Как если бы или мужская реализация от я реальный к я идеальный

Сегодня обсуждаем тему: как если бы или мужская реализация от я реальный к я идеальный с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Модальности самоустановок

Обычно выделяют по крайней мере три основные модальности самоустановок .

1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.

2. Зеркальное Я — установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.

3. Идеальное Я — установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные элементы своего Я личность формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре Я-реального. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека. Эти представления бывают оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.

Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р.Бернсом многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.

4. Конструктивное Я (Я в будущем) . Именно ему свойственна обращенность в будущее и построение проективной модели “Я”. Главное отличие конструктивного Я-проекта от идеального Я заключается в том, что он пронизан действенными мотивами и они больше соответствуют признаку “стремлюсь”. В Я-конструктивное трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.

Необходимо отметить, что любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему строению происхождение, состоящее из трех аспектов отношения: физическое, эмоциональное, умственное и социальное Я.

Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.

Я-концепция

Представления человека о самом себе, чаще всего, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные, показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие-началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения.

[2]

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной Я-концепции становятся негативное отношение к себе, отрицание себя, ощущение своей неполноценности.

Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими его представлениями, чувствами или идеями, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность во внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться с помощью механизмов психологической защиты личности.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. Я-концепция здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. Я-концепция определяет и ожидания человека, т. е. его представления о том, что должно произойти. Так, например, дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят: Я знаю, что окажусь полным дураком или «Я знаю, что плохо напишу эту контрольную». Иногда с помощью таких суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе. В Я-концепции запрограммировано, каким должно быть поведение человека.

Я-концепция — это представление о «Я», которое может быть верным или неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. Я-концепция дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его: если в моем «Я» запрограммировано, что я хороший ученик, то могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое «Я». Однако если в моем «Я» жестко записано, что я «беспощадный и сильный», то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достойную презрения.

Читайте так же:  Это страшное слово - развод

Самосознание работает путем постоянного сравнения реального поведения с Я-концепцией и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между Я-концепцией и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в «Я», тем сильнее переживается рассогласование. Неподкрепление Я-концепции настолько мучительно, что человек реагирует на него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Если бы воспоминание об этом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не мог защищаться против них с помощью механизмов психологической защиты.

Слишком жесткая структура Я-концепции вначале кажется силой характера, а на поверку часто становится источником мучительных рассогласований, которые могут довести до болезни. С другой стороны, слишком слабая Я-концепция делает нас бесхарактерными и непригодными для длительных и напряженных усилий по достижению поставленной цели. Люди могут отличаться друг от друга также тем, как они реагируют на рассогласование между Я-концепцией и реальным поведением. Те, кто совершенно не способны его выдержать, очень чувствительны к нему, кажутся людьми сильными, а на поверку жизнь ломает их быстро. Их жесткая структура не может «гнуться» и изменяться под влиянием обстоятельств, и в силу нетерпимости к рассогласованию она ломается; личность переживает кризис, иногда необратимый.

В случае комплекса неполноценности, где нарушен процесс сличения между Я-концепцией и реальным поведением, эта Я-концепция настолько искажена и деформирована, что достижение согласования невозможно. Когда мы говорим о низкой самооценке личности, то под этим подразумеваем то, что рассогласование настолько сильно, что человек потерял всякую возможность достичь согласия с самим собой.

Хотя понятие «Я» предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных «образов Я».

«Образ Я»- одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном «образе Я»: отрицательное отношение к себе, отрицание собственного «Я», каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. «Образ Я» ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение.

Вопрос об истинности «образа Я» правомерен только относительно когнитивных его компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий.

Составляем образ мужчины.

Почему это важно сделать? Потому что с формирования образа начинается любая деятельность человека. Когда мы затеваем ремонт в квартире, то начинается он не с покупки стройматериалов, а именно с образа идеального жилища. За каждым словом, за каждой мыслью стоит образ. Образы вызывают в нас соответствующие чувства, эмоции и ощущения, которые притягивают в нашу жизнь определенных людей и ситуации.

