Как помочь ребенку приспосабливаться к внешнему миру

Сегодня обсуждаем тему: как помочь ребенку приспосабливаться к внешнему миру с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Как помочь детям адаптироваться в окружающем мире?

Чтобы адаптироваться в окружающем мире, нужно его хорошо знать.

Знакомить ребёнка с окружающим миром начинают ещё с пелёнок. Вначале малыш знакомится с родной речью, когда родители с ним разговаривают, поют колыбельные, рассказывают сказки. Затем, с 1-1,5 года ребёнок знакомится с окружающими его предметами, игрушками, узнаёт их назначение.С 1.5 — 2 лет учится конструировать, создаёт реальные постройки из кубиков (башни, домик).

[1]

С 2,5- 3 лет начинает знакомиться со своим телом (кукла похожа на него, у неё также как у малыша есть ручки, ножки).Малыш на бумаге уже может изобразить окружающий его мир в виде домика с трубой или травки для зайчика.

Чем старше становится ребёнок, тем более сложные задачи ставят перед ним родители- дети узнают профессии людей, друзья (общение, социальные отношения), этикет, планета Земля, космос, вселенная, народы мира и т.д.

Если своевременно давать детям знания об окружающем мире, знакомить с правилами поведения в обществе, то у ребёнка не будет особой проблемы в адаптации к окр. миру, потому что он будет его знать, будет с готовностью узнавать его дальше.

Как помочь ребенку лучше адаптироваться в окружающем мире.

Пожалуй, все согласятся, что обеспечение комфорта и безопасности собственных детей — первоочередная задача каждого из нас. Причем, речь идет не только о физическом аспекте, хотя и он, конечно, чрезвычайно важен и жизненно необходим. Но существует и так называемая эмоциональная безопасность

, то есть нормальное, адекватное и верное восприятие ребенком самого себя, окружающего мира и своего места в нем. Не стоит забывать, что малейшее несоответствие тех или иных показателей может привести к серьезным психоэмоциональным проблемам. Так, ребенок чрезмерно опекаемый взрослыми, вырастет оторванным от реальности, несамостоятельным, а потому очень уязвимым к различного рода стрессовым ситуациям. Тот малыш, кого напротив в самого рождения приучали к мысли,что мир жесток, вряд ли сможет искренне радоваться каждому прожитому дню или верить в то, что окружающие не хотят причинить ему зла. Так как же отыскать золотую середину в воспитании ребенка? Как научить его правильно расставлять приоритеты, уметь противостоять неблагоприятным воздействиям, верить в добро, при этом не терять бдительности и контроля над собой?

Тут-то мы и должны проявить свою родительскую смекалку, предусмотрительность и, конечно, бесконечное терпение и такт. Первым встает вопрос — с какого возраста необходимо показывать ребенку, что не все в этой жизни может подчиняться только его желаниям? Как утверждают детские психологи, ребенок в возрасте 2- 3 лет уже отлично понимает, что такое «плохо», а что «хорошо». У него уже достаточно сформированы понятия о добре и зле, о правде и вымысле. К этому возрасту малыш сам неоднократно становился участником тех или иных жизненных ситуаций — он сталкивался с родительским запретом, если пытался получить дополнительную порцию запрещенного лакомства, успел не поделить игрушку в песочнице, играя с соседским малышом. И все эти процессы контролировались вами, происходили при вашем активном участии и непосредственном вмешательстве. Так разве не сможет этот маленький, но уже достаточно «опытный» человечек, понять и принять ту информацию, что вы попробуете ему донести?

Разрушать сказку, созданную вами же, очень и очень нелегко. Поэтому не стоит бросаться в крайности и рубить с плеча, откровенно раскрывая малышу глаза на окружающий мир. Делать это нужно очень плавно и тактично. Вот несколько советов, которые помогут в этом непростом воспитательном процессе.

Воспитываем играя.

1. Пока ваше общение с ребенком преимущественно носит игровой характер. Так ловите момент! Сейчас самое подходящее время, чтобы сообщить малышу многие «взрослые» вещи, практически не отрываясь от игры. В ваши ежедневные занятия включайте ситуации такого рода — посмотри, медвежонок заболел, он чувствует себя нехорошо, наверное, он не сможет пойти поиграть с другими зверятами. Или — видишь, какой зайчонок жадина, давай скажем ему об этом, а если он и потом не захочет делиться, просто не будем с ним больше играть! И таких примеров при желании можно придумать массу. Самое главное, чтобы малыш в простой игровой форме учился (конечно, пока с вашей помощью) находить выход из различных непростых ситуаций. Возможно кому-то из родителей подобные меры покажутся несвоевременными или даже ненужными и жестокими. Однако, детские специлисты утверждают, что данные упражнения помогают более успешно и легко справиться ребенку с негативными впечатлениями, полученными в самостоятельной, взрослой жизни, когда вас, к сожалению, может и не оказаться рядом в самый сложный момент.

