Горевание и потеря

Сегодня обсуждаем тему: горевание и потеря с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Посттравматический синдром после смерти близкого человека

Психика человека способна вынести многое, но определенные события накладывают на здоровье и жизнь ощутимый отпечаток. К таким событиям относится утрата близкого человека.

Посттравматический синдром, сопровождающий смерть близких называется реакция острого горя. Это состояние является клинической нозологией, оно имеет свою стадийность, патогенез и способы терапии.

Виды переживания горя

Утрата близкого человека — это всегда неожиданно и страшно. Не играет роли, болел ли человек, или его смерть наступила внезапно. Люди, столкнувшиеся с утратой так или иначе сталкиваются с ситуацией переживания горя. Каждый переживает горе по разному, одни изолируются и становятся асоциальными, другие же наоборот стремятся максимально уйти в деятельность, чтобы не сталкиваться с болью.

Трудно дать определение понятию «нормального переживания горя», это очень индивидуальный процесс. Однако есть грань, после которой посттравматическое стрессовое состояние становится клинической патологией и требует обязательного медико-психологического сопровождения.

Психиатры и психологи выделяют два вида посттравматического состояния пациентов, переживших смерть близких людей:

1. Нормальная реакция острого горя.

2. Патологическая реакция острого горя.

Для того, чтобы говорить о грани между ними, необходимо понимать клиническое течение и особенности каждого этапа.

Переживание естественного горя

Реакция депрессии и глубокой скорби, связанные со смертью близкого родственника — это нормальная реакция, она имеет место быть и зачастую, при свободном протекании с поддержкой близких людей, человек возвращается к социальной жизни без помощи специалистов. Существуют так называемые стадии горя. Это периоды, характеризующиеся переживанием определенных эмоций и соответствующим поведением. Этапы могут иметь разную длительность и не всегда идут по порядку, но всегда имеют место быть.

I Стадия отрицания — это период, наступающий, когда поступает известие про смерть близкого человека. Эта стадия иногда носит название шоковой. Для нее характерны такие признаки:

  • неверие;
  • гнев на «гонца»;
  • попытка или стремление изменить ситуацию;
  • оспаривание факта трагедии;
  • нелогичное в отношении умершего поведение (накрывают стол на него, едут в квартиру, покупают подарки и звонят);
  • разговор о человеке идет так, как будто он еще живой.

II Стадия Гнева — когда осознание трагедии достигает понимания близкого, он начинает гневаться на других, на себя, на весь мир за то, что не предотвратили потерю. Для этой стадии характерны:

  • поиск виновного;
  • асоциальное поведение;
  • изоляция от близких;
  • гневная реакция на нейтральные или положительные состояния других людей.

III Стадия торгов и компромиссов — это стадия, когда человек начинает думать о том, что возможно в мире есть силы, способные «отменить» смерть близкого родственника, в основном тут включаются религиозные ритуалы, молитвы. Горюющий ищет компромиссов с богом, пытается «поторговаться» с ним за возможность вернуть близкого. Эта стадия обычно сопровождается такими чувствами и действиями:

  • надежда на возвращение близкого;
  • поиск религиозной поддержки;
  • обращение в религиозные или оккультные общества для поиска ответа на вопрос;
  • частые посещения церквей (или других религиозных центров);
  • торги со смертью (я изменюсь, если он вернется к жизни).

IV Депрессия — когда проходит гнев и попытки изменить трагическую ситуацию, когда до сознания горюющего доходит вся тяжесть утраты, наступает этап депрессии. Это длительный и очень тяжелый период. Период депрессии обозначен такими чувствами:

[1]

  • чувство вины за смерть близкого человека;
  • навязчивые мысли и состояния;
  • экзистенциальные вопросы (почему люди умирают в молодости?, какой смысл жить теперь?);
  • бессонница или гиперсомния (увеличение продолжительности сна);
  • отсутствие аппетита или наоборот, патологическое «заедание» горя (переживание по анорексическому или булемическому типу);
  • социальная изоляция;
  • утрата желания и способности заботиться о себе и других;
  • абулия (волевое бессилие);
  • чувство бессмысленности жизни после смерти близкого;
  • страх одиночества при невозможности нахождения в обществе.

V Принятие — это последняя стадия смирения с утратой. Человек еще испытывает боль, он полностью осознает значимость утраты, но он уже способен решать повседневные задачи и выходить из изоляции, эмоциональный спектр расширяется и активность растет. Человек может грустить, бояться, с болью вспоминать умершего, но он уже может быть социально активным. Таковы нормальные симптомы переживания горя. Стадия депрессии может длиться очень долго, но состояние постепенно улучшается. Это главный критерии «нормальности» горевания. Даже просто зная все эти этапы можно понять, как пережить смерть близких людей безопасно и полностью.

