Континуум осознавания

Сегодня обсуждаем тему: континуум осознавания с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Континуум осознавания

ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

2.2. Пространственно-временной континуум сознавания

В гештальттерапии существует самобытное представление о времени и пространстве. Это находит свое выражение не в тезисе о неразрывности их в пространственно-временном континууме сознавания, а в принципе «здесь и теперь». Согласно ему в гештальттерапии нет другого времени, кроме настоящего. Уход индивида в воспоминания, фантазии, предположения о том, что его ждет в будущем, т.е. в так называемую «промежуточную зону», в гештальттерапии резко пресекается и считается выражением невротических реакций. Это вовсе не значит, что полностью отрицается прошлое и будущее. Нет, в гештальте клиенту предлагается актуализировать их и переживать в настоящем, делая достоянием психологического опыта индивида именно «сейчас» (эта адресация к «сейчас» четко фиксируется в формулах гештальттерапии: «Сейчас я. «, «В данный момент я. » и т.п.).

Физическое время характеризуется однонаправленностью: от прошлого через настоящее к будущему. Для времени психологического не существует такой однонаправленности. Почему же тогда в гештальттерапии психологическое время наделено характеристиками времени физического? Во многом, как нам кажется, это связано с тем огромным влиянием, которое имела на становление взглядов Ф. Перлза гештальт психология. Так, восприятие, которому изначально были посвящены исследования гештальтистов, совершается в соответствии с принципом «здесь и сейчас». Нельзя воспринимать в прошлом – это будет воспоминание. Нельзя также воспринимать в будущем – это скорее всего будут образы, созданные на основе имеющихся представлений. Объект можно воспринимать только «сейчас». Более того, некоторые аналогии, которые используются для объяснения механизмов сознавания, непосредственно взяты из психологии восприятия: фигура – фон, сознавание – замечание, сознавание – сосредоточение и др.

Если же рассматривать процесс сознавания по «временной оси», то оказывается, что индивид начинает осознавать с «сейчас» и далее по «временной оси». Единственное отличие времени сознавания от физического времени состоит в том, что ему свойственна прерывистость, т.е. если физическое время течет непрерывно и постоянно, то время в гештальттерапии по своей сути дискретно и для субъекта представлено в виде конкретных временных моментов «сейчас», в которых и происходит истинное сознавание.

Пространство гештальттерапии во многом схоже с физическим пространством. В нем одновременно могут, например, существовать объекты с противоположными характеристиками. В процессе сознавания индивид достаточно часто испытывает амбивалентные чувства. Он может переживать свои действия, состояния, мысли, высказывания как одновременно устраивающие его и неустраивающие, как правильные и неправильные. Однако если в физическом пространстве разномодальные объекты мирно сосуществуют друг с другом, то в психологическом пространстве индивида разномодальные состояния переживаются дискомфортно. Возникновение ощущения дискомфорта у клиента свидетельствует о наличии сознавания, так как процесс сознавания очень часто «перескакивает» с одной валентности на другую. Сознавание не любит равновесных, симметричных конструкций, своеобразных мертвых точек. Именно поэтому одной из часто используемых и постоянно модернизируемых в рамках гештальттерапии является техника, получившая название «Тяни-толкай». Как вытаскивают застрявшую машину, раскачивая ее из стороны в сторону, так и гештальттерапевт пытается столкнуть клиента с мертвой точки путем преувеличения или приуменьшения для него значения одного из полюсов амбивалентности [1].

Подобно тому как в физическом пространстве изменение точки отсчета позволяет по-новому вскрыть отношения между объектами, в психологическом пространстве гештальттерапии изменение точки отсчета, в частности проекция индивидом своих чувств, переживаний, состояний на объект, т.е. опредмечивание их, также позволяет по-новому взглянуть на них, лучше осознать. Так, отождествив себя с предметом или пересев со своего стула на место представляемого персонажа, клиент не просто мысленно или реально совершает перемещение в пространстве/ он одновременно психологически переходит к новому «здесь», преобразовав предыдущую пространственную локализацию в «там», и, вероятно, переходит в новое «сейчас». Тем самым актуализируется, «обновляется» ощущение именно «сейчас и здесь».

Ф. Перлз считал, что людям (в идеале) следует развивать у себя способность осознавать непрерывно каждое мгновение жизни. Что значит сознавать каждое мгновение своей жизни? Перманентное сознавание вряд ли возможно или очень затруднено, так как предполагает у субъекта наличие: а) мужества, помогающего ему ассимилировать неприятные, мучительные переживания; б) хорошо развитой внутренней коммуникации, позволяющей за счет создания позиции наблюдателя осознавать в каждый конкретный момент времени и в каждой конкретной точке пространства. Поэтому континуум сознавания можно представить в виде множества пространственно-временных точек «здесь и теперь», в каждой из которых возможно возникновение сознавания. Многие упражнения в гештальте как раз и направлены на то, чтобы в рамках пространственно-временной структуры активизировать процесс сознавания.

