Коррекция болевых синдромов методами музыкотерапии

Сегодня обсуждаем тему: коррекция болевых синдромов методами музыкотерапии с комментариями от профессионалов. В статье собраны самые важные с нашей точки зрения нюансы, которые заслуживают особого внимания.

Содержание

Научно-исследовательский центр
музыкальной терапии
и восстановительных технологий

Кафедра музыкотерапии, психосоматики и комплементарной медицины Российской академии медико-социальной реабилитации (РАМСР) совместно с НИЦ МТиВТ реализует учебные программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации, тематического усовершенствования, семинары и мастер классы по наиболее актуальным направлениям музыкальной терапии, психологии и комплементарной медицины.

1. ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ» с присвоением квалификации «Психолог, музыкальный терапевт» /520 часов/

Цель: подготовка специалистов, использующих знание теории, методов и технологий научной музыкотерапии для нужд психологии, медицинской и социальной реабилитации, курортологии и велнесс индустрии
Категория обучающихся: лица, имеющие высшее образование
Форма обучения: очно-заочная
Программа разработана на основе авторского курса профессора С.В.Шушарджана и рассчитана на два семестра .Применяются передовые методы преподавания, позволяющие в предельно сжатые сроки изучить традиционные (эмпирические) и доказательные подходы в музыкальной терапии, освоить современную научно-теоретическую базу. К концу обучения курсанты осваивают необходимые практические навыки и достигают уровня компетентности, достаточного для специалиста в области музыкальной терапии и ведения профессиональной деятельности.

По окончании выдаются диплом и сертификат, дополнительно возможно получение диплома Европейской академии музыкальной терапии, дающий право вести прием, преподавать, открывать свое дело в любой стране Европы и в России, т.к. все учебные программы признаны также российской Национальной ассоциацией музыкальных терапевтов и подтверждаются сертификатами соответствия.

2. ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (ПК)
/с выдачей удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации/

2.1. «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ МУЗЫКАЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ» /ПК,108 часов/

В данной программе,
разработанной профессором В.И. Петрушиным, раскрываются возможности применения музыки в психологической коррекции личности.
Цель:
подготовка специалистов, использующих в своей профессиональной деятельности теоретические основы и практические навыки психологического консультирования на основе методов музыкально-интегральной психотерапии

Категория слушателей: психологи, клинические психологи, врачи психотерапевты, педиатры, музыкальные педагоги, музыканты, педагоги, завучи и организаторы воспитательной работы в общеобразовательных школах.
Форма обучения: очная

2.2. «ВИРТУАЛЬНАЯ МУЗЫКО-АРТ-ТЕРАПИЯ» /ПК,16 часов/

Виртуальная музыко-арт-терапия — это инновационная

технология психотерапии, оздоровления и развития личности шедеврами музыкального искусства и живописи. В пакет входят 8 сертифицированных программ. Тщательный отбор шедевров музыкального искусства и живописи в комплексе с научным подходом в их сочетании обеспечили программам виртуальной музыко-арт-терапии редкую синергию позитивных свойств в рамках одной технологии: оздоровление, эстетическое удовольствие, познание.

Цель курса ПК: освоение специалистами передовой технологии виртуальной музыко-арт-терапии для последующего использования в своей профессиональной деятельности: в медицине, психологии или образовании.
Категория слушателей: психологи, клинические психологи, врачи психотерапевты, педиатры, музыкальные педагоги, музыканты, педагоги, завучи и организаторы воспитательной работы в общеобразовательных школах.
Форма обучения: очная

2.3. «МЕЗО-ФОРТЕ ТЕРАПИЯ — ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АНТИ-СТРЕССОВОЙ ТЕРАПИИ С ОМОЛАЖИВАЮЩИМ ЭФФЕКТОМ» /ПК, 36 часов/

Цель:

освоение специалистами передовой технологии антистрессовой терапии и омоложения для последующего использования в своей профессиональной деятельности.
Категория слушателей специалисты, работающие в области антивозрастной медицины и оздоровления, врачи лечебного профиля, дерматологи, косметологи, эндокринологи, психотерапевты, сертифицированные музыкальные терапевты.
Форма обучения: очно-заочная

2.4. «ПРОТИВОБОЛЕВАЯ МАГНИТНО-ВАКУУМНАЯ МУЗЫКОТЕРАПИЯ — ЛЕЧЕНИЕ МИОФАСЦИАЛЬНЫХ БОЛЕВЫХ СИНДРОМОВ» /ПК,36 часов/

Цель:
освоение передовой технологии противоболевой музыкотерапии для последующего использования в своей профессиональной деятельности.
Категория слушателей: врачи лечебного профиля, рефлексотерапевты, мануальные терапевты, неврологи, сертифицированные музыкальные терапевты.
Форма обучения: очно-заочная

2.5. «ДЕТСКАЯ МУЗЫКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ» /72 часа/

Категория слушателей: психологи, врачи психотерапевты, сотрудники специализированных центров психологической коррекции особых детей, включая центры социальной реабилитации, музыканты, педагоги
Форма обучения: очно-заочная

МАСТЕР-КЛАССЫ КАФЕДРЫ

— Экологическая музыкотерапия
— Вокалотерапия
— Музыкотерапия стресса и невротических расстройств
— Музыкотерапия беременных.
— Музыкотерапия заикания

Сотрудники кафедры — это ведущие специалисты России в своей области, получившие международную известность, которые активно занимаются разработкой и внедрением инновационных программ обучения.
На кафедре имеются необходимые для слушателей учебно-методические пособия, презентации, работает система дистанционного он-лайн обучения. При необходимости предусмотрены занятия по индивидуальному графику и в выходные дни.