Патологические реакции горя

Главным критерием патологического горевания является длительность, интенсивность и прогрессирование стадии депрессии. В зависимости от реагирования на горестное событие, выделяют 4 вида патологических реакций горя:

  1. Отложенное горевание — это случается тогда, когда реакция на потерю близкого человека выражена очень слабо по сравнению с реакцией на бытовые мелкие ситуации.
  2. Хроническая (затяжная) реакция горя — это состояние, когда симптомы не улучшаются или нарастают со временем и депрессия длится годами. Человек утрачивает себя и способность заботиться о себе. Наступает клиническая депрессия.
  3. Преувеличенная реакция горя — это патологические состояния даже для горевания. К примеру вместо страха или тревожности у человека появляется фобия или развиваются панические атаки, вместо гнева появляются приступы ярости и попытки нанесения физических увечий себе или другим.
  4. Замаскированное горевание — человек страдает и горюет, но отрицает причастность к этому горестной ситуации. Часто это проявляется в виде острой психосоматики (обострение или манифестация заболеваний).

Помощь горюющему

Очень важно понимать, что любые эмоциональные состояния для горюющего человека действительно являются вариантами нормы. Бывает невероятно тяжело вынести и остаться рядом в тяжелых эмоциональных переживаниях человека, который потерял близкого. Но реабилитация после смерти близкого человека подразумевает поддержку и участие, а не игнорирование или обесценивание значимости утраты.

Что делать родным, чтобы помочь горюющему справиться и не навредить

Ни в коем случае нельзя останавливать слезы, обесценивать утрату (все будет хорошо, не плачь, все нормально). Важно говорить об утрате, говорить о ее тяжести и боли, сопереживать и по сути работать эмоциональным зеркалом. Если близкие не способны быть рядом именно так, стоит обратиться к психологу и позволить человеку безопасно переживать горе. На этапе принятия очень важна поддержка любых новых начинаний, планов и положительных мотивов. Важны как воспоминания об умершем, так и подчеркивание положительных переживаний. Если переживание горя переходит в патологическое — нужно незамедлительно обращаться к психотерапевту, а при необходимости — к психиатру.

Психология горевания

Горевание – это первичные эмоциональные реакции на личную утрату. Обычно понятие «горевание» связывается со смертью близких людей.

Не только смерть близких вызывает у людей переживания утраты и горевание. Иногда куда менее фатальные и весомые события могут вызвать подобные переживания. Например, это может быть развод, аборт, потеря материальных ценностей, социального статуса (понизили в должности, потерял работу), увечья. Как утрата и горевание могут переживаться утраченные возможности и несбывшиеся мечты, например: невозможность самореализоваться в профессии, заработать деньги, уехать к родным за границу, невозможность быть вместе с любимым человеком или родить ребенка. Иногда раздутые амбиции, не находящие реализации и подтверждения, тоже вызывают чувство горевания – чувство потери несбывшегося.

Читайте так же:  Парадоксы времени или о чувствах

Конечно, разные по значимости утраты в норме переживаются с разной степенью интенсивности и длительности. В норме горевание – культурно обусловленный психологический процесс, служащий для эмоционального отреагирования случившейся потери. Цель этого процесса – не горе и депрессия, а наоборот быстрейшее восстановление и возвращение человека к полноценной жизни после потрясения. И чтобы утеря не переживалась трагически и разрушительно всю оставшуюся жизнь, человеческая культура придумала процедуру горевания. Т.е. некий психологический путь, ведущий от беды через горевание к новой жизни. Но иногда психика человека не справляется с нагрузкой. Тогда горевание может быть слишком интенсивным и разрушительным (по сравнению с причиной, вызвавшей горевание) или затянуться на долгие годы и разрушить жизнь человека.

Психологические исследования показали, что при любом виде утраты (будь то разлука с любимым, ампутированная конечность или умерший родственник) в однородном сообществе (например, в племени) человек переживает одни и те же стадии горевания. Формы и стадии горевания разнятся в зависимости от культуры сообщества, к которому принадлежит человек. Поэтому разные исследователи выделяют разные формы и стадии горевания, т.к. эти исследования проведены в разное время в разных культурах.

В однородном сообществе в один исторический период стадии горевания одинаковы, а вот интенсивность и продолжительность горевания у членов такого сообщества разная. Это зависит от индивидуально-психологических особенностей человека.

В качестве примера приведем почти универсальную для разных культур стадию. В случае известия о тяжелой болезни, плохих супружеских отношениях, готовясь к эмоциональному разрыву, люди переживают чувство предпотери, предварительного горя. Оно называется антиципаторное горе. Ещё ничего реально не потеряв, человек начинает заранее переживать реакцию горевания. Так это и называется – стадия антиципаторного горя.
Вернемся к гореванию по поводу смерти близкого человека. Такое горевание обусловлено преимущественно и почти исключительно культурными традициями, а не биологией или врожденными психологическими особенностями индивида. Реакция горевания считается завершенной, когда человек обретает способность адаптивно функционировать, чувствовать себя безопасно и ощущать себя как самость, личность без того, кого он утратил.

Горевание является культурной нормой, но в некоторых случаях реакция горевания становится патологической и разрушает последующую жизнь человека. В этих случаях необходима помощь психолога. Признаки горевания, при котором человеку остро нужна помощь профессионального психолога:

1. Человек не может говорить об утере (например, об умершем), не демонстрируя при этом признаков острого горя, хотя потеря произошла давно.

2. Подобные события у других людей запускают интенсивные переживания собственной утраты. Например, аборт подруги запускает собственное переживание аборта.

