Как помочь первокласснику

Сегодня обсуждаем тему: как помочь первокласснику с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Как помочь первокласснику

Как научить ребенка правильно реагировать на дразнилки

Популярные люди, успешные сегодня и уверенные в себе, тоже страдали от насмешек одноклассников.

Как помочь ребенку влиться в коллектив

Учите детей различать дружеское подтрунивание и оскорбительные выражения.

Развивать кругозор и разносторонние интересы у ребенка – значит, стимулировать его на общение и продвигать по социальной лестнице.

Кому задают домашнее задание, кто собирает портфель

Первоклассник не хочет ничего делать

Рейтинг: 3.7 из 5 (голосов: 3)

Как помочь первокласснику учиться
статья по теме

Вложение Размер
kak_pomoch_pervoklassniku_uchitsya.docx 18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь первокласснику учиться.

В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным стартом школьной жизни!

Главное — чувство меры!

Всем хочется, чтобы ребенок учился в хорошей школе, имел достаточно знаний. Не секрет, что родители иногда пытаются реализовать свои амбиции через детей. Завышенные требования мешают первокласснику, они лишают его уверенности в себе, тормозят его развитие, плохо сказываются на здоровье. Вам придется самостоятельно «нащупывать» границы возможностей школьника, и эти границы — отнюдь не повод для огорчения, которое стоит показывать ребенку. Не надо настраивать первоклассника лишь на успехи в обучении, не надо пугать страшными последствиями, если что-то не получается. Как и в любой работе (а учеба — это труд), что-то получается лучше, что-то хуже, и, конечно, занижать планку опасно, но и недосягаемую устанавливать неправильно. Если ребенок ослабленный, очень эмоциональный, не торопитесь в этот же учебный год записывать его в дополнительные кружки и секции, лучше отложите на второй класс. Сомнениями поделитесь со школьным психологом, учителем, не спешите сразу принять решение. Соизмеряйте желание «дать ребенку все» с его возможностями и особенностями, помните, что иметь веру в ребенка — значит принять его таким, какой он есть.

Будьте рядом, поддерживайте детей во всем, будьте предельно сдержанными и чуткими.

Продумайте вопрос с одеждой и школьными принадлежностями для ученика. Одежда должна быть удобной, с крупными пуговицами и молниями, ручки — не слишком тонкими и не слишком толстыми, чтобы ребенку удобно было их держать. Не надо в первые школьные дни учить ребенка завязывать шнурки, если он не научился до этого, выбирайте обувь, которую ему легко и удобно менять. Откажитесь от мысли о красивых и модных сумках: идеальный вариант для здоровой спины и удобства — ранец, благо выбор огромный. Купите малышу будильник, обыграйте подарок: «Это твой личный помощник, и он разбудит тебя в нужное время». Когда придется носить учебники, помните, что максимальный вес портфеля вместе с содержимым не должен превышать 1,5 кг. Между рассеянностью и безответственностью большая разница, поэтому приучайте ребенка следить за вещами и порядком во всем и всегда, делая скидку на возраст и характер. Очень полезны для письма занятия, связанные с мелкой моторикой. Пусть дети почаще лепят из глины, пластилина, конструируют, вырезают что-то, даже если похожих заданий в школе нет. Старайтесь показать ребенку пользу полученных знаний: вместе прочитать надпись на пачке печенья или йогурта, посчитать чашки и тарелки на столе.

Как делать домашнее задание

Организация приготовления уроков

  • Строго определенное время занятий. После школы ребенок должен отдохнуть не менее 1,5 часа (пообедать, погулять) и потом приступить к выполнению домашних заданий. Оптимальная работоспособность у многих детей — с 16 до 18 часов.
  • Правильное положение за письменным столом: край стула, на котором сидит ребенок, должен заходить за край стола на 2-4 см, ноги должны свободно стоять на полу, предплечья лежать на крышке стола, спина прямая.
  • Тщательно проветривайте комнату.
  • Позаботьтесь о хорошем освещении (рабочая лампа + люстра в комнате). Расстояние от книги до глаз — 35-40 см. Каждые 20-30 минут необходимо делать перерыв в занятиях. Допустимая продолжительность письма для учащихся в возрасте 7-10 лет — не более 10 минут.
  • Рекомендуемая продолжительность приготовления домашних заданий составляет для учащихся 1-го класса полчаса, в исключительных случаях — час. Оставшееся время можно провести на свежем воздухе. Младшим школьникам рекомендуется гулять не менее 2,5 часа в день.
  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения школьника.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целенаправленность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него что-то может получиться не сразу, это естественно. Помните, что ребенок имеет право на ошибку.
  • Обсудите и составьте вместе с вашим школьником распорядок дня, следите за его выполнением.
  • Поддержите ребенка в желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

Наступает долгожданный момент, когда гостеприимно откроются двери школы. Сколько интересного, чудесного, загадочного ждет вашего ребенка в увлекательном путешествии по стране Знаний! Стать первооткрывателем, ученым, путешественником, приобрести новых друзей и подруг — вот какая захватывающая жизнь ждет первоклассников и вас, дорогие родители! Будьте чуткими наставниками, добрыми друзьями, чуть-чуть волшебниками, не разрушайте в ребенке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний!

