Характерология или познай себя

Сегодня обсуждаем тему: характерология или познай себя с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Основные проблемы исследования характера

— выявление типов характера,

— определение этих типов у конкретных людей по внешним проявлениям,

— прогнозирование поведения человека с тем или иным типом характера в различных ситуациях.

Любая типология характеров строится на существовании определенных типических черт. Типические черты — проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Под типом характера понимают выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

Общие идеи типологии характеров

2. Сочетание личностных черт, входящих в характер, не является случайными. Есть сочетания устойчивые, есть неустойчивые. Некоторые личностные черты вообще очень плохо сочетаются между собой.

3. Большую часть людей можно отнести к той или иной группе (типу). То есть типология охватывает основную массу людей.

Ненаучные и околонаучные типологии

Околонаучным, но внесшим большой вклад в исследования характера, направлением стала физиогномика, учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Главная идея — по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу. И. К. Лафатер разработал наиболее известную физиогномическую систему, в которой основным путем познания человеческого характера является изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т. д.

Безусловно, ряд наблюдений в физиогномике (особенно касающихся мимики) были интересными и полезными. По крайней мере, в статистическом плане существуют указанные закономерности. Очевидно, например, что наличие и характер тех или иных морщин является следствием определённого стиля жизни (у человека, много «улыбающегося» глазами, быстрее появляются морщины вокруг глаз). Однако лишь некоторая, небольшая часть личностных свойств явным образом может проявляться во внешнем облике. Можно предполагать наличие тех или иных черт характера по лицу, но для строгих выводов нужно что-то большее.

Близкое направление к физиогномике — подход, основанный на определении индивидуальных особенностей человека по его позе и положению тела: как он стоит, как ходит, как сидит, в какой позе спит. Информационная ценность этих подходов — такая же, как и в физиогномике.

Популярный, но ненаучный подход, — хиромантия (гадание по руке). «Специалисты»-хироманты по кожному рельефу на ладони определяют характер человека и даже его судьбу. Лживость этого подхода следует хотя бы из того, что образование складок на коже («линий») — совершенно случайный процесс. Можно взять скомкать несколько одинаковых листов бумаги — каждый лист скомкается по-своему. Однако хиромантия побудила к возникновению научного направления — дерматоглифики, в которой было показано, что узор на пальцах — не совсем случайное явление.

Околоклинические типологии характера

Научной типологией, но касающейся не всех людей, а лишь некоторых (находящихся на грани дезадаптации), является предложенная К. Леонгардом типология так называемых «акцентуированных личностей». Акцентуированная личность — человек с сильным проблемами в адаптации, но не являющийся психопатом (что, кстати говоря, уже входит в компетенции врачей). В классификации Леонгарда выделяются двенадцать типов:

Если Леонгард занимался акцентуированными личностями, то А. Е. Личко исследовал уже именно акцентуации характера. Акцентуация характера чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие могут быть временными состояниями психики, и в таком виде они чаще всего наблюдаются в

подростковом и раннем юношеском возрастах. Таким образом, данная типология характеров — тоже не является универсальной, касается людей с проблемами в адаптации. Личко выделил одиннадцать типов акцентуаций характера:

К одному из вариантов возможной типологии характера относят ту, которая заложена в популярном опроснике клинического происхождения MMPI:

В некоторых адаптациях опросника (таких как СМИЛ) названия этих типов менее клинические.

Психологические типологии характера

Известна типология характера, предложенная Э. Фроммом и построенная на основе отношения человека к:

Фромм назвал данную классификацию социальной типологией характеров. Обобщив данные наблюдений за поведением различных людей и соотнеся их с практикой работы в клинике, Э. Фромм вывел следующие популярные типы социальных характеров:

— «мазохист-садист» (человек слишком зациклен на роли других людей в своей жизни, поэтом склонен наказывать и наказываться),

— «разрушитель» (агрессивность, стремление к уничтожению препятствий любой ценой),

— «конформист-автомат» (стремится быть как все, служить «шестеренкой» в социальных механизмах).

К. Г. Юнг предложил два основных типа характера:

— экстравертированный (обращенность на окружающий мир),

— интровертированный (обращенность на себя).

Связь темперамента с характером

1. Отождествление характера и темперамента. Пример: типология Э. Кречмера.

2. Противопоставление характера и темперамента. Характер рассматривается как содержательное отношение к тем или иным явлениям бытия. Темперамент — динамические особенности поведения человека.

3. Темперамент является элементом характера, его ядром. Этой точки зрения придерживался С. Л. Рубинштейн.

