Границы и их роль в жизни человека

Сегодня обсуждаем тему: границы и их роль в жизни человека с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Эмоциональные
границы: как
сохранить личное
пространство

Даже активно занимаясь духовными практиками, мы нередко позволяем окружающим нарушать свои границы или нарушаем чужие, сами того не осознавая.

Однажды моя ученица призналась мне, что, как ей кажется, окружающие люди используют ее в своих интересах. Внимательно выслушав Софи, я сказал: «Тебе нужно поработать над своими эмоциональными границами». Мое замечание ее удивило: «Но буддийские учителя говорят, что мы не должны отделять себя от других людей. Для чего же мне границы? Что мне защищать? Разве смысл практики не в том, чтобы перестать цепляться за эго?»

На самом деле проблему личного пространства нельзя недооценивать, ведь именно плохо очерченные или неправильно заданные границы являются причиной многих проблем, возникающих в отношениях. Часто ситуация усугубляется тем, что мы неправильно воспринимаем идею об избавлении от эгоизма и об от­сут­ствии разобщенности между людьми. Даже активно занимаясь духовными практиками, мы нередко позволяем окружающим серьезно нарушать свои границы или нарушаем чужие, сами того не осознавая. Более того, мы нередко провоцируем других на то, чтобы они вторгались в наше личное пространство.

Руки прочь

Говоря о личных границах, мы подразумеваем личное пространство человека и его право на это пространство, которое все остальные должны уважать. В своей книге «Facing Codependence» (Лицом к лицу с зависимостью друг от друга) психолог Пия Меллоди пишет, что границы – это «символические «силовые поля», благодаря которым у нас есть ощущение «я». Сегодня ни у кого не вызывает сомнения право каждого на физическую неприкосновенность. Для современного цивилизованного человека и эмоциональные границы, наряду с физическими, в определенной степени являются неприкосновенными от рождения, и их нарушение трактуется как оскорбление человеческого достоинства. Физические границы запрещают другим посягать на наше тело. При этом физическое насилие всегда тесно сопряжено с эмоциональным.

Человек без границ

Переступить черту

Проблема границ бывает двух видов. Во-первых, это несанкционированное проникновение другого человека в ваше внутреннее пространство. Во-вторых, нарушение психологической автономии, при которой мы часто начинаем видеть в других продолжение себя. Нас раздражает, когда кто-то нарушает наши границы, но эту проблему несложно осознать и при желании всегда можно обговорить с «нарушителем». На вас могут продолжать давить, но если вы будете уверенно отстаивать свое пространство, попытки прекратятся. Вторжение может происходить на работе и в личных отношениях, особенно при разводах. А вот несоблюдение психологической автономии – проблема гораздо более сложная. Она может принимать самые разные формы: супруг говорит вам, что делать; девушка брата делится ненужными подробностями своей интимной жизни; лучшая подруга говорит, с кем вам надо встречаться; коллега просит «помочь», а фактически – сделать за нее ее же работу; босс звонит вам домой со срочным поручением. Если вы не сумеете защитить свои границы, вы превратитесь в жертву чужих манипуляций.

Нарушение психологической ав­то­но­мии очень характерно для нашей культуры. Оно связано со склон­но­стью воспроизводить во взрослой жизни модели, которые мы видели в семье, будучи детьми. Проблема усугубляется, когда люди зависят друг от друга и либо пытаются за­ста­вить другого делать то, что им нужно, либо, напротив, стремятся всячески отвечать чужим нуждам. За­ви­си­мость людей друг от друга довольно распространена, и проблема эта на­столь­ко сложна, что ее бывает очень трудно разрешить. Один мой ученик и его бывшая жена в свое время были вынуждены решать проблему границ вместе с психотерапевтом. «Мы никогда не старались разобраться со своим личным про­стран­ством, считая, что, если двое любят друг друга, границы не нужны», – рассказывает Рассел. Однако их отношения стали рушиться, потому что в какой-то момент они начали считать себя продолжением друг друга. К сожалению, любовь часто ошибочно воспринимают как полное слияние, не имеющее границ. Вместе с тем любить кого-то – не значит делить абсолютно все. Скорее мы должны делить с любимым человеком в первую очередь то, что способствует обоюдному росту, уважая при этом границы партнера и осознавая свои собственные.

Пограничный контроль

Вы начинаете свободнее отдавать любовь и заботу, а также принимать их от окружающих вас людей. А достигнув абсолютной зрелости в этом вопросе, вы становитесь практически прозрачными для других. И здесь самое время вернуться к вопросу, который задала Софи: буддийские учителя говорят, что между людьми нет границ, для чего они мне? Если традиция учит, что мы не отделены друг от друга и пребываем в единстве, почему мы должны думать о границах? Разве они не создают и не пестуют эгоизм, от которого мы пытаемся избавиться?

Более двадцати лет назад психолог и учитель медитации Джек Энглер попытался разобраться с этой проблемой. «Чтобы избавиться от своего «я», для начала нужно этим «я» обладать», – писал он. Так он подчеркнул, насколько важно быть психически здоровым человеком – иметь здравый рассудок и способность к интеграции, чтобы научиться быть открытым тому, что ждет нас на пути. Именно эта открытость позволит нам избавиться от алчности, неприязни и заблуждений. Как писал Энглер в книге «Психоанализ и буддизм» (Psychoanalysis and Buddhism), «чтобы заниматься медитацией или другой духовной практикой, необходимы способности эго». Сохранение своих границ и есть одна из таких способностей. Установление и сохранение границ жизненно важно для духовного развития. Во-первых, они необходимы во взаимоотношениях с учителем и другими учениками. Слабые границы могут стать причиной финансовой, эмоциональной и сексуальной эксплуатации ученика со стороны человека, которого он будет считать учителем. Они даже могут увести прочь с духовного пути. Это случается, когда либо мы неправильно понимаем саму идею «сдаться на милость учителя», либо учитель не располагает достаточно сильными границами и не может совладать с искушением манипулировать теми, кто ему доверяет.

[3]

Имея сильные границы, вы не позволите учителю пересечь их без вашего разрешения. Парадоксально, но уверенность, которую вы обретаете благодаря сильным границам, даст вам возможность довериться учителю именно в том, что необходимо для вашего дальнейшего роста. Вы избавитесь от привычных представлений о себе и о том, как должна развиваться ваша духовная жизнь. Как только вы отведете должную роль своему эго, границы станут способствовать духовному росту. Как замечает Энглер, ошибочно полагать, что сначала вы решаете проблему эго, а потом приступаете к духовной работе. Неверно также и предположение о том, что, как только ваше эго станет достаточно здоровым, вы автоматически просветлитесь и духовная работа на этом закончится. Психологический рост и духовное освобождение происходят отдельно друг от друга в разных континуумах, но могут спо­соб­ство­вать друг другу. Практика медитации может быть очень полезной для развития здорового эго. А оно, в свою очередь, помогает справиться с фрустрацией и неуверенностью в практике. На каждой ступени духовного развития вам придется интегрировать то, что вы узнали, в свою повседневную жизнь – а здесь не обойтись без здорового эго и хороших границ.

Читайте так же:  Зачем мы смотрим сериалы

Бегство из плена

Годы собственной практики научили меня воспринимать границы как нечто, чем я должен управлять. Другими словами, я понимаю, что несу ответственность за свои тело и душу и должен заботиться о них. А преуспев в этом, я создам благоприятные условия как для психологического развития, так и для духовного освобождения, а кроме того, буду причинять меньше страданий себе и окружающим. Хорошие границы не имеют отношения к эгоизму, к ощущению «я» или «мое». Это скорее вопрос гармонии и возможностей. Правильно управлять своими границами значит проявлять уважение и к чужому, и к личному пространству. Развить в себе этот навык непросто. Такое отношение становится естественным, только если вы постоянно работаете над собой, вновь и вновь подвергаете проверке свои действия. Я часто призываю своих учеников к тому, чтобы они поменьше думали о том, как убить свое эго, и больше стремились к тому, чтобы не отождествлять себя с тем, чего оно хочет. Страдания нам причиняет не эго, которое само по себе не представляет для человека никакой опасности, а вера в то, что жить надо, удовлетворяя его амбиции, вызванные жадностью, ревностью или алчностью.

Когда мы осознаем, насколько сильно привязаны к желаниям, порождаемым эго, мы переживаем момент освобождения. Однако это не значит, что теперь мы избавились от пагубных амбиций навсегда, – периодически они будут давать о себе знать. Тем не менее мы достигли главного – перестали отождествлять себя с запросами эго, а значит, обрели способность управлять ими. Почувствовав определенную степень свободы от эго, вы вместе с тем осознаете, что все еще обладаете индивидуальностью. Однако теперь вы вырвались из ловушки своих желаний и заблуждений. Вы обнаружите, что у вас есть возможность жить настоящим, а не вовлекаться в воспоминания или думы о будущем. Конечно, мысли и о том, и о другом будут время от времени появляться. Однако они больше не станут волновать вас как прежде. Ум будет по-прежнему свободен – а это есть состояние пребывания в настоящем.

Границы личности: зона особого внимания

Часто ли вы сталкиваетесь в своей жизни с тем, что затрудняетесь в принятии решений?

Стремитесь соответствовать мнению окружающих?

Усердно помогаете людям в ущерб собственному времени?…

Если такое случается с вами часто, это говорит о том, что у вас размыты психологические границы личности, считает психолог-консультант Ольга Лесовая.

— Какие ещё признаки слабости личностных границ можно выделить?

— Люди со слабыми границами: с трудом понимают, что их чувства зависят от других людей; продолжают общение с людьми, которые обращались с ними плохо; доверяют другим, потому что другие лучше знают; испытывают трудности в выражении просьб, собственных желаний и потребностей; чувствуют ответственность за чувства других; испытывают трудности быть наедине с собой.

— А какие признаки, наоборот, свидетельствуют, что у человека с личностными границами всё в порядке?

— Когда границы здоровые, то человек чувствует себя хорошо, легко общается, легко вступает в отношения… Здоровые границы личности определяются их гибкостью, благодаря чему человек позволяет себе общаться с теми, с кем хочет. Он легко определяет дистанцию в общении. Гибкие границы тем и хороши, что могут меняться в зависимости от ситуации.

Кроме этого, границы могут быть мягкие, когда люди достаточно быстро сближаются с другими людьми в ущерб себе, своим потребностям и желания. Они легко впитывают чужое мнение… Бывают границы жёсткие, когда человек всё время находится в состоянии самозащиты, обороны. У него присутствует обострённая потребность защищаться. Он ведёт себя жёстко, отстраненно. Эта проблема может быть связана с тем, что когда-то он испытывал трудности в близкой эмоциональной привязанности…

— Когда и как начинают формироваться эти самые границы?

— Границы нашей личности начинают формироваться еще в детском возрасте. Способствуют формированию границ близкие отношение с мамой. Сначала ребенок ощущает себя частью мамы, но постепенно, к третьему году жизни, начинает осознать себя самостоятельной личностью. Если же ребенок растет в семье, где наблюдаются дисгармоничные отношения, то у него могут быть искажения в формировании личностных границ.

— Сказывается ли проблема границы на окружающих?

— Люди, с «нарушенными» границами, склонны взламывать границы других людей. Например, обвиняют человека в своих проблемах, переживаниях, чувствах, пытаются давать советы, пытаются переделать другого. Нарушая границы других людей, такие люди склонны брать чужие вещи, садиться на чужое место, пользоваться чужими деньгами, манипулировать и т.д.

Читайте так же:  Пять привычек мамочек в декрете

Человек, в чьи границы вмешались, испытывает замешательство, страх, гнев, пытается избежать общения. И эти реакции считаются адекватными, нормальными. Сам же человек может обвинять себя, что с ним так обошлись, склонен испытывать чувство стыда, считая себя глупым и неудачником. У такого человека в результате самообвинений может развиться депрессивное состояние, особенно если в его границы вторгаются часто.

— Почему важно ощущать свои собственные границы?

— Человек, который не ощущает границ личности у себя внутри, очень болезненно воспринимает со стороны других людей «посягательство» на его территорию… Тот, кто внутренне ощущает их, не испытывает подобного страха, так как понимает, что ответственность полностью лежит на нём. Собственные ощущения – «кто я в этой ситуации?», «какова моя роль?», «как я себя ощущаю в этом общении?» – во многом определяют то, как ты реагируешь, и как на тебя реагируют. Иными словами, это внутреннее самоощущение связано с собственными внутренними переживаниями самого себя: «какой я?», «как ко мне относятся?», «как я сам к себе отношусь?» Это – внутреннее понимание себя самого и того, как я транслирую себя миру – определяет ощущение своих внутренних границ.

— Итак, что же делать человеку, чтобы определиться с собственными границами?

— Если вы чувствуете, что ваши границы нуждаются в более чётком определении, важно научится осознавать себя самого, как отдельную личность, попытаться понять, что вы любите, что вам нравится, отделить свои способности и интересы от интересов других людей. Более активно заниматься самопознанием, осознавать степень своих возможностей: люблю/не люблю, могу/не могу, знаю/не знаю… Постепенно раскрывать для себя самого свою автономию, свою инаковость (непохожесть). Важно принять свою уникальность в себе самом.

Важно научиться осознавать и удовлетворять свои потребности и желания. Позволить себе что-то: съездить, купить, пообщаться, полакомиться… Позволить себе удовлетворить свои потребности самому. Без ожиданий, что кто-то сделает это для вас.

Когда человек берет ответственность за свои потребности, свои желания, свои чувства, он становится психологически зрелым. Взрослый и зрелый человек способен сам удовлетворять свои потребности. В этом случае он не претендует на границы другого человека. Он более автономен, способен уважать, как себя, так и других людей, как свои границы, так и границы других людей.

Какую роль играют географические карты в жизни людей?

Географические карты — это уменьшенное, обобщенное изображение на плоскости поверхности Земли или ее части. Карты необходимы людям различных профессий: геологам, летчикам, морякам, метеорологам и многим другим.

Для туристов нужны карты, на которых изображены автомобильные и железные дороги, а также населенные пункты.

Для составления прогнозов погоды нужны климатические карты, на которых отображается уровень осадков и среднегодовые температуры.

Для моряков нужны карты, на которых обозначены глубина, сила течения, мели, рифы, сведения о местоположении маяков и радиобуев.

Существуют физические карты (отображают особенности рельефа), политические карты (на них нанесены государства и их столицы), карты населения, полезных ископаемых, распределения водных ресурсов, карты промышленности, сельского хозяйства.

Границы и их роль в жизни человека

Если в детстве у человека не сложится четкого представления о том,
где проходят его границы,
и где проходят границы других людей —
у него не разовьется умение владеть собой,
без которого он не сможет счастливо идти по жизни.

Дети не рождаются с готовыми границами.

Согласно бодинамическому анализу, существуют 4 стадии формирования границ:

1) физические границы (второй триместр беременности – 1,5 года);
2) личные/ энергетические границы (0 – 3 года);
3) территориальные границы (3 – 12 лет);
4) социальные или ролевые границы (4 — ?).

Формирование физических границ тесно связано с ощущением кожи. Способность ребенка воспринимать кожу как границу тела развивается вплоть до 1,5 лет и зависит от общей стимуляции, контактности прикосновений и возможных травм этого периода.

Личные/энергетические границы развиваются в ходе сепарации ребенка от родителей. Родители, по мере развития способностей и ответственности ребенка за свои действия, должны освобождать малыша от лишнего внимания.

Примерно с трехлетнего возраста у ребенка начинается формирование территориальных границ, и тогда он начинает заявлять свое право собственности на различные вещи.

Социальные границы имеют, по меньшей мере, два аспекта.
Первый — это роль, с которой человек себя идентифицирует, и которая определяет поведенческие паттерны.
Другой аспект связан с формированием групп и групповых границ.

Социальные границы – это вовлеченность некоторой группы людей в общее поле, в которое другим вход закрыт.

Необходимость определения границ вытекает из потребности в личной идентичности, интегрированности. Все психотерапевтические школы сходятся в том, что первой ступенью индивидуализации является осознание границ своего тела. Осознание этих границ личностью оказывает влияние на различные аспекты принятия решения, общую способность адаптироваться и другие формы социального поведения.

Если в результате взаимодействия между родителями и ребенком границы окажутся нарушенными, то у последнего возникают проблемы с решением любых жизненных задач, которые требуют их построения в общении с другими людьми.

[2]

Также для человека, не умеющего простраивать границы, будет проблематично реально отделить свое прошлое от настоящего. В то время как для человека с сохраненными границами драматичный прошлый опыт — всего лишь опыт, урок из которого он способен учитывать в настоящем.

Люди, у которых проблемы с границами, легко впадают в любые зависимости — пищевые, наркотические, сексуальные, эмоциональные — когда источник зависимости становится неотъемлемой частью личности.

Слияние границ является основной причиной крушения брака. Наиболее слившиеся пары обладают наименьшими возможностями для индивидуализации. Такие партнеры зависят друг от друга, слишком остро или слишком вяло реагируют друг на друга, пугаются изменений в партнере, препятствуют переменам или стараются их не замечать, часто неверно понимают друг друга, чересчур эмоционально напряжены или неуверенны.

Читайте так же:  Кризис среднего возраста

Иногда слияние выражается в том, что один из супругов постоянно приспосабливается к другому, так что супруги действуют скорее как одна личность, а не как две. Пары с плотно слипшимися границами могут быть удовлетворены совместной жизнью, но более уязвимы и нестабильны.

Если в 2-3 года ребенок чуть-чуть «недоотдалился» от родителей, то, как следствие, во взрослой жизни человек не может разрешить целый пласт задач. То есть он не освоил процесс разделения сущностей, и в итоге жизненные ситуации, требующие именно этот навык, ставят его в тупик.

Родители должны сформировать к трехлетнему возрасту следующие навыки:

[3]

  • поддерживать эмоциональную близость с другими людьми, не утрачивая при этом чувства собственного «Я» и свободы отдельного, независимого существования;
  • говорить соответствующее условиям «нет», не боясь потерять любовь окружающих;
  • принимать «нет» от другого человека, не устраняясь эмоционально и не разрывая с ним внутреннюю связь.

В подростковом возрасте затрагиваются такие вопросы как сексуальность, половая идентификация, соревнования и формирующаяся личность взрослого человека. В этот период вопрос простраивания границ встает более остро: способность в нужный момент согласиться или отказаться определяет, сумеет ли человек правильно выстроить своим границы уже на более высоком уровне.

В этот сложное время у подростка появляются желания и предоставляются возможности для принятия ответственности на себя, и проблемы с непроработанной эмоциональной привязанностью переходят на задний план. Переживая подростковый период, многие пытаются разорвать свою связь с родителями, при этом интенсивность отрицания и претензий являются достаточно точным индикатором степени непроработанности эмоциональной привязанности к родителям.

В период ухода из родительской семьи, окончания института, начала работы или образования своей семьи на молодого человека обрушиваются свобода и ответственность. В этот период у людей появляется масса возможностей укрепить свои границы.

В результате осуществления человеком действий и движения возникает и развивается психологическая граница. Движение воплощает и формирует взаимодействие между миром и «Я». Располагаясь на границе между внутренними и внешними мирами, действие составляет своего рода ткань психологической границы.

Рефлексия (обращение внимания человека на самого себя, свое сознание, продукты собственной деятельности, а также их переосмысление) движений, используемых человеком в процессе моделируемых ситуаций, помогает осознать специфику собственных границ. Что дает возможность переосмыслить свое поведение и жизненные ситуации.

Способность сохранять ощущение границ позволяет человеку допускать или блокировать поведение на границах контакта.

Граница развивается и изменяется на протяжении всей жизни человека. По сути, качество границ есть выражение внутреннего, энергетического и соответственно психического состояния человека.

Реферат: Задачи: образовательные: показать место познания среди многообразия человеческой деятельности; раскрыть роль знаний в жизни людей

Тема: «Познавательная деятельность человека

  • образовательные:
    • показать место познания среди многообразия человеческой деятельности;
    • раскрыть роль знаний в жизни людей;
    • охарактеризовать основные источники познаний человека об окружающем мире;
    • изучить особенности различных видов познания;
    • раскрыть суть спора эмпириков и рационалистов.
  • воспитательные:
    • воспитывать у учащихся стремление к совершенствованию, познанию мира,
    • изучению наук для понимания окружающей действительности и себя.
  • развивающие:
    • развивать умения учащихся:
      • логически мыслить;
      • выделять главное в тексте и объяснении учителя;
      • устанавливать причинно-следственные связи;
      • делать обоснованные выводы.

Пособия и оборудование:

[1]

  1. “Человек и общество”. Учебное пособие для учащихся 10 – 11-х кл. общеобразовательных учреждений под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой . М, Просвещение, 1998;
  2. Методические рекомендации по курсу “Человек и общество”. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. под ред Л.Н.Боголюбова . М, Просвещение, 2002;
  3. Дидактические материалы по курсу “Человек и общество”: 10 – 11 кл; пособие для учителя. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. М: Просвещение, 2001;
  4. схемы и таблицы.

I. Изучение нового материала.

Фрэнсис Бэкон (английский философ)

1. Знания, их роль в жизни общества и человека.

– Опираясь на ранее изученный материал, личный опыт учащихся, рассмотреть круг вопросов, имеющих по отдельным положениям философско-обобщенный характер. Актуализировать опыт учащихся, сделать его предметом анализа, можно, используя активные диалоговые методы обучения.

  • вспомните виды человеческой деятельности?
  • подумайте, для чего нужны знания?

– В высказывании английского философа Фрэнсиса Бэкона выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества. Знания об окружающем мире и самом себе нужны человеку во всех видах деятельности – материальной и духовной.
Задумывались ли вы о том, что знания разнообразны? Приведите примеры разнообразия знаний?

Можно предложить поочередно, по возможности избегая повторов, продолжить следующие фразы:

  • О мире физических явлений я знаю…
  • О мире живых существ я знаю… и т.д.

Представление о разнообразии знаний дать в виде схемы.

Схема “Разнообразие знаний”

2. Человек познающий.

Видео удалено.
Название: Задачи: образовательные: показать место познания среди многообразия человеческой деятельности; раскрыть роль знаний в жизни людей
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Добавлен 04:41:20 28 августа 2011 Похожие работы
Просмотров: 170 Комментариев: 2 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Видео (кликните для воспроизведения).

– Последний круг вопросов в схеме “Разнообразие знаний” и станет предметом нашего дальнейшего рассмотрения: представления и идеи о том, как формируется само знание; каковы его источники; откуда берутся бесспорные представления; где граница между знанием и верой.

Подчеркнуть, что основная тема для разговора о человеке познающем – как возникают знания ?

– Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей. Приведите примеры из жизни, каким образом могут возникать знания?

Дать ответ на вопрос при помощи схемы. Если у учащихся возникнут затруднения с примерами, можно обратиться к тексту параграфа, раздел “Человек познающий”.

– А теперь приведите примеры произвольного и специального познания мира.
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). Как же они соотносятся друг с другом?

Дать представление о процессе познания через формулы, в которых:

П – познание,
С – субъект познания,
О – объект познания.

  • составьте формулы познания мира, используя условные обозначения, когда субъект познает окружающий мир “со стороны” и когда он не отделен от предметного мира;
  • приведите конкретные примеры для одной и второй формул.

(познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него).

Далее рассказать о дввух основных путях познания окружающего мира.

3. Вижу, слышу, осязаю.

– Первый путь – путь познания через опыт, через чувства (эмпирический ).

Задание: вспомните материал уроков биологии. Благодаря каким чувствам идет познание мира? Сколько основных чувств у человека?

Для активизации учащихся можно использовать схему-подсказку.

Схема “Пять основных чувств человека”

– Для эмпирического пути познания мира необходима нормальная работа органов чувств, благодаря которым человек получает необходимую информацию о внешнем мире, а так же о состоянии собственного организма.

Можно использовать материал учебника для рассуждений, какие органы чувств дают наибольший объем информации человеку, какие чувства называются отдельными учеными вспомогательным.
Познакомить с формами чувственного познания мира – ощущением, восприятием, представлением.

Схема “Формы чувственного познания мира”

  • Приведите примеры познания мира через ощущение, восприятие, представление.
  • Сделайте вывод, ЧТО влияет на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета?

(Предполагаемый ответ: на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют:

особенности “воспринимающих устройств”, т.е. наших органов чувств;
индивидуальный опыт;
культурно-исторический опыт.

Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что результатом чувственного познания является СУБЪЕКТИВНЫЙ образ объективного мира).

4. «Я мыслю, значит – я существую».

Дать представления о том, что человек не ограничивается только восприятием данного, а стремится проникнуть глубже в суть вещей, используя свою способность мыслить.

– Второй путь познания мира – рациональный.

Задание: попробуйте устно составить логическую цепь, как протекает процесс мышления.

Направляя ответы учащихся в нужное русло, пояснить, что основными мыслительными операциями являются сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение (абстрагирование). Показать протекание процесса рационального познания мира при помощи схемы.

Схема “Процесс мышления”

Поясняя схему, дать представления о том, что результатом мыслительных операций становятся:

– Имея дело в практической жизни с отдельными конкретными предметами, человек по определенным признакам соотносит их, сравнивает между собой. При этом выделяет их общие, существенные черты, отбрасывает те, которые в данном случае являются второстепенными. Результат такого процесса – понятия .
По определенным правилам мы строим особые словесные комбинации – предложения. За грамматической формой стоит мыслительный процесс. Через связь понятий появляются суждения .
Логически связывая суждения, мы приходим к выводам, или умозаключениям .
Изучая рациональное познание, целесообразно заострить внимание учащихся на отдельных приемах логического мышления, в частности, рассмотреть структуру доказательства. Путем упражнений научить отделять тезис (т.е. суждения, истинность которых надо доказать) от аргумента (т.е. суждения, которое используется при доказательстве тезиса). Можно использовать примеры из методических рекомендаций по курсу “Человек и общество”.

Необходимо обратить внимание на роль интуиции в познавательной деятельности. Про интуицию шел разговор в теме “Изобретательская деятельность”. Обсуждение данной проблемы уже полезно потому, что предостерегает от упрощенного, схематического восприятия процесса познания.

5. И мысли и чувства.

Задание: работая самостоятельно с текстом учебника, изобразите в виде таблицы сущность спора между эмпириками и рационалистами.

Таблица “Сущность спора эмпириков и рационалистов”.

Признают решающую роль чувственного опыта. Считают, что рациональное мышление – комбинации того, что дается в опыте; оно ничего не прибавляет к знаниям

Отдают предпочтение разуму. Считают, что существуют некие врожденные идеи, задатки мышления, независимые от чувственного познания.

II. Закрепление изученного материала.

1. Проверить заполнение таблицы.

2. Обсуждение вопроса: “Какой же из двух источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности человека?”.

3. Можно использовать тесты и задачи из методического пособия или дидактических материалов по курсу “Человек и общество”.

4. Для общего развития при помощи схемы можно дать представление о корнях извечного конфликта “Отцы и дети”.

Схема “Истоки конфликтов мжду родителями и детьми”.

– Родители, люди зрелого возраста, уже прошли познание мира опытным путем и большая часть родителей уже относится к рационалистам . Родители-рационалисты пытаются уберечь детей-эмпириков от “набивания шишек” и предлагают детям не идти опытным путем, а руководствоваться в жизни опытом родителей и жить “умом родителей”. По сути, конфликт между родителями и детьми – это спор эмпириков и рационалистов (которые забывают, что когда-то сами были эмпириками).

III. Задание на дом.

Учить § 7, вопросы к нему. См. конспект урока.

Географическая среда и ее роль в жизни человека

Читайте также:

  1. I. Теории возникновение жизни (биосферы) на Земле.
  2. I. Теории возникновение жизни (биосферы) на Земле.
  3. II.5.4. Где искать смысл жизни?
  4. III. Анамнез жизни (Anamnesis vitae)
  5. III. Доходы и уровень жизни
  6. IV Занятия с ребенком второго года жизни.
  7. IV. Среда обитания и экологические факторы среды
  8. V Занятия с ребенком третьего года жизни.
  9. VI. Среда и климат.
  10. XVI. ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
  11. XXV. Как спасать жизни на дорогах
  12. А была ли в Вашей жизни книга, которую Вы могли бы назвать миссионером для себя?

Тема 2. Мировые природные ресурсы.

Географической средой

называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития. Географическая среда – необходимое условие жизни и деятельности общества. Она служит средой его обитания, важнейшим источником ресурсов, оказывает большое влияние на духовный мир людей, на их здоровье и настроение. При оценке роли географической среды в жизни общества допускаются две ошибки: преувеличение этого влияния и недооценка его. Оба этих представления приводят к отрицательным последствиям. Особенно это касается второго заблуждения, которое нацеливает людей на «покорение» природы.

В последнее время, наряду с понятием о географической среде, в научный обиход вошло также понятие об окружающей природной среде (или просто окружающей среде), которое можно определить как условия существования человека и других организмов, включающие как природные, так и социально-экономические факторы; к последним относятся плотность населения, изменения природных условий, произведенные человеком (застройка, изменение воздуха, воды, уничтожение или изменение растительности и т.д.). к понятию «окружающая среда» близко понятие «экологические условия»; употребление в этом значении термина «экология» неточно. В определения географической и окружающей среды, как составляющая входит термин «природа», который требует также пояснения. Под понятием «природа» понимают весь мир, все существующее во всем многообразии своих форм.

Общество стало изымать из природы все больше ее ресурсов и одновременно возвращать в природу все более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы. Во-первых, это рациональное использование природных ресурсов. Во-вторых, это загрязнение окружающей среды.

Дата добавления: 2015-06-29 ; Просмотров: 370 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Какую роль играет человек в жизни земли?

Человек играет и положительную роль! Для природы. Например, благодаря человеку происходило расселение многих растений на материках. Благодаря человеку были сохранены и восстановлены многие виды, считавшиеся вымершими или находившиеся на стадии исчезновения. Созданы заповедники, заказники.

Конечно, роль человечества в судьбе Земли становится огромной, но нельзя точно характеризовать её как отрицательную или положительную. При экосистемном подходе мы видим, что происходят резкие глобальные изменения в биосфере, из-за чего какие-то виды страдают, а какие-то — наоборот.

Почва и ее значение

Это незаменимый элемент земной поверхности, благодаря которому существование растительных и животных организмов (а также микроорганизмов) становится возможным.

Взаимодействие здесь двойственное: всего живого не было бы без почвы, но сама почва является результатом жизнедеятельности этих организмов. Почва составляет одну из планетарных оболочек, которую принято называть педосферой.

Почва и круговорот веществ. Благодаря специфической смеси почвенных элементов, воды, воздуха и органических компонентов происходят процессы переработки, разложения и трансформации множества химических соединений.

Благодаря этому появляется возможность осуществлять питание в первую очередь для растений, и косвенно для животных и человека.

Значение почвы в природе можно разделить в зависимости от ее функций, основные из которых следующие:

  • Концентрация энергетических запасов благодаря обеспечению процессов жизнедеятельности растений и осуществлению ими фотосинтеза (а следовательно и образованию многих полезных ископаемых).
  • Создание взаимодействия между малым и большим круговоротами веществ — биологическим и геологическим.
  • Осуществление регулирования основных процессов в биосфере — регуляции продуктивности живых организмов и плотности их заселения на поверхности планеты.
  • Участие во взаимосвязанном процессе регулировки атмосферного и гидросферного составов.
  • Обеспечение нормальных процессов жизнедеятельности земных организмов.
  • Экологическая роль — участие в функциональности экосистемы и как составная часть биогеоценоза.
  • Важная роль в сложных механизмах функционирования и регулирования атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы и этносферы.

Значение почвы в жизни человека

Самим своим существованием почва обеспечивает возможность для жизни человеку и другим живым организмам. Почва и человек неразрывно связаны друг с другом. Не зря первыми эффективными технологиями человеческой цивилизации были земледелие и животноводство — то есть по сути, максимальные способы использования земельных ресурсов.

Энергетическая функция

Почва создает условия для жизни растений, которые преобразуют солнечную энергию методом фотосинтеза в органическую. Постепенно растения и другие органические остатки превращаются в уголь, нефть, газ, торф, тем самым создавая гигантские резервуары энергии для человеческой цивилизации.

Круговорот веществ в природе

Очень важно чтобы в состав почвы входили необходимые для нормального функционирования человеческого организма минеральные элементы.

Естественная регуляция популяций

Скопление растительных и животных организмов (а также человека) всегда происходит в тех областях планеты, где почвы наиболее плодородны, а климат благоприятствует жизни. И наоборот — почвы с низким плодородием снижают возможности существования на них флоры и фауны, тем самым регулируя численность определенных видов и популяций.

В социальном отношении роль почвы проявляется в том, что высокоурожайные земли становятся причиной территориальных конфликтов между странами и народами.

Почва как средство производства

Несомненно, почва является ценным средством для производства сельскохозяйственной и животноводческой продукции. Всегда следует учитывать важность сохранения экологического состояния почвы при проведении различных агротехнических работ и организации видов производств, сопряженных с выделением токсинов и сточных вод в окружающую среду.

От состояния почвы напрямую зависит будущее жизни на планете. Кроме того, грунт необходим для создания жилищ и дорог.

Защитная функция почвы

Почва не только дает жизнь, но и обезвреживает опасные для жизни человека и животных вещества. Это и вредные химические соединения, и радиоактивные вещества, и опасные бактериальные и вирусные возбудители. Все эти компоненты накапливаются в почве и постепенно утилизируются.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако, буферный запас прочности почвы не безграничен, и если он будет постоянно превышаться, она перестанет справляться со своими протекторными функциями.

Источники


  1. Хорсанд, Диана 20 самых глупых ошибок, которые совершают семейные пары / Диана Хорсанд. — М.: АСТ, Харвест, 2017. — 224 c.

  2. Протоиерей, Александр Ильяшенко Кризис в семье. Что угрожает семейному счастью / Протоиерей Александр Ильяшенко. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2011. — 144 c.

  3. Джон Грей Марс и Венера на свидании / Джон Грей. — М.: Новости, 2002. — 352 c.
Границы и их роль в жизни человека
Оценка 5 проголосовавших: 1