Все родители хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, но не спешите что-то сделать за ребенка. Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. На многие вопросы ребенок сам может найти ответ, и неважно, что только путем проб и ошибок. И помните, что самое желанное для маленького ученика — это внимание взрослых.

Как помочь первокласснику научиться соблюдать школьные правила

Поступление в школу – очень важный этап в жизни любого человека. Покупка формы, портфеля, красивых ручек-тетрадочек, бантики, цветы, линейка… А потом выясняется, что это все очень надолго. Более того, «там» еще много чего нельзя, а ведь очень хочется поноситься сломя голову по коридору, поделиться пришедшей мыслью с соседом по парте, радостно прокричать пришедший в голову ответ на вопрос учителя, да просто встать и походить по классу во время урока, в конце-то концов.

К сожалению, необходимость научиться соблюдать определенные правила поведения в школе довольно часто оказывается сложным испытанием для пришедших в школу первоклашек (да и не только для них, чего уж там), затрудняя и без того нелегкий процесс школьной адаптации. Можно ли как-то помочь ребенку в этой ситуации? На мой взгляд, да, безусловно. Именно поэтому я хочу поделиться определенным вариантом (естественно, только одним из возможного разнообразия) построения такой работы.

Читайте так же:  Жертва и жертвенная любовь

Прежде всего, важно создать условия для того, чтобы новоиспеченный ученик понял, зачем вообще нужны все эти правила. Он-то воспринимает их как нечто навязанное и ограничивающее. Для этого можно попросить нарисовать рисунок на тему «Школа без всяких правил». Обычно такое задание вызывает большой интерес, даже азарт. И картинки получаются, нужно сказать, весьма апокалипсичненькие. У малышей обычно все довольно невинно (на прошлой неделе, например, мне нарисовали летающих по школе кошек и собак), а старшенькие деточки создают полотна, вполне достойные быть кадрами хоррор-фильмов с реками крови, бандами нарко-дилеров и прочей душевной атрибутикой. Обычно работа сопровождается довольно бурными эмоциями, и это очень хорошо, потому что, работая над таким рисунком и доводя до абсурда ситуацию отсутствия правил, ребенок получает возможность, в том числе, отреагировать эмоции, связанные с существованием запретов в своей жизни. Обычно подробного обсуждения рисунка даже и не требуется: мысль о том, что правила необходимы, в том числе и для поддержания безопасности, а также для того, чтобы в школе было, в принципе, возможно учиться, лежит на поверхности, и ребенок с легкостью ее формулирует.

Затем можно перейти к обсуждению отдельных правил, которые существуют в школе. Все правила нужно сформулировать максимально конкретно и кратко вместе с ребенком и нарисовать маленький рисуночек-пиктограмму, олицетворяющий каждое из правил. Здесь, как обычно рекомендуют психологи, стоит использовать формулировки без частицы «не», которые не запрещают, а подсказывают, что именно нужно делать (например, вместо «не отвлекаться на уроке», лучше использовать «внимательно слушать учителя»; а вместо «нельзя кричать с места» — «поднимать руку, когда хочешь что-то сказать»).

Когда лист с правилами-пиктограммами будет готов, нужно еще раз обсудить все правила вместе с ребенком, позадавать ему вопросы, которые помогут выработать более «включенное», личностное отношение к правилам, а значит и повысить вероятность их соблюдения. Вопросы, например, могут быть такими: «Какое правило тебе кажется самым важным?», «Что легче всего соблюдать?», «Какое правило для тебя самое сложное?».

В конце работы важно поговорить о том, что может помочь ребенку соблюдать правила. Это может быть какое-то его качество, а может и волшебное средство (волшебный предмет, животное, сказочный герой…). Очень хорошо сделать этот ресурс осязаемым: нарисовать его или вылепить из пластилина, чтобы ребенок мог держать его рядом и обращаться к нему по мере необходимости.

7 мучительных проблем первоклассников. Как могут помочь родители?

Для начинающих школьников 1 сентября – это не только праздник, но и начало одного из самых критических периодов в жизни. Детский психолог Людмила Овсяник рассказала порталу www.interfax.by о том, с какими проблемами сталкиваются первоклассники и как родители могут облегчить их адаптацию к школе.

1. Психоэмоциональный стресс

Первые 2-3 недели – самые сложные для первоклассников. В этот период перенапряжение нервной и других систем и органов ребенка может быть причиной повышенной утомляемости, головных болей и других недомоганий, ухудшения аппетита, проблем со сном, ослабления иммунитета.

Так проявляет себя синдром 7 сентября, о котором знают все педиатры и психологи. «В группе риска дети — астеники, – объясняет Людмила Овсяник.

– Для них особенно важно соблюдение режима дня, полноценный ночной сон, по желанию ребенка – дневной сон, сбалансированное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, посильная физическая нагрузка, спокойная обстановка дома».

Сложности с концентрацией внимания, рассеянность, суетливость, неусидчивость, моторная неловкость – с такими проблемами сталкиваются до трети первоклассников. Расторможенные дети не понимают роли учителя, не способны объяснить, для чего они ходят в школу – как говорят психологи, у них не сформирована учебная мотивация.

