Как рождаются проблемы

Сегодня обсуждаем тему: как рождаются проблемы с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Как рождаются новые идеи?

Наталья Гервиц, 24 года, автор идеи антикафе «Зеленая дверь»«Я знала, что нужно попробовать»

«После окончания университета моя жизнь шла по инерции: я продолжала учиться в аспирантуре, работала там же, куда устроилась еще студенткой. Мой круг общения не расширялся. Наверное, поэтому у меня и возникла эта идея: захотелось организовать такое пространство, где бы люди собирались ради общения. Вспомнились и институтские вечеринки: мы шли в какую-нибудь аудиторию после занятий, пили чай с тортиком, доделывали домашние задания… И было действительно весело! А что если открыть антикафе, где посетители платят не за еду, а за проведенное там время? Мы с друзьями впятером скинулись на создание «Двери». Было страшно вкладывать собственные средства. Но у меня и уверенность была, что нужно попробовать.

Наше антикафе – это абсолютно честный формат: человек проводит время так, как ему хочется. Гости могут посидеть в библиотеке, посмотреть кино или какую-нибудь выставку, послушать или прочитать лекцию, поиграть в настольные игры. Они могут сами что-то приготовить на кухне и даже принять душ. Полная свобода! Такого до нас никто не делал».

Записала Юлия Варшавская

«Едва ли не каждому из нас знакомо состояние мучительных раздумий над поставленной задачей. Кажется, что решение где-то совсем рядом, оно проходит по краю сознания, но ускользает в последний момент. Как нам не хватает того озарения, которое посетило Архимеда в миг, когда он вскричал свое знаменитое «Эврика!» («Нашел!»). Согласно легенде, он открыл основной закон гидростатики, погрузившись в ванну. А творческие поиски Исаака Ньютона, как рассказывают, увенчало яблоко, упавшее ученому на голову. Но добьемся ли мы того же результата, если уляжемся в ванну или получим яблоком по голове?В чем дело – в счастливом стечении обстоятельств или в особенностях личности, попавшей в эти обстоятельства? Кто те избранные, которым даются в руки великие идеи?

Кому помогает случай?

Сами авторы великих идей не слишком проясняют путь к успеху. Скорее добавляют тайны. Например, Альберт Эйнштейн говорил: «Открытие в науке совершается отнюдь не логическим путем, в логическую форму оно облекается лишь впоследствии, в ходе изложения. Открытие, даже самое маленькое, – всегда озарение. Результат приходит извне и так неожиданно, как если бы кто-то подсказал его»*.

Но наука не любит мистики, пытаясь и в творческом процессе отыскать конкретные факты и ясные закономерности. Любопытную схему творческого процесса предложили социальный психолог Грэм Уоллес (Graham Wallas) вместе с математиком и психологом Жаком Адамаром (Jacques Salomon Hadamard). Они изучили рассказы множества ученых о своей работе и выделили четыре этапа рождения идеи. Первый: решение сосредоточиться на задаче, максимально точно сформулировать ее. Второй этап: цель определена, и можно «отпустить» свой ум, переключившись на что-то другое и предоставив активно работать бессознательному. Когда решение найдено, возникает инсайт – озарение, находка – третий, самый короткий и яркий этап. И наконец, четвертый этап: найденная идея проходит проверку – действительно ли она нова? Верна или ошибочна? Представляет ли ценность?

Современные нейробиологи признают эту схему, не оставляя места романтизму. Но как же озарение, которое не требует усилий от творца?

«Это устаревший стереотип! – убежден Лионель Наккаш (Lionel Naccache), нейрофизиолог из Института мозга в Париже. – Разум и целенаправленное усилие играют важнейшую роль в творческом процессе. Но мы осознаем лишь незначительную часть той информации, которую в действительности обрабатывает наш мозг». Это важное замечание. Смысл его в том, что мы можем и не понимать, насколько напряженно ищет наш мозг решение той или иной задачи. Скорость бессознательных операций намного выше, чем та, которую способна развить наша медлительная логика при сознательной обработке информации. Поэтому неудивительно, что, когда возникает яркая идея, нам может показаться, что она пришла извне, а не рождена нашим разумом.

Итак, если мы хотим найти решение трудного вопроса, то нам следует как можно точнее поставить задачу – а затем предоставить работать бессознательному, которое способно производить поиск решения очень быстро, интенсивно и в разных направлениях. Бессознательное может скорректировать и даже переформулировать задачу, то есть «создать совершенно новое решение, не предусмотренное первоначальной формулировкой», – считает Лионель Наккаш.

История науки знает немало примеров как бы случайных открытий, когда ученый ищет одно, а находит другое. Например, так был открыт пенициллин: биолог Александр Флеминг вернулся из отпуска и обнаружил, что в сосудах, где он оставил стафилококковые культуры, поселилась плесень. Вместо того чтобы выбросить свидетельства неудавшегося опыта, Флеминг стал их внимательно изучать. И обнаружил, что вокруг плесени есть чистое пространство, в котором бактерии не развиваются. Так родился первый в мире антибиотик. Почему повезло именно Флемингу? Ответ – в словах другого выдающегося биолога, Луи Пастера, который и сам именно так, «ненароком», пришел к идее вакцинации: «Случай помогает только подготовленному уму».

