Как выжить в период психических катастроф размышления о человеке в состоянии психического кризиса

Сегодня обсуждаем тему: как выжить в период психических катастроф размышления о человеке в состоянии психического кризиса с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Как выжить в период психических катастроф? Размышления о человеке в состоянии психического кризиса

Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Психическая травматизация и её последствия. Учебник

Под редакцией д-ра психол. наук, проф. Н. С. Хрусталёвой

Авторский коллектив: Н. С. Хрусталева (отв. ред., предисл., 7.1), В. В. Бочаров (1.4); А. Ю. Егоров (3.5); Ю. В. Заманаева (гл. 4); Э. Б. Карпова (1.4, 3.1, заключ); О. Г. Мокрецова (7.1); Е. В. Пестерева (гл. 5), Г. В. Пятакова (3.4., гл. 6); В. В. Потявина (3.4.); М. М. Решетников (гл. 2); Ю. Ю. Стрельникова (1.1, 1.2, 3.3); Н. В. Тарабрина (3.2); В. Ф. Федоров (7.2); А. В. Цымбал (1.3, 3.1); В. А. Чулкова (гл. 5), С. П. Шклярук (1.3, 1.4), A. M. Ялов (1.1, 1.2)

Рецензенты: д-р психол. наук, проф. В. А. Аверин (Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет); д-р психол. наук, проф. О. Ю. Щелкова (С.-Петерб. гос. ун-т)

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2013

Настоящее издание является учебником по психологии для новой специализации «Психология кризисных и экстремальных ситуаций», созданной в 2003 г. в рамках специальности «Клиническая психология». Открытие новой кафедры и специализации в стенах старейшего классического Санкт-Петербургского государственного университета обусловлено потребностью в фундаментальной подготовке специалистов, способных оказывать психологическую помощь в условиях стрессовых, кризисных, экстремальных, чрезвычайных ситуаций и связанных с ними последствий.

Идея создания учебника, состоящего из нескольких частей, родилась на очередном заседании кафедры, когда шло обсуждение уровня подготовки будущих специалистов по специализации «психология кризисных и экстремальных ситуаций». Мы решили обобщить разработанные нами курсы лекций в единый учебник, который помог бы студентам и аспирантам лучше усваивать прослушанные курсы.

Кафедра обеспечивает проведение учебно-ознакомительной, производственной и педагогической практики студентов на базе Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, Управления вневедомственной охраны при Главном управлении внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Центра психофизиологической диагностики медико-санитарной части Главного управления внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Санкт-Петербургского университета МВД РФ, Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Санкт-Петербургского филиала государственного учреждения «Центр экстренной психологической помощи» МЧС России, Службы телефона доверия МЧС РФ, Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова МЧС России, НИИ онкологии им. проф. Н. Н. Петрова, Медицинской Академии последипломного образования, НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта и др.

Так, в 2013 г. в издательстве Санкт-Петербургского государственного университета была опубликована первая часть нашего учебника (в виде учебного пособия): «Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь», в которой обобщены психодиагностический инструментарий для определения кризисных и экстремальных ситуаций, а также различные виды психологической помощи (психологическая помощь в кризисных ситуациях, стратегии поведения в стрессовых ситуациях, психологическая помощь в экстремальных ситуациях, телефонное консультирование, психологическая помощь онкологическим больным и их родственникам, психологическая помощь жертвам насилия, пострадавшим в ДТП и пр.).

Цель настоящего учебника «Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия» – помочь разобраться в сложной картине видов психической травмы, а также различных форм реакций на нее.

В учебнике представлен материал по психической травме и психической травматизации, связанной с неизлечимыми заболеваниями, боевыми действиями, миграционными процессами и т. д. Подробно анализируется психическая травматизация у детей и подростков. Рассмотрены нормальные и патологические формы реакций на сверхсильные травматические воздействия, виды психических расстройств, критерии, методы диагностики и эмпирические исследования посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР). В качестве последствий психической травматизации описываются различные виды зависимостей и факторы риска их возникновения.

В настоящее время готовится к изданию третья часть учебника, в которую включены такие темы, как психология агрессии и терроризма, психология индивидуальных жизненных кризисов, психология экстремальных состояний, психология толпы и СМИ, психология выживания и другие темы.

Психологические особенности переживания кризиса

Кризис (от греческого kreses — решение, поворотный пункт, исход) в психологии определяется как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни.

