Искусство и психотерапия

Сегодня обсуждаем тему: искусство и психотерапия с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Психология и консультирование.
Психотерапия искусством (арттерапия)

Исторически сложилось так, что психотерапия искусством представляла собой альтернативный вариант работы с тяжелобольными пациентами, детьми или взрослыми, для которых вербальное выражение мыслей и чувств в общении с психотерапевтом было затруднено. Необходимо отметить, что при проведении психотерапевтических групп другого типа также можно извлечь пользу из терапевтического использования изобразительного материала. Например, многие упражнения из области психотерапии искусством могут помочь руководителям различных психокоррекционных групп ускорить процесс самопознания у чрезмерно вербализированных участников. Упражнения из области психотерапии искусством могут быть использованы в семейной психотерапии, а также при работе с женщинами, имеющими излишний вес, для уменьшения их изолированности путем организации взаимодействия во время творческой работы

Наиболее частым противопоказанием к использованию терапии искусством при работе с больными людьми с хрупкой психикой является отсутствие у руководителя опыта. Творческое самовыражение в психотерапии искусством и танцевальной психотерапии потенциально может вызывать у членов группы сильные чувства, приводить к высвобождению опасных эмоциональных импульсов. При отсутствии твердого и разумного руководства некоторые члены группы могут быть травмированы подобными чувствами. Более того, пациент-психотик, который всегда готов вернуться к своему раннему травматическому опыту, зачастую проявляющемуся в символической форме в процессе художественного творчества, может оказаться неспособным интегрировать или понять свои подсознательные переживания. В группах студентов колледжей этот вопрос не настолько важен. Но для того, чтобы художественное самовыражение имело терапевтический характер, оно должно быть частью продуманной программы или более широкой групповой цели, и, кроме того, в группе всегда должна быть возможность вербального завершения невербальной творческой деятельности.

Ограничения использования искусства в терапевтических целях вызваны трудностью распознания того, какой аспект этого метода ответствен за любое из происходящих изменений. Это один из основных спорных моментов между психодинамическим, гуманистическим и деятельностным подходами. Ответственность может лежать и на процессе рисования, и на конечном продукте творчества, и на взаимоотношениях между терапевтом и пациентом. Проведенные исследования не дают однозначного ответа на данный вопрос.

Недостатком психотерапии искусством является то, что крайне личностный характер заданий может стимулировать нарциссизм и уход в себя, а не приводить к раскрытию и установлению контактов. И хотя для большинства людей искусство есть достаточно безопасный способ выражения чувств, некоторые люди очень сопротивляются самовыражению при помощи искусства.

На протяжении последнего десятилетия психотерапия искусством в значительной степени начала приобретать профессиональный характер, что проявляется в возникновении подготовительных программ и в попытках четкого определения этого подхода. Психотерапевты, занимающиеся терапией искусством, пытаются преодолеть рамки традиционного психоаналитического подхода. В групповом контексте цели психотерапии искусством могут быть значительно шире, чем помощь в преодолении неврозов совместно с другими лечебными мероприятиями. Есть доказательства, что использование художественного творчества для выражения чувств и мыслей может оказывать существенную помощь в выработке адекватного поведения и повышении самооценки. Также есть свидетельства, что искусство имеет и образовательную ценность при развитии когнитивных и творческих умений.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

Индивидуальные стили психотерапевта: «Психотерапия – искусство и наука»

Мг. г.н. Артур Домбровский
психолог, гештальттерапевт,
директор Рижского Гештальт Института.

Тем неменее, понятие о стиле в психологии всё таки рассматривается применительно к трём аспектам:

1. Когнетивные стили (Дж. Каган, Г. Уиткин, Дж. Клейн, Дж. Келли);
2. Стили жизни (А. Адлер);
3. Стили взаимодействия (Т. Лири).
Из этих трёх понятий, из общей психологии, к нашей проблеме ближе всего стоят стили взаимодействия по Т. Лири. Он выделяет восемь стилей взаимодействия:
1. Авторитарный;
2. Эгоистический;
3. Агрессивный;
4. Подозрительный;
5. Подчинённый;
6. Зависимый;
7. Дружелюбный;
8. Альтруистический.

Эти стили удобно описывают характеристики взаимодействия между людьми, где каждый стиль обобщает множество личностных факторов, воплащённых в уникальном стиле взаимодействия.
Мне видится, что эта модель могла бы быть, при соответствующей адаптации, удачно использованной применительно для определения стиля психотерапевта. Но как вы можете заметить она не учитывает факторы культуры, а именно (если, конечно такие существуют) американской, европейской, восточной и других стилеобразующих культурологических характеристик.
Так же в ней не находится места, по понятным причинам, для отражения стиля присущего конкретной школе или направления психотерапии (гештальт, психоанализ, психодрама и т.д.).
В некотором смысле на модель Лири похожа классификация стилей по Фрейдлендеру и Варду (Friedlander& Ward, 1984), которые описывают три эффективных супервизионных стиля:

1. Стиль ориентирован на решение проблемы;
2. Межличностно – сензитивный стиль;
3. Распологающий стиль.
А так же три неэффективных стиля:
1. Аморфный;
2. Неподдерживающий;
3. Терапевтический.