Составление такого списка поможет не только более четко сформировать образ любимого человека, но и разобраться со своими собственными жизненными ценностями, целями, желаниями и стандартами. Когда Вы расставите приоритеты и поймете, что для Вас действительно важно, то начнете посылать в мир сильные и постоянные сигналы, которые притянут к Вам мужчину со схожей шкалой ценностей и жизненными задачами. К тому же составляя такой список Вы задаете своему подсознанию фильтр для поиска нужного Вам человека. Это как будто набрать ключевое слово в поисковой строке Яндекса. Чем более четко Вы сформулируете запрос, тем больше вероятность, что поиск выдаст именно то, что надо. К этому желательно отнестись достаточно серьезно. Не торопитесь. Обязательно внесите такие пункты как гетеросексуальный и место проживания, если Вы, конечно, не готовы ехать за любимым хоть на край света.

Еще один небольшой совет — не давайте читать эти записи людям, которые могут как-то повлиять на Вашу уверенность в себе и в том, что Вы достойны именно такого человека, которого описали. Можете дать этот листик своей близкой подруге, которая Вас искренне поддерживает, чтобы она посмотрела ничего ли Вы не пропустили, но остальным лучше его не видеть.

[3]

Пишите все, что в голову приходит. У Вас может быть 20, 40, 50 или даже 100 пунктов. Запишите все. Дайте свободу тайным желаниям, не ограничивайте себя рамками:»А где я такого найду? Такие уже заняты!» и прочее. Просто пишите. Считайте, что у Вас есть волшебная палочка, способная исполнить любой заказ.

Образ идеального мужчины. Систематизируем и уточняем.

Итак, надеюсь список уже есть и достаточно внушительный. Продолжаем работать дальше. Отложите этот листик на какое-то время, отвлекитесь на другие дела и занятия. Дайте ему отлежаться. А сами пока можете посмотреть видео — отрывок из тренинга Николая Смирнова «От раздражения к оргазму», в котором разбирается портрет идеального мужчины и те «подводные камни», которые можно не учесть при выборе партнера.

Теперь снова вернитесь к списку и посмотрите на него свежим взглядом. Если Вы смотрели видео и сделали упражнение оттуда, то что-то должно измениться. Обдумайте все еще раз. Есть две распространенные ошибки, которые совершают люди, когда заявляют, что хотят достичь чего-то. Первое — это неопределенность, размытость цели. Например, в списке, который Вы составили выше могли быть такие пункты как «классный». Что это такое? О чем это? Непонятно. Все, что Вы написали должно быть предельно ясно, четко и конкретно. Затем уберите из него все второстепенные и не особо важные пункты. Например Вы могли вписать такие характеристики как цвет волос или глаз. Думаю, что если Вы встретите подходящего Вам по всем параметрам человека, но не с голубыми глазами, а с зелеными, то ничего страшного не случится. Уберите все, что не является принципиально важным. Оставьте только самое главное. Здесь, как и во всем остальном, необходимо соблюдать здравый смысл и баланс.

После того как список окончательно сформирован перечитайте его. Должно возникнуть приятное ощущение в теле и чувство радости. Вы только что составили образ того человека с которым Вам будет максимально хорошо, комфортно и счастливо. Зафиксируйте это ощущение. Поблагодарите Вселенную. Если приятного ощущения не возникло, то тут может быть несколько причин. Или Вы были неискренне сами с собой. Например, написали, что он честный, но в принципе для Вас это не ценность, ну подумаешь, иногда и приврать не помешает. Или для Вас важно, чтобы он имел свою достаточно большую жилплощадь, но не верите, что получится материализовать такого мужчину в своей жизни. Не врите себе. Напишите именно то, чего на самом деле хотите. Если существует внутренний конфликт, то от того, что Вы попытаетесь его подавить он не исчезнет. Будьте максимально честны сами с собой. Когда мы чего-то искренне желаем, то уже достойны и у нас есть ресурс, чтобы привлечь это в свою жизнь. Иначе этого желания просто не возникло бы. Вы же не мечтаете стать чемпионкой мира по фигурному катанию? В случае возникновения ощущения недостойности есть смысл поработать над своей самооценкой .