3. Человек часто поднимает тему утрат или тему своего бесправия и отсутствия власти над обстоятельствами жизни. Например, часто рассказываются истории о ранней длительной разлуке с родителями, тяжелых материальных обстоятельствах, болезнях, трагических расставаниях и потерях.

4. Сохранение вещей умершего в пределах, переходящих разумные. Например, сохраняется комната или иконостас из фотографий. Создаётся своего рода музей утраты.

5. Появление симптомов сходных с теми, что были у больного при смерти. Например, на консультацию приходит клиент, который периодически чувствует, что он задыхается. Обследования у врачей показывают, что все его внутренние органы в полном порядке. Это чувство появилось у него после смерти отца, который умер от рака легких. Хотя смерть произошла несколько лет назад, клиент до конца так и не пришел в себя после этого. Ему нужна помощь психолога, чтобы справиться с чувством горя и потери. Кроме того, такие симптомы могут часто возникать, когда человек достигает возраста умершего. Например, пациент на консультации говорит, что переживает жизненный кризис и не понимает, что с ним происходит. В процессе беседы выясняется, что его неприятности со здоровьем, а также в семье и на работе, маскируют страх смерти. Страх умереть от тяжелой болезни возник у пациента в связи с тем, что он достиг того же возраста, что и его отец, умерший от инфаркта.

6. Человек делает радикальные перемены в жизни, не соответствующие данным обстоятельствам. Например, внезапный отъезд, эмиграция, отказ от близких, друзей и так далее. Иногда это формы бегства от себя и своих ощущений горя.

7. Хроническая депрессия с чувством вины (например, перед умершим) и потерей самоуважения.

8. Подражание умершему. Иногда даже если у человека нет желания это делать.

9. Наличие саморазрушительных импульсов, таких как: курение, алкоголь, наркотики, переедание или отказ от еды, постоянное попадание в неприятные истории, мелкие частые самоповреждения (например, порезы). Невыносимое горе порождает неосознанное стремление к смерти, как к форме облегчения своих душевных страданий.

10. Необъяснимая печаль, возникающая в одно и тоже время года.

11. Страх умереть от той же болезни, что и этот человек. Например, канцерофобия, то есть страх заболеть раком у тех, чьи родные умерли от рака. Кстати, страх смерти также может быть последствием ранней длительной разлуки с родителями. Это тоже иногда реакция на потерю.

12. Различные страхи (фобии), ограничительное поведение. Например, человек избегает летать на самолете, купаться (если кто-то утонул) и так далее.

13. Процесс горевания длится более одного года.

Профессиональные психологи иногда упоминают «нормативы на горевание». Эти «нормативы» основаны на нестрогих, но статистически достоверных практических наблюдениях за людьми, преодолевшими чувство горя и вернувшимися к полноценной жизни после утери. Считается, что если у человека наблюдаются 2-3 признака из вышеприведенного списка, то это может говорить о наличии патологической реакции горевания. Понятно, что тонкости зависят от семейной и национальной культуры человека. Напомним, что реакция горевания не врожденная и мало зависит от врожденных биологических и индивидуально-психологических особенностей человека.

Адекватно оценить, насколько горевание патологично, а насколько естественно и является данью памяти, сам горюющий человек в большинстве случаев не может. Но патологичное (слишком интенсивное или затянувшееся) горевание разрушает жизнь человека: здоровье, личную жизнь, социальную адаптацию. Вот почему, если есть подозрение, что горевание стало разрушительным, то есть смысл обратиться к психологу, который специализируется на горевании. (Не все психологи занимаются гореванием и компетентны в этой области!)

Кроме того, следует помнить, что горевание не всегда связано с потерей близкого человека. Несбывшиеся надежды и амбиции могут вызвать реакцию горевания. При всей кажущейся «легкости» причины горевания, человек иногда испытывает очень сильные эмоциональные реакции. Эти реакции разрушают его жизнь ничуть не менее сильно, чем реакции, вызванные смертью близкого. В подобных случаях психике человека все равно, что является причиной горя. Важно то, что человек чувствует. И это иногда может быть очень разрушительным. Ведь человек может не достигать своих целей в жизни и горевать по поводу несбывшихся надежд именно потому, что душевные силы были нерационально потрачены на горевание, а не на достижения.

Читайте так же:  Как подвести итоги года правильно

Электронное СМИ «Интересный мир». 21.05.2012

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Материал подготовила: Татьяна Кузнецова, психолог.

Стадии принятия горя: отрицание, гнев, торг, депрессия

1. Отрицание

Это этап, который изначально поможет вам пережить потерю. Вы начинаете отрицать любую информацию о травмирующем событии и, по сути, становитесь камнем. На этом этапе возникает вопрос, как жизнь вообще возможна в этом состоянии шока, потому что та жизнь, какой вы ее когда-то знали, изменилась в одно мгновение. Если вам поставили страшный диагноз, вы можете полагать, что новость неверна – ошибка произошла где-то в лаборатории – они перепутали вашу кровь с кровью другого человека. Если вы получаете новости о смерти близкого человека, возможно, вы цепляетесь за ложную надежду, что они опознали не того человека. На этапе отрицания вы не живете в «реальной реальности», скорее, вы живете в «предпочтительной» реальности. Отрицание и шок помогают вам справиться с горем. Отрицание помогает разбавить, ослабить печаль. Вместо того, чтобы перегружаться горем, вы отрицаете его, не принимаете его и одновременно оказываете на него влияние. Подумайте об этом как о естественном защитном механизме вашего тела. Как только отрицание начинает исчезать, начинается процесс исцеления. В этот момент те чувства, которые вы когда-то подавляли, выходят на поверхность.

