Искусство заботы о себе

Сегодня обсуждаем тему: искусство заботы о себе с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Забота о себе

Как человек становится самим собой? Как осуществляется производство человеческого в человеке? Ответ на эти вопросы дает педагогика, в которой снова стали обращать внимание на воспитание. Однако теперь говорят о формировании не столько моральных качеств, сколько компетенций, навыков и умений. Они понимаются как способности применять полученные знания на практике для достижения наибольшего экономического эффекта. Поэтому система образования формирует из детей, рожденных быть счастливыми и свободными, социализированных индивидов ― функционеров системы, профессионалов, находящих спрос на рынке труда. Homo economicus ориентируется на законы рынка, который не признает социальных и моральных препонов.

Мы привыкли считать, что целью государства является забота о человеке, но, скорее всего, это не так. Оно стимулирует рождаемость, так сказать, подручными средствами и финансирует институты образования, которые формируют агентов тех или иных социальных организаций. Тому, кто хочет при этом остаться человеком, следует надеяться на самого себя, и в свободное от работы время заниматься самореализацией. Вопрос в том, как мы это делаем сегодня. В прежнее время жизненный опыт, способность ориентироваться в окружающем мире передавались от старшего поколения к младшему. Сегодня мир развивается слишком быстро, время истории обгоняет время жизни, которая меняется несколько раз на глазах одного поколения. Устаревает опыт не только предков, но и современников. Прежние качества и способности оказываются невостребованными. Речь идет о непрерывном образовании. Таким образом решается проблема модернизации, подготовки новых профессий. А как обстоит дело с самореализацией, или, как говорят сегодня, с креативностью? Как сохранить свою человечность, занимая место в социальной иерархии, как сохранить себя в меняющемся потоке жизни, как ориентироваться в современном мультикультурном мире? ― вот вопросы, стоящие перед нами.

Многие критики современности считают, что сегодня буквально все сферы жизни охвачены властью и нигде человек не принимает самостоятельных решений. Молодые, конечно, не слушают советов родителей, зато попадают под власть разного рода экспертов. Прежнее искусство существования выглядело иначе. Старшие не навязывали свой опыт детям, а рассказывали о том, как они решали похожие трудности. И до сих пор у человека есть то, что раньше называли судьбой: детство, юность, первая любовь и первые трагедии на этой почве, выбор профессии, спутники жизни, рождение и воспитание детей. Старость, болезни, несчастья ― все это случается в жизни каждого человека. Как справляться со всем этим? Тут нет никаких законов, каждый человек должен по-своему решить те проблемы, которые когда-то стояли перед его предками. Поэтому следует говорить не о познании законов жизни, ибо их нет, а об ориентировании, об искусстве существования. Что такое философия, если не критическая работа мысли над самим собой? Не есть ли она попытка узнать на опыте, как и до какого предела можно жить и мыслить иначе, вместо того, чтобы заниматься обоснованием и проверкой знания?

В христианстве наставления касались заботы о душе, и при этом культивировалось довольно жесткое «пастырство плоти». В новое время место религиозной аскезы заняли практики медицинского и образовательного типа. Были сформулированы различные кодексы поведения. Референциальная функция ― это не главное в наставлениях и советах. В древности речь, размышление, чтение и письмо представляли собой ритуальные, государственные и, наконец, приватные практики, где письмо ― это заметки для памяти, своеобразный молитвенник, набор предложений, состоящий из цитат и собственных сентенций, который составляли для определенной цели, например, для утешения в смерти. Это своего рода личная панихида. Она могла быть послана другу или ученикам, чтобы поддержать их при необходимости. Главное в такого рода заметках вовсе не информация, а воспитательный результат их чтения. Это упражнение в практике «сборки» себя.

[3]

Фуко отмечает обилие трактатов о лести и гневе в эллинистической литературе. Лесть ― это вранье, искажающее истину о самом себе извне, а гнев ― это внутренняя деформация себя, это состояние, когда человек выходит из себя, утрачивает суверенность, становится рабом страсти. Столь пристальное внимание к аффектам означает изменения образа власти. Она перестает быть самодурством, личной привилегией, а становится профессией, общественным бременем, которое несет господин. Этика гнева должна отличить легитимное употребление власти от злоупотребления ею[7]. Если гнев ― это превышение власти господина над подданным, то лесть ― это, наоборот, способ подданного достигнуть выгоды от господина, обращение себе на пользу его власти. Лесть ― это ложь, она искажает представление о самом себе и ослабляет того, к кому она обращена. Фуко расценивал культуру наставлений сквозь призму европейского либерализма. Стоило бы учесть, что авторами такого рода текстов являются отставные или опальные крупные чиновники, например, Сенека, а читателями ― молодые функционеры, вроде Луцилия, прокуратора Сицилии. И у нас старцы обращались к власть предержащим с целью наставления в практиках управления собой. Это никакой не экзистенциализм, а самая что ни на есть государственная философия.

Чтобы практиковать себя, необходим Другой. Кто он ― посредник или наставник? У Платона образец поведения ― учитель, передающий знания, ибо у греков все беды идут от незнания. В римской философии субъект не столько несведущ, сколько порочен, наделен дурными неестественными желаниями. Здесь учитель не тот, кто много знает и передает свои знания, а тот, кто преображает индивида. Речь идет об исправлении, терапии, лечении. Сенека описывает ученика как существо, подверженное всем дурным влияниям, неспособное противостоять порокам. Легкомысленный человек не думает о старости и проводит время в развлечениях. Задача наставника сделать предметом его желания самого себя. Это путь к sapientia. Философ-наставник позиционируется как ведущий, но не вождь. Он не претендует на абсолютное знание, а дает советы, рассказывая о случаях из своей жизни. Но отношения ведомого и ведущего не исчерпываются диалогом учителя и ученика. Это близкие и сильные взаимодействия. Они основаны на дружбе, т. е. абсолютной открытости.