В литературе можно встретить ряд примеров, показывающих использование пространственных и временных характеристик континуума для активизации (через структурацию) процесса сознавания. Так, Джанетт Рейнуотер [3] рассказывает об одной своей знакомой, которая использовала дверные проемы в своей квартире для активизации осознавания. Каждый раз, когда она проходила через двери, она задавала себе два «магических» вопроса: «Что я думаю, чувствую, делаю в данный момент?» и «Чего я хочу в данный момент?». Объективные пространственные характеристики локомоторного пространства «здесь» выступают в качестве того стартового механизма «сейчас», который запускает осознавание.

Джон Энрайт [1] приводит пример использования таймера для «включения» сознавания. Данная процедура по своему содержанию очень похожа на упражнение «Стоп», предложенное Г. Гурджиевым [4]. При выполнении его по команде «Стоп!» человек обязан немедленно остановиться, замереть, где бы он ни находился и что бы он ни делал. Он должен также приостановить течение своих мыслей и сконцентрироваться на наблюдении за напряжением своих мышц в различных частях тела, последовательно перемещая свое внимание с одной части тела на другую, осознавая место и характер этих напряжений. В упражнении «Стоп» Г. Гурджиев использовал пространственно-временной континуум не только для активизации процесса сознавания, но и для гармонического развития человека.

[3]

ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

Континуум осознавания

Характеристика гештальт-терапии как метода социально-психологической реабилитации

Главная техника, используемая гештальт-консультантом, — обеспечение того, что Перлз называет «континуум осознавания»

. Континуум осознавания требуется организму для того, чтобы функционировать в соответствии с принципом здорового гештальта, так чтобы наиболее важная незаконченная ситуация стала осознанной и человек мог с ней взаимодействовать. Консультант делает это, объединяя внимание и осознавание клиента, помогая ему ассимилировать в его структуру «Я» все переживания.

Читайте так же:  Как создаются пары

Гештальт-консультант преднамеренно играет с участником в провокационные игры, направленные на то, чтобы вынудить его сталкиваться со своими старательно избегаемыми чувствами и признавать их. Перлз утверждает, что индивидуумы, испытывающие трудности, не могут увидеть очевидного. Они полны паттернов избегания и сопротивлений, которые удерживают их от полноценного осознавания. Перлз полагает, что люди оказываются в тупике, из которого они не хотят выходить. Такой тупик включает неудовлетворенные потребности или незаконченные дела, которые, как полагают участники, не могут быть удовлетворены или завершены из-за недостатка возможностей.

Консультант не дает ответов на проблемы человека. Он скорее старается побудить его работать в тупике — сначала структурируя ситуацию так, чтобы этот тупик стал открытым, затем — фрустрируя человека, отказываясь предоставить ему ожидаемую поддержку. В этой ситуации цель консультанта — помочь участнику признать тот факт, что тупик существует лишь в уме и что он обладает достаточными способностями для прохождения через этот тупик. В итоге консультант говорит участнику: «Ты можешь и должен отвечать за себя сам». И как результат — человек становится все больше похожим на самого себя.

В дополнение к методам фрустрации и поощрения ориентации на «здесь и теперь», гештальт-консультант также использует экспериментирование, которое направлено на увеличение самоосознания участников и осознавание их тупиковых ситуаций, затем помогая им реинтегрировать себя. Это экспериментирование является наиболее рискованным и опасным, поскольку индивидуумы снимающие все защиты, не освоив новые способы поведения, становятся даже более уязвимы к воздействию внешних сил, чем до консультирования.

Большое внимание уделяется в гештальт-терапии работе со сновидениями пациентов. Перефразируя Фрейда, Перлз говорит, что «сон — это королевская дорога к интеграции личности»[66]. В отличие от психоанализа, в гештальт-терапии не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются о сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.

Технические процедуры в гештальт-терапии называются играми или упражнениями

. Это разнообразные действия, выполняемые участниками терапии по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр участники «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов — достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание («ага-переживание») — это такой момент самопостижения, когда человек говорит: «Ага!» По Перлзу, «aгa» — это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда «закрывается» гештальт, «звучит» этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное. Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами гештальт-терапии, может создавать новые игры или модифицировать уже известные[67].

Речь и язык. Функции и виды речи
Речь – процесс использования человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь является средством мышления. Благодаря речи люди обмениваются своими мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях и мечтах. Язык– система словесных знаков, с помощью которой осуществляется общение между людьми (общаясь др .

Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
В данное время одним из принципов реализации образования является принцип гуманизации, заключающийся в том, что человек является наивысшей социальной ценностью и педагог обязан раскрыть его способности и удовлетворить различные его потребности, связанные с образованием, прививая любовь и уважение к изучаемому предмету. Главными понятия .

