К вере через доверие

Сегодня обсуждаем тему: к вере через доверие с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Доверие: слово и дело

Если уж ты доверил свою жизнь Богу, то не должен бояться ничего. Даже если страшно, даже если вокруг — непроглядно,
даже если кажется, что житейское море сейчас поглотит тебя, а твоя лодка разобьется о скалы, не бойся все равно!
Если когда­то ты понял, что Христос — рядом с тобой, если когда­то ощутил сердцем Его присутствие,
если когда­то уверился в том, что Господь любит тебя и ведет по жизни, значит, Он никогда уже не бросит тебя,
не отвернется, не перестанет слышать твои молитвы.
Протоиерей Алексей Уминский «О чем говорит Христос. Разговор о Евангелии»

Доверие. Наверняка, произнося это слово, каждый из нас представляет себе что-то хорошее: надежность, открытость, искренность. Наконец, это значит, что рядом с нами — надежный и искренний человек, на которого можно всегда положиться. Ну и, безусловно, нам бы самим хотелось быть для кого-нибудь такими вот, достойными доверия. В общем, «доверие» — какое-то очень хорошее и теплое слово, как и ассоциации, возникающие при его произношении.

Много ли у каждого из нас таких людей, которым можно было бы доверять безоговорочно и на все сто? У кого-то — несколько; кто-то рад и тому, что, проанализировав ситуацию, может назвать хотя бы одно имя; а кто-то пока в поиске. Я не беру случаи, когда человек не доверяет вообще никому и никогда (это, видимо, болезненные симптомы психического расстройства) или же доверяет всегда и всем (а это уже — Лев Николаевич Мышкин). Оставив эти два случая, можно поговорить об остальных.

В толковом словаре Ушакова слово «доверие» определяется как «убежденность в чьей-либо честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность кого-нибудь». Убежденность предполагает, что доверять мы можем только тем, кого хоть сколько-нибудь знаем. И это, видимо, также значит, что настоящее доверие необходимо заслужить — это не то, что возникает само собой, в одночасье (если, разумеется, речь идет не о какой-нибудь сумасшедшей влюбленности, когда готов отдать/доверить все, что имеешь, и трезво мыслить не получается). Вера же — часто вопрос нашей совести и нашего выбора.

А между тем доверять приходится людям совсем незнакомым и едва ли не ежедневно! И доверяем мы им вещи далеко не пустячные — наше здоровье, свободу, деньги, репутацию и, наконец, саму жизнь.

Доверие бывает разное, как и причины для его возникновения: доверяем мы не только тем, кого знаем и с кем пуд соли съели, но и из любопытства, из-за боязни обидеть недоверием или оказаться в дурацком положении, из-за безразличия, от незнания и наивности, от неимения выбора, вынужденно. Вся наша жизнь строится на доверии.

Почти каждое утро и почти каждый из нас отправляется на работу. Зная сегодняшнюю ситуацию на дорогах, всякая поездка — небезопасна (и для тех, кто за рулем собственного автомобиля, тоже). Но, наверное, никто из нас не подходит к водителю и не требует медицинскую справку, не интересуется и о его настроении на данный момент? Сел — поехал. С надеждой на то, что если водителя допустили до работы, значит, с его здоровьем (в том числе и психическим) всё в порядке, и что до пункта назначения вы доберетесь не только вовремя, но и в целости и сохранности.

Каждому из нас в течение жизни неоднократно приходится обращаться за помощью в медицинские учреждения. И там за нас как-то уже все решено: подходим к окошку регистратуры и берем талон к тому врачу, которого кто-то назначил на наш участок. Много ли мы знаем об этом человеке? Да почти ничего, если не брать в расчет разговоры в очереди. Можно, конечно, пойти в платную клинику и самому выбрать себе врача, но и там — намного ли больше информации? Деньги — еще не гарантия благополучного исхода дела. Но пришли в больницу (или вызвали врача на дом) и надеемся, что наше здоровье в надежных руках.

С учебными учреждениями ситуация похожая. Мы, конечно, прислушиваемся к тому, что говорят о том или ином учителе, но в итоге, пока не отдадим ребенка в школу и сами не убедимся в компетентности и порядочности человека, взявшегося учить наше чадо, все, что мы можем,— это только наблюдать и надеяться.

Но надо сказать, что в этих случаях мы все равно менее беспечны и всеядны, чем в вопросах веры — жизнь потребителя и обывателя того требует, здесь мы явно видим, что теряем. Но ведь есть еще и другое. То ли постоянно забывается, что мы — не только тело и его потребности, а еще и душа, то ли искренне полагаем, что здесь все в норме (крещеные, в церковь ходим, причащаемся, милостыню подаем — чего же еще?!), и ничего страшного произойти не может. Для кого-то вполне допустимо называть себя православным христианином, ходить в храм на исповедь и при этом сверять свою жизнь по гороскопам и доверять решение своих проблем ясновидящему или «белому колдуну в четвертом колене». Быть, как сказал профессор А.И. Осипов, «православным язычником». Забывая или вовсе не зная о главном, быть нараспашку для всего и всех, кокетливо заигрывать с тем, что кажется любопытным и вполне безобидным:

— Ну как не довериться святынькам — из святых же мест привезены! Вот этот песочек с могилки — в носки, камушек — под подушку, краску с иконки — в стакан со святой водичкой — и никакая хвороба не одолеет! Знающие люди посоветовали.

— Как можно не доверять этой целительнице — у нее весь дом в иконах и церковных свечах, да и молитвы, что читаются, такие же, как в моем молитвослове! И после ее сеансов муж спиртное на дух не переносит.