Устранить признаки синдрома двигательной расторможенности помогут: уравновешенный режим дня, ежедневные прогулки, успокаивающие ванны, спокойное времяпрепровождение перед сном. Для развития внимания и произвольности необходимо приобщать ребенка к интеллектуальным играм с правилами (шашки, шахматы, нарды, го и др.).

[1]

3. Новые режимные условия

К новому укладу жизни с большим трудом привыкают несамостоятельные и неуверенные в себе дети, которые по тем или иным причинам не посещали детский сад и стали жертвой материнской гиперопеки. Таких первоклассников мучит страх нового и неизвестного (т.н. неофобия). Для того чтобы избавить ребенка от этого страха, требуется работа и ребенка, и родителей — с психологом.

4. Непривлекательные обязанности

Дети с эмоциональной незрелостью тяжело переживают длительное ограничение двигательной активности, настоящей пыткой для них становится выполнение школьных новых обязанностей – иногда трудных, скучных и неинтересных. Родителям следует сосредоточиться на развитии у ребенка волевых качеств. «Позаботьтесь о том, чтобы у вашего школьника были посильные обязанности по дому, а непривлекательную для него работу превратите в увлекательную игру. Так, вместо мытья пола в комнате ребенку можно предложить перевоплотиться в юнгу и отдраить палубу корабля», – приводит пример психолог Людмила Овсяник.

5. Первые неудачи в учебе, реальные и мнимые

Страх перед неуспехом возникает у ребенка, если излишне требовательные родители внушают ему: «Ты всегда должен быть первым!», расстраиваются или наказывают из-за низких отметок. Отсутствие поддержки со стороны самых близких людей он переживает очень болезненно – начинает сомневаться, любят ли его мать и отец, чувствует себя виноватым из-за того, что не оправдывает их ожиданий.

Для того чтобы не допустить подобных психотравм, психолог Людмила Овсяник советует родителям: «Если ребенок испытывает сложности с учебой, прежде всего убедите его в том, что вы любите его просто потому, что он есть, а вовсе не за успехи в школе. Как это сделать? После возвращения ребенка из школы не торопитесь удовлетворять свое любопытство вопросом: «Какую отметку ты сегодня получил(а)?» – лучше расскажите о том, как прошел ваш день, потом ненавязчиво поинтересуйтесь у сына или дочери: «А у тебя что интересного произошло?», чуть позже – «Что нового и интересного ты узнал(а) сегодня в школе?»

Когда ваш школьник корпит над домашним заданием, не критикуйте! Находите повод похвалить его – даже в том случае, если он допускает огрехи и ошибки. Например: «Этот крючок у тебя сегодня здорово получился – гораздо аккуратнее, чем вчера!» Не отказывайте в помощи, если сын или дочь обращается к вам с такой просьбой, но не поддавайтесь искушению сделать домашнее задание целиком – позвольте ребенку испытать удовлетворение от того, что он сам справился с трудной задачей. Ни в коем случае не сравнивайте своего первоклассника с другими детьми – это негативно сказывается на его самооценке».

Читайте так же:  Психопаты и психопатический тип характера

6. Неприязнь или равнодушие учителя

Для ребенка 6-7 лет учитель – такой же авторитетный взрослый, как родители. И если маленький человек не чувствует и не получает доказательств благорасположения учителя, для него это катастрофа. Первоклассник не смог приспособиться к учителю и страдает? Родителям стоит задуматься о смене педагога. «Однако это решение должно быть взвешенным – поддавшись эмоциям, родители рискуют наломать дров. Перевод в другой класс или другую школу – огромный стресс для малолетнего школьника, – предупреждает психолог Людмила Овсяник. – Поэтому важно не предъявлять к учителю завышенных требований. Если он профессионал и не самодур, ребенок постепенно привыкнет к нему».

7. Негармоничные отношения с одноклассниками

Для первоклассника очень важно умение общаться (т.н. социальная зрелость). Оно проявляется в стремлении ребенка устанавливать дружеские контакты со сверстниками, умении подчинять свое поведение правилам коллективной игры и решать конфликты без насильственных действий. В каких случаях родителям стоит насторожиться?

Ребенок постоянно конфликтует с одноклассниками, ввязывается в драки, обижает слабых. Истоки агрессивного поведения следует искать в семье: важно разобраться, какие психологические потребности ребенка родители игнорируют (в любви, в принятии, в общении, в самостоятельности) или чью модель поведения он копирует. Разобраться самостоятельно в этой проблеме родителям может быть не под силу, лучше обратиться к психологу.

Ребенок стал предметом насмешек и издевательств со стороны одноклассников. Это удел детей с низкой самооценкой. Проблемы со здоровьем и дефекты внешности (плохое зрение, лишний вес и пр.), вопреки расхожему мнению, абсолютно ни при чем. Такой ребенок с адекватной самооценкой вполе сможет завоевать авторитет в классе.

