Исследование уровня тревожности как одного из компонентов психического здоровья школьников

Сегодня обсуждаем тему: исследование уровня тревожности как одного из компонентов психического здоровья школьников с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Психологическое здоровье младших школьников

«Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В современном мире важнейшим условием полноценного развития ребенка является сохранение и укрепление его психологического здоровья.

А что же такое психологическое здоровье?

Прежде всего это психические процессы и механизмы, но термин «психологическое здоровье», относится к личности в целом и находится в тесной связи с высшем проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаем ей рамки, нормы, ориентиры, не мы ее оцениваем привычным образом: эта личность — развитая, эта — не очень, эта — на среднем уровне. Мы должны вооружать ребенка — в соответствии с его возрастом — средствами самопонимания, самоприятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

По существу эту же мысль высказывает А.Ф. Лосев, говоря о том, что «личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и т. д., но вообще субъектом, который сам же себя соотносит со своим окружением» (А.Ф. Лосев, 1989).

Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.

В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Почти во всех психологических словарях термин «психическое здоровье» отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского (1990) сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии. Психологическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта.

Психологическое здоровье, в свою очередь, — основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. Здоровье ребенка, пожалуй, одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида.

Анализ отечественной и зарубежной литературы о проблеме психического и психологического здоровья показывает, что в применяемом ранее и до настоящего времени понятие «психологическое здоровье» отражается чаще всего альтернатива состоянию психического нездоровья: это отсутствие выраженных психических расстройств; определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об «объективной реальности».

Главным приоритетом школы является укрепление здоровья обучающихся в адаптационный период. Психологическое сопровождение проводится на протяжении всего учебного года, в тесной взаимосвязи с родителями, педагогами, и узкими специалистами. Все эти специалисты заинтересованы в отслеживании процесса и результата собственной деятельностью, поскольку на основании получаемой информации принимаешь решения, менять подходы, привлекать новые ресурсы. То есть управлять ситуацией и собственной деятельностью.

Адаптацию в школе проходят все первоклассники. И чем лучше подготовлен к ней ребенок, тем меньшую психологическую и физическую нагрузку он испытывает. В этот период активизируется работа школьного психолога, которая основывается на использовании программ: «Школьный старт» (Т.В. Билова, М.Р. Битянова), «Все цвета кроме черного» (М.М. Безруких, А.Г. Макеева), «Я учусь владеть собой» (Н.П.Слободняк).

Основными формами деятельности являются:

  1. Индивидуальный подход;
  2. Игровые занятия;
  3. Доброжелательная и дружелюбная атмосфера в классе;
  4. Переживание успеха как радость;
  5. Самостоятельная оценка своей работы;

Систематически в начальной школе проводится комплексная игра «Посвящение в первоклассники» где, происходит знакомство с каждым ребенком, узнают его интересы, личностные особенности. Устанавливается прочная связь между учителем и учениками.

Проводятся развивающие занятия такие как: «Лестница роста» которая помогает формировать у первоклассников психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребенка в учебной деятельности, овладение новой социальной ролью ученика, адекватную самооценку, навыки регуляции поведения и самоконтроля, развивать мелкую моторику и коммуникативные умения;

«Бесценный дружеский союз» призвана сформировать у ребенка представления о дружбе как форме межличностных отношениях, развивать умение аргументировать свои ответы, способствовать развитию дружеских отношений между детьми в классе;

«Психологический КВН» необходим для развития навыков группового взаимодействия сплочение, формирование чувства команды, развитие умений конструктивно проявлять свои эмоции и чувства, развитие самовосприятия и принятие других, развитие творческих способностей.

Для сохранения психологического здоровья, особую роль играют тематические классные часы, такие как: «Я в школе», «Я и мое имя», «Наши эмоции», «Звездная страна», «Как лошадка Лу стала храброй», «Серебрины и Серебрята», «Настенькино Чудо», «Как Вася поссорился с творческим мышлением», «Про гусеничку Ду сю», «Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история», «Экология души», «Как не попасть в неприятную ситуацию», данные занятия способствуют знакомству и сплочению коллектива, закладывают нравственные ориентиры, стимулируют способность к размышлению, развивают ребенка относительно себя самого и эмоциональной регуляции поведения , предупреждают и снижают тревожность, повышают уверенность в себе.

