Когда родителям пора к психологу

Сегодня обсуждаем тему: когда родителям пора к психологу с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Форум родителей:



Когда идти к детскому психологу

Кто как не любящие родители замечают малейшие перемены в настроении своего ребенка и тут же бросаются ему на помощь? И часто достаточно одной любви, ласки и терпения, чтобы помочь малышу. Но в жизни бывают такие ситуации, когда одной родительской любовью не обойтись, и тогда на помощь приходит детский психолог.

Kогда ребенок маленький и беспомощный, родители с удовольствием общаются с ним: берут на руки, разговаривают, стараются вызвать ответную улыбку. Каждое новое умение малыша вызывает восторг. Вот ребенок начал держать головку, тянется к погремушке, пытается встать на ножки, у него появляется первый интерес к близким людям и предметам. В этот период самая трудная обязанность родителей – это уход за ребенком, и кажется, что нет важнее задачи на свете, как вовремя покормить малыша, поменять подгузник и побольше гулять с ними.

Но вот маленький человечек делает первые шаги, говорит первые слова. Кончаются бессонные ночи, ребенок начинает приобретать навыки самообслуживания, переходит к “взрослой” пище. Мама чувствует себя спокойнее и увереннее в обращении с ним. Ребенок растет, становится самостоятельнее день ото дня – и перед нами уже человечек со своим особым внутренним миром, с собственными желаниями, привычками, вкусами, нередко упорно утверждающий свою самостоятельность. При этом он, конечно, еще очень зависим от близких. И тут появляются другие трудности – с воспитанием.

Малыш мало похож на взрослого, ведь он чувствует и мыслит иначе. Чувства его могут быть сильны, но чаще они не стойки: то, что его сегодня увлекло, завтра может быть забыто. Ребенок семимильными шагами движется вперед в своем развитии. Как это происходит? Что творится в его внутреннем мире?

На эти и другие вопросы отвечает детская психология. Она изучает закономерности психического развития ребенка. Детский психолог помогает ребенку становиться взрослым, безболезненно преодолевать естественные трудности в развитии личности, учит умению общаться с другими людьми и тому, как полнее раскрыть свои потенциальные возможности, гармонично развить мышление, память, воображение, учитывая неповторимую индивидуальность каждого.

Конечно, в семье родители в большинстве случаев могут и сами правильно оценить состояние и поведение ребенка, помочь ему лучше использовать его природные возможности, найти лучшие способы взаимодействия с ним.

Мало найдется родителей, которые в определенные моменты воспитания ребенка не задавали себе вопрос: “Что происходит? Почему мой малыш не слушается, почему сердится, почему вдруг плачет или смеется, почему сейчас он такой послушный, а через некоторое время начинает упрямиться; почему сегодня не хочет идти в сад или в школу, а завтра бежит туда с удовольствием?”

Список вопросов может быть бесконечным – ведь это наша жизнь вместе с самым родным существом на свете! Как ответить на все эти вопросы, как помочь ребенку, как не повредить тот хрупкий внутренний мир, который в нем закладывается? Для многих мам и пап в некоторые периоды эти вопросы встают особенно остро. Решить их поможет психолог.

Когда нужно обращаться к психологу

* Потеря контроля. Даже при самых гармоничных отношениях между родителями и детьми бывают моменты, когда ребенок не слушается, и это нормально, потому что свидетельствует о становлении личности маленького человека. Но если вы чувствуете, что теряете контроль над ребенком и вам все труднее ладить с ним, то лучше посоветоваться со специалистом, который сможет объективно оценить ситуацию и подсказать способы выхода из нее.

* Страхи. Помощь психолога необходима, если у ребенка постоянный страх темноты, страх оставаться одному в комнате, страх перед дождем, грозой, сильным ветром. Некоторые дети боятся насекомых, животных, незнакомых людей. Чувство страха угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и нередко ведет к беспомощности перед ситуацией. Хотя в определенном возрасте страхи – явление естественное, говорящее о развитии воображения ребенка. Но даже в этом случае психолог поможет безболезненно преодолеть этот дискомфортный для матери и ребенка момент.

* Застенчивость. Самовосприятие слишком застенчивых детей достаточно негативно: они избегают контактов со сверстниками, чрезмерно чувствительны к критике, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Эти черты характера формируются в детстве, но застенчивость можно преодолеть.