Какие родительские ошибки в воспитании приводят к тому, что у ребенка 6-7 лет низкая самооценка? «Недостаток внимания, завышенные требования, частые наказания и унижения, низкий уровень притязаний у родителей, – перечисляет психолог Людмила Овсяник и добавляет: – Если маленький человек часто слышит в свой адрес от самых значимых взрослых: «Ты не умеешь!», «Ты плохой!», «У тебя не получится!», он верит им и вырастает с негативными убеждениями о самом себе. Поэтому родителям следует быть щедрыми на похвалу, искренне радоваться даже скромным достижениям ребенка, стимулировать его самостоятельность в разных видах деятельности».

У ребенка нет друзей среди одноклассников. Если через полтора-два месяца после начала учебного года первоклассник ни с кем из новых товарищей не подружился, родители должны обеспокоиться. Они могут помочь ребенку найти друзей, уверяет психолог Людмила Овсяник: «На примере героев сказок, рассказов, детских художественных и мультипликационных фильмов объясняйте ребенку, как вести себя, чтобы подружиться с тем, кто тебе симпатичен; вместе рассуждайте о том, какими качествами обладает настоящий, верный друг, а какими – плохой, никчемный. Побуждайте ребенка к совместным играм со сверстниками, но не настаивайте, если он сопротивляется – поучаствуйте в забаве на равных условиях с детьми. Не навязывайте ребятам правила игры – пусть они придумывают их сами. Позаботьтесь о том, чтобы игры были несостязательными, без победителей и побежденных – это важно для того, чтобы предупредить конфликты между детьми. В случае ссоры возьмите на себя роль миротворца».

Признаки успешной адаптации ребенка к школе.

Если первоклассник с удовольствием ходит в школу, не испытывает серьезных сложностей с освоением учебного материала, за редким исключением не ищет помощи у взрослых при выполнении домашних заданий и тепло отзывается об учителе и одноклассниках, родители могут быть спокойны: ребенок успешно осваивает новую для себя социальную роль – роль школьника.

Как помочь первокласснику

сайт для родителей

«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях. »

Духовное развитие ребенка

Душевное развитие ребенка

Физическое развитие ребенка

Актуальное

Последние комментарии

Самое популярное

  • Логические и занимательные задачи (300 задач) — 3.4 млн.
  • Что делать, если ребенок не хочет в детский сад — Юлия Василькина — 368.8 тыс.
  • Развитие мелкой моторики у детей — 340.7 тыс.
  • Раннее начало половой жизни. Добрачные связи — 339.7 тыс.
  • Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка — Елена Сосорева — 319.1 тыс.
  • Резус-конфликт во время беременности — 263.9 тыс.
  • Развиваем мелкую моторику у малышей — Ирина Ермакова — 184.4 тыс.
  • Если малыш плачет без причины — Алевтина Луговская — 180.3 тыс.
  • Чтобы ребенок не был трудным — Татьяна Шишова — 143.2 тыс.
  • Ребенку годик: брить или не брить? — 140.2 тыс.

Сейчас в разделе:

Всего записей: 1412

«Первоклассные» проблемы: как помочь первокласснику?

Прошло два месяца с того торжественного дня, когда эйфория сопричастия к «взрослой» жизни захлёстывала первоклассников на первой школьной линейке. Букеты, подаренные первой учительнице, завяли, улыбки заметно потускнели под влиянием реальности школьной жизни. Мы-то с вами знали, что будет всё непросто. Знали, и поэтому основательно готовились к школе, нанимали репетиторов, делая попытку «подстелить соломку» своему чаду.

Но такая «соломка» помогает всего в 10%. Есть такая категория детей — с научным складом ума, мы их называем «ботаниками». Только такие дети переносят адаптационный период в школе почти без проблем. Но сколько таких ребят в одном классе? Один? Два? Остальные дружно демонстрируют полный набор адаптационных проблем. Каков он, этот набор?

— повышенная утомляемость;
— ухудшение аппетита;
— раздражительность;
— слезливость;
— резкие перепады настроения;
— серьёзные проблемы с концентрацией;
— проблемы с осанкой (ребенок «вдруг» начинает сутулиться).

Конечно, перечень далеко не весь, и кто-то из родителей может вполне его дополнить. Но всю совокупность проблем можно выразить всего одним словом: НЕЖЕЛАНИЕ. В ребенке постепенно накапливается нежелание ходить в школу, он сопротивляется столь сильно изменившимся условиям жизни, и он борется с этим, как может. Что делать?

Видео (кликните для воспроизведения).

А причём здесь удовольствие?

Педагоги и психологи в один голос советуют организовать четкий режим жизни и правильное питание одноклассника. Якобы, это действенное средство помощи в адаптации. Но скажите мне, дорогие коллеги-родители, кому этот совет помог? Мне с моей первоклашкой не помог, и не встречала я никого, кому бы он помог. Далее: психологи настоятельно рекомендуют заменить просмотр телевизора и игру на компьютере после школы дневным сном. Вроде бы логично.

Но что мы имеем на самом деле? Мало того, что ребенка нагрузили наитруднейшими школьными заданиями, так еще и привычного, любимого дела лишили. Под предлогом блага для здоровья. Скажите честно, если бы с вами, взрослыми, так обошлись, что бы вы сделали?