За ошибки детей ни в коем случае нельзя ругать, но каждая ошибка должна быть разобрана с ребенком, чтобы он понял как сделать правильно.

Таким образом, современная школа должна всерьез и по-настоящему становиться не только местом, где детей обучают, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. Следовательно, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, КАК ФАКТОР ИХ АДАПТАЦИИ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.

Всему виной отсутствие у подрастающего поколения старшеклассников оптимального стиля классного руководства со стороны значимого педагога, а также наличие у большинства проблем внутрисемейного характера, накладывающих неизгладимый след на формирование психики и личности ребёнка в целом. Так, пребывание ребёнка в длительно действующей психотравмирующей ситуации, имеющей в своей основе различную степень тяжести и происхождения, в различных классных коллективах школ наблюдается ситуация подверженности старшеклассников и старших подростков состоянию внутренней тревоги, которое, возникая и развиваясь, негативно сказывается на процессе психического здоровья подрастающего поколения. Данная проблема имеет комплексный характер и её решение зависит от единого и неделимого слаженного воздействия родителей, педагогов и психологов, направленного на её разрешение.

Читайте так же:  Супружеские отношения без измены!

Говоря о наличии такой психологической составляющей личностного развития человека, как тревожность, можно отметить, что проблемы старших подростков и лиц юношеского возраста касаются в основном страхов и тревог, связанных с самоутверждением в среде сверстников, с проблемой выбора профессии, а также с учебной деятельностью. Сама по себе тревога – это эмоциональная реакция, характеризующая ощущения внутреннего напряжения. В состоянии тревожности у старшеклассников происходит сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности у старшеклассников является фактором риска. Он может провоцировать различные нарушения невротического характера, расстройства психики и здоровья. Именно поэтому классным руководителям и учителям необходимо владеть информацией о переживаемом эмоциональном состоянии старших подростков. Это снизит влияние тревожности на поведение старшеклассников и в значительной мере облегчит пути преодоления стрессовых ситуаций, реальных или надуманных самими же детьми и повысит успешность адаптации личности в социуме не только в стенах школы, но и за её пределами.

С целью оказания всестороннего содействия старшеклассникам в отреагировании своего нервно-психического напряжения, а также снятия негативного воздействия тревожности наих поведение, на базе МБОУ «СОШ №40 им. В. Токарева» г. Бийска (Алтайского Края), психологом была проведена первичная диагностическая работа, направленная на выявление наличия или отсутствия у старшеклассников тревожности, как основного поведенческого элемента, влияющего на всю жизнь ребёнка, а также и будующего взрослого в целом.

Гипотеза экспериментального констатирующего диагностического исследования сводится к тому, что наличие у старшеклассников ярко выраженной тревожности приводит к разноплановым нарушениям психического склада личности, основным неотъемлемым элементом которого является полная дезадаптация в жизненной ситуации. Исследование тревожности проводилось с десятым классом, как с основным в плане формирования затяжных дезадаптивных психических состояний. Именно находясь в десятом классе, дети, как правила, находятся на промежуточной стадии: они уже сделали свой выбор и пошли учиться в старшие классы, не оставили стены школы и не заменили её на средне-специальное учебное заведение. Однако, их психика наиболее ранима, чем у старших подростков, так как им предстоит сделать особо важный жизненный выбор – поступить в Вуз и состояться в личностном плане, что имеет в своей основе массу разнообразных эмоционально окрашенных переживаний личности человека, находящегося на данной стадии психического и возрастного развития.

Экспериментальное исследование проводилось по методике Ч.Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, направленной на выявление двух основных видов тревожности: ситуативной, связанной с моделированием старшеклассником тех или иных ситуаций, препятствующих усвоению знаний, осуществлению коммуникативных навыков в среде своих же сверстников, и личностной, влияющей на степень развития личностных свойств и качеств, самооценки и восприятия себя, несмотря на свои особенности, достоинства и недостатки.

Выборка экспериментального исследования составила 31 человек. В ходе проведения обработки и интерпритации для наглядности полученные результаты были представлены в виде таблиц. В последующем данные таблиц подвергались количественной и качественной обработке и интерпритации, что в дальнейшем поможет психологам осуществлять коррекционное воздействие на сильные и слабые личностные стороны старшеклассников, а педагогам станет неплохим подспорьем для использования в своей работе индивидуального подхода к каждому учащемуся. В свою очередь, это поможет снизить уровень дезадаптивного поведения старшеклассников, находящихся на стадии профессионального и личностного становления.