Сенека тоже писал о двойственной природе слуха. Он восхвалял его пассивность, ибо благодаря этому, мысль проникает в душу слушателя и делает свое дело. Слова служат почвой роста семян добродетелей, которые имеются в душе. Но необходима и аскеза слуха: как речь может превратиться в болтовню, так и слушание всего, что попало, может нанести вред. Первое дело ― научиться молчать. Чтобы стать членом пифагорейской общины, нужно было молчать пять лет, т. е. не принимать участия в речах об истине. Сначала надо научиться хранить молчание, а потом говорить. По Плутарху, молчать нужно как можно больше. Молчать, значит хранить услышанное. Болтун, что услышал, сразу выплескивает и не держит в душе.

Восточная аскетика также предполагает совершенствование техники слушания. По Судзуки, слушание предполагает особую позу, полный покой, чтобы ничто не мешало. Неуместная жестикуляция и суета ― это верный признак не сосредоточенности, женоподобности. Бесчестного выдает хихикание, безумного ― мимика. Слушатель может лишь улыбаться и кивать головой, в крайнем случае, если не понимает, поднять указательный палец. Обучение в дзенском монастыре длилось дольше, чем в современном университете. Учитель отвечал на вопросы ученика не всегда адекватно, и частенько прибегал к побоям.

По Фуко, культура заботы о себе поднимается в античности в V в. до р. Х. И продолжается до V в. после р. Х. В результате накопился свод постановлений, касающихся способов быть, познавать, действовать, любить, общаться. От философских размышлений дохристианского аскетизма ― тысяча лет изучения себя. В связи с этим возникает вопрос: почему о духовных практиках снова заговорили сегодня? Возможно, мы поймем причину их интенсификации как прежде, так и теперь, если предположим, что это вызвано бестиализацией человека, падением морали в обществе.

Но есть еще один аспект этой проблемы, связанный с медиумами коммуникации. Коммуникативные и социальные технологии определяли философские. Возможно, упадок духовных и телесных практик заботы о себе связан с книжной культурой, где определяющей становится способность к рефлексии и критике. Способность желания интенсифицируется в обществе благоденствия, где главным становится потребление, и этим объясняется интерес к традиционным практикам удовольствия, которые так или иначе входили в круг «заботы о себе».

Читайте так же:  Так ли нам необходимо знать свое будущее или в чем опасность предсказаний

Возможно, причиной нынешнего равнодушия к моральным наставлениям, в которые и выродилась традиция заботы о себе, является элементарная скука, которая овладевает читателем такого рода литературы. Но именно своей монотонностью наставления и могут воздействовать на читателя. Они не возбуждают и не воодушевляют, ибо их задача ― успокаивать страсти и желания, даже путем меланхолии. Такие тексты должны превратить пылких молодых людей в старцев, умудренных опытом разочарований. По своей тональности они напоминают песни сирен и зовут свернуть с широкой дороги подвига на остров забвения, где можно предаваться размышлениям о самом себе, медитировать о собственной сущности. Сократ дает советы юношам. Сенека и другие римские авторы создают искусство жизни для стариков. Речь идет скорее об исправлении, чем о наставлении. Целью становится приготовление к старости как высшей точке существования. Фуко резюмирует: «Чтобы стать субъектом, надо состариться»[8].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[1]

Искусство заботы о себе

Мы настолько увлечены повседневной рутиной, что просто не хватает времени для себя. Мы находим разные отговорки, типа, нет времени, да зачем мне это надо, а у меня двое детей и еще муж, может, когда-нибудь и так далее. А может лучше сейчас, пока не поздно, мы остановимся и задумаемся о себе? Почему это так необходимо?

Потому что внутри нас много тайников, которые надо извлечь и посмотреть им в «глаза». Подумать сейчас о том, кто я? Кто меня окружает? Какие это люди, добрые или злые? Какое место они занимают в вашей жизни? И вообще устраиваю ли я себя? Насколько вы себя оцениваете по 10 балльной шкале? Может дело в вашей самооценки, и вы просто не знаете, что с этим делать?

Сейчас мы во всем разберемся.

[3]

Первый цикл статьи

Кто я? Кому я здесь нужен и для чего?

Эти вопросы приходят первый раз в подростковом возрасте, когда мы начинаем копаться в себе и задавать вопросы, на которые сложно ответить в этом возрасте. По этапу взросления мы находим ответы, но не можем понять, правильны ли они? Потом мы об этом забываем или удовлетворяемся и приходим к этим вопросам со временем. И самое интересное, что мы живем на автомате, изредка просыпаясь и осознавая, что мы есть здесь и сейчас. Хотите сейчас проснуться и почувствовать все, что вас окружает? По-новому почувствовать себя?

Тогда я вам дам одно замечательное упражнение, которое я очень люблю и сама им пользуюсь.
Называется он «внутренний ребенок». Это упражнение очень легкое, но сначала для кого-то будет трудно это сделать, но я уверена, что проделав это несколько раз, у вас все получится.

[2]

Упражнение «внутренний ребенок»

Что вам нужно: выйти на улицу, не специально конечно, а когда будете гулять. Найдите парк, отыщите пустую лавочку, (здесь главное, чтобы не было сильно шумно!), затем сядьте, оглянитесь вокруг и задайте себе вопросы, при этом отвечайте на них:

1.Что вас окружает? — ответ будет разным, это могут быть деревья, поляна, леса, детская площадка, дети и т.д.

2. Что я сейчас чувствую? – например: горе, обиду, ненависть или наоборот счастье. Если у вас наполняться глаза слезами, плачьте, здесь нет ничего плохого, потому как вы облегчите свою душу. После того, как вы успокоитесь, продолжайте дальше.

