Как работает психоанализ

Сегодня обсуждаем тему: как работает психоанализ с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

ПСИХОАНАЛИЗ, ПСИХОТЕРАПИЯ, КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Психоанализ — это погружение в неизвестность. Мы ходим на психоанализ не для того, что рассказать обо всём, «все сказать» или чтобы говорить о том, о чем «не хочется говорить», а чтобы говорить о том, что нам самим неизвестно…».

Что такое психоанализ?

Психоанализ – это неизведанное

Когда люди начинают интересоваться психоанализом, или начинают его изучать, они обычно хотят узнать о каких то техниках, схемах , которые бы позволили понять как это работает. Но в психоанализе нет схем и нет простых вещей. Можно сказать, что психоаналитику при встрече с каждым новым пациентом приходится придумывать психоанализ заново. Такая работа интересна и не дает заскучать, всегда есть неизведанное и новое, с чем психоаналитик никогда прежде не сталкивался. То есть, психоанализ — это не какая- то уже готовая ригидная модель или костюм, застегнутый на все пуговицы, но это всегда движение по новой дороге. Ведь не бывает двух одинаковых людей или двух одинаковых историй. Поэтому, работа психоаналитика состоит в том, чтобы каждый раз находить новый подход и новый способ работы с каждым новым пациентом. Каждому новому пациенту психоаналитик кроит новый «психоаналитический костюм», который подойдет именно этому пациенту. Психоаналитик меняет и модифицирует для каждого нового пациента свою манеру слушания и понимания. Психоанализ не имеет готовых рецептов и в нем нет сложившейся системы интерпретаций (объяснений происходящего с человеком). Но что тогда есть психоанализ?

Есть общая теория , есть основные концепции и принципы. И об этом речь пойдет дальше.

Принимать страдания или бороться с ними

Психоаналитики работают с людьми, которые страдают. Фрейд разработал теорию, объясняющую человеческие страдания. Ее задача дать ответы на вопросы: отчего человек страдает и как вылечить его от страданий.

Научиться принимать страдания – это значит научиться понимать, что есть в жизни вещи , которых избежать невозможно. Например, вы любите кого то, а потом теряете отношения с этим человеком или самого человека. Такое ведь встречается часто и есть в опыте любого человека. К психоаналитику обращаются люди, которые не могут принять прекращения отношений. Они не могут пережить это. У них не получается проделать работу горя по потерянному человеку. Таким людям нужна помощь, которая бы позволила им проделать эту работу , чтобы научить их принимать страдание и дать им возможность понять, отчего им так трудно принять эту нехватку другого человека в их жизни.

Первая модель: осознание вытесненного конфликта

Фрейд пришел к выводу, что во всех случаях патологических страданий в прошлом пациентов всегда есть некая ситуация, которая причиняла страдания. Эта ситуация в прошлом приводила к внутреннему конфликту: желание избежать страдания наталкивалось на объективную реальность, вызывающую мучительные переживания. Чтобы справиться с этими невыносимыми переживаниями, человек пытается сделать так, чтобы конфликт исчез . И один из способов это сделать – вытеснить конфликт.

Как это происходит.

Что со мной происходит? Я испытываю конфликтные чувства к своей девушке: я ее люблю, но я разгневан тем, что она опаздывает. Я ее люблю, но я уже три часа жду ее, как идиот! Это внутренний конфликт между моей любовью к ней и гневом на нее. И этот конфликт устраняется: я вытесняю свой гнев на нее и не только гнев, но и желание ударить ее. Вместо этого я теперь чувствую тревогу! Я представляю , что с ней могло случиться несчастье, поскольку мне самому до этого хотелось ее прибить! Однако, я вытеснил это желание. Теперь нет моего гнева к ней, желания избить ее тоже нет, но, поскольку вытесненный конфликт стремиться пробиться в сознание, то он проявляется теперь тревогой и мыслями о том, что с ней произошел несчастный случай.

Вторая модель: как ЭТО приручить

Пациенты, которые отказывались проделать работу горя, продемонстрировали Фрейду, что у них не получается это, оттого, что они не могут символизировать. Но для того чтобы появилась способность к символизации, должна быть проделана работа горя.Получается замкнутый круг, парадокс. Фрейд выделил несколько типов таких пациентов:

1. Пациенты, ощущающие себя исключительными. Законы жизни их не касаются, поскольку они себя считают выше этих законов или «вне законов». Или же они переворачивают под себя эти законы: «жизнь есть смерть», «добро есть зло», «свобода есть рабство» и т.п.

2. Пациенты, провоцирующие в психотерапии негативную психотерапевтическую реакцию. Чем лучше им помогает психотерапия , тем хуже им становится. Успех для таких людей является их поражением.