2. Приобщайте ребенка к детской мировой литературе. Большинство произведений построены на художественном приеме — «плохо — хорошо», или иначе на борьбе добра со злом. Важно не упустить в момент прочтения той или иной сказки этот плавный переход от трудностей, с которыми пришлось столкнуться главным героям, к долгожданной, заветной цели. Отдавайте предпочтения тем произведениям, где победа была действительно заслуженной и требовала определенных усилий (а не происходила по чудесному мановению волшебной палочки). К сожалению, все большее число детей попадает под власть упорно навязываемого мифа, что можно всего добиться практически не прикладывая никаких усилий, лишь при помощи волшебства. Мягко и тактично объясните малышу, что как любая техника волшебная палочка может сломаться — вот тогда придется действовать полностью самостоятельно, а для этого стоит многому научиться и многое уметь.

3. Сколько бы не было преимуществ в домашнем воспитании, но ребенок, как бы то ни было — существо социальное, поэтому ему просто необходимо находиться среди сверстников и посещать дошкольное учреждение. Статистика показывает, что дети, лишенные в самом раннем возрасте контакта с ровестниками, труднее сходились с людьми в более старшем возрасте, сложнее адаптировались во взрослом мире. Даже если вы ярый сторонник самостоятельного воспитания своего малыша, уделите пристальное внимание тому, чтобы он как можно чаще и ближе общался с детьми своего возраста, настаивайте на его совместных играх с точно такими же детьми (на спортивной площадке, у ваших родственников или знакомых). Не повредит и близкий контакт с детьми чуть старше его — это плавно переведет ребенка на новый возрастной этап.

Процесс воспитания ребенка — это порой настоящее искусство, требующее и вашего дипломатического таланта, и тонкого знания психологии. Очевидно, что знакомить малыша с реалиями окружающего мира необходимо уже в самом раннем возрасте. Однако, что бы вы не пытались приподнести своему любимому малышу, помните главное — он должен быть на все сто проентов уверенным, что во всех ситуациях, при возникновении различного рода проблем, у него есть мощная поддрежка и защита. Это вы — его преданные друзья и заботливые родители.

Памятка для родителей. Советы, как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОУ

Екатерина Копылова
Памятка для родителей. Советы, как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОУ

Памятка для родителей. Советы как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОУ.

1. Позитивный эмоциональный настрой.

• Очень важно говорить и рассказывать ребёнку про детский сад в положительном ключе, особенно про воспитателя — это вторая по величине фигура после мамы. На своём примере показывайте доброжелательные отношения к педагогу-воспитателю. Желательно, чтобы ваша речь была искренняя и эмоционально подкреплена. Дети отзывчивы на эмоциональное выражение чувств.

• Если по каким — то причинам вас не устраивает действия педагога, лучше сразу прояснить обстановку. Не затягивать и не копить негатив, открытые и доброжелательные отношения помогут всем участникам адаптации. Пробуйте конструктивный подход в разрешении разногласий.

• Не тревожьтесь зря, подготовьте себя морально ко всем проявлениям чувств вашего ребёнка. Не показывайте, что волнуетесь. Чрезмерная гиперапека, тревожность родителей может усложнить благоприятное прохождение адаптации. Дети хорошие наблюдатели и интуитивно развиты, мгновенно чувствуют настроение окружения и подхватывают цепную реакцию.

Читайте так же:  Откровенная беседа как научиться говорить о своих чувствах

• Будьте готовы к болезням. Адаптация может быт не только психологическая, но и физиологическая, ребёнок может часто болеть. Обычно череда «болячек» заканчивается через два, три месяца, но иногда при тяжелой — затяжной адаптации может продлиться до года. Запаситесь терпением.

2. Действовать сообща.

• Создайте уютный эмоциональный климат в семье комфортный для проявлений бурных реакций, капризов. Дайте понять своему чаду, что его примут таким, какой он есть, что его любят и понимают. В острых ситуациях старайтесь отстаивать свою позицию, говорить спокойно и внимательно с ребёнком. Если ситуация дошла до пика вашего терпения, не отстраняйтесь, сохраняйте терпение. Предоставьте ребёнку выплеснуть эмоции. В большинстве случаев мамины любящие объятья и ласковые поцелуи решают все капризы.

• Бабушка, тёти или другие родственники тоже могут помочь. Если у мамы с ребёнком близкая эмоциональная связь и расставание в саду тяжело переносить для обоих, что бы облегчит этот момент, приглашайте всех кого ребёнок принимает, но прощается спокойно.

[3]

• Прислушивайтесь к рекомендациям педагога-воспитателя и специалистов ДОУ, совместная работа приведёт к хорошим результатам.

• Не скрывайте значимую информацию об особенностях развития вашего ребёнка, сокрытие важных фактов усложнит взаимодействие и усугубит прохождение адаптации ребёнка.

3. Самостоятельность и общение.

Ребёнку будет проще, если у него сформированы навыки самообслуживания (одевается или часть гардероба умеет сам одевать, кушает, просится в туалет). Бывает и такое, что малыш не умеет сам себе помочь, важно научит ребёнка просить о помощи взрослого, если у него что-то не получается. Подготовьте ребенка к общению со сверстниками, научите знакомиться с другими детьми и меняться игрушками.

