Как улучшить запоминание нужной информации

Сегодня обсуждаем тему: как улучшить запоминание нужной информации с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Как улучшить запоминание нужной информации?

Статья на тему:’Как улучшить память быстро’

Как можно улучшить работу мозга? 1. Тренировка памяти 2. Стимуляция работы мозга с помощью ноотропных средств Прежде всего, необходимо обратить внимание на свой рацион, ведь нормальное функционирование мозга зависит от наличия в организме достаточного количества витаминов: А, С, Е, К и группы В. Каждый из них способствует тому или иному аспекту хорошей работы мозга: препятствует быстрой утомляемости, замедленной реакции, позволяет сохранить память острой, помогает сосредоточиться. Для хорошей работы мозга и, соответственно, хорошей памяти важно присутствие в организме достаточного количества железа, фолиевой кислоты и полиненасыщенных жирных кислот омега-3. Поэтому в рационе должны присутствовать постное красное мясо, говяжья печень, картофель, сваренный в мундире, ржаной хлеб, молоко, бананы, йогурт, овсянка, гречка, яблоки, жирные сорта рыб, свежие овощи и фрукты, грецкие орехи, льняное масло. Умственные способности ухудшаются потому, что между нервными клетками головного мозга ухудшается связь. Прежде считалось, что однажды давшая сбой клетка мозга не восстанавливается, но оказывается, нервные клетки, а также клетки головного мозга, можно восстановить в ходе регулярных умственных тренировок.

Улучшить память народными средствами

Статья на тему:’Как развить зрительную память’

[2]

Поговорим о том как развить зрительную память. У кого-то она лучше развита, а кто-то лучше запоминает на слух. Это не важно, а важно то что нужно ее развивать. Ведь эта способность с 100%-й уверенностью могу сказать в ваше жизни пригодиться. Упражнение должно быть простым и быстрым по времени выполнения. Берётся кубик Рубик, совершается несколько движений с целью перемешать кубики. В течении некоторого времени нужно смотреть на одну из граней. Затем нужно закрыть глаза или просто отвести их в сторону и попытаться восстановить образ грани в памяти, мысленно её представить. Или по крайней мере вспомнить цвета и расположение отдельных кубиков этой грани. Бросьте на стол несколько спичек. Смотрите на них примерно секунду. Затем закройте листом бумаги. После этого попробуйте мысленно воспроизвести картинку и её зарисовать. Согласитесь, спички рисовать просто. Поначалу мысленная картинка может быть нечёткой, расплывчатой. Можно даже уменьшить количество спичек, но потом помаленьку увеличивать. Постепенно картинка будет становиться чёткой и ясной. Вроде просто, но Вы поразитесь тому, насколько улучшится Ваша память.

Как развить хорошую память

Статья на тему:’Как развить хорошую память’

Развитие памяти. Способы: Желая что-то запомнить, сосредоточься на процессе запоминания. Слушайте, обдумывайте, проводите параллели с собственной жизнью или с уже полученными знаниями. Чем больше ваших собственных мыслей и чувств “зацепится” за информационный поток, тем больше шансов запомнить то, что действительно важно. Если что-то забыли: цифру из отчета, значение слова, имя певицы, телефон родителей, – прежде чем тут же лезть в нужную папку, словарь, Интернет или телефонную книгу, в течение нескольких минут попытайся вспомнить забытое сами. Если вам нужно запомнить что-то важное, создайте в уме в связи с этим некоторый образ, возможно смешной или забавный. Мозгу намного легче запомнить что-то необычное. Можно даже нарисовать возникший образ. При запоминании чисел удобнее всего либо запоминать их, разбив на небольшие группы, либо попытаться выстроить в сознании какие-либо ассоциации. Для примера возьмём число 2467. 2+4=6 за шестеркой идет семерка. такой способ по запоминанию чисел оказался самым эффективным. Свободное время (например, если вы стоите в очереди) посвятите решению в уме простейших арифметических задач.

Один из способов развития памяти состоит в том, чтобы связать известные вещи с каким-либо ярким происшествием. Память развивается также, если связать одно событие с другим. Правильно, что большинство людей обладает известным запасом памяти от рождения, но если вы ограничиваете свою память, то вы ограничиваете свою душу. Память нужно развивать. Ее можно растягивать подобно резине. Она является вечной, эластичной, и она может рассказать о многих вещах, если вы будете ее развивать.

