Как связаны качество жизни и ощущение ее длительности

Сегодня обсуждаем тему: как связаны качество жизни и ощущение ее длительности с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Свойства ощущений

Каждое ощущение может быть охарактеризовано в его свойствах. Свойства ощущений могут быть не только специфическими для данной модальности, но и общими для всех видов ощущений. Основные свойства ощущений, наиболее часто используемые:

Качество ощущения

Для зрительного ощущения качеством может быть цвет воспринимаемого предмета. Для вкуса или обоняния — химическая характеристика предмета: сладкий или кислый, горький или соленый, цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и т.д.

Иногда под качеством ощущения имеют в виду его модальность (слуховое ощущение, зрительное или иное). Это тоже имеет смысл, поскольку часто в практическом или теоретическом смысле приходится рассуждать об ощущениях вообще. Например в процессе эксперимента психолог может задать испытуемому общий вопрос: «Расскажите о своих ощущениях во время. » И тогда модальность будет одним из главных свойств описываемых ощущений.

Интенсивность ощущения

Важно понимать, что интенсивность ощущения зависит от двух факторов, которые можно обозначить как объективный и субъективный:

— сила действующего раздражителя (его физические характеристики),

[2]

— функциональное состояние рецептора, на который действует данный раздражитель.

Чем значительнее физические параметры раздражителя, тем интенсивнее ощущение. Например, чем выше амплитуда звуковой волны, тем громче нам кажется звук. И чем выше чувствительность рецептора, тем тоже ощущение интенсивнее. Например, находясь после долгого пребывания в темной комнате и выйдя в умеренно освещенную комнату, можно «ослепнуть» от яркого света.

Длительность ощущения

Предположим, интенсивность некоторого раздражителя сначала плавно нарастает, потом плавно убывает. Например, это может быть звуковой сигнал — от нулевой силы он нарастает до отчетливо слышимой, а потом убывает опять до нулевой силы. Очень слабый сигнал мы не слышим — он находится ниже порога нашего восприятия. Поэтому в данном примере длительность ощущения будет меньше, чем объективная длительность сигнала. При этом, если наш слух до этого воспринимал сильные звуки продолжительный период и не успел еще «отойти», то длительность ощущения слабого сигнала будет еще меньше, потому что порог восприятия высокий.

После начала воздействия раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Для тактильных ощущений — 130 мс, для болевых — 370 мс, для вкусовых — всего 50 мс. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, как известно, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа.

Пространственная локализация ощущения

Абсолютный порог ощущения

Существует не только нижний абсолютный порог, но и так называемый верхний — значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно. Другое название у верхнего абсолютного порога — болевой порог, потому что при его преодолении мы испытываем боль: резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке и т.д. Однако есть некоторые физические характеристики раздражителей, которые не связаны с интенсивностью воздействия. Такова, например, частота звука. Мы не воспринимаем ни очень низкие частоты, ни очень высокие: примерный диапазон от 20 до 20000 Гц. Однако ультразвук не вызывает у нас болезненных ощущений.

Относительный порог ощущения

Она используется как для сравнивания двух разных ощущений, так и для определения изменений в одном ощущении. Предположим, мы услышали как музыкант исполнил на своем инструменте две ноты. Была ли высота этих нот одинаковой? или разной? Был ли один звук громче другого? или не был?

Относительный порог ощущения — то минимальное различие в физической характеристике ощущения, которое будет заметно. Интересно, что для всех видов ощущения существует общая закономерность: относительный порог ощущения пропорционален интенсивности ощущения. Например, если к грузу в 100 граммов необходимо прибавить три грамма (не меньше), чтобы почувствовать разницу, то к грузу в 200 граммов для той же самой цели потребуется добавить шесть граммов.

Исследования показали, что для конкретного анализатора это соотношение относительного порога к интенсивности раздражителя является константой. У зрительного анализатора это соотношение составляет приблизительно 1/1000. У слухового — 1/10. У тактильного — 1/30.

Общероссийская общественная организация ДЕЛОВЫЕ ЖЕНЩИНЫ РОССИИ – Успех и достаток для всех!

Промресурс: карьерный песокотличного качества.