* Агрессивность. Наверное, все родители в той или иной степени сталкивались с этой проблемой. Малыш сердится на вас, может обидеть другого ребенка, причинить боль собаке или кошке, демонстративно сломать игрушку, объявив, что она ему не нравится. Причин такого поведения огромное множество. Важно, чтобы оно не закрепилось и не вошло в черту характера ребенка, не ушло глубоко внутрь, не помешало в установлении нормальных отношений с окружающим миром. Помочь в этом случае может только психолог.

[2]

* Чрезмерная активность. Она становится причиной злости, нарушения планов, неудач и других неприятностей не только для ребенка, но и для родителей. Помощь психолога здесь просто необходима. Он посоветует, как направить активность ребенка в нужное русло.

[1]

* Особые ситуации. Психика ребенка очень хрупка и уязвима. В жизни порой бывают такие ситуации, с которыми трудно справиться даже взрослым. К ним относятся смерть одного из членов семьи, развод родителей; появление нового члена семьи; поступление в детский сад или в школу; серьезная болезнь ребенка; насилие по отношению к самому ребенку или у него на глазах. В этих случаях стоит обратиться к психологу, даже в том случае, если вам кажется, что одно из перечисленных событий не сильно повлияло на ребенка. Но дело в том, что внешне это может никак не проявляться, а уйти внутрь души и появится тогда, когда вы этого меньше всего ждете. Психолог определит, насколько сильно ребенок переживает, глубоко ли затронуло его происходящее, поможет справиться, пережить случившееся.

* Плохая успеваемость в школе. Родителей должно беспокоить, если вдруг резко ухудшились оценки, несмотря на старания ребенка, или он отказывается идти в школу без видимых на то причин.

Но было бы неверно думать, что психолога нужно посещать только в случаях проблемных ситуаций. Если у вас в семье царит любовь и согласие и нет проблем, желательно просто прийти, чтобы выявить потенциальные возможности вашего ребенка: к чему он более способен, как лучше развить в нем гармоничную личность. Пройдя серию тестов у психолога, вы получите нужную и полезную информацию.

Читайте так же:  Война или мир с самим собой

Сейчас детские психологи есть во многих детских садах, школах, специализированных центрах. Позвонив, записавшись на прием, можно предварительно побеседовать со специалистом или же прийти сразу вместе с ребенком. Психолог, проведя первую беседу, необходимое тестирование, посоветует, как лучше решить вашу проблему, даст необходимые рекомендации, сам позанимается с ребенком. С нашей точки зрения, важен момент взаимного контакта “родитель – психолог – ребенок”, ведь психолог работает с внутренним миром человека, опираясь, конечно, на науку, и на свой жизненный и духовный опыт. Если у вас есть сомнения относительно данного специалиста, лучше обратиться к другому. И еще один совет. Если вы подумали о помощи психолога, не стоит откладывать визит к нему на неопределенный срок, ведь ребенок развивается очень быстро, проходя один этап за другим, и можно просто упустить период, наиболее благоприятный для развития того или иного умения, для решения той или иной проблемы. Лучше вовремя определить тактику и стратегию преодоления возникшей кризисной ситуации, чем переделывать что-то или ломать в ребенке потом.

И все-таки, что такое норма?

Большинство родителей вполне в состоянии самостоятельно определить разницу между нормой и отклонением в психическом развитии своего ребенка. Но немало и таких, которые постоянно беспокоятся – все ли в порядке? Американская Академия детской и подростковой психиатрии недавно опубликовала очень простую, но полезную памятку для родителей о том, что является нормой для детей на разных этапах их психологического развития.