Как запомнить большой объем информации

Основные способы запоминания информации

Основными известными мне подходами при запоминании информации являются:

  • зубрежка (многократное повторении информации вслух или мысленно). Этим занимается 99.9% людей, которые что-либо учат и запоминают сознательно.
  • использование техник запоминания на основе «Магического Треугольника Запоминания». Таким навыком мало кто владеет (разве что – мои ученики J) но он даёт результативность по скорости запоминания большого количества информации в десятки, иногда и в сотни раз (. )

Про первый способ я ничего здесь не буду рассказывать, вы итак с ним довольно хорошо знакомы. Скорее всего, это единственно возможный способ запоминания, о котором вы знали.

Речь пойдет о запоминании больших объемов информации с помощью техник запоминания .

Но прежде чем это сделать, нужно уточнить следующие моменты:

  1. насколько много информации (страница книги, 2 листа A4, полкниги и т.д.)
  2. сколько содержится точной информации (имена, названия, цифры, даты и т.д.)

С помощью особых приемов запоминания успешно разрешаются оба момента, но 2-ой сложнее выполнить, если вы заранее не отточили приемы. Это, пожалуй, единственный минус. Но с другой стороны наработав данный навык, вы сможете пользоваться им при запоминании информации любых объемов независимо от того, сколько там точной информации.

Как запомнить большой объем информации

А теперь по шагам, что нам нужно делать, чтобы реализовать данную задачу.

  1. Подобрать локации. На основе уточнения 2-ух предыдущих моментов мы подбираем нужное количество локаций. Чем больше точной информации, тем больше локаций.
  2. Создаем структуру из локаций. Конкретно под запоминаемую информацию мы создаем определенную структуру из локаций. Например, для запоминания комплектации автомобилей и запоминания таблицы Менделеева мы можем использовать разные структуры.
  3. Запоминание информации. Сам процесс запоминания цифр, слов, символов и т.д. на основе техник запоминания.
  4. Повторение информации. Запомнить много информации можно – это одна задача, а вот удерживать еёдолгое время в памяти – совсем другая задача. Для этого, конечно, её нужно ПОВТОРЯТЬ, ПОВТОРЯТЬ и ПОВТОРЯТЬ. Но повторять с умом, используя интервальное повторение.

Используя данные шаги, вопрос – «как запомнить большой объем информации» станет вполне разрешаемым.

Да, есть различные нюансы по созданию локаций, по повторению информации, по запоминанию определенных видов точной информации, но все эти моменты описаны и будут описаны в соответствующих статьях.

На данном этапе помните, каким бы ни было то большое количество информации, которую вы запоминаете – сделать это РЕАЛЬНО!

Запомнить таблицу Менделеева за 1-2 часа – РЕАЛЬНО!
Запомнить 5000 иностранных слов за месяц – РЕАЛЬНО!
Запомнить 100 анекдотов за вечер – РЕАЛЬНО!
Запомнить все страны со столицами за 3-4 часа – РЕАЛЬНО!
Запомнить цикл Кребса за 3 минуты – РЕАЛЬНО!

Читайте так же:  Зачем нужны эмоции

Все это возможно и есть готовые инструменты, как это сделать. Используя эти инструменты, с каждым днем вы сможете запоминать больше информации, которая вам нужна и полезна!

Улучшение запоминания

Техника запоминания информации так же важна, как и само запоминание. Повторение – важный этап закрепления изучаемого материала, который необходим для длительного и крепкого запоминания.

Психология запоминания: процесс запоминания

Но нужно знать некоторые закономерности процесса повторения:

  • Заучивание материала происходит неравномерно: часть заученного материала будет плохо воспроизводиться в памяти, но с новыми повторениями припоминание заученного увеличится.
  • Также заучивание происходит скачками, именно поэтому несколько повторений подряд не дают большого прироста в припоминании, но при последующих повторениях объем заучиваемого материала резко увеличивается. Это происходит из-за того, что человек припоминает сразу небольшое количество информации.
  • Если материал для запоминания легкий, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Сложная часть этого материала будет усваиваться медленнее.
  • Если материал для запоминания сложный, то процесс усвоения и запоминания, будет сначала медленным, позже быстрым, ведь объем изучаемого материала увеличится при многократных повторениях.
  • Повторение необходимо не только для того чтобы выучить, но и для того чтобы закрепить полученную информацию.
  • Повторение должно быть активным и разнообразным, например: пересказ устный или письменный после прочтения материала; попробуйте начертить таблицу, написать вопросы к этому материалу.

    Чтобы лучше усвоить заучиваемое нужно обязательно его пересказать, что не только улучшит ваши знания по данной теме, но и послужит прекрасной тренировкой памяти, надолго закрепит изученное.