4. Депрессия

Депрессия – общепринятая форма горя. На самом деле, большинство людей сразу же связывают депрессию с горем – так как это «настоящая» эмоция. Она представляет собой пустоту, которую мы чувствуем, когда мы осознаем, что человек или ситуация ушла или закончилась. На этом этапе вы можете уйти из жизни, почувствовать онемение чувств, жить в тумане и не хотеть вставать с постели. Мир может показаться слишком большим и слишком подавляющим для вас. Вы не хотите быть рядом с другими, не хотите разговаривать и испытывать чувство безнадежности. Вы даже можете испытать суицидальные мысли – подумать «в чем смысл такой жизни?»

5. Принятие

Последний этап печали, обозначенный Кюблер-Росс, – это признание. Не в том смысле, что «все в порядке, мой муж умер», скорее, «мой муж умер, но я буду в порядке». На этом этапе ваши эмоции могут начать стабилизироваться. Вы снова входите в реальность. Вы соглашаетесь с тем, что «новая» реальность такова, что ваш партнер никогда не вернется – и вы в порядке. Это не «хорошо», но это то, с чем вы можете жить. Это определенно время для корректировки и переналадки. Есть хорошие дни, есть плохие дни, а потом снова хорошие дни. Но хорошие дни, как правило, превосходят число плохих дней. На этом этапе вы можете подняться из своего тумана, вы снова начинаете общаться с друзьями и даже можете наладить новые отношения с течением времени. Вы понимаете, что ваш любимый человек никогда не может быть заменен, но вы двигаетесь, развиваетесь в своей новой реальности.

О горе и горевании

Горе — это душевная боль, сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической. Горе (и горевание) — это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Горе — необходимый и естественный психологический процесс, но никак не «признак слабости» человека, его переживающего.
Это способ, посредством которого человек восстанавливается после ощутимой потери. Горевание — процесс, необходимый для того, чтобы отпустить потерю или оплакать смерть.

Xотя преобладающей эмоцией в процессе горевания является печаль, горе взаимодействует и с эмоциями страха, и гнева, и вины и стыда. Переживание смерти близкого или значимого человека наполнено очень сильными, порой крайне разрушительными эмоциями и поэтому часто может приводить к кратковременным или длительным изменениям в структуре личности. Горе (потеря), сопровождающее смерть близкого человека, — довольно сложный и длительный процесс, в котором выделяют следующие критические периоды времени:

Первые 48 часов. Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в произошедшее могут быть очень сильными в первые часы. Эмоционально это может выражаться в страхе потерять членов семьи и друзей (возможно также силен страх потери самого себя и в физическом, и в психическом смысле).

Первая неделя. Необходимость проведения похорон и другие хлопоты занимают все мысли, и чувство утраты может переноситься чисто автоматически. Оно может сопровождаться ощущением «упадка» и глубокого эмоционального и (или) физического истощения.

2—5 недель. Здесь преобладает чувство покинутости как семьей, так и друзьями, вернувшимися к своим повседневным заботам после похорон, «которые не горюют вместе с человеком». Что касается работы (службы), то начальство ожидает в этот период, что человек, перенесший тяжелую утрату, вполне справился со своими переживаниями и сможет выполнять свою работу как и прежде. Последствия шока все еще сильны, но могут появляться ощущения, что все не так плохо и жизнь продолжается.

6—12 недель. На этой стадии снимаются все последствия шока, и осознается реальность потери. Спектр переживаемых в это время эмоций достаточно широк — человек чувствует утрату и плохо контролирует себя.
Вот некоторые из переживаний данного периода:

  • Сильное изменение сна.
  • Панический страх, часто паранойя.
  • Изменения аппетита, сопровождающиеся значительной потерей или приобретением веса.
  • Приступы необъяснимого плача.
  • Усталость и общая слабость.
  • Мышечный тремор.
  • Резкие смены настроения.
  • Неспособность сосредоточиться и (или) вспомнить что-либо.
  • Изменения сексуальной потребности (активности).
  • Недостаточная мотивация.
  • Физические симптомы страдания.
  • Повышенная необходимость говорить об умершем.
  • Сильное желание уединиться.


3—4
месяца. В этом периоде как правило начинается цикл «хороших и плохих дней». Повышается раздражимость и снижается терпимость в отношении фрустрации. Не исключаются вербальное и физическое выражение гнева, ощущение эмоциональной регрессии, рост жалоб на телесные проблемы, особенно инфекционного и простудного характера — из-за подавленности иммунной системы.

Читайте так же:  Рассеять туман

Здесь необходимо сказать о таком понятии как «острое горе».

