Какие ошибки совершают практикующие психологи

Сегодня обсуждаем тему: какие ошибки совершают практикующие психологи с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Типичные ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения (для начинающих)

Ошибки, часто появляющиеся и процессе консультирования, могут быть следующих основных типов (в каждом из перечисляемых ниже ошибок указывается также и их вероятная причина):

1. Неверное заключение психолога-консультанта о сути проблемы клиента.

Это тот случай, при котором психолог-консультант или не видит проблемы у клиента (хотя на самом деле такая проблема существует), или приписывает клиенту проблему, которой у него в действительности нет.

2. Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту.

В данном случае психолог-консультант может, в общем, правильно воспринимать и оценивать проблему клиента, но предлагать не вполне верные практические рекомендации по ее решению реализация которых в действительности ничего или почти ничего полезного не даст клиенту.

3. Неправильные действия клиента по выполнению рекомендаций, полученных от психолога-консультанта.

Это тип ошибок в психологическом консультировании, который обычно возникает в том случае, когда клиент, чья проблема в процессе проведения психологического консультирования, была определена правильно и которому были даны верные рекомендации по ее решению, приступая к практическому решению своей проблемы, допускает неточности. В результате этого клиент не добивается нужного эффекта в решении своей проблемы.

Замечу, что каждый из названных выше основных типов ошибок может встречаться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом. Поэтому, практически анализируя неудачи, возникающие в психологическом консультировании, следует искать все возможные типы ошибок, не довольствуясь несколькими найденными. Это предупредит психолога-консультанта от возникновения подобных и других ошибок в его деятельности.

Каждый из перечисленных выше типов ошибок в консультировании можно, в свою очередь, разделить на подгруппы. Ошибки первою типа, в частности, делятся на следующие подгруппы:

1. Ошибки, совершаемые психологом-консультантом в силу недостаточно точной информации, получаемой им от клиента в процессе проведения консультирования, особенно на стадии диагностики и исповеди. Клиент может ошибаться в фактах, сообщаемых им психологу, но разным причинам, в том числе из-за неточности их припоминания, вынужден делать выводы о сути проблемы клиента или способах ее практического решения на основе неверной информации, которой его снабдил клиент. Данный тип ошибок невозможно ни полностью исключить из практики психологического консультирования, ни стопроцентно заранее предупредить. Единственное, что здесь можно сделать, это постоянно, но ненавязчиво напоминать клиенту о том, что он должен сообщать психологу-консультанту «правду и только правду», то есть только такие данные и факты о себе и о своей проблеме, в достоверности которых он сам абсолютно уверен. Консультант со своей стороны время от времени может проверять клиента, повторно прося его сообщить о том, о чем он раньше уже говорил и что у психолога-консультанта в силу тех или иных причин вызвало сомнение.

2. Ошибки, допускаемые, но причине неполноты информации, получаемой психологом-консультантом от клиента.

Это довольно часто встречающаяся ошибка, так как любой клиент может невольно что-то существенное забыть в своей исповеди, а психолог-консультант — даже и не подозревает о том, что клиент сообщил ему неполную информацию о себе и о своей проблеме.

Данную ошибку в силу непроизвольности забывания также невозможно полностью исключить из практики психологического консультирования. Однако можно постараться снести эту ошибку к минимуму с помощью следующего, например, технического приема:

Время от времени в ходе беседы спрашивать клиента о том, все ли он рассказал о себе и о своей проблеме, не забыл ли чего-нибудь существенного.

3. Ошибки, допускаемые психологом-консультантом по причине его собственной склонности делать преждевременные выводы еще до того, как будет собрана вся необходимая для этого информация о клиенте и от клиента.

Психолог-консультант — это обыкновенный живой человек, которому присущи многие, в том числе не всегда положительные, черты характера. Среди них, например, могут оказаться такие, как повышенное самомнение, нетерпение, спешка и другие, которые нередко приводят к возникновению подобной ошибки.

Основная причина этих ошибок — недостаточность практического опыта проведения консультирования у психолога-консультанта, а также его невнимание или непонимание (иногда — просто забывание) того, что ему говорил клиент во время беседы. Выработка психологом-консультантом у себя привычки внимательно слушать клиента, не упуская ни одной сообщенной им детали, — единственный способ предупредить возникновение подобной ошибки.

Есть некоторые типичные разновидности ошибок, входящие в обсуждаемую подгруппу ошибок:

— ошибки, вызванные недостаточной общетеоретической подготовленностью психолога-консультанта,

— ошибки, порожденные тем, что психолог-консультант лично идентифицирует себя клиентом, начинает, сам того не замечая, судить о клиенте по образу и подобию себя самого,

— ошибки, связанные с предвзятым, субъективным, слишком положительным или, напротив, явно выраженным отрицательным личным отношением психолога-консультанта к клиенту.