Китайская пиктограмма слова кризис отражает идею кризиса. Она состоит из двух основных радикалов: один изображает возможность, другой опасность.

В целом, обычно выделяются три группы кризисов:

1. Кризис в больших группах (социуме, общественных системах). Как правило, в этом случае имеются в виду политические, идеологические, экономические, национальные (расовые, этнические) кризисы. Подобными кризисами в наибольшей степени занимаются политология, конфликтология больших групп, социология

2) кризис в малых социальных группах (семейные кризисы, кризисы в коллективах

3) кризис личности.

Кризисы различаются по длительности и интенсивности этого состояния. Психологи выделяют три типа кризиса, которые имеют разные причины: это кризисы развития, травматические кризисы и кризисы утраты.

Под кризисным состоянием мы имеем в виду пролонгированный во времени личностный кризис.

Ситуации, приводящие к определенному кризисному состоянию, традиционно подразделяются на:

1. стрессовые события (травмы, катастрофы, войны, потеря близких и т.п.), провоцирующие различные виды кризисных реакций (острая реакция на стресс вплоть до реактивного психоза), отсроченная реакция на стресс от 2 месяцев до 1 года (посттравматическое стрессовой расстройство) и сверхотсроченная реакция на стресс (шоковая травма)

2. переход на следующую возрастную ступень (возрастные кризисы)

3. переход на новый этап индивидуации (экзистенциальные кризисы)

Кризис является одним из неизбежных и необходимых моментов жизни, одной из движущих сил развития, в том числе и развития личности, группы, общества. Следовательно, с одной стороны, кризис — необходимая часть жизни индивида и общества, человечества в целом как организма. Кризис — это всегда момент выбора из нескольких возможных альтернатив, момент выбора регрессивного или прогрессивного решения в дальнейшем развитии. От того, какой именно выбор будет сделан, зависит вся последующая жизнь индивида.

Читайте так же:  Бросит пить или обманет

Отечественный психолог, известный своими работами по психологии переживания, Ф.Е. Василюк, описывая критическую ситуацию, выделяет четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации: это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Любой кризис жизни психологически всегда является сильной фрустрацией для личности: изменяется все привычное, наработанное годами (ценности, смыслы, поведение, окружение, оценки и т.п.), все то, что служило несомненными и, как казалось, непоколебимыми опорами. Следовательно, кризис задевает внешние и внутренние структуры существования:

— внешние аспекты жизни (работа, профессиональная деятельность, положение в обществе, семья, социальные роли, социальные нормы, коммуникации как характер взаимодействия с другими и пр.), все то, что можно выразить следующим образом: как я себя ощущаю среди других людей

— внутренние аспекты жизни, или экзистенциальная ситуация индивида (восприятие и опознавание себя как уникальной личности, ответы на экзистенциальные вопросы — кто я, что я, куда я, зачем я), все то, что можно выразить словами следующим образом: как я себя ощущаю в мире

В кризисные моменты жизнь меняется по основным четырем измерениям:

— внутреннее ощущение себя в мире

— течение времени, его субъективная характеристика (в кризисной ситуации время либо «останавливается», либо возникает острая нехватка времени)

— физическое состояния (спад всех функций и рост тревоги)

Каждый кризис имеет свое течение, начало и основные фазы. Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса.

1-я стадия. Первичный рост напряжения, при котором стимулируются обычные, привычные способы решения проблемы.

2-я стадия. Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными.

3-я стадия. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников сил.

4-я стадия. Если все оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувством беспомощности, безнадежности и в конечном случае дезорганизации личности.

Кризис может оборваться на любой стадии, если исчезает опасность или обнаруживается решение.

Процесс преодоления этого кризиса отечественный психолог Ф.Е. Василюк назвал переживаниями.

Василюк рассматривает переживание как внутреннюю работу по восстановлению душевного равновесия, наполнение новым смыслом человеческой деятельности после преодоления критической ситуации. Он выделяет следующие четыре типа переживаний.

Гедонистическое переживание игнорирует свершившийся факт и отрицает его — «ничего страшного не случилось», «ну уволили и уволили, найду новую работу», формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохранности нарушенного содержания жизни. Если можно так выразиться, это нарушенная защитная реакция инфантильного сознания.

Реалистическое переживание подчиняется принципу реальности. Человек трезво относится к тому, что происходит, принимает случившееся, приспосабливая свои интересы к новому образу и смыслу жизни. При этом ранее содержавшееся в его жизни отношение к вещам уже невозможно, человек бесповоротно отбрасывает прошлое и полностью находится в настоящем и будущем.