— Почему это гадать — грешно? Я вот узнаю, что меня ждет, и буду готов ко всему. Тем более и гадать мне будут не по каким-то там рунам или картам Таро, а по Библии. Я — православный, Библии я доверяю.

Трезво рассуждать, какие потери можно понести из-за своей излишней доверчивости,— и в голову не приходит…

Как правило, в нашей жизни нам всегда предоставляется выбор, в том числе — выбор своего пути и ответа на вопрос: доверять или нет? «Доверяй, но проверяй»,— говорится во всем известной пословице. Другими словами, приложи хоть какое-то усилие, хоть немножко потрудись и, во-первых, сумей увидеть этот выбор, а во-вторых, попытайся хоть как-то проверить его правильность. Это в обычной жизни недоверие и перепроверка могут вызвать обиду и неприятные ощущения, а в жизни духовной они являются добродетелями.

Как-то грустновато выходит. А может, стоит буквально понимать слово «доверие»? До-верие — то, что есть у нас до веры, то есть путь исканий и ошибок. Человек идущий и ищущий — это уже хорошо! И радостно в этом то, что итогом этих поисков для многих из нас является обретение Господа. И не беда, что ценой ссадин, шишек и даже переломов. Потому что вот тут уж, даже если жизненные обстоятельства и складываются так, что нет пока рядом с нами такого человека, которому можно безоговорочно доверять, в сердце вселяется радость и покой — оттого, что все упование наше мы возложили на Него, и не только здоровье, деньги, свободу, а саму жизнь Ему доверили. И не только свою, а и тех, кого любим. И уже не так страшны нам ни воры-грабители, ни мошенники, ни врачи-недоучки, ни наши собственные ошибки.

Читайте так же:  Горе никогда не приходит вовремя

Газета «Православная вера» №22 (474), 2012 г.

Религия и Вера. От Веры к Доверию, от Теории к Опы

Некоторые люди придумывают Бога, потому что хотят полагаться на кого-то кроме себя: они ещё незрелы и безответственны. Бог — это их потребность из области психологии, а не вопрос истины. В таком случае, Человек создаёт Бога по своему образу и подобию, а не наоборот. Бог европейцев, Бог арабов, Бог китайцев — каждый из них наиболее подходит этим регионам по своей философии, соотносится с их образом жизни: создаётся Бог по потребностям. Разве кто-то будет придумывать «неудобного Бога». Это — так называемые религиозные, или верующие. Вера несёт им настоящую уверенность в безопасности, это их мечта, без веры им одиноко. Но их Бог — это их Бог, а не Божественность Реальности. И сегодня религиозных людей всё меньше, потому что человечество повзрослело.

Некоторые люди придумывают Бога основываясь не на психологии, а на разуме. Создают большие теории, философию, создают религию как произведение искусства. Это — абстрактная религия и вера. Она не меняет жизни людей: есть разные слова о Боге разных людей, но жизни этих людей по всему миру в общем одинаковы. Люди хотят найти концепцию, которая станет их истиной, с которой они скажут: «теперь я знаю жизнь, можно отдыхать и на все вопросы, если что, отвечать именно этой концепцией». Но эту концепцию человек может со временем менять, в зависимости от потребностей и настроения. Настоящие же Религия и Вера становятся реальностью человека, его личностью, они входят в его жизнь полностью и направляют её к служению настоящему Богу, которого невозможно придумать, но который открывается сам, как он Есть.

Религия не от психологии, религия не от разума: так появляется третий тип верующих людей. Их религия и вера требуют от них настоящих усилий. Так начинается их собственный путь. Они принимают решение выйти на прямую связь с Богом: Человек принимает вызов Бога, и сам вызывает его. Это живой божественный опыт! Не теоретический, не придуманный кем-то ещё, не опыт истории и традиции. Человек зовёт Бога по имени, а не называет его «Богом», как все. Его Бог реален, он осязаем, его присутствие очевидно. Иисус звал Бога «Отцом» — но это отношения Иисуса и Бога, они не имеют к тебе отношения. Человеку необходим его собственный, живой, реальный опыт, известный только ему. Это происходит через Доверие.

Верующий разум несовершенен, но Доверяющий достигает просветления. Доверие может быть только личным, а вера чьей угодно. Вера может быть подвержена сомнению, а доверие непоколебимо, так как оно является частью жизни! «Новый этап пробуждения» направляет вас к единению с Вашим Богом, к обретению личного божественного опыта, не предлагая уже готовую веру или философию, потому что они вам не подойдут: нужно личное, живое, реальное. Истина сама ищет вас! Но не старайтесь подстроить ее под себя, а откройтесь ее потоку. Жизнь бесконечна, а вера ограничена. Доверие охватывает весь мир.

Александр Листенгорт «Новый Этап Пробуждения» — «Бог: что это такое»

[3]

Религия и Вера. От Веры к Доверию, от Теории к Опы

Некоторые люди придумывают Бога, потому что хотят полагаться на кого-то кроме себя: они ещё незрелы и безответственны. Бог — это их потребность из области психологии, а не вопрос истины. В таком случае, Человек создаёт Бога по своему образу и подобию, а не наоборот. Бог европейцев, Бог арабов, Бог китайцев — каждый из них наиболее подходит этим регионам по своей философии, соотносится с их образом жизни: создаётся Бог по потребностям. Разве кто-то будет придумывать «неудобного Бога». Это — так называемые религиозные, или верующие. Вера несёт им настоящую уверенность в безопасности, это их мечта, без веры им одиноко. Но их Бог — это их Бог, а не Божественность Реальности. И сегодня религиозных людей всё меньше, потому что человечество повзрослело.