Контактные телефоны: 8-926-556-05-50; 8-916-8828-999

Научно-исследовательский центр
музыкальной терапии
и восстановительных технологий

МУЗЫКОТЕРАПИЯ БОЛИ.
С.В.Шушарджан

Упоминания о противоболевом воздействии музыки встречаются уже в античной литературе.Так, бог медицины Асклепий согласно мифологии, лечил боли в спине игрой на трубе. Древние египтяне д ля этой же цели использовали хоровое пение.

Возникает вопрос, влияние музыки на боль миф или реальность ? На этот вопрос ответила современная наука.

Американскими анестезиологами были проведены рандомизированные исследования. В эксперименте участвовало 35 пациентов, подвергавшихся инвазивным урологическим процедурам, проведение которых требовало анестезии и седатации введением пропофола. При этом 57% пациентов во время операции слушала музыку через наушники, а 43 % нет. При одинаковой средней продолжительности хирургического вмешательства, доза пропофола для достижения анестезиологического эффекта в группе больных, слушавших музыку, была равна 150мг, при 240 мг пропофола в контрольной группе (р

При изучении в физиологической лаборатории Пермской государственной медакадемия влияния музыки на порог восприятия тактильных раздражений выявлено достоверное уменьшение чувствительности в области задней поверхности предплечья (ЗПП), передней поверхности предплечья (ППП), области живота после прослушивания органной музыки (Лебедев Д.В., Соболь А.А.,2008). Авторы увязывают эти изменения с воздействием музыки на возбудимость корковых отделов головного мозга, ответственных за восприятие тактильных раздражений.

Читайте так же:  Взлеты и падения как смириться с обстоятельствами

В 3-х летней исследовательской программе, проведенной в ФМБА Миздрава РФ, было показано, что рецептивная музыкотерапия вызывает редукцию головной боли у пациентов, страдающих гипертонической болезнью. Так, применение разработанной нами специальной программы № 8 серии «Музыка здоровья» достоверно оказывало болеутоляющий эффект, что связывалось автором исследования с нормализацией артериального давления и спазмолитическим эффектом (Шушарджан Р.С., 2009).

Многолетние исследования механизмов противоболевых эффектов музыкотерапии, позволили нам выделить несколько основных факторов (Шушарджан С.В., 1994 — 2016).

Первый из факторов противоболевых эффектов в музыкотерапии возникает, благодаря механизму включения центральной нервной системы. При этом возможны два сценария развития: торможение коры головного мозга (при соответствующей музыке, вызывающей общую седатацию и повышение порога болевой чувствительности), либо возникновение конкурентной доминанты в коре головного мозга (при использовании тонизирующей музыки), что создает отвлекающий эффект и также повышает порог болевой чувствительности.

Второй противоболевой фактор реализуется при активизации антинонцептивной системы за счет раздражения виброрецепторов кожи акустическими частотами до 200 – 300 Гц. Однако, при осуществлении музыкальной терапии, как правило, имеет место сочетание центрального и периферического противоболевых факторов.

Следует кратко отметить еще один очень важный аспект противоболевых эффектов — гормональную систему, которая, как оказалось, весьма чутко реагирует на определенные музыкальные воздействия (Шушарджан С.В., 2005-2016).

Учитывая данные мировой научной литературы и собственный опыт, нам удалось разработать эффективные музыкально-терапевтические программы, а также аппаратно-программный комплекс «Акутон», позволяющий осуществлять сложные музыкально-акустические магнитно-вакуумные воздействия антистрессового и противоболевого характера.

При изучении влияние устройства «Акутон» на болевую чувствительность было обследовано 52 спортсмена разного пола, возрастом от 23 до 35 лет, страдающих дорсалгиями, с наличием в анамнезе таких провоцирующих факторов, как переохлаждение, резкие травмирующие движения тела и мышечные перегрузки. Рандомизированным методом они были разделены на 2 группы: экспериментальную (ЭГ), численностью 25 человек, и контрольную (КГ) – 27 человек. При этом ЭГ получала воздействия на болевые зоны с помощью АПК «Акутон», а КГ – чисто вакуумные воздействия на те же зоны.

Было проведено 5 процедур ежедневно длительностью по 15 минут каждая. На выбранные болевые зоны с помощью создаваемого вакуума фиксировались устройства «Акутон», после чего начинались на выбор трансляции одной из рецептивных музыкально-терапевтических программ.