Мысль в ловушке

Мы классифицируем вещи по категориям, и эта операция позволяет нам делать обобщения. «Но каждый раз, прибегая к категории, – пишет коуч Люк де Брабандер (Luc de Brabandère), – мы закрываем глаза на уникальность объектов, которые она объединяет. Приведу пример, к чему это приводит в бизнесе. У торговой сети Carrefour были все ноу-хау и необходимые поставщики, чтобы создать самый большой в мире онлайн-магазин. А сделал это Amazon, новичок на рынке. Это и есть ловушка категориального мышления, одна из тех, в которых так часто вязнет наша креативность. Иногда компании-гиганты можно сравнить с океанскими лайнерами, настолько огромными, что люди, на них работающие, уже не видят ни океана вокруг, ни тем более других кораблей»*.

* «Les mots et les choses de l’entreprise» (Mols, 2012).

Эдуард Сагалаев, 66 лет, автор идеи телепрограмм «Взгляд», «12 этаж», «7 дней», телеканалов «ТВ-6» и «Психология 21»«Выйти за рамки привычного»

«Рождение идеи – это как настоящие роды: она и вынашивается долго, и появляется на свет мучительно. Причем весь подготовительный процесс в основном проходит неосознанно. Парадокс, но иногда оказывается плодотворным состояние депрессии, когда я испытываю глубокое недовольство жизнью, страх не состояться, потерять чье-то уважение. Так было, например, когда после прихода к власти Ельцина я занял пост гендиректора «Останкино». Очень быстро стало ясно, что сделать то свободное телевидение, о котором я мечтал долгие годы, мне не позволят. Было страшное разочарование и чувство бессилия. И вдруг ко мне пришла спасительная мысль: а кто сказал, что я не могу уйти из этой системы? Нужно создать свой канал! И сразу все встало на свои места. Конечно, было много страха, ведь частных каналов у нас еще не существовало. И вместе с тем я шел вперед, я сделал «ТВ-6», потому что хотел быть верным своему призванию. Во мне есть некая сила, которая ведет меня в экстремальных ситуациях. Это я сам, только другой: бесстрашный, уверенный, свободный.

Читайте так же:  Теория и практика любовных треугольников

С другой стороны, очень плодотворно для меня состояние игры. Оно также помогает выйти за рамки «нельзя» или «невозможно», сделать то, чего никто не делал. И тут лучшее средство – мозговой штурм, когда в нем участвуют неординарно мыслящие люди и мы вместе доводим идею до ума.

Самое важное для меня – смысл идеи. Несколько лет назад мой сын решил создать клинику Rehab Family для лечения зависимостей. Он выстрадал эту идею, сам пройдя через алкогольную зависимость. Его идея стала и моей, я с воодушевлением помогаю ему. И надеюсь, что это еще один проект, которым я смогу отчитаться за свою жизнь».

Записала Галина Никольская

[1]

Рецепт коктейля «творчество»

«Большие идеи почти никогда не бывают плодом внезапного вдохновения, – считает американский исследователь Стивен Джонсон (Steven Johnson). – Они должны созреть. Долгое время они обитают на заднем плане, в непроявленном состоянии, прежде чем обретут отчетливость».

Значит ли это, что упорный труд, концентрация на поставленной задаче обязательно приведут нас к нужному решению? Увы, это необходимое, но вовсе не достаточное условие.

Тогда нам поможет высокий уровень интеллекта? И это не совсем так. Уровень IQ выше определенного значения перестает коррелировать с жизненными достижениями, как показали исследования психолога Льюиса Термана (Lewis Terman).

Возможно, дело в особых креативных способностях? Снова нет. Можно показывать запредельно высокие результаты в специальных тестах на творческие способности, но так и не создать за всю жизнь ни одной яркой идеи. Для коктейля под названием «творчество» требуется еще множество ингредиентов.

«Творческие люди обладают удивительной способностью адаптироваться почти к любой ситуации и использовать все оказавшиеся под рукой ресурсы для достижения целей», – пишет психолог Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi), посвятивший изучению этой темы 30 лет. Ключевым отличием творцов он считает сложную организацию личности. «В них сосуществуют особенности мышления и поведения, которые у большинства людей разделены между собой. У них много внутренних противоречий, они словно вмещают в себя множество личностей»**.

Творческие личности способны быть в одних ситуациях интровертами, а в других экстравертами, в них уживаются черты лентяев и трудоголиков, фантазеров и реалистов, бунтарей и консерваторов. Но одним из самых важных качеств, присущих им всем, Чиксентмихайи считает способность наслаждаться творчеством ради самого творчества.

Выделяет он и факторы, которые вредят творчеству. Это истощение от чрезмерной работы и усталость от проблем; слабость характера, лень и отсутствие дисциплины; склонность разбрасываться и неумение сосредоточиться на главном и, наконец, расплывчатость целей и нехватка мотивации для их достижения.