Читайте так же:  Действенный способ активации женщиной пассивного мужчины

Образ идеального мужчины. Отпускаем.

Уже окончательно готовый и сформированный список красиво перепишите на отдельный лист бумаги, можете разукрасить и еще раз порадоваться тому, какой у Вас замечательный мужчина). А затем. просто забудьте об этом списке. Положите в какую-нибудь красивую папку и отпустите. Все. Вы сделали предельно ясный и четкий заказ Вселенной. Дальше уже не Ваша забота как и где встретится нужный человек. Позвольте Вселенной заняться деталями. Если хочется как-то ускорить процесс, то можете начать регулярно делать мудру любви , но не стоит особо давить на мир. Этим Вы только создаете излишнее напряжение и сопротивление.

Кстати, пока идеальный любимый еще где-то в пути, то было бы не плохо избавиться от негатива прошлого , чтобы не тянуть весь этот груз в новые отношения и ознакомится с таким понятием как идеализация, чтобы не случилось как в анекдоте: «Как найти мужчину своей мечты и что потом делать с этим подонком?». Вкратце узнать что такое идеализация и как она проявляется в нашей жизни можно из видео.

Как узнать и понять уроки жизни? Александр Свияш.

В завершении хочу привести пример образа идеального мужчины одной из моих знакомых. Вот что у нее получилось в итоге.

Семья, личная жизнь.

  1. Холостой.
  2. Сексуальный.
  3. Есть физическое влечение к нему.
  4. Гетеросексуальный.
  5. Настроен или хотя бы предполагает серьезные отношения и создание семьи.
  6. Не против иметь детей.
  7. Верный, однолюб.
  8. В семейной жизни готов учитывать мое мнение по ключевым вопросам. Открыт для диалога.
  9. Не препятствует моему увлечению психологией и эзотерикой.
  10. Спокойно относится к тому, что в доме иногда может быть небольшой беспорядок.
  11. Может, в случае необходимости, сам себе приготовить поесть.
  12. В меру ревнивый.
  13. Отсутствуют попытки тотально контролировать и навязывать свое мнение. Это так же касается и вопросов финансов.
  14. Согласен с моделью семьи в которой мужчина добытчик, а женщина занимается домом, детьми и работает только в случае, если сама этого захочет.
  15. Готов помогать или хотя бы не мешать в реализации моих творческих планов, идей и задумок.
  16. Уважает своих родителей, но полностью независим от них морально и материально. Его родители не вмешиваются в нашу семейную жизнь.
  17. Я смогу делиться с ним своими успехами, мечтами и планами.
  18. Он считает во мне прикольным то, что другие считают чуточку странным)))

Физические параметры, здоровье.

  1. Здоров физически и морально (не имеет серьезных хронических заболеваний, психически адекватен)
  2. Средней комплекции.
  3. Не курит.
  4. Спиртное пьет изредка в компаниях или вообще не пьет.
  5. Занимается спортом, если даже сейчас этого не делает, то в принципе не против им заняться.
  6. Возраст от . до .

Финансовый достаток, статус.

  1. Есть машина. Желательно иномарка в действующем состоянии и приличного вида.
  2. Живет отдельно от родителей. Снимает квартиру или своя.
  3. Не имеет непогашенных кредитов и долгов.
  4. Доход от . у.е. в месяц и выше.
  5. По-хорошему амбициозен. То есть есть цели, намерения, желания и предпринимаются реальные шаги к их достижению.
  6. Финансово независим или стремится к этому. Разумное отношение к деньгам, то есть не против наслаждаться ими сейчас, но и о будущем не забывает.
  7. Не имеет судимостей.
  8. Законопослушный.

Характер, качества личности.