Эффективность лечения оценивалась на 1-й и 5-й день с помощью осмотра, психологического тестирования методом САН (самочувствие, активность, настроение) и по числовой ранговой шкале (Bonica J.J., 1990). Инструментальное обследование проводилось методом вариационной термоалгометрии (ВТА) с помощью компьютерной диагностической системы «РУНО» в соответствие с Методическими указаниями МЗ РФ.

Уже после первой процедуры более 50% больных отмечали ощутимое снижение болевого синдрома. При осмотре определялось уменьшение напряжения в болевых зонах и болевой чувствительности при пальпации. Полученные клинические данные коррелируют с результатами объективных исследований, подтверждающих восстановление центральных механизмов вегетативной регуляции и в совокупности свидетельствует о том, что комплексные музыкально-акустические воздействия на болевые зоны, производимые с помощью АПК «Акутон», улучшают состояние системы контроля боли и оптимизируют деятельность физиологических систем. Этот механизм обеспечивает более быстрый и стойкий регресс болевого синдрома, а также выраженный общий оздоровительный эффект.

АПК «Акутон» и программы противоболевой музыкотерапии успешно применяются в нашем центре, в частности, в кабинете мануальной терапии.

Так что, если вас беспокоят боли в спине или пояснице, головные боли, вообще, боли любой локализации, в том числе хронические, приходите — мы вам обязательно поможем и без лекарств!

[3]

Звоните на единую линию +7 926-556-05-50, получите бесплатную консультацию по телефону.

Научно-исследовательский центр
музыкальной терапии
и восстановительных технологий

Р.С. Шушарджан, к.м.н.

Материалы и методы.

Было обследовано 52 спортсмена разного пола, возрастом от 23 до 35 лет, страдающих дорсалгиями, с наличием в анамнезе таких провоцирующих факторов, как переохлаждение, резкие травмирующие движения тела и мышечные перегрузки.

Рандомизированным методом они были разделены на 2 группы: экспериментальную (ЭГ), численностью 25 человек, и контрольную (КГ) – 27 человек. При этом ЭГ получала комбинированные музыкально-акустические магнитно-вакуумные воздействия на точки акупунктуры и рефлексогенные зоны с помощью устройств «Акутон», а КГ – чисто вакуумные воздействия на те же точки и рефлексогенные зоны.

Было проведено 5 процедур ежедневно длительностью по 15 минут каждая. За одну процедуру брали на выбор одну-две пары корпоральных точек акупунктуры, а также наиболее болезненные точки спины и зоны иррадиации боли, выявляемые пальпаторно. На выбранные точки с помощью создаваемого вакуума фиксировались устройства «Акутон», после чего начинались на выбор трансляции одной из рецептивных музыкально-терапевтических программ.

Эффективность лечения оценивалась на 1-й и 5-й день с помощью осмотра, психологического тестирования методом САН (самочувствие, активность, настроение) и по числовой ранговой шкале (Bonica J.J., 1990).

Инструментальное обследование проводилось методом вариационной термоалгометрии (ВТА) с помощью компьютерной диагностической системы «РУНО» в соответствие с Методическими указаниями МЗ РФ 99/95, в которых определено, что оптимальным тестирующим стимулом является воздействие непрерывным инфракрасным излучением постоянной мощности (0,40 Вт), подводимое к поверхности кожи. Стимулирующее воздействие контактным теплоизлучающим элементом осуществляется в 40 репрезентативных точках, расположенных в углах ногтевых лож пальцев верхних и нижних конечностей с определением спектрального индекса (СИ) — интегративного показателя уровня здоровья [Демин С.А. Метод вариационной термоалгометрии в практике восстановительной медицины. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Москва, 2004].

Полученные результаты.

Уже после первой процедуры более 50% больных отмечали ощутимое снижение болевого синдрома. При осмотре определялось уменьшение напряжения в болевых зонах и болевой чувствительности при пальпации.

В течение всего исследования по данным числовой ранговой шкалы отмечалась тенденция к более высокой эффективности комбинации музыкально-акустических магнитно-вакуумных воздействий по отношению к вакуумной монотерапии. К 5-й процедуре это различие достигло уровня статистической значимости (р

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции

Понятие и сферы применения музыкотерапии. Коррекция эмоциональных отклонений. Физиологическое воздействие музыки на человека, механизмы ее психологического воздействия. Эмоциональная значимость музыки, особенности проявления феноменов катарсиса и кессона.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.01.2012
Размер файла 17,2 K
Читайте так же:  Как избежать развода

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение
  • Глава 1. Сфера применения музыкотерапии
  • 1.1 Коррекция эмоциональных отклонений
  • 1.2 Физиологическое воздействие музыки на человека
  • Глава 2. Механизмы психологического воздействия
  • 1.1 Эмоциональная значимость музыки
  • 1.2 Феномены музыкотерапии
  • Заключение
  • Список литературы
  • Глава 1. Сфера применения музыкотерапии

    1.2 Физиологическое воздействие музыки на человека

    Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации.

    Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека — это орган.

    Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего.

    Глава 2. Механизмы психологического воздействия

    Подробный разбор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского, В.Ю. Завьялова, К. Швабе и др. Музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

    В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

    катарсис — эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

    облегчение осознания собственных переживаний;

    конфронтацию с жизненными проблемами;

    приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.

    В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач МТ может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке и пассивной, когда клиентам предлагают только прослушать музыку.

    Пассивная музыкотерапия имеет такую форму коррекции как регулятивную, способствующую снижению нервно-психического напряжения.

    При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант МТ. Для использования активного варианта нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.

    1.2 Феномены музыкотерапии

    На психологическом уровне музыка волнует человека, вызывает потрясение.

    Назовем это состояние катарсис.

    Такая музыка воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения.

    Катарсис способствует оживлению творческого подсознания, помогает гармонизовать человек, снять болезненные симптомы. Цветовыбор после достижения катарсиса становится гармоничным. Лик катарсиса — это счастливое лицо, наполненный светом творческого, счастливого огня взгляд. Это лицо счастливого человек, человека, в творчестве нашедшего свою самореализацию. Приобщение к шедеврам мелодики своего психологического уровня часто сопровождается (при сеансе с закрытыми глазами) появлением зрительных образов. Это эффект Чюрлениса, сотворчество, разговор подсознания с высшими духовными ценностями на одном уровне и на своем языке.

    Мы наблюдаем проявления катарсиса — во время сеанса Импровизации, слушатель с закрытыми глазами видит иногда поразительные по яркости зрительные образы, трагически горестная маска сменяется сиянием глаз, человек испытывает творческое потрясение. Если сеанс проведен правильно, снимается тревожность.

    Выбор близких человеку произведений искусства, включение в творческую игру, самоидентификация с творцами шедевров — это нереализованная одаренность. Именно это, он бы нарисовал, написал, сыграл, если бы умел. Такое личностное приобщение к шедевру, может снять оковы отрицательных эмоций, освободить творческое подсознание человека, слившегося с миром искусства.

    Мы приобщаем подсознание к высшим мировым ценностям, эмоции пациента реализованы в шедеврах великих музыкантов, которые испытывали подобные чувства.

    Музыка своего уровня волнует невротичного человека, вызывает потрясение, мы видим состояние катарсиса.

    Такая музыка воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения.

    Феномен

    кессона

    При нарушении принципа индивидуальности, несоответствии психологического содержания музыки и слушателя вызывает тягостные ощущения, феномен кессона.

    При восприятии музыки чуждого психологического уровня отмечаются следующие проявления кессона, идущие ступенями:

    безразличие, отсутствие интереса;

    скука, оценки «примитивный», «наивный»

    иронически насмешливое восприятие (смеховой кессон);

    отрицание, негативизм;

    эмоциональные и вегетативные реакции (кашель, беспокойные движения и т.п.).

    музыка катарсис кессон феномен

    Кессон — термин, взятый для представления о неприятии чуждого пациенту психологического уровня и его проявлений.

    Кессонная болезнь — это состояние, которое возникает у водолаза, если его быстро поднимают из глубины: может выделиться азот в крови и погубить человека. Так же вреден переход на чуждый психологический уровень. Понятие кессон имеет универсальное значение в психологических взаимоотношениях.

    Если музыка не соответствует отрицаемому цвету, она может отрицаться и вызвать отрицательные образы — чудесная мелодия воспринимается как скучная, тягостная при этом возникают удивительные негативные образы. Приведем некоторые примеры, музыка Моцарта — и вдруг образы: зима, два мужика пилят дрова и очень устали, Ленин и Крупская сидят у белого рояля, атомный взрыв, эмбрион в банк.

    Женщина отрицает в тесте Люшера синий цвет и на исполнение мелодии, соответствующей тональности реагирует по законам кессона — она иронически смеется, увидев свинью на коньках в ответ на мелодию Грига.

    Молодой человек, отрицая синий цвет, на этой мелодии увидел пластмассовых людей с синими лицами, сидящими на снегу.

    Феномен кессона позволяет снять старые проблемы, проработать болезненные проблемы.

    Читайте так же:  Говорить на одном языке - тела

    Цель музыкотерапевта — избежать кессона и добиться катарсиса.

    Заключение

    Анализ данных научной литературы позволил нам ссделать вывод, что музыкотерапия — это система психосоматической регуляции функций организма человека, имея в виду одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.

    Именно комплексное, гармонизирующее влияние музыкотерапии, активизирующее в первую очередь стентность организма, позволяет сделать вывод о перспективности использования данного направления в системе лечебно-профилактической медицины.

    Список литературы

    1. http://www.altermed.ru/articles. php? c >

    2. http://www.yugzone.ru/articles/music_t. htm / Владимир Элькин «Человек и мелодия» (феномены музыкотерапии мелодическими шедеврами)

    3. http://psi. webzone.ru/st/150500. htm / Психологический словарь

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Физиологическое воздействие музыки на человека. Музыкотерапия как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Психологические механизмы коррекционного воздействия музыкотерапии.