3. На чем я сейчас сижу? — на скамейке. А какая она? — холодная или теплая? Почувствуйте мысленно, как вы на ней сидите.

4. Посмотрите на свои руки. Скажите мысленно себе, какие они? Как вы их ощущаете? Холодные они или теплые?

5. Теперь оглянитесь вокруг и просто послушайте разные звуки. Вы слышите? А вы слышите, как поют птицы, как смеются дети, как ездят машины?

6. Закройте глаза, почувствуйте, как дует ветер, как он вас обдувает. Посидите в полной тишине, если это возможно. Сидите так, буквально 1,2 минуты, насладитесь этим, сделайте глубокий вдох и выдох и откройте свои глаза.

7. Если рядом с вами лежит снег, возьмите его в руки и почувствуйте этот холод в ваших ладонях. Почувствуйте, как снег тает и стекает между пальцев. Как насладитесь этим, выбросите оставшийся снег.

После этого упражнения, у вас будут самые разные чувства, возможно кто-то сможет для себя что-то осознать или придет неожиданно решение вашей проблемы, а кто-то откроет себя, но уже нового себя не знавшего ранее.

Тем самым вы познали себя, здесь и сейчас, и поняли, что вы, частичка вселенной, для которой вы так нужны. Вы пришли сюда, чтобы прожить жизнь, сделав ее лучше. Вы пришли сюда, чтобы пройти испытания жизни и понять свой смыл существования.

На сегодня все, ждите следующую статью – «Кто нас окружает»?

А что вы, дорогие читатели почувствовали?

Фуко. «Забота о себе» (Искусство существования)

Мишель Фуко (1926-1984) – французский философ, теоретик культуры и историк.

Фуко в третьем томе «Забота о себе» трилогии «История сексуальности» осуществил анализ текстов античных философов эллинистического периода первых веков нашей эры: эпикурейцев и римских стоиков Эпиктета, Сенеки, М. Аврелия. Современный ученый назвал античное время золотым веком культуры себя, когда искусство жить под знаком заботы о себе стало основной темой не только размышлений философов наедине с самим собою, но и особой социальной практикой философов, стимулирующей и укрепляющей межличностные отношения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8261 —

| 7224 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Фуко. «Забота о себе» (Искусство существования)

Мишель Фуко (1926-1984) – французский философ, теоретик культуры и историк.

Фуко в третьем томе «Забота о себе» трилогии «История сексуальности» осуществил анализ текстов античных философов эллинистического периода первых веков нашей эры: эпикурейцев и римских стоиков Эпиктета, Сенеки, М. Аврелия. Современный ученый назвал античное время золотым веком культуры себя, когда искусство жить под знаком заботы о себе стало основной темой не только размышлений философов наедине с самим собою, но и особой социальной практикой философов, стимулирующей и укрепляющей межличностные отношения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9169 —

| 7340 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Умеете ли Вы заботиться о себе?

Этот вопрос может вас удивить: конечно, я же взрослый человек и могу о себе позаботиться!

К сожалению, часто мы не умеем заботиться о себе, и то, что мы считаем заботой, на самом деле может даже приносить нам вред.

Что такое забота?

Когда я слышу это слово, сразу в голове возникает образ матери, ласково и с любовью держащей на руках своего ребенка.

Умение заботиться о себе – это способность человека проявлять своего внутреннего Заботливого Родителя по отношению к внутреннему Ребенку. Быть родителем самому себе. Но не Критическим Родителем, который жестко требует и ругает, а Заботливым, Воспитывающим.

В чем же их отличие?

Заботливый Родитель тоже требует выполнения определенных правил, но делает это ласково, с любовью, что в конечном счете оборачивается благом для Ребенка.

Например, вы решили поправить свое здоровье и начать правильно питаться. Это забота о себе. И когда вы идете в магазин и покупаете свежие овощи и сочные фрукты вместо сладкой газировки и конфет, вы тем самым о себе заботитесь. Ваш внутренний Ребенок может начать бунтовать: не буду я есть эту траву! Я же не козел! Но вы мягко и терпеливо можете объяснить ему, что так будет лучше, что тогда он сможет снова подниматься бегом на пятый этаж без одышки (или заниматься чем-то еще более приятным), и будет осыпан комплиментами окружающих, восхищенных его стройностью. И, наконец, он сможет дольше наслаждаться здоровой и полноценной жизнью, радуя себя и своих близких.

Читайте так же:  Полимодальная арт-терапия в работе с психологической травмой

Если же вы будете каждый день себя ругать, обзывать жирным, некрасивым и безвольным (то есть проявлять вашего Критического Родителя), от этого ваше здоровье и состояние души только ухудшится.

Забота о себе – это не только забота о теле, хотя это одна из важнейших ее составляющих.

Это еще и забота о своей личности. Способность находить занятие (будь то работа или хобби) по душе, а не сгорать на нелюбимой работе. Умение строить и поддерживать близкие отношения – ведь все мы зависим так или иначе от других и жаждем любви и признания не меньше, чем пищи и воды. Возможность давать себе то, чего мы так сильно хотим и в чем так нуждаемся.

Забота о себе – это искусство, которому должен научиться каждый. Тогда в мире будет гораздо больше радости и улыбок, гармонии и красоты.

Иногда бывает очень непросто признаться себе в том, что мы заботиться о себе не умеем, не любим и не хотим. О других иногда заботиться гораздо проще, чем о себе, и вроде бы «благороднее» (так говорили нам в детстве родители, а теперь повторяет Родитель внутри нас).

Но этому можно научиться, навыки заботы о себе можно и нужно развивать.

Как легче начать, если вы не привыкли заботиться о себе?

Попробуйте прислушаться к себе: чего сейчас хочет ваше тело? Полежать или прогуляться? А может, принять теплую ванну с пеной? А может, выпить воды? Сделайте это! И прочувствуйте ощущения после: какие они? Радость, благодарность, грусть, вина – что вы чувствуете? Это очень важно!