[3]

Когда я это поняла, то нашла ключ к решению проблемы адаптации своей первоклассницы. Оно заключается в слове «удовольствие». Именно так! Все дело в том, что мы охотно делаем только то, от чего получаем удовольствие, и особенно это относится к детям. Когда ребенок идет в первый класс, то все родители сознательно или подсознательно начинают паниковать. Они боятся, что малыш не справится, и лишают его всех привычных удовольствий. Надо соответствовать, надо добиваться хороших отметок, надо усваивать все предметы. Надо-надо-надо! А кому надо? Родителям и учителям. Детям – не надо. Они не понимают еще, зачем это надо.

Читайте так же:  Аутентичность или легко ли быть собой

Но они отлично понимают, что такое удовольствие. И я сделала все, чтобы научить свою дочь получать удовольствие от учебного процесса, вообще выбросив из головы это отвратительное слово «надо».

Как это работает, и чего делать не надо?

Начнем с того, чего делать не надо: не нанимайте репетиторов. Это не решает проблему, а увеличивает психологическую нагрузку – такой своеобразный пресс под названием «В жизни нет ничего, кроме школы». Вы сами должны стать репетитором, который никогда не говорит слова «надо», но учит ребенка получать удовольствие от умственной деятельности, от того, что он умеет ставить цель, и достигать её. От того, что он по-настоящему умен.

Вы скажете, что это возможно только для одарённого ребенка? Это не так. У моей дочери была дисграфия, с которой не смогли справиться логопеды, после чего я отказалась от их услуг, и сама стала репетитором для своей дочери. Я поняла: если буду учить свою дочь ради того, чтобы ее учитель похвалил, «ради школы», то у меня ничего не получится. И тогда я стала учить ее ради нее самой. У нас получилось, потому что мы работали с ней вместе, и потому, что я научила ее получать удовольствие от учёбы. Теперь она учиться полностью самостоятельно.

Не лишайте своего ребенка привычных удовольствий – это второе важное условие. Потому что со стороны все выглядит так, как будто его наказали за то, что он пошёл в школу. Пускай будет не всё так мрачно. Как бы ни хотели психологи уложить ребёнка спать днем, он не заснет. Хочет смотреть телевизор – пускай смотрит, но конечно, не долго. Главная задача – создавать для него хорошее настроение, и поддерживать его в процессе выполнения домашнего задания.

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе

(Психологическая готовность родителей первоклассников к обучению ребенка в школе).

Первоклассник в школе встречается с совершенно новыми для себя задачами: необходимостью соответствовать непривычным требованиям, усваивать нормы школьной жизни и новые виды деятельности, выстраивать отношения с учителем и с коллективом сверстников. Но, кроме всего этого, малыш сталкивается с определенными ожиданиями и чувствами родителей. Как тревожные, так и радужные родительские переживания достаточно ощутимо влияют на то, как сложится его школьная жизнь.

Во-первых, ребёнок легко заражается родительскими эмоциями.

Во-вторых, всякий опыт его успеха или неудачи сопровождается родительским откликом, имеющим огромное значение для малыша. Ведь школьные достижения – его первые по-настоящему самостоятельные шаги во внешнем мире. Ребёнку очень важно в этот период чувствовать, что родители не разочарованы в нем, что он не подвёл их.

Поэтому, несмотря на то, что родители не участвуют напрямую в жизни школы, их незримое присутствие в ней постоянно ощущается. Даже если занятость не позволяет родителям достаточно часто интересоваться событиями в школе, они в значительной степени влияют на адаптацию ребёнка к школьной жизни и выстраивание внутренней позиции школьника, которая определяет ответы на вопросы: «Что я могу?» и «К чему мне стремиться?». Часто на основе одного — двух эмоционально окрашенных эпизодов формируется вся платформа отношения малыша к своему школьному будущему.

Отношение родителей к учебе ребёнка в наибольшей степени определяется двумя вещами:
— ожиданиями, которые связываются с ребёнком и его будущим;
— общим отношением к школе как социальному институту. Последнее во многом определяется собственным опытом обучения в школе.

Для одних родителей первый день ребёнка в школе – желанный праздник и повод для ностальгии. Глядя на новенький ранец и нетронутые тетради, они вспоминают множество ярких, насыщенных эмоциями дней. Пусть в школьные годы у них были не только победы, но и поражения; пусть часто приходилось нелегко, но школа для них всегда была богатым источником жизненного опыта и положительных переживаний.

Другие родители вовсе не готовы сказать уверенное «да» школе. Они по себе помнят, что школьная жизнь является постоянным источником забот и тревог для всех членов семьи. В этот момент часто не только детям, но и родителям кажется, что радужное детство осталось позади. А впереди труды и печали и бурное море школьных невзгод. Собственный опыт учёбы в школе для таких родителей — постоянный источник малоприятных воспоминаний. Даже выбрав для своего ребенка лучшую школу из всех возможных, мама или папа может чувствовать неприязнь к ней и непрерывную тревогу о будущем ребёнка.