Ошибки второго уровня.

Неверные рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

Возможных причин возникновения этой ошибки может быть довольно много. В ее основе может лежать практически любая другая ошибка, совершенная психологом-консультантом, и следствием такой ошибки будет то, что рекомендации, полученные клиентом, не принесут ему никакой пользы и даже пойдут во вред.

Для того, чтобы избежать этой ошибки, психологу-консультанту рекомендуется некоторое время поработать, особенно в начальный период его самостоятельной практики, в условиях так называемого супервизорства, а также время от времени приглашать к сотрудничеству и работать вместе с другими психологами-консультантами, проверяя по их заключениям правильность своих собственных выводов и рекомендаций.

Односторонние рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

Эта ошибка может произойти по одной из следующих причин:

— в силу неполноты информации, полученной психологом-консультантом от клиента;

— по причине невнимания психолога-консультанта к деталям того, о чем ему говорит клиент;

— вследствие поспешности психолога-консультанта в выводах относительно проблемы клиента;

— из-за недостаточной теоретической подготовки и односторонней теоретической ориентации психолога-консультанта в интерпретации беседы клиента.

Исключить полностью эту ошибку из практики психологического консультирования можно только в том случае, если своевременно будут устранены все ее возможные причины, указанные выше. Игнорирование любой из них грозит повторением данной ошибки.

Читайте так же:  Не совсем о любви или совсем не о любви

В целом правильные, но практически полностью не выполнимые или же вовсе не исполнимые рекомендации психолога-консультанта клиенту.

Предлагая клиенту рекомендации, психолог-консультант не учитывает его индивидуальные особенности или не принимает в расчет такие условия его жизни, которые могут стать серьезным препятствием на пути практической реализации полученных от консультанта рекомендаций.

Для того чтобы избежать этой ошибки, необходимо, прежде чем давать практические рекомендации клиенту, узнать его как личность и выяснить условия его жизни.

Наконец, ошибки третьего типа можно разделить на следующие подгруппы:

Неправильные действия клиента, порождаемые его неверным пониманием или недопониманием того, что ему советует дальше психолог-консультант.

Причина данной ошибки состоит в том, что, предлагая практические рекомендации клиенту по решению его проблемы, психолог-консультант недостаточно учитывает его индивидуальные особенности, в частности общий уровень его культуры и интеллектуального развития, или не заботится о том, чтобы прежде, чем расстаться с клиентом, убедиться в том, что он все правильно, понял, и того, что советует ему психолог-консультант.

Устранить эту ошибку можно следующим способом: работая с клиентом, на каждом этапе психологического консультирования проверять правильность понимания им того, что ему говорит психолог-консультант.

Для того чтобы исключить или свести к минимуму большинство названных ошибок, психологу-консультанту рекомендуется придерживаться следующих общих правил ведения психологического консультирования:

[3]

1.Проводя психологическое консультирование и ставя психологический диагноз клиенту и его проблеме, психолог-консультант не должен рассматривать его как объект бесстрастного изучения или как-то пытаться манипулировать или экспериментировать с ним.

2.Психолог-консультант не должен рассматривать клиента так, как, например, следователь рассматривает своего подследственного, то есть пытаться его «расколоть» или «переиграть».

3.Впсихологическом консультировании за редким исключением не должно быть места личным воспоминаниям и собственно исповеди психолога-консультанта перед клиентом, то есть психолог-консультант и клиент в процессе консультирования не должны меняться своими ролями.

4.Психологу-консультанту не следует стремиться понимать клиента только по аналогии с самим собой. Его задача иная — постараться понять клиента изнутри, как своеобразную, уникальную личность, отличную от него самого.

5. Чем меньше профессионального опыта у психолога-консультанта, тем больше времени он должен уделять внимательному выслушиванию исповеди клиента и тем осторожнее формулировать свои выводы.

6. «Задача консультанта — помочь клиенту с готовностью принять на себя социальную ответственность, . освободиться от. чувства неполноценности, направить его стремление в социально полезное русло».

7. Задача консультанта — помочь клиенту обрести свое истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я.

8. Задача психолога-консультанта на стадии исповеди заключается в том, чтобы умно и ненавязчиво подвести клиента не только к осознанию, но и к правильному решению своей проблемы.

9. Задача консультанта — подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни. Эта мысль указывает на оказание клиенту помощи и самостоятельном решении своей проблемы.

10. Профессия психолога-консультанта требует известного самоотречения, временного отказа от собственной личности (когда идет процесс консультирования), «чтобы обрести ее в другом человеке стократно обогащенной».