3. Пациенты, нарушающие закон, имеющие отношение к криминалу. Фрейд предположил, что эти люди не испытывают чувства вины за совершенные преступления. Напротив, они постоянно чувствуют себя «без вины виноватыми» и совершают преступление они как раз для того, чтобы смягчить это внутреннее чувство вины. Такое поведение часто можно заметить у детей: ребенок испытывает смутное неприятное ощущение, ему «не по себе» и тогда он совершает какие-нибудь глупости, за которые его потом наказывают. Но , по крайней мере, теперь он уже знает в чем он виноват и за что его наказали. Таким образом, пациенты избавляются от этого тягостного ощущения — ожидания возмездия за неизвестное преступление.

Во всех этих случаях есть нечто общее. Здесь нет конфликта в чистом виде : между любовью и ненавистью, добром и злом, между успехом и неудачей. Главное, здесь есть парадокс, перевертыши: зло есть добро, успех есть неудача, чувство вины, которое заставляет искать причину.… Чтобы проделать работу горя необходимо уметь символизировать, но одновременно, чтобы иметь доступ к символизации необходимо быть способным проделать работу горя. Это именно то, что Фрейд назвал нарциссической патологией, суть которой в парадоксальности нарциссической структуры.

Условия и правила проведения психоанализа

Читайте так же:  Зачем нужно уделять внимание чувствам

Первое, что нужно для того, чтобы проделать работу по интеграции – создать безопасный климат. Если это не удастся, то человек не сможет отказаться от психологических защит и не найдет смелости рассказать о травматичных событиях своего прошлого, он не сможет предъявить их психоаналитику. Для создания безопасного климата аналитик предлагает пациенту определенные условия, которые будут надежны, постоянны и регулярны.

Окончание статьи находится в разработке

При подготовке статьи использовались материалы семинаров замечательного французского психоаналитика Рене Руссийона.

[1]

Статья №3: Лечит ли психоанализ? Психотерапия как эффект анализа

Любое суждение о том, чего не знаешь и не пробовал, по определению служит лишь профанации и суевериям. И клише о «дорого, долго и без результата» – это классический пример полуправды. Однако психоанализ – действительно специфическое предприятие, отличающееся, как мы уже выяснили, от психологии и медицины. Поэтому давайте разберемся с тем откуда взялись подобные стереотипы, ведь дыма без огня не бывает?

Уход от модели врача

Еще до создания психоанализа Фрейд своим отказом от популярных на тот момент методик, таких как гипноз и катартический метод, совершает серьезный концептуальный выбор. Он переосмысливает отношения между знанием, техникой работы и этикой психотерапевта. И тогда, и в наше время считается, что врач может помочь пациенту, потому что он что-то знает о проблемах и механизмах их создающих. Это знание занимает наиболее важное место в позиции лечащего, а поскольку он не только лечит, но и общается с другим человеком, то знание стоит дополнить нормами морали, а по сути: этикетом взаимодействия врача и пациента.

Однако бессознательное – это «черный ящик», и у психотерапевта нет никаких способов посмотреть «как там на самом деле всё устроено», к тому же оно еще и сопротивляется. Фрейд отказался от гипноза как раз потому, что это слишком большая власть над другим человеком при полном незнании что именно является причиной проблем. Врач, дающий «лечебные» установки пациенту в гипнотическом состоянии, попросту занимается стрельбой наугад.

«Всякий начинающий заниматься психоанализом боится прежде всего трудностей, ожидающих его при толковании мыслей пациента . Но ему предстоит скоро убедиться в незначительности этих трудностей и вместо этого понять, что единственные и серьезные трудности вытекают из необходимости овладеть переносом». З.Фрейд

Поэтому психоаналитик по мысли Фрейда начинается не со знания, а с этической позиции – по отношению к клиенту и, что очень важно, самому бессознательному. Уже в ранних психоаналитических работах он постоянно повторяет: расшифровывать и анализировать чужие содержания – это не такая большая сложность, как умение распознавать и учитывать перенос. То есть отношение или этика аналитика важнее и труднее, чем усвоение психоаналитической теории.

По сути Фрейд обнаружил, что одним из способов хоть как-то анализировать и влиять на бессознательное другого человека не вслепую – это серьезно и уважительно отнестись к материалу бессознательного происхождения. То есть ко снам, оговоркам, свободным ассоциациям и особенно к симптомам клиента. Здесь мы и обнаруживаем ощутимое расхождение логики психоанализа и логики лечения в психиатрии и психотерапии. Психоанализ признает симптом, видя в нем работу субъекта, который уже что-то изобрел, чтобы решить свои внутренние проблемы.