Итак, для нормального горевания характерны следующие 5 признаков:

  1. физическое страдание;
  2. поглощенность образом умершего;
  3. чувство вины («я не все сделал для умершего, что мог», «я был невнимателен к нему при «жизни», «если бы не мои действия (мысли, чувства, поступки), он бы жил» и т.д.);
  4. враждебные реакции (утрата теплоты в отношениях с другими, тенденция разговаривать с раздражением или злостью, уход от всяческих контактов с близкими и друзьями);
  5. утрата моделей поведения (неспособность начинать и поддерживать организованную деятельность, отсутствие интереса к любимым занятиям, нежелание чем-то заниматься и т.п.).

6 месяцев. С наступлением шестимесячного срока начинается депрессия. Ослабевает тяжесть пережитого, но не эмоции. Особенно тягостно могут переживаться годовщины, дни рождений, праздники, и они вновь могут нести с собой депрессию.

12 месяцев. Первая годовщина смерти может быть либо переломной, либо травмирующей, в зависимости от последствий пережитых за год страданий.

Видео (кликните для воспроизведения).

18—24 месяца. Это время «рассасывания». Боль потери становится терпимей и человек, переживший утрату близкого, понемногу возвращается к прежней жизни. Здесь происходит «эмоциональное прощание» с умершим, осознавание того, что поскольку этого человека забыть невозможно, то больше нет необходимости наполнять болью утраты всю свою жизнь. Именно в этот период времени исчезают из словарного запаса слова «тяжелая утрата» и «горе»; жизнь берет свое. Конечно, описанные периоды времени, как и стадии переживаемого несчастья, не догма, они могут меняться. Например очень долго, до 4 – 5 лет может длиться горе родителей, потерявших детей.

По поводу патологической реакции горя рекомендую ознакомиться со следующей статьёй:

Горевание и потеря.

Существует так много непреодолимых внешних препятствий для нашей полноценной жизни: случай, болезнь, страх, вторжение социальных, политических и экономических сил. Мы все стоим перед лицом этих потерь и боремся с ними, кто как может. Но потери, за которые мы не отвечаем сами, потому что не знаем вовремя, что возможно или чего мы больше всего хотим, — эти потери самые мучительные, о них горьше всего размышлять.

В нашей культуре от человеческих глаз прячется все, что каким-либо образом связано со смертью. Запрещены похоронные процессии и оркестры, люди избегают говорить друг с другом о смерти, кладбища выносятся за городскую черту. Попытки забыть о смерти оборачиваются все большим страхом перед ней. Однако эта тема постоянно присутствует в человеческой жизни, несмотря на все наши бессознательные попытки от нее «убежать».

Клинический опыт с определенностью подтверждает вездесущность мыслей о смерти. Пациенты приносят огромное количество материала, связанного со смертью. Они рассказывают о смерти родителей или друзей, тревожатся о грядущей старости; выясняется, что смерть часто присутствует в их сновидениях. «…В работе по завершению незавершенных дел, которая происходит в терапии каждого пациента, подводное течение мыслей о смерти непременно выходит на поверхность, если только терапевт готов его заметить. Восприимчивый, глубоко вникающий в проблему пациента терапевт, в своей повседневной работе постоянно встречается со смертью» [4, с. 66-67].

Что побудило меня взяться за написание этой статьи?

Во-первых, на первичном приеме в Центре значительно увеличилось количество непосредственных обращений, связанных с гореванием и потерей (смерть близких, развод и т.п.).

Во-вторых, трагические события сентября 1999 г. года предполагают необходимость оказания целенаправленной профессиональной помощи детям (и не только детям. ), находившимся на месте трагедии.

В-третьих, эти же события требуют неослабевающего внимания к детям, не принимавшим непосредственного участия в этих событиях. Ибо существует миф: «Дети не понимают, что такое смерть, и поэтому не могут горевать». Дети могут и умеют горевать, хотя часто это проявляется иначе, чем у взрослых. Отмечая у ребенка подобную симптоматику, можно предположить, что дело обстоит именно так.

Достаточно часто во время консультации по поводу поведенческих или школьных проблем выясняется, что появление или обострение нежелательного поведения ребенка связано с той или иной потерей в семье. Об этом свидетельствуют факты семейной истории и генограммы (история рода, зарисованная с помощью определенных символов). И тогда ребенок…

… «расплачивается» за умершего (например, при гибели кого-то из братьев или сестер),

… «уходит вслед» (так же, как бабушка, болеет диабетом и тает на глазах; так же, как и мама, уходит из семьи от отчима или отца – «ведь мама-то ушла» и т.п.),

… плохо учится, его ругают за это, а он «убивает» себя (наказывает), стучась головой о бетонную стенку собственной квартиры/школы или прыгая из окошка вниз…

Нельзя утверждать, что это единственная причина подобного рода затруднений. Однако и мой опыт, и опыт моих коллег – специалистов в области детской психологии и психотерапии подтверждает, что обозначенные выше проблемы связаны крепкими и прочными нитями.

