Как преодолеть страх оценки

Сегодня обсуждаем тему: как преодолеть страх оценки с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Навязчивый страх плохой оценки: что делать?

В своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что дети и взрослые так сильно акцентируют внимание на результате, что в итоге страдает сам процесс. И в случаях со школьными оценками происходит «поломка» мотивации — вместо учебы ради знаний и открытий, чувства компетентности и уверенности в себе получается учеба ради мнения, ранга и статуса. Загвоздка еще в том, что на оценку влияют разные факторы, многие из которых ребенку не подвластны (подготовка учителя, его настроение, шум в классе и т.д.). Такое отношение только усиливает чувство беспомощности, зависимости и ведет к невротизации. А здесь, как говорил герой к/ф «Асса», главное не стёкла, главное — ощущать себя зрячим человеком.

Хорошо помню удивление 8-летнего мальчика в разговоре об оценках. Из-за страха получить «не то», он затягивал выполнение домашних заданий, некоторые и вовсе не записывал в дневник, стал более рассеянным на уроках. Успеваемость закономерно ухудшалась. На мой вопрос, что же такое оценка, он не нашел, что ответить и сильно задумался. Тогда я предложила взгляд на оценку как на показатель того, как человек постарался и чему еще надо уделить внимание. (Это не умаляет ее значимости, но передает ответственность и возможности ученику). «Мне еще никто такого не говорил», — радостно и удивленно сказал мальчик. На следующих сессиях он стал более активным и спонтанным, а репетитор, которого собиралась нанимать мама, не понадобился. С мамой мы тоже говорили об отношении к оценкам.

Детский страх оценки — это всегда продолжение тревог и ожиданий взрослого. И, говоря о детях, я говорю для взрослых.

Изначально, они не боятся оценки, они боятся реакции взрослых. Особенно младшие школьники, которые только начинают этот путь, целиком сливаясь с тем,что они делают. «Я настолько хорош/плох, насколько хорошо/плохо ты реагируешь на то, что у меня получается» — вот ведущая установка этого возраста. Чтобы лучше понять состояние ребенка, спросите у себя:

  • Насколько вам важно мнение собственных родителей, начальника, коллег и друзей?
  • Что вы чувствуете, когда понимаете, что совершили ошибку?
  • А что при этом делаете?
  • Насколько вы способны удерживать напряжение, когда вас критикуют или сравнивают с другими?

Если родители вовремя не скорректируют свое отношение к процессу обучения и успеваемости, то страх получить неугодную оценку примет генерализированную форму и начнет «жить свой жизнью» — в виде навязчивых движений, соматических симптомов, утрате интереса к учебе или, наоборот, чрезмерном застревании на своих школьных успехах и неумении принять проигрыш.

Как в этом случае помочь ребенку? Поделюсь идеей упражнения, которое возникло спонтанно в работе с мальчиком (9 лет, 4 класс) и его мамой, ожидающей от сына 10 баллов (для продолжения обучения в престижной гимназии необходимо сдать экзамены и предъявить безупречный аттестат). И мальчик вроде бы способный, и учиться ему интересно, и надежд столько на него возложено родителями и учителями. Только цена такого аттестата — невроз навязчивых движений. Сам факт оценки вызывает у него напряжение.

Я предложила ему. превратиться в оценку. В 8 баллов, например, ведь они уже нежелательны дома. И станцевать два танца — «Танец деревянной восьмерки» и «Танец восьмерки из желе». Если танцевать трудно, то пройтись по комнате в этих образах, побегать, постоять на месте. Предлагая, я исходила из соображения, что, «превратившись» и «оживив» цифру, ребенок вернет себе напряжение, которое проецирует на нее и выразит его через игру и движения. А изображая «врага» в разных физических состояниях — от твердого до желеобразного, чередуя процессы возбуждения-торможения, снимет мышечное напряжение. К тому же это повод проявить фантазию: придумать свой вид оценок (из чего сделаны) и поуправлять ими.

Вот так из совместного творчества родилось терапевтичное упражнение.

[2]

Говоря из собственного опыта ученика (два диплома с отличием) и преподавателя — важно понимать, что оценка есть не буфер в общении между двумя людьми, а отражение меры совместных или личных усилий.

Страх оценки со стороны. Как преодолеть?

1) Не доказывать людям, что я лучше, чем есть на самом деле. Жить просто и легко, какая я есть.
Сегодня я интересная, веселая, через минуту могу разозлиться, устроить переворот, а завтра буду такой, какой сама еще не представляю.
Принимайте меня такой, какая я есть))
Себя такую я очень люблю!

2) Не делать что-то напоказ, для других людей, что внутри подогревается желанием получить их одобрение, положительную оценку, понравиться.
Внутри себя «поймать» желание понравиться и усилием воли переключить свое внимание на СЕБЯ В СИТУАЦИИ и свои чувства.

3) Никогда не винить и не обвинять себя!
«Если я это сделала, значит мне нужно было это сделать!», т.е. в любой ситуации ищу выгоду для себя. Главное — это Я!
Любое наше действие — это результат наших мыслей, мировоприятия и отношения к окружающим людям, и это степень нашей любви к себе.
Поиск выгоды для себя — это понимание уроков и самих людей, через которых пришли уроки, это формирование своих положительных качеств, это преодоление страхов, это познание себя в ситуации и др., то главное, что каждый определит для себя сам.