Некоторые люди придумывают Бога основываясь не на психологии, а на разуме. Создают большие теории, философию, создают религию как произведение искусства. Это — абстрактная религия и вера. Она не меняет жизни людей: есть разные слова о Боге разных людей, но жизни этих людей по всему миру в общем одинаковы. Люди хотят найти концепцию, которая станет их истиной, с которой они скажут: «теперь я знаю жизнь, можно отдыхать и на все вопросы, если что, отвечать именно этой концепцией». Но эту концепцию человек может со временем менять, в зависимости от потребностей и настроения. Настоящие же Религия и Вера становятся реальностью человека, его личностью, они входят в его жизнь полностью и направляют её к служению настоящему Богу, которого невозможно придумать, но который открывается сам, как он Есть.

Религия не от психологии, религия не от разума: так появляется третий тип верующих людей. Их религия и вера требуют от них настоящих усилий. Так начинается их собственный путь. Они принимают решение выйти на прямую связь с Богом: Человек принимает вызов Бога, и сам вызывает его. Это живой божественный опыт! Не теоретический, не придуманный кем-то ещё, не опыт истории и традиции. Человек зовёт Бога по имени, а не называет его «Богом», как все. Его Бог реален, он осязаем, его присутствие очевидно. Иисус звал Бога «Отцом» — но это отношения Иисуса и Бога, они не имеют к тебе отношения. Человеку необходим его собственный, живой, реальный опыт, известный только ему. Это происходит через Доверие.

Верующий разум несовершенен, но Доверяющий достигает просветления. Доверие может быть только личным, а вера чьей угодно. Вера может быть подвержена сомнению, а доверие непоколебимо, так как оно является частью жизни! «Новый этап пробуждения» направляет вас к единению с Вашим Богом, к обретению личного божественного опыта, не предлагая уже готовую веру или философию, потому что они вам не подойдут: нужно личное, живое, реальное. Истина сама ищет вас! Но не старайтесь подстроить ее под себя, а откройтесь ее потоку. Жизнь бесконечна, а вера ограничена. Доверие охватывает весь мир.

Александр Листенгорт «Новый Этап Пробуждения» — «Бог: что это такое»

[3]

Вера и доверие, в чём разница? Глазами Лю Ив

Пробую оформить в слова.

Оказывается между верой и доверием огроменное различие. А вроде однокоренные понятия и автоматически кажется, что это родственно-одинаковое.
Вот смотрела фильм: там человек так верит в Бога, что отказывается лечиться. Вроде, у него с Богом договор: если он будет приносить себя в жертву (некоторым подобием «страдания на кресте»), то дочка будет жить долго и не умрёт от рака.
Вот это ВЕРА.

Вера возвеличивает — она придаёт уникальность собственной самоотверженности, создаёт ореол «великого деяния» (ну или что-то наподобие).
Вера не нуждается в доказательствах, и даже более — никак не допускает к проверке веруемого объекта. Усомниться верующему равно предать свою веру.
Вера, как некий стяг — типо знамени (или зонта), под которым ничего не надо: оно, типо «само всё будет».

Короче, Вера — это САМОИЗБРАННОСТЬ в отношении к чему-то, вопреки чему бы то ни было, такая роль. При этом роль подразумевает — ничего не делать, а просто верить в Лучшее (заметьте: верить в будущую награду за веру).

А что такое доверие?
Доверие — вообще совершенно из другой оперы. Доверие не требует ВЕРИТЬ или НЕ верить. Оно вообще НЕ ЗАДУМЫВАЕТСЯ. Оно не из области контроля поведения.
Оно из области БЕЗМЫСЛИЯ о чём бы то ни было.
В нём нет даже Бога.
Доверие — это тотальное соглашание с ситуациями в их бесконечных переменах. Доверие это реагирование на любые запросы — СОГЛАСИЕМ.

Читайте так же:  Кого растим счастливчиков или что выросло

Это не руководство «умным образом» или расчёт, потому что у доверия ум, который НЕ РАССУЖДАЕТ, ему неведомо понятие «хорошо» или «плохо».
Доверие НЕ ОЩУЩАЕТ ВАЖНОСТИ своего голоса или своего выбора. Его «выбор» происходит на автопилоте внутреннего позыва.

Так вот: доверие это тело ещё ДО ума (раннее детство) или — наступает ПОСЛЕ ума (после свержения ума с господствующего трона) когда наступает МУДРОСТЬ.
И никакой Веры в Доверии НЕТ. Это конкретно противоположные состояния тела и души.
До-верие это состояние ДО веры.
Вера — состояние ожидания награды (когда своё лузерство и слабость уже очевидны, но не принимаются, тогда самосохранение начинает себя «выпуклять» против природы — как бы «умасливая» природу «а я верю и не надо меня разубеждать». Веруя, человек делает себя как бы вне правил — избранным, а значит в глубине существа «достойным награды».

Рядовой человек обычно находится или в детском возрасте души (доверчив как ребёнок), или верит и тогда ИГРАЕТ РОЛЬ ДОВЕРИЯ Богу.
И совершенно исключением является качество доверия, которое развивается у человека в результате мудрости, читай — осознанности. (Разумеется, в этом случае — это огроменный прорыв в иную реальность).

Но среднему человеку это не знакомо. Любое доверие он сравнивает с известным: состоянием детства, когда ум ещё не научился анализировать, то есть не вошёл в силу (не управляет поведением).

Доверие — сродни медитативному приятию в безмолвии ума. Вера — дисциплина ума, которую поддерживают искусственно, нарочно коллекционируя в памяти удачи, принимаемые за «знаки»=награду верующего.

Добавление от 01.14.16.