Таким образом, результаты проводимого диагностического исследования сводятся к выявлению ситуативной и личностной тревожности, представленных в таблицах.

Выявление уровня ситуативной тревожности.

Методика Ч.Д. Спилбергера, ЮЛ. Ханина.

Номер по порядку

Таким образом, на основании результатов таблицы, можно сделать вывод о наличии у большинства респондентов среднего и низкого уровня ситуативной тревожности. Высокого уровня по степени значимости выявлено не было.

Особый интерес представляет выявление личностной тревожности десятиклассников.

Выявление уровня личностной тревожности.

Методика Ч.Д. Спилбергера, ЮЛ. Ханина.

Номер по порядку

Таким образом, в процессе обработки результаты подвергались количественному и качественному анализу. Выборка испытуемых составила 31 человек – это учащиеся 10 класса. При этом в процессе проведения количественной обработки результатов нами было выявлено три уровня выраженности как ситуативной, так и личностной тревожности, что в последствии позволило выявить процентное соотношение данных показателей.

Так, говоря о ситуативной тревожности данной репрезентативной выборки, можно отметить, что наличие высокого уровня ситуативной тревожности, связанной с чрезмерными нарушениями самооценки и неадекватным восприятием себя, на этой основе, не наблюдается в данной репрезентативной выборке. Это свидетельствует о том, что все испытуемые данного класса адекватно воспринимают и оценивают себя в различных жизненных ситуациях. При этом в классе наблюдается авторитарный стиль общения классного руководителя с учащимися, что и создаёт позитивную основу для полноценного формирования образа себя в различных жизненных ситуациях.

Средний уровень ситуативной тревожности наблюдается в 22,8% случаев. Наличие данного показателя свидетельствует о том, что именно те респонденты, у которых ситуативная тревожность имеет среднюю степень выраженности, отличаются колебаниями в настроении и резким изменением самооценки, что двояким образом сказывается на восприятии себя в различных жизненных ситуациях. Так, говоря о настроении, можно отметить, что у данной группы респондентов колебания настроения могут быть связаны с чрезмерными нагрузками, с наличием доминирующих и значимых личностных переживаний, со стадией взросления, накладывающей свой отпечаток на картину психических проявлений учащихся данного уровня выраженности ситуативной тревожности. Самооценка же у данной категории учащихся подвержена ситуативному колебанию, которое проявляется в том, что одна и та же ситуация, которую дети переживают каждый день (ответы на уроках у доски, написание контрольных работ и т.д.), может быть ими по-разному воспринята, что как раз и связано с настроением старшеклассника, с его отношением к тому или иному виду деятельности, с наличием в сознании ребёнка ярко выраженному колебанию своего собственного мнения, связанного с наличием в семье дерективного стиля общения в диадах мама – ребёнок и папа – ребёнок.

Такая фиксация именно на проблемах внутри семьи может длительно оказывать негативное действие на формирование личности ребёнка с раннего детства, что и в конечном итоге приводит к разноплановым колебаниям настроения, психологического состояния и самооценки у детей старшего школьного возраста, которые по своему психическому складу уже не являются детьми в полном смысле этого слова, однако, их психика остаётся ранимой, в силу особенностей становления и всестороннего формирования образа себя в различных жизненных ситуациях. Педагогам же при наличии подобного рода проблем необходимо сделать акцент на формировании в сознании ученика адекватного отношения к себе в любой ситуации, связанной с проверкой знаний. Это может быть в виде похвалы, положительной оценки даже не смотря на то, что отвечающий у доски ребёнок чрезмерно волнуется и, в какой-то мере, показывает себя не с лучшей стороны, хотя и Вы, и он сам знаете о том, что данный конкретный ученик может сделать намного больше, чем он предлагает Вам в данной конкретной ситуации.

Таким образом, чем более к данной категории детей будет применим именно индивидуальный подход со стороны учителя, тем более безболезненно и самостоятельно ученик сможет справиться со своей тревогой, возникающей в той или иной жизненной ситуации, а это, в свою очередь, поможет ему стать полноценной личностью, имеющей низкий уровень ситуативной тревожности в целом.

