Готовность к браку

Сегодня обсуждаем тему: готовность к браку с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Андреева Т. В., Психология современной семьи. Монография. — СПб.: Речь. — 436 с.: ил., 2005

1.3-1. Готовность к браку

Некоторые авторы полагают, что устойчивость брачно-семейных отношений зависит от степени готовности к браку. Под последней понимается система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества (Поспелова Т. Г., Трапезникова Т. М., 1996).

Еще Альфред Адлер связывал успешность брака с готовностью к нему, и в первую очередь со стилем жизни человека и с его прототипом. Спустя десятки лет его рассуждения о любви и браке остаются полностью актуальными. Как считал Адлер, для того, чтобы быть психологически готовым к любви и браку, необходимо, прежде всего, иметь чувство общности и быть социально адаптированным. Он утверждал также, что все способности, неспособности и склонности к любви и браку заложены в прототипе, который формируется в первые годы жизни. Зная качества прототипа, возможно указать на те трудности, которые возникают в дальнейшей жизни взрослого человека. Помимо обычных качеств социального приспособления, отношения любви и брака требуют от партнера исключительного чувства симпатии, способности отождествлять себя с другим человеком и сопереживать ему. «И если в наше время немногие действительно готовы к супружеской жизни, то это потому, что большинство людей никогда не обучались тому, как можно видеть глазами другого, слышать его ушами и чувствовать его сердцем» (Адлер А., 1997, с. 163).

Последнее очень сильно перекликается с мнением Эрика Фромма о способности любить. Любовь, по Э. Фромму, это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство.

А. Адлер выделял три жизненно важные сферы, или три «жизненно важных вопроса», которые приходится решать каждому человеку: жизнь в обществе, включающая наше поведение в отношении других, наша деятельность и вопрос о любви и браке. Первые две сферы предполагают обучение с раннего возраста, хотя руководства «Как подготовить себя к любви и браку» нигде не существует. Брак же — это задача, стоящая перед двоими. Однако гораздо чаще люди учатся решать ее в одиночку или в компании из двадцати человек — им просто не хватает умения жить вдвоем.

Зрелость личности Адлер связывает с верой в себя, со способностью открыто встречать жизненные проблемы и решать их, с наличием друзей и нормальными отношениями с соседями. Важным показателем правильного направления в жизни Адлер считал также полезную деятельность и профессионализм. «Тому, кто лишен всех этих качеств, — писал он, — не стоит доверять, он не вполне созрел для любовных отношений» (Там же, с. 164).

Неспособность к браку обусловлена неправильным стилем жизни. Так, дети, которые росли, развивая исключительно эгоцентрические интересы, повзрослев, оказываются не готовы как к жизни в обществе, так и к любви. Эти люди в дальнейшем ищут опеки со стороны своих партнеров по браку, что.оказывается возможным во время ухаживания и в первые годы брака, но впоследствии вызывает трудности. Если же семью создают двое, «избалованные и опекаемые с детства», то оказывается, что у них есть некое «сходство»: они оба хотят опеки, но при этом не хотят заботиться друг о друге, и каждый уверен, что партнер его не понимает. В результате появляется готовая формулировка для развода — «отсутствие взаимопонимания», «несовместимость». И действительно, такие отношения нельзя назвать гармоничными.

Адлер замечает по поводу консультирования супружеских пар, что консультанту не следовало бы давать совет о разводе, так как «что, собственно, меняет развод? Как правило, после него разведенные люди желают вновь вступить в брак и строить отношения согласно прежнему стилю жизни. Иногда встречаются люди, которые женятся и разводятся вновь и вновь, каждый раз повторяя все те же ошибки. Таким людям следовало бы проконсультироваться относительно того, есть ли хотя бы какая-то вероятность, что их брак или любовная связь будут удачными и стоит ли разводиться в ситуации, близкой к разводу» (Там же, с. 169). Во многом такую точку зрения можно считать принципиальным подходом к проблеме супружеской совместимости—несовместимости.

Автором особо выделяются свойства характера, увеличивающие вероятность неуспешности брака из-за неготовности человека к супружеским отношениям. Это небольшие недостатки, которые берут начало в детстве и кажутся незначительными до времени супружества. К ним относятся: проявление недоверия к объекту любви, так как это знак установки, порождающей постоянные сомнения, что явно свидетельствует о неготовности к реальным проблемам жизни; желание постоянно критиковать и воспитывать другого человека; излишняя чувствительность, которая может быть симптомом комплекса неполноценности; постоянное ожидание разочарования, являющееся в браке причиной ревности.

[3]

Однако Адлер подчеркивал, что, несмотря на весь список неблагоприятных условий, не стоит усложнять проблему выбора партнера, так как невозможно найти идеального спутника жизни. Если двое признают наличие своих ошибок и подходят к совместной жизни с точки зрения взаимного равенства (без желания победить в отношениях, где не должно быть места борьбе), они в состоянии справиться с задачей брака. Адлер подчеркивал также, что следовало бы обучать девочек лучше исполнять свою женскую, а мальчиков — мужскую роль в браке, но обучать так, чтобы они чувствовали, что основой совместной жизни является равенство.

На большое значение готовности к полоролевой дифференциации семейных ролей и функций, в особенности при рождении детей, указывают многие авторы.