Вот основные поводы беспокойства родителей:

* правильно ли развивается ребенок

* здоров ли он эмоционально

* соответствует ли норме то, как он говорит и как думает

* нормально ли ест, спит, ведет себя в школе

* правильно ли общается со сверстниками и взрослыми

Многие родители, обеспокоенные поведением ребенка, прежде всего обсуждают эту проблему с близкими, друзьями, затем с участковым или школьным врачом, который, в свою очередь, направляет их к специалисту. Психолог, внимательно выслушав родителей и поговорив с ребенком, определяет:

* длительные факторы, приводящие к развитию – или, наоборот, к предупреждению – проблем ребенка

* возникшие недавно причины, которые усугубляют трудность ситуации

* факторы, приводящие к закреплению проблемы

* состояние здоровья ребенка

* насколько учеба в школе соответствует его социальному и эмоциональному развитию

[3]

поводов для беспокойства нет, если ребенок получает удовлетворение от:

* взаимоотношений в семье

* общения с друзьями

* игр, соответствующих его возрасту

Основываясь на своих выводах, психолог может:

* успокоить родителей, объяснив, каким способом скорректировать нормальное развитие и сделать воспитательную тактику более эффективной

* предложить ребенку или родителям образовательную программу, которая улучшит процесс развития

* провести несколько коротких консультаций для ребенка с не очень серьезными психологическими проблемами и его родителей, а также в тех случаях, когда в семье сложилась напряженная атмосфера или если у ребенка сложный характер

* если в ходе обследования у ребенка будет выявлено психическое заболевание, порекомендовать, куда обращаться для специального лечения.

Когда родителям пора к психологу?

Долгие поколения нам вбивали мысль, что терпеть — это нормально. А иногда даже не просто нормально, а необходимо. Вспомните сотни фильмов, книг, где главная героиня обязательно страдала, мучилась, ее предавали, бросали, жизнь ее била. Но она от этого была только лучше в глазах других людей. И так, годами, для женщин сформировался образ, где нормально страдать, отказывать себе в комфорте ради одобрения окружающих. И, что самое страшное, это передается даже в методиках воспитания детей.

Терпеть — норма или нет?

Например, существует ужасный способ приучения ребенка спать в отдельной кровати. «Положите его в кровать, поглаживайте. Будет кричать — ни в коем случае на руки не берите. Покричит — успокоится». Чему учит эта методика? Мы приучаем детей терпеть страдания с раннего детства.

То же самое касается и любого дискомфорта, который испытывают родители или дети. У нас в крови это желание потерпеть, что само пройдет.

Нам кажется, что это норма. Более того, что это хорошо. Чем сложнее будут у меня отношения с мужем, с детьми, тем больше социальных поглаживаний я получу. «Ох, какая ты несчастная» для таких людей звучит как самый лучший комплимент.

Но это не норма! Так не должно быть! Зачем терпеть, учить этому своих детей, когда можно сходить на одну консультацию (очень часто ОДНОЙ качественной консультации достаточно) и начать менять свою жизнь и жизнь своего ребенка?

Пока вам кажется, что это сейчас у него такой период, переходный возраст, гормоны, ребенок с этим ощущением ЖИВЕТ. И эти чувства для него могут стать нормой его жизни. Той нормой, к которой потом, во взрослом возрасте, он будет стремиться. Те слова, которые он слышит от близких людей, остаются у него в подсознании и оказывают влияние на его представление о себе.

Например, ребенок плохо учится в школе, в коллективе у него нет друзей, учителя обзывают, ставят плохие оценки. Родители часто думают: «Если я его сейчас заберу из этой школы, он не научится быть сильным, держать удар, противостоять, а потом ничего в жизни не достигнет».

А что испытывает ребенок? Он каждый день погружается в окружение, где его не уважают, не ценят, говорят ему плохие слова. На 101-й раз он сам начинает верить, что он «дебил», родительского тыла нет, он видит в себе только недостатки, достоинств не замечает вообще.

У него формируется заниженная самооценка. Которая в будущем будет ему мешать во всем — в выборе работы, в выборе друзей, в выборе супруга, в выборе места жительства, в воспитании своих будущих детей…

Или другая ситуация. Маме плохо. Она не может найти контакт со своим ребенком. Она понимает, что ДОЛЖНА его любить, должна получать удовольствие от общения с ним, но ребенок ее реально раздражает. И от этого она еще больше ощущает свою неполноценность, испытывает чувство вины, что она плохая мать, тратит всю свою энергию на эти переживания, но ничего не делает. Терпит.