К удивлению для себя открыла, что большинство текстов на тему веры и доверия относятся не к самой вере, как таковой, а к понятию веры. Не к доверию, как таковому, а к понятию доверия.
Что это значит? Значит, человечество сегодня обсуждает понятия, концепции, дисциплины умственных выводов. То есть — роется по-сути в умственных пониманиях.
Человечество сегодня даже не обсуждает то, что не является зоной умствования.

Само доверие вне ума. А что обсуждают под названием доверие?
Обсуждают умственное согласие пользоваться товаром какой-то компании. И называют это доверием к лидеру, доверием к партии, доверием к производителю, или доверием к религиозным догмам.
По-сути, само доверие никого не интересует, но почему за него так много разговоров?
Да потому, что призывая к благородным чувствам — людей призывают ПОТРЕБЛЯТЬ продукцию, которую ловко рекламируют, муссируя, а вернее жонглируя религиозными чувствами во имя наращивания доверия к своим товарам.
Нашли новый крючок, чтобы впаривать населению как надо жить «по-понятиям».
Главное, иди в магазин, покупай то, чему «доверяешь», голосуй за тех, кому «доверяют» твои кумиры, думай правильно, как велит лидер твоей партии, молись на Иконы нового времени.
Самого доверия тут и рядом нет, вместо него идёт сильнейшая агитация недоразвитых граждан, сильнейшее программирование — влезающее в самое сердце современных незнаек: в их религиозную сущность.
Но увы — никто не восстаёт, не обвиняет, не догадывается даже.

Ещё раз о важных вещах, а не о том, что имеют в виду рекламодатели и манипуляторы.
ДОверие — это состояние человека в его незнании, в его девственности непуганного дитя, не встречавшегося с негативными сторонами бытия. Доверие существует только там, где нет пониманий. Где нет ещё оценочного мышления, которое возникает во время воспитания.

Когда взрослые начинают воспитывать, объясняя, что хорошо, а что плохо — направляют доверчивое мышление в конкретные Русла Правил и Оценок, тогда они зарождают веру и после тщательно поддерживают её, как МЕТОД управления гражданином или членом сообщества. Вера искусственно насаждается, культивируется и охраняется, т.к. является внутренним полицейским для каждого человека в его внешних общественных проявлениях.

Доверие опасно, потому его тщательно выкорчёвывают из ребёнка, ругая за доверие. «Никогда не слушай незнакомых, не бери ничего у чужих, мой руки, а то заразишься, надевай пальто потеплее, а то простудишься. Нельзя без шапки, а то тебя дядя милиционер заберёт» и т.д. ит.п.

Доверие свойственно только там, где не было специального воспитания и где жизнь не била извне. Оно пропадает с первым же ожогом, синяками и пинками. А так же после наказаний взрослых. И обратно не восстанавливается.
Когда вас призывают к доверию — помните, вас хотят заманить, чтобы за ваш счёт выполнять свои намерения.
Доверия не может быть воспитано. Воспитание его напротив УБИВАЕТ.

Доверие это девственный ум, чистый от знаний.

Вера это нарочно воспитанное «знание» = мировоззрение, верность которого не может быть доказана (потому веру ставят ВЫШЕ знаний, якобы это козырной туз, которого ничто не может побить — нарочно, чтобы и не пытались), вера по разным причинам выгодна общественным группам, воспитателям и самому воспитаннику.
Человек может верить, если внял детским урокам воспитания, или нет. Но чтобы как-то сосуществовать в обществе — обязан выглядеть так, будто верит.
И постоянно ссылаться на свою веру, как бы защищаясь этим от всевозможных напастей или потенциальных злых сил. Когда реально защититься нечем, то усиленно призывают веру — и происходит это только за счёт воспитания, когда воспитанники вбивают ученикам веру в виде «всемогущей помощи».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В общем ещё раз повторю:
дОверие — естественное состояние живого существа вне воспитания и до соприкосновения с болью, приходящей извне.
Вера — воспитанное от общества культурное мышление, взявшее себе за идеал общественно-привитые ценности», вкупе с надеждой на награду за верно-подданичество. Вера всегда обмен сегодняшнего неудобства (терпение сегодня) в надежде на будущие пряники (за ради будущих наград).

Вера без добрых дел мертва — это совершенно необходимое дополнение к вере. Потому что сама по себе вера никому не нужна — от неё не холодно, не жарко, а в воспитание не для того вкладывается столько средств, чтобы не иметь на выходе прибылей.
Поэтому верующим внушается, что они «обязаны трудиться» во имя веры.
То есть вера для того и внедряется, чтобы внутренний полицейский заставлял человека отказываться от личных амбиций и целей, чтобы трудиться во имя общества, или во имя частной организации, которая воспитала данную веру.
Трудиться как можно больше, искренне не рассчитывая на оплату, потому что оплату надеется получить «на небе». Такой вот вольно наёмный труженик: являясь потребителем нужных товаров, учений и услуг — он не догадывается, что выращивается для этих самых целей искусственно, как животные на ферме.

Мудрость — состояние уникальное, совсем не распостранённое и не культивируемое в общественном сознании. Мудрость приходит по мере роста осознанности.
Мудрость это выход за пределы умственных норм воспитания, когда отдельный организм набирает настолько много личного опыта, что перестаёт мыслить путём оценок, что хорошо, а что плохо. Мудрый осознаёт отсутствие ОТДЕЛЬНО хорошего и плохого, он чувствует природу явлений, в которой есть общий строй и порядок.