В отличие от Т. Лири, который не настаивает на том, что какой – либо стиль является эффективным или неэффективным, полагая, что эффективный стиль и взаимодействие зависит от степени выраженности каждого конкретного стиля.
Мне видится, что при построении эффективной модели оценки стиля терапевта, нужно учитывать три составляющие:
1. Философско – теоретическая составляющая;
2. Культурологическая составляющая;
3. Личностная составляющая.

По каждой из этих трёх составляющих можно составить список соответствующих содержательных характеристик, которые в ряде случаев являются константными, в ряде случаев являются переменными.
Философско – теоретическая составляющая – предполагает оценку стиля с учётом той школы и того направления в психотерапии, в которой данный специалист обучался. Философско – теоретические основы психотерапии на которые терапевт опирается в своей работе (психоанализ, гештальт, феноменологический подход, психодрама, гуманистический подход и т.д.). Элементы этой составляющей, которые характеризуют школу и теоретическую концепцию, легко узнаваемы и могут рассматриватся как постоянные. Например, психоаналитический стиль, а некоторые могут считатся переменными и не всегда однозначно дифференцироватся в работе психотерапевта. К примеру, растановки по Б. Хеллингеру или экзистенциальная терапия по А. Алексейчику.

Культурологическая составляющая – очевидно, что на стили взаимодействия построения контакта, как терапевта, так и простого человека, влияет фактор культуры, в которой он вырос, живёт. Например, с определённой условностью можно говорить о протестантской, оптимистической культуре, которая присуща специалистам работающим в США, в то время, как специалисты работающие в восточной Европе скорее поддерживают фрустрирующий, мобилизующий стиль отражающий реалии восточно – европейской культуры.
Личностная составляющая – на мой взгляд, эта составляющая представляет не меньшее количество по её определению. Для её описания мне кажется вполне достаточным и валидным использование теории Т. Лири – стили межличностного взаимодействия.
В настоящее время у меня проводится диссертационное исследование, в котором я стремлюсь собрать максимальное количество измеряемых параметров по каждой из составляющих, чтобы в результате корреляционного анализа сформировать утилитарную методику по определению стиля конкретного специалиста.

Читайте так же:  Избыточный вес осознать и с признательностью отпустить

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Искусство и психотерапия

«И чувства добрые я лирой пробуждал» А Пушкин


Что заставляет переживать, когда мы смотрим хороший фильм, читаем роман, слушаем музыку? Чужая жизнь, непохожесть, другая страна, менталитет, время. но что-то вдруг откликается в душе, читая Булгакова или слушая Вагнера. Образы общечеловеческих ценностей и страданий универсальны. Любовь, радость, доброта, боль, горе, печаль не имеют национальности.

Искусство проникнуто образами. Самый простой и понятный путь к образному восприятию действительности — метафора. Она воспринимается не так, как логическое послание. Она рождает образ, который помогает осмыслить сложные вещи, используя опыт сравнения.

«- Силы эти лишь на первый взгляд кажутся пагубными, а на
деле они учат тебя, как найти Свою Стезю. Они укрепляют твой
дух и закаляют волю, ибо в мире нашем есть одна великая истина:
кем бы ты ни был, чего бы ни хотел, но если чего-нибудь сильно
хочешь, то непременно получишь, ибо это желание родилось в душе
Вселенной. Это твое предназначение на Земле». П. Куэльо

С позиции рационального мышления это просто набор слов. Но за этим целая программа. Странное переплетение логики и образов будит воображение. Метафора рождает в сознании символ, который опирается на бессознательное, осуществляя связь, между логикой, с одной стороны и образами — с другой, открывая новое видение.

[1]

Музыкальные метафоры сказочного сюжета про Кощея бессмертного из балета И. Стравинского «Жар птица» причудливо переплетаясь и трансформируясь, показывает борьбу добра и зла. Дальности повсюду: свет и тень, жара и холод. Калейдоскоп эмоций, порой, уносит от сюжета куда-то в потаенные уголки собственной души.

Вслушайтесь в нарастающий ритм «Болеро» Равеля. Музыка выбирается из глубины, нащупывая пространство. Может быть, это стройные ряды воинов, готовых все уничтожить на своем пути. Или это волна. Она все шире и выше. Стальные ноты команды выстраивают все вокруг в соответствии с задаваемым ритмом. Абсолютное зло? Нет, это гармония. Стальная лавина не оставляет шансов на спасение. Она растворяет, но наполняет своей силой, оглушая тишиной после мощного финала. Так соприкасаешься с другой реальностью, которая позволяет понять, что человек лишь часть большого прекрасного мира и поблагодарить жизнь волшебный миг инсайда.

Когда А. Шнитке писал первый концерт для виолончели с оркестром, он пережил инфаркт. Потом, когда вернулся, написал потрясающую по своему эмоциональному воздействию четвертую часть. Он считал ее лучшим, из того что написал. Возможная смерть отбрасывает шелуху суеты, оставляя с воплощенным в музыкальном образе пониманием конечности жизни, ее хрупкости и ценности, Р. Мей в своем исследовании «Мужество творить» заметил: «благодаря творчеству, мы можем преодолеть собственную смерть». Религия, в качестве лекарства от основного страха, предлагает веру в загробную жизнь. Произведение художника продолжает его жизнь после смерти.