Или опять же ситуация с тем, что ребенок не спит сам в кроватке. Казалось бы, зачем идти к психологу по такому пустяку? Но если эта ситуация вызывает нервное напряжение в семье, возникают ссоры между родителями, ребенок впитывает это напряжение и тоже ведет себя неспокойно. Тогда есть смысл с квалифицированным психологом проработать ситуацию. Поработать с ощущением себя как мамы, с возможным чувством вины, неуверенностью в себе.

Читайте так же:  Не врет лишь твое тело

Вернув маме уверенность в том, что она хорошая мама, что все, что она делает, она делает правильно и во благо малышу, вы принесете спокойствие в семью, и, как следствие, ребенок не будет испытывать страх, когда его будут класть отдельно. И даже больше: он сам захочет спать отдельно в своей кроватке.

Когда пора идти к психологу?

Для меня есть два критерия, когда нужно идти к психологу:

1. Маме плохо. Она испытывает эмоциональное истощение, надлом, ощущение, что не справляется, не понимает, что сделала не так, не уверена в себе.

2. Ребенку плохо. Сложный ребенок, с которым вы не понимаете что делать, как его воспитывать, как реагировать на его поведение. Вы получаете много замечаний, критики со стороны. Воспитываете-воспитываете, а ситуация, как замкнутый круг, повторяется, ничего не меняется.

Или ребенку плохо внутренне — внешне не получает замечания, послушен, успешен, все переживания внутри. Просто так ребенок не будет вести себя плохо. Плохое поведение — это всегда следствие неприятных внутренних переживаний.

Что может сделать психолог?

Он может посмотреть на ситуацию со стороны, задав всего лишь пару вопросов, поможет прояснить ситуацию. Какие действия родителей вызывают такое поведение ребенка? Что чувствует ребенок при этом? Что он хочет? Что делать?

Поработав с ребенком — поиграв с игрушками, порисовав, — он увидит его эмоциональное состояние, что ребенок реально чувствует внутри. Спокоен, напряжен, испытывает страх, неуверенность в себе, ревность или обиду.

Выявив причину, поможет построить план действий — что делать, чтобы дать ребенку то, что он хочет, но не отвечать при этом на его манипуляции. И, параллельно работая с родителями и с ребенком, психолог поможет скорректировать взаимоотношения в семье, при этом никого не ломая, просто сменив акценты в воспитании.

Такой результат стоит того, чтобы не терпеть, а действовать.

[3]

Когда родителям пора к психологу?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Гармония и комфортная атмосфера в семье – это залог того, что ребёнок вырастет спокойным, уравновешенным, адекватно воспринимающем себя и окружающий мир. Любые отклонения в поведении родителей могут отразиться на психике ребёнка самым плачевным образом. А отклонениями от нормы можно назвать те самые модели поведения, которые для многих родителей кажутся совершенно естественными и правильными. Давайте поговорим о самых распространённых ошибках, которые допускают родители. Практически все они могут перерасти в навязчивые состояния, и если не удаётся справиться с ними самостоятельно, то лучше всего обратиться за помощью к квалифицированному психологу.

    Чрезмерная тревожность по поводу настоящего и будущего своих детей. Таких родителей, которые не волновались бы о судьбе своих отпрысков практически не существует. Тем не менее, у некоторых беспокойство перерастает в навязчивую идею. Они просыпаются посреди ночи от кошмаров, переживают во время рабочего дня о том, что происходит с ребёнком в детском саду или школе, терроризируют его постоянными звонками и смс, боятся отпускать одного гулять. Разумеется, такое состояние сложно назвать нормальным. И вызвано оно в первую очередь страхом перед неизбежной сепарацией ребёнка.

Чрезмерная опека своих детей. Стремление постоянно опекать ребёнка неизбежно связанно с предыдущим пунктом – тревогой за его судьбу. К сожалению, многие родители до последнего не хотят признавать в своём ребёнке самостоятельную личность. Это в корне неправильная позиция. Ребёнок должен научиться сам принимать решения, постигать мир путём проб и ошибок.

Родители забывают о себе, своих интересах и подчиняют свою жизнь мнимым потребностям своих детей. Очень часто эффект от такого самопожертвования оказывается совсем не таким, о каком мечтали родители. Им кажется, они должны сделать всё для своих детей, но часто даже не спрашивают, а нужно ли это детям? В итоге дети вырастают и дают понять, что всё это время им оказывали медвежью услугу. Родители при этом чувствуют глубокую обиду, им кажется, что они зря прожили свою жизнь и теперь она не имеет смысла.