Когда стирается оценочное мышление — возрождается доверие.
Мудростью завершается путь от ДОверия через Веру в Осознанность души.
Осознанность не нуждается в правилах, не нуждается в идейном воспитании, которое отбрасывается как старая кожа. Мудрый делается как ребёнок — именно в том, что воспринимает мир в его естественном движении, не оценивая ни прошлого, ни будущего. И не опасаясь того, что придёт, одновременно не жалея того, что уходит.
Вот где-то примерно так.

Не слушайте всевозможных проповедников, которые втирают, что без «доверия» человек не полноценный. Это проповедуют манипуляторы, которые просто хотят вашего участия в своих мероприятиях или ваших денег, или трудов за их товары.
Как только вам втюхали веру в доверие, и необходимость доверия — считай, вы получили себе ещё одного полицейского, заставляющего платить за то, что вам не нужно. На деле «доверие» так же нелепо, как девственность после многократного изнасилования. Её можно изображать, но увы — когда что-то уходит, то «назад не родится»

Читайте так же:  Я с ней только ради детей

Правда, как правило ушедшее частенько появляется на театральных подмостках — это изображают на публику.

Доверие сродни чистому листу бумаги. Лист может быть чист сколько угодно, но после того, как на нём начались рисунки — его доверчивость превращается в те рисунки, которые могут быть самыми изощрёнными, но не гарантированными.

Доверие допускает любые рисунки на его теле.
Вера — строго удерживает рисунки определённого рода (выбранного из огромной массы вселенского разнообразия), но из тех, которые ударятся о «борт души» человека снаружи. Какие приживутся — такие и будут править «шхуной».

Доверие и вера

Отчего с одним человеком мы готовы прыгнуть с парашютом, а с другим нам кажется небезопасным даже банку с тунцом совместно открыть? В какой момент мы принимаем решение доверять или не доверять другому человеку, рассказывать ему о своих переживаниях, рискуя быть непонятым и отвергнутым, или сохранять дистанцию в отношениях, играя заранее продуманные социально одобряемые роли?

Если немного пожонглировать словами «доверие» и «вера», то можно заметить, что они соотносятся между собой также, как, например, «про-витамин» и «витамин». Провитамин — (provitamin) — вещество, которое само по себе витамином не является, но может превращаться в витамин в организме. Также и с «до-верием». Это еще не вера, но является необходимым условием, «ступенькой», предшествующей настоящей вере: в человека, которому доверяешь, в самого себя, в правильность и нужность ваших с ним отношений…

В течение жизни этапы доверия или недоверия к встречающимся нам людям могут быть совершенно непропорциональными, нелогичными, когда из абсолютно открытого миру человека можно в мгновение ока превратиться в недоверчивого и закрытого. Пройдет довольно много времени, прежде чем придет понимание, что «доверять нужно тому, кому можно доверять, а кому нельзя доверять, тому доверять и не следует» (из беседы с К.С.Лисецким).

Есть серьезная разница в понятиях доверие и вера. Вера может предполагать перекладывание ответственности за свою сохранность и свои переживания на другого человека. Такое, например, свойственно детям. Доверие же исходит из того, что человек все же несет ответственность за свой выбор доверенного лица, который, в общем-то, это доверие может и не оправдать. Это уже позиция взрослого зрелого человека.

Меня однажды поразил разговор с одним человеком, который продемонстрировал видео с авто регистратора, где одна молодая пара неслась по улицам города на квадроцикле, периодически рискуя, переходя на езду на двух задних колесах. «Я бы хотел, чтоб мне тоже так доверяли»,- сказал мне этот мужчина, не без легкой зависти. «А тебе можно доверять?» Помолчав, он ответил: «Вот ты мне сейчас доверишься, а я ведь могу не оправдать твоих ожиданий…»

Нужно сказать, что данный разговор довольно долго не давал мне покоя, несмотря на то, что, вроде бы, все произнесенные слова правильны и к месту. Но, что-то, казалось, мешало…Мужчина, которому хочется доверять практически сразу и не задумываясь, ориентируясь исключительно на природное чутьё, боится «не оправдать ожидания»? Со временем «картинка сложилась»… Человек ответственный, категоричный в суждениях, авторитарный, желая доверия к себе, готов и, возможно привык, оправдывать это доверие «тотально», во всех сферах жизни. С одной стороны это даже неплохо и, в общем-то, по-мужски. Но, во-первых, можно и «надорваться», а, во-вторых, второй партнер со временем просто обязан стать инфантильным и беспомощным, позволяя тому нести весь груз ответственности, изо всех сил стараясь оправдать ожидания. Возможно, это происходит от того, что сам он человек недоверчивый, привыкший контролировать ситуацию, считающий, что его понимают и принимают лишь только тогда, когда соглашаются с его мнением, а любое противоречие воспринимается как угроза. А возможно, воспринимает доверие к себе как дар, который нужно с благодарностью ценить и беречь.

Доверие в отношениях – многогранное понятие. Оно может широко варьироваться: от выбора меню на ужин до абсолютной веры в то, что человек, с которым ты рядом, даже если ты будешь его в какой-то момент бесить, предпочтет, фигурально выражаясь, тебя «прибить», но не предать.

Доверие – это не только вера в другого человека, в его ответственность и порядочность, но и прежде всего вера в самого себя, что «не навешаешь» на другого больше, чем тот в состоянии «нести». Доверие в отношениях – это честный диалог о том, насколько каждый из партнеров готов двигаться и меняться, чтобы создать, друг для друга, комфортную среду, в который каждый будет чувствовать себя в безопасности, но свободным.

В какой момент мы принимаем решение о доверии? Иногда сразу, иногда со временем.

Как сказал Эрнест Хемингуэй: «Лучший способ узнать, можете ли вы доверять кому-то — это доверять ему».