    Запоминание информации: правила запоминания

    Можно выделить два уровня повторения:

  • Когда мысленно повторяются только вертикальные последовательности ассоциаций (ключи), например, на каждый вопрос ассоциативно строится список ключевых моментов, по которым будет формироваться ответ.
  • Повторение с припоминанием всей информации, весь материал повторяется от начала до конца, при этом лучше материал разделить на части, чтобы хватило сил и терпения повторить все сразу. При этом материал повторяется последовательно частями с небольшими перерывами между ними, но без возвращения к началу.
  • Повторение должно быть рационально распределено, т.е. повторение должно быть через определенное время, но и при этом повторения должны быть разнообразными и активными, например: при заучивании стиха лучше повторять то, что учишь устно и письменно.

    Методика запоминания: быстрое запоминание

    Заучивать материал сразу, до конца и полностью не стоит, полезнее при первом знакомстве с материалом заучить не все, и лишь спустя некоторое время можно обратиться к нему уже с целью заучивания.

    В психологии существует такое понятие — реминисценция, т.е. через некоторое время вспоминается больше, чем вспоминалось ранее. Но если вы зазубрите текст намертво, то улучшаться отсроченное воспроизведение не будет, а вот ухудшаться может.

    Эксперимент: попробуйте испытать себя сами — один материал зазубрите до полного его «омертвения», а другой заучите примерно на 3/4 объема и устройте перерыв, позволив памяти без вашего сознательного участия самой поработать над материалом.

    Способы запоминания: запоминание текста

    Природа памяти такова, что все созданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются примерно через 40-60 минут, если вы запоминаемый материал изучался без повторения. Вот почему так важно первое мысленное повторение проделать сразу после запоминания.

    Остальные мысленные повторения текстовой или речевой информации (запоминание текста) можно проводить по схеме:

  • Второй раз информация повторяется через 15-20 минут после первого.
  • В этот же день информация повторяется в третий раз через 6-8 часов.
  • Четвертое повторения изучаемого материала следует проводить через 24 часа, т.е. на следующий день.
  • Приемы запоминания

    Можно запоминать с помощью частного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой и т.п.

    Можно запоминать комплексным методом, например, текст сначала запоминается целиком, в общих чертах, а затем уже повторяется как одно целое.

    При работе с большим объемом материала хорошо запомнить его целиком достаточно сложно, поэтому информация дробится и запоминается частями.

    Перед заучиванием лучше быстренько просмотреть или прочитать текст, и только затем приступать к изучению.

    При первом воспроизведении повторяется уже заученная ранее часть и запоминается следующая. При втором повторяются первые части и запоминаются следующие, и так далее до полного запоминания.

    Знание принципов запоминания информации позволит вам рационально использовать время, выделенное на обучение, и при этом усваивать гораздо больше информации и на более длительный срок.

    Иными словами, ваша память будет работать намного эффективней, чем это было ранее.

    Кривая Эббингауза

    Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году.

    Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.).

    В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

    Эббингауз установил, что:

  • основное «забывание» происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием — в этот период теряется наибольший объем материала.
  • осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее (Эббингауз выучивал текст “Дон-Жуана” Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов).
  • с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. Это значит, что 20 повторений за день не будут намного эффективнее, чем 15.
  • заучивание в целом эффективнее заучивания по частям. То есть эффективнее учить стихотворение в целом, чем по отдельным частям.
  • «эффект края» — явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся в начале и конце, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине;
  • если испытуемый знает, что выученный материал ему пригодится, он запоминает его лучше.
  • Эти закономерности были дополнены: профессионал, получив новую информацию по своей предметной области, встраивает ее в уже сформированный в его сознании контекст и запоминает гораздо лучше, чем посторонний человек.

    Как не забыть

    Что такое память и как ее тренировать?

    Многие люди ошибаются, когда их просят сказать какой цифрой, римской или арабской, изображена цифра шесть на циферблате их механических часов. Нередко оказывается, что ее на часах вообще нет, а человек, десятки или даже сотни раз смотревший на свои часы, не запомнил этого факта.

    Повторение — мать учения

    Дейл Карнеги называет повторение «вторым законом памяти» и приводит следующий пример: «Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран — книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно часто повторять это». Объемный материал запоминается легче, если разбить его на части. Повторение подряд заученного материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени. Кроме того, следует помнить, что новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. С усилием внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено. Желательно, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал заучивается наизусть.