М. Яффе и Ф. Фенвик перечисляют множество факторов, увеличивающих вероятность распада брака, которые были названы ими «факторы риска при вступлении в брак». Среди них — слишком ранние браки (до 19 лет), недостаточная продолжительность знакомства (менее полугола), добрачная беременность («вынужденные браки»), постоянные ссоры в предбрачный период, измены одного из партнеров до вступления в брак, негативное отношение родителей к будущему брачному союзу, стремление побыстрее покинуть семью родителей или желание досадить кому-то третьему как мотивы брака, а также отсутствие отца в родительской семье и разводы, принятые в семьях родственников (братьев, кузенов и т. д.) (Яффе М., Фенвик Ф., 1991).

Среди факторов риска авторы выделяют и психологическую (эмоциональную) незрелость, к которой, в частности, относят: чрезмерную зависимость от родителей, доминирование и агрессивность, неуверенность в себе, проявление гнева, низкую самооценку, бескомпромиссность и другие. Весьма интересным кажется замечание авторов, что если один из супругов является эмоционально незрелой личностью, то брак имеет «шансы на жизнь», но если оба супруга эмоционально незрелы, то супружеский союз обречен.


Как видим, мнения и подходы разных авторов пересекаются и во многом совпадают: Адлер считает обреченным брак двух людей с неправильным стилем жизни; Р. Скиннер пишет о неблагополучии супружеских пар с пропущенными ступенями развития обоих супругов; У. Тоумен и Р. Ричардсон, И. Ф. Дементьева оценивают брачный союз двух единственных детей как весьма неуспешный в связи с их особым формированием в семье.

В. А. Сысенко ввел понятие «способность к браку», предполагающее следующие слагаемые: ?

Читайте так же:  В какой семье выгоднее рождаться

способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро; ?

способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его радости и горести, переживать неудачи, находить духовное единение; ?

способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения; ?

высокая этическая культура, предполагающая быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

Все эти способности, считает В. А. Сысенко, являются показателями умения человека быстро корригировать свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

Составляющие способности к браку перекликаются с чертами зрелой личности в понимании Г. Олпорта, среди которых: ?

способность к теплым, сердечным отношениям, дружеской интимности (любви к близким людям без собственнического чувства) и сочувствию (проявляющимся в терпимости к различиям в ценностях и установках); ?

эмоциональная неозабоченность и самопринятие (способность справляться со своими эмоциональными состояниями таким образом, чтобы это не мешало благополучию других); ?

реалистичность восприятия, опыта и притязаний (выражающаяся, в частности, в том, чтобы видеть вещи такими, как они есть, а не такими, какими хотелось бы их видеть); ?

самообъективность (четкое представление о своих сильных сторонах и слабостях). ?

«у зрелого человека есть дело, которое ему важно делать» (ОлпортГ., 2002, с. 340-341).

Данные черты зрелой личности имеют прямое отношение к успешности брака во всех его аспектах, а также к выбору супруга при вступлении в брак. Таким образом, зрелая личность обладает способностью реалистичного восприятия других людей (без идеализации партнера), адекватного выбора спутника жизни в соответствии со знанием своих особенностей и жизненных планов, построения успешных супружеских отношений и преодоления неизбежных проблем на разных стадиях жизненного цикла семьи.

Готовность к браку — это что: суть, структура, условия. Как проходит адаптация в браке

Готовность к браку во многом определяет его успех, функционирование семьи, преодоление нормативных кризисов и предотвращение ненормативных. Согласно современным исследованиям, вступая в брак, многие молодые люди оказываются не готовы к супружеству. Что же это за готовность, как она влияет на адаптацию в браке, и какова суть самой адаптации? Давайте разберемся.

Что такое готовность к семейной жизни

Согласно теории Э. Эриксона, готовность к семейной жизни возникает при осознании человеком его подготовленности к близким интимным межличностным отношениям, без страха потерять в них себя.

Что интересно, в последнее время значительно вырос период вступления в брак. Первые браки заключаются в 30 лет и даже позже.

Социологи, психологи и педагоги сходятся на том, что стабильность и благополучие семьи в первую очередь зависит от готовности супругов к семейной жизни.

Структура готовности к семенной жизни

Готовность к семейной жизни включает в себе три компонента: социально-нравственная, мотивационная, психологическая готовность.

[3]

Социально-нравственная готовность

В свою очередь включает три элемента: гражданскую зрелость (нравственное сознание, образование, профессия, возраст), экономическую самостоятельность и здоровье. Думаю, не ошибусь, если скажу, что лишь единицы молодоженов подходят под это описание.

  • Возраст влияет на удовлетворенность браком. Согласно статистике, 69 % женщин из неуспешных (неудовлетворительных) браков вступили в него до 21 года.
  • Нравственное сознание обуславливает понимание ценности семьи, ее социальную значимость, ответственность за свой выбор, уважение и чуткость в отношении и в общении с супругом, родителями.
  • Здоровье позволяет проще переносить стрессовые и кризисные ситуации, неудачи, трудности. Способствует налаживанию контактов с внешним миром, укреплению внутрисемейных отношений, духовному развитию супругов.
  • Что касается экономической самостоятельности, то все скажут цифры: 44 % молодоженов живут с родителями (в 37 % случаях отношение родителей к этому неоднозначное), другие – в общежитиях, коммунальных квартирах или своем жилье (редко, чаще съемном). 80 % молодых людей, заключивших брак, рассчитывают на помощь родителей. В 22 % мнение женщин и мужчин о проживании расходятся.