Пусть это решение и не самое удачное, т.к. порой приносит страдание, но и это достойно признания и уважения. То есть в симптоме, каким бы болезненным он ни был, стоит увидеть автора с его неповторимым стилем. Психотерапия же видит в симптоме лишь проблему, которую нужно поскорее устранить или купировать. Поэтому понимание термина «симптом» в психоаналитической клинике и в клинической психологии со временем станет значительно расходиться.

Позиция аналитика

Исходя из этого и строится работа аналитика: он работает с тем материалом, который приносит клиент, а значит, от него в очень малой степени зависит скорость анализа. Кто побывал в анализе, хорошо знает, что он движется по какой-то своей траектории, и иногда «прогресс» происходит очень быстро, а иногда – совсем наоборот. Это зависит лишь от субъекта, от его способности услышать и принять то, что находится в его собственном бессознательном.

Психоаналитик помогает на этом пути, но не может пройти его за вас. Кстати, именно этим подкупают многие современные пси-практики, обещающие быстрый эффект: вы почти ничего не делаете сами, приходит сантехник человеческих душ и наводит порядок. Остается лишь вопрос: годится ли вам такой порядок?

Фрейд вырабатывает позицию, которую можно назвать этической нейтральностью психоаналитика. Суть ее не только в уважении к симптому и стоящему за ним субъекту, но и в приостановке собственных мнений и эмоциональных реакций. Там, где мораль осуждает человека за некоторые его желания, психоанализ начинает свою работу с признания данности («да, у вас такое желание»), чтобы дать шанс человеку что-то сделать с этим. Принимать то, что есть, не сбегая сразу же в свои воображаемые конструкции о том, как должно быть – это на самом деле довольно сложно, потому и требует особой подготовки от аналитика.

«Психоанализ это царство речи, другого лекарства нет». Ж.Лакан

Психоанализ не лечит, он анализирует. А анализ в свою очередь дает эффекты, один из которых может оказаться «излечением», «ослаблением симптома» или «чувством, что у меня все хорошо и я больше не нуждаюсь в анализе». Жак Лакан будет с жаром настаивать на этой идее, т.к., по его мнению, идеал лечения скорее мешает работе психоаналитика.

Во-первых, потому что высок риск, что под маской излечения психоаналитик начнет неявно навязывать клиенту свои представления о здоровье и благополучии.

И во-вторых, потому что психоанализ не предполагает «восстановления», т.е. возврата к некому ранее существовавшему «здоровому» состоянию. В ходе анализа можно прийти лишь к новому состоянию, в котором есть работающее знание о самом себе. А это значит, стать другим человеком взамен того, что был прежде и не обладал знанием.

Читайте так же:  Грустная сторона зависимостей

Жак-Ален Миллер добавит к этому еще одно замечание: психоанализ цивилизует (фр. civiliser – цивилизовать, просвещать). И на уровне общества, в котором существует психоанализ, и на уровне индивидов, проходящих свой анализ, психоанализ способствует смягчению нравов. Вместе с пониманием своих внутренних особенностей приходят терпимость к другим, облагороженность аффектов и уменьшение фрустрации, особенно по поводу общества и его инстанций. Можно сказать, что в анализе создаются условия для самовоспитания субъекта, или как однажды скажет Фрейд – «довоспитания». А никто иной и не может перевоспитать взрослого человека.

Психоаналитик может помочь в этом именно потому, что сам является продуктом своего анализа, он – тот, кто уже обрел некоторое знание о своем бессознательном желании. Все наши детские фантазии и трудности всегда с нами, ибо бессознательное не знает времени. Единственный способ стать взрослее не на уровне масок и привычек, а на уровне выборов, действий и ощущений – проработать свою личную историю, обнаружив и поняв скрытые механизмы, влияющие на вашу жизнь.

Резюмируем: психоанализ не направлен на лечение или избавление от проблем, он направлен на самопознание и самоизменение, которые позволяют либо освободиться от страдания, либо изменить к нему отношение. Однако всё это предполагает высокие требования и к аналитикам, и к самим субъектам, идущим в анализ, о чем мы и поговорим в следующей статье.

Как работает психоанализ?

Людей, у которых нет проблем, не бывает. Поэтому в помощи специалистов в области психологии периодически нуждаются все.

Аналитик готов слушать пациента месяцы, а, если нужно — и годы, пока он обретет самое важное в жизни — самопонимание и принятие самого себя.

Цель психоанализа — помочь Вам обогатить Вашу жизнь, научить Вас получать большее удовлетворение от взаимоотношений с людьми, разрешить болезненные проблемы и конфликты, и сделать Вашу личность более целостной и более удовлетворенной.