Креативность как синоним счастья

И все же больше всего интригует нас сам момент озарения. Какие пути ведут к нему? «Для рождения идеи необходим открытый, свежий взгляд, – рассказывает экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – Мы отодвигаем на задний план все предварительные установки, все, что знали раньше, и позволяем явлению, на которое смотрим, открыться нам в своей сути. Это процесс эмоционально-интуитивный. В основе озарения лежит эмоциональная вовлеченность, волнение и интерес. Креативную личность отличает чрезвычайная восприимчивость, на нее производит глубокое впечатление то, на что обычные люди могут и не обратить внимания».

Говорят о внерациональности озарения и сами творцы. Многие поэты уверяют, что в моменты вдохновения как будто пишут под чью-то диктовку. А писатели признаются, что их персонажи проявляют своеволие, выходя из-под авторского контроля. Вспомним хотя бы фразу Пушкина: «Представьте, что учудила моя Татьяна, – взяла да и замуж вышла!».

«Здесь нет ничего мистического, – уверена Светлана Кривцова. – Это просто означает, что автор достиг такого уровня, когда открывшееся ему выступает как объективная реальность. В ней нельзя ничего изменить, остается лишь как можно лучше и полнее отразить то, что открылось. И вместе с тем в этот момент человек, как никогда, ощущает себя самим собой и переживает чувство невероятной творческой свободы».

Михай Чиксентмихайи различает два типа креативности. Креативность с маленькой буквы – творчество «для себя», меняющее лишь жизнь самого человека и его ближайшего окружения. И креативность с большой буквы, изменяющая жизнь всего общества. Но совершаем ли мы открытие для всего мира или придумываем что-то лишь для себя, качество жизни в любом случае меняется. «Если идея реализована, это окрыляет нас. Мы ощущаем полноту жизни, согласие с собой и с миром, – говорит Светлана Кривцова. – А это и есть главный критерий счастливой жизни».

* А. Эйнштейн «Мир и физика» (Тайдекс Ко, 2003).

** M. Csikszentmihalyi «Creativity: The Work and Lives of 91 Eminent People» (HarperCollins, 1996).

Идеи рождаются… если их не критикуют

Рожденная заново: как избавиться от родовой травмы

В современной традиционной и уж тем более – нетрадиционной психологии есть теория о том, что каждый человек в процессе рождения переживает родовую травму. Память о ней перемещается в бессознательное и накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь. И чтобы «очистить карму», «закрыть гештальты» или «осознать себя в моменте», очень важно освободиться от подавленных негативных состояний. Сделать это можно при помощи ребефинга, дыхательной психотехники, которая появился в начале 1970-х в США. Ее смысл – перепроживание рождения и освобождение от родовых травм.

О ребефинге я знала давно, но, будучи дочерью медиков, относилась к нему с недоверием. Мне было известно, что официальная наука не признает его результатов, и доказанных клинических подтверждений его эффективности пока нет. Но: запретный плод сладок. Тем более, как говорят пережившие подобный опыт, ощущения отличаются от других способов погружения в бессознательное (например, с помощью гипноза), затрагивают перинатальные воспоминания, возвращают нас в состояние «между жизнью и смертью», а потому особенно интересны. И я решилась.

Зная о том, что проходить эту практику можно только у очень опытных инструкторов, я доверилась Колину и Марине Кэмпбелл-Дауни в центре TaoGarden (Таиланд). Они учились у родоначальника психотехники американца Орра и Чарковского, который привез ребефинг в Россию. Мы проходили его вчетвером: я, мой муж и еще одна супружеская пара. Вообще, экспериментировать рекомендуют с участием как можно большего количества людей – для эффекта групповой динамики. Считается также, что это создает больше пространства для выхода эмоций.

Инструктор негромко «вел» нас по родовому каналу, напутствуя радоваться выходу на свет

Мы пришли в достаточно просторное помещение (что необходимо, чтобы избежать ощущения замкнутого пространства), нам предложили лечь на приготовленные матрасы, выдали пледы и салфетки. Играла тихая музыка – звуки природы, индийские мантры. Нам рассказали, как будет проходить ребефинг. Мы легли, закрыли глаза и начали дышать под руководством инструктора.

Читайте так же:  Хочунадо или куда уходит детство

Для входа в процесс необходимо особое дыхание, которое запускает так называемую гипервентиляцию легких. Конечно, я много читала о ребефинге, была знакома с холотропным дыханием, проходила динамические медитации по Ошо, поэтому понимала, чего следует ждать с точки зрения физиологии. «За счет поступления нестандартно большого объема кислорода может начать кружиться голова, а в зависимости от склонности к фантазиям и развитости воображения возможны и другие эффекты – от видений и галлюцинаций до так называемых «выходов в бессознательное», – так я размышляла в момент начала ребефинга.