Психология

Качество жизни и его поведенческие составляющие

Введение
Определения понятия «качество жизни»
Поведенческие составляющие качества жизни
Заключение
Литература

Введение

Качество жизни на сегодняшний момент является центральным понятием для жителей развитых и развивающихся стран. Часто качество жизни путают с таким понятием как уровень жизни, который отражает лишь материальную составляющую жизни человека. Как было выявлено в литературе качество жизни не обязательно зависит от материальных средств, а иногда и вовсе противоположно их уровню. Так как многие стремятся жить хорошо и видят это «хорошо» только в накоплении денежных средств. А другие, имея денежные средства, чувствуют себя несчастными. Из этого следует, что необходимость повышения качества жизни существует, и среди обездоленных, и среди богатых.
Поведенческие составляющие качества жизни мало изучены в современной научной психологии. И малоизвестно как в поведении проявляется качество жизни. Лишь малочисленные исследования говорят о взаимосвязи концепций, включающих поведенческую составляющую, с концепцией качества жизни.
Цель исследования: Выявить поведенческие составляющие качества жизни.
Задачи:

  • Проанализировать литературу на предмет качества жизни.
  • Выделить поведенческие составляющие качества жизни

Определения понятия «качество жизни»

  • Поведение, направленное на себя
  • Межличностные взаимодействия
  • Поведение с деньгами
  • Самовыражение

Заключение

На основе проанализированной литературы было выявлено, что исследований поведенческой составляющей качества жизни почти отсутствуют в научной психологии. Но в структуре качества жизни присутствует когнитивный, аффективный и поведенческий (конативный) компоненты. Лишь на основе взаимосвязанных с качеством жизни концепций и собственного жизненного опыта можно было выделить следующие поведенческие составляющие качества жизни, не претендующие на полноту:

  • Поведение, направленное на себя
  • Межличностные взаимодействия
  • Поведение с деньгами
  • Самовыражение

Тем самым мы немного продвинулись к цели, поставленной нами в начале. Задачи реферативной работы выполнены.
Можно так же отметить, что качество жизни наиболее разрабатывается в русле позитивной психологии. Эти исследования и наиболее полная концепция качества жизни появилась 2004 г. Это говорит о том, что сама модель молода для психологического знания и как следствие малоизучена.

Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация.

Основные закономерности в области ощущений

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Читайте так же:  Вторая женская работа и усталость

Качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения: сладкий или кислый, горький или соленый.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

У ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, а для вкусовых – всего 50 мс.

Для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Все эти свойства отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее важное значение имеют количественные параметры, иначе говоря, степень чувствительности. Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию — способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не слышим тиканья часов, находящихся в другой комнате. Мы не видим звезд шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений.

Величину стимула, при которой начинается ощущение, Фехнер назвал нижним абсолютным порогом. Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность. Таким образом, абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений.

Абсолютная чувствительность анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога ощущения. Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т.д. Другая характеристика чувствительности – это чувствительность к различию. Ее еще называют относительной, или разностной.

Г. Фехнер – сформулировал закон, называемый законом Фехнера: если интенсивность раздражений увеличивается в геометрической прогрессии, то ощущения будут расти в арифметической прогрессии. В другой формулировке этот закон звучит так: интенсивность ощущений растет пропорционально логарифму интенсивности раздражителя. Главный смысл данной закономерности заключается в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее.

Свойства ощущений и локализация.

Несмотря на то, что каждый вид ощущений имеет свою специфику, выделяют общие свойства ощущений, присущие всем видам независимо от их модальности. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность (длительность) и пространственная локализация.

Качество — основная особенность данного ощущения, позволяющая отличать одни виды ощущений от других и варьирующаяся в пределах данного вида. Например, специфические особенности позволяют отличить слуховые ощущения от зрительных, но в то же время имеют место вариации ощущений внутри каждого вида: слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные, соответственно, цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Качество ощущений во многом обусловлено строением органа чувствительности, его способностью отражать воздействие внешнего мира.

Интенсивность — это количественная характеристика ощущений, т.е. большая или меньшая сила их проявления. Она зависит от силы воздействия раздражителя и от функционального состояния рецептора. Согласно закону Вебера – Фехнера, интенсивность ощущений (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя (I): E=k log I + c.

Продолжительность (длительность) – временная характеристика ощущений; это время, в течение которого сохраняется конкретное ощущение непосредственно после прекращения воздействия раздражителя. По отношению к продолжительности ощущений употребляют такие понятия, как «латентный период реакции» и «инерция».

При воздействии раздражителя на органы чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторое время. Этот промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения называется латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период неодинаков у каждого вида ощущений: для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, а для вкусовых – всего 50 мс.

Подобно тому, как ощущения не возникают одновременно с воздействием раздражителя, они не исчезают сразу же после прекращения его воздействия. Продолжительность ощущений, их последействие, называется инерцией ощущений. Например, инерция зрительного ощущения равна 0,1-0,2 с. След от раздражителя сохраняется в виде последовательных образов.

Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует характеру раздражителя, т.е. он сохраняет то же качество, что и воздействующий раздражитель. Отрицательные последовательные образы меняют (отрицают) характер раздражителя.