  1. Оптимист.
  2. Позитивно и уважительно относится к миру, людям и жизни.
  3. В меру эмоциональный. То есть эмоции присутствуют, но в большей части позитивные.
  4. Умный, сообразительный.
  5. Мужественный.
  6. Чувство юмора желательно сходное с моим. То есть мне смешны и понятны его шутки, а ему мои.
  7. Легкий, умеет с юмором и иронией отнестись к любой ситуации. Не парится слишком долго из-за неудач.
  8. Может и умеет принимать ответственные решения, но не слишком самоуверенный.
  9. Живет в позиции творца своей жизни, а не жертвы обстоятельств. Берет на себя ответственность за свою жизнь, а не обвиняет в чем-то других людей, правительство, случай и прочее. Конечно, может иногда и поворчать. Все мы люди, но это быстро проходит.
  10. Грамотно пишет.

Времяпрепровождение, развлечения.

  1. Равнодушен к ночным клубам. Можно иногда сходить, но не тусовщик.
  2. Не против временами поиграть в карты, нарды, монополию и прочие настольные игры. Можно вдвоем, можно в компании.
  3. Игривый. Любит иногда поиграть и по-детски подурачится.
  4. Любит ходить в кино, на КВН, оперетту.
  5. Не против раз или два в год путешествовать.
  6. Любит для разнообразия ходить в кафешки, рестораны национальной кухни и пробовать разные вкусности.
  7. Любит проводить время на природе. Вдвоем или с друзьми.

Если есть желание ускорить процесс и комплексно проработать все препятствия на пути построения счастливых отношений, то есть возможность записаться на индивидуальную консультацию c использованием технологии тета хилинг. На консультации происходит проработка следующих тем:

  • работа над телом: телесно ориентированные практики, раскрепощение тела, устранение мышечных блоков и зажимов.
  • устранение проблем в общении: методы предотвращения конфликтов, коммуникативные навыки.
  • определение личностных ресурсов и мотиваций.
  • устранение страхов, негативных программ (установок) и других препятствий на пути к цели.
  • Адекватная самооценка. Как быстро и легко повысить собственную самооценку.
  • определение предназначения.
  • развитие женственности, сексуальности.
  • налаживание отношений в семье (муж, дети, родственники и пр).
  • воспитание детей. Как сохранять хорошие отношения с детьми любого возраста.
  • любовь, привлечение в свою жизнь наиболее подходящего партнера и построение отношений с ним.
  • исцеление ситуаций прошлого, разрыв энергетических связей.
  • улучшение качества жизни.
  • психологические игры. Как перестать быть жертвой и избегать психологических манипуляций.
Читайте так же:  Ошибки супругов

Запись по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . В теме письма указать тета хилинг. Консультации проводятся через скайп или вайбер. Для жителей Днепра возможны личные консультации. Более подробно можно прочитать здесь>

Если статья понравилась и была полезна — подписывайтесь на обновления.

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.

6.3. Я – концепция личности

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, раз­витие и изменение Я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внеш­него порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на форми­рование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья яв­ляется единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ре­бенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концеп­ции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако семья как институт социализации личности про­должает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.

В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концеп­ции — реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, на­пример профессиональная Я-концепция личности, или Я-профессиональное. В свою очередь профессиональная Я-концепция личности также может быть ре­альной и идеальной.

Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистич­на. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Иде­альная же Я-концепция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между ре­альной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным, как негатив­ным, так и позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стрем­ления к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассо­гласования, а также его интерпретацией личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно в подростковом и юношеском возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев (статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.

Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описа­тельных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляют часть его Я-концепции, но при этом данные свойства не рассматриваются в оценочном плане. В случае же с самооценкой, те или иные качества рассматриваются как хорошие или плохие, субъект оценивает себя по этим качествам в сравнительном плане, как человека, который «лучше» или «хуже» других. Иначе говоря, если мы будем выделять в Я-концепции когни­тивную и аффективную составляющие, то, по существу, самооценку можно рассматривать как аффективно-оценочный компонент Я-концепции. Важно и то, что одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей мо­гут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они по­вышают самооценку), а другим — в негативном (и тогда они понижают само­оценку).