    Читайте так же:  Что нужно знать про самооценку

    Таблетки для улучшения памяти и внимания

    В современной фармакологии есть особая группа препаратов, предназначенных для улучшения памяти и внимания – ноотропы. Они обеспечивают улучшение умственной деятельности, активируют когнитивную функцию, улучшают кровоснабжение головного мозга. Специалисты утверждают, что подобные лекарственные средства только могут снизить проявляющиеся расстройства концентрации памяти и внимания, однако увеличить их показатели по сравнению с нормальными они не в состоянии. Нужно отметить, что не следует принимать таблетки для улучшения памяти без серьёзной необходимости, поскольку это не принесёт желаемого результата и может привести к развитию осложнений со стороны нервной системы. Основные препараты, улучшающие память и внимание

    Данный препарат относится к группе ноотропных средств, оказывающих положительное влияние на работу головного мозга, на метаболические процессы, которые происходят в нём. Пирацетам улучшает функции внимания и памяти, стимулирует умственную деятельность. Показаниями для его приёма служат такие состояния, как:

    Данный препарат также относится к группе ноотропных средств, применяемых для восстановления метаболических процессов в головном мозге, улучшения переработки в нём глюкозы и выведения токсичных веществ. Назначается в следующих случаях:

    Лекарственное средство Фенибут нормализует обменные процессы головного мозга, стимулирует кровоток в данном органе, снижает тонус его сосудов. Благодаря ему можно снять нервное напряжение, ощущение тревоги, избавится от бессонницы. При правильном использовании препарата достигается улучшение умственной и физической работоспособности, улучшить памяти и внимание. Основными показаниями Фенибута являются:

    Препараты для улучшения памяти включают также и довольно распространённое средство Глицин. Он способен повысить работоспособность, нормализовать состояние сна, снизить раздражённость, конфликтность, и вследствие этого значительно улучшить функции внимания и памяти. В круг его побочных эффектов входит только развитие аллергических реакций, которое обычно встречается в единичных случаях.

    Витамины для памяти и внимания

    Основной и наиболее главной группой являются витамины группы B. Эти вещества способствуют улучшению памяти, внимания, интеллектуальному росту, а также поддерживают психику и нервную систему. Витамины группы В также являются превосходными антиоксидантами, избавляют человеческий организм от усталости, депрессии и стрессов, питают клетки мозга и эффективно защищают их от преждевременного старения. Наиболее важными витаминами можно назвать:B1 (тиамин), B3(никотиновая кислота), B5 (пантотеновая кислота), B6 (пиридоксин), B9 (фолиевая кислота), B12 (цианокобаламин). Существуют и другие витамины, которые также улучшают работу мозга, функции памяти и внимания: D (кальциферол), E (токоферола ацетат),P (биофлавоноиды).

    [3]

    Витамины для памяти и внимания можно получать из различных продуктов растительного и животного происхождения, однако сегодня разработаны специальные комплексы, где содержится их оптимальная суточная доза. К ним можно отнести«Дуовит», «Мультитабс», «Витрум Классик». Также витамины содержатся в экстракте гинкго-билоба.

    Научные лайфхаки: 4 метода эффективного запоминания текстовой информации

    Вы уже могли ознакомиться с одной интересной методикой запоминания информации для успешной подготовки к сессии. Но мы решили на этом не останавливаться и познакомить вас еще минимум с четырьмя действенными методами быстрого запоминания текста или любой другой информации. Читайте, думайте, выбирайте подходящий.

    В основе всех нижеперечисленных методик лежит повторное чтение. Но речь идет не о бессистемном и неосмысленном чтении, а о глубокой работе над текстом.

    Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД

    Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:

    Среди всех методов усвоения информации этот подходит для текстов небольших объемов.

    Так как новая информация быстро забывается после первоначального знакомства, стоит повторить ее чуть позже (через несколько часов в этот же день или на следующий). С течением времени динамика забывания замедляется.

    Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ

    Эта методика быстрого запоминания информации схожа с предыдущей, но имеет и свои отличия.

    В Казанском университете был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемые образовали 4 группы. Задача для всех – запомнить текст. В первой группе текст читался вслух 4 раза. Во второй – текст читался вслух 3 раза и 1 раз мысленно пересказывался студентами. В третьей – текст читался дважды и дважды пересказывался мысленно. В четвертой – текст читался вслух всего раз, а 3 раза мысленно пересказывался слушателями.

    Результаты показали наибольшую эффективность запоминания у студентов четвертой группы. Чуть менее эффективно запоминали информацию слушатели третьей группы, еще меньше – второй, студенты первой группы хуже остальных запомнили информацию.

