Терапевт помогает эмоционально абстрагироваться от навязчивого эмоционального переживания и объективно оценить и пережить «невыносимые» чувства и эмоции.

Таким образом, не дающий покоя вопрос уже не кажется настолько грандиозным. Когда же происходит осознание проблемы, можно решать, что и как с этим делать – выбирать пути решения. Таким образом, глубинная психология позволяет осознать сам источник своего душевного и психологического дискомфорта, а не работать с симптомами.

Какие образом происходит процесс терапии.

У каждого человека есть внутренний ресурс. Это некая индивидуальная сила, жизненная сила. Что-то свое — индивидуальное — так, например, как отпечатки пальцев не повторяются ни у одного человека в мире. Так и ресурс — у каждого он свой, индивидуальный.

В процессе терапии, терапевт помогает человеку самостоятельно найти внутри себя этот ресурс (т.к. аналитически ориентированный терапевт идет за пациентом и не навязывает ему какие-либо свои видения и трактовки), сформировать свой личный внутренний интроект — своеобразного принимающего «помощника», который находится не во вне (как, например, отражение проекции значимых близких людей — мамы, папаы мужа, детей, друзей и т.п)., а формируется внутри самого человека.

Этот аккумулированный свой собственный ресурс — эта та индивидуальная, личная сила, которая больше не может быть утрачена. Она не дестабилизируется, а может только развиваться и укрепляться.

Задача психотерапевта помочь клиенту найти и «вырастить» в себе этот ресурс, для того, чтобы человек всегда мог найти силы внутри себя и в любой сложный момент своей жизни мог найти поддержку внутри себя, а не зависеть от психолога и других сторонних людей, не впадать в зависимости и не выстраивать созависимые отношения.

Благодаря этой силе, человек готов вернуться и вновь пережить травмирующие ситуации своей жизни (как правило в своем детстве), принять те аффективные эмоции, которые он не смог пережить, будучи ребенком, в связи с чем они были вытеснены в область бессознательного, откуда всю жизнь оказывали травмирующее влияние на жизнь человека и вновь прожить эти болезненные, разрушающие чувства. Полностью осознанные и пережитые переживания, уходят полностью и жизнь человека меняется. Меняется восприятие человека своей жизнь, взаимодействие с окружающими, положительные изменения затрагивают все области жизнь. Это связано с глубинными изменениями личности самого человека — уходят страхи, обиды, боль. Жизнь наполняется радостью, любовью и гармонией.

С этим связана длительность терапии. Такая терапия достаточно долгосрочна (не менее 6-ти месяцев) в сопоставлении с краткосрочными методами, которые, в свою очередь, призваны разрешить конкретную поверхностную задачу — вылечить симптом, так сказать.

Аналитическая психология

Эту страницу предлагается объединить с Аналитическая психология К. Юнга.

Аналитическая психология — одно из психодинамических направлений [1] , основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг [2] . Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В отличие от естественно-научного подхода экспериментальной психологии, аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной [3] [4] .

Читайте так же:  Лишний вес и сенсорный голод

Содержание

Общие положения [ править ]

В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как надперсональной врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является реализацией либидо — универсальной психической энергии, которая — в отличие от концепции либидо Фрейда — не имеет собственной определенной окраски (например, сексуальной), а может иметь различные проявления в разных областях жизни человека. В процессе личного исследования собственной психики — анализа человек встречается со своим бессознательным через понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Символический язык бессознательного следует изучать и понимать с привлечением данных мифологии, этнологии, религиоведения. Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.

Юнг также дал описание экстравертной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок и четырёх функций, по роли которых в индивидуальной психике выделяются типы личности.

Невроз с точки зрения аналитической психологии — это результат дисгармоничных отношений между индивидуальным сознанием и архетипическими содержаниями. Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь индивиду установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Это означает, что сознание не должно быть ни поглощено бессознательными содержаниями (что определяется как состояние психоза), ни изолировано от них. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Юнг считал процесс психологического роста и созревания (который он называл индивидуацией) ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Для движения по пути индивидуации человеку следует допустить встречу с чем-то в своей личности, что находится за пределами Эго. Этому способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).