    презентация [125,1 K], добавлен 24.08.2010

    Краткая история развития, использования музыкотерапии. Направления, задачи, функции этого направления. Механизмы воздействия музыки на человека. Использование музыкотерапии в работе с детьми. Основные механизмы психологического коррекционного воздействия.

    реферат [26,9 K], добавлен 13.06.2016

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Общие закономерности влияния музыки на организм человека. Применение целебных свойств музыки в древние времена. Способы воздействия рок-музыки на человеческую психику и организм человека. Лечебные свойства музыкотерапии: виды и формы, применение.

    курсовая работа [29,9 K], добавлен 03.03.2008

    Рассмотрение видов (информационный, эмоциональный, физиологически, поведенческий), причин возникновения и особенностей проявления психологического стресса. История развития, основные направления и формы музыкотерапии как средства коррекции состояний.

    курсовая работа [116,7 K], добавлен 01.08.2010

    Музыкальное воздействие на эмоциональное состояние человека; стили музыки как продукт и выражение цивилизаций, национальных чувств. Музыкотерапия: формы и методы воздействия на психику. Маркетинговые концепции музыкального оформления торговых предприятий.

    реферат [57,1 K], добавлен 06.03.2013

    Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека. Изменение кровяного давления, частоты сердечных сокращений, ритма и глубины дыхания человека под воздействием музыкальных звуков. Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода.

    реферат [21,8 K], добавлен 16.12.2010

    Воздействие музыки на детей раннего возраста; задачи музыкального воспитания в коррекционных дошкольных учреждениях, способы развития восприятия. Физические и медицинские аспекты воздействия музыкотерапии, ее применение в работе со слабослышащими детьми.

    [1]

    курсовая работа [31,1 K], добавлен 29.05.2012

    Изучение влияния музыки на психику ребёнка и возможности улучшения его эмоционального состояния. Применение практики музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждении. Отрицательное воздействие современной популярной музыки на детскую психику.

    курсовая работа [51,0 K], добавлен 06.01.2011

    Психотерапия как система специально организованных методов лечебного воздействия. Особенности применения психологической коррекции для профилактики неврозов у детей. Единство диагностики и коррекции. Характеристика блоков психокоррекционного комплекса.

    презентация [638,2 K], добавлен 23.09.2014

    Воздействие музыки на человеческий организм как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Успешное использование музыки в комплексном лечении болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера.

    презентация [343,4 K], добавлен 16.12.2012

    Музыкотерапия — лечение музыкой

    Содержание:

    Звуки музыки — как они влияют на организм человека? Они успокаивают, бодрят и лечат не только душу…

    Музыкотерапия, пожалуй, одна из древнейших вспомогательных форм лечения. Ведь именно с помощью различных мелодий человек, зачастую даже не осознавая этого, снимает напряжение, успокаивается и отдыхает. А ведь это еще не все, музыка способна на большее. Именно поэтому во многих странах музыкотерапия используется в составе комплексной терапии различных заболеваний!

    Что такое музыкотерапия?

    Музыкотерапия представляет собой психотерапевтический метод, в основе которого лежит оздоровительное воздействие музыки на человека.

    Важным моментом является то, что такое лечение подходит всем и каждому — вне зависимости от возраста, пола и заболевания, здоровья или музыкальных способностей.

    Этот метод признан официальным методом лечения в 2003 году. В некоторых музыкальных и медицинских академиях имеются отделения музыкальной реабилитации, где с помощью музыки людям помогают справиться с различными проблемами и заболеваниями.

    Конечно, нельзя сказать, что музыка может использоваться как основное звено в лечении того или иного заболевания. Она идет в комплексе с традиционными методами лечения — таблетками, уколами и физиотерапией. Однако такое комплексное лечение может показывать высокие результаты, и это во многом благодаря музыкальной составляющей.

    Музыкотерапия назначается малышам с умственными или физическими проблемами. Она не только успокаивает, но и помогает устранить поведенческие проблемы.

    Мелодия в действии

    У пациентов с неврологическими заболеваниями именно музыка помогает создать правильный психологический настрой и веру в успешное лечение. Музыка снимает нервное напряжение, способствует облегчению боли.

    Хронические болевые синдромы, изнуряющие людей годами, также подвластны музыкальному воздействию. В ходе исследований установлено, что музыка, играющая во время проведения неприятных диагностических процедур, таких, например, как гастродуоденоскопия, помогает уменьшить боль и дискомфортные ощущения. Имеются сведения, что в реабилитации пациентов, перенесших нарушение мозгового кровообращения, воздействие музыки играет не последнюю роль. Также мелодии эффективны в комплексном лечении болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера.

    «Музыкотерапия» из цикла Генезис здоровья

    Виды музыкотерапии

    Музыкотерапия бывает пассивной: пациент слушает различные музыкальные произведения, целью чего является вызвать в душе человека эмоциональное переживание. Эти эмоции становятся толчком к развитию, основой для решения накопившихся проблем со здоровьем.