    Благодаря этому эксперименту и появился метод ОЧОГ:

    1. Ориентировка. При прочтении текста важно понять его главную мысль. При необходимости ее записывают или подчеркивают, многократно повторяя в памяти.
    2. Чтение. При повторном прочтении с информацией знакомятся более внимательно, выделяются более мелкие детали, устанавливается связь между ними и основными мыслями текста. Мысленно несколько раз повторяются главные мысли, привязанные к деталям.
    3. Обзор. При быстром просмотре текста определяется, правильно ли были определены основные мысли и их связь с деталями. Для более глубокого понимания можно поставить вопросы к главным частям.
    4. Главное. Выполняется мысленный пересказ, а по возможности – и вслух. На этом этапе важно вспомнить основные мысли, ответить на поставленные вопросы.

    Старайтесь снизить количество прочтений до минимума. При этом количество мысленных повторений может быть абсолютно любым, необходимым для лучшего усвоения в памяти.

    Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

    Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

    Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

    Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

    Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате. Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации. Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

    До того как приступить к освоению метода, важно выбрать для себя собственную последовательность обхода комнат, чтобы не запутаться в своей же логике размещения информации.

    Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.

    Читайте так же:  Чужих детей не бывает

    А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:

    • лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
    • при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
    • следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
    • если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.

    Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.

    Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

    Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.

    Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте. При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат). Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.

    Предлагаем вам потренироваться и попробовать воспроизвести по памяти приведенные ниже слова, используя метод Цицерона: поплавок, салфетка, бигуди, трава, зеркало, альбом, расческа, книга, кот, лампочка, спички, одеяло, ножницы, черпак. В качестве образца помещения можете использовать картинку:

    Метод Цицерона можно использовать и для решения обратных задач: использовать хорошо знакомый ряд слов для запоминания обстановки комнаты

    Данная техника — один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.

    Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

    Пиктограмма — это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

    Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

    В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

    1. В тексте выделяют ключевые слова или краткие фразы, которые следует выписать и подчеркнуть.
    2. К каждому слову или фразе рисуется пиктограмма – некое изображение, которое в последующем поможет вспомнить именно это слово/фразу. Изображение здесь играет роль зрительной ассоциации. При рисовании не стоит использовать схематичность, а также излишние подробности. На картинке не должно быть цифр и букв. Процесс создания изображения не должен отнимать больше 10-20 секунд. Пример: для запоминания словосочетания «тяжкий труд» можно нарисовать молот или человека, согнутого под тяжким грузом. Со словосочетанием «веселый праздник» можно ассоциировать салют, флажки, елку и т.д.

    Пиктограммы окружают нас всюду: в магазинах, в аэропортах, в автотранспорте, на дороге

    Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.

    Гораздо легче выполнить рисунок для конкретного предмета (мороженое, медведь, нос), чем для процесса или абстрактного понятия (развитие, тоска, размышление). Но и в этом случае можно легко решить вопрос – нужно лишь присвоить им более предметную ассоциацию, преобразовать их во что-то конкретное. Например, для слова «развитие» можно использовать изображение спирали, для слова «тоска» — слезу или антиулыбку, для «размышления» — лампочку и т.д.

    Кстати, игра «Крокодил» тоже основана на методе пиктограмм. Человек пытается показать выданное ему понятие, используя собственные ассоциации

    Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.

    Несколько примеров херсонского метода пиктограмм

    Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.

    Примерное упражнение: нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов. Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение.

    Спустя несколько часов попробуйте воспроизвести все слова в соответствии с их пиктограммой, а после – воспроизвести весь текст, глядя на свои картинки

    Используя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

    Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

    Использование системы накопления: метод Аткинсона

    А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.

    Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы, нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.

    Такую систему активно использовали уже в далекие времена, когда пером умели пользоваться лишь избранные, а мудрецы не всегда могли доверять свои секреты

    Суть системы такова:

    1. Выбирают текст (оптимально – в стихотворной форме). В первый день выучивается наизусть от 4 до 6 строк.
    2. Во второй день повторяют вчерашние выученные строки и дополнительно учат еще от 4 до 6 строк.
    3. В третий день к уже выученным добавляют еще новые 4-6 строк.

    Чем больше количество повторений, тем лучше запоминается новый материал.

    Нет ничего страшного, если вы время от времени будете подсматривать в книгу. Не стоит огорчаться, если что-то забылось: со временем объем памяти будет увеличиваться, запоминание станет легче.

    Читайте так же:  Незрелое поколение или что-то ещё

    Спустя месяц увеличьте объем осваиваемой информации в два раза. Еще через месяц можно нарастить объем информации втрое.