Известное полотно Мунка «Крик» выражает эмоцию, вернее, ее образ, точный, емкий. Все гениальное просто. Кстати, мощный, ничем не сдерживаемый крик является прекрасным терапевтическим средством, снимающим стресс.

Этот ряд можно продолжать бесконечно. Многие психологические проблемы иррациональны по сути. Искусство и терапия используют одни инструменты, основанные на переживаниях, которые в конечном итоге, завершают формирование изменений в системе ценностей, в картине мира, в поведенческих стратегиях, если таковые происходят. Искусство рождает эмоции, чувства. Не это ли основная задача клиента психолога: осознание через переживание?

Внутренний конфликт является движущей силой любого произведения. Искусство основано на конфликте, без него нет эмоционального напряжения, будь то картина, музыкальное произведение или игра актера. Собственные переживания могут вызвать резонанс с увиденным или услышанным, вернуть когда-то вытесненное отчаяние, что, возможно, приведет к освобождению подавленной энергии травмы.

В психотерапии, успешно используются методы, основанные на творческом самовыражении. Попробуйте нарисовать свой страх или попросить в письме прощения за нанесенную обиду, выразить любым образом то, что вас тревожит. Пусть это не возьмут на выставку или не напечатают в издательстве, но вы увидите образ проблемы, добавив что-то к пониманию себя, что уже наполовину решение. Выраженное во вне освобождает от груза. Вряд ли найдется абсолютно счастливый писатель, во всяком случае, до получения признания. Разность потенциалов между желаемым и реальностью приводит в движение перо. Лень -движитель прогресса, творчество тоже питается не от позитива.

«Своенравным, перегруженным, убористым и дрожащим почерком своей кисти он написал еще свою жизнь, свою любовь, свою веру, свое отчаяние» . Г. Гессе

Пожалуй, одним из основных мотивов, который руководит творческим человеком в его стремлении к самовыражению, является ощущение одиночества. Желание найти близость через выражение и восприятие. Каждый художник надеется найти родственную душу. И находит. Восприятие, это тоже творчество. Оно требует некоторых усилий, нужен внутренний культурный слой, чтобы понять язык произведения. Чем сложнее этот язык, тем больше им можно выразить. Множество оттенков мысли передает «великий и могучий», если не владеешь им в достаточной степени, приходится компенсировать жестами, как «людоедка Эллочка», у Ильфа и Петрова, например. Язык массовой культуры понимают все, может быть, поэтому там, иногда, много банальности и откровенной глупости, культура-то массовая.

Искусство является своеобразным маркером поиска «своего», еще одним способом коммуникации. Художник, зритель или слушатель объединяются в понимании образа. Самой простой способ узнать «своего» поделиться отношением к произведению. Совпадения растворяют одиночество, рождают в душе теплое чувство похожести, сопричастности. Без такого эмоционального опыта мы были бы значительно беднее во всех смыслах.

А Адлер подчеркивал компенсаторную роль искусства. Суть в том, что в искусстве человек компенсирует свои недостатки творческой силой. Она используется как рычаг, позволяющий многократно увеличить усилие воздействия. Сегодня понятно, что это лишь одна из его функций.

Я иногда ловлю себя на мысли, что бессознательно пытаюсь быть чуть похожим на понравившегося героя, вольно или невольно повторяя его реакции. Новый опыт, новый взгляд. Когда-то давно, залпом прочитанная повесть Э. Хеменгуэя «Старик и море» изменила мое представление о ценности, и ценностях человеческой жизни, а фраза из оскароносного фильма «Полет над гнездом кукушки», произнесенная героем Джека Николсона: «Я хотя бы попробовал. » заставила по-новому взглянуть на неудачи. Настоящее произведение искусства создают атмосферу, которая погружает в другую реальность, обостряя ощущения, формируя иное отношение к чему-то для себя привычному и неизведанному. Это похоже на технику символодраммы, способной вытащить глубоко спрятанное, но от этого не перестающее влиять на реальность.

Моя коллега, очень хороший психотерапевт, утверждает, что эта работа сродни актерству. В самом деле, как и актеру, психологу необходимо проникнуть в образ клиента, разобраться во внутреннем конфликте сидящим перед ним человека, найти и показать возможный выход. Это своеобразное перевоплощение, вхождение в роль, приглашение к участию, к совместному творчеству.

Читайте так же:  Кризис среднего возраста

Когда-нибудь человечество научится исцелять психологические проблемы, использую только соответствующие протоколы, которые будет использовать оператор. Такие попытки и сейчас не редкость, но, пока без творческого подхода, без харизмы психологу не обойтись.

Я думаю, что искусство дает значительные возможности для развития личности, они под рукой, стоит только взять хорошую книгу или вслушаться в серьезную музыку. Дорогу осилит идущий, и это стоит усилий.

«Каждый из нас способен — в этом нет и
тени сомнения — погрузиться в Душу Мира». П. Куэльо

Энергетическая живопись: терапевтичное искусство

Энергетическая живопись — это техника спонтанной живописи/рисования, прямое выражение/отображение своего сиюминутного («здесь и сейчас») внутреннего состояния, чувств, желаний, мыслей, на холсте или бумаге.