11.В консультировании консультант должен грамотно уметь задавать вопросы и тщательно взвешивать каждое свое слово» .

12.Психолог-консультант — это не советчик. Его главная задача состоит в том, чтобы помочь клиенту научиться принимать ответственные решения самостоятельно.

Типичные ошибки психолога-консультанта

Результаты исследований, проведенных отечественными и зарубежными психологами, позволяют выделить ошибки начинающих консультантов:

1. Ошибки контакта:

Редуцирована или отсутствует фаза установления контакта

Вторжение в личное пространство клиента

Периодическое прерывание контакта с клиентом

2. Наличие непроработанных личных проблем:

Переключение на собственные проблемы

Демонстрация клиенту своих нерешенных проблем

Обесценивание значимых для клиента событий или чувств

[2]

Спутывание причины и следствия в проблемной ситуации

3. Речевые коммуникативные ошибки:

Невнимательность к словам клиента, искажение или интерпретация

Использование профессиональной терминологии без объяснения значений терминов

Многословность либо длительное бесцельное молчание

Неточные названия чувств, неправильные формулировки мыслей

Неумение вернуть клиента к ответу на заданный ранее значимый вопрос

4. Нарушение этики психологического консультирования:

Нарушение любого пункта общепризнанных этических норм психологического консультирования

Обесценивание психотерапевтического процесса

5. Проблемы в ориентации на «здесь и сейчас»:

Невнимание к телесным реакциям клиента

Игнорирование актуальных проблем и потребностей клиента

6. Трудности в работе на определенном уровне обобщения:

Не сформулирован или неправильно сформулирован контракт (цель работы)

Работа на чрезмерно абстрактном уровне без обращения к конкретным проблемным ситуациям, чувствам и мыслям клиента

Невнимание к значимым для психокоррекции биографическим данным клиента

Отсутствие или некорректность выводов и домашнего задания по итогам консультации

Ориентация на средство (технику), а не на цель работы

Кроме того, наиболее распространенными ошибками являются:

Самоутверждение психолога-консультанта в диалоге. Ощущает и показывает себя в качестве человека более успешного, мудрого и сильного, чем клиент. В голосе слышатся нотки снисхождения, жалости или высокомерия, холодной отстраненности. Клиент при этом может испытывать унижение, консультация проходит формально, клиент начинает сожалеть, что пришел.

Излишняя естественность (говорит и делает, что ему хочется) или искусственность (играет роль, надевает «маску», психологически защищается, прячась за искусственный фасад) поведения психолога-консультанта в диалоге. Естественность опасна тем, что не осуществляется процесс психологической работы, а идет обычный разговор собеседников, с взаимными упреками, раздражениями и так далее. Искусственность опасна тем, что клиент не получает «эмоционально-энергетического лекарства», нет ощущения встречи.

Стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет.

Психологическая консультация выглядит как монолог психолога-консультанта.

С неуверенным клиентом психолог может полностью захватить инициативу в разговоре: разворачивать общие размышления, поучать, строить беседу с позиции более спокойного, всезнающего человека.

Консультант испытывает внутренний страх перед молчанием, поэтому он стремится собственной активностью заполнить каждую наступившую паузу. На какое-то время это снижает возникшее напряжение, но снижает общий результат консультации.

Психолог переносит (проецирует) собственные трудности на клиента.

Психолог оценивает клиента. Оценочное суждение психолога – барьер на пути его понимания состояния и проблем клиента.

Психолог переживает проблемы клиента как свои собственные. Психолог принимает проблемы клиента слишком близко к сердцу, сам расстраивается, перегорает, теряет внутреннее равновесие и не может в полной осуществить действенную психологическую помощь клиенту.

Видео удалено.
Читайте так же:  Влюбленность или любовь
Видео (кликните для воспроизведения).

Многочасовая консультация как ошибка консультанта. Причина – внутренняя неуверенность консультанта: он не может определиться в собственных действиях и занимает позицию пассивного слушателя. Вторая причина – внутренняя установка психолога на выслушивание клиента.

Психолог как объект манипулирования со стороны клиента. Психолога пытаются использовать в борьбе с ближним окружением, как своеобразного «жизненного судью», как авторитет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8754 —

| 7146 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Типичные ошибки психолога-лектора

Можно выделить ряд допускаемых психологом-лектором типичных ошибок, препятствующих контакту с аудиторией. Многие ошибки связаны с тем, что психологи переносят манеру чтения лекции из научной или студенческой сфер в практическую.

3.1.Частое употребление сложной психологической терминологии

Значительно усложняет понимание слушателями текста лекции. Они получают впечатление, что в психологии все сложно и непонятно, начинают сомневаться, нужна ли психология в школе.