4. Темперамент — природная основа характера. Этой точки зрения придерживались Л. С. Выготский и Б. Г. Ананьев.

В отечественной психологии сложилось представление о том, что темперамент и характер весьма близки, поскольку особенности темперамента в той или иной форме отражаются на характере человека. Это связано с тем, что основные свойства темперамента складываются значительно раньше, чем завершается формирование характера. Не следует отрицать и обратного влияния — характер влияет на образ жизни человека, а последний тоже может некоторым образом повлиять на темперамент человека. Хотя, конечно, темперамент носит в значительно большей степени физиологический и поэтому врождённый характер.

Проблемы исследования характера

2. Большинство исследований в области характера касаются изучения системы отношений человека к разным аспектам бытия (отношение к другим людям, отношение к себе, к родине, к животным и т.д.). Каждое такое отношение может быть рассмотрено через призму социальной приемлемости («хорошо это или плохо?»). Поэтому испытуемые часто склонны скрывать своё истинное отношение, искажать его. Некоторые — наоборот — любят выпячивать те или иные свои особенности.

[2]

Характерология. Определение ключевых понятий

Необходимо кратко определить три понятия: темперамент, характер, личность. Существует множество определений. Мне хочется опереться на те, которые дал Вольфганг Кречмер (сын классика характерологии Эрнста Кречмера) в своем выступлении перед московскими психотерапевтами. « Темперамент — это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп, инертность, накал, способность к переключению и т. п.). Характер же — устойчивая особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе».

Добавлю от себя, что характер — «это разнообразные черты, образующие типический ансамбль, сочетание, рисунок. Это не просто черты сами по себе, они связаны друг с другом и проникают друг в друга по логике характера. У каждого характера своя внутренняя связующая логика» (Волков, 2001). Характер проявляется не только внутренними реакциями, чувствами, мимикой, жестами, телосложением, но и, конечно же, в поведении, наборе его стереотипов. У каждого характера имеется свое ядро, то есть самое существенное в нем, что пронизывает всего человека и позволяет говорить о разных людях, как об одном характере. Как биение сердца отдается в дрожании мельчайших капилляров, так и в каждой человеческой черточке ощущается ядро характера. Не почувствовав ядра характера человека и того, как им все окрашивается, трудно за разнообразием частностей уловить цельность.

[3]

Характер может быть патологически выражен, уродливо дисгармоничен, и тогда он именуется психопатией . Если он не достигает патологической выраженности, то называется акцентуацией . Широко известно определение немецкого психиатра Курта Шнайдера о том, что психопат — это человек, по причине трудного характера страдающий сам или заставляющий страдать окружающих (часто одновременно происходит и первое и второе, только в разной степени).

Читайте так же:  Большой ребенок как выживать с пограничным

Что же такое неповторимая человеческая личность ? Это то, что ускользает от любых точных дефиниций, но существует в каждом из нас и составляет тайну нашей автономии и свободы. Итак, наш характер как-то определяет нас, но это не значит, что отнимает свободу. Свобода личности остается, но она наталкивается на особенности характера. Диалектику соотношения личности и характера поясню следующей аналогией. «Характер — это автомобиль определенной конструкции, а свободная личность — водитель, сидящий в этом автомобиле. Понятно, что водитель волен ехать, как и куда ему угодно, но скорость, проходимость и многие другие особенности движения зависят от автомобиля» (Там же). Еще более выразительна следующая аналогия. Река — это характер, а личность — пловец в ней. У него имеются три возможности. Он может плыть против течения, и тогда остается на месте, расходуя массу усилий. Пловец может слепо отдаться течению реки и разбиться о камни, попасть в водоворот. И наконец, он может, плывя по течению, с помощью хорошей техники плавания управлять траекторией своего движения. Это сравнение поясняет то, как личность может соотнести себя с характером. Очевидно, что третий вариант — лучший, но он требует знаний и работы над собой.

Конечно, главным является познание конкретного человека, с которым мы имеем дело в данный момент. Разумеется, абсолютно такого же человека, как наш собеседник, никогда не было и никогда не будет. Весь вопрос в том, как двигаться навстречу познанию его уникальности. Клиническая характерология подводит нас к пониманию уникальности человека через знание характеров. Многие психологические подходы идут к этому, минуя это знание, напоминая человека, который пристально изучает листочек, не задаваясь серьезно вопросом о природе дерева, на котором этот листочек вырос.

Характерология

Характерология (от греч. charakter — примета, черта, признак и logos — наука, учение) — раздел психологии, научная дисциплина, изучающая типы характеров, их системно-структурные, индивидуальные и исторические особенности, условия формирования.