Если после того, что вы сделали для себя что-то хорошее, появились приятные чувства – значит, Вы все сделали правильно. Постарайтесь прислушиваться чаще к желаниям Вашего тела и души, и ваше качество жизни заметно улучшится.

Если появились негативные чувства – вина, стыд, грусть – возможно, Вам трудно начать заботиться о себе, этому могут мешать глубинные убеждения, нерешенные моменты из прошлого, какие-то болезненные детские переживания. Не отчаивайтесь! Вам сможет помочь специалист- психолог, и жизнь снова заиграет яркими красками.

Забота о себе

ЗАБОТА О СЕБЕ — это служение самому себе, полезный и необходимый навык современного человека, целью которого является поддержание своего здоровья и благополучия.

Кто-то скажет, что это эгоизм. Можно сказать и так. Но это не “вредный” эгоизм в позиции “мне наплевать на всех, делаю все только для себя, главное, чтобы мне было хорошо”. Нет. Это “здоровый” эгоизм, направленный на личное БЛАГО, поддержания здоровья и благополучия, без пренебрежения и ущемления интересов других. Есть и другое искаженное представление, будто забота должна быть направлена только на других, а не на себя. Это тоже не совсем верно. Попробуем со всем разобраться.

Сегодня наша жизнь связана уже не только с удовлетворением потребности в еде, как во времена наших прародителей, но и со стремлением саморазвития и получения знаний о себе и о мире, с желанием поддержания своих интересов и развития творческих способностей, самореализацией, с организацией приятного досуга и отдыха. Мы живем в мире изобилия информации, материальных благ, сфер интересов и поэтому сейчас нам очень необходим навык ориентировки во всем этом многообразии.

Порой встречаю людей, которым сложно определить чего хочется сделать для самого себя, без оглядки на интересы других. Бывает, что человек не знает, что хочет на самом деле, для себя: чем заниматься в жизни, на кого выучиться, где работать. Он материально обеспечен, но не доволен, устал, раздражен или даже озлоблен. Он как бы “разбросан во времени”, прибывает в бесцельности и суете, у него нет желания развиваться и куда-либо двигаться по жизни. Он в депрессии и унынии, не понимает для чего живет и что ему делать.

И ПРИ ЧЕМ ТУТ ЗАБОТА О СЕБЕ?

Знакомы ли вам такие высказывания: “кручусь как белка в колесе”, “сил нет ни на что”, “все достало!”, “все бесит, нет больше нервов!”, “не знаю, чего хочу”, “ни на что нет времени”? Что делать? Уделить внимание себе. Позаботиться о себе. Это значит найти время для себя, отдохнуть, когда устали, побыть наедине с собой и узнать себя получше — свои душевные и эмоциональные состояния, узнать себя получше — свои душевные и эмоциональные состояния, поддержать себя в трудную минуту, наполнить положительными впечатлениями и эмоциями, расслабиться, укрепить здоровье, очистить ум от негатива и укрепить в себе оптимизм, наполнить себя духовно и эстетически. Список можете продолжить.

Не секрет, что для того чтобы быть довольным и радоваться каждому дню нужно строить интересные маршруты по жизни и уметь хорошо в ней ориентироваться. Ответив на три вопроса “Кто я?” “Куда я иду?”, “Что я хочу делать?”, человек формирует в себе надежную внутреннюю навигацию, которая становиться его опорой и верным помощником на пути. А все начинается с заботы о себе, с внимания к себе.

ЗАБОТА О СЕБЕ КАК ПРАКТИКА ЖИЗНИ ДРЕВНИХ ФИЛОСОФОВ.

Когда я стала интересоваться темой заботы о себе и смотреть литературу, очень удивилась, что вопрос этот довольно глубокий. Про заботу о себе писали еще философы античного времени! Поэтому, в начале обратимся к мудрости древних мыслителей Сократу и Платону, основные идеи которых хорошо описал М. Фуко.

Сократ считал, что предметом заботы о себе является не тело, а ДУША. Душа понимается им как то, что движет телом, именно о ней и надо заботиться. Душа, по Сократу, есть “самое само” человека.

Основным способом заботы о своей душе, согласно Сократу, является САМОПОЗНАНИЕ, благодаря которому открывается мудрость, появляется способность различать истину и ложь, улучшается душевное состояние. В результате, человек получает доступ к знанию как себя вести, как и зачем действовать, он знает себя и свои качества. Забота о себе вводится Платоном как практика, необходимая для заботы о других, требуемая, в частности, для государственного управления.

И это мудро и логично. Как именно следует служить другому, когда не умеешь служить себе? Как знать, что может быть благом для другого, когда не понимаешь, что благо для тебя? Что благо для меня могу узнать я сам через заботу о самом себе.

В заботе о себе, такой как она представлена в античное время, человек имеет дело с переходом от незнания к знанию, от неспособности управлять собой и другими к наличию такой способности, от нездоровой души к здоровой (излеченной), от зла к добру, и, наконец, от детства к взрослости.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Античные мыслители считали, что для исцеления своей души и выхода из состояния бесцельности было необходимо вмешательство посредника, им был философ. Именно он выводил из состояния невежества (отсутствие знания о самом себе), он был проводником человека к самому себе, к искусству управления собой и другими. Философ становился советчиком по жизни.

ЗАЧЕМ СЛЕДУЕТ ЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ?

Значимость заботы о себе раскрывает М. Фуко, описывая определенный образ человека: это человек, который благодаря осознанию своего существования как своей собственной задачи, делает себя сам, формирует собственный характер. “Человек проявляет заботу о себе для самого себя, и именно в этом забота о себе получает свое вознаграждение” — пишет М. Фуко.

Читайте так же:  Корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка

А что сейчас? Актуальны ли советы древнегреческих философов?