Когда мы начали дышать – сначала циклически, затем переходя на глубокое двухфазное дыхание – я не ощущала ничего. Позже наступило легкое покалывание в пальцах (меня это не испугало, поскольку я была готова, что такое может случиться). В этот момент другие участники издавали самые разные звуки: кто-то дышал очень громко, кто-то всхлипывал, кого-то я совсем не слышала.

[3]

В это время инструктор вслух приглашал нас пройти путь перерождения и мягко, деликатно объяснял, что именно вы, как рождающийся ребенок, переживаете в настоящий момент. Мысленно мы представляли себе прохождение через родовые пути. Он негромко «вел» нас по родовому каналу, напутствуя улыбаться и радоваться выходу на свет. И вот мы как бы первый раз «видим» свет, делаем первый вдох, первый раз «касаемся» мамы, впервые встречаемся со своими родителями, чувствуем их радость от нашего появления.

До этого момента у меня не было никаких особенных ощущений ни внутри, ни снаружи. Но в ту самую секунду, когда я представила себе момент своего рождения так подробно, как только могла, когда внутренне соприкоснулась со своей мамой, «увидела» себя со стороны впервые… я разрыдалась. Какая-то сила перевернула меня со спины на бок в «позу эмбриона», а потом – на живот, в йоговскую позу ребенка.

Умом я осознавала, что ищу те позы, которые кажутся моему телу наиболее приспособленными к душевным переживаниям. И это было особенно странным: попеременно то уходить в глубокие эмоции, то жестко оценивать со стороны свою позу, наблюдать слезы, пытаться услышать других участников. Через несколько минут я уткнулась лицом в полотенце и просто беззвучно плакала.

Глубоким переживанием в этот момент было ощущение радости от моего появления на свет, что я есть у мамы и папы. Несмотря на то что в семье меня любили, я всегда осознавала, что не была на самом деле желанным ребенком. Что было в те времена в порядке вещей – так я искренне считаю до сих пор. В 1980-е дети не рождались «по семейному заказу и планированию», как сейчас. Конечно, я была для родителей сюрпризом. Не говоря уже о том, что они ждали мальчика. И даже заготовили ему имя. А получилась я.

Чувства, которые остаются после этих переживаний, сравнимы с глубокой исповедью. Чистота, благодарность, принятие.

Разумеется, меня полюбили и приняли – в этом не было сомнений, мое счастливое детство тому подтверждение. Но процесс рождения и первое удивление мамы – «У вас девочка!» – «Как девочка?!» – никто не отменял. Так же, как и отсутствие папы в родильном доме. Семейная легенда гласит, что он не справился с захлестнувшими эмоциями и предпочел отметить рождение ребенка дома с другом. Наверное, с того момента, как я об этом услышала, мне тоже хотелось «пережить» это как-то по-другому.

[3]

И вот я пережила это заново. Так, как мне хотелось бы это узнать. Так, будто меня осознанно ждали, планировали, будто папа тоже был там, в родильном зале, а не так, как это было на самом деле. И вот я пришла в этот мир заново – в любви, добре и чистоте. Так, как мне бы хотелось. Так, чтобы однажды самой не побояться родить ребенка.

Чувства, которые остаются после этих переживаний, сравнимы с глубокой исповедью. Чистота, благодарность, принятие. После такого эмоционального очищения сердце наполняется радостью, как после марафонской дистанции. Когда открываешь глаза, впервые смотришь на яркий дневной свет, поднимаешься и делаешь первый осознанный шаг по земле, все происходит как будто бы заново. Поверьте, мне, привыкшей контролировать каждый свой шаг, не склонной к «полетам в бессознательное» и плохо поддающейся гипнозу, признаться в этом было необычайно сложно.

При всей глубине собственных переживаний я не могу советовать пройти и испытать это каждому. Некоторые участники не испытывают ничего. Другие больше ощущают физические процессы – например, скрючивание пальцев, и не переживают никаких особых эмоций. Пример тому – мой муж. Я считаю, что, как и в любом деле, нужно очень хорошо понимать задачу, с которой вы работаете. И если это простая и естественная задача – просто родиться заново, чтобы снова сделать самый первый шаг (в отношениях, бизнесе, собственном развитии), – то не надо искать других причин. Этого достаточно для того, чтобы просто пойти и сделать.

Телесно-ориентированная терапия

Кроме методов, основанных исключительно на разговоре психолога и пациента, в психотерапии есть техники, предназначенные для работы с телом. Чтобы вы могли ориентироваться в этих методах, мы разделили их на пять групп.

Стресс вытекает с деньгами: что делать, когда очень плохо

Как справится с психологическим кризисом? Как вытянуть себя из болота хандры и уныния? Обобщив достижения психологической науки и житейскую мудрость, психолог Елена Мкртычан сформулировала несколько конкретных советов.

Как рождаются проблемы
статья (6 класс) по теме

Размышления на «школьную» тему

Вложение Размер
Когда мама любит делать всё сама 17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Как рождаются проблемы…

Не могу не поделиться с Вами, уважаемые читатели этих строчек, своими размышлениями о том, почему дети однажды отказываются нам помогать по хозяйству, а девочки не могу сделать в доме элементарную влажную уборку.