Работа с детским контингентом практически всех типов образовательных учреждений поставила перед психологами образования актуальную и непростую задачу – оказание практической психологической помощи детям, перенесшим ту или иную психическую травму. К травмам такого рода мы относим:

  • смерть одного или обоих из родителей (особо остро переживаются внезапная или насильственная смерти, суициды);
  • аварии или катастрофы;
  • развод;
  • утрата отношений (в т.ч. дружеских привязанностей), ссора с близким другом;
  • гибель домашнего животного;
  • кража;
  • измена, предательство;
  • утрата невинности (сексуальное насилие, обьюзы);
  • события в стране и за рубежом (создают ощущение нестабильности, нарушают состояние базовой безопасности) и т.д.

В таком случае мы говорим о так называемой «работе горя» — о протекании процесса горевания и потери. Основные симптомы, которые мы можем наблюдать в такой ситуации:

  1. Симптомы повышенной возбудимости
  • трудности засыпания или бессонница;
  • внезапная, немотивированная раздражительность, взрывные реакции – вплоть до состояния «головой об стенку»;
  • трудности концентрации внимания;
  • сверхбдительность;
  • физиологические реакции на событие, напоминающее или символизирующее травму (вегетативные, дрожь в теле и т.п.);
  1. Симптомы повторного переживания
  • навязчивые воспоминания о событии (например, аварии), о погибшем и т.д.;
  • зрительные или слуховые иллюзии;
  • флеш-беки (внезапные поступки или чувства, как если бы это событие происходило сейчас) и т.д.
  1. Симптомы избегания
  • снижение интереса к ранее значимой деятельности;
  • обеднение чувств – ощущение опустошенности, блеклости мира, его серости;
  • избегание мыслей и чувств, связанных с этим, или наоборот, навязчивые рассказы по этому поводу;
  • и – самое главное – отсутствие ориентации на будущее…

При определенных условиях ребенок может «застрять» на той или иной стадии процесса горевания и потери. Опасность такого «застревания» становятся ясна и понятна, если обратиться к метафоре. Это как заноза – маленький кусочек деревяшки, который остался внутри. Кожа заросла, внешне все сгладилось, а внутри идет воспалительный процесс. И если его вовремя не остановить, он может распространиться; и следствия этой психологической «занозы» перекинутся на другие сферы человеческого существования.

Читайте так же:  Управление стрессом

Знание основных симптомов горевания и особенностей восприятия феномена смерти детьми разного возраста позволяет специалистам вовремя опознать проблемное состояние ребенка и начать коррекционную работу с ним и/или близкими ему людьми.

Для осуществления коррекционного воздействия необходимо иметь представления об этапах или фазах протекания данного процесса, имеющего одинаковый механизм, как у взрослых, так и у детей.

Продолжительность – от нескольких секунд до нескольких недель. Характеризуется утратой аппетита, мышечной слабостью, малой или полной неподвижностью, амимичностью, явлениями деперсонализации («Этого не может быть!», «Это случилось не со мной!»), ощущением нереальности происходящего.

Характерно, что внешнее спокойствие, невозможность заплакать зачастую расценивается окружающими людьми как эгоизм, и вызывают упреки. Подобные переживания могут внезапно смениться острым реактивным состоянием.

Оказание помощи на этом этапе заключается в молчаливом сопровождении человека, установлении тактильного контакта, помогающего человеку заплакать, – то есть «перейти» на следующий этап проживания процесса горевания и потери, вербализации его внутренних переживаний.

Чем дольше длится этот период, тем тяжелее последствия.

  1. 2.Фаза отчаяния (в среднем длится до 40 дней).

Характеризуется состояниями острой тревоги, бессонницей, амнезией, реакциями ухода, оцепенением, соматической симптоматикой.

[3]

Характеризуется взрывными реакциями, эмоциональной лабильностью, постоянным возбуждением, нарушениями сна.

«Само по себе осмысление и переоценка своего прошлого недостаточны для освобождения от него. Прошлое надо не только осмыслить, но и оплакать» [2, с. 136]

В этот период происходят самые важные и трудные для человека эмоциональные события: понимание, осознание причин травмы и горя, оплакивание потери. Своеобразный девиз этого этапа – «простить и проститься. ».

Работа считается подходящей к концу, когда пациент обретает надежду и способность строить планы на будущее.

Цели и задачи процесса оплакивания (так называемые «терапевтические мишени» в работе с человеком, переживающим горе), таковы:

  • Понять факт смерти (принять реальность утраты);
  • Заново пережить отношения с усопшим;
  • Прочувствовать эмоциональную боль (вспомнить/ оживить; пережить и запомнить чувства, связанные с усопшим; реакция на разлуку);
  • Эмоционально принять мир без усопшего (найти место усопшего в эмоциях; выявить и оплакать вторичные потери; упорядочить мир, в котором его нет);
  • Построить планы на будущее (найти средства и возможности приспособиться к новому миру и жить в нем, не забывая старый мир);

Задача терапевта – помочь пациенту принять жизнь.

Наряду с этим хочется отметить, что работа с процессом горевания и потери может вызывать естественные трудности и дестабилизировать эмоциональное состояние самого специалиста. Поэтому, обращаясь к школьным психологам, хочется сказать, что иногда ситуация требует от специалиста довольно специфических навыков работы с подобными проблемами. Кроме того, принимая решение о начале коррекционной работы с ребенком, следует соотнести степень тяжести данного конкретного случая с собственной эмоциональной готовностью к встрече с такими непростыми переживаниями. Как правило, человек, встречающийся в своей практике с проблемами горевания и потери, нуждается в восстановлении своих ресурсов, а значит, — в профессиональной помощи и поддержке.