Читайте так же:  Мамино бессилие

Низкий уровень выраженности ситуативной тревожности в данной репрезентативной выборке наблюдается в 77,4% случаев. Это достаточно неплохой показатель, свидетельствующий о том, что большинство детей данного класса не испытывают ситуативно значимых проблем, связанных с тревогой по различным поводам и могут адекватно оценивать себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в ситуации обучения.

Помимо ситуативной, нами была изучена и личностная тревожность, характеризующая уровень личностного отношения к себе, как к школьнику, как к человеку. Нами было выявлено три уровня личностной тревожности: высокий, свидетельствующий о наличии в сознании ребёнка ярко выраженных эмоциональных переживаний, средний уровень, связанный с колебаниями настроения и состояния ребёнка не в конкретной ситуации, а в повседневной жизни в целом, и низкий уровень, характеризующий наличие в сознании учащихся адекватного образа себя, несмотря на разноплановые сложности жизни и яркие эмоциональные моменты.

ТакЮ, высокий уровень выраженности личностной тревожности наблюдается в 41,9% случаев. Наличие данного показателя должно настораживать классного руководителя, так как именно ярко выраженная личностная тревожность учащихся препятствует их дальнейшему профессиональномцу и личностному самоопределению, мешает налаживанию внутригрупповых коллективных взаимоотношений, а также препятствует формированию дружеских симпатий и антипатий, которые в дальнейшей жизни играют неотъемлемую роль в процессе разного рода коллективного взаимодействия уже взрослого человека, вышедшего из стен школ и неумеющего преподать себя окружающим людям именно так, чтобы у них возник интерес к продолжению дальнейшего общения с ним. В данной ситуации целесообразно проведение адаптационных тренингов, тренингов личностного роста и подготовки старшеклассников к жизни в обществе с его радостями и трудностями. Именно в процессе проведения коррекционных занятий проблема внутренней личностной тревожности будет невелирована, а на первом плане по степени значимости для старшеклассника будет адекватное восприятие себя со своими особенностями, достоинствами и недостатками.

Средний уровень выраженности личностной тревожности наблюдается в 38,7% случаев. Наличие среднего показателя двояко влияет на принятие ребёнком того или иного жизненно важного решения. Именно дети данной категории подвержены чрезмерному обдумыванию и взвешиванию своих действий и поступков. Для них свойственна ситуация, так называемого, «собеседования с близкими», в ходе которого они получают различные советы и могут выбирать из нескольких альтернативных решений. При этом важная особенность таких старшеклассников заключается в том, что в случае неудачи вину за свои действия и поступки они перекладывают на других людей. Данная особенность заметна у ребёнка уже с раннего детства, когда он начинает манипулировать другими и старается не принимать на себя особо значимых ролей в плане ответственности за то или иное дело. При отсутствии своевременной коррекционной работы с данной категорией детей, наличие выше описанных особенностей закрепляется и, уже во взрослом возрасте, мы имеем дело с ярко выраженными акцентуациями характера, которые препятствуют налаживанию дружеских отношений с окружающих, а также сводят до минимума возможсость быстрого карьерного роста и развития в профессиональном плане.

Низкий уровень выраженности личностной тревожности наблюдается в 16,1% случаев. Это именно та категория детей, которые не испытывают никаких трудностей как в ситуации взаимодействия со значимым окружением, так и со своими учителями в школьной ситуации. Они чётко знают, чего хотят от жизни и уверенно идут вперёд к своей цели.

Несмотря на наличие выше описанных особенностей, характеризующих психическое состояние детей, относящихся к тому или иному уровню ситуативной или личностной тревожности, нами была проведена и качественная аналитическая работа, позволяющая сделать ряд выводов о взаимосвязи самих видов тревожности (ситуативной и личностной) друг с другом у каждого конкретного испытуемого. Так, например, можно наблюдать такую ситуацию, когда один и тот же человек имеет низкий уровень как ситуативной, так и личностной тревожности. В данной репрезентативной выборки число таких испытуемых составляет5 человек, что в процентном отношении составляет 16,1% случаев. Также встречается и такая ситуация, при которой у одного и того же испытуемого может быть средней ситуативная тревожность, и высокой личностная. Таких человек в данной репрезентативной выборке 2, что составляет 6,4% случаев. Наблюдается и ситуация, при которой оба вида тревожности: и ситуативная, и личностная, имеют средний уровень выраженности. Таких испытуемых в данной репрезентативной выборке 2, что в процентном соотношении составляет 16,1% случаев.