Три ступени веры

Егор Полевой

«Стяжи веру — и будешь счастлив» (св. прав. Иоанн Кронштадтский)

В этимологическом значении, слово «вера» является корнем-основанием для слов «уверенность», «доверие», «верность». По принципу «слово отражает жизнь» или «жизнь состоит из слов», мы находим, что вера по отношению к Богу действительно состоит из уверенности, доверия и верности Богу. Вера словно трехмерное пространство, зиждется на трех осях уверенности, доверия и верности.

Если рассмотреть эти понятия более подробно и расположить их в порядке очереди, то в своей последовательности они будут отражать глубину человеческой веры. Таким образом, пройдя эти три ступени, человек может достигнуть такой глубокой веры Богу, благодаря которой он «будет пребывать в Боге и Бог в нем» ( 1Ин.4:6 ).

  1. Уверенность. Вера — это уверенность в существовании Бога.

Вначале человек узнает о существовании Бога. Здесь сразу возникает одна загвоздка, состоящая в том, что невозможно ограниченным человеческий умом познать абсолютное, вечное и бесконечное. Человеческое восприятие ограничено временем и пространством, Господь не ограничен пространством и существует вне времени. Вместить бытие Бога в свой ум – это попытка объять необъятное. Уповать на то, что Бога возможно понять умом – является методологической ошибкой. Поэтому так бесконечна полемика атеиста с теистом на уровне слов. На атеистические доказательства того, что Бога нет, можно привести в ответ не меньше теистических доказательств того, что Бог есть.

Почему так происходит? Потому что люди имеют дело с абсолютным, безвременным, бесконечным. Слово всегда ограничивает, и словами описывать абсолютное и божественное очень сложно. Но почему люди все-таки разделены на верующих и не верующих в отношении Бога? На самом деле эта приверженность к той или другой стороне является следствием их личного выбора. Причем у каждого человека, помимо ума, задействованы еще другие инструменты познания мира, которые помогают человеку сделать выбор. Одним из таких инструментов, присущем человеку от природы, является способность к вере. В действительности одни люди верят в то, что Бог есть, другие верят в то, что Бога нет. В обоих случаях задействована вера.

Можно ли Бога познать на личном опыте? В жизни человек часто приходит к уверенности в существовании Бога совсем не рационально-логическим, умственным путем, а зачастую человек переживает на опыте соприкосновение с Богом, которое имеет мистический, иррационально-интуитивный, но при этом довольно ощутимый (или даже осязаемый) характер встречи. Если человек переживает этот опыт встречи с Богом, то уверенность перерастает в знание, которое уже не требует доказательств. Но объяснить этот опыт встречи человека с Богом другому человеку невозможно. Потому что это объяснение происходит словами на мысленном уровне. Таким образом у неверующего человека всегда остается только два способа познать Бога: либо поверить на слово, либо познать на собственном опыте.
Читайте так же:  Этапы отношений одиночество

В жизни происходит так, что Господь открывается людям, искренно стремящимся знать правду. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Мф. 5:6 ). Господь открывается и тем, кто стремится к чистоте, прежде всего чистоте своего внутреннего мира и совести. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Сложилась такая поговорка: «Если человек стремится к истине – истина стремится к человеку». Господь двигается навстречу человеку и приходит в дом к тем, кто открывает Ему двери ( Откр. 3:20 ). Все здесь зависит от проявления нашей свободной воли. Господь создал нас свободными, мы сами делаем выбор – принять Бога сознательно в свою жизнь или нет.

С верой как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11:1 ) человек может лично пережить встречу с Богом. Так появится уверенность и знание того, что Бог существует. Первым шагом на первую ступень является проявленный интерес к Богу, стремление к чистоте и истине, волеизъявление соприкоснуться с Богом, желание вступить в личные отношения.

  1. Доверие. Вера — это доверие Богу.

Начиная интересоваться Богом, искать и прислушиваться к Богу, человек вступает с Господом в личные взаимоотношения. На этом этапе рождается доверие Богу как своему Творцу, Господину, Отцу, Который бесконечно любит свое творение, заботится о нем и знает, что ему полезно. Человек все более устремляется к Богу, потому что переживает на своем опыте в то, что Бог есть великое Благо, Свет, Любовь, Истина. Человек начинает постепенно исполнять волю Бога, так как удостоверяется в том, что воля Господа является для человека Благом. Начинается покаяние собственных прегрешениях, человек начинает творить больше добрых. Старается очищать свою жизнь от всякой грязи, порока и наполнять свою жизнь истиной, благом. Человек выравнивает свою жизнь в соответствии с духовными законами и заповедями, старается сообразовать свою волю с волей Бога. Все более укрепляя личные отношения, человек обретает на этом этапе полное доверие Богу, и таким образом ступает на третью ступень.

  1. Верность. Вера — это верность Богу.

Достигая этой ступени, человек полностью вверяет всего себя Богу, он становится верен своему Творцу во всем. На этом этапе происходит синергия[1]и обожение[2]. Человек всего себя посвящает Богу. Находясь на этой ступени, он становится угодником Божьим, исполняет свое предназначение, обретает святость, к которой призван от рождения. Только на этом этапе человек может сказать о себе апостольское: «уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ).