1. Одно из направлений немецкой психологии XX в. трактующее человеческую индивидуальность как душевно-телесную целостность, первичную по отношению к миру, где она живет, и определяемую в поведении изначально присущими ей свойствами. Главный представитель — Л. Клагес, считавший, что изучение характера должно базироваться на наблюдении, описании и систематическом истолковании не осознаваемых субъективных состояний, а движений выразительных — таких как почерк, жесты и пр. За этим эмпирико-психологическим учением стояла восходящая к взглядам Ф. Ницше теория о «духе как противнике души», согласно коей человеку свойственно противоречие между его спонтанной жизнью в качестве неповторимой целостной личности и безличностно-универсальным духом, разрушающим его уникальность и неповторимость.

2. В широком смысле — учение о характерах, дисциплина, посвященная исследованию сущности характера и средствам выявления его типов. Важнейшие проблемы характерологии как учения о характерах:

  1. установление основных типов характера;
  2. опознание типа характера по его проявлениям в каждом отдельном случае, что дает возможность целостного индивидуально-психологического понимания и прогнозирования поведения человека в определенном кругу ситуаций.

В истории психологии известны два основных подхода к проблеме характера. Согласно первому, «статическому», характер трактуется как неизменный набор, структура основных черт, безотносительно анализа его формирования и развития. Законченное выражение такой взгляд нашел у немецкого психопатолога Э. Кречмера, рассматривавшего характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответственную его соматической конституции, объясняя его в итоге врожденными, прежде всего эндокринными факторами. В психоанализе З. Фрейда и его учеников образование отдельных черт и типов характера рассматривается как результат напряженной работы человека по разрешению ситуаций конфликтных. С этой позиции характер оказывается «кристаллизацией» борьбы человека за реализацию своего, во многом бессознательного жизненного плана. Отечественная психология исходила из признания общественно-исторической обусловленности характера и роли воспитания в его формировании. Но если одни исследователи ставят акцент на «природной» основе характера, связывая с ним прежде всего формально-динамические особенности поведения, отмечают его роль в формировании общей «направленности» личности, ее отношения к различным сферам социального бытия.

Характерология это учение о характерах людей, основанное на исследовании соматических данных (строения тела). Основоположник клинически ориентированной характерологии — Эрнст Кречмер (основатели психоаналитической характерологии — Карл Абрахам и Вильгельм Райх). Кречмер различал три типа характера в зависимости от строения тела: пикнический тип (приземистый, с толстой шеей) — по характеру циклоид, или сангвиник; астенический тип (худой, маленький, лептосомный (узкий) — по характеру шизотим, или шизоид; атлетический тип — Кречмер считал его смешанным (позднее П.Б. Ганнушкин определил его как эпилептоида). Проведенные Кречмером эксперименты давали явную картину зависимости типа характера от строения тела. В дальнейшем его типология была дополнена и скорректирована П. Б. Ганнушкиным и М.Е. Бурно.

В настоящее время типология основных характеров выглядит примерно так:

Разобранная здесь характерология является не фрейдистски и даже антипсихоаналитически ориентированной. Это не означает, что психоанализ не предложил своей характерологии. Она была разработана в трактате В. Райха «Анализ характера». Психоаналитики в соответствии со своей установкой все объяснять через травмы раннего детства делят человеческие характеры на оральный (примитивно говоря, те люди, которых мать слишком рано отняла от груди), анальный (те, которых слишком унижали в том, что касается личной гигиены) и генитальный (те, которые пережили достаточно серьезные эдиповские проблемы — Эдипов комплекс). Психоаналитическая характерология носит также «телесный» характер, концепция психотерапии у Райха и его последователя Александра Лоуэна представляет собой работу с телом и называется биоэнергетической. Основное отличие психоаналитической концепции от Кречмеровской заключается в том, что первая имеет не чисто медицинский, а абстрактно-экзистенциальный характер. Второе отличие — в том, что если у психоаналитиков терапия направлена на преодоление характера, то кречмерианская характерология считает характер чем-то врожденным и неустранимым, и терапия ориентирована на адаптацию имеющегося характера, на выявление его творческих потенций.

Читайте так же:  Как отказать тактично

ХАРАКТЕРОЛОГИЯ

В разделе публикуются материалы (очерки, статьи), посвященные естественно-научной характерологии — учению о характерах людей, заложенному великим германским психиатром и психологом Э. Кречмером (1888-1964). Основные положения Кречмера об обусловленности душевных особенностей человека особенностями его телесной конституции впоследствии были развиты выдающимся российским (советским) психиатром П. Б. Ганнушкиным (1875-1933). В наше время классическая естественно научная характерология развивается прежде всего в рамках Школы М. Е. Бурно, отечественного врача психиатра-психотерапевта, профессора, ученика П. Б. Ганнушкина, им самим и его последователями — психиатрами-психотерапевтами, медицинскими психологами, гуманитариями.