Родители считают себя ответственными за счастье своих детей. У каждого человека своё представление об идеальной жизни, идеальной работе, идеальном партнёре. Родители должны понимать, что не в праве решать за ребёнка, как ему жить и каким образом становиться счастливым. То, что кажется хорошим для них, может резко негативно восприниматься ребёнком и вызывать отрицание.

Пониженная родительская самооценка. Есть категория людей, которые без особых видимых причин считают себя плохими родителями. В некоторых случаях такая самооценка формируется «благодаря» старшему поколению, бабушкам или дедушкам, которые пытаются занять ведущие позиции в воспитании внуков, отодвинув родителей на второй план.

Взаимное недовольство, упреки и поучения становятся нормой в семье. Действительно, так живут многие семьи. Родители чуть ли не ежедневно ссорятся друг с другом или с детьми, но при этом не пытаются разобраться в причинах недопонимания.[/url]

Все эти проблемы, конечно же, поправимы, если вовремя обратить на них внимание. Вы можете и самостоятельно попробовать изменить ситуацию, но лучше всего проконсультироваться с психологом. Это поможет вам быть более объективными и гораздо быстрее улучшить погоду в доме и отношения с детьми.

Когда с ребенком пора к психологу

Если ребенок ведет себя «трудно», значит, трудно в первую очередь ему. Справиться с тревогой, взять эмоции под контроль легче с психологом.

В современном обществе поход к психологу становится обыденной практикой. Все больше людей понимают, что это не стыдно и не менее нормально, чем пойти к врачу. Обращение к психологу с ребенком — это не показатель родительской некомпетентности, а показатель того, что взрослый человек чутко относится к себе и ребенку и готов обращаться за помощью, если что-то не получается. Бывают даже случаи, когда родители на вопрос специалиста: «Что вас беспокоит?» — отвечают в духе: «Да вроде, ничего, но вдруг мы чего-то не понимаем и не замечаем», — и тогда помимо диагностики ребенка задачей психолога становится возвращение родителям уверенности в своей чувствительности и компетентности. Но иногда семье трудно решить, в каких ситуациях все-таки стоит пойти к психологу. Попробуем разобраться.

Когда пора к психологу?

Идем к психологу: что сказать ребенку?

Любому человеку становится тревожно, когда его ведут «не пойми куда», дети не исключение. Если большинство современных взрослых уже в курсе, что к психологу ходят «не только психи», то ребенок может провести именно такой анализ и напугаться. Доступное объяснение для дошкольника или младшего школьника может звучать так: «В последнее время мы часто ссоримся, я много кричу на тебя, а ты дерешься. Психолог — это человек, который помогает детям и взрослым договариваться без криков и драк». (Это если речь идет о конфликтах внутри семьи.)
Еще вариант для доподросткового возраста: «Я вижу, что ты сейчас часто плачешь, говоришь, что ты плохая, ругаешь себя. Психолог — это человек, который помогает справиться с сильной грустью (обидой, гневом, тревогой, страхами и т. д.) и поверить в себя. Подростку можно дать более взрослое объяснение. Но в любом случае важно бережно, не обвиняя ребенка, обозначить проблему и пояснить, чем занимается психолог. Возможно, у ребенка возникнут вопросы, на которые вам будет сложно ответить, тогда можно договориться, что вы спросите это у психолога вместе.

Читайте так же:  Не ждите чуда – чудите сами! улучшаем настроение

Психолог — это навсегда?

«И что мне теперь, каждый раз чуть что, идти к психологу?» — вертится мысль в голове у встревоженного родителя, особенно если речь идет о платном консультировании. Задача психолога — вернуть вам и ребенку способность справляться со своими переживаниями и отношениями самостоятельно.
Поверьте, хорошему специалисту нет никакого интереса удерживать вас исключительно ради денег, у него очередь на прием, и вы точно не единственный, кто может ему заплатить. Более того, на первых встречах психолог обычно заключает контракт с родителем и ребенком, который отвечает на вопросы: чего они ждут от работы с психологом и как смогут понять, что работа движется в нужном направлении. В любом случае вы всегда можете обсудить свои опасения и эффективность работы с психологом и принять решение, стоит ее продолжать или нет.
Фото: Getty Images

Когда с ребенком пора к психологу

Если ребенок ведет себя «трудно», значит, трудно в первую очередь ему. Справиться с тревогой, взять эмоции под контроль легче с психологом.