Отношение к оценкам и достижениям ребёнка также во многом связано с тем, как учились сами родители. Бывшие отличники достаточно уверенно ждут от своих детей таких же успехов. Те, кто учился менее успешно, чаще тревожатся о том, как будет успевать ребёнок. Если в школе у родителей оценки были чаще плохие, чем хорошие, а в жизни они все-таки добились успеха, они, скорее всего, позволят и малышу учиться так, как получается. А если родитель объясняет свои школьные промахи тем, что в детстве недостаточно много работал, то он с большой долей вероятности будет требовать от ребёнка прилежания и ждать хороших оценок.

Чем стабильнее родительские ожидания, тем более яркими будут эмоции, когда появятся первые настоящие оценки ребёнка. В этот период легко возникают беспокойство и тревога, оптимистичный настрой начала года может смениться строгой требовательностью и разочарованием (в ребёнке или в школе).

[3]

Важно помнить, что в течение первого года обучения дети не всегда показывают свои действительные способности. Слишком многое нужно освоить сразу, одна неудача способна затмить собой все другие достижения. Помните, что в этом возрасте познавательный интерес детей ещё довольно неустойчив. Дети сильно зависят от оценки и одобрения старших, а особенно таких значимых людей как родители. У первоклассников очень велика потребность чувствовать себя хорошими и успешными. Если эта часть самоощущения ставится под сомнение, ребёнок не может действовать конструктивно. И это уже, в свою очередь, будет причиной дальнейшего неуспеха.

Постарайтесь заранее задуматься о том, какое отношение к учёбе и школе вы готовы передать вашему ребёнку. Вернитесь ненадолго в прошлое, проанализируйте свои чувства. Если что-то в школьном прошлом вызывает у вас неприязнь или тревогу, поищите корень проблемы со своей нынешней, взрослой позиции. Если вы сможете осознать, в чем причины вашего негативного опыта, у вас получится, тем самым, дать шанс ребёнку на другой вариант школьного пути, без негатива. А если в вашем прошлом осталась прекрасная и любимая школа, постарайтесь, делясь с ребёнком радостными чувствами, помнить о том, что учиться на самом деле может быть непросто. По крайней мере, не всегда удается получать удовольствие от учёбы и общения с самого начала. Излишний оптимизм в сочетании с теми трудностями, которые могут поначалу возникать у ребёнка, способен сослужить не лучшую службу. Любой может почувствовать себя неудачником, если ему покажется, что другие легко справлялись с тем, что ему сделать не удается.

Читайте так же:  Семейные конфликты есть ли способы их минимизировать

Важно помнить, что желаемые серьёзные достижения вашего малыша – дело будущего, ваша школьная жизнь – дело прошлого. В данный момент, пока ребёнок в первом классе, вам очень важно сконцентрироваться на настоящем. Видение будущего у детей младшего школьного возраста обычно достаточно туманно, большая часть эмоций связывается с сегодняшним моментом и очень недалёким будущим. Позвольте и себе, и ребёнку в этот период более интенсивно жить сегодняшним днем. Это не значит, что нужно забыть о планировании и учете перспектив, это значит включенность в переживание актуального. Старайтесь чутко реагировать на происходящее в данный момент: когда нужно – ободрить, поддержать, придать уверенности в себе, в другой ситуации – оказать помощь в выполнении задания или дать совет. Ни в коем случае не стоит прибегать к созданию мотивации через запугивание: «это только начало», «завтра будет хуже», «и это ещё легко!» и так далее. Настоящая уверенность в себе рождается в тот момент, когда ребёнку удается, наконец, решить задачу, которая ещё недавно казалась очень трудной.

Понимать, что происходит в данный момент, вам помогут два «В»:ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ и ВКЛЮЧЕННОСТЬ. Даже если вы очень заняты на работе, внимательно выслушав ребёнка, на короткий срок, включившись в его ситуацию, вы сможете помочь ему справиться с текущими проблемами и неприятностями.

Спокойно и конструктивно действовать, если ребёнок переживает какую-то трудную ситуацию, помогут три «П»: ПРИНЯТИЕ, ПООЩРЕНИЕ, ПОДДЕРЖКА. Очень часто первые школьные трудности спровоцированы именно отрицательными эмоциями. Помогите ребёнку справиться с тяжелыми чувствами. Вспомните, как часто вам в детстве хотелось, чтобы мама или папа просто посочувствовали вам, поддержали и утешили в тот момент, когда вам трудно. И помните, что всякий человек имеет право на ошибку. Работа над ошибками, их осознание и память о них помогает не сделать их вновь. Взрослому человеку проще, чем ребёнку отставить в сторону свою тревогу или погасить гнев. Даже если ребёнок совершил проступок, не стоит давать волю своим эмоциям. Лучше спокойно объясните ему, как расстраивает вас сложившаяся ситуация. Это позволит и ребёнку спокойнее посмотреть на сложившуюся ситуацию, понять и запомнить, как следует действовать на самом деле.

Итак, вы, дорогие родители, можете оказать вашим первоклассникам неоценимую помощь. Проанализируйте свой опыт и свои ожидания и отодвиньте их в сторону. Постарайтесь делить с ребёнком его чувства, вместе с ним жить в настоящем и, по возможности, принимать спокойно любую ситуацию. Со временем вы увидите, как эти простые меры приносят богатые плоды.

Психолог школы «Лучик»
Владимирская Анна Борисовна.