Производными аналитической психологии являются:

Основные понятия [ править ]

Бессознательное [ править ]

Аналитическая психология опирается на предположение о существовании индивидуального бессознательного как мощной составляющей человеческой души. Устойчивый контакт между сознанием и бессознательным в индивидуальной психике необходим для её целостности.

Другое ключевое допущение заключается в том, что сновидения демонстрируют мысли, убеждения и чувства, которые иначе остаются неосознанными для индивида, но стремятся к этому, и что этот материал выражается в том, как человек описывает визуальные образы. Оставаясь неосознанным, этот материал содержится в бессознательном, и сновидения являются одним из основных средств выражения этого материала.

Аналитическая психология различает индивидуальное (личное) и коллективное бессознательное (см. далее).

Коллективное бессознательное содержит архетипы, общие для всех людей. Это означает, что в процессе индивидуации могут всплывать символы, не имеющие прямого отношения к непосредственному опыту конкретного человека. Эти содержания являются скорее ответами на более глубокие вопросы человечества: жизнь, смерть, смысл, счастье, страх. Эти и другие понятия могут актуализироваться и быть интегрированными личностью.

Коллективное бессознательное [ править ]

Концепция Юнга о коллективном бессознательном зачастую понимается неверно. Чтобы понять эту концепцию, важно понять смысл архетипов.

[2]

Архетипы коллективного бессознательного можно представить как ДНК человеческой души. Все человеческие существа имеют общую физическую наследственность и предрасположенность к примерно определенным физическим формам (например, иметь две руки, одно сердце), и точно так же все мы имеем врожденные психологические предрасположенности в виде архетипов, которые и образуют коллективное бессознательное. [10]

По контрасту с объективным миром субъективная реальность архетипов не может быть полностью измерена количественными методами исследования. Она может быть лишь открыта через исследование символической коммуникации человеческой души — в искусстве, сновидениях, религии, мифе и в рисунке человеческих отношений и поведения. Юнг посвятил свою жизнь задаче открытия и понимания коллективного бессознательного, он предполагал, что определенная символическая тематика существует во всех культурах, всех эпохах и в каждом отдельном человеке.

Архетипы [ править ]

Юнг ввел понятие психологического архетипа в 1919 году в работе «Инстинкт и бессознательное». [11] В его понимании архетипы — это врожденные универсальные прототипы идей, и они могут быть использованы для интерпретации результатов исследований. Группа воспоминаний и связей вокруг архетипа называется комплексом. Например, материнский комплекс связан с материнским архетипом. Юнг рассматривал архетипы как психологические органы, по аналогии с органами тела, так как в тех и других есть морфологические задатки, которые проявляются в ходе развития.

Самость [ править ]

Самость — архетип порядка, являющийся центром целостности сознательного и бессознательного душевного бытия человека [12] и принципом их объединения.

Тень [ править ]

Тень — это бессознательный комплекс, под которым подразумевают подавленные, вытесненные или отчужденные свойства сознательной части личности. В аналитической психологии принято выделять как созидательные, так и деструктивные аспекты Тени человека.

В деструктивном аспекте Тень представляет собой то, что человек не принимает в себе самом. Например, человек, считающий себя добрым, обладает теневыми качествами грубости или злобности. И наоборот, у жесткого по характеру человека в Тени остается нежность, чувствительность.

В конструктивном аспекте Тень представляет собой положительные, полезные качества. О них говорят как о «золоте Тени».

Юнг подчеркивал, как важно понимать теневые содержания и включать их в сознание, чтобы избежать ситуации, когда теневые качества человек проецирует на окружающих (присваивает им).

В сновидениях Тень часто бывает представлена в виде темной фигуры того же пола, что и сам сновидец. [13]

По Юнгу, человек обходится с Тенью четырьмя способами: отрицание, проекция, интеграция и/или трансформация.

Анима и анимус [ править ]

Анима и анимус — архетипы, связанные с мужским и женским полом. [14]

Самореализация и невротизм [ править ]

Врожденная потребность в самореализации подталкивает людей к тому, чтобы обнаружить и интегрировать отброшенный материал. Этот естественный процесс называется индивидуацией, то есть, процессом становления индивидуальности.