Ценностное переживание полностью признает наличие критической ситуации, но отвергает пассивное принятие ударов судьбы. Ставшее невозможным жизненное отношение не сохраняется и не изгоняется. Ценностное переживание строит новое содержание жизни с учетом понесенной утраты. Например, человек, потерявший близких, строит свою жизнь так, чтобы заменить оставшимся близким того, кого он потерял, сохранить, например, семейное дело или продолжить традиции.

Творческое переживание — этот тип характерен для сложившихся волевых личностей. Поскольку такой человек имеет опыт волевого поведения, то в критических ситуациях он сохраняет способность сознательно искать выход из сложившегося критического положения.

Кризисное состояние выражается определенной симптоматикой. Можно выделить следующие аспекты воздействия стресса:

1. На личность (возникновение тревоги, агрессии; депрессивные состояния, апатия; чувства вины, одиночества, стыда, растерянности; повышенная раздражительность, постоянное напряжение, низкая самооценка и пр.)

2. На поведение в целом (высокий процент травматизма, развитие зависимого поведения самых различных видов — наркомании, алкоголизм, азартные игроки и др., эмоциональные срывы, нарушения пищевого поведения, нарушения сне, нарушения речи, импульсивное поведение, внезапные приступы тремора всего тела и пр.)

3. На здоровье (развитие целого ряда психосоматических заболеваний, которые в зависимости от вида и тяжести кризисного состояния могут носить лавинообразный характер развития: бронхиальная астма, аменорея, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертония, сахарный диабет и т.п.; постоянные боли в спине и груди невыясненной этиологии, обмороки и головокружения, хроническая бессонница, головные боли мигренозного характера, и пр.

4. Когнитивные аффекты (неспособность принимать решения, неспособность сосредоточиться, выраженное ухудшение памяти, чрезмерная чувствительность к критике, умственная заторможенность

5. Физиологические аспекты (повышение артериального давления, повышение уровня катехоламинов и кортикостероидов в моче и крови, повышение глюкозы в крови, сухость во рту, усиленное потоотделение, приступы жара и озноба, затрудненное крови, сухость во рту, усиленное потоотделение, приступы жара и озноба, затрудненное дыхание, ощущение кома в горле и иголок в конечностях, частичное онемение в конечностях вплоть до анальгезии и пр.

В состоянии кризиса меняется эмоциональная сфера человека. Человек может испытывать одно из трех доминирующих чувств: депрессию, деструктивное чувство или одиночество.

Депрессивная реакция проявляется в таких чувствах, как апатия, равнодушие, разочарование, усталость, тоска, подавленность, безразличие.

К деструктивным чувствам относится раздражительность, злость, обида, агрессия, ненависть, досада, упрямство, придирчивость, мнительность, зависть.

Одиночество выражается в таких переживаниях, как чувство ненужности, непонимания, тупика, безнадежности, пустоты рядом.У человека, находящегося в кризисе, изменяется объем общения: он либо резко ограничивается (уход в себя), либо резко возрастает (одиночество в толпе). Человек как бы ищет забвения в частоте поверхностных контактов с другими людьми.

Читайте так же:  Об океанах и канавах

Р.А. Ахмеров (1994 г.) ввел в психологию такое понятие, как биографические кризисы личности. Под биографическим кризисом он понимает такую особенность внутреннего мира человека, которая проявляется в различных формах переживания человеком непродуктивности своего жизненного пути. В своем исследовании он обнаружил, что источником возникновения подобного кризиса является неоптимальная жизненная программа, которая проявляется в таких явлениях, как излишняя категоричность в оценке вероятности событий, отсутствие конфликтности, т. е. игнорирование межсобытийных связей. Риск кризиса тем выше, чем меньше человек рационален и стратегичен.

Р.А. Ахмеров выделяет три типа биографических кризисов: кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности.

В ряде исследований было показано, что есть схемы переживания кризиса, более характерные для женщин и более характерные для мужчин. Схемы, характерные для женщин, связаны с общением. Стереотипы фемининности, существующие в общественном сознании, разрешают женщине показать себя слабой, делиться своими проблемами, просить помощи в их решении. Подобное же поведение у мужчины не одобряется, даже осуждается обществом. Поэтому схемы, характерные для мужчин, более связаны с внутренними переживаниями. Стереотип маскулинности предполагает способность самостоятельно справляться с ситуацией, независимость в принятии решений. Следовательно, мужчина вынужден совершать внутреннюю невидимую работу над кризисной ситуацией. Поэтому у мужчин внешнее отсутствие признаков кризиса не означает его действительного отсутствия. В это же время напряжение внутри человека склонно накапливаться и может проявиться в том числе аутоагрессивно, суицидально.