Интересные данные я нашла о том, какие ожидания испытывают мужчины и женщины при выборе партнера.

  • Женщины ищут сплав ума, эрудиции, чуткости, такта, внешней и внутренней культуры. На втором месте – отношение к жене как к другу, забота в семье и в отношении детей. На третьем месте – воля, трудолюбие, трезвость, всестороннее самосовершенствование, чувство юмора.
  • Мужчины ищут доброту, мягкость, самоотверженность, женственность и верность. Но не меньшее значение отводят уму, деловым качествам, трудолюбию и красоте.

В современном мире существует четкая дифференциация любовных отношений и семейных. Большинство опрошенных сами признают, что далеко не во всех любовных отношениях видят потенциальных супругов.

Мотивационная готовность

Подразумевает развитое и сформировавшееся, здоровое чувство любви как таковое. И конечно, в отношении партнера. Сюда же относится готовность к самостоятельности, рождению и воспитанию детей, ответственность за семью.

Согласно статистике, 70-75 % семей создаются по любви. 15-20 % – по рассудку. И 5-10 % – с целью материальной выгоды.

Психологическая готовность

Предполагает развитые навыки общения, единство или хотя бы схожесть взглядов партнеров на жизнь вообще и на семейную жизнь; умение создать благоприятный климат в отношениях. Развитые волевые и другие личностные качества, устойчивость характера, поведения и чувств.

Факторы формирования готовности

Взаимоотношения в молодой семье во многом зависят от того, в каких условиях выросли супруги. Это влияет на благополучие семьи либо ее проблемность и распад. Так, например, дети из разведенных семей тоже чаще разводятся в будущем.

Выбор партнера и причины вступления в брак

Существует два направления относительно того, как люди выбирают партнера: возможность удовлетворить потребности и сходство ценностей. Думаю, истина находится посредине, то есть важны оба элемента. Предлагаю познакомиться с основными теориями выбора партнера.

[2]

Мотивы вступления в брак

Мотивация заключения брака включает 4 мотива:

  • хозяйственно-бытовой;
  • нравственно-психологический;
  • семейно-родительский;
  • интимно-личностный.

Если у одного супруга преобладает один мотив, а у второго – другой, то конфликта не избежать. Если у других членов семьи – третий мотив, то ситуация еще больше усугубляется. Чтобы этого избежать, нужно самому понять собственную мотивацию, честно ее признать. После обсудить мотивы с супругом.

Адаптация к браку

В процессе адаптации супругам предстоит решить такие задачи:

  • первичное понимание и распределение ролей в супружестве;
  • составление семейной иерархии;
  • разграничение и уравновешивание личных и общих потребностей;
  • определение баланса совместного времени и личного;
  • установление внешних и внутренних границ;
  • решение жилищных проблем;
  • сексуальная адаптация.

На адаптацию в браке негативно влияет:

  • неадекватная мотивация (например, желание уйти от родителей);
  • расхождение истории и традиций семей молодых людей (состав, происхождение);
  • материальная, физическая или психологическая зависимость от родителей кого-то из супругов;
  • слишком близкое или далекое проживание от родителей;
  • период ухаживания меньше полугода или свыше 3 лет;
  • брак до 20 лет или после 30 лет;
  • беременность до брака или в первый год;
  • негативные отношения с родителями;
  • несчастливое детство самих супругов.

Ролевая адаптация

Адаптация к семейным ролям представляет отдельный интерес. Чтобы не возникало конфликтов, важно соответствие представлений о ролях, а значит и поведении, характере взаимодействия каждого из супругов.

Первичная ролевая адаптация предполагает знакомство с представлениями о ролях у каждого супруга и сравнении двух позиций. База этого процесса – определение целей брака и мотивов.

Читайте так же:  Женщина в потоке жизни

Существует 3 сценария супружеских ролей. Не важно, какой из них выберут супруги, но важно, чтобы они выбрали один и тот же вариант.

  1. Традиционный союз. Жена ведет хозяйство, воспитывает детей, подчиняет свои интересы мужу, проявляет покорность и терпимость. Муж обеспечивает экономическую и физическую защиту и безопасность семьи, предан ей, благодарен жене за покорность, принимает ответственные решения, то есть ведет семью.
  2. Товарищеский союз. Жена обязана сохранять внешнюю привлекательность, морально поддерживать и сексуально удовлетворять мужа, поддерживать социальные контакты мужа, интересное и духовное общение с ним и гостями, не давать скучать. Муж восхищается женой и играет роль рыцаря, проявляет нежность, романтичность, обеспечивает материально (для поддержания внешности, организации досуга и встречи гостей).
  3. Партнерство. Супруги все делят на двоих. Каждый по мере возможного вносит экономический вклад, воспитательный, бытовой; обладает равными правами и обязанностями. Сложность таких отношений в том, что мужчине нужно принять равное положение с женщиной, всегда учитывать ее мнение (дается это не всем). А женщина должна быть готова отказаться от романтики и рыцарства со стороны мужа.