Да, конечно. Только сейчас мы больше говорим не о душе, а о психике (что по сути, одно и тоже). Наставник сейчас не философ, а психолог, коуч, духовный учитель, мастер, наставник. Невежество, понимаемое как отсутствие знания о самом себе, также актуально, как и раньше.
В заботе о себе заключается глубокий экзистенциальный смысл. Вот как он мне представляется.

Я забочусь о себе, потому что Я – это ценность. Я – мое тело, душа и сознание, это первоначальная сущностная ценность, которая мне дана при рождении. Я тот, кто наблюдает, проживает, чувствует, осознает жизнь. Жизнь проявляется через меня. Я – это и есть жизнь. Я сам творю свою жизнь, и моя задача позаботиться о себе, а значит и о своей жизни. Никто кроме меня не знает, как прожить эту жизнь и что будет для меня хорошо, а что плохо.

Забота о себе – это забота о своей жизненности, о благополучии во всех его проявлениях: телесном, душевном, личном, семейном, социальном, материальном, культурном, образовательном.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЗАБОТА О СЕБЕ?

Забота о себе начинается с ВНИМАНИЯ К СЕБЕ. В повседневной жизни наше внимание распределяется на многие сферы жизни, и чаще всего оно направлено вовне: на работу, домашние хлопоты, семью, детей и проч. Понаблюдайте, сколько внимания вы уделяете себе (уходу за собой, время на свои интересы, хобби, отдых наедине или с близкими и проч.) Достаточно ли вам этого времени на себя? Если нет, то перераспределите свое внимание (в т.ч. время и ресурсы) так, чтобы все ваши личные сферы жизни были в гармонии: физическое и душевное здоровье, эмоциональное состояние, ваши желания, потребности, интересы, внешние данные, досуг, отношения.

О ЧЕМ, СОБСТВЕННО, ЗАБОТИТЬСЯ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ?

Если рассматривать эту тему более объемно, то на мой взгляд, забота о себе – это знание и удовлетворение своих потребностей (кстати, хорошо согласуется с пирамидой А.Маслоу). А также, что самое главное, это принятие ОТВЕТСТВЕННОСТИ за удовлетворение этих потребности на себя.

Забота о себе – это и про ответственность за свою жизнь. Я выбираю заботиться и служить самому себе, т.к. только я знаю, что для меня лучше. Я не жду, что кто-то придет и будет мне служить и ухаживать за мной. Я это делаю сам, потому что мне это нравится, и я себя люблю. Забота о себе — это не про то состояние жертвы: “ах какая я несчастная, ах как мне плохо”. Это про активное участие в своей собственной жизни и поддержании жизненности. Служа себе, я забочусь о своей жизни. Я люблю себя, значит, я люблю жизнь, живу и получаю удовольствие. Конечно, забота о себе про удовольствие, в этом очень много удовольствия. И это и про то, чтобы потом это удовольствие и довольство собой распространять на других, дарить людям свое тепло и радость от того Вам самим хорошо.

На мой взгляд, современному человеку важно поддерживать себя во всех отношениях: тело, душу, эмоциональное состояние, внешность, отношения, домашний уют, досуг и др. Поэтому, заботу о себе я рассматриваю интегрально. Итак, по порядку, во что стоит вкладывать свое внимание и заботу:

1.То, что непосредственно касается человека, как отдельного организма и личности:

ТЕЛО: физическое здоровье (сбалансированное питание, физическое развитие и тренировки, здоровый сон, телесное и сексуальное удовольствие).

ДУША: психологическое здоровье (знание своих потребностей и желаний, стрессоустойчивость и эмоциональное благополучие).

2. То, где человек находится и с чем взаимодействует:

МОЙ МИР: комфортная среда (уютный дом, бытовая устроенность).

ОТНОШЕНИЯ: удовлетворение потребности в общении, приятные отношения с близкими и друзьями, поддержание теплых и дружеских отношений, совместный досуг.

РЕСУРСЫ и ИНТЕРЕСЫ: эстетическое удовольствие (внешность и стиль, досуг по интересам, культурный отдых и положительные впечатления). Интеллектуальное удовольствие, творческое самовыражение, работа по призванию, самореализация.

Посмотрите, если у вас в каких-то пунктах пробел, обратите на них свое внимание, чтобы не было однобокости. Однобокость бывает когда вы, например, очень хорошо следите за своей внешностью, но не уделяете внимание заботе о здоровье организма. Или, когда вы много времени уделяете духовной жизни, но совершенно забыли про эстетический отдых или простое телесное восстановление, например, хорошо выспаться. Или, у вас много сил уходит на урегулирование отношений с близкими, а организм дает сбой в работе – направьте внимание на него. Или, вы много времени тратите на активный отдых и адреналиновые впечатления, но вместе с тем, ваш организм устал и давно ждет спокойного отдыха.

Большое заблуждение считать, что забота о себе – это роскошь. Мол, “нет у меня столько времени на отдых на море”, или “нет у меня столько денег, чтобы ходить в спортзал”. Не надо копить денег, не надо ждать, когда появится время. Если не хватает денег на дорогой отдых на любимом пляже, получайте удовольствие за меньшие средства в других регионах, попробуйте другие виды путешествий.

Забота о себе не в ожидании, а в действии. Замечала за другими и собой, что пребываю в состоянии готовности что-либо делать (например, встать пораньше и позаниматься гимнастикой, готовить больше полезных салатиков, поехать на выходные на отдых), и откладывание этого на потом. Для начала достаточно выделить 10 минут в день на гимнастику, бег и проч. физическую нагрузку, найдите 5 минут в день, чтобы сделать себе свой любимый свежий сок, прочитайте 10 страниц любимой книги вместо пролистывания ленты соцсети, налейте себе ванну с аромамаслом и побудьте в тишине наедине 10-15 минут. Осваивайте тайм менеджмент! Делайте понемногу каждый день, вначале что-то одно, потом подключать другое. И все! Это уже прекрасное вложение в себя. Это и есть забота о себе. Ежедневная. Бережная. В удовольствие, в здоровье, в развитие, в свою гармонию. Проверено! Это реально и это работает!