    Активная музыкотерапия подразумевает живое участие пациента в исполнении музыкальных произведений: можно играть на музыкальных инструментах, петь или танцевать.

    Пение хорошо зарекомендовало себя в комплексном лечении нарушений слуха. Регулярные занятия пением помогают улучшить артикуляцию, учат правильно дышать во время разговора.

    Игра на музыкальных инструментах помогает страдающим нарушениями координации.

    Что касается научной и учебной деятельности, занятий в школе и секциях, то доказано, что правильно подобранная музыка помогает преодолевать трудности, возникающие на пути изучения того или иного предмета.

    К тому же музыкотерапия способствует улучшению концентрации внимания и памяти.

    Рекомендовано послушать

    • Для снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим действием обладают звуки фортепиано (особенно Шопен), флейты, скрипки, а также легкий вальс и звуки природы.
    • Для снятия тревожности. С тревогой и чувством неуверенности в себе помогают справиться мажорные мелодии, а народные песни и детская музыка придают ощущение безопасности.
    • Для уменьшения раздражительности и нервного возбуждения рекомендовано слушать классику, например «Лунную сонату» Бетховена.
    Читайте так же:  Почему подросток такой разный

    Только классика!

    Следует знать: тяжелая музыка оказывает отрицательное воздействие на организм. Самой полезной является классическая и народная. Среди композиторов-классиков следует выбирать произведения Моцарта, Вивальди, 2-й концерт для фортепиано Бетховена, «Лунный свет» Дебюсси, симфонию № 2 Рахманинова.

    Олеся Владимировна Бутузова, врач-педиатр

    Процесс музыкальной терапии, используемые техники

    Музыка обладает терапевтическим эффектом по своей природе. Поэтому так популярны волонтёрские выступления в холлах больниц и хосписов. Именно поэтому мы включаем музыку для того, чтобы расслабиться или, наоборот, взбодриться. Выходя с концерта классической музыки, мы чувствуем себя обновлёнными, отдохнувшими, полными новой энергии. Но всё же всё это — ещё не музыкальная терапия.

    Наиболее частыми показаниями к назначению МТ являются: функциональные заболевания нервной системы, неврозы, неврастения, переутомление, бессонница; некоторые психические заболевания; в том числе дефензивные психопатии, малопрогредиентно-шизофренические расстройства и др.; заболевания сердечно-сосудистой системы, гипертоническая болезнь, вегетативные дисфункции, ишемическая болезнь сердца и др.; заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, спастический колит, язвенная болезнь желудка и др.; заболевания органов дыхания, в том числе бронхиальная астма, хронические бронхиты и др.; заболевания мочеполовой системы; болевые синдромы; синдром Альцгеймера; аутизм, отставание в развитии, заикание; функциональные нарушения микроциркуляции и гемодинамики внутренних органов; снижение неспецифической резистентности и резервных возможностей организма (Wigram T. et al., 2002; Шушарджан С.В., 2005а; Tьpker R., 2008). При наличии показаний МТ назначается без ограничений возраста и пола

    У музыкальной терапии всегда есть целевая ориентация: музыка, в разных видах, применяется в терапии для того, чтобы эффективно работать над целями, которые ставятся при начале терапии. Цели эти уникальны и зависят от потребностей клиента или группы. При этом эти цели не являются музыкальными (например, «научиться играть прелюдию Баха», «улучшить вокальную интонацию» и т.п.): именно этим музыкальная терапия отличается от музыкального образования (хотя музыко-терапевтический сеанс может проходить и, например, в форме урока вокала — в случае, когда целью является преодоление социофобии пациента или оптимизация его респираторной функции). (Davis, Gfeller, Thaut, 2008).

    Анализируя музыкальные реакции клиента, музыкальный терапевт оценивает (диагностирует) его психоэмоциональное и физическое состояние, его социальные и коммуникативные навыки, уровень умственного развития. После этого музыкальный терапевт планирует индивидуальные и групповые сеансы терапии, в зависимости от потребностей клиентов. Вот некоторые из техник, которые могут использоваться в терапии:

    · прослушивание специально подобранной музыки

    · обсуждение текстов песен

    · рисование под музыку

    · медитация под музыку

    · обучение посредством музыки

    · структурированные музыкальные упражнения

    · музыкальное выступление (клиента или пациента)

    Разные техники эффективнее для работы разными группами населения. Её выбор также зависит от музыкальных навыков самого терапевта, его подхода к терапии, опыта, терапевтической интуиции и технических возможностей (например, от наличия или отсутствия определённых инструментов).

    Музыкальный терапевт часто работает в составе многопрофильной команды специалистов и участвует в формировании индивидуальных планов лечебно-оздоровительных мероприятий (или, в специальном образовании, индивидуальных учебных планов). Работая в команде или индивидуально, музыкальный терапевт осуществляет периодическую оценку успешности терапевтического вмешательства; при необходимости, меняет стратегии терапии, добиваясь большей эффективности; а также документирует процесс терапии. (Davis, Gfeller, Thaut, 2010).