    Исследования показали, что в результате применения этой техники:

    • выученные знания остаются на долго и легко всплывают в памяти,
    • способность запоминать совершенно любые вещи все время улучшается,
    • с помощью силы воли легко вспоминается любая информация.

    Суть этого метода ни в чем другом, кроме повторения. Занятия лучше проводить по утрам, так как в это время суток наше восприятие еще свежо. Тренируйтесь каждый день и увидите: уже через месяц ваш мозг станет запоминать в разы больше информации.

    Что важно помнить?

    Множественное бессистемное повторение информации – это непродуктивно.

    А память можно и даже нужно тренировать! Запоминать нечто новое полезно не только при подготовке к экзаменам, но и для жизни вообще. Уже в скором времени после начала использования выбранной методики можно увидеть, как мозг начинает запоминать другую информацию, которой мы пользуемся в жизни: запоминать телефоны, адреса, регулировать входящую/исходящую корреспонденцию и многое другое.

    Секрет в том, что после многократных тренировок память автоматически начинает применять навык запоминания большего количества информации. И это без применения каких либо мнемонических приемов и тренировок. Впрочем, все же стоит время от времени помогать своему мозгу, сортируя важную и неважную информацию. Например, при подготовке к экзамену по дисциплине, которая вам никак в реальной жизни не пригодится, вовсе ни к чему учить массу бесполезной информации. Достаточно обратиться за помощью к людям, которые сделают это за вас.

    А вот тут вы можете посмотреть видео по приемам запоминания ОВОД и ОЧОГ – наиболее популярным способом увеличения памяти:

    Как улучшить свою память: советы от психологов

    Человек без воспоминаний — человек без прошлого. Не зря одним из самых сильных ходов при создании телевизионных сериалов является сцена с амнезией — воспоминания играют для нас огромную роль, и проблемы с памятью могут серьезно отразиться на качестве жизни. Забытое название таблеток, и как итог неправильное лечение, водитель, запамятовавший провести техосмотр автомобиля — лучше не доходить до такого состояния, а раз и навсегда решить для себя задачу, как улучшить память.

    Следим за питанием

    Люди полагают, что только возрастные особенности и отсутствие упражнений приводят к тому, что у них появляется плохая память. Что делать, если, мол, все мы не молодеем?
    Огромную роль в вопросе улучшения памяти и повышении внимания играет питание.

    Разнообразный стол с большим количеством свежих овощей и фруктов, богатой жирными кислотами рыбы, каш, с добавлением в рацион растительных масел, орехов и семечек способствует не только нормализации веса, но также решает вопрос, как улучшить память и внимание.

    [1]

    Чрезмерное потребление животных жиров, тяжелых соусов, фастфуда, сладостей и выпечки в то же время является одной из причин проблем с памятью.

    Три важных слова на «С»

    Проблемы с памятью преследуют тех, кто уделяет мало времени сну, круглосуточно работает, не позволяя себе оторваться от экрана компьютера. За снижением общего качества жизни постепенно приходит следующая проблема — неспособность запомнить важную информацию, и вот уже человек начинает страдать от забывчивости не только дома, но и на работе.

    Причины кроются в так называемой триаде С — сон, спорт, стресс.
    Недостаток активности либо крайняя нерегулярность занятий спортом ведет к ухудшению кровоснабжения внутренних органов, в том числе мозга. Сидячий образ жизни способствует различным болезням опорно-двигательного аппарата, все это отражается на нервной системе, и как итог начинаются проблемы с памятью.

    Еще один важный момент, который следует учитывать, пытаясь решить задачу «как улучшить память» — проанализируйте, достаточно ли вы спите. Именно хронический недосып ведет к непроизвольному снижению способности концентрировать внимание. И спать надо в комфорте, в домашних условиях, а не урывками в транспорте.

    Третий момент — минимизация стресс-факторов. Улучшение нашей памяти напрямую зависит от психического состояния. Раздражение, усталость, бессонница отнюдь не способствуют повышению внимательности, в то время как активный выспавшийся человек решит большую часть проблем уже благодаря своему спокойному состоянию.

    Концентрация внимания

    Иногда проблема нашей памяти связана с неспособностью удержать внимание, и для ее решения достаточно повысить способность к концентрации.

    Для улучшения памяти и внимания используют следующие методы:

    1. При чтении газет или журналов выделяйте ручкой или маркером буквы, объединенные по общему признаку, например, задвоенные, стоящие рядом в слове, или одинаковые, но расположенные поодаль друг от друга;
    2. Когда вы едете в автомобиле в качестве пассажира, дайте себе задание замечать проезжающие мимо автомобили, имеющие между собой что-то общее: только синие иномарки, только те, в номерах которых есть цифра 6, или лишь те, за рулем в которых сидят женщины.