И. Гёте (1749-1832), немецкий поэт и ученый, в «Учении о цвете» писал:

«Когда я однажды под вечер зашел в гостиницу и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно белым лицом, черными волосами и в мужской футболке с цветными изображениями, я пристально посмотрел на нее, стоящую в полусумраке на некотором расстоянии от меня. После того, как она оттуда ушла, я увидел на противоположной от меня светлой стене черное лицо, окруженное светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казалась мне прекрасного цвета морской волны».

Пространственная локализация – свойство ощущений, которое заключается в том, что переживаемые ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

6. Абсолютный и относительный пороги ощущений.

Пороги ощущений — основные характеристики любого анализатора. Различают: абсолютный, дифференциальный и оперативный П. о. Абсолютный нижний П. о. — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о. — максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Дифференциальный П. о. — минимальное различие между двумя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативный П. о. — наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.

В психологии существует несколько понятий порога чувствительности:

Нижний абсолютный порог чувствительности определяют как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощущение.

Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительностью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зрительный порог составляет всего 2-4 кванта света, а обонятельный равен 6 молекулам пахучего вещества.

Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощущений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако могут проникать в подсознание, определяя поведение человека, а также составляя основу его сновидений, интуиции, неосознанных влечений. Исследования психологов показывают, что подсознание человека может реагировать на очень слабые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.

Читайте так же:  Выпрашивать у мужчины или принимать дары от него как женщины относятся к удовлетворению своих желани

Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам характер ощущений (чаще всего — на болевой). Например, при постепенном увеличении температуры воды человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке или давлении на кожу.

Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях. Согласно закону Бугера — Вебера относительный порог ощущений является постоянным, если измерять его в процентах от исходной величины раздражения.

Константы Вебера для разных органов чувств составляют: 2 % для зрительного анализатора, 10 % для слухового (по интенсивности) и 20 % для вкусового анализатора. Это означает, что человек может заметить изменение освещенности порядка 2 %, в то время как для изменения слуховых ощущений требуется изменение силы звука на 10 %.

Закон Вебера — Фехнера определяет, как меняется интенсивность ощущений при изменении интенсивности раздражения. Он показывает, что эта зависимость носит не линейный, а логарифмический характер.

«Качество жизни в индивидуальном психотерапевтическом консультировании, или как помочь человеку построить его собственное счастье»

Нарицын Николай Николаевич,
практикующий врач-психотерапевт, психоаналитик,
действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической лиги,
Общероссийского совета по психотерапии и консультированию,
Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАР),
Европейской Конфедерации психоаналитической психотерапии (ЕКПП);
официальный преподаватель и супервизор практики Межрегионального класса ППЛ,
обладатель сертификата Всемирного совета по психотерапии,
автор и ведущий интернет-проекта www.naritsyn.ru

Нарицына Марина Петровна,

консультативный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической лиги,
администратор и соведущий интернет-проекта www.naritsyn.ru

Доклад, представленный на симпозиуме международного конгресса по медицине активного долголетия и качеству жизни, июнь 2012 г.

В российской и советской культуре постоянно поднимается тема счастья человека. Однако это понятие не качественное и не количественное. Попытки сравнить и измерить «количество счастья», «поверить алгеброй гармонию» и привели к появлению в России термина «качество жизни». Этот термин (англ. — quality of life, сокр. — QOL; нем. — Lebensqualitat, сокр. LQ) уже давно обосновался в западном мире, и носит там несколько другое смысловое значение – качество условий жизни. Так и сосуществуют два совершенно разных понятия одного выражения: первое; международное понятие, родилось в недрах «доказательной медицины» и изначально соответствовало степени реабилитации после тяжелой болезни, а второе в итоге часто описывает в количественных показателях качество среды обитания людей.

Международные критерии уровня (качества) жизни (ООН, 1978 г.) включают 12 основных групп показателей:

1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения.
2. Санитарно-гигиенические условия жизни.
3. Потребление продовольственных товаров.
4. Жилищные условия.
5. Образование и культура.
6. Условия труда и занятость.
7. Доходы и расходы населения.
8. Стоимость жизни и потребительские цены.
9. Транспортные средства.
10. Организация отдыха.
11. Социальное обеспечение.
12. Свобода человека.

Или ещё пример определения: «Качество жизни — собирательное понятие, обозначающее количественный уровень и разнообразие тех материальных и духовных потребностей, которые способен удовлетворить человек в условиях определенного общества. При всем диапазоне уровней К.Ж. в рамках одного социума представляется возможным выделение среднестатистического К.Ж. (его «медианы»), определяемого экономическим и культурным потенциалом общества, а также достигнутой в его рамках производительности общественного труда, дополненной более или менее равномерным распределением его результатов…»

Кроме того, часто путаются понятия «качество жизни» и «уровень жизни»: последнее тем не менее гораздо легче подвергать сравнению, так как оно представляет из себя величину количественную и измеряемую (как уровень дохода в денежном выражении).