В силу этого я вижу необходимость в ознакомлении и/или обучении по данной проблематике специалистов, работающих с детьми непосредственно на местах (педагогов, психологов и социальных работников школ, поликлиник и детских садов). На мой взгляд, это позволит:

  • Выявлять, диагностировать и оказывать детям посильную психологическую или педагогическую помощь на местах, передавая трудные случаи в Центр – более опытным в этом деле специалистам.
  • Снизить уровень тревоги членов педагогических коллективов, связанной, во-первых, с отсутствием четкой информации о проблеме и возможных путях ее разрешения, а во-вторых, с личными переживаниями;

Подготовить педагогов и психологов к возможным трудностям и чрезвычайным ситуациям.

[3]

  1. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. М. 1998.
  2. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. //МПЖ. 1996. №3. С.112-140.
  3. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. С.-П. 2002
  4. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью. М. 2003.
  5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.1992.
  6. Черепанова Е. Психологический стресс. М. 1997.
  7. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М. 1999.

Психология горевания

Горевание – это первичные эмоциональные реакции на личную утрату. Обычно понятие «горевание» связывается со смертью близких людей Помогает людям в горе, не только участие родных и близких, но и профессиональный психолог.

Не только смерть близких вызывает у людей переживания утраты и горевание. Иногда куда менее фатальные и весомые события могут вызвать подобные переживания. Например, это может быть развод, аборт, потеря материальных ценностей, социального статуса (понизили в должности, потерял работу), увечья. Как утрата и горевание могут переживаться утраченные возможности и несбывшиеся мечты, например: невозможность самореализоваться в профессии, заработать деньги, уехать к родным за границу, невозможность быть вместе с любимым человеком или родить ребенка. Иногда раздутые амбиции, не находящие реализации и подтверждения, тоже вызывают чувство горевания – чувство потери несбывшегося.

Конечно, разные по значимости утраты в норме переживаются с разной степенью интенсивности и длительности. В норме горевание – культурно обусловленный психологический процесс, служащий для эмоционального отреагирования случившейся потери. Цель этого процесса – не горе и депрессия, а наоборот быстрейшее восстановление и возвращение человека к полноценной жизни после потрясения. И чтобы утеря не переживалась трагически и разрушительно всю оставшуюся жизнь, человеческая культура придумала процедуру горевания. Т.е. некий психологический путь, ведущий от беды через горевание к новой жизни. Но иногда психика человека не справляется с нагрузкой. Тогда горевание может быть слишком интенсивным и разрушительным (по сравнению с причиной, вызвавшей горевание) или затянуться на долгие годы и разрушить жизнь человека.

Психологические исследования показали, что при любом виде утраты (будь то разлука с любимым, ампутированная конечность или умерший родственник) в однородном сообществе (например, в племени) человек переживает одни и те же стадии горевания. Формы и стадии горевания разнятся в зависимости от культуры сообщества, к которому принадлежит человек. Поэтому разные исследователи выделяют разные формы и стадии горевания, т.к. эти исследования проведены в разное время в разных культурах.

В однородном сообществе в один исторический период стадии горевания одинаковы, а вот интенсивность и продолжительность горевания у членов такого сообщества разная. Это зависит от индивидуально-психологических особенностей человека.

В качестве примера приведем почти универсальную для разных культур стадию. В случае известия о тяжелой болезни, плохих супружеских отношениях, готовясь к эмоциональному разрыву, люди переживают чувство предпотери, предварительного горя. Оно называется антиципаторное горе. Ещё ничего реально не потеряв, человек начинает заранее переживать реакцию горевания. Так это и называется – стадия антиципаторного горя.
Вернемся к гореванию по поводу смерти близкого человека. Такое горевание обусловлено преимущественно и почти исключительно культурными традициями, а не биологией или врожденными психологическими особенностями индивида. Реакция горевания считается завершенной, когда человек обретает способность адаптивно функционировать, чувствовать себя безопасно и ощущать себя как самость, личность без того, кого он утратил.

Читайте так же:  Сексуальность до и после

Горевание является культурной нормой, но в некоторых случаях реакция горевания становится патологической и разрушает последующую жизнь человека. В этих случаях необходима помощь психолога. Признаки горевания, при котором человеку остро нужна помощь профессионального психолога:

1. Человек не может говорить об утере (например, об умершем), не демонстрируя при этом признаков острого горя, хотя потеря произошла давно.

2. Подобные события у других людей запускают интенсивные переживания собственной утраты. Например, аборт подруги запускает собственное переживание аборта.

3. Человек часто поднимает тему утрат или тему своего бесправия и отсутствия власти над обстоятельствами жизни. Например, часто рассказываются истории о ранней длительной разлуке с родителями, тяжелых материальных обстоятельствах, болезнях, трагических расставаниях и потерях.

4. Сохранение вещей умершего в пределах, переходящих разумные. Например, сохраняется комната или иконостас из фотографий. Создаётся своего рода музей утраты.