В чем состоит структура общения?
Общение- сплошной многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает в себя обмен общей информацией, стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого. Субъектами общения являются люди, на уровне человека процесс становится осознанным, связанным вербал .

Континуум осознавания

  • Система ТЕОС. Процессинг Темы / Сообщения Последнее сообщение
  • Континуум личности
    Важные темы, описание форума, отзывы и рабочие методики системы ТЕОС 10 / 39 Morion
    08 апр 2017, 11:58
  • Прояснение концепций
    Прояснение иллюзий, которыми живет человечество 4 / 4 Morion
    01 мар 2017, 19:19
  • Решение проблем
    Советы по проработке, ответы на вопросы по прояснению и решению проблем. 8 / 38 Sergey
    23 июн 2017, 05:11
  • Материалы для проработки
    Списки идей, статьи, проясненные в сеансах состояния 28 / 51 Namek
    15 окт 2017, 23:46
  • Свободное общение
    Раздел для вопросов, нерешаемых проблем и просто свободного общения на любые темы. 7 / 57 Morion
    09 авг 2017, 14:49
  • Психология Темы / Сообщения Последнее сообщение
  • Разное
    Интересные статьи на разные темы, найденные на просторах интернета 50 / 69 Morion
    21 апр 2017, 00:42
  • Психология отношений
    16 / 27 ruslan8888
    25 авг 2017, 02:43
  • Манипуляция
    Различные виды манипуляций в общении и поведении человека, а так же способы борьбы с психологическим манипулированием 91 / 97 Morion
    27 ноя 2015, 02:44
  • Детство
    Психология воспитания детей и её последствия 9 / 10 Morion
    18 апр 2016, 17:58

Кто сейчас на конференции

Всего посетителей: 2, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 2 (основано на активности пользователей за последние 5 минут)
Больше всего посетителей (60) здесь было 26 ноя 2018, 08:16

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей
Легенда: Администраторы, Супермодераторы

Статистика

Всего сообщений: 392 • Тем: 223 • Пользователей: 87 • Новый пользователь: Viktoria

Континуум осознавания

Постоянно слышу от разных людей фразу типа «я осознал(а) это, и что теперь делать?» Удивительно, как странно используют это понятие – «осознавать, осознать».

По-моему, осознавание – это некоторый процесс, результатом которого является осознание. Осознавание чего-либо включает в себя целый набор событий, как внутренних, так и внешних. Эти события происходят в процессе взаимодействия человека со средой (каким-то явлением). В начале происходит восприятие (слуховое, зрительное, тактильное, обонятельное или вкусовое). Дальше происходит чувствование, или эмоциональная реакция. После этого возникает желание, интенция. Далее – обдумывание, понимание. Позднее делается выбор и принимается решение. В самом конце происходит действие. Всё это может происходить в автоматическом режиме (стимул – и сразу реакция, например когда комар кусает человека – человек не задумываясь может хлопнуть по месту укуса рукой), а может и в осознанном (когда на каждом этапе человек прослеживает своим вниманием сначала восприятие, потом чувство, желание, мысли, выбор, решение, и наконец то действие которое он совершает).

Читайте так же:  Руководство к жизни

Причем, бывает так, что мысли осознанны, а чувства – нет (или наоборот). Или чувства и мысли есть, а желания выпали из осознавания. Тогда и полного осознания – нет. То, что не осознанно – делается автоматически, на основании предыдущего опыта, и может оказаться не очень адекватно актуальной реальности. Полное осознание – это когда человек своим вниманием проследил всю цепочку взаимодействия со средой, на каждом этапе не торопился и ничего не пропустил. Если на каком-либо этапе взаимодействия со средой не происходит осознавания (а происходит неосознанное, автоматическое действие), то дальше осознавание опирается не на актуальную реальность (то есть – настоящее, то что есть сейчас), а на прошлый опыт. В таком случае осознание получится сразу неактуальным, устаревшим.

Очень часто, когда люди говорят «я осознал, что…», дальше следует текст, излагающий содержание мысли. Но далеко не всегда эта мысль возникла из осознанных желаний, появившихся из осознанных чувств, выросших из осознанных ощущений, происходящих от осознанного восприятия. Тем более, довольно редко в таком случае будет сказано об осознанных выборах, решениях и действиях. И тогда такое «осознание» почти ничего не дает человеку. Это всего лишь понимание, причем понимание чего-то неактуального, ненастоящего (потому что исходит из неосознанных желаний и чувств).

Чем шире осознавание человека охватывает процесс его взаимодействия со средой – тем полнее его осознания, тем ближе он к реальности настоящего (а не прошлого). Осознание – это не только мысли. Это еще и всё, что до мыслей, и всё что после. «Я осознал» — это в том числе что-то выбрал и сделал. По большому счету то, что осознанно мною – меня больше не беспокоит, а занимает какое-то определенное место в моей картине мира. И о чем тогда спрашивать?