Повышаем успеваемость первоклассника: как помочь неуспевающему первокласснику хорошо учиться?

Для каждого родителя поход в школу ребенка является ответственным моментом, ведь он только вчера лепил в песочнице куличики, а сегодня гордо несет на крохотных плечах рюкзак. Поэтому вопрос, как помочь первокласснику привыкнуть к школе и школьным обязанностям, стоит у родителей на первом месте. Ниже и пойдет речь о том, как помочь первокласснику хорошо учиться, какая мотивация и похвала должна идти от родителей.

Практически все родители мечтают о том, чтобы их чадо было вундеркиндом и приносило со школы только высокие отметки. Кроме того, ребенок, по их мнению, должен быть задействованным во всех секциях и кружках, занимая первые места. Но, к сожалению, гениями становятся не все, поэтому родители должны добиваться того, чтобы их ребенок рос в меру спокойным и воспитанным.

Для того чтобы ребенок хорошо учился и всесторонне развивался, его нужно приучать к режиму и строгой дисциплине. Для этого нужно воспользоваться такими советами:

— Если ранее малыш жил без режима, с наступлением школы он обязательно должен быть, и ему нужно следовать, только не через день или два, а всегда. Стоит потратить один из вечеров для того, чтобы взять ватман с красками и на нем, вдвоем с ребенком, составить режим дня.

Важно, чтобы эта «процедура» проводилась с ребенком, иначе он со многими пунктами может не согласиться и объявить бойкот.

— Вставать по утрам нужно не позже, чем за 30 минут до выхода из дома, если хочется полежать в кроватке некоторое время, не стоит лишать его этой возможности, так как плохое настроение с утра может растянуться на весь день. Ванные дела, в которые входит умывание, чистка зубов
и зарядка, должны так же быть включенными в режим. Для первоклассника очень важным является завтрак. Желательно, чтобы это была любая молочная каша, а также батон с маслом и сыром. Если ребенок отказывается от завтрака, сладкий чай или какао с бутербродом тоже подойдет. Родители должны позаботиться о том, чтобы их чадо полноценно питалось в школьной столовой, чтобы у него хватало заряда бодрости и активности на все школьное время. Стоит помнить, что яблоко, принесенное из дома, не заменит ему тарелки горячего супа.

— Как правило, первоклассников провожают и встречают домой родители. Это время стоит использовать для построения планов и целей на грядущий день и разбору того, как их выполнить.

— Для того чтобы первоклассник хорошо учился, ему нужен отдых. Непосильные нагрузки негативно отражаются на детском организме, в итоге он может дать сбой. Поэтому после окончания уроков нужно хорошенько прогуляться, несколько раз обойти свой дом, покушать и поспать. Если ребенок не захочет ложиться на дневной сон, можно просто полежать в тишине без телевизора и любимого гаджета. Даже пол часа дневного сна или обычного тихого лежания с мамой прибавят ребенку энергии, и с новыми силами он сядет за выполнение уроков.

— Как помочь первокласснику хорошо учиться, если он записан в три кружка? Обыкновенно, нужно отказаться от ненужных занятий и оставить только то, которое действительно пришлось по душе ребенку. Но если и одна секция будет препятствовать спокойному обучению в школе, и от нее пока стоит отказаться на определенный промежуток времени. Главное для первоклашки в данный момент – получать удовольствие от учебного процесса.

— После того как уроки выучены, можно вместе заняться приготовлением ужина. За час до сна
следует обязательно отказаться от активных игр и прочих мероприятий, выкупаться, включить ночник и обсудить прошедший день.

Как показывает практика, с такими простыми советами ребенок быстрее адаптируется к школе и не потеряет интереса к выполнению заданий.

Как помочь первокласснику хорошо учиться, если диктует условия он, а не родитель? Никак. Если мама или папа отступает от режима хотя бы один раз, хитрец будет шантажировать постоянно. Нужно спокойным, но в то же время твердым голосом напомнить ребенку о том, что правила нельзя нарушать, так как они были составлены вместе, и вместе их необходимо придерживаться.

Читайте так же:  10 заповедей успешной женщины

Какой должна быть мотивация для школьника

Родители должны позаботиться о том, чтобы при упоминании о школе ребенок не впадал в отчаяние. К примеру, можно пообещать, что если первоклассник закончит четверть хорошистом,
то вся семья отправится в аквапарк или же в кинотеатр на просмотр интересного фильма.

Можно внести в обыденную жизнь дух соревнований. Ведь родители тоже в душе хотят оставаться детьми, поэтому мама или папа могут пообещать первокласснику, что если он будет красиво писать в тетради по несколько строчек самым красивым почерком или что-то в этом роде, то родители нарисуют натюрморт или займутся вышивкой красивой иконы. Как правило, детям очень нравится, когда родители обещают им что-то взамен, это служит отличной мотивацией для хорошей учебы. Главное – не забыть выполнить обещанное, иначе никакой мотивации не будет.

Еще одна мотивация – похвала. Психологи советуют хвалить первоклассника даже за самый обычный пустяк, для него это очень важно. Если он решил сам пример или же прочел без ошибок строку – это тоже повод для похвалы.