• Познакомьтесь с правилами ДОУ: режим дня, меню, правила поведения и организованная деятельность в группе, прогулка. Домашний режим приблизьте к условиям, которые устроены в ДОУ.

• Почитайте книжки про детский сад; Г. П. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей», С. Маршак «Детки в клетке», Изд. САМОВАР «Детский садик» сборник стихов, Изд. КАРАПУЗ, Карина Овсепян «Я иду в детский сад: Проблемы адаптации», Ольга Громова «Зайка идет в садик. Посмотрите мультфильмы; «Смешарики: Детский сад», «Комаров», «Свинка Пеппа», «Как Петя Пяточкин слоников считал», «Фрэнклин и его друзья».

• Поиграйте в детский сад в куклы, а также создайте игровую ситуацию «воспитатель и ребёнок». После детского сада пройдитесь по территории сада, рассматривайте, исследуйте окружающий мир.

• Погружайте ребёнка в среду детского сада постепенно (посещение в первую неделю от 1,5 до 4 часов, вторая неделя от 4 до 6 часов).

• Соблюдайте систематичность и последовательность (не пропускайте детский сад из-за плохого настроения или лени, ели это не вызвано болезнью).

• Заведите ритуал прощания, который будет повторяться каждый день, 5-ти минут будет достаточно (Пример ритуала: теплые объятья и ласковые поцелуи, пожелания хорошего дня или договоренность с ребёнком о чем-то, интересные рукопожатия).

• Не перегружайте ребёнка после сада развлечениями походы в кино, музей, игровые комнаты, этим вы ещё больше нагружаете нервную систему. Лучше после сада побыть в домашней обстановке.

МБДОУ «ДСКВ № 7 «Дарование»

Как помочь ребенку раннего возраста адаптироваться в детском саду Адаптивные реакции детей весьма индивидуальны и зависят от таких характеристик как стиль семейного воспитания, особенности семейных отношений,.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду Адаптация – это процесс привыкания, организма к новым условиям. В течение этого периода детям нужно будет привыкнуть к: Незнакомым.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду. К трём годам большинство родителей отправляют детей в детский сад, и это становится настоящим испытанием для них. Несмотря на то, что ребенок.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание родители, считая чуть ли не нормой ежеутренний.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию данный материал в продолжении предложенной ранее программы работы по психолого-педагогическому.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку в адаптации» Поступление в детский сад – первое серьёзное испытание для малыша, его родителей и педагогов. Взрослые в семье переживают, волнуются, но.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку в период адаптации» Консультация для родителей на тему: «Как помочь ребенку легко адаптироваться к детскому саду» Подготовила: воспитатель Казимирова.

Консультация для родителей «Как сказать «Нет» ребёнку» Уважаемые родители, каждый из вас, ежедневно слышит от своих маленьких детей: «Почитай сказку!», «Купи мне эту игрушку!», «Поиграй со мной!».

Рекомендации для родителей «Как помочь застенчивому ребенку» Застенчивый ребенок Преодоление застенчивости у детей. Застенчивые дети выглядят удивительно похоже. Опущенная голова, сутулые плечи,.

Родительский лекторий «Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?» Цель. Помочь родителям разобраться в трудностях, которые испытывает их ребёнок в период адаптации к обучению в школе. Задачи: Познакомить.

Как помочь ребенку приспосабливаться к внешнему миру

сайт для родителей

«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях. »

Духовное развитие ребенка

Душевное развитие ребенка

Физическое развитие ребенка

Актуальное

Последние комментарии

Самое популярное

  • Логические и занимательные задачи (300 задач) — 3.4 млн.
  • Что делать, если ребенок не хочет в детский сад — Юлия Василькина — 368.7 тыс.
  • Развитие мелкой моторики у детей — 340.6 тыс.
  • Раннее начало половой жизни. Добрачные связи — 339.7 тыс.
  • Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка — Елена Сосорева — 319 тыс.
  • Резус-конфликт во время беременности — 263.9 тыс.
  • Развиваем мелкую моторику у малышей — Ирина Ермакова — 184.4 тыс.
  • Если малыш плачет без причины — Алевтина Луговская — 180.3 тыс.
  • Чтобы ребенок не был трудным — Татьяна Шишова — 143.2 тыс.
  • Ребенку годик: брить или не брить? — 140.2 тыс.

Сейчас в разделе:

Всего записей: 1412

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому нам, родителям, надо подготовить и себя, и ребёнка к этому нелегкому испытанию.

Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы в нерешительности, никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты.

Бесспорные плюсы

Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.

Неизбежные минусы

Кроме положительного опыта общения ребенок получает и негативные модели поведения: одни дети учатся ябедничать, подлизываться, другие – командовать и указывать, третьи – подчиняться. 8 часов предельного напряжения всех сил маленький человек просто не выдерживает. Он становится агрессивным, раздражительным, плаксивым. В результате такого перенапряжения ребенок заболевает. Частые простуды – неизбежный спутник детсадовского ребенка.

Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама сегодня может себе этого позволить.

Готовимся к первому дню

Начните издалека. К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему.

Читайте так же:  Как работать с трудностями до похода к психологу

Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). Придумайте свой ритуал прощания. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.

До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство уверенности в себе, а это невозможно без развития самостоятельности. Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок, кушать, играть. Помогите ему научиться всем этим вещам. Поиграйте с ребенком в игру «Давай познакомимся, поиграем», ролевые игры учат малыша общаться, выражать свои мысли, строить предложения. Конечно, все дети разные. Общительный и улыбчивый малыш в садике может оказаться молчуном. Нельзя однозначно предсказать, какой будет детская реакция и как сложится этот непростой период в его жизни.

Как скоро ребенок привыкнет к садику?

Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.

Родителям важно знать, что некоторые дети так не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.

Почему дети так часто болеют в детском саду?

Как укрепить защитные силы ребенка?

Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому саду– закаливание. Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени проводит на свежем воздухе, купается в природных водоемах, бегает босиком. Важно, не забросить это «полезное дело», когда лето закончится. Пусть ребенок ходит дома босиком, моет посуду, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде. Замечательно, если вы организуете регулярные посещения бассейна.

Психологи советуют родителям в период адаптации ребенка к детскому саду:

1.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

2. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

4. Щадить его ослабленную нервную систему.

5. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить просмотр телевизионных передач.

6. Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

7. Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

8. Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

9. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

Видео (кликните для воспроизведения).

10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обращаться к детскому врачу или психологу.

В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом .

Как помочь ребенку научиться самообладанию?

Самообладание — это умение управлять собой, своими чувствами и действиями, нести ответственность за них. Это очень ценное свойство личности, но его не так просто развить даже взрослому человеку. И если его с детских лет не научить управлять собою, во взрослой жизни это будет сделать намного труднее. Потому что только в детстве психика ребенка сверхгибкая и восприимчивая к любой информации, она быстро впитывает знания, вырабатывает навыки, умения и адаптируется к внешней среде.

Первые знания о мире и о самом себе ребенок получает от близкого окружения — родителей и родственников. Они постоянно находятся рядом с малышом. Своим примером они показывают, как нужно себя вести. Реакции взрослых людей на раздражители, поведение в конфликтах, интонации голоса, жесты, темп речи, часто повторяющиеся фразы — все это откладывается в сознании ребенка и используется им в жизни. Он понимает, когда его хвалят, когда ругают, пытаются остановить, если впереди опасность. Он слышит оценки людей о самом себе, так формируется его образ. Все это важные этапы воспитания. И именно через них закладываются основы личности.

Начинать воспитание ребенка нужно с самого рождения. Воспитателем может быть любой человек. Если нет родителей, то этим занимается кто-то из родственников. Быть педагогом и воспитателем — это очень ответственная роль и очень сложная. Так как для ребенка источником знаний является близкий человек-взрослый, то этот источник передаст ему такие навыки и свойства характера, которыми обладает сам. Если взрослый человек тревожная, эмоционально неустойчивая личность, то его состояние может быстро отразиться на ребенке. Страхи взрослого человека будут передаваться и малышу. Если, например, мама постоянно повышает голос, ругается матом, кидает предметы, плачет, то для малыша это будет болезненным испытанием, которое скажется на его развитии и надолго останется в бессознательном. Он даже может захворать и стать капризным или вялым. Он будет смотреть на мир и видеть в нем страдание и агрессию. В будущем наблюдая за импульсивностью и несдержанностью родителей, дети будут повторять их поведение. Если родители постоянно пугали ребенка, то он может остаться пугливым на всю жизнь.

Если же родители спокойные, понимающие и любящие люди, то ребенок примет от них эти качества и они помогут ему быть успешной и гармоничной личностью.

Поэтому воспитание самообладания ребенка начинается с личности взрослых людей, которые находятся рядом, будь то родители или люди, заменяющие их. То есть родители должны быть сами примером для подражания своему ребенку.

1. Говорить спокойно, доброжелательно, без упреков, угроз и обвинений. Излагать свои мысли понятно и доступно. Только так ребенок может услышать и понять взрослого.

2. Всегда выполнять обещания, отвечать за слова, действия и доводить дело до конца. Чтобы ребенок учился ответственности, честности и развивал свою волю.

3. Объяснять ему причины возникновения тех или иных ситуаций, причины наказания, гнева родителей и многих других событий. Чтобы ребенок понимал, что именно сделал не так.

[2]

4. Вести единую политику воспитания. То есть между родными в семье не должно возникать хотя бы видимых противоречий и конфликтов. Если родители спорят друг с другом о подходах в воспитании, то лучше это делать без ребенка. Потому что если мама будет ругать, а отец будет защищать ребенка от матери, то она станет противником, потеряет свой авторитет и уважение в глазах ребенка и он перестанет ее слушаться.