Творческий метод, одновременно концентрирующий и расслабляющий, одна из техник релаксации, поскольку сам процесс всегда начинается с медитации или направляемого расслабления. Конечный продукт представляет собой материальное выражение нашего внутреннего мира в определенный момент, что позволяет энергетически возвращаться (или физически вспоминать) в это состояние впоследствии.

Можно сказать, что с помощью этого метода живописи создается мост между сознанием и подсознанием.

Эта техника развивает интуицию и уверенность в своих собственных решениях. Во время творческого процесса желательно минимизировать мыслительные процессы, выпустить на холст все чувства и ощущения, не обременяться ненужными вопросами, как, например, какие цвета или кисти выбрать и т.п.

По окончании рекомендуем оставить время на возвращения к себе, «зазамеление» и, если считаете нужным, рационализацию и вербализацию прошедших и продолжающихся процессов, мыслей, чувств, ощущений.

ACRYLIA ARTS — Анья Есеновец (Словения):

«Будучи творческой самоучкой, я начала с простых рисунков. Еще во время преддипломной практики я познакомилась с акриловыми красками и холстами. Теперь, в дополнение к другим творческим работам, я создаю, прежде всего декоративные картины, энергетические картины и украшения.

Особенно привлекает меня энергетическая живопись, которую в некотором смысле сложно объяснить. Безусловно, каждое произведение искусства имеет свою собственную энергию и может называться энергетических, но для меня энергетическая живопись является чем-то особенным из-за предварительного процесса подготовки к рисованию.

Прежде, чем мы начинаем процесс, важно расслабиться при помощи медитации, сосредоточиться на дыхании и на это мгновение сфокусироваться только на самих себе, как бы смотря на себя изнутри. Перед началом рисования мы можем также задать себе цель, основную линию, сосредоточиться на желании, эмоции, чувстве, области, которую мы хотим поддержать энергетической картиной.

Возможно также, что в процессе рисования первоначальное намерение может измениться на что-либо другое, и очень важно здесь довериться самому себе, почувствовать энергию, которая наполняет нас в этот момент и отразить ее через творческий процесс. Через картину мы соприкасаемся со своей сущностью, поэтому чем больше мы расслабляемся и отдаемся творческому порыву, тем более сами себя удивим в итоге.

Таким образом мы открываем свою истинную сущность, настоящего себя, который гораздо больше, чем наше эго и интеллект.

Отдавшись энергии творчества через внутренние чувства и ощущения мы материализуем ее на холсте или других материалах текстиль, украшения, маски и тд. При этом укрепляя веру в свои собственные ощущения, видения, которые мы можем понять не сразу.

Со временем, наша интуиция все более усиливается, мы начинаем доверять себе, воспринимать вещи с других перспектив. В конце концов, мы даем себе возможность прислушаться к себе, расслабиться, отключиться от внешнего мира и в течение некоторого времени остаться со своим внутренним миром один на один.

Что еще интересно касаемо энергетических картин — всякий раз, смотря на них и находясь в различных внутренних состояниях, мы можем увидеть разные нюансы или скрытые моменты, которых не видели до этого. И, как будто перечитывая хорошую книгу, можем почувствовать некоторые вещи по-другому, понять что-то новое, чего прежде не видели и не понимали, так что это занятие можно назвать удивительно интересным.

Плюс ко всему, сам процесс рисования нас дополнительно расслабляет, усиливает концентрацию и позволяет на некоторое время отключиться ото всех насущных проблем.

Если хотите, то можете картину «усилить» каким-нибудь символом, который имеет особое значение для Вас. Хотя часто достаточно уже сочетания цветов, которые на нас действуют терапевтично, ведь каждый цвет имеет свое значение и свою энергию.

Энергетическая живопись называется так потому, что объектом творчества здесь является энергия. Мы хотим «поймать» поток энергии в определенный момент и выпустить его на холст. Мы сосредотачиваемся на определенных эмоциях, желаниях, которые проецируем на холст. Здесь фактически нет ограничений и ограничения методами, наиболее важно меньше думать в процессе.

Добро пожаловать в наш творческий уголок, подарите себе время для себя и соединения с самим собой, найдите свой собственный способ достижения этого. Разрешите себе погрузиться в мир цветов, чувств и желаний и создать свое собственное произведение искусства, которое не только украсит Ваш дом, но и будет напоминать Вам о о том моменте, когда Вы смогли расслабиться, соединиться с собой и отдаться волнам творчества».

Анна Зуйкова, психолог, психотерапевт (Россия-Словения):

«Искусство и психотерапия уже некоторое время успешно сотрудничают, что меня очень радует. Арт-терапия обладает двумя важными инструментами — силой традиционных терапевтических методов и силой искусства, которая помогает открыть наше подсознание.

[3]

Мы можем достичь глубоких эмоциональных пластов, к которым редко можем приблизиться через рациональный инструментарий, мышление. Благодаря живописи, музыке, танцу, актерскому мастерству, терапевт может также работать с пациентами, которые имеют психические заболевания, не могут в полной мере использовать мышление в работе, или же имеют сложности с вербализацией.

Энергетическая или спонтанная живопись как метод особенно хорош при работе с детьми или в случае тяжелых эмоциональных проблем, которые человек не может рационализировать и выразить словами.