Кто осознал – не спрашивает. Кто спрашивает – пока только обдумывает, возможно что-то понял.

Осознавание, континуум, awareness

Любая психотерапия затрагивает процессы сознания, по-своему понимая и исследуя их. В гештальт терапии используется понятие «awareness», чаще всего переводимое с английского как ‘осознавание’, хотя это и не точный перевод.

Слово awareness имеет более двадцати значений в русском языке и переводится скорее как «осведомленность», «бдительность» или «внимательность». «Tobeawareof» — это «быть в курсе», «быть осведомленным». «Awareness» гештальт терапии отличается от рефлексии, интроспекции, оно не связано с поиском и обнаружением бессознательных влечений. «Awareness» не всегда предполагает инсайт.

Перлз описывает осознавание как процесс концентрации человека на том, что он фактически чувствует, делает, говорит, как сосредоточение на возникающих в его сознании образах, на ощущениях в собственном теле, на своих моторных реакциях, на вербальном описании.

«Осознавание в гештальт терапии является формой переживания, при которой индивид находится в бдительном контакте с наиболее важными событиями поля организм/среда. Это свободно плавающее внимание «такая бдительность одновременно и произвольная, и предсознательная, интеллектуальная, эмоциональная и телесная, сконцентрированная и на внутреннем и на внешнем окружении» (Гингер).

Если при осознавании происходит мгновенное схватывание целостности различных отделенных элементов в поле и формирование ясного и значащего гештальта, то мы говорим об инсайте.

Осознавание имеет функцию и ориентации, и манипулирования. Оно позволяет индивиду знать свои потребности, мотивацию, поведение и их контекст, видеть окружающую среду. Осознавание предполагает экспериментирование с возможностями, с новым поведением, основанным на глубоком выявлении того, что сейчас актуально переживается, в чем нужда, в чем опасность. Осознавание ведет пациентов к определению того, что они переживают здесь-и-сейчас. Осознанный контакт организует действие.

«Целью гештальт терапии является континуум (поток) осознавания, свободно текущее формирование гештальтов, при котором то, что затрагивает и интересует организм, отношения, группы или общество, становится гештальтом, выходит на поверхность, где оно может быть полностью пережито… так что затем оно может вернуться в фон, оставив поверхность свободной для следующего гештальта».

Осознавание касается так же и самого процесса осознавания: например, человек может исследовать, как он прерывает осознавание и как восстанавливает его. Целью гештальт терапии, таким образом, является развитие внимательности к организации феноменологического поля в каждый момент времени здесь-и-сейчас.

Перлз рассматривает три зоны осознавания: внешнюю, внутреннюю и промежуточную.

Человек, у которого преобладает осознавание внешней зоны, сосредоточен на том, что вокруг него. Например, он может быть очень внимателен к мнениям и оценкам окружающих людей, к тому, как они смотрят на него. Когда осознавание находится преимущественно во внутренней зоне, человек сконцентрирован на телесных ощущениях, на том, что происходит с его телом. Например, чрезмерная захваченность болезненными ощущениями может наблюдаться при ипохондрии. В промежуточной зоне осознавания находятся мысли, чувства и фантазии. Человек, большей частью времени размышляющий, рассуждающий, фантазирующий часто уже не замечает окружающую среду или своего состояния в данный момент.

Развитие потока осознавания предполагает так же развитие его целостности, таким образом, чтобы осознавание охватывало как внутренние процессы организма, так и внешнюю среду, как когнитивные, так и эмоциональные процессы.

Континуум осознавания

Континуум: мир не биполярный, в нем существует бесконечное количество оттенков между белым и черным. Это слово часто используется по отношению к полярностям: любой существующий в нас элемент обладает своей противоположностью. Гибкость — это признак хорошего здоровья.

Континуум осознавания: постоянный поток наших ощущений и чувств, из которого появляется фигура.

Контролируемое участие: это выражение характеризует позицию психотерапевта, который не остается нейтральным, а включается в отношения. Эта включенность должна быть умеренной и служить на пользу клиенту.

Контрперенос (контртрансфер) (гл. 6): совокупность бессознательных и сознательных реакций терапевта, вызванных клиентом и его переносом. Это слово часто распространяется на все аспекты личности терапевта, которые актуализируются в отношениях с данным клиентом.

Конфлуэнция (гл. 4): форма сопротивления, обозначающая исчезновение границы между человеком и его средой. Она может возникать на всех этапах цикла контакта и являться причиной трудности дифференциации потребности или невозможности сепарации.

[1]

Метафора (гл. 6): в переводе с древнегреческого meta — «изменение, перемещение» и pherein — «нести». Метафора — аналогия, то есть символическое выражение, которое помогает дополнить вербальный или телесный язык.