Межличностная адаптация

Межличностная адаптация включает в себя эмоции, их понимание и соответствующее поведение. Брак будет успешен при эмоциональной близости, взаимопонимании и развитых умениях организовывать совместную деятельность и взаимодействие (слушать, не перебивать, уважать).

Особую роль играет общение. Оно должно быть диалогичным и субъект-субъектным. То есть общение должно быть ориентировано на цели, мотивы и установки обоих участников. Иначе не будет понимания.

  • Важно говорить на одном языке и быть уверенным, что партнер правильно понимает смысл сказанных слов. Это необходимо для обоюдного влияния на личности друг друга. А, как известно, в процессе общения всегда происходят личностные изменения. И хорошо, если положительные.
  • Стоит избегать двойных фраз и скрытых смыслов. Это особенно любят женщины. Например, фразу «давай куда-нибудь сходим» можно трактовать по-разному: встретиться с друзьями, побыть вдвоем, показать себя в свете.
  • Еще один важный элемент общения и взаимодействия – видеть изменения (возрастные, социальные, психологические, личностные) партнера и реагировать на них.
  • Для эффективного общения и адаптации нужно уметь поставить себя на место партнера и осознать собственный образ в глазах другого человека. И здесь снова важно учитывать особенности воспитания, родительской семьи партнера.

Индивидуальные черты

Свою лепту в семейную адаптацию вносят индивидуальные адаптационные способности супругов. В парах с высокими способностями у обоих супругов выше соответствие притязаний и ожиданий от социальных ролей. Такие пары оказываются в числе сбалансированных, то есть разъединенных.

Эмоционально-психотерапевтическая ценность тем выше, чем больше человек способен к адаптации, имеет развитое самовосприятие и эмоциональный комфорт. Чем больше человек ощущает контроль над своей жизнью и несет ответственность за нее, тем больше он готов к родительству.

Официальный и неофициальный брак: есть ли разница

Одно из существенных семейных изменений – популярность неофициальных браков. Их пик сегодня приходится на 20-30 лет. К слову, это не гражданский брак, как принято называть его, а фактический. Гражданский брак – регистрация в муниципальном учреждении, без участия церкви, то есть официальный брак.

Отношение общественности к неофициальному союзу двойственное: с одной стороны, опрошенные признают, что это форма встречается часто, с другой – считают такой брак недолговечным, несерьезным, ненадежным.

На психологическом уровне официальный и неофициальный брак имеет большую разницу. Мужчинам проще вступать в такой брак. Притом женщины в 65 % в таких условиях считают себя замужними, а мужчин – свободными, холостыми.

В психологии существует мнение, что желание вступить в фактический брак вызвано неосознанными мотивами «брать», а не «отдавать», то есть незрелостью личности, неумением выстраивать длительные отношения.

На стабильность и прочность фактического брака влияют те же факторы, что и на официальный брак: определенность ролей, психологическая совместимость (единство взглядов, эмоций, убеждений, оценки жизненных ситуаций), адекватность отношений. На психологическую совместимость влияет характер, темперамент, способность к адаптации, принятию другого человека.

В официальном и неофициальном браке значительно отличаются ценности. Для женщин в неофициальном браке иерархия такая (в порядке убывания значимости):

  • эмоции и психотерапия в отношениях;
  • внешняя социальная активность (карьера);
  • родительство;
  • хозяйство и быт;
  • интим и секс.

Для женщин в официальном браке (в порядке убывания):

  • хозяйство и быт;
  • родительство;
  • эмоции и психотерапия;
  • социальная активность;
  • интим и секс.

Для мужчин в неофициальном браке важнее внешняя привлекательность женщины, для мужчин из официального брака – хозяйственность.

Рассогласованность ожиданий встречается в обоих типах брака. Но в неофициальном она касается только одной сферы: внешней привлекательности. В официальном браке рассогласованность встречается во всех сферах: эмоционально-психотерапевтической, хозяйственно-бытовой, интимно-сексуальной, в вопросах внешней привлекательности.

Неофициальные браки чаще имеют характер товарищеских или партнерских. При переводе неофициального брака в официальный наблюдается значительное изменение иерархии женских ценностей, мужская система почти не меняется. Вместе с этим женщины стремятся перевести брак в традиционный или партнерский.

Что касается сплоченности и гибкости фактического и гражданского брака, то неофициальные относятся к сбалансированным.

  • Сожители ухитряются найти баланс между личным пространством, временем, интересами и совместным, то есть эмоциональная близость умеренна. Роли и правила в неофициальных семьях распределены четко, но при необходимости легко меняются.
  • В официальном браке ситуация на момент адаптации прямо противоположная. Для женщин официальный брак чаще оказывается хаотичным, неясным в плане ролей и лидерства, эмоционально отчужденным. Выше и сексуальная неудовлетворенность в официальном браке.

Возможно, такая разница обусловлена тем, что неофициальный брак выпадает на первую стадию отношений, когда партнеры показывают себя с лучшей стороны, а друг друга видят в искаженной форме. Не исключено, что человек даже сам себя может убедить в единстве взглядов и ожиданий. А позже, когда начинается официальный брак и новая стадия, возникают разногласия. Ведь по статистике, неофициальные браки действительно менее крепки и продолжительны, хотя и более сбалансированы.