Но для конкретного человека, пришедшего на приём, это как средняя температура по больнице, и у него может быть своё, личное представление о счастье. Своё внутреннее ощущение качества жизни. Это и будет другое, не ООНовское представление «качества жизни». Приведу лишь несколько попыток создать такое определение:

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ — обобщающая социально-экономическая категория, включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг (уровень жизни), но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей человека среды, морально-психологический климат, душевный комфорт.

(Современный экономический словарь)

«Качество жизни – совокупность жизненных ценностей, характеризующих виды деятельности, структуру потребностей и условия развития человека и общества, удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой

(материалы I-III Всероссийских конференций и Международного семинара
«Качество жизни», Москва, ВНИИТЭ, 1999-2002 гг.)

Часто рассматривают качество жизни, как — переживание субъективного благополучия. Близкое к качеству жизни понятие — «удовлетворенность жизнью».

Если обобщить все сказанное, то так можно определить и качество жизни как

«ДОСТИГАЕМОСТЬ ЖЕЛАЕМОГО И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ДОСТИГНУТЫМ»

Наши соотечественники в этих определениях обращают внимание на субъективный характер ощущения счастья и качества жизни. Иногда даже пытаются вывести «формулу счастья» как степень удовлетворённости потребностей. Продолжая указанные рассуждения, можно предположить, что счастливый человек «всегда доволен сам собой, своим обедом и женой», а лучшими «лекарствами для счастья» будут психодисметики пролонгированного действия, приводящие к медленной деградации личности, снижению запросов и упрощению потребностей до самых легко удовлетворяемых. В результате действительно можно получить общество счастливых животных, описанных ещё Гомером.

Если же попытаться удовлетворить реально существующие потребности современного человека, то вначале их следовало бы хоть как-то классифицировать и систематизировать. Наибольшую известность в этом качестве приобрела теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемая “пирамидой” или “лестницей” Маслоу. Она является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире. Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому.


Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу

Аналогично фразе «лучше больного никто не может знать, как он себя чувствует» — лучше самого клиента никто не может знать, что для него значит «высокое качество жизни». Это понятие, как и понятие «счастья», носит субъективный и часто неосознаваемый характер. А в социуме настолько устоялось списочное представление «счастья», что даже в кабинете врача клиент нередко перечисляет то, что он (по мнению его актуального социума) должен хотеть, а не то, что ему нужно на самом деле. Это нередко провоцирует консультанта предложить свой, «правильный» вариант «качества жизни» вместо того, чтобы работать над выяснением потребностей данного клиента. И не только консультант, но и сам клиент, пытаясь навернуть на дюймовую резьбу гайку с резьбой метрической, не понимая причин несоответствия, просит «гайку побольше, но со стандартной резьбой».

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако ни один шаблон полностью не удовлетворит всех, так как – снова вернемся к этому моменту – понятие «качества жизни» для разных людей разное. В качестве одного из примеров приведу результаты голосования по этой теме, проведенного на моем сайте.

Читайте так же:  Экзистенциальный взгляд на ответственность

Чтобы разобраться во всей сложности человеческих потребностей и жизненных мотиваций я бы предложил не пирамиду, а дерево потребностей человека.

Удовлетворение основных, стволовых, прикорневых потребностей необходимо любому живому существу на нашей планете. Это в первую очередь – дышать, потреблять воду, пищу и выводить из организма продукты обмена. Это важнейшие потребности любого живого существа, в том числе и человека. Без этих функций живое перестанет называться живым. Удовлетворение некоторых из этих потребностей кажется нам настолько простым, что мы забываем об их важности и значимости. Скажем, наличие кислорода в воздухе кажется столь доступным, что к иному мы чаще всего и не готовы.

Но уже с более сложными потребностями не всё так однозначно.

Скажем, инстинкт продолжения рода. Он в своем изначальном смысле даже для некоторых животных, в частности социальных, действует не всегда. Отказ от собственной репродуктивной функции в пользу выживания вида в целом встречается не так уж и редко. У людей, наверное, был ближе к истине З.Фрейд, говоривший не о потребности к размножению, а об эротизме как энергии творчества. Люди могут «рожать» идеи, открытия, произведения искусства и «другие долгие дела». И даже наличие определенных явлений типа «чайлдфри» никак не снижают темпы роста народонаселения на нашей планете.