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Са­мооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отда­вать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализа­ции, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в зна­чительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе от­ношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важ­ное место.

Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о само­оценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанны­ми являются представления о связи самооценки с асоциальным и делинквентным поведением подростка. Споры же в основном сводятся к выяснению того, какой характер носит самооценка правонарушителя — завышенный или зани­женный. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке и подростков-делинквентов и взрослых правонарушителей. Отмечается в связи с этим, что не­адекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения.

Вместе с тем имеется и другая точка зрения, также основанная на экспери­ментальных данных. По мнению ее сторонников, уровень самооценки у несовер­шеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. Большинство же исследований, в которых получены противоположные резуль­таты, как считают сторонники данной концепции, являются методически некор­ректными. В ряде исследований показано, что у молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «труд­ными» подростками, Я-концепция отрицательная. В работах этого направления указывается, что неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь по­лучить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нару­шениям поведения. При этом выделяют (X. Ремшмидт) следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции.

Читайте так же:  О том как похудеть - 2

1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, — социальная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие моло­дые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной само­оценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним.

В целом надо заметить, что в современной психологии имеется определенное противоречие в данных по вопросу о завышенности и заниженности самооцен­ки подростков-правонарушителей. Когда возникает такая «тупиковая» ситуа­ция, в науке часто актуализируется потребность в разработке иной концепции, некоего третьего подхода, имеющего объяснительную силу и снимающего про­тиворечия.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоян­но блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей — потреб­ности в уважении — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подрост­ка в группу, в которой оценка окружающими его личности будет адекватна са­мооценке или даже будет ее превосходить. В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию удовлет­воренности, комфорта от принадлежности к группе.

Рассмотренный здесь подход объясняет и те, казалось бы, парадоксальные факты, когда подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней очень низкое положение. В таких случаях действительно переход личности в данную группу не сопровождается повышением оценки лич­ности группой. Однако принадлежность к данной асоциальной группе позволя­ет удовлетворить потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу. Работает модель: внутри группы — «шестер­ка», но для посторонних подростков — «авторитет». В крайних вариантах такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков — не членов группы.

Расхождение между реальным Я и идеальным Я

В процессе индивидуального развития у детей складывается не только представление о себе, но и представление о том, каким им хочется быть. У некоторых детей идеальное Я недалеко отстоит от реального, так что они и не помышляют о самосовершенствовании. У других, напротив, идеальное Я (называемое также эго-идеалом) — это отдаленная цель, то, чего требуется достичь. Моделью идеального Я может служить человек, которым ребенок восхищается. Иногда эго-идеал реалистичен, иногда является чистой фантазией.

Большое расхождение между идеальным и реальным Я считается в клинической психологии тревожным симптомом, поскольку нередко ведет к нарушениям в поведении и психике, к неадаптивности ребенка. Такой ребенок видит непреодолимую преграду на пути от своего актуального состояния к тому, в котором он желал бы находиться. Например, ребенок стремящийся завоевать популярность среди сверстников, испытывает огромное напряжение по сравнению с любящим уединенные игры или с общительным ребенком. Если же расхождение невелико, ребенку легче достигнуть желаемой цели. Многие проблемы, характерные для подросткового возраста, объясняются увеличением расхождения между реальным и идеальным Я.

Однако некоторые ученые подвергают такую точку зрения сомнению и предлагают рассматривать разрыв между идеальным Я и его актуальным состоянием не как нарушение, а как признак взрослости. (Кац, Зиглер и Зелк, 1975).