Таким образом, анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что всесторонняя психолого-педагогическая помощь детям, нуждающимся в роказании содействия в разрешении своих внутриличностных проблем, должна быть неотъемлемой частью воспитания и развития подрастающего поколения, так как именно совместная работа педагогов и психологов в конечном счёте позволит снизить влияние разноплановых негативных факторов, влияющих на психику ребёнка, что, в свою очередь, послужит пусковым механизмом для повышения уровня успешности адаптации старшеклассников в обществе.

Психологическое здоровье младшего школьника. Здоровьесберегающая работа в начальной школе

Главная цель здоровьесберегающей работы

:

  • обеспечение и формирование психологического здоровья детей;
  • выполнение возрастных задач развития.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в социуме, в процессе всей его жизнедеятельности.

Оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а также обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Что же такое психологическое здоровье?

    это здоровое развитие личности;
  • это адекватная реакция человека на те или иные события;
  • это здоровое мироощущение и мировосприятие.
  • Под возрастными задачами развития

    мы понимаем “достижения, которые ребенок должен приобрести на протяжении определенного возрастного этапа, чтобы полноценно прожить его и иметь возможность конструктивно развиваться в дальнейшем”.

    Здоровьесберегающая работа нашего центра образования направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся.

    Мы должны постоянно и постепенно помогать взрослеть ребёнку, т.е. адаптироваться к этому большому миру, без отрицательных последствий для его психологического здоровья.

    Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребёнка – они достаточно условны, но необходимы для организации практической работы с детьми в школе.

    Высший уровень: Креативный

    Этот идеальный образ ребёнка-творца, достаточно редкий в реальной жизни. Это дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.

    [3]

    Средний уровень: Адаптивный

    Это дети в целом адаптированы к социуму, но не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности. Это группа относительного риска, она довольно многочисленна.

    Низший уровень: Дезадаптивный

    [1]

    К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации. Дети с преобладанием процессов ассимиляции стремятся, во что бы то ни стало изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению (конфликты со сверстниками, домашние капризы и т.д.).

    Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Это “удобные”, тихие дети, прилежные и старательные ученики, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, не замечая, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем углубляется и часто приводит к соматическим нарушениям.

    Эта группа требует особого внимания именно вследствие своего внешнего благополучия, не вызывающего тревоги взрослых. С этими учащимися необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.

    Выделенные уровни психологического здоровья позволяют дифференцировать психологическую помощь учащимся.

    Читайте так же:  Как распознать скрытый суицид

    Ориентация учителей нашей школы на сохранение и укрепление психологического здоровья позволила определить основные задачи психологической поддержки детей:

  • Обучение положительному самоотношению и принятию других людей
  • Обучение рефлексивным умениям
  • Формирование потребности в саморазвитии
  • Содействие росту, развитию ребенка
  • Основу работы

    психологической службы в Центре образования составляет:

    • психологическая диагностика
    • коррекционно-развивающая работа, с детьми, нуждающимися в психологической поддержке.

    Данные виды работы позволяют выявлять особенности психического развития каждого ребенка, сформированность определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития знаний, умений, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества.

    При исследовании психического развития младших школьников особое внимание уделяется процессам мышления, внимания, памяти, контролю операций, мотивации, личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций.

    Все исследования в нашем Центре образования проводятся в 2 этапа: в начале учебного года и в конце, с использованием следующих методик:

    • Методика “Заучивания 10 слов”.
    • Методика “Исключение понятий”.
    • Методика “Умозаключение по аналогии”.
    • Методика “Обобщение”.
    • Методика “Логичность умозаключений”.
    • Методика “Мюнстенберга”.
    • Методика “Исследования гибкости мышления”.
    • Анкета “Нервно – психическое здоровье”.
    • Методика “Проективный тест личностных отношений, социальных эмоции и ценностных ориентаций “Домики”.
    • Методика “Опросник школьной тревожности” по Филлипсу.
    • Методика “Оценка школьной мотивации”.