Когда родители с пеленок мотивируют ребенка, то он вырастает целеустремленной личностью, такой, которая знает, чего хочет от жизни. Любовь родителей способна творить чудеса, поэтому не нужно хранить свои чувства к малышу внутри, думая, что он «сядет на голову»,
наоборот, родительская любовь должна быть бескрайней и не иметь границ.

Довольно ответственно следует подойти к покупке школьных вещей. В первую очередь, стоит обратить внимание на одежду. Она должна быть максимально удобной, иметь крупные пуговицы и такую же молнию. Если ученик не научился завязывать шнурки, не стоит в первый день учить
его этому. Лучше всего купить обувь на липучках или ту, которая имеет легко застегивающий замок. Для хрупкой спины ребенка подойдет только ранец с ортопедической спинкой, он равномерно распределит нагрузку на обе стороны.

Правильно делают те родители, которые дарят ребенку к первому сентябрю будильник и обыгрывают подарок, говоря, что это личный помощник, который не даст проспать в школу. Следует помнить,
что вес ранца вместе с учебниками не должен превышать 1,5 кг.

С маленьких лет необходимо приучать ребенка к порядку и ответственности, у него всегда должна быть сложенная одежда и тетради. Так как детки идут в первый класс в шесть лет, у них доминирует игровая деятельность. Поэтому для того чтобы ребенок быстрее выписался, нужно придумывать ему те задания, которые связанные с мелкой моторикой. К примеру, это может быть и лепка из глины и пластилина, складывание пазлов, конструкторов и так далее. Также приветствуется вырезание, даже если оно отсутствует в школе.

Родители должны ежедневно показывать первокласснику, что польза от его знаний огромная. К примеру, можно вместе читать надписи на печенье или йогурте, считать чашки или тарелки на
столе.

Как правильно делать домашнее задание

— Делать уроки нужно только в строго определенное время. Как было указано выше, после работы нужно покушать, отдохнуть и только потом приступить к учебе. Как показывает практика, оптимальное время для занятий – с 16 до 18 часов.

— Помещение, в котором ребенок будет заниматься, должно обязательно быть хорошо проветренным.

[2]

— Ребенок должен правильно сидеть за столом: с прямой спиной и свободно стоящими на полу ногами. Очень важно расстояние глаз от книги, от 35 до 40 см, за этим нужно следить постоянно, чтобы избежать проблем с позвоночником и развития близорукости. После того как пройдет 30 минут занятий, рекомендуется делать небольшие перерывы око 10 минут.

— Общая продолжительность выполнения домашнего задания для первоклассника составляет пол часа, в некоторых случаях – час. Оставшееся время желательно проводить на свежем воздухе с интересными и увлекательными играми.

— Что касается того, должны ли родители присутствовать во время того, когда ученик 1 класса выполняет домашнее задание, ответ однозначен: должны. Только участие родителей такое: они должны посмотреть, правильно ли ребенок понял задание и как он собирается его выполнять. Но ни в коем случае нельзя выполнять задание самостоятельно, за ребенка, считая, что так будет
быстрее. В результате, первоклассник поймет, что можно ничего не делать, за
него все сделают домочадцы, и охота к учебе вовсе пропадет. Не стоит забывать о похвале, каждое самостоятельно выполненное задание должно быть положительно отмечено. После того как пройдет пару недель, под каким-либо предлогом стоит оставлять ребенка на некоторое время одного, чтобы он сам справлялся с частью
уроков.

Памятка для родителей: как помочь
первокласснику учиться

— Ребенок каждого родителя идет в школу для
того, чтобы учиться и добывать знания. Когда человек учится, у него могут
случаться ошибки, поэтому если первоклассник столкнется с трудностями, ему
нужно помочь, а не отругать. Возможно, не все получится сразу, это естественный
процесс и ничего постыдного в этом нет.

— Первоклассника нужно поддерживать каждый
день в стремлении стать школьником, заинтересованность родителей в школьных делах
поможет ему быстрее адаптироваться к школьному процессу.

— Для того чтобы добиться успеха в каком-либо
деле, надо трудиться. Поэтому нужно донести до школьника, насколько важны для
него знания.

Видео (кликните для воспроизведения).

В заключение стоит добавить, что
для первоклассника нужно быть хорошими наставниками и добрыми друзьями, чтобы гостеприимные
двери школы не пугали его, а наоборот, радовали, ведь в школе он не только
приобретет новые знания, но и обретет настоящих друзей и подруг.

Источники


  1. Леонов, В. Как правильно воспитать своего мужа / В. Леонов. — М.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2013. — 248 c.

  2. Анатолий Некрасов Путы материнской любви / Анатолий Некрасов. — Москва: ИЛ, 2015. — 256 c.

  3. Бахадори Ах уж эти супруги! Секрет счастливого брака / Бахадори. — М.: Диля, 2014. — 568 c.
  4. Архипова, Елена Кризисы семейной жизни / Елена Архипова. — М.: Фарес, 2008. — 112 c.
  5. Тасуева, Татьяна Королева мужских сердец. Мужчина и Женщина. Мужчина vs Женщина (комплект из 3 книг) / Татьяна Тасуева и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 784 c.
Как помочь первокласснику
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here