Читайте так же:  Поговорим о мортидо

Микрожесты (гл. 6): мелкие жесты, часто автоматические, которые выражают неосознаваемое психологическое состояние. Их осознание (awareness) и амплификация часто используются для определения терапевтического пути.

Монодрама: вариант психодрамы. Клиент сам играет различные роли в ситуации, с которой он работает.

Перенос (трансфер): все бессознательные и сознательные реакции клиента, индуцированные терапевтической ситуацией. Этот термин был взят из психоанализа и адаптирован к гештальт-терапии, в рамках которой целью стали выявление и проработка переноса, для того чтобы он не мешал подлинным Я-Ты-отношениям.

Переход к действию: см. постановка действия.

Поле (гл. 4): неразрывная целостность, которая объединяет человека и его среду в данный момент.

Полный контакт: см. цикл контакта.

Полярности (гл. 6): противоположные грани какого-либо чувства или черты характера. Гештальт способствует интеграции новых полярностей вместо их уничтожения (тень усиливает свет).

Постановка действия (гл. 6): постановка, позволяющая проявиться реальной потребности клиента или открыть новые пути, способствующие творческому приспособлению и спонтанности. Она противопоставляется переходу к действию, который представляет собой импульсивное, неконтролируемое поведение, запрещенное в рамках психотерапии как опасный и лишенный психической переработки акт.

Постконтакт, преконтакт, установление контакта: см. цикл контакта.

Категория континуума художественного текста и ее осмысление

Пространственно-временная организация текста

Филологический анализ художественного текста в пространственном измерении осуществляется в двух аспектах: во-первых, сам текст рассматривается как определенным образом организованное семантическое, формально-грамматическое и графическое пространство; во-вторых, исследуются пространственно-временные отношения, характерные для моделей (картин) мира, воплощенные в художественном тексте. В данном подразделе именно второй аспект является основным предметом рассмотрения.

Таким образом, континуум как особая категория художественного текста играет исключительно важную роль в организации его содержания и отображении знаний автора об устройстве мира. При этом пространство и время, неотделимые друг от друга в реальности, в тексте также воплощаются в их нерасторжимом единстве. В то же время практический филологический анализ этих категорий предполагает их рассмотрение по отдельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9526 —

| 7538 — или читать все.

Содержание:

Найдено 6 определений термина КОНТИНУУМ

Представляет ли собой гипноз явление из категории «все или ничего» или он развивается по типу континуума? На первый взгляд гипнотический опыт кажется развивающимся подобно прогрессии.

Применительно к традиционному гипнозу исследователи создали шкалы глубины гипноза, в которых наивысшей степенью считался сомнамбулизм, хотя и признавалось, что мало кто способен достичь такого глубокого состояния.

Наша точка зрения иная. Разумеется, иногда нам приходится ради удобства говорить о глубине, чтобы обозначить степень индивидуальной поглощенности пациента своими грезами или воспоминаниями. Но мы думаем, что психологическое функционирование, включающее в себя множество различных измерений, не может описываться как континуум (см. Petot, 1990). Кроме того, вызванное «сомнамбулическое состояние» (имеющее мало общего с естественным сомнамбулизмом) является спорным понятием; то, что обозначают этим термином, никак не может рассматриваться в качестве модели гипноза или наивысшей стадии гипнотического состояния.

В своей последней работе Вайтценхоффар (1989) выдвигает гипотезу о том, что гипнотический опыт развивается в виде континуума до того момента, пока новые феномены (типа сомнамбулизма) не начнут развиваться в ином направлении.

Континуум осознавания

Постоянно слышу от разных людей фразу типа «я осознал(а) это, и что теперь делать?» Удивительно, как странно используют это понятие – «осознавать, осознать».

По-моему, осознавание – это некоторый процесс, результатом которого является осознание. Осознавание чего-либо включает в себя целый набор событий, как внутренних, так и внешних. Эти события происходят в процессе взаимодействия человека со средой (каким-то явлением). В начале происходит восприятие (слуховое, зрительное, тактильное, обонятельное или вкусовое). Дальше происходит чувствование, или эмоциональная реакция. После этого возникает желание, интенция. Далее – обдумывание, понимание. Позднее делается выбор и принимается решение. В самом конце происходит действие. Всё это может происходить в автоматическом режиме (стимул – и сразу реакция, например когда комар кусает человека – человек не задумываясь может хлопнуть по месту укуса рукой), а может и в осознанном (когда на каждом этапе человек прослеживает своим вниманием сначала восприятие, потом чувство, желание, мысли, выбор, решение, и наконец то действие которое он совершает).

Причем, бывает так, что мысли осознанны, а чувства – нет (или наоборот). Или чувства и мысли есть, а желания выпали из осознавания. Тогда и полного осознания – нет. То, что не осознанно – делается автоматически, на основании предыдущего опыта, и может оказаться не очень адекватно актуальной реальности. Полное осознание – это когда человек своим вниманием проследил всю цепочку взаимодействия со средой, на каждом этапе не торопился и ничего не пропустил. Если на каком-либо этапе взаимодействия со средой не происходит осознавания (а происходит неосознанное, автоматическое действие), то дальше осознавание опирается не на актуальную реальность (то есть – настоящее, то что есть сейчас), а на прошлый опыт. В таком случае осознание получится сразу неактуальным, устаревшим.