Через спонтанное рисование и другие виды искусства можно увидеть различные узоры, цвета, которые связаны с проблемной зоной. Таким образом мы строим мост к нашим скрытым частям.

Я сама попробовала энергетическую живопись, как творческий метод, как искусство с терапевтической составляющей в нашей мастерской на специальном занятии под руководством Аньи, и это было очень интересно и наполняюще.

Это хороший баланс между творчеством и духовностью; как способ самоподдержки, целительный источник «на каждый день». Тем не менее, замечу, что эти мастерские не являются психотерапией. Они, в основном, ориентированы на более легкие и положительные эмоции, здесь целью является расслабление, улучшение настроения, соединение с приятными ощущениями и воспоминаниями. И эти гармоничные, аутентичные чувства и эмоции закрепляются на холсте».

Психотерапия, искусство, духовность

Кто такой хороший психолог или психотерапевт?

Он — реставратор, целитель, художник, творец, проводник, посредник, зеркало. Можно ещё много подобрать слов, чтобы описать всё, что включает в себя эта сложная и интересная профессия. Для меня психотерапия — искусство, психология — наука и я очень рада, что нашла себя в этой сфере деятельности. Хотя не могу сказать, что я осознанно выбрала данную профессию, скорее она выбрала меня. Мне очень нравится общаться с людьми и с каждым годом я всё больше ценю то, что психология и психотерапия — это не только интеллектуальные знания, определённые навыки, опыт, а ещё и бесконечное творчество. Как писал известный психотерапевт Ирвин Ялом, к сожалению, искусство психотерапии мало кто видит, потому что оно происходит в кабинете при закрытых дверях — один на один с клиентом. Я понимаю его точку зрения, но не разделяю её до конца. Мне кажется, истинная красота и гармония всегда влияют на весь мир и души людей, даже если её чувствуют всего два человека. Такая красота человеческих отношений преображает, касаясь души она обогащает жизнь человека и возможно его потомков.

Читайте так же:  Чтобы мужчина был счастливым

Сейчас очень часто используется слово «духовность», в том числе в психологии. Настолько часто, что оно постепенно теряет свою глубину.


А что такое на самом деле духовность?
Для вас?
Для меня?

Для меня — встреча человека с самим с собой. Исследование своих глубин, ресурсов, теней, неизвестного, скрытого в пластах подсознательного и не всегда приятного. Это встреча один на один с Жизнью, когда у тебя нет ни карты, ни компаса и тебе порой приходится брести наугад, на ощупь, самому находя пути и прокладывая дороги. Да, страшно. Да, порой больно. Да, ты становишься сильнее, увереннее, умнее, опытнее и главное, мудрее. Сострадание, милосердие, великодушие расцветают в душе именно благодаря личному опыту.

Вот что такое на мой взгляд истинная духовность. Это путь через «тернии к звёздам». Обретение собственного маяка в сердце, когда через трудности, которые подкидывает жизнь ты приходишь к собственному свету, гармонии, любви.

Может ли какой-то человек научить вас духовности? Для меня ответ очевиден. Скорее всего, нет. Духовность — опыт и путь, который человек должен пройти в одиночку. Научить этому никто не сможет, так как никто не может прожить жизнь за вас — пройти вашу дорогу в ваших же туфлях. А вот поддержать, направить, помочь — для этого существуют много разных людей и профессий. И психолог одна из них.

Главное, помнить, что любой человек помогающей профессии не должен навязывать вам чужое мнение, догмы и установки. Психолог работает как «зеркало», помогая вам увидеть своё отражение — ненужные правила, непрожитую боль, призраков прошлого.

Хороший специалист делает это очень тонко, тактично и аутентично. Если вам как на приёме у диагноста говорят, что с вами «что-то не в порядке», либо что-то в подобном тоне, скорее всего, вреда в таких встречах будет больше, чем пользы. На мой взгляд, сыпать «диагнозами» и директивно что-то утверждать может только врач, когда перед ним на столе лежат результаты ваших анализов — прямые доказательства. Во всех остальных случаях требуются мудрость, деликатность, аккуратность и любовь к человеку.

Таким образом, для меня психология, психотерапия, творчество, искусство, красота, духовность складываются в одну большую цельную картину, где каждый элемент важен и необходим. Можно также представить данную картину в виде мандалы, в которой за какую ниточку не возьмись она приведёт к центру. К центру человеческого Существа, Души, Самости.

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Искусство психотерапевта

Книга Джеймса Ф. Т. Бюдженталя — живой легенды мировой психологии и психотерапии, одного из зачинателей `третьей волны` в психологии, первого президента Ассоциации гуманистической психологии — является определенной кульминацией его полувекового опыта ведения психотерапии и преподавания.

Книга посвящена, прежде всего, процессу психотерапии во всех его проявлениях. Используя живые, яркие, подробные примеры, автор описывает различные грани этого многомерного процесса, излагает самые тонкие нюансы.

Читайте еще:

Часть I. Предание мастера. Кодекс оптимального поведения.- Ты думал линейно, то есть обыденно, стандартно, завязанный на шаблонах сковывающей тебя логики. Хотя этот пример вовсе не о логике и не о том, какие нехорошие люди встречаются на этом свете. Положение, в котором оказался наш бедный юноша, называется Двойным зажимом, или двойным замком. Это.