Страхи оценок

Страх оценок бывает двух видов: страх негативной оценки и страх не внимая окружающих.

Страх негативной оценки(застенчивость)

Люди, боящиеся негативной оценки, могут вести себя по-разному, но самой частой формой поведения является застенчивость. Застенчивость можно также отнести и к страхам социальных контактов, однако наиболее важным фактором для застенчивого человека выступает именно страх перед негативной оценкой.

Как писал в своей монографии главный эксперт в этой области Филип Зимбардо, «быть застенчивым значит бояться людей, особенно тех, от которых по какой-то причине исходит эмоциональная угроза: незнакомцев из-за их неизвестности и неопределенности; начальства, наделенного властью; представителей другого пола из-за потенциальной возможности интимного контакта». Автор также говорит о том, что источником застенчивости может быть страх, испытанный человеком в детстве. Обжегшись однажды этот человек начинает боятся социальных контактов и оценок окружающих.

Некоторые психологи считают, что застенчивость и страх — явления совершенно разного уровня, например, толковый словарь русского языка С.Ожегова и Н.Шведовой определяет застенчивого человека как «стыдливо-робкого, смущающегося», что, хотя и не идентично «трусливому», однако имеет крайне схожий смысл. Сам Ф.Зимбардо пишет, что застенчивость может принимать разные формы — от небольшого неудобства до беспричинного и даже панического страха.

Близким родственником страха негативной оценки является страх осуждения окружающими. Это означает что в сознании человека на первом месте стоит мнение социума, а не результат самой деятельности. Человек считает, что в случае ошибки в его делах он будет подвержен всеобщему осуждению. Как утверждает Д.Бернс, человек испытывающий страх осуждения настолько боится стать изгоем, что становится на самый низкий уровень амбиций в своей деятельности и живет по принципу «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

Читайте так же:  Что нам должны наши дети

К страхам оценок также относятся страх говорить в новом обществе, что заставляет отнюдь не глупых людей молчать, вместо того чтобы насладится обществом и общением. Для девушек присущ страх негативной оценки из-за старой или немодной одежды и отсутствия украшений.

Страх невнимания со стороны других людей

Этот страх присущ демонстративным и истеричным людям, которые крайне расстраиваются, когда внимание публики достается не им. Таким личностям все равно как привлечь это внимание: написать красивую песню или разбить вазу любимой бабушки — главное для них оставаться в центре внимания. Это связано с боязнью стать серыми, обычными и незаметными, поэтому они выбирают работу, связанную с публичными выступлениями и становятся политиками, артистами, писателями, поп-звездами и т.д.

Как преодолеть страх оценки?

Жить, покоем дорожа,
Пресно, скучно, простоквашно;
Чтоб душа была свежа,
Надо делать то, что страшно.
И.Губерман

В своих письмах и на консультациях вы часто задаёте вопрос о том, как справиться с собственным страхом того, что подумают и как оценят вас другие люди.

Чаще этот вопрос возникает в подростковом возрасте, однако для многих взрослых людей он продолжает оставаться актуальным.

Постоянная тревога о том, что подумают значимые близкие, способна существенно испортить жизнь.

Страх оценки приводит к тому, что вы:

  • оказываетесь неспособны реализовать желанный проект, получить карьерное повышение, начать новое дело;
  • отказываетесь от успеха в работе, жизни, отношениях;
  • и вообще стараетесь «не высовываться».
  • Словом, самое грустное и травмирующее последствие страха оценки – остановка творческой активности. Эмоции не дают сделать ни шагу вперёд. Требуется много сил и энергии, чтобы преодолеть себя и начать движение.

    Что такое страх оценки.

    Оценка и разного рода оценочные суждения – это социальный регулятор, задача которого – так организовывать наше с вами поведение, чтобы общество могло существовать и по возможности развиваться. То есть, чтобы люди как минимум не причиняли разный вред друг другу. И как максимум относились друг к другу с вниманием, уважением и доброжелательностью.

    А страх оценки – это наш эмоциональный ответ на действие этого регулятора. Базируется он на проявлении инстинкта самосохранения. Памятуя о полученном в эволюции опыте, этот инстинкт сигналит о том, что если ты, милый друг, окажешься вне человеческого сообщества, то погибнешь. А потому, будь добр, оставайся чувствителен к требованиям других людей и подстраивай своё поведение под эти требования.

    Что мы с вами успешно и делаем.

    В этом месте скажу крамольную вещь. Страх оценки нам пока нужен. Это действенный и необходимый инструмент, стабилизирующий жизнь сообщества. Не будем себе льстить, мы пока далеко не венец эволюции. И много чем грешны по отношению к своим ближним и дальним.

    Хитрость в другом.

    Дело в том, что чувствительность к оценочным суждениям может трансформироваться во внутренние регуляторы (совесть), а может превратиться в травмирующий опыт. И вместо того, чтобы ограничивать наши антисоциальные наклонности (не убий, не укради, не наступи на ноги ближним своим в общественном транспорте), начинает блокировать нашу творческую энергию, интеллектуальный и жизненный потенциал.

    И вот только в этой точке требуется психотерапевтическая или психологическая работа.