Особенность естественно-научной характерологии в сравнении с другими известными учениями о характерах (напр., психоаналитической характерологией) в том, что она основывается не на психологической концепции, из которой затем выводит те или иные практические положения (учения об оральном, анальном и т. д. характерах), но на клинико-материалистическом подходе, идущем не от концепции (в самом широком смысле), а от реалистического (материалистического) познания Природы, в том числе природных особенностей-закономерностей строения души, тела человека.

© 2010-2015 Научно-информационный портал
«Естественно-научные исследования творческого процесса»

Станислав Николаевич Савинков
Характеры: как изучить и приручить

Характерология – учение о характере человека

Каждая личность бесконечна как в своей реальности, так и в своих возможностях.

Условное схематичное изображение распределения характеров:

Паранойяльный характер

Под здравым смыслом каждый человек подразумевает свой собственный.

Василий Ключевский, русский философ и историк

Павел Валерьевич Волков Разнообразие человеческих миров Клиническая характерология

Павел Валерьевич Волков

Разнообразие человеческих миров

Необходимо кратко определить три понятия: темперамент, характер, личность. Существует множество определений. Мне хочется опереться на те, которые дал Вольфганг Кречмер (сын классика характерологии Эрнста Кречмера) в своем выступлении перед московскими психотерапевтами. «Темперамент — это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп, инертность, накал, способность к переключению и т. п.). Характер же — устойчивая особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе».

Добавлю от себя, что характер — «это разнообразные черты, образующие типический ансамбль, сочетание, рисунок. Это не просто черты сами по себе, они связаны друг с другом и проникают друг в друга по логике характера. У каждого характера своя внутренняя связующая логика» /2/. Характер проявляется не только внутренними реакциями, чувствами, мимикой, жестами, телосложением, но и, конечно же, в поведении, наборе его стереотипов. У каждого характера имеется свое ядро, то есть самое существенное в нем, что пронизывает всего человека и позволяет говорить о разных людях, как об одном характере. Как биение сердца отдается в дрожании мельчайших капилляров, так и в каждой человеческой черточке ощущается ядро характера. Не почувствовав ядра характера человека и того, как им все окрашивается, трудно за разнообразием частностей уловить цельность.

Характер может быть патологически выражен, уродливо дисгармоничен, и тогда он именуется психопатией. Если он не достигает патологической выраженности, то называется акцентуацией. Широко известно определение немецкого психиатра Курта Шнайдера о том, что психопат — это человек, по причине трудного характера страдающий сам или заставляющий страдать окружающих (часто одновременно происходит и первое и второе, только в разной степени).

[3]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Что же такое неповторимая человеческая личность? Это то, что ускользает от любых точных дефиниций, но существует в каждом из нас и составляет тайну нашей автономии и свободы. Итак, наш характер как-то определяет нас, но это не значит, что отнимает свободу. Свобода личности остается, но она наталкивается на особенности характера. Диалектику соотношения личности и характера поясню следующей аналогией. «Характер — это автомобиль определенной конструкции, а свободная личность — водитель, сидящий в этом автомобиле. Понятно, что водитель волен ехать, как и куда ему угодно, но скорость, проходимость и многие другие особенности движения зависят от автомобиля» /2/. Еще более выразительна следующая аналогия. Река — это характер, а личность — пловец в ней. У него имеются три возможности. Он может плыть против течения, и тогда остается на месте, расходуя массу усилий. Пловец может слепо отдаться течению реки и разбиться о камни, попасть в водоворот. И наконец, он может, плывя по течению, с помощью хорошей техники плавания управлять траекторией своего движения. Это сравнение поясняет то, как личность может соотнести себя с характером. Очевидно, что третий вариант — лучший, но он требует знаний и работы над собой.

Конечно, главным является познание конкретного человека, с которым мы имеем дело в данный момент. Разумеется, абсолютно такого же человека, как наш собеседник, никогда не было и никогда не будет. Весь вопрос в том, как двигаться навстречу познанию его уникальности. Клиническая характерология подводит нас к пониманию уникальности человека через знание характеров. Многие психологические подходы идут к этому, минуя это знание, напоминая человека, который пристально изучает листочек, не задаваясь серьезно вопросом о природе дерева, на котором этот листочек вырос.