    В начале учебного года по результатам исследований формируются группы учащихся для коррекционно-развивающих занятий, которые проводятся по программам сохранения и формирования психологического здоровья детей младшего школьного возраста:

    • “Тропинка к своему Я” О.В. Хухлаевой.
    • “Четыре путешествия” — психопрофилактических развивающих занятий в начальной школе.
    • “Уроки добра” С.И. Семенака, которые формируют у детей доброжелательное поведение, навыки управления негативными эмоциями, осознанное отношение к нормам социального поведения.
    • “Умные занятия: через игру к совершенству” Е. Синицыной.

    В конце учебного года проводится заключительное исследование, которое позволяет выявить, каких результатов достигли учащиеся за год обучения, какова динамика развития познавательной и мотивационной сфер, эмоциональная и личностная направленность, а также для выявления эффективности развивающих занятий по данным программам формирования психологического здоровья.

    В целом проделанная работа позволила разработать систему рекомендаций для всех участников образовательного процесса. (Приложение 1)

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Подлинная поддержка ребёнка учителем, родителем и психологом должна основываться на подчеркивании его положительных качеств, способностей и возможностей. Только тогда эта поддержка будет отвечать принципам здоровьесбережения, позволит полностью реализовать здоровьесберегающий компонент в образовательном процессе.

    Таким образом, очень важно содружество “психолог-учитель-родитель-ребенок”.

    По результатам проведенных исследований можно сделать вывод, что психологическое здоровье делает личность самодостаточной.

    Мы вооружаем ребенка – в соответствии с его возрастом – средствами:

    • самопонимания,
    • самопринятия,
    • саморазвития.

    Формируется полноценная психологически здоровая личность.

    Слайд 12. Портрет психологически здорового ребёнка

    Вот так выглядит модель психологически здорового ребёнка. Это:

    • активный,
    • творческий,
    • любознательный,
    • инициативный,
    • самостоятельный,
    • доброжелательный,
    • помогающий и уверенный в себе,
    • открытый и сопереживающий.

    Готовясь работать по новым образовательным стандартам и опираясь на портрет психологически здорового ребёнка, а также, изучив концепцию федеральных государственных стандартов образования, мы пришли к выводу, что портрет выпускника начальной школы в свете новых образовательных стандартов должен соответствовать следующим параметрам (характеристикам).

    Портрет выпускника начальной школы (новые образовательные стандарты):

  • деятельный и активный,
  • креативный,
  • любознательный,
  • инициативный,
  • уверенный в своих силах,
  • открытый внешнему миру,
  • доброжелательный и отзывчивый,
  • положительно относящийся к себе,
  • имеющий чувство собственного достоинства.
  • Проведя параллель между данными моделями, мы приходим к выводу, что психологическое здоровье ребёнка – это ключевой момент, отражающий целевые установки и требования новых образовательных стандартов и ведущий к успешной их реализации.

    1.2.2. Психологическое здоровье школьников и учебный процесс

    Проблема здоровья школьников становится в настоящее время все более актуальной. О нерешенности и острой необходимости решения этой проблемы говорят данные обследований физического здоровья учащихся, а также – результаты изучения их психических состояний (тревожности, безопасности, интереса и т. п.).

    Исследования, проводимые в последнее время, показывают, что увеличивается количество детей, получивших различные заболевания за период обучения в школе, в то время как количество детей, отнесенных до обучения в школе по состоянию здоровья к первой группе, не увеличивается. В частности, в докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка (2004) констатируется, что на каждую тысячу детей (от 0 до 14 лет) приходится 1162 заболевания с впервые установленным диагнозом.

    Мониторинг психического и психосоматического здоровья школьников, проведенный под руководством профессора Ананьева В. А. (2006), результаты диспансеризации, проведенной Министерством здравоохранения в 2002 г., выявили наиболее часто встречающиеся соматические заболевания школьников: нарушения зрения, опорно–двигательного аппарата, органов пищеварения. Общий вывод гласит о том, что физическое состояние учащихся оставляет желать лучшего, а школьные успехи не компенсируют отставания в физическом развитии. Обследование влияния информационной нагрузки на состояние здоровья показало, что «даже под влиянием кратковременной информационной нагрузки у школьников наблюдаются выраженные изменения регуляторных возможностей, свидетельствующие о напряжении механизмов адаптации» (Ананьев В. А., 2006, с. 33).