По Юнгу, самореализация может проходить в два этапа. В первой половине жизни человек отделяется от сообщества, пытается создать собственную идентичность (Я). Поэтому в молодых людях бывает много деструктивности, а отношения подростка к родителям часто полны враждебности. Юнг также говорил, что мы проходим через «второй пубертат» около 35-40 лет, когда переносим акцент с материальных ценностей, сексуальности, деторождения на ценности общности и духовности.

Во второй половине жизни человек воссоединяется с человеческим родом, снова становится его частью. В это время взрослый человек начинает с большей охотой делиться чем-то с другими (добровольно посвящать свое время общим делам, заниматься строительством, садоводством, искусством), чем разрушать. В этот период он обращает больше внимания на свои чувства — осознаваемые и не осознаваемые. По наблюдению Юнга, молодой человек редко мог бы сказать «Я злюсь» или «Мне грустно», так как это подразумевало бы присоединение к общечеловеческому опыту, к которому он обычно приходит в более зрелые, мудрые года. Для молодости характерна тема поиска своей настоящей сути, а для целостной личности ведущей является идея вклада в общий опыт.

Читайте так же:  Как проверить мечту и цель на истинность

Юнг предполагал, что конечная цель коллективного бессознательного и самореализации — достижение высочайшего, то есть, духовного уровня опыта.

Также он считал, что если человек не продвигается по пути самопознания, возникают невротические симптомы, в том числе, такие широко известные, как фобия, фетишизм или депрессия.

Основные понятия психоанализа

Информационные партнеры сайта

Поиск по сайту

Часто задаваемые
вопросы

Статьи по психологии и медицине

Библиография психоаналитической литературы, изданной в России в 20-21 веке.

Хайл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. СПб., 2001. — 784 с.

Халецкий А.М. О роли психопатологического метода исследования в диагностике психозов. // Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С.Корсакова, 1959, том 59, вып. 1, с. 102-106.

Халецкий А.М. О целостных и диссоциированных структурах психозов. // Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С.Корсакова, 1964, том 64, вып. 11, с. 1666-1670.

Халецкий А.М. К психологии хулиганства. // Изучение преступности и пенитенциарная практика. Вып. 2. Одесса, 1928, с.5-28.

Халецкий А.М. Психоанализ личности и творчества Шевченко // Современная неврология, 1926, № 3, с. 346-354.

Халецкий А.М. Анализ восприятия художественного творчества. Одесса, 1927. — 83 с.

Халецкий А.М. К вопросу о сексуальной символике бреда душевнобольных. // Современная психоневрология, 1927, № 2, с.133-139.

Видео (кликните для воспроизведения).

Халецкий А.М. Фрейдизм, микросоциология, экзистенциализм. // Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С.Корсакова, 1965, том 65, вып. 4, с. 624-630.

Хамитов Н.В. Философия и психология пола. Киев., 2001. — 224 с.

Хананашвили Н.М. Информационные неврозы. Л., 1978.

Харитонов А.Н. Семейный психоанализ как научно-практическое направление. // Психоаналитический вестник, 2002, №10, с. 62-78.

Харитонов А.Н. Восприятие идей З.Фрейда психоаналитиками в Советской России в 20-е годы. // Российский психоаналитический вестник, 1992, № 2, с. 55-63.

Харитонов А.Н. Преодоление психосексуальных трудностей офицеров методикой психоанализа. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1996. — 25 с.

Харитонов А.Н. Список произведений З. Фрейда, изданных в России (СССР) в конце 80-х — начале 90-х годов. // Российский психоаналитический вестник, 1994, № 3-4, с. 225-228.

Харламенкова Н., Стоделова Т. Дифференциация и интеграция маскулинности и феминности в образе «Я» подростка. // Психоаналитический вестник, 2002, №10, с. 100-115.

Хартман Э. Построение взаимосвязей в безопасной обстановке: являются ли сновидения психотерапией? // Психоаналитический вестник, 1999, №1(7), с. 62-78.

Хевеши М. Фашизм как психопатология. // Архетип, 1996, № 1, с. 37-40.

Хегай Л.А. Глубинная психология на краю сцены. / Хендерсон Дж. Психологический анализ культурных установок. М., 1997, с. 172-207.

Хегай Л.А. Предисловие. / Хрестоматия по глубинной психологии. Вып. 2, 1997, с. 5-19.

Хегай Л.А. Психология и зло. / Хрестоматия по глубинной психологии. М., Вып. 1, 1996, с. 224-238.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986, т.1.