Руднев В. П. Характерология

Учение о характерах людей, основанное на исследовании соматических данных (строения тела). Основоположник клинически ориентированной характерологии — Эрнст Кречмер (основатели психоаналитической характерологии — Карл Абрахам и Вильгельм Райх). Кречмер различал три типа характера в зависимости от строения тела: пикнический тип (приземистый, с толстой шеей) — по характеру циклоид, или сангвиник; астенический тип (худой, маленький, лептосомный (узкий) — по характеру шизотим, или шизоид; атлетический тип — Кречмер считал его смешанным (позднее П. Б. Ганнушкин определил его как эпилептоида). Проведенные Кречмером эксперименты давали явную картину зависимости типа характера от строения тела. В дальнейшем его типология была дополнена и скорректирована П. Б. Ганнушкиным и М. Е. Бурно. В настоящее время типология основных характеров выглядит примерно так:

1. Циклоид-сангвиник — добродушный, реалистический экстраверт, синтонный (то есть находящийся в гармонии с окружающей его реальностью). Синтоник веселится, когда весело, и грустит, когда грустно. Когда-то этот образ играл большую роль в культуре — по-видимому, начиная с эпохи Возрождения. В художественной литературе сангвиники нарисованы особенно выпукло: это Гаргантюа, Ламме Гудзак, Санчо Панса, Фальстаф, мистер Пиквик — все добродушные толстяки. В ХХ в. от засилья добродушных героев остались только Кола Брюньон и Швейк. В целом такая в принципе здоровая жизнерадостная личность не характерна для ХХ в.

Читайте так же:  Работа с психологической травмой

2. Психастеник — реалистический, тревожно-сомневающийся интроверт. Этот тип характерен для культуры конца ХIХ века, его олицетворяет Чехов в своих основных характерологических установках — психастенику свойственна повышенная порядочность, боль за других и тревожно-ипохондрическое переживание прошлого в своей душе. Чехов запечатлел психастеника в драматическом виде в образе профессора Николая Степановича («Скучная история»), а в комическом виде — в образе Червякова («Смерть чиновника»). Психастеник тревожно-мучительно, помногу раз прокручивает уже сделанные поступки, «пилит опилки», по выражению Дейла Карнеги. Тревожная психастеническая рефлексия показательна для начала ХХ в., она воплощена в таком художественном направлении, как постимпрессионизм (импрессионизм считается в целом сангвиническим, синтонным направлением), в частности в творчестве Клода Моне. Самым знаменитым героем-психастеником в европейской культуре был, конечно, Гамлет.

3. Истерик. Для этого характера важен такой признак, как демонстративность. По выражению Карла Ясперса, истерик живет не для того, чтобы быть, а чтобы казаться быть. Самый знаменитый истерик в мировой литературе — это Хлестаков. Истерик — парадоксальный характер в том смысле, что это аутистический экстраверт, то есть, с одной стороны, это нереалистический характер, у него совершенно фантастическое представление о реальности, но, с другой стороны, он погружен не в свой внутренний мир, который у него достаточно беден, но в выдуманную им самим реальность.

4. Эпилептоид. Характер напряженно-авторитарный с атлетическим типом сложения. Реалист и прагматик до мозга костей, экстраверт. Из эпилептоидов рекрутируются воины и политики. Два знаменитых современных российских эпилептоида — Борис Ельцин и Александр Лебедь. Впрочем, эпилептоиды могут быть двух типов — примитивно-эксплозивные (Дикой в «Грозе» Островского) и утонченно-дефензивные (Кабаниха, Иудушка Головлев, Фома Фомич Опискин). Для эпилептоида характерна так называемая иудина маска — выражение льстивой угодливости, за которой прячется злоба и стремление к власти. Эпилептоид — прекрасный организатор, но почти никогда не бывает литератором или философом. Есть великие художники-эпилептоиды, например Роден и Эрнст Неизвестный.

6. Полифонический, или мозаичный, характер. Он тоже характерен для ХХ века. Мозаика возникает в том случае, когда человек переносит тяжелую психическую болезнь, например параноидальный психоз или эпилепсию. В этом случае характер человека как будто раскалывается на куски, становится многорадикальным, сочетает в себе несочетаемые черты. Эпилептическими мозаиками были во многом определившие ХХ в. Лев Толстой и Достоевский. Франц Кафка, перенесший серьезную эндогенную депрессию (возможно, психоз), сочетает в своей личности и в своем творчестве черты дефензивно-психастенические и шизотимные. Его романы, особенно «Замок», не укладываются в чисто шизотимную схему экспрессионистического творчества, он подрывает экспрессионизм своей характерологической полифонией. Отсюда двойственность, идущая от сочетания обыденного стиля с фантастичностью происходящего. Мозаичен в целом сюрреализм, для которого выражение «сочетание несочетаемого» входит в определение. Картины Рене Магритта и Сальвадора Дали, фильмы Луиса Бунюэля — это явная мозаика.