Исследования показали, что во время кризиса женщина более склонна к проявлению агрессивных эмоций и агрессивного поведения, чем мужчина. Традиционно считается, что мужчина более агрессивен, чем женщина, но в рамках кризиса ситуация кардинально меняется.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Психические состояния в экстремальных условиях

Психические состояния как категория психологической науки

Неоценимый вклад в психологию состояний внесли российские ученые И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев и И.П. Павлов, которые обосновали физиологические механизмы, принцип обратной связи, генезис и регуляцию психических (душевных) состояний.

Первенство среди отечественных ученых в постановке вопроса о необходимости целостного, систематического изучения психических состояний как общепсихологической категории принадлежит Н. Д. Левитову, который в 1964 г. предложил следующее понимание рассматриваемого феномена.

Психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности1.

Другой специалист в области рассматриваемой проблемы Л. В. Куликов считает, что устранение рассогласования между внешними условиями деятельности и внутренними ресурсами человека является системообразующим фактором для психического состояния. Состояния согласовывают потребности и устремления индивида с его возможностями и ресурсами (осуществляют соответствие между ними), обеспечивая его развитие в конкретных условиях среды. Другими словами, психическое состояние — это согласование личностных стремлений и возможностей с особенностями средовых факторов и силой их воздействия.

Экстремальные психические состояния

Понятие экстремальных состояний обобщает широкий класс функциональных состояний человека, которые протекают по типу динамического рассогласования.

Экстремальные психические состояния (ЭПС) характеризуются нарушением адекватности психических и поведенческих реакций (это наиболее характерно при действии экстремальных факторов информационно-семантического характера).

Наиболее частым является смешанный тип реакции, когда первичное изменение физиологических функций служит поводом к динамике поведенческих реакций или, наоборот, изменение психологических характеристик приводит к появлению физиологических сдвигов.

Реакции организма на экстремальные ситуации могут быть двух типов: адекватные формы реакции и реакции тревоги. Отличительным признаком, позволяющим отнести реакцию к тому или иному типу, является направленность этой реакции.

Адекватные формы реакции

Основным содержанием адекватных форм ответа являются специфические реакции, направленные на устранение или преодоление экстремальных факторов и на решение поставленных поведенческих задач.

Характерной особенностью адекватной формы ответа является ее осознанный, целенаправленный характер, связанный с формированием плана действий, направленных на устранение или минимизацию воздействий экстремальных условий. Такая целенаправленная организация определяет и симптоматику типичных проявлений этого состояния. Например, повышаются пороги чувствительности анализаторов, непосредственно не участвующих в выполнении деятельности. Повышение порогов может рассматриваться как целесообразная реакция заглубления входов, сокращающая расход психофизиологических резервов. Повышение порогов обычно связано с величиной концентрации внимания: чем выше концентрация внимания, тем больше снижение чувствительности. При этом усиление концентрации внимания при действии экстремальных факторов заключается в игнорировании всех посторонних сигналов, не имеющих отношения к деятельности.

Специфические изменения характерны для процессов памяти, особенно кратковременной и оперативной.

Характерной здесь является избирательность этих изменений. Улучшается запоминание лишь того материала, который имеет семантическую значимость для человека. Этот факт выделяется даже как один из характерных признаков адекватного ответа. Для него характерным является также увеличение продуктивности мышления — скорости поиска и оценки возможных выходов из создавшейся ситуации. В этом плане можно говорить о гибкости мышления и отказе от фиксации на шаблонных приемах решения задач.

На поведенческом уровне наблюдаются изменения в структуре деятельности. Стереотипные, жестко регламентированные реакции дополняются действиями, основанными на вероятностном учете ситуационных изменений, что приводит к модификации алгоритма деятельности. Адекватная реакция сопровождается также возрастанием роли волевых качеств личности, усилением эмоционального компонента, участвующего в формировании ответа. Происходит также сужение мотивационного поля из-за выраженного преобладания одних мотивов и подавления других. Усиливается роль социально значимых и высоких гражданских мотивов. Однако новые мотивы, как правило, при этом не появляются.