    Эти упражнения не обязательно решат проблемы, связанные с памятью, так как перед вами не будет поставлена задача запоминать найденные признаки, но вы избавитесь от рассеянности, с которой часто связан дефицит внимания.

    Превращаемся в амбидекстра

    Как улучшить память и внимание человеку, который высыпается, занимается спортом и не нервничает попусту, но все равно регулярно что-то забывает? Возможно, все дело в преобладающем влиянии одного из полушарий мозга.

    Амбидекстр — человек, владеющий одинаково правой и левой рукой, способный ими писать, рисовать, держать приборы и многое другое.

    Амбидекстрия бывает врожденной, когда у человека изначально одинаково развиты правое и левое полушария мозга, и приобретенной.
    Для улучшения памяти используется способ периодической смены рабочей руки. Это позволяет «включить» менее используемое и, значит, менее развитое полушарие мозга, простимулировать его работу, это в итоге способствует значительному улучшению памяти.

    Методы для упрощения запоминания

    «Я хорошо запоминаю лица, но постоянно забываю имена!» — иногда жалуются люди.
    Проблема памяти на отдельные категории информации весьма распространена. У кого-то лучше работает визуальная память, у кого-то — слуховая, для некоторых вспомнить телефонный номер — задача не из легких.

    [3]

    В таких случаях рекомендуется заниматься не только улучшением памяти, но также использовать мнемонические приемы:

    • Визуальный: чтобы не забыть имя или название, свяжите для себя эти слова с какими-то зрительными образами, например, фирму «Цветочный уголок» представьте как мягкий кухонный уголок, на котором стоят вазы с цветами.
    • Раскладывание по местам: отправляясь за покупками, мысленно придумайте куда именно вы положите каждое наименование (батон хлеба — в правый карман, лимоны — в нагрудный, шоколад — под шапку). Абсурдность только поможет вспомнить список покупок.
    • Разбивка по ассоциациям: запоминая цифровые значения, разбивайте их на удобные кусочки, каждый связывайте с цифрой, которую нельзя забыть, к примеру, код 335311 — 33 (возраст Христа), 53 (последние цифры даты рождения мамы), 11 (барабанные палочки).
    Читайте так же:  Деньги за хорошую учебу школьника хорошо или плохо

    Изучение иностранных языков

    Ученые с помощью ряда экспериментов доказали, что изучение иностранных языков способствует улучшению памяти, ведь мы вынуждены постоянно держать в голове множество новой информации, правил, зазубривать исключения и использовать возможности мозга по максимуму.

    Разговаривая на другом языке, мы даже не замечаем, как много работы в это время происходит в нашей голове: мы вспоминаем слово на родном языке, потом подыскиваем аналог на иностранном, а услышав ответ, вынуждены производить обратную процедуру.

    Для лингвистов проблемы с памятью — не проблемы вовсе, они вынуждены тренировать ее постоянно, для всех остальных даже изучение основ языка в домашних условиях простимулирует память.

    Дополнительные «якоря»

    Индейцы Северной Америки для запоминания важных событий пользовались таким методом: как только происходило то, что они хотели навсегда запечатлеть в памяти, они доставали и откупоривали один из мешочков с ароматической смесью. И с того момента всякий раз, вдыхая этот запах, они в деталях вспоминали событие.

    Как улучшить память, если мы не носим с собой такие мешочки? Устанавливать ассоциативную связь, используя другие органы чувств: осязание, вкус, зрение. Прикоснитесь к ткани, чтобы запомнить, как она ощущается под руками, и это поможет запомнить цвет; отправьте в рот лимонную карамельку, познакомившись с человеком, и вы вспомните его имя, снова ощутив этот вкус на языке.

    • Повторение — лучшее упражнение

    Для улучшения памяти и внимания ученые рекомендуют следующую схему повторения информации:

    1. Второй раз перечитайте текст сразу после первого прочтения;
    2. Сделайте это снова через полчаса;
    3. Следующее прочтение надо повторить через 8 часов;
    4. Через сутки снова прочтите материал.

    Такие упражнения для долговременного улучшения памяти желательно повторить через две недели, и последний раз — через два месяца.

    • Мозг запоминает то, над чем работает

    Как улучшить память быстро и без длительных затрат времени? Возможно, ее не нужно улучшать, проблема может крыться в привычке бездумно зазубривать информацию вместо ее осмысления.