    Встречаясь с клиентами, испытывающими страх оценки, я часто слышу фразы , которые они принесли с собой из детства:

  • «Молчи, за умного сойдёшь»,
  • «Куда ты со свиным рылом в калашный ряд»,
  • «Нос не дорос»,
  • «Самый умный, что ли?»,
  • «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»,
  • у коллеги-психотерапевта в статье встретила шедевральную фразу-пример: «Чем выше лезет обезьяна, тем ярче виден голый зад» 1 .
  • Все эти послания когда-то были призваны предохранить юное поколение от получения травм, однако сами стали травмой. Привели не только к остановке «плохих», опасных действий, но и к остановке творческой, продуктивной активности.

    От чего, по сути, и мучается взрослый человек, когда приходит на консультацию психолога с жалобой на страх оценки.

    Что делать-то со страхом оценки?

    Страх оценки, как и любой другой страх, преодолевается действием. Одна из техник самопомощи – техника «Пошагового риска».

    Например, вы боитесь выступать. Вам кажется, что если вы выйдете на сцену, то все увидят и, более того, скажут в глаза, что вы некомпетентны и вообще «не самый умный» в озвучиваемом вопросе.

    Суть техники «пошагового риска» состоит в том, чтобы преодолевать страх постепенно, начиная действовать в безопасных условиях.

    Например, начните тренировать своё выступление в полном одиночестве. Когда внутреннее волнение утихнет, рискните выступить перед зеркалом. Если этот этап преодолён, потренируйтесь на коте или, если вы уже достаточно осмелели, на лояльных близких. Можно их предупредить, чтобы не смели говорить ни слова критики, а только поддерживали вас.

    И так, постепенно, набираясь внутренней решительности, а заодно развивая навык выступления перед аудиторией, вы доберётесь до состояния, когда вас не будет смущать присутствие большого количества людей.

    И здесь скрыта хитрость.

    Дело в том, что пока вы тренировались, помимо навыка говорения, вы развивали внутреннюю поддержку и уверенность в себе.

    [3]

    Человек, испытывающий страх оценки, как правило, очень самокритичен. Однако эту самокритику он не сильно склонен признавать, а предпочитает «делегировать» её другим. В психологии такое «делегирование» называется проекцией. Проекция – это механизм приписывания другим людям взглядов, слов, убеждений, которые человек не принимает в самом себе.

    Так вот, если вы сами не очень верите в свою компетентность и способность публично выступать, но эту неуверенность от себя скрываете (чаще неосознанно), то вы скорее столкнётесь со страхом оценки.

    Страх оценки вы сможете преодолеть тем удачнее, чем лучше обнаружите и присвоите собственные проекции. И заодно разовьёте способность к поддержке самого себя.

    Образно говоря, если сравнить критичность и самоподдержку с двумя руками у спортсмена, то когда страх оценки силён, спортсмен напоминает этакого добровольного инвалида, у которого «рука» самокритики растренирована до чемпионских объёмов, а рука самоподдержки вялая и безжизненная с напрочь атрофированными мышцами.

    Поэтому, чтобы страх оценки снижался, в дополнение к тренировке действием хорошо бы использовать технику «Счастливого атлета»: перестать прокачивать «руку» самокритики, а начинать развивать «руку» самоподдержки до тех пор, пока не появится баланс, пока внутренний «спортсмен» не станет гармоничным и действительно «атлетичным».

    Сделать это можно, используя ещё одну технику – «Обучение по моделям» (это уже не я придумала, а умницы-психологи когнитивно-бихевиорального направления).

    Когда-то в своей жизни вы научились быть самокритичными и «не высовываться». И у вас были модели, которые показывали вам, что именно такое поведение «хорошо и правильно». Но ситуация изменилась. И если от старых привычек отказаться трудно, то неплохо бы найти себе поддержку, людей, чьё поведение демонстрирует другую модель поведения. Ту, которая кажется вам привлекательной и которой вы хотите научиться.

    Читайте так же:  Осознание проблемы в организме с помощью внутреннего слуха

    Человек развивается через подражание другим. Как ребёнок, так и взрослый. Приходя в какую-либо группу, мы начинаем вести себя так же, как ведут её участники.

    Находите тех, чьи взгляды и чьи способы жизни вам близки и симпатичны. Пробуйте делать как они. И постепенно изменится не только поведение, но и отношение к самому себе. Пройдёт страх.

    Таким образом, используя все техники вместе, вы сможете помочь себе в преодолении страха оценки и запустить свою творческую активность, начать делать то, что вам действительно хочется, к чему стремится ваша душа.

    Страх оценки – это проявление инстинкта самосохранения в ответ на регуляцию нашего поведения со стороны сообщества.

    Страх оценки полезен до тех пор, пока он помогает сдерживать наше антисоциальное поведение. И вреден там, где он начинает блокировать творческую и интеллектуальную активность, мешает реализовывать жизненный потенциал.

    В этом случае с ним надо работать.

  • Преодолеть страх оценки можно, если «идти на страх»: делать то, что страшно, начиная с доступных этапов, с малых шагов.
  • Преодолеть страх оценки можно, если найти внешнюю поддержку желаемому поведению и развивать способность к самоподдержке и одновременно перестать тренировать способность к самокритике.
  • Преодолеть страх оценки можно, если найти людей, демонстрирующих желаемое для вас поведение и поддерживающих вас на пути изменений.
  • Как избавиться от страха оценки и неуверенности в себе?

    Что мешает проявлять себя более свободно и непосредственно?