Что говорят сами приверженцы одного (официальный брак) и другого мнения (неофициальный брак)? Узнайте из видео.

Послесловие

Интересный факт: чем больше возраст семьи, тем ниже уровень адаптации ее членов и выше подверженность влиянию внешних стрессовых факторов.

Не существует общепринятого срока адаптации к браку. Но в среднем на это уходит 3 года. Притом в первые год-два формируются стереотипы взаимодействия, происходит согласование ценностей и мотивов, выработка единой поведенческой концепции. Третий год уходит на закрепление результата.

Готовность к браку

Готовность к браку — это фактор не столько возрастной, сколько психологический. Чтобы быть психологически готовым к любви и браку, необходимо прежде всего иметь чувство общности и быть социально адаптированным. Характер проблем, возникающих в любви и браке, не отличается от общих социальных проблем. Этим отношениям, как любым другим, свойственны те же трудности, и большой ошибкой является отношение к любви и браку как к раю, в котором сами по себе исполняются все ваши желания. Каждая сфера жизни ставит перед человеком определенные задачи, которые необходимо выполнять, всегда принимая во внимание интересы другого.

Помимо обычных качеств социального приспособления, отношения любви и брака требуют от партнера исключительного чувства симпатии, исключительной способности отождествлять себя с другим человеком и сопереживать ему. И если в наше время весьма немногие действительно готовы к супружеской жизни, то это потому, что большинство людей никогда не обучалось тому, как можно видеть глазами другого, слышать его ушами и чувствовать его сердцем. Готовность к браку не могут проявлять люди, которые росли, развивая исключительно эгоцентричные интересы и не принимали во внимание интересы других. Не стоит ожидать, что физическое и половое созревание быстро изменит характер человека, принадлежащего к этому типу. Так же, как он не готов к жизни в обществе, он не готов к любви и браку.

Видео удалено.
Читайте так же:  О базовом психологическом образовании и его связи с практикой
Видео (кликните для воспроизведения).

Социальный интерес развивается достаточно медленно, он присущ только тем людям, которые с самого детства стремились к общественно полезной цели, получая соответствующее воспитание. Поэтому понять, действительно ли человек готов к жизни с противоположным полом или нет, не представляет особой трудности. Необходимо только помнить, что все наши наблюдения должны касаться общественно полезной жизнедеятельности. Человек, действующий в полезном русле, смел и верит в себя. Он открыто встречает проблемы жизни и занимается поиском их решения. У него есть друзья, и он в нормальных отношениях со своими соседями. Тому же, кто лишен всех этих качеств, не стоит доверять, он не вполне созрел для любовных отношений и брака, его готовность к браку вызывает большие сомнения. С другой стороны, зная, что человек имеет какое-то занятие и преуспевает в своем деле, можно вполне заключить о его возможной готовности к браку. Мы судим по маленькому признаку, который тем не менее оказывается достаточно значимым, так как указывает на наличие или отсутствие чувства общности.

Зная природу чувства общности, можно увидеть, что проблемы, возникающие в любви и браке, разрешаются только на основании полного равенства. Сама по себе любовь — это

довольно неопределенное чувство, поэтому истории любви столь разнообразны. Только если отношения строятся на равенстве, любовь принимает правильную форму и делает брак успешным.

Если же в браке либо мужчина, либо женщина хочет быть победителем, скорее всего это будет иметь фатальные последствия. Такой подход к семейной жизни не свидетельствует о готовности к браку, и события после свадьбы часто подтверждают это. Невозможно быть победителем в ситуации, в которой нет места битвам. Ситуация брака призывает к сопереживанию интересам другого и способности поставить себя на его место.

Готовность к браку также может поставить под сомнение наличие у человека комплексов. Как свидетельствуют психологи, все качества, проявляющиеся в детстве, становятся еще более явными и рельефными тогда, когда человек сталкивается с проблемой любви. Можно представить, как человек, страдающий от комплекса неполноценности, будет вести себя в любовных отношениях. Возможно, из-за этого его любовь будет выражаться в постоянном желании поддержки своим партнером. Часто идеал такого типа мужчины — это женщина с заботливым материнским характером. Но иногда в качестве способа компенсации своей неполноценности он может удариться в другую крайность и стать высокомерным, наглым и агрессивным. Как бы там ни было, не имея достаточной смелости, он все так же будет ограничен в выборе. Порой он может избрать своей спутницей жизни активную и боевую особу, если сочтет, что стать победителем в столь нелегком сражении более почетно.

Идея удовлетворения комплексов может объяснить некоторые особенности выбора партнера, которые по-другому понять невозможно. Становится ясным, почему некоторые выбирают слабых, больных или старых спутников жизни: они верят, что такой выбор сделает их жизнь легче. Иногда в качестве партнера ищут женатого человека: это означает полнейше нежелание заниматься решением проблем данной сферы жизни.