Что такое психоанализ?

Психоанализ основан на идее, что многое из нашего поведения, мыслей и отношений управляется бессознательными процессами. Приглашая пациента говорить, психоаналитик помогает ему вспомнить и переоценить предыдущий жизненный опыт. В ходе воспоминания и переоценки прежних установок, человек, посмотрев на свои проблемы под иным ракурсом, переосмысливает свой опыт, освобождаясь от болезненных в прошлом переживаний. Устраняются обременительные комплексы, личность становится более свободной от внутренних запретов.

Психоанализ позволяет решить не только внутренние проблемы, но и открывает принципиально иные горизонты в межличностном взаимодействии, проявлении способностей и талантов личности, достижении успеха в творчестве или карьере.

[3]

Психоанализ полезен для любого человека, который хочет иметь более счастливую жизнь и обладать большей личностной и эмоциональной гибкостью.

Психоанализ — это особый вид беседы, к ведению которой психоаналитик готовится как минимум 5-6 лет.

Терапия разговором сопровождается самой деликатной психологической интерпретацией. Многие специалисты подчёркивают, что сам опыт взаимоотношений между аналитиком и тем, кто обратился за помощью, играет особую роль в формировании свободной от необоснованных запретов личности.

Задача психоаналитика — помочь Вам понять себя, постепенно избавляясь от социальных штампов мышления, мучительных заблуждений, внутренней цензуры и (нередко — мало адекватной) самокритики. Именно ничем не сдерживаемая и никем не ограничиваемая спонтанная речь, иногда характеризуемая как «свободные ассоциации», является одной из основ успешного анализа.

Как работает психоаналитик

В условиях аналитических отношений основная функция психоаналитика — тщательное и внимательное слушание человека, понимание его проблем и принятие уникальности личности этого человека.

Психоаналитик использует в качестве инструмента и собственный интеллект, и чувства. Аналитик должен распознать и понять возникающую в процессе анализа коммуникацию и затем трансформировать замеченное в информацию, полезную для обратившегося за психоаналитической помощью. Чтобы сделать это, психоаналитик задает вопросы, сопоставляет искажения, и использует другие техники.

Аналитик действует как Ваш проводник в прекрасном, но иногда пугающем лесу Вашей внутренней жизни. Роль аналитика заключается преимущественно в том, чтобы слушать, помогать Вам самим объяснять и распутывать Ваши ассоциации, находить связи между ними, выявляя непонятное, сомнительное или обращая Ваше внимание на, казалось бы, обманчиво простое или обыденное.

Роль обратившегося за психоаналитической помощью

Тот, кто обратился за помощью аналитика, является равноправным партнером психоаналитика в уникальном исследовании своей жизни.

Обратившийся к психоаналитику может говорить о чем угодно, о чем ему хочется говорить и излагает всё, что приходит ему в голову.

Мечты и сновидения, фантазии, сексуальные мысли, воспоминания и переживания, ненависть и агрессия , и другие чувства относительно себя и других высказываются любым удобным способом.

В течение психоаналитической беседы аналитик помогает пациенту высказать эмоционально означенную историю его жизни, вскрывая неосознаваемые мотивы, страхи, и воспоминания, которые должны стать интегрированными в его настоящую жизнь.

Процедура психоаналитического процесса

Самое главное в профессии психоаналитика — встречаться, а в случае общения по Интернет — переписываться с Вами и помогать Вам столько, сколько будет нужно.

Психоанализ — это безопасный способ вскрыть глубинную суть психических проблем, как бы болезненна она ни была, и принять эту — только для Вас очевидную — истину. Он даёт Вам уникальную возможность заново пережить Вашу личную историю, по-новому взглянуть на неё и найти связь между своим прошлым и конфликтами в настоящем, одновременно предотвращая их в будущем.

Роль сновидений в психоанализе

Сновидения играют важную роль в психоаналитической терапии. Они являются, по словам Фрейда, «королевской дорогой к бессознательному». В снах выражаются бессознательные потребности, воспоминания, конфликты и желания человека. Сновидения могут стать путем понимания скрытых аспектов нашего «Я», особенно, когда исследуются с помощью аналитика.

Бессознательные процессы и как они влияют на нашу жизнь

В бессознательном все фиксируется, сохраняется и существует одновременно, не делясь на прошлое, настоящее и будущее.

Бессознательное состоит из желаний, потребностей, установок, воспоминаний и убеждений, непосредственно недоступных обычному осознанию.

[3]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Что мешает женщине встретить любовь главные заблуждения

Современные исследования показывают, что многие из наших жизненных выборов, типа выборов супруга(супруги), друзей, карьеры, стиля жизни, болезней и т.д. основываются на побуждениях, которых люди обычно отчетливо не осознают. Множество горьких воспоминаний детства, хранящихся в бессознательном, тем не менее управляют нашим повседневным поведением.