[1]

Самая читаемая и популярная книга в мире – Библия, является откровением Бога всему человечеству. Вся эта книга говорит о вере. Господь показывает человеку самый естественный и правильный путь обретения счастья, к которому мы все стремимся. Этот естественный путь – путь веры своему Богу. Господь для человека – путь, истина и жизнь ( Ин. 14:6 ). Только в единении с Высшим Благом — Господом возможно счастье. Нам даны для этого все инструменты, нам дана свободная воля, разум, вера, прежде всего от нас зависит – будем мы с нашим Богом или нет. Миллионы людей прошли путем веры своему Господу. Тысячи слов сказаны святыми отцами о ней. Святые люди – живой пример глубокой веры. Господь призывает каждого человека быть уверенным в Боге, доверять Богу, быть верным Богу. К этому призван каждый!

[1]. Сине́ргия — совместное усилие двух воль, человека и Бога.

[2]. Обо́жение — соединение человека с Богом, приобщении человека к Богу через действие Божественной благодати.

Притча о вере и доверии

На цветущей поляне рос огромный Дуб с раскидистой кроной. Стоял теплый осенний день. Приветливые лучики Солнца нежно укрывали верхушку дерева, игриво переливаясь на багряно-желтой листве. У Дуба было два друга – Солнце и Ветер. Он им доверял.

Однажды Солнце сказало Дубу, что скоро будет непогода и поднимется сильный ураган.
– Будь осторожен, береги свою крону, – предупредило Солнце.
– Ты что? – рассмеялся Дуб. – Я доверяю Ветру. Разве может он лишить меня моей кроны? Мы же друзья.
Через три дня испортилась погода. Подул сильный ветер, который не прекращался несколько дней подряд. Дуб крепился, держался, не отдавал своих листьев непогоде. Ураган не прекращался, у Дуба уже были на исходе силы. Один за другим срывались листья, от густой пышной кроны остались одни голые поломанные ветки.
На следующий день погода восстановилась, вновь вышло Солнце, которое расстроилось, увидев Дуба, одиноко стоявшего без листьев.

– Что же сделал с тобой Ветер? – опечалилось солнце, сочувствуя другу, – ни одного листочка не осталось.
Дуб вздохнул, но с уверенностью в голосе сказал:
– Зато я только теперь понимаю, в чем отличие веры от доверия.
– В чем же? – задумалось солнце.
– Доверять – оставлять другому право выбирать, как ему поступить. Это значит, я доверяю его выбору. Вера – это желание того, чтобы все происходило единственным образом: так, как мне хочется. Сейчас я понимаю, что у меня не было доверия к Ветру, была только вера. Я верил в то, что Ветер не позволил бы сорвать всю листву. Ветер оказался мудрее, он показал мне другой вариант того, как могут разворачиваться события. Это оказалось для меня неизбежным и даже полезным. Ведь скоро зима, я должен сбросить листву.
– Получается, что за доверием стоит принятие любых вариантов поступков человека? – спросило Солнце.
– Да, а за верой – принятие одного варианта, к которому ты привязан на данный момент. Доверие – это то, что было до веры. Оно первично, т.к. оно с широким диапазоном: с множеством путей выбора. У веры диапазон узок. В этом-то и различие.

О вере, доверии и верности

Братья и сестры, христиане!

[2]

Когда мы вглядываемся в образ нашего Господа Иисуса Христа, нас в Нем очень многое поражает. Во Христе не было ничего обыденного, не было ничего трафаретного, шаблонного, даже просто привычного. Удивительно то, как Он учил Своих учеников, Свою маленькую общинку, удивительно и то, как Он соотносился со Своим Небесным Отцом. Многие современные библеисты и богословы на это обращают внимание, но описывают это часто слишком скучно. Они говорят, конечно, об особых отношениях между Сыном и Отцом, говорят и о том, что в этих отношениях было что-то совершенно новое, но объяснить этого не могут, потому что, вообще говоря, отношения между отцом и сыном, родителями и детьми всегда уникальны. И кажется, что же здесь особенного? Ведь естественно, что отношения между Христом и Его Отцом, между Христом и Его Матерью, между Христом и Его духовными чадами были уникальными. И все-таки, дорогие братья и сестры, несмотря на то, что наш ум и наш язык изнемогают, мы чувствуем, что здесь не просто то, что мы встречаем из поколения в поколение, что мы знаем из своего человеческого опыта. Почему?

Вся суть новых отношений устанавливается через веру, надежду и любовь, через удивительную свободу и удивительное стремление к истине, которые были присущи каждому деянию и каждому слову Христа. Все-таки родовые отношения, какими бы они ни были нежными и замечательными, носят несколько иной характер. Родовая связь уж очень природна, очень естественна. А то, что явил нам Христос, было сверхъестественно, потому что это было явлением Духа и Истины.

Христос показал нам, как поклоняться Богу в Духе и Истине. Он совершенно по-новому устраивает Свои отношения прежде всего с Небесным Отцом — Богом Иисуса Христа. Это выражение сейчас часто употребляется богословами, но я боюсь, что еще не так давно — еще в XIX и, может быть, в первой половине XX века — это выражение бы испугало. Если уж пугались выражений типа «Христос есть Сын Отца» и не употребляли его — несмотря на то, что оно присутствует в Священном писании Нового Завета у апостола Иоанна, апостола любви, — то что уж говорить об утверждении в отношениях между Отцом и Сыном великой истины о том, что для Иисуса Христа Его Небесный Отец — Он же и Бог. «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, — говорит Христос, — к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17). Это евангельское выражение было неудобно для многих богословов, потому что его слишком легко можно было истолковать еретически, субординационистски, что часто и делалось в истории. И этим унижались отношения Отца и Сына. А эти отношения действительно были откровением Духа и Света, они строились на беспредельной вере Христа Своему Отцу, на беспредельном доверии в отношениях между Отцом и Сыном, а поэтому и на беспредельной, не ограниченной ничем верности.