Очень часто, когда люди говорят «я осознал, что…», дальше следует текст, излагающий содержание мысли. Но далеко не всегда эта мысль возникла из осознанных желаний, появившихся из осознанных чувств, выросших из осознанных ощущений, происходящих от осознанного восприятия. Тем более, довольно редко в таком случае будет сказано об осознанных выборах, решениях и действиях. И тогда такое «осознание» почти ничего не дает человеку. Это всего лишь понимание, причем понимание чего-то неактуального, ненастоящего (потому что исходит из неосознанных желаний и чувств).

Чем шире осознавание человека охватывает процесс его взаимодействия со средой – тем полнее его осознания, тем ближе он к реальности настоящего (а не прошлого). Осознание – это не только мысли. Это еще и всё, что до мыслей, и всё что после. «Я осознал» — это в том числе что-то выбрал и сделал. По большому счету то, что осознанно мною – меня больше не беспокоит, а занимает какое-то определенное место в моей картине мира. И о чем тогда спрашивать?

Читайте так же:  Стресс-интервью в свете этики и здравого смысла

Кто осознал – не спрашивает. Кто спрашивает – пока только обдумывает, возможно что-то понял.

Континуум Осознанности и Свободная Ассоциация

Положение, что сиюминутные переживание не только имеют место в Гештальт-терапии, сравнимо со свободной ассоциацией в психоанализе, однако различие с ней на практике не столь очевидно, как видно из определения.

В принципе, «свободная ассоциация мысли» подчерки­вает то, что больше всего избегается Гештальт—терапией: воспоминания, причинность, объяснения, фантазии. На практике между тем пациент психоаналитика может быть предварительно настроен на переживания своего общения, в то время, как пациент Гештальт-терапии часто может отклоняться от поля чувствования, ощущения и действия в настоящем. Кроме наставлений, данных пациенту Геш­тальт-терапии для того, чтобы повлиять на эффект того, чтобы его общение было ограничено актуальностью и по­лем непосредственного переживания, существует разли­чие, вносимое в подходах терапевтов этих двух направлений к общению пациента.

Возьмем случай воспоминаний пациентом приятных со­бытий. Аналитик мог бы, во-первых, дать пациенту почув­ствовать важность вспоминаемых событий. Гештальт—терапевт, наоборот, скорее всего обратил бы внимание на то, что происходит с пациентом сейчас, ког­да тот выбирает воспоминания, а не живет в настоящем. Он сосредоточился бы на нынешней деятельности, почему всплыли воспоминания, почему пациент ими делится, а не на содержании воспоминаний.

Аналитик также может сфокусироваться на настоящем пациента. В этом случае он скорее всего интерпретирует воспоминания либо как компенсацию и защиту перед ли­цом чувств данного момента, либо как намек или непрямое указание на его направленные на приятное чувства. Геш-тальт-терапевт, с другой стороны, счел бы интерпретации свидетельством аналитического складе ума пациента, ко­торый может шагнуть за пределы реального, чтобы «обду­мать» его. Его усилия направлены на сведение к минимуму отчужденности от переживания, вовлеченного в абстрак­цию и интерпретацию. Он скорее направит усилия пациен­та как содействующий феноменолог к концу наблюдения, чем станет теоретизировать или навешивать ярлыки на это действие или воспоминание приятных моментов. Осознан­ность «Я вспоминаю нечто приятное» — это уже само по себе шаг за пределы акта воспоминаний, открывающий ши­рокую дорогу к пониманию актуального мотива или наме­рения в процессе. К примеру, это может привести к осознанию: «Я хочу, чтобы вы почувствовали, что у меня много добрых друзей, поэтому думайте, что я кое-что зна­чу», или: «Хотел бы чувствовать себя таким же счастливым, как в те дни. Помогите мне, пожалуйста», или: «Сейчас мне хорошо — наверное, потому что я здесь», И т.д.