Вверг меня в эти размышления сегодняшний случай.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

После 6-го урока дежурные наводили порядок в классе. Подметали мальчики, устроив сражение за право владеть щеткой. Мусор был очень тщательно собран, погружён в пакеты.

Корзины необходимо было закрыть свежими пакетами. Я хотела было сделать это сама, но мальчики мне не дали, сопроводив это следующей фразой: «Можно, мы сами всё сделаем. Очень хочется. Нам дома мама не дает убирать». «Почему», — последовал мой вопрос. «Она любит делать это сама».

Читайте так же:  Выход в свет в сети интернет

Конечно, понимаю маму: и я иногда поступаю так. Намного проще всё сделать самой. Но хорошо, что «иногда».

Случилось, что с трех лет и почти до восьми мы воспитывали племянника. Он учиться пошел в мою школу, чтобы процесс воспитания надолго не прерывался. Мальчик не из «отличников», в пример не поставишь и по поведению. Но дома можно спокойно доверить ему многое: лучше всех почистит картошку, сварит её, приготовит несложный завтрак, сервирует стол к чаю, к обеду. Постирает «личные» вещи. Когда был маленький, ходил по дому и спрашивал, что можно еще постирать. Гора посуды его не испугает. Идеально подметёт двор, следит за собаками (их у нас две). Недавно с мужем уезжали на 4 дня из дома. Оставили его на хозяйстве. Мы волновались больше, чем предполагали. Но всё обошлось. Теперь планируем и продолжительные выезды.

Сейчас, размышляя на тему «школьную», я стараюсь понять, каким бы получился мальчик, если бы чаще слышал от нас слово «нельзя»?

Что говорят психологи об этом

— Витя, сынок, помой посуду.

— Мам, мне некогда, я по телефону разговариваю.

— Тебе всегда некогда, когда мать тебя о чем-то просит.

Знакомая картина, не правда ли? Мало кто из современных подростков с радостью взваливает на себя домашние заботы – посуду помыть, мусор вынести или сходить в магазин. И мало кому из родителей это доставляет радость. На самом деле большинство семейных конфликтов между родителями и детьми завязаны как раз на почве нежелания последних обременять себя малопривлекательными обязанностями. Психологи говорят об отсутствии должного воспитания, родители твердят об испорченности современной молодежи. Обе точки зрения понятны, но насколько они правдивы?

Давайте вспомним себя в своем безоблачном детстве. Да, у нас не было свободного доступа в интернет, увлекательных и красивых компьютерных игр и любимых героев в «Доме-2». Но разве мы с таким уж большим удовольствием отрывались от любимой книжки? Или предпочитали посиделкам на лавочке во дворе с друзьями генеральную уборку квартиры? Может, причина нежелания подростков заниматься домашним хозяйством совсем не в увлекательных соблазнах современного информационного общества?

С чего начинается любовь к домашнему труду? На этот вопрос есть вполне конкретный ответ. Давайте посмотрим на обычную семью, в которой только-только появился малыш. Ребенку уделяют максимум внимания и любви. И ребенок все это чувствует. И ему нравится, что о нем заботятся. И чтобы как-то показать это, он улыбается в ответ на все проявления любви своих родителей. В младенчестве это единственное, что он может предоставить «большим взрослым людям» в обмен. Не стоит, конечно, думать, что малыш действительно думает что-то вроде «так, меня накормили, нужно улыбнуться или проугукать что-то приятное». Конечно же, нет. Это врожденная особенность всех людей независимо от возраста – словом или жестом подбодрить хорошее действие в свою сторону. Так и ваш ребенок хочет сделать хоть что-то, чтобы отблагодарить за доброе к себе отношение.

Время идет — ребенок растет. Вот он научился ходить и делать простые движения. Именно этот момент является самым важным в дальнейшем приучении к домашнему труду. Если вы вспомните самого себя в этом возрасте, то, скорее всего, непременно отметите, что вам хотелось внести в семейную жизнь и свой вклад. Малыш видит, что мама собирается мыть полы — он смело хватается за швабру. Папа выносит мусор — он тоже берет пакет с отходами. В его понимании он делает что-то очень нужное и важное. Что же он зачастую получает в ответ? К сожалению, наиболее распространенный вариант — это фразы типа: «Не трогай, ты еще маленький», «Дай я сама сделаю, а то разобьешь что-нибудь еще», «Не мешай».

Что происходит? Ребенок хочет помочь, а ему просто не дают. На том простом основании, что он не умеет что-то делать. На протяжении двух-трех лет жизни ему просто не дают участвовать в семейной жизни, обосновывая это тем, что он что-нибудь испортит или, что он еще не готов. А ведь дела обстоят с точностью до наоборот. Он готов. Зато когда его родители решат, что уже пора бы их любимому чаду взвалить на себя часть семейных обязанностей, он уже не будет хотеть этого. Его отучили работать по дому. Иногда в довольно грубой форме. Этот простейший механизм работает и со взрослыми — если вам не будут давать в течение нескольких лет подстригать газон, то броситесь ли вы делать это по первой же просьбе? Вот и ребенок — он уже научен тому, что ничего делать не надо. Что важнее — разбитая кружка или подросток, с удовольствием моющий посуду после семейного ужина? Стоит ли разлитое ведро воды идеально чистых полов в будущем? В любом случае решать вам.