Обладая недостаточным пониманием собственных бессознательных побуждений, люди становятся жертвами эмоциональных реакций, которые угнетают и разрушают их жизни.

Психоанализ позволяет выявить эти бессознательные процессы через поведение, языковые аномалии, сновидения, и свободные ассоциации.

Какие виды психологических проблем могут решаться в психоаналитической терапии

С помощью психоанализа может быть преодолен очень широкий круг психологических проблем:

  • депрессии
  • проблемы в интимной жизни
  • беспокойство, иррациональные страхи, тревожность без конкретной причины
  • чувства пустоты, собственной ничтожности, неопределенности будущего
  • эмоциональная боль
  • чрезмерно регламентированная жизнь, в которой доминируют ритуалы и навязчивости
  • отсутствие целей, смысла жизни, идеалов
  • ощущение, что вы слишком перегружены ответственностью, неспособны расслабиться
  • неспособность обучаться, работать
  • неспособность любить, выражать эмоции
  • неспособность установить для себя практические, достижимые жизненные цели, и принять ответственность за их достижение
  • неудовлетворительные отношения с супругом (супругой), детьми или родителями
  • неспособность к установлению и поддержанию дружеских или любовных отношений
  • чувство «человека-песчинки», который абсолютно не контролирует свою жизнь
  • навязчивое переедание или неспособность есть достаточно для хорошего здоровья
  • проблемы со здоровьем, которые имеют психологическое происхождение

В течение какого времени продолжается психоанализ

Не имеется никаких ограничений по продолжительности психоанализа. Некоторые, обратившиеся за психоаналитической помощью, могут получить пользу уже за короткий промежуток времени (шесть месяцев или меньше), а другие могут продолжать лечение в течение нескольких лет.

Более длительное участие в психоанализе не является ни знаком чрезмерной зависимости, ни показателем серьезности психологических проблем.

Необходимо понимать, что требуется срок, чтобы устойчиво и надежно изменить отношения личности с другими людьми.

Стоимость прохождения курса психоаналитической терапии

Прохождение психоанализа требует определенных материальных затрат. В процессе прохождения психоаналитической терапии изменяется качество жизни пациента.

Перед тем, как приступить к практике, психоаналитик — в дополнение ко всем другим видам теоретической и практической подготовки — проходит собственный анализ, как минимум, в объёме 100 часов, чтобы проработать свои проблемы и не привносить их в свою работу.

Практикующими психоаналитиками становятся те, кто, уже имея высшее образование, прошли, как минимум, 4-летний курс теоретического обучения, имеют диплом одного из имеющих гос. лицензию институтов психоанализа и сертификат о завершении персонального анализа, а также удостоверение о специализации в области психотерапии. Важность такой подготовки трудно переоценить. Обычно она продолжается, с учётом теоретического обучения, персонального анализа и последующей терапевтической практики под руководством опытного специалиста, по меньшей мере 6 лет. Сегодня большинство аналитиков — по их первому образованию — педагоги, психологи или социальные работники, другие самые разные профессии.

В отличие от обучения в разного рода психологических школах, которое продолжается один или два семестра, обучение аналитика продолжается до тех пор, пока супервизоры, преподаватели и стажер не придут к согласию, что оно полностью завершено.

Текст составлен на основе книг проф. М.М.Решетникова «Элементарный психоанализ» и «Что такое психоанализ», с его согласия и при его поддержке идеи интернет-консультирования. Выражаю Михаилу Михайловичу благодарность и признательность.

Психоанализ по e-mail

Психоанализ — это уникальный подход к проблемам людей, их переживаниям.

Так же, как без зеркала мы не можем увидеть некоторые части своего тела, так и без психотерапевта-аналитика нам не дано разглядеть глубинные пласты нашей памяти, обратиться к сущности наших тайных чувств и переживаний.

Психоанализ не для примитивных и толстокожих, они не испытывают в нем потребности. Только людям, чей внутренний мир тонок, знакомы такие чувства как печаль и раскаяние, поиски смысла и потребность в понимании.

Психоаналитик не дает конкретных рекомендаций (советов) относительно того, как человек должен управлять своей жизнью или решать свои проблемы.

Задача аналитика — помочь понять, по каким внутрипсихическим законам человек решает свои жизненные проблемы, почему развитие событий не приносит удовлетворяющего результата.

На страницах сайта «Зеркало сна» возможность получения профессиональной помощи психотерапевта-психоаналитика найдут те, кто пришел к пониманию, что им необходима помощь, кто заинтересован в расшифровке своих сновидений, те, кому требуется понимание и поддержка.