Многие из слушателей стесняются спросить о значении специальной терминологии. Поэтому психолог должен уметь пересказать психологические идеи простым, понятным языком. Стараться приводить примеры, взятые в основном из их профессиональной деятельности или личного опыта.

3.2.Демонстрация манеры ученого -психолога

В научной аудитории принято, чтобы выступающий докладчик говорил в слегка отстраненной, суховатой манере. Но если так читать школьную лекцию, тогда такая манера выступающего будет воспринята слушателями скорее негативно. Они будут чувствовать дистанцию и оценивать лектора именно как ученого, а не своего сотрудника, способного понять их проблемы. Поэтому следует держаться предельно естественно, в манере друга-лектора.

3.3.Демонстрация психологического высокомерия

Многие психологи склонны в своем поведении и общении с работниками из других профессиональных сфер демонстрировать некоторый психологический апломб, высокомерие. Важно помнить, что психология – сложная наука, поэтому не стоит ожидать от своих слушателей быстрого включения в психологическую проблематику. Некоторым людям психология может быть совсем не нужна, и это нормально. Ваша задача на лекции – относиться к таким слушателям с обычным человеческим уважением.

3.4.Демонстрация менторской (нравоучительной) позиции

Данная ошибка характерна главным образом для молодых специалистов. Особенно неэффективно подобное поведение в аудитории, состоящей из людей, по возрасту старше лектора. У таких слушателей возникает снисходительность к лектору, недоверие или даже ирония.

3.5.Чтение лекции в описательной манере

(Например, психолог подробно рассказывает о том, что такое эмоциональный мир ребенка, какие условия влияют на его формирование. Однако, ни слова о том, как можно успокоить ребенка, или как самому взрослому овладеть собой в сложной ситуации).

Современная аудитория в школе ждет не просто популярных рассказов о психологии, она ждет конкретных программ психологических воздействий на ученика и взрослого, которые будут органично встраиваться в структуру профессиональной деятельности учителя.

3.6.Неэффективная организация лекционного материала

Довольно часто психолог приходит на лекцию с большим количеством листов, исписанных мелким почерком. И тогда он в буквальном смысле читает лекцию, зачитывая вслух одну страницу за другой от начала и до конца.

Разумеется, такая манера чтения психологической лекции абсолютно неэффективна. В таком случае слушатели чувствуют себя скорее присутствующими на официальном докладе. Результат: слушатели откровенно скучают и поглядывают на часы.

Готовясь к лекции, не обязательно записывать текст в виде развернутых предложений. Можно составить краткий план основных вопросов и тезисно изложить их содержание на небольших пронумерованных карточках. Могут быть выделены важные моменты, конкретные примеры. Необходимо научится свободно говорить с аудиторией, лишь изредка заглядывая в карточку.

Перед аудиторией желательно стоять. Необходимо стремиться держать с ней постоянный психологический контакт: задавать наводящие вопросы, выслушивать мнения. Заканчивать лекцию необходимо конструктивно по содержанию (формулировать выводы или рекомендации) и положительно по эмоциональному настрою.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9526 —

| 7537 — или читать все.

4 психологические ошибки

4 психологические ошибки

Мы привыкли считать себя более или менее рациональными существами и с готовностью даем советы ближним, попавшим в передрягу. Но нередки случаи, когда человек, отнюдь не лишенный здравого смысла, годами терпит невыгодные условия работы или намертво застревает в мучительных отношениях, бесперспективность которых очевидна для всех окружающих, а иногда и для него самого. Что заставляет людей дорожить тем, что делает их несчастными?

Нерегулярное подкрепление
Этот старый, как мир, механизм лежит в основе большинства несчастных влюбленностей и особо коварных приемов работы с персоналом. Его экстремальный вариант приводил Довлатов: «У меня был знакомый валютчик Акула. Избивал жену черенком лопаты. Подарил ее шампунь своей возлюбленной. Убил кота. Один раз в жизни приготовил ей бутерброд с сыром. Жена всю ночь рыдала от умиления и нежности. Консервы девять лет в Мордовию посылала. Ждала…». Непрогнозируемое удовольствие, связанное с определенным источником, гораздо крепче привязывает нас к этому источнику, чем регулярное поощрение, — поэтому, например, чередование кокетства и равнодушия чаще вызывает ответную страсть, чем постоянные знаки внимания, а внезапный бонус за хорошо проделанную работу вдохновляет больше, чем ежегодная тринадцатая зарплата.