Подводя итог, скажу, что для меня забота о себе, это:

— ответственность служить самому себе;
— внимание к себе;
— любовь к себе;
— поддержка себя в трудную минуту;
— знание и удовлетворение своих потребностей;
— позиция: моя жизнь начинается с меня (душа и тело);
— позиция: только я и Господь Бог могут знать, что для меня благо;
— позволение тратить на себя время и ресурсы.
— про удовольствие;
— проявляется в действии;
— активная позиция жить;
— про качество жизни;
— про поддержание своей жизни и жизненности.
— когда хорошо мне, хорошо и моим близким рядом со мной.

Как развить любовь к себе? Еще один шаг. Забота о себе.

Сегодня я продолжаю серию статей о том, как полюбить себя. И у нас на очереди следующий шаг. Для того, чтобы подвести Вас к этому шагу, я хочу, чтобы Вы вспомнили кого-то из близких людей, кого Вы искренне любите. Подумайте, в чем проявляется Ваша любовь? Как Вы ведете себя по отношению к любимым людям? Могу предположить, что Вы заботитесь о них, стремитесь оградить от каких-либо неприятностей, стараетесь порадовать, сделать приятное.

А теперь задайтесь вопросом: делаете ли Вы то же самое по отношению к себе? Как Вы заботитесь о себе? Часто ли Вы говорите себе что-то хорошее, подбадриваете также, как Вы это делали бы по отношению к близкому человеку? Часто ли Вы ограждаете себя от чрезмерных нагрузок, от ненужного общения с неприятными людьми? Часто ли Вы балуете себя чем-то, радуете приятными мелочами?

А, может быть, все совсем наоборот? Возможно, Вы привыкли забывать о себе, привычным для себя образом отдавая все силы и все время кому угодно, только не себе?
Итак, если Вы задаетесь вопросом, как развить любовь к себе, предлагаю Вам проделать еще одно небольшое упражнение, которое в дальнейшем при желании Вы сможете встроить в свой стиль жизни.

Читайте так же:  Экзистенциальные данности

Для начала задумайтесь о том, что в своей жизни Вы делаете для себя, как Вы проявляете заботу о себе. Напишите список таких дел. Этот список может включать в себя как какие-то глобальные мероприятия, так и повседневные мелочи. Например, список может выглядеть следующим образом:

Что я делаю для себя? Как я проявляю заботу по отношению к себе? Чем я себя радую?
(пример списка)

    Два раза в неделю хожу в спортзал Иногда покупаю себе ненужные, но приятные мелочи Забочусь о том, чтобы у меня было время на отдых Прощаю себе оплошности и ошибки, хвалю себя, вижу и ценю даже маленькие свои успехи Могу отказать другому человеку в просьбе, высвобождая при этом время и силы для себя

Это только пример, поэтому он включает всего лишь пять пунктов. Реальный список должен быть значительно больше. Любовь к себе не может быть ограничена набором из пяти действий!

Сам процесс создания списка может быть очень полезным мероприятием, поскольку часто первой реакцией на необходимость его написания является ступор. Человек, который себя не любит, не привык о себе думать и с трудом может ответить на вопрос, что же он для себя делает. Он, скорее всего, с радостью перечислит массу того, что он делает для других людей, но не для себя.

Если Вы обнаружили, что Ваш список короткий, и в реальности Вы заботитесь о себе мало, обязательно дополните его перечислением того, что Вы можете для себя делать, но почему-то не делали до сих пор.

Итак, когда список готов, Вас ждет следующий этап упражнения. Ваша задача состоит в том, чтобы каждый день как минимум три раза проявлять заботу о себе. Список – Ваш помощник, источник идей, что можно для себя сделать. Для начала поставьте себе целью выполнять это упражнение на протяжении 10 дней, а по истечении этого времени посмотрите на результаты, что поменялось в Вашей жизни.

Скажу по секрету, что поменяться может очень многое, и Вам может захотеться выполнять это упражнение в течение более длительного времени. В дальнейшем Вы просто привыкнете заботиться о себе, и такие действия уже будут выполняться не потому, что Вы делаете упражнение, а потому что Вы на собственном опыте знаете, как это важно для Вас, как это меняет Ваше самоощущение, Вашу жизнь к лучшему.

Итак, для того чтобы развить любовь к себе, необходимо двигаться небольшими шагами. Сегодняшнее упражнение – это очередной шаг. Он и простой, и сложный одновременно. Нередко при его выполнении люди сталкиваются со следующей проблемой. Для того чтобы заботиться о себе, порой необходимо ставить свои потребности выше потребностей других людей.

Например, чтобы уделить время себе, нужно отказать кому-то в услуге. И тут у многих начинаются моральные терзания: а не эгоизм ли это, заботиться о себе? Это настолько частый вопрос, что следующая моя статья будет посвящена обсуждению, чем отличается здоровая забота о себе от эгоизма.

А как заботитесь о себе Вы? Поделитесь в комментариях. Ваши идеи могут оказаться полезными для других читателей!

Забота о себе вместо помощи другим: эгоизм ли это?

Расскажу Вам две выдуманные историй по мотивам реальных событий.

История №1. У Николая был горячий период на работе: много задач и необходимость быстро реагировать на каждую из них, напряженный график, мало времени на отдых. Он был физически истощен и с нетерпением ждал субботы потому, что в этот день ему представлялась уникальная возможность выспаться.
И вот рабочая неделя закончилась, наступил вечер пятницы.

Счастье Николая было недолгим, потому что ему позвонила мама, сообщив, что завтра рано утром (в долгожданную субботу) ее нужно отвести на дачу.