    Каждый из нас хотя бы раз в жизни чувствовал себя неуверенно и боялся оценки окружающих.

    Мы постоянно сталкиваемся с этим в жизни: в школе — когда нужно ответить у доски или написать контрольную, на работе — когда нужно защитить проект или выступить на совещании, в отношениях — когда нужно отстоять своё мнение или показать, что какие-то моменты являются важными для Вас.

    Очень часто в эти моменты нам становится страшно, в нас просыпается маленькая девочка или мальчик, которые боятся, что другой человек не поймёт их, не услышит или же начнет высмеивать их чувства. От этого страха мы испытываем напряжение, внутри всё сжимается, и вместо того, чтобы спокойно и уверенно показать свою позицию, мы уходим в себя.

    И всё бы ничего, если бы окружающие в этот момент понимали, что с нами происходит. Но проблема в том, что зачастую такое поведение выглядит со стороны как высокомерие. Ведь другой человек не понимает всего спектра чувств, который мы переживаем в этот момент (да и сам человек далеко не всегда осознаёт их). Тем более собеседник тоже может быть неуверен в себе. И ему начинает казаться, что мы молчим из-за того, что считаем себя лучше, чем он, или в целом проявляем своё высокомерие. Я много раз видела это на семейных консультациях, да и в процессе индивидуальной работы с клиентами. Скорее всего, Вы и сами не раз замечали это в личных или рабочих отношениях.

    Поверьте, если Вы видите чрезмерно самоуверенного и надменного человека, который вызывает раздражение, скорее всего, в нём живет крайне неуверенный в себе ребенок, который таким образом пытается спрятать свою неуверенность, показать другим: «смотрите, какой я сильный и бесстрашный!». Только в глубине души он сам в это не верит и очень сильно сомневается в себе и своих силах. Но он не признается в этом ни Вам, ни самому себе и будет реагировать агрессией на попытки ему это показать. При этом он будет глубоко переживать из-за отсутствия близких людей вокруг. Но откуда же им взяться, если окружающим он видится холодным и отрешенным? И таким образом человек вновь подтверждает самому себе, что он не зря неуверен в себе, и окружающие действительно плохо к нему относятся, тем самым ещё больше закрываясь от других.

    Другая сторона медали — когда человек стремится рассказать о своих недостатках всем вокруг, независимо от того, хотят они этого или нет. Тем самым человек убивает сразу двух зайцев. С одной стороны, он избегает необходимости услышать о себе что-то неприятное – ведь он первый сказал об этом другому, он «предупреждал»! С другой стороны, он чувствует, что заслуживает снисхождения к своим недостаткам, поскольку вроде бы честно сам в них признался. И всё бы ничего, но такое поведение приводит к тому, что человек начинает чрезмерно контролировать себя. Ему нужно постоянно следить за тем, чтобы какой-то из «недостатков» не вылез наружу «без разрешения». Такой самоконтроль также приводит к тому, что человек начинает испытывать напряжение, вести себя неестественно и избегать спонтанного проявления себя, что опять же приводит к осложнению контактов с окружающими.

    Как же выйти из этого замкнутого круга?

    Первый этап — осознать наличие проблемы. Это можно сделать как самостоятельно, так и прибегая к помощи психолога. Мы устроены так, что наши психологические защитные механизмы оберегают нас от неприятных осознаний, из-за этого нам бывает сложно признаться себе в своих истинных чувствах. Психолог создает такую атмосферу, в которой Вы сможете сделать это, не травмируя себя.

    Второй этап – принять существующие чувства и определить, к чему Вы хотите двигаться? Как хотели бы себя ощущать?

    Третий этап — скорректировать собственное восприятие себя и отношение к себе. И на этом этапе психолог вновь играет очень важную роль. Он поддерживает Вас, дает обратную связь со стороны и помогает не уйти из одной крайности в другую. Вы вместе прокладываете дорожку к изменениям.

    Ведь, как сказал один мудрый психолог, «психотерапия – это танец… танец двух людей, один из которых пока еще не умеет танцевать так, как ему хотелось бы…» И если продолжать аналогию, в результате прохождения психотерапии Вы не просто научитесь танцевать вальс или танго – вы научитесь импровизировать, двигаться (= чувствовать и проживать свою жизнь) спонтанно и искренне в каждый момент времени. Быть здесь и сейчас. Это не всегда легкий процесс, но, поверьте, оно того стоит!

    Как преодолеть страх при проведении оценки работника

    Когда вы столкнулись с перспективой появления на горизонте нескольких оценочных работ, вы можете чувствовать себя тошнотворно. Страх — это эмоция, вызванная неминуемой опасностью — реальностью или воображением. Вместо того, чтобы понять, что на разных этапах процесса оценки может быть значительная опасность, у менеджеров есть более мирские страхи, которые могут удержать их, например:

    Страх выглядеть глупо: Руководители, у которых есть этот страх, в первую очередь обеспокоены тем, что их рейтинги, комментарии и личные встречи по оценке приведут их в ситуации, которые подчеркивают их недостаток знаний, отсутствие точной информации и даже отсутствие управленческих навыков.

    Страх перед конфронтацией: Некоторые менеджеры также опасаются, что их индивидуальные занятия со своими сотрудниками превратятся в аргументы и разногласия. Вместо того, чтобы открывать двери для этих встреч, некоторые менеджеры просто предпочитают предоставлять необоснованные положительные отзывы, чтобы избежать конфронтации. К сожалению, эти обзоры никому не помогают.