Процесс терапии — беседа. В варианте общения по Интернет беседа ведется в закрытой переписке.

Приглашая человека говорить, психоаналитик предлагает безопасный способ вскрыть глубинную суть психических проблем. Он даёт Вам уникальную возможность заново пережить Вашу личную историю, по-новому взглянуть на неё и найти связь между своим прошлым и конфликтами в настоящем, одновременно предотвращая их в будущем.

Как выглядят консультации в переписке по e-mail

В своих письмах Вы рассказываете все, что вас беспокоит, чем хочется поделиться. Я обращаю ваше внимание на какие-то моменты, задаю вопросы. Основная работа проводится с воспоминаниями, конфликтными ситуациями. Особое место отводится обсуждению сновидений. Свое письмо ко мне вы всегда составляете в произвольной форме. В обсуждении я всегда следую за предложенными вами темами. Мы вместе с вами пытаемся разобраться в том, что вас беспокоит и почему.

Толкование сновидений — часть психотерапевтического процесса. Работая над Вашим сновидением в техниках психоанализа мы можем приблизиться к пониманию той информации, которую несет Ваше сновидение.

Довольно часто при такой работе выявляются психологические конфликты. От Вашего желания зависит, стоит ли продолжать работу по решению проявляющихся конфликтов или остановиться на каком-то этапе.

Психоаналитическое общение подразумевает более насыщенный монолог со стороны клиента и крайне деликатное направление беседы со стороны аналитика.

Продолжительность нашего общения зависит от результата, который Вы хотите получить в ходе психотерапевтической и психоаналитической работы.

Как работает психоанализ

Обращение к психоаналитику

Обычно человек обращается за консультацией, когда у него есть некоторые вопросы о себе, своей жизни, своих отношениях, на которые он сам не смог ответить. Есть сомнения, которые сам он не смог разрешить, есть проблемы, ограничения, с которыми он не смог справиться ни сам, ни с помощью советов друзей. Возможно, такое решение принимается под воздействием партнера, друга, родственника, который сам имеет опыт работы с психоаналитиком. Человек может быть достаточно осведомлен о причинах своего беспокойства, неудовлетворенности, но изменить текущее положение вещей ему не удается, сколько бы книг он ни прочитал, сколько бы сознательных усилий ни прикладывал.

Читайте так же:  Как жить осознанно или что происходит в психотерапии

Причина в том, что подавляющее большинство психологических проблем, а равно и мотивов наших поступков являются бессознательными, а значит, только желание их осознать результата не даст. При этом наше бессознательное – это наше детское, забытое, но актуальное. Мы страдаем от детских воспоминаний (которые остаются бессознательными), детских травм, детских способов решения вопросов о себе и мире, детских страхов и тревог. Это детское в нас проявляется в новых ситуациях, взрослых, а реакции остаются детскими, поэтому неадекватными, часто непонятными. Поэтому нужен механизм, переводящий эти бессознательные детские содержания в сознательные, чтобы их переосмыслить, принять новые, адекватные текущему времени решения. Таким инструментом, а именно, психоаналитическим слушанием и пониманием, обладает обученный этому психоаналитик, который за годы своего личного анализа и многих лет постоянного обучения вырабатывает этот особенный вид слушания. Психоаналитик «слышит» детское пациента и помогает пациенту стать взрослым, освободившись от детских тревог, опасений, фантазий, чтобы пройти путь к взрослому удовольствию и взрослой ответственности.

Это очень ответственный вопрос. В этом виде психотерапии, помимо необходимого уровня образования, личность аналитика имеет не менее важное значение. Необходимо, чтобы у человека сложилось изначально доверительное отношение, чтобы он чувствовал, что его понимают и принимают. Кажется очень затруднительным развитие полноценного аналитического процесса, если пациент совсем не доверяет аналитику, если он ему чем-то лично неприятен. Важно также не иметь личных отношений с аналитиком, тем более это не должен быть друг, родственник, в последнем случае психоанализ вообще невозможен. Аналитик должен быть для пациента чем-то вроде зеркала, на которое будут проецироваться его фантазии, чувства, чтобы стать материалом анализа. Пол аналитика для процесса не имеет значения, если только пациент не имеет какого-то предпочтения.

Поэтому не надо торопиться с выбором аналитика, хорошо сходить на консультацию к нескольким аналитикам, чтобы потом выбрать того, кто больше подходит, ведь аналитик является человеком, а не автоматом, и с ним должен установиться контакт. Важно помнить, что с этим человеком предстоит пройти длинный путь.