Как рождаются проблемы

Как рождаютс я проблемы…

Не могу не поделиться с Вами, уважаемые читатели этих строчек, своими размышлениями о том, почему дети однажды отказываются нам помогать по хозяйству, а девочки не могу сделать в доме элементарную влажную уборку.

Вверг меня в эти размышления сегодняшний случай.

После 6-го урока дежурные наводили порядок в классе. Подметали мальчики, устроив сражение за право владеть щеткой. Мусор был очень тщательно собран, погружён в пакеты.

Корзины необходимо было закрыть свежими пакетами. Я хотела было сделать это сама, но мальчики мне не дали, сопроводив это следующей фразой: «Можно, мы сами всё сделаем. Очень хочется. Нам дома мама не дает убирать». «Почему», — последовал мой вопрос. «Она любит делать это сама».

Конечно, понимаю маму: и я иногда поступаю так. Намного проще всё сделать самой. Но хорошо, что «иногда».

Случилось, что с трех лет и почти до восьми мы воспитывали племянника. Он учиться пошел в мою школу, чтобы процесс воспитания надолго не прерывался. Мальчик не из «отличников», в пример не поставишь и по поведению. Но дома можно спокойно доверить ему многое: лучше всех почистит картошку, сварит её, приготовит несложный завтрак, сервирует стол к чаю, к обеду. Постирает «личные» вещи. Когда был маленький, ходил по дому и спрашивал, что можно еще постирать. Гора посуды его не испугает. Идеально подметёт двор, следит за собаками (их у нас две). Недавно с мужем уезжали на 4 дня из дома. Оставили его на хозяйстве. Мы волновались больше, чем предполагали. Но всё обошлось. Теперь планируем и продолжительные выезды.

Сейчас, размышляя на тему «школьную», я стараюсь понять, каким бы получился мальчик, если бы чаще слышал от нас слово «нельзя»?

Читайте так же:  О женщине и её предназначении

Что говорят психологи об этом

— Витя, сынок, помой посуду.

— Мам, мне некогда, я по телефону разговариваю.

— Тебе всегда некогда, когда мать тебя о чем-то просит.

Знакомая картина, не правда ли? Мало кто из современных подростков с радостью взваливает на себя домашние заботы – посуду помыть, мусор вынести или сходить в магазин. И мало кому из родителей это доставляет радость. На самом деле большинство семейных конфликтов между родителями и детьми завязаны как раз на почве нежелания последних обременять себя малопривлекательными обязанностями. Психологи говорят об отсутствии должного воспитания, родители твердят об испорченности современной молодежи. Обе точки зрения понятны, но насколько они правдивы?

Давайте вспомним себя в своем безоблачном детстве. Да, у нас не было свободного доступа в интернет, увлекательных и красивых компьютерных игр и любимых героев в «Доме-2». Но разве мы с таким уж большим удовольствием отрывались от любимой книжки? Или предпочитали посиделкам на лавочке во дворе с друзьями генеральную уборку квартиры? Может, причина нежелания подростков заниматься домашним хозяйством совсем не в увлекательных соблазнах современного информационного общества?

С чего начинается любовь к домашнему труду? На этот вопрос есть вполне конкретный ответ. Давайте посмотрим на обычную семью, в которой только-только появился малыш. Ребенку уделяют максимум внимания и любви. И ребенок все это чувствует. И ему нравится, что о нем заботятся. И чтобы как-то показать это, он улыбается в ответ на все проявления любви своих родителей. В младенчестве это единственное, что он может предоставить «большим взрослым людям» в обмен. Не стоит, конечно, думать, что малыш действительно думает что-то вроде «так, меня накормили, нужно улыбнуться или проугукать что-то приятное». Конечно же, нет. Это врожденная особенность всех людей независимо от возраста – словом или жестом подбодрить хорошее действие в свою сторону. Так и ваш ребенок хочет сделать хоть что-то, чтобы отблагодарить за доброе к себе отношение.

Время идет — ребенок растет. Вот он научился ходить и делать простые движения. Именно этот момент является самым важным в дальнейшем приучении к домашнему труду. Если вы вспомните самого себя в этом возрасте, то, скорее всего, непременно отметите, что вам хотелось внести в семейную жизнь и свой вклад. Малыш видит, что мама собирается мыть полы — он смело хватается за швабру. Папа выносит мусор — он тоже берет пакет с отходами. В его понимании он делает что-то очень нужное и важное. Что же он зачастую получает в ответ? К сожалению, наиболее распространенный вариант — это фразы типа: «Не трогай, ты еще маленький», «Дай я сама сделаю, а то разобьешь что-нибудь еще», «Не мешай».