    Медицинские психологи тоже считают обучение зоной опасности для психического здоровья. В частности, многочисленные исследования А. И. Захарова (Захаров А. И., 2004) свидетельствуют о том, что число страхов, а затем и невротических страхов, связанных со школой, наблюдается у учеников начиная с 1 класса и заканчивая выпускными. Меняются его конкретные источники, но психическое состояние тревоги и напряженности остается. Какие же опасности для здоровья ученика (физического, психического, психологического) несет обучение? Опасность представляет противоречие между уровнем требований того или иного учебного предмета и возможностями ученика. Реализуемое школой развивающее обучение имеет теоретической основой учение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Главным словом в этом учении является слово «помощь, благодаря которой можно актуализировать новые возможности ученика».

    Невозможность получить необходимую помощь при усвоении нового сложного материала постепенно формирует внутренний конфликт, который базируется на противоречии между потребностью в самоуважении, самопринятии и одобрении со стороны значимых людей и низкими учебными достижениями.

    Как известно, восприятие угрозы для жизни основано на инстинкте самосохранения, а угрозы для благополучия – на социальном опыте межличностных отношений.

    Вспомним первоклассника, которого родители ведут в школу. Основное беспокойство родителей связано не с тем, что ребенок не сможет научиться писать или считать, а с тем, установится ли контакт учителя и ученика в учебной деятельности.

    Для детей с трудностями контакта взрослые перестают быть гарантами безопасности. Время, когда текущие переживания детей оказываются наполнены тревогой, страхами или гневом, занимает значительную часть их жизни. Основным условием переживаний этих состояний во всех случаях является высокая чувствительность даже к слабым сигналам опасности. Чувство безопасности в настоящем и уверенности в безопасном будущем у ребенка заменяется состоянием низкой чувствительности к опасности.[1]

    Опасным для психического и психологического здоровья является и то противоречивое положение, в которое попадает ученик в процессе обучения. С одной стороны, система образования определяет все стороны деятельности ученика: содержание, методы организации обучения, план и структуру каждого урока и многое другое, и тем самым она берет на себя ответственность за результаты. С другой стороны, чему–то обучиться можно только, заняв активную позицию, то есть приняв ответственность на себя. Современный школьник такой возможности практически не имеет. А возникшее противоречие порождает ряд негативных следствий, представляющих опасность как для ученика, так и для общества в целом.

    К негативным последствиям современного образования можно отнести следующие личностные характеристики школьника:

    • пассивность и скука на уроке. По данным А. Г. Закаблука, учителя прогнозируют переживание интереса на уроке у 75 % пятиклассников, в то время как прогноз оправдывается лишь на 15 %;

    Читайте так же:  Вянут розы на морозе или как сохранить тепло в душе!

    • бессилие учащихся что–либо изменить. Зачастую оно выражается в бунтарских проявлениях: прогулах, плохой академической успеваемости, негативизме;

    • утрата смысла учебы, чему способствуют случаи несправедливого оценивания реальных способностей учеников, результатов учебной деятельности.

    Перечисленные опасности для психического и психологического здоровья школьников не остались незамеченными сотрудниками системы образования, родителями и исследователями.

    В связи с вышесказанным достаточно остро стоит вопрос об экспертизе различных сторон школьного обучения. Кроме того, что школы проходят аттестацию и аккредитацию, которая прежде всего выявляет соответствие работы государственным стандартам по известным параметрам (таким как содержание, кадры, методическое обеспечение и т. п.), возникает необходимость в других видах экспертиз. Как доказал в своей докторской диссертации Г. А. Мкртычан, может быть осуществлена экспертиза инновационной деятельности школы, учителя. Действительно, это важный вид экспертизы, поскольку она будет защищать права обучающегося от односторонности в подготовке, связанной с позицией новатора, и отслеживать соответствие обучения при авторском подходе определенному уровню.

    С идеей гуманитарной экспертизы образования выступает С. Л. Братченко(Братченко С. Л., 1999), доказывая необходимость анализировать и оценивать все стороны образовательного процесса и его участников с позиций гуманистической психологии. Он же предлагает соответствующие экспертные процедуры.

    При Министерстве образования создана комиссия по экспертизе учебников, в которую включены и психологи; задачей их является оценка текстов учебников с точки зрения их соответствия возрастным возможностям учащихся.

    Все это позволяет надеяться на то, что уровень безопасности учащихся в процессе обучения повысится.