5. Всегда давать ребенку право выбора. Например, сказать: «Ты можешь сделать уроки сейчас, а потом бежать играть на улицу и больше не думать о домашнем задании. Или можешь сейчас идти, но придя домой будешь сидеть за уроками до ночи, ляжешь поздно, не выспишься и усталым пойдешь в школу». Даже если ребенок выберет второе, то на завтра ему действительно будет тяжело вставать, в школе будет клевать носом. Он поймет, что родители были правы. В следующий раз он будет слушать их внимательнее и доверять им.

Читайте так же:  Заложники ненаписанных сценариев

6. Относиться к ребенку, как ко взрослому. Спрашивать у него советов, обращаться за помощью, привлекать к совместной деятельности, делиться секретами. У каждого ребенка должны быть свои обязанности: учиться в школе, помогать маме убирать в доме каждое воскресение, встречать бабушку на остановке и т.д.

7. В семье должны быть свои правила и традиции, распорядок дня и дисциплина. Чтобы ребенок умел подчиняться определенным правилам и бережно относится к родному дому. Например, в доме не принято повышать голос и использовать агрессивные обидные слова. Или каждую субботу все родственники собираются вместе за столом и дети тоже должны присутствовать, даже если им не хочется и они капризничают.

Спешить в обучении самообладанию и требовать от ребенка мгновенных результатов не стоит. Ведь он проходит свои этапы развития и на первых парах ему может быть физически трудно справляться с требованиями окружающей среды. И конечно, сам ребенок может волноваться по этому поводу и испытывать сильное напряжение. Поэтому любовь и понимание родителей помогут ему преодолеть трудности в управлении собой и сделают этот процесс комфортным и эффективным.

В дошкольном периоде ребенку трудно управлять чувствами и желаниями, потому что большие полушария мозга еще только развиваются, и они плохо контролируют подкорковые зоны, которые побуждают ребенка вести себя несдержанно, импульсивно и позволяют ему реагировать моментально на внешние раздражители, не анализируя ситуацию. По мере взросления у него будет появляться все больше осознанности и понимания происходящего. А значит ребенок уже не будет просто рефлекторно реагировать, например, на какой-то яркий объект, а будет уже понимать, что это такое и для чего он ему нужен.

В дошкольном периоде ведущей деятельностью ребенка является игра дома, на детской площадке, в детском саду. Именно она активно развивает ум, чувства, произвольность действий. Чем больше детей вовлечено в игру, тем чаще ему приходиться подчиняться и подстраиваться под общий игровой сценарий. И ребенок действует уже не под влиянием мимолетных желаний, а руководствуется правилами игры.

Кроме игры дошкольник может выполнять простые задания под руководством родителей и воспитателей. Так он будет обогащать свой жизненный опыт, учиться действовать сообща, уважая интересы коллектива, формируя навыки целеустремленности, усидчивости, взаимопомощи, терпения.

Посещение детского садика является важным моментом в развитии навыка самообладания. Там тоже существует определенный режим дня, правила поведения. К тому же в этой среде рядом не бывает родных людей, конфликты и различные задачи ребенок пытается решает сам с помощью своих навыков. А значит в этой среде он может полностью раскрыть свой потенциал и быстро развиваться. Потому что именно в критических условиях идет мобилизация сил человека и полное проявление всех его знаний и умений.

К 7 годам ребенок вступает в период ученичества. Здесь самообладание развивается за счет осознанной, целенаправленной учебной деятельности. И родителям нужно помочь ребенку адаптироваться к школе и дать ему понять, что обучение для него сейчас самое приоритетное занятие.

Глубокое осознание своих чувств и действий происходит с 14-15 лет, когда полностью сформирован интеллект. С ним и приходит полное осознание своих поступков. Но здесь подросток сталкивается с другими трудностями. Период взросления сопровождается нарушением гормонального фона, физиологической перестройки организма. Начинается формирование личности, вступление во взрослую жизнь. Это ввергает человека в кризис и многочисленные стрессы. Подросток становится чувствительным, раздражительным, бунтует против авторитета родителей, завоевывая свою свободу и доказывая свою взрослость.

Здесь выдержка и понимание родителей играет такую же важную роль. В этот период подростку очень нужна любовь и уважение к его интересам и потребностям. Ему нужна поддержка родных, даже если он показывает свою холодность и безразличие в ответ на заботу и внимание. В этот период идет его самоопределение, формирование его собственного восприятия себя как личности, чему способствует активное общение со сверстниками.

[3]

В эти периоды жизни ребенка родители, школьные психологи и преподаватели могут научить его самоконтролю с помощью методов релаксации, поведению в конфликтах, помочь ему определиться с жизненными целями, выстроить правильные приоритеты и ценности, научить понимать себя, свои чувства и желания.

С помощью своих жизненных историй, веры в подростка и его успех, родители могут помочь ему изменить взгляд на кризисную ситуацию, научить позитивному мышлению и поднять его самооценку. Все это тоже является неотъемлемой частью навыка управления собой.