Хелл Д. Ландшафт депрессии. М., 1999. — 280 с.

Хендерсон Дж. Психологический анализ культурных установок. М., 1997.

Хилман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб., 1997. — 181 с.

Хилман Дж. Архетипическая психология. СПб., 1996. — 157 с.

Хилман Дж. Сто лет одиночества: наступит ли то время, когда прекратится анализ души. // Московский психотерапевтический журнал, 1997, 3 1, с. 120-141.

Хинкле Г.Дж. Социология и психоанализ. / Г.Беккер и А.Босков. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1961, с. 650-684.

Хинриксен О. Наше понимание душевных процессов при неврозе в связи с теориями Фрейда и Адлера. // Психотерапия. 1913, № 6, с. 378-412.

Холл Дж. Юнгианское толкование сновидений. СПб., 1996.-

Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. — 719 с.

Холличер В. Человек и агрессия. З.Фрейд и К.Лоренц в свете марксизма. М., 1975. — 132 с.

Хорни К. Женская психология. СПб,. 1993. — 222 с.

Хорни К. Женская психология. Избранные главы из книги. СПб., 1993. — 47 с.

Хорни К. Культура и невроз. / Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., 1982, с. 118-126.

Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная концепция невроза. / Психоанализ и культура. Избранные труда Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995, с. 7-190.

Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. СПб., 1997. — 315 с.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993. — 480 с.

Хорни К. Недоверие между полами. // Психологический журнал, 1993, т.14, № 5, с. 125-131.

Хорни К. Собрание сочинений в трех томах. М., 1997. Т. 1, Психология женщины. Невротическая личность нашего времени. — 497 с.; Т. 2, Новые пути в психоанализе. Самоанализ. — 543 с.; Т. 3, Невроз и развитие личности. — 694 с.

Хорни К. О психологии женщины. / Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995, с. 191-272.

Хрестоматия по глубинной психологии. Выпуск 2. К.Г.Юнг и современный психоанализ. М.,1997. — 350 с.

Хрестоматия по гуманистической психотерапии. Состав. М.П.Папуш. М., 1995. — 302 с.

Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса. М., 1980. — 301 с.

Хрестоматия по телесноориентированной психотерапии и психотехнике. Ред.-состав. В.Ю.Баскаков. 2-е изд. М., 1997. — 159 с.

Христов В. От Фрейда и Шпенглера. к Маркузе. Заметки об идейном кризисе Запада. // Иностранная литература, 1969, № 12, с. 228-234.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб., 1997. — 606 с.

Хэзлем М.Т. Психиатрия. М.-Львов, 1998. — 624 с.

Хюбшер А. Зигмунд Фрейд. // Хюбшер А. Мыслители нашего времени (62 портрета). М., 1962, с. 1251-155.

Глубинная юнгианская психотерапия

тел. +7(916)243-95-03

Психоаналитический разбор фильма «Амели»

Найдено в сети. Автор неизвестен

Амели Пулен – девушка из (не)простой семьи
Начиная с этих строк, мы попытаемся разобраться во всем по порядку, т.е. используя хронологию фильма.
С родителями героини мы уже знакомы довольно. Продвинемся же дальше. Амели была зачата 3-его сентября 1973-его года, а родилась ровно через девять месяцев, т.е. дата ее рождения приходится на 3-е июня 1974-ого года. В данный момент ей 6 лет. Исходя из теории, она уже вошла в латентную стадию развития.

Но как обстоят дела на практике? Судя по всему,

родители-невротики с самых ранних лет не давали дочери не только необходимую любовь, но и чувство свободы и независимости. Друзей в ее жизни нет, потому что границы ее мира обусловлены границами родительского дома и близлежащей территории. Но без отношений с другими нет психического прогресса. Неудивительно, что, пытаясь хоть как-то удержаться на плаву, Амели создает воображаемых друзей, с которыми повторяет домашние ритуалы (медицинский осмотр). Интуитивно понимая, что эта дорога никуда не ведет, она обращает потребность коммуникации к живому существу – рыбке Кашалот. Но мать-невротичка уничтожает и эти, и так получеловеческие, отношения. Амели оказывается в тисках, разрушить которые не в силах. Амели фиксируется на орально-анальную стадию.
Магия, как было сказано выше, свойственна именно этой стадии. Данный инструмент оберегает ребенка от дальнейшего падения, аутистического нарциссизма, но надолго закрепощает в своем приятном мире. Кажется, что Амели уже самой не важно, есть ли у нее реальные друзья или нет.
Читайте так же:  Кризис трех лет первый бунт и требование свободы