Как преодолеть кризисное состояние?

Некоторые события в нашей жизни могут буквально выбить из колеи, лишить на долгое время «почвы» из-под ног, кардинально поменять жизненные цели и привести к длительным дням депрессии, внутреннему угнетенному состоянию, ощущению сильной тоски.

Такие события зачастую становятся главной причиной кризисных состояний, которые выступают как реакция на внешние жизненные обстоятельства или серьезные внутренние потрясения. Когда душевное равновесие нарушается, окружающий мир вокруг начинает казаться чужим и враждебным.

[1]

Кризисное состояние определяется как некая граничная ситуация между потенциалом развития личности и деструктивностью. При кризисном состоянии происходит существенное изменение основных структур личности: прежде всего, его характера и поведения.

Читайте так же:  Пять советов - как уменьшить тревожность

Опасности кризисного состояния

Эксперты утверждают, что кризисы являются нормальным состоянием социально-психологического развития личности. Проблема в том, что при провоцировании кризисного состояния нарастает процесс дезадаптации (или синдром Г. Селье), когда личностные потребности не совпадают с требованиями социума.

Дезадаптация тоже имеет свои последствия:

[2]

  • личностная тревога (длительное и устойчивое состояние тревожности);
  • состояние психического напряжения (даже в спокойной обстановке субъект продолжает ощущать сильное напряжение и не может расслабиться);
  • повышенная чувствительность к обычным раздражителям (субъект может проявлять гиперчувствительную реакцию на звуки закрывающихся/открывающихся дверей, на звуки, издаваемые животными, на голос ребенка, на звуки телевизора и т.п.);
  • сильная заторможенность или, напротив, повышенная эмоциональная восприимчивость;
  • снижение психической активности (чувство апатии, нежелание проявлять энтузиазм, умственное переутомление).

Что влияет на развитие кризисного состояния?

По мнению психологов, на развитие кризисного состояния может повлиять широкий спектр факторов:
  • ситуационный фактор;
  • социальный фактор;
  • индвидуально-типологический фактор;
  • биологический фактор.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При этом, первые два фактора принято относить к внешним причинам, а последние два – к внутренним. В качестве примера можно привести несколько ситуаций.

Внешние причины кризисного состояния: невозможность достижения поставленной цели; невозможность воплощения значимой идеи; невозможность обретения чего-либо; потеря близкого человека; угроза здоровью или жизни близкого человека; потеря работы; конфликт с другим человеком или несколькими людьми и т.д.

Внутренние причины кризисного состояния: возрастные факторы (внутренние беспокойства субъекта, связанные с приближением старости, уходом молодости, когда большая часть жизни уже позади, т.д.), физиологические факторы (переживание собственной болезни и т.д.).

Как определить, что человек переживает кризис?

Некоторым людям удается длительное время скрывать переживание кризиса, так как им хочется остаться наедине со своей «неразрешимой» проблемой и не делиться переживаниями с окружающими людьми. Однако рано или поздно окружающим людям удается понять, что человек пребывает в состоянии тяжелого кризиса.

О кризисном состоянии могут свидетельствовать следующие характерные признаки:

  • чувство беспомощности и безнадежности;
  • ощущение полного одиночества;
  • чувство вины (перед другими людьми или перед самим собой);
  • чувство подавленности;
  • чувство обиды;
  • постоянная тревожность;
  • отсутствие энтузиазма к чему-либо.

По наблюдению психоаналитиков, человек, переживающий кризисное состояние, имеет склонность к суициду. При этом очень часто желание умереть сопровождается желанием жить. И это далеко не единственное противоречие, которое может сопутствовать человеку в состоянии кризиса.

Общество и человек в состоянии кризиса

Сложнее всего находиться в состоянии кризиса, когда человека окружают другие люди, а также привычные обстановки: дом, учеба, работа и т.д. Субъект, переживающий кризис, кажется самому себе изолированным от общества изгоем. Его поведение необычно для нормальных здоровых людей, поэтому он кажется им странным.

Нередко субъект в кризисном состоянии ищет уединения (хотя при этом одновременно испытывает страх перед одиночеством), скрывается от близких, перестает заниматься обычными делами, запирается в комнате, избегает каких-либо коммуникативных взаимодействий с окружающими.