Сталкиваясь с жизненными испытаниями, мы учимся самообладанию все время, в каждой новой ситуации. Поэтому и ребенок тоже будет продолжать учиться и оттачивать эти навыки все время с помощью родителей и самостоятельно. И каждое новое испытание будет закалять его и давать новый опыт для дальнейшего развития.

Родители и дети

Больно осознавать, что ваш малыш, в силу имеющихся у него физических или психических проблем, никогда не станет полноценным человеком. Однако это не мешает вам его любить, причем очень часто больных детей любят больше, чем здоровых… Как себя вести, как помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру? Об этом рассуждает психолог Ксения Аверина.

— Родителям ребенка, который является умственным или физическим инвалидом с рождения, приходится пройти через нелегкий выбор, — говорит специалист. — Как правило, еще в роддоме от новорожденных с синдромом Дауна или ДЦП предлагают отказаться. Никто и никогда не осудит вас, если вы откажетесь от ребенка, который наверняка не станет полноценным членом общества. Но тем не менее, многие все же забирают таких детишек домой и растят их.

Случается и иначе. Ребенок рождается вроде бы нормальным, но по мере того как он растет, у него проявляется отставание в развитии, или аутизм, или признаки физической деградации. Иногда инвалидность вызывает травма, полученная в детстве. Порой в такой ситуации родители пытаются пристроить детей-инвалидов в специальные интернаты, и их тоже нельзя за это осуждать. Так как не у всех есть возможность отдавать свое здоровье, силы и энергию больному ребенку, не все могут обеспечить своему чаду постоянный присмотр и соответствующий уровень медобслуживания.

Так или иначе, если вы все же решились воспитывать ребенка-инвалида самостоятельно, будьте готовы к тому, что ресурсов на него уйдет куда больше, чем на обычного ребенка. Он, скорее всего, не сможет обойтись без вашей помощи, вам предстоят постоянные походы по врачам. И, конечно, придется тратить кучу денег на лекарства, процедуры, консультации… Причем отдачи, вероятнее всего, не будет никакой. Ребенок, о котором вы всю жизнь заботились, не сможет заботиться о вас в старости. Он навсегда останется только объектом заботы.

Но тяжелее всего будет столкнуться с непониманием окружающих. Приготовьтесь к тому, что ваши родственники, коллеги, друзья могут упрекать вас за то, что не оставили ребенка в роддоме или не сдали в интернат и тем самым испортили себе жизнь…- Вам необходимо четко выразить свою позицию, — советует Ксения Аверина. — В ответ на упреки отвечайте: «Да, это мой собственный выбор. Это мой ребенок, я его люблю и сделаю все для того, чтобы облегчить ему жизнь!» После этого вряд ли у кого-то найдется что добавить…

Если ребенку поставили диагноз, попытайтесь собрать как можно больше информации о нем. Используйте Интернет, читайте книги, найдите лучших специалистов по этому профилю и обратитесь к ним за консультацией. Например, дети с синдромом Дауна, если с ними заниматься, делают потрясающие успехи! Соберите группу поддержки. Постарайтесь узнать о других семьях, где есть дети с подобным диагнозом, встречайтесь с ними, обменивайтесь информацией и опытом. Если в вашем городе, например, таких нет, отыщите соответствующие сообщества в Сети.

Если у вашего ребенка лишь легкая форма инвалидности, то можно попробовать отдать его в обычный детский сад и школу. Очень часто таким детям удается неплохо адаптироваться к жизни среди здоровых людей. Ребенка, страдающего более серьезной формой заболевания, лучше отдать в коррекционный садик или школу. Детям с проблемами опорно-двигательного аппарата предоставляется возможность учиться на дому.

Читайте так же:  Наши убийцы или не надо париться

Если ребенок слабовидящий или слабослышащий, то, возможно, следует подумать о помещении его в интернат, где его обучат необходимым навыкам и помогут приспособиться к окружающему миру. Разумеется, находиться в интернате он будет только на время учебы.- Ошибка многих родителей детей-инвалидов в том, что они уверены в ограниченных возможностях своего ребенка, — говорит психолог. — А между тем, следует поощрять инициативу таких детей. Постарайтесь по возможности научить ребенка самого себя обслуживать — есть, пить, одеваться, умываться. Пусть даже у него на это будет уходить гораздо больше времени, чем у здорового, и делать это он будет не совсем стандартными способами, но главное — достигнутый результат!

Обращайте внимание на интересы ребенка, старайтесь их поощрять. Например, если он увлекается компьютером, купите ему книги по программированию. Можно попробовать поучить его рисованию, иностранным языкам… Не исключено, что впоследствии он найдет себе удаленную работу — программистом, веб-дизайнером, переводчиком, и сможет сам зарабатывать на жизнь.- А главное — учитесь находить в ситуации положительные стороны, — рекомендует Ксения Аверина. — Получайте радость от того, что ребенок вам улыбается, что-то рисует или мастерит, делает пусть неуверенные, но шаги к самостоятельности…

Терпения вам и удачи!

Читайте также:

Не забудьте присоединиться к нам в социальных сетях:

Мы рады новым подругам и их комментариям 🙂

Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?