История проституцииЖенщины аскиров в Африке одеваются только лишь после выхода замуж, но пояс, который они при этом носят, служит им скорее украшением, чем одеждой. Кисамасы ходят обыкновенно без всякой одежды.

Хочу говорить красиво! Техники общения. Часть 2«Плывет на пароходе отдыхающая публика. Мужчина видит девушку изумительной красоты с тонкими благородными чертами лица и все не решается никак подойти к ней и заговорить. А погода стоит очень жаркая. И он, наконец, осмеливается подойти и для начала заговорить о погоде. На что девушка ему.

3.Отмечу еще раз, что я не собираюсь разъяснять или углублять здесь проблему Schizophrenia, а делаю только сводку того, что уже говорилось в другом месте, чтобы доказать необходимость включения нарцизма в общую схему развития либидо.

[2]

Глава 6. В борьбе за здоровую веруОбратите, пожалуйста, внимание на то, что вообще-то вы можете использовать «мета «Нет» для того, чтобы убрать из вашего сознания и тела почти все что угодно, включая даже болезнь. Аналогично вы можете применять «мета «Да» в целях включения в вашу жизнь всего, что вам необходимо.

1. Почему вы куритеЗагляните на сайт www.allencarr.com, почитайте тысячи сообщений от счастливых некурящих из разных стран мира, которые сумели бросить курить с помощью «Легкого способа» Аллена Карра и теперь совершенно свободны. Вскоре и вы сможете прибавить к их отзывам свое письмо.

«Калькулятор»Торговля прошла успешно. Доход был хоть и небольшой, но заработанный самостоятельно, поэтому особенно ценный. Попробуй-ка простой два часа на морозе, деньги считай, сдачу давай.

Глава 9. «ЛЮБИ МЕНЯ, КАК Я ТЕБЯ…»Прежде всего нужно узнать все его вкусы, пристрастия, интересы. Возможно, у вас есть и общие интересы, может быть, вам вместе нравится заниматься одним и тем же делом, но это вам придется выяснять, хотя это и отнимет много времени, но как иначе добиться расположения вашего идеального мужчины.

Глава, в которой мы поговорим о «хитрой» психологииИ хотя пациенты воспринимали это как утомительную и отнимающую много времени процедуру, они через некоторое время (примерно через две недели) отмечали положительный эффект от ведения подобного дневника.

Выделяй цитату —
отправляй в соцсети.

Для авторизированных — цитаты запоминаются автоматически.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОТЕРАПИИ ИСКУССТВОМ И АРТ-ТЕРАПИИ

Психотерапия искусством (expressive arts therapies) представляет собой относительно хорошо разработанную теоретическу ю и методическую базу для лечебно-коррекционного и развивающего использования фотографии. В настоящее время психотерапия искусством представлена четырьмя основными направлениями— арт-терапией, драматерапи- ей, музыкотерапиейи танцедвигательной терапией; в некоторых странах они признаны в качестве самостоятельных Профессий.

Читайте так же:  Психика мужчины и старение

Поскольку фотография связана с созданием визуальных образов, вполне логично было бы рассматривать ее как одну из форм изобразительного искусства и, соответственно, арт-терапии. Арт-терапия представляет собой систему лечебно-коррекционных и здоровьесберегающих воздействий, основанных на занятиях изобразительным творчеством. Как написано в информационном бюллетене Американской арт-тера- певтической ассоциации (ААТА, 1998), «арт-терапия— это профессия, связанная с использованием различных изобразительных материалов и созданием образов, процессом изобразительного творчества и реакциями пациента (клиента) на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности. личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты».

Термин «арт-терапия» начал использоваться в англоязычных странах примерно в 40-е годы XX века, обозначая разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и осуществлялись преимущественно в студиях, организованных в крупных психиатрических и обще- соматических больницах, примером чему может служить деятельность британца Адриана Хилла. Другие допускали элементы психоаналитической трактовки изобразительной продукции пациентов и признавали важность их отношений с аналитиком (работы Маргарет Наумбург в США).

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, АТ во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. Отсюда — многочисленные попытки ее использования в образовательных учреждениях ив социальной работе.

Во многих случаях АТ является одним из элементов комплексного лечебно-коррекционного воздействия и предполагает тесный контакт между специалистами разного профиля (врачом, психологом, педагогом, социальным работником). В разных странах существуют различные нормы допускак осуществлению арт-терапевтической практики. Там, где АТ признана в качестве самостоятельной профессии, право оказывать арт-терапевтические услуги имеют лишь те, кто получил специальную подготовку. Подобная подготовка, как правило, рассчитана на несколько лет последипломного образования. В Российской Федерации АТ самостоятельной профессией не является и рассматривается как метод психотерапии, а потому может применяться, главным образом, вра- чами-психотерапевтами. Вместе с тем там, где АТ не связана с лечением и выступает в качестве диагностического, развивающего или психопро филактического приема, она может применяться другими специалиста ми (психологом, педагогом).

Арт-терапия шедеврами искусства:
музыка, литература, живопись

Семинар рассчитан на практических психологов, психотерапевтов, педагогов, врачей, музыкантов, лиц, интересующихся основами цветовой психологии и психотерапии искусством.