    Человеческий мозг устроен таким образом, что затвердить бессмысленный с его точки зрения порядок слов без понимания, что именно стоит за этими словами, ему трудно. В случае же, когда мы понимаем о чем текст, нам достаточно просто осознать суть вопроса, а остальное всплывет в голове самостоятельно.

    Привычка сперва понять, а потом запоминать дает отличные шансы на значительное улучшение памяти, повышая и внимание.

    В качестве хорошего упражнения для улучшения памяти можно применить метод проговаривания читаемого материала вслух. Это позволяет задействовать не только зрительную, но и слуховую память, что повышает шансы на запоминание и в целом способствует улучшению памяти.

    Как быстро улучшить память, если простое проговаривание не помогает? Попробуйте спеть то, что пытаетесь запомнить. Пойте текст на мотив известного хита или придумайте свою мелодию, использовав феномен песни, которую невозможно выбросить из головы.

    В одном из рассказов о Шерлоке Холмсе великий сыщик спросил ассистента, сколько ступеней на лестнице, которую он преодолевает каждый день, и доктор Уотсон не смог дать ответ.

    Зачастую мы не замечаем самых очевидных многократно повторяющихся фактов и цифр, и в качестве еще одного упражнения для улучшения памяти следует использовать метод восстановления событий прошлого.

    На работе выдалась свободная минута? Закройте глаза и попытайтесь восстановить облик коллеги, которого встречали вчера в коридоре. Вспоминайте во что он был одет, что сказал, какое у него было выражение лица. Этот способ отлично подходит тем, кто имеет проблемы с памятью визуальной, не удерживает в голове лица, хотя не склонен забывать имена.

    С помощью этого же упражнения для улучшения памяти можно научиться запоминать последовательность событий — через несколько дней после похода в кинотеатр постарайтесь в деталях восстановить сколько человек было в зале, что вы ели и пили, то же самое делайте после визитов в музей или ресторан. И вскоре вы заметите, что проблемы с памятью начали отступать.

    Пять мелочей

    Основная проблема памяти — не схватить картину, а воссоздать ее, и именно эту способность надо оттачивать.

    Проблему «как быстро улучшить память» помогает разрешить ежедневная тренировка под названием «пять мелочей». Ее можно повторять на работе, дома и даже в дороге.

    • На первом этапе выложите перед собой на стол пять разных предметов, пару секунд посмотрите на них, закройте глаза и постарайтесь в деталях вспомнить, что именно лежит перед вами, какого оно цвета, формы и т. д.
    • На втором этапе усложните себе задачу, пытаясь вспомнить пять предметов, которые вы только что видели на столе у коллеги или в вагоне метро.
    • Третья ступень, способствующая значительному улучшению памяти — увеличьте количество запоминаемых предметов и время, прошедшее с момента, когда вы перестали на них смотреть. Вспоминайте, что именно и в каком порядке лежит в правом нижнем ящике вашего рабочего стола, перед возвращением с обеденного перерыва; мысленно нарисуйте картину содержимого верхней полки кухонного шкафа по дороге с работы домой.

    Головоломки и пазлы

    Детские игрушки способны улучшить нашу память!
    Собирая пазлы и разгадывая головоломки, мы заставляем мозг напрягаться, работать, стимулируем продуцировать новые нейронные связи.
    Чтобы усложнить задачу, поставьте таймер и решайте логические задачи на время, и вы заметите, что чем дальше, тем быстрее вы находите ответ.
    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Основная проблема памяти зачастую кроется не в неспособности человека к запоминанию, а в том, что мы сами доводим себя до состояния, когда мозг не может нормально функционировать, нейронные связи истощаются и рвутся, и в дальнейшем для восстановления способности к запоминанию может потребоваться медикаментозное лечение. Для поиска ответа на вопрос «как улучшить память и внимание» стоит уделить время не только упражнениям, но также самосовершенствованию и улучшению качества своей жизни в целом.

    Источники


    1. Игрок в гольф и миллионер. Посланник (комплект из 2 книг). — М.: ИГ «Весь», 2013. — 480 c.

    2. Моррис, Хью Искусство поцелуя / Хью Моррис. — М.: Серебряные нити, 2015. — 110 c.

    3. Бабич, Виолета Книга для девушки и ее друга / Виолета Бабич. — М.: АСТ, Аванта+, 2013. — 495 c.
    4. Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. Учебник и практикум / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. — Москва: Наука, 2015. — 424 c.
    5. Э. Кей Любовь и брак. Эволюция любви / Э. Кей. — Москва: Гостехиздат, 2015. — 715 c.
    Как улучшить запоминание нужной информации
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here