«Скорая» помощь для человека в состоянии кризиса

Кризисное состояние – сложное отклонение, требующее постепенной поэтапной коррекции. При этом самостоятельное преодоление кризиса едва ли осуществимо. Конечно же, близкие люди и родственники могут оказать «первую» помощь своему «кризисному» человеку.

Тем не менее, без профессионала в данной ситуации обойтись очень сложно. Пообщавшись с человеком, переживающим состояние кризиса, психотерапевт направит все свои силы на облегчение эмоционального состояния его пациента, попытается помочь ему прийти к конструктивному решению проблемы.

Ключевой принцип терапии основан на осознании собственных переживаний. Психотерапевт словно примеряет «шкуру» своего пациента и, ставя себя на его место, пытается вместе с ним пройти через все переживания.

Специалист создает обстановку, в которой чувства «больного» не кажутся странными, но являются нормальными и естественными. Постепенно пациент начинает осознавать свой кризис, как некий жизненный опыт. Как только пациент научится воспринимать свое психологическое состояние в контексте собственной жизни, ему станет легче, он перестанет чувствовать себя изолированным, ненормальным или больным.

Следует заметить, что существуют и другие методики терапии. Если у Вас возникли вопросы к психологам или Вы переживаете состояние кризиса, психологи помогут разобраться с проблемой в режиме on-line прямо на нашем сайте.

Кризисные состояния

4 последовательные стадии кризиса………………………………………….5

Феноменология и классификация кризисных психических состояний по

Кризисные психические состояния по Алексанровскому Ю.А……………..8

[3]

Основные факторы кризисных психических состояний…………………….10

Причины возникновения критических ситуаций…………………………….10

«Биографический кризис личности» по Ахмерову………………………….10

Современный подход к рассмотрению кризисных психических состояний в отечественной психологии……………………………………………………..12

Кризис (от греческого kreses — решение, поворотный пункт, исход) определяется в психологии как тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни. Кризисы различаются по длительности, интенсивности и причинам.

Основные виды кризисов:

• кризисы отношений; л

• кризисы состояния души;

• кризисы смысла жизни;

Отечественный психолог Ф.Е. Василюк, описывая кризисы, выделяет четыре ключевых понятия: стресс, фрустрация, конфликт и кризисное психическое состояние

Под стрессом (от английского stress — напряжение) автор этого термина, Ганс Селье, понимал неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей перестройки организма, для того чтобы адаптироваться к изменившимся условиям. Эти условия могут быть внутренними — болезнь, усталость, или внешними — резкое изменение происходящего вокруг человека. Любая жизненная ситуация вызывает стресс, но не каждая бывает критической, кризисной. Кризисное состояние – дистресс, который переживается как горе, истощение, сопровождается нарушением адаптации и контроля личности. Стресс, по Г. Селье, это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. В то же время выделяют представление о психологическом стрессе, который является реакцией, включающей оценку угрозы для человека и защитные процессы организма.

Читайте так же:  Отношения с детьми

Под фрустрацией (от латинского frustracio — обман, тщетные ожидания, расстройства) понимают состояние, характеризующееся наличием сильной мотивированности на достижение цели, и преграды, препятствующие достижению этой цели. Такими преградами, барьерами, которые останавливают человека на пути к цели, могут быть физические барьеры (например, стена тюрьмы), биологические — старость, болезнь, психологические — страх интеллектуальной недостаточности, или кулътуральные — запреты, правила, нормы, принятые в том или ином обществе. Барьеры также могут быть внешними и внутренними. Внешние — это те, которые не дают человеку выйти из ситуации, внутренними барьерами могут являться страх, отсутствие жизненного опыта, незнание способов выхода из той или иной ситуации. Столкнувшись с преградой на пути к сильно желаемой цели, человек испытывает беспокойство, напряжение, ярость, враждебность, зависть, ревность, и если это состояние длится долго, то появляется чувство безразличия, апатия, утрата интереса, вина и тревога. Когда человек сталкивается с фрустрирующей ситуацией, он может вести себя по-разному. Выделяют следующие виды фрустрационного поведения:

· двигательное возбуждение — человек много, беспорядочно движется, кидается из

стороны в сторону, не может выбрать одну линию поведения;

· апатия — например, один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок, не принимая никаких действий;

· стереотипное поведение — человек начинает повторять какие-то движения, действия, которые когда-то в похожей ситуации ему помогали, но неизвестно, помогут ли они в данной ситуации;

· регрессивное поведение, характерное для человека в более ранние периоды жизни. Например, дети, уже находясь в более старшем возрасте, начинают сосать палец, у них возвращается сюсюкающая речь и так далее.