Читайте так же:  Корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка

Мы сейчас вынуждены всё больше и больше думать в нашем братстве — особенно когда мы говорим о нашей молодежи — о том, о чем сейчас говорить не очень модно: о вере, доверии и верности. Оказалось, что многие нынешние христиане мало что знают об этом; они мало знают об этом откровении Духа; они очень легко снижают градус, и в результате у них получается что-то типа почти житейской добродетели. Ведь понятно, что и на работе, и дома, и между приятелями и знакомыми, да где угодно — должны быть отношения доверия и в какой-то степени верности общей идее, общей цели, общему делу. Но мы должны понимать, дорогие братья и сестры, какая огромная разница существует между этим житейским опытом — впрочем, тоже отнюдь не бессмысленным, не бесполезным и не лишенным достоинства — и опытом отношений Отца и Сына как отношений между Богом и Сыном Божьим.

Когда откровение Духа приходит на землю, оно всегда проходит испытание, какое-то искушение. Так бывает со всеми откровениями и со всеми богоявлениями — теофаниями — в человеческой истории и метаистории. Когда Христос дал нам откровение любви — любви совсем новой, которой человечество прежде не знало, — эту любовь тоже нужно было испытать, и она испытывалась, и она утвердилась через Воскресение Христа, а перед этим через Голгофу. И то же происходит с доверием и верностью. Голгофа и Воскресение Христово — это прежде всего откровение веры, доверия и верности между Отцом и Сыном. Но войдя «в плотные слои атмосферы», божественное откровение веры и следующее за ним откровение доверия и верности, конечно же, как обычно, проходит не просто проверку на добротность, прочность и крепость, но еще и на всякого рода противоречия. И люди привыкли к тому, что здесь есть противоречия.

Христос призывает нас к вере: «сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин 5:4). Христос призывает всех людей доверять друг другу. Но мир лежит во зле, и тотальное, ничем не ограниченное доверие часто приводило и приводит людей к неверности, к предательству веры, а значит, и ближних, а иногда и прямо Бога, и Христа Его, и дара Духа, и Церкви — Нового Израиля, нового Народа Божьего, где уже нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни варвара, ни скифа, ни мужеского пола, ни женского, но всё и во всём Христос (см. Кол 3:11 и Гал 3:28). Вера, доведенная до беспредельности, в человеческой истории может человека подвести. Точно так же как и доверие, и верность. Нельзя просто взять и написать на своих знаменах: «Вера, доверие, верность»! Нельзя это сделать лозунгом! Это может оставаться только божественным откровением, откровением Духа! А если это откровение, то это Свет, а Свет, как говорит нам Писание, во тьме светит, и тьма не должна его объять (см. Ин 1:5).

Когда мы забываем об этих вещах, мы напрямую сталкиваемся с трагедией человеческой истории. Действительно, неограниченное доверие может привести к предательству, а беспредельная верность — к оставлению пути Божьего. Так бывало не однажды, когда люди, желавшие быть верными до конца, оказывались служителями зла, служителями отнюдь не лучших вещей в этом мире. Люди, желавшие доверять, желавшие стать поверх всех барьеров, также могли становиться проводниками разных сил, что приводило к смешению добра и зла, света и тьмы.

Когда мы с вами читаем Евангелие, когда мы разбираемся в писаниях апостольских, в писаниях святых, нас многое поражает. Но мы должны всегда уходить в глубину, чтобы проявлялись не внешние эмоции, но чтобы возвеселился дух в нашем сердце. Как редко это бывает на практике! Как часто люди идеологизируют свою христианскую веру, в том числе принципы доверия и верности! Именно забвение о том, откуда берется наша вера, приводит к этим искушениям и падениям, к этим «кораблекрушениям в вере» (1 Тим 1:19). Вот почему так часто дети верующих родителей не могут сохранить веру — веру настоящую, живую и светлую, творческую, открытую, доверчивую и, конечно, верную. Очень редко кто может передать даже своим собственным детям тайну веры, тайну откровения Христа и Христовых отношений с Отцом Небесным и с Матерью Его.

Пусть же, дорогие братья и сестры, для нас это послужит уроком. Мы живем не в то время и не в том мире, когда можно здесь снова и снова ошибаться. Итак уже столько потеряно, столько упущено, так много людей утеряли истинный путь, утеряли возможность обретения откровения в вере! Пусть же Христос Воскресший всегда напоминает нам о том, что такое истинная Христова вера, что такое доверие и верность во Христе и через Христа! И пусть каждый из нас выучит этот урок как следует, ибо иначе он может в своей вере потерпеть кораблекрушение! Пусть же Христос поможет нам обрести силу истинной веры; пусть Он покажет нам, как не смешивать свет и тьму, как не нивелировать те границы, которые будут существовать до скончания века! Их не будет только в Небесном Царстве, но там люди будут ходить уже не верою, а видением (ср. 2 Кор 5:7). Там будет другой Закон и другое откровение Духа.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дай же нам Бог всегда утверждать величайшие дары и ценности веры, доверия и верности, не забывая при этом о тех искушениях, которые готовит нам здесь земная действительность и история!

Источники


  1. Теплицкий, А.Ю. Зеленый коридор. Таможенные правила. Трудовое законодательство. Жилищное право. Семейное право. Нотариат / А.Ю. Теплицкий, А.Б. Гурович, Е.Г. Карпова. — М.: Л. ИКА Здравствуйте, 2011. — 128 c.

  2. Психология. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2016. — 406 c.

  3. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины (комплект из 2 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 544 c.
  4. Фромм, Аллан Азбука для родителей / Аллан Фромм. — М.: Лениздат, 2014. — 320 c.
К вере через доверие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here