Главная задача психоанализа – научить человека жить здесь и сейчас, получать удовольствие от реальной жизни, не быть заложником своей истории, прошлого, постоянно его воспроизводя, но также и своего будущего, в которое обычно проецируются несбывшиеся детские надежды, идеалы, ожидания, требования, причем не свои, а навязанные, часто не имеющие ничего общего с истинными потребностями человека и окружающей действительностью. Можно сказать, что задачей психоанализа является помочь человеку быть собой, индивидуальностью, а не маской, не копией, не воплощением чьих-то желаний и фантазий. Быть собой и расти дальше, развиваться, открывать в себе новое, быть творцом.

Каждый анализ является сугубо индивидуальным, но есть и общие закономерности его протекания. Некоторое представление о процессе психоанализа поможет сформировать описание следующих феноменов, имеющих место в каждом анализе:

Рабочий альянс. Ваше желание пройти психоанализ, доверие и некоторая симпатия являются основой рабочего альянса с аналитиком. Вы стараетесь следовать правилу свободных ассоциаций, то есть говорить все, что приходит Вам в голову, даже когда это трудно и не очень комфортно. Это Ваша сознательная установка, в которую периодически неизбежно вмешиваются силы сопротивления.

Сопротивление. Это бессознательные силы, мешающие процессу анализа, появлению в сознании бессознательных желаний, фантазий, страхов, от которых Я усиленно защищается, так как их осознание вызывает тревогу. Сопротивления проявляются в отсутствии мыслей, в нежелании что-то говорить, в том, что возникающие мысли отметаются как неважные, особенно если это мысли, связанные с сексуальностью или агрессивностью. Действием сопротивления можно считать отреагирование в реальности того, что должно было бы быть проговорено, например, вместо осознания и разговора об определенном чувстве, человек как бы случайно попадает в ситуацию, где это чувство переживает. Внезапное желание прекратить анализ обычно также вызвано действием сопротивления, так как в отношении аналитика испытываются чувства, которые могут осознаваться очень смутно или быть вообще скрыты от сознания и которые кажутся непозволительными, даже немыслимыми. Не то что говорить, а и представить у себя такие мысли, фантазии бывает очень затруднительно, неприятно, стыдно, хотя все они являются абсолютно нормальными и заслуживают внимания и понимания. При этом описанная гамма переживаний может скрываться за мыслью, что просто надоело, не видно результата.

Перенос. Это универсальный феномен в психике человека, который в психоанализе стал основным инструментом терапевтических изменений. Перенос возникает во всех без исключения человеческих взаимоотношениях, это перенесение отношения, восприятия на кого-то в реальности, как будто этот человек является на самом деле кем-то из прошлого. Часто можно услышать в повседневном общении такие высказывания: «Моя жена совсем как моя мать» или «Мой сын так напоминает мне своими манерами и поведением мою мать» и т.д. Это примеры переноса, который осознается, но гораздо чаще он является бессознательным и при этом определяет наше отношение к людям, часто довольно загадочным образом. Перенос ответственен за многие выборы в нашей жизни, иногда довольно трагичные, поскольку переносятся не только черты, но и особенности взаимоотношений.

В ситуации анализа явления переноса особенно очевидны, поскольку аналитику приписываются черты характера, отношения, мысли, которые не имеют ничего общего с его личностью. Становятся все более очевидными переносы и в реальной жизни человека. Анализ разных переносов освобождает человека от навязчивого повторения отношений, дает возможность делать новые выборы в жизни.

Идентификации. Под идентификацией понимается процесс самоотождествления человека с другой личностью, обычно с некоторыми ее чертами. Это бессознательный процесс, и это не имитация. Идентифицируются обычно с теми, кого любят, с теми, кого любят любимые. Этот процесс начинается с самого рождения. Через многочисленные идентификации формируется характер ребенка, его личность (но не идентичность, которая является сугубо индивидуальной). Часть идентификаций полезна. Она, например, помогает переживать расставания, потери путем принятия в себя, в свою личность некоторых черт характера, привычек, интересов любимого, сохраняя таким образом внутри себя частичку значимого человека. Но некоторые идентификации являются ограничивающими, мешающими, поэтому очень важно осознать их и от них освободиться.

Этот вопрос волнует людей особенно в начале психоанализа: как понять, почувствовать, что пора заканчивать, не будет ли этот процесс бесконечным. Длительность анализа, конечно, сугубо индивидуальна, но минимальный срок для достижения значительных и стойких результатов – не менее 3-х лет. Анализ заканчивается тогда, когда большая часть бессознательных конфликтов разрешена, когда в жизни человека наступают заметные изменения, которые позволяют ему чувствовать себя гораздо более счастливым, как в личной, так и в профессиональной сферах. Постепенно у человека формируется его внутренний аналитик, который заменит аналитика внешнего, реального. Этот внутренний аналитик будет всегда с человеком, уже он позволит личности решать возникающие в его жизни вопросы, сложности, которые, естественно, неизб

[2]

Как работает психоанализ?