    Читайте так же:  Слезы как освобождение

    Предоставление незаслуженных положительных отзывов во избежание конфронтации не квалифицируется как метод преодоления страха. На самом деле это метод сдачи страха.

    К счастью, есть два основных шага, которые вы можете предпринять, чтобы помочь себе преодолеть свои опасения по поводу проведения оценки эффективности:

    Проведите больше времени с вашей командой. Это продемонстрирует вашим сотрудникам, что вы не вынимаете данные из воздуха.

    Стать экспертом в системе оценки вашей компании. Если вы просматриваете документы и рейтинговые формы за ночь до оценки, вы, вероятно, пропустите что-то и выглядите некомпетентным.

    Ключевым источником страха является воспринимаемая нехватка власти. Когда у вас есть глубокие знания о работе ваших сотрудников и системе оценки, ваши страхи будут смягчены, потому что знание — это сила.

    Боязнь плохих оценок

    Примеры из жизни

    Страх контрольных

    Ребенку 10 лет. Не хочет ходить в школу, с детьми не конфликтует. Боится писать контрольные работы, один раз его даже вырвало. На следующий день его вырвало в школе до уроков, и так три раза подряд. После этого в школу не ходил две недели (до каникул). Дома за плохие отметки никогда не наказывали и не упрекали. Старшая девочка 16 лет учится на отлично. Детей не сравниваем и не ставим в пример.

    Впервые его стошнило, когда учительница оставила его после уроков дописывать контрольную, а он очень хотел пойти в спортивную секцию. Вообще-то учительница у него очень добрая. Почему ему становится плохо в школе, он сам не знает.

    В этой ситуации воспитатель сначала «снимает» наказание, что очень плохо, так как у ребенка закрепляется еще больше такая реакция – «раз подействовало – буду всегда так делать» это уже выливается в установку. В дальнейшем, если вдруг что пойдет не по его… организм сам подсказывает, что надо делать… И с большим упрямством удивляясь, почему же не помогает – значит надо, сделать, чтобы стало еще хуже и тогда уж наверняка смилуются… маленький ребенок сам не понимает этого и вовсе не симулирует и не врет что ему плохо к тому же он не хочет чтобы ему было плохо и позже начинает понимать от чего ему становится легче – если «от него отстанут». Но сделать так чтобы ему стало хорошо другим способом, он не может и соответственно не может выдержать достойно наказание. Наказание для него пытка – удар по его «больной точке», ведь ему действительно плохо!

    Проблема усиливается так же, если учитель примет ребенка за симулянта, открыто заявит ребенку об этом, мол, прекрати эти глупости! Это вызовет у ребенка острую негативную реакцию (ему не верят!) и усиление этих симптомов, может даже помимо воли самого ребенка, а так же запугает ребенка проявлять и открыто жаловаться. В дальнейшем возможен «переход этих симптомов на новый уровень» — ребенок не жалуется «замыкается», а когда возникает такая ситуация – появляется уже не тошнота, а рвота либо обморок.

    Учителей тоже можно понять, это что же получается, что такому ребенку можно делать все что угодно безнаказанно! А вины учителя здесь мало, ведь ребенок уже пришел таким!

    Страх оценки (критики)

    В геном человека встроена повышенная чувствительность к несовершенству, дающая начало оценке и критике. Ее главная потребность — бросать вызов власти.

    Как это работает?

    В человеческий разум постоянно поступает поток информации и мы так устроены, что не можем не отождествляться с этой информацией. Просто представьте, что в Вашей голове сидит некий цензор, который бубнит: «Это правильно», «это неправильно», «это хорошо», «это плохо» и т.д.

    Такой суфлер, который сравнивает поток входящей информации с имеющейся у него директивой и репертуаром.

    В этой статье я продолжаю описание древних — архетипичных — страхов.

    Страх оценки (критики)

    В геном человека встроена повышенная чувствительность к несовершенству, дающая начало оценке и критике. Ее главная потребность — бросать вызов власти.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Как это работает?

    В человеческий разум постоянно поступает поток информации и мы так устроены, что не можем не отождествляться с этой информацией. Просто представьте, что в Вашей голове сидит некий цензор, который бубнит: «Это правильно», «это неправильно», «это хорошо», «это плохо» и т.д.

    Такой суфлер, который сравнивает поток входящей информации с имеющейся у него директивой и репертуаром.

    Эти оценки происходят так быстро, что осознание не успевает их фиксировать. Это своего рода фильтры восприятия.

    Этот суфлер не обучен думать или осмысливать — его задача: ограничивать поступление информации, сохранять процедуру следования заданной программе.

    Он не знает (да и не хочет знать), что изначальная чувствительность человека к несовершенству спроектирована, чтобы быть мотиватором развития. Он не задумывается о том, откуда у него этот репертуар, с которым он сравнивает входящий поток информации.

    А потому получается курьез. С одной стороны, очень жесткий и директивный суфлер, подсказывающий нам нашу роль; а с другой — полное незнание и непонимание того: как мы оказались вовлеченными именно в эту роль, именно этого спектакля и кто вообще писал сей текст, по которому мы вынуждены играть.

    В этой статье мы с вами попробуем разобраться с этим.