    Вопределении, предложенном Всемирной федерацией музыкальной терапии (1996), указаны основные направления применения МТ: «Использование музыки и/или ее музыкальных элементов (звук, ритм, мелодия и гармония) врачом-музыкотерапевтом и пациентом или группой в процессе, предназначенном облегчать и развивать коммуникацию, отношения, самовыражение и организацию (физические, эмоциональные, умственные, социальные и познавательные), развивать потенциальные возможности и развивать или восстанавливать функции индивидуума так, чтобы он мог достичь лучшей внутри — и/или межличностной интеграции и, следовательно, лучшего качества жизни» (Wigram T., 2002).

    В японском центре Yamacha программа развития коммуникативных возможностей с помощью МТ рассчитана на людей молодого возраста, пострадавших от психологического давления. Терапевтическая цель подобных занятий — социализация, терпимость по отношению к другому. Проводится музыкальная коррекция с аутичными детьми. МТ в Индии имеет древние культурные традиции. В настоящее время широко исследуется терапевтический потенциал индийской музыки, основанной на уникальной ладовой системе индийской раги. МТ Индии, представляемая как раздел профилактической медицины, ориентирована на устранение беспокойства, возвращение пациента к внутренней целостности и миру с самим собой (ведическая музыка, нада-йога) (Самсонова Г.О., 2007).

    Основой методики С.В. Шушарджана (2005а) является древнекитайское учение о пяти звуках (пентатонике), соответствующих пяти первоэлементам, а также определенным органам человека, вследствие чего воздействие того или иного звука на определенный орган и производит оздоровительный эффект. Энергоинформационная МТ Р. Блаво основана на древнеиндийском учении о семи чакрах — энергетических центрах человека, отвечающих за здоровье органов, находящихся в их «зоне влияния». Воздействием на эти чакры специально подобранными музыкой, цветом и ароматом и осуществляется, согласно Р. Блаво, музыкотерапевтическая работа (Блаво Р., 2003).

    С современных позиций функции музыкального терапевта заключаются в проведении сеансов МТ, основываясь на предварительно изученных данных клинического диагноза, ориентируясь на физические, эмоциональные, социальные и психологические потребности пациента (Wigram T., 2002; Tьpker R., 2008). Таким образом, оздоровление с помощью музыки являетcя системным процессом интерактивного сотрудничества. Пациенты вовлекаются в разнообразные формы работы, включая прослушивание лечебной инструментальной музыки, движения под музыку, импровизацию и лечебное пение. В целом, МТ — это систематическое использование музыки с целью достижения немузыкального результата, когда музыка применяется для коррекции физических, психологических, когнитивных и социальных функций (Aldridge D., 2000; Шушарджан С.В., 2005а; Grocke D., Wigram T., 2007; Butterton M., 2008; Самсонова Г.О., 2009).

    музыкальная терапия диагностика психоэмоциональный

    СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ В ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

    студент, лечебного факультета СГМУ им. В.И. Разумовского,

    студент, лечебного факультета СГМУ им. В.И. Разумовского,

    За последние полвека психотерапевтические методики активно преодолели психиатрический рубеж и с успехом внедрились в лечебную деятельность других областей медицины. Это имеет отношение и к хирургии. Всем известно, что хирургическая работа помимо операций включает немаловажные периоды: предоперационную подготовку, послеоперационный период, консервативное или паллиативное лечение. Психотерапия находит свое применение на любом из вышеперечисленных этапов, а выбор ее методик диктуется характером и стадией заболевания.

    Читайте так же:  Как вдохновлять мужчину на подвиги

    Гипноз

    Одним из первых проверенных наукой методов психотерапии, применявшегося в хирургии, являлся гипноз. В 1843 году появилась книга английского хирурга Брэда о нейрогипнологии, в ней впервые был изложен термин «гипноз», ранее носившем название «магнетизм», и с этого момента началась эра научной гипнологии. Брэд поделился возможностью использования гипноза в лечебной работе и, что было немаловажно в тот период, для анальгезии и анестезии во время оперативных вмешательств. Операции под гипнотическим воздействием остаются возможными лишь для пациентов, погруженных в глубокий гипноз (третьей степени), у которых гипнотический сон ранее вызывался не один раз в силу достаточной тренированности. Также наблюдения Берга показали, что у лиц со слабой устойчивостью к гипнозу небольшие хирургические операции могут проводиться при внушенной анестезии даже в состоянии бодрствования.

    Впервые в России гипноз применил известный саратовский учёный-естествоиспытатель, врач-психотерапевт Подъяпольский Петр Павлович. Данный метод психотерапии он использовал еще в период первой мировой войны для общей и местной анестезии. Им производились непростые операции: иссечение варикозных вен нижних конечностей, изъятие из различных костей пуль и осколков мин, резекция ребер и удаление носовой перегородки. Многие российские гипнологи (Буль, Вельвовский, Платонов) в сотрудничестве с хирургами участвовали в операциях под гипнотической аналгезией.