Стремление к безопасности, защищенности тоже неоднозначно. Мы все знаем массу примеров, когда люди рисковали жизнью, а то и погибали, ради неких далеко не витальных целей и задач. Даже у животных такое поведение не является абсолютным исключением. У людей вообще встречается, скажем так, сознательно рискованное поведение. Как пример – экстремальные виды спорта. При штурме Эвереста ежегодно погибают более 50 человек, при том, что за право рискнуть нужно заплатить 65000 долларов США. (Вспоминаем всевластного Танатоса). Обратите внимание, без подобного риска те герои будут считать себя глубоко несчастными. Так что уже на этом уровне от основного ствола дерева потребностей начинают отходить отдельные ветви.

Далее — чем выше, тем более часто идет ветвление, тем богаче и разнообразнее крона, тем больше вариантов понятий индивидуального, личного счастья. По сути получается, что, поднимаясь по иерархии потребностей, мы получаем не суживающуюся к вершине пирамиду, а постоянно ветвящуюся, расширяющуюся крону дерева. Потребностей становится всё больше, и они становятся всё разнообразнее.

Здесь нужно сделать ещё одно важное дополнение. Организм живой. Новые потребности стимулируют поиски новых возможностей для их достижения – новые возможности порождают новые потребности. Остановка здесь, по сути, смерть. Именно динамичное развитие этого процесса даёт ощущение жизненного драйва, счастья, обращая взгляд человека в будущее.

Нетрудно заметить, что деревья бывают разные: например, те же пирамидальные тополя с устремлёнными вверх ветками – и плодовые деревья с невысокой, но пышной кроной. То же и с людьми. Реализовать свои возможности и оптимально удовлетворить свои потребности разные люди могут по-разному и в разных условиях. В лесу, к примеру, все деревья тянутся в одном направлении, от чего стволы их становятся похожи друг на друга. Некоторые же не могут в лесу даже выжить, однако, получив свободу, образуют широкую богатую крону. Это в полной мере относится и к людям. О человеке с разнообразными интересами, широчайшим кругозором, активной жизненной позицией, способном приносить нечто полезное другим, мы часто говорим: «Богатой души человек». Но именно такие люди нередко оказываются в положении Данко, героя А.М.Горького, часто испытывают проблемы «горя от ума» А.С.Грибоедова (в искусстве эта тема поднималась огромное количество раз). Не могу не вспомнить здесь и «Демона сидящего» М. Врубеля (образ человека с напряженно сцепленными руками, сильного, но бесправного, словно стремящегося вдаль, но не имеющего возможности реализовать это стремление): как и самого Врубеля, ставшего пациентом нашего соотечественника психоаналитика И.Ермакова, тоже человека с непростой судьбой.


Врубель Михаил Александрович, Демон (сидящий).
1890 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Холст, масло 116,5 х 213,8

Вообще отдельный вопрос – работа с заказом «повышения качества жизни» от клиента нестандартно мыслящего и «ненормально» способного. Потому что «стандартные драйвера» для улучшения качества жизни для них не подходят.

Если брать распределение способностей, возможностей, «стандартов мышления» и т.п. по известной «кривой Гаусса», то на ее пике естественным образом окажутся те люди, которые подходят к вопросам «качества жизни», как правило, довольно стандартно и чаще всего в основном по критериям «списочного счастья» (хотя здесь необходимо учитывать еще и то, что переходы от пика к краям на кривой Гаусса плавные, и не всегда есть четкие критерии дифференциации «стандартной личности и нестандартной»). А по краям кривой оказываются те, кто «в норму не вписывается»: с одной стороны – люди с теми или иными «дефектами личности», а с другой – с нестандартными способностями, интеллектом и мышлением. И большинству окружающих, в том числе консультантов, бывает сложно по внешним наблюдениям отличить одну крайность от другой.

Если представлять это графически, то «нормальную среднестатистическую личность» можно обозначить обычным ровным кружком. Личность, страдающую той или или иной психической патологией – кружком с некоей «выщерблинкой»: так как болезнь – это всегда дефект, и в случае психиатрической патологии она как бы «выгрызает» часть полноценной личности. А третий вариант – личность с нестандартными способностями – изобразим кружком с «добавкой». И как легко заметить, оба «крайних варианта» будут внешне отличаться от стандартного кружка, только не все могут понять – чем именно: минус-симптоматикой или добавочными способностями. В силу этой путаницы личности «с добавками» нередко имеют существенные проблемы с социальной адаптацией и восприятием в социуме. И чаще всего именно такие люди в силу имеющихся проблем бывают особенно озабочены повышением своего качества жизни.

[1]

Чем выше интеллектуальный уровень отдельных граждан, тем сложнее их жизнь, и тем выше востребованность ими консультативной, аналитической, и в том числе психоаналитической помощи. Правда, это предъявляет высокие требования к самому консультанту, к его профессиональной подготовке, к широте его кругозора, к его умению видеть и понимать клиента во всей его сложности и неоднозначности. И если слово «психос» означает душа, а психотерапия – лечение душой, то эффективность работы с клиентом будет в немалой степени зависеть от богатства души психотерапевта.