    Однако хотелось бы привлечь внимание к необходимости оценки возможности учащихся быть успешными в выполнении домашних самостоятельных работ. Общий объем, межпредметная согласованность, временные затраты – все должно быть отдано для самостоятельного и ответственного определения учащимся. Но всем известно, что каждый учитель, давая домашние задания, исходит только из своей позиции. Эта сторона обучения – возможность усвоения через домашнюю самоподготовку, с одной стороны, рассматривается как важнейшая составляющая процесса обучения, а с другой – не является предметом заботы об ученике.

    Подводя итоги многолетних исследований психологического здоровья школьников, В. А. Ананьев выделил и описал уровни психологического здоровья детей.

    Креативный уровень. Дети устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Это идеальный образ ребенка–творца.

    Адаптивный уровень. Дети адаптированы к социуму, но проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически – развивающей направленности.

    Ассимилятивно–аккомодативный уровень. К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, то есть либо неспособные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от фактора внешнего воздействия, не владея механизмами защиты, отделения себя от травмирующих влияний среды.

    Дети с преобладанием процессов ассимиляции стремятся во что бы то ни стало изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению.

    Для детей с преобладанием процессов аккомодации характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам.

    Психологическое здоровье школьников
    статья на тему

    В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей.

    В статье дано определение психического здоровья, выявлены причины его нарушения, способы укрепления психологического здоровья школьников.

    Вложение Размер
    psikhologicheskoe_zdorove_shkolnikov.doc 55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психологическое здоровье школьников

    Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний, т.е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.

    Мне, к сожалению, довелось лично столкнуться с данной проблемой.

    Вполне вероятно, если бы мы, педагоги и родители, относились к проблемам школьного обучения и развития детей более ответственно, то многих неприятностей удалось бы избежать.

    В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей:

    во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи

    во-вторых , постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).

    в-третьих , из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий. Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов?

    Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

    Психологическое здоровье — это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию . Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. . Это состояние, когда у человека все светло и классно.

    Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной.

    Взаимное влияние телесных ( соматических ) и душевных ( психических ) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д.

    Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности .

    В. А.Сухомлинский еще в 1974 г. горячо убеждал «глухую» педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.»

    А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.

    Причины нарушения психологического здоровья школьников

    К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью

    Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

    Читайте так же:  Секрет любовного приворота распутина

    Последствия стресса — появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.

    Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам.

    Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек.

    Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

    Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.

    С целью определения уровня тревожности учащихся я провела исследование школьной тревожности в 1, 9 и 11 классах. Были получены следующие результаты:
    В 1 классе низкий уровень тревожности показали 40% детей, средний – 60% учащихся
    В 9 и 11 классах низкий уровень тревожности показали 20% детей, средний–60% , повышенный – 20% учащихся.
    Следует отметить, что характерная для выпускников повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.
    И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.

    Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

    Переутомление проявляется в

    • головных болях,
    • слабости,
    • снижении аппетита,
    • нарушении сна,
    • ухудшении памяти,
    • рассеянности

    Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

    Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

    Зависимости . Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора

    Учителям и родителям следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.

    [3]

    Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

    Каковы же оптимальные условия развития психологически здорового ребенка?

    • наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, которые должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростков;
    • наличие у взрослых в целом положительного фона настроения, иными словами, взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора;
    • наличие у ребенка социального интереса, т.е. способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие; социальный интерес проявляется в способности ценить жизнь и принимать точку зрения другого.

    Учителям и родителям следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От учителей требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям необходимо всячески поддерживать школьника, доверять его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать.

    Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»

    Памятка «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»

    • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
    • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
    • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
    • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
    • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
    • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
    • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
    • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.
    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    (для снижения уровня школьной тревожности)

    • способствуйте и поощряйте самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
    • не создавайте напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
    • будьте более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;
    • предъявляйте адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
    • старайтесь быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

    Источники


    1. Юрчук, В. В. 500 способов обольстить, привязать и удержать богатого мужчину / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2012. — 352 c.

    2. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — М.: Питер, 2016. — 592 c.

    3. Я и моя семья. — М.: Феникс, 2014. — 320 c.
    4. Толстая, Наталья Я хочу быть с тобой! Учебник счастливой жены / Наталья Толстая. — Москва: Мир, 2013. — 320 c.
    Исследование уровня тревожности как одного из компонентов психического здоровья школьников
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here