В современном обществе поход к психологу становится обыденной практикой. Все больше людей понимают, что это не стыдно и не менее нормально, чем пойти к врачу. Обращение к психологу с ребенком – это не показатель родительской некомпетентности, а показатель того, что взрослый человек чутко относится к себе и ребенку и готов обращаться за помощью, если что-то не получается. Бывают даже случаи, когда родители на вопрос специалиста: «Что вас беспокоит?» – отвечают в духе: «Да вроде, ничего, но вдруг мы чего-то не понимаем и не замечаем», – и тогда помимо диагностики ребенка задачей психолога становится возвращение родителям уверенности в своей чувствительности и компетентности. Но иногда семье трудно решить, в каких ситуациях все-таки стоит пойти к психологу. Попробуем разобраться.

Когда пора к психологу?

1. Ребенок сам говорит: «Мне нужен психолог». Чаще это история про подростков или детей предподросткового возраста, более младшие редко сами инициируют поход к психологу, если до этого никогда с ним не работали. Не всегда при этом ребенок может внятно объяснить, что у него случилось. Но это не значит, что повод несерьезный. Иногда поход к психологу, особенно если речь идет о подростке, – это способ поговорить с каким-то нейтральным взрослым о том, о чем он никак не решается поговорить с родителями.

3. Трудности в общении, которые беспокоят ребенка. Иногда родители хотят, чтобы ребенок был открытым и коммуникабельным, им сложно принять, что их сын или дочка интроверт с глубокими переживаниями, которому для счастья хватает и одного, но зато верного друга. Другое дело, когда друзей у ребенка нет совсем, ребенок жалуется, что с ним не хотят общаться, он пытается «покупать» друзей или любое общение заканчивается ссорой.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Единственная

10 поводов отвести ребенка к психологу

Одни считают его палочкой-выручалочкой при любых недоразумениях с ребенком. Другие уверены, что идти к психологу стоит лишь по строгим показаниям. Третьи и вовсе не доверяют модным сегодня специалистам. Кто прав? И когда психолог все-таки нужен?

Утринадцатилетней девочки несчастная любовь: она задумчива, меланхолична, стала хуже учиться. «Сходите к школьному психологу», – советует маме классный руководитель. И та тянет протестующую дочь в кабинет с потертой табличкой, а на следующий день весь класс гудит о том, что «Надька из-за Дани, наверное, вены себе резать хотела, а иначе чего ее к психологу повели?» А вот шестилетнего Владика родители не спешат показывать специалисту, считая, что учительница предвзято относится к мальчику.

Дескать, не все же дети должны в первом классе читать и писать. И бедный педагог никак не может объяснить маме и папе, что Владик не то что читать – высидеть 30 минут урока не в состоянии: скорее всего, речь идет о нейрофизиологической незрелости, и чем скорее начать работать с ребенком, тем лучше.

Виталий Матусевич, детский психолог, так ответил на заявленный в заголовке статьи вопрос: «Если ребенок влюбился, даже без взаимности, это вовсе не значит, что его нужно вести в больницу Павлова. Но когда при этом он отказывается от еды и пропускает школу, то это уже требует вмешательства и квалифицированной психологической, а возможно, и медицинской помощи!» Специалист рассказывает о симптомах-маркерах, первой консультации, методах диагностики нарушений и критериях эффективности терапии.

Обратите на меня внимание!

Если родители замечают, что у их любимого чада серьезно нарушено поведение, это прямой повод нанести визит психологу, уверяет Виталий Александрович. Другой вопрос, что входит в понятие «серьезно нарушено»? Давайте разбираться.
Во-первых, это неврологические проявления: энурез, энкопрез («медвежья болезнь»), нарушение сна, тремор. Во-вторых, поведенческие: страхи, сильная агрессия (например, из-за пустяка ребенок начинает крушить парты, набрасывается с кулаками на родителей), подавленность, уныние, замкнутость. Родители замечают, что сын или дочь страдает, но не знают, из-за чего – и в этом надо разбираться. Мало того, дитя не всегда может выказывать свое страдание, ведь чем старше ребенок, тем избирательнее его реакции, тем сильнее он умеет скрывать свои чувства. С 9-10 лет в школе и дома маленький человечек может вести себя по-разному. Именно поэтому важно прислушиваться к тому, что говорят о поведении чада учителя, – среди педагогов немало чутких специалистов.