«Зеркало»

психологическая консультация

Читайте так же:  Что происходит с современными детьми

Индивидуальные психологические консультации, семейные консультанты, услуги психоаналитика, услуги психотерапевта

г. Москва, метро: «Павелецкая»
+7 (925) 849 07 03

Nav view search

Каждую первую субботу месяца — скидка 50%

Думаете о психотерапии

Поделитесь проблемой

Для психологов :
Помещение в аренду !

Сдается кабинет в аренду,
( в жилом доме ),
метро Павелецкая,
понедельник, суббота.

Как работает психоанализ

Для того чтобы понять, как работает психоанализ, нужно составить представление о том, что движет нашими поступками и формирует наши мысли, эмоции и чувства. Если попытаться одним словом сформулировать идею психоанализа, то, наверное, этим словом будет «подсознание» (или «бессознательное»). Ведь с точки зрения психоанализа, именно процессы, происходящие в бессознательном, являются ключом к пониманию мотивов наших поступков, чувств и эмоций.

Хотя задолго до Фрейда некоторые писатели и философы признавали и описывали алогичность человеческого поведения, заслуга основателя психоанализа состоит в том, что он не только обратил внимание на эту иррациональность поведения, но и объяснил ее особыми свойствами нашей психики. Оказалось, что многие поступки, черты характера, симптомы, которые трудно объяснить с позиций здравого смысла, являются следствием действия бессознательного и формируются в течение длительного периода времени, начиная с самого раннего возраста. Они представляют собой защиты, призванные оградить ребенка от волнений, страхов и дискомфорта, возникающих при столкновении с пока непредсказуемой, непонятной и часто разочаровывающей реальностью. Привнеся в психологию понятие бессознательного, психоанализ объяснил и то, почему одного лишь интеллектуального понимания психологических проблем чаще всего бывает недостаточно для их решения.

Однако признание важной роли бессознательного отнюдь не означает отказа от рационального подхода к изучению человеческой психики. Как раз наоборот, психоанализ делает возможным рациональный подход ко многим психологическим проблемам, поскольку основной используемый прием – осознание бессознательных процессов, то есть их перевод в сознание.

Например, человеку, страдающему от депрессий, вызванных неумением в нужный момент проявлять творческую активность и добиваться успеха, не удастся помочь, научив его упражнениям «позитивного мышления» (в каждой ситуации находить что-то хорошее, больше улыбаться, использовать малейший повод для проявления активной жизненной позиции, и т.д.). Такие приемы, естественно нелишни и могут быть очень полезными, но чаще всего этого недостаточно. Для кардинального изменения ситуации человеку необходимо (с помощью психоанализа) осознать основную бессознательную причину его проблемы (в данном случае, неуверенности в себе). И может оказаться, что его нерешительность поначалу была вызвана боязнью получить выговор от чересчур строгих родителей, а затем преследовала его в течение всей жизни, незримо витая над ним каждый раз, когда он пытался проявить инициативу.

Впрочем, в большинстве случаев, речь не идет о том, чтобы воскресить в памяти все детские эмоции, страхи, тревоги или вспомнить свои взаимоотношения с родителями. Часто это приносит мало пользы, поскольку такие воспоминания могут быть слишком зыбкими. Самое главное в предложенной психоанализом методике – это реконструкция прошлого опыта и связанных с ним переживаний в отношениях с психотерапевтом.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В безопасной, располагающей к исследованию обстановке, человек может вновь лицом к лицу столкнуться с тем, от чего его призваны защитить ставшие уже неадекватными защиты – симптомы. Такая задача, очевидно, не из самых легких, она требует определенного времени и усилий пациента. И в то же время это именно то, в чем состоит магия психоанализа: прочувствовав «нутром» то, чего прежде он так боялся и всеми силами старался избежать, человек получает значительное облегчение и обретает новый взгляд на жизнь, позволяющий навсегда избавиться от прежних привычек и проблем.

Источники


  1. Курпатов, А.В. 7 настоящих историй. Как пережить развод / А.В. Курпатов. — М.: Олма Медиа Групп, 2014. — 748 c.

  2. Марк Гангор Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.

  3. Хорват, Франтишек Любовь, материнство, будущее / Франтишек Хорват. — М.: Прогресс, 2010. — 629 c.
  4. Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.
  5. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия, 2016. — 192 c.
Как работает психоанализ
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here