5. Появление симптомов сходных с теми, что были у больного при смерти. Например, на консультацию приходит клиент, который периодически чувствует, что он задыхается. Обследования у врачей показывают, что все его внутренние органы в полном порядке. Это чувство появилось у него после смерти отца, который умер от рака легких. Хотя смерть произошла несколько лет назад, клиент до конца так и не пришел в себя после этого. Ему нужна помощь психолога, чтобы справиться с чувством горя и потери. Кроме того, такие симптомы могут часто возникать, когда человек достигает возраста умершего. Например, пациент на консультации говорит, что переживает жизненный кризис и не понимает, что с ним происходит. В процессе беседы выясняется, что его неприятности со здоровьем, а также в семье и на работе, маскируют страх смерти. Страх умереть от тяжелой болезни возник у пациента в связи с тем, что он достиг того же возраста, что и его отец, умерший от инфаркта.

6. Человек делает радикальные перемены в жизни, не соответствующие данным обстоятельствам. Например, внезапный отъезд, эмиграция, отказ от близких, друзей и так далее. Иногда это формы бегства от себя и своих ощущений горя.

7. Хроническая депрессия с чувством вины (например, перед умершим) и потерей самоуважения.

8. Подражание умершему. Иногда даже если у человека нет желания это делать.

9. Наличие саморазрушительных импульсов, таких как: курение, алкоголь, наркотики, переедание или отказ от еды, постоянное попадание в неприятные истории, мелкие частые самоповреждения (например, порезы). Невыносимое горе порождает неосознанное стремление к смерти, как к форме облегчения своих душевных страданий.

10. Необъяснимая печаль, возникающая в одно и тоже время года.

11. Страх умереть от той же болезни, что и этот человек. Например, канцерофобия, то есть страх заболеть раком у тех, чьи родные умерли от рака. Кстати, страх смерти также может быть последствием ранней длительной разлуки с родителями. Это тоже иногда реакция на потерю.

12. Различные страхи (фобии), ограничительное поведение. Например, человек избегает летать на самолете, купаться (если кто-то утонул) и так далее.

13. Процесс горевания длится более одного года.

Профессиональные психологи иногда упоминают «нормативы на горевание». Эти «нормативы» основаны на нестрогих, но статистически достоверных практических наблюдениях за людьми, преодолевшими чувство горя и вернувшимися к полноценной жизни после утери. Считается, что если у человека наблюдаются 2-3 признака из вышеприведенного списка, то это может говорить о наличии патологической реакции горевания. Понятно, что тонкости зависят от семейной и национальной культуры человека. Напомним, что реакция горевания не врожденная и мало зависит от врожденных биологических и индивидуально-психологических особенностей человека.

Адекватно оценить, насколько горевание патологично, а насколько естественно и является данью памяти, сам горюющий человек в большинстве случаев не может. Но патологичное (слишком интенсивное или затянувшееся) горевание разрушает жизнь человека: здоровье, личную жизнь, социальную адаптацию. Вот почему, если есть подозрение, что горевание стало разрушительным, то есть смысл обратиться к психологу, который специализируется на горевании. (Не все психологи занимаются гореванием и компетентны в этой области!)

Кроме того, следует помнить, что горевание не всегда связано с потерей близкого человека. Несбывшиеся надежды и амбиции могут вызвать реакцию горевания. При всей кажущейся «легкости» причины горевания, человек иногда испытывает очень сильные эмоциональные реакции. Эти реакции разрушают его жизнь ничуть не менее сильно, чем реакции, вызванные смертью близкого. В подобных случаях психике человека все равно, что является причиной горя. Важно то, что человек чувствует. И это иногда может быть очень разрушительным. Ведь человек может не достигать своих целей в жизни и горевать по поводу несбывшихся надежд именно потому, что душевные силы были нерационально потрачены на горевание, а не на достижения.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

[2]

Аналитическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 495 998 63 16 или +7 985 998 63 16. E-mail: [email protected] Будем рады помочь Вам!

Видео (кликните для воспроизведения).

Также вы можете связаться со мной, Игорем Ширяевым, в социальных сетях, мессенджерах и скайпе. Мой профиль в социальных сетях является личным, а не деловым, но в свободное время я могу с вами пообщаться в социальных сетях неформально. Кроме того, возможно, кому-то из вас важно предварительно составить своё представление обо мне не только, как о специалисте, но и как о человеке.

Источники


  1. Бреслав, Гершон Психология эмоций / Гершон Бреслав. — Москва: Мир, 2007. — 544 c.

  2. Осьминина, Наталия Воскресение лица, или Обыкновенное чудо. Мысли, творящие молодость женщины. Мысли, творящие красоту и молодость женщины до 100 лет и дальше. Десять секретов Любви (комплект из 4 книг) / Наталия Осьминина , Георгий Сытин , Адам.Дж. Джексон. — М.: ИГ «Весь», София, 2015. — 564 c.

  3. Адизес Как преодолеть кризис менеджмента / Адизес, Ицхак. — М.: СПб: BestBusinessBoоks, 2017. — 286 c.
Горевание и потеря
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here