Перед Николаем в очередной раз в его жизни встала дилемма. С одной стороны, он смертельно устал и хотел уделить время себе. С другой стороны, нужно было выполнять сыновний долг: кто кроме него отвезет маму на дачу? Попросить маму отложить поездку на следующую неделю не представлялось возможным потому, что Николай уже по опыту знал, что мама в результате обидится и обвинит его в эгоизме. Николай уже и сам не знал: эгоизм ли это, отказать маме в поездке на дачу для того, чтобы наконец-то отдохнуть и выспаться?

История №2. У Лизы есть подруга, которая любит позвонить ей и в подробностях поведать о всех своих бедах и несчастьях. Неприятности у Лизиной подруги случаются постоянно, в большом количестве, и поэтому ей всегда есть, чем поделиться и что рассказать. Лиза чувствует себя жилеткой, в которую регулярно приходят плакаться. Каждый раз, видя входящий вызов на телефоне от своей подруги, Лиза понимает, что ближайший час ее жизни будет посвящен выслушиванию чужих проблем.

Лизе уже давно надоела эта ситуация, и она бы с радостью сократила такое общение, но ее мучает совесть: ведь подруге действительно плохо. Не эгоизм ли это – бросить подругу наедине с ее тягостными переживаниями?

В прошлой статье мы обсудили, что для того чтобы развить любовь к себе, необходимо учиться проявлять по отношению к себе заботу. Однако нередко наши потребности сталкиваются с потребностями окружающих, и перед нами возникает дилемма: о ком следует позаботиться в первую очередь? О себе или о другом человеке?

И вот в этот самый момент у многих начинаются морально-этические метания: «Ну как же я буду заботиться о себе, если моя помощь нужна кому-то? Ведь это же эгоистично!» Соглашусь с тем, что когда-то важно ставить потребности другого человека выше своих собственных и заботиться в первую очередь о них. Об этом большинство из нас знает. Однако далеко не все понимают, что не менее важно уметь ставить свои собственные потребности выше потребностей других.

Поскольку отсутствие этого понимания зачастую приводит к тому, что человек полностью о себе забывает, предлагаю Вам вопросы, которые полезно почаще задавать себе перед тем, как позаботиться о ком-либо:

1. Не является ли Ваша помощь на самом деле медвежьей услугой?
Если все время делать что-то вместо человека, Вы лишаете его возможности научиться это делать самостоятельно. Например, если выполнять всю домашнюю работу самостоятельно, Ваши дети не научатся Вам помогать. Если для кого-то все время быть жилеткой, в которую можно поплакаться, Вы лишаете этого человека возможности научиться самостоятельно справляться со своими эмоциями.

Далеко не всегда такое обучение чему-то новому происходит легко, и порой мы начинаем помогать потому, что не хотим становиться свидетелями чьей-то боли. Однако жизнь так устроена, что процесс обучения происходит через боль достаточно часто. Например, для того чтобы научиться ходить, ребенок много раз падает. И не стоит ограждать его от каждого падения, ведь падения — это часть обучения.

2. Действительно ли в Вашей помощи нуждаются?
Почему Вы решили, что некто нуждается в Вашей помощи? Говорил ли он Вам об этом? Просил ли он Вас помочь?

Случается так, что помощь начинают оказывать там, где о ней совершенно не просили. Типичный пример – мать, которая полностью отказывается от себя во имя своих детей. Как часто потом выросшие дети говорят, что им совершенно не нужны были такие жертвы, и было бы гораздо лучше, если бы они были хуже одеты, не так вкусно питались, не ходили бы на какие-то кружки, но при этом их мама просто занималась бы собой, больше думала о себе и выглядела счастливее. Порой наша забота о себе важна не только для нас самих, но и для наших близких.

3. Вы уверены, что без Вашей помощи не обойтись?
Несколько лет я проработала в больнице. И на протяжении всего времени работы я видела одну и ту же повторяющуюся ситуацию, возникающую с совершенно разными женщинами. Обычно такие женщины жаловались на то, что груз всех домашних обязанностей упал на их плечи, и нет никакой возможности изменить ситуацию. Естественно, что времени для заботы о себе у них никогда не находилось. При этом, поступая в больницу, им приходилось на время оставлять семью.

Читайте так же:  Что важно знать родителям о летнем отдыхе детей в лагере

Переживания, связанные с этим фактом, нередко были страшные: «Как же там без меня мои дети и муж? Ведь это же катастрофа! Они не выживут, погибнут с голоду или еще что-нибудь ужасное случится!» Проходило время, и женщина с удивлением обнаруживала, что никто не умер, жизнь идет своим чередом, и ее родные как-то умудряются обходиться без нее. Обычно такое открытие сопровождалось радостным облегчением, и женщина начинала планировать, какие свои обязанности она с себя снимет, передав их другим членам семьи.

Вы все еще уверены, что без Вашей помощи не обойдутся?

4. Ваша помощь действительно необходима, или на самом деле люди просто привыкли пользоваться Вашей добротой?
Другим людям может очень нравиться Ваша помощь. Ведь это так удобно, когда нечто делают за тебя. Не нужно напрягаться, прикладывать усилия. Некоторые даже специально провоцируют окружающих на помощь себе: можно сделать лицо попечальнее, глаза погрустнее, рассказать какую-нибудь берущую за душу историю для того, чтобы другие прониклись тяжестью ситуации и принялись помогать.

Особо впечатлительные натуры, не способные пройти мимо какого бы то ни было горя ближнего своего, в один прекрасный момент могут вдруг заметить, что окружающие сели к ним на шею. И самое печальное может заключаться в том, что при попытке согнать их с шеи, они могут отчаянно сопротивляться, ярко демонстрируя всю тяжесть своего положения, глубокий эмоциональный кризис, депрессию или ужасное физическое самочувствие. А если это не помогает, то могут пускаться в ход обвинения: ведь это очень эгоистично и не по-людски, согнать кого-то с собственной шеи, если этому кому-то там так хорошо!