    Итак, изначально, чтобы обеспечить развитие человека (и человечества как вида), в каждого из нас заложено стремление к совершенству, стремление бросать вызов существующему порядку вещей, всем властям и авторитетам. Мы пробуем этот мир на прочность, ищем недостатки, критикуем. Эта способность начинает пробуждаться у нас с первыми проблесками сознания (около 2-3 лет) и активно формируется в период с 14 лет до 21 года.

    Но вряд ли современная система воспитания и образования способствует тому, чтобы человек в этот период сохранил свою целостность. Нас не обучают не отождествляться со своими оценками (не считать их единственно верными), мы не отдаем себе отчета в том, когда оцениваем мы, а когда оценивают нас.

    Мы не обучены ограждать свое внутреннее пространство от реакции на оценки или самооценки.

    С другой стороны, не успев еще толком научиться внутренней целостности (ограждению своего внутреннего пространства от оценок и самооценок) — мы находимся под перекрестным огнем мнений и оценок окружающих людей.

    Чтобы продемонстрировать Вам, что такое оценки, я возьму произвольный текст и подчеркну в нем все, что является оценками. В каком-то смысле, помогая Вам научиться видеть эти оценки.

    Типичный разговор:

    А: Ты, знаешь, этот Х, такой неумеха

    Б: Ну конечно, по сравнению с Y, он вообще лузер

    А: А ты знаешь, в газете вчера писали, что мы на грани кризиса

    Б: В газетах много чего пишут, они все вруны с неоконченным образованием .

    А: Так как они выражаются — выражаться могут только неудачники

    Б: Я вот на его месте никогда бы так не стал поступать

    А: Вот раньше мы же как-то обходились без этого, а сейчас нам навязывают

    Не стоит думать, что мы когда-либо сможем полностью освободиться от оценок. Оценки сами по себе не хороши и не плохи — они позволяют нам категоризировать и рассортировывать информацию, что-либо демонстрировать, например, сравнивая с уже известным, они, в конце концов, экономят нам время, позволяя использовать готовые решения (суждения).

    Читайте так же:  Дефлорация - реконструкция прошлого

    НО. Большое «но» в том, что большая чать этих оценок сформирована не нашим опытом и не путем взвешенных размышлений, а теми самыми «готовыми клише», коих во множестве мы нахватались, пока формировалось наше собственное сознание (от родителей, воспитателей, учителей, из социума и т.д.).

    Эти оценки стали частью нашей ментальной карты реальности и как плитой придавили процесс нашего взросления.

    Ведь, что такое взросление? Это процесс формирования . собственных. суждений и проверка их на практике. Умение менять суждения, если они не сообразуются с реальностью. Умение познавать действительность, ставя под сомнения «чужие клише», чтобы выходить за границы познанного, открывать новое, что-либо улучшать, усовершенствовать. Другими словами — эволюционировать.

    На практике мы часто имеем взрослых людей, в которых живет их собственный суфлер (этакая смесь оценок и чужих критериев), мешающий по-настоящему повзрослеть, стать зрелой личностью.

    И этот этап истинного взросления люди могут не прожить, даже дожив до глубокой старости

    Оборотная сторона страха оценки.

    Как обычно, преодолевая страх оценки (а серьезней всего он выражен и часто глубоко запрятан в тех, кто сам любит раздавать оценки), мы раскрываем в себе очередной дар. Дар целостности. Сначала мы учимся «судить сердцем», из своего истинного Я, а потом начинаем понимать, что другие люди совершенны без всяких наших оценок. Мы учимся видеть нечто глубокое за шелухой «мнений и оценок».

    Ведь другие люди, так же как и мы, выросли и сформировались под влиянием стереотипов и оценок. И то, что они позиционируют и отстаивают, это тоже не их истинное Я — это некий суррогат мнений и оценок, в который они (не без помощи родителей и учителей) себя впихнули, сами в него поверив. Знаете, если под влиянием некоторых оценок человек живет десятилетия, то они начинают восприниматься как истина. Тем более, что большинство оценок, сформировано в те годы, когда наше сознание еще не полностью окрепло и не обрело самостоятельной силы (детство и юношество наше «золотое»). Мы очень уязвимы до 21 года — зависимы от тех, кто помогает нам стать (или не стать) самими собой.

    В социальных взаимодействиях мы чаще всего общаемся на уровне масок и ролей, где сталкиваются и конфликтуют наши взаимные оценки и суждения. Этакая броня, выстроенная вокруг нашей, как нам кажется, уязвимой истинности.

    Нам кажется проще прикрываться мнениями и суждениями, нежели открыться и перестать нападать и защищаться.

    Поиграйте в эксперимент: хотя бы неделю продержитесь, не пытаясь отстаивать своих мнений, суждений, не давая оценок другим. Ни в реале, ни в мысленном диалоге с самим собой. Давайте попробуем с Вами научиться отслеживать момент оценивания, чтобы он не происходил неосознанно. Это трудно.

    Вы будете ловить на себе «атаки» внешнего мира, оценивающего Вас. Попробуйте в такой момент просто сказать себе: «Да, я чувствую на себе оценку (или я сам сейчас себя оцениваю). Мне некомфортно от этого. Но Я — есть тот, кто Я есть. Я не обязан давать себе определений, кому-либо и чему-либо соответствовать. И другой есть Тот — кто Он есть. И я свободен от обязанности оценивать Его».