Фото с сайта montessori-orel.ru

«Первый раз в первый класс» – тревожное социальное событие в жизни ребёнка. Как помочь ему справиться со стрессом?

Поступление ребёнка в первый класс – неизбежный для каждой семьи и достаточно критический момент, который нарушает привычный ход вещей и заставляет всю семью приспосабливаться к новым условиям, утверждают психологи. Для разных семей он проходит по-разному, но это всегда непросто. Большинство первоклассников поступают в школу из детского сада, где был очень спокойный режим – с ними играли в игры, водили на прогулки, они спали днём. А в школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом режиме нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, и к ним начнёт применяться новая система требований, к которой они не привыкли. Кроме этого, маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место.

Опыт родителей, практических психологов и школьных учителей показывает, что не все дети готовы к этому. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, социальная адаптация оказывается очень трудна, в основном из-за того, что личность ребёнка, способная слышать, понимать и подчиняться школьному режиму, нормам поведения и обязанностям, ещё не сформировалась.

Именно поэтому многие первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. И, конечно же, начинают часто болеть. В первые недели и месяцы школьного обучения особенно часты жалобы детей на усталость, головную боль, они становятся раздражительными, капризными, плаксивыми, истеричными. Снижается аппетит, дети теряют в весе, плохо спят.

У многих детей в это время формируется устойчивое чувство страха перед посещением школы (вплоть до повышения температуры каждое утро), нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям, негатив и страхи, связанные с недостаточными способностями.

Все эти симптомы носят названия «адаптационная болезнь», «школьный шок» и «школьный стресс».

Три группы первоклассников

Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше. Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе. Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.

Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.

Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации. Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.

И третью группу составляют «трудные» дети. Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.

Типичные проблемы первоклассников

Хроническая неуспеваемость

Часты случаи, когда неуспеваемость ребёнка по основным предметам в школе связана с отношением родителей. Например, ожидание и даже требование от ребёнка только хороших оценок и демонстративное недовольство тем, что он с чем-то не справляется. Ребёнок становится «хорошим», когда у него получается, и «плохим», когда приносит плохие отметки. Многие родители при этом уверены, что это правильное воспитание и таким образом они стимулируют ребёнка лучше учиться, но на самом деле под влиянием такого оценочного поведения у первоклассника снижается уверенность в себе и повышается тревожность, возникает дополнительный страх вызвать недовольство домашних. Это приводит к волнению, ухудшению его концентрации и дезорганизует его при выполнении домашних заданий, что приводит к неудаче в школе. Каждая новая неудача вызывает осуждение дома, тревожность нарастает, и получается замкнутый круг, в котором ребёнок может начать бояться проявлять себя и привыкает к роли неудачника. У таких детей неуспеваемость становится хронической.

Как правильно поступать: не реагируйте слишком эмоционально на плохие и хорошие отметки своего ребёнка. Ругать его за неудачи и хвалить за успехи – не та практика, которая поможет ему сейчас. Ему нужна ваша добрая поддержка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.

Уход в себя

Это ситуация, когда ребёнок формально присутствует на уроке, но в то же самое время будто бы отсутствует. Он не воспринимает материал, не слышит и не выполняет задания учителя. При этом это не связано с тем, что его внимание занято посторонними занятиями и предметами, скорее, это уход в себя и в свой внутренний мир, в воображение и фантазии. Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания и любви дома, и, не находя поддержки во внешнем мире, они склонны уходить в лучший, вымышленный.

Что нужно делать: чаще всего в такой ситуации родителям необходимо пересмотреть в целом свои отношения с ребёнком, постараться уделять ему больше внимания, интересоваться его играми, играть вместе с ним, разговаривать с ним, стараться не оставлять его надолго одного.

Негативные выходки

Демонстративно негативное поведение, специально для того, чтобы позлить взрослых, получение удовольствия от совершения чего-то запретного, нарушения общего порядка, вызывание на себя гнева со стороны учителей, срывание уроков. На таких детей часто жалуются не из-за неуспеваемости, а за плохое поведение и нарушения дисциплины. При этом взрослые наказывают его, но парадоксальным образом для такого ребёнка это действует как поощрение и стимулирует его продолжать вести себя именно так. Такое поведение характерно для детей с повышенной потребностью во внимании. Позитивным образом привлечь повышенное внимание взрослых проблематично, поэтому они привлекают негативным и испытывают удовлетворение, когда это у них получается. На самом деле истинное наказание для таких детей – лишение внимания. Имеет смысл при реакции на выходки такого ребёнка это учитывать.

Читайте так же:  Коровы убивают или рак наступает!

Как правильно поступать: как и в предыдущем случае, лучшим вариантом для родителей здесь будет пересмотреть свои отношения с ребёнком, понять, где они потеряли с ним связь и не уделяли ему достаточного внимания дома. И, конечно, лучший рецепт – ласка, любовь, понимание и приятие.

Вербализм

Высокая степень развития речи при задержке мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и чаще всего связан с прикладыванием родителями больших усилий к тому, чтобы ребёнок быстрее научился хорошо говорить – читать книжки, стихи, сказки, выступать с этим перед взрослыми и так далее. При этом развитие образного и логического мышления отстаёт.