А если ученик бодр и весел, а учитель, как в случае с Владиком, настаивает, что он не воспринимает программу? Необходимо помнить, что у каждого ребенка свой ритм развития. Он может не совпадать с требованиями школьной системы, то есть малыш, попросту говоря, еще не готов к школе. Однако сказать, что за этим стоит, – индивидуальная норма или все-таки неврологическая патология, которая требует коррекции, может только профессиональный психолог или грамотный врач.

Читайте так же:  Я - звезда интернета!

Ситуаций, когда помощь специалиста необходима, немало: адаптация в новом коллективе, развод родителей, утрата близкого человека. Но, опять-таки, все зависит от реакции ребенка. Есть дети, которые легко переносят вещи, тяжелые даже для взрослого восприятия. А есть очень чувствительные, ранимые малыши, для которых и несерьезное, на наш взгляд, событие (ссора с другом, поломка любимой игрушки) может стать психологической травмой.

Ищем достойного специалиста

Как найти хорошего психолога среди сотен фамилий, званий, регалий, которые непосвященному ни о чем не говорят? Алгоритм прост. Прежде всего тот, кто именует себя психологом, должен иметь базовое высшее психологическое образование. Кроме того, у него должна быть четкая специализация, соответствующая вашему запросу: увы, не так много талантливых людей, которые могут консультировать кого угодно по каким угодно вопросам. Если ребенок не разговаривает, хотя по возрасту ему положено, стоит искать дефектолога или коррекционного психолога. Если у сына или дочки страхи – психотерапевта, работающего с детьми. Если родители разводятся, нужен семейный психолог или психотерапевт.
Опыт работы, конечно, имеет большое значение.

Но десятилетний стаж иногда означает лишь одну-две консультации в месяц на каком-то предприятии, в то время как два года практики могут вместить в себя интенсивную ежедневную работу с детьми. То же касается и всяческих сертификатов: у настоящего ученого-психотерапевта просто не всегда есть время на прохождение различных тренингов. Сертификаты говорят скорее о менеджерских качествах человека, чем о профессиональных.

Как же убедиться, что специалист достойный? «Уже первый телефонный разговор позволит почувствовать, того ли человека вы нашли, – объясняет наш консультант Виталий Матусевич. – Хороший психолог не станет на ходу выяснять подробности: если занят – попросит перезвонить, чтобы уделить вам достаточно времени. Какие уточняющие вопросы он задает? Насколько деликатен? Сможете ли вы ему доверять? После такой беседы вы сами поймете, хотите ли идти к нему на прием».

Диагностика

Ребенок, к примеру, стал бояться выходить из своей комнаты. На первой консультации психолог ищет причину такого поведения: что вызвало страх? Он разговаривает и с малышом, и с родителями. Собирает анамнез – то есть реконструирует историю маленького пациента начиная с периода беременности матери: уточняет, своевременно ли он развивался, был ли пуглив раньше; интересуется генеалогией; изучает медицинскую карточку. Определяет уровень развития ребенка, оценивает его мышление, память, эмоциональную сферу.
После диагностики он выдвигает свои версии и дает родителям конкретные рекомендации: как вести себя с ребенком, какие психологические условия создать дома, как организовать его режим и досуг, чтобы устранить неврологическую симптоматику. То есть уже первая консультация должна помочь хотя бы очертить пути решения проблемы.

«При первичном обращении за помощью я не ставлю своей целью ободрить или запугать родителей. Задача прагматичная – выявить проблему, определить ее масштаб и прогноз, выработать и внедрить стратегию ее преодоления», – рассказывает Виталий Матусевич.