Разобранная здесь Х. является нефрейдистски и даже антипсихоаналитически ориентированной. Это не означает, что психоанализ не предложил своей характерологии. Она была разработана в трактате В. Райха «Анализ характера». Психоаналитики в соответствии со своей установкой все объяснять через травмы раннего детства делят человеческие характеры на оральный (примитивно говоря, те люди, которых мать слишком рано отняла от груди), анальный (те, которых слишком унижали в том, что касается личной гигиены) и генитальный (те, которые пережили достаточно серьезные эдиповские проблемы — см. Эдипов комплекс). Психоаналитическая Х. носит также «телесный» характер, концепция психотерапии у Райха и его последователя Александра Лоуэна представляет собой работу с телом и называется биоэнергетической. Основное отличие психоаналитической концепции от Кречмеровской заключается в том, что первая имеет не чисто медицинский, а абстрактно-экзистенциальный характер. Второе отличие — в том, что если у психоаналитиков терапия направлена на преодоление характера, то кречмерианская характерология считает характер чем-то врожденным и неустранимым, и терапия ориентирована на адаптацию имеющегося характера, на выявление его творческих потенций (см. Терапия творческим самовыражением).

Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1994.

Леонгард К. Акцентуированная личность. Киев, 1979.

Ганнушкин П. Б. Избр. труды. М., 1965.

Бурно М. Е. Трудный характер и пьянство. Киев, 1991.

Бурно М. Е. О характерах людей. М., 1998, 2005, 2008, 2010.

Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М., 1996.

Характерология

Учение о характере — характерология имеет длительную ис­торию своего развития. Важнейшими проблемами характероло­гии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, явля­ющихся внешними, опосредованными факторами развития лич­ности.

Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии полу­чила новый импульс развития. Теоретики данного направления считают, что определяющее влияние имени человека на его характер вызвано следующими факторами. С одной стороны, максимальная скорость роста мышечной ткани у ребенка наблюдается в первые месяцы жизни, с другой — в это же время самой гаммой звуков, которую наблюдает ребенок, является его собственное имя. Младенец не подражает услышанным звукам, а подражает озвученной мимике. В результате у ребенка рефлекторно возбуждаются нервные импульсы именно в тех группах мышц — мимических, артикуляционных и дыхательных, которые участвуют в произнесение имени. Обмен веществ в мышцах, где возникает импульс, ускоряется на фоне и без того стремительного роста. В конце концов эти маленькие, но заметные в своем влиянии на строение мышц лица мимические мышцы окажутся акцентировано развитыми. Именно поэтому люди с одинаковыми именами похожи друг на друга. Подобным образом формируется и характер.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, — глупость, нос, как у льва, — важность, волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, — храбрость.

Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д. Так, о гениальности Гете, по мнению Лафатера, в наибольшей степени свидетельствует его нос, который “знаменует продуктивность, вкус и любовь — словом поэзию”.

Читайте так же:  Когда жить противно

При определении характера человека физиономисты использовали в качестве определяющих самые различные признаки. Так, помимо носа, внимание уделялось рту человека. А. Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера; расслабленные губы — признак обладания “женскими” чертами характера (мягкость, любезность) , и чем больше — тем выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт). Это объяснялось тем, что даже когда человек смеется, на его лице рефлекторно возникает определенная маска, соответствующим образом связанная с характером. Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, светлой, холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр.

Однако самым важным показателем характера являлись глаза человека. Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости. Л.Н. Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал: “Есть люди, у которых одни глаза смеются, — эти люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеются без глаз, — это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны”.

В качестве отдельного направления характерологии можно выделить определение индивидуальных особенностей человека по его позе, положению тела. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как идет. как сидит и даже в какой позе засыпает.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия- система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший рассвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах стран Европы существовали кафедры хиромантии. В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией, поскольку главными признаками руки, которые принимаются во внимание, являются “7 холмов “ на ладони, называемые именами Солнца и планет: Венеры, Юпитера, Сатурна, Меркурия, Марса и Луны.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики. Было, в частности показано, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому хиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она может поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии, ярким представителем которого был Э. Кречмер. Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяснял характер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.