Представления детей о том, какими они хотели бы быть, складываются приблизительно к концу начальной школы. У нормальных детей этот образ является в подлинном смысле идеалом, то есть предполагает большой перевес положительных качеств над отрицательными, которые содержатся в их реальном Я по собственной оценке. Мы не можем с полной определенностью сказать, какова функция идеального Я в становлении личности. Вероятно, дети действительно пытаются строить свое поведение, ориентируясь на этот идеал. Не исключено также, что наличие идеального Я помогает детям контролировать свои спонтанные импульсы. Дети, у которых не формируется идеальный образ Я, так или иначе более зрелый и совершенный по сравнению с их реальным Я, дольше сохраняют импульсивность и тем самым отстают в развитии, поскольку у них отсутствует скрытый в идеальном Я механизм контроля. Он обеспечивает социально одобряемое поведение, даже если это происходит за счет появления чувства вины или неспокойной совести и явного повышения уровня тревожности, как это имеет место у детей с внутренней симптоматикой эмоциональных нарушений.

Западными психологами Йоргенсеном и Хауэллом еще в 1969 году было установлено, что разрыв между идеальным и реальным Я усиливается в возрасте от восьми до тринадцати лет. Они предположили, что такая дифференциация Я-концепции является результатом интериоризации культурных ценностей и стандартов поведения родителей.

На этапе раннего детства основная роль в формировании у ребенка идеального Я, как правило, принадлежит родителям. Затем их место занимает какой-нибудь романтический герой. Этим можно, в частности, объяснить ту притягательность, которой обладают звезды кино или рок-музыки. После пятнадцати лет снова происходит переориентация идеального Я, которое в этот период вбирает в себя черты значимых близких людей.

Идентификация со значимыми другими имеет трудно переоценимое значение, когда речь идет о воспитании. Но она отнюдь не всегда — и уж во всяком случае не автоматически — становится руководством к социальному поведению, нередко оставаясь лишь защитно-психологическим механизмом: ребенок, подросток может просто «переживать» в положительном киногерое свой идеал-Я, а в жизни демонстрировать прямо противоположное антисоциальное поведение. Это существенная особенность идеального Я как психического образования. Функциональная роль идеального Я в реальном жизненном проявлении личности неоднозначна. Но важно другое: механизм воспитательного влияния необходимо связан с формированием просоциального идеального Я как одного из важнейших компонентов психики, во многом определяющих мировоззренческую направленность личности.

Читайте так же:  Хороший понт дороже денег

Как если бы ИЛИ мужская реализация от Я реальный к Я идеальный

Искусственное повышение самооценки без увеличения собственных ресурсов может сыграть с человеком злую шутку. Правильная, или реалистичная самооценка позволяет выбрать оптимальное поведение на основе просчета своих возможностей – физических, интеллектуальных, финансовых (вспомните, что ответил Чак Норрис на вопрос: «Как вы поведете себя, если в подворотне человек с ножом потребует у вас деньги?»)

По мнению английского психолога У.Джеймса, «самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь». Ее можно представить в виде формулы:

САМООЦЕНКА = ПРИТЯЗАНИЯ / ВОЗМОЖНОСТИ

Можно ли «повысить» самооценку, не затрагивая притязания и возможности?

Как изменится самооценка при росте или снижении притязаний?

Как изменится самооценка при росте или снижении возможностей?

Заниженная самооценка таит другую опасность. Человек, который занижает свои возможности, рискует не выполнить свое предназначение в жизни. Вспомните утенка из сказки Г.Х.Андерсена. Жизнь на птичьем дворе настолько снизила его самооценку, что, став прекрасным лебедем, он подплыл к царственным птицам и сказал: «Убейте меня!», потому что чувствовал себя гадким утенком. В тот момент, когда восхищенные сородичи склонили перед ним головы, заниженная самооценка выросла до нормального состояния. Низкую самооценку трудно поднять себе самому, но можно поднять другому, если научиться видеть и признавать его достоинства.

Самооценка закладывается в детстве, как и большинство способностей. Если человек занимается любимой работой, которую делает хорошо, его самооценка растет по праву.

У каждого человека есть образ идеального «Я». Это набор качеств, которые человек считает для себя значимыми. Список качеств может во многом определяется окружением человека. Если реальные качества соответствуют идеалу или приближаются к нему, у человека будет высокая самооценка. Осознание собственного «Я» – первый шаг в саморазвитии. Схема, получившая название «Окно Джогари», по имени предложивших ее психологов, помогает расширить карту самосознания человека.