Компоненты и индикаторы качества жизни

Качество жизни — это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Есть в этой проблеме юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон.

Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматривается как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.

Читайте так же:  Когда жизнь становится дилеммой

Качество жизни — совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ.

Качество жизни предполагает:

  • — чистую окружающую среду;
  • — личную и национальную безопасность;
  • — политические и экономические свободы;
  • — другие условия человеческого благополучия, трудно поддающиеся количественному измерению.

Основными компонентами качества жизни, по которым проводится оценка, являются: здоровье, потребление продуктов питания, образования, занятость и условия труда, права человека, жилищные условия, одежда, социальное обеспечение, отдых и свободное время.

Компонентами качества жизни является образ жизни, уровень жизни, окружающая среда, обогащенные качественными оценками. Например, характеризуя качество жизни, нельзя ограничиваться оценкой питания по его питательной ценности (калорийность, содержание в граммах белков, жиров).

Нельзя обойти таких качеств питания, как его регулярность, разнообразие, вкусовые свойства. Характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться (как при анализе уровня жизни) показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнем производственного травматизма, но необходимы оценки соответствия интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношений внутри трудового коллектива и др.

Особую сферу жизни людей образует забота о будущем.

Каждая из этих сфер имеет свои специфические составные элементы, требующие качественной оценки. Если свести их в единую систему, то получится весьма сложная и обширная структура. Так, например, переход к рыночной экономике изменил качество труда, поскольку для основной массы экономически активного населения он стал наемным, зависящим от соотношения спроса и предложения, от хозяйственной конъюнктуры. Позитивность социально-экономических преобразований выражается в том, что работники получили большую свободу в выборе места работы, а конкуренция на рынке труда стала дополнительным стимулом развития личных способностей и их применения.

Индикаторы качества жизни — это оценка комфортности человека в его жизненном пространстве, средство фиксации субъективных реакций человека на экономические и социальные условия жизнедеятельности. Для построения социальных индикаторов могут быть использованы статистические данные, результаты эмпирических исследований, национальные архивы данных и социологические опросы. Индикаторы объединяются в стандарты качества жизни.

Стандарты или индексы качества жизни обычно включают три блока комплексных индикаторов.

Первый блок индикаторов качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства.

Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилища, питание, работа и др.), а также социальная удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие). Для их оценки используются социологические опросы представительных выборок из населения. Объективным индикатором крайней неудовлетворенности может служить уровень самоубийств.

[3]

Третий блок индикаторов оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности определяется по характеру, спектру и числу творческих инициатив, инновационных проектов, а также по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей. В качестве единиц измерения используются данные официальной статистики о социальных аномалиях: убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы. Там, где такие проступки встречаются чаще, уровень нравственного состояния хуже.

Включаемые в блоки индикаторы должны отвечать следующим требованиям:

  • · отражать наиболее важные социальные параметры, имеющие интегральное значение для общества и отражающие его собственное ощущение себя «благополучным» или неблагополучным;
  • · однозначно восприниматься любым гражданином на всей территории страны, объединяя всех единым пониманием;
  • · обладать достаточной чувствительностью и способностью быстрого реагирования на факторы, изменяющие условия жизнедеятельности;
  • · иметь доступные для стандартного измерения количественные характеристики, обеспечивающие возможность сравнительной оценки и слежения за динамикой.

В настоящее время могут быть определены следующие виды индикаторов качества жизни:

  • · объективные и субъективные,
  • · социальной области и природной сферы,
  • · внешние и внутренние,
  • · количественные и качественные.

Объективные индикаторы представлены как индикаторы уровня жизни, они характеризуют количественную меру социальных явлений. Это оценка реальных условий социального благосостояния и благополучия, а также их последствий.

Субъективные индикаторы — это оценка самим человеком условий жизнедеятельности общества, которая зависит от мировоззрения, индивидуально-психологических особенностей личности, духовной атмосферы. Они отражают самооценку индивидом своего самочувствия и благосостояния.

К индикаторам социальной сферы относятся демографические, экономические, правовые, культуры, здравоохранения, образования и других социальных сфер жизнедеятельности общества.

Индикаторы природной сферы включают географические условия:

  • · проживания (широта, долгота, высота над уровнем моря, среднегодовая температура, количество солнечных дней в году, запасы пресной воды, уровень сейсмичности и т.д.);
  • · биологические условия проживания (объем и разнообразие флоры и фауны, ее пригодность для питания);
  • · экологические условия (концентрация вредных веществ в атмосфере, воде и недрах, интенсивность электромагнитных излучений, радиации и пр.).