Конфликт — это всегда столкновение чего-то с чем-то. Конфликты могут быть внутри человека, например, между желанием иметь какую-то вещь и страхом (желанием купить автомобиль и страхом попасть в аварию). Конфликты могут быть между людьми, межличностные, между государствами и так далее. Конфликт всегда предполагает столкновение интересов и высокую значимость этих интересов. Внутренние конфликты возможны у человека только при наличии сложного внутреннего мира и осознании человеком этой сложности.

Кризисное психическое состояние — это состояние, которое порождается вставшей перед человеком проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в быстрое время привычным способом. Различают два типа кризисов, в зависимости от того, какую возможность они оставляют для человека в последующей жизни.

Кризис первого типа — это серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни.

Кризис второго типа перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения изменение самой личности и смысла ее жизни. Столкновение человека с непреодолимой преградой — утрата близкого человека, потеря работы, потеря здоровья, порождает кризисное психическое состояние. Переживание рассматривается как внутренняя работа по восстановлению душевного равновесия, наполнение новым смыслом человеческой деятельности в ходе преодоления кризисных психических состояний. Выделяются четыре типа переживаний:

Гедонистическое переживание игнорирует свершившийся факт и отрицает его — «ничего страшного не случилось», «ну, уволили и уволили, найду новую работу», формирует и поддерживает иллюзию благополучия и сохранности нарушенного содержания жизни. Это нарушенная защитная реакция инфантильного сознания.

Реалистическое переживание подчиняется принципу реальности. Человек трезво относится к тому, что происходит, принимает случившееся, приспосабливая свои интересы к новому образу и смыслу жизни. При этом ранее содержавшееся в его жизни отношение к вещам уже невозможно, человек бесповоротно отбрасывает прошлое и полностью находится в настоящем и будущем.

Ценностное переживание полностью признает наличие критической ситуации, но отвергает пассивное принятие ударов судьбы. Ставшее невозможным жизненное отношение не сохраняется и не изгоняется. Ценностное переживание строит новое содержание жизни с учетом понесенной утраты. Например, человек, потерявший близких, строит свою жизнь так, чтобы заменить оставшимся близким того, кого он потерял, сохранить, например, семейное дело или продолжить традиции.

Творческое переживание — этот тип характерен для сложившихся волевых личностей. Поскольку такой человек имеет опыт волевого поведения, то в критических ситуациях он сохраняет способность сознательно искать выход из сложившегося критического положения.

Любой кризис предполагает два выхода: либо человек может восстановить прерванную кризисом жизнь, либо человек перерождается и в этой иной жизни он ставит перед собой иные цели и ищет новые способы их достижения. В данном случае кризис выводит человека на новый уровень личностного развития.

Каждый кризис имеет свое течение, начало и основные фазы. Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса.

1-я стадия. Первичный рост напряжения, при котором стимулируются обычные, привычные способы решения проблемы.

2-я стадия. Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными.

3-я стадия. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников сил.

4-я стадия. Если все оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувством беспомощности, безнадежности и в конечном случае дезорганизации личности. Кризис может оборваться на любой стадии, если исчезает опасность или обнаруживается решение.

Кризис можно описать по следующей схеме:

Читайте так же:  Люблю-не-могу как любить и мочь комфортно

· источники кризиса: противоречия, проблемы, возникшие у человека;

· симптомы, т.е. особенности отражения переживаний, которые проявляются в поведении человека;

· возможные обстоятельства, углубляющие протекание кризиса;

· обстоятельства, облегчающие выход из кризиса;

· пути выхода из кризиса;

· влияние кризиса на успешность деятельности человека;

· формы «расплаты» за невыход из кризиса;

· особенности психологической помощи, в которой нуждается человек, оказавшийся в кризисной ситуации.

Каждая конкретная критическая ситуация имеет сложную внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций влияют друг на друга через внутреннее состояние, внешнее поведение человека и его последствия. Человек может испытывать одно из трех доминирующих чувств: депрессию, деструктивное чувство или одиночество.

Депрессивная реакция проявляется в таких чувствах: как апатия, равнодушие, разочарование, усталость, тоска, подавленность, безразличие.

[3]

К деструктивным чувствам относятся: раздражительность, злость, обида, агрессия, ненависть, досада, упрямство, придирчивость, мнительность, зависть.