    Пока поверьте на слово, бонусом от такого эксперимента будет громадное чувство облегчения. Те силы, которые Вы раньше тратили на защиту своих оценок или на нападение (или на оправдание) — теперь высвободятся, Вы сможете увидеть, что в реальности Вам ничего не угрожает, Вам не от кого защищаться и не на кого нападать.

    В заключение небольшое упражнение:

    1) Выберите человека, который Вас «бесит»

    2) Представьте его маленьким. Задайтесь вопросом, как его воспитывали и в каких условиях, что он стал таким, который Вас «бесит»?

    3) Спросите себя: а какой он настоящий? Если бы он сформировался в условиях идеально способствующих раскрытию его потенциала?

    4) Удивитесь тому, кем этот человек мог бы потенциально стать. И примите для себя решение — Вы хотите быть правым в отношениях с этим человеком или быть собой и просто быть счастливым?

    [1]

    В следующих частях:

    Страх прошлого (повторения прошлого, накопленного в коллективном бессознательном)

    Страх перед будущим (тревожность перед неопределенностью)

    Страх эмоциональной неадекватности, бессодержательности (страх пустоты жизни)

    На эту серию статей меня вдохновила книга Ричарда Радда «Генные ключи».

    Страх оценки (критики)

    В этой статье я продолжаю описание древних — архетипичных — страхов.

    Страх оценки (критики)

    В геном человека встроена повышенная чувствительность к несовершенству, дающая начало оценке и критике. Ее главная потребность — бросать вызов власти.

    Как это работает?

    [3]

    В человеческий разум постоянно поступает поток информации и мы так устроены, что не можем не отождествляться с этой информацией. Просто представьте, что в Вашей голове сидит некий цензор, который бубнит: «Это правильно», «это неправильно», «это хорошо», «это плохо» и т.д.

    Такой суфлер, который сравнивает поток входящей информации с имеющейся у него директивой и репертуаром.

    Эти оценки происходят так быстро, что осознание не успевает их фиксировать. Это своего рода фильтры восприятия.

    Этот суфлер не обучен думать или осмысливать — его задача: ограничивать поступление информации, сохранять процедуру следования заданной программе.

    Он не знает (да и не хочет знать), что изначальная чувствительность человека к несовершенству спроектирована, чтобы быть мотиватором развития. Он не задумывается о том, откуда у него этот репертуар, с которым он сравнивает входящий поток информации.

    А потому получается курьез. С одной стороны, очень жесткий и директивный суфлер, подсказывающий нам нашу роль; а с другой — полное незнание и непонимание того: как мы оказались вовлеченными именно в эту роль, именно этого спектакля и кто вообще писал сей текст, по которому мы вынуждены играть.

    В этой статье мы с вами попробуем разобраться с этим.

    Итак, изначально, чтобы обеспечить развитие человека (и человечества как вида), в каждого из нас заложено стремление к совершенству, стремление бросать вызов существующему порядку вещей, всем властям и авторитетам. Мы пробуем этот мир на прочность, ищем недостатки, критикуем. Эта способность начинает пробуждаться у нас с первыми проблесками сознания (около 2-3 лет) и активно формируется в период с 14 лет до 21 года.

    Но вряд ли современная система воспитания и образования способствует тому, чтобы человек в этот период сохранил свою целостность. Нас не обучают не отождествляться со своими оценками (не считать их единственно верными), мы не отдаем себе отчета в том, когда оцениваем мы, а когда оценивают нас.

    Мы не обучены ограждать свое внутренне пространство от реакции на оценки или самооценки.

    С другой стороны, не успев еще толком научиться внутренней целостности (ограждению своего внутреннего пространства от оценок и самооценок) — мы находимся под перекрестным огнем мнений и оценок окружающих людей.

    Читайте так же:  Воронка травмы как не попасться

    Чтобы продемонстрировать Вам, что такое оценки, я возьму произвольный текст и подчеркну в нем все, что является оценками. В каком-то смысле, помогая Вам научиться видеть эти оценки.

    А: Ты, знаешь, этот Х, такой неумеха

    Б: Ну конечно, по сравнению с Y, он вообще лузер

    А: А ты знаешь, в газете вчера писали, что мы на грани кризиса

    Б: В газетах много чего пишут, они все вруны с неоконченным образованием .

    А: Так как они выражаются — выражаться могут только неудачники

    Б: Я вот на его месте никогда бы так не стал поступать

    А: Вот раньше мы же как-то обходились без этого, а сейчас нам навязывают

    Не стоит думать, что мы когда-либо сможем полностью освободиться от оценок. Оценки сами по себе не хороши и не плохи — они позволяют нам категоризировать и рассортировывать информацию, что-либо демонстрировать, например, сравнивая с уже известным, они, в конце концов, экономят нам время, позволяя использовать готовые решения (суждения).

    НО. Большое «но» в том, что большая часть этих оценок сформирована не нашим опытом и не путем взвешенных размышлений, а теми самыми «готовыми клише», коих во множестве мы нахватались, пока формировалось наше собственное сознание (от родителей, воспитателей, учителей, из социума и т.д.).

    Эти оценки стали частью нашей ментальной карты реальности и как плитой придавили процесс нашего взросления.