[1]

Можно сколько угодно рассуждать о свойственной человеку любви к интриге и сладости запретных плодов, но система отлично работает и на животных: это еще в первой половине ХХ века обнаружил психолог-бихевиорист Беррес Скиннер в своих опытах с крысами. Вначале у крысы сформировали условный рефлекс: за нажатие на педаль ей давали еду. Потом еду начинали выдавать через раз, затем еще реже (но через равные промежутки времени) — соответственно, интерес крысы к педали стал постепенно угасать. Но если крысу поощряли редко, но нерегулярно, рефлекс сохранялся еще очень долго — нажимая на педаль, несчастное животное каждый раз надеялось, что ему что-нибудь перепадет. Эту картинку стоит держать в голове тем, кто неделями ждет звонка от ветреного партнера.

Читайте так же:  Секреты восприятия каким тебя видят окружающие

Cамосаботаж
Наличие хорошей мотивации на сознательном уровне еще не означает, что человек добьется поставленных целей, — иногда ему мешают не внешние препятствия, а его собственное контрпродуктивное поведение. Психологи называют этот механизм самосаботажем. Он может быть спровоцирован невысокой самооценкой, боязнью совершить ошибку, болезненным перфекционизмом или нежеланием брать на себя ответственность за собственную жизнь. Самосаботаж проявляется в самых разных формах — от необоснованной самокритики или, наоборот, постоянных жалоб на внешние факторы до знакомой многим прокрастинации.

Самосаботаж — типичная реакция на внутреннее противоречие между сознательной установкой и подсознательным желанием или убеждением. Проблема может быть и в том, что наш мозг не видит особой разницы между физическим и психологическим дискомфортом и старается всячески защищать нас как от первого, так и от второго. Поэтому возникают паттерны поведения, призванные оградить наше чувствительное эго от ран, связанных с разочарованием и пониженной самооценкой. Ставя перед собой амбициозные цели, многие люди сами программируют себя на провал, ведь, как писал Булгаков, с низкого не так опасно падать, а у большого успеха есть побочные эффекты — большая ответственность, зависть окружающих и высокие требования к себе, которым не так-то просто соответствовать в дальнейшем.

Существует и такая разновидность самосаботажа, как проактивное избегание. В Рунете этот феномен популярно объясняла известный психолог, лайф-коуч и блогер Наталья Стилсон. Проактивное избегание свойственно, в первую очередь, социально-тревожным людям, которые способны проявить чудеса изобретательности, чтобы избежать телефонных звонков или остаться незамеченными, столкнувшись со знакомым в торговом центре. Если человек хотя бы осознает, что он делает, — это еще полбеды, но часто с помощью проактивного избегания субъект неосознанно заставляет окружающих держаться от него подальше, а потом использует их реакции как аргумент против общения — «мне не стоит и пытаться сходиться с людьми — все равно я никому не нравлюсь». Получается замкнутый круг.

Вторичная выгода
В основе многих видов самосаботажа лежит вторичная выгода. Распространенная ситуация — человек жалуется на невыносимые условия жизни, постоянно порывается их изменить… и ничего не делает, находя для этого разные оправдания. Со стороны он может выглядеть слабаком и нытиком, но на самом деле проблема не столько в отсутствии силы воли, сколько в недостатке мотивации. На первый взгляд это кажется парадоксальным: субъект явно недоволен текущим положением дел и в его интересах все изменить. Но все не так просто: между осознанными и бессознательными желаниями и целями иногда существует значительный разрыв. Например, гиперответственный человек вечно жалуется, что ему никто никогда не помогает, а порой и впадает в серьезную тоску из–за отсутствия людей, на которых он мог бы положиться. Время от времени он даже порывается сменить круг общения. Но когда ему предлагают помощь, он от нее гордо отказывается, говоря, что и сам справится. Возможно, он подсознательно боится стать зависимым от окружающих или ему нравится имидж человека, который может все. Так или иначе, его поведение приносит ему не только страдания, но и неосознанное внутреннее удовлетворение.

Вторичная выгода может быть и в том, чтобы оставаться в своей зоне комфорта. Многие уже знают из мотивационных постеров, что настоящее волшебство (а также достижения, развитие и вообще интересная жизнь) происходит вне этой зоны, но люди с повышенной тревожностью часто стараются избегать неизвестности. К тому же не все понимают, что зона комфорта — это необязательно лежание под пледом с книжкой и коробкой донатсов: можно жить в постоянном стрессе и все же не выходить за ее пределы. Ведь это в первую очередь сфера, где для человека все привычно, знакомо и предсказуемо и ему не приходится принимать нестандартных решений — а под этот критерий могут подпадать самые, казалось бы, неудобные условия. Например, для преступника-рецидивиста зоной комфорта может стать тюрьма, а для человека, выросшего в деспотичной семье, — дом, где его все время будут контролировать.