Фактически, если бы пациент знал, что он делал во время акта воспоминания, предвкушения, интерпретации, в этом ничего «плохого» бы не было. Обычной же трудно­стью является то, что подобное действие заменяет, прикры­вает, ведет к обыгрыванию текущее переживание, а не его признание и принятие. Плохо то, что оно исходит из выво­да, что что-то плохо и что наше сознание само загоняет себя в него до точки забывчивости о себе. Ватте говорил, что после некоторой практики упражнения жить настоящим становится очевидно, что:

. в актуальной реальности невозможно быть вне момен­та. Наши мысли о прошлом и будущем совершенно отчет­ливо переходят в настоящее, в этом смысле невозможно концентрироваться на чем—либо, кроме того, что проис­ходит сейчас. Вместе с тем старание жить просто в насто­ящем, старание культивировать чисто «моментальную» осознанность своей Сущности приводит нас к открытию как на практике, так и в теории, что такие попытки не являются необходимыми. Мы узнаем, что ни на мгнове­ние не имеем времени на обдумывание того, что эго соот­носится с вечным и с мгновенным сознанием Сущности. Выделяя воспоминания, предвкушения, тревогу и алч­ность, у нас всегда есть центровка на чистой, непоколеби­мой осознанности, которая никогда не уходит от настоящей реальности и поэтому никогда не связана уза­ми грез.

Если это понятно, то обратимся к следующему высказыва­нию:

Упражнение Континуума Осознанности и аскетизм

Несмотря на последнее высказывание, психологически может оказаться верным, что индивид вряд ли сможет до­стичь концентрации на настоящем, отдавшись воспомина­ниям до того, как он почувствует их вкус в более простых ситуациях отрешения от воспоминаний. То же самое в из­вестном смысле может быть сказано в отношение связи « переживаний с мышлением. Обыкновенно мышление рас­сеивает осознание Сущности как акта мышления и чувства, составляющие основу мышления-мотивации, подобно сол­нцу, мешающему увидеть звезды днем. Переживание мыш­ления и непогруженности в мысли (то есть, состояние исключительной осознанности значения в целостности значимого основания) является состоянием, вызванным контактированием подобного переживания-основы в моменты бездумности. Здесь техника Гештальт-терапии по отведению воспоминаний, предвкушений и мышления уступает скрытой философии аскетизма в целом: опре­деленные отрешения чреваты контактом, который обычно скрыт психологической активностью, возникаю­щей в соответствующих ситуациях. Таким образом, от­решение от сна, разговоров, социального общения, комфорта, еды или секса предположительно облегчает достижение необычных состояний сознания, однако не конечно и не идеально само по себе — за исключением по­средства культурного износа.

Практика внимания к потоку жизни не только имеет отношение к аскетизму в том, что влечет за собой добро­вольную приостановку удовлетворения эго и отрешен­ность, но и в более общем смысле в представлении индивиду трудностей в функционировании на пути, противополож­ном привычке. Поскольку единственным видом деятельно­сти, разрешенным упражнением, является передача содержания осознанности, это мешает «характерному» действию (то есть организации механического копирова­ния) и действию вообще как таковому. В этом практика настоящего является практикой потери эго, как подчерки­вается в Буддизме и комментируется Ваттсом в предыду­щем разделе.

Континуум осознавания

континуум сознания — Постоянный поток ощущений и мыслей, образующий фон, на котором последовательно выделяются возникающие значимые фигуры. У психически здорового человека этот поток гибок и упорядочен (См. фигура фон) … Словарь по гештальт-терапии

[3]

ЛЕКЦИИ ПО ФЕНОМЕНОЛОГИИ ВНУТРЕННЕГО СОЗНАНИЯ ВРЕМЕНИ — ’ЛЕКЦИИ ПО ФЕНОМЕНОЛОГИИ ВНУТРЕННЕГО СОЗНАНИЯ ВРЕМЕНИ’ (‘Vorlesungen zur Phänomenologie des innern Zeitbewubtseins’, 1905) работа Гуссерля. Опубликована благодаря протекции Хайдеггера в 1928. В 1905 1907 Гуссерль, ставя проблему об отношениях… … История Философии: Энциклопедия

Читайте так же:  Ассоль ждать ли принца

ЛЕКЦИИ ПО ФЕНОМЕНОЛОГИИ ВНУТРЕННЕГО СОЗНАНИЯ ВРЕМЕНИ — ( Vorlesungen zur Phanomenologie des innern Zeitbewubtseins , 1905) работа Гуссерля. Опубликована благодаря протекции Хайдеггера в 1928. В 1905 1907 Гуссерль, ставя проблему об отношениях между феноменологией и психологией, ведет уроки по теме… … История Философии: Энциклопедия

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ — Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом (Perls F. S.) под влиянием идей гештальт психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории Райха (Reich W.) о физиологических проявлениях вытесненного… … Психотерапевтическая энциклопедия

ВРЕМЯ — фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий. В содержание общего понятия В. входят аспекты,… … Философская энциклопедия

ВРЕМЯ — обозначает течение, длительность и последовательность событий. Оно есть условие существования конечных вещей и существ тварного мира. Согласно христ. учению, В. как творение Божие подчинено домостроительству спасения и своими границами имеет… … Православная энциклопедия

[2]

МАТЕРИЯ — одно из наиболее многозначных филос. понятий, которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов: 1) то, определяющими характеристиками чего являются протяженность, место в пространстве, масса, вес, движение, инерция, сопротивление,… … Философская энциклопедия