Внешние индикаторы это экономико-географическое положение, природно-климатические условия, природно-ресурсный потенциал, демографическая составляющая и структура населения, устройство и специализация хозяйства, финансовая обеспеченность, тип социально-экономического развития региона.

Внутренние индикаторы: доходы населения, его потребление и расходы, денежные сбережения, накопленное имущество и жилище, соотношение уровня доходов и стоимости жизни, социальная дифференциация населения, малообеспеченные слои населения, состояние социальной сферы.

К количественным индикаторам относятся ВНП, уровень дохода и его распределение в обществе, степень потребления различных материальных благ и услуг по классам товаров, занятость населения.

Качественные индикаторы: показатели условий труда, быта, досуга, материального благосостояния, состояние жилищных условий, показатели уровня образования и культуры, здравоохранения.

Как связаны качество жизни и ощущение ее длительности

Филоненко О. А., Помаскина Е. И.

Сургутский государственный педагогический университет, Россия

Проблемы оценки качества жизни

Качество жизни населения в современной цивилизации является целью развития и в то же время является фактором, определяющим возможность реализации программ повышения конкурентоспособности.

Оценка качества жизни является одним из методов выявления и своевременного реагирования на проблемы развития социально-экономической сферы как регионов, так и страны в целом, позволяющий разработать политику, направленную на преодоление негативных и поддержание позитивных процессов социального развития территории.

Ученые многих стран делают попытки разъяснить и содержание понятия «качество жизни».

Специалисты всероссийского научно-исследовательского института технической эстети­ ки (ВНИИТЭ) рассматривают содержание понятия «качество жизни» как «совокупность жизненных ценностей, характеризующих виды деятельности, структуру потребностей и ус­ловия существования человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жиз­нью, социальными отношениями и окружающей средой» [5, с. 19].

А.И. Субетто определяет качество жизни как систему качеств духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни [2, с. 51].

Анализ научной литературы показывает, что существует также проблема разграничения понятий «качество жизни» и «уровень жизни». Одни исследователи отождествляют эти понятия, другие считают, что уровень жизни – это один из показателей качества жизни.

По нашему мнению, уровень жизни – характеристика ее качества, отражающая уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с социальными нормативами потребления.

Таким образом, качество жизни – это комплексная характеристика социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Читайте так же:  Накапливаете раздражение как может быть по-другому

Исследование качества жизни населения конкретной территории является общепринятым в международной практике, высокоэффективным, экономичным методом оценки социального благополучия как населения региона в целом, так и отдельных его групп.

Вместе с тем, проблемы измерения и оценки качества жизни населения в отечественной науке и практике недостаточно разработаны. «Нет оценки самой данной категории, не определено ее значение для анализа и прогнозирования социального развития как отдельных регионов, так и общества в целом» [5, с. 23]. Такое положение явно затрудняет разработку и реализацию и многих программ социально-экономического развития. Требует так же оперативного развития методическое направление, связанное с определением возможных способов исследования и оценки качества жизни населения.

Очень важной проблемой при рассмотрении особенностей качества является определение системы показателей этой категории. Исторически сложилось так, что измерение качества жизни производилось двумя различными способами: измерением объективных условий жизни и измерением субъективных оценок жизни самим населением. В рамках этих двух подходов рационально рассматривать качество жизни с точки зрения двух моделей: объективистской и субъективистской [6, с.3].

Объективистская модель определяет качество жизни как результат комбинации различных статистических показателей: уровня преступности, безработицы, загрязнения окружающей среды и т. п.

Модель субъективных индикаторов построена на утверждении, что истинное значение качества жизни отражено в субъективных ощущениях индивидов, которое формируется на основе уровня его интеллектуального развития, жизненного опыта, эмоционального состояния и т.д.

В исследованиях качества жизни необходимо учитывать сложный характер взаимосвязей объективных и субъективных условий, результаты исследований показывают: существует слабая зависимость между условиями жизни и субъективным ощущением. Это обусловливается следующими обстоятельствами:

— большинство людей психологически предрасположено сравнивать собственные условия жизни с условиями жизни людей, имеющих более высокий уровень (бессознательное стремление к улучшению условий жизни);

— большинство индивидов под воздействием социального окружения склонно к подавлению ощущения неудовлетворенности;

— ожидания и цели обычно значительно корректируются обстоятельствами жизни;

— выражение неудовлетворенности, до определенной степени, не зависит от жизненного опыта;

— жизнь в предпочтительных условиях располагает к формированию новых оценочных стандартов и более благоприятна для выражения критики и неудовлетворенности.