[2]

Что происходит? Ребенок хочет помочь, а ему просто не дают. На том простом основании, что он не умеет что-то делать. На протяжении двух-трех лет жизни ему просто не дают участвовать в семейной жизни, обосновывая это тем, что он что-нибудь испортит или, что он еще не готов. А ведь дела обстоят с точностью до наоборот. Он готов. Зато когда его родители решат, что уже пора бы их любимому чаду взвалить на себя часть семейных обязанностей, он уже не будет хотеть этого. Его отучили работать по дому. Иногда в довольно грубой форме. Этот простейший механизм работает и со взрослыми — если вам не будут давать в течение нескольких лет подстригать газон, то броситесь ли вы делать это по первой же просьбе? Вот и ребенок — он уже научен тому, что ничего делать не надо. Что важнее — разбитая кружка или подросток, с удовольствием моющий посуду после семейного ужина? Стоит ли разлитое ведро воды идеально чистых полов в будущем? В любом случае решать вам.

Глава 14. рождаются проблемы Мнемозина — роман

ГЛАВА 14 В ДРУГИХ МЕСТАХ РОЖДАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ

Весь следующий день я проходил по городу, нигде не останавливаясь. У меня были деньги, но я ничего не хотел есть, у меня был с собой телефон, но я никому не звонил и не собирался звонить. Просто мне нравилось куда-то без оглядки идти и ни о чем не думать, и никого ни о чем не спрашивать. Время неуклонно близилось к закату, но я почему-то не желал возвращаться домой.
Особенно мне не хотелось встречаться глазами с Мнемозиной.
Я боялся найти в них то же самый обман, который так быстро раскрыл Петя, и еще я боялся, что раскрыв весь этот обман, и весьма громко его озвучив, я уже навсегда потеряю Мнемозину. Уж лучше жить и мучиться с ней как раньше, чем сразу же и навсегда все потерять. И все же голос моего трезвого рассудка требовал разоблачения, как Мнемозины, так и ее родителей, а главное, сговора, который, наверняка, существовал между ними. И в то же время, я боялся быть обескураженным, и делать обескураженными других. И потом, если Мнемозина пошла на этот обман, значит, она меня не любит! И никогда меня не любила! Хотя, если призадуматься, то мне вообще на это наплевать.

Я хочу, или как рождаются проблемы.

Как известно, все мы люди и постоянно чего-то хотим. Или не хотим. что в принципе есть почти одно и то же. Мы стараемся добиться желаемого, удовлетворить свои потребности. И все бы ничего, так и должно быть, так задумано природой. Потребность создает мотивацию, а она, в свою очередь, рождает конкретные действия, направленные на обретение желаемого.

Вот только часто бывает так, что наше желание и не наше вовсе. Желание (потребность) может быть навязано социумом, родителями, общественными нормами и т.д. И тогда мы начинаем хотеть того, чего на самом деле не хотим. Или хотим, но не совсем так, как это навязывается извне.

Я называю такие желания — неосознаваемые. Грубо говоря, под этим «хочу» может скрываться совершенно иная потребность. Например, девушка очень хочет выйти замуж, а за этим желание стоит не понимание, что такое семья, брак и что она там забыла, а очень сильная потребность сбежать из родительской семьи, или избавиться от одиночесва, или получить защиту, ну или еще что. Как вы можете догадаться, редко заключенные на этом основании браки бывают счастливыми.

Очень важно до конца понимать, «что я хочу», «зачем я это хочу» и «что я буду делать с тем, что получу», т.е. для удовлетворения какой потребности мне нужны вот эти конкретные действия, человек или вещь. Часто оказывается, что можно найти несколько более простых способов решения задачи. Но человек, который не умеет анализировать себя, свои чувства и состояния словно зацикливается на чем-то одном и пытается добиться этого всеми силам.

Читайте так же:  Депрессия и стоит ли ее лечить

А вот тут начинается самое интересное. Реализация нашего желания дает человеку не только удовлетворение потребностей. Она порождает новые проблемы, к которым человек может быть не готов. Ну вот как с примером про замуж. Выскочить-то выскочила, от семьи родительской сбежала, а ответственность, которую предполагаает брак нести не готова. В этом случае может развиться обвинение мира в своих бедах: кто-то сторонний будет виноват в том, что я имею.

А бывает так, что сколько не бейся, достичь желаемого ну никак не получается. Годами! И чем больше не получается, тем больше оно растет. А когда наша потребность очень велика она рождает не приятные мечтания, а реальные мучения и страдания. Человек может зациклиться на вожделенном, совершенно забывая о том, что практически любую потребность можно удовлетворить несколькими разными способами.

В этом случае человек часто начинает искть в себе минусы и недостатки, сравнивать себя с другими: почему у одних получается, а у меня нет. Сильно страдает самооценка, приходит неверие в себя, в свои силы. Развивается зависимость от чужого мнения.

Человек может быть успешен и уверен в себе во всех остальных сферах жизни, а вот в этой, в той, в которой не выходит так, как хочется.