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — направление в философии культуры, возникшее на рубеже 19 20 вв. в работах Гуссерля и развитое в дальнейшем его учениками и последователями. Первоначально рассматривалась не столько как культурологич., сколько общефилос. дисциплина,… … Энциклопедия культурологии

ПРОСТРАНСТВО — фундаментальное (наряду с временем) понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер существования мира, его неоднородность. Множество предметов, объектов, данных в человеческом восприятии одновременно, формирует сложный… … Философская энциклопедия

СОН — 1) культурная универсалия, образ и мифологема альтернативной реальности; 2) специфично пограничное состояние сознания, описанное в терминах инобытия и теологии успения; 3) эстетич. аналог условной смерти. Первое значение термина… … Энциклопедия культурологии

Когнитивный континуум: техника работы с полярным (черно-белым) мышлением.


Салли была убеждена, что если она не станет лучшей студенткой, то окажется полной неудачницей. Составление когнитивного континуума для подобной идеи пациента помогает ему увидеть промежуточные понятия и оценки, как показано в следующем примере.

Т: Итак, где мы поместим лучшего студента?

П: Вот здесь, Думаю, 90-100% успеха.

Т: Хорошо. А вы — худшая студентка, неудачница. Значит, вас поместим возле 0%?

Т: Соответствует ли все, что ниже 90%, понятию «быть неудачником»?

Т: Тогда где проходит граница?

П: Наверное, около 50%.

Т: 50%? Значит, каждый, кто опускается ниже 50%, полный неудачник?

Т: Есть ли кто-нибудь, кого мы можем с большей степенью достоверности расположить на 0%?

П: Гм. Может быть, Джек из параллельной группы? Я знаю, что он учится еще хуже меня.

Т: Хорошо. Отметим Джека на 0%. А есть ли кто-нибудь, кто учится еще хуже?

Т: Может быть, это тот, кто заваливает каждую контрольную работу, не вы­полняет правильно ни одного домашнего задания?

Т: А теперь давайте поместим этого воображаемого студента, действитель­но полного неудачника в учебе, на 0%. Тогда где мы расположим Джека? И вас саму?

П: Получается, Джека на 30%, а меня на 50%.

Т: А что вы скажете о студенте, который не только заваливает все контроль­ные и не выполняет заданий, но и вообще не посещает занятия? О том, кому наплевать на учебу?

П: Думаю, что его надо поместить на 0%.

Т: Куда поместим студента, который пытается учиться, но у него ничего не получается?

П: Наверное, на 10%.

Т: Тогда где окажется Джек, а где — вы?

П: Джек на 50%, а я на 75%.

Т: В качестве домашнего задания предлагаю определить, точна ли 75%. Даже если для вашего колледжа вы оценили себя правильно, по отношению ко всем колледжам и студентам вы можете занимать более позицию. В любом случае, справедливо ли называть полной неудачницей ту, которая достигает 75% успеха?

Т: Согласитесь, Салли, самое плохое, что вы можете сказать о такой сту­дентке, — что она на 75% успешна в учебе.

П: (Заметно воодушевилась, улыбается.)

Т: Теперь давайте вспомним ваше первое убеждение. Насколько вы сейчас уверены в том, что, не добившись полного успеха в учебе, вы будете неудачни­цей?

П: Не сильно. Где-то на 25%. Т: Отлично!

Техника когнитивного континуума с успехом применяется в работе с па­циентами, которым свойственно дихотомическое (полярное) мышление. Как и с большинством других стратегий, терапевт обучает пациента самостоятель­ному применению этой техники, чтобы тот мог прибегнуть к ней в случае не­обходимости.

Видео (кликните для воспроизведения).

Т: Салли, давайте подведем итог сегодняшней работы. Мы выявили, что в мышлении вы часто допускаете ошибку — думаете в терминах «все или ниче­го». Затем мы построили график, чтобы увидеть, действительно ли существуют только две категории — успех и полная неудача — или правильнее говорить о степени успешности. Можете ли вы привести другой пример того, что вы види­те только в двух крайних категориях и что причиняет вам беспокойство?

Источники


  1. Гэри, Чепмен Семья, о которой ты мечтаешь. Пять способов сделать ее реальностью / Чепмен Гэри. — М.: Библия для всех, 2015. — 968 c.

  2. Ричард Не переживайте по пустякам в любви / Ричард, Кристин Карлсон. — Москва: Высшая школа, 2016. — 416 c.

  3. Бреслав, Гершон Психология эмоций / Гершон Бреслав. — Москва: Мир, 2007. — 544 c.
  4. Непопалов, В.Н. Психические процессы и личность / В.Н. Непопалов. — М.: Физическая культура, 2010. — 494 c.
  5. Лаундес, Лейл Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Лейл Лаундес. — М.: «Издательство «Добрая книга», 2016. — 400 c.
Континуум осознавания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here