Бойкая речь и чёткие ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые постоянно поощряют за это ребёнка, и у него формируется высокая самооценка при достаточно средних способностях к решению более глубоких логических или образных задач. Естественно, в школе это вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны винить ребёнка за неуспешность – «ты же умный, почему ты не понимаешь?» – и заставлять ребёнка больше заниматься, вызывая у него неуверенность и тревожность. А это, как уже было описано выше, приводит к хронической неуспеваемости и страху перед школой.

Как правильно поступать: необходимо уделять больше времени развитию мышления ребёнка. Заниматься с ним музыкой, рисованием, конструированием, лепкой. Основная тактика здесь: сдерживать речевой поток и стимулировать продуктивные виды деятельности.

Постоянные заболевания

Одно ОРВИ сменяет другое, у него или неё болит то голова, то живот, странные дерматиты и высыпания, ребёнок становится капризным, плаксивым, плохо спит. При выполнении домашних заданий он хочет есть, спать или у него что-то болит, при этом в период выходных или каникул, когда он играет в компьютер или с друзьями, никаких недомоганий не проявляется. Причина здесь одна – ребёнок не хочет ходить в школу. И его организм с ним полностью согласен.

Что нужно делать: постоянно оставлять ребёнка дома и лечить одно его психосоматическое заболевание за другим – плохая тактика. Этим можно очень серьёзно подорвать детское здоровье. Придётся выяснить – что именно вызывает нежелание вашего ребёнка идти в школу? Это не сложившиеся отношения с одноклассниками или неуверенность в себе, страх перед получением негативных оценок или предпочтение своего внутреннего мира и привычного домашнего одиночества шумному внешнему миру школы, в который он никак не может вписаться – докопаться до истины имеет смысл. Не бойтесь в таком случае обратиться к школьному или независимому детскому психологу.

Лень

Обычно под тем, что учителя и родители называют ленью ребёнка, скрывается сразу несколько совершенно разных процессов.

Неуверенность в себе – «я не буду делать, потому что у меня все равно не получится», но так как делать заставляют – «я буду оттягивать всё настолько, насколько смогу». Этот процесс легко распознаётся, если в ситуациях, не связанных с обучением, ваш ребёнок обычно шустрый и не медлительный.

Как правильно поступать: прекратить обвинять его за неудачи и, возможно, пересмотреть своё отношение к этому, потому что, если вы умолчите искусственно, ребёнок все равно считает ваше осуждение по невербальному каналу.

Особенности темперамента – возможно, ваш ребёнок трудится добросовестно, просто он делает это по-своему и несколько медленно, а родителям кажется, что ему лень шевелиться, они начинают его подгонять, раздражаются и проявляют недовольство. Ребёнок при этом чувствует, что он не нужен, что он «не такой».

Как правильно поступать: если ваш ребёнок медлителен в целом, вы не поможете ему ничем, подгоняя его. Это может измениться со временем, а пока примите его темперамент и, если нужно, останавливайте учителей, которые пытаются слишком подгонять его.

«Я не знаю, как делать» – и высокая тревога, связанная с этим чувством, иногда расценивается родителями как лень. Например, ребёнок никак не напишет фразу, потому что он глобально не уверен, как и что надо писать. Почему он боится уточнить – это следующий вопрос. Но из-за того, что он всё время не уверен, он увиливает от любого ответственного действия или бесконечно оттягивает его.

Как правильно поступать: выяснить, чего он так боится. Сделать неправильно или задать вопрос? Почему он этого боится? Не требуете ли вы от него слишком много? Не осуждаете ли вы его?

Избалованность – ребёнок ленится, потому что не приучен к дисциплине и привык делать только то, что ему нравится.

Как правильно поступать: только в этом случае метод заставления действительно работает.

Общие рекомендации

В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать.

Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления. Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное. Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.

Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.

Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.

Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно. Отводите его в школу и встречайте его. Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.

Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!

Видео (кликните для воспроизведения).

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Источники


  1. Нарушевич, Руслан Консультации психолога. Семья, дети, работа. Ведическая психология. Книга 2 / Руслан Нарушевич. — М.: Ведананда, 2013. — 416 c.

  2. Матвеева, Наталья Освобождение от иллюзий. Легкие шаги к жизни-мечте. Счастье быть женщиной (комплект из 3 книг) / Наталья Матвеева , Римма Хоум , Маруся Светлова. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 816 c.

  3. Курпатов, А.В. 7 настоящих историй. Как пережить развод / А.В. Курпатов. — М.: Олма Медиа Групп, 2014. — 748 c.
  4. Образцова, Л. Н. Энциклопедия семейного счастья / Л.Н. Образцова. — М.: АСТ, Сова, Харвест, Кладезь, 2012. — 576 c.
  5. Биркгофф, Г. Математика и психология / Г. Биркгофф. — М.: [не указано], 2016. — 971 c.
Как помочь ребенку приспосабливаться к внешнему миру
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here