Одиночество выражается в таких переживаниях, как: чувство ненужности, непонимания, тупика, безнадежности, пустоты рядом. У человека, находящегося в кризисе, изменяется объем общения: он либо резко ограничивается (уход в себя), либо резко возрастает (одиночество в толпе). Человек как бы ищет забвения в частоте поверхностных контактов с другими людьми.

Признаки начала приближающегося кризиса: наличие проблемы, которая создает дискомфорт, распространяющийся на многие сферы жизни. Психическое состояние начинает влиять на физиологию, теряется аппетит, сон, то, что раньше доставляло радость, перестает приносить удовольствие. Далее, изменяются в худшую сторону отношения с окружающими и близкими людьми. Начинает раздражать то, на что раньше не обращали внимания. Возникает ощущение, что нас не понимают и назло нам что-то делают. Появляются мысли о том, что какая-то наша особенность, стиль общения, реакция на замечания, восприятие критики мешает продвижению вперед в самом общем смысле, как в профессиональной, так и в социальной и в иных сферах жизнедеятельности.

Выделяют различные формы и варианты кризисных состояний. При этом используют разные принципы и подходы — феноменологическая генетическая оценка, а также анализ динамики состояния. С учетом особенностей проявления и течения к пограничным психическим расстройствам относят различные формы и варианты следующих нарушений: невротические реакции, реактивные состояния, неврозы, патологическое развитие личности, психопатия, а также широкий круг расстройств при соматических, неврологических и других заболеваниях.

Как справиться с кризисом?

Вопрос психологу

Спрашивает: Лина

Категория вопроса: Кризисы

Похожие вопросы

Ответы психологов

Гунар Татьяна Юрьевна

Психолог Москва Был на сайте: 17 дней назад

Ответов на сайте: 361 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 127

Вам, вполне возможно, действительно чего-то не хватает. Работа и муж — это очень много, но далеко не все. И обратите внимание, что вы ставите работу на первое место, а муж в вашем списке — следующий. Расставьте свои приоритеты и попробуйте найти незаполненные ячейки. Это первый шаг к тому, чтобы разобраться в себе. А что насчет неясных желаний — попробуйте вспомнить и проанализироввать свои сны.

Гунар Татьяна Юрьевна, психолог, психоаналитик в Москве

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Аринина Елена Анатольевна

Лина, добрый день.

С одной стороны, некоторая нудовлетворенность собой необходима человеку, чтобы развиваться, в работе, в отношениях, как личности. И на данный момент вы можете ощущать эту потребность в развитии и ищите пути. В данном случае, неудовлетворенность служить некоторым катализатором данного процесса.

С другой стороны, неудовлетворенность может быть связана с тем, что ваша текущая ситуация, то что происходит в вашей жизни, не соответствует вашим ожиданиями. Т.е. ваши представления о том, как вы бы могли жить, не совпадают с реальностью.

Как давно вы столкнулись с такими ощущуниями и мыслями? Вы приближаетесь к рубежу возрастного кризиса, когда внутренней оценке подвергается всё «нажитое», всему придается новый смысл и ценность. Много подвергается внутренней критике и даже обесценивается. Возможно, причина неудовлетворенности в этом.

Как это у вас, что откликается? Попробуйте ответить себе на этот вопрос.

Во всех ли сферах вашей жизни эта неудовлетворенность проявляется одинако и имеет схожие основания? Есть ли сферы жизни, которыми вы удовлетворены?

Вам нужно в первую очередь понять источник этой неудовлетворенности, которая не позволяет вам ощущать «полноту» жизни, разобраться именно с этим, прежде чем двигаться по пути поиска.

Аринина Елена Анатольевна, психолог в Самаре

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Афанасьева Лилия Вениаминовна

Афанасьева Лилия Вениаминовна, психолог Москва

Хороший ответ 1 Плохой ответ 3

Каратаев Владимир Иванович

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ответов на сайте: 18728 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 6

Источники


  1. Дарья Федорова Мысли многодетной мамы вслух, или Полуночные записки на подгузниках (комплект из 2 книг) / Дарья Федорова. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 416 c.

  2. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 1998. — 160 c.

  3. Котова, А.К. Как стать правой рукой шефа: настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2013. — 260 c.
  4. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. — М.: СПб: Пирожкова, 2013. — 224 c.
Как выжить в период психических катастроф размышления о человеке в состоянии психического кризиса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here