Незавершенный гештальт
Иногда случается так, что, испытав боль или потерпев поражение, человек с маниакальным упорством продолжает наступать на те же грабли и повторять неэффективную модель поведения. Обычно это связано с тем, что какая-то ситуация в прошлом не ощущается как завершенная, — а незавершенные процессы мы запоминаем лучше. Этот психологический закон называется эффектом Зейгарник, по имени советского психолога Блюмы Зейгарник. Однажды она заметила, что официанты в кафе прекрасно помнят все невыполненные заказы и моментально забывают выполненные. Эта закономерность человеческой памяти подтвердилась и после ряда научных экспериментов. Напряжение, связанное с незавершенными процессами, может приносить пользу, помогая нам не забыть о своих потребностях, но прошлое может начать мешать настоящему.

В гештальт-терапии гештальт — это образ определенной ситуации, в которой человек взаимодействует с окружающим миром. Она охватывает промежуток времени между возникновением потребности и ее удовлетворением. Если человек остался неудовлетворенным, ситуация откладывается в памяти и может вызвать разные сбои в психике и поведении. Например, из–за подсознательного желания расставить все точки над «i» человек может провоцировать в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером. Или оказывать знакомому услугу, которая ему не требуется, из чувства вины перед кем-то другим. Иногда из–за незавершенных гештальтов появляются проблемы в проведении границ между собой и внешней средой — например, созависимость (чрезмерно глубокая поглощенность другим человеком) или ретрофлексия — механизм избегания, при котором субъект вместо активного изменения среды, логичного в текущей ситуации, направляет всю свою агрессивную энергию на самого себя.

Ошибки профессиональных психологов. Почему психологи врут?

Человек, который находится в тяжелой психологической ситуации, или хочет решить какую-то проблему в отношениях — часто ищет помощи у профессиональных психологов. Но всегда ли могут ли они ему помочь? Совершают ли профессиональные психологи ошибки? Могут ли, вместо помощи, навредить человеку? Или просто потратить зря его время и деньги?

Могут, и шанс этого очень велик. Возможно таких психологов, которые будут сознательно врать вам, или сознательно вредить — не так много. Но вот таких, которые будут по своему незнанию, вредить, и вести себя в вашей душе и сознании, как слоны в посудной лавке — таких я предполагаю достаточно много.

Читайте так же:  Рожденные после смерти

А вы знаете какие секретные слова помогут влюбить в себя мужчину очень быстро?

Чтобы узнать это — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Горе от ума у профессиональных психологов

Есть такое хорошее выражение — «Горе от ума». Мне кажется, с профессиональными психологами часто срабатывает именно это выражение.

Люди так глубоко погружаются с свою науку, начинают так глубоко копать, начинают забивать свою голову таким количеством информации, что через какое-то время переполняются ей настолько, что уже просто не способны адекватно воспринимать реальность.

То есть они перестают за деревьями видеть леса. Они начинают копаться в мелочах, в нюансах, раскапывать в человеке проблемы там, где их нет. Начинают накручивать там, где не стоит копать вовсе.

Моя версия такая: психология человека не так сложна. На определенных этапах жизни у человека возникают проблемы, деформации. Задача «психолога», то есть человека, который пытается помочь другому разобраться в своих проблемах, определить, откуда пошла проблема. И соответственно дать решение — как выйти из ситуации.

Собственно все. Чаще всего для того, чтобы показать человеку проблему, достаточно одного разговора.

Поэтому я с дикостью воспринимаю все эти «пакетные предложения» от профессиональных психологов. Когда люди продают сразу по 30-50 консультации, и рассказывают о том, как нужно долго решать твою проблему.

Мне кажется это просто «развод» наивных людей. Почему для получения результата обязательно нужно какое-то количество сессий? Почему не предположить, что можно решить вопрос за одну встречу? Ну хорошо, за две?

Психология — это дар

Умение понимать другого человека, воспринимать его боль, слышать и видеть — это дар, определенный талант. Это сродни музыкальному таланту: кому-то дается музыкальный слух, кому-то нет.

Конечно, можно постараться, и попробовать развить слух, если у тебя его нет. Но это займет колоссальное количество времени и трудов, и если рядом на беговой дорожке будет человек с талантом, и он приложит хоть небольшую часть твоих усилий на этом пути, то он легко и непринужденно тебя обойдет.

Как найти ключ к сердцу мужчины? Использовать секретные слова, которые помогут вам покорить его.

Если вы хотите узнать, что нужно сказать мужчине, чтобы очаровать его — нажми на кнопку чуть ниже и посмотри видео до конца.