Однако в настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д. Следует ли из этого, что определение характера человека на основании изучения его внешности невозможно? Вероятно, есть смысл вспомнить высказывание Чарльза Дарвина о том, что физиогномиста существенно знать, что “. каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, образуемые их обычными сокращениями, могут сделаться более глубокими и видимыми “. Связь между внешностью человека и складом его характера отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и в изображении великих мастеров портрета. Однако научная психология исходит из положения, что зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является однозначной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметь самые различные причины возникновения. И здесь нельзя не согласиться с А.В.Петровским, что причиной слегка приоткрытого рта может быть не только глупость человека, но и глухота, и больная носоглотка, и напряженное внимание.

Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека можно получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью, как известно, называют привычками. Привычные действия человека, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей. На это же указывали Андре и Гастон Дюрвилии, по их мнению, выражение — это жест, закрепленный долгим повторением, идея и внешний образ тесно связаны между собой.

В этом отношении более ценным в диагностическом отношении, можно считать графологию — науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между рядами фактов — особенностями почерка и характером.

Характерология — научись понимать себя и других

Тема в разделе «Курсы по психологии», создана пользователем Vietnam, 2 апр 2016 .

    li» data-history=»on» >
  • Характерология -.
  • Отзывы (2)
  • Статус темы: Закрыта.

    • Материал хороший. Было интересно узнавать что-то новое про себя и своих знакомых.
      К некоторым людям стал относится по-другому, начав ценить их устои и интересы.
      Однако после того, как «нашел свой характер» стало почему-то смотреть менее интересно.
      В психологии я не шарю, поэтому не могу оценить степень правильности информации, и во время просмотра принимал все за чистую монету. Однако я понимаю, что это лишь одна из многих точек зрения.
      4 балла ставлю за то, что как-то заскучал в конце (может нужно было больше интерактива) и, все-таки, некоторые люди для меня так и остались загадкой (не особо подходят под выделенные типы).

      НИКОЛАЙ СЫСОЕВ

      блог о саморазвитии

      Тренируй свой мозг с удовольствием

      Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров

      Самопознание человека или как ответить на вопрос «Кто Я?»

      Часто в жизни бывает так, что получив долгожданное место коммерческого директора и сколотив большое состояние, ты не испытываешь чувства удовлетворения от своей деятельности, потому что в действительности твое предназначение в жизни по своей природе быть художником. И это очень типичная ошибка современных людей. Поэтому если ты хочешь прожить свою жизнь в гармонии с самим собой, достичь успеха и счастья, то в первую очередь необходимо ответить на два очень важных вопроса «кто я?» и «кем хочу быть?».

      Разные люди отвечают на эти сложные философские вопросы по-разному: одни так и не находят на них ответы; другие пытаются дать себе развернутую характеристику и определиться с направлениями своей жизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, все равно остаются неудовлетворенными и задают эти вопросы снова и снова. Поэтому я хотел бы рассказать тебе о процессе самопознания, как одной из составляющих частей процесса саморазвития личности, и описать самые лучшие инструменты, чтобы ты более быстро смог познать себя.

      Что такое самопознание?

      Самопознание – это изучение своих физических, психический и духовных особенностей, понимание своих положительных и отрицательных качеств личности, выявление собственных интересов и склонностей, осмысление себя как личности в целом. Если говорить более простым языком, то самопознание – это постижение своего истинного «Я». Надеюсь так более понятно!

      У человека как существа разумного в отличие от животных существует фундаментальная потребность в самопознании. Целью самопознания является самосознание. Самоосознание – это знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание своей уникальности и неповторимости, понимание исключительного набора качеств личности для выполнения своей миссии.

      Если ты спросишь меня с чего начать саморазвитие, то я сразу отвечу – с познания себя. Самопознание является важной составляющей в процессе саморазвития личности наряду с самосовершенствованием и самоактуализацией. Придя к понимаю смысла и осознанию своих способностей, ты станешь интересным не только другим, но и самому себе, повысится твоя личная самооценка, качество и полнота жизни.

      Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя

    Впервые тема самопознания возникла в религиозных концепциях Древнего Востока, где было предпринято не только раскрыть суть и значение самопознания, но и разобрать саму технологию самопознания, элементы которой используются в современной психологии. Тема самопознания наиболее полно отражена в буддизме, где согласно проповедям Будды, человек, должен отречься от своего Я и достичь просветления через медитацию.

    Читайте так же:  Как привязать к себе мужчину

    Несколько по-иному рассматривается познание себя в христианстве. Оно выступает как средство постижения своей божественной сути, единения с Богом. Чем в большей мере человек осознает свою греховность, тем в большей мере он становится на путь саморазвития. Самопознание личности – это познание своего истинного призвания, которое состоит в открытии образа Живого Бога, а средством для своего развития является вера в себя.