5. Чья это ответственность?
Представьте себе, что некто вышел в мороз на улицу в сланцах, шортах и футболке. Вы подходите к нему и говорите: «Что ты делаешь? Ты же так простудишься и заболеешь! Возвращайся домой и оденься теплее!» Но этот некто – странный человек. Он не слушает Вас и идет своей дорогой. Что делать Вам? Бежать быстрее за шубой и валенками, чтобы все-таки попробовать уговорить человека одеться? Вы уверены, что стоит это делать? Ведь замерзнуть и заболеть фактически является решением этого странного человека.

Взрослый человек сам за себя несет ответственность. Он может принимать решения, которые Вам не нравятся, но это его решения, и мы не только не вправе его заставлять делать то, что считаем правильным, мы просто не сможем этого сделать, как бы ни старались.

Продолжая приведенный пример, Вы можете сбегать за валенками и шубой и упросить странного человека одеться. Но Вы же не сможете ходить за ним все время как за маленьким ребенком и следить, чтобы он одевался по погоде! Он выйдет завтра или послезавтра так же точно в одной футболке на улицу, и Вы ничего с этим не сделаете.

Возможно, что, простудившись, он сделает свои выводы и впредь будет аккуратнее. А может быть и нет. Но в любом случае это его жизнь и его ответственность. Конечно непросто принять этот факт, если речь идет о близком для нас человеке. Но тем не менее, это важно сделать, поскольку своей помощью в этом случае мы на самом деле помочь не сможем.

6. Как Ваша помощь согласуется с Вашими жизненными задачами?
Мне нравится думать, что все мы приходим в этот мир не просто так, и что у каждого из нас есть свои жизненные задачи, которые нам необходимо выполнить: создать семью, вырастить детей, реализоваться в профессии, найти себя, чему-то научиться, что-то понять. Этот список можно продолжать до бесконечности. А какие жизненные задачи есть у Вас?

Часто люди, заботясь об окружающих, забывают о своих жизненных задачах. Особенно ярко это проявляется во взаимоотношениях детей и родителей. Вот взрослая дочь отказывается от своей личной жизни и создания семьи потому, что боится бросить мать и оставить ее наедине со своим одиночеством. А вот любящий сын, оставив жену и детей, львиную долю времени посвящает заботе о своих родителях.

Конечно же заботиться о своих родителях необходимо, и это может быть одной из важных жизненных задач. Однако везде нужно соблюдать баланс. Можно заехать к маме на час, а можно провести у нее все выходные. Это касается и любых других отношений.

Можно отдавать человеку все свои силы и все свое время, а можно давать только то, что действительно необходимо, помня о том, что у Вас есть и другие жизненные задачи. А возможно кому-то вообще стоит отказать в помощи, если эта помощь не согласуется с Вашими жизненными задачами. Вы же не уедете в Африку спасать голодных детей, которым может быть жизненно необходима помощь, если Ваши собственные дети нуждаются в Вашей заботе и Вашем внимании?

7. Достаточно ли у Вас ресурсов, чтобы оказать помощь?
Наверняка Вы хотя бы однажды летали на самолете и слушали инструкции по безопасности, которые стюардесса рассказывает перед началом полета. В этих инструкциях есть один интересный момент. Если Вы путешествуете с ребенком, то в случае аварии Вы сначала надеваете кислородную маску на себя и только затем на ребенка.

На первый взгляд может показаться: какой вопиющий эгоизм! Но при более вдумчивом размышлении мы поймем, что жизнь взрослого является залогом жизни ребенка. Кто позаботится о малыше, если взрослого не будет рядом?

Мы можем быть продуктивными и полезными для других только, если у нас есть на это достаточно сил и ресурсов. Что же произойдет, если мы перестанем заботиться о себе, только отдавая свою заботу другим и совершенно не думая о себе?

Заботьтесь о себе! Это нужно не только Вам, но и людям, которые Вас окружают!

Признаюсь, что в процессе написания статьи вопросов, которые полезно задавать себе при появлении желания помочь кому-то, у меня рождалось все больше и больше. Но только что я обнаружила, что статья уже получилась и так очень длинная, и пора заканчивать.

В заключение я хотела бы поделиться с Вами еще одной мыслью. Другие люди могут отлично позаботиться о себе сами. Они в большинстве случаев умеют это делать гораздо лучше, чем Вы это себе представляете. А кто позаботится о Вас? Даже если Вам повезло, и в Вашем окружении есть люди, которые проявляют к Вам заботу, они все же не смогут позаботиться о Вас лучше, чем это можете сделать Вы: ведь Вы знаете себя и свои потребности лучше, чем кто бы то ни было!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тема сегодняшней статьи напрямую связана с темой способности отказывать другим людям, говорить им «нет». Как научиться это делать, читайте здесь.

Источники


  1. Элдер, А. Как играть и выигрывать на бирже. Психология. Технический анализ. Контроль над капиталом / А. Элдер. — М.: Альпина бизнес букс; Издание 4-е, 2016. — 471 c.

  2. А.А. Шутценбергер Практические занятия по психогенеалогии. Раскрыть семейные секреты, отдать долги предкам, выбрать свою собственную жизнь / А.А. Шутценбергер. — М.: Класс, 2016. — 128 c.

  3. Бахадори Ах уж эти супруги! Секрет счастливого брака / Бахадори. — М.: Диля, 2014. — 568 c.
  4. Зберовский Андрей Викторович Если изменил или ушел муж, а вы желаете вернуть его обратно в семью / Зберовский Андрей Викторович. — М.: Поликом, 2015. — 511 c.
Искусство заботы о себе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here