    Ведь, что такое взросление? Это процесс формирования . собственных. суждений и проверка их на практике. Умение менять суждения, если они не сообразуются с реальностью. Умение познавать действительность, ставя под сомнения «чужие клише», чтобы выходить за границы познанного, открывать новое, что-либо улучшать, усовершенствовать. Другими словами — эволюционировать.

    На практике мы часто имеем взрослых людей, в которых живет их собственный суфлер (этакая смесь оценок и чужих критериев), мешающий по-настоящему повзрослеть, стать зрелой личностью.

    И этот этап истинного взросления люди могут не прожить, даже дожив до глубокой старости.

    Оборотная сторона страха оценки.

    Как обычно, преодолевая страх оценки (а серьезней всего он выражен и часто глубоко запрятан в тех, кто сам любит раздавать оценки), мы раскрываем в себе очередной дар. Дар целостности. Сначала мы учимся «судить сердцем», из своего истинного Я, а потом начинаем понимать, что другие люди совершенны без всяких наших оценок. Мы учимся видеть нечто глубокое за шелухой «мнений и оценок».

    Ведь другие люди, так же как и мы, выросли и сформировались под влиянием стереотипов и оценок. И то, что они позиционируют и отстаивают, это тоже не их истинное Я — это некий суррогат мнений и оценок, в который они (не без помощи родителей и учителей) себя впихнули, сами в него поверив. Знаете, если под влиянием некоторых оценок человек живет десятилетия, то они начинают восприниматься как истина. Тем более, что большинство оценок, сформировано в те годы, когда наше сознание еще не полностью окрепло и не обрело самостоятельной силы (детство и юношество наше «золотое»). Мы очень уязвимы до 21 года — зависимы от тех, кто помогает нам стать (или не стать) самими собой.

    В социальных взаимодействиях мы чаще всего общаемся на уровне масок и ролей, где сталкиваются и конфликтуют наши взаимные оценки и суждения. Этакая броня, выстроенная вокруг нашей, как нам кажется, уязвимой истинности.

    Нам кажется проще прикрываться мнениями и суждениями, нежели открыться и перестать нападать и защищаться.

    Поиграйте в эксперимент: хотя бы неделю продержитесь, не пытаясь отстаивать своих мнений, суждений, не давая оценкок другим. Ни в реале, ни в мысленном диалоге с самим собой. Давайте попробуем с Вами научиться отслеживать момент оценивания, чтобы он не происходил неосознанно. Это трудно.

    Вы будете ловить на себе «атаки» внешнего мира, оценивающего Вас. Попробуйте в такой момент просто сказать себе: «Да, я чувствую на себе оценку (или я сам сейчас себя оцениваю). Мне некомфортно от этого. Но Я — есть тот, кто Я есть. Я не обязан давать себе определений, кому-либо и чему-либо соответствовать. И другой есть Тот — кто Он есть. И я свободен от обязанности оценивать Его».

    Пока поверьте на слово, бонусом от такого эксперимента будет громадное чувство облегчения. Те силы, которые Вы раньше тратили на защиту своих оценок или на нападение (или на оправдание) — теперь высвободятся, Вы сможете увидеть, что в реальности Вам ничего не угрожает, Вам не от кого защищаться и не на кого нападать.

    В заключение небольшое упражнение:

    1) Выберите человека, который Вас «бесит»

    2) Представьте его маленьким. Задайтесь вопросом, как его воспитывали и в каких условиях, что он стал таким, который Вас «бесит»?

    3) Спросите себя: а какой он настоящий? Если бы он сформировался в условиях идеально способствующих раскрытию его потенциала?

    4) Удивитесь тому, кем этот человек мог бы потенциально стать. И примите для себя решение — Вы хотите быть правым в отношениях с этим человеком или быть собой и просто быть счастливым?

    В следующих частях:

    • Страх ответственности
    • Страх прошлого (повторения прошлого, накопленного в коллективном бессознательном)
    • Страх перед будущим (тревожность перед неопределенностью)
    • Страх эмоциональной неадекватности, бессодержательности (страх пустоты жизни)

    На эту серию статей меня вдохновила книга Ричарда Радда «Генные ключи».

    Уважаемые коллеги и читатели, если Вам понравилась данная статья — нажмите справа кнопку одной из социальных сетей и расскажите о ней.

    Это принесет пользу автору статьи, ресурсу B17 и Вам.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В ссылках рекомендаций уже зашит Ваш партнерский код (ничего не нужно редактировать). Все пользователи, пришедшие по ним на сайт b17.ru, будут автоматически закреплены за Вами (даже если решат зарегистрироваться только спустя месяц).

    Источники


    1. Организация и методика налогового консультирования: Учебно-методическое пособие / ред. Т.А. Демишева. — М.: Учебный центр МФЦ, 2011. — 160 c.

    2. Хигир, Борис Имя и счастье в браке. Путеводитель по именам / Борис Хигир. — М.: Яуза, Константа, 2011. — 224 c.

    3. Литвак, Михаил Ефимович Если хочешь быть счастливым. Учебное пособие по психотерапии и психологии общения / Литвак Михаил Ефимович. — М.: Феникс, 2017. — 595 c.
    4. Комиссаров, Валерий Семья по контракту / Валерий Комиссаров. — М.: АСТ, Алкигамма, 2009. — 320 c.
    5. Котова, А. К. Как стать правой рукой шефа. Настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2016. — 288 c.
    Как преодолеть страх оценки
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here