Другие члены группы Человек
Я знаю о себе Я не знаю о себе
Знают обо мне АРЕНА
(открытая область)
«Слепое пятно»
(известное всем, кроме меня)
Не знают обо мне МАСКА
(скрываемая область)
«Черный ящик»
(то, что пока никому не известно)

«Арена». То, что очевидно как для самого человека, так и для окружающих, то, что вы сами предъявляете всем и каждому. Ваш внешний вид, поведение, голос. Очевидные факты вашей биографии. Взгляды и убеждения, которые вы не скрываете. Словом, все, что вы хотите показать миру.

«Маска». В одной из своих первых песен Алла Пугачева пела: «Но слез моих не видно никому, что ж, Арлекин я, видно, неплохой». Есть чувства, мысли и поступки, которые человек не склонен афишировать. Они есть у каждого человека. Они не всегда плохие, но всегда глубоко личные. Это могут быть воспоминания о своей слабости или страхе, тайные желания, несбывшаяся мечта. В быту маска служит не только для маскировки, но и для защиты. Подумайте, для чего нужна психологическая маска лично вам?

«Слепое пятно». Случалось ли вам видеть слепого человека? Его видят все, а он не видит никого. В какой-то мере каждый из нас поражен слепотой, потому что всегда есть то, что знают о тебе знакомые, но не знаешь ты. Твоим друзьям и близким в отличие от тебя знакомы и привычны твоя походка, осанка, манера спорить. Мы же даже свой голос, услышанный со стороны, узнаем с трудом! «Расширить» это поле можно с помощью психологических тестов и тренингов. Расширение поля самовосприятия — занятие увлекательное и полезное, но оно требует от человека честности и смелости.

[3]

«Черный ящик». То, чего пока не знает никто. Это — скрытые резервы и возможности человека, источники его проблем и их решений. Что и когда вылезет из черного ящика — нашего подсознания — не известно никому. Заглянуть в этот ящик помогает психология. Это не просто интересно, но необходимо для жизни. Наверняка там найдется немало полезного.

К счастью, границы, разделяющие четыре поля восприятия человека, подвижны. Для того чтобы уменьшить «слепое пятно» или узнать содержимое «черного ящика», надо иметь некоторую долю смелости, любознательности и терпения. Расширяя границы своего «Я», мы уменьшаем скрытую область.

    «Я – реальный, Я – идеальный».

Подчеркните качества, которые вы больше всего цените в других людях. Выпишите в графу «Я – реальный» по три качества из каждой графы, которыми вы, на ваш взгляд, обладаете.

Я – идеальный Я – реальный
В общении В деле В душе
Вежливость Аккуратность Справедливость
Доброжелательность Аккуратность Справедливость
Искренность Инициативность Самокритичность
Уравновешенность Порядочность Милосердие
Отзывчивость Самостоятельность Бесстрашие
Обаятельность Добросовестность Честность
Тактичность Вдумчивость Великодушие
Терпимость Трудолюбие Сочувствие
Щедрость Целеустремленность Доброта

Затем учитель собирает подписанные бланки, перемешивает их и раздает учащимся в случайном порядке для того, чтобы они внесли свои исправления в графу «Я – реальный». Учащиеся возвращают бланки со своими пометками их владельцам.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Логическим завершением урока может стать рассказанная притча:

Источники


  1. Буровский, А.М. Девочки. Инструкция по применению / А.М. Буровский. — М.: АСТ, 2012. — 506 c.

  2. Солодников, В. Социология социально-дезадаптированной семьи (+ CD-ROM) / В. Солодников. — М.: Питер, 2007. — 738 c.

  3. Столяренко, Л. Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — М.: Феникс, 2013. — 320 c.
  4. Морозова, Елена Как развестись за неделю / Елена Морозова. — М.: Невский проспект, 2017. — 128 c.
Как если бы или мужская реализация от я реальный к я идеальный
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here