  • познакомиться с авторской программой арт-терапии, в основу которой положена цветодиагностика личности;
  • овладеть конкретными методами и техниками образной, словесной и музыкальной психотерапии;
  • использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности.

Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе

Начало занятий по программе 20.04.2020

Программа адресована психологам, психотерапевтам, врачам, педагогам, представителям творче-ских профессий, менеджерам по персоналу, другим специалистам с высшим образованием и сту-дентам-старшекурсникам.

Выпускники института, успешно прошедшие обучение, получают диплом, дающий право на ведение нового вида профессиональной деятельности в области арт-терапии.

Обучение проходит в очно-заочной форме в течение одного года. Общий объем – 605 учебных часов (из них 486 часов составляют аудиторные занятия). За год вы примите участие в трех очных сессиях продолжительностью 18 дней каждая. Каждый день вы будете заниматься с 10.00 до 18.00 часов. После каждой сессии студенты пишут зачетные работы, сдают экзамены, что является основанием для перевода на следующую ступень обучения.

Даты проведения очных сессий нового набора:

  • 1 сессия: 20.04.2020 — 09.05.2020
  • 2 сессия: 14.09.2020 — 03.10.2020
  • 3 сессия: 25.01.2021 — 13.02.2021

Стоимость обучения за одну сессию составляет 41800 рублей. В связи с инфляцией и изменением конъюнктуры рынка стоимость обучения может быть повышена, но не более чем на 6% за сессию.

Информация для студентов текущего набора

  • 2 сессия: 16.09.2019 — 05.10.2019
  • 3 сессия: 20.01.2020 — 08.02.2020

Основатель психоанализа З. Фрейд призывал искать спасение в искусстве, «распутывая психологические узелки своих переживаний в творчестве». Арт-терапия, объединяющая в себе два мощнейших ресурса – ресурс психотерапии и ресурс творчества, обладает особой притягательной силой для многих специалистов психологического и художественного профиля.

Программа профессиональной переподготовки «Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе» учитывает международный опыт подготовки арт-терапевтов, при ее разработке были привлечены зарубежные консультанты, входящие в Европейский консорциум арт-терапевтического образования (ЕКАТО). В апреле 2005 года она была представлена Генеральной ассамблее ЕКАТО в Париже и признана соответствующей общеевропейским стандартам.

Программа существенно подняла планку арт-терапевтического образования в России и стала ответом на изобилие краткосрочных семинаров и тренингов, которые приводили к широкому распространению популярных арт-методов и их некомпетентному использованию на практике.

[3]

Основные достоинства программы:

Выпускники в полной мере овладевают исцеляющими возможностями искусства и способны на высоком профессиональном уровне применять освоенные методы во всех областях психологической практики.

доктор медицинских наук, заведующий кафедрой арт-терапии Института практической психологии «Иматон», профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, председатель Российской арт-терапевтической ассоциации, вице-президент секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации.

доктор медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова, научный сотрудник отделения неврозов и психотерапии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, врач-психотерапевт, специалист в области психоанализа и танцевально-аналитической терапии Г. Амон.

художник, дизайнер, член Союза дизайнеров РФ, арт-педагог, специалист в области новых направлений визуального искусства.

дипломированный арт-терапевт, член Британской ассоциации арт-терапевтов, включена в Национальный арт-терапевтический регистр Великобритании, практика в лечебных и образовательных учреждениях, частная практика и участие в образовательных программах по арт-терапии во всемирно известном центре духовного и экологического развития «Финдхорн-Фонде» (Шотландия).

кандидат психологических наук, доцент, специалист в области психологической диагностики, автор методики психосемантической диагностики скрытой и скрываемой мотивации, методики рисуночных метафор «Жизненный путь», методики цветовых метафор.

В учебный план включены следующие мастерские, учебно-практические семинары и лекционные курсы:

Искусство и методы арт-терапии

Зачем нам и нашей душе нужно искусство?

Наш внутренний мир наполнен образами и представлениями, которые не оставляют нас равнодушными, волнуют и задевают, через которые происходит эмоциональное общение между людьми, и наше сознание взаимодействует с бессознательным. Чем глубже и интенсивнее это происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведения искусства, созданные чтобы рассказать языком образов о страданиях и радостях душевной жизни. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Поэтический язык образов сновидений и фантазий, чувств и переживаний непривычен для разума рационально мыслящего человека большого города, живущего на огромной скорости. Но насколько он труден, настолько он и важен, потому что, каждый раз, обращаясь к искусству, мы с его помощью пытаемся приспособиться к изменениям в нашей жизни, пытаемся найти смысл того, что мы делаем, чувствуем, думаем, смысл того, как мы живем.

Таким образом, искусство в жизни человека выполняет утилитарную, приспособительную функцию и играет очень важную регулирующую роль в организации нашей жизни.

Читайте так же:  Любовь и трансактный анализ

Одной из важнейших задач психотерапии является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов через творчество. Вероятно, арт-терапии, использующей для этих целей язык искусства, удается это наилучшим образом.