Классический механизм: регрессия, фиксация. Фильм показывает трагедию молодой девушки, но трагедию, заканчивающуюся победой. Фильм „Амели“ – учебник для несчастных зрительниц.
Но продолжим. В замену рыбке юная Амели получает фотоаппарат – предмет сам по себе магический, он способен останавливать время. Фантазия, получившая „техническую поддержку“, развивается до патологических форм: девочка начинает видеть то, чего в реальности нет (небесные зайчики и медвежата).

При одном из таких магических ритуалов она становится свидетельницей автоаварии. Решив подшутить, сосед обвиняет Амели в причастности к аварии через фотографирование. Находясь в регрессивном состоянии, девочка, конечно же, не в силах рационализировать обвинение и принимает его за чистую монету. Так как до инцидента она фотографировала много и часто, хрупкое сознание автоматически создает цепочку, ведущую к возникновению комплекса вины. Здесь мы встречаемся со вторым, для фильма еще более важным, магическим предметом – телевизором.
Созданный в 1911-ом году, телевизор впоследствии стал неотъемлемой частью каждой квартиры. Сама жизнь перераспределилась, приближая человека к телевизору. С начала своего великого шествия по Земле он занял центральное место в наших домах и создал традицию, ранее совершенно бессмысленную: откладывать дела, чтобы посмотреть на движущиеся картинки. Все это ведет к мысли, что телевизор – один из главнейших культурных артефактов современности. С точки зрения теории коммуникации телевизор – посредник с внешним миром. Миром далеким и непонятным.

Но позвольте, таким же далеким и непонятным является и мир несознательного. Что, если Жан-Пьер Жене, понимая всю магичность данного устройства, перевернул формулировку теории коммуникации с ног на голову? Исходя из предположения, что „Амели“ – фильм психологический, такая постановка вопроса кажется логичной. Подытожим: несколько раз появляющийся в фильме телевизор (и в довольно странных ситуациях!) символизирует зеркало несознания нашей героини. На его экране мы увидим фантазии и сны Амели.
После случая с аварией девочке приходится бороться с угнетающим чувством вины за все жизненные трагедии и неурядицы. Один из видов орально-анального невроза — космическое чувство вины. Языком фильма, смотря телевизор, она видит мировые катастрофы и ощущает личную причастность. Благодаря внутренней силе Амели все же сможет отделить мировые беды от собственного Эго, и… в ней рождается желание мести. Так же, как сосед ударил по ее самому больному месту – инфантильной магичности, она ударяет по его болячке – любви к спорту.

Создается довольно опасная модель поведения: всегда отвечай той же монетой. Опасна она в первую очередь при негативном содержании: месть за обиду сопровождается субъективным ощущением справедливости. Иными словами, „та же“ монета в реальности может оказаться иной, более болезненной. Но девочка этого не осознает, ее мир сугубо субъективен, а ворота объективной реальности накрепко заколочены. Причина объектовости — неумение сопереживать чувства с другими, а это ведет к необъективной абсолютизации собственной правоты. Относительность не существует, так как субъект всегда прав, и чужое мнение – мнение несущественное. Амели в течение всего фильма ни разу не сказала „Я не права“.
Неуровновешенная Аманди, мать Амели, водит дочь в костел, где они ставят свечку с просьбой Богa о рождении брата. Вначале следует разъяснить несколько деталей.

Сцена, где Амели смотрит телевизионные кадры о смерти Леди Дианы, стартует посвещение во взрослый мир. Что представляют данные кадры? Смерть, да к тому же любимого народом человека, всегда трагедия. И смерть – это самое естественное, что к жизни относится. Карл Густав Юнг утверждал, что несознание пытается помочь человеку выкарабкаться из беды с помощью „вещих“ снов. Во сне мы встречаемся со своими страхами, ведем диалог с анимой/анимусом — пытаемся понять себя. Кадры о смерти Леди Ди – сон Амели. Подсознательно она начинает догадываться о своей непрогрессивной позиции. Сон ясно говорит ей: жизнь коротка, и ты должна уважать данное тебе право жить; оставаясь ребенком, ты убиваешь саму себя.