Разработка и внедрение технологий исследования качества жизни имеет ряд очень сложных проблем. Прежде всего, это относится к определению необходимого набора индикаторов, способных объективно отразить оценку качества и уровня жизни.

В современной практике оценки качества и уровня жизни исследователи используют два метода [6, с.4]:

1. Производят оценку с помощью системы показателей – социальных индикаторов, используя при этом системы, которые базируются на методических рекомендациях ООН и ОЭСР, но в то же время имеют те или иные национальные особенности;

2. Рассчитывают сводный индекс уровня жизни на основе отдельных показателей.

Принято считать, что более полное измерение возможно при анализе порядка 1000 индикаторов. Практика же международных сопоставлений качества жизни, проводимых ООН, показывает, что для измерения качества жизни на уровне отдельных регионов необходимо использовать около 150 объективных макропоказателей. Они включают 12 основных групп: 1) демографические характеристики населения (рождаемость, смертность, заболеваемость, продолжительность жизни и т.д.); 2) санитарно-гигиенические условия жизни; 3) потребление продуктов питания; 4) жилищные условия и обеспеченность потребительными благами длительного пользования; 5) образование и культура; 6) занятость и условия труда; 7) доходы и расходы населения; 8) стоимость жизни и потребительские цены; 9) транспортные расходы; 10) организация отдыха, физкультура и спорт; 11) социальное обеспечение; 12) свобода человека [2, с. 68].

В 1990 г. ООН предприняла попытку комплексной оценки социально-экономического развития стран и впервые опубликовала Индекс человеческого развития (ИЧР). В нем учтены три вида данных: продолжительность жизни, уровень образования (взросла грамотность и общий показатель участия в начальном, среднем и высшем образовании) и уровень жизни, измеряемый реальной покупательной способностью [ 4 , с. 5 1] .

Однако в большинстве стран мира разрабатываются свои национальные системы оценки качества жизни.

[3]

Главной проблемой в реализации методики оценки является отсутствие социальных норм. Так, например, неизвестны реальные нормы жилья для жителей отдельных регионов, или необоснованны научно нормы потребления продуктов питания, нормы медицинского обслуживания и т. п. Существующие сегодня нормы рассчитываются без учета территориальных особенностей регионов [7, с. 65].

Несмотря на множество методик оценки субъективной компоненты качества жизни, все они требуют доработки и адаптации к показателям объективных индикаторов и социальных норм. В обобщенном виде выделяются три уровня исследования субъективных показателей: измерение ранга и уровня удовлетворенности отдельными составляющими качества жизни; построение рейтинга проблем населения региона; измеряется показатель социального самочувствия.

Сложная субъективно-объективная структура создает значительные как методологические, так и технологические трудности при построении информационной модели качества жизни.

Таким образом, оценка качества жизни – это сложный процесс, требующий больших финансовых, трудовых и технических ресурсов.

Исходя из сложности исследуемого объекта, большого числа анализируемых показателей, их типовой неоднородности можно утверждать, что здесь необходим не один, а целый комплекс методов исследования: статистических, социологических, экономико-математических.

1. Бобков В. Управление качеством жизни//Проблемы теории и практики управления.- 2005. — №3. – с. 54-67.

2. Бородкин Ф. М., Айвазян С. А. Социальные индикаторы. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 607 с.

3. Брашников Г. В. Дифференциация уровня и качества жизни//Народонаселение. – 2006. — №4. – с. 93-104.

4. Глушанок Т. Интегральные критерии оценки уровня жизни//Человек и труд. – 2006. — №10. – с. 50-52.

5. Ковынева О. А., Герасимов Б. И. Управление качеством жизни населения. – Тамбов: ТГТУ, 2006. – 88с.

6. Феоктистов Д. В. Методология оценки уровня и качества жизни населения//Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2002. — №3-4.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Чиркунова Е. К. Некоторые аспекты оценки качества жизни населения//Вестник СамГУ. – 2006. — №3. – с. 63-71.

Источники


  1. Морозова, Е. А. Диалоги о семье и браке / Е.А. Морозова. — М.: Сибирская Благозвонница, 2014. — 608 c.

  2. В.В. Ивлева Психология семьи / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2012. — 352 c.

  3. Любовь знаменитых женщин (комплект из 3 книг). — Москва: Наука, 2014. — 960 c.
  4. Жикаренцев, Владимир Движение Любви. Мужчина и Женщина / Владимир Жикаренцев. — М.: Эксмо, Валери СПД, 2016. — 192 c.
  5. Никитина, Юлия Сексуальность, либидо, здоровье. Упражнения для развития чувственности / Юлия Никитина. — М.: Книжкин дом, 2011. — 809 c.
Как связаны качество жизни и ощущение ее длительности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here