Существует тысячи признаков, указывающих на степень готовности человека к браку. Так, кто-то может не верить предмету своей любви, если он или она опаздывает на свидание, не имея соответствующих оправданий. Подобное поведение — проявление установки, порождающей постоянные сомнения, что в свою очередь является признаком неготовности к реальным проблемам жизни.

Еще одним признаком недостаточной готовности к совместной жизни является постоянное желание одного из супругов воспитывать или критиковать другого. Излишняя чувствительность также должна настораживать, ибо она может быть симптомом комплекса неполноценности. Человек, не имеющий друзей и не чувствующий себя хорошо в компании, тоже скорее всего не вполне готов к супружеской жизни. Сюда же можно отнести и тех, кто отказывается выбрать для себя какой-нибудь вид деятельности и находится в ситуации неопределенности. Не вполне благополучным может оказаться союз с пессимистом, так как часто в сложных жизненных ситуациях пессимизм отнимает остатки смелости.

Несмотря на весь этот список неблагополучных условий, не стоит слишком усложнять проблему выбора партнера. Невозможно отыскать идеального человека. Более того, если кто-то ищет идеального спутника жизни и никак не может встретить его или ее, можно быть уверенным, что такому человеку свойственна установка вечной нерешительности, что есть признак полного нежелания заниматься этими вопросами.

Вопросы любви и брака разрешимы только для социально приспособленных людей. Причина ошибок, происходящих в большинстве случаев — отсутствие социального интереса, и устранены они могут быть только в том случае, если меняется вся личность. Брак — это задача, стоящая перед двоими. Однако фактом является то, что мы учимся выполнять задачи в одиночку или в компании из двадцати человек, и часто нам просто не хватает умения жить вдвоем. Но несмотря на все это, если двое признают наличие своих ошибок и подходят к совместной жизни с точки зрения взаимного равенства, они в состоянии справиться с задачей брака. Высшей формой брака является моногамия. Существует множество людей, которые, опираясь на псевдонаучные основания, заявляют, что полигамия гораздо более соответствует природе человека. Данный вывод невозможно признать в качестве истинного, так как в нашей культуре любовь и брак — это социальные задачи. Мы женимся и выходим замуж не только для своего собственного блага , но, в каком-то смысле, для блага других. А в конечном счете — для блага всего человечества.

Готовность к браку

Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни — неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижению определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако обусловленность изменений семьи культурно-исторической динамикой общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающих поколений к жизни в семье. Многочисленные социологические, педагогические, медико-психологические исследования убеждают нас в том, что готовность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью психологической работы.

Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.

Готовность к браку — интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. Формирование определенного нравственного комплекса — готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

Читайте так же:  Секреты крепкого брака - и почему ваш брак обречен

2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека — эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, в чувствованию в эмоциональный мир партнера.

5.Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6; Умение разрешать конфликты конструктивным способом ,способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов. [3]

Брачный возраст и психологическая готовность к вступлению в брак

Текст научной статьи по специальности « Психология пола»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Жолудева С. В.

В статье рассматриваются основные понятия, связанные с определением возраста вступления в брак , с точки зрения социологического, физиологического и психолого-педагогического подходов.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Жолудева С. В.,

Nubility and psychological readiness to marriage

The article views the principal notions connected with determination of marriage age in respect to sociologic, physiological, psychologic-pedagogical approaches.

Текст научной работы на тему «Брачный возраст и психологическая готовность к вступлению в брак»

БРАЧНЫЙ ВОЗРАСТ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ВСТУПЛЕНИЮ В БРАК

Работа представлена кафедрой детской психологии Педагогического института Южного Федерального университета. Научный руководитель — кандидат психологических наук, доцент И. К. Каширская

В статье рассматриваются основные понятия, связанные с определением возраста вступления в брак, с точки зрения социологического, физиологического и психолого-педагогического подходов.

The article views the principal notions connected with determination of marriage age in respect to sociologic, physiological, psychologic-pedagogical approaches.

Планируя исследование психологической готовности к браку, перед нами встал вопрос: мужчины и женщины какого возраста будут являться объектом нашего исследования? Для того чтобы на него ответить, остановимся на основных понятиях, определяющих возраст вступления в брак, и подходы, в которых они рассматривается.

Обязательная государственная регистрация брака была установлена в декабре 1917 г. с принятием Декрета ЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке». В настоящее время порядок вступления в брак регулируется Семейным кодексом Российской Федерации, принятым в 1995 г. Готовность к принятию решения о регистрации своих отношений в отделе ЗАГСа зависит от многих факторов. Важным показателем процесса вступления в брак является возраст вступления в брак.

Существуют социологический, физиологический и психолого-педагогический подходы, в которых рассматривается возраст вступления в брак.

С точки зрения социологического подхода этот возраст рассчитывается как время, истекшее между датой рождения и датой заключения брака1. В Семейном кодексе Российской Федерации этот возраст называется «брачный возраст».

Брачный возраст — это минимальный возраст, начиная с которого закон или обы -чай допускает вступление в брак. В большинстве стран мира брачный возраст устанавливается законодательно с учетом возраста половой зрелости, психологической и социальной зрелости вступающих в брак, а также традиций, обычаев и других условий страны2.

В прошлом брачный возраст определялся религиозными нормами и был очень низок как для женщин, так и для мужчин. У католиков он составлял 12 лет для женщин и 14 лет для мужчин, протестантов — 14 лет для лиц обоего пола. Ислам не предусмат-

ривал единого для всех мусульман брачного возраста. По законам шариата брачный возраст для женщин составлял 9 лет, для мужчин — 153.

В России в 1714 г. Синод установил брачный возраст для женщин в 13 лет, для мужчин — в 15 лет. Указом Николая I (1830 г.) брачный возраст был повышен на три года для обоих полов, за исключением Закавказья, где был сохранен прежний брачный возраст. С 1926 г. в России принят единый брачный возраст для обоих полов в 18 лет4.

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, вступившему в силу 1 марта 1996 г., граждане могут зарегистрировать заключение брака в любом отделе ЗАГС или сельской администрации по достижении брачного возраста. Брачный возраст в России этим же кодексом устанавливается в 18 лет. Но при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства несовершеннолетнего вправе разрешить вступить в брак лицу, достигшему 16 лет. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи заявления. И опять же при наличии уважительных причин (беременности невесты, рождения общего ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) орган ЗАГС может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также увеличить этот срок, но не более чем на месяц 5.

Брачный возраст, установленный законом или обычаем, определяет нижнюю границу возраста, позволяющую человеку зарегистрировать свои брачные отношения. Социологические исследования подтверждают, что снижение брачного возраста, предусмотренное законодательством, — довольно частый случай. По данным Госкомстата РФ, каждый год в супружество вступают около 84,4 тыс. юных граждан, еще не закончивших среднюю школу. В 1995 г.

в США 500 тыс. девушек-подростков стали мамами и попытались совмещать обучение в школе с воспитанием ребенка. В России эта цифра была на порядок ниже — 57 тыс.6

Другим важным показателем является средний возраст вступления в брак. Средний возраст вступления в брак рассчитывается отдельно для женщин и мужчин7.

Средний возраст вступления в первый брак у женщин достиг рекордно низких величин. С такими характеристиками демографического поведения Россия ушла далеко в сторону от западных стран, где, наоборот, с конца 1960-х гг. усиливалась тенденция к повышению возраста вступления в брак.

Средний возраст вступления в первый брак начал подниматься в 1990-е гг. Это подтверждают многие социологические исследования. Во всех восточноевропейских странах, по данным на 1996 г., средний брачный возраст пока не превышает 25 лет, а в ряде стран он меньше 23 лет. Средний возраст вступления в первый брак в России, по данным 1996 г., зафиксирован 24,4 года для мужчин и 22,2 — для женщин8.

Исследование, проведенное при поддержке РФФИ (проект 02-06-96002) в Твери, также подтверждает тенденцию увеличения возраста вступления в первый брак. Результаты обработки 6,7 тыс. актов записей за 1990 и 2000 гг. из архива областного ЗАГСа свидетельствуют, что у мужчин возраст вступления в первый брак увеличился с 23,0 до 24,2 года, у женщин — с 21,2 до 22,2 года9.

Средний брачный возраст в Петербурге, в 1990-х гг. составлявший 20-29 лет, в последние годы повысился. В 2002-2003 гг. горожане предпочитают вступать в брак в возрасте 24-36 лет. Такие данные приводит городское управление ЗАГСа10.

С точки зрения физиологического подхода понятие брачного возраста связывается с возможностью выполнения репродуктивной функции семьи, т. е. с началом периода полового созревания (или пубертатного периода). Репродуктивная система ребенка созревает в подростковом возрас-

Читайте так же:  В чём ценность психотерапии

те и знаменует физический переход ребен -ка к взрослому. Половое созревание протекает в строго определенной для мальчи-ков и девочек последовательности.

У большинства девочек половое созревание начинается между 9 и 10 годами, примерно к 12,5 годам у среднестатистической девочки наступает первая менструация, и принято считать, что девочка приобретает способность к деторождению. У мальчиков половое созревание начинается между 11 и 12 годами, примерно к 14,5 и 15 годам большинство мальчиков достигают половой зрелости и могут зачать ребенка.

[1]

Термин «половое созревание» обычно используется для описания специфических физических изменений в организме подростков в переходном возрасте. Половое созревание и способность к рождению детей развиваются гораздо раньше психологических и материальных возможностей воспитать и обеспечить своего ребенка. В этом заключается основная опасность раннего начала половой жизни и вступления в брак: в психологической и психической неподготовленности подростка, его неграмотности, отсутствии самостоятельности, в том числе и материальной.

С точки зрения психолого-педагогического подхода понятие брачного возраста связывается с понятием готовности к браку и семейной жизни. В теоретическом плане в психолого-педагогической литературе готовность к браку и семейной жизни широко исследуется (Н. М. Галимова, В. А. Сысен-ко, А. Н. Сизанов, И. В. Гребенников, Б. Ю. Шапиро, Л. М. Панкова, В. С. Торох-тий, М. Земской, Н. В. Маляров, П. А. Ре-шетов и др.) и включает физическую, эмоционально-волевую, социально-нравственную, этико-психологическую и педагогическую зрелость. Таким образом, в рамках данного подхода брачный возраст определяется общей зрелостью личности и возможностью выполнять супружеские и родительские роли.

Однако многие исследователи указывают, что существует определенный возраст-

ной период, в течение которого молодой человек обучается ухаживать, и чем длительнее этот процесс, тем ближе к периферии этот индивид. Молодые люди, так и не освободившиеся от родительской семьи и не создавшие собственной семьи, в человеческом сообществе оказываются «периферийными индивидами», «старыми девами», «закоренелыми холостяками» и т. д. Имеется в виду, что эти люди не оцениваются по критериям «хорошие — плохие», а оценка идет по показателям соответствия неким социальным нормам и стереотипам, например: «Взрослый человек обязан иметь семью».

В социологических исследованиях брачного и среднего брачного возраста отмечаются тендерные различия. О тендерных различиях в возрасте при вступлении в первый брак свидетельствуют выше приведенные исследования. Также В. Т. Лисовский приводит данные, согласно которым в 1980-х гг. в СССР ежегодно вступали в брак около 800 тыс. девушек, не достигших 20 лет. Но только 100 тыс. из них выходили замуж за своих ровесников. Таким образом, в 7 случаях из 8 юношеский роман не завершался браком: девушки выходили замуж за тех, кто был старше их школьных друзей.

Тендерные различия среднего брачного возраста порождают психологические проблемы вступления в брак. Так, Е. П. Ильин объясняет причину проблемы для женщины выйти замуж в более позднем возрасте. Поскольку мужчины вступают в брак в среднем на 2,5 года позже, чем женщины, за эти года образуется достаточно большой «дефицит женихов», и если для 18-19-летних девушек выйти замуж проблем нет, то для женщин 20-25 лет создается определенная нехватка женихов. Правда, они ее компенсируют тем, что выходят замуж за 25-29-летних мужчин. Зато женщине 25-29 лет создать свою семью становится еще труднее. Не случайно среди этих женщин около одной пятой оказывается не замужем, так как их потенциальных мужей уже перехватили женщины более младшего возраста11.

Объяснения тендерных различий среднего брачного возраста А. П. Егидес видит в изменении привлекательности. Женщина к 21 году находится на пике своей привлекательности, но с возрастом этот показатель уменьшается, а мужчины в этом возрасте находятся в состоянии «гадкого утенка». Но со временем ситуация меняется. Пик привлекательности мужчины приходится на возраст 31-55 лет, он становится по-мужски красив, его даже седина красит, а женщина в этом возрасте седину закраши-вает. Все это работает в плане сексуальной привлекательности на него, но не на нее12.

Таким образом, возраст вступления в брак определяется понятием брачного возраста и в разных подходах: социологическом, физиологическом и психолого-педагогическом, имеет разную интерпрета-цию. В рамках социологического подхода брачный возраст наступает, согласно Семейному кодексу Российской Федерации, с момента наступления совершеннолетия. Физиологический подход брачный возраст определяет с момента наступления половой зрелости, с момента созревания репродуктивной функции человека. Представители психолого-педагогического подхода, ориентируясь на социальные нормы общества, рассматривают не конкретный возраст вступления в брак, а готовность к браку и семейной жизни, которая имеет сложную структуру. Она включает в себя понятие брачного возраста двух вышеупомянутых подходов, т. е. наступление совершеннолетия и полового созревания, но основными составляющими являются эмоционально-во левая, социально-нравственная, этико-психологическая и педа-готическая зрелость.

Анализ данных позволяет нам определить возраст мужчин и женщин как объекта нашего исследования. Так, основываясь на понятии среднего брачного возраста и учитывая тендерные различия вступления в брак, мы определили верхнюю возрастную границу нашей выборки — это мужчины не старше 34 лет и женщины не старше

30 лет. Нижнюю возрастную границу для юношей мы определяем в 18 лет, основываясь на брачном возрасте по Семейному

кодексу РФ, для девушек — 16 лет, учитывая частоту случаев по снижению брачного возраста.

1 Медков В. М. Демография: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 247. Серия «Учебники и учебные пособия».

2 Народонаселение: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 34.

3 Петраков А. А. Демографический мир семьи. Ижевск, 1988. С. 67.

4 Синельников А. Б. Брачность и рождаемость в СССР. М., 1989. С. 102.

5 Семейный кодекс Российской Федерации. Ст. 10-14.

6 Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова // Московский комсомолец. 1995. 14 октября.

7 Медков В. М. Указ. соч С. 302.

8 Демографический ежегодник Российской Федерации 1996. М., 1996. С. 133.

9 Богданова Л. П., Щукина А. С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социс. 2003. № 7. С. 100.

10 Источник: Lenizdat.ru

11 Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002. С. 256.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

12 Егидес А. П. Лабиринты общения. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999. С. 254-272.

Источники


  1. Воскресение лица, или Обыкновенное чудо. Десять секретов Любви. Косметическая акупунктура (комплект из 3 книг + колода из 40 карт). — М.: ИГ «Весь», 2015. — 524 c.

  2. Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. — М.: Университетская книга, Логос, 2007. — 244 c.

  3. Карнеги, Дейл Как завоевывать друзей. Осознанность. Интуиция. Разум. Близость. Зрелость (комплект из 6 книг) / Дейл Карнеги , Ошо. — М.: Попурри, ИГ «Весь», 2010. — 439 c.
Готовность к браку
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here