Тоже самое с психологией и взаимоотношениями с людьми — если есть некая природная предрасположенность, то человеку это дается легко, и если еще приложить усилия — то будет вообще круто. Но если человек предназначен для чего-то другого, то психолог из такого человека получится очень посредственный.

Как думаете, каков процент людей, которые заканчивают психологические вузы, и становятся профессиональными психологами, действительно к этому предрасположены?

Думаю он таков же, как и в других профессиях. А в целом ситуация конечно ужасная. По многим исследованиям более 80% людей недовольны своей работой, и не считают ее своим предназначением. Соответственно скорее всего и 80% «профессиональных психологов» — из той же когорты. То есть они просто не предназначены этим заниматься.

Я лечу не твои, а свои проблемы

Есть еще, как мне кажется, довольно большая категория профессиональных психологов. Это люди, которые пошли в эту профессию, не потому что это их предназначение, а потому что у них у самих большие проблемы с внутренним миром. И они пытаются за счет получения такой профессии решить свои проблемы.

Вот только это немножко странно — нужно ли переплыть реку, обязательно становиться профессиональным пловцом? Или может быть достаточно сесть в лодку к хорошему капитану?

Иногда такие люди решают свои проблемы, иногда — нет, но смысл остается прежним: они пришли в профессию, потому что хотели решить свои косяки, и совершенно не факт, что им будет интересно решать проблемы чужих людей, и они к этому способны.

На основании чего я говорю

Да, хочу предупредить, то мнение, которое описано выше — это мое личное мнение. С ним можно не согласиться. Я не проводил больших научных исследований, не тратил миллионы на опросы и построение теорий, и так далее. Это всего лишь взгляд обычного человека, который прочитал достаточно большое количество источников.

И, на самом деле, что меня вдохновило на написание этой статьи — то что я прочитал в этих источниках, та информация, которая подается от имени «профессиональных» психологов, которые имеют за плечами многолетнее образование, какие-то дипломы, награды, и постоянную практику — вот 80% информации, которую они пытаются донести — такая, простите, мура… Что слов нет, как это описать.

Люди занимаются такой фигней, обращают внимание на всякую ерунду, при этом в упор не видят источников проблем. Такое впечатление, что в головах у них какая-то каша или винегрет.

Особняком для меня в этом плане стоит господин Фрейд. Вот уж где маразм встает в полный рост. Такого сказочника еще нужно поискать!

Мне нравится одна история, которая якобы произошла на одной из лекций Фрейда.

[3]

Фрейд любил курить сигары, и на этой лекции он сидел в кресле и курил сигару, рассказывая про свои теории. И тут, во время его рассказа, один из студентов поднял руку, встал, и задал вопрос:

«Профессор, вот вы рассказываете нам про различные фаллические ассоциации, что люди везде подсознательно представляют фаллические символы. Но при этом вы, при этой большой аудитории, сидите, и курите огромную сигару, которая один в один напоминает ****! Что вы можете про это сказать?»

На что Фрейд глубоко затянулся, и ответил, что иногда сигара, это просто сигара.

Не хочу ничего доказывать этой историей, скорее высказать мнение, что порой даже известные «авторитеты» выдвигают такие нелепые теории, что просто диву даешься, как эти теории обретают такую значимость. Что уж говорить об обычных рядовых «профессиональных» психологах.

Читайте так же:  Важное о важном или откровенный разговор о критических днях

Собственно, это статья преследует только одну цель: если вы испытываете какие-то проблемы душевного характера, пытаетесь найти решение, и подумываете о походе к «профессиональному» психологу — задумайтесь, даст ли вам этот человек то решение, которое вам нужно?

В каких-то случаях это окажется действительно компетентный человек, который сможет вам помочь.

Но также с большой вероятностью вы наткнетесь на профана, даже с корочкой и наградами, который будет вытягивать из вас деньги сессию за сессией, рассказывая умные вещи и наводя туману с помощью заумных терминов.

Просто попытайтесь почувствовать — то ли это, что вам нужно? Дает ли вам этот человек поддержку, душевное спокойствие? Чувствуете ли вы, что он или она, вам помогает?

Если да, то отлично. Но если у вас есть сомнения — может стоит задуматься о целесообразности похода к такому «профессионалу»? Может все что он говорит вам — ошибка?

И стоит обратиться к другому специалисту?

Есть всего несколько секретных слов, услышав которые мужчина начнет влюбляться.

Открой секрет, который знают лишь единицы женщин. Нажми на кнопку и посмотри видео до конца.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОШИБОК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Основные виды деятельности педагога-психолога это психопрофилактика, диагностическая и коррекционная работа, работа с девиантными детьми, работа с семьями учащихся, психологическое просвещение, профориентация.