Как долго теперь придется заниматься с психологом? Все очень индивидуально. Иногда случается, что даже одного визита достаточно: если проблема неглубокая, а родители готовы следовать советам специалиста. Но может оказаться, что ходить на прием придется и несколько месяцев. «Развитием пространственного мышления, например, можно заниматься и год: все, что касается формирования психических функций, требует времени, – объясняет психолог. – Чем больше ребенок страдал, тем дольше он будет восстанавливать психику. Но в этом вопросе огромное значение имеет содействие родителей».

Союз нерушимый

Даже лучший специалист не в силах помочь ребенку, если родители не станут союзниками психолога. Более того, ответственность за эффективность терапии смело можно делить «на двоих». Дети во многом зависят от родителей, для них очень важен микроклимат в семье. И если мама и папа не хотят изменить привычные модели поведения, то ожидать, что психолог взмахнет волшебной палочкой – и «починит» неугодное дитя, бессмысленно. «Вот пример: мама приводит мальчика-подростка на консультацию и жалуется, что он агрессивен, неуправляем, не хочет учиться, дерется в школе, – рассказывает Виталий Александрович. – При этом сама то и дело его одергивает, унижает. Выясняю, что дома ребенка, случается, бьют. Объясняю маме: пока вы сами не перестанете унижать сына, я ничего не смогу сделать. Увы, достучаться до нее не получается. В таких случаях приходится отказываться от терапии. И обратный эпизод: родители настолько прониклись моими рекомендациями, так четко им следовали, что даже заочная консультация (с мальчиком я не общался) помогла».

Нередко бывает и так, что проблемы с ребенком – лишь следствие глобальных недоразумений в семье и в психотерапии нуждаются сами родители. То есть сделать счастливым сына или дочь, унять детские тревоги не получится, пока мама и папа не разберутся в своих отношениях. Хорошо, когда они это понимают и готовы работать – на то и нужны семейные психологи. Грустно, если маленький человечек становится громоотводом для неудовлетворенных жизнью мамы и папы.

Ведь, несмотря на разнообразие современных психологических методик (у каждого специалиста – свой набор), главным условием успешной терапии остается родительская любовь – искренняя, бескорыстная, щедрая и принимающая. Случается, она способна заменить и саму терапию.

Текст Виктории Витренко

ВИТАЛИЙ МАТУСЕВИЧ, патопсихолог, детский психолог, психотерапевт, Сообщество помощи детям и родителям «Интеграция», www.integration.com.ua

Телефоны ГОРЯЧИХ ЛИНИЙ ДОВЕРИЯ

  • Всеукраинская детская линия «Телефон доверия»: 0-800-500-21-80.
  • Горячая линия Министерства образования и науки Украины: (044) 279-35-74 (с 10.00 до 17.00).
  • Национальная горячая линия по вопросам насилия и защиты прав детей: 0-800-500-33-50.
  • Телефон доверия для детей, подростков и молодежи (анонимно и бесплатно): (044) 515-23-74 (с 9.00 до 21.00).

Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

Сегодня психолог есть практически в каждой школе, а в некоторых образовательных учреждениях даже созданы собственные службы психологической помощи, куда бесплатно могут обращаться как дети, так и родители. Но, несмотря на это, родители до сих пор не понимают, кто такой — этот школьный психолог, и считают, что к нему нужно идти только в том случае, если у ребенка что-то не в порядке с психикой. Мы решили развенчать этот миф и рассказать о том, чем может быть полезен школьный психолог каждому ребенку.

Основные принципы работы школьного психолога

Читайте так же:  Метафорические карты в работе психолога

Любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы. Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Вообще основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе. Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»). Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

Не пропусти молнию! Подписывайся на нас в Telegram

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Читайте все новости по теме «Трудности в обучении» на OBOZREVATEL.

Источники


  1. Ивлева, В. В. Психология семейных отношений / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2015. — 352 c.

  2. Кашук, Лариса Язык любви: Любовная открытка XX века / Лариса Кашук. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. — 224 c.

  3. Перрет Виктория 52 легких способа извлечь пользу из развода / Перрет Виктория. — М.: Центрполиграф, 2008. — 463 c.
  4. Гамаюн, Элена Хватит быть хорошей девочкой, начни жить / Элена Гамаюн. — М.: АСТ, 2016. — 320 c.
  5. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. — М.: Феникс, 2016. — 416 c.
Когда родителям пора к психологу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here