Каким образом искусство и творчество могут исцелять? Методы арт терапии

  1. Самовыражение (экспрессия). Искусство является просто незаменимым, когда невозможно выразить свои переживания словами, например, при исследовании определенных сторон внутреннего мира человека (глубинных слоев бессознательного), требующих выражения или гармонизации (исцеления). Поэтому искусство и методы арт терапии подчас становятся единственным видом «связи» между человеком и миром, клиентом и консультантом, пациентом и психотерапевтом.
  2. Искусство и творчество. Мы можем легко выстроить ассоциативный ряд: искусство – творчество – переживание – креативность. Креативность изначально присуща человеку как виду, задумана природой и является одним из основополагающих жизненных принципов. Человек творческий всегда найдет решение в любой ситуации. Найти творческое (креативное) решение – это значит сделать то, что (как чаще всего кажется) никто до тебя не делал, то есть адаптироваться к новой ситуации, в которой человек оказался.

Наша «взрослая» жизнь настолько серьезна и тороплива, что играть мы перестаем очень рано – и остаемся на всю жизнь ненаигравшимися. В методах арт терапии же появляется Игра, и мы попадаем в очень комфортное и безопасное пространство, и в этом пространстве вдруг оказывается, что на самом деле «я очень многое могу», и в частности – могу быть таким, каким еще никогда не был в реальной жизни. Такой колоссальный ресурс грех не использовать.

Методы арт терапии

Арт-терапия, методы арт терапии – естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940х годов под эгидой аналитической психологии К. Г. Юнга. Направления арт-терапии в целом соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено. Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), музыкотерапию, танцедвигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, артсинтезтерапию и другие.

Современные методы арт терапии при всех их связях с различными культурными феноменами наиболее близка к относительно примитивным формам первобытного искусства. И то, и другое основано на спонтанном самовыражении и в известной степени игнорирует эстетические критерии и профессионализм автора; при этом наиболее важен процесс творчества, искренность, полнота самовыражения; наконец, изобразительное искусство выступает как инструмент внутри- и межличностной коммуникации.

Очевидно, что “лечение искусством” появилось тогда же, когда и само искусство. Во все времена и у всех народов в качестве “средства исцеления” различных болезней и состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и ритуалы, мистерии и многое другое. Если проследить развитие всевозможных вариантов народного целительства, то все они, без исключения, содержат элементы терапии искусством. Для многих людей народное творчество (рукоделие и ремесло) до сих пор является фактором сохранения душевного равновесия и здоровья.

Для методов арт терапии характерно то, что в центре внимания находится не столько произведение искусства (продукт творчества пациента), сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами. При этом рассматриваются процессы взаимодействия личности с произведением искусства (с творческой продукцией) во всем их качественном многообразии. Здесь нет никаких норм, есть лишь некоторые параметры для относительного сравнения, например, по глубине воздействия.

Искусство оказывает свое воздействие не механически, благодаря своим особым свойствам, но существенна и встречная активность личности, поэтому в арт-терапии предпочтительно создание своей творческой продукции, а не использование готовых произведений искусства.

Чем арт-терапия отличается от других психотерапевтических методов?

Методы арт терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

Через работу с многогранными и неисчерпаемыми символами в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия.

Методы арт терапии ресурсны, так как находятся вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

Арт-терапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.

Интеграция различных психических функций задействует весь потенциал человека для целенаправленной реконструкции личности. Человек открывает общие закономерности творческого процесса как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия соединяются в одно – ИСКУССТВО ЖИТЬ, то есть умение складывать из мозаики событий, явлений, представлений цельную картину окружающего мира, вносить порядок в хаос и сделать из него нечто, имеющее смысл.

Где и как применяться метод арт терапии?

Арт-терапевт создает для клиента безопасную среду и обеспечивает ее различными изобразительными материалами, находится рядом с клиентом в процессе его изобразительного творчества, затем участвует в обсуждении мыслей и чувств клиента, материалов и получившегося произведения искусства.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и психосоматические расстройства, в консультировании и терапии детей и подростков.

Методы арт терапии открывают невиданный простор для творческих поисков

  • психолога (любые виды психокоррекции, расширение диагностических методов, развитие личности, семейные и детско-родительские отношения, жизненные, возрастные и экзистенциальные кризисы, психологические травмы),
  • психотерапевта (психические заболевания, пограничные состояния, многие органические поражения и расстройства, посттравматическая психотерапия, умственная отсталость и т. д.),
  • арт-педагога (педагогическая коррекция, дефектология, одаренные дети, специальное обучение, эстетическое воспитание, формирование личности ребенка и т. п.).
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Искусство и арт-терапевтический метод

Источники


  1. Кей, Э. Любовь и брак. Эволюция любви / Э. Кей. — Москва: Наука, 2015. — 247 c.

  2. Бельше, В. Любовь в природе. Популярная история возникновения и развития любви в животом мире / В. Бельше. — М.: Типография Г. Лисснер и А. Гешель, 2009. — 580 c.

  3. Карнеги, Дейл Как быть счастливым в семье / Дейл Карнеги. — М.: Попурри, 2002. — 432 c.
  4. Дафни, Роуз Кингма Разрыв. Почему заканчиваются отношения и как пережить расставание / Дафни Роуз Кингма. — М.: АСТ, Астрель, 2012. — 192 c.
Искусство и психотерапия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here