    Гипноз может быть использован в предоперационном периоде для подготовки больного к оперативному вмешательству, нивелирование предоперационной тревоги и в постоперационной фазе для уменьшения болевого синдрома, ослабления послеоперационной симптоматики, если быть точнее, снятие задержки мочеотделения и дефекации после операции. [1]

    Аутогенная тренировка.

    Аутогенная тренировка – это активная методика психической терапии и профилактики, направленная на восстановление динамического баланса гомеостаза, нарушенного в результате эндогенного или экзогенного воздействия на организм человека. Основными звеньями данного метода являются тренинг релаксации мышц, самовнушение и самовоспитание. Интенсивная аутогенная тренировка по своей активности противостоит некоторым отрицательным сторонам гипноза в его классическом исполнении – пассивному участию пациента в лечебном процессе, большой зависимости от лечащего врача.

    Лечебным методом аутогенная тренировка стала в 1932 году, когда была предложена Шульцем в лечении неврозоподобных состояний. А с середины ХХ века её стали применять и в нашей стране. Лечебный эффект аутогенной тренировки, наряду со снижением психофизиологической активности, получаемой непосредственно при доминировании парасимпатики вегетативной нервной системы и способствующей исключению состояния стресса, опирается также на процесс ослабления импульсной нагрузки на лимбическую и гипоталамическую области, что в итоге сопровождается снижением общей тревоги и развитием противострессорного влияния у пациентов. [3]

    Музыкотерапия

    На сегодняшнее время одной из интересных и пока мало исследованных методик психотерапии является музыкотерапия. Данный термин имеет греко-латинские «корни» и в переводе означает «лечение музыкой». Музыкотерапия трактуется разными авторами по-своему. Многие ученые относят музыкотерапию к вспомогательным средствам психотерапии, средством специфической и индивидуальной подготовки больного к более сложным терапевтическим методам.

    Множество исследований показали, что наиболее полезной музыкой в звукотерапии является классика. [4]

    [3]

    Сознательное самовнушение

    Наиболее простые и действенные приемы самовнушения были изложены в работе французского аптекаря Эмиля Куэ. Его методика самовнушения, основанная на повторении словарной формулы множество раз, содержит в себе утверждения о нормальном здоровье определенного органа, хорошем самочувствии и настроении, уверенности в себе и в своих делах. Сознательное самовнушение – действенный метод лечения. Он позволяет нивелировать болезненные по своим последствиям представления и умозаключения, заменяя их добрыми и благотворными. Куэ всегда говорил, что формула лечебных представлений должна быть простой и не угнетающей волю и характер. К примеру: «С каждым новым утром я чувствую себя лучше и бодрее». И синтез произвольных самовнушений не должен включать волевые усилия.

    Методика включает в себя три последовательных мероприятия:

    1. Лечение в предоперационный период всегда должно начинаться с подготовительной беседы, во время которой разъясняются влияния самовнушения на организм испытуемого, его положительные эффекты на блокирование последствий стрессовых ситуаций. Необходимо убедить пациента в том, что его собственные мысли влияют на функционирование организма.

    2. Стадия составления формулы самовнушения, которая может изменяться до и после операции. Важно соблюдать основные критерии формулы: простота, немногословность, позитивный смысл фраз. Например: «Операция пройдет успешно» вместо «После операции не будет осложнений».

    3. И непосредственно сам процесс самовнушения. Пациент принимает подходящую и удобную позу, закрывает глаза, полностью расслабляется и медленно, четко, негромко повторяет (около 20-25 раз) сформулированную формулу. Однако повторять формулу необходимо монотонно, нельзя фиксировать внимание на её содержании.

    Сеанс сознательного самовнушения продолжается максимум 5 минут, повторяется формула 4-5 раз в день. Благоприятным временем для самостоятельного внушения являются утро перед началом бодрствования и вечер перед сном. [2]

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Список литературы:

    1. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. Для вузов / Изд. 2-е, спб.: Питер. – 2002.
    2. Куэ Э. Сознательное самовнушение как путь господства над собой / Издательство: «Амрита». – 2017.
    3. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка: (Справочное пособие для врачей). – Л.: Медицина. – 1986.
    4. Сидоренко А.А. Музыкотерапия как психотерапевтическое направление // Международный студенческий научный вестник – 2016.

    Источники


    1. Биркгофф, Г. Математика и психология / Г. Биркгофф. — М.: [не указано], 2014. — 522 c.

    2. Свияш, А.Г. Советы брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться / А.Г. Свияш. — М.: АСТ, 2015. — 203 c.

    3. Садовская, В.С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.С. Садовская. — М.: Юрайт, 2013. — 506 c.
    4. Регуляция репродуктивного поведения и репродуктивное здоровье / И.С. Морозова и др. — М.: Ленанд, 2015. — 240 c.
    5. Дарья Федорова Мысли многодетной мамы вслух, или Полуночные записки на подгузниках (комплект из 2 книг) / Дарья Федорова. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 416 c.
    Коррекция болевых синдромов методами музыкотерапии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here