Добились ли вы желаемого и теперь расхлебываете последствия или страдаете от неимения чего-то важного, каждому полезно иногда остановиться и проанализировать ситуацию максимально объективно.

И тогда можно осознать причины возникших проблем и решить их или же найти еще несколько способов получить то, чего хочется, чтобы выйти из состояния нехватки, страдания и отчаяния.

Всем хорошего дня, с уважением Ольга Ильченко.

Нездоровые дети. Причины рождения

Какова реальная опасность рождения нездорового ребенка?
В последние десятилетия в среднем на каждую 1000 родившихся приходится от 35 до 50 детей с теми или иными дефектами. Много ли это? На первый взгляд, не слишком — всего 3,5-5 %. Особенно легко рассуждать на подобную тему абстрактно.

Но стоит взглянуть на этих несчастных детей, как цифры покажутся очень большими. Если не заниматься специальным изучением, много информации, в частности, такой, которая может оказаться полезной, из известных процентов не получим. Поэтому врачи проводят анализ всех случаев рождения неполноценных детей, устанавливают, например, от какой беременности родился ребенок, каков возраст матери, часто ли и помногу ли употребляет муж алкоголь, курит ли мать и многое другое.

Когда сведения проходят подобную обработку, картина становится более однородной. Выясняется, что больший шанс на рождение неполноценного ребенка, у поздно первородящих, у супругов, являющихся кровными родственниками (некоторые религии допускают браки даже между двоюродными братом и сестрой), у лиц с наследственными заболеваниями, но наиболее часто — у людей злоупотребляющих алкоголем, а также у курильщиков. Нездоровый ребенок может родиться и в результате однократного употребления алкоголя в течение суток перед зачатием, однако чаще это является следствием более или менее регулярного пьянства, причем практически неважно, кто пьет, отец или мать.

Из-за того, что от момента зачатия до рождения ребенка проходит в среднем 270 дней, а до выявления уродства еще несколько месяцев, практически невозможно установить точно, сколько было выпито мужем или женой в день зачатия. Иногда даже нельзя установить, выпивали ли они вообще. Отсюда и определенный разнобой в цифрах, характеризующих влияние алкоголя на появление уродств. Одни специалисты утверждают, что не менее 80 % всех врождённых дефектов происходит по вине спиртного, другие называют цифру 70 %. Как бы то ни было, но большая часть всех уродств возникает именно под воздействием этого яда.

Необходимо подчеркнуть — для рождения ребенка с уродствами вовсе не требуется, чтобы мать или отец были хроническими алкоголиками, достаточно однократного употребления. И это страшно, особенно в связи с бытующим еще кое-где обычаем делить на свадьбе «каравай». Собственно, страшно, конечно, не то, что гости вручают молодоженам конверты с деньгами, это, видимо, практичнее и целесообразней, чем обзавестись в один день десятью торшерами. Страшно то, что обычай требует с каждым, кто вручает конверт, выпить. И пусть это не полная рюмка, пусть всего несколько глотков, но ведь гостей сколько.

Помимо алкоголя и курения (их разделить трудно, потому что почти все, употребляющие алкоголь, еще и курят), есть несколько других причин, из-за которых примерно 7 — 10 детей из 1000 рождаются уродливыми. Улучшение условий труда и быта, ужесточение многих норм и предельно допустимых концентраций различных загрязнителей внешней среды, создание широкой сети медико-генетических консультаций, в которых еще до наступления беременности могут сказать, высок ли риск появления врождённых дефектов, приведет к тому, что уже в самое ближайшее будущее об этой части причин можно будет забыть.

Таким образом, нет ничего нереального в предположении, что недалек тот день, когда все дефекты развития будут являться следствием только одной причины — пьянства.

Учёные в своих исследованиях установили, что в 23 семьях хронических алкоголиков беременности закончились таким образом: 15 мертворождений и 8 детей с дефектами развития и различными уродствами, то есть в 100 % случаев та или иная патология.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При специальном изучении проблемы, как надолго алкоголь отравляет организм в плане влияния на будущего ребенка (ибо во всем остальном — разрушении нервных клеток, разрушении печени и т. д. изменения, наносимые алкоголем, пожизненны), было установлено, что в семье хронических алкоголиков нормальные дети могут родиться спустя не менее чем два-три года после полного воздержания родителей от употребления спиртного.

Источники


  1. Грэй, Джон Марс и Венера: как сохранить любовь / Джон Грэй. — М.: София, 2011. — 160 c.

  2. Стивенс, Хозе От Дао – Земле. Учение Михаила, психология общения и духовный рост / Хозе Стивенс. — М.: Гелиос, София, 2016. — 320 c.

  3. Регуляция репродуктивного поведения и репродуктивное здоровье / И.С. Морозова и др. — М.: Ленанд, 2015. — 240 c.
  4. Людмилина, Юлия Как выйти замуж через Интернет / Юлия Людмилина. — М.: Попурри, 2005. — 946 c.
  5. Кей, Э. Любовь и брак. Эволюция любви / Э. Кей. — Москва: Наука, 2015. — 247 c.
Как рождаются проблемы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here