Причины всевозможных ошибок в деятельности практического психолога разнообразны.

Возникновение трудностей в работе может быть обусловлено различными факторами.

Одними из основных причин ошибок в деятельности педагога-психолога является несоответствие личностных качеств молодого специалиста требованиям, предъявляемым к данной профессии, низкий уровень образования, профессиональная некомпетентность. Причиной непрофессионализма, как отмечает Н.И.Олифирович [9], является работа части педагогов-психологов до переквалификации, а иногда и после нее, педагогами. Педагог и психолог различаются по ряду позиций, и попытка совместить их в одном лице приводит к определенным трудностям и проблемам, так как носители этих профессий имеют различные профессиональные установки и ценности. Кроме того, как отмечает тот же автор, часть педагогов-психологов после переквалификации сохраняет неизменными свои авторитарные педагогические (а возможно, личностные) установки.

Ошибки в деятельности педагога-психолога могут возникать из-за отсутствия психологической готовности к деятельности. Под психологической готовностью, согласно Л.А.. Кандыбовичу ?9?, понимается готовность к деятельности, которая возникает при сформированности ряда ее структурных компонентов. Ведущими из них являются психические образования (знания, умения, навыки). Далее мотивационный компонент – положительное отношение к будущей профессии, потребность выполнять поставленную задачу, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны. В структуру готовности входят и психические процессы: эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление), волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточенность на задаче, преодоление боязни, сомнений).

Е.И. Рогов отмечает, что после получения диплома или свидетельства о переподготовке новоиспеченный психолог нередко полностью утрачивает связь со своим учреждением образования. Предоставленные самим себе, особенно на периферии, люди, решившие посвятить себя психологическому взаимодействию с детьми, оказываются безоружными перед возможными сложностями и проблемами ?16?.

Работая в школе, педагог-психолог без сотрудничества с педагогами не сможет принести никакой пользы от своей деятельности. Без четкого выполнения своих функциональных обязанностей и доброжелательного отношения с педагогическим коллективом психолог никогда не сможет успешно взаимодействовать с педагогическим коллективом.

Причиной трудностей в совместной работе психолога и педагога является столкновение двух ментальностей, которые, несмотря на ряд общих точек и ориентиров, достаточно различны и самодостаточны.

Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу, являются родители. При работе психолога с семьей возникает масса сложностей, прежде всего по той причине, что подготовка педагогов-психологов не ориентирована на оказание помощи родителям (семье), а также отсутствует методическая и теоретическая литература по работе со здоровыми детьми, родителями в условиях школьной психологической службы ?13?.

Анализ школьной практики показывает, что главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях: недооценка воспитательных возможностей современной семьи с ее возросшим материальным, культурным, образовательным и психолого-педагогическим уровнем; недооценка кризисного состояния семьи, трудностей и проблем, смены ее устоев от материально-экономических к социально-психологическим.

В этих условиях формируется неправильная психологическая установка педагогов и родителей на их воспитательно-образовательные функции и процесс сотрудничества. Учителя обращаются к психологу в основном лишь по вопросам дисциплины и успеваемости. Родители же совершенно равнодушно относятся к традиционной психолого-педагогической пропаганде и своей более чем скромной роли, считая, что учителям все равно не понять их проблем. При этом формируется позиция конфронтации: кто обязан, кто должен, кто прав, кто виноват, отмечает Р.В. Овчарова ?8?.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Молодого специалиста, первый год работающего в школе, подстерегают разнообразные сложности и препятствия. Н.В. Самоукина ?15? отмечает, что, наблюдая за тем, в какой манере психологи ведут просветительскую работу в школах перед учителями, родителями и школьниками, занимаются консультированием, диагностической и коррекционной работой, можно выделить ряд допускаемых ими типичных ошибок, препятствующих эффективности деятельности.

Источники


  1. Грэй, Джон Мужчины с Марса, женщины с Венеры… работают вместе! / Джон Грэй , Барбара Эннис. — М.: АСТ, Neoclassic, 2013. — 320 c.

  2. Дункан Кризис доллара. Причины, последствия и пути выхода / Дункан, Ричард. — М.: Евро, 2013. — 296 c.

  3. Бельше, В. Любовь в природе. Популярная история возникновения и развития любви в животом мире / В. Бельше. — М.: Типография Г. Лисснер и А. Гешель, 2009. — 580 c.
  4. Адизес Как преодолеть кризис менеджмента / Адизес, Ицхак. — М.: СПб: BestBusinessBoоks, 2017. — 286 c.
  5. Ирина Удилова История реальной любви. Спасаем отношения. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 704 c.
Какие ошибки совершают практикующие психологи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here