Амели совершила грандиозный шаг в своем развитии! Маленький шаг для человечества, но огромный шаг для человека! Она признала свой невроз. А когда человек встает лицом к лицу к своему врагу, то уже начинает побеждать.

Самостоятельная работа: Несколько соображений по поводу перспектив соционики

Несколько соображений по поводу перспектив соционики

Умные мысли и/или эффективные дела.

(Несколько соображений по поводу перспектив соционики)

Надо отдать должное замечательной и продуктивной работе, проведенной социониками, которым удалось заново открыть большое количество системных знаний, т.е. универсальных закономерностей бытия. Одной из основных, на мой взгляд, заслуг соционики является то, что системные знания были описаны логически, аналитическим языком. Это способствует хорошему пониманию их непреходящей сути западной культурной традицией, то есть людьми, модель мира которых построена на вере в силу науки, то есть активной борьбы с природой с помощью интеллекта.

В других культурных традициях в другие времена те же самые системные знания объяснялись образно духовным языком: мифов (Руны и Эпосы скандинавских народов), средневековой мистики (Астрология и традиция Таро), китайской Книге Перемен и традиции Фен-Шуй, античных мистериях и трудах древнегреческих философов-мыслителей. Всегда стараясь понять и объяснить природу души и душу природы, ищущие знания люди замечали универсальные закономерности, действующие в жизни как одного человека, так и целых народов, постигали неявную для других взаимосвязь всего со всем (целого с частью и части с целым). И вопрос: «Что есть человек, чем он отличается от себе подобных и в чем разные люди схожи?» Всегда возникал и объяснялся по-своему, в терминах данного времени, данной культуры.

Совершенно правы люди, называющие соционику системой верований, ведь у нее уже есть собственные мифы и сленг. Все дело в том, что в настоящее время наука и религия находятся в процессе сближения, то есть религия старается быть более объективной и просвещенной, стремиться к развитию и все более уходит с ортодоксальных позиций. Наука же в свою очередь становится более этичной, то есть принимает существование духовных феноменов и не отрицает их важности и непостижимости на данном этапе развития. Вопрос веры был для людей актуален всегда, во все времена. Ведь часто только вера дает силы и наполняет смыслом существование человека, хотя она и является всего лишь жалкой заменой прямого переживания жизни. Сейчас, когда вера во внешнего бога в религиозной форме разрушена наукой — говоря словами Ницше «Бог умер», люди стараются обрести успокоение в других формах веры. В Советском Союзе коммунистическая вера, пытавшаяся заменить православие, утверждала идею рая на земле в будущем ценою жертв и лишений в настоящем. То есть объектом веры было время всеобщего изобилия и тотального равенства, а система верований строилась на идее правоты большинства, то есть стандартизации людей по некому среднему, ближе к люмпенскому, уровню.

Читайте так же:  Как реагировать на критику в свой адрес!

Вообще, оценивая любую систему верований, нагляднее всего посмотреть на идеал, героя, следующего ее идеологии. Вот несколько утрированных примеров:

Монах-сектант с горящими глазами, истязающий свое тело долгими постами и всенощными бдениями.

Рабочекрестьянин, пашущий от звонка до звонка и глушащий водку, но верящий в победу мирового пролетариата и всеобщую сладкую халяву для потомков.

Потребитель, покупающий все подряд, уверовавший в рекламу, и ждущий, когда же начнут бронировать билеты в рай.

Сейчас же и в бывшем совке, да и во многих других странах, с верованиями людей творится полный ералаш. Всевозможные эзотерические направления, миссионеры многочисленных «новых церквей и общин», учителя, ашрамы, шаманы и.т.д. Традиции сдают в неравной борьбе с культурной экспансией и массовой глобализацией. С помощью рекламы и PR можно сделать за считанные месяцы то, на что уходили века миссионерства и крестовых походов.

Заметную популярность сейчас получило New AGE (Новая Эра), это культурно-религиозное течение, основанное на холистическом мировоззрении. Вкратце, цели этого культурного феномена можно охарактеризовать как поиски рая на земле, пацифизм и приветствие всеобщей интеграции и глобализацию. Большое количество попыток создать новую общемировую веру (религиозную основу) пока проваливается, но запрос имеет место быть, это факт…

Но мы слишком увлеклись.

Да, у соционики есть все предпосылки стать новой верой. Прежде всего, верой в себя, в свои силы, и в свою, нужную обществу, миссию. Также в основах соционики заложены гуманистические идеи равной значимости и важности каждого типа для человечества в целом, и идеал совершенства в виде целостной личности, достигшей трансценденции — гармонии внутри себя и с окружающим миром.

[1]

Есть даже некий аналог первородного греха. Имеется в виду то, что психотип жестко задается при рождении, и человек изначально неполноценен, т.е. урезан в возможностях в 16 раз! Он получает от создателя болевую точку (ТНС) и недостижимый идеал в виде базовой функции (некоторые соционики называют ее не иначе как «проклятие типа») — прямо-таки карма, да и только. Налицо целый пантеон потенциальных богов-покровителей — коими являются яркие личности, псевдонимами которых названы психотипы, о которых, кстати, уже бытуют легенды. Например, Жуков почитаем на «соционическом Олимпе» как весьма опасный и жестокий воин, а Гексли имеет славу легкомысленного донжуана, болтуна и повесы.

И зачастую в соционической среде каждый неофит автоматически наделяется качествами легендарного псевдонима. И это неплохо, а зачастую бывает и очень полезно, но, к сожалению, в соционике все еще много неточностей, и часто человек получает не свой идеал для развития и еще сильнее утверждается в собственной ошибке. Я бы предложил для обозначения соционики и подобных ей систем термин «киберязычество». Это информационно и аналитически обоснованная вера в собственные силы в рамках своего психотипа, имеющего покровительствующего ему героя-бога.

Несмотря на попытки удержать соционику в рамках академической науки, она все больше становится стилем жизни и мышления, пока, правда, ограниченным узким кругом ищущих людей. Но, учитывая стойкий интерес к психологии и эзотерике, количество принимающих эту модель мира, будет неуклонно расти. Возможно, в распространении в умах победит вовсе не классическая соционика, а какая-либо ее модификация, сейчас, например, есть Психойога и Символьная соционика, либо похожая модель мира со сходной структурой.

Юнг признавался по поводу своих алхимических опусов: «Я пишу как язычник, хотя я христианин». Если монотеистическая риторика абстрактна и безобразна, то книги Юнга воплощают яркий, живой, эмоциональный стиль письма. Они являются примером языческой, политеистической риторики. Языческий космос с множеством персонажей предлагает свободу в индивидуальных верованиях. Он ничего не навязывает. Такая установка предполагает терпимость и принятие, позволяет сосуществовать множеству равноправных моделей жизни и человеческой самореализации. (Из статьи «Глубинная психология: на краю сцены», Лев Хегай)

Соционика в форме веры реально может дать Точку опоры в жизни. Многим просто необходимо во что-то верить, ведь люди считают себя слабыми, хотя и не показывают этого окружающим, не зная, что внутри каждого есть воистину бесконечные силы (возможности). Но почти все люди не слышат самих себя и, чувствуя слабость себя, которую сами и поддерживают, очень нуждаются в опоре. Это может быть нечто, что человек считает сильным и вечным. Сейчас наши современники охотнее всего верят в силу знания, новые технологии и своих кумиров. Любая раскрученная личность, будь то рок-музыкант или эзотерический гуру, в короткий срок становится объектом поклонения. Любая же, даже самая бредовая, но научно обоснованная идея безоговорочно принимается обывателями. Вера в любые чудодейственные технологии, от магических до генетических, сейчас очень сильна, и ее можно укрепить одним, двумя публичными чудесами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Соционика может стать для многих поддержкой и опорой.

Источники


  1. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. — М.: Ось-89, 2016. — 176 c.

  2. Новиков, Дмитрий Я ненавижу тебя — будь со мной! Преодоление кризиса в семье и в жизни / Дмитрий Новиков. — М.: Центрполиграф, 2009. — 224 c.

  3. Анатолий, Некрасов Проектируем счастливую семью. Семьеведение / Некрасов Анатолий. — М.: АСТ, 2012. — 512 c.
Глубинная психология на краю сцены
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here