    Сам-о-По-Знание Чел-о-Век-а – эти слова в буквальном смысле выражают свою суть. САМ – означает «ОМ», то есть единый с Божественной Монадой Высшего Я, с внутренним учителем, без навязываний из вне. ПО – путь. ЗНАНИЕ – означает Свет, понимание, знание замысла. Знать – значит быть, познать, обрести осознание. ЧЕЛО – означает ученик, познающий. ВЕК – означает время, отведенное для самопознания человека.

    Познай себя — и ты познаешь Богов и Вселенную

    Девиз Дельфийского Посвящения

    [1]

    Статьи по теме:

    3 инструмента, чтобы познать себя

    Познавая себя, я выделил 3 наиболее эффективных инструмента: самонаблюдение и самоанализ, психологическая работа, эзотерические системы. Каждый из этих способов самопознания необходимо знать и применять каждодневно в своей жизни. На личном опыте могу сказать, что наибольший эффект достигается при использовании сразу трех, а не какого-то одного. В каждом инструменте есть свои плюсы и минусы и общая направленность познания. Теперь давай более подробно о каждом из инструментов.

    Самонаблюдение и самоанализ — это простое наблюдение за собой, своим поведением и событиями внутреннего мира с последующим их анализом и подтверждением. Например, ты путем самонаблюдения за собой понял, что ты очень застенчив. Путем самоанализа ты должен подтвердить свою гипотезу. Для этого необходимо определить признаки застенчивости. Я действительно часто краснею? Я часто не могу внятно ответить на поставленный вопрос? Всегда ли это проявляется? Застенчив я только с незнакомыми людьми или даже с родственниками? Очень часто при самонаблюдении используется сравнение себя с другими личностями по некоторой шкале общепринятых нормативов.

    Психологическая работа – это изучение своего психологического портрета, т.е. души. Это может быть чтение книг по психологии, работа с психологом или работа в группе социально-психологического тренинга. Просто рекомендую изучить соционику. С помощью теста ты сможешь определить свой психотип. Я допустим интроверт. Это мыслители и философы. Я вижу, что я замкнут и в большинстве случаев асоциален. Редко привязываюсь к людям, очень упрям, сдержан и принципиален.

    Эзотерические системы – это инструменты, которые дают возможность очень глубоко познать себя и окружающий мир. К таким можно отнести Астрологию, Карты Таро, Нумерологию, Дизайн Человека, Йогу, Космоэнергетику, Рейки, Ченнелинг и т.д. Самый большой плюс в том, что их очень большое количество, что дает познавать себя с разных сторон. Так же каждый может выбрать себе по своим интересам. Лично я занимаюсь йогой каждый день. Это прекрасная система познания и совершенствования. Так же настоятельно рекомендую изучить свою натальную карту с помощью астрологии. Это в свое время очень сильно помогло мне понять кто я и куда мне идти.

    Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действием. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь.

    Заключение

    Познание себя – это непрерывный поиск. Он начинается с ранних лет и длится всю жизнь. Ты долгие годы будешь заниматься самоанализом, сравнением себя с другими людьми, прочтешь множество книг по саморазвитию, посетишь множество лекций и семинаров, пройдешь различные психологические тесты, будешь совершать эзотерические практики. Одно я могу сказать, что это приносит очень большое удовольствие. И познание себя не есть какая-то цель. Это путь, по которому ты будешь идти изо дня в день.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Ответив на вопрос «кто я?», ты увидишь следующую стадию своего личностного и духовного роста. Именно с осознания себя мы приступаем к выполнению своей миссии путем самосовершенствования навыков и умений, а затем и окончательной самореализации. И только страдания тебе принесет деятельность, которая не будет заложена в основе твоего истинного предназначения. Сначала познай себя, а потом уже действуй!

    Источники


    1. Бельше, В. Любовь в природе. Популярная история возникновения и развития любви в животом мире / В. Бельше. — М.: Типография Г. Лисснер и А. Гешель, 2009. — 580 c.

    2. Вулфолк, Джоанна Медовый месяц на всю жизнь / Джоанна Вулфолк. — М.: ИнтерДайджест, 2007. — 256 c.

    3. Корнева, Людмила Нужны ли нам мужчины? Для умных женщин: замужних, еще незамужних и уже незамужних. Мужчинам читать не рекомендуется / Людмила Корнева. — М.: БХВ-Петербург, 2006